Личностное становление

Выделяют пути и формы овладения педагогической профессией:
1.система профессиональной подготовки педагогических кадров
2.профессиональное становление – длительный процесс, путь длиною в жизнь.
3.професссионально личностное самоопределение и становление личности педагога
4.роль и место самообразования и самовоспитания в становлении педагога
1.Система профессиональной подготовки педагогических кадров:
1.среднее профессиональное образование
2.ВУЗ-овская ступень образования
3.Послевузовская ступень образования
2.Профессиональное становление – длительный процесс, путь длиною в жизнь.
Е.А. Климов выделил этапы жизненного пути профессионала:
1 этап – этап выбора профессии (оптант)
2 этап – человек выбрал профессию и осваивает специальность, профессию, т.е. учится (адент)
3 этап – фаза молодого специалиста (длится 3 — 5 лет) (адаптант)
4этап – накопление жизненного и практического опыта, когда человек проявляет самостоятельность (интервал)
5 этап – фаза формирования высокого профессионализма, выработка собственного стиля работы (мастер)
6 этап – воспитатель выступает как мастер своего дела, имеющий труды, свое управление в работе (авторитет)
7 этап – педагог, у которого собственная школа (наставник)
Основные направления профессиональной подготовки педагогических кадров в связи с мировыми тенденциями в образовании:
1.непрерывность образования
2.гуманизация образования
3.гуманитаризация
4.демократизация образования
5.интеграция образования
6.интенсификация образования.
Непрерывность образования – обеспечивается многоуровневой подготовкой, преемственностью образовательных программ, социализацией, введением государственных образовательных стандартов.
Гуманизация образования – обращенность к человеку, удовлетворение высших его потребностей. Так же это формирование личностно — деятельностной активности человека, человечность образования.
Гуманитаризация образования – повышение общекультурного уровня (психология, этика, эстетика, этикет, литература, история, история музыки, искусств, литературы).
Этика – философские учение о морали, ее развитии, принципах, нормах, роли в обществе.
Этикет – совокупность нории поведения или установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.
Эстетика – философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии.
Демократизация образования — расширение прав участников образования:
-изменение стиля обучения с учениками
-расширение форм получения образования
-развитие самоуправления и ученического и студенческого
-увеличение прав учебного заведения
В демократизации выделяют две тенденции:
1.предоставление всем равных возможностей образования;
2.удовлетворение потребности в выборе вариантов получения образования (очное, вечернее, заочное, экстернат).
Качество образования обеспечивают установленные законы, государственный образовательный стандарт.
Государственный стандарт – те программы, которые утверждены Департаментом образования и обязательны для исполнения всеми педагогами (в области дошкольного образования – это «Программа воспитания и обучения в детском саду»).
Интеграция – группировка различных специальностей специализации. Это переход от системы узкоспециализированного обучения к обучению по группам профессий (В рамках получения дошкольного образования по специальности «Воспитатель» можно получить дополнительную специализацию «Воспитатель дошкольных учреждений для детей с недостатками умственного и речевого развития»).
Интенсификация – внедрение интенсивных форм обучения, использование компьютерных форм обучения.
3.Професссионально личностное самоопределение и становление личности педагога
Самоопределение – это процесс и результат выбора личностью собственных позиций, цели и средств самоосуществления в жизни.
Самоопределение — ценностно-смысловой выбор человека.
Профессиональное самоопределение – это не только выбор профессии, но и осознание личностью потребности получения профессии.
Основные составляющие самоопределения:
-самосознание
-самопонимание (поиск своего «Я»)
-самоопределение в профессии
1.осознать цель и предназначение собственной жизни, своего призвания (в юности следует задумываться уже об этом)
2.познание и осознание своего «Я» (эмоционального, интеллектуального, социального, духовного)
3.построение цели и планов в профессиональной деятельности
4.определение требований, предъявляемых к профессиональной деятельности и личности воспитателя (профессиограмма)
5.соотнесение своих возможностей с данной профессией
6.разарботка программы профессионально – личностного самосовершенствования
7.овладение способами профессионально – личностного саморазвития и самосовершенствования
8.определение роли учебы и дисциплины в профессиональном росте.
Самоопределение – основа самовоспитания, самосовершенствования, саморазвития.
Профессиональное становление и развитие педагога.
Основу педагогического образования составляет базовое высшее образование, реализуемое образовательно-профессиональными программами первого и второго уровней. Они предоставляют личности обучающегося возможность овладеть системой знаний о человеке, обществе, истории и культуре, получить базовую фундаментальную научную подготовку и основы профессиональных педагогических знаний по избранному направлению образования.
Первый уровень – общее высшее образование – достигается овладением образовательно-профессиональных программ первого уровня в течение 2 лет обучения. Обеспечивает право личности на продолжение обучения на ступени базового высшего педагогического образования по на профессионально-образовательных программах второго уровня. Желающие могут продолжить образование в трудовой сфере деятельности или изменить образовательно-профессиональную ориентацию. На базе высшего образования может быть реализована программа профессионально-педагогической подготовки, дающее среднее профессиональное образование. Желающие могут осуществить профессиональную подготовку на уровне квалификации младшего специалиста.
Второй уровень рассчитан на 2 года обучения и предусматривает реализацию образовательно-профессиональной программы по одному из предметных направлений. Студентам, сдавшим экзамен и получившим базовое высшее педагогическое образование, выдается диплом бакалавра образования по избранному направлению.
Полное высшее педагогическое образование основывается на базовом высшем образовании и представляет собой развитие и дифференциацию профессиональных и образовательных программ по направлениям специализации. Подготовка педагога – исследователя, ориентированного на созидательную, творческую деятельность занимает еще 2 года обучения. Людям, получившим полное высшее педагогическое образование, выдается диплом магистра образования по конкретному направлению науки и квалифицированный сертификат по избранной специальности. Этот документ предоставляет право осуществлять профессиональную деятельность в любых типах образовательных учреждений (школа, лицей, гимназий, колледж, ВУЗ).
Одной из первоочередных задач педагогического образования в связи с внедрением многоуровневой структуры является глубокое обновление его содержания, в котором можно выделить три блока:
1)общекультурный блок – составляет 25 % учебного времени, призван обеспечивать развитие мировоззрения учителя, условия жизненного и профессионального самоопределения.
2)психолого-педагогический блок – оставляет 18 % учебного времени, направлен на развитие педагогического самосознания учителя, его творческой индивидуальности, проявляющейся в способах анализа, проектирования, реализации и рефлексии педагогической деятельности.
3)предметный блок – составляет 57 % учебного времени, ориентирован на освоение логики развертывания содержания конкретного научного знания как составной части общечеловеческой культуры и как средства развития личности учащихся и общения с ними.
4.Роль и место самообразования и самовоспитания в становлении педагога
В педагогическом ВУЗе вчерашние выпускники школ попадают в новые условия, которые предъявляют к ним высокие требования: уметь рационально распределять и планировать свое время, организовывать свое рабочее место, работать с книгой и специальной литературой…
Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо спланировать свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы и для культурного отдыха. Овладение навыками самостоятельной работы и умениями рациональной организации учебного труда свидетельствует о сформированности культуры умственного труда, которая включает культуру мышления, проявляющегося в умениях анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщенности в различные новые условия.
Наиболее эффективный путь профессионального самообразования учителя – разработка одной из научных или методических проблем в рамках темы школы.
Саморазвитие – процесс активного последовательного, позитивного, качественного изменения личности, который является результатом ее собственных усилий.
Саморазвитие позволяет человеку раскрыть самого себя, свои собственные таланты.
Самосовершенствование – это деятельность человека, направленная на формирование у себя новых позитивных качеств и изменений, а атак же коррекцию своих недостатков.

Тема 1.2. Пути и формы овладения педагогической профессией

Часа

Вид: лекция

Тип: изучение новых знаний

Цель:Формирование знаний студентов о роли педагогической профессии в современном обществе.

Задачи:

· Дать знания о формах овладения педагогической профессией;

· Развивать умение определять роль и место самообразования и самовоспитания в становлении педагога-профессионала;

· Воспитывать интерес к изучению дисциплины педагогика, оценивать её роль в подготовке учителя.

ОК2,3,4,7

План:

  1. Характеристика системы профессионального образования в России и за рубежом. Непрерывное образование как необходимое условие профессионального роста и развития личности педагога. Содержание и структура освоения педагогической профессии.
  2. Содержание и формы организации воспитательно-образовательного процесса и самостоятельной деятельности студентов в колледже. Пути овладения педагогической профессией.
  3. Роль и место самообразования и самовоспитания в становлении педагога-профессионала. Этапы и средства самообразования и самовоспитания.

Литература:

Ход:

  • Организационный момент
  • Сообщение требований к ведению тетради, работе на уроке, к ответам, поведению
  • Представление программы дисциплины и знакомство с ней
  • Знакомство с литературой по дисциплине
  • Сообщение темы, цели, плана
  • Активизация знаний
  • Рассмотрение вопросов плана
  • Закрепление: закончите предложение «Сегодня я узнала, что…»
  • Домашнее задание.
  1. Характеристика системы профессионального образования в России и за рубежом. Непрерывное образование как необходимое условие профессионального роста и развития личности педагога. Содержание и структура освоения педагогической профессии.

Ведущей задачей является формирование и развитие личности будущего учителя-воспитателя, обладающего творческой индивидуальностью.

Это означает, что не только научные знания для будущей профессиональной деятельности, но и овладение профессиональной культурой — как части общечеловеческой культуры.

В школе содержание учебного предмета реализуется только через личность учителя, следовательно, учитель должен обладать общей и профессиональной культурой, профессионально-педагогическим мышлением. Поэтому в вузе любой будущий учитель должен соответствовать определенным обще-профессиональным требованиям, быть носителем общечеловеческих качеств личности, обладать педагогическими знаниями и умениями для будущей профессиональной деятельности.

  1. Содержание и формы организации воспитательно-образовательного процесса и самостоятельной деятельности студентов в колледже. Пути овладения педагогической профессией.

Ядром профессионально-педагогической подготовки являются знания в области педагогики и психологии. Эта часть подготовки является базовой, инвариантной (обязательной) для учителя любой специальности. Другая часть предметов связана с вариантной частью подготовки, т.е. учет особенностей профиля научной подготовки студента.

В структуре инвариантной части выделяют 3 основные блока:

БЛОК 1. — связан с общефилософскими проблемами воспитания.

А. Воспитание как путь развития всех сущностных сил личности, как усвоение общечеловеческих и выработка индивидуально-личностных ценностей.

Б. Биологическая и социальная деятельность и общение, диагностика и коррекция.

В. Связи между всеми направлениями воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое и т.д.)

Г. Функции семьи и государства в воспитании, личность учителя в педагогике.

БЛОК 2. — связан с теорией образования и обучения.

А. Содержание образования (гуманизация).

Б. Воспитывающий и развивающий характер обучения.

В. Организационные формы и методы обучения.

Г. Мотивация учения школьников.

Д. Дифференциация и индивидуализация обучения.

Е. Самообразование, самообучение школьников и т.д.

БЛОК 3. — связан с организационными аспектами образования.

А. Непрерывное образование.

Б. Сравнительная педагогика образовательных систем разных стран.

В. Школа как учебно-воспитательное учреждение (демократизация, гуманизация, и т.д.).

Блок базового (или инвариантного) содержания педагогической подготовки будущих учителей (общедидактический, или технологический подход)

Здесь студенты осваивают знания по:

— Учебным программам, учебникам и методикам их использования;

— Системе средств обучения и методикам их использования;

— Способам общения учителя, учащимся;

— Организации деятельности учителя и учащихся в условиях различных форм и видов учебной и внеучебной деятельности;

— Проверке и оценке знаний, умений и навыков учащихся.

Базовые (или инвариантные) профессионально-педагогические умения включают в себя следующие типы умений:

1. Диагностические умения – умения оценивать.

2. Проективные умения – умения прогнозировать.

3. Конструктивные умения – умения целенаправленно организовывать.

4. Коммуникативные умения – умения общения.

5. Аналитические – выделять, систематизировать.

Базовые ( инвариантные) педагогические знания и умения – это стандартный механизм в содержании профессиональной подготовки педагога любого профиля.

2. Функции педагогического процесса в вузе.

1) Обучающая функция — связана с формированием знаний, умений, навыков.

Знания учителя представлены в виде компонентов:

А. Профессионально-педагогические знания.

Б. Опыт осуществления профессионально-педагогической деятельности.

В. Опыт творческой педагогической деятельности.

Г. Опыт ценностно-эмоциональной ориентации в процессе педагогической деятельности.

2) Развивающая функция — связана с развитием личности человека целом: психические процессы (память, мышление), способности, мотивация, установки и деятельность.

3) Воспитывающая функция – связана с формированием мировоззрения, нравственной, эстетической и общественной направленности личности с активной позицией по профессиональному становлению.

4) Интегративная функция – в ней отражается органичная связь различных учебных дисциплин:

— педагогика,

— философия,

— медицина,

— социология и др.

5) Профессиональная функция связана с обще-профессиональной психолого-педагогической подготовкой, развивает у будущих учителей общую и профессиональную культуру, педагогическую направленность мышления, профессионально значимые качества личности. Профессиональная функция — это системно-образующий стержень профессиональной подготовки учителя любого уровня.

6) Социализация личности – обучение, воздействуя на личность, способствует ее социализации, что влияет на формирование многих качеств личности. Хотя это процесс происходит под влиянием всех функций образования, профессиональная социализация служит организующим моментом (неким стержнем) в процессе развития личности и определяет стиль будущей профессиональной деятельности.

  1. Роль и место самообразования и самовоспитания в становлении педагога-профессионала. Этапы и средства самообразования и самовоспитания.

Утверждение К.Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.

Учитель должен критически оценивать себя в профессии, так как это способ профессиональной деятельности связан с проявлением рефлексии. Опыт работы над собой в плане самосовершенствования составляет предпосылку профессионального самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию свей личности как профессионала: адаптирование своих индивидуальных особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.

Профессиональное самовоспитание имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Движущей силой и источником самовоспитания учителя называют потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Эта потребность не вырастает автоматически из необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к учителю, и наличным уровнем его развития как личности и профессионала. Внешние источники активности (требования и ожидания общества) либо стимулируют работу над собой, либо вынуждают учителя идти на все возможные ухищрения, снимающие эти противоречия. В психологии известны многие компенсаторные механизмы снятия подобных противоречий: рационализация, инверсия, проекция, «бегство от реальности» и др.

В основе профессионального самовоспитания лежит противоречие между целью и мотивом. Потребность учителя в самовоспитании в дальнейшем поддерживается источником активности (убеждениями; чувствами – долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Все это вызывает систему действий по самосовершенствованию. Когда педагогическая деятельность приобретает в глазах учителя личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самовоспитания.

Отмечают два приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй – в социальном сравнении, сопоставлении мнений о себе окружающих.

Основной способ формирования самооценки учителя – соизмерение своих результатов с идеалом личности и деятельности учителя-воспитателя, и такая работа должна начинаться как можно раньше, с первого курса. Самый простой и в тоже время самый надежный способ формирования профессионального идеала – чтение специальной литературы, знакомство с жизнью и педагогическим творчеством выдающихся педагогов.

К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства школой и фактор свободного времени.

Начинающий педагог, попадая в педагогический коллектив, где царит атмосфера взаимной требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег, где чувствуется заинтересованность в профессиональном росте начинающих, стремиться соответствовать требованиям профессионального идеала.

Руководство школы должно создавать педагогам условия, при которых каждый из них имел бы возможность повышать свою квалификацию. Фактор времени: оно необходимо учителю для чтения художественной литературы, периодики, посещения музеев, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения специальной и психолого-педагогической литератур.

Процесс профессионального самовоспитания индивидуален. В нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа: самопознание, самопрограммирование, самовоздействие.

I этап: самопознание. Профессиональному самопознанию учителя помогает курс психологии. Для выявления общей самооценки может быть использована методика построения ранжированных рядов качеств идеала и характерных для конкретной личности с последующим вычислением коэффициента по соответствующей формуле. Самооценка профессиональных качеств определяется с помощью той же методики при условии, что эталонный ряд строится из профессионально значимых качеств. Для выявления уровня направленности на педагогическую профессию, области предпочитаемой педагогической деятельности лучше использовать проектные методики типа вербального теста «понятийный словарь».

Углубленное изучение себя должно идти по линии выявления уровня сформированности перцептивных умений, как умение слушать собеседника, управлять общением, выступать перед аудиторией и т.п.

Профессиональное самопознание предполагает также выявление особенностей волевого развития, эмоциональной сферы, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи и внимания) как свойств личности.

II этап: процесс самопрограммирования. Это материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности. Для этого составляется программа действий (например, никогда и никуда не опаздывать, никогда и никуда не отказывать в помощи и т.п.).

Наряду с программой самовоспитания можно составлять план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум на день, неделю, месяц.

Самопознание, самообразование Овладение навыками НОТ Самовоспитание
задачи пути и средства

III этап: самовоздействие. Способы и средства самовоздействия разнообразны. Учитывая особенности своей личности и конкретные условия, каждый человек выбирает их оптимальной сочетание. Особое место в ряду средств самовоспитания занимают средства управления своим психическим состоянием, т.е. средства саморегуляции. К ним относят приемы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксация), а также самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самоодобрение, самоконтроль и т.п.; аутотренинг.

Совершенное владение интегральным умением педагогически мыслить и действовать не может быть обеспечено без специальных упражнений, направленных на развитие наблюдательности, воображения как основы предвидения и творческого проектирования своих действий и действий воспитанников. Научное педагогическое мышление выражается в свободном оперировании педагогическими фактами, их разложении на составляющие компоненты с целью проникновения в их сущность, установлении аналогий, сходства и различия в педагогических явлениях. Для этого нужно научиться классифицировать факты и явления, устанавливать причины и выделять мотивы поведения и деятельности участников социального взаимодействия, решать аналитические, прогностические и проективные задачи.

Контрольные вопросы:

1.Дайте характеристику системы профессионального образования в России

2.В чем заключается значение непрерывного образования?

3.Раскройте структуру освоения педагогической профессии

4.Какие выделяют пути овладения педагогической профессией

5.Что представляет собой самовоспитание и самообразование?

6.Перечислите средства и способы самовоспитания, дайте характеристику

7.Раскройте содержание этапов самообразования

.

Этапы профессионального становления педагога

Профессиональное становление можно подразделить на несколько этапов.

Так, насущной задачей на первом этапе является освоение хотя бы элементарных норм осуществления данной деятельности, применяемых в сообществе, — без них человек не может, не имеет морального права считать себя принадлежащим к данной корпорации. Быть не хуже других, не быть смешным, не быть беспомощным – таковы основные установки. Защитные механизмы психики на этом этапе действуют особенно активно, человек крайне уязвим, раним, принимает все на свой счет, самое невинное замечание может показаться ему осуждением или насмешкой, адресованной ему. С уязвимостью сочетается иногда агрессивность – как правило, она проявляется в ответ на внешнее воздействие. Человек страдает тем, что можно бы назвать комплексом самозванства: он сам не способен признать в себе нормального, реального субъекта деятельности.

В таком случае самоутверждение происходит за чужой счет, поэтому достаётся всем – ученикам, домашним, коллегам. Всё это продолжается до тех пор, пока не будет приобретена хотя бы элементарная, на нижнем уровне, компетентность.

Второй этап освоения профессиональной деятельности можно назвать этапом самореализации.

Он начинается, когда проходит болезненная доминантность области «Я в профессии». На этом этапе происходит своего рода коллекционирование приёмов и упорядочивание собственного опыта. Постепенно апробируются и фиксируются разные способы деятельности, заводятся картотеки, осваиваются различные технические средства.

Учитель на втором этапе начинает постепенно чувствовать, что знает, чему следует учить и как это следует делать. Основное содержание этого деятельного этапа составляет освоение всякого рода техники и технологий. Компетентность уверенно растет, приближаясь к высшему уровню принятой в профессиональном сообществе нормы. Учителю на волне успешности и профессионального признания начинает казаться, что он может научить чему угодно и кого угодно.

Третий этап профессионального становления предполагает этап постижение смысла деятельности, когда учитель задаёт вопрос: «Кому все это надо?»

Уход со второго этапа связан как раз с выявлением общечеловеческого контекста данной деятельности, её смысла и сути. Начинается мучительный процесс переосмысления ценностей профессии. Собственная способность научить кого угодно, чему угодно представляется уже не такой существенной, центр тяжести перемещается в сторону воспитанника, конкретного ученика – что ему необходимо для жизни, для счастья, для психологического созревания, для становления и развития его индивидуального образования.

Фундаментальным условием профессионального развития специалистов, работающих с людьми, является осознание этими специалистами необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира и поиска новых возможностей самоосуществления в профессиональном труде, то есть повышение уровня профессионального самосознания.

Профессиональное самосознание учителя предполагает осознание педагогом себя,

во-первых, в системе профессиональной деятельности;

во-вторых, в системе педагогического обучения;

в-третьих, в системе собственной личности.

Исходя из результатов исследования, проводимых профессором Митиной, можно сказать, что показатели степени социальной адаптации у учителей ниже, чем у представителей других профессий. Следовательно, можно говорить о том, что способность противостоять разного рода жизненным трудностям снижается с увеличением стажа работы в школе. В связи с этим повторяющиеся фрустрации формируют такие свойства личности, как несдержанность, неуверенность в своих силах, тревожность. Интерес представляет и тот факт, что у педагогов ниже, чем у представителей других профессий, и самооценка. А заниженная самооценка, как правило, способствует развитию комплекса неполноценности.

В работах по профессиональному становлению личности (Э.Ф.Зеера, Б.З.Вульфова, В.А.Сластенина) отражена модель кризисного поведения личности, связанная с профессиональной деструкцией, которая, скажем ещё раз, неизбежна. Это, прежде всего, сложившиеся штампы в поведении. Профессиональное развитие личности воспринимается нами только как рост, совершенствование, то есть со знаком плюс, однако у этого процесса есть и обратный отчет – движение вспять, от достигнутого к деформации. Профессиональная деструкция – это изменение или деформация сложившейся в процессе профессиональной деятельности психологической структуры личности, когда снижается качество работы, что вызывает психологический и социальный дискомфорт как у окружающих, так и у самого человека, дезадаптирует профессионала в его некогда родной среде.

У разных людей этот кризис вызывает разные эмоциональные проявления: кто-то агрессивен, кто-то чрезмерно обидчив и потому постоянно вступает в конфликты. Почти всем, подошедшим к этому порогу, свойственен авторитарный стиль, завышенная самооценка, предметная экспансия, проявляющаяся в преувеличении роли и значения своего предмета, демонстративность, стремление быть всегда на виду, потребность постоянно слышать своё имя с положительной оценкой. А ещё характерные черты: социальная пассивность, социальное лицемерие, эмоциональная сухость, морализация по поводу не всегда правильного поведения учащихся.

У других педагогов с большим стажем работы профессиональная деформация проявляется в выученной беспомощности (определение Д.А.Циринга), в привычке жить, не оказывая сопротивления, не принимая ответственности на себя. Симптомы такого состояния: пассивность, грусть, тревога, скрытая враждебность. К тому же мешает боязнь попросить помощи, посоветоваться с коллегами.

Предвестником возникновения эмоционального выгорания служит отсутствие положительных эмоций, связанных с удовлетворением от труда, от осознания своей ненужности. Учитель понимает бесполезность собственных усилий и затрат, он не в силах соответствовать ожиданиям окружающих.

Психологическая незащищенность учительства – тоже проблема. Мы не можем, не умеем, не научены переживать личностное горе, эмоциональные поражения.

Анализ результатов отечественных и зарубежных исследований профессиональных компетенций учителя позволило выделить блок профессионально важных качеств учителя.

Профессионально важные качества учителя

Ценностные ориентации учителя

Психоэмоциональное состояние

Самооценка

Стиль преподавания

Уровень субъективного контроля

На основе этих параметров был создан психологический портрет учителя. Хороший учитель справедлив и честен перед собой, своими учениками и коллегами, он чувствует состояние другого человека, умеет наладить контакт с каждым учеником. Настоящий учитель гибок. Он умеет задавать вопросы, может показать свою компетентность в преподаваемом предмете, устанавливает четкие процедуры проверки знаний учеников, при этом, демонстрируя желание помочь учащимся. Любит и умеет экспериментировать, ищет новые формы и методы работы. Хорошему учителю свойственно положительное восприятие самого себя, учеников, коллег. Суммируя качества, необходимые для эффективной работы учителя, выделим следующие:

1. Принятие каждого ученика, признание и уважение его как личности.

2. Благополучное психоэмоциональное состояние.

3.Позитивное самовосприятие.

4.Личностно ориентированное преподавание, гибкость, спонтанность поведения.

5. Ответственность.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Сергеева Н.И. 1 1 АОЧУ ВО Московский финансово-юридический университет МФЮА (Волгоградский филиал) Проведен анализ психолого-педагогической литературы, рассматривающей вопросы профессионального самосовершенствования педагога. Рассмотрены основные направления, представляющие основные элементы психического содержания динамики психического обеспечения трудовой (в том числе профессиональной) деятельности. Определение параметров профессионала в различных сферах жизнедеятельности, прослеживание основных изменений, наступающих в этих параметрах по мере повышения профессионализма человека, привели автора к пониманию важности механизма саморазвития в профессиональном становлении человека. Проблема профессионально-личностного становления рассмотрена с позиции того, что основной внутренний механизм развития личности состоит в сознательном, качественном изменение самого себя. Развитие позитивного отношения к себе рассматривается в качестве личностного ресурса профессионального успеха современного педагога. Значимым способом повышения к себе является сегодня активное участие в жизни профессионального сообщества, профессиональных конкурсах, творческих объединениях, социально-значимых проектах, достижение социального признания результатов деятельности. Посредством такой активности педагог получает возможность выйти за рамки программно-определенной деятельности, расширить возможности персонализации и получить социальное подтверждение собственной состоятельности и компетентности. Профессиональная деятельность педагога погружена в контекст инновационной образовательной среды, что требует от ее субъекта повышенного уровня развития способности к личностному и профессиональному росту. 161 KB профессиональный рост педагога профессионально-личностное развитие профессиональное самосовершенствование личностный рост 1. Вершловский, С.Г. Педагог эпохи перемен, или Как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя / С.Г. Вершловский. – М.: Сентябрь, 2002. – 160 с. 2. Волгина, И.В. Личностно-профессиональное развитие педагогов учреждений дополнительного образования/ И.В. Волгина // Педагогическое образование в России. – 2011. — №4. 3. Ежак, Е.В. Личностный ресурс педагога в контексте профессиональной успешности / Е.В. Ежак // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. — № 4. 4. Климов, Е.А. Введение в психологию труда. Учебное пособие для студентов вузов. / Е.А. Климов. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 101-102. 5. Петровский А.В. Общая психология / А.В. Петровский. – М., 1976.

В современных условиях модернизации образования большую значимость приобретают вопросы профессиональной подготовки специалистов, способных быть конкурентоспособными на рынке труда, свободно владеющих своей профессией, компетентных.

Одним из важнейших направлений психологического исследования профессионального развития человека – его становления как профессионала является анализ динамики психического обеспечения трудовой (в том числе профессиональной) деятельности. Методолог практической психологии, психологии труда и профориентации Е.А. Климов выделяет в профессиональном развитии индивидуума (развитии субъекта труда) пять основных направлений, фактически представляющих все основные элементы психического содержания этого развития. Рассмотрим их:

1) «приобретение человеком все более точной и широкой ориентированности в окружающей среде (природной, технической, социальной, информационной)»;

2) «формирование направленности, в частности трудовой, профессиональной (развитие потребности в продуктивной общественно ценной деятельности)»;

3) «усвоение (и совершенствование в качестве своих обретений) общественно выработанных способов действия и использования орудий, средств деятельности»;

4) «формирование системы устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности… (способности)»;

5) «развитие… знания о себе» .

Очевидно, что человек, который желает достичь успеха, должен развиваться. Саморазвитие предполагает постоянную работу над собой. Оно затрагивает все сферы человеческой жизни: карьеру, любовь, дружбу, увлечения и т.п. Без стремления к самосовершенствованию, личностному росту невозможна успешная профессиональная деятельность. В свою очередь, личностный рост – стремление к идеалу, стремление стать лучше, укрепить свою самооценку. По сути, это составляющая успеха в любом деле. Это труд, который должен совершаться человеком над самим собой.

Личностный рост необходим для профессионального успеха, он дает возможность достигать поставленных целей и воплощать свои мечты в реальность. Постепенный личностный рост молодого специалиста, безусловно, влечет за собой изменение содержания его профессиональной деятельности.

Исследование проблемы профессионального саморазвития в психологии представлено работами по профессиональному становлению, психологии профессионализма, профессиональной пригодности. Исходным тезисом большинства отечественных исследований является идея детерминации развития личности деятельностью, а поэтому человек изучается с позиций его соответствия профессии и успешной деятельности в ней.

Анализируя исследования в этой области, мы обнаруживаем, что профессиональное саморазвитие – это целенаправленный процесс усовершенствования профессионализма, определяемый самим человеком. Развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта. Становление профессионала возможно лишь в результате единства развития, как профессионализма, так и личностного развития. Изучение человека в течение его жизненного пути показывает, что образование и проявление в нем качеств активного субъекта деятельности длятся до тех пор, пока эта деятельность продолжается. При этом только значимая деятельность может стать основой саморазвития.

Определение параметров профессионала в различных сферах жизнедеятельности, прослеживание основных изменений, наступающих в этих параметрах по мере повышения профессионализма человека, привели к пониманию важности механизма саморазвития в профессиональном становлении человека. Установление уровня, достигнутого человеком как субъектом деятельности, традиционно, оценивается по результатам в профессиональной деятельности, соответствию ее свойств, требованиям деятельности.

Для человека профессия – это источник существования и средство личностной самореализации. Профессионализация оказывает влияние на личность, может ее стимулировать или, наоборот, разрушать, выступая, таким образом, фактором личностного саморазвития.

Анализ исследований позволяет нам в качестве вывода выделить наиболее существенную характеристику саморазвития: основной внутренний механизм развития личности состоит в сознательном, качественном изменение самого себя, саморазвитие личности связано со становлением субъектности. Субъектность выступает качественным показателем саморазвития личности. Профессиональное саморазвитие — внутренне обусловленное прогрессивное самоизменение человека, выражающееся в изменении качества его профессиональной деятельности и диалектически связанное с динамикой изменения этого качества.

Личный результат профессионального развития человека, несомненно, значительно шире традиционно выделяемых форм профессионального опыта — знаний, умений, навыков.

В профессиональной деятельности практически невозможно отделить личностное начало от профессионального. В связи с этим смысл профессиональной деятельности в максимальной степени совпадает с реализацией главной потребности человека – быть личностью, потребности к самоосуществлению, самореализации .

Технологические и информационные изменения в мире происходят настолько стремительно, что однажды полученное хорошее образование сегодня уже не может стать гарантом эффективности дальнейшей работы без систематического и непрерывного личного совершенствования и развития. Без постоянного обновления ранее полученных знаний и сформированных умений, без умелого анализа ситуации, отслеживания изменений в нормативных документах и законодательстве результаты деятельности специалиста могут быть признаны непрофессиональными. В некоторых профессиях, к которым относится и педагогическая деятельность, данное положение еще не предоставляется всем бесспорным и очевидным, хотя реальное положение вещей говорит об обратном.

Системе современного образования присущи инертность, приверженность традициям, сопротивляемость переменам. Любые существенные нововведения воспринимаются средой достаточно болезненно. При этом традиционная система переподготовки и повышения квалификации педагогических работников высшей школы не в состоянии обеспечить в полной мере непрерывное образование, поэтому каждый из них обязан самостоятельно поддерживать свой профессиональный рост и личное развитие .

Национальная доктрина образования в РФ в числе приоритетных задач, стоящих перед отечественной системой образования, выделяет обеспечение организации учебного процесса с учетом современных достижений науки; систематического обновления всех аспектов образования; непрерывности образования в течение всей жизни человека; создания программ, реализующих информационные технологии в образовании; подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. В этой связи происходящая в России модернизация системы образования предъявляет особые требования к уровню квалификации педагогических кадров, реализующих образовательные программы нового поколения, в частности, к их непрерывному профессионально-личностному саморазвитию.

Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда определяет необходимость подготовки педагогов способных к личному самоопределению и саморазвитию, к постоянному личностному росту. Ученые отмечают, что у педагога есть три возможности или три пути в определении перспектив своего развития: путь адаптации, путь саморазвития и путь стагнации (распада деятельности, деградации личности). Адаптация дает возможность приспособиться ко всем требованиям системы образования, освоить все виды деятельности, овладеть ролевыми позициями. Саморазвитие позволяет постоянно самосовершенствоваться, изменяться, в конечном итоге полностью реализовать себя как профессионала. Стагнация наступает тогда, по мнению Вершловского, когда педагог «останавливается в своем развитии, живет за счет эксплуатации стереотипов, старого багажа» . В результате профессиональная активность снижается, возрастает невосприимчивость к новому и, как итог, утрачивается даже то, что когда-то позволяло быть на уровне требований.

Личностно-профессиональный рост и самосовершенствование на протяжении всего периода педагогической деятельности – непременное условие успешной деятельности педагога. Самообразование – необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

Таким образом, личностно-профессиональный рост педагога понимается как непрерывный процесс раскрытия своего личностно-профессионального потенциала, влияющий на педагогическую деятельность в целом. Безусловно, самое главное в этом – личная заинтересованность педагога в самосовершенствовании. Если педагог стремится к саморазвитию и личностному росту, нацелен на углубление знаний и умений, расширение кругозора, то стадии его личностно-профессионального роста будут выглядеть следующим образом:

Рис. 1. Стадии личностно-профессионального роста педагога

Профессиональное развитие и становление педагога без грамотно построенного самообразовательного процесса невозможно. Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле – как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком – как «создание себя», «самостроительство»). Во втором случае самообразование выступает одним из механизмов превращения личности педагога в творческую личность. Поэтому профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути.

Залогом успешного роста педагога будет систематическая самостоятельная, заинтересованная работа с научно-методическими изданиями, разработками, рекомендациями, где представляется опыт коллег. Чем шире кругозор педагога, чем серьезнее он подкован теоретически, тем легче будет найти наиболее удачный метод, форму подачи материала, тем больше будет спектр его мастерства.

В ракурсе современных исследований педагога как субъекта профессиональной деятельности большое значение придается личностному потенциалу как специфической «внутренней опоре», позволяющей созидать продуктивные условия реализации педагогической деятельности в достаточно энтропийной среде. Личностный потенциал рассматривается как интегральное образование, включающее высокий уровень осмысленности жизни и временной перспективы; продуктивную самореализацию и самодетерминацию.

Таким образом, развитие позитивного отношения к себе может рассматриваться в качестве личностного ресурса профессионального успеха современного педагога. Значимым способом повышения позитивного отношения к себе является сегодня активное участие в жизни профессионального сообщества, профессиональных конкурсах, творческих объединениях, социально-значимых проектах, достижение социального признания результатов деятельности. Посредством такой активности педагог получает возможность выйти за рамки программно-определенной деятельности, расширить возможности персонализации и получить социальное подтверждение собственной состоятельности и компетентности. Профессиональная деятельность педагога погружена в контекст инновационной образовательной среды, что требует от ее субъекта повышенного уровня развития способности к личностному и профессиональному росту.

Возможность непрерывного профессионально-личностного роста подразумевает развитие аналитических, оценочных, рефлексивных и прогностических умений, способности делать самостоятельный выбор в ситуациях неопределенности и нести ответственность за результаты активности. Именно профессиональная ответственность способствует последовательному достижению цели, воплощению индивидуального проекта развития. Необходимо учитывать тот факт, что во многом ответственность связана с выраженностью личностного смысла и удовлетворенностью педагога своей деятельностью .

Подводя итоги, выделим основные направления профессионально-личностного саморазвития педагога, способствующие его профессиональному росту.

Изучение профессиональной литературы. Изучение работ отечественных и зарубежных авторов позволяет отслеживать новые тенденции в сфере образования, например, в методике преподавания. Чтение специальной литературы в других областях позволяет извлекать информацию, так необходимую для пополнения знаний в сфере смежных наук. Помимо получения новых знаний из других областей, такая литература помогает понять сложные аспекты в своей специальности. Свежий взгляд со стороны, не обремененный профессиональными стереотипами, позволяет посмотреть на проблему под другим углом зрения, найти параллели при поиске решения определенных задач. Зачастую в этих книгах можно найти ответы на конкретные вопросы, например, какими методическими приемами воспользоваться для облегчения понимания материала или как повысить мотивацию обучающихся.

Налаживание профессионального общения. Для специалиста в области коммуникации очень тяжело находиться в состоянии информационного голода. На помощь приходят профессиональные ассоциации, деятельность которых направлена на поддержание контактов между специалистами из разных регионов. Сейчас в нашей страде проводится множество локальных и международных конференций, организуемых ассоциациями. Широкая география конференций позволяет преподавателям принимать в них участие, что необычайно полезно даже в роли слушателя — за короткий срок можно узнать много нового, ознакомиться с разнообразием идей, понаблюдать за ходом дискуссий. Кроме того, устанавливаются новые профессиональные контакты.

Посещение курсов повышения квалификации, семинаров, презентаций. В стране активно работают организации, одним из направлений деятельности которых является проведение методических мероприятий для преподавателей. Кроме государственных институтов повышения квалификации, многие вузы имеют факультеты или отделения дополнительного образования. Тренинги для преподавателей активно проводят негосударственные учебные центры.

Получение дополнительной квалификации в области менеджмента в образовании. Возможности карьерного роста для преподавателей сегодня не ограничиваются исключительно академическими должностями. Учебным заведениям приходится заниматься привлечением дополнительных источников финансирования. Для управления финансовыми потоками, подбора персонала, выполнения маркетинговых исследований и проведения рекламных исследований требуются администраторы, владеющие одновременно управленческими технологиями и современными образовательными подходами.

Реальный спектр возможностей, существующих в рамках непрерывного образования личности, не ограничивается перечисленными выше действиями. Они лишь примерно иллюстрируют возможные направления деятельности преподавателей.

Таким образом, первое и главное условие, без которого невозможно вхождение в педагогическую деятельность, – личностное принятие педагогом саморазвития как особого вида деятельности. Мы знаем, что педагог, лишенный какой-либо четкой профессиональной позиции, обречен на бесплодную деятельность. Но в современном меняющемся мире ценна даже не столько какая-то определенная профессиональная педагогическая позиция, ценен сам опыт саморазвития, само творческое отношение к своему делу. Этот опыт — опыт не только успехов, но и опыт трудностей, кризисов, проблем. Преподаватель способен выйти за пределы непрерывного потока педагогической практики и увидеть свой профессиональный труд в целом .

Психологическое благополучие педагога, удовлетворенность своей жизнедеятельностью, восходящее личностное саморазвитие, способность к позитивному функционированию проецируются в пространство педагогического взаимодействия, создавая условия для успешного формирования у учащихся базовых личностных умений. В позитивном функционировании педагога в профессии большое значение имеет адекватная оценка своих личностных ресурсов, осознание их содержательной специфики и возможных способов расширения, а также направленности личности. В направленности личности педагога интегрируются социальные и личные ценности, задавая определенный вектор и стратегию профессионально-личностного саморазвития, использования собственных ресурсов и построения профессионального поведения. По существу, направленность является мощной движущей силой профессионально-личностного развития субъекта.

Профессия педагога имеет свою специфику: он работает с Человеком, а значит, его собственная личность является мощным «рабочим инструментом». И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в педагогической профессии профессионально-личностное саморазвитие – непременное условие достижения профессионализма.

Рецензенты:

Вершинин М.А., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе ВГАФК, г. Волгоград;

Библиографическая ссылка

Сергеева Н.И. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ КАК ЦЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18933 (дата обращения: 18.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Профессионально-личностное становление и развитие педагога

Лидия Мясникова
Профессионально-личностное становление и развитие педагога

Профессионально-личностное становление и развитие педагога

Настоящее время характеризуется увеличением темпа жизни. Обновление информации, ее качественное изменение, упрощение способов доступа к данным требует от человека умения быстро ориентироваться в социальном пространстве и оперативно реагировать на все преобразования. Изменяются и требования к современному педагогу. Ему важно не только соответствовать профессиональным требованиям, но и повышать уровень собственного развития, гибкости своего мышления, находиться в постоянном поиске нового в общекультурной, научной и профессиональной области с учетом меняющихся потребностей государства, общества, экономики и рынка труда.

Профессиональное становление педагога неразрывно связано с такими процессами, как самообразование, самовоспитание, саморазвитие.

Самообразование — это процесс самостоятельного приобретения знаний, предполагающий непосредственный личный интерес занимающегося.

Самообразование призвано выполнять следующие функции (Князева М. Л.):

— экстенсивная (накопление, приобретение новых знаний);

— ориентировочная (определение себя в культуре и своего места в обществе);

— компенсаторная (преодоление недостатков обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании);

— саморазвития (совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств);

— методологическая (преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира);

— коммуникативная (установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами);

— сотворческая (сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее);

— функция омолаживания (преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в общественной позиции);

— психологическая, психотерапевтическая (сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества);

— геронтологическая (поддержание связей с миром и через них жизнеспособности организма).

Таким образом, самообразование – это необходимое условие жизни современного образованного человека, обязательное слагаемое его профессионального успеха.

Самовоспитание – это систематическая деятельность человека, направленная на усвоение опыта предшествующих поколений, формирование личности через самостоятельную работу над собой.

Самовоспитание неразрывно связано с самопознанием и осознанием реального и идеального Я, своего жизненного опыта и отношений с окружающим миром.

Специалисты выделяют ряд функций,присущих самовоспитанию:

— компенсаторная (расширение знаний о себе, своих способностях и возможностях);

— адаптирующая (позволяет педагогу своевременно приспосабливаться к меняющемуся миру, ориентироваться в новых условиях профессиональной деятельности);

— развивающая (предполагает формирование способности активно и компетентно участвовать в преобразовании себя, своей педагогической деятельности, непрерывное обогащение творческого потенциала личности).

Саморазвитие – это процесс целенаправленного сознательного изменения своей личностной сферы через самосознание, самооценку, самоорганизацию и самоуправление.

По классификации Е. А. Климова выделяется несколько этапов профессионального становления:

— фаза оптации (период выбора профессии);

— фаза адепции (этап обучения выбранной профессии);

— фаза адаптации (вхождение в профессию и привыкание к ней);

— фаза интервала (приобретение профессионального опыта);

— фаза мастерства (квалифицированное выполнение трудовой деятельности);

— фаза авторитета (достижение профессионалом высокой квалификации);

— фаза наставничества (передача профессионалом своего опыта).

Результатом профессионально-личностного становления и развития педагога является овладение педагогическим мастерством.

Педагогическое мастерство – это высший уровень осуществления педагогической деятельности, проявляющийся в овладении педагогом искусства воспитания и обучения и стремлении к постоянному совершенствованию.

Внешне мастерство выражается в успешном решении разнообразных педагогических задач, в высоком уровне организации учебно-воспитательного процесса. Но суть его в тех качествах личности учителя, которые порождают эту деятельность, обеспечивают ее успешность. И эти качества нужно искать не только в умениях, а в той системе свойств личности, ее позиции, которые и создают педагогу возможность действо-вать продуктивно и творчески.

Высокий уровень мастерства повышает качество всей работе педагога, способствует формированию профессиональной позиции, которая аккумулирует в себе высшие уровни направленности, знаний и готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Расширение педагогических знаний дает инструмент для самоанализа работы педагога и выявления резервов самодвижения; высокий уровень способностей стимулирует все более яркое самораскрытие личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *