Маленького роста у хармса 8 букв

Песня-игра для детей 4–5 лет «Весёлый старичок»

Юлия Зайцева
Песня-игра для детей 4–5 лет «Весёлый старичок»

Уважаемые коллеги! Я работаю в детском саду компенсирующего вида, который посещают дети с нарушением зрения, речи, ДЦП. Предлагаю вашему вниманию песню — игру «Весёлый старичок», разработанную мною в процессе занятий с моими воспитанниками. За основу взято стихотворение Даниила Хармса «Весёлый старичок», композицию движений и незатейливую мелодию придумала я. Интонационный строй мелодии немного схож с народными плясками, детскими песенками, что способствует более быстрому запоминанию песни детьми. Игра направлена на развитие внимания, дикции, координации, чувства ритма, создания весёлого настроения. В результате к празднику 8 марта получился довольно позитивный развивающий концертный номер.

ВЕСЕЛЫЙ СТАРИЧОК

песня – игра для детей 4-5 лет

сл. Д. Хармс музыка, движения Ю. Зайцевой

1. Жил на свете старичок — дети, взявшись за руки идут по кругу

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто: — останавливаются, руки отпускают

Ха-ха-ха — хлопают в ладоши в ритме: два

коротких, один долгий

Да хе-хе-хе.

Хи-хи-хи

Да бух-бух! — на слово «бух» — два удара по

коленям

Бу-бу-бу — руки «трубочкой» около рта

Да бе-бе-бе, «рожки» — как у козы

Динь-динь-динь — хлопают в ладоши в ритме: два

коротких, один долгий

Да брюх-трюх! — на слова «брюх — трюх» — два удара

по коленям

2. Раз, увидев паука, — ладошки к щекам

Сильно испугался,

Но, схватившись за бока, — обхватываем себя за бока

Громко рассмеялся:

Хи-хи-хи — легко по рёбрам хлопаем в ритме:

два коротких, один долгий

Да ха-ха-ха, — с поворотом вправо и влево

Хо-хо-хо — хлопают в ладоши в ритме: два

коротких, один долгий

Да гуль-гуль! — на слово «гуль — гуль» — два удара

по коленям

Ги-ги-ги — легко по рёбрам хлопаем в ритме:

два коротких, один долгий

Да га-га-га, -с поворотом вправо и влево

Го-го-го — хлопают в ладоши в ритме: два

коротких, один долгий

Да буль-буль! — на слово «буль — буль» — два удара

по коленям

3. А увидев стрекозу, — дети, взявшись за руки, идут по

кругу

Страшно рассердился,

Но от смеха на траву — присели на корточки,

Так и повалился: — выполняя плавное движение

руками вниз перед собой

Гы-гы-гы — встали, — хлопают в ладоши в

ритме: два коротких, один долгий

на текст трёх строчек

Да гу-гу-гу.

Го-го-го

Да бах-бах! — на слово «бах — бах» — два удара по

коленям

Ой, ребята, не могу! — обхватываем себя за бока

Ой, ребята, ах, ах! — два хлопка в ладоши, один по

коленям, руки в стороны и вверх,

пальцы сложены, одновременно —

притоп правой ногой.

Ноты набраны при помощи специальной программы на компьютере. Спасибо за внимание.

Анализ стихотворения «Веселый старичок» Хармса

Впервые «Веселый старичок» Даниила Хармса был опубликован на страницах летнего номера детского журнала «Чиж». Иллюстрировал стихотворение художник Б. Семенов.

Стихотворение написано в 1940 году. Его автору исполнилось 35 лет, он давно уже числится в ненадежных попутчиках советской власти, несколько лет назад отбыл срок высылки из Ленинграда (смягчить наказание помогли и хлопоты отца), стихи его практически перестали публиковать, тем более, что за неправильный курс пострадал и С. Маршак, покровитель поэта. В эти годы он по-прежнему выступал на детских утренниках и уже плотно занимался прозой. После него остался именно рукописный архив, ведь пишущая машинка нужна была тем писателям, чьи произведения принимали в печать редакции и издательства. По воспоминаниям его жены М. Малич, в те годы они частенько жили впроголодь. Окружение его тоже изменилось, кто-то был осужден (Н. Заболоцкий), кто-то умер (Б. Житков) или жил в изоляции (А. Введенский). Впрочем, в тот же период состоялось знакомство с А. Ахматовой, была неизменна и поддержка Е. Шварца. Случалось, Д. Хармса бдительные школьники принимали за шпиона, однако в милиции его выручало удостоверение Союза писателей. Весной 1940 года умер его отец.

В жанровом отношении лимерик (если не совсем по форме, то по духу), нелепица, рифмовка тавтологическая и перекрестная, 3 строфы. Начинается стихотворение как сказка, однако абсурд скоро вступает в свои права. Из описания главного героя понятна его необычность. Он мал ростом, стар и замечен в чудачествах. В сущности, безобидные вещи, однако, скорее всего, в мире людей он изгой. Впрочем, всегда можно воспринимать его как пример неунывающего человека – и только. Смех стал его оружием и спасением от неприветливости мира. Он превратил его в высокое искусство. Потому и рулады его смеха редко повторяются. Банальное «ха-ха» сменяется «трюх-трюхом». Во второй строфе старичка ужасает внезапное появление паука. Кажется, предстоит схватка или позорное бегство. Однако старичок нашел выход получше: посмеяться и над своими страхами, и сбить с толку паука, и приободрить растерявшихся. Назойливая стрекоза обезоруживается тем же способом. «Повалился на траву»: немного чрезмерная, зато свободная реакция. Междометия и прямое обращение в финале: ой, ребята, не могу! Пожалуй, в этом месте его смех особенно заразителен, тем более, для детской аудитории, к которой он и обращается. Если читатели и слушатели хотя бы улыбнутся – он считает свою миссию выполненной. Россыпь звукоподражаний (собственно, смех). Синтаксический параллелизм. Анафора: страшно.

В 1972 году по мотивам стихотворения «Веселый старичок» Д. Хармса был снят мультфильм.

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему Д.Хармс «Весёлый старичок» план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

  1. Урок литературного чтения по теме: Д.Хармс «Веселый старичок», «Небывальщина»

Цель: продолжить формирование у учащихся навыков чтения и совершенствование дикции; развивать у них творческие спocобности; прививать интерес к литературному творчеству, чтению детской литературы.

Задачи:

1) познакомить учащихся с произведениями Д. Хармса «Весёлый старичок», «Небывальщина» в обработке К. Чуковского;

2) формировать правильное, выразительное чтение стихотворного произведения;

3) подготовить к осознанному самостоятельному чтению, умению выражать своё отношение к прочитанному и услышанному, определять главную мысль текста.

Оборудование: картинки «Дымковских игрушек», гжели; презентация для речевой разминки, аудиозапись стихотворения «Весёлый старичок», презентация про жизнь и творчество Д. Хармса, слоги напечатанные «НЕ БЫ ВАЛЬ ЩИ НА»

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу я, Мустафина Тансылу Ильхамовна.

II. Проверка домашнего задания

Просмотр презентации.

— Ребята, вспомним жанры устного народного творчества

— Задание: определите малый жанр фольклора (соедините правильные ответы стрелками):

Подпишите работу

Уж ты, котичка-коток,

Котик – серенький лобок,

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать.

колыбельная песня

Эники-беники ели вареники

Эники-беники — клёц!

Вышел весёлый матрос.

считалка

Хохлатые хохотушки

Хохотом хохотали:

Ха! Ха! Ха! Ха! Ха!

скороговорка

Чика, чики, чикалочки!

Едет Костя на палочке,

Люба на тележке –

Щёлкает орешки.

прибаутка

Красные лапки,

Щиплет за пятки –

Беги без оглядки.

загадка

— Закройте листочки. Положите на край стола.

III. Работа по теме урока

1. «Дымковская игрушка», Гжель.

— Ребята, вы любите играть в игрушки?

— Да

— А какими игрушками вы играете? Назовите их.

— лего…

— А раньше дети, в старину, с какими игрушками играли?

— Из деревяшек коней делали, из тряпок, из глины

— От куда они брали эти игрушки?

— Сами делали

— Раньше делали игрушки из глины

— Закройте все на секундочку глазки

На доске появляются картинки «Дымковских игрушек»

— Ребята, посмотрите какие красивые игрушки? Нравятся?

— А почему же они такие красивые?

— Цветные, разукрашенные.

— Да, действительно. Ребята, из глины игрушку лепили мастера, потом сушили и разукрашивали, красили в яркие цвета

— Какие игрушки вы здесь видите?

— Барышня…

— Вот какие красивые игрушки были раньше? Как они называются?

— Дымковские игрушки

— Летом люди работали в поле, а зимой лепили игрушки, сушили в печке, над слободой стояла дымка (большой густой дым, как пар), вот и назвали игрушку ласково — Дымковская.

— Сделаем вывод. Вопрос девочкам: из чего сделаны игрушки?

— Из глины…

— Почему они такие красивые?

— Яркими, разноцветными красками раскрашены

— Давайте отдохнём

Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише-тише-тише,

Деревцо всё выше-выше!

— Послушайте стихотворение

Незатейливый узор

Из оттенков краски,

Глина белая, фарфор –

Атрибуты сказки!

Словно детская рука

На кусочках глины

Рисовала в три мазка

Синие картины.

Налепила для игры

Синие фигурки,

Для забавы детворы,

Зайцев и свистульки.

— Ребята, это стихотворение о Дымковской игрушке?

— Нет

— Посмотрите на картинки, на эти игрушки. Какие цвета преобладают?

— Разные оттенки синего и молочно-белые.

— На странице 101 есть название этого народного промысла. Давайте прочитаем.

— Гжель.

— Ребята, посмотрите ещё раз на доску, какие красивые игрушки.

— Какие игрушки вы здесь видите?

— Бурёнка, лошадка…

— Ребята, из глины игрушку лепили мастера, потом сушили и разукрашивали.

— Вот какие красивые игрушки были раньше.

— Сейчас мастера выполняют заказы и разрисовывают не только посуду и игрушки под гжель, но и серёжки, крышки ноутбуков, даже шахматы.

IV. Речевая разминка.

— Ребята, помните, что такое рифма?

— Созвучие слов в конце стихотворных строк.

— Сегодня на уроке мы вместе прочитаем стихотворения Даниила Хармса и поиграем в его любимую игру – игру со словами.

— Сейчас нам понадобится ваше умение подбирать рифмы. Даниил Хармс писал стихи-загадки с неоконченными строчками. Недоговоренностью в стихах поэт высказывает надежду, что его будут читать догадливые, умные дети как вы.

— На слайде презентации будут показаны строки, но у них не будет конца, вы должны конец отгадать, поднять руку

Презентация

— Начинаем. Прочитай первую строчку…

Та-та-та –

В нашем доме три ко… (та)

Ты-ты-ты –

У них рыжие хвос… (ты)

То-то-то –

Почитай стихи Бар… (то)

Ту-ту-ту –

Ты любимому ко… (ту)

2. Д. Хармс «Весёлый старичок»

— Молодцы, как я и сказала, сегодня мы познакомимся со стихотворениями Даниила Хармса. В учебнике на с. 102 прочитайте название стихотворениям

— «Весёлый старичок»

— Рассмотрите иллюстрацию к этому стихотворению. Как вы думаете, о чём оно?

— О старике, который вечно смеётся…

— Сейчас мы с вами послушаем аудиозапись, внимательно слушайте.

Включаю аудиозапись

— Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

— Что старичок веселый, что он находит разные выходы из ситуаций, не отчаивается, всегда веселый и бодрый.

— А теперь почитаем вслух (по рядам читать?)

— Ребята, молодцы, очень хорошее стихотворение

Слова сопровождаются презентацией

Слайд 1. — Даниил Иванович Ювачёв — это его настоящее имя, родился в 1905 году, в Петербурге, в семье дворянина. Будущий поэт свободно говорил и читал по-немецки и по-английски. Он получил образование в таком учебном заведении Петербурга, где преподавание велось на иностранных языках.

Слайд 2. Современники Хармса вспоминают, что он очень любил розыгрыши, проделки. Показывал детям фокусы.

Хармс — это псевдоним. А почему именно Хармс — можно только догадываться, есть несколько предположений. Даниил Ювачёв об этом не рассказал ни своим читателям, ни своим друзьям. Существует несколько разгадок по этому поводу.

1. В детстве Даниил любил слушать истории про волшебников, играл в волшебные игры, например в игру «Замри». Бегают ребята по двору, а как крикнешь «Замри»-все становятся околдованные. Волшебники есть и в цирке. Им ничего не стоит вытащить из шляпы ушастого кролика или белый шарик из уха зрителя. Даниил Ювачёв хотел походить на волшебника из цирка. Шли годы … Даниил понял, что на свете очень много волшебства. Потому – то и захотел стать писателем. Разве писатель — не волшебник? Ведь он управляет вниманием и настроением людей?! На немецком языке есть слово «шарм», что значит «околдовать, очаровать». Даниил Шарм означало бы – Даниил Колдун, Чародей, но это слишком красиво, а Даниил Хармс -получилось необычно и загадочно.

2 .Ювачев – русская фамилия, а псевдоним звучит по английски. Скажешь «Хармс» — словно громкий удар в барабан или в бубен.

3.Псевдоним взял, чтобы быть не похожим на отца, так как отец его тоже писал книги.

4. Даниил любил читать книги об английском сыщике Шерлоке Холмсе. Вот и фамилию поменял на созвучную Холмс-Хармс.

Слайд 3. В середине 20-х годов прошлого века Даниил Хармс и его друзья объединились в литературно-поэтическую группу. Они сочиняли небылицы, считалки, выдумывали новые слова, экспериментировали. Во взрослой поэзии это было трудно. Их не понимали. Эта группа поэтов сделала журналы «Чиж» и «Ёж» самыми популярными в те годы.

Ребята, посмотрите на доску, тут слоги, соберите слово

НЕ БЫ ВАЛЬ ЩИ НА

— Какое слово?

— Небывальщина

— Как вы понимаете слово «небывальщина»?

— Не бывает т. е. такого…

— Сейчас прочитаем выразительно стихотворение

Чтение стихотворения «Небывальщина» по рядам

V. Рефлексия. Итог урока

— Молодцы, ребята. Подведем итоги нашего урока

— Ребята, с каким автором мы сегодня познакомились?

— Даниилом Хармсом

— Да, это псевдоним. Назовите настоящую фамилию.

— Ювачёв

— В каких журналах печатали стихи Даниила Хармса…

— «Чиж» и «Ёж»

— С какими стихотворениями мы познакомились?

— «Веселый старичок», «Небывальщина»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *