Литературное чтение в начальной школе

10 приемов и упражнений для тренировки техники чтения. Рекомендации учителя начальных классов

Лучшие упражнения для тренировки техники чтения

Оптимальная скорость чтения должна соответствовать темпу разговорной речи — 120 – 150 слов в минуту. Чтобы добиться таких результатов необходимо:

  • увеличить частоту чтения;
  • расширять угол периферического зрения;
  • повышать устойчивость внимания;
  • улучшать оперативную память;
  • совершенствовать артикуляционный аппарат.

В педагогике используются специальные методики и приемы для тренировки технической стороны чтения.

Жужжащее чтение

Чем чаще ребенок читает, тем лучше у него это будет получаться. Для тренировки техники чтения катастрофически мало занятий только на уроках. Чтобы достигнуть хорошего результата, рекомендуется проводить пятиминутки чтения на каждом уроке в течение всего школьного дня.

Такие пятиминутки организовываются в начале урока. У школьников на партах должны быть книги для дополнительного чтения. По сигналу учителя дети начинают читать в режиме «жужжащего» чтения. Данный прием подразумевает, что все дети читают одновременно. Причем делать это надо вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Каждый ребенок читает в своем темпе. Через 5 минут чтение прекращается и дальше идет обычный урок, например математики, рисования или природоведения.

Никакого контроля или обсуждения содержания прочитанного не проводится. Этот прием используется только с целью увеличения времени для ежедневного чтения. Таким образом, на тренировку затрачивается не менее 30 минут, тогда как в обычном режиме каждый школьник читает в общей сложности около 5 – 10 минут за весь учебный день.

Работа с таблицами слогов

Чтобы повысить скорость чтения, важно тренировать ребенка воспринимать слог как единое целое, как основу прочтения слова. Для таких упражнений необходимы специальные таблицы слогов. Можно использовать дидактический материал для обучения чтению по методике Н. Зайцева или создать такие таблицы самостоятельно.

Детям предлагаются различные задания:

  • прочесть строчку или столбец с определенной буквой;
  • произвольное прочтение слогов;
  • найти в таблице указанный слог;
  • послогово показать слово в таблице.

Сначала используются таблицы с простыми слогами, а затем переходят к более сложным, состоящим из трех-четырех букв. Купить красочные таблицы можно в магазине учебной литературы как карточки, плакаты или книги-сборники. Например, Узорова, Нефедова: Самый быстрый способ научиться читать. Слоговые таблицы.

  • Презентация «Слоговые таблицы к урокам произношения и обучению грамоте в 1 классе.

Приемы для расширения угла зрения

В процессе чтения имеет значение количество знаков, которые попадают в поле зрения ребенка. Для расширения угла периферического зрения рекомендуется предлагать детям следующие упражнения.

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте содержат числа от 1 до 30, которые расположены в хаотичном порядке. Школьникам нужно за 30 секунд отыскать и указать по порядку каждое число. Через несколько дней следует предложить другой вариант таблицы.

  • См. Онлайн-генератор таблицы Шульте.

Найди слово

Суть этого упражнения аналогична предыдущему. На листе бумаги нужно в произвольном порядке написать несколько разных, не очень длинных слов. Задание для школьников — как можно быстрее отыскивать на листе слова, которые поочередно будет называть учитель.

Пирамидки слов

Для таких упражнений слова записываются в столбик, начиная со слова с наименьшим количеством букв. Каждое слово делится на две части, которые записывают на некотором расстоянии друг от друга. На каждой последующей строчке это расстояние увеличивается.

Первый — последний

Для этого упражнения можно использовать любой текст. Детям нужно читать только первый и последний слог в каждой строчке.

Рамка для чтения

Необходимо подготовить полоску картона с прорезью, высота которой чуть больше высоты букв в учебнике. Ширина должна быть небольшой, примерно на 3 – 4 буквы. В процессе чтения ребенок перемещает эту рамочку по тексту. Через определенное время ширину рамки нужно постепенно увеличивать.

Со временем дети запоминают многие слова, которые часто встречаются в текстах, и воспринимают их как единое целое. Они уже не читают такие слова, а называют сразу. Подобное умение заметно экономит время при чтении, поэтому данный навык нужно целенаправленно развивать.

Прием «Молния»

Использование приема «Молния» заключается в следующем. Детям на очень короткое время показывают слово, а они должны успеть его прочитать. Для этого упражнения можно подготовить карточки или создать презентацию, в которой слова появляются и сами исчезают через пару секунд.

Один и тот же набор слов надо использовать несколько дней подряд, пока ученики не запомнят их все. Затем предложить другую подборку слов. Для лучшего эффекта можно не просто давать школьникам прочитать слово, а и попросить написать его после того, как оно исчезнет.

Прием «Буксир»

Прием «Буксир» используется для увеличения темпа чтения. В качестве ведущего может выступать учитель или ученик с высокой техникой чтения. Он читает текст, а остальные должны стараться успевать читать за ним. Такое упражнение можно проводить для всего класса или в парах.

Чтобы контролировать процесс чтения всеми учениками можно делать внезапные остановки и просить ребят показать в тексте последнее прочитанное слово. Еще один способ — делать во время чтения ошибки. Те, кто читают «на буксире», должны их замечать и исправлять.

Прием «Спрятанные буквы»

Улучшению техники чтения способствует развитие умения предугадывать слова, а не прочитывать их побуквенно. Для этого можно предлагать такие задания:

  • слова с кляксами — на карточке написано слово, часть которого закрыта пятном;
  • слова с пропущенными буквами — на карточке слово, в котором несколько букв отсутствуют;
  • разрезанное слово — карточку с написанным словом разрезают вдоль и предлагают детям прочитать слово или по верхней, или по нижней его части (слово можно не разрезать на части, а закрыть его половину линейкой);
  • более сложный вариант этого упражнения — предугадать недостающее слово. Для него можно использовать крылатые выражения, фразеологизмы, известные фразы из сказок или стихотворений, загадки с рифмованной отгадкой.

Прием «Скороговорка»

Непосредственно для увеличения скорости чтения можно предлагать ребенку небольшой текст для прочтения его в темпе скороговорки. Читать текст надо несколько раз подряд, постепенно ускоряясь. Ученику необходимо объяснить, что при выполнении этого упражнения не требуется следить за выразительностью чтения, однако при обычном чтении такое правило не действует.

Прием «Повторное чтение»

Данный прием также предполагает многократное прочтение текста. Детям для чтения дается 1 минута. Затем нужно подсчитать количество слов, которые они успеют прочитать за отведенное время. После этого такое задание выполняется еще пару раз.

Результаты будут постепенно улучшаться, и это позволит ребенку поверить, что он может читать быстрее. Когда ученики будут читать текст последний раз, временное ограничение не устанавливается. Таким образом, они перейдут на чтение незнакомого текста и будут читать его в более быстром темпе.

Прием «День — ночь»

В процессе чтения необходимо сохранять концентрацию внимания и уметь хорошо ориентироваться в тексте. Для тренировки этих навыков школьникам предлагается читать с соблюдением команд. Как только учитель произносит: «День!» — дети приступают к чтению. Услышав команду «Ночь!» все закрывают глаза. Затем снова звучит слово «День!». После этого нужно найти глазами место в тексте, на котором остановились, и продолжить чтение.

Такое упражнение проводится в течение 5 минут. Следить по тексту пальцем нельзя.

Прием «Губы»

При внешнем проговаривании скорость чтения замедляется. Поэтому детей следует также учить читать молча, без внешних признаков проговаривания. В ходе чтения, когда учитель даст команду «Губы!», школьники должны начать читать «про себя». При этом им нужно прижать палец к сомкнутым губам, чтобы не давать им шевелиться. После команды «Вслух!» палец следует убрать и перейти к чтению вслух.

Работая над улучшением техники чтения важно учитывать, что количественный показатель зависит от типа темперамента ребенка, уровня развития его мыслительных процессов. Поэтому, конечно же, не удастся всех учеников «подтянуть» к нужным нормам, но улучшить результаты каждого несомненно получится. Кроме того, параллельно с увеличением скорости чтения обязательно нужно уделять внимание развитию выразительности и осознанности чтения, приучать детей читать правильно, без ошибок.

Образовательный портал

Техника чтения в начальной школе по ФГОС Черепанова Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №121
Калининского района Санкт-Петербурга
Умение читать — один из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. На первой ступени обучения технике чтения уделяется довольно много внимания. Это не удивительно, ведь именно в этот период и формируется темп чтения. Особенно тщательно техника чтения отслеживается в 1 классе. В этот период чтение выступает объектом усвоения.
По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. Но оказалось, что фактором номер один является скорость чтения. Действительно, ребенок, который не умеет хорошо читать, испытывает огромные трудности при выполнении любого вида работ, ему зачастую не интересно на уроках, он не усидчив, он не хочет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука. Это прописная истина для каждого учителя. Однако, один из примеров, приведенных в книге В.Н.Зайцева «Резервы обучения чтению», показался мне наиболее ярким и убедит многих заняться совершенствованием техники чтения детей. Вот он. При обследовании одной из школ мы нашли ученика восьмого класса Васю Б., который имел скорость чтения всего 38 слов в минуту. Такую скорость обычно имеют ученики, обучающиеся в первом классе…В восьмом классе домашнее задание на один день в среднем составляет восемь страниц учебника, или 6500 слов. Разделим 6500 на 38. Получается приблизительно 170 минут, т. е. около трех часов необходимо Васе, чтобы один раз прочесть тексты домашних заданий. Но при такой низкой технике чтения, естественно, Вася за один раз не поймет то, что написано в учебнике. Ему необходимо минимум трижды прочитать тексты, а это уже девять часов; еще прибавим шесть часов, которые Вася провел в школе и получится 15 часовой рабочий день. Если прибавить еще затраты времени на письменные задания, то станет совершенно ясно, что 24 часов в сутки не хватит Васе, чтобы выполнить домашние задания. Вася, таким образом, обречен на неуспеваемость. Можете приглашать самых талантливых учителей, и, тем не менее, они ничем не смогут помочь.
Как проверить технику чтения?
Техника чтения включает в себя несколько элементов, а именно:

  • осознанность чтения (понимание ребенком того, о чем прочитал);
  • скорость чтения (характеризуется количеством слов, прочитанных за определенный промежуток времени);
  • способ чтения (читает ребенок по слогам или целыми словами);
  • выразительность чтения (проявляется в использовании пауз, нахождении нужной интонации, верной постановке ударения);
  • правильность чтения (выражается в том, что ученик избегает, или наоборот, допускает ошибки).

Так, скорость чтения представляет собой лишь отдельную составляющую техники чтения.
Одним из вопросов, интересующих родителей является: зачем проверять технику чтения у детей? Технику чтения в начальных классах нужно проверять более двух раз в год. Делать это следует для того, чтобы следить за динамикой формирования навыка чтения — такова цель проверки техники чтения.
Как выбрать текст для проверки техники чтения?

  • Для проверки техники чтения, подбираются специальные тексты, согласно рекомендациям методистов. Текст должен быть незнаком ребенку, но понятен. Предложения должны быть короткими, без каких-либо усложняющих конструкций или знаков.
  • Лучше, если текст для проверки чтения будет без иллюстраций и диалогов, чтобы дети во время чтения не отвлекались.
  • Текст должен быть размещен на одной странице.

Перед началом проверки следует настроить ребенка на спокойное чтение, чтобы он не волновался и не переживал. Во время чтения текста, нельзя прерывать ребенка, исправлять ошибки. После завершения чтения, нужно вернуться к тем словам, которые вызвали затруднение или были прочитаны неправильно и попросить ребенка снова их прочитать. В процессе чтения первоклассник должен следить по тексту пальцем, чтобы не потерять строчку.
Для проверки осознанности чтения, необходимо задать несколько вопросов по тексту.
Если ребенок переволновался и во время проверки часто запинается, голос его срывается, то следует перенести проверку техники чтения на другое время и организовать проверку в форме игры.
Нормы техники чтения в начальных классах по ФГОС (ориентировочно)

  • Техника чтения в 1 классе

В 1 классе техника чтения проверяется особенно тщательно.
1 полугодие
Чтение должно быть плавным слоговым, осознанным и правильным, с четким проговариванием слогов и слов.
Темп чтения — 25-30 слов в минуту.
2 полугодие
Ребенок читает целыми словами правильно, осознанно. Слова со сложным слоговым строением прочитываются по слогам.
Темп чтения — 30-40 слов в минуту.

  • Техника чтения во 2 классе

1 полугодие
Чтение правильное, осознанное, целыми словами. Соблюдается логическое ударение.
Темп чтения — 40-50 слов в минуту.
2 полугодие
Осмысленное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз, интонаций и логических ударений.
Темп чтения — 50-60 слов в минуту.

  • Техника чтения в 3 классе

1 полугодие
Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, школьник выражает понимание смысла прочитанного текста.
Темп чтения — 60-70 слов в минуту.
2 полугодие
Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, школьник выражает понимание смысла прочитанного текста.

Темп чтения — 70-80 слов в минуту.

  • Техника чтения в 4 классе

1 полугодие
Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, ученик не только выражает понимание смысла текста, но и способен выразить свое отношение к нему.
Темп чтения — 80-90 слов в минуту.
2 полугодие
Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, ученик не только выражает понимание смысла текста, но и способен выразить свое отношение к нему.
Темп чтения — 100-120 слов в минуту.
Оценивание техники чтения по нормативам ФГОС
Какие ставить оценки за технику чтения?
Техника чтения в 1 классе по ФГОС

Оценка 1 полугодие 2 полугодие
«Просто чудо!» Более 20 слов Более 40 слов
«Это здорово!» 16-20 слов 31-40 слов
«Замечательно» 10-15 слов 25-30 слов
«Эх, маловато» Менее 10 слов Менее 25 слов

Техника чтения во 2 классе по ФГОС

Оценка 1 полугодие 2 полугодие
«5» Более 55 слов Более 70 слов
«4» 40-55 слов 55-70 слов
«3» 25-39 слов 40-54 слов
«2» Менее 25 слов Менее 40 слов

Техника чтения в 3 классе по ФГОС

Оценка 1 полугодие 2 полугодие
«5» Более 75 слов Более 90 слов
«4» 60-75 слов 75-90 слов
«3» 45-59 слов 60-74 слов
«2» Менее 45 слов Менее 60 слов

Техника чтения в 4 классе по ФГОС

Оценка 1 полугодие 2 полугодие
«5» Более 100 слов Более 120 слов
«4» 85-100 слов 105-120 слов
«3» 70-84 слов 90-104 слов
«2» Менее 70 слов Менее 90 слов

Как тренировать технику чтения
Развивать технику чтения можно с помощью специальных игр.
Вот некоторые из них:

  • Жужжащее чтение.
  • Ежедневное чтение на уроке, когда все ученики читают вполголоса в течение 5 минут.
  • Чтение перед сном.
  • Многократное чтение текста. Суть такого упражнения заключается в следующем: ученики читают одновременно текст, но каждый в своем темпе. По истечении минуты учитель останавливает ребят, и они примечают слово, до которого дочитали. Далее педагог просит прочитать детям текст орфографически. Затем, повторное прочтение этого же отрывка предполагает чтение орфоэпическое (как говорим). И снова ребята примечают слово, до которого они дочитали и сравнивают с предыдущим результатом.
  • Чтение наоборот. Такой способ предполагает чтение слов не слева направо, а справа налево. Такое чтение полезно, так как регулярно тренирует ребенка в слиянии букв и чтении слов без напряжения.
  • Вершки да корешки. Ребятам предлагается прочитать слова, закрывая длинной непрозрачной линейкой верхнюю или нижнюю половину букв.
  • На доске записано много слов. Ребята должны найти то слово, которое назовет учитель.
  • Самозамер чтения. В конце урока оставлять несколько минут для того, чтобы произвести самозамер чтения и записать результаты в специальный дневник.
  • Чтение «вверх ногами». Дети с удовольствием почитают текст в книжке, которую будут держать «вверх ногами».

Работа по развитию техники чтения в начальной школе крайне важна. Ведь именно беглое и осмысленное чтение активизирует процессы мышления, внимания, памяти и является залогом успешного учебного процесса.

Тексты для проверки в первом полугодии 1 классе
Текст №1. «Апрель».
Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали, и в лужу упали.
(31 слово)
Текст №2. «Дедушка».
Мальчики Миша и Сережа жили у деда. Они помогали деду сушить сеть. Дедушка учил мальчиков ловить рыбу. Ребята любили работать с дедом.
(23 слова)
Текст №3 «Галка».
Галку и ворону различить совсем не трудно. Галка вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост.
(38 слов)
Тексты для проверки во втором полугодии 1 класса
Текст №1 «Сторож»
У домашней утки были пушистые утята. Однажды лисица утащила утку. Мы научили собаку водить к реке утят. Вот собака важно идет к реке. Утята спешат за ней. Утята ныряют в воде. Потом они гуляют на лугу. Собака сидит и зорко охраняет утят.
(42 слова)
Текст №2 «Мурзик»
Котик Мурзик был озорной. Однажды он сидел на дереве. Рядом села ворона. Мурзик прыгнул ей на спину. Он вцепился когтями в перья и замер. Ворона испугалась. Она полетела над деревней. Мурзик не удержался и упал. Ему повезло. Он провалился в пушистый снег.
(40 слов)
Текст №3 «Осинки»
В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно. Они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках.
(43 слова)

Учимся аналитическому чтению: 6 эффективных приёмов

Способы чтения

Складывать слоги и воспроизводить слова — что может быть проще? По силам даже трёхлетним детям! Но оказывается, если хочешь вынести из чтения новые знания и опыт, этого недостаточно.

В 1940 году американский педагог и философ Мортимер Адлер написал труд под названием «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений». Доктор Адлер провёл исследование и выявил четыре способа чтения.

  • Элементарный. Этот навык мы получаем ещё в начальной школе: просто читаем слова, понимаем их смысл и следуем за основным сюжетом.
  • Инспекционный. Чтение скользящим взглядом, когда смотришь в начало страницы, затем переходишь к её концу, попутно стараясь зацепить ключевые моменты и понять течение мысли автора. Так часто читают в интернете.
  • Аналитический. Медленное внимательное чтение с погружением в текст и его анализом. Задача — полностью понять и усвоить изложенные идеи.
  • Исследовательский. Предполагает чтение одновременно нескольких книг на одну тему в поисках подтверждения или опровержения какой-либо теории. В основном используется писателями и учёными.

Давайте попробуем научиться аналитическому чтению, поскольку именно оно необходимо для успешной учёбы. (Инспекционный способ иногда тоже выручает, но это тема для отдельной статьи.)

1. Создайте условия

Если беллетристику можно читать на «автопилоте», то для серьёзных текстов нужна концентрация.

  • Найдите тихое место, где сможете читать без отвлечений.
  • Отключите гаджеты, которые могут вам помешать.

2. Подготовьтесь к чтению

Прежде чем начать работу над книгой (а аналитическое чтение это именно работа), узнайте немного об авторе. Кто он? Когда написал данное произведение и что его к этому подтолкнуло? Согласитесь, монография от доктора наук вызывает больше доверия, чем от историка-любителя.

Посвятите несколько минут инспекционному чтению.

  • Изучите содержание. Попробуйте по нему понять, какие знания вы получите в процессе чтения.
  • Ознакомьтесь с аннотацией и предисловием. Если при этом у вас появятся какие-нибудь вопросы, обязательно запишите их. Закончив чтение, вы поймёте, дал ли автор ответы.

3. Заведите commonplace book

Commonplace book — это блокнот или ежедневник для заметок, цитат, любых выдержек из книг. Читая, выписывайте то, что приносит вам чувство озарения и вдохновения. Так вы глубже погрузитесь в тему и получите в финале квинтэссенцию смысла.

Предпочитаете электронные книги? Тем лучше! В современных «читалках» выделять текст ещё проще, чем на бумаге. Кроме того, ведение заметок при работе с электронными книгами помогает избежать ловушки инспекционного чтения.

Информацию на экране мы привыкли просматривать бегло. Взгляд порой автоматически перепрыгивает со строчки на строчку, пропуская целые абзацы. Установка на каждой странице находить и выделять главное приучает к более вдумчивому и размеренному чтению цифровых текстов.

4. Пополняйте словарный запас

Читая книги на иностранном языке, мы то и дело сверяемся со словарём. Иначе теряется смысл — становится ничего не понятно. А вот читая на русском, мало кто обращается к Далю или Ожегову. Мы просто пропускаем незнакомые слова, стараясь уловить суть по контексту.

А зря! Если автор выбрал какое-то сложное слово, значит, именно оно наиболее точно передаёт суть.

Изучайте этимологию незнакомых слов, выписывайте и заучивайте их. Здесь вновь пригодится commonplace book. Старайтесь понять, зачем то или иное слово используется в тексте.

5. Относитесь к тексту критически

Чтение — это в большей степени разговор, чем лекция. А аналитическое чтение предполагает ещё и непрерывный анализ.

Задавайте вопросы по содержанию, не бойтесь мысленно спорить с автором. Если встретите трудное место, прервите чтение. Загляните в энциклопедию или другой источник, чтобы всё прояснить, а зачем возвращайтесь к книге. У вас не должно оставаться тёмных мест в изучаемом материале.

Превратите чтение из пассивного потребления в активный интеллектуальный процесс.
Взаимодействуйте с материалом, ведите внутренний диалог, тогда вы сможете запоминать намного больше.

6. Напишите короткое резюме по прочитанному

После завершения работы с книгой составьте краткий отчёт, отражающий ваши основные впечатления и полученные знания.

  • О чём эта книга? Несколько предложений про основной смысл произведения.
  • Что произошло и почему? Составьте краткий план книги или нарисуйте схему сюжета.
  • Каково ваше отношение к прочитанному? Согласны ли вы с мнением автора или считаете его ошибочным?
  • Какие выводы вы сделали из прочитанного? Зафиксируйте всё, что смогли извлечь из данной книги для своего развития.

Такие саммари особенно хорошо делать, когда читаешь несколько книг по одной и той же теме. Это позволяет сравнивать концепции и улучшать критическое суждение.

Время от времени свои аннотации к книгам полезно перечитывать. Писатель Рамит Сети рекомендует интересную методику: каждые 4–6 недель он выделяет 40 минут, чтобы пересмотреть свои заметки по книгам и статьям. При этом выбирает те заметки, что подходят по теме к тому, над чем он сейчас работает.

Некоторые книги достаточно просто попробовать, другие хочется проглотить одним махом, а есть такие, которые приходится долго разжёвывать и переваривать. Фрэнсис Бэкон

Возможно, аналитический способ чтения покажется вам утомительным. Он действительно требует довольно много времени. Зато можете быть уверены, что получите максимум от каждой прочитанной книги.

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках литературного чтения

Современные направления ФГОС НОО предъявляют новые требования к качеству чтения учащихся. Ни для кого не секрет, что постепенно чтение книг становится все большей трудностью для учащихся. Объем информации в современном мире так велик, что дети порой не успевают справиться с ним и чтение книг для них становится трудным, плохо понятным и непреодолимым этапом. Как же сделать так, чтобы ученикам было интересно открывать литературу, и не просто читать, а делать для себя важные выводы и интересные открытия?

Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь все, о чем он рассказывает, по-новому понимаешь, казалось бы, уже знакомые произведения, проникаешься настроением исполнителя. В глубоком воздействии чтеца на слушателей и заключается искусство художественного чтения. Однако умение воспринимать хорошее чтение, равно как и умение донести до слушателей читаемое произведение, не возникает само собой. Учителю важно знать методику работы над выразительным чтением. Именно он прививает первоначальные знания детям. Пробудить любовь к чтению сложно, но используя некоторые правила, можно быстро и эффективно получить нужный результат.

Сформированный навык чтения включает в себя два компонента:

А) технику чтения

Б) понимание текста

Эти два компонента тесно взаимосвязаны. Без правильного, быстрого выразительного чтения невозможно понимание, а легкий для понимания текст легче воспринимается.

Для выразительного прочтения текста необходимо, чтобы читающий увлекся произведением, полюбил и понял его.

В школе обычно произведение читает учитель. Важно преподнести текст так, чтобы младшие школьники проникли в суть произведения и прочувствовали его.

Живое слово совершает чудеса. Слово может заставить людей радоваться и горевать, пробудить любовь и ненависть, причинить страдание и окрылить надеждой, может пробудить в человеке высокие стремления и светлые идеалы, проникнуть в глубочайшие тайники души, вызвать к жизни до сих пор дремавшие чувства и мысли.

Работа над языком произведения — тоже одно из условий отработки выразительности чтения. Главной целью обучения детей выразительному чтению является формирование умения определять задачу чтения вслух: передать слушателем свое понимание произведения при помощи правильно выбранных средств устной речи.

В процессе своей работы я стараюсь формировать навыки осознанного чтения, умение самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.

К ним относятся:

1. упражнения, направленные на развитие четкости произношения;

2. упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;

3. упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

Урок обычно начинается с разминки, т. е. с работы над постановкой дыхания и развития четкости произношения. Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Мы должны учить детей этому искусству, хотя бы на элементарной основе и на личном примере. Правильное дыхание — это здоровье.

Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим голосом, его свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибок, послушен, звонок и достаточно громок. Голос, как и дыхание, следует развивать. Лучший голос — естественный, средней силы и высоты, которым хорошо руководит читающий.

В работе над выразительностью речи уделяю внимание средствам речевой выразительности (интонации, логическим ударениям, различным паузам, темпу, силе и высоте голоса). Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

Главное средство речевой выразительности — интонация. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Интонация не выражает сути фразы, она является результатом глубокого проникновения читающего в текст.

Детей учу нужной интонации:

1) Прочитай текст, передавая радость (возмущение, гордость, печаль) в зависимости от текста художественного произведения.

2) Прочитай отрывок, передавая вопросительную интонацию (интонацию радости, страха, гордости, огорчения).

3) Прочитай и дай оценку читающему (повествовательная, вопросительная, восклицательная интонации).

Первой ступенью подготовки выразительного чтения является понимание фактического содержания текста и правильная техника чтения (соблюдение знаков препинания, пауз).

Вторая ступень — осмысление образной и эмоциональной сторон произведения, понимание смысла поступков и их мотивов, чувств, переживаний героев, определение своего отношения к ним.

Третья ступень — словесное рисование картины.

Четвертая ступень — определение тех чувств, которые дети должны передать при чтении слушателям.

На уроке использую такую памятку (выбери отрывок по своему желанию):

1) Правильно ставь ударение.

2) Соблюдай паузу.

3) Выбери силу голоса (громко, тихо).

4) Определи темп (быстро, медленно).

5) Читай эмоционально.

6) Покажи интонацией свое отношение к произведению.

У детей формируется самостоятельная деятельность:

— самоанализ;

— самопланирование, самоорганизация;

— самоконтроль и оценка, саморегулирование.

Вся эта работа даст желаемый результат, если дети будут тянуться к книге, полюбят чтение.

Любимый у учащихся вид чтения — ролевое чтение. Каждый ребенок в классе получал какую-то роль, даже слабочитающий ребенок старался оправдать доверие учителя. Слабочитающему ученику больше помогает такой вид работы, как «чтение за диктором». Диктор может быть и учитель, и хорошо читающий ученик.

Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно. Тон иногда задает учитель.

Особое место в обучении формирования навыков выразительного чтения — занимает работа над лирическими стихотворениями.

Подготовка к выразительному чтению стихотворения — это, прежде всего, процесс поиска верной интонации чтения текста, т. е. поиска нужного тембра, темпа, силы, мелодии речи.

Работаю по следующим этапам:

1) Подготовка к восприятию (провожу беседу, которая настраивает детей на восприятие стихотворения).

2) Первое чтение — выразительное чтение стихотворения учителем.

3) Проверка впечатлений, как осознали текст, как отнеслись к нему:

— какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?

— как вы думаете, с каким чувством поэт рисует картины? и т. д.

4) После проверки впечатлений дети работают самостоятельно:

— не спеша прочитать стихотворение,

— отметить карандашом слова и выражения, значение которых непонятно.

5) Анализ лирического стихотворения.

Цели:

— способствовать пониманию учащимися текста,

— углубить, расширить образные представления, возникшие в воображении учеников при первом знакомстве с текстом.

Использую для этого такие приемы:

а) выборочное чтение;

б) выборочное чтение с беседой-рассуждением;

в) стилистический эксперимент (замена авторских слов другими словами, близкими по значению);

г) прием иллюстрирования текста (рассматривание готовых иллюстраций, словесное и музыкальное иллюстрирование);

д) специальная работа над основными компонентами интонации (расстановка пауз, постановка логического ударения).

6) Следующий этап процесса изучения стихотворения — своеобразный итог, завершение работы. Чтение каждого ученика сопровождается оценкой, анализом, в котором участвует весь класс, используется памятка.

Работая с детьми над выразительным чтением, свою деятельность базирую на знаниях, умениях и навыках, приобретаемых учащимися при изучении родного языка и литературного чтения. Изучение этих предметов — основа для формирования качеств речи, необходимых детям: правильности, точности и выразительности.

Правильно выражать свои мысли и чувства — значит строго придерживаться норм литературной речи. Говорить точно — уметь из множества близких по смыслу слов выбрать такие, которые наиболее ярко характеризуют предмет или явление и в данной ситуации речи наиболее уместны и стилистически оправданы.

Работа по формированию навыков выразительного чтения помогает мне решать сложные задачи воспитания, развития и обучения учащихся на уроках чтения. Вовлечение детей в активный творческий поиск верной интонации чтения текста, создание такой атмосфера в классе, когда можно выразить, попробовать прочитать по-своему, когда самое большое желание — это желание прочитать лучше, ярче, выразительнее, будет способствовать преодолению скуки, пассивности детей, которые, к сожалению, еще имеют место на таких уроках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *