Легенды республики Коми

Вселенная мифов Коми

На широких крыльях песни унесу вас в край преданий,
Пусть слова мои, как зерна, в вашем сердце прорастают.
Вновь в туманном мраке леса жребий Семеро бросают.
Ждут избранника три мира,все три слоя мирозданья,
За огнем подземным Шонди будет путь его лежать.
Слушай слово древней песни, ведай вековечным знаньем,
В темноте холодной Пармы дух великий избран был.

РЕКА СИР-Ю

Средний мир от нижнего отделяет великая река Сир—Ю. Вкруг над мирами раскинулись её воды, надёжно скрывая мир мёртвых от мира людей. В водах Сир—Ю живёт водяной Вакуль, сжирающий всех, кто ступает в его владения. Только знающие—тодысь могут найти мост, ведущий из одного мира в другой. Есть и другие реки меж другими мирами.

ОШ

Медведь Ош лежит безмолвным стражем на входе в подземный мир. Лишь мертвым есть дорога в царство смерти, поэтому ни дух из мира живых, ни человек не пройдёт мимо Оша. И потому охотник, убивший медведя, должен воздать ему великие почести.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ

Ен населил средний мир духами,зверьми и людьми,он засеял леса высокими соснами и елями, а реки заполнил рыбами. Добрых духов он расселил в среднем мире,а злых духов отослал в нижний мир, затем поставил Оша сторожить границу.

МЕДВЕЖИЙ ПРАЗДНИК

Многое должен сделать охотник, если решит пойти на Оша. Ведь Ош бессмертен, и только на время может дать охотнику своё мясо. Нельзя,что бы Ош услышал голос охотника, ведь потом он сможет его выследить. Когда же Ош пойман, в честь него должен быть устроен великий праздник. Голова Оша должна быть жертвой его отцу Ену, и многие песни должны быть спеты, для того, чтобы скрыть от него тех, кто его усыпил.

ЧУДЬ

Всех духов мы зовём чудью. Одни из них были созданы Еном на заре мироздания, другие стали чудью: это мертвецы, что не прошли Последний путь. Есть среди них и полезные духи, помогающие в землянке, есть и злые, насылающие несчастья. У многих вещей есть духи, и зная их пути, можно ими управлять.

ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ

Умирая, наша душа, которую мы зовём Орт, проходит Последний путь.
Она проходит по всем трём мирам и достигает железной горы предков.
Все духи знают о Последнем пути и помогают Орту

БОЛОТО СИР-Ю

Орт проходит по реке Сир—Ю, что течет по нижнему миру. Грешные души вязнут в реке и вечно гниют в ней. Тысячи нечистых душ превратились в смрадную жижу и река стала болотом черным и густым, как смола. Когда придёт твой час, иди смело, нет пути назад.

МЕНКВЫ

Одни из первых духов, что сотворил Ен были менквы. Он не дал им разума, но дал им вечную жизнь. Безмолвно они стоят в отведённых местах. Лесные менквы возвышаются над верхушками деревьев, болотные менквы вечно смотрят в туман, озерные менквы пьют воду, чтобы потом она выпала дождём.

ЗОЛОТОЙ ВЕК

Земля была богата дарами,и колосья росли полными от земли доверху. Небо было близко и птиц, что летали по своему звездному пути, можно было ловить руками.Люди косили ячмень шилом, и однажды, один из них нашел серп. Серп вырвался из рук и отрубил ему голову. Тело его провалилось сквозь землю и стала вратами для гадов и духов из нижнего мира. Небо же отдалилось от гадов нижнего мира и стало недосягаемым. Его тело и по сей день лежит у границы миров.

***

Это было до рождения всех вождей могучих-Памов, до того, как кама потекла среди тайги. В океане безграничном утка по волнам плыла. Из яйца первичной утки Ен родился прародитель, Первый лось, отец всех духов и создатель всех людей. Скорлупа же превратилась в мир срединный и высокий, Нижний мир же зародился в мрачной бездне под водой.

КУДЫМ-ОШ.

Кудым-Ош-сын одноглазой шаманки Пэвсин и медведя. Он стал вождем, но не все любили Кудыма. Хитростью отправили его в болота к вогулам, где жила проклятая невеста с головой чудовища. Все кто сватался с ней и пугался лика, были казнены вождем вогулов. Но Кудым-Ош приглянулся вогулке, и она показала ему свой красивый истинный лик. Он взял её в жены, к удивлению вождя и вогулов, и вернулся в свой край, основав Кар, который назвали его именем — Кудым-Кар. Позже хитростью в Кар проникли враги под ликом торговцев. Кудым-Ош вступил с ними в битву и одолел всех, но и сам погиб в бою. Его похоронили под горой, где он ждёт пробуждения. Когда наше племя будет в жуткой беде, Кудым-Ош пробудиться.

НИЖНИЙ МИР

Когда был рождён Ен, в мрачных глубинах бескрайнего океана взял свое начало нижний мир, чтобы было, где жить проклятым.
Немногие тропы ведут в это древнее место, где ходят мертвецы и забытые духи ждут своего часа. Именно там, в глубинах подземелья, можно добыть жаркий огонь Шонди.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИРА

По бескрайнему океану, под низким небом плыла Утка. Утка снесла яйцо, и из него вылупился Ен — лось, первый дух, первый бог, отец всех людей. Ен увидел себя в отражении, и вот, из двух лосиных голов образовался небесный свод, верхний мир — обитель богов и душ. Скорлупа яйца, из которого появился Ен, стала землею — средним миром. Из осколков скорлупы Ен сотворил многих древних духов: великого шестиного лося, лешего Ворсу и водяного Вакуля, хищного Карс и грозного Оша, строителя Манг-Онта и коварную Йому и сонм других, младших духов, которых мы зовем чудью.

ДОЧЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ

Однажды Ен стал искать себе жену. Он пришел в землянку, где жили старик со старухой, у которых было три дочери. Он скинул шкуру и поручил дочерям заботиться о ней. Старшая и средняя дочери не смогли удержаться и съели по кусочку лосиного жира, и лишь младшая позаботилась о ней как следовало. Младшую дочь выбрал себе в жены лось Ен. У ена и Дочери человеческой родилось семеро сыновей — человеколосей — наполовину людей, наполовину богов. Они учились многим вещам у отца своего и матери своей и научились понимать пути всех духов, и узнали беды и тревоги людские.

РАЗЛУКА

Шло время, и Ен не смог жить с дочерью человеческой. Смрад живых гнал его из землянки и застилал ему взор. Он ушел от своей жены и забрал сыновей, и отправился с ними на охоту. Долго Дочь человеческая смотрела вслед уходящим сыновьям.

***

Время шло и Ен великий за женой ушел в мир средний, и у старика со старухой древней были трое дочерей. Сбросил Ен обличье лося и вошел в землянку к людям. …Младшая была достойна, и ее он взял с собой, семеро у них родилось сыновей, семь братьев, и лосями они были и детьми от человека, долго жили Ен с женой своею и их семеро детей.

ШОНДИ

Вечное пламя Шонди когда-то носил Шестиногий лось по Верхнему миру. В то время не было ночи. Когда Ен убил лося, шонди скатилось за горизонт и упало в бескрайний океан. оно долго падало и наконец достигло Нижнего мира. Там Шонди лежит и по сей день, и лучи его не долетают до других миров.

***

…Но оставил навсегда он дочь рода человека, на охоту Ен-создатель вместе с сыновьями ушел, чтоб пойти по следу лося, что бежал быстрее ветра, и, догнав в тайге суровой, вмиг пронзить стрелой его. Шестиногий лось могучий мог ходить мирами всеми, на рогах его лежало шонди, своим светом покрывая царство мертвых, мир срединный и высокий мир богов.

ПЕРВАЯ ОХОТА

Средь слоев мироздания обитал шестиногий лось, который носил на своих рогах солнце, что носит имя Шонди, из нижнего мира в верхний. Он был быстр как мысль, и силен, как северный ветер. Долго шестиногий лось носил солнце, пока Ен не пошел на охоту. Ен пошел на охоту за древним лосем и взял с собой своих сыновей. Долго гнался по тайге за лосем Ен. Наконец Ен убил его, а шкуру его прибил к звездам. Так Ен научил сыновей и всех людей охоте, но и не только этому.

ВОЛК

Тот, кто живет в лесу, тот, у кого серая шкура. Он — один из мрачных созданий Ена. Он зол и коварен, и, говорят, однажды чуть не погубил самого Ена, когда тот принял человеческий облик.

***

С семерыми сыновьями долго гнал свою добычу по мирам меж океана Ен создатель всех живых, наконец настиг он лося на горе с железным склоном, и пронзил стрелой его он, свергнув шонди в подземелье, и великий холод вдруг сковал все мирозданье, покрывая снегом царство мертвых, древних духов, и заковывая льдами мир людей и мир богов.

ДОРОГА ПТИЦ

Высоко в ночном небе ярко светит путь птиц. Он простирается от океана до океана, и светел, словно начерчен молоком. По этому пути птицы летают весной и осенью, и он не дает им сбиться с пути.

ЯЩЕРЫ

Гады и ящеры обитают под землею, это тоже чудь. Лапы их когтисты, у иных хвост как у бобра, и для пропитания они пожирают безмолвных рыб. Часть ящеров видна и людям, они путешествуют между мирами, другая же часть видна только знающим. Скрытые ящеры могут двигать горы и воздвигать мосты.

МАНГ-ОНТ

Когда еще не было людей в Среднем мире, Манг-Онт ходил по Парме. Манг-Онт был настолько огромен, что по грудь погружался в землю и тяжестью своей, и рогами своими прокапывал русла рек. Где он ложился, образовывались озера, где пастбища были его — появлялись моря. Однажды семеро птиц село на рога Манг-Онта, и земля уж не смогла сдержать его веса. Он провалился сквозь землю в нижний мир, и по сей день он спит средь опавших рогов. Мы и сейчас находим грозные его рога в земле, когда они сбрасывали их на заре мироздания.

ЛЕС КОСТЕЙ

Шло время, Манг-Онт все спал в темноте нижнего мира. Раз за разом с его головы падали тяжелые бивни, все больше и больше становилось их, пока не образовали они Лес костей. Среди опавших рогов поселились духи нижнего мира, густым и непроходимым стал этот лес.

ЗЕМЛЯТРЯСЕНИЯ

Могуч Манг-Онт, когда он построил средний мир. И сейчас его рога полны силы. Когда он поднимает свою тяжелую голову, сотрясается свод нижнего мира и ходуном ходит земля в среднем.

ЧЕРАНЬ

Великий паук Черань, хозяин мрака, плетет во тьме свою паутину. Его семьдесят семь глаз зорко следят за всеми Ортам, и он помогает мертвым попасть в Средний мир. Но берегись тот дух, что попадет в сети к Черани. Над Сир-ю, что течет в сумрачных пещерах нижнего мира, в пропасти настолько глубокой, что не видно дна, Черань сплел огромную паутину. По ней Орты идут рядами из нижнего мира в средний. Тень за тенью, день за днем, век за веком.

ВАКУЛЬ

На речном дне живет водяной Вакуль. Он — грозная щука, повелитель всех водоемов. Он сжирает людей, что не приносят ему жертву. Затаившись во тьме, он ждет свою добычу. Вакуль-водяной держит и свое хозяйство — у него есть и жена, и избы, и скот. Ночью у реки порой можно увидеть пасущихся коров водяного. Стоит лишь накинуть веревку через шею одной из них, и она твоя. Но бойся мести Вакуля.

РЕКИ ВСЕЛЕННОЙ

Миры соединены собою многими реками и знающий может путешествовать из нижнего в средний, а из среднего в верхний по этим рекам. Есть и другие пути между мирами, но у каждого пути свой страж, и нет легкого пути обратно.

ЛОВ

Когда Орт проходит последний путь, душа Лов вылетает из человека в виде бабочки и улетает в верхний мир жить в светлых избах. Много белых бабочек живет на горе предков.

СРЕДНИЙ МИР

Средний мир лежит на осколках скорлупы, из которой был рожден Ен. Этот мир Ен создал, для жизни людей и духов. Бескрайние леса тянутся до самого края мира, а рядом с краем раскинулся безграничный древний океан, по которому и по сей день плавает Утка — прародительница всего сущего.

ИДОЛЫ

Богам, духам и предкам в жертву мы приносим величественные образы — идолы. Часть мы делаем из дерева, часть из металла. Некоторые же возведены в их честь и отмечают места святилищ. Если идолы далеко, то с собой у нас всегда их бронзовые образы, и тогда любое дерево может превратиться в святилище.

ВОРСА

Хозяина леса мы называем Ворса. Звери — скот Ворсы, а птицы — его куры. Ворса уносит к себе детей, проклятых матерями и не отбрасывает тени. В лесной тишине он таится, у святилища ожидая жертву. Давно у них вражда с Вакулем. По ночам в тайге слышен треск веток — это леший сражается с водяным. Если помочь Ворсе в его борьбе, то отблагодарит тебя.

СЕМЕРО

Когда Ен подстрелил древнего лося, солнце сорвалось с его рогов, упав в океан и скатившись глубоко в нижний мир. Мрак накрыл все миры и холод сковал средний мир. Гибель грозила всему живому, поэтому Ен поручил сыновьям каждый день спускаться во тьму нижнего мира и поднимать подземный огонь в верхний, чтоб согревать мирозданье. Семеро ходят меж людей. Они научили нас охоте. Они несут подземный огонь, и они научили и нас доставать его крупицы.

КОНЕЦ ПУТИ

После нижнего мира, Орт проходит по всем местам, где бывал в мире людей, и прощается со всем в последний раз. Дыхание Орта слышат и живые. Говорят после долгого путешествия: «Ну и сделал я длинный путь Орту». Путь Орта заканчивается в Верхнем мире, на железной горе, где волосы стелются, словно трава, где в вечности Ен обитает. Орт проходит долгий путь, и вот, достигает горы первопредков, чтобы у мирового дерева на веки поселиться в светлых избах.

***

Ен увидел, что не могут жить без шонди все три мира, но и Ену не под силу было вызволить из мрака круг палящий, что с чела его добычи в бездну пал. Семерых всех сыновей он подозвал к остову лося, из его рогов великих он собрал для них оружье, одному дал посох, а другому лук он создал, что и в пламени подземном не покроется золой.

КУДЫМ-КАР

Великий город-кар нашего народа зовется Кудым-кар, в честь вождя его воздвигнувшего, Кудым-Оша.

ЙОМА И КАРС

Ведьма Йома ходит средь людей. Она может подойти к племени в образе нищенки, и горе тем, кто впустит ее. Они снимает свой скальп и ищет в нем вшей. Йома принимает облик птицы и приносит с собою болезни и несчастья. Другая хищная птица — проводник в верхний мир, зовем ее мы Карс. От крика ее содрогается земля, в грозу летать она привыкла. Она помогает людям и потому ей мы воздаем почести.

ВЕРХНИЙ МИР

Ен обитает в Верхнем мире, и никто не может потревожить его покой. Но лишь отсюда огонь Шонди может достичь все другие миры. Тропа в Верхний мир ведет по железной горе к тому месту, где птиц можно ловить руками, где трава стелется как волосы, и где светлые избы стоят меж облаков.

***

Каждый сын был даром Ена друг за другом наделен, Бог-Создатель поручил им взять оружье и решиться, кто пойдет в мир нижний, отыскать крупицу шонди, и, подняв ее осколком рога, принести во все миры. Первый жребий был там брошен, на горе великой предков, мерзнет средний мир без солнца, замерзают в верхнем духи, наконец один из семи братьев первым избран был идти.

ВОЙПЕЛЬ

Многоликий Войпель испытывает духов, что осмеливаются вступить в верхний мир. Один его лик — сказание, и он ждет историй. Другой его лик — гнев и сверкающая ярость. Третий его лик — северный ветер, что сковывает путника каменным морозом. Уши его как речные раковины, и всюду, где дует северный ветер, он ведает, что творится.

МАНЬПУПУНЕР

В холодной мгле, на пустынной горе предков, где бушует северный ветер Войпель, величественно возвышается Маньпупунер, древнее свидетельство могущества Ена и его сыновей. Ен с сыновьями долго гнался за шестиногим лосем и наконец догнали его у древних гор. Когда Ен натянул тугую тетиву и пронзил свою добычу, земля содрогнулась. Высокие горы рушились, грозили смертью семерым сыновьям. Чтобы спасти своих сыновей, Ен спрятал каждого в крепкую скалу. Когда Ен прибил шкуру лося к небу, земля успокоилась. Он выпустил семерых из их убежища, но эти скалы, что мы зовем Маньпупунер стоят и по сей день, напоминая о величии Ена и его сыновей. День за днем, неделю за неделей, семеро человеколосей по очереди носят солнце из нижнего мира в верхний, и так будет до скончания времен.

***

Он прокрался мимо Оша, хитростью его преодолевши, и во мраке подземелья вместе с мертвыми он шел. Он от Шонди взял крупицу, скрыв от Вакуля и Ворсы, на могучих крыльях Карса в верхний мир ее принес. Здесь в вершине мироздания, Солнце замерло бесследно. Это значит, что средь елей, будет брошен вечный жребий, и один из семи братьев вновь пойдет по всем мирам.

Есть Конец у Древних песен, есть преданье у народа, как горит зарёю Парма, как пылает в небе Солнце, так и Человеколось Великий, путь свой держит каждый день.

* Автор неизвестен.

Коми легенды и предания

Анастасия Учаева
Коми легенды и предания

Васа – водяной, дух-хозяин воды.

Многочисленные Васа, по представлениям коми, четко подразделялись, как и духи лесные, на духов-хозяев воды и водной живности и прочую подводную нежить.

Соответственно, и отношение к ним было различным. Водяной дух-хозяин мог представатьперед людьми в различном облике: антропоморфном, зооморфном и антропо-зооморфном.

Васа в человеческом обличье (рослый мужчина с длинными темнозелеными илистыми волосами, одетый в зеленый кафтан) иногда появлялся на берегу. Когда он обратно бросался в воду, поднималась буря, и по поверхности воды прокатывались огромные волны.

Представляли водяного и в виде могучего старика с седой бородой.

Северные коми-зыряне считали,что внешний вид Васа зависит от погоды: в дождливые, ненастные дни он появляется в виде брюнета с мрачным взором и изможденным лицом, а в солнечную погоду превращается в блондина с голубыми веселыми глазами и белым лицом (отражение народных представлений о человеческой красоте).

В человеческом облике Васа появляется на берегу и для того, чтобы вступить в схватку с лешим, которого не любит за брошенные в воду коряги.

В виде человека он представал также перед рыбаком, который ранил его сына, находившегося в облике большой щуки, приглашая его к себе под воду, чтобы вылечить сыну раненный глаз. Считалось, что кровь у водяного синего цвета.

Гораздо чаще, по представлениям коми рыбаков, Васа представал в виде очень крупных щук, которые стояли в воде головой по течению, а не против, как обычно стоят рыбы. Таких щук остерегались бить острогой, поскольку верили, что находящийся в их обличьи Васа способен обратить острогу против самого рыбака.

В облике человекорыбы (мужчины с рыбьим хвостом) Васа предстает в мифологическом зачине одной из коми сказок. Одинокая женщина жила на берегу реки и добывала себе на пропитание рыбной ловлей. Однажды к ней обратился водяной и посетовал,что он ей всячески помогает: выращивает рыбу, загоняет ее потом к ней в сети, а она ни разу его не угостила. Поскольку у водяного вместо ног был рыбий хвост, женщина устроила ему угощение прямо на берегу, после чего они «согрешили», и у неё от водяного духа появились два сына.

Считалось, что Васа не даст рыбы, если плюнуть на берегу водоема. За ругательство, произнесенное во время заброса невода, водяной дух мог в клочья изодрать сеть.

Чтобы заслужить расположение духов-хозяев воды, как и лесным духам, им полагалось делать приношения.

Врса – лесной дух-хозяин, леший

Живым воплощением лесного духа или его ипостасью у коми считался медведь. Подобное, более или менее полное слияние образа духа-хозяина леса или гор с медведем отмечено у целого ряда сибирских народов.

Иногда Врса летал над деревьями в лесу, появляясь и исчезая, как птица с шумным полетом. Его голосу приписывался крик филинов в лесу. Обычно же владыка леса оставался невидимым, или же появлялся в виде ветрового смерча, который, по представлениям коми, свидетельствовал о совершавшемся путешествии целой группы леших, воспринимаемом как свадебный поезд.

Если кто-нибудь смотрел на вихрь между ног сквозь растопыренные пальцы рук, то он мог увидеть лесного духа воочию.

Достаточно часто лесной хозяин представал в человеческом облике, сведения о котором также противоречивы. По различным версиям Врса от обычных людей отличает гигантский рост (с сосну) и отсутствие одежды; высокий рост, некрасивость и бородатость; вывернутые пятки ног (табъя кок) и прозрачность костей; отсутствие бровей и ресниц; отсутствие тени.

Лесной дух мог иметь и ничем внешне непримечательный облик: рослый человек в черном суконном кафтане, молодец в синем или белом шабуре, запахнутом левой полой наверх.

Жили лешие, по представлениям коми, в глухих лесных чащах в треугольных домах и вели там обычное крестьянское хозяйство. В обходе своих лесных угодий Врса обычно сопровождала его собака, отличающаяся от обычной тем, что от ее лая не было эха. Если охотник, встретив во время промысла собаку Врса, скармливал ей кусок хлеба, она становилась его собственностью. Считалось, что такие собаки очень добычливые.

Популярным в цикле фольклорных текстов о Врса является сюжет борьбы Врса с водяным, в котором охотник оказывает Врса помощь.

Так, по одной из версий, фольклорный герой — охотник Йиркап — именно от Врса узнал о существовании волшебного, «своего» дерева (ас пу, из которого сделал себе волшебные лыжи-самоходы. Эту ценную информацию Йиркап получил за то, что, выстрелив из лука вводяного (Васа, спас Врса, который проигрывал в жестокой схватке хозяев двух природных стихий.

Более серьезным проступком было приписываемое лесному духу похищение людей. К нему попадали «проклятые» (посланные к Врса) дети. Врса уводил к себе также всех воров и мошенников, оказавшихся в лесу. Но он похищал и ни в чем не провинившихся людей, поселял у себя в доме и загружал тяжелыми хозяйственными работами. Считалось, что если в доме Врса ничего не есть и не пить, то он отпускал своего узника. Иногда он отпускал похищенного через некоторое время.

Для обеспечения удачи в промысле полагалось приносить дары лесному духу. Обычно это приношение приурочивалось к началу промысла, а также делалось в честь первой добычи.

Ен – верховный бог-демиург.

В коми-зырянских космогонических мифах Ен предстаёт в орнитоморфном облике: в виде лебедя, утки или голубя, в одном из мифов – в виде лягушки

Вместе с Еном в сотворении мира участвует его брат или же товарищ Омль, соперничающий с ним. Иногда они творят вместе, так, например, была создана скрипка, появилось кузнечное ремесло.

В коми-зырянской мифологии первыми кузнецами были боги-демиурги Ен и Омль. Ен решил научить людей делать инструменты из железа, но оно не сваривалось. Только после совета Омля Ен освоил кузнечное ремесло и обучил ему людей.

Сигудк (струнный смычковый музыкальный инструмент, с которым в коми-зырянской мифологии связано появление музыки, сделал Ен. Но Сигудк не звучал. Ен обратился за помощью к Омлю, и тот посоветовал прилепить к углу корпуса Сигудк кусочек коз сир «еловой смолы» и натереть ею смычок. Ен сделал так, и из Сигудк полилась музыка. Ен тогда проклял Сигудк, основным творцом которой, таким образом, стал Омль.

После сотворения мира во всём его многообразии и окончания борьбы за обладание космическим верхом, в которой он одержал победу, Ен отправляется жить на небо и больше в земные дела не вмешивается, то есть по своей сути становится так называемым «Праздным Богом»

Впрочем, по представлениям коми-пермян, Ен, который отличается от обычных людей тем, что может прожить тысячу лет (подразумевается «бесконечно долго», гигантскими ростом и физической силой, иногда нарушал принцип невмешательства в земные дела.

Если жители какой-либо деревни начинали поголовно грешить и бесчинствовать, Ен поднимал всю эту деревню одной рукой и забрасывал её далеко за море.

Образ Ена, мифы о сотворении мира привлекали коми писателей и художников.

Йиркап – герой преданий Вымских коми-зырян.

В энциклопедии «Мифология Коми» даются другие подробности из жизни легендарногозырянского охотника Йиркапа:

Согласно преданию Йиркап жил в верховьях Выми в селе Кони и занимался охотой.

Однажды, находясь на промысле, он увидел на берегу озера Синдор драку Васа и Врса (водяного и лешего). Васа одолевал лесного духа, тогда Йиркап пришёл к лешему на помощь и выстрелил в водяного из лука.

В благодарность за спасение Врса посоветовал охотнику найти в лесу Ас пу (Своё дерево, которое приносит счастье. После долгих поисков Йиркап нашёл это дерево.

По другой версии Йиркап нашёл своё дерево сам, обратив внимание на то, что его собака в течение трёх дней (или трёх лет) облаивает без какой-либо причины одно и то же дерево.

Во всех вариантах предания говорится о том, что после удара Йиркапа топором по дереву, из дерева выступила кровь. После этого Йиркап срубил дерево (сосну) и сделал из него лыжи.

По другой версии, дерево само сообщило Йиркапу, что оно его Ас пу, и он может сделать из него себе, что захочет. Йиркап делает лыжи.

В третьем варианте дерево говорит Йиркапу, чтобы он сделал из него одну лыжину или приставил щепку обратно.

Сделанные Йиркапом из Своего дерева лыжи обладали необыкновенной скоростью. Не успевала протопиться печь, как Йиркап возвращался с промысловых угодий, находившихся за 300 км от села.

Едва поверхность озера Синдор покрывалась тонкой плёнкой льда, как Йиркап уже нёсся по нему на чудесных лыжах ближним путём на промысел. Лыжи несли сами, достаточно было подумать о том, куда ехать. Чтобы их остановить, нужно было бросить перед собой шапку и рукавицы, чтобы стояли на месте, нужно было положить на них шапку.

Еретнича (колдунья, односельчанка Йиркапа, однажды сказала ему, что на другой стороне реки будет пастись голубой олень, и если Йиркап его поймает, то он будет самым проворным и удачливым охотником на свете.

На следующее утро мать Йиркапа стала печь хлеб, увидела голубого оленя и разбудила сына. Он встал, сунул за пазуху ещё горячий ячменный хлебец и на волшебных лыжах бросился догонять оленя. Погоня продолжалась вплоть до самого Урала, где у оленя копыта стали скользить на камнях, и Йиркап его догнал.

Тогда голубой олень перекувыркнулся через голову и превратился в очень красивую девушку, которая стала умолять охотника пощадить её, но Йиркап не согласился, убил девушку, вынул у неё сердце, сунул его за пазуху и отправился в обратный путь.

Когда он добрался до своего села и переломил взятый в дорогу хлебец, от него ещё шёл тёплый пар. После этого Йиркап отнёс колдунье сердце убитой им девушки-оленя и положил его ей на стол.

По другой версии этого сюжета колдунья заключила с ним пари, что Йиркап быстро добудет тридцать оленей, а вот тридцать первого, голубого, ему убить не удастся.

Действительно, Йиркап, добыв вскоре 30 оленей, долго не мог напасть на след тридцать первого. Наконец, он увидел его и после долгой погони настиг. Тогда олень превратился в сороку, но Йиркап не дал ей взлететь, переломив палкой крыло, и затем убил. Оказалось, что это была дочь колдуньи.

Свою гибель легендарный охотник нашёл в водах им же открытого Синдорского озера, переходя по тонкому льду, отяжелевший от выпитых им ополосок от стирки портянок.

Вместе с Йиркапом погибли и его лыжи.

До сих пор могучий сосновый пень люди называют «пнем Йиркапа».

Образ Йиркапа описывал не только Геннадий Федоров, но и коми писатель Алексей Попов. Спектакль, сделанный по мотивам его повести «Йиркап», был показан на сцене Государственного академического театра драмы им. В. А. Савина и пользовался заслуженным успехом у зрителей.

Крт-Айка (Железный Свекор) – верхневычегодский могучий колдун, герой коми-зырянского предания о Стефане Пермском.

Сюжет о Крт-Айке впервые опубликован бытописателем Е. Кичигиным в середине XIX века, в литературной обработке известен по произведениям М. Лебедева.

Сюжетные компоненты:

— Крт-Айка наделен чудовищной силой и колдовскими способностями,направленными против людей: «Сделал себе одежду из железа, надел на голову железную шапку, а через Эжву протянул железную цепь, которую сковал сам… Изба у него была тоже железная, лук и стрелы железные, все у него было из железа».

Как Юрка и Яг-Морт, он занимается разбоем,грабежом: «Начал он грабить встречного и поперечного. Никому прохода не давал. Железная цепь перегородила всю Эжву с берега на берег – никому не проехать… Кто едет в лодке, тот и попадает в руки Железному Свекору. Иного он оберет, иного отпустит, а иного утопит, без всякой пощады».

О колдовстве Крт-Айки сказано следующее: «По одному его слову меркнут солнце и луна, день превращается в ночь, а ночь в день, река течет вверх, засуха сушит землю; или скажет слово – польет такой дождь, что все избы несет в Эжву. Много бед терпел от него народ, и не было на него ни суда, ни расправы. Никто не смел померяться с ним силой»;

— Состязание двух богатырей-колдунов в силе, неуязвимости и могуществе. Крт-Айка некогда дружил с колдуном Памой из Княжпогоста. Крт-Айка пропускает друга, опускает свою железную цепь на дно Эжвы. Но завистливый Пама недоволен, видя, как Крт-Айка варит сусло, сливает его из железных корчаг в железные ушаты и пьет. Крт-Айка наказывает завистника,останавливает лодку Памы посередине реки: «Раз сусло стой, то и лодка стой!».Состязание двух колдунов кончается мирно: сусло вновь потекло, а Пам поплыл дальше своей дорогой по Эжве.

Железо было необходимым атрибутом Крт-Айки: он носил одежду и шапку из железа, у него был железный дом, лодка, лук и стрелы; приписываемая Крт-Айке, как и другим тунам, неуязвимость объяснялась тем, что у него было железное тело.

Основным занятием Крт-Айки было ограбление судов и лодок, проплывающих по Вычегде, которые он останавливал протянутой через реку железной цепью.

Более того, Крт-Айка был первокузнецом, поскольку до него ковать железо никто не умел, т. е. являлся как бы культурным героем со знаком минус, так как своим знанием ни с кем не делился.

Согласно преданию, Стефан Пермский, плывя в лодке вверх по Вычегде, как и многие другие до него, был остановлен железной цепью, натянутой через реку вблизи от жилища Крт-Айки.

Осенив себя крестным знамением, Стефан ударил по цепи крестом, та лопнула и погрузилась на дно реки. Увидев это, Крт-Айка произнес заговор, и по поверхности реки загуляли огромные волны, грозя опрокинуть лодку. С помощью крестного знамения и креста Стефан успокоил волны и причалил к берегу.

Мелейка – герой коми-зырянского предания о Стефане Пермском, мезенский колдун (тун).

Имя Мелейки, как и имена большинства тунов-соперников Стефана пермского в коми-зырянских легендах, по всей видимости, имеет топонимистическую подоплеку, объясняя происхождение названия мезенской деревни Мелентьево (коми-зырянское Мелей): Мелей + айка «старик» = Мелейка (Меляйка).

Состязание Стефана с Мелейкой предстает в фольклоре как состязание в силе двух колдунов, по канонам «колдовского эпоса» коми-зырян.

Вначале следует сюжет «Сусло, стой! Коли сусло, стой, то и лодка стой!». Стефан едет на лодке по Мезени и видит, что на берегу Мелейка гонит сусло для пива. Стефан произносит заговор, на что следует ответный заговор Мелейки. И сусло, и лодка одновременно останавливаются. После этого Стефан и Мелейка произносят опять же стандартные для аналогичного эпизода, в «колдовском эпосе»фразы: «Сусло, беги! Сусло бежит, тогда и лодка твоя побежит!». После чего статус-кво восстанавливается. Стефан причаливает и вылезает на берег. Мелейка нападает на него с оружием, но Стефан произносит заговор и становится неуязвимым.

Догадываясь, что Мелейка, как и все туны, имеет тесную связь с водной стихией, Стефан приказывает своим спутникам преградить ему путь к реке.

Тогда Мелейка произносит заговор, в результате которого сусло моментально остывает, прыгает в чан, произносит еще один заговор, и сусло начинает бурным потоком заливать окрестности.

В ответ на это последовал заговор Стефана, после которого костер под чаном ярко разгорелся, сусло закипело, а ошпаренный Мелейка выскочил из чана и бросился к реке.

Спутники Стефана встали у него на пути и стали рубить Мелейку топорами наотмашь, но сумели убить его лишь после того, как по совету самого Мелейки разрезали ему нательный пояс.

Пера – коми-пермяцкий фольклорный герой-богатырь, известный также южным (лузско-летским, верхне-вычегодским) коми-зырянам.

Сюжет о Пере-богатыре является одним из наиболее развитых, хорошо сохранившихся как в эпосе коми-зырян, так и в эпосе коми-пермяков. Первая публикация относится ко второй половине XVIII века. Распространен в Усть-Куломском районе Республики Коми и Пермском крае.

Сказания о Пере имеют множество вариантов, но сюжеты большинства из них, по мнению исследователя Ю. Г. Рочева,характеризуются следующими особенностями:

1. Ратный подвиг богатыря является центральным эпизодом. Ратному подвигу предшествуют картины мирного труда. Пера занимается земледелием, охотничьим промыслом. Он дружелюбен, миролюбив, вспыльчив и отходчив, не может терпеть несправедливости, насмешек, жестоко мстит пересмешникам. Брат Перы служит у московского царя.

Неожиданно на царя нападают иноземцы, владеющие чудовищным колесом. По зову царя коми богатырь идет на битву с чудовищем, побивает его. Русский царь хочет наградить Перу золотом-серебром, но тот от награды отказывается, принимает лишь грамоту на лесные угодья и шелковые сети.

2.Поединок Перы с Лешим-Врса: завоеванные в битве с иноземцем-чудовищем права на свободный промысел дичи в родной тайге-парме Пере приходится утверждать в схватке с Лешим-Врса, который не признает дарованных царем прав, хочет извести Перу, убить его сонного.

Сначала он проигрывает Пере в перетягивании на палках: Пера предварительно привязывает себя к смолистому пню, а когда пень начал трещать, Пера пугает обессиленного Врсу, утверждая, что это с треском входят в него новые силы. Затем Врса пытается выведать у Перы, как тот спит во сне. «Сплю, как березовый кряж», – отвечает Пера, разгадав коварный замысел.

Ночью Пера подкладывает вместо березовый кряж, прикрыв войлочным плащем-лузаном. Врса, приняв кряж за Перу, пронзает дерево копьем с серебряным наконечником.

В ответ Пера, притаившийся на дереве среди ветвей, пускает стрелу и смертельно ранит противника, добивает на пороге жилища, становится мужем его жены. Однако, обнаружив колдовские хитрости полоненной женщины, Пера убивает и ее.

Учитывая, что в одном из фольклорных текстов Пера предстаёт в роли солнцеборца и создателя прецедента, установившего годовой ход солнца, сюжет об уничтожении им огненного колеса, возможно, является отголоском древнего аналогичного мифа об установлении суточного хода светила.

Оригинальный коми-пермяцкий миф объясняет возникновение годового хода Шондi (Солнца) и связанной с ним смены времен года. В нем говорится, что некогда зимы не было вообще, а Шондi никуда не уходило из Пармы (Тайги). В Парме было много всяких зверей и птиц, но еще не было людей. Наконец, Парма родила юношу, которого назвали Перой, — интересный вариант рождения первочеловека самой Матерью-Природой.

Пера сделал себе лук и стрелы и стал хозяином и земли, и леса. Однажды, спустившись к реке, он увидел радугу, которая пила из нее воду. За разрешение напиться Пера попросил поднять его за облака.

Поднявшись наверх, Пера увидел «твердь господню» и множество огней, а посередине самый большой огонь – Шондi. Пера решил взять немного этого огня и спустить его на землю, но, приблизившись к Шондi, был отброшен от него грянувшим громом и сверкающей молнией.

После этого Пера оказался на облаках в золотых санях, запряженных серебряным конем, рядом с красивой девушкой. Это была дочь Шондi по имени Зарань, она вставала утром раньше Шондi, а вечером ложилась спать позднее его и следила, чтобы Шондi-огонь никого не сжег. Пера и Зарань полюбили друг друга и спустились жить на Землю.

Увидев это, Шондi рассердилось и ушло далеко от этих мест. На земле стало темно и холодно, замерзли реки и озера, все занесло снегом. Перу и Зарань укрыла Мать-Парма.

Шондi не было семь лет. За это время у Перы и Зарань появилось семь сыновей и семь дочерей. Наконец, Шондi вернулось. Стало тепло, появилась зелень, в небе снова засияла радуга.

Шондi предложило Зарань вернуться, угрожая в противном случае сжечь все на земле. Началась страшная жара, высыхали реки, трескалась земля. Чтобы спасти своих детей, Зарань поднялась за облака, но Шондi продолжало жечь. Тогда Пера со всеми своими сыновьями поднялся на высокую гору, он и семь его сыновей натянули могучие луки и выстрелили в Шондi.

От Шондi оторвался и рассыпался большой кусок, а в Парме зажглось множество огней. Шондi-огонь и сейчас убегает из этих мест, потому и бывает зима каждый год, но уйти совсем Шондi уже не может, потому что его большой кусок греет землю.

Считалось, что если соблюдать традиционные нормы и правила поведения в лесу, а также делать периодические приношения лесному духу-хозяину, он был нейтрален или даже помогал в промысле.

Остальные деяния Перы не имеют явно выраженной мифологической подоплеки и преимущественно свидетельствуют лишь о его богатырской силе.

С охоты Пера приносил по два-три лося на спине. Он вытаскивал воз, который не могла осилить лошадь. Соревнуясь в метании камней, Пера мог бросить на версту камень весом в сто пудов. Он приносил на плечах по двенадцать дубовых стволов зараз и раздавал их соседям для изготовления санных полозьев. Обидевшись на одного из односельчан, Пера поднял и сложил внутрь сруба все брёвна, заготовленные им для строительства дома.

Лыжи Перы, поставленные у стены дома, доставали его стреху, а мчался он на них так быстро, что обгонял лошадиную упряжку.

Обладая богатырским аппетитом, Пера мог съесть за один присест десять блюд пельменей и выпить бадью вина. После неудачной женитьбы на вдове лешего семьи Пера так и не завёл и жил один.

Относительно смерти Перы существует несколько версий.

Согласно одной из них, он жил долго и умер естественной смертью. По другой, состарившись, Пера вместе с одним из своих братьев ушёл в парму (приуральскую тайгу, и там они превратились в камни. По третьей версии, Пера надорвался, натягивая ловчие сети, полученные им в дар от царя, между берёзой на правом берегу реки и сосной – на левом. Придя домой, он лёг в заранее изготовленный кедровый гроб и умер. Или же, натягивая сети между сосной на своём берегу реки и елью, растущей на другом, Пера приложил столько усилий, что ель сломалась. Он упал вместе с ней на землю и вскоре умер от полученных травм.

Сюжет о Яг-Морте впервые опубликован в середине прошлого столетия в «Вологодских губернских ведомостях». Район распространения – бассейн реки Печоры.

Время действия легенды относится к глубокой древности, когда по берегам рек Печоры и Ижмы жили рассеянно «чудские племена», ещё не знавшие земледелия, занимающиеся охотой и рыболовством, а также разведением скота.

В одном из чудских селений стал часто появляться Яг-Морт – великан, ростом с сосну, похожий на дикого зверя. Он похищал скот, женщин и детей, а люди против него были бессильны.

Основные элементы сюжета сводятся к следующему:

На берегу Кучи-реки, что впадает в Ижму, живет чудовищный лесной человек в косматой одежде из невыделанной медвежьей шкуры, жестокий и беспощадный, с «ужасной образиной».

— Кровожадные проделки человека-чудовища: «Выберет ночь потемнее, зажжет деревья и в суматохе пожара делает, что только его кровожадная душа хочет…К тому же был Яг-Морт великим колдуном: болезни, падеж скота, бездождие, безветрие, летние пожары – все насылал он на народ».

— Яг-Морт похищает дочь старшины одного из селений невесту молодца Тугана красавицу Райду.

— Удалой жених Райды собирает друзей, вооруженных стрелами, копьями, вилами, пешнями, отправляется на поиски невесты, на поединок с Яг-Мортом. Смельчаки затаились в засаде возле тропы, вытоптанной чудовищными ногами колдуна, засели в густом лесу на горе у реки Ижмы.

И вот наступает момент: «Переходит Яг-Морт Ижму вброд, прямохонько против того места, где они притаились. Только Яг-Морт ступил на сухой берег, копья, стрелы, камни так на него и посыпались. Остановился разбойник, посмотрел на противников грозным своим кровавым взглядом, взревел и кинулся в самую их гущу, размахивая палицей. И началось страшное побоище. Много голов размозжила палица Яг-Морта, многих изуродовала,но и сам он изнемог: коми без устали резали его копьями, стрелами и камнями. Изнемог он и грохнулся наземь».

— Расправа людей над Яг-Мортом: «И покорился колдун, повел в самую гущу леса, где на высоком берегу Кучи выкопана была просторная пещера. Рядом с пещерой на куче всякого хлама и костей лежала погибшая красавица Райда. В самой пещере нашли много всякого добра, сложили все найденное в кучу и сожгли, а пещеру засыпали камнями. Потом привели Яг-Морта к месту, где бились с ним, отрубили ему голову, вогнали в спину осиновый кол, чтоб встать не мог, и закопали в глубокую могилу».

Коми: Тайная жизнь древнего народа

Помимо официальной истории, изложенной в авторитетных научных трудах, у каждого народа имеются сведения о другой, тайной, стороне жизни. Это легенды о богах и духах, предания о могущественных колдунах и рассказы из недавнего прошлого, подтверждающие, что в мире по сей день много необъяснимого. Эти рассказы передаются из уст в уста, из поколения в поколении, их обычно не доверяют бумаге. Именно такая тайная история необычайно богата у народа коми.

— Salik.biz

От берегов Камы

Наука утверждает, что далёкие предки современных коми селились на берегах Камы ещё в III тысячелетии до нашей эры и получили своё название по имени этой реки. Народ коми относится к финно-угорской группе, хотя и живёт довольно далеко от своих «родственников»: финнов, карелов, эстонцев и венгров. О том, когда впервые произошла встреча русских и зырян (старинное название коми), история умалчивает. Известно лишь, что к началу XII столетия в земли коми уже вовсю ходили новгородские, суздальские и ростовские торговые караваны. Век спустя эти земли присоединились к Новгородской республике, а в конце XV столетия оказались в составе растущего Московского государства. В наши дни Республика Коми занимает территорию в северо-восточной части РФ, от Печорской и Мезенско-Вычегодской низменностей до западных склонов Уральских гор. Общая численность современных коми составляет более 300 000 человек, из них 292 000 живут в своей республике, а остальные рассеяны по Архангельской, Мурманской, Свердловской и другим областям.


Если говорить о вкладе коми в общее культурное достояние народов России, то мы можем упомянуть, например, самобытную национальную кухню. Любите ли вы, к примеру, пельмешки? Ещё бы, какой русский их не любит! А между тем это блюдо попало на хлебосольный русский стол именно благодаря коми, о чём свидетельствует его название («пельнянь» на местном наречии означает «хлебное ухо»). Именно на берегах Камы придумали назначать один из пельменей «счастливым» (класть в него некий сюрприз). Шаньги с картофелем, солёные грибы со сметаной, редьку с квасом и редьку с морковью россияне тоже позаимствовали из кулинарных обычаев коми.

Ну, как говорится, не пельменем единым жив человек. Земля Коми, вполне вероятно, была родиной лыж. В результате раскопок в районе Синдорского озера был найден лыжный обломок, увенчанный вырезанной головой лося. Возраст этой нарядной (вероятно, женской) лыжи установлен: около 8000 лет. Находка эта, впрочем, с подвохом — на берегах Синдорского озера коми стали селиться на несколько тысячелетий позже того времени, когда была изготовлена самая древняя в мире лыжа. Просто до прихода коми земля отнюдь не была безлюдной пустыней.

Кто она, чудь белоглазая?

Рекламное видео:

До второй половины XIV века зыряне не имели собственной письменности, однако это не помешало им сохранить предания о сотворении мира, о борьбе добра и зла, и о предшественниках коми — загадочной белоглазой чуди, жившей на их земле с незапамятных времён. Об этом таинственном народе рассказывают, что будто бы он не только говорил на особом языке, но и к миру людей относился только наполовину, а вторая его ипостась принадлежала к миру духов. Легенды описывают чудинов как приземистых существ с очень светлыми глазами, напоминающих гномов из европейской мифологии. Тем не менее чудь, вне всяких сомнений, существовала на самом деле: упоминания о ней можно найти в «Повести временных лет» и в некоторых других русских летописях.

Знаете ли вы что…

Если духи предков избрали человека шаманом, прежде чем получить от них силу, он переживает «шаманскую болезнь», которая без следа проходит после посвящения. В случае отказа от пути шамана человек умирает.

Когда на исконных землях чуди появились переселенцы, племя не пожелало терпеть этого соседства и покинуло родные места. Куда оно ушло, до сих пор остаётся неизвестным. Одно из преданий гласит, что чудины вырыли в земле глубокие отверстия и скрылись там, завалив за собой проход. Возможно, они нашли прибежище в подземных пещерах. Другая легенда утверждает, что чудь отправилась в один из параллельных миров, поскольку только она знала туда дорогу. Так или иначе, но порой чудины ненадолго возвращались в мир людей. Описано множество случаев, когда невысокие светлоглазые человечки, появляясь словно из-под земли, помогали найти дорогу путникам, заплутавшим в лесной чаще. Сделав доброе дело, чудины, по свидетельству очевидцев, возвращались под своё «каменное небо». В этот момент в горе будто бы возникал проем, похожий на дверь, а как только чудин углублялся в гору, вход в неведомый мир исчезал прямо на глазах потрясённого наблюдателя.


Предания утверждают, что чудь не смогла унести под землю все свои богатства, поэтому припрятала их на землях коми. Эти клады защищает специальное заклятие, и откроются они лишь тому, кто знает заветные слова. Русский философ-мистик Николай Рерих, очень интересовавшийся наследием чуди, в своей книге «Сердце Азии» писал, что таинственное племя ещё вернётся на землю. Произойдёт это, когда к людям явятся некие великие учителя из магической страны Беловодье и принесут с собой сокровенное знание. Тогда-то на земле снова найдётся место маленькому белоглазому народу.

Не чихайте громко!

Кроме ушедшей в иную реальность чуди, на землях коми издавна водилось невообразимое количество потусторонних сущностей: духов леса, гор и рек, духов болезней, а также призраков умерших, продолжающих почему-то скитаться в мире живых. Для народа коми все эти создания представляются вроде давних соседей, с которыми нужно найти общий язык, чтобы избежать неприятностей. Считается, что при встрече с духами главное — это сохранять спокойствие и вести себя подчёркнуто отстранённо, ибо слишком ярко выраженные эмоции как раз и могут привлечь ненужное внимание представителей иного мира. Поверье гласит, что дух может вселиться даже в того, кто всего лишь громко чихнул.

Впрочем, всякая сущность действует по-своему, стремясь добиться от человека того, что ей требуется. Для мужчин, надолго уходящих в леса на промысел, опасны лесные духи, оборачивающиеся в жён-фантомов. Рассказывают, что они подслушивают мысли охотников об их супругах и наводят на них долгосрочный и опасный морок: зверолов внезапно обнаруживает на берегу реки или на опушке леса свою жену, которую берет с собой и живёт с ней, пока охотится на зверя. На самом деле жена ожидает его дома, а фантом, занявший чужое место, выпивает жизненную силу охотника, лишает его разума. Единственная защита, которую рекомендуют в таких случаях старики коми, — это не верить глазам своим и твёрдо помнить, что жена ждёт мужа там, где ей и положено быть, то есть дома.

Сам себе подводная лодка

То ли магическое наследство чуди стало тому причиной, то ли вынужденная необходимость взаимодействовать с потусторонними силами, но едва ли не главное место среди преданий занимают рассказы о колдунах, или тунах. Считалось, что все познания и магическая сила приходили к ним из потустороннего мира.


Если верить легендам, совершенно фантастическими умениями обладал средневековый тун по имени Тювэ. Он был главой артели охотников и, как говорят, часто использовал магию для общественной пользы. Когда артель не могла преодолеть на лодках речное мелководье, Тювэ заставлял дождь идти до тех пор, пока уровень воды в реке не поднимался. Если в облюбованные охотниками лесные угодья забредали конкурирующие промысловики, колдун «крал» у них дорогу — охотники бесконечно кружили по лесу, постоянно возвращаясь на исходное место.

А однажды тун поставил на реке Нившере магическую стену против крыс — едва корабли входили в воды этой реки, как крысы мгновенно покидали борт. Интересно, что в тех местах крысы не водятся до сих пор.

На месте нынешнего Сыктывкара жил другой могучий тун по имени Шыпича. Он славился способностью преодолевать под водой большие расстояния, не выныривая на поверхность. В общем, сам себе подводная лодка… А когда в округе принялся безобразничать разбойник Елика, тун с помощью заклятий сжёг злодея в его собственном доме. В конце жизни Шыпича, видимо, решил присоединиться к своим предкам, поскольку вырыл в горах большую яму, ушёл туда со всей семьёй и завалил вход.

Колдуны удивляли людей своими талантами и в совсем недавнем прошлом. Очевидцы рассказывают, что в селе Корткерос жил старый тун, который свободно повелевал не только людьми и стихиями, но и механизмами. Если он собирался путешествовать по воде, то никогда не спешил на пристань — говорил, что пароход дождётся его. Так оно и было: то одна, то другая поломка мешала судну отправиться в путь. Но стоило колдуну подняться на борт, все неисправности исчезали как по мановению волшебной палочки.

Журнал: Тайны 20-го века №8 Екатерина Кравцова

Краеведение. Презентация «Коми легенды и предания» план-конспект занятия (4 класс) по теме

Слайд 1

Краеведение Коми легенды и предания Презентацию составила: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 1» г. Микунь Колбина Валентина Геннадьевна

Слайд 2

Охотник на крылатых лыжах. Й иркап — герой вымских преданий, легендарный герой-охотник. Однажды на берегу озера Синдор он стал свидетелем драки ворса и васа . Он помог Лешему, подстрелив васа . В благодарность ворса посоветовал спасителю найти в лесу своё дерево. Из него он сделал лыжи, которые обладали необыкновенной скоростью. Пока топилась печь, Й иркап успевал обойти промысловые угодья, находившиеся в 300-х км от села. На чудесных лыжах он мог нестись по самому тонкому льду Синдорского озера. Чтобы остановить лыжи, Й иркап бросал перед ними рукавицы, а чтобы лыжи стояли на месте, клал на них шапку.

Слайд 3

Хранитель огня — Кам Кам живёт в избушке, находящейся в глухом лесу (подобно Ёме ). Ему прислуживают волки. Он враждебен к людям, но отпускает тех, кто отгадывает загаданную им загадку. Основная задача Кама — охрана находящегося в его печи огня, который он постоянно раздувает. Он обладает огненным дыханием, а гибель его находится в раскалённой головне его печи. Побеждает Кама девочка, у которой он похитил брата, превращенного в барашка. У колдуна девочка узнала секрет гибели Кама, колдун дал ей путеводный клубок и кочергу. Девочка находит избушку Кама, вытаскивает кочергой смертоносную головню из печи. После этого огонь Кама начинает принадлежать всем людям.

Слайд 4

Ночное ухо (Ночной дед) — Войпель . Название Войпель произошло от вой тол («северный ветер»), поэтому у предков коми он считался властелином над северным ветром, пургой, непогодой, покровителем животного и растительного мира. В легендах Войпель называется могущественным божеством, покровителем чудского племени, которое он оберегал от болезней и порчи. Изображение его стояло на священном месте: на вершине холма под большой берёзой в окружении других богов. Перед ним в котёл для жертвоприношений складывали меха и серебро. Со всех сторон идол был обложен камешками и раковинами, принесёнными со всех рек и речушек, где жили люди, поклонявшиеся Войпелю . В праздники ему жертвовали скот, перед дальней дорогой стреляли из луков в священный столб, который стоял рядом с идолом, чтобы узнать, удачным ли будет путешествие. Войпель изображали чаще всего в мужском облике, но иногда и в женском. Он имел четыре лика, на все четыре стороны света.

Слайд 5

Лесной человек. Яг Морт — жестокий и беспощадный лесной человек. «Выберет ночь потемнее, зажжёт деревья и в суматохе пожара делает, что только его кровожадная душа захочет…» Время действия легенды о Яг Морте относится к глубокой древности, когда по берегам Печоры и Ижмы жили «чудские племена», ещё не знавшие земледелия, занимавшиеся охотой и рыболовством, а также разведением скота. В одном из чудских селений стал часто появляться Яг Морт — великан с сосну, похожий на дикого зверя, в одежде из медвежьей шкуры. Он похищал скот, детей, женщин, люди против него были бессильны. Однажды у старейшины селения пропала единственная дочь — красавица Райда. Её жених собрал народ, они выследили Яг Морта , в трудной схватке одолели его, заставили привести к жилищу, где он прятал Райду. Это была пещера в чаще леса. Но Райда была мертва, тогда охотники расправились с Яг Мортом : пещеру засыпали. Но и до сих пор на некоторых притоках Ижмы есть местности, которые считаются «нечистыми», возможно именно там обитал Яг Морт.

Слайд 6

Железный старец (К Ö ртайка ). Кортайка — герой предания, колдун (тун), первый кузнец (до него ковать никто не умел). Носил шапку из железа, у него был железный дом, лодка, лук и стрелы; железное тело было неуязвимо. Протянутой через реку железной цепью он останавливал проплывающие по Вычегде лодки и суда и грабил их. КÖртайка обладал властью над природными стихиями. По его слову меркли солнце и луна, он мог заставить речку потечь вспять, а в засуху вызывал обильный дождь. По преданию Стефан Пермский, плывя по Вычегде , был остановлен железной цепью Кортайки . Осенив себя крестным знамением, Стефан ударил по цепи крестом, та лопнула и погрузилась на дно реки. Затем Стефан Пермский сразился с Кортайкой и победил его. Согласно легенде, на этом месте впоследствии возникло село Корткерос.

Слайд 7

Спасибо за внимание!

Слайд 8

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *