Марш чайковского деревянных солдатиков

Конспект и презентация по музыке на тему «Марши» (2 класс)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей №21, г. Иваново.

Учитель музыки – Тарасова Надежда Николаевна.

Урок музыки во 2 классе.

Урок №6 «Эти разные марши».

Интонация шага. Ритм марша.

Повторение + проверить домашнее задание (вырезки танцующих людей)

  • Какие пьесы мы слушали? (танцы)

  • Отличаются ли танцы друг от друга? (да)

  • По каким признакам можно узнать танец? (по размеру, характеру…)

  • Какие танцы мы послушали? (вальс, полька, камаринская, тарантелла)

  • Музыка каких композиторов звучала на уроке? (Чайковского и Прокофьева)

  • Из каких фортепианных циклов? (Детский альбом, Детская музыка)

Новый материал.

  • А что вы знаете о марше? (это музыка, под которую маршируют)

  • Какими они могут быть? (военными, детскими, бодрыми, быстрыми, медленными)

  • Кто под них марширует? (солдаты, дети, люди)

  • В каких жизненных ситуациях может звучать марш? (когда праздничный парад, или военный парад, спортивный – футбольный, траурный …)

Музыка всех маршей разная, а значит, и поступь будет разной.

А сегодня мы узнаем, какие есть марши в детских циклах Чайковского и Прокофьева. Кто марширует и как.

Помогут нам в этом картинки на стр.26-27 учебника с ритмическим рисунком и героями.

А ещё, обратите внимание на определения, которые даны в цветных полосках. Это выписаны характеры звучания.

Так же как и на прошлом уроке, вам предстоит самостоятельно определить, какая картинка подходит услышанной музыке.

  • Готовы?

Тогда вперёд!

Слайд №2. Сначала будет звучать музыка С.С.Прокофьева из цикла «Детская музыка».

МАРШ №1. Слайд №3.

ЗВУЧИТ «МАРШ»

Слайд №4.

МАРШ №2. Слайд №5.

ЗВУЧИТ «ШЕСТВИЕ КУЗНЕЧИКОВ»

Слайд №6.

МАРШ №3. Слайд №7.

ЗВУЧИТ «ХОДИТ МЕСЯЦ НАД ЛУГАМИ»

Слайд №8.

Приём повторения основной мелодии с изменениями называется в музыке ВАРЬИРОВАНИЕМ, ВАРИАЦИЯ.

Слайд №9. А сейчас музыка будет звучать П.И. Чайковского из «Детского альбома».

МАРШ №1. Слайд №10.

ЗВУЧИТ «МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ»

Слайд №11.

  • Слышна интонация шага? (да)

  • Кто под эту музыку может маршировать? (игрушечный солдатики, маленькие ребята)

  • Как звучит пьеса: динамика, темп, характер? (не громко, подвижно, твердый и отрывистый марш)

МАРШ №2. Слайд №12.

ЗВУЧИТ «ПОХОРОНЫ КУКЛЫ»

Музыка нужна человеку и в радости, и в горе.

Похоронный марш — это последнее шествие человека. Такие марши всегда серьезные и грустные.

И здесь трагедия случилась с куклой. Ведь и игрушки у нас не вечны, приходится расставаться и с ними.

Итог урока:

  • Что такое марш? (это музыка, под которую маршируют)

  • Отличаются ли марши друг от друга? (да, очень)

  • Только ли интонация шага слышна? (нет, сегодня мы услышали, где марш звучит песенно, и танцевально)

  • В каких жизненных ситуациях звучат марши? (в праздничные дни, спортивные, военные, парадные, похороны…)

  • Как назывались марши – пьесы, которые сегодня звучали? (Марш, Марш деревянных солдатиков, Шествие кузнечиков, Ходит месяц над лугами, Похороны куклы).

  • Музыку чьих композиторов слушали? (Прокофьев, Чайковский)

  • Из каких фортепианных циклов? (Детский альбом, Детская музыка)

Послушайте песню «Солдатушки, бравы ребятушки». Слайд №14.

  • Как она звучит?

  • Подходит к теме нашего урока?

Звучит песня «Солдатушки, бравы ребятушки!»

(звучит мужественно, торжественно, маршевый характер – подходит теме урока)

Давайте исполним эту песню.

Девочки будут спрашивать, а мальчики отвечают и маршируют.

Исполнение песни по ролям с движением под фортепиано — 2 класс.

(текст песни на экране)

  • Слайд №15. Д/З Найти картинки марширующих людей и наклеить в тетрадь. (или нарисовать)

Кадры

Марш деревянных солдатиковBabes in Toyland, 1934 Подписка на обновления… подписались 10 человек

Кадры & Постеры & Обои

ЗаражениеContagion все обои

Кадры & Постеры & Обои

Мир Дикого ЗападаWestworld
Кролик ДжоджоJojo Rabbit
ЗаражениеContagion
Звёздные войны: Скайуокер…Star Wars: Episode IX — The Ris…
Камуфляж и шпионажSpies in Disguise
Кома
ПиноккиоPinocchio
Терминатор: Тёмные судьбыTerminator: Dark Fate Прекрасная эпохаLa Belle Époque все постеры

Кадры & Постеры & Обои

Мир Дикого ЗападаWestworld

Кролик ДжоджоJojo Rabbit

ЗаражениеContagion

Звёздные войны: Скайуокер…Star Wars: Episode IX — The Ris…

ПиноккиоPinocchio

Терминатор: Тёмные судьбыTerminator: Dark Fate

19171917

ЧужакThe Outsider все кадры Кинокасса США • $ Россия 1.ВперёдOnward10 532 000 2.Верю в любовьI Still Believe9 500 000 3.БладшотBloodshot9 300 000 4.Человек-невидимкаThe Invisible Man6 000 000 5.ОхотаThe Hunt5 320 000 13.03 — 15.03 Кинокасса России • руб. США 1.Отель «Белград»232 951 329 2.ВперёдOnward197 436 110 3.Человек-невидимкаThe Invisible Man104 790 006 4.ДжентльменыThe Gentlemen102 885 452 5.Лёд 270 058 459 06.03 — 08.03 Результаты уик-энда Зрители3 467 763619 461 Деньги917 615 533 руб.183 518 557 Цена билета264,61 руб.6,88 06.03 — 08.03 Лучшие фильмы — Top 250 210. Гарри Поттер и философский каменьHarry Potter and the Sorcerer’s Stone 8.061 211. Дурак 8.059 212. Я – СэмI Am Sam 8.059 213. АпокалипсисApocalypto 8.058 214. ПодменаChangeling 8.057 лучшие фильмы Ожидаемые фильмы 19. Отряд самоубийц 2The Suicide Squad 86.87% 20. Аватар 4Avatar 4 84.61% 21. Индиана Джонс 5Untitled Indiana Jones Project 84.05% 22. Семейка Крудс 2The Croods 2 79.62% 23. Форсаж 9F9 72.99% ожидаемые фильмы Сегодня в кинорейтинг Бладшот Bloodshot 5.766 Вперёд Onward 7.682 Отель «Белград» 6.386 Джентльмены The Gentlemen 8.688 Человек-невидимка The Invisible Man 6.730 афиша Скоро в кинопремьера Тайная жизньA Hidden Life19.03 Тролли. Мировой турTrolls World Tour19.03 Побег из ПреторииEscape from Pretoria02.04 Воспоминания об убийствеSalinui chueok16.04 Стрельцов16.04 премьеры

 Марш деревянных солдатиков


детский альбом
Чайковский родился 25 апреля (7 мая) 1840 г. в семье горного инженера, начальника Камско-Воткинского завода. Предки отца происходили из украинских казаков, дед матери был обрусевшим французом. В семье родителей музыку любили, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме проводились музыкальные вечера. Способности к музыке проявились у Чайковского рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а через три года читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. В 1850-59 Чайковский учился в Училище правоведения, после чего поступил на службу в Министерство юстиции. В 1855-58 брал уроки игры на фортепиано у известного в то время пианиста Р. Кюндингера, который был невысокого мнения о способностях своего ученика. По собственному желанию (несмотря на скептическое отношение родителей) в 1861 Чайковский приступил к серьезным занятиям в музыкальных классах Петербургского отделения Русского музыкального общества. Осенью 1862 он стал студентом преобразованной из музыкальных классов Петербургской консерватории, которую с отличием окончил в 1865 по классам А. Г. Рубинштейна (класс инструментовки), высоко ценившего талант ученика, и Н. И. Зарембы (теория композиции). Итак, ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич — выдающийся российский композитор. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург. Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Творческое наследие Чайковского огромно. Перечисление всех произведений и дат их создания и исполнения значительно увеличило бы объем данной страницы. Здесь у вас есть возможность послушать фортепианные пьески для детей `Детский альбом`, ор.39 в исполнении Павла Егорова. От себя рекомендую посетить последнее жилище композитора — дом-музей в подмосковном г.Клин. Именем Чайковского названы (1940) Московская и Киевская консерватории, концертный зал в Москве; с 1958 в Москве каждые 4 года проводится Международный конкурс имени Чайковского.
Чайковский П.И.
Источник: интернет

Пётр Ильич Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор, который своим творчеством внёс неоценимый вклад в развитие не только русской, но и всей мировой музыкальной культуры. Сочиняя великолепные произведения в различных жанрах, он в каждом из них воплотил свой уникальный талант. Музыка Чайковского – это целый мир, который выдающийся маэстро выразил в чарующих звуках. Творческое наследие композитора велико, однако особо важное место в нём занимают сочинения, которые он написал для юных музыкантов, как например цикл фортепианных пьес «Детский альбом». Входящие в сборник двадцать четыре чудесных миниатюры живописно рассказывают об одном дне из жизни ребёнка, наполненном увлекательными занятиями, сказками доброй няни и любимыми игрушками, такими как маленькие солдатики. Стремясь угодить юным исполнителям, Пётр Ильич посчитал, что миниатюра с названием «Марш деревянных солдатиков» обязательно должна входить в сборник детских пьес.

Историю создания пьесы Петра Ильича Чайковского «Марш деревянных солдатиков», а также музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

История создания

История создания миниатюры «Марш деревянных солдатиков» неделимо связана с возникновением сборника фортепианных пьес для юных исполнителей «Детский альбом», написанный Петром Ильичом Чайковским в период с мая по июль 1878 года. Композитор в то время гостил у своей сестры Александры Ильиничны, которая вместе со своим мужем Львом Васильевичем и детьми проживала в большой усадьбе Каменка, принадлежащей большой семье Давыдовых. Это поместье, располагавшееся недалеко от Киева, было любимым местом выдающегося маэстро.

Уютная домашняя обстановка и живописная природа располагала его к созданию выдающихся произведений. Вторая, третья, четвёртая симфонии, оперы: «Опричник», «Вакула», «Евгений Онегин», а также знаменитый балет «Лебединое озеро» — к тому времени все эти великолепные шедевры Чайковский создал именно в Каменке. Однако была ещё одна причина, по которой композитор стремился в поместье — это семеро его обожаемых племянников и племянниц. Пётр Ильич относился к ним как к родным детям: любил и баловал, каждый раз привозя и одаривая множеством подарков. Юные родственники тоже с нетерпением ждали приезда любимого дяди, ведь он так интересно рассказывал о своих путешествиях в разные страны. Вместе им было весело: они играли и гуляли, запускали фейерверки, устраивали танцевальные вечера. Общение с детьми, их проказы и весёлая болтовня так забавляли композитора, что от этого он чувствовал себя необычайно счастливым.

Вот в такой милой сердцу Чайковского атмосфере и появился цикл фортепианных миниатюр «Детский альбом», однако его созданию предшествовала череда неприятных событий, которые произошли за год до этого в личной жизни композитора. В июле 1877 года Чайковский совершил необдуманный поступок, женившись на Антонине Милюковой. Супруга своим истерическим характером так разочаровала Петра Ильича, что он оказался на гране сильного нервного расстройства. Чтобы разогнать мрачные мысли, которые могли привести к самым непредсказуемым последствиям, композитор решил срочно сменить обстановку и на полгода уехать из России. Путешествуя по странам Европы, Чайковский немного развеялся, но ему не хватало общения с близкими людьми, поэтому он написал брату Модесту и предложил ему приехать в Италию. Модест откликнулся на просьбу старшего брата, но прибыл не один, а вместе со своим глухонемым воспитанником Колей Конради.

Пётр Ильич и ранее был знаком с этим мальчиком, которого характеризовал как очень смышлёного и кроткого по нраву. Композитору нравилось ухаживать за мальчиком, заниматься с ним, наблюдать за его реакцией от впечатлений, которые доставляли путешествия. Однако Коля был не единственным ребёнком, с которым Чайковский общался во время своего зарубежного странствия. На улицах итальянских городов он довольно часто встречал детей, зарабатывавших себе на пропитание выступлениями перед случайно собравшейся публикой. Особое впечатление на Петра Ильича произвёл флорентийский мальчик Витторио. Обладавший красивым голосом, он настолько душевно исполнял народные песни, что заставил композитора искренне восторгаться его мастерством. Вот такие интересные знакомства и подтолкнули композитора к замыслу о создании сочинений, которые бы помогали творческому развитию молодых талантов. Чайковский и ранее обращал внимание на то, что репертуар, используемый для обучения детей весьма беден. Из того что было особого внимания заслуживал «Альбом для юношества» — сборник фортепианных миниатюр, написанных немецким композитором романтиком Робертом Шуманом в подарок для его семилетней дочери Марии. Загоревшись этой идеей, Пётр Ильич решил в первую очередь заручиться поддержкой главы музыкального издательства Петра Ивановича Юргенсона, и в феврале 1878 года отправил ему письмо. В ответном послании издатель одобрял интересную и нужную задумку композитора.

В апреле 1878 года Чайковский, вернувшись на родину, сразу направился в Каменку. В этот приезд, которому как всегда все были очень рады и в первую очередь дети, Пётр Ильич особенно внимательно наблюдал за музыкальными занятиями своих племянников и племянниц. Таким образом, он подготавливал себя к сочинению детских фортепианных пьесок, у которых, как он считал, обязательно должны быть привлекательные названия.

Работу над циклом детских миниатюр, в который вошло вышеназванное произведение «Марш деревянных солдатиков», Чайковский начал в последних числах апреля, а завершил в мае. Затем на редактирование эскизных материалов всего сборника у него ушло ещё полтора месяца. В июле Пётр Ильич отправил сборник в музыкальное издательство Юргенсона, на обложке которого сделал пометку, что посвящает его своему любимому племяннику Володе Давыдову. «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману» впервые был напечатан накануне нового 1879 года

Содержание «Марша деревянных солдатиков»

«Марш деревянных солдатиков». В этой забавной и весёлой по характеру миниатюре Пётр Ильич Чайковский с большим чувством юмора нарисовал военный парад, в котором под звуки миниатюрных барабанов и флейт маршируют маленькие деревянные солдатики. Несмотря на лёгкость звучания, чёткая музыка ярко отображает отважных и решительных игрушечных воинов, которые на плацу слаженно чеканят шаг.

Пьеса написана композитором в тональности Ре мажор, в простой репризной трёхчастной форме, которую можно отразить в формуле: А В А.

Вся тематика композиции, имеющей бодрый маршевый характер, подчёркнута акцентированным пунктирным ритмом. Её мелодические линии, сопровождаемые почти сплошной гармонизацией, ненавязчиво интонационно устремляются вверх. В первой части, чтобы нарочито подчеркнуть «игрушечность» музыки, автор выставляет динамический оттенок пианиссимо.

В среднем, кульминационном разделе произведения, где звучность достигает меццо форте, музыка приобретает тревожный характер. Основная тема, представленная здесь в довольно изменённом виде, звучит немного взволнованно. Следующий далее тематический материал третьей части полностью повторяет первую часть.

Основные трудности, возникающие при разучивании фортепианной миниатюры «Марш деревянных солдатиков».

  • Для точного воплощения задуманного композитором образа произведения необходимо добиваться лёгкости звучания при чётком и упругом исполнении пунктирного ритма и аккордов.
  • Акцентированные ноты должны только поддерживать «игрушечность» музыки и сильно не выделяться из общего динамического плана.
  • Ещё одной технической сложностью в пьесе являются репетиции в партии левой руки в 8, 16 и 40 тактах. Здесь обязательно следует придерживаться аппликатурных рекомендаций указанных в тексте.
  • Важное значение в произведении имеет педализация. Короткая педаль на сильную долю такта помогает акцентированию, а также лучшему восприятию звучания фактуры.

«Марш деревянных солдатиков» — эта фортепианное произведение Петра Ильича Чайковского, как и все пьесы «Детского альбома», является миниатюрой не только высокой художественной, но и педагогической ценности. В работе над созданием образа, задуманного композитором в произведении, перед юным исполнителем встают определённые технические трудности, преодоление которых помогут ему в дальнейшем творческом развитии.

Разбор пьесы «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П. И. Чайковского

Ирина Чичина
Разбор пьесы «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П. И. Чайковского

Музыкальный язык очень хорошо умеет передавать чувства и настроения. Для того, чтобы «нарисовать» что-нибудь с помощью музыки или «рассказать» о чём-нибудь, композиторы прибегают к помощи обычного, словесного языка. Это может быть всего одно слово в названии пьесы.

Первым выдающимся сборником музыки для детей в русской фортепианной литературе был «Детский альбом» П. И. Чайковского. В нем поместилась целая детская страна, большой мир ребенка, рассказанный в звуках.

«Детский альбом» отличается не только огромной художественной ценностью, но и чрезвычайно полезен для воспитания музыкальности детей.

«Детский альбом», ор. 39 был написан П. И. Чайковским в мае 1878г. и посвящён своему любимому племяннику Володе Давыдову. Живя в гостях у своей сестры в Каменке, близ Киева, «родовом гнезде» большой дворянской семьи Давыдовых и часто, слушая игру любимца Володи, которому тогда было 6 лет, Пётр Ильич поражался бедности репертуара для начинающих. Он любил гулять со своими племянниками, устраивал фейерверки, музыкальные спектакли, вечера с танцами, принимал участие в играх, наслаждался непосредственностью детей. Тогда-то и задумал он создать альбом пьес для ребят.

На титульном листе первого издания полное название цикла: «Детский альбом. Сборник лёгких пьесок для детей (подражание Шуману). Сочинение П. Чайковского». Действительно, можно проследить связь «Детского альбома» П. И. Чайковского с аналогичным сочинением Р. Шумана «Альбом для юношества». Оба композитора говорят с детьми удивительно ясно и просто и в то же время серьёзно, без всякого «подлаживания». Сборники очаровывают своей лиричностью. «Детский альбом» Чайковского воспринимается как русская музыка, как серия картинок, посвящённая быту и жизни русских детей. Пётр Ильич стремился к тому, чтобы его музыка была живой и увлекательной, поэтому он проявлял интерес даже к внешнему оформлению издания пьес – к картинкам, к формату сборника.

В «Детском альбоме» П. И. Чайковского 24 пьесы, не связанные единой тематикой. В каждой пьесе содержится конкретный сюжет, живое поэтическое содержание, однако несколько относительно самостоятельных сюжетных линий можно отметить. В сборнике запечатлён широкий круг образов.

«Марш деревянных солдатиков» (№5, наравне с «Игрой в лошадки» (№3, относится к «игровым» пьесам детского цикла, это «игры мальчиков». Пожалуй, это самые безоблачные, детские наивные пьесы «Альбома».

«Марш деревянных солдатиков» представляет собой забавный марш, под звуки «игрушечного» оркестра с флейтами и барабанчиком словно отчеканивает шаг игрушечное войско деревянных солдатиков. Эта «игрушечность» подчеркнута очень тонкими средствами – тихое (piano) и даже очень тихое (pianissimo, в самом начале, исполнение. В этой миниатюре композитор рисует музыкальный образ точными и экономичными средствами выразительности– ощущение кукольности и деревянности передается четкостью ритмического рисунка, выверенностью штриха. Вся пьеса исполняется предельно чётко, ровно, строго, в умеренном темпе. Для фортепианной фактуры П. И. Чайковского характерна значительная роль аккордового типа изложения. Тесное расположение аккордов, согласованность ритма и штрихов образно передают слаженные движения солдатиков, идущих тесным строем под дробь барабанщика.

Пьеса написана в простой трёхчастной форме. Середина пьесы звучит затаённо и даже немного угрожающе, благодаря смене лада (ля-минор) и применению неаполитанской гармонии. Но и эта по динамике часть не выходит за рамки звучности piano.

В репризе вновь восстанавливается первоначальная звучность, еще тише, чем в середине пьесы, словно «игрушечное» войско удаляется.

П. И. Чайковский при написании «Альбома» достиг своей цели, создав маленькие шедевры, запоминающиеся пьесы, близкие и понятные каждому ребенку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *