Мандалотерапия в работе с детьми

Мандалотерапия для детей и взрослых

Игнатова Елена Михайловна
Мандалотерапия для детей и взрослых

Мандалатерапия в работе с дошкольниками

Каждый период онтогенеза человек имеет свои качественные характеристики, развивается по своим внутренним законам.

В старшем дошкольном возрасте эмоциональная жизнь ребенка исключительно насыщена и разнообразна. Эмоции кратковременные и поверхностные, легко возникают и быстро сменяют друг друга. Слабо развитые тормозные процессы, не сформированный самоконтроль не позволяют требовать от детей сдержанности непосредственно возникающих чувств.

Важнейшим новообразованием в указанный период является потребность в социальном соответствии. Ребенок в этом возрасте стремится соответствовать предъявленным к нему требованиям, особенно в сфере социальных отношений.

Развитие эмоциональной сферы личности дошкольников остается актуальной проблемой на сегодняшний день, так как является неотъемлемой частью благополучной адаптации ребенка в обществе. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Сегодня лучшими друзьями в ребёнка являются телевизор и компьютер, смартфон и планшет, а любимейшие занятия — просмотр мультфильмов и компьютерные игры. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, дошкольники не внимательны и нечувствительны к окружающим, не умеют контролировать и уместно проявлять эмоции.

В норме потребность в социальном соответствии дополняется потребностью в социальных знаниях, особых умениях, т. е. в социальной компетентности. Дети в этом возрасте должны начинать различать ситуации, в которых можно или нельзя обнаруживать свои чувства; уметь управлять своим настроением, а порой и скрывать его; находить способы более сдержанного выражения эмоций. Зачастую у детей проявляются негативные эмоциональные состояния: капризы, истерики, чрезмерная тревожность, гнев и раздражение. Существенно меняется природа детских страхов. Уважительное отношение к нормам и правилам порождает страх несоответствия.

Одним из методов в работе с проблемными детьми является арт-терапия, которая основана на механизме сублимации. Сублимация — это подсознательный психический процесс, который открыл еще З. Фрейд в 1900 г. Он заключается в перенаправлении психической энергии от травмирующего переживания к социально приемлемому выходу, чаще всего — творчеству, точнее, если у человека накопились эмоциональные переживания и психическое напряжение, он может выразить их через творчество и почувствовать облегчение.

Одним из инструментов арт-терапии для оздоровления и исцеления психики, улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, развития творчества, художественного и духовного самовыражения детей и взрослых является мандалатерапия.

Мандалатерапия – это техника изотерапии, которая заключается в создании циркулярных композиций. В переводе с санскритского слово «мандала» означает «магический круг». В широком смысле слова, мандала означает закономерность или симметричную структуру, расположенную вокруг центра, которая все объединяет (рисунок в круге).

Психотерапевтический эффект мандалы открыл и доказал Карл Густав Юнг. Проанализировав свои спонтанно нарисованные произведения и связанные с этим изменения в самочувствии, известный психоаналитик пришел к выводу, что Мандала – проекция комплексов человека, орудие, помогающее найти свою сущность, освободить заблокированную энергию, очиститься от ментального мусора: чувства вины, страха, депрессии и даже физической боли.

Особое значение среди графических характеристик мандалы имеют круги и прямые линии. Они отражают связь бессознательного с сознанием. Круг даёт толчок внутренним движениям человеческих чувств (и глубинным образам) и их слиянию, увеличивая тем самым внутреннюю целостность. Именно поэтому, во время рисования мандал происходит разрешение внутренних конфликтов и снятие напряжения.

Мандалатерапия может быть полезна любому человеку, как взрослому, так и ребенку, пребывающему в болезненном или негативном эмоциональном состоянии, для получения оздоровительного эффекта, причем дети более отзывчивы к этому методу и гораздо быстрее достигают положительных результатов от взаимодействия с мандалами.

Данный вид деятельности положительно влияет на детей с гиперактивностью, снижает уровень тревожности, повышает концентрацию внимания, нормализует поведение, избавляет от страхов, способствует развитию творческих способностей.

В работе с дошкольниками можно использовать различные виды мандалатерапии:

• Созерцание мандал. Только при систематическом созерцании мандал можно говорить о переменах. Внимательное разглядывание картинки, начиная с краев и приближаясь к центру по часовой стрелке. Дойдя до центра, переведите свой мысленный взор на внутренние ощущения. Не отрывая взгляд от мандалы, продолжайте наблюдать за своим внутренним миром, как бы погружаясь в него всё глубже. Время концентрации определяется индивидуально

• Раскрашивание готовых мандал (начиная от простых узоров, заканчивая более сложными). Одну и ту же мандалу можно раскрасить по-всякому, много раз, и выглядеть они будут совершенно по-разному.

• Рисование и создание собственных мандал из ниток, цветного песка, декоративных мелких камней, природного материала и т. д.

Рисование мандал способствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира, распознаванию нюансов различных звуков, развитию интуиции и эмоционально-чувственного мира, т. е. становлению творческой личности.

Раскрашивание мандал также можно использовать для достижения конкретных целей диагностической и коррекционно-развивающей направленности:

• в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок);

• в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга);

• в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции);

• с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.).

Правила работы педагога-психолога с детьми при использовании мандал-раскрасок:

• Разрисовывание мандалы должно приносить радость. Главное правило: ребенок должен работать без принуждения.

• Ребенку предлагается несколько мандал на выбор (то, что ему ближе по настроению).

• Ребенок самостоятельно выбирает материалы для работы и цветовую гамму.

• На одном занятии ребенку предлагается только одна мандала.

• Во время занятия практикуется использование музыкального сопровождения, которое придает необходимый настрой и позволяет ребенку глубже погрузиться в мир своих переживаний и новых ощущений. Характер музыкального произведения должен соответствовать проводимому занятию — спокойная и умиротворяющая музыка.

• Взрослый не вмешивается в работу ребенка, без его согласия.

• Педагог-психолог следит за состоянием напряжения/расслабленности в процессе работы.

• Не высказываются оценочные комментарии по поводу работы.

• После работы ребенку предлагается дать название мандале, которую он изобразил, проводиться беседа по поводу работы, анализ его деятельности (допускаются корректные наводящие вопросы).

Приложение 1

Групповое коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием мандалатерапии

Тема: «Волшебный круг»

Цель: повышение эмоционально-личностного благополучия детей, через направленное рисование.

Задачи:

• Обучение новым способам снятия эмоционального напряжения, вследствие неприятных переживаний (знакомство с мандалой, способами работой с ней)

• Формирование навыков мышечного расслабления и достижения эмоционального комфорта.

• Развитие эмоционального интеллекта

• Развитие творческих способностей, мышления, восприятия, мелкой моторики.

• Снятие эмоционального напряжения

• Воспитание дружеских чувств, умения работать в коллективе.

Оборудование: оборудование для мультимедиа и видео, аудиопроигрыватель, презентация для показа, видеозапись «Мир танцующих мандал», аудиозапись спокойной музыки для релаксации, белый круг из картона, 3 обруча, 3 набора строительных кубиков, цветные карандаши по количеству детей, большое количество разнообразных раскрасок с рисунком мандалы.

Ход занятия:

Дети встают полукругом на против экрана.

1 слайд (пустой)

Приветствие «- … (имя) я рад (а) тебя видеть. – Спасибо, я тоже рад (а) тебя видеть» Проходит по кругу.

Педагог-психолог. Садитесь на стульчики

Вводная часть (повторение)

Педагог-психолог. Давайте вспомним основные эмоции, которые испытывает человек.

2слайд – «фото человека испытывающего радость»

Педагог-психолог. Какая это эмоция? (ответы детей)

Далее аналогично: 3 слайд – «Грусть», 4 слайд «Злость», 5 слайд – «Страх, испуг», 6 слайд – «Удивление»

7 слайд пустой.

Беседа по теме:

Педагог-психолог. Мы знаем, что все чувства делятся на приятные и неприятные. Какие чувства испытывать человеку приятно (ответы детей – радость, удивление). Какие неприятно испытывать (ответы детей – грусть, злость, страх).

— Почему эти чувства неприятные? (ответы детей)

— А как же избавиться от неприятных чувству? Что для этого нужно сделать? (ответы детей – поиграть, порисовать, погулять, посмотреть мультики и т. п.)

— Правильно. Молодцы!

Основная часть

Педагог-психолог. Я вас сегодня хочу познакомить с новым способом избавления от неприятных эмоций. Этот способ поможет вам успокоиться, не грустить, не злиться, не бояться. Он дарит хорошее настроение. Хотите о нем узнать?

(Показать белый круг)

— Что это у меня? (ответы детей)

— Какой он? (ответы детей)

— Да, кажется, что это обычной белый круг: совершенно простой и ни чем не примечательный. Но это не так. Этот круг волшебный! Знаете почему? Если на обычный круг нанести красивый узор (например, нарисовать, он превратится в волшебный и будет называться «Мандала».

8 слайд – «мандала»

Педагог-психолог. Посмотрите, какой красивый волшебный круг. Обратите внимание на узор: какой он необычный, повторяющийся, симметричный. Узоры могут быть разнообразными.

9 слайд – др. мандала.

Педагог-психолог. — Значит, круг с таким необычным узором называется мандала. Повтори, Андрюша, как называется этот круг? (спросить других детей).

10слайд — Индия

Педагог-психолог. Мандалы придумали в Индии очень давно, более 3000 лет назад.

11 слайд – мандала вселенная

12 слайд – мандала жизни

13 слайд – мандала любви

Педагог-психолог. А знаете, почему мандала называется «волшебный круг»? Почему она волшебная? (ответы детей).

— Потому что в процессе создания мандалы человек успокаивается, обретает жизненные силы, в его душе поселяется мир и покой.

Мандалы можно рисовать, раскрашивать, плести из ниток, делать аппликацию, составлять из мазайки, из природного материала. И когда грустный человек рисует, раскрашивает мандалу или даже просто рассматривает ее, он успокаивается, у него улучшается настроение. Злой, что сделает? (ответы – подобреет), грустный -, испуганный -, скучающий — ….

А сейчас мы с вами немного поиграем. Для этого разделимся на три команды. Я положила обручи, а вы из кубиков выложите в обруче, то есть в нашем волшебном кругу, красивый узор – волшебную мандалу.

(Дети работают)

— Посмотрите на ваши мандалы. Какие они? (Ответы детей – красивые, необычные, разные).

— А сейчас я вам покажу настоящие мандалы (показать раскраски). Мы с вами будем их раскрашивать цветными карандашами. Работать будем под музыку, недолго. Раскрашивать будем, пока звучит музыка. Если кто-то не успеет раскрасить, не огорчайтесь, доделаете в свободное время после занятия. Хорошо? Ну, и прекрасно, договорились.

Выберите мандалу ту, которая вам понравится (раздать раскраски, проговорить названия мандал. Дети садятся за столы, включить музыку).

— Приступаем.

(Пока дети работают, выключить презентацию, подготовить видео).

— Музыка больше не звучит, отложите карандаши. Кто не закончил, дорисуете потом, можно будет взять домой.

Понравилось вам раскрашивать мандалы? А что вы чувствовали, когда работали? (ответы детей)

— Мы с вами раскрашивали мандалы, волшебные круги, которые помогают нам успокоиться. Подобреть, улучшить свое настроение. А еще, чтобы успокоиться, мандалы можно просто рассматривать. Оставьте свои рисунки на столах, пройдите на коврик и сядьте удобно «по турецки» перед экраном.

(Включить видеозапись «Мир танцующих мандал», просмотр 2 минуты).

Рефлексия.

Педагог-психолог. Понравилось вам занятие? А что больше всего понравилось? (ответы детей).

Итог: мы познакомились с мандалами. Что такое мандала? Волшебный круг. А какими волшебными свойствами он обладает? Помогает успокоиться, улучшить свое настроение, избавиться от злости и страха. Молодцы! Мне понравилось сегодня с вами работать. На этом наше занятие заканчивается. Я желаю всем хорошего дня! Можете взять свои рисунки и пойти в группу.

Приложение2

Совместное практическое занятие для детей 5-6 лет и их родителей «Мандалатерапия для детей и взрослых»

1 часть

Вы знаете, что человек испытывает разные эмоции. Основные чувства – это

1 слайд — радость,

2 слайд — грусть,

3слайд- злость,

4 слайд — страх,

5 слайд — удивление.

Все их можно разделить на приятные и неприятные. Какие приятные чувства? А какие неприятные? Почему эти чувства неприятные? Что же сделать, чтобы успокоиться, избавиться от неприятных переживаний? Я вас сегодня хочу познакомить с новым способом избавления от неприятных эмоций.

6слайд – белый круг

(Показать белый круг)

— Что это у меня?

— Какой он? (ответы: белый, плоский)

— Да, кажется. Что это обычной белый круг. Совершенно простой и ни чем не примечательный. Но это не так. Этот круг волшебный! Знаете почему? Если на обычный круг нанести красивый узор (например, нарисовать, он превратится в волшебный и будет называться «Мандала».

7 Слайд мандала

— Посмотрите какой красивый волшебный круг. Обратите внимание на узор: какой он необычный, повторяющийся, симметричный.

8-10 слайды Мандала – это круг с центром. Узоры располагается от центра к окружности и могут быть разнообразными.

11 слайд — Мандалы придумали в Индии очень давно, более 3000 лет назад. Их появление окутано тайной.

12 Слайд — Тибетские мандалы

Буддийские храмы, мусульманские мечети и христианские соборы включают мандалы в свою архитектуру.

13 слайд Тибетские монахи долгими часами кропотливо создают круг из цветных песчинок, восхитительные красочные узоры и орнаменты. Затем, то что создавалось так долго, уничтожается в одно мгновение.

14-16 слайд

Мандалы бывают природного происхождения и созданные человеком. Посмотрите мандалу можно увидеть в цветке или в снежинке.

Далее показ слайдов с комментариями

17слайд

Кстати, наш, Павловопосадский платок тоже может быть мандалой, у него узор имеет симметрию и центр. Раньше, каждая “закорючка”, каждый цветочек имели смысл. Это мог быть оберег от всего плохого, или “магнит” для чего-то хорошего.

18 слайд

— А знаете, почему мандала называется «волшебный круг»? Почему она волшебная? (ответы).

— Потому что в процессе создания мандалы человек успокаивается, обретает жизненные силы, в его душе поселяется мир и покой.

Создание мандал – это техника называется Мандалатерапия – это метод из области арт-терапии. Вы знаете, что арт-терапия – это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве.

Какие методы арт-терапии вы знаете?

19 слайд изотерапия,

20 слайд танцевальная и игровая терапия,

21 слайд фототерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, мандалатерапия,

22 слайд маникюр, мыловарение, бисероплетение, создание открыток, макияж, прически).

23 слайд Арт-терапия основана на механизме сублимации. Сублимация — это подсознательный психический процесс, который открыл еще З. Фрейд в 1900 г. Он заключается в перенаправлении психической энергии от травмирующего переживания к социально приемлемому выходу, чаще всего — творчеству, точнее, если у человека накопились эмоциональные переживания и психическое напряжение, он может выразить их через творчество и почувствовать облегчение.

24 слайд Одним из инструментов арт-терапии для оздоровления и исцеления психики, улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, развития творчества, художественного и духовного самовыражения детей и взрослых является мандалатерапия.

25 слайд Мандалатерапия – это техника изотерапии, которая заключается в создании циркулярных композиций. В переводе с санскритского слово «мандала» означает «магический круг». В широком смысле слова, мандала означает закономерность или симметричную структуру, расположенную вокруг центра, которая все объединяет (рисунок в круге).

Психотерапевтический эффект мандалы открыл и доказал Карл Густав Юнг. Проанализировав свои спонтанно нарисованные произведения и связанные с этим изменения в самочувствии, известный психоаналитик пришел к выводу, что Мандала – проекция комплексов человека, орудие, помогающее найти свою сущность, освободить заблокированную энергию, очиститься от ментального мусора: чувства вины, страха, депрессии и даже физической боли.

26 слайд Особое значение среди графических характеристик мандалы имеют круги и прямые линии. Они отражают связь бессознательного с сознанием. Круг даёт толчок внутренним движениям человеческих чувств (и глубинным образам) и их слиянию, увеличивая тем самым внутреннюю целостность. Именно поэтому, во время рисования мандал происходит разрешение внутренних конфликтов и снятие напряжения.

27 слайд Мандалатерапия может быть полезна любому человеку, как взрослому, так и ребенку, пребывающему в болезненном или негативном эмоциональном состоянии, для получения оздоровительного эффекта, причем дети более отзывчивы к этому методу и гораздо быстрее достигают положительных результатов от взаимодействия с мандалами.

Данный вид деятельности положительно влияет на детей с гиперактивностью, снижает уровень тревожности, повышает концентрацию внимания, нормализует поведение, избавляет от страхов, способствует развитию творческих способностей.

Мандалы можно 28 слайд рисовать,29 слайд рассматривать, 30 слайд создавать из разных материалов, 31,32 слайд раскрашивать.

2 часть

Практическая часть: родители с детьми раскрашивают или рисуют мандалы под красивую музыку для релаксации

33 слайд А сейчас я предлагаю выбрать мандалу, которая больше всего нравиться и раскрасить ее.

3 часть Познакомить с раскрасками «антистресс».

Использование раскрасок для взрослых — это одна из новинок в арт-терапии и отличный способ расслабиться, повысить ясность ума и снять стресс. Раскраски для взрослых появились в книжных магазинах США и Европы в 2010-2011 году. Сейчас популярны в нашей стране. Они с родни мандалатерапии и обладают тем же эффектом, что и мандалы. 34-39 слайд

(можно купить или скачать с интернета) 40-41 слайд

Как я уже говорила мандалы можно не только рисовать, создавать или раскрашивать. Их еще можно рассматривать, что обладает не меньшим эффектом. Рассматривать можно нарисованные мандалы и специально созданное видео.

Включить видео «Мир танцующих мандал».

Показать круг

Что это у меня? Волшебный круг. Какой он? Почему он волшебный? Потому что, процесс работы с ним обладает магичекой силой.

Подарить детям и родителям раскраски мандалы и антистресс.

Мандала в работе с детьми. консультация на тему

Мандала в работе с детьми.

В настоящее время специалисты по работе с детьми и родители все чаще сталкиваются с неадекватным поведением ребенка, с трудностями детской адаптации к меняющимся условиям. Дети постоянно встречаются с трудными ситуациями и не всегда успешно преодолевают их, поэтому все чаще возникает вопрос, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совладать с негативными эмоциональными переживаниями. Научить детей сосредоточиваться, успокаиваться может помочь раскрашивание мандал. Именно поэтому я решила познакомить педагогов и родителей детей нашего детского сада с методом мандалатерапия.

Слово «мандала» в переводе означает «круг», «диск». Карл Густав Юнг был одним из первых европейских ученых, кто очень серьезно изучал мандалы. Он пришел к выводу, что метод мандалы – это путь к нашему центру, к открытию нашей индивидуальности.

Мандалу можно встретить практически везде – солнце имеет форму мандалы, растения, которые развиваются благодаря солнечному свету, такие как, например, подсолнух, тоже напоминают мандалу.

Работа с мандалами помогает:

— гармонизировать внутреннее состояние;

— создавать и реализовывать свои намерения и цели;

— раскрывать свои творческие способности;

— научиться познавать себя;

— гармонизировать личное пространтство;

— наполнять себя позитивными энергиями;

— мандала помогает развить саморегуляцию.

А чем же полезны мандалы для детей? Зачем их раскрашивать? И зачем их строить?

  1. Развивается мелкая моторика. Как при закрашивании мандал, так и при строительстве. Если у ребенка не получается не вылезать за край — не настаивайте!
  2. Тренируется усидчивость и аккуратность. Это актуально ля детей 5-7 лет и старше.
  3. Тренируется чувство ритма, гармонии и чувство порядка, математического мышления. Дети знакомятся с разными видами симметрии, познают искусство орнамента.
  4. Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством).Это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.

Существуют правила работы педагога, психолога с ребенком

при использовании мандалы:

  1. Если это мандалы-раскраски, то предлагается несколько – пусть ребенок сам выберет по форме, по орнаменту, то что ближе ему по настроению.
  2. Выбор мандалы и сюжет работы ребенок осуществляет самостоятельно.
  3. Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель) ребенок выбирает самостоятельно.
  4. Процесс работы ограничен только степенью насыщения и удовлетворения работой.
  5. Осуществляется принцип невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия.
  6. Принцип избегания комментариев по поводу работы.
  7. Ребенок даёт название своей мандале как раскрашенной, так и созданной.
  8. После работы ребенок рассказывает о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и его отношения к результату.

А как же родители могут использовать метод мандалатерапии со своими детьми? Как организовать рисование мандалы с дошкольником в домашних условиях с целью развития творческих способностей ребенка, для обеспечения его психологического комфорта и укрепления детско-родительских отношений.

Очень полезно создавать мандалы, собравшись всей семьей. Этот процесс сблизит и укрепит семью, создаст доверительную семейную атмосферу, поможет лучше понять своего ребенка и других членов семьи, послужит началом замечательной семейной традиции .

1 этап. Подготовка

Будет здорово если соберется вся семья — это прекрасная возможность показать ребенку его значимость в семье и то, что взрослых интересуют его дела. Заранее подготовьте вместе с ребенком необходимые материалы (гуашь, акварель или восковые мелки 12 цветов, беличьи кисти № 2 № 8, белая бумага формата АЗ для каждого участника, банка с водой, циркуль или большая тарелка), и можно отправляться в путь.

Сначала на листе бумаги рисуется круг диаметром около 20 см. Маленьким детям с их ручной неумелостью, необходима помощь. Желательно при этом именно оказать помощь (рисовать круг корректируя действия руки ребенка), а не сделать работу за ребенка.

2 этап. Настройка

Для создания настоящей мандалы очень важен правильный психологический настрой, душевное равновесие, поэтому предварительно необходимо «погрузиться» внутрь себя. Для этого возможно использовать различные методы релаксации (длительной или краткосрочной). Обрести необходимый настрой помогает благоухающая ароматическая лампа.

Зажигаются свечи и вся семья, вместе с малышом уютно располагается прямо полу, чтобы релаксация была более глубокой.

На первых порах, когда малыш еще не знаком с техникой релаксации и психологического настроя необходимо ввести его в тему. Это можно сделать с помощью красивого образного рассказа: «Мы отправляемся с тобой в волшебное путешествие. Располагайся удобно на полу, закрывай глазки и представь себе, что ты оказался в необычном, волшебном месте. Это место только твое и только ты решаешь, каким оно будет. Ты — хозяин этого места и ты здесь самый главный. А теперь сделай два глубоких вдоха и выдоха, еще больше расслабься и полежи так немного. Не открывая глаз оглядись вокруг. Все, что ты видишь перед собой, постарайся запомнить. Внимательно всмотрись в то, какие образы, какие цвета или картины у тебя возникают. Когда ты будешь готов, потихоньку открой глаза и мы попробуем нарисовать все, что увидели в круге, который заранее приготовили».

Время на настрой и формирование образа индивидуально, кому-то требуется больше, кому-то меньше. Не стоит торопить ребенка, когда он почувствует, что готов начать работу, он встанет сам. После этого можно включить свет, оставив гореть свечи, и приступить к рисованию.

3 этап. Создание мандалы

Теперь ребенок берет лист бумаги с нарисованным кругом, тихонько садится за стол Предложите ему выбрать самую красивую краску и нарисовать в центре подготовленного круга все что захочется. При этом периодически можно советовать ребенку менять цвет и продолжать работу, продвигаясь от центра к краям листа. Так действуем пока весь круг не заполнится. Не нужно останавливать малыша, если ему захочется нарисовать что-то за пределами круга, пусть рисует.

В создании мандалы необходимо учитывать следующие рекомендации:

— не разговаривайте друг с другом во время работы, тем более на бытовые темы. Только в исключительных случаях вы можете шепотом что-то спросить и ответить;

— максимально расслабьтесь, пусть рука сама двигается по кругу, сама берет «понравившиеся» ей цвета;

— действуйте интуитивно, создавайте шедевр не искусственно, а «душой». Здесь намного важнее сделать искренний рисунок, отражающий ваш внутренний мир. И чем более искренней и правдивой будет ваша мандала, тем больший эффект вы ощутите.

На творческой работе обязательно должна быть подпись автора, поэтому когда малыш закончит работу, в нижнем правом углу листа напишите фамилию и имя автора, возраст и поставьте дату. Можно вместе с ребенком придумать название мандалы и подписать рисунок.

4 этап. Описание мандалы

Следующий этап работы — это художественное описание мандалы. Тут важно мнение ребенка, поэтому спросите его о том, что он изобразил. Будет интересно сочинить историю, сказку, рассказ о своей мандале. Помните, что это не простое описание сделанного, это большая развивающая работа. При словесном описании, когда малыш вербализует рисунок, он учится точно передавать свои мысли, переводить зрительные и чувственные образы в словесные, описательные, а это, в свою очередь, способствует развитию связи между правым и левым полушариями головного мозга.

Пока ребенок рассказывает, вам необходимо дословно записать его рассказ на отдельном листе бумаги формата А4 и затем прикрепить к мандале. Слушайте историю ребенка спокойно и заинтересованно, воздерживайтесь от каких-либо комментариев и своих интерпретаций.

5. Завершение работы

Создайте уютную, доброжелательную атмосферу. Выключите свет, оставив гореть свечи, приготовьте чай. В непринужденной обстановке поделитесь друг с другом своими внутренними ощущениями. Попросите ребенка прислушаться к тому, что он чувствует, и рассказать об этом. Спросите малыша, как менялось его настроение в процессе создания мандалы: от подготовительного — до конечного этапа? Менялись ли ощущения по ходу выполнения мандалы? Какое чувство вызывает мандала сейчас? Что хотел бы еще сказать и спросить?

С какого возраста можно заниматься?

1-2 года – рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисуем вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками (три основных цвета: красный, желтый, синий).

3-5 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Набор карандашей (не менее 12 цветов), гуашь, цветная пастель, уголь, работа с цветным песком.

6-7 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных.

Позднее дети и подростки с удовольствием рисуют цветными ручками, тушью, простым карандашом.

На что следует обратить внимание на рисунке:

— центр – непосредственно то, что является «ядром» личности – «я» автора. Незаполненный пустой центр говорит о готовности к переменам. Часто вся мандала является центром: ребенок использует в своей работе сам круг – делает из него мордочку животного или солнышко. Или внушительная фигура в центре занимает большую часть пространства в круга. И то, и другое говорит об устойчивой жизненной позиции и самостоятельности, зрелости личности на данном возрастном этапе.

— внешние границы круга – осознание своих психологических границ в процессе взаимодействия с другими, защита своего личностного пространства. Слишком плотная оболочка может указывать на защиту своих границ, тревожность. Разрывы, тонкая, пунктирная линия границы – внутренний конфликт. Для гиперактивных детей характерен выход за границы круга. Благоприятный признак – граница обведена цветной линей. Отсутствие границ – ребенок испытывает внутреннее беспокойство.

— линии, связывающие центр с внешними границами, говорят о способности ставить цели и достигать их, о хорошей воле.

— пустоты, большие незакрашенные участки – о желании скрыть или подавить свои чувства.

— симметрия внутри круга говорит о внутренней гармонии с самим собой.

— ассиметрия моет означать процесс психологических изменений или невротический внутренний конфликт (характерно для подростков).

После мандала-терапии ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность мандала-терапии дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей.

Помните, не существует «хороших» или «плохих» мандал!

Список использованной литературы:

Округляя результат: увлекательная мандалотерапия

Мандалотерапия – это диагностика и психотерапевтическое использование циркулярных круглых изображений, создаваемых в произвольном творческом процессе или по определённой инструкции терапевта. Представляет собой метод арт-терапии («лечения творчеством»).

Что такое мандала

Изначально мандалы фигурировали в буддизме и индуизме. Само слово «мандала» (mandala) в переводе с санскрита означает «круг». Круглое сакральное изображение представляло собой «мир богов». Подобные центрические символы Вселенной использовались для медитаций, оформления и защиты сакральных сооружений, храмов и жилищ.

Зарождение метода

На мандалы обратил внимание психолог Карл Густав Юнг. Психотерапевт применял круглые изображения в процессе изучения бессознательного. Юнг воспринимал мандалу как универсальный психический образ, символ самости или глубинной сути человеческой души.

Современная психология трактует круглый символ как отражение внутреннего мира, чувственной и ментальной стороны личности. В безопасную центрическую форму заключены мысли и чувства человека, который создавал изображение или амулет.

Мандала – это связующее звено, между сознательным и бессознательным проявлениями, «ниточка», соединяющая внешнее и внутреннее. Целостный и завершённый символ позволяет выявить дисгармонию мягкими методами, сбалансировать состояние и проявления.

Мандалотерапия считается безопасным и экологичным методом психокоррекции и психотерапии. В процессе творчества личность обретает целостность и укрепляет собственное «я».

Суть и особенности метода

Существует три формата мандалотерапии:

  • активная – пациент самостоятельно создаёт мандалу из имеющихся материалов или заполняет изображением (цветом) пустой круг на бумаге;
  • пассивная – клиент получает готовое центрическое изображение или конструкцию для терапии;
  • смешанного типа – человек выбирает готовый шаблон и раскрашивает мандалу.

В остальном, арт-терапевтический метод исключает какие-либо ограничения. Процесс проходит в соответствии с потребностями и ощущениями, которые испытывает клиент психотерапевта. Это «полёт души» и полное самовыражение. В некоторых ситуациях терапевт рекомендует сосредоточиться на проблеме, которая беспокоит человека.

Техники работы

Свободное творчество: в лист формата А3 вписывается круг Ø 28 см. Полученная окружность вписывается в квадрат, чётко прилегающий к сторонам будущей мандалы. В центре окружности ставится точка. Квадрат вырезается ножницами. Полученная заготовка используется для мандалотерапии.

Круг мандал (по Джоан Келлог): особая авторская методика, которая позволяет отследить 13 состояний и стадий развития/деятельности человека, заключенных в круг. Для использования техники понадобится руководство и карточки с описанием состояний и ступеней развития.

Тематическая работа: перед созданием мандалы клиент получает конкретную установку – о чём будет мандала, какой теме или проблеме посвятить созидательный процесс.

Метод действенен благодаря следующим эффектам:

  • эффект зеркала – мандала отражает внутреннее состояние клиента;
  • эффект структурных компонентов – круг символизирует духовное проявление, квадрат – материальную реальность, а точка в центре – это «точка сборки», эго, квинтэссенция смысла и важности;
  • эффект смысла – с помощью мандалы можно обратиться к любой теме по запросу;
  • эффект взаимодействия с творческими инструментами – особое свойство арт-терапевтических методов.

Мандала «Исцеления, Развития и Любви».

Где применяется мандалотерапия?

Инструмент применяется психологами и арт-терапевтами при индивидуальной работе с клиентами. Мандала поможет разобраться с детско-родительскими сценариями, решить проблемы, возникающие у семейной пары.

Направления для использования метода мандалотерапии:

  • терапия нарушений самооценки;
  • депрессивные состояния;
  • приведение человека к внутреннему балансу;
  • проработка страхов;
  • работа с агрессией и гневом;
  • устранение раздражительности;
  • возвращение радостного отношения к жизни, светлого взгляда на мир.

Детская психотерапия с помощью мандал помогает решить следующие проблемы:

  • помощь в выражении чувств и эмоций;
  • выравнивание эмоционального состояния;
  • развитие навыков саморегуляции;
  • снятие напряжения;
  • повышение концентрации внимания;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие умения самовыражаться.

Мнение эксперта

Обучающий тренер и арт-терапевт тренингового центра ПСИ-Play (psiplay.biz) Наталья Базика работает с методом мандалотерапии с 2009 года. Мастер подчёркивает, что мандалотерапия – это «древнейший метод исцеления природой». Природа наполнена мандалами: круглую и шарообразную форму имеют очень многие предметы и явления естественного происхождения – Солнце, подсолнухи, еловые шишки.

Человек, будучи частью природы, также представляет собой особую разновидность мандалы.

Наталья уверена, что метод позволяет укрепить самооценку, развить навыки и качества, провести самоисследование посредством стихий природы, укрепиться в инстинктах, помогающих жить, развиваться и творить.

Отзывы о мандале

Валентина, которая прошла курс мандалотерапии в тренинговом центре ПСИ-Play (psiplay.biz) у Натальи Базики, подчёркивает, что занятия помогли ей раскрыть ещё одну свою сторону, поверить в свои художественные способности. После курса обучения девушка подтвердила действенность метода на практике, организовав сеанс арт-терапии для близких. Валентина использует метод для личных потребностей, возвращая себе состоянии гармонии в ходе рисования мандал.

Анна Россихина – Галычая положительно отзывается о базовом курсе мандалотерапии, отмечая, что инструмент позволил ей проникнуть вглубь себя. В ходе обучения слушательница получила желаемые результаты и пришла к глубокому пониманию действенности арт-терапевтического метода мандалотерапии.

Упражнения мандалотерапии

Раскрашивание мандалы

В время практики нужно раскрасить понравившийся шаблон со схематическим изображением мандалы. Круглая мандала – это зеркало, отражающее внутреннее состояние человека в момент создания изображения. Во время раскрашивания человек выплёскивает на бумагу свои переживания, чувства и эмоции, достигая состояния равновесия.

Рисование мандалы

Как нарисовать мандалу? Проще, чем можно себе представить. Достаточно обвести контур тарелки на чистом листе – и можно приступать! Полностью отпустите внутреннего взрослого, который стремится проконтролировать каждую мелочь.

Творчество – это полёт, привилегия внутреннего ребёнка, который не знает правил, границ и установок. Освободитесь от всего наносного и творите шедевр. Как понять, состоялся ли шедевр? От созерцания результата по коже бегут мурашки! Каждый создан для творчества и полёта, поэтому не думайте, умеете ли вы рисовать, а просто отпустите себя и погрузитесь в рисование.

Мандала своими руками

Полная свобода творческого проявления. Сотворить мандалу можно из чего угодно. Что вы любите, как вы чувствуете? Круглый сакральный символ можно связать или вышить. Мандалы клеят из шишек и сухих соцветий, составляют из морских ракушек и камешков.

Форма круга – это единственное условие, а остальное – только на усмотрение художника. Создать центрический амулет можно в стиле декупаж, вылепить из глины, составить флористическую композицию в форме диска. В руках творца заиграют любые материалы. Попробуйте бисер и лозу, пластилин и песок. Самовыражайтесь и исцеляйтесь!

Мандалотерапия видео

Мандалотерапия – это действенный и увлекательный метод психотерапии. Творчество позволяет сделать путь самопознания приятным и радостным. Внешне простая техника – заполнение рисунка в форме круга – направляет духовное и личностное развитие, а иногда даже избавляет от физических недугов.

Мандала — некогда загадочное слово, манящее в глубь вековой мудрости. Сегодня мандалы и их создание — это большое течение, философия, хобби… Для каждого что-то свое. Безусловно одно — это имеет место быть и мандалотерапия, как одно из направлений арт-терапии, работает и помогает, исцеляет и вдохновляет.

Сегодня мандалы рисуют, раскрашивают, вышивают, плетут, выкладывают, вяжут, клеят, лепят…

Поговорить на эту интереснейшую тему я пригласила специалиста — психолога и сказкотерапевта — Аню Кутявину. Она проводит нас в неповторимый мир создания мандал для детей и взрослых.

Что такое мандалотерапия и чем она полезна? Какие упражнения можно делать в домашних условиях? Какие существуют особенности работы с детьми и взрослыми? Об этом – в нашей статье.

По сведениям источников, появились мандалы в Индии, и произошло это очень давно – несколько тысяч лет назад. Они активно применялись как сакральный инструмент для медитаций в индуистской и буддистской традициях. В психотерапии мандалы начали использоваться Карлом Густавом Юнгом как метод изучения бессознательного. В наше время мандалы тоже не теряют своей актуальности и часто применяются в работе с взрослыми и малышами. В чем же секрет мандалы?

Секретный смысл мандалы

В переводе с санскрита слово «мандала» переводится как «диск, круг». Круг замкнут, у него нет ни начала, ни конца. И этот круг символизирует собой образ единой Вселенной.

В мире существует огромное множество видов мандал. Их можно создавать различными способами, например, раскрашивать готовые картинки, рисовать красками или карандашами на бумаге, лепить из пластилина, создавать насыпные мандалы из цветов, природных материалов, цветного песка, плести мандалы из ниток и т.д.

В психологии мандала олицетворяет собой символическое изображение внутреннего мира, мыслей, чувств человека. Все это находится в безопасной форме круга. К.Г. Юнг говорил, что мандала – это универсальный психический образ, символизирующий самость – глубинную сущность души человека.

По сути, мандала представляет собой мостик между внутренним и внешним миром человека, между его сознанием и подсознанием. Когда мы создаем мандалу, мы закладываем в нее глубокий смысл. Изображаем свою душу и можем посмотреть со стороны на процессы, в ней происходящие. Увидеть самые тонкие переживания, которые сложно, а в некоторых случаях и невозможно выразить иными способами. А это уже путь к обретению целостности. Неудивительно, что мандалы приобрели популярность в работе психологов, психотерапевтов, арт-терапевтов во всем мире.

Мандалотерапия это большое направление арт-терапии. И она действительно творит чудеса. Арт-терапия — что это такое и для чего нужно?

Что означают цвета в мандалотерапии?

В ознакомительных целях предлагаю вам общие трактовки цветов в мандалотерапии. Но будьте осторожны с прямыми расшифровками! Все мы разные, и один и тот же цвет для одного может означать позитив, а для другого – негатив. И вообще, в последнее время арт-терапевты приходят к тому, что универсальные характеристики цветов не очень хорошо работают. Наиболее важными являются именно чувства, ощущения клиента, связанные с тем или иным цветом. Но иногда полезно и заглянуть вглубь, пропустив через себя общую формулу.

Мандала значение. Что могут означать разные цвета:

— Красный. Принято считать, что этот цвет символизирует силу, энергию, страсть. Красный – огонь, биение сердца человека. Много красного в изображении мандалы может указывать на высокий жизненный потенциал человека, наличие у него ярких устремлений, целей и способов их реализации. Полное отсутствие красного цвета может сказать нам о физической или эмоциональной усталости человека, его пассивности, нехватке «огня», или даже о депрессии.

— Зеленый. Цвет жизни. В природе живое представлено чаще всего именно зеленым цветом – трава, деверья, кусты. Когда человек в своей творческой работе активно использует зеленые тона, можно предположить, что он склонен к естественности, непосредственности, честности. Если зеленого в рисунке много, часто это говорит о гармонии женского и мужского начал в человеке, его душевном равновесии.

— Желтый. Этот цвет говорит нам об оптимизме, радости жизни, бодрости духа. Часто мы можем заметить, что желтым цветом любят рисовать активные и нестандартные, творческие люди, обладающие художественными талантами.

— Синий. Данный цвет символизирует спокойствие, серьезность. Присутствие синего в мандале может говорить о сильной интуиции, мудрости человека, его глубоком понимании ситуации.

— Оранжевый. Чистый поток энергии. Если в мандале присутствует оранжевый цвет, скорее всего, человек самореализуется, самоутверждается, движется к цели.

— Коричневый. Традиционно мы связываем этот цвет с землей. Обилие коричневого цвета в мандале может указывать на нехватку у человека чувства защищенности, его желание стать на надежную почву, заземлиться.

— Черный. По сути, это отсутствие цвета. Черный указывает на пустоту, забытье. Обилие черного в мандале может сказать нам об эмоциональном выгорании рисующего, его опустошенности или даже депрессивном состоянии.

Как работает мандалотерапия?

Есть несколько главных вариантов использования мандал в психотерапии. Так, мандалотерапия может быть:

  • активной – клиенту предлагается самостоятельно создать мандалу;
  • смешанного типа – клиент выбирает из предложенных ему готовых раскрасок-мандал;
  • пассивной – человеку предлагается готовая мандала, и он с ней работает.

Процесс создания мандалы в психотерапии

Во время работы с психологом клиент не ограничивается жесткими принципами и правилами. Важно, чтобы создание мандалы происходило легко, незапланированно, спонтанно, в процессе высвобождения переживаний.

Что же такого особенного в мандале? Казалось бы, просто рисуешь круг, в нем какие-то линии и образы. Но все намного интереснее, чем кажется на первый взгляд. Человек чаще всего не в силах прочувствовать и осознать всю многомерность и глубину работы с этим символом. А мандала, словно своеобразная энергетическая матрица, получает информацию напрямую из подсознания, подключая его к источнику энергии. В этом проявляется уникальность мандалотерапии, ее неповторимость.

Материалы для создания мандалы

Чаще всего в современной психотерапии для создания мандалы клиенту предложат следующие материалы: бумагу формата А4 или А3, кисти, краски, карандаши, мелки, фломастеры.

Где применима мандалотерапия

Что касается сферы применения мандалотерапии, то она активно помогает в:

  • Работе с депрессивными состояниями;
  • Работе с нарушенной самооценкой;
  • Коррекции внутреннего дисбаланса;
  • Проработке страхов;
  • Возвращении красок жизни, борьбе с пессимизмом;
  • Коррекции агрессии, раздражительности.

Мандалотерапия работает как в индивидуальном консультировании, так и в детско-родительских отношениях, в семейной терапии.

Очень важные моменты: сюжет мандалы должен выбирать клиент. И рисовать ему можно столько, сколько хочется, до ощущения «достаточно». При этом специалист фиксирует его состояние, наблюдает за невербальными реакциями – жестами, выражением лица, дыханием. Психолог никогда не оценивает работу клиента и не вмешивается в процесс. Ведь главная задача данной работы – чтобы человек нашел контакт со своим внутренним «Я», познакомился с собой настоящим, увидел ответы на вопросы. А все это возможно лишь в ситуации отсутствия жесткого контроля и директивного подхода со стороны специалиста.

Мандалотерапия в работе с детьми

Чем же мандалотерапия может быть полезна детям? Ответ прост. Часто дети не могут адекватно выразить свои эмоции, а также верно оценить эмоции окружающих, в том числе других детей. Все это мешает построить теплые, доброжелательные взаимоотношения. Использование мандалы может помочь импульсивным, тревожным детям стабилизировать эмоциональный фон, развить навыки саморегуляции, снять напряжение, выразить эмоции и чувства. Кроме того, «побочным эффектом» использования мандал в работе с детьми является развитие творчества, художественное и духовное самовыражение детей.

Мандалотерапию часто используют в садиках, начиная с младших групп. Детям предлагают раскрашивать готовые мандалы-раскраски, а также создавать свои мандалы из камушков, каштанов, желудей, цветного песка, других природных материалов.

Процесс создания мандал помогает развивать воображение, творческие способности, мелкую моторику рук. Создание песочных мандал хорошо влияет на гиперактивных деток, улучшает концентрацию внимания, понижает общий уровень тревожности.

Главные условия применения мандал в работе с детьми:

  • Показать ребенку в самом начале весь набор мандал, чтобы он сам мог выбрать понравившуюся ему;
  • Можно включать фоновую музыку;
  • Не перегружать психику – на одном занятии предлагать ребенку работу лишь с одной мандалой;
  • Инструменты для работы, чем рисовать или выкладывать мандалу, ребенок должен выбрать сам;
  • После создания мандалы нужно обязательно бережно расспросить ребенка о его переживаниях и чувствах.

Чтобы сотворить настоящую мандалу, важно настроиться на работу, обрести душевное равновесие, «погрузиться» в свои внутренние переживания. Лучше всего для этого использовать техники релаксации. Расскажите малышу красивую историю, например, такую:

«Сейчас мы с тобой отправимся в сказочное путешествие. Сядь или ляг поудобнее, закрой глазки, сделай глубокий вдох-выдох. А теперь представь, что ты оказался в волшебной стране. Это твое любимое место, ты здесь самый главный. Снова сделай глубокий вдох, выдох, расслабься еще больше.

Оставаясь с закрытыми глазами, «оглядись» по сторонам. Постарайся запомнить то, что видишь. Внимательно рассмотри картинки, цвета, которые тебя окружают.

Как только будешь готов, медленно открой глазки. Давай попробуем нарисовать все, что ты увидел, в этом круге».

Сложно сказать, как много времени необходимо на медитацию и само создание мандалы. Кому-то надо больше, кому-то меньше. Не торопите ребенка. Он сам покажет, что готов. Затем хорошо придумать название рисунку и подписать его.

После окончания творческой работы необходимо расспросить ребенка, что он нарисовал. Можно попросить его придумать рассказ или сказку о мандале. Такая работа очень полезна для развития межполушарных связей, совершенствования навыка высказывать свои мысли, трансформировать чувственные образы в вербальные.

Можно предложить ребенку нарисовать в круге семью, детский сад, школу, маму и т.д.

Мандалотерапия в работе с взрослыми

Заниматься мандалотерапией можно не только в кабинете психолога, но и дома. Самый доступный вариант – купить в магазине готовые рисунки мандал, или скачать картинки для раскрашивания в интернете. Но лучше всего нарисовать мандалу «с нуля».

Предлагаем вам простое упражнение, которое можно провести дома. Для этого возьмите тарелку и обведите ее листе А4. Заполните круг. В процессе рисования ориентируйтесь на внутренние ощущения. Позвольте руке самой вести вас к ответам. Затем заполните остальное место фигурами, линиями, образами. В выборе цветов положитесь на интуицию.

Потом придумайте название мандалы, запишите его. Рассмотрите мандалу. Какие ассоциации у вас возникают? Напишите эссе о своей мандале.
Закончив творческую работу, попробуйте расшифровать мандалу.

Как расшифровать мандалу

Можно использовать такие условные ориентиры:

  • Если в работе присутствует четко выраженный центр, это может говорить о зрелости человека;
  • Ассиметричный рисунок может указывать на внутреннее напряжение;
  • По зонам рисунка: сверху вниз – духовное-социальное-физическое; слева направо – прошлое-настоящее-будущее;
  • Если в рисунке осталось много белого пространства, это может говорить об осторожности, о страхе проявлять активность, а также о нехватке информации;
  • Отсутствие связей в эссе может указывать на внутренние противоречия.

Но не спешите привязываться к готовым трактовкам. Позвольте своей душе раскрыться и поведать вам важные моменты. Примите их с любовью и благодарностью. Подумайте, что можно улучшить в нынешней ситуации. Какие действия необходимо предпринять?

Само по себе осознание, без активных действий, увы, не изменит жизнь. Так что после того, как увидите картинку будущего, проживете ее мысленно, сразу же приступайте к реализации задуманного. Запланируйте конкретные шаги, и начните прямо сегодня. У вас непременно все получится. Ведь дорогу осилит идущий, правда? А творчество всегда поможет в пути. Подскажет, направит, расслабит и удивит.

Творите! И пусть в вашей жизни будет много ярких красок и вкусных образов!

Анна Кутявина,

Специально для сайта «Цветы жизни».

В самом деле, есть в мандалах особое очарование. И встретить их можно всюду… И в витках розы, и в волнах моря, в снежинках, а еще в кружевных салфетках и в узорах калейдоскопа…

Мандала раскраска

В завершении разговора о мандалотерапии, предлагаем вашему внимания несколько шаблонов мандал для раскрашивания. Их можно скачать, распечатать и раскрашивать в свое удовольствие. А можно просто взять за основу и нарисовать свою собственную неповторимую мандалу.

Также предлагаю посмотреть вот этот видеоролик о мандалотерапии:

Я в свое время пробовала раскрашивать готовые рисунки мандал. Мне понравилось. Этот процесс действительно расслабляет и отвлекает, настраивает на творческую умиротворяющую волну…

Мандала в арттерапии: выход за рамки обыденности.

В последнее время часто можно встретить в продаже книжки с названиями вроде «Мандалы — новый способ бросить курить (похудеть, разбогатеть)». Или «Мандалы, исполняющие желания»…

Интересно читать отзывы людей, которые покупали эти книги…

Мне запомнились слова женщины: «Вы получите огромное удовольствие и море позитива в процессе их раскрашивания. Прекрасная Арт-терапия!».

ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МАНДАЛА НА САМОМ ДЕЛЕ?

ДОСТАТОЧНО ЛИ ПРОСТО РАСКРАСИТЬ ИЛИ НАРИСОВАТЬ МАНДАЛУ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ЖЕЛАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?

Мандалы относятся к трансперсональному направлению арттерапии.

Слово «трасперсональный» происходит от английского «transpersonal» — «надличностное». То есть это явления, которые выходят за пределы психики отдельного человека, за границы нашего привычного «Я».

В жизни трансперсональный опыт человек может получать во время медитаций, духовных практик. А также при так называемых «пиковых переживаниях» — внезапных переживаниях полноты существования, счастья, восторга, которые случаются в процессе творчества, близости с другим человеком или каких-то душевных потрясений.

Такие переживания помогают человеку почувствовать в себе ресурс, потенциал. То, что скрыто от нас в нашей повседневной жизни. Помогают найти неожиданные, нетрадиционные решения в сложных жизненных ситуациях.

Согласитесь, что «пиковые» переживания не случаются с нами каждый день. Это исключительные ситуации. Не все люди занимаются медитациями или духовными практиками. Тогда как, какими способами мы можем найти ресурсы, которые необходимы для решения тех трудных задач, которые возникают на нашем жизненном пути? Как выйти за пределы нашей обыденной жизни?

Работа с мандалами в арттерапии — это как раз та самая возможность, способ, позволяющий выйти за привычные рамки, увидеть трудные ситуации с другой точки зрения, в новом ракурсе. Это шанс обнаружить абсолютно новые грани своей личности.

Немного истории.

В переводе с санскритского слово «МАНДАЛА» — это «рисунок в круге», «колесо».

Если обратиться к истории, то мы встретим мандалы во всех культурах. Изображения мандал были найдены в Индии, Вавилоне, Египте… Многие древние охранные амулеты имели форму круга (мандалы).

В психологию понятие «мандала» пришло благодаря Карлу Юнгу. Он сам много лет рисовал мандалы, использовал их в своей работе.

По мнению Юнга, благодаря работе с мандалами, мы можем получить доступ к центру нашей личности, открыть свою уникальность. Мандала – это своеобразная «карта смысла и целей жизни человека».

У Юнга были последователи, которые также занимались изучением мандал. Хорошо известна Джоан Келлог – создатель так называемого «Большого круга мандал». Этот круг показывает последовательность этапов жизни человека. Круг состоит из 13 стадий. И мандалы, которые рисуют люди, соответствуют этим 13-ти стадиям.

Рассматривая и анализируя мандалу, можно понять, на каком жизненном этапе сейчас находится человек. Каковы задачи этого периода жизни? Каковы перспективы? Где цель этого движения? И как туда попасть?

Мы получаем информацию, которую не даст ни один тест.

КАК РАБОТАЮТ С МАНДАЛАМИ В АРТТЕРАПИИ?

В арттерапии человек создает мандалу произвольно.

Мандалу можно нарисовать. Или сделать из каких-то подручных материалов, например, ткани, крупы. Мандалы лепят из глины, делают из песка, плетут из ниток.

И, кстати, совершенно не важно, умеет человек рисовать, лепить или плести…

Также существуют варианты работы, когда используют готовые нарисованные мандалы. Например, тибетские.

В ЧЕМ СМЫСЛ РАБОТЫ?

Работа с мандалой – это способ установить диалог со своим бессознательным. Причем, с той его частью, которую К. Юнг называл «коллективным бессознательным». А в коллективном бессознательном есть ответы на все наши вопросы…

Образы, символы, которые появляются в мандалах, — это послания от нашего бессознательного. Своеобразные «коды». Работая с мандалами, можно научиться их понимать, расшифровывать. Психотерапевт, арттерапевт помогает в этой «расшифровке».

И здесь все имеет значение. Какие цвета человек выбрал для своей мандалы. Какие формы появляются в созданных мандалах. Какими материалами пользовался – карандашами, красками или мелками… Какие символы появляются, как обозначены границы рисунка, есть ли центральная часть и какая она и т.д.

Рисуя мандалу, человек на самом деле рисует себя. Настоящего. Вне социальных рамок и стереотипов. Сейчас. В данный момент времени.

КОГДА АРТТЕРПЕВТ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ МАНДАЛЫ?

Когда нас что-то беспокоит, тревожит, когда мы не можем понять, что хотим, как поступить дальше.

Когда мы потерялись, ищем ответ на вопросы «Кто я такой? Куда я иду? Какое направление мне выбрать?» — тут мандала может помочь.

Такие вопросы появляются у человека в переломные моменты жизни. Когда мы взрослеем, совершаем переход от одного этапа жизни в другой.

Или когда в жизни случаются неожиданные перемены, происходит нечто, что полностью, а порой – безвозвратно меняет нашу жизнь. И тогда человек может потерять себя… Что было раньше – этого больше нет. Что впереди – не знаю…

Поэтому мандалы используют в работе с людьми, находящимися в кризисных ситуациях. Это могут быть возрастные, экзистенциальные кризисы. Например, хорошо известный кризис среднего возраста.

Или мандалы применяют в кризисные ситуациях, которые возникли из-за каких-то тяжелых жизненных событий, травм…

Если использовать метафору, то в моменты кризиса человек может чувствовать себя «расколотым на куски». Будто все «разлетелось на части». Нет целого, нет начала и конца… Пустота. Холод. Безвременье…

А когда человек создаем мандалу, то получает возможность прикоснуться к глубинной сути своей личности. Обнаружить то, что всегда остается целым, не может быть разрушено. Соединить разные части себя в одно целое. Исцелиться. Найти центр — главное. Осознать свою уникальность. И найти новые способы двигаться дальше по своему Пути.

Соглашусь с автором отзыва, о котором я писала в начале статьи, что процесс раскрашивания мандал может принести колоссальное удовольствие и радость. Это приятное времяпрепровождение.

Но само по себе раскрашивание мандал – это еще не арттерапия.

Потому что арттерапия – это Контакт. Встреча. Двух людей – клиента и психотерапевта. И эта встреча происходит на территории под названием «искусство». А мандала – это посредник в этой встрече.

“Хорошо выполненная мандала — это книга, содержащая в себе большое количество информации, но тому, кто захочет прочесть ее символы, вначале необходимо овладеть ее языком “ (Роберт С.де Ропп).

И тут мне вспоминается отзыв еще одного покупателя раскрасок с мандалами: «Подарила подруге, которая очень хочет перемен в личной жизни. Говорит, что все делала по правилам. Но до сих пор одна, ничего в ее жизни не меняется. Конечно! Надо же самой в желаемом направлении работать, разбираться, идти к психологу, а не просто сидеть с карандашами в руках!».

При копировании указание автора и ссылка на статью ОБЯЗАТЕЛЬНЫ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *