Логопедические игры своими руками для дошкольников

Простые логопедические игры и пособия своими руками

Творчество в работе учителя-дефектолога – неотъемлемый фактор успешности коррекционной работы.

Наверное, в любой профессии желателен творческий подход к работе, а в работе учителя-дефектолога он просто необходим. Дети, с которыми работает учитель-дефектолог пункта коррекционно-педагогической помощи учреждения дошкольного образования, в силу возраста не понимают, зачем логопед берет их на занятия.

К тому же, кроме речевого нарушения, они могут иметь особенности внимания, памяти, мышления, у детей может быть недостаточно развита мелкая моторика. Так же, как и все дети, они могут быть активными, неусидчивыми или пассивными, рассеянными. И педагог должен найти подход к каждому, ведь от этого зависит результат его коррекционной работы.

Особое внимание учитель-дефектолог должен уделить наглядности и играм.

Дидактический материал, который использует в работе учитель-дефектолог (игры, упражнения), должен быть красочным и интересным ребенку.

Ребенок-дошкольник хочет играть – пусть он играет, а педагог должен построить свою работу так, чтобы в игре выполнялась основная задача – коррекция имеющегося нарушения.

У каждого учителя-дефектолога имеется в арсенале свой набор игр и упражнений – компьютерных или бумажных, приобретенных или изготовленных своими руками. Игр – огромное множество.

Но сколько бы ни было издано пособий и дидактических игр, у каждого дефектолога в арсенале будет что-то свое, сделанное своими руками, какая-нибудь оригинальная игра, непохожая на другие игры. А если еще он владеет компьютером, возможности которого просто безграничны, то тут большой простор для фантазии.

Предлагаю несколько образцов простых игр, изготовленных с помощью компьютера, которые можно использовать в работе с детьми с нарушениями речи для автоматизации и дифференциации звуков, развития звуко-буквенного анализа, фонематического слуха, коррекции лексико-грамматической стороны речи, умения составлять простые и сложносочиненные (сложноподчиненные) предложения.

Игры я составляю в программе для составления презентаций Power Point: вставляю выбранную картинку-фон (дорожку, улитку, змейку, гусеницу, таблицу и т.п.) и накладываю на нее картинки с нужным звуком. Фон картинок лучше сделать прозрачным.

Это можно сделать в программе Adobe Photoshop, Point.net или какой-то другой программе – той, которой владеет педагог. Далее, при желании, можно сделать фон пособия.

Сюжет логопедической игры – дело фантазии логопеда.

Логопедические бродилки

Изготовление пособия. Выбрать картинку-бродилку, наложить на нее картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.

Ребенок «идет» пальчиками по дорожке, четко проговаривая закрепляемый или дифференцируемые звуки.

Варианты игры (этой и последующих):

1. Предложить ребенку найти на картинке еще предметы с заданным звуком и посчитать их: одна елка, две елки, три елки, четыре елки пять елок. В этом случае ребенок учится согласовывать числительные с существительными. Для упражнения в согласовании прилагательных с существительными добавляем признак – зеленая елка. Ребенку нужно будет проговорить: одна зеленая елка, две зеленые елки, … пять зеленых елок.

2. Предложить ребенку выбрать пять понравившихся картинок (например, велосипед, рыбка) и составить с ними предложения («Мама купила велосипед», «Рыбка плавает в реке»).

3. Предложить ребенку выбрать пять понравившихся картинок и поиграть в игру «Жадина»: «Мой велосипед, моя свинка, моя шляпа» и т.д. Или игра «Не жадина»: «Я все отдал тебе, и теперь у меня нет велосипеда, нет свинки, нет шляпы». Так мы упражняем ребенка в правильном употреблении падежных окончаний существительных.

4. Предложить ребенку выбрать пять понравившихся картинок и поиграть в игру «Один-много»: елка – елки, свинка – свинки, велосипед – велосипеды.

На базе одной картинки из предложенных игр можно реализовать множество вариантов игр, реализуя главную цель – коррекция нарушений речи.

Логопедические лабиринты

Изготовление пособия.

Выбрать картинку-лабиринт, вставить в слайд презентации, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.

Ребенок называет картинки лабиринта, четко проговаривая звуки.

В эту игру может играть ребенок с логопедом, а можно организовать ее с подгруппой детей, у которых автоматизируется один и тот же звук. В таком случае потребуется кубик и фишки. Игроки бросают кубик. Сколько выпало точек, столько игрок может сделать ходов, четко проговаривая слова с закрепляемым звуком (или с дифференцируемыми звуками). В этой игре есть опасность зайти в тупик, поэтому ребенку нужно быть внимательным и следить, чтобы этого не произошло. Кроме автоматизации звуков, в этой игре развивается еще и зрительное внимание, а отвечая на вопрос-название игры, ребенок учится составлять предложения с предлогами.

Кроме закрепления звуков, в играх этой серии и в играх, представленных ниже, также можно предложить те же варианты задания для коррекции лексико-грамматической стороны речи, что и в играх-бродилках.

Логопедические гусеницы

Изготовление пособия. Выбрать картинку-гусеницу, вставить ее в слайд, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.

Ребенок продвигает фишку по гусенице, четко проговаривая звуки.

На данном материале, кроме закрепления звуков, также можно отработать согласование числительных и прилагательных с существительными, единственное и множественное число существительных, умение составлять предложения.

Логопедические дорожки

Изготовление пособия. В функции «Вставка» выбрать «Фигуры», вставить подходящую фигуру, размножить ее и сделать из нее дорожку. Затем наложить на дорожку картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.

Ребенок «идет» пальчиками по дорожке, четко проговаривая звук. Далее ребенок, отвечая на вопрос (например «Кого зовет коза?»), составляет простое предложение («Коза зовет козленка»).

На материале игр данной серии также можно отработать согласование слов в предложении, подбор признаков к предмету, единственное и множественное число существительных и т.д.

Логопедические собиралки

Изготовление пособия. В файл вставить картинку (например, гриб, клубнички), размножить ее и сделать из нее дорожку (можно взять картинки разных грибов), затем наложить на них картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон. Потребуется кубик и фишки.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.

Игроки по очереди бросают кубик – сколько выпало точек на кубике, на столько картинок нужно продвинуть фишку, четко произнося название картинок.

Логопедические змейки

Изготовление пособия. Выбрать картинку-змейку, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Для игры потребуется кубик и фишки. Играть может ребенок с логопедом, а можно организовать игру с подгруппой детей, с которыми осуществляется закрепление произношения одного и того же звука.

Ход игры.

Игроки по очереди бросают кубик – сколько выпало точек на кубике, столько игрок может сделать ходов, четко называя слова с закрепляемым звуком. И здесь также можно выбрать три-пять картинок, составить с ними предложения, посчитать их, согласуя числительные с существительными. Затем можно закрыть или убрать картинки и дать ребенку задание: «Вспомни, какие картинки были на этой змейке» (развитие зрительной памяти).

Логопедическое домино

Изготовление пособия. В функции «Вставка» выбрать таблицу, вставить в слайд, залить таблицу понравившимся цветом, наложить картинки с нужным звуком.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков.

Картинный материал разрезать по горизонтали, затем по вертикали между одинаковыми картинками (можно заламинировать) и играть как в обычное домино. Разница лишь в том, что вместо точек на домино картинки, и нужно их назвать, согласуя числительное с существительным.

Логопедические улитки

Это довольно известная игра, но здесь я добавила фон, где дополнительно вставила картинки (по пять картинок) на заданный звук. Их можно использовать для упражнения в согласовании числительных с существительными или для составления предложений.

Изготовление пособия. Выбрать картинку-улитку, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Для игры потребуется кубик и фишки. Играть может ребенок с логопедом, а можно организовать игру с подгруппой детей, с которыми осуществляется закрепление произношения одного и того же звука.

Ход игры.

Игроки по очереди бросают кубик – сколько выпало точек, столько игрок может сделать ходов, четко называя слова с закрепляемым звуком.

Цель игры для ребенка – добраться до приза (это может быть фишка, картинка, наклейка или какой-то другой приз), а для логопеда – закрепить у ребенка поставленный звук.

Варианты использования игры данной серии могут быть такие же, как и в играх других серий, а могут быть и свои – тут дело фантазии педагога.

Логопедическое пособие «Речевичок»

Цель данного пособия: При помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей с речевыми нарушениями.

Задачи:

— расширение и обогащение словарного запаса по лексическим темам;

— развитие и совершенствование грамматического строя речи;

— автоматизация звуков в речи;

— развитие зрительного гнозиса;

— учить устанавливать логические связи между предметами;

— развитие фонематического слуха, анализа, синтеза;

— развитие навыков связной речи;

— развитие пространственных представлений, математических понятий, восприятие цвета, формы, размера;

— развитие психических процессов (внимания, восприятия, памяти, логического мышления);

— развитие мелкой моторики.

Основная работа учителя — логопеда заключается в формировании у детей всех сторон речи. Часто логопеды остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. И тогда логопеду приходиться придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет в последствии к желаемому результату.

Именно этот факт ведёт к поиску новых приёмов работы, новых универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи ребёнка.

Пособие «Речевичок», соответствует системно-деятельному подходу, доступное и безопасное. Альбом на липучках помогает работать над развитием всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и заканчивая работой по формированию связной речи. Упражнения, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции, готовит детей к школе.

В работе используется наглядность в виде ярких и интересных ламинированных картинок – основ с силуэтами и контурами рисунками, и картинок на липучках, наклеек и игрушек, позволяющих благотворно влиять на эмоциональное состояние детей, поддерживать интерес к занятиям, формировать произвольное внимание при работе с предлагаемым материалом.

Данное пособие предназначено для разных возрастных категорий (от 3 лет и до 7 лет). Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с ребёнком, так и в работе с двумя детьми одновременно, поскольку имеет две и три рабочих поверхностей. Возможно и командное выполнение упражнений.

«Речевичок» может быть использован воспитателями на занятиях по развитию речи и обучению грамоте. Этот факт очень важен, потому что учитель – логопед имеет возможность рекомендовать закрепление определённых речевых умений и помочь в подборе наглядного материала (взаимодействие с воспитателями и специалистами детского сада).

Актуальность этого пособия заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование данного игрового пособия облегчает усвоение учебного материала детьми и повышает эффективность логопедической работы. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленной целью. Пособие многофункциональное, его использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Картинки из одной игры можно отлеплять и использовать их в других играх.

Благодаря использования игр с липучками, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной среде для детей дошкольного возраста. Пособие можно по необходимости пополнять другими играми и деталями. Детали, которые на определенном занятии оказались не нужны, удобно убирать в карманы, находящиеся в папке. Работа с данным пособием позволяет систематизировать весь наглядный материал, имеющийся у учителя – логопеда и продуктивно использовать его на занятиях.

Ниже приводятся примеры использования пособия «Речевичок».

Игра «Приклей сам цветы и бабочки»

Цель: обучение и закрепление цвета, развитие мышления, развитие концентрации зрительного внимания.

Ребенку нужно найти по цвету картинку и приклеить к домику или цветку.

Сразу ребёнку можно предложить игры — задания: «Один — много», «Какая картинка лишняя?», «Кто-что?», «Составь предложение».

Игра «Какие фрукты и ягоды ты знаешь?»

Вся логопедия

  • Логопедия для дошкольников

  • Разделы

    • КОНСУЛЬТАЦИИ
      • Вопрос — Ответ
    • ЛОГОПЕДАМ
      • алалия и раннее речевое развитие
      • АТТЕСТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
      • афазия
      • дизартрия
      • дисграфия, дислексия
      • документация логопеда
      • заикание
      • звукопроизношение
      • коррекционные программы
      • лексика и грамматика
      • логопедическая диагностика
      • логоритмика
      • мелкая (ручная) моторика
      • общеречевые умения
      • ОНР
      • ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ
        • картинки и иллюстрации
        • картотеки
        • конспекты занятий
        • мнемотаблицы
        • планирование логоработы
        • презентации
      • ринолалия и ринофония
      • связная речь
      • ФФНР
    • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
    • РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
    • РОДИТЕЛЯМ И ДЕТЯМ
      • воспитание
      • досуг
      • изобразительная деятельность
      • иностранный для дошкольника
      • интеллектуальное развитие
      • музыкальное развитие
      • обучение грамоте
      • развитие речи
      • раскраски
    • СПЕЦИАЛИСТАМ
      • дефектология
      • неврология
      • педагогика
      • психология
    • СТАТЬИ
      • методические вопросы
      • теоретические вопросы
    • СТУДЕНТАМ
      • дипломы и курсовые
      • учебники, учебные пособия
    • ЯРМАРКА (полезная информация)
  • Новоcти LOGOPED.NAME

    • Развивашки для детей 5-6 лет
    • Дидактические игры на автоматизацию звуков
    • Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития.
    • Логоритмика для детей 5-6 лет упражнения
    • Материалы для оформления родительского стенда. Средняя группа.
    • Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ОНР
    • Коррекционные занятия с детьми дцп
    • Учим ребенка читать и писать
    • Картинки на звук Ш по логопедии
    • Логопедическая помощь бесплатно
  • Приветствуем Вас на LOGOPED.NAME — инфоресурс «ВСЯ ЛОГОПЕДИЯ»

    • Приглашаем коллег и всех, кто заинтересован проблемами речевых нарушений,развитием знаний о методах коррекции недостатков речи, принять активное участие в развитии логопедического проекта. Ресурс представляет собой каталог ссылок на файлы по логопедии: учебники и методические пособия, картотеки и конспекты логопедических занятий, разнообразные диагностические материалы и дидактическая наглядность. В помощь студентам: дипломные и курсовые работы. На страницах ресурса «Вся логопедия» можно получить ценную информацию по любым речевым нарушениям: алалия, дислалия, дизартрия, ринолалия, заикание, ОНР и другие. В разделе для специалистов помещены методические материалы для психологов, дефектологов, неврологов. Отдельно выделен раздел для родителей, который включает литературу по воспитанию детей и развивающие книги и программы для дошкольников.Также предлагаются Вашему вниманию консультации логопеда.

Дидактические пособия своими руками Копилка логопеда

Елена Зайцева
Дидактические пособия своими руками Копилка логопеда

Чтобы дети с удовольствием посещали логопедические занятия и с интересом выполняли предложенные им задания, необходимо придумывать новые, интересные дидактические игры с разными картинками, персонажами, сюжетами и материалом. Вашему вниманию я предлагаю дидактические пособия для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий на автоматизацию разных звуков, формирование интонационной выразительности, развитие зрительно-моторных координаций и так далее. Данные пособия помогают разнообразить занятие, повысить эффективность коррекционной работы.

«Волшебный куб»

Задачи:

-формирование фонетико-фонематических представлений и слоговой структуры слова.

-формирование лексико-грамматического строя речи.

-формирование связной речи.

-формирование познавательных процессов.

«Разноцветные ромашки»

Задачи:

Формирование фонетико-фонематических представлений;

слоговой структуры слова.

Формирование познавательных процессов.

«Веселые крышки»

Задачи:

-формирование навыков звукового анализа;

— формирование слоговой структуры слова;

-развитие мелкой моторики.

-закрепление знаний основных цветов

«Кто в домике живет?»

цели:

-упражнять в выделении заданного звука в слове;

-учить дифференцировать звуки;

-формировать умение делить слова на слоги;

-развивать логическое мышление, внимание;

-закреплять в речи обобщающие понятия;

-развивать мелкую моторику.

«Звуковички»

Задачи:

-Развитие фонематического слуха и восприятия;

-расширение знаний детей, понятия: гласные –согласные; твердые-мягкие.

Дидактическая игра «Собери бусы»

Цель:

закреплять умение дифференцировать звуки — в словах;

развивать фонематический слух,

мелкую моторику.

Это лишь малая часть тех игровых заданий, которые можно давать ребенку (детям, используя эти пособия. В зависимости от цели и задач, поставленных на занятии, можно менять и игровые задания. Дети с удовольствием занимаются с пособиями, они вызывают у них интерес, развивают любознательность, память, внимание, а главное — речь.

При работе с детьми важно применять творческое отношение к занятиям. Малыши, с которыми работает логопед, в силу возраста еще не понимают причин, по которым они находятся здесь. Для них то, что делает логопед, выглядит как увлекательные игровые занятия. Кроме того, нарушения речи могут сопровождаться различными недостатками в развитии мелкой моторики, внимания, памяти, воображения, способности думать. Логопедические занятия должны быть направлены на борьбу со всеми такими проблемами.

Делаем логопедические игры и пособия самостоятельно

Делая логопедические игры своими руками для дошкольников, нужно быть уверенным в том, что они являются красочными и увлекательными для малышей. Ребенку нравится играть, а логопед должен организовать это таким образом, чтобы происходила корректировка нарушений.

Логопед занимается с ребенком

Пособия для формирования предметной деятельности

Иногда нарушения речи связаны с недостаточным развитием мелкой моторики или интеллектуальной деятельности. Можно создать логопедические пособия своими руками для коррекции таких проблем.

Работаем над сенсорикой: игра «Замочки»

Важно! Игра «Замочки» поможет детям развить необходимые качества.

Перед началом надо приготовить несколько разноцветных замков-молний (не меньше 6 штук различного цвета). Их раскладывают горизонтально, один под другим, перед ребенком. Ребёнку даются задания различного рода:

  1. Найти замок определенного цвета.
  2. Закрыть или открыть тот, в названии которого есть определенная буква.
  3. Рассказать о своих действиях.
  4. Посчитать вслух замки определенного цвета.

При этом развиваются речевые навыки и мелкая моторика движений рук.

Игра «Посади бабочку на свою дорожку»

В этой игре из фетра определенных цветов сделаны полосы (дорожки). Их должно быть не менее шести штук. Плоские фигурки бабочек, сделанных из картона, нужно посадить на дорожку определенного цвета. При этом могут быть такие задания:

  1. Посадить определенное количество синих фигурок на соответствующую дорожку.
  2. Посчитать вслух количество бабочек, указывая их цвет.

При каждом действии ребёнок должен описывать то, что делает по заданию воспитателя.

«Звуковые полянки» для автоматизации звуков

Для этой игры на листе бумаги рисуют извилистую дорожку. В ее начале ставят собачку, в конце — будку. На дороге находятся косточки, которые надо собрать. Малыш ведет игрушку по дорожке, имитируя ее рычание. Когда она находится в промежутках между косточками, ребенок произносит «р-р-р-р-р-р» длинно и с усилием. У косточки он отдыхает, издавая короткие и легкие звуки «р». Таким образом происходит автоматизация произношения этого звука.

Звуковая поляна

Собираем альбом из карточек на развитие мелкой моторики

Задания по развитию малышей существуют в большом количестве вариантов. Целесообразно собрать их в альбом, каждая страница которого представляет отдельное задание.

Логопедический коврик из квадратов

Если сделать коврик с квадратами и в каждом из них прикрепить мелкие предметы, то малышам можно давать различные задания, относящиеся к ним. Например, они могут выбрать предметы определенного цвета, считая и называя их.

Собираем картинки по темам для работы над звуками

Ребенок может описывать содержимое картинок, составлять относящиеся к ним предложения. Собрав тематическую коллекцию, он будет выполнять задания, связанные с отдельными картинками или их группами, описывая свои действия словами.

Самоделки для развития мелкой моторики из подручного материала

Изготавливая своими руками игры и задания для детей, можно помочь развитию их интеллекта и речевых навыков.

«Шнуровка»

Для такого рода игр можно распечатать изображения и наклеить на твердую бумагу. При этом некоторые детали, которые нужно добавить оформляются таким образом, чтобы в этом месте можно было продеть шнурки и получился завершенный сюжет. Например, можно изобразить тучку и подготовить дырочки так, чтобы шнурок имитировал капли дождя.

Важно! Могут быть использованы различные сюжеты. Например, шнуровка может обозначать спицы велосипеда или очерчивать нужный контур.

Для работы с детьми можно использовать компьютер. Для этого достаточно воспользоваться программой для составления презентаций (например, Microsoft PowerPoint). При этом на картинке, которую используют для создания фона, ставят несколько изображений предметов и присоединяют к ним звуки. На этой основе можно создавать различные логопедические игры. Вот некоторые из них:

  1. Ребенок прикасается к нескольким картинкам и громко произносит названия предметов. Он выбирает те, которые дают одинаковый звук. Например: «Одна елочка, две елочки.» Для изучения прилагательных можно произносить: «Одна зеленая елочка, две зеленых елочки».
  2. Предложить малышу выбрать три понравившихся предмета из предложенных и составить предложения с каждым из них. Например, если он выбрал рыбку, посуду и яблоко, он может сказать: «Рыбка плавает в аквариуме», «Петя съел яблоко» и «Папа купил посуду».
  3. Можно поиграть в игру «Жадина». Для этого ребенок выбирает несколько предметов (например, елка, пирожное)и говорит «Моя елка», «Мое пирожное». Можно предложить аналогичную игру «Не жадина». Выбрав картинки со шляпой и велосипедом, малыш говорит: «Я все отдал и у меня нет велосипеда, нет шляпы».

На базе одного или двух изображений с картинками можно придумать большое число такого типа логопедических игр.

Бродилка

К этой категории логопедических пособий, сделанных своими руками для дошкольников, относятся лабиринты. Их рисуют на листке бумаги. Для ребенка создается простой лабиринт, внутри которого расположено большое число предметов. Ребенок бросает кубик и продвигается по направлению к цели, громко и четко проговаривая при этом названия предметов, через которые он проходит. Рисунки подбирают по такой схеме, чтобы игра помогала малышу освоить определенные звуки. Обычно используют несколько вариантов таких лабиринтов.

Тактильный мешочек

Для этой дидактической игры необходимо пошить два вида мешочков:

  1. Непрозрачные — в них нельзя разглядеть, что находится внутри, но можно прощупать. Их делают квадратными со стороной не более 10 сантиметров.
  2. У прозрачных одна сторона сделана из пластика. Для этого можно использовать материал, из которого изготовлены прозрачные файлы. Другая сторона выполнена из ткани.

Мешочки наполняют различными видами наполнителей так, чтобы их на ощупь легко было различить. Они должны быть парными. Каждая разновидность должна быть в одном прозрачном и одном непрозрачном мешочках.

Мешочки

Вот примеры игр, которые могут проводиться с детьми:

  1. Сначала рассматривают содержимое одного из прозрачных мешочком. Его осматривают, ощупывают и описывают содержимое. Затем ищут такой же наполнитель в непрозрачном мешочке.
  2. На ощупь ищут нужный материал. Затем указывают на прозрачный мешочек с таким же наполнителем. Описывают то, что в них содержится. В результате надо выстроить два ряда. При этом должны быть расположены вместе мешочки с тем же содержимым.

Такие занятия развивают зрительные и тактильные анализаторы, учат детей правильно говорить.

Применяется еще один логопедической игры, сделанной своими руками, при котором в мешок кладут несколько предметов. Дети должны на ощупь определить то, что там находится, достать и описать словами.

Темы для занятий для логопеда

Занимаясь с детьми логопед может взять множество различных тем. помогая малышам развивать речевые навыки. Далее приводятся несколько наиболее популярных вариантов.

Темы занятий для подготовительной группы

В каждом занятии важно использовать физкультминутки и сделать его для детей увлекательной игрой.

Тема «Профессии»

Во время таких занятий рассматривают различные специальности, вовлекая детей в игры и разнообразную деятельность. Им загадывают загадки, связанные с деятельностью взрослых. С малышами проделывают упражнения, имитирующие движения работников.

Проводя по теме «Профессии» логопедическое занятие в подготовительной группе детей учат говорить о различных видах занятий взрослых.

С детьми произносятся различные звуки и слова, их учат делать мимические движения, выражающие определенные эмоции.

Тема «Зима»

Когда проводится логопедическое занятие на тему «Зима» предлагаются загадки на темы зимней погоды, событий, относящихся к этому периоду. С детьми проводят беседы, связанные с этим временем года. Малышам предлагают описать зимнюю погоду, употребляя для этого различные слова. Например, «Что делает мороз/Щиплет, кусает».

Тема «Транспорт»

С детьми рассматривают различные виды транспорта и дают задания, которые имеют отношение к ним. Например, малыши рассматривают карточки с изображениями и должны определить, какая лишняя (изображены: автомобиль, поезд, самолет и кастрюля). Дети должны объяснить свой выбор. Можно проделать упражнение «Пароход гудит», используемое в логопедии.

Обратите внимание! При этом дети на выдохе с закрытым ртом должны произносить долгий звук «ы-ы-ы».

Тема «Мебель»

Мальчикам и девочкам дошкольного возраста предлагают назвать предметы мебели, расположенные в комнате. Их спрашивают о том, из чего сделаны различные части стула, стола или шкафа. Может использоваться игра, когда называются качества мебели, а ребенок должен назвать противоположное свойство.

Тема «Комнатные растения»

Можно сыграть в игру «Чтобы». Детям говорят, как нужно ухаживать за растениями, а они должны добавить слово «чтобы» и сказать, почему именно это надо делать. Игра «Два и пять» состоит в том, что о различных комнатных растениях нужно сказать предложение типа: «У меня два кактуса и пять кактусов». Детям с ОНР предлагают произнести различные предложения , рассказав о том, что делает божья коровка. Например: «Божья коровка летает над цветком».

Организация логопедических игр в подготовительной группе

Для дошкольников могут проводиться более сложные и насыщенные логопедические мероприятия. Далее рассказано об одном из них.

План занятия «Логопедический КВН»

Конспект такого занятия включает следующие действия.

Детям предлагается соревнование двух команд в том, насколько они знают буквы и умеют произносить слова.

Сначала воспитатель разговаривает с ними, произнося стихотворные фразы. Он предлагает произнести сложные слова — дети делают это хором.

Затем все вместе произносят хором различные звуки (жа-жа-жа, ша-ша-ша).

Детям показывают слова, которые нужно прочитать. Каждая команда выполняет задание.

Малыши из подготовительной группы должны из предложенных слов отбросить буквы и получить новые слова. Далее дети решают другие языковые головоломки.

Обязательно проводится физкультминутка.

В конце занятия определяется победитель логопедического КВН в подготовительной группе. Воспитатель обязательно должен похвалить участников.

Логопедическое упражнение

Шаблон схемы для анализа логопедического занятия

Для проведения такого анализа рассматривают следующее:

  1. Задачи, цели проведенного занятия.
  2. Схема проведения: насколько хорошо она была продумана и реализована.
  3. Качество содержательной части урока.
  4. Оценка коррекционного воздействия на малышей.
  5. Изучение отношения детей к уроку.
  6. Насколько профессионально вел работу логопед.

В заключительной части анализа делаются выводы и вносятся предложения для совершенствования методики работы с детьми.

В развитии детей важное значение имеет сфера речевых навыков. Она связана с мелкой моторикой, мышлением, памятью и воображением. Коррекционные мероприятия надо начинать как можно раньше и проводить комплексно, стараясь сделать все возможное, чтобы малыш избавился от недостатков речи.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *