Логопедическое представление для ПМПК

Логопедическое представление для ПМПК материал по логопедии по теме

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ДЛЯ ПМПК.

  1. Речевая среда и социальные условия :

• Нервно-психические, хронические соматические заболевания, речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют (отрицаются).

  • Недостатки речи у близких.
  • 2- язычие.
  • Наследственные заболевания:
  • Уровень родителей низкий.
  • Процесс воспитания под контролем или нет, интересуются проблемами своего ребёнка, родители мало общаются с учителем (логопедом), не уделяют достаточного внимания.
  • Не уделяется достаточного внимания внешнему виду.
  • Недостаточно сформированы общие социально-бытовые навыки (не

опрятно одет, небрежно одевается, «грязнуля»).

  • Родители не интересуются жизнью класса.

2.Состояние ручной моторики (объём движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости ) :

  • Плохо развита мелкая моторика рук.
  • Нарушений ручной моторики не наблюдается.
  • Предпочитает работать левой рукой (или иногда работает левой рукой)
  • Ведущими являются правая рука, правая нога, правый глаз.
  • Пробы Хэда выполняет правильно; с единичными ошибками, медленно.
  • Оптико-кинестетическая организация движений сформирована; недостаточно сформирована: движения выполняет с ошибками, замедленно.
  • При выполнении упражнений на динамическую организацию движений также наблюдаются неточности (синхронные движения пальцев правой и левой руки).

3.Общая моторика:

  • Нарушения переключаемости движений (не своевременная, задержанная).
  • Появляются сопутствующие движения.
  • Нарушения координации- движения выполнены не одновременно, неточно.
  • Отмечается общая заторможенность движений.
  • Характерное двигательное беспокойство.
  • Медлителенн в движениях.
  • Нарушена общая координация. Неуклюжий.

4. Артикуляционный аппарат :

• Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без

аномалий.

  • Строение лица не нарушено (нарушено)
  • Тонус мышц лица сохранный или нарушен (гипертонус, гипотония, дистония)
  • Подвижность лицевой мускулатуры не нарушена, нарушена

( тремор подбородка, гипомимия, гиперкинезы ).

  • Строение губ нормальное или отклонения ( массивные губы, наличие расщелины, наличие послеоперационных рубцов)
  • Тонус губ не нарушен или нарушен ( гипертонус, гипотония, дистония )
  • Подвижность губ не нарушена или нарушена –

( малоподвижные, излишне подвижные )

  • Строение зубов нормальное ; нарушения — крупные, мелкие, редкие, частые, кривые, вне челюстной дуги, с большими промежутками, отсутствие резцов (нижних, верхних); наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда.
  • Подъязычная связка укорочена
  • Прикус правильный ; нарушен – передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения.
  • Строение твердого нёба не нарушено
  • Строение мягкого нёба и подвижность не нарушено
  • Строение языка не нарушено .

Отмечаются нарушения – толстый, маленький, массивный, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная уздечка.

  • Мышечный тонус языка в норме; нарушен – спастичность, гипотония, дистония.

Подвижность языка не нарушена ; нарушения – гиперкинезы, тремор, девиация (отклонение) языка ( вправо, влево ); язык не выводится из полости рта , объём артикуляционных движений ограничен; снижение амплитуды артикуляционных движений, малоподвижный, с трудом удерживает позу, испытывает трудности в переключении позы языка, нарушены движения кончика языка. Саливация.

• Речевая моторика развита достаточно; в пределах нормы; недостаточно. Выполняет основные артикуляторные движения губами, языком. Движения замедленные. Не может длительно удерживать положение органов артикуляции. Нарушена координация движений языка и губ. Незначительно нарушены дифференцированные движения кончика языка. Объем движений языка полный; неполный. Тонус нормальный; вялый. Длительность выполнения движений и темп движений в норме. Замен движений, синкенезий не наблюдается. Синкенезии, замены движений отмечаются.

5. Устная речь.

Общее звучание речи:

  • Невнятная (чёткая, смазанная, малопонятная для окружающих).
  • Ритм нормальный. Излишне растянута.
  • Темп речи замедленный (быстрый).
  • Выразительная.
  • Не торопливая (чрезмерно быстрая).
  • Малоразговорчив.
  • Паузы и ударения употребляет правильно.
  • Говорит односложно.
  • Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматическойой стороны речи (аграмматизм).
  • Интонационно маловыразительная (или дифференцированная). Основные виды интонации употребляет правильно.
  • Разборчивость речи не нарушена.
  • Несколько снижена разборчивость речи.
  • Наблюдается аритмия, замедление ритма в конце фразы или текста.
  • Словесное ударение употребляет правильно.
  • Логическое ударение отсутствует.
  • Паузы в речи использует излишне часто.
  • Голос тихий, сильный, звонкий, хриплый, дрожащий, назализованный.

• Тип дыхания диафрагмальный, речевое дыхание плавное; недостаточно плавное, речевой выдох продолжительный; не продолжительный (4-5 слов).

6. Понимание речи:

  • Затруднено, инструкции требуют повторного объяснения.
  • Речь окружающих понимает в соответствии с уровнем своего интеллекта.
  • Состояние биологического слуха по данным медицинской карты в норме.
  • Состояние восприятия речи в норме. Правильно выполняет действия по речевой инструкции.

7. Словарный запас:

  • Пассивный и активный словарь характеризуется бедностью, неточностью в употреблении многих слов.
  • Наиболее страдает употребление глаголов и прилагательных; обобщающих существительных, понимание малоизвестных слов (пасека, улей, водопад, погоны, гамак, хобот, фонтан, бульвар, гербарий, бандероль и т.д.)
  • Ограничен, беден. Достаточный. Относительно развит.
  • Недостаточен объём знаний об окружающем мире.
  • Знаком с редкоупотребляемой лексикой.
  • Несформированны отношения антонимии и синонимии.
  • Низкий уровень практических обобщений.
  • Трудности понимания и употребления лексики.

8. Грамматический строй речи:

а) Без нарушений. В спонтанной речи аграмматизмов не обнаружено.

б) Аграмматизмы наблюдаются при специальном исследовании: ошибки в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного.

в) Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных, при образовании новых слов по аналогии.

г) Грубые нарушения.

  • В речи использует преимущественно простые распространённые предложения. В редких случаях отмечаются сложноподчиненные предложения.
  • Составляет предложения по опорным словам.
  • Сложносочинённые предложения с опорой на картинки (использует союзы- а, но, и ).
  • Сложноподчинённые предложения отмечаются лишь в единичных случаях (потому что; несмотря на; хотя; когда; который; поэтому).
  • Ошибки в употреблении предложно-падежных предлогов, сложных предлогов, падежных окончаниях существительных множественного числа;
  • Наблюдаются аграмматизмы в устой речи неправильное согласование прил. с сущ.(У девочки красная платье)
  • Неправильное употребление предложно-падежных конструкций (На деревьев пожелтели листья.)
  • Отмечается неправильное понимание и дифференциация конструкций с возвратными глаголами (солнце освещает землю — землю освещает солнце )
  • Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (черниковый сок).
  • Неправильное употребление названий животных, названий детёнышей животных
  • Соответствует особенностям развития его умственного развития; детей младшего школьного возраста.
  • Понимает и употребляет предлоги.
  • Использует приставки при образовании сущ. и гл.
  • Общая бедность и не дифференцированность грамматических средств языка.
  • примитивность синтаксических конструкций.

Виды нарушений:

  1. изменение существительных по падежам;
  2. согласование существительных с числительными 1,2,5.
  3. образование множественного числа существительных,
  4. образование прилагательных от существительных,
  5. образование приставочных глаголов;
  6. понимание предложно-падежных конструкций (другие)

11. Фонематическое восприятие (не нарушено/нарушено), звуковой анализ и синтез:

  • нарушения в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления (анализ и синтез).
  • Дифференциация звуков не нарушена. Неустойчивый навык. Единичные или множественные ошибки. Невозможность выполнения заданий.
  • Правильно дифференцирует на слух исследуемые звуки или неустойчивый навык слуховой дифференциации (показ картинок – кот- кит).
  • При воспроизведении серии слогов с фонетически близкими звуками с ошибками допускает единичные ошибки.
  • Затрудняется в определении или правильно определяет количество и последовательность слов в предложениях (с союзами и предлогами).
  • Способность выделить звук на фоне слова сформирована. Определяет наличие или отсутствие звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, его место в слове. Первый звук в словах определяет правильно, при определении последнего звука допускает ошибки. Допускает ошибки при определении звука в середине, в конце слова.
  • Способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам не сформирована. Допускал многочисленные ошибки (в слове КОЗА звук «З» слышится перед звуком «К»)
  • Наблюдаются затруднения при дифференциации твердых и мягких, звонких и глухих звуков.
  • Фонематический синтез сформирован. Правильно воспроизводит слова из последовательного названия звуков(р-у-к-а, с-т-а-к-а-н, паста, ворона).
  • Фонематические представления сформированы достаточно, недостаточно, не сформированы. Придумывает слова на заданные звуки, отобрал картинки в названии которых 5 звуков. Однако сделал единичные ошибки в задании на придумывание слов от 5 звуков.

10. Состояние языкового анализа и синтеза

Правильно/неправильно определяет последовательность и количество слов в предложениях с предлогами: «Катя идет гулять» (2). «На столе лежит книга» (3). «Дети катаются на коньках» (5). «Летом бывает очень жарко» (3) и т.п.

Допускал ошибки при определении последовательности слов в предложении. В предложении «на столе стояла синяя ваза» слово «ваза» стоит после слова «столе» и т.п.

Синтез не нарушен. Правильно составляет из последовательно заданных слов предложения.

11. Состояние звукопроизношения

  • Мономорфное нарушение звукопроизношения: велярный ротацизм/

боковой сигматизм шипящих/ увулярный ротацизм.

  • В настоящее время нарушений звукопроизношения не отмечается. Звукопроизношение не нарушено.
  • Полиморфное нарушение звукопроизношения: боковой сигматизм шипящих, боковой ротацизм.

12. Звуко-слоговая структура речи:

  • Сохранна. Нарушения звукослоговой структуры слова отсутствуют. В спонтанной речи звукослоговая структура слова не нарушена.
  • Правильное воспроизведение слов разной слоговой структуры.
  • Невозможность воспроизведения слов.
  • Нарушение во фразовой речи; переставляет или наращивает слоги; замены, пропуски, повторения.
  • Допускает единичные ошибки при воспроизведении мало знакомых четырехсложных слов со стечением согласных (в основном уподобления, упрощения стечения согласных, пропуски слогов).

Произношение слов сложного слогового состава.

13. Состояние зрительной функции

1) Состояние биологического зрения по данным медицинской карты в норме.

2) Состояние высших зрительно-пространственных функций:

а) схема тела сформирована;

б) правильно определяет расположение предметов (справа или слева);

в) не все пробы Хэда выполнил правильно (трудности в определении правых и

левых частей тела сидящего напротив человека);

г) правильно составил картинки разрезанные на 6-8 частей, начиная с 8

допускал единичные ошибки;

д) конструирование фигур из палочек по образцу не нарушено. Затруднено

конструирование и реконструирование геометрических фигур по

представлению. По словесной инструкции не справился со многими

заданиями.

3) Состояние речезрительных функций (по альбому оптических и зрительных

проб): все печатные и рукописные буквы называет правильно.

Узнает заштрихованные, наложенные друг на друга, недописанные,

написанные зеркально и пунктиром буквы, графически сходные буквы.

Конструирование букв выполняет в целом правильно, допускает лишь

единичные ошибки.

Допускает ошибки в реконструировании букв из элементов.

Нарушены представления о структуре зрительного образа рукописных букв (не может устно объяснить из каких элементов состоит буква «в», чем отличаются «т» и «п».

14. Рассказ по серии сюжетных картинок

Критерий смысловой целостности

  • Рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности.

  • Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связывающих звеньев.

  • Выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен.

  • Отсутствует описание ситуации.

2)Критерий лексико-грамматического оформления высказывания.

Рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.

Рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи пропуска слов или неверное словоупотребление.

Встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств.

Рассказ не оформлен.

  1. Пересказ прослушанного текста

Горошины.

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся, и горошины весело выкатились мальчику на ладонь. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. А одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

  1. Критерии смысловой целостности.

Воспроизведены все смысловые звенья

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями

Пересказ не полный, имеются значительные сокращения или искажения смысла, или включение посторонней информации.

Невыполнение.

2) Критерии лексико-грамматического оформления

Пересказ составлен без нарушений лексико-грамматических норм.

Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие замены.

Отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов.

Пересказ недоступен.

3) Критерии самостоятельности выполнения.

Самостоятельный пересказ после первого предъявления.

Пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного чтения.

Пересказ по вопросам.

Даже по вопросам пересказ недоступен.

16. Характеристика чтения.

1. Техника чтения:

  • Побуквенное
  • Послоговое
  • Соответствует / не соответствует возрасту
  • Автоматизированное / неавтоматизированное
  1. Дыхание при чтении:
  • Правильное /неправильное
  • С интонациями
  • Нарушение ритма дыхания.
  1. Выразительность.
  • Монотонное / выразительное.
  1. Понимание прочитанного.

В полном объёме /затруднено.

14. Характеристика письма.

  • Отсутствие орфографических ошибок.
  • При списывании (не)наблюдаются ошибки (единичные, множественные).
  • В диктантах и изложениях многочисленные ошибки.
  • Графические ошибки: пропуск элементов или лишние элементы. Сложность в ориентировке на тетрадном листе, в нахождении начала строки. Трудности в удержании строки. Постоянные колебания наклона и высоты букв, несоответствии элементов букв по размеру, раздельное написание букв внутри слова. Трудности актуализации графического и двигательного образа нужной буквы, замены зрительно похожих и близких по написанию букв (К – Н), замены рукописных букв печатными, необычный способ написания букв, особенно прописных. Устойчивая зеркальность при написании букв З, Е, Э, С. Замены букв У – Ч, д-б,д-в.
  • Невозможность создания навыка идеограммного письма («клоссная робота», «упрожнение», «кено» вместо «кино»).
  • Специфические ошибки: персеверации (инертное повторение) букв, слогов, слов, типов заданий; пропуски букв и слогов; антиципации (предвосхищение) букв, например, «покловок» — поплавок; контаминации (слипание) слов. Отсутствие выделения начала предложения. Пропуск и замена гласных, в том числе ударных. Нарушение порядка букв. Тенденция к фонетическому письму («радоно» вместо «радостно», «ручйи» — «ручьи»)

Трудности выделения целостного образа слова, вследствие чего два знаменательных слова, слова с предлогами пишутся слитно; позднее в связи со сверхгенерализацией правила написания предлогов приставки пишут отдельно от корней.

  • Орфографические ошибки
  • Умение проверять не сформировано (не проверяет; если проверяет, то не видит ошибок / не видит ошибки или исправляет неправильно).
  • Темп письма медленный.

Заключения:

  • Первое полугодие 1 класса: трудности в овладении письмом. Проявляются в нечетком знании букв алфавита, сложности при переводе фонемы в графему, при переводе печатной графемы в письменную.
  • Второе полугодие первого класса или начало 2 класса: нарушение формирования процессов письма. Проявления: замены и смешения письменных и печатных букв по различным признакам, сложности при слиянии букв слоги, слогов в слова, написание слов без гласных, слитное написание нескольких слов или раздельное написание слов.
  • Второе полугодие 2 года обучения – дисграфия.

Третий год обучения – дизорфография. Проявления: большое количество орфографических ошибок, неумение применять орфографические правила по школьной программе за соответствующий период обучения.

Заключение для ЗПР :

  • (1 КЛ.) Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР ( ФФН,ФН).
  • Темп плавности судорожного (несуд.) характера.
  • ( 2-3 кл) Остаточные явления недостаточной сформированности средств языка на уровне устной и письменной речи.
  • ( перекомиссия) Нарушения чтения и письма обусловленные недостаточной сформированностью средств языка, с преобладанием неполноценности звуковой или смысловой стороны речи.
  • Логопедическое заключение может быть:
  • ФНР,
  • ФФНР,
  • ОНР-3,
  • НВОНР,
  • ЛГНР,
  • звукопроизношение в норме, речь в пределах возрастной нормы.

Рекомендации:

на основании педагогических наблюдений и проблем в учебном процессе прошу консультацию психоневролога.

Направления лого-коррекционной работы, рекомендуемые на основании диагностического логопедического обследования.

( подчеркнуть направления, проводимые в течение коррекционного курса; кружком обвести все необходимые для пациента направления работы).

1.Развитие слухового восприятия.

  1. Развитие фонематического анализа и синтеза (различение согласных по признакам звонкость/глухость, место образования, твёрдость /мягкость;

определение фонемы в слове/ фонемного состава слов; называние слов с заданной фонемой.

3.Развитие речевого дыхания, отработка ротового и носового выдоха.

4..Стимуляция нёбно-глоточного смыкания, активизация артикуляции, развитие подвижности артикуляционного аппарата.

5. Работа над голосом (снятие назализации, развитие интонационной выразительности, ускорение / замедление темпа речи, формирование мягкого голосоведения).

6. Коррекция звукопроизношения:_____________________________

7. Воспитание кинестезий, необходимых для речи.

8. Развитие пассивного и активного словаря (существительных, глаголов, прилагательных).

9.Развитие грамматического строя речи.

10. Развитие понимания речи.

11. Развитие слухо-зрительного внимания.

12.Развитие памяти ( слухоречевой, зрительной).

13. Формирование когнитивных навыков (различение формы, цвета, количества предметов).

14. Формирование элементарных математических представлений.

15. Развитие крупной /мелкой моторики.

Логопедическое обследование детей

Одним из компонентов всестороннего изучения детей (их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, личностных особенностей и т.д.) является логопедиче­ское обследование.

Его цель — установить, какое речевое нарушение имеется у ребенка, определить его характер и степень тяжести, выявить по­тенциальные возможности к дальнейшему овладению родным языком.

Методику логопедического обследования можно изучить по многочисленным пособиям, указанным в списке использованной литературы.

Результаты обследования заносятся в речевую карту. Она явля­ется основным документом логопеда. Правильно заполненная рече­вая карта свидетельствует о профессиональной грамотности спе­циалиста.

Мы предлагаем логопедическое обследование ребенка по речевой Карте, предназначенной для детей с ОНР, с вариантами ее запол­нения. Это поможет при обследовании правильно идентифициро­вать отклонения в речевом развитии каждого ребенка

Логично начать работу по обследованию с заполнения в рече­вой карте формальных сведений о ребенке — паспортные данные, откуда прибыл, № протокола ПМПК, сведения о семье — и с изу­чения документации, поступившей на ребенка: заключения спе­циалистов (отоларинголога, офтальмолога, детского психиатра, невропатолога), выписки из истории развития ребенка, характери­стики воспитателя, работы ребенка по изодеятельности и т.д.

Все это позволит проанализировать предварительные сведения о ребенке, подготовиться к предстоящей беседе с его родителями, правильно организовать личные контакты с ребенком в процессе последующего тщательного обследования всех компонентов его языковой системы.

Заключения специалистов заносятся в соответствующие графы речевой карты (образец заполнения речевой карты см. на с. 156-164).

В целенаправленной беседе с матерью выявляются «Жалобы родителей» на речь ребенка. А при сборе анамнестических сведений (течение беременности, особенности протекания родов, состояние ребенка в момент рождения, раннее общее развитие, перенесенные заболевания и травмы) главное внимание следует уделить выявле­нию особенностей раннего речевого развития: когда ребенок стал реагировать на звуки голоса, когда появились гуление, лепет, пер­вые слова, первая фраза, сложное предложение, как шло наращи­вание словаря (медленно, скачкообразно, постепенно).

В этой же беседе важно выяснить речевое окружение ребенка в семье. Полученные сведения следует зафиксировать в речевой карте, в графе «Раннее развитие ребенка» и сравнить их с услов­ным эталоном возрастной нормы.


В графе «Состояние общей моторики» отметить особенности выполнения основных движений, дать характеристику коорди­нации и переключаемости движений, походки, назвать ведущую руку, навыки самообслуживания.

В графе «Общее звучание речи» описать особенности голоса, темп речи, разборчивость речи, артикуляцию, тип дыхания.

Общее звучание речи. Возможные варианты

Голос — высота: чрезвычайно высокий, высокий, низкий, нор­мальный;

• тембр: нормальный, сиплый, хриплый, сдавленный, глухой, гортанный, с носовым оттенком, назализованный;

• сила: слабый, тихий, истощающийся, напряженный, преры­вистый, громкий, неполетный;

• наличие модуляций (повышение, понижение тона): моду­лированный, немодулированный, монотонный, крикливый, скандированная речь.

Темп речи — нормальный, ускоренный, замедленный, быстрый.

Разборчивость речи — недостаточно разборчива, неразборчива, непонятна для окружающих.

Артикуляция — четкая, ясная, неясная, смазанная, зажатая, вялая, диффузная, напряженная, искаженная, нейтральная, замед­ленная, непостоянная, чрезмерно утрированная, перемещенная в задние зоны ротовой полости; наличие палатализации (выгибания спинки языка вверх), назализации, призвуков (придыхания, хрипа, гортанности), девиации (отклонений в сторону), гиперметрии, гиперкинезов, дискоординационных расстройств.

Дыхание— носовое, ротовое, смешанное (носо-ротовое); клю­чичное, грудное, диафрагмальное, комбинированное; учащенное, уреженное, спокойное; поверхностное, неглубокое, глубокое; рит­мичное, неритмичное, судорожное, толчкообразное, речь на вдохе, плавное; ослабленное, активный вдох укорочен, короткий неэко­номный выдох.

В графе «Состояние артикуляционного аппарата» описать строе­ние всех органов — губ, зубов, зубных рядов, прикуса, челюстей, языка, твердого и мягкого неба, отметить соответствие норме или наличие дефектов; проверить подвижность органов артикуляцион­ного аппарата.


Строение. Возможные варианты

Губы — нормальные, тонкие, толстые, короткие, мясистые, отвис­лые, узкие, укороченная верхняя губа, наличие рубцов после хейло-пластики.

Зубы — нормальные, редкие, крупные, мелкие, частые, кривые, вне челюстной дуги, в два ряда, без промежутков, с увеличенными промежутками; отсутствие верхних или нижних резцов; наличие кариеса.

Прикус—правильный, открытый передний, открытый боковой (левосторонний, правосторонний, двусторонний), глубокий, мел­кий, прямой.

Челюсти — нормальные, прогнатия (верхняя выдвинута впе­ред), прогения (нижняя выдвинута вперед), отвислость нижней че­люсти, смещение в ту или иную сторону.

Язык— толстый, массивный, тонкий, узкий, длинный, гладкий,, «географический» (поверхность испещрена), укороченная уздечка.

Небо — нормальное, узкое, высокое, низкое, плоское, наличие расщелин.

Мягкое небо — нормальное, укороченное, массивное, раздвое­ние увуля, наличие расщелин.

Подвижность. Возможные варианты

Губы — движения симметричные, несимметричные, быстро исто­щающиеся, затрудненные, вялые, напряженные; малоподвиж­ные.

Язык —движения полные, неполные, точные, неточные, быстро истощающиеся, вялые, напряженные; симметричные, несиммет­ричные, соразмерные, недифференцированные, замедленные; поиск позы, поза фиксируется, не фиксируется; наличие девиаций, тре­мора, гиперкинезов, синкинезий, саливации.

Мягкое нёбо — подвижное, неподвижное, вялое, трудно вклю­чается в движение, отсутствует смыкание.

В графе «Пониманиеречи» зафиксировать установленный в про­цессе общения с ребенком уровень понимания речи.

Нулевой — ребенок с сохранным слухом не воспринимает речь окружающих.

Ситуативный — ребенок понимает просьбы, связанные с оби­ходным предметным миром.

Номинативный — ребенок хорошо ориентируется в названиях предметов, но с трудом ориентируется в названиях действий.

Предикативный — ребенок знает много названий действий, но не различает грамматических форм слов.

Расчлененный — ребенок различает изменения значений, вноси­мых флексиями, приставками, суффиксами.

Связная речь

По всем этапам обследования обязательно приводятся примеры связной речи ребенка. Все вопросы, обращенные к ребенку в каче­стве помощи, фиксируются в речевой карте.

Диалогическая (беседа) — владеет связным высказыванием, не владеет; зафиксировать, какими ответами пользуется (мимикой, жестами, кивком головы, элементарной фразой или развернутым предложением); ответы правильны по содержанию или неадекватны; наличие самостоятельных высказываний.

Заученная (стихотворение) — не знает стихов; отказывается читать, но знает стихи; читает с помощью, читает с нарушением

рифмы, передает содержание прозаическим текстом; хорошо, вы­разительно читает (1-2 стихотворения).

Рассказ по сюжетной картинке— понимает содержание картинки, не понимает; рассказывает связно, последовательно, затрудняется; подражает речевому образцу, не воспринимает его; отвечает только на вопросы, отказывается отвечать; ограничивается поверхност­ным перечислением персонажей или деталей; допускает смысловые ошибки в истолковании событий, действий и поступков изобра­женных лиц.

Рассказ по серии картинок—раскладывает серию самостоятельно, с помощью; понимает логику событий, не, понимает; умеет соста­вить рассказ, затрудняется; принимает помощь, не принимает; отвечает только на вопросы, отказывается отвечать; адекватно объ­ясняет причинно-следственные связи, не объясняет.

Пересказ — воспроизводит текст с пропусками, с искажениями, с перестановками материала; пересказывает схематично, обедненно; осмысленно, эмоционально; относительно полно, в нужной после­довательности.

Рассказ-описание предмета (игрушки) — активен, самостоятелен в построении высказывания; точно называет предмет (игрушку),’ отмечает тот или иной признак,, указывает на действие, которое можно производить с предметом (игрушкой), или нет.

Словарный запас

Проверить и оценить объем и качество активного словаря, нали­чие обобщающих понятий, знание антонимов, умение подобрать эпитеты к словам.

Имя существительное

Родовое и видовое понятия— не знает названия предметов, не знает обобщающих слов, смешивает родовые понятия, не конкретизирует родовое понятие, называет только единичные предметы, словарь резко ограничен.

Слова, сложные для понимания— совершает лексические замены (форточка — «открывать»); не понимает и не употребляет то или иное слово (0); недифференцированно понимает слова (хобот — «нос», клюв — «нос»); правильно называет слово (+).

Предмет и его части — называет несущественные детали, а существенные опускает (не называет, например, у машины руль, мотор, но крышу, стекло и «такие штучки» замечает и перечисляет);

не называет части (0); пытается объяснить слово, не называя его (фары — «такие штучки»»); использует жесты.

Животные и их детеныши — называет (+); не называет (0); совершает лексические замены.

Существительные с уменьшительным значением— не образует (0); правильно образует (+); образует неправильно (записать так, как произносит ребенок: ковер — «ковреник»).

Название профессий — совершает лексические замены (врач — «лечит»); называет (+); не называет (0).

Глагол

Различные действия ц состояния предметов— называет (+); не назы­вает (0); заменяет сходным по значению (идти — «пошел и все»).

Возвратные глаголы — употребляет в активной речи (+); не упо­требляет, но понимает; не понимает, не употребляет (0).

Изменения глаголов— изменяет (+); изменяет частично (время +, число — 0; число +, вид — 0); не изменяет (0).

Имя прилагательное

Качественные— называет (+); не называет (0); называет частично (только цвет, только размер и т.д.).

Антонимы — называет (+); не называет (0); заменяет (все вели­чины — «маленький»).

Притяжательные— обследуются только у детей 6 лет.

Наречие — употребляет (+); не употребляет (0); заменяет (вверх — «там», медленно — «тихо» и т.д.).

Грамматический строй речи

Исследовать функцию словоизменения и словообразования.

Родительный падеж со словами «нет», «много» — не изменяет («много зубы» — (0); дает правильные окончания (+); преобладают

окончания раннего онтогенеза -ов, -ев (нет «ягодов», «гусев»); дает неправильные окончания (много «глазех»).

Дательный падеж ед. и мн. ч. — не изменяет (0); изменяет непра­вильно (кому? — «девочким», «Валеру»); изменяет правильно (+).

Винительный падеж — не изменяет (0); изменяет неправильно (вижу «доми»); изменяет (+).

Предложные формы — предлог опускает (в коробке — «коебке»); заменяет предлог звуком (со стола — «а стола», на столе — «и столе»); заменяет сложный предлог простым (из-под шкафа — «из шкафа»); неустойчивое употребление (в одних случаях употребляет, в дру­гих нет).

Пространственные предлоги — употребляет (+); понимает, но не употребляет; не понима-ет и не употребляет (0).

Согласование числительных с существительными вроде— согла­сует (+); не согласует (0); согласует неправильно («один груша»).

Произношение

При обследовании необходимо выявить, какая группа звуков нару­шена, установить вид нарушения (межзубный сигматизм, дефект озвончения и т.д.) и ароявления нарушения. Обязательно приво­дятся примеры неправильного звукопроизношения в речи ребенка.

Гласные— нечетко артикулирует; смешивает (ы-и, о-у); отсут­ствует лабиализация (о, у).

Согласные — пропускает; искажает; заменяет; смешивает.

Слоговая структура слова

Если нарушение слоговой структуры выявляется в первом задании (в отраженной речи), то последующие задания не предъявляются.

Задания:

• повторить за логопедом слова;

• назвать предметы (картинки) отраженно;

• повторить предложения;

• повторить слоговые ряды (в случаях грубого нарушения сло­говой структуры в речи ребенка).

Возможные варианты — не нарушает (+); нарушает: сокращает (карандаш — «кадась»), переставляет (кошелек — «секи-ек»), уподобляет (смородина — «рародина», хоккеист — «хихист»); сокра­щает звуконаполняемость слов при стечении согласных (стрекоза — «тикоза»).

Фонематическое восприятие

Проверить способность ребенка воспринимать и различать фонемы, сходные по артикуляции и близкие по звучанию. Если нарушение выявляется на том или ином задании, то последующие задания не предъявляются.

Повторение оппозиционных слогов — повторяет (+); повторяет с ошибками (па-ба — «па-па»); не повторяет (0).

Выделение звука из слова — выделяет (+); выделяет с ошибками; не выделяет (0).

Определение наличия звука в слове в разных позициях— опреде­ляет (+); не определяет (0).

Отбор картинок с заданным звуком— выполняет (+); не выпол­няет (0); выполняет с ошибками.

Самостоятельное придумывание слов на заданный звук — при­думывает (+); не придумывает (0); придумывает с ошибками.

Общее развитие ребенка

На этом этапе обследования особенно важен качественный анализ всех действий, высказываний и реакций ребенка. Это дает возмож­ность выявить особенности познавательной деятельности: наличие познавательных интересов, любознательности, волевых усилий, пространственной ориентировки, способности к переносу показан­ного способа действия, понимать объяснение; сформированность понятий цвета, формы, величины и т.д.

При обследовании общего развития ребенка следует оценить: ориентировочную реакцию; устойчивость внимания; работоспо­собность; умение использовать предложенную помощь; переклю-чаемость с одного действия на другое.

Заключение логопеда

Заключение логопеда должно соответствовать педагогической клас­сификации речевых нарушений. Причина выявленного речевого нарушения может указываться по клинической классификации.

Примеры:

Общее недоразвитие речи, 2-й уровень речевого развития у ребенка с ринолалией.

Общее недоразвитие речи, 3-й уровень речевого развития у ребенка с дизартрией.

Общее недоразвитие речи, 1-й уровень речевого развития у ребенка с моторной, сенсорной алалией.

Результаты логопедического обследования дают возможность сделать вывод о состоянии речевых навыков ребенка и наметить пути восстановительного обучения.

Дополнительные рекомендации

Обследование слуха речью в сомнительных случаях (Правдина О.В. Логопедия. — М., 1989. — С. 168-169).

Сначала установить обиходный словарь ребенка. Из этого сло­варя выбрать и составить ряд слов с высокочастотными звуками (и, э, с, з, ш, ч, ж) и низкими звуками (у, о, м, н, р), например ряд слов из таблицы Л.В. Неймана: мама, дом, стол, дедушка, парта, собака, рука, барабан, кошка, шуба, мальчик, пампа, нос, часы… (состав и объем словаря зависят от уровня речевого развития обследуемого). Затем посадить ребенка спиной к себе и предложить ему повторить слова, которые он услышит. Слова произносить голосом разговор­ной силы и на разном расстоянии: сначала с близкого расстояния, постепенно отходить от ребенка до тех пор, пока он не перестанет повторять предложенные слова.

Для неговорящих детей повторение слов нужно заменить пока­зом картинок или выполнением действий (поднять руки вверх, встать со стула, закрыть дверь и т.д.).

Ребенка с выявленным нарушением слуха направить к участ­ковому отоларингологу или в сурдологический центр.

Выявление минимальных проявлений дизартрии — дать функцио­нальные пробы.

Проба № 1: Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и удерживать его неподвижно по средней линии и одновременно следить глазами за перемещением в боковых направлениях пред­мета. Проба является положительной и свидетельствует о наличии Дизартрии, если в момент движений глаз отмечается отклонение языка в сторону.

Проба № 2: Ребенка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При наиболее тонких

дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с закидыва­нием головы, что свидетельствует о дизартрии.

Некоторые организационные вопросы проведения логопедического обследования:

• У детей с ОНР начинать обследование речи необходимо с ее употребления, то есть с активной речи; затем проверять понимание речи и после этого вновь возвращаться к обсле­дованию экспрессивной речи, устанавливая при этом степень обучаемости ребенка.

• При обследовании использовать максимум наглядности.

• Не проявлять своего отношения к ответам ребенка.

• Ответы ребенка можно записывать не полностью, а только ту значащую часть, которую обследуем.

• Заполнение речевых карт заканчивается к 15 сентября.
После первых двух «диагностических» недель, начинается этап

«текущего» изучения детей. Он .включает в себя динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и вос­питания и позволяет проследить динамику развития ребенка, свое­временно находить новые направления работы с ним, учитывать индивидуальные особенности и выбирать соответствующие методы и приемы коррекционного ‘воздействия.

Речевая нарта (Образец)

Фамилия, имя (ребенка): Фролова Света.

Дата поступления в. группу: 12.09.95.

Возраст: 04.04.90.

Домашний адрес: ул. Шимборского, дом 16, кв. 23.

Из какого д/сада прибыл(а): д/сад № 96.

Номер протокола ПМПК: № 6 от 20.04.95.

Сведения о семье

Мать — Фролова Людмила Ивановна, 1966 г. рождения, образова­ние — среднее специальное, в настоящее время не работает.

Отец — Фролов Юрий Леонидович, 1964 г. рождения, образо­вание — среднее, в настоящее время не работает.

Жалобы родителей:Света плохо говорит.

Раннее развитие ребенка

Беременность 1-я, попыток прерывания беременности не было, токсикоз первой половины, лекарств не принимала. Роды в срок, с преждевременным отходом вод, затылочное предлежание плода. Закричала не сразу, к груди приложили на 3-й день (ребенок был слабым), брала грудь нормально, на грудном вскармливании — до 1 года, соску сосала до двух лет. Раннее развитие, по словам мамы, шло нормально, на 9-м месяце девочка перенесла воспале­ние легких с высокой температурой. Гуление — в 2 месяца, лепет — в 8 месяцев, первые слова появились после года,, набирала словарь медленно, слова звучали невнятно (звуковые комплексы), понимала их только мама; предложениями стала говорить после трех лет, невнятность речи сохраняется до сих пор.

Обращались к логопеду поликлиники, рекомендовано прийти на занятия после пяти лет. Детский врач никаких рекомендаций не давала. Детский сад девочка не посещала, дома не занимались.

Состояние общей моторики

Физическое развитие гармоничное, группа здоровья первая, дви­жения неловкие, некоординированные, переключается с одного движения на другое замедленно, обслуживает себя, но тоже очень медленно. Ведущая рука — правая.

Слух нормальный. ЛОР-патологии нет.

Диагноз психиатра — нервно-психическое развитие замедлен­ное (дата).

Общее звучание речи

(Голос, темп, артикуляция, разборчивость, дыхание)

Голос нормальный, темп нормальный, артикуляция смазанная, дыхание чаще с открытым ртом, учащенное, поверхностное.

Логопедическое заключение

В книге «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций», С-ПБ.: «Детство- Пресс», 2000 г. рекомендуется следующее:

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Обследование дошкольников с нормальным интеллектом

В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе обеих классификаций.

1. Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. В данной классификации присутствуют следующие группы нарушений речи:

— Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ).

При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).

* Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР).

При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

* Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР).

При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.

* Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР).

При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.

2. Клиника-педагогическая классификация раскрывает механизмы, формы и виды речевых расстройств. При этом учитываются следующие формы речевых расстройств: дислалия, дизартрия или стертая форма дизартрии, ринолалия, расстройства голоса, моторная, сенсорная алалия, детская афазия, задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи при задержке психического развития (ЗПР), ОНР невыясненного патогенеза, заикание, тахилалия, спотыкание (полтерн).

Варианты пересечения двух классификаций.

*Фонетическое нарушение речи (произношения отдельных ФНР) или нарушение звуков (НПОЗ):

— дислалия,

— дизартрия или стертая дизартрия,

— нарушения голоса,

— ринолалия.

*Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР):

— дислалия,

— дизартрия или стертая дизартрия,

— ринолалия.

*Недоразвитие лексико-грамматического строя речи (ЛГНР):

— выход из моторной (сенсорной) алалии,

— по типу задержки речевого развития,

— при ЗПР,

— невыясненного патогенеза.

*Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня, НОНР):

— моторная алалия,

— сенсорная алалия,

— сенсомоторная алалия,

— дизартрия или стертая дизартрия,

— по типу задержки речевого развития,

— при ЗПР,

— невыясненного патогенеза.

*Нарушение темпа и ритма речи:

— заикание,

— тахилалия,

— брадилалия,

— спотыкание (полтерн).

Примерные формулировки логопедического заключения

* Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия.

* Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсорная алалия.

* Общее недоразвитие речи (I уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.

* Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия, заикание.

* Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсомоторная алалия.

* Общее недоразвитие речи. Детская афазия.

* Общее недоразвитие речи (II уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.

* Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия.

* Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия, заикание.

* Лексико-грамматическое недоразвитие речи. Выход из моторной алалии.

* Фонетико-фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.

* Фонетико-фонематическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия.

* Фонетическое нарушение речи. Моторная функциональная дислалия.

* Фонетическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия.

Обследование дошкольников с умственной отсталостью

Термин «ОНР», предложенный Р. Е. Левиной и сотрудниками НИИ дефектологии, определяется следующим образом: «Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте».

В соответствии с определением, термин «ОНР» не может быть использован при логопедической диагностике нарушений речи у умственно отсталых детей. Для обозначения несформированности речи как системы у умственно отсталых детей рекомендуются следующие формулировки логопедического заключения (для дошкольников 5—7 лет).

1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10— 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи. (СНОСКА: Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. — М., 1968.)

2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1—2 предложения вместо пересказа).

3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Обследование школьников с нормальным интеллектом и ЗПР

При определении характера речевого нарушения у детей школьного возраста рекомендуются те же формулировки логопедического заключения, что и для дошкольников. В случаях, когда у школьников имеются нарушения чтения и письма, в логопедическом заключении после определения вида нарушений устной речи вписывается форма дислексии и/или дисграфии.

*ОНР (III уровень). Выход из моторной алалии. Фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

* Фонетико-фонематическое нарушение речи. Сенсорная функциональная дислалия. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.

*НОНР.По типу задержки речевого развития. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия.

*Лексико-грамматическое недоразвитие. Семантическая дислексия, аграмматическая дисграфия.

Обследование школьников с умственной отсталостью

1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения; грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования: в неправильном употреблении падежных форм существительных и прилагательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразования; отсутствие связной речи или тяжелое ее недоразвитие (1—2 предложения вместо пересказа).

2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное или мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые

простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности); аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях, согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение сложных форм словообразования; недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий); выраженная дислексия, дисграфия.

3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят мономорфный характер; фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы; имеются лишь затруднения при определении количества и последовательности звуков на сложном речевом материале; словарный запас ограничен; в спонтанной речи отмечаются лишь единичные аграмматизмы, при специальном исследовании выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах множественного числа, нарушения сложных форм словообразования; в пересказах имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев, не отражены некоторые смысловые отношения; имеется нерезко выраженная дисграфия.

В логопедическом заключении определяются: 1) степень системного недоразвития речи, 2) нарушения устной речи, 3) нарушения письменной речи.

* Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости. Стертая форма псевдобульбарной дизартрии. Сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза).

* Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости, механическая дислалия. Аграмматическая дислексия и дисграфия.

Обследование артикуляционного аппарата

Первым этапом является осмотр строения всех органов, образующих артикуляционный аппарат: губы, язык, зубы, челюсти, небо.
При осмотре логопед должен оценить, соответствует ли строение норме, имеет ли дефекты строения аппарат. Возможно обнаружение следующих аномалий развития:
1) губы могут быть толстые, мясистые, малоподвижные, короткие;
2) язык – толстый, короткий, маленький или большой, может иметь укороченную уздечку;
3) прикус – прогения, прогнотия, косой, открытый передний, боковой глубокий, шейный;
4) зубы в зубном ряду стоят на больших расстояниях друг от друга или заходят друг на друга, повернуты вокруг своей оси, отсутствие верхних или нижних резцов;
5) нёбо узкое и высокое («готическое» нёбо) или плоское и низкое;
6) челюсти могут выдаваться вперед (верхняя или нижняя).
На втором этапе оценивается подвижность органов артикуляционного аппарата. Обследуемому предлагается сделать различные упражнения по подражанию: дотянуться кончиком языка до носа или подбородка, облизать губы, дотянуться до мочки правого или левого уха, сделать язык «лопаточкой»? широким, распластанным или трубочкой, или узким, долго удерживать кончик языка поднятым вверх, двигать язык вправо и влево в быстром и в медленном темпе, втягивать глубоко в рот; широко улыбаться и делать губы трубочкой, меняя ритм движений, открывать широко рот, выдвигать вперед нижнюю челюсть. При выполнении упражнений логопед должен оценить точность, быстроту, плавность движений артикуляционного аппарата, и насколько быстро и точно осуществляется переход от одного движения к другому.
Третий этап – оценивается звукопроизношение. Во время этого обследования логопед должен оценить умение ребенка произносить звуки изолированно и в произносимой речи. При обследовании необходимо замечать неточности звукопроизношения; замену звуков, смешение, искажение звуков в изолированном произношении и в самостоятельной речи. Должно быть выявлено произношение слов различной слоговой структуры, наличие перестановки, выпадения звуков или слогов.
Для выявления нарушений произношения звуков в словах нужно использовать набор специальных картинок с изображением различных предметов. Названия предметов и ситуаций должны иметь различную слоговую структуру и звуковой состав: состоящие из большого количества слогов, со стечением согласных, с труднопроизносимыми для обследуемого звуками, занимающими различное местоположение. Наиболее простым способом выявления дефектов речи является демонстрация ребенку картинок с изображением различных предметов, в словесном обозначении которых определенный звук находится в начале, середине или в конце слова, со стечением согласных.
При проверке звука «с»: сова, оса, троллейбус;
Ш: шина, мишка, ковш;
Л: лебедь, полка, елка, мел;
К: сок, кошка, лодка;
Г: груша, огонь, телега;
Р: рыба, дорога, топор;
Х: халат, мох, муха;
З: зубы, корзина, арбуз и т. д.
При невозможности произнесения звука в составе слова предлагается произнести звук изолированно, слоги с этим звуком, выражение вслед за логопедом. После проведения вышеуказанных мероприятий становится ясно, отклонение в произношении каких звуков имеет место. Важное значение имеет соблюдение правильного произношения звуков в фразовой речи, а не в одном слове.
Для определения данного параметра необходимо предложить ребенку произнести несколько раз фразы, в которых несколько раз повторяется исследуемый звук. Например, поговорки, пословицы, потешки, четверостишия.
При проведении диагностического анализа звукопроизношения необходимо обратить внимание, не смешивает ли ребенок фонемы и не заменяет ли их в речи, в словах и фразах. Возможно, когда ребенок правильно произносит изолированные звуки, и в словах и фразах заменяет на другие. Например, «у зука много нозек». Поэтому обязательно нужно проводить анализ произношения звуков во фразовой речи. Для проведения точного анализа нарушений речи необходимо иметь в арсенале картинки с изображением предметов и ситуаций.
Для каждого ребенка необходим определенный набор картинок, в зависимости от сложности фраз и слов по фонематическому составу. Например: у Марины малина – м – н; солнышко на окошке – с – ш.
Логопед может предложить ребенку повторять фразы и слова отраженно.
Следующим этапом обследования является анализ слоговой структуры слова. У детей кроме неправильного произношения фонем возможны трудности в произношении слов, состоящих из многих слогов и слов со стечением согласных. Изменения слоговой структуры слова представлены перестановкой, пропуском, добавлением звуков и слогов. Логопед должен обращать особое внимание, как ребенок произносит слова с различной слоговой структурой: слова многосложные, состоящие из похожих звуков, со стечением согласных в начале, середине и конце слова.
Обязательным компонентом диагностики является анализ фонематического восприятия. После того как логопед оценит правильность произношения звуков, нужно выяснить слуховое восприятие звуков и их дифференциацию. Наибольшее значение имеет различие звуков, сходных по артикуляции или близких по звучанию.
Необходимо оценить произношение вслед за логопедом различных оппозиционных слогов («са» – «ша», «ша» – «жа», «са» – «уа»). Если ребенок неправильно произносит какие либо звуки, слуховую дифференциацию проверяют следующим образом: если ребенок услышит условно заданный слог или звук, он должен сделать определенное действие. Например, поднять руку. Следующим действием логопеда должно быть определение, различает ли ребенок на слух разные по смыслу слова, но сходные по звучанию (тень – день – пень; кошка – ножка). Можно предложить ребенку при произношении логопедом определенного слова поднимать картинку. При выполнении этого задания можно оценить не только фонематическое восприятие, но и степень развития внимания и слуховую память. При проведении всех этапов логопедического обследования можно получить всю необходимую информацию о причине, характере и тяжести нарушения речи и определить методы коррекции дефекта.
Кроме общих принципов диагностики для каждого нарушения речи имеются дополнительные методы. К ним относят обследование мимической мускулатуры лица, наличие парезов и параличей. Отмечают выраженность и симметричность носогубных складок, плотность смыкания губ и форму линии рта, наличие непроизвольных движений мимической мускулатуры (тики, гиперкинезы). Проверяют, нет ли поражения черепно мозговых нервов. Ребенка просят нахмурить лоб, зажмурить глаза, высунуть язык; оценивают умение держать закрытым рот, наличие содружественных движений (синкенций). Проводить диагностику следует при различных нагрузках, в покое и многократном повторении.
Двигательная функция должна оцениваться качественно, т. е. полноценно или неполноценно выполняется движение.
Нужно отмечать время начала выполнения движения, истощаемость движения, изменение скорости движения, плавности, объема и выполнение содружественных движений.
При повышении нагрузки на мышцы могут быть обнаружены латентные формы пареза. Специалист, который осматривает ребенка, должен оценить, как осуществляется акт глотания и жевания, есть ли поперхивания, необходимы сведения о кормлении ребенка в период новорожденности и младенческом возрасте.
Для того чтобы оценить состояние мягкого нёба, нужно провести осмотр: поднимание нёбной занавески при произнесении звука «а», наличие или отсутствие глоточного рефлекса (появление рвотных движений при надавливании шпателем на корень языка или мягкое нёбо).
При наличии пареза или паралича наблюдается изменение дыхания и голосообразования. Появляются носовой оттенок голоса, осиплость, дыхание неритмичное, поверхностное. Паралич языка мягкого нёба всегда накладывает отпечаток на выполнение функции языка и, как следствие, вторичное нарушение артикуляции язычных звуков. Если язычок свисает неподвижно и расположен симметрично, это говорит о двустороннем парезе, при отклонении в сторону имеет место односторонний парез. При диагностике необходимо учитывать трудности в артикуляции, которые могут усугубляться при возбуждении, утомлении, усложнении содержания речи в смысловом и грамматическом отношении.
Для выявления у ребенка способности восприятия ритмической структуры слова используют следующее: можно попросить ребенка прохлопать количество слогов в произнесенном слове.
При обследовании детей с ринолалией кроме общих аспектов (артикуляционного и фонологического) существуют особые моменты, на которые следует обратить внимание при обследовании. Например, при ринолалии обследование звуков начинается с проверки изолированного произношения звуков, затем произношение звуков в слогах и словах, в фразовой речи. Необходимо обратить особое внимание на степень назальности при произношении гласных и согласных звуков, и имеют ли место компенсаторные «гримаски». При логопедическом обследовании важным является повторение ребенком звуков или слогов, сильно отличающихся друг от друга артикуляционно, а затем схожих. Необходимо отмечать, получается у ребенка моторное переключение с одного звука на другой, а также появление «усредненного» произношения звуков (вместо «к» и «г» произносится полузвонкий). Логопед обследует умение произносить односложные и многослоговые слова. Выявляются звуки в словах, в которых нарушается слоговая структура. Характер нарушения слогового состава может быть следующим:
1) сокращение числа звуков (вместо черепаха–чепаха);
2) упрощение слогов (вместо плавать–пьявать);
3) уподобление слогов (вместо ботинки–босиньки);
4) добавление числа слогов (вместо кувырком–кувывырнком);
5) перестановка слогов и звуков (вместо молоток–мотолок).
Логопед группирует выявленные дефекты, руководствуясь фонетической классификацией:
1) отсутствие звука;
2) искажение звука;
3) замена звука;
4) смещение звука.
При осмотре строения артикуляционного аппарата отмечают, имеют ли место расщепление верхней губы, укорочение губы, послеоперационные рубцы, расщепление твердого нёба – субмикозная расщелина.
При общем недоразвитии речи у детей необходим выявление навыков связной речи, объема пассивного и активного словарного запаса.
Это уровень развития грамматической правильности речи, фонетического слуха и восприятия.
Анализ речевого развития проводят в процессе игры. Выявленные отклонения нужно сравнить с возрастной нормой ребенка. Необходимо востребовать заключение специалистов о состоянии органа слуха и интеллектуальном развитии.
Анализ словарного запаса включает выявление количества существительных, глаголов, прилагательных и употребление их в произносимой самостоятельной речи.
При обследовании детей с заиканием, кроме основных моментов обследования, необходимы медицинское заключение врача психоневролога или невропатолога, сведения о беременности матери ребенка и о периодах жизни с момента рождения. Необходимо установить природу заикания: функциональное или органическое.
(12 голосов) 3.83 5 12 Статьи из раздела Развитие речи ребёнка на эту тему: Бульварная дизартрия
Диагностика речевых нарушений у детей в раннем возрасте
Дифференциальная диагностика дизартрии с другими расстройствами речи
Дифференциальная диагностика дизартрий
Изучение грамматической стороны речи

Логопедическое представление  (клише)

Оксана Галковская
Логопедическое представление (клише)

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – КЛИШЕ ДЛЯ ПМПК (ПМПк)

Галковская Оксана Юрьевна,

учитель-логопед высшей

квалификационной категории

Работа представляет собой клише логопедического представления, которое содержит варианты описания той или иной стороны речи или примеры заполнения определенных пунктов логопедического представления.

Цель работы: помочь учителям-логопедам дошкольных учреждений в грамотном написании логопедических представлений для психолого-медико-педагогических комиссий (консилиумов).

Логопедическое представление на ПМПК (ПМПк)

ФИО ребенка: ___

Дата рождения: ___, возраст: ___

Речевое окружение: благополучное;

родной язык – узбекский; в семье говорят на узбекском языке;

у отца – горловое произношение звука Р

Краткий анамнез

Беременность мамы протекала на фоне:

Роды:

Диагноз при рождении и выписке:

Раннее физическое и речевое развитие: протекало в соответствии с возрастом / протекало с задержкой (первые слова появились в 1,5 года, первые фразы — в 2,5 года).

Основные заболевания:

Сопутствующие заболевания:

Заключения врачей-специалистов: отоларинголог – здоров, окулист – здоров, невролог – здоров.

Поведение в ситуации обследования:

эмоционально спокоен; на требования реагирует адекватно;

беспокоен, в контакт с логопедом не вступает

Состояние артикуляционного аппарата

Строение: в норме

губы толстые, тонкие, наличие рубцов, неполное смыкание, диспропорция, расщелина и др. ;

зубы крупные, мелкие, редкие, частые, неправильной формы, отсутствуют, наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда, вне челюстной дуги, протезы и др. ;

прикус прогения, прогнатия, открытый передний, открытый боковой, глубокий, перекрестный;

язык массивный, маленький, раздвоенный, истонченный кончик и др. ;

подъязычная связка массивная, укороченная, сращенная, оперированная;

твердое небо высокое, низкое, узкое, укороченное, расщелина, послеоперационные рубцы, субмикозная щель;

мягкое небо неподвижное, укороченное, удлиненное, провисание справа/слева, расщелина, послеоперационные рубцы, субмикозная щель, увуля не сформирована/раздвоена;

Подвижность: в норме

объем движений ограничен, недостаточный;

точность выполнения нарушена, поиск артикуляционной позы;

тонус повышен, снижен, гипертонус, гипотонус, дистония;

темп движений замедленный, быстрый;

переключаемость движений замедленная, персеверации, замена движений;

неврологический синдром – тремор, гиперкинезы, усиление гиперкинеза при повторных движениях и удержании позы, синкенезии, девиации вправо/влево, синюшность, гиперсаливация, спастический пар, ригидность, атаксия, апраксия.

Устная речь

Общее звучание речи: в норме;

отпечаток искаженного звукопроизношения;

речь смазанная, невнятная, малопонятная для окружающих, недостаточно выразительная, а именно:

голос (сила голоса) слабый, тихий, быстроиссекаемый;

(тембр голоса) глухой, высокий, сдавленный, хриплый, напряженный, прерывистый, дрожащий, гипоназализованный, гиперназализованный, носовая эмиссия;

(голосовые модуляции) маломодулированный, немодулированный, монотонный;

темп речи замедленный, ускоренный, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание, скандированный (ритм);

дыхание затрудненное, поверхностное, неровное, сбивчивое, речевой выдох короткий, прерывистый, ригидность.

Звукопроизношение: в норме

при акцентировании внимания на звукопроизношении, все звуки произносит правильно; в речевом потоке –

смешение свистящих и шипящих (с-ш, з-ж, сонорных (р-л, р’-л’) звуков и т. д. ;

свистящие звуки (с, с’, з, з’, ц) – межзубное произношение и т. д. ;

шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) – заднеязычное произношение и т. д. / замены на межзубные свистящие (шс, жз, чс’, щс’) и т. д. ;

сонорные звуки: л – губно-зубное произношение, л’ – йотированное произношение и т. д. ; р, р’ – горловое произношение и т. д.

Слоговая структура слова: в норме

испытывает затруднения при воспроизведении малознакомых слов сложной слоговой структуры;

встречаются искажения звуконаполняемости слов: персеверации, перестановка звуков и слогов, элизии, парафазии, замена и уподобление слогов; редуцирование многосложных слов.

Фонематические процессы: в норме

испытывает затруднения при фонематическом анализе и синтезе; при дифференциации фонологически оппозиционных звуков;

не сформированы – не может повторить цепочку из 2-3 сохранных звуков, выделить звук в слове и т. д. ; навыки анализа и синтеза отсутствуют

Анализ и синтез речевого потока (на уровне слога, слова, предложения): сформирован;

недостаточно сформирован – наблюдаются затруднения при дифференциации приставок и предлогов, при определении границ между предложениями

Лексический запас: выше возрастной нормы;

достаточный, в пределах возрастной нормы;

близок к возрастной норме;

ограничен рамками обиходно-бытовой тематики; качественно неполноценен;

испытывает затруднения при подборе слов, определений;

объем пассивного словаря достаточный / близок к возрастной норме, но требуется его активизация

Грамматический строй речи: в норме

встречаются редкие аграмматизмы нестойкого характера с возможностью самокоррекции;

встречаются аграмматизмы при согласовании и управлении;

встречаются грубые аграмматизмы при согласовании и управлении;

использует в речи предложения различных синтаксических конструкций;

использует в речи преимущественно предложения простых синтаксических конструкций

Связная речь: развита достаточно – владеет диалогической, монологической формами речи;

испытывает затруднения при построении связного высказывания (при составлении рассказа, пересказе, выражающиеся в нарушении последовательности передачи сюжета, в его упрощении, в наличии смысловой неточности, в поиске подходящих слов и т. д. ;

повествовательная речь возможна лишь при наличии наводящих вопросов;

затруднение при построении связного высказывания обусловлено заиканием;

связное высказывание недоступно

Логопедическое заключение: речевое развитие соответствует возрастной норме; речевое развитие приближено к возрастной норме; ФНР, ФФНР, ОНР I-III ур. при стертой дизартрии и т. д.

Динамика состояния речевого развития ребенка:

логопедические занятия не посещает – поставлен на очередь;

посещал/посещает логопедические занятия с заключением ___ с ___ по___/настоящее время. Наблюдается слабая/ удовлетворительная/ устойчивая положительная динамика в речевом развитии ребенка. С программным материалом справляется/ не справляется/ справляется не в полном объеме.

Рекомендации педагогам и родителям:

развивать / совершенствовать фонематические процессы, особенно дифференциацию оппозиционных звуков, фонематический анализ и синтез;

развивать / совершенствовать анализ и синтез речевого потока на уровне слога, слова, предложения, текста;

развивать / совершенствовать грамматический строй речи;

активизировать и обогащать словарный запас;

развивать связную речь;

совершенствовать интонационную выразительность речи;

развивать внимание, эмоционально-мотивационную сферу, работоспособность;

создать условия, обеспечивающие возможность самокоррекции своих ошибок, т. е., постоянно акцентировать внимание на самоконтроле и т. д.

Дата обследования: ___

Заведующий ДОУ Фамилия И. О.

Учитель-логопед ДОУ Фамилия И. О.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *