Логопедическое заключение на ребенка дошкольного возраста, образец

Содержание

Документация учителя-логопеда ДОУ. Карты психолого-медико-педагогической комиссии, логопедические заключения на воспитанников

Галина Козловская
Документация учителя-логопеда ДОУ. Карты психолого-медико-педагогической комиссии, логопедические заключения на воспитанников

Заполнению необходимой документации учителю – логопеду приходится уделять особенно много времени в начале и в конце учебного года. Оформление и представление документов демонстрирует уровень профессиональных знаний и компетентности специалиста.

При заполнении карт медико – педагогического обследования по отбору детей в речевые группы ДОУ, написании логопедических заключений и характеристик часто приходится затрачивать дополнительное время (особенно молодым специалистам) на подбор определенных фраз и специальных выражений. С целью эффективной организации деятельности учителя – логопеда предлагаются варианты их заполнения, примеры написания логопедических заключений.

Карта

медико – педагогического обследования по отбору детей в речевую группу, дошкольный логопедический пункт

1. Фамилия, имя, отчество___

2. Возраст, какую группу посещает___

3. Домашний адрес ___

4. Сведения о родителях ___ ___

Краткие анамнестические данные

Ребенок от какой беременности, характер протекания беременности (токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания; как протекали роды (срочные, быстрые, затяжные, использование родовспоможения, наблюдалась ли асфиксия; с каким весом и длиной тела родился; были ли осложнения (ППЦНС,ГГСМ); раннее речевое развитие (N, задержка)

5. Заключение врачей (на основе изучения медицинской карты ребенка, ежегодного углубленного медицинского осмотра)

а) окулист

б) ЛОР

в) невропатолог

Данные педагогического обследования

1. Контакт

• легко и быстро устанавливает контакт;

• контакт формальный;

• контакт избирательный;

• в контакт не вступает;

• участвует в общении, но чаще всего по инициативе других;

• в контакт вступает по инициативе других;

• проявляет признаки эмоциональной напряженности и тревожности в общении с малознакомыми людьми;

• проявляет моторное беспокойство в общении с малознакомыми людьми;

• испытывает стеснительность и напряженность в разговоре с малознакомыми людьми;

• контактирует легко;

• общителен;

• легко вступает в контакт;

• легко и быстро устанавливает контакт;

• хорошо входит в контакт со взрослыми;

2. Отношение к заданиям

• проявляет интерес;

• выполняет с удовольствием;

• сосредоточен, старателен при выполнении задания;

• в начале проявляет пассивность, в ходе работы возникает интерес, стремится к достижению положительного результата;

• требует парциального подхода, быстро утомляется;

• без особого интереса;

• несколько пассивен, часто отвлекается, игнорирует задания;

• проявляет равнодушие, не стремится что – либо вспомнить, ответить;

• проявляет двигательное беспокойство;

• напряжен, ожидает стимулирующей помощи в виде оценки;

3. Восприятие (в пределах возрастной нормы, нарушено, не соответствует возрасту)

• зрительное восприятие:

— узнавание предметов в условиях наложения, в неполном изображении, в силуэтном изображении;

— восприятие цвета;

(5 лет: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, оранжевый, голубой);

6 лет:то же и дополнительно: фиолетовый, розовый, коричневый, серый);

— восприятие формы;

(5 лет: — круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник);

(6 лет –то же и дополнительно: многоугольник);

Оценка:

нет представлений;

сличает, различает по слову;

называет цвета;

• слуховое восприятие:

— опознание и дифференциация шумов;

• восприятие ритма:

(5 лет: предлагается воспроизвести ритмический рисунок из 4 звуков не более двух разных длительностей (четвертных и половинных);

(6 лет: предлагается воспроизвести ритмический рисунок из 5 звуков не более двух разных длительностей);

4. Ориентация в окружающем (хорошая (достаточная, недостаточная, слабая)

• временные представления

(5 лет: части суток, времена года, дни недели);

(6 лет:то же и дополнительно: месяцы, понимание и использование логико – грамматических конструкций);

• пространство

(5 лет – показать предметы вверху, внизу, впереди, сзади, справа, слева);

(6 лет –то же и дополнительно: слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу);

• схема тела

(5лет – показать правую, левую руку, ногу, правый., левый глаз, правое, левое ухо);

(6 лет –то же и дополнительно: правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо);

5. Выполнение

• самостоятельно;

• чаще самостоятельно;

• чаще с помощью;

• с помощью взрослого;

• отказ от выполнения;

6. Счет (прямой, обратный до)

7. Строение артикуляционного аппарата

• без отклонений (видимой патологии, без особенностей);

• имеются отклонения от нормы (высокое небо, укороченная подъязычная уздечка, язык толстый, вялый, переключаемость слабая)

8. Состояние развития речи

9. Звукопроизношение

• фонетические дефекты звукопроизношения (отсутствие, пропуски, искажения звуков);

• фонологические дефекты (замены, смешения, нарушение дифференциации звуков);

• дефектное произношение оппозиционных звуков;

• недостаток произношения звонких согласных звуков (оглушение);

• недостаток произношения глухих согласных звуков;

• недостаток произношения мягких согласных звуков;

• недостаток произношения твердых согласных звуков (палатизация);

• усредненность гласных (нарушена лабиализация);

• полиморфное нарушение произношения;

•произносительные возможности ограничены: использует только некоторые формы родного языка – звуки раннего онтогенеза

(в процессе построения речевого высказывания эти звуки могут опускаться или замещаться.);

10. Фонематическое восприятие

• в пределах возрастной нормы;

• сформировано недостаточно;

• не соответствует возрастной норме;

11. Словарь

• соответствует возрастной норме (в пределах возрастной нормы)

• близок к возрастной норме;

• ограничен обиходно – бытовой тематикой;

• не соответствует возрасту;

12. Структура слова

• нормальная (не нарушена, сохранена, в пределах возрастной нормы);

• частично нарушена;

• негрубые дефекты слоговой структуры слова;

• структура нарушена;

• не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов;

• грубо нарушена;

• слоговая структура слова осуществляется не в рамках воспроизведения целого слова,а только его части:

• невоспроизведение;

• не может повторить фразу со словами сложной слоговой структуры;

Виды нарушений

• элизии (упрощения, пропуски звуков, слогов);

• итерации (добавление лишних звуков и слогов в словах);

• персеверации (отсроченное повторение);

• антиципатии (замена предшествующих звуков последующими);

• перестановка звуков, слогов;

• контаминации (соединение слоговых частей двух слов);

• парафазии (замены);

13. Фразовая речь

Использует:

• односоставные предложения;

• простые, чаще односоставные предложения;

• простые нераспространенные предложения;

• простые распространенные предложения;

• сложные предложения;

• сложносочиненные предложения;

• сложноподчиненные предложения;

• использует двухсловную фразу, чаще односоставные предложения;

• использует двухсловную фразу, реже трехсловную;

• использует двух-, трехсловные фразы;

• использует трехсловную фразу;

• использует трехсловную фразу, реже четырехсловную;

• использует трехсловную, четырехсловную фразы;

• пользуется развернутой фразой;

• пользуется простой фразой, встречаются аграмматизмы;

• простая фраза с недостаточной сформированностью грамматических норм языка;

• пользуется простой фразой, встречаются аграмматизмы, нарушение структуры предложения;

• встречается аграмматичная, неразвернутая (упрощенная, структурно нарушенная фраза;

• пользуется упрощенной фразой с недостаточной сформированностью грамматических форм;

• пользуется развернутой фразой с недостаточной сформированностью грамматических норм языка;

• использует развернутую фразу с нарушением синтаксических и грамматических норм языка;

• использует структурно нарушенную, аграмматичную фразу с искажением слоговой структуры и звуконаполняемости;

14. Связная речь

• N (соответствует возрастной норме);

• в стадии формирования;

• требует дальнейшего развития;

• не сформирована;

15. Грамматический строй речи

• в пределах возрастной нормы;

• в стадии формирования;

• навыки словоизменения и словообразования требуют дальнейшего развития;

• недостаточная сформированность грамматических норм языка;

• навыками словообразования и словоизменения владеет слабо;

16. Выводы педагогического обследования.

(Логопедическое заключение, срок пребывания)

Печать Дата

Председатель комиссии:

Члены комиссии:

Логопед:

Дефектолог:

Заключение

• Усвоение лексико – грамматических категорий, использование номинативного, предикативного словарей, словаря признаков в активной речи приближено к уровню нормы. Нарушение звукопроизносительной стороны речи обусловлено недостаточным развитием артикуляционной моторики, фонематического восприятия. Требует дальнейшего развития связная речь. ФФНР

• За основу построения коррекционной программы следует принять формирование правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры наиболее сложных слов. Продолжить работу по расширению словарного запаса, овладению навыками словоизменения и словообразования, развитию связной речи.

ФФНР

• Анализ результатов обследования речи выявляет недостаточную сформированность сенсомоторной стороны речи. Следует обратить серьезное внимание на развитие связной речи. Остальные компоненты речевой системы требуют дальнейшего развития. ОНР III уровня

• Произносительная сторона речи характеризуется низким уровнем сформированности. Особенностью артикуляции при спастичности мышц языка (напряжения спинки языка, поднятию к твердому небу) является палатизация. Страдает фонематическое восприятие и слоговая структура слова. Это является основой для грубого звукопроизносительного дефекта. Первоочередной задачей также является развитие связной речи. Работа по обогащению словарного запаса и овладению навыками словообразования и словоизменения требует дальнейшего развития и совершенствования.

ОНР III уровня

• Для звукопроизносительной стороны речи характерно смешение и искажение свистящих и шипящих, отсутствие сонорных звуков. Интонационно – выразительная окраска речи снижена. Ослаблен ротовой выдох, он укорочен. Темп речи ускорен. Словарный запас в пределах обиходной речи. Недостаточная ориентировка в звуковой форме слова отрицательно влияет на усвоение морфологической системы языка. Требует развития связная речь.

ОНР III уровня, стертая дизартрия

• Страдает речевая моторика. Для нее характерна спастичность мышц языка повышенное напряжение в мускулатуре, неспособность удерживать позу открытого рта. Не сформирован ротовой выдох. Фонематическое восприятие соответствует низкому уровню. Это является основой для сложного произносительного дефекта. Остальные компоненты речевой системы требуют развития. ОНР III уровня, стертая дизартрия

• Речевой дефект характеризуется равномерно выраженным недоразвитием всех обследованных компонентов речевой системы. Особо страдают сенсомоторная сторона речи и связная речь. В словаре отсутствуют обобщающие понятия, антонимы, синонимы. Навыки словообразования и словоизменения сформированы слабо. ОНР II — III уровня

•Произносительные возможности ограничены: использует только некоторые фонемы – звуки раннего онтогенеза. В процессе построения речевого высказывания эти звуки опускаются или замещаются, что указывает на существование кинематических погрешностей в работе артикуляционного аппарата. В своих высказываниях полностью игнорирует формальные (категориальные) средства языка. Сочетания слов представляют либо контуры, либо их части, не изменяются по падежам, числам, временам.

ОНР I I уровня, алалия

• Звукопроизносительный дефект речи отягощен нарушением ее темпа и ритма. Лексико – грамматические категории речи сформированы слабо, связная речь отсутствует.

ОНР I I уровня, алалия, заикание

Логопедическое заключение на Андрея Б. (5лет, 5месяцев)

Андрей участвует в общении, но чаще всего по инициативе других, проявляет стеснительность и напряженность в разговоре с малознакомыми людьми.

В ситуации общения слушает и понимает речь, отвечает на поставленные вопросы. Не всегда использует формы речевого этикета.

При исследовании сформированности связной речи выявлены следующие особенности: при пересказе сохранение смысловой целостности и структурирования (умение последовательно и точно строить пересказ) ограничено. Полнота использования лексики текста и правильность построения предложений характеризуется низким уровнем сформированности. Пересказ содержит однотипные синтаксические конструкции, состоящие из простых предложений. При составлении рассказа по серии сюжетных картин и картине необходимо руководство рассматриванием для овладения процессом развертывания событий и их анализ по вопросам.

Объем словаря не соответствует возрастной норме. Предметный, глагольный и словарь признаков содержит обиходную лексику. Часты замены названия самого предмета его частей, действием. В словаре

присутствуют обобщающие слова преимущественно бытового характера. При подборе определений к предмету чаще используется величина, реже – качественные характеристики предмета.

Навыки словообразования и словоизменения сформированы слабо. В картине аграмматизма ошибки при изменении существительных множественного числа в Р. П., Д. п., при преобразовании единственного числа существительных во множественное, согласовании существительных с числительными, образовании относительных и притяжательных прилагательных.

Неблагополучной является сенсомоторная сторона речи. Страдает как фонематическое восприятие, так и артикуляционная моторика, что является основой для произносительного дефекта.

Фонетические нарушения звукопроизношения связаны с нарушением речедвигательного анализатора: прогнатией, укороченной подъязычной уздечкой (отсутствие сонорных звуков Л, Ль, Р, Рь). Объем артикуляционных движений неполный, отмечены напряженность и тремор языка, синкинезии со стороны моторики рук, длительный поиск позы при распластывании языка.

Фонематическое восприятие не сформировано: отсутствуют навыки, помогающие анализировать звуковой материал (различение звука в речевом потоке, выделение его в слове, подбор слов с заданным звуком, первоначальные навыки звукового анализа.

Отмечаются нарушения слоговой структуры слова в трехсложных словах со стечением согласных, при воспроизведении характерно упрощение, замена звуков и слогов в слове.

На основании результатов логопедического заключения предлагается

• Индивидуальная программа логопедической коррекции

1. Накапливать артикуляторный опыт, формировать кинестетическое восприятие на основе выполнения упражнений артикуляционной гимнастики.

2. Развивать мелкую моторику с использованием игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, с пластилином.

3. Формировать слуховое внимание,используя серию игр и упражнений на:

• узнавание неречевых звуков,

• различение звукокомплексов по высоте, силе и тембру,

• различение слов, близких по звуковому составу,

• дифференциацию фонем, слогов.

Развивать фонематическое восприятиена основе игр и упражнений на :

• вслушивание в речевой поток и узнавание звука в речевом потоке,

• выделение звука в слове и в его различных позициях,

• подбор слов с заданным звуком, позднее – в разных позициях в слове,

• дифференциацию звуков в словах.

Развивать навыки звукового анализа и синтеза слов: упражнять в определении первого и последнего звуков в слове, их последовательности и количестве, объединении звуков в слова, делении слов на слоги, слогов на звуки.

5. Работать над формированием правильного физиологического и речевого дыхания. Учитьизменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом.

Работать над интонационной выразительностью речи. Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую этой интонации.

6. Преодолевать нарушения слоговой структуры слова. Упражнять в различении длинных и коротких слов. Учить передавать ритмический рисунок слова.

Закрепить произношение двух -, трехсложных слов из открытых слогов с ударением слога в различных позициях. Учить наращивать слоги к концу слов (двухсложные слова с закрытым слогом и со стечением согласных). Упражнять в произношении трехсложных слов с закрытым слогом, затем с закрытым слогом и со стечением согласных. Учить произносить четырехсложные слова из открытых слогов. Упражнять в произношении трех-, четырех и пятисложных слов со сложной звуко – слоговой структурой.

7. Активизируя словарный запас, формировать умение называть слова, обозначающие различные предметы и их части (по лексическим темам, давать объяснение значению слов. На основе игр и упражнений закрепить умение обобщать различные группы предметов. Учить подбирать определения к словам, называющим предмет, обозначающих их качественные характеристики. Упражнять в умении подбирать слова со сходными значениями (синонимами) и противоположными значениями (антонимами). Формировать глагольный словарь, называя не только действия предмета, но и их оттенки.

8. Развивать грамматический строй речи. В ходе игр совершенствовать умения образовывать существительные в ед. и мн. числах.

Упражнять в употреблении формы множественного числа существительного в родительном, дательном, винительном падежах, используя дидактические игры и упражнения. Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными и числительных (два и пять) с существительными. Учить образовывать и использовать в речи относительные и притяжательные прилагательные.

Упражнять в образовании и употреблении в речи глаголов с различными приставками.

9. Развивать связную речь. Работать над формированием разговорной и описательной речи, для этого составлять предложения по описанию различных действий, по описанию картин, упражнений в сравнении предметов. Научить различным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому, составлению рассказов по серии картин, сюжетной картине с овладением самостоятельного определения развертывания событий.

10.Подготовить к обучению грамоте: познакомить с основными понятиями (предложение, слово, слог, звук). Учить составлять схемы слогов, слов различной звуко-слоговой структуры и предложений.

Логопедическое заключение на Таню Б., 6лет.

В процессе речевого обследования отмечены следующие особенности речевого поведения; охотно участвует в диалоге,отсутствует дистанция: легко и быстро устанавливает контакт, проявляет заинтересованность в обследовании, охотно подчиняется. Речевые ответы развернутые,

самостоятельные. Инструкцию выслушивает до конца и понимает ее правильно. На просьбы взрослого реагирует доброжелательно и спокойно. Наблюдается выраженная речевая активность и целенаправленность при выполнении заданий. Эмоциональный фон настроения уравновешенный. Темп деятельности умеренный, работоспособность хорошая. Одобрение вызывает положительную эмоциональную реакцию.

Понимание обращенной речи приближено к норме. Отмечаются трудности в понимании логико – грамматических конструкций, выражающих причинно – следственные, временные и пространственные отношения.

Связная речь достаточно последовательна, но не всегда развернута. Самостоятельный рассказ по сюжетной картине не удается: «Кошка может, ой! То есть птица может клюнуть кошку, а кошка может птицу укусить»,

При составлении рассказа по серии картиниспытывает затруднения в подборе подходящих слов: «Кошка сидела на полу. Мышка пробежала мимо. Кошка увидела мышку. Кошка стала догонять. Мышка убежала. Кошка не успела».

Рассказ – описание составляет без наводящих вопросов,но в замедленном темпе: «Волчик это. У него есть носик маленький, маленький ротик, глаза маленькие тоже, черные кружочки. Это пуговицы (ощупывает их пальцами). Ушки вот. Они серым цветом».

Пересказывает быстро,без наводящих вопросов: «Обезьяна шла. У нее упал один горох. Она хотела поднять. У нее еще двадцать гороха упала. И она стала поднимать. И они рассыпались, и она кинула и убежала».

Объем словаря соответствует возрастной норме. Предметный словарь достаточен, уровень обобщений хороший. При н7азывании частей предмета отмечаются единичные случаи близких вербальных замен (сиденье – сидушка – подушка). Глагольный словарь включает глаголы, как в приставочном, так и бесприставочном варианте. В словаре признаков отмечаются неточности употребления слов, которые происходят на основе

согласования существительного (преимущественно среднего рода) с прилагательным. Словарь синонимов и антонимов правильный.

Грамматический строй речи недостаточно сформирован: испытывает значительные затруднения в образовании притяжательных прилагательных; отмечаются единичные случаи затруднения в образовании множественного числа существительных в разных падежах, в винительном падеже в большинстве случаев существительных на мягкий согласный звук (нет карандашов, дам корм козы, увидала медведяф, оленяф); в согласовании существительных с числительными. Достаточно сформирован навык образования уменьшительно – ласкательной формы существительных, а также префиксальное образование глаголов.

Грубых нарушений грамматической структуры предложений не выявлено. Отмечается неправильное употребление падежных форм существительных, согласования существительного с глаголом (см. образец пересказа)

Нарушения слоговой структуры слова не наблюдается. В сложном слове отмечается пропуск звука (разноцветные – разоцветные). В назывании слова по картинке не затрудняется.

Строение артикуляционного аппарата правильное. Отмечается легкое напряжение языка. Удерживание поз, перемещение кончика вверх – вниз, влево – вправо для ребенка незатруднительно в связи с проведенной логопедической работой на первом году обучения. Однако, отмечается нарушение заданного ритма, упражнение делает быстрее, чем диктует логопед. Для расслабления языка не требуется слишком длительного времени.

Звукопроизношение правильное. Отмечаются единичные нарушения фонематического слуха при дифференциации согласных звуков С – Ш на уровне слова (шифон – сифон как шифон – шифен) и гласных Ы – И на уровне слова (лык – лик как лык – лык, отмечается единичная ошибка при определении заданного звука в слове на слух (хлопнула в ладоши на звук З в слове «рожок». Не вызвали затруднений задания на выделение звука в словах, отбор картинок с заданным звуком и анализ звукового состава слова.

Индивидуальная программа логопедической коррекции

1. Продолжать формирование разговорной и описательной речи, для этого составлять предложения по описанию различных действий, по описанию картин, проводить упражнения в сравнении предметов.

2. Продолжать обучение рассказыванию по серии сюжетных картин и по сюжетной картине.

3. Совершенствовать практическое усвоение грамматических категорий,для этого:

а) составлять распространенные предложения и предложения с придаточными разных видов;

б) сравнивать и сопоставлять слова по их по их смысловому значению и

грамматическим признакам (род, число, падеж): продолжать отрабатывать в словесных играх и дидактических упражнениях употребление существительных в род., дат., творит., винит. падежах ед. числа;

в)согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;

г) согласовывать прилагательные с числительными;

д) образовывать притяжательные прилагательные.

4. Продолжить работу по обогащению словарного запаса и содействию

процессу организации семантических полей.

4. Совершенствовать слоговую структуру сложных слов.

5. Продолжать формирование кинестетического восприятия.

6. Работать над постановкой оставшихся нарушенных звуков, автоматизацией и дифференциацией уже поставленных звуков.

7. Продолжать развитие фонематического восприятия: слуховой памяти и внимания, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.

8. Проводить обучение грамоте по программе подготовительной к школе группе.

Используемая литература.

1. Балобанова В. П., Богданова Л. Г. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедическойработы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство — Пресс, 2001. – 240 с.

2. Козина И. В. Схема обследования дошкольников с общим недоразвитием речи. // Логопед — № 6 – 2006 — с. 30 – 37.

3. Никитина Е. Ю. Оформление речевых карт, логопедических представлений и характеристик. // Логопед — № 2 – 2010 — с. 34 – 41.

4. Ткаченко Т. А. Альбом индивидуального обследования дошкольника. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001 – 46 с.

5. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Юнити, 2000. – 42 с.

Памятка по составлению логопедического представления на ребёнка школьного возраста

1. Краткий анамнез речевого развития.

Анамнез составляется по материалам медицинской документации или со слов родителей (законных представителей).

Варианты формулировок:

— речевое развитие без особенностей;

— речевое развитие протекало в соответствии с возрастом;

— задержка темпов речевого развития;

— позднее появление речи;

— речь долго оставалась неразборчивой для окружающих и др.

2. Речевая среда и социальные условия.

Варианты формулировок:

— речевая среда без особенностей;

— социальные условия благоприятные / неблагоприятные;

— двуязычие в семье;

— у одного из родителей имеется нарушение речи (указать, какие);

— ребёнок воспитывается родителями с нарушением слуха;

— речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют;

— недостатки речи у близких родственников (указать, какие).

3. Общая и мелкая моторика.

Варианты формулировок:

— нарушений ручной моторики не наблюдается;

— недостаточно развита моторика мелких мышц рук;

— ведущая рука – правая (левая);

— предпочитает работать левой (правой) рукой;

— неправильно держит ручку;

— испытывает трудности при овладении графическими навыками;

— наблюдается замедленный темп письма;

— мышцы руки быстро утомляются при письме;

— замен движений и синкенезий (сопутствующих движений) не наблюдается;

— отмечается общая заторможенность движений;

— характерное двигательное беспокойство.

4. Артикуляционный аппарат.

Оценивается: размер, строение, целостность органов артикуляционного аппарата.

Варианты формулировок:

— анатомическое строение без аномалий;

— строение артикуляционного аппарата без особенностей;

— органы артикуляционного аппарата без отклонений в строении;

а) губы (толстые, малоподвижные, тонкие, вялые, наличие послеоперационных рубцов и др.);

б) зубы (мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда, аномалии челюстной дуги и др.);

в) язык (вялый, массивный, маленький, укороченная подъязычная связка и др.);

г) твердое нёбо (высокое, имеет готическую форму, уплощённое, расщелина и др.);

д) мягкое нёбо (подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы и др.);

е) артикуляционная моторика:

Указывается: характер, степень выраженности в состоянии покоя, при двигательных нагрузках; каких органов артикуляции, с какой стороны.

Оцениваются: объем движений, сила движений, точность, переключаемость; наличие синкинезий; усиленная саливация в состоянии покоя или при двига­тельных нагрузках; степень выраженности двигательных недостатков при вы­полнении непроизвольных и произвольных движений.

Варианты формулировок:

— двигательные функции сохранны;

— наличие выраженных парезов, параличей, нарушений то­нуса;

— может достаточное время удерживать артикуляторное положение;

— движения замедленные, с затруднениями;

— наблюдается замена движений и синкенезии (сопутствующие движения);

— объем движений неполный;

— переключаемость движений нарушена;

— тонус нормальный, активность движений достаточная;

— при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается;

— точность выполнения движений сохранна;

5. Общее звучание речи.

Оцениваются особенности голоса и общее звучание речи.

Варианты формулировок:

— речь невнятная, чёткая, смазанная, малопонятная для окружающих;

— разборчивость речи не нарушена (снижена);

— речь выразительная (невыразительная);

— речь интонационно оформленная;

— речь монотонная:

— затруднения в использовании вопросительной интонации, в выделении логического ударения, паузации.

6. Понимание речи.

Варианты формулировок:

— обращённую речь понимает в полном объёме;

— понимание обращённой речи затруднено;

— требуется неоднократное (многократное) повторение инструкций;

— понимает речь в пределах уровня интеллекта;

— правильно выполняет действия по речевой инструкции.

7. Активный словарь.

Оценивается: качественный и количественный состав, особенности актуализации словаря, уровень сформированности обобщающей функции слова.

Варианты формулировок:

— соответствует возрасту;

— ограничен обиходно-бытовой тематикой, беден, мал, неточен;

— преимущественно представлена кон­кретная бытовая лексика;

— преимущественно использует глагольную лексику;

— незначительный объем прилагатель­ных, наречий и др.;

— с трудом подбирает слова, смешивает слова, близкие по звуковому составу, заменяет по ситуативному сходству, по другому принципу (указать, какому), встречаются словесные замены;

— испытывает трудности в подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов;

— не понимает значения многих слов, допускает ошибки в их употреблении;

— допускает смешение слов по смыслу и акустическому сходству;

— неточность в употреблении слов;

— вербальные парафазии (смешение слов по родовидовым отношениям, замена обобщающих понятий словами конкретного значения);

— обобщающие понятия сформированы;

— использует слова в переносном значении.

8. Грамматический строй.

Оценивается:

— тип предложения: назывное, простое нераспространенное, простое распространенное, сложносочиненное, сложноподчиненное, с однородными членами, осложненное причастными и деепричастными оборотами; используются разнообразные виды предложения адекватные замыслу высказывания;

— развернутость предложения (длина в среднем);

— степень выраженности аграмматизма при его наличии: отдельные аграмматизмы (указать, какие), неустойчивые ошибки;

— уровень проявления аграмматизма: словоизменение, словообразование, синтаксис;

— характер аграмматизма: смешение моделей, гипергенерализация, нарушение поряд­ка слов в предложении, пропуски (замены) пред­логов, др.

Варианты формулировок:

— речь без аграмматизмов;

— в спонтанной речи (в ходе обследования) аграмматизмов не выявлено;

— грамматический строй недостаточно сформирован;

— в речи использует преимущественно простые распространённые предложения, в редких случаях отмечаются сложноподчиненные предложения;

— составляет предложения по опорным словам;

— использует сложносочинённые предложения с опорой на картинки (использует союзы а, но, и);

— сложноподчинённые предложения отмечаются лишь в единичных случаях (использует союзы: потому что; несмотря на; хотя; когда; который; поэтому);

— ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций, сложных предлогов, падежных окончаниях существительных множественного числа;

— наблюдаются аграмматизмы в устой речи, неправильное согласование прил. с сущ.;

— отмечается неправильное понимание и дифференциация конструкций с возвратными глаголами;

— аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных;

— неправильное употребление названий животных, названий детёнышей животных;

— понимает и употребляет предлоги;

— использует приставки при образовании сущ. и гл.;

— имеются ошибки при преобразовании и сущ. в множественное число;

— трудности в словообразовании / словоизменении;

— операции словоизменения и/или словообразования затруднены.

9. Слоговая структура:

Указывается: тип слоговой структуры (мно­госложные, со стеченьями согласных, малознакомые, ко­личество слогов и из каких слогов состоит, например трех­сложные со стечением согласных на границе слогов).

Оценивается: характер ошибок.

Варианты формулировок:

— пропускает слоги, уподобляет слоги, пе­реставляет слоги, добавляет слоги, упрощает стечения, пре­образует стечения согласных в дополнительный слог; пе­реставляет согласные;

— очень нечетко, почти неразборчиво воспроизводит контур слова;

— при повторном произнесе­нии воспроизводит слово хуже или лучше с опорой/без опоры на образец;

— слоговая структура сохранна;

— нарушения слоговой структуры слова отсутствуют;

— слоговая структура слова не нарушена;

— правильное воспроизведение слов разной слоговой структуры;

— невозможность воспроизведения слов;

— переставляет или наращивает слоги; замены, пропуски слогов;

— допускает единичные ошибки при воспроизведении мало знакомых четырехсложных слов со стечением согласных (в основном уподобления, упрощения стечения согласных, пропуски слогов);

— замедленное послоговое воспроизведение слов сложного слогового состава.

10. Звукопроизношение.

Оценивается: наличие / отсутствие дефектного произношения звуков.

Указываются:

— звуки, имеющие дефектное произношение;

— характер нарушения: искажения (указать, какие), замены (указать, какие), смешения (указать, какие);

— устойчивый или неустойчивый характер проявления не­достатков, с чем это может быть связано.

11. Фонематическое восприятие, звуковой анализ, синтез.

Варианты формулировок:

а) фонематическое восприятие:

— сформировано;

— не сформировано (указать, какие звуки, по каким призна­кам смешиваются, устойчивый или неустойчивый харак­тер смешения, какие факторы ухудшают различение оппо­зиционных звуков);

— дифференциация звуков не нарушена;

— правильно дифференцирует на слух исследуемые звуки;

— при воспроизведении серии слогов с фонетически близкими звуками с ошибками допускает единичные ошибки;

— наблюдаются затруднения при дифференциации твердых и мягких, звонких и глухих звуков.

б) звуковой анализ и синтез:

— способность выделить звук на фоне слова сформирована;

— определяет наличие или отсутствие звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, его место в слове;

— первый звук в словах определяет правильно, при определении последнего звука допускает ошибки;

— способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам не сформирована;

— навык звукового анализа и синтеза сформирован;

— владеет звуковым анализом слов (указать, каких);

— при выполнении звукового анализа допускает ошибки (указать, каких);

— доступен звуковой анализ слов (указать, каких);

— правильно воспроизводит слова из последовательно названных звуков;

— слово из звуков (указать количество) синтезирует;

— звуковой синтез не доступен.

12. Связная речь

Указывается: вид задания (составление связного рассказа по серии кар­тинок (указать количество), по картинке, с опорой на реальный предмет или си­туацию, по плану, по опорным словам, по впечатлению; на заданную тему; по жанру: повествование, описание).

Оценивается:

— самостоятельность выполнения задания (составил само­стоятельно; требовалась стимуляции (в виде поощрения, другая); составил по вопросам; не смог составить;

— степень развернутости (примерное количество предложе­ний);

— тематичность (рассказ соответствует избранной или пред­ложенной теме; тема раскрыта полностью; наличие нео­правданных отступлений от темы; тема раскрыта не пол­ностью);

— связность (в рассказе все предложения связаны между собой; используются разнообразные средства связи – со­юзы, местоимения, синонимы, лексические повторы и др.; в рассказе имеются «провалы», отсутствуют связи между предложениями; однообразная связь между предложени­ями – присоединительные союзы и, и вот, потом и т. п.);

— последовательность и логичность (рассказ имеет четкую внутреннюю структуру, соблюдается временная и логиче­ская последовательность; части рассказа или предложе­ния расположены не по порядку; рассказывает по теме, но все время «скачет»; рассказ состоит из отдельных предло­жений, не связанных между собой);

Варианты формулировок:

А) рассказ по серии картинок:

Критерий смысловой целостности:

— рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;

— допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связывающих звеньев;

— выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен;

— отсутствует описание ситуации.

Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

— рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;

— рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи пропуска слов или неверное словоупотребление;

— встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;

— рассказ не оформлен;

Б) пересказ текста:

Критерии смысловой целостности:

— воспроизведены все смысловые звенья;

— смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;

— пересказ не полный, имеются значительные сокращения или искажения смысла, или включение посторонней информации;

— невыполнение.

Критерии лексико-грамматического оформления:

— пересказ составлен без нарушений лексико-грамматических норм;

— пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие замены;

— отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов;

— пересказ недоступен;

Критерии самостоятельности выполнения:

— самостоятельный пересказ после первого предъявления;

— пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного чтения;

— пересказ по вопросам;

— даже по вопросам пересказ недоступен.

13. Темп и плавность речи

Оценивается темпо-ритмическая организация речи.

Варианты формулировок:

— без особенностей;

— темп ускорен / замедлен;

— речь скандированная;

— наличие слов с неправильно выделяемым удар­ным слогом;

— наличие продолжительных пауз хезитации;

— наличие проявлений заикания (каких?).

— темп речи замедленный (быстрый, нормальный);

— речь не торопливая (чрезмерно быстрая);

— паузы и ударения употребляет правильно;

— наблюдается аритмия, замедление ритма в конце фразы или текста;

— словесное ударение употребляет правильно;

— паузы в речи использует излишне часто.

14. Письмо

Варианты формулировок:

— при списывании (не)наблюдаются ошибки (единичные, множественные);

— в диктантах и изложениях единичные/многочисленные ошибки;

— графические ошибки: пропуск элементов или лишние элементы, колебания наклона и высоты букв, несоответствии элементов букв по размеру, трудности актуализации графического и двигательного образа нужной буквы, замены зрительно похожих и близких по написанию букв (К – Н);

— специфические ошибки: пропуски, замены букв и слогов и др.;

— отсутствие выделения начала предложения;

— орфографические ошибки.

15. Чтение

Оценивается:

— способ чтения (побуквенный, слоговой плавный или отрывистый, слоговой с переходом на целые слова, целыми словами);

— тип ошибок: пропуски, замены букв, слогов, неправильное чтение окончаний слов и др.;

— количество ошибок (единичные, редкие, многочисленные) и их влияние на понимание прочитанного;

— понимание прочитанного (фактология, общий смысл текста и подтекст).

Формулировки логопедических заключений для учащихся общеобразовательных классов

1. Фонетическое нарушение речи (ФНР)

2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

3. Общее недоразвитие речи (I, II, III, IV уровня или НВ ОНР).

4. Заикание. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР или с ФФНР.

5. Нарушение / недоразвитие чтения и/или письма. Можно использовать термины из клинико-педагогический классификации (дисграфия и дислексия с указанием их вида).

Формулировки логопедических заключений для учащихся с ЗПР

1. Несформированность языковых средств.

2. Нарушение (недоразвитие) письма и/или чтения, обусловленное несформированностью языковых средств.

Формулировки логопедических заключений для учащихся с УО

1. Системное недоразвитие речи.

2. Нарушение письма и/или чтения, обусловленное системным недоразвитием речи.

В заключении можно так же отразить динамику развития речи:

— значительное / незначительное улучшение речи;

— динамика улучшения речи положительная / незначительная;

В случае отсутствия нарушений речи логопедическое заключение можно сформулировать следующим образом:

— речевое развитие соответствует возрасту;

— речь развита в пределах возрастной нормы.

Рекомендации.

Учитель-логопед формулирует рекомендации в рамках своей компетенции.

Варианты формулировок:

— продолжить логопедические занятия;

— автоматизация в речи звуков (указать каких);

— логопедические занятия по развитию фонематических процессов;

— обследование на ПМПК.

Комиссия для логопедической группы: для чего нужна и как проходит?

Направление на комиссию для оформления ребенка в логопедическую группу вызывает у родителей протест и тревогу. Многим родителям кажется, что цель членов комиссии – поставить диагноз и выдать справку, а потребности малыша их не интересуют.

К тому же, слыша о группе коррекции в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении), у родителей возникает чувство, что их любимое чадо принимают за умственно отсталого. И они, отбросив голос разума, стремятся всем доказать обратное. Хотя заключение логопеда – первый шаг к устранению дефекта. Ведь чем раньше выявлено нарушение, тем легче с ним справиться.

Что такое логопедическая группа и кому она нужна?

Коррекционная группа в детском саду призвана создать для малышей с тяжелыми речевыми нарушениями оптимальные условия для устранения дефекта, освоения программы для дошкольников и подготовки к обучению грамоте (чтению и письму) в школе.

В логопедической группе воспитатели и дефектологи работают над постановкой правильной артикуляции, улучшением восприятия и распознавания фонем на слух, увеличением пассивного словаря, развитием связной устной речи, искоренением грамматических ошибок. Дополнительно проводятся занятия, развивающие мелкую моторику пальцев, умение рисовать, укрепляющие память, способствующие концентрации внимания, развитию образного и пространственного мышления. Такой комплексный подход позволяет быстро устранить речевое недоразвитие.

Коррекционная работа проводится совместно логопедом, воспитателем, физруком и музыкальным работником садика.

ПМПК – что это?

Комиссия в логопедическую группу называется ПМПК и расшифровывается, как психолого-медико-педагогическая. Направляются на ПМПК малыши 4–5 лет с тяжелыми речевыми расстройствами.

Цель комиссии – всестороннее обследование маленького пациента, выявление речевого нарушения, рекомендация необходимой обучающей программы и длительности коррекции.

В состав ПМПК включены:

  • педиатр (детский врач общей практики);
  • клинический психолог;
  • психиатр или психоневролог;
  • дефектолог или логопед.

Рекомендовать пройти комиссию может воспитатель или заведующая ДОУ. Также родители могут самостоятельно инициировать обследование, считая, что ребенку требуется помощь логопеда.

Как попасть на комиссию?

Первое, что необходимо – взять направление на обследование ПМПК в детском саду, у логопеда или педиатра. Затем нужно подготовить необходимый пакет документов. Он включает заключение:

  • окулиста;
  • отоларинголога;
  • педиатра или семейного доктора;
  • психиатра или невролога.

Из ДОУ, которое посещает ребенок, нужно взять характеристику воспитателя и логопеда, заверенную подписью заведующей и мокрой печатью.

Затем уточняют дату проведения комиссии. Запись на обследование проводят в городском центре психолого-медико-педагогического сопровождения. При прохождении обследования родители предоставляют паспорта, свидетельство о рождении малыша и подготовленный пакет документов.

Что происходит на комиссии?

На обследование родители приходят вместе с малышом. ПМПК заседает коллегиально в одном помещении. С малышом в присутствии взрослых беседуют логопед-дефектолог, клинический психолог, воспитатель, психиатр или невролог.

Перечисленные врачи располагаются за одним столом, общаясь с ребенком, стоящим напротив них. Или находятся за разными столиками, и малыш поочередно подходит к каждому присутствующему. Во время обследования придется отвечать на вопросы и выполнять задания.

Атмосфера проведения комиссии может испугать ребенка. Специалисты не стараются найти к малышу подход, задают вопросы торопливо, не давая времени подумать.

Продолжительность обследования составляет от часа до двух. Важно, чтобы родители подбодрили ребенка и смогли защитить от излишне резкого тона или неправомерного диагноза. Стоит взять с собой еду и воду для малыша.

Как подготовиться?

Перед обследованием нужно разъяснить малышу, что от него требуется, объяснить, в какой форме будет проходить беседа. Можно в спокойной домашней обстановке задать малышу вопросы, которые будут на комиссии. Они зависят от возраста малыша и предварительного диагноза.

На комиссии специалисты просят:

  • Рассказать о себе и своей семье: назвать имена, возраст, место жительство, род занятий родителей. Описать, во что малыш предпочитает играть с друзьями, что делать с мамой и папой. Назвать имена воспитателей, няни. Рассказать о домашних любимцах: как зовут, что ест, как играет. Описать свой дом: количество комнат, предназначение кухни, туалета, ванной.
  • Рассказать, что он знает о понятиях день-ночь, будни–праздники, описать свой распорядок дня.
  • Назвать цвета и формы предметов, изображенных на картинках, их местоположение (под столом, на стуле, над окном).
  • Распределить картинки по группам: еда, домашние животные, мебель, игрушки. Найти лишний предмет в ряду, объяснить, почему.
  • Назвать части тела и их предназначение.
  • Запомнить ряд предметов, отвернуться и найти, что изменилось.
  • Повторить произнесенные специалистом слова в том же порядке.

Проверяют артикуляцию и грамотность построения предложений в соответствии с возрастными нормами. Ребенок должен знать, что такое синонимы (веселье – радость), антонимы (плач – смех), омонимы (ключ, коса), привести примеры.

Затем проверяют фонематический слух. Для этого ребенок называет слоги заданного слова, считает слова в произнесенном предложении. Проверяют, воспринимает ли малыш смысл слов, схожих по артикуляции: кора – нора.

Уровень связной речи анализируют, попросив маленького пациента составить рассказ по картинке.

Восприятие чужой речи оценивают, дав задание пересказать короткий рассказ. Малыш должен:

  • продемонстрировать, как он поет, прыгает, кушает;
  • выразить свои потребности и чувства: устал, голоден, хочет спать;
  • поймать или отбить мячик, попрыгать на одной ноге – это показатель координации движений.

Задания и вопросы, задаваемые членами ПМПК, – не сложные. Важно понять причину, по которой ребенок не смог их выполнить. Это может быть банальное волнение, педагогическая запущенность, плохое понимание русского языка (если он для малыша не родной) или недоразвитие речи, требующее коррекции.

Заранее протестировать ребенка нужно, чтобы он не волновался, услышав вопрос или задание, и понимал, что его ожидает. Однако диагностические вопросы ПМПК – стандартные и справиться с ними под силу любому малышу определенного возраста.

Заключение комиссии

По результатам проведенного тестирования члены ПМПК составляют протокол и ознакамливают с ним родителей под подпись – это свидетельствует о присутствии родителей или законных представителей малыша на обследовании.

Комиссия дает заключение, сможет ли маленький пациент посещать обычную группу ДОУ, требуется ли перевод в специализированную (логопедическую) группу, необходимы ли коррекционные занятия с логопедом, наблюдение или лечение у невролога или психиатра.

Результаты ПМПК имеют рекомендательный характер. Родители сами решают придерживаться их или нет.

Сведения о наличии коррекционных (логопедических) групп для малышей с тяжелыми речевыми расстройствами в дошкольных учреждениях подскажут в районных отделах образования.

Образец логопедического заключения

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОНР

Дано на воспитанника МБДОУ № 322 – **, родившегося ** ** 2007 г.

Поступил в речевую группу — 08.07.2015 г.

С диагнозом — ОНР II-III ур., дизартрия. Интеллект: F 06.827, F 80.1

Направляется: на консультацию к психиатру.

Выявлено:

—речь — нарушения произношения заметны, но речь понятна окружающим;

—темп речи – нормальный;

—голос – нормальный;

—подвижность органов артикуляционного аппарата – «смазанная», сжатая, неточная;

—выполнение арт.движений: объем артикуляционных движений неполный. Страдает дифференциация и точность движений, амплитуда движений снижена. Отмечается слабость мышц языка;

—подъязычная связка – норма;

—саливация – умеренная;

—мелкая моторика — слабая, требует дальнейшего развития; правша;

—произношение звуков: свистящий парасигматизм, ламбдацизм, ротацизм;

—фонематическое восприятие — требует дальнейшего развития. Трудности в развитии звукового анализа и синтеза;

—слоговая структура — воспроизводит правильно;

—словарный запас – глагольный словарь соответствует возрасту. Предметный словарь и словарь признаков неточный. Испытывает трудности в подборе прилагательных-антонимов;

—грамматический строй речи – испытывает трудности в словоизменении и словообразовании: употребление формы род.п. множ. числа, согласование имен существительных с числительными два и пять, образование относительных и притяжательных прилагательных;

—связная речь – ребенок умеет слушать и понимать речь. В речи использует простые предложения, на вопросы отвечает односложно. Может самостоятельно составить предложение по картинке, рассказ — по серии картинок. Испытывает трудности при составлении описательных рассказов и пересказе небольших текстов, требуется помощь в форме наводящих и побуждающих вопросов.

На занятиях – малоактивен, медленно включается в работу, задания выполняет медленно, не успевает за общим темпом группы (или подгруппы) детей. Может заниматься продуктивно довольно непродолжительное время. К середине занятия отмечается спад работоспособности, вялость и полное прекращение работы.

Отмечается низкий уровень компенсации звуковой стороны речи за год пребывания в речевом детском саду.

Речевое заключение: ОНР III ур ., дизартрия.

«30» сентября 2015 г.

Учитель-логопед _____________

Заведующая МБДОУ № _____________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На * * *, родившегося ** ** 2007 г. Поступил в речевую группу — ** **.2015 г.

С диагнозом — ОНР II-III ур., дизартрия. Интеллект: F 06.827, F 80.1

Направляется: на ПМПК.

Выявлено:

—речь — речь разборчивая, понятна окружающим;

—темп речи – нормальный;

—голос – нормальный;

—подвижность органов артикуляционного аппарата – неточная;

—выполнение арт.движений: объем артикуляционных движений неполный, слабость мышц языка;

—подъязычная связка – норма;

—саливация – умеренная;

—мелкая моторика — слабая, требует дальнейшего развития; правша;

—фонематическое восприятие — требует дальнейшего развития. Трудности в развитии звукового анализа и синтеза;

—слоговая структура — не нарушена;

—словарный запас – соответствует возрастной норме;

—грамматический строй речи – употребляет в речи имена существительные множ. числа в Р.п., уменьшительно-ласкательные формы имен существительных, согласует имена существительные с числительными, образует приставочные глаголы, относительные прилагательные, допускает ошибки в образовании притяжательных прилагательных;

—связная речь – ребенок умеет слушать и понимать речь. В речи использует простые предложения, на вопросы отвечает односложно. Может самостоятельно составить рассказ по серии картинок. Испытывает трудности при составлении рассказа по картинке и пересказе, требуется помощь в форме наводящих вопросов.

На занятиях – пассивен, не принимает активного участия в деятельности, стесняется отвечать на вопросы (молчит), задания выполняет медленно, не успевает за общим темпом группы (подгруппы) детей. Может заниматься продуктивно довольно непродолжительное время, отмечается неустойчивость внимания, плаксивость.

Отмечается низкий уровень компенсации звуковой стороны речи за два года пребывания в речевом детском саду. Программу подготовительной группы усвоил недостаточно: отмечается несформированность компонентов готовности к школьному обучению и сложности при овладении программным материалом.

ФФНР в логопедии: что делать если ребенок путает звуки?

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи в логопедии также называют сокращенно ФФНР — это расстройство процесса образования произношения фонем у ребенка с разнообразными речевыми отклонениями в результате дефектов понимания и передачи звуков. Что это такое? Иными словами — неверно распознанный звуковой сигнал подается в речевой аппарат и звук воспроизводится не правильно. Это отклонение может быть выявлено у абсолютно здоровых детей, с хорошим зрением и слухом.

К основным факторам развития ФФН речи у детей принято считать:

  • Родовые травмы;
  • Неблагоприятные условия проживания;
  • Психологические проблемы;
  • Стрессы;
  • Малое время, уделенное на развитие.

ФФН в речи относится к серьезным заболеваниям, которое при несвоевременном лечении может привести к проблемам с письмом, чтением и правильным формированием речи и в результате — плохой реализации лексико — грамматического потенциала у ребенка в будущем. Поговорим об этом подробнее.

Классификация по формам

В логопедической практике в зависимости от особенностей развития детей существуют три классификации ФФНР:

  1. Легкая форма. Она выражается в небольшом дефекте произношения слогов и отдельных звуков;
  2. Средняя форма. Тут уже более выражены симптомы фонетико-фонематического недоразвития речи , присутствует неправильное произношения звуков, а также полное или частичное их неразличимость при акустическом или оппозиционном звучании. Ребенок может плохо читать, писать с большим количеством грамматических ошибок, плохо улавливать звуковую дорожку слогов;
  3. Тяжелая форма. Это самая сложная в лечении и диагностики форма ФФНР. Распространение заболевания охватывает не только звуковую сторону речи, наблюдается также полное отсутствие различия звуков, неправильный слоговой строй, плохая грамматика и связная речь.

При последней самой тяжелой степени ФФН речи, если ребенку вовремя не оказать врачебную помощь, то в скором времени это приведет к необратимым изменениям выговора звуков и слов.

Главные характеристики заболевания

В процессе становления речи ребенка, можно столкнуться со сразу несколькими симптомами ФФНР. Вот на что стоит заострить внимание в первую очередь :

  • Замена детьми некоторых звуков, более удобными по артикуляции. Ребенок не воспроизводит некоторые фонемы, подменяя их на другие. Например, звуки Л и Р заменяются звуками И и Л’ («ложка» — «л’ёжка» или «ложка» — «иёжка»);
  • Не редки случаи когда ребенок меняет все свистящие и шипящие звуки на более простые по артикуляции, так называемые «взрывные» звуки – Д, Д’, Т, Т’ («самокат» — «томакат», «шуба» — «дуба»);
  • В каких-то словах дети могут воспроизводить звуки верно, но в большинстве они меняют их на схожие по артикуляции. К примеру, верно произносимые звуки л, р и с в разъединенном виде, в словах и фразах произносятся с дефектами;
  • Дети затрудняются раздельно воспроизводить пары или группы звуков. Происходит подмена одним звуком нескольких. Например, звук «т’» заменяется сразу для нескольких звуков: ш, ч, с («собака» — «тобака», «чашка» — «ташка», «шишка» — «тишка»).

Фонетическое недоразвитие речи влияет на способность детей самостоятельно выделить звук на фоне слова, определить правильную последовательность его и количество. Тяжело произносят сочетания простых согласных и многосложных слов в одном предложении. Когда ребенок произносит такие слова он пропускает слоги, заменяет трудные звуки, добавляет внутрь слога лишний звук. Такая замена может проявляться и на письме, в результате развивается дисграфия артикуляционно — акустического типа.

Ребенок может неправильно произносить не более трех звуков или иметь грамматически правильную речь, но на слух не понимать отличий между множеством звуков, принадлежащих разным группам. Ярко выраженное недоразвитие фонематического процесса не редко завуалированно под сравнительно хорошее звуковоспроизведение. Что в свою очередь усложняет диагностику заболевания.

Кроме нарушений вербального типа у детей с ФФНР выявляются и прочие:

  • Трудное переключение между задачами;
  • Плохое понимание абстрактных понятий;
  • Медленный мысленный ход.

Такие нарушения приводят к низкой успеваемости в школе, вызывают неустойчивость психики и препятствуют нормальной учебной деятельности.

Диагностика у логопеда

К обследованию у врача логопеда ребенка может направить учебное заведение, невролог или же родители сами решают уточнить диагноз. Логопед на основании медицинской карточки проводит анализ как протекала беременность, роды, были ли осложнения и какая психологическая обстановка сейчас в семье.

Оформляю речевую карту доктор отмечает состояние слуха на основании заключения отоларинголога, а также заключение невролога о состоянии ребенка. Педиатр указывает о проведенных профилактических мерах, перенесенных заболеваний и ставит общую оценку здоровью ребенка. Логопед в свою очередь оценивает состояние и подвижность артикуляционного аппарата, голосовых связок и дыхательной развитости.

Проводится детальный анализ произношения звуков, слогов. При выявлении дефектов врач сразу делает пометку в карте. При оценке звукового произношения особое внимание уделяется на различные замены звуков, смешение их, а также искажение основного слова.
Дети должны уметь проводить анализ звуков и синтезировать их. При оценке устной речи огромное значение имеет словарный запас, хорошая связная речь и сформированность речевой линейки речи.

Письменная речь тоже помогает характеризовать отклонения от нормы. Наличие большого количества грамматических ошибок, замены букв («как слышу, так и пишу»), ошибки в понимании конкретного слова.На основании такой полной картины врач логопед делает заключение о состоянии речи и наличии у ребенка ФФНР.

Как откорректировать речь?

Чтобы ребенок избавился от фонетико-фонематического недоразвития речи потребуется много усилий и времени. Врач логопед может порекомендовать специальный садик для маленьких детей, занятия в логопедическом пункте в школьных учреждениях или назначить индивидуальную работу с ребенком.
Основная задача при ФФН речи заключается в коррекции произношения звуков, развитие фонетических навыков и подготовительной работе по овладению грамотой.
За время логопедических занятий ребенок:

  • Осваивает правильную артикуляцию и произношение;
  • Формирует анализ и синтез речи;
  • Обогащает свой словарный запас;
  • Развивает связную речь;
  • Учится составлять словосочетания и простые, и сложные предложения;
  • Овладевает правильными навыками письма и чтения.

На занятиях методисты используют наглядный материал, применяют специальную артикуляционную гимнастику, чтобы сформировать правильный слог. Логопедические занятия улучшают психическое и невралгическое состояние. Ребенок станет более спокойным, уравновешенным и сможет сконцентрироваться на конкретной задаче для ее выполнения. У малыша улучшится слуховое внимание и память, разовьется мелкая моторика.

Параллельно с логопедическими занятиям деткам рекомендуются занятия с психологом. Это поможет преодолеть имеющиеся стрессы и выявить возможные психические отклонения. Особенно важно подкорректировать все недочеты перед школой, чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта из-за имеющихся у него дефектов в новом обществе.

Прогнозы и профилактика


Если логопедическая помощь была назначена вовремя, то при регулярных занятиях и рекомендациях врачей данный дефект можно полностью ликвидировать. При разных степенях сложности ФФН в речи, сроки полной нормализации речи называются — от 1 месяца до 1 года.

Каждому родителю важно помнить, что формирование речи начинается с момента зарождения плода. На психомоторную функцию и общее физическое развитие ребенка могут оказывать влияние сложные роды, операционные вмешательства, злоупотребление матерью во время беременности алкоголем, табаком и наркотическими веществами.

Очень большую роль на развитие речи у малышей и детей дошкольного возраста оказывает психологическая обстановка в семье, регулярность занятий с ними, обучение чтению и письму.

В случае обнаружения отклонений в произношении или же при длительном молчании ребенка, следует пойти на консультацию к логопеду. Он проведет необходимые обследования и подскажет как быстро и эффективно исправить данную проблему в кратчайшие сроки.

Подводя итоги

ФФНР — серьезный речевой дефект. Он требует к себе максимального внимания, чтобы как можно быстрее пройти путь к нормализации речи. Врачебная практика направлена не только на устранение имеющихся проблем с произношением, но и на правильное развитие речи в будущем. Разработанные методики и опыт специалистов помогут ребенку улучшить мышление и память. Научиться правильно говорить и проводить логическую цепочку от слова — к его восприятию и передаче в словах и письме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *