Майданская роспись матрешка

Полхов-Майданская роспись

История возникновения Полхов-Майданской росписи

Село Полховский Майдан расположено на речке Полховка в Вознесенском районе Нижегородской области. Вокруг только лес да овраги. Именно на эти земли в 1667 году после подавления восстания под руководством Степана Разина прибыли ссыльные, высланные по легенде с Дона за участие в крестьянской войне, они и стали основателями Полховского Майдана. «Майдан» – слово старинное, означает «сборище людей», а реку назвали «Полховка» потому что всполошные (ссыльные) люди на ней поселились. Вот и получается: сборище на Полховке – Полховский Майдан.

От названия села пошло и название знаменитого промысла – полховско-майданской росписи. При росписи деревянная основа покрывается жидким картофельным крахмалом, затем металлическим пером и тушью по сухой поверхности рисуют («наводят») контур будущего узора и расписывают анилиновыми красками – розовой, красной, зелёной, жёлтой, синей. Но может применяется и свободная кистевая роспись. Яркость росписи достигается с помощью техники «лессировок» (наложение чистых красок слоями одна на другую) и сочетания контрастных цветов (красный – зелёный, жёлтый – синий и т.д.). Основные элементы – цветы (роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник). Сюжетная роспись чаще всего представлена сельским пейзажем с речкой, домиками, мельницей на берегу, и обязательно рисуется небо.

Полхов-майданская роспись имеет недолгую, но довольно интересную историю развития. Возникла она в начале XX в., на базе токарного промысла, существовавшего здесь, по преданию, с конца XVIII века. Местные крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. Токарные изделия мастеров этого промысла обычно делят на два типа: Первый — это детские игрушки, матрешки, грибы, пасхальные яйца (шарики, пугачи, погремушки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки); Второй — это традиционная русская посуда и шкатулки (солонки, кубки, чаши, сахарницы, поставки, самовары, коробейки и коробочки). Все эти изделия щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. В них довольно слабо выражено утилитарное начало. Видимо, поэтому их прозвали «тарарушками», что в народном понимании означает вещи несерьезные, для забавы.

Народные промыслы издавна были семейным занятием. Как правило, мужчины делали заготовки — так называемое «белье», а женщины расписывали готовые изделия.

Так вот, в каждой семье, где исстари занимались этим промыслом, утверждали, что именно их «бабушки-дедушки» первыми начали расписывать тарарушки, но ни первых игрушек, ни документов, где бы они упоминались – не было…

Точно известно, что в 1916 г. крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич привез в село выжигательный аппарат. На игрушках стали выжигать рисунки. С выжиги в 1926 году перешли на «разделку» масляными красками. С 1933 года роспись игрушек в Полховском Майдане стала производиться уже не масляными, а спиртовыми (анилиновыми) красками. Предметы, окрашенные анилиновыми красителями, приобретали необычайную яркость, были очень эффектны.

Пример полховцам, очевидно, подали понемногу и загорцы, и семеновцы, и мериновцы, перенес это искусство на местную почву не один человек. Кому-то приглянулись матрешки; другому удалось узнать о крахмальной подкладке и более удобных спиртовых красках; третий нарисовал цветок шиповника; четвертый добавил к нему «яблочко»; пятый взял с «пукетовых» лент набор цветов; шестой вспомнил старинные набойки и, упростив, стилизовал цветок, как делали это народные художники двести-триста лет назад.

Сюжеты Полхов-Майданской росписи

В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент.

Растительный орнамент весьма устойчив — это так называемая «роза», которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями.

В пейзажном мотиве чаще всего изображаются «домики» — пейзаж с домиками, церковью, мельницей на берегу речки, деревья с огромными яблоками на ветках и почти обязательная розовая заря.

Основные приемы Полхов-Майданской росписи

Никаких шаблонов на полхов-майданском промысле не существует. Роспись наносят свободно, в отработанной мастерицами последовательности. Перед росписью изделие проходит специальную подготовку. Прежде всего его поверхность тщательно шлифуют, а после этого грунтуют крахмальным клейстером для того, чтобы водорастворимые краски не расплывались.

Основных красок всего четыре — синяя и зеленая, красная и желтая. Выполняется роспись преимущественно по четко очерченному тушью контуру. Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом. Обязательный прием майдановской росписи — «наводка»(обводка рисунков черных цветом).

В окраске любого орнамента, будь то букеты, гирлянды из цветов или пейзаж, существует своя выверенная практикой очередность. Сначала на определенные участки, в том числе и на те, где будет красный или зеленый цвет, наносят самую светлую — желтую краску. Перекрывая ее ярко-красной или алой, получают интенсивный красный цвет, а накладывая сверху синюю, получают ярко-зеленый.

Роспись матрешек:

Лицо нарисовано условно и торопливо — смаху нанесены линии и точки глаз, прямыми росчерками обозначены брови и губы, закрученными спиральками — небрежные кудряшки волос, руки совсем не написаны, как бы спрятаны под фартук. И наряд их необычен: нет общепринятых очертаний платка со спускающимся углом сзади и завязанными под подбородком концами, нет привычных линий сарафана или юбки, спинка матрешки примерно на две трети высоты локально окрашена одним цветом — красным, алым, лазоревым или зеленым. Платок выделен другим по отношению к низу цветом, а на нем спереди в области лба нарисован трехлепестковый полуцветок — роза-дикуша. Роспись условного фартука заключена в овал, спускающийся от чуть сплюснутого лица. В овале на светло-золотистом фоне естественного цвета древесины написана веточка с крупным цветком-розой в вершине, ягодкой, листочками и мелкими цветочками — незабудками или маргаритками — по бокам.

Бесконтурная роспись

Сравнительно недавно на промысле Полхов-Майдана появилась бесконтурная роспись. В ней выработался своеобразный стиль.

Легкие, с небольшим завихрением, группами расходящиеся от центра лепестки-лучи делают цветок похожим на василек. В середине цветка тычком нанесены тычинки и сердцевинка. Небольшие яблочки написаны теми же мазками-лучами, только идущими от стебля и сходящимися в замкнутый круг.

Второй вариант написания яблока — это две дуги, идущие от стебля и сходящиеся в круг, а внутри них также от стебля, примерно до середины мотива, написаны короткие мазки того же цвета.

Колорит бесконтурной росписи тот же — на золотистой поверхности естественного цвета древесины пишут малиновые цветы с желтой сердцевинкой и черными тычинками, малиновые яблоки и черные тонкие веточки с ярко-зелеными или голубыми перистыми листьями-травками и черными мелкими ягодками.

Композиции бесконтурной росписи могут быть легкими с большими просветами фона и довольно плотными, в которых фона почти не видно, а вся поверхность заплетена узором, из цветов, плодов и пушистых веточек с ягодками.

Разновидность бесконтурной росписи — роспись «под масло» или «под нитро». Здесь по цветному — зеленому или малиновому — фону, окрашенному анилиновыми красками, пишут тушью черные цветы и пушистые ветки, а после лакировки наносят белой или какой-нибудь светлой масляной краской или нитрокраской тычками ягодки и простые соцветия. Иногда роспись полностью выполняют масляной краской или нитрокраской.

Пейзажная роспись — «домики»

Сначала мастерица точными движениями наносит контуры домика, ствола и оголенных ветвей деревьев, берега реки и силуэты птиц на ее белой глади. И вот получается холодный зимний пейзаж, кажется, что к этому ничего не надо добавлять, настолько убедительно в своей законченности выглядит этот графический рисунок. Но по традиции промысла рисунок должен превратиться в изображение красочного радостного летнего вечера. Мастерица берет краски, и розовыми или голубыми становятся стены домика, белые лебеди плывут по синей речке, изумрудной муравой покрывается лужок, листьями, цветами или плодами — кусты и деревья, вспыхивает алое зарево вечерней зари. Природа как бы оживает, подвластная руке художницы. И нет среди написанных за день пейзажей двух одинаковых, похожих друг на друга, в каждом изображении что-то новое, отличное от предыдущего.

В середине 70-х годов в ассортимент изделий промысла стали вводить довольно крупные формы, что способствовало укрупнению орнамента и усложнению композиций. Большие яркие пятна цветов стали плотно заполнять центральную часть расписываемой поверхности, их окружали крупные бутоны и листья. Фона в росписи почти не было видно, все просветы между основными декоративными пятнами были заполнены мелкими цветочками и ягодками.

Элементы и композиции Полхов-Майданской росписи

Технология Полхов-Майданской росписи

Для полхов-майданского промысла характерно изготовление и роспись в основном декоративных предметов, которые редко имеют практическое предназначение. Это изделия, имеющие декоративную функцию. Прежде всего это матрешки, а также детские игрушки, комплекты посуды, шкатулки, деревянные яйца и т.п.

Эта роспись выполняется при помощи анилиновых красителей. Раньше на этом промысле изделия расписывались при помощи естественных красителей, которые готовились самими мастерами. Поскольку процесс приготовления этих красителей был трудоемким, им нашли замену.

Так как анилиновые красители обладают одним недостатком — они слишком быстро выгорают на свету, для росписи нередко используют синтетические красители — основные, кислотные, прямые, которыми также расписывают ткани.

При росписи применяют чистые яркие краски, например, синюю, красную, желтую, которые при смешивании и наложении друг на друга дают не менее яркие и красивые красные, зеленые и фиолетовые цвета. Роспись выполняется по предварительно выполненному контуру, который наносят при помощи туши. Реже для росписи берут масляные краски или нитрокраски.

Перед работой изделие проходит подготовку, которая сводится к грунтованию. Грунтуют его трижды с использованием клейстера из крахмала. Сначала наносят клейстер, имеющий консистенцию сметаны, после чего изделие сушат в течение 15-16 часов. Затем клейстер, уже более жидкий, наносят во второй и третий раз, отводя на сушку после каждого грунтования примерно 4 часа. После этого можно приступать к росписи.

В процессе росписи нужно следить, чтобы пальцы как можно меньше прикасались к загрунтованной поверхности. Дело в том, что следы от прикосновений могут проступить после того, как изделие будет расписано. Для этого изделие лучше держать за дно.

Контур росписи наносится на сухое изделие без шаблонов. Поэтому для выполнения росписи нужен опыт. Контур наносят свободно.

Краски при росписи следует наносить в один слой, не допуская многократного движения кистью по одному и тому же месту. Для получения цвета путем наложения красок их наносят в такой последовательности: сначала изделие раскрашивают более светлыми цветами, затем — более темными. Так для получения зеленого цвета поверхность сначала покрывают желтой краской, а затем синей.

После росписи изделие сушат в естественных условиях в течение 8-12 часов, а затем лакируют. При этом лакировка производится также, как грунтовка — при помощи рук, которые обмазывают лаком. Лучше всего лакировать изделие масляным лаком. Вместо масляного лака используют также пентафталевые лаки, которые наносят посредством распыления. Лакируют изделие дважды. После первой лакировки изделие выдерживают 12 часов, после второй — 24 часа.

Роспись матрешки выполняется при помощи минимальных выразительных средств. Лицо матрешки рисуют очень схематично — нос изображают в виде двух точек, контур глаз и брови наносят тонкими линиями причем нижний и верхний контуры глаз по бокам не смыкаются. Губы у матрешки маленькие, по ширине не превышающие расстояние между точками ноздрей. На щеках обычно рисуют два небольших кружочка — румянец. Волосы также изображают очень схематично, в виде двух черных фрагментов, расположенных рядом с платком.

Спинку матрешки примерно на две трети окрашивают одним цветом. Руки изображают посредством полукругов, а кисти рук часто скрывают фартуком. На фартуке или платке рисуют цветы, чаще розы, листики и ягодки.

Для декорирования других деревянных изделий чаще всего используют розы, которые для заполнения пространства соединяют веточками с небольшими цветами, листочками и ягодками. Изделия с плоскими стенками украшают пейзажными зарисовками, которые могут представлять собой пейзажи с зарей на небе или маленькими домиками. При этом характерной чертой этой росписи является изображение домиков под кустиками, например земляничными, что придает росписи непосредственность.

Широко распространены и фигурные композиции. Они состоят из прямых и зигзагообразных линий, завитков, сцепленных в один ряд, точек. Иногда в фигурную роспись включают условные изображения листиков, ягод и цветов. Такую роспись обычно применяют при изготовлении чугунков, росписи сахарниц, пудрениц.

id77

Здравствуйте уважаемые.
В прошлый раз мы с Вами вспоминали Холуйскую миниатюру:https://id77.livejournal.com/2097791.html, ну а сегодня о поговорим немного о Полхов-Майданской росписи
Названию промыслу дало село Полхов-Майдан, что находится на юге Нижегородской области, в Вознесенском районе. Полхов-Майдан — это один из самых известных центров не только росписи по дереву,но и вообще деревообработки в этом регионе. Согласно местному преданию, первый токарный станок появился у крестьянина Никиты Авдюкова, когда за войной 1812 года настала пора неурожаев. Ремесло быстро развивалось, но вначале вытачивали одну некрашеную посуду.
Хотя, справедливости ради надо отметить,что известность роспись приобрела уже после Революции.
С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту.
Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью.
Токарные изделия мастеров этого промысла — матрешки, птички — свистульки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки — щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью.
Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.
Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом. Обязательный прием майдановской росписи — «наводка» (обводка рисунков черных цветом), применение ярких анилиновых красок. Основных красок всего четыре — синяя и зеленая, красная и желтая. Для того, чтобы получить необходимые оттенки, их смешивают. Белый фон самого дерева позволяет получить пятый цвет.

В основном местные игрушки, или, как их называют, «майданские тарарушки», отличают сочетания темно-синего и желтого, зеленого и холодно-красного. Матрешек из Полхово-Майдана легко отличить — на голове у них полушалок с неизменным крупным цветком, к тому же они отличаются от семеновских или сергиевских игрушек более плавным контуром и несколько вытянутыми пропорциями.
На золотисто-желтом фоне условно изображенные цветы чередуются с оранжевыми пятнами и зелеными узорами, которые подчеркиваются тушью. В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент. Растительный орнамент весьма устойчив — это так называемая «роза», которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями.
В 1928-1930 гг. в Полховском Майдане из отдельных мастеров складывается артель «Красная заря». В это же время вырабатывается оригинальная художественно-декоративная система и обозначаются основные специфические приемы местной росписи. Эти приемы получили устоявшиеся местные названия: «цветы с наводкой» — цветочная роспись очерчена четким черным контуром; «цветы без наводки» — рисунок выписывается по фону безлинейного контура; прием «под масло» — роспись масляными или нитро красками по глухому цветному фону, «пестрение» — простейшая кистевая роспись мазками или точками. Крутецкие мастера. В 1960 артель преобразуется в Полхов-майданскую фабрику игрушек. В это же время изготовлением аналогичных токарных расписных предметов начинают заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полховского Майдана деревне Крутец.
Используя опыт, токарные формы и приемы росписи соседей, крутецкие мастера привносят незначительные изменения. Так, например, их матрешки по форме более округлы, а в росписи посудных изделий предпочтение отдается сюжетным мотивам. Объединение «»Полхов-Майданская роспись»» В 1972 в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создается производственно-художественное объединение «Полхов-Майданская роспись», где работают художники, прошедшие профессиональное обучение. Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного «белья», а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей. Ориентация полхов-майданских и крутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм и приемов декорирования изделий. С начала 1980-х гг. начинает широко применятся цветочная роспись по обожженному паяльной лампой фону. Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Сегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства.
Технология росписи следующая…
Перед росписью поверхность изделия, как правило, шлифуют и грунтуют крахмальным клейстером.
Затем черной тушью ученической ручкой с пером N 11-13, которое в зависимости от нажима делает линию разной толщины, наносят четкий контур рисунка. Можно расписывать изделие сразу кистями, свободно, без предварительного нанесения рисунка.
Полхов — майданскую роспись выполняют только анилиновыми красками, разведенными горячей водой температурой.
Для усиления яркости красок в раствор можно добавить несколько капель спирта. Краски наносят в определенном порядке: сначала, например, желтую, ее перекрывают алой и получают ярко-красный цвет, если же перекрыть синей — получится ярко-зеленый цвет.
Расписанные изделия сушат 8-12 часов при комнатной температуре, затем дважды лакируют лаком с промежуточной и окончательной сушкой в течение 10-12 часов.
Роспись гуашью немного другая. Поверхность изделия тщательно подготавливают, шлифуют, грунтуют и окончательно зачищают шкуркой. Гуашевые краски разводят 3 — 5%-ным раствором столярного клея. Наносят их мягкими беличьими или колонковыми кисточками, фон пишут широкой щетинной кистью.
После росписи изделие сушат 2 — 3 часа при комнатной температуре и лакируют нитролаками.
Вот такие дела.
Приятного времени суток.

Tags: Искусство, Россия

Полхов-майданская матрешка

Начало истории

Любая матрёшка, любая разновидность этой куклы, берет начало от матрешки сергиево-посадской. Точная дата, когда впервые в Полховском Майдане узнали о матрешке и начали делать свои, узнать никак нельзя. Народ жил, творил, но точной истории никто не записывал.

Матрешка без вкладышей, Полх-Майдан Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

То, что известно, пришло к нам благодаря немногочисленным исследованиям немногих этнографов и искусствоведов. Среди них — Татьяна Семенова, Наталья и Сергей Квач. Эти увлеченные люди в своих книгах смогли раскрыть читателю всю прелесть и чистоту передачи образов в искусстве мастеров Полх-Майдана.

Итак есть предположения, подтверждаемые фактами, что где-то в 1920-х годах матрешка, с ярмарки в Сергиевом Посаде, попала в Мериново, село в Нижегородской области. Продукция мериновцев была известна и продавалась на разных ярмарках, где бывали и мастера из Полх-Майдана.

Эскизы художниц Рожковой Н.Я., Макаровой А.И., Катковой М.Ф «Матрёшки». Полховский Майдан. Середина XX века. Бумага, техника смешанная. ВМДПНИ.vladimirdar

, CC BY-SA 3.0

В Мериново стали точить и красить матрешек, вскоре то же стали делать в Семенове, а дальше идею подхватили в более отдаленных деревнях, в частности, в Полховском Майдане.

Конечно мастерам хотелось отличиться, ведь только тогда их продукция стала бы более заметна, а значит и более покупаема. В Полх-Майдане не зацикливались на одном образе, не привязывались к «догмам», не вырабатывали правил. Но всё же, их матрешка вскоре обрела свой, особый и узнаваемый образ.

Матрешка полхов-майданская, СССР Магазин Русские ремёсла, CC BY-SA 3.0

Формирование образа

Особенности образа этих матрешек можно понять, только узнав историю их изменений. Те матрешки, которых мы видим сейчас, в начале XXI века, слишком сильно упростились и изменили свой вид. Связано это с рядом причин, в том числе экономических, но подробнее об этом поговорим в другой статье.

Матрешка ретро, коллекционная, Полхов Майдан Магазин Русские ремёсла, CC BY-SA 3.0

В поисках образа полховцы пробовали разные приёмы. Фантазии им не занимать, особенно если учесть, что расписывают в основном женщины. Мужчины точат формы, заготовки.

Поначалу красили (как выражаются местные), масляными красками. При этом находились в постоянном поиске новых идей и образов.

Однажды майданцы узнали про выжигательный аппарат и стали активно его применять. С тех пор началась «эра обводки». Выжигать контур рисунка научились в каждом доме. Вскоре его начали заполнять краской, что вполне логично.

Прошла пара лет или чуть больше и в Майдане приходят к выводу, что обводка — это хорошо, но выжигать её долго и переходят на работу с пером и черной тушью. Вот такая, чёрная обводка и осталась в традициях полх-майданской росписи. Правда в наши дни, наверно для скорости и простоты, часто используют черный маркер.

Самое важное событие в формировании образа матрешки в Полховском Майдане, это пожалуй появление анилиновых красителей для ткани. Эти яркие химические краски сразу стали заметны, образ наконец сформировался и стал узнаваем.

Мария Аниськина, потомственная красильщица из Майдана Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Особенности образа

Описание образа начнём с формы. Она вытянута, стройна. Голова плоская, шея довольно резко расширяется при переходе в тулово. Такой полховская матрешка оставалась довольно долго. Это сейчас токари стали упрощать себе задачу, не придавая особого значения соблюдению традиций и матрёшки получаются округлыми и более приземистыми.

Матрешка 7-ми местная. Автор формы: Масягин И. И., Автор наводки и росписи: Сергейчик М. Ф и майданские игрушкиvladimirdar, CC BY-SA 3.0

Типичный образ полховской матрёшки — это яркие цветы красного шиповника или розы, на сарафане. Голова покрыта платком. У более старых матрешек рук не видно, платок не завязан, а спускается по обе стороны как покрывало.

На макушке обязательно крупный цветок из трёх лепестков. В наше время волосы могут быть любого реального цвета, а прежде была традиция рисовать чёрные кудряшки из-под платка. В дополнение узор украшают тычками.

Основные цвета матрёшки, как и других полх-майданских тарарушек — это цвета анилиновых водных краситеолей для ткани: синий, фиолетовый, красный, жёлтый, зелёный. И при этом, ставшая уже неотъемлемой, обводка чёрной тушью с помощью канцелярского пера.

Матрешки полх-майданские, ретро, 1990-е гг Магазин Русские ремёсла, CC BY-SA 3.0

Всегда очень яркие, эти матрёшки быстро стали узнаваемы и любимы. Продавались они на рынках в больших и малых городах, пока не произошли изменения в государстве в 1990-е годы.

Майданцы, которые привыкли жить за счет именно игрушечного промысла, снова стали искать новые образы, подстраиваться под спрос и рынок. А рынок изменился, матрёшек стали покупать иностранцы…

Появились акриловые краски, гуашь. Они проще в применении и матрёшка стала менять свой облик очень сильно. К тому же, появились «перекупщики», которые настаивают, чтобы было «побольше и подешевле» и майданские матрёшки стали просты, утеряли свой особый колорит, а большинство красильщиц забыли, утратили истоки образа.

Но есть и те, кто старается традиции продолжать. В Вознесенском районе работает фабрика, где расписывают матрёшек анилиновыми красками, как прежде. Есть немного частных художников, соблюдающих традиции.

Образцы матрешек 1980-90-х гг. Полховский Майдан. Магазин Русские ремёсла, CC BY-SA 3.0

Стоит только увидеть, почувствовать прелесть той, прежней росписи, узнать и понять, почему она сформировалась именно такой, и обязательно найдутся понимающие художники, вернее красильщики и не дадут утратиться народной красоте.

Полхов-майданская роспись матрешки (подготовительная группа)

Лариса Щеголева
Полхов-майданская роспись матрешки (подготовительная группа)

Цель: Декоративное оформление матрешки с использованием традиционных элементов Полховско-Майданской росписи.

Задачи: — Знакомство с традиционным приемом Полховско–Майданской росписи — «наводка» (обводка рисунков черным цветом);

-Развивать творческое воображение, фантазию, интерес к народным промыслам;

-Заполнять узором большую часть.

Ход занятия.

1. Вступительная часть.

Нижегородская область богата мастерами: славится она Хохломской росписью, Городецкой, Семеновские матрешки известны всему миру.

В селе Полховский Майдан на юге Нижегородской области зародился еще один вид росписи, от названия села её так и назвали «Полхов – майданская».

Лесов вокруг было много, а зимние вечера длинные, и семья коротала время изготовляя посуду (тарелки, ложки, солонки, сахарницы, шкатулки, коробочки и игрушки – тарарушки (матрешки, тройки и лошадки — одиночки, свистульки)из древесины липы и осины: мужчины вытачивали, а женщины и дети их «оживляли» — раскрашивали. Потом эти изделия продавались на ярмарке и, для крестьянской семьи это было дополнительным доходом.

Рисунки на посуде и игрушках были яркие, красивые, поднимали настроение и создавали атмосферу праздника,Это про них говорили: «Не бьется, не ломается, а кто купит – удивляется».

2. Основная часть.

Я предлагаю попробовать себя в роли мастеров — Полхов – майданской росписи.

Чем же выделяется данная роспись: в раскраске преобладают желтый, красный, зеленый и синий цвета. Рисунок имеет четкий черный контур. Изображаемые цветы,как правило: роза, мак, шиповник, георгин; они крупные и яркие уже распустившиеся или в стадии бутона.

Итак, приступим, расписываем матрешку.

1. Заготовляем конуры матрешек, в спадающей на плечи накидке, вместо сарафана на ней овальный передник.

2. Простым карандашом прорисовываем рисунок (мастера, прорисовывают его тушью).

3. Если фон белый, рисунок закрашиваем желтым цветом (цвет накладывается на желтый фон).

4. Красным цветом, мазками закрашиваем цветы, а зеленым листья (оставляем желтые пробелы).

5. Пока сам рисунок сохнет, рисуем лицо (волосы, глаза, носик, ротик и щечки, раскрашиваем платок – накидку и нижнюю часть матрешки.

6. Обводим рисунок черным контуром («наводка»).

Наша матрешка готова.

3. Рефлексорно — оценочная.

Рассматриваем рисунки.

Обсуждаем, что понравилось, что вызвало затруднение, вспоминаем что называется «наводкой».

Сказочная роспись Полхов Майдана

Учитель высшей категории.

Учитель изобразительного искусства и технологии.

МОУ «Гимназия №2»,

г. Саров Нижегородской обл.

Сказочная роспись Полхов Майдана

Методические разработки занятий

в начальной школе.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» п/р. предполагает принцип «от родного порога – в мир общечеловеческой культуры», поэтому уроки изобразительного искусства необходимо привязывать к национальной, а еще лучше, к местной культуре, традициям.

Нижегородский край очень богат народными промыслами: Городец, Хохлома, Полхов-Майдан, Семенов, село Борнуково (резьба по камню), центры художественной вышивки, ткачества, кружевоплетения. Мастера Павлова-на-Оке занимаются художественной обработкой металла.

Наш город Саров расположен на юге Нижегородской области. Недалеко от нас, в Вознесенском районе, есть село Полхов Майдан, знаменитое своими игрушками-тарарушками. Многие дети побывали в этом селе. Туда часто организуются экскурсии от школ города и кружков дополнительного образования. Ребята знают, как работают мастера этого села, какой узор наносят художницы на изделия.

Экспедиции, экскурсии, посещение музеев способствуют формированию у ребят уважительного отношения к истории родного края, пробуждают в них способность к эстетической оценке увиденного.

Программой по изобразительному искусству предусмотрены уроки, где учащиеся изучают особенности росписи деревянной полхов-майданской игрушки и посуды.

Эти уроки, для ознакомления с этим промыслом, необходимы в любом регионе нашей страны. Мы же имеем возможность познакомить ребят с закономерностями росписи более подробно, изучить многообразие форм токарных изделий.

Мотивы полхов-майданской росписи становятся предметом внеклассной творческой работы учащихся. На занятиях кружка дети выбирают этот орнамент для оформления подарочных открыток, на уроках технологии выполняют вышивку и аппликацию из ткани.

Экскурсии в село Полхов Майдан очень часто побуждают ребят к творческой деятельности. При посещении токарных мастерских дети покупают «белье» (выточенные заготовки) или, с разрешения мастера, берут бракованные изделия. Имея навыки, полученные на уроках изобразительного искусства, они с радостью расписывают «тарарушки».

Учащимся, особенно начальной школы, очень трудно дается освоение хохломской или городецкой росписи, так как приемы работы в этих промыслах требуют особого мастерства – нанесение элементов узора без предварительного рисунка. Некоторые ребята остаются недовольными своей работой. Поэтому полхов-майданская роспись, в которой сначала наносится контур узора, а затем идет работа красками, наиболее удобна на начальном этапе.

При построении композиции полхов-майданского узора ребенок может изменять изображение, стирать неудачные линии, добиваясь точности задуманного рисунка.

Работая красками, ученики заполняют контур узора, используя способ лессировки. Яркие цвета: желтый, малиновый, красный, фиолетовый, зеленый — придают детской работе радостное настроение.

Для освоения полхов-майданской росписи разработана серия уроков — занятий с постепенным усложнением учебно-воспитательных задач.

1 занятие. Изображение полхов-майданской сказочной веточки.

2 занятие. Украшение на бумаге «посуды» узором в стиле полхов-майданской росписи.

3 занятие. Матрёшка из Полхов Майдана.

Дальнейшая задача — пойти вглубь, осознать и специфику языка декоративного искусства, пытаться включиться в эту работу сердцем, умом и руками. От упражнений на бумаге можно переходить к росписи деревянных изделий.

На примере полхов-майданской росписи можно закреплять и развивать дальше многие законы и правила изобразительного искусства.

Композиция.

Выбор формата.

Равновесие (расположение элементов на листе, в объемной форме).

Композиционный центр.

Динамика, статика.

При проведении уроков декоративного рисования дети учатся стилизации форм природных элементов и составления из них узоров, орнаментов. Здесь необходимо обратить особое внимание на умелое, выразительное использование ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета в своей работе.

Одним из основных средств художественной выразительности является ритм – это организующее начало в композиции.

Рисунок 1. Ритм узора в росписи.

Изучая особенности промысла, дети учатся анализировать, выделять отличительные черты. Практическая деятельность помогает закрепить знания и умения, полученные на уроках. Очень полезны занятия, на которых ученики выполняют упражнения: отрабатывают отдельные элементы узора данного промысла, выявляют закономерности росписи. Это помогает выполнить творческую работу с некоторой долей уверенности.

Для учащихся 2-3 классов — это основные элементы узора Полхов Майдана: яблочко, листики, пятилистник. Работа выполняется с использованием наложения цвета на цвет. Дети знакомятся со способом лессировки.

Для учащихся 4 класса задание усложняется. Ребята изучают различные формы «розанов» и выполняют некоторые из них. А так же, рисуют более сложные варианты листиков и цветков.

Рисунок 2. «Розаны» Полхов Майдана

Составляя композицию узора, орнамента, для декоративного оформления игрушки или посуды, ученик стремится, как можно интереснее расположить (скомпоновать) изображение на плоскости, ярче выполнить работу в цвете. Все это способствует развитию художественного вкуса и эстетических чувств.

На занятиях дети знакомятся с порядком работы мастеров.

Порядок работы мастеров Полхов-Майдана над украшением изделий:

Деревянное «белье»

Грунтовка

Нанесение контура

Роспись

Рисунок 3. Порядок работы мастеров Полхов-Майдана

Деревянное «белье»- заготовка из дерева (липы), выточенная на токарном станке.

Грунтовка- изделие покрывают сверху крахмальным грунтом, и оно становится белым.

Нанесение контура — тонкой кисточкой или перышком наносится контур узора по всей поверхности изделия.

Роспись — заполнение контура узора цветом.

Постепенно закрашивают элементы узора красками, начиная с желтого и используя метод лессировки (наложение одного прозрачного слоя на другой).

На начальном этапе освоения росписи детьми на бумаге – процесс работы над росписью немного изменяется. Белый лист заменяет этап грунтовки, а «контур» наносится простым карандашом. После того, как работа выполнена в цвете узор, обводят черной краской тонкой кисточкой, а младшим школьникам можно разрешить использование черного фломастера.

Предлагаю разработки нескольких уроков (занятий) на эту тему.

Украшение и фантазия.

Ход урока.

Откуда черпает свое вдохновение Мастер украшения?

Мы с вами сегодня опять встречаемся с Мастером украшения.

-А что украшают художники?

-Зачем украшают художники?

-Всегда ли украшения точно такие же, как в природе?

(Можно показать на примере хохломской росписи).

Действительно, художники стараются не просто перенести, увиденное в природе, на свою работу, а добавить что-то новое, никогда не виданное, сказочное.

Сегодня мы с вами познакомимся с Мастерами-сказочниками из села Полхов Майдан, что находится недалеко от нашего города.

-Вы видели красные розы, ягоды смородины, цветки шиповника, желтые бутоны, яблочки?

-А бывает ли такое, чтобы все это росло на одной веточке?

Конечно, не бывает! А вот в сказке, что рассказывают мастера из Полхов-Майдана, такое может быть!

Мужчины в этом селе умельцы, токарных дел мастера. Вытачивают игрушки-тарарушки. А украшают их мастерицы-рукодельницы. Девушки и женщины в Полхов-Майдане с детства впитывают красоту, которая их окружает, стараются выделить самое яркое, самое красивое, затем перенести на изделия яркие цветы, красивые розаны, сочные яблочки и ягодки.

Любуемся изделиями мастеров Полхов-Майдана.

Фото1. Изделия мастеров Полхов Майдана

На доске вы видите плакат, где изображены элементы узоров:

Яблочки

Пятилистники (цветки шиповника)

Листики

Розаны

Бутоны

Демонстрация на доске:

Сначала, мы, как мастера Полхов-Майдана, наметим силуэт узора простым карандашом.

Волшебная веточка красиво изгибается.

Рисунок 4. Веточка.

В изгибы помещаем яблочки, цветы, листики, ягодки.

Рисунок 5.Элементы узора.

Дети выполняют работу в альбомах.

Цветовое решение узора.

Рассматриваем с ребятами поделки.

Какие цвета используют мастера Полхов-Майдана?

(желтый, красный, зеленый, синий, черный, оранжевый)

Посмотрите последовательность работы над узором в цвете.

Рисунок 6. Заливка желтым цветом

Рисунок 7. Проработка другими цветами.

Рисунок 8. Завершающий этап – обводим контур черным цветом.

Дети выполняют работу на листах.

Фото 2. Работа в цвете.

В конце урока необходимо вместе с ребятами сделать вывод, что Мастер украшения должен быть наблюдательным, учиться у природы, и, обязательно, уметь фантазировать, придумывать необычные формы.

Фото 3. Выставка работ.

Фото 4. Выставка работ.

Рисунок 9. Работа 2 класс.

Рисунок 10. Работа 2 класс.

«Роспись посуды»

Задание: Украшение «посуды» узором в стиле полхов-майданской росписи.

На предыдущем уроке ученикам было дано задание – сложить альбомный лист и вырезать заготовку «посуды».

Ход занятия.

В каждом доме есть самая разнообразная посуда: чайные чашки, вазы для цветов, салатники и кастрюли, блюдца и чайники.

Разные народы в разные времена делали посуду из удобных для них материалов: глины, камня, дерева, металла, бересты и тд.

Необходимые в быту вещи все народы издревле стремились сделать удобными и красивыми. Мы не перестаем удивляться изделиям народных мастеров.

(Зрительный ряд: посуда разных народов)

Посуда простая по форме, почти без узоров, и предметы сложной конструкции, украшенные росписью.

Древнегреческие амфоры, таджикские пиалы, украинские крынки, русские туески имеют свои отличительные особенности.

Вы уже знакомы с художественными народными промыслами нашей области. Давайте их вспомним.

(Городецкая роспись, Хохлома, Семенов, Полхов-Майдан).

Когда-то давным-давно мастера села Полхов-Майдана начали изготавливать посуду, да игрушки из дерева, а чтобы изделия глаз радовали, их расписывали звонким, ярким узором.

На токарном станке мужчины вытачивали тарелочки, вазы, миски, шкатулки, а женщины расписывали их яркими узорами.

Мы с вами уже встречались с творчеством мастеров из Полхов-Майдана и рисовали сказочную веточку, используя элементы узора этого промысла.

Давайте еще раз посмотрим, чем украшают посуду художники Полхов-Майдана. Почти в каждом узоре встречаются цветки–пятилистники, яблочки, листочки маленькие ягодки. Самый большой элемент – розан. Розаны имеют разнообразные формы.

На доске плакаты I, II, III ,IV

Направление сказочной веточки зависит от формы посуды.

Если узор идет по поверхности предмета горизонтально в полосе, то он похож на венок с повторяющимися элементами.

Композиция узора в круге может быть симметрична. Элементы расположены по кругу, а в центре – розан. Либо ветвистая веточка идет снизу вверх, а свободное пространство заполняется цветами, яблочками, листочками.

Последовательность выполнения работы.

Рисунок 11.

1. Простым карандашом нарисовать композицию узора на «посуде».

2. Работа красками начинается с желтого цвета. Можно закрашивать необходимые элементы или покрыть всю поверхность.

3. Последовательно заполнить контуры элементов узора другими красками: красной, малиновой, фиолетовой, синей, зеленой.

4. Обвести весь контур узора черной краской.

Самостоятельная работа.

Ребята выполняют работу на заранее заготовленных силуэтах посуды, вырезанных «на сгиб».

МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ПОЛХОВ-МАЙДАНСКИХ

ИГРУШЕК — «ТАРАРУШЕК»

(ПОСУДА)

Рисунок 12. Плакат I.

ВАРИАНТЫ ПОЛХОВ-МАЙДАНСКОЙ

ЦВЕТОЧНОЙ РОСПИСИ

Рисунок 13. Плакат II.

ЭЛЕМЕНТЫ УЗОРОВ

(ПЯТИЛИСТНИКИ, БУТОНЫ, ЯБЛОЧКИ, ЯГОДКИ)

Рисунок 14. Плакат III

ВАРИАНТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ «РОЗАНОВ»

Рисунок 15. Плакат IV

Рисунок 16. Работа 3 класс.

Рисунок 17. Работа 3 класс.

Рисунок 18. Работа 3 класс.

Рисунок 19. Работа 3 класс.

Роспись матрёшки

Ход занятия

В настоящее время в разных районах нашей страны успешно развиваются народные художественные промыслы.

Давайте выделим характерные особенности каждого промысла.

А сегодня мы с вами обратимся к образу женщины в народном искусстве.

Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками.

(Иллюстративный материал с образами женщины в народном искусстве: в вышивке, игрушках).

Сегодня Матрешку знают во всех уголках земли, как символ России, но у нее, оказывается, есть японский родственник.

Фото 5. Изображение Фукуруму

Выступление ученика: Японский предок матрёшки был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Изображал он Фукорокую (или попросту Фукуруму) – божество счастья и долголетия. А пять фигурок внутри — пятерых божеств рангом пониже.

Однажды эту традиционную японскую игрушку увидел русский художник . Он тут же взял бумагу и набросал русский вариант забавной фигурки.

Фото 6. Матрёшка с петухом

Токарь московской мастерской “Детское воспитание” выточил для неё форму, а Малютин по собственным рисункам расписал её. “Настоящая Матрена!” – воскликнул кто-то, увидев куклу. Она была одета в русский сарафан и платочек, в руке держала петуха, а внутри устроились: старшие дочки-помощницы – в фартуке, с серпом, с плошкой, мальчонка в косоворотке, девчушка с куклой, малышка в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пелёнках.

Сегодня матрешка – главная героиня майданских «тарарушек».

Фото7. Матрёшки из Полхов Майдана.

С 1920-х годов матрёшек делали почти в каждой полх-майданской семье: мужчины вытачивали фигурки, женщины расписывали.

К шестидесятым годам прошлого века Полх-Майданская матрёшка стала выглядеть такой, как сегодня – самой яркой и праздничной из всех матрёшек.

Фото 8.

Фото 9. Классическая матрешка.

Фото10. Матрёшки из Полхов Майдана

Сегодня мастера вытачивают матрешек самой разной формы. (Плакат на доске)

Матрешку вытачивают на токарном станке, поэтому у нее есть ось симметрии.

Декоративная кукла вовсе не копия человека, она должна иметь скорее условный характер, плавные очертания.

Я предлагаю вам выбрать, понравившуюся форму куклы матрешки или придумать свою.

Сложите лист пополам:

(Демонстрирую способы складывания листа)

Практическая работа.

В зависимости от выбранного варианта лист можно сложить по вертикали или по горизонтали. Способом «на сгиб» вырезаем форму матрешки.

Необходимо обратить внимание на пропорции (соотношения) частей к общей форме. (Ученики могут выбрать сложность формы в зависимости от своих способностей.)

Следующий этап работы – обвести вырезанные силуэты на втором листе для выполнения эскиза росписи и наметить контур лица, фартук и другие элементы.

Рисунок 20. Уточнение деталей.

Практическая работа. Выполнение лица матрешки простым карандашом.

Изображение лица.

Лицо изображалось в круге. Сверху кудряшки волос, большие глаза, носик – две точки, маленький красный ротик и розовые щечки.

Фото 11. Лицо матрёшки.

Уточнение задания на данный урок

Если же говорить о росписи, то, в принципе, она одинакова как для матрёшек, так и для всего остального – сказочная веточка, на которой растут сразу и яблоки, и ягодки, и разные невиданные цветы.

Главным элементом росписи является «розан». В наших краях розы не растут, откуда же появился он в орнаменте Полх Майдана?

Выступление ученика:

Это связано с легендой об Алёне Арзамасской – предводительнице народного отряда. По преданию Алёна Арзамасская перед казнью воскликнула: «Вот если бы все воевали так, как я, не сдобровать бы боярам и воеводам!» и сама шагнула в огонь. А на утро на месте её смерти расцвели розы. Вот и рисуют Полх-Майданцы на своих изделиях розаны. В память о розах, расцветших на месте казни Алёны Арзамасской.

Вспоминаем основные закономерности выполнения розанов.

Рисунок 21. Последовательность выполнения розана.

Напоминаю основные законы композиции. При составлении композиции узора необходимо вспомнить закономерности построения:

Выбор формы: узор в круге, овале, полосе.

(в зависимости от, выбранной формы матрешки).

Равновесие (расположение элементов в выбранной форме).

Композиционный центр определите самым крупным и красивым цветком «розаном».

Ритм узора помогут создать более мелкие детали: пятилистники, яблочки, ягодки.

Самостоятельная работа учащихся над композицией.

Выполнение эскиза украшения матрешки узором в стиле Полх Майданской росписи.

На доске плакаты.

На первом уроке ребята работают простыми карандашами, Второй урок – работа в цвете.

Ученикам предстоит вспомнить особенности росписи деревянной полхов-майданской игрушки: изображение цветов, ягод, листьев, выполненных в контрастном сочетании теплых и холодных цветов.

Работать будут акварельными красками, так как они своей прозрачностью напоминают анилиновые красители, используемые мастерами Полхов Майдана.

Рисунок 22. Работа 4 класс.

Рисунок 23. Работа 4 класс.

Рисунок 24. Работа 4 класс.

Рисунок 25. Работа 4 класс.

Роспись деревянных изделий.

После освоения элементов узора на бумаге можно приступать к работе на деревянных изделиях.

Чаще всего мастера Полхов Майдана расписывают токарные изделия.

Во время экскурсии в мастерских дети покупают разные «тарарушки»: грибочки, колокольчики, тарелочки.

Начинать роспись лучше на плоской поверхности – на тарелочках.

В селе ребятам рассказали, как грунтуют изделия.

Крахмал разводят в пропорциях: 1 чайная ложка на стакан воды. Варят кисель. Сняв с огня, дают немного остыть. Пока грунт горячий, но руки уже терпят, его пальчиками втирают в древесину. Дают высохнуть. Грунтуют в несколько слоёв.

Младшим школьникам можно грунтовать изделия клеем ПВА с помощью кисточки. Могут подготовить грунтованные изделия взрослые.

Художники Полхов Майдана используют для росписи фон:

Белый,

Желтый,

Цвет дерева.

Фото 12. Загрунтованные тарелочки.

Традиционной росписью Полхов Майдана являются: «Цветы с наводкой», «Пестрение», «Домики».

Так как все эти виды росписи встречаются достаточно часто, дети могут попробовать выполнить роспись во всех этих стилях.

«Главными героями» приёма письма «цветы с наводкой», являются «розаны», пятилистники, яблочки и ягодки. Черный контур узора придаёт четкость и яркость.

«Пестрение» – прием письма без предварительной прорисовки черным контуром или с частичным рисунком.

Художники Полхов Майдана часто рисуют пейзажные мотивы с элементами архитектуры – «Домики».

Если полностью сохранить технологию традиционной росписи, для работы можно выбрать анилиновые красители для ткани.

Набор «Батик» для росписи ткани можно купить в магазине.

Первый этап – нанесение контура чёрной тушью или фломастером.

1 2

Фото 13. Первый этап работы.

Роспись — заполнение контура узора цветом. Постепенно закрашивают элементы узора анилиновыми красками, начиная с желтого и используя метод лессировки (наложение одного прозрачного слоя на другой).

Желтый цвет является как бы основой – полем, он может покрывать всё изделие. Наложение других цветов по полю делают распространённым приёмом, при котором расцветка осуществляется неровными свободными мазками. Алая краска неровными мазками создаёт впечатление сияющего венчика лепестков, которые переливаются от алого до жёлтого к центру цветка. Например, яблочко или бутон ярко-красные у листиков и желтые на макушке.

Фото 14. Работа в цвете.

Такие изделия приятно подарить друзьям и родным.

Детям очень нравиться расписывать изделия в стиле Полхов майданской росписи. Тарелочки получаются яркие, если удаётся сохранить технологию данного промысла.

Фото 15. Детские работы.

Учитель высшей категории.

Учитель изобразительного искусства и технологии.

МОУ «Гимназия №2»,

г. Саров Нижегородской обл.

ул. Духова, 16.

Телефон гимназии (831

Мобильный телефон 902

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *