Марийский орнамент и узоры

Марийцы – поволжско-уральский народ, на данный момент проживающий в республике Марий-Эл. Этот древний финно-угорский народ владеет богатой культурой. В статье охвачена одна из отраслей марийской культуры, а именно её орнамент и узоры.

Особенности национальной культуры марийского народа

Как и все славянские народности, марийцы имеют собственный национальный костюм, стиль его украшения и символику национального орнамента. И этот рисунок на одежде особенно важен.

Он – один из важнейших отраслей прикладного народного искусства. В его чертах отражаются уникальные этнические особенности, локальные обычаи и традиции в области искусства, эстетические вкусы, моральные и духовные устои, а также понятие красоты.

Символика

Обычно реальные образы и мотивы преобразовываются и стилизуются, образуя метафору на основе природы и быта окружающей народ среды. Например, символ солнца, воды означают рост, рождение, обновление и величие.

Изначально каждый герой, образ, мотив имел свой собственный знак:

  • Змея, хранительница очага замужней девушки, обозначалась четырёхконечным крестом с загнутыми концами.
  • Ромбом или квадратом с точками, пересечёнными крест-накрест, описывалось плодородие. Иногда ромб повествовал о не самом лучшем состоянии семейных отношений.
  • Символом солнца, источника жизни, являлся круг и восьмигранный многоугольник.
  • Природа олицетворялась фигурой женщины с руками, вознесенными к небу. Где женщина – само проявление природы, а её руки – её силы, вознесенные к богу Ра – языческому богу солнца, который благословлял и давал разрешение на различные деяния Природы.
  • Обереги и помощники в жизни жителя-крестьянина – лошади и птицы.
  • Верная и чистая любовь – белыми лебедями.
  • Птица воспринималась, как светлые и жизненные силы.
  • Дерево, пара птиц или животных, находящихся рядом с древом, – знак семьи, рода.
  • Трудолюбие – уточкой или серой птицей.
  • Благосостояние символизировалось конём или лошадью.
  • На одежде замужних женщин был грудной разрез, и по обеим его сторонам вышивали парные розетки, имеющие название «Сторож грудей», защищали их от недобрых сил.
  • Часто марийские мастерицы допускали в свои работы изображение бараньей головы с выделением рогов. Поскольку это животное считалось у марийского народа священным, его изображали на ткани с целью уберечь себя от нечистых сил и болезней. Оленьи рога были символом удачи или её пожелания. Также были актуальны геометрические символы.

Марийский орнамент и узоры — отражает их значение терминология. Например, бараний рог назывался «тага шур», серповые зубцы – «сарла пу», «церквы вуй» — так назывался православный крест.

Мастерицы искали вдохновение в формах и чертах природы. И описывали ими свою жизнь, рассказывали историю своей родины, семьи, деревни нитками на сарафанах и рубахах. К примеру, ромб обозначал, что семейная и личная жизнь полностью в порядке, треугольник сообщал об обратном.

Марийский орнамент имел следующие основные мотивы:

  • геометрические узоры;
  • зооморфные узоры;
  • антропоморфные узоры.

Также женские и девичьи костюмы часто дополнялись нагрудными украшениями из монет и бисера. Так делали, потому что считали, что звон серебра отпугивает нечисть.

Как рисовать марийский орнамент по клеточкам

Марийский орнамент и узоры, изображённые на клетчатой бумаге – интересный и простой вариант освоения марийской вышивки для новичков.

Марийские орнаменты по клеточкам рисуют, предварительно просчитав количество клеток

Пошаговое рисование:

  1. Для начала нужно определить стиль, значение и дизайн орнамента.
  2. Нужно подготовить бумагу в клетку, это может быть как тетрадь, так и специально расчерченная бумага. Это зависит от желаемых размеров орнамента.
  3. А также орудия черчения – они также могут быть разными. В основном это карандаш. Им удобнее всего рисовать. Можно использовать цветные и восковые мелки, цветные ручки, фломастеры.
  4. Далее нужно найти какой-либо образец в интернете или книге и перерисовать узор на бумагу.
  5. Чтобы получался красивый и правильный рисунок, необходимо просчитывать все клетки и быть внимательным в выполнении изделия.

Как рисовать

До изображения узоров необходимо определиться с рядом параметров и разобраться в них:

  • Техника – есть несколько техник, по которым вышиваются и рисуются марийские узоры. Нужно выбрать одну из них.
  • Материалы (чем и на чём будет выполняться изделие).
  • Внешний вид. Цвет, узор, материал — это важные части процесса. В зависимости от выбранного материала будет меняться качество продукта.

Цвет – решающая деталь в рисунке. Он определяет смысл, настроение и характер орнамента. Цветовая палитра также важна. Важнейшие черты оформлялись красным, и его самые разнообразные оттенки также были в работе. Контурные линии оформлялись чёрным и редко появлялись жёлтые и зелёные оттенки.

Но главным оттенком у жителей Марий-Эл был белый – цвет доброты и света. В него иногда добавляли красные оттенки, символизирующие огонь жизни, силу. И черный – для границ.

Как рисовать солнце

Существует большое количество вариаций изображения марийского солнца. Каждый угол и изгиб несёт в себе определённую информацию. Для начала необходимо научиться рисовать самый простой вариант. Нет определённых инструкций по изображению солнца в марийском орнаменте, но есть некоторые правила и основные положения, которых стоит придерживаться.

Например, в узоре солнца в марийской культуре должны присутствовать следующие элементы:

  • ромбы или квадраты;
  • геометрические закручивания (на подобии спирали, но угловатой);
  • круги;
  • кресты с загнутыми концами;
  • восьмигранные многоугольники;
  • красный, белый и черные цвета;
  • чёткая, но затейливая форма.

Следуя следующему алгоритму и включая перечисленные элементы в рисунок, можно добиться успеха.

Марийский орнамент, узоры — значение такого орнамента, как солнце — жизнь, плодородие

Алгоритм выполнения работы:

  • Подготовить все необходимые материалы (бумага, дерево, песок, экран и всё, на чём можно рисовать), а также все инструменты (карандаши, краски, ручки, резцы).
  • Первым шагом рисования будет изображение ромба или перевернутого квадрата в центре. Он должен быть заполнен красным цветом. По желанию можно провести контур черным.
  • Далее параллельно двум сторонам ромба провести 2 достаточно широкие линии. Их концы должны быть загнуты и смотреть друг на друга. У линий будет 3 так называемых слоя. 1-й – стержень, выделен красным цветом. 2-й – промежуток – белым, он должен быть тоньше предыдущего. И 3-й – оборка. Она также будет красная, но по ширине на 1 мм тоньше промежутка.

  • Теперь нужно сделать 2 точно такие же линии, но они будут параллельными перпендикулярам предыдущих сторон ромба.
  • Как результат, должен получиться перевернутый квадрат (стоящий на ребре), заключённый во второй, трёхслойный перевёрнутый квадрат. И из каждой его вершины будут выходить 2 угла, смотрящих в противоположные от друг друга стороны. Они все будут трёхслойными, как и второй квадрат. Всего вершин должно быть 8.

Как рисовать фон

Марийский орнамент и узоры включают в себя не только мотивы для рисунков, но и элементы для оформления базы, фона. Фон из марийского орнамента, как правило, не всегда нужен цельный.

Но в качестве декоративного оформления краёв рисунка, одежды, предмета интерьера это может быть неплохой идеей. В любом случае, фон в марийском стиле – несколько видов узоров, связанных между собой (их число не должно быть слишком большим). Есть и более сложные оформления, но к ним следует приходить постепенно.

Фон многое говорит о предмете, где он находится. Он как общая аура, настраивает смотрящего на определённую волну, создает специфическую атмосферу. В качестве основной детали, из которой будет создаваться задний план, обычно выходит знак солнца, символ православия — крест, плодородия и благосостояния.

Чтобы нарисовать простой фон, нужно:

  • Подготовить необходимые материалы (чаще всего, это полотенца, скатерти, рамки, одежда) и орудия рисования. Подойдёт и обычная бумага для рисования.
  • Определиться со смыслом и тематикой будущего изделия. В соответствии с этим подобрать подходящие символы и знаки. В данном случае это будет знак плодородия.
  • Для удобства лучше визуально или легко карандашом обозначить границы оформления.
  • Теперь нужно прочертить нижнюю границу орнамента черным. Это будет символизировать землю, почву.
  • Далее чертится фигура, наподобие лесенки, у неё должно быть 2 маленьких ступеньки, идущих вверх. Вертикальная черточка, затем горизонтальная, чуть длиннее предыдущей, снова вертикальная, такая же по длине, как и первая, снова горизонтальная, длиной, как вторая, и завершает первую часть очередная вертикальная палочка.
  • Теперь нужно отступить от края последней черты вправо примерно столько же, сколько в ширину была горизонтальная. И симметрично предыдущей части, нарисовать 2-ю. То есть на высоте последней вертикальной черты рисуется ещё 1, но с небольшим отступом. Затем рисунок идёт вниз точно такой же лесенкой. И завершается на нижней вертикальной палочке.
  • Останется последняя часть элемента. Там, где между первой и второй его частями есть пространство, внизу нужно начертить прямоугольник. Его опорой будет основная черта – земля. Потом 2 вертикальные стороны, длиной, как и на пирамиде. И сверху всё соединяется горизонтальной стороной, длина которой будет соответственно равна горизонтальным полоскам пирамиды.
  • Далее нужно немного отступить от пирамиды и нарисовать вертикальную линию, длиной в 2 ступеньки. Из неё должны выходить 2 симметричные линии, и по высоте не должны превышать пирамиды.
  • Затем снова нужно отступить столько же от «дерева» и нарисовать новую пирамиду, а после неё новое «дерево» и так продолжать по всему контуру.
  • В итоге должны получиться пирамиды без купола, между которыми будут фигуры, напоминающие букву Y.

Марийские узоры на одежду

Марийцы предпочитали применять орнаменты в одежде не для украшения, в качестве оберегов. Их вышивали на открытые участки, самые важные или самые слабые части тела, по их мнению.

Использовали соответствующие символы – обереги. Обычно они располагались на груди, рукавах, поясах и головных уборах. А также на занавесках, подушках, оконных затворках и украшениях. Лучше всего изображать на одежде символы солнца, птиц, лебедей, змей. Все они служат сильнейшими оберегами от злых и нечистых сил.

Для того чтобы нарисовать на одежде орнамент, следует:

  1. Подготовить одежду (в данном случае будут рассматриваться 2 варианта – головной убор и женская рубаха).
  2. Подготовить орудия рисования.
  3. Для оберега на женскую рубаху лучше взять знаки розетки, солнца. Рисунки птиц и рогов.
  4. Розетки и солярные знаки лучше расположить на грудном разрезе рубахи и в области грудей.
  5. Рисунки птиц и бараньих рогов стоит поместить на рукава, пояс рубахи.
  6. На головной убор стоит нанести изображения рогов и солнца.

Рисунки на занавески

Рисунки на шторы – своеобразный оберег и благословение. В древности он значил очень многое. Поэтому нужно ставить в приоритет символы солнца, знаки птиц, парнокопытных, кресты, квадраты и розетки.

Оформление может быть как по краям, так и полноценной картиной по всей площади полотна. Для оформления краёв можно использовать фоновые узоры, для самого рисунка – всё, что угодно. Это зависит от тематики и предназначения занавески.

Если она будет находиться в доме охотника – лучше изображать на ней оленей, бараньи рога и солнечные знаки. Олень – символ удачи. Баран или бык, а точнее, их рога – символы благословения, святости. Солнце – символ света и доблести.

А если семья жреца, священника нуждается в новых шторах, то лучше изображать на них кресты, солнце, бабочек, деревья. Кресты – символ православия и Солнца – одного из важнейших богов в языческой религии. Бабочки – символ чистоты и божественной красоты. Деревья – символы соединения 2-х миров – земли и неба, знак начала, истины.

Рисунки на рамку

Марийский орнамент и узоры не предусмотрены для украшения рамок, но могут быть использованы в этом направлении.

В качестве узора на рамку лучше всего использовать фоновые орнаменты. А выбирать символы – это личное дело каждого, поскольку фон зависит от смысла продукта.

Марийские орнаменты для вышивки

У марийских искусниц ни один узор не повторялся. Каждая вносила в вышивку свой мотив, идеологию, душу. Порой творение марийки-мастерицы повествовало об её собственной жизни, переживаниях, истории. Вследствие огромного потенциала и долгой, упорной работы мастериц, появилось достаточно много техник вышивки, способов украшения отдельных деталей и манер работы.

Например, «шарпан» — женский головной убор, так же как и «платки», и «шымакш» имели двусторонний узор. У такого способа была своя техника. Она заключалась в том, что прошивка была одинаковой с 2-х сторон.

Название техники Суть техники Применение
Роспись
  • По одной линии проходят дважды. I раз – пунктир, II – заполнение оставшихся промежутков.
  • Затем можно заполнить всё «косой стежкой».
  • Эта техника требует опыта и большого внимания.
  • Шов выполняется чёрной нитью
Это двусторонний шов, выполняющий рисунок линейными стежками, тем самым создающий окантовку орнамента
Счётная гладь
  • Её делали, считая нити ткани без контурной полосы.
  • В итоге получается одинаковый со всех сторон рисунок. Но с 1 стороны «положительный», а со 2 – «отрицательный»
Ей часто оформляли «шымакши»
Узорные дорожки
  • Стебельчатый шов.
  • Представляет собой сплошную линию отдельных стежков
Применяется в выполнении тонких линий в рисунке
Набор
  • Двусторонний рисунок наподобие узорного тканья.
  • Результат такой же, как и в «счётной глади»
Использовался для вышивки свадебных платков и шымакшей
Косая стежка
  • Длина шва больше на лицевой стороне, чем на изнанке.
  • Это шов, создающий рисунок параллельными стежками.
  • Дорожка, сделанная таким способом, получается в 4 нитки в длину и в 2 в высоту.
  • Между стежками расстояние составляет 2 нити. Такой шов – 1-ый шаг вышивания
Используется для заполнения орнаментальных узоров, уже имеющих контуры.

Этой техникой можно вышивать горизонтально, вертикально и по диагонали при условии соблюдения же размеров.

Несколько более редких и просто оставшихся значений деталей марийской вышивки:

  • «Еш пуше ге» — родовое древо.

Чем больше и ярче было дерево, тем благополучней и крепче молодая семья. Выглядит как красный ромб с резными загнутыми крестами внутри.

  • «Шочынава» — матерь. Покровительствовала молодым, тем, кто искал себя, познавал жизнь.
  • «Орма» — оберег мужских сил. Означал, что мужчина уже зрелый, готовый создавать потомство. Выглядит как узорчатые сени. Присутствуют красный и белый цвета.
  • «Сурт орол» — оберег жилища. Дом представлен квадратом, а множество оберегов внутри него – защит от злых сил.
  • «Тумо латыташ» — дуб или дубовые листья. Знак крепкого здоровья и богатства силами.

Лёгкие марийские орнаменты

Новичкам можно практиковать простые, но красивые элементы:

  • Бабочка – символ нежных и лёгких чувств, тонкой натуры.

Народные поверья гласят, что бабочки служат вместилищем душ, проводниками в мир иной.

  • Знак солнца – оберег, символ добра и справедливости.
  • Свастика – символ истинной чистоты и правосудия. Очень много вариантов изображения, самый простой из которых – крест с загнутыми концами. Схему для вышивания можно использовать и как схему для обычного рисования. Она также проста в исполнении, как и обычная свастика.
  • Оберег груди – символ женской силы, зрелости, мужества и плодородия. Также служил оберегом и вышивался на воротнике женской рубахи.
  • Конь – символ удачи, благосостояния и трудолюбия.

Разнообразный марийский орнамент и красивые узоры – достояние русской нации. Увлекаться этим занятием есть дань национальной культуры. Освоить искусство несложно, если следовать специальным схемам.

Оформление статьи: Натали Подольская

Видео о марийских узорах

Марийский орнамент, узоры — значение в вышивке:

«Традиционный марийский орнамент на костюмах». Мастер-класс

Зинаида Фурзикова
«Традиционный марийский орнамент на костюмах». Мастер-класс

Мастер – класс

Традиционный марийский орнамент на костюмах

Цели:

• Представление выставки изделий «Семицветье вышитых узоров»;

• Ознакомление с марийским орнаментом;

• Выполнение куклы из бумажных конусов с использованием геометрического орнамента.

Оборудование: выставка изделий, музыкальный центр, записи марийских мелодий, макет куклы,макеты: платья, фартука и головного убора, альбом с моделями марийской одежды, вырезанные конусы из бумаги для изготовления куклы, картинки с марийским орнаментом, клей, фломастеры.

I_. Представление выставки изделий.

Звучит марийская мелодия, на фоне мелодии зачитывается эпиграф к выставке.Эпиграф:

«Как семицветны наши зори

Когда под утро петухи кричат,

Так семицветны вышивок узоры

На тех вещах, что здесь у нас висят.

Любой стежок здесь к месту, всё так точно,

Деталь и совершенна и мудра.

От вышивки такой светло и ночью.

Такие вот марийцы мастера!»

В. Колумб.

На этой выставке представлены национальная повседневная и праздничная одежда народа мари, полотенце, панно, платочки, головные уборы.

Ознакомление с орнаментом марийской вышивки.

Орнамент — одна из древних форм изобразительной деятельности человека, известная еще со времен палеолита (2,6 млн — 150 тыс. лет до н. э). В переводе орнамент от лат. ornemantum — «украшение».

Первоначальные изображения были просты: веточка, осколок ракушки, проведенные по сырой глине, или вдавленные в нее семена растений. Со временем семена были заменены на их изображения. Уже в эпоху неолита (около 10000 лет до н. э) орнамент керамики представляет собой не случайный набор штрихов, полосок, черточек, а продуманный и наполненный символическим содержанием рисунок.

В орнаменте запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте, особенно в народном творчестве, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и художественную выразительность.

Орнаментом украшались одежда (будничная, праздничная, ритуальная, женские украшения, различные предметы (домашняя утварь и предметы культа, жилище, его убранство, вооружение и доспехи, сбруя коня.

Многообразны расположения орнамента: резьба и роспись по дереву, тиснение и резьба по коже, обработка металла, аппликация, бранное и закладное ткачество, вязание, вышивка, керамика обереги.

Традиционный марийский орнамент на костюмах.

Для марийской вышивки характерны три типа орнамента: геометрический, растительный и зооморфный. Геометрический орнамент — состоит из сочетаний фигур в виде ромбов, квадратов, углов, прямых полос, ломанных и кривых линий, крестов, реже кругов, овалов и сложно-узорных мотивов. Узор строится из разных элементов. Растительный орнамент состоит из цветов, букетов, сложных и простых листьев. Вышивка идёт извилистой линией в виде волнообразной ветки с листьями и цветами. Зооморфный или животный орнамент изображается в виде головок коней, птиц направленных в одну сторону или обращенные друг к другу, часто комбинируются с растительными элементами в виде листьев, цветов и веток. Считалось, что если вышить на своей одежде животных то это спасёт от беды. Часто вышивали утку и лебедя, так как считали, что утка дала начало роду мари, а лебедь — символ добра и красоты.

Орнаментальные композиции получили конкретное выражение в зависимости от назначения и типа одежды, от её кроя. В условных знаках вышивки марийцы в прошлом фиксировали многие понятия о природе и реальной действительности, т. е. они обозначали или смысл вещи, или смысл явления.

Типичной для марийской вышивки является и цветовая гамма. Она состоит в основном из четырёх цветов: красного (в различной тональности и насыщенности, зелёного, синего и чёрного. Доминирующим был красный цвет, добавочные -зелёный, синий, жёлтый, оранжевый — вводились небольшими линиями и пятнами в основной (красный) фон вышивки, оживляя её и придавая ей цветовое богатство. Характерная особенность — чёткое выделение узора при помощи окантовки прямой (контурной) линией.

При изучении марийской национальной одежды невозможно обойти вниманием традиционное исполнение оберегов на мужских и женских рубашках. Вышитые символы всегда несли в себе глубокий философский смысл. Они «своеобразно отражали космогонические и мифологические представления предков марийцев, играли роль оберегов или ритуальных символов, передавали понятие об определённом явлении, связанном с добрым или злым началом

Как и у иных народов, марийский национальный костюм включает в себя головные уборы. Вышивка на головных уборах использовалась не только в качестве украшения. Она указывала на возраст и на социальную принадлежность её владельца, являлась определяющей и специфической для каждой этнической группы. Основным признаком этого этнического различия были головные уборы замужних женщин. Они отличались как по покрою и типу изготовления, способам ношения, так и по принципам декора и распространения тех или иных узоров вышивки.

Каждая деталь костюма и каждая разновидность вышивки имели свой орнамент, который не мог использоваться в вышивке других этнических групп. Традиционным было то, что головные уборы передавались из поколения в поколение и ими особо дорожили марийские женщины. Позором и наказанием для женщины служило «обнажение головы».

На рубеже конца X_X начала XX столетия происходит смена эстетических норм не только в расцветки вышивки, но и в характере орнаментального ритма и узоров. Новые материалы, промышленные нитки, серебряные, медные и фарфоровые пуговицы, русские серебряные монеты, различные промышленные красители, декоративная тесьма, цветные ленты, кружева фабричного изготовления давали возможность внести разнообразие в декор народного костюма, требовали новых технических приёмов их соединения и закрепления. Это в какай-то мере обогащало творческую фантазию вышивальщиц, и вносила новое в декор марийской одежды. Но промышленная продукция наложила и свой отрицательный отпечаток на дальнейшее развитие народного декоративного искусства. Ситец сменяет домотканое полотно, анилиновые краски — цветовую гамму вышивок, растительные рисунки покупных и набивных тканей — традиционный орнамент и технические приёмы исполнения. Широкое распространение получила техника «Глади», которая соответственно привела к значительным изменениям. Орнамент начинает приобретать растительный вид.

Физкультминутка марийская игра «Йолетым шеклане» (звучит марийская мелодия)

III. Практическая часть.

Сегодня мы с вами из бумажных конусов изготовим куклу украшенную марийским орнаментом. Перед вами вырезанные конусы туловища, рукава, макеты фартука, головного убора. Используя марийский орнамент вам необходимо создать свой узор и при помощи фломастера украсить (нарисовать) своёизделие: туловище-платье, рукава, фартук, головной убор-платок, нарисовать голову и все приклеить.

IV. Подведение итогов.

Сегодня мы с вами познакомились с одним из видов марийского орнамента который можно использовать в украшение одежды и изделиях домашнего убранства.

Марийское платье в технике ручной вышивки

МУ «Отдел образования и по делам молодёжи»

администрации МО «Оршанский муниципальный район»

МОУ «Великопольская средняя общеобразовательная школа»

Районный конкурс проектных работ младших школьников

«Я познаю мир»

«Изготовление национального платья

в технике ручной вышивки»

проект

Выполнили: ученицы 4 класса

Черемушкина Валерия,

Криваксина Кристина,

Орехова Дарья

Руководитель:

Лебедева З.В., учитель

начальных классов

Великополье

1. Введение 3

1.История марийской вышивки. 4-5

2. Техника вышивки. 5-6

2. Основная часть.

1.Описание внешнего вида модели. 6

2. Организация рабочего места 7

4. Инструменты и приспособления 7

5. Технология изготовления.Составление технологической карты 7-8

6. Расчет себестоимости. 8

3. Заключение. 9

4. Библиографический список. 10

Введение

Мы, учащиеся 4 класса Великопольской СОШ, любим рукодельничать: шить, вышивать, вязать. Вышивка – очень интересное занятие. Мы с 1-го класса занимаемся этим делом. Вышивали салфетки, обереги, головные уборы (вуйонго). В этом году мы решили изготовить необычную, эксклюзивную и запоминающуюся вещь: марийское национальное платье. Наше изделие должно привлекать к себе внимание, производить впечатление на взрослых и детей. Нам хотелось, чтобы наше изделие отличалось от других, не было похожим, мы решили выполнить платье по технике «старинная марийская вышивка».

Цель нашего творческого проекта – изготовление марийского платья в технике ручной вышивки.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

  • продолжить изучение истории и техники ручной марийской вышивки;

  • выбрать эскиз модели и подходящий рисунок для вышивания;

  • оценить себестоимость изделия;

  • представить получившуюся модель.

Этапы создания проекта

1.Проектировочный этап:

1) исследования, определяющие выбор темы проекта, определение потребности в изделии;

2) выбор оптимального варианта конструкции и технологии изделия;

3) выполнение эскиза детали;

4) разработка основных требований к изделию.

2.Технологический этап:

1) материальная реализация проекта: составление технологической схемы на изготовление деталей и сборку изделия;

2) соблюдение техники безопасности;

3) текущий контроль качества выполнения технологических операций;

3. Завершающий этап – защита проекта:

1) анализ результатов работы над проектом (экономическое обоснование, самооценка, оценка окружающих.

2) презентация:

Постановка проблемы

В настоящее время любое платье можно купить в магазине, даже национальное вышитое. Это удобно, но дорого и неинтересно, т.к. изготовленная своими руками вещь больше ценится.

Прежде, чем приступить к выполнению проекта, нам необходимо было узнать как можно больше о технике выполнения марийской вышивки, истории ее появления и традициях. Используя доступную нам литературу и интернет ресурсы, мы продолжили изучение истории возникновения искусства вышивания. С этой целью мы встретились с автором книги «Маритур» И.А.Степановой.

История марийской вышивки

Вышивка является одним из древнейших видов украшений тканей.

Марийцы проявляют интерес к вышивке как в древние времена, так и сегодня. В каждом районе сохранились изготовленные в прошлом и давно вышедшие из употреб­ления вышитые изделия.

Вышивку применяли для отделки деталей женской и мужской, детской одеж­ды; она украшала женские головные убо­ры, свадебные покрывала и платки, полотенца, салфетки.

Узор и изображение вы­полняются вручную с помощью иглы или вышивальной машины на раз­личных тканях цветными или бесцветными нитками. В старину вышивку выполняли на белом (холщовом, льняном) полотне тон­ко спряденными шерстяными нитками до­машнего крашения или покупными хлоп­чатобумажными и шелковыми нитками. Узор выполняли без всяких вспомогатель­ных средств (канвы или предварительно начерченного на ткани рисунка), по отсчету.

С древних времен украшения имели особое значе­ние в жизни человека. Они служили неким условным языком. По украшениям можно было даже определить возраст человека. Кроме того, они использовались в качестве оберегов.

Издревле люди одухотворяли природу. Солнце, де­ревья, птицы, животные — все имело свой магический смысл в древнейших языческих верованиях.

Солнце на вышивке изображали в виде кругов, крестов, ромбов, розеток. Знаком солнца и неба являлся конь. Птица символизировала свет, жизнь всего живого на Земле. Изображе­ние древа жизни, двух птиц или животных, предсто­ящих пред древом, служило знаком семьи, рода. Воп­лощением образа женщины, олицетворением семьи и плодородия было символическое изображение утки.

Для марийской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнаментов, расположенных в виде прямых полос Они строятся из прямых и ломаных линий в вертикальной и горизонтальной симмет­рии.

Типичной для марийской вышивки яв­ляется и цветовая гамма. Она состоит в ос­новном из четырех цветов: красного (в раз­личной тональности и насыщенности), зе­леного, синего и черного. Доминирующим был красный цвет, добавочные — зеленый, синий, желтый, оранжевый — вводились небольшими линиями и пятнами в основ­ной (красный) фон вышивки, оживляя ее и придавая ей цветовое богатство. Харак­терная особенность — четкое выделение узора при помощи окантовки прямой (кон­турной) линией.

Техника вышивки

При выполнении орнамента используют следующую технику вышивки:

косая стежка, счетная гладь, роспись

Техника исполнения разнообразных стеж­ков выполняется по счету нитей на ткани без предварительного нанесения рисунка. В марийской вышивке нет рисунков с округ­лыми очертаниями, все элементы узора вышиваются прямолинейно и геометризировано. Ромбы, квадраты, треугольники образуются контурной вышивкой с запол­нением косой стежкой или счетной гладью, имеют множество вариантов исполнения. Плотная вышивка дополняется мелкими ажурными узорами из зубцов, усиков, крючков и ответвлений, выполняемые рос­писью. Рассмотрим каждый из стежков.

КОСАЯ СТЕЖКА

Косая стежка (темышантур) — шов, ри­сующий линейными параллельными стеж­ками дорожку по лицевой и изнаночной сто­ронам. Длина косой стежки на лицевой сто­роне больше, чем на изнанке. Обычно этот шов выполняется размером: четыре нити в длину, две нити в высоту.

СЧЕТНАЯ ГЛАДЬ

Счетная гладь (керыштыш, темышан­тур) — вышивка гладью, но каждый стежок исполняется по счету нитей, без предвари­тельного нанесения рисунка на ткань. Обычно она ис­полняется только горизонтально, реже — вертикально.

Вышивать начинаем с нижней строчки узора, с левой стороны.

Вышивая таким способом, мы получаем рисунок орнамен­та на лицевой и изнаночной сторонах. Но с одной стороны он выглядит позитивно, с другой — негативно. Этим швом можно со­здавать как самостоятельные рисунки, так и заполнять поле контурного орнамента.

РОСПИСЬ

Роспись (пушкылтур) — двусторонний шов, создающий контур орнамента. Выши­вают в два хода, т.е. по одной и той же линии, в одно и то же место прокола ткани необходимо дважды пройти иголкой. Пер­вым ходом создается пунктирный рисунок, размеры прошитого и пропущенного стеж­ков должны быть одинаковыми. Если сте­жок вышивается по горизонтальной или вер­тикальной линии, то он отсчитывается че­рез две нити. Если стежок вышивается по диагонали, то отсчитываем 2 нити вверх, 2 нити вправо и делаем прокол ткани, в ре­зультате получаем стежок, напоминающий половинку стежка крест

Шов роспись вышивается обычно черными нит­ками, реже темно-синими, иногда корич­невыми. Он придает выразительность ор­наменту и всей вышивке.

Описание внешнего вида модели

После освоения различных техник вышивания, мы приступили к разработке эскиза своей будущей модели. Наше изделие – это платье прямого силуэта, длиной до колена, с короткими рукавами. На правом боковом шве одного из платьев втачана молния. Передняя часть горловины, подол и рукава платья вышиты рисунком – «розетки». Горловина обработана кособейкой, края рукавов и подола — кружевами. Кроме этого, мы украсили свое изделие блестками и бусинками.

Схема

Организация рабочего места

Прежде, чем приступить к выполнению изделия, организуем свое рабочее место так, чтобы все инструменты были под рукой. Освещение слева, игольница на самом видном месте, с правой стороны ножницы и нитки. Еще потребуется ткань.

Инструменты и приспособления

Для вышивки вручную необходимы очень несложные инструменты: иглы, наперсток, ножницы, пяльцы.

Иглы для вышивания по ткани можно применять специальные для штопки и вышивальные № 1 и 2, они средней длины с большими ушками.

Наперсток надевают на средний палец правой руки. Он предохраняет палец от проколов рукой, помогает делать четкие и твердые проколы ткани. Наперсток может быть металлическим или пластмассовый, но обязательно должен быть подобран по размеру пальца.

Ножницы должны быть маленького размера с загнутыми концами. Они служат для отрезания рабочей нитки от вышиваемого изделия. Необходимы также большие ножницы с прямыми концами для обработки края изделия и разрезания ткани и мотков ниток.

Пяльцы предназначены для удобства и натяжения ткани.

Схема для вышивки – это лист бумаги в клетку, на который с помощью условных знаков или цвета нанесен рисунок.

Используемые материалы: для выполнения изделия нам потребуются: нитки разноцветные, иглы, ножницы, ткань габардин белого цвета, пяльцы.

Технология изготовления

  1. Подготовить рисунок или орнамент для вышивки и нанести на ткань;

  2. Подготовить ткань и запялить ее в пяльцы;

  3. Выполнить вышивку косой стежкой, счетной гладью, росписью;

  4. Постирать и проутюжить вышивку.

  5. Передать вышитые изделия для пошива.

Составление технологической карты

«Изготовление национального платья

в технике ручной вышивки»

Выполняемая операция

Техника вышивки

Инструменты и приспособления

Подготовить рисунок. Перевести с книги или нарисовать самим

Бумага в клеточку.

Книга по вышивке.

Нанести узор на ткань

Копировальная бумага, узор, линейка, карандаш

Подготовить ткань, запялить ее в пяльцы.

Пяльцы

Вышить розетки

Вышивка «Счетная гладь»

Пяльцы, нитки, игла, ножницы

Проутюжить вышивку

утюг

Расчет себестоимости

Расчет материальных затрат на изготовление 3 платьев.

Материал

Вид работы

Количество

Стоимость

Ткань Габардин

3 метра

1000 р.

Набор цветных вышивальных ниток

100 р.

Блестки

1 пачка

20 р.

Бусинки

33 шт.

60 р.

Молния

1 шт.

24 р.

Кособейка

2 метр

16 р.

Кружева

6 метров

280 р.

Оплата труда швеи (кройка и шитье)

3 шт.

3000 р.

Итого:

3 шт.

Стоимость одного платья =1500 р.

Заключение

Мы остались довольны выполненной работой. Нам понравилось работать с выбранным материалом. Сложностей при изготовлении изделия у нас не возникло. Мы рады, что пополнили свои знания по технике выполнения различных видов вышивки, моделирования одежды, познакомились с видами тканей и получили первоначальные навыки в швейном деле!

Мы гордимся, что наше изделие отражает традиции и обычаи марийского народа. Мы любим свой народ и постараемся и в будущем сохранить
особенности национального ремесла.

Результатом своей работы мы очень довольны! Будем носить наши платья с большим удовольствием!

Библиографический список.

1. http://maxreferal.ru/referat/mariiskaia-vyshivka/

2.Степанова И.А. Маритур: Встречи с марийской вышивкой.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2005.-160с.: ил.

3. Молотова Т.Л. Марийский народный костюм.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1992.

Валентин Колумб. Он написал стихотворение , который называется «Рождение марийской вышивки». (читает ученик)

Итак,
Как семицветны наши зори,
Когда под утро петухи кричат,
Так семицветны вышивок узоры,
На тувырах и шовырах девчат.
Ты по селу пройдись
Базарной ранью,
Где голомит веселая толпа,
Написана на ней
Крестом и гладью
Нелёгкая народная судьба.
Родной узор
Неповторим и вечен,
И дороги сегодня нам вдвойне
Наплечники червлённые,
Как венчики,
Два солнца-
На груди и на спине.
Любой стежок здесь к месту,
Все так точно
Деталь и совершенна и мудра.
От вышивки такой светло и ночью,
Да, голь была на выдумки хитра!
О, женщины марийские!
Как славно расшито вами
Жизни полотно.
Писать мы научились так недавно,
А вышивать умели так давно.

Новая жизнь марийского орнамента

Всё новое – это хорошо забытое старое. Именно так можно охарактеризовать тенденции современной моды, которые опрометью сменяют друг друга. Мода динамична. Она не стоит на месте. Поэтому, то, что модно сегодня, может выйти из моды уже завтра.

В последнее время в моду повседневной и официальной одежды стали возвращаться старинные марийские вышивки. Появиться в обществе в марийском национальном костюме считают хорошим тоном певцы, музыканты, художники, артисты и другие культурные деятели. Люди, далёкие от сцены, но горячо любящие свою культуру и народ, стараются посещать массовые гуляния, устраиваемые в честь национальных праздников Ӱярня, Кугече, Пеледыш пайрем и др., в одежде, украшенной марийским орнаментом. На традиционные моления в рощу люди также приходят облачёнными в национальные костюмы. Так принято, показать каким-либо элементом из одежды свою принадлежность к нации.

Так, главный редактор интернет-журнала «Арслан» Эльвира Куклина, поделилась с нами: «Я с удовольствием ношу одежду в этностиле. Но не только на официальных мероприятиях, а также каждый день. В моём гардеробе есть много вещей, украшенных марийской вышивкой. Это и платья, костюмы, блузки и даже сумки. Ещё мне нравятся наши марийские украшения. Чтобы завершить образ, я часто использую украшение из ракушек каури, что также является оберегом. Я считаю, что молодому поколению стоит обратить больше внимания на национальную одежду и украшения. Ведь так мы показываем, свою любовь к культуре своего народа».

Конечно, современная одежда, украшенная марийским орнаментом, выглядит иначе, нежели ранее. Женщины уже не носят шурку, шымакш, сорока, нашмакш и другие головные уборы. В их гардеробе отсутствует кафтан, вышитый пояс и другие элементы марийского костюма.

Фабричная одежда больше полу века, как полностью заменила традиционную одежду марийцев. Обувь стала более удобной и практичной. Одежда перестала быть оберегающим элементом, показателем возраста, пола, социального статуса, признаком определения разных этнографических групп марийцев (восточных, луговых и горных). Сейчас это просто «тряпка», которая выгодно подчёркивает красоту, сексуальность, финансовые возможности своего обладателя. Ценность одежды упала, и, конечно, мы сейчас не говорим о деньгах. Человек может быстро обновить свой гардероб, а вышедшие из моды вещи выкинуть или раздать. Люди не хранят, не берегут старую одежду, но всё чаще и больше покупают новую. Украшения также перестали использоваться как обереги. Женщины не носят национальные головные, шейно-нагрудные, поясные подвески и украшения в обычной жизни. Сейчас появились другие украшения, которые служат для демонстрации красоты и богатства их носителя.

В обычной жизни и не встретишь женщину, которая бы прогуливалась по улице в одежде со старинными марийскими вышивками и украшениями. Хотя на традиционных молениях или больших праздниках такое явление не в диковинку. Молодая певица, Алина Макарова, является одной из любимых исполнительниц марийского народа. Звучащие с её уст песни на родном языке порадуют любого, как и её наряд. На концертах Алина выступает в различных костюмах с марийской вышивкой. Но, как призналась сама певица, в обычной жизни она редко носит вещи с марийским орнаментом, однако считает, что её сверстники должны иметь в своём гардеробе что-нибудь национальное.

Посмотрим, какое значение раньше имела одежда. В старину марийцы изготовляли одежду в домашних условиях с использованием натуральных материалов: конопляного, льняного холста; домашнего сукна, полусукна, шкур животных, шерсти и лыка. Это была очень трудоёмкая работа. Все отверстия на одежде украшались орнаментом, чтобы защититься от сглаза или болезни. Орнамент представляет собой композицию из рун, каждый из которых обладал особым смыслом. Так в орнаменте могли присутствовать социальные и полувозрастные знаки. Мужской и женский костюмы состояли из рубахи, кафтана, штанов, пояса с подвесками, головного убора, лаптей с шерстяными и холщовыми онучами и кожаной обуви. Знаки в мужских и женских одеждах были различными, так как отличались по смыслу. Женская одежда была намного богаче украшена, чем мужская.

Раньше молодые девушки сами шили одежду и украшали её вышивкой. Обучение нанесению орнаментов проводилось по женской линии. Ещё с малых лет девушки собирали себе приданное: украшали одежду орнаментом. У них не было схем или черновиков. Рисунок был у них в голове. Вкладывая колоссальный труд в пошивку одежды, женщины ценили то, что носили.

— Возрождение старинных марийских орнаментов, как и любое возрождение, связано с какой-то необходимостью или спросом, — именно так объяснила индивидуальная рукодельница, Ираида Степанова, возвращение марийских вышивок в моду повседневной и официальной одежды. Ираида не просто шьёт одежду, а изучает историю и культуру марийского народа. Для неё важно украсить одежду орнаментом правильно, чтобы сохранялся смысл. Орнаменты мастерица разделяет на: информирующие (информация о человеке), орнаменты-обереги, которые существую отдельно у женщин и мужчин, орнаменты, как сакральные знаки, связанные с марийскими богами. Поэтому, её одежда, украшенная тем или иным орнаментом, имеет своё предназначение.

«Современная одежда со старинными марийскими вышивками пользуется спросом у марийцев, и не только. А спрос есть. Потому что в последнее время люди ощущают быструю утомляемость, слабость и подсознательно тянутся к тем знакам, которые благотворно влияют на них. Это происходит подсознательно. Люди приходят и смотрят. Они понимают, что этот орнамент им просто нравится, а почему нравится, не знают. Они не ставят задачу узнать почему. Организм чувствует, и женщина берёт от орнамента что-то для себя, для своего тела, для своей энергии». Так Ираида Степанова сообщила об энергетическом воздействии орнаментов на человека. Человек находит связь с орнаментом, поэтому, выбирает одежду с приглянувшейся вышивкой.

Говоря о том, как современные девушки и женщины носят национальную одежду и украшения, хотелось бы заметить, что многие из них не знают, как носить украшения и национальную одежду правильно.

На национальных праздниках, культурных мероприятиях часто приходится замечать, что молодые девушки приходят одетыми в костюм не для своего возраста и социального положения.

Ираида Степанова:

Девушки не должны носить шымакш, сорока, шарпан и другие головные уборы. Так как они предназначены для женщин. Им больше подойдут платки и головная повязка.

Массивные нагрудные украшения (оберег груди) также девушкам не стоит на себя надевать. Ведь они ещё молоды. На девушках должно быть намного меньше оберегов, чем на женщинах. Ведь женщина отвечает не только за своё здоровье. Её задача родить здоровое потомство. Она вышла замуж, стала женщиной, родила. Она кормит грудным молоком своего ребенка, и, естественно, ей нужно оберегать грудь. Это поток жизненной силы. Вот для чего женщины раньше носили оберег груди. Современные молодые женщины абсолютно не предают этому значение.

Среди украшений выделяются бронзовые, керамические, бисерные украшения в этностиле. Ракушку каури или шӱшер надевают женщины любых возрастов. У женщин они более солидные. У молодых девушек они более лёгкого исполнения, как и более облегчённые шейные украшения.

Не редкостью является и то, что в женской одежде могут встречаться мужские знаки (оберег мужской силы), которые в принципе не должны быть на женщине. Как и на мужской рубашке может появиться женский знак – оберег груди. Разве мужчина кормилец грудью?

Оба знака являются знаками половой зрелости. Их не может носить ребёнок. Для детей шьётся современная одежда с растительными знаками, напрямую говорящими о том, что ребёнок растёт.

Итак, мужчинам, женщинам, девушкам и детям непременно следует надевать одежду для своего возраста и социального положения. И надо интересоваться тем, что ты на себя надел, изучать орнамент на костюме. Только при таком случае вы сможете правильно носить национальную одежду и украшения.

Надежда Тимофеева.

На протяжении веков марийские женщины украшали вышивкой свою одежду, предметы быта, которые сегодня можно назвать произведениями народного искусства. В наше время найти мастеров традиционной вышивки непросто.

Марийская вышивка непосвященному человеку непонятна: у любого глаза разбегутся от разнообразия цветных узоров. Между тем, каждая линия, каждый знак имели свой смысл, были одним из средств общения. Язык вышивки передавался из поколения в поколение. Уже с шестилетнего возраста девочку начинали обучать искусству обращения с иголкой. К совершеннолетию она должна была вышить себе комплект одежды и приготовить приданое.

Вы знаете, что обозначают марийские символы в оберегах? Краевед, мастер марийской вышивки Ираида Степанова поделилась своими знаниями.

Родовое дерево (Еш пушеҥге).
Каждая семья привлекает силы родовых деревьев. Чем они крепче, тем сильнее молодая семья.

Великая матерь (Шочынава)
Человек родился, и его земная жизнь с этого момента находится под покровительством Шочынава. Она способствует реализации предназначения человека.

Оберег мужской силы (Oрма)
Знак зрелости мужчины, его способности воспроизводить.

Сторож дома (Сурт орол)
Квадрат — это земля, дом где ты живешь. Его оберегают от неприятностей множество крестов и задерживающих воронок.

Дерево (Пушеҥге)
Символизирует начало жизни, олицетворяет связь верхнего, среднего и низшего миров, дающих дереву магические жизненные силы.

Оберег груди (Чызе орол)
Знак зрелости женщины, Оберег здоровья женщины-матери, символ мужества и плодородия.

Дуб или дубовые листья (Тумо лышташ)
Символ крепкого здоровья и твердой жизненной позиции. Это одно из святых деревьев, среди которых марийцы проводили моления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *