Массаж пальцев рук

Пальчиковый массаж как средство развития речи детей

Вера Васильева
Пальчиковый массаж как средство развития речи детей

Существует много различных способов, методов и методик развития речи и мышления. Среди них, далеко не всем известный, — пальчиковый массаж, способствующий активизации речевых центров головного мозга.

Пальчиковый массаж и самомассаж — один из наиболее редко применяемых на практике видов деятельности, так как не является обязательным в программе дошкольного и школьного образования. В связи с этим отсутствуют развернутые методические рекомендации по проведению самомассажа с детьми.

Игровой пальчиковый самомассаж — это нетрадиционный, высокоэффективный, доступный и безопасный метод оздоровления, развития речи, познавательной деятельности, общей и мелкой моторики детей. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Одновременно с этим в кору головного мозга поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Он является эффективным средством совершенствования таких психических функций как внимание, память, зрительно-моторная координация, а так же развитие речевой и творческой сфер.

Наиболее значительный эффект можно получить, если сопровождать массажные упражнения речевым материалом. Использование игрового пальчикового самомассажа в сопровождении легко запоминающихся стихов и в сочетании с сюрпризными игровыми моментами позволяют организовать занятия, как весёлые эмоциональные непринуждённые минутки отдыха, релаксационные паузы, и, в то же время, повысить эффективность коррекционной работы на занятиях. Делая себе массаж пальчиков, дети развивают речь, мышление, мелкую и общую моторику и при этом способствуют укреплению своего здоровья.

Самомассаж можно успешно проводить индивидуально и с группой детей одновременно в детских садах, в начальной школе и в условиях семьи.

Разработанный комплекс занимательных игровых упражнений способствует пробуждению интереса к занятиям, умению понимать словесные инструкции, развитию темпо-ритмической, интонационной и слоговой структуры речи, внимания, памяти, усидчивости, обогащению активного словарного запаса, формированию связной речи, помогает сделать речь яркой и эмоциональной, содержит элементы релаксации и эмоциональной разрядки, повышает настроение детей.

Комплекс занимательных игровых упражнений пальчикового массажа для дошкольников с нарушениями речи

1. Массаж (самомассаж) подушечек пальцев рук

Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимаю подушечку снизу, разминая ее. На каждую строчку стиха – разминание одного пальца.

Дети любят всех зверей: (большой палец)

Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)

Пеликанов, журавлей, (средний палец)

Бегемотов, соболей, (безымянный палец)

Голубей и глухарей (мизинец)

Меняем руку

И клестов, и снегирей (большой палец)

Любят горного козла (указательный палец)

Обезьянку и осла (средний палец)

Дикобраза и ежа (безымянный палец)

Черепаху и ужа (мизинец)

2. Массаж (самомассаж) фаланг пальцев

Направление массажных движений – от ногтевых фаланг к основаниям пальцев. На каждый слог – разминание одной фаланги.

По-пу-гай (мизинец) во-ро-бей (безымянный) пе-ли-кан (средний) со-ло-вей (указательный) пти-цы (большой)

А-на-нас (мизинец) аб-ри-кос (безымянный) а-пель-син (средний) ман-да-рин (указательный) фрук-ты (большой)

3. Массаж (самомассаж) прижимающий

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку – нажим на один палец.

Правая рука

Шел медведь к своей берлоге (мизинец)

Да споткнулся по дороге (безымянный)

«Видно очень мало сил (средний)

Я на зиму накопил» (указательный)

Так подумал и пошел (большой)

Левая рука

Он на поиск диких пчел (большой)

Все медведи – сладкоежки (указательный)

Любят есть медок без спешки (средний)

А наевшись, без тревоги (безымянный)

До весны сопят в берлоге (мизинец)

4. Потягивание за кончики пальцев

Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги

Тянут – тянут (мизинец)

Бабка с дедкой (безымянный)

Из земли (средний)

Большую репку. (указательный)

Вот пришла бы (большой)

Наша внучка, (большой)

Помогла б (указательный)

Собака Жучка (средний)

Где же кошка? (безымянный)

Мышка-крошка? (мизинец)

Хоть держалась крепко, (одноименные пальцы соединить подушечками друг к другу)

Вытянута репка!

5. «Щелчки»

Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному. Затем палец отпускают и он с силой падает вниз.

Вариант 1

На каждый щелчок назвать предметы из какой-либо категории, например, стол – стул – диван – шкаф – кресло (это мебель)

Вариант 2

Все пальцы по очереди отталкиваются от большого, изображая щелчки.

Во дворе у брата

Бегали котята.

Испугались щелчка –

Разбежались кто куда!

6. Самомассаж мячиками для Су-Джок терапии

Катание мячика между ладонями, прокатывание по каждому пальцу

Я катаю колобок,

У него румяный бок,

Круглый бок, румяный бок,

Вот так чудо – колобок!

7. Массаж (самомассаж) колечками для Су-Джок терапии

Прокатывание колечка по каждому пальцу от кончика к основанию 4-6 раз, нажимая на него.

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, избалованный он самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

8. Самомассаж бусинками

Катание бусинки между большим и другими пальцами. На каждую строчку – один пальчик, а смена рук – после четверостишия.

Круглую рожицу, а не косую 1-й – 2-й

Каждому пальчику я нарисую 1-й – 3-й

Пальчики, как озорные мальчишки 1-й – 4-й

Целых четыре веселых братишки 1-й – 5-й

Смена руки

Пятый братишка на голову ниже, 1-й -2-й

Только умишком и он не обижен. 1-й – 3-й

Даже такое порою бывает: 1-й – 4-й

Маленький всем четверым помогает! 1-й – 5-й

9. Самомассаж шестигранными карандашами

Катание карандаша между ладонями, пропускание карандаша между двумя, тремя пальцами.

Покатаю я в руках карандаш немножко,

Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки.

10. Массаж ладоней шариками «марблс» (можно заменить орехами)

Взять два стеклянных шарика, положить их в одну руку, и без помощи второй руки обвести один шарик вокруг другого. Шарики (орехи) должны соответствовать размеру руки ребенка.

Вы видали циркача? Мячи идет вокруг мяча!

Кружит с видом знатока, будто шмель вокруг цветка.

11. «Горошки»

Насыпать горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины одну за одной и удерживает их в руке, набирая целую горсть. После двустишия – смена рук. Каждая горошина берется на ударный слог.

С блюдца я беру горошки, словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки – руки держат все горошки.

12. Самомассаж прищепками

Берем бельевые прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог.

1-ый вариант

Вот проснулся, встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок.

Дай, хозяйка корма мне,

Раньше, чем моей родне.

2-ой вариант

Кусается больно котенок – малыш.

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, глупыш,

А будешь кусаться,- скажу тебе: «Кыш!»

13. Массаж четками

Ребенок проговаривает строчку – откладывает бусину. Работают 1, 2, 3 пальцы, а 4 и 5 держат четки.

Четки мы перебираем,

Все на свете мы считаем.

За день всходит только раз

В синем небе солнца глаз.

И гордится голова:

У нее-то глаза два!

Мы пускаем пузыри:

Раз пузырь, и два, и три.

Мы считаем дырки в сыре:

Раз и два, и три, четыре.

Будем пальчики считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Массаж для развития речи

Что такое массаж для развития речи?

Как он поможет улучшить речь ребенка?

Какие виды речевого массажа можно делать дома самостоятельно, а какие нужно доверить специалисту?

На эти и другие вопросы мы ответим в этой статье.

Логопедический массаж. Понятие

Логопедический (речевой) массаж — это один из методов коррекции нарушений речи. Он помогает развить артикуляционные мышцы ребенка и улучшить состояние нервов и кровеносных сосудов речевого аппарата. Массаж снимает артикуляционные спазмы и нормализует тонус мышц. Как следствие — речь заметно улучшается.

Обычно логопедический массаж назначают детям с 4-5 лет, если у них есть задержка речевого развития (ЗРР) или другие патологии речи (например, дизартрия).

Этот метод логокоррекции проводится в комплексе с артикуляционной, дыхательной и голосовой гимнастикой.

Требования к проведению речевого массажа

Проводить такой массаж должен логопед, прошедший специальный курс обучения и владеющий детской анатомией и физиологией. Иначе неумелыми действиями можно нанести вред ребенку.

Для массажа обычно используют массажный зонд или только руки.

Стоит обратить внимание на кабинет, в котором будет проводиться массаж. В помещении обязательно должны быть детские игрушки, кушетка и кресла. Там не должно быть предметов, которые могут напугать ребенка — например, медицинских инструментов. В помещении должно быть тепло.

Процедуру проводят чистыми руками с остриженными ногтями, без порезов на коже и украшений. Другой вариант — в одноразовых перчатках.

Речевой массаж рекомендуется делать ежедневно. Так процедура даст ощутимый эффект. Продолжительность курса устанавливается логопедом.

Родители могут делать некоторые элементы логопедического массажа дома, перед этим посоветовавшись со специалистом. А также можно использовать облегченные варианты логопедического массажа — например, массировать ребенку ладошки под забавные стихотворения.

Какой специалист назначает речевой массаж

Речевой массаж проводится только по показаниям и по рекомендации невролога.

Именно он, осмотрев малыша, принимает решение о необходимости этой процедуры. Невролог может назначить массаж как по рекомендации логопеда, так и без нее.

Показания к проведению

Показаниями к процедуре являются такие нарушения:

  • ЗРР — задержка речевого развития (т.е. более позднее овладение устной речью у детей до 3 лет);
  • дислалия (нарушение произношения звуков);
  • дизартрия (ограниченная подвижность артикуляционных мышц и нарушения речевых нервов);
  • ЗПР — задержка психического развития (т.е. нарушение нормального темпа развития внимания, памяти, мышления и т.д).

Противопоказания к применению

Существует ряд ограничений для проведения логопедического массажа. К ним относятся:

  • недавно перенесенные ребенком заболевания типа ОРЗ и ангины — перед новой процедурой надо выждать хотя бы 10 дней;
  • гнойные или грибковые заболевания на коже у ребенка или логопеда;
  • гематомы на массируемых участках;
  • инфекционные раны на коже;
  • эпилепсия;
  • онкологические заболевания;
  • туберкулез;
  • болезни сосудов или капилляров;
  • острые аллергические заболевания.

Массаж ладошек для развития речи

Массаж ладошек для развития речи

В домашних условиях можно проводить массаж ладошек для развития мелкой моторики. Ведь давно известно, что на ладонях находится множество нервных окончаний, стимуляция которых развивает речь.

Для достижения заметного эффекта лучше заниматься каждый день, около 15 минут.

Массаж стоит проводить в форме игры и сопровождать детскими стихотворениями.

Сперва применяют приемы пассивного массажа, когда массирующие движения делает взрослый. Затем переходят к приемам активного массажа, которые выполняет сам ребенок.

Приемы пассивного массажа

  • «Солнышко». Кисти рук ребенка гладят с обеих сторон подушечками пальцев, как будто лучами солнца.

Солнышко лучами гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама, лишь одно бывает.

  • «Сорока-белобока». Кисти рук малыша поглаживают с обеих сторон спиралевидными движениями.

— Сорока-сорока, где была?
— Далеко.
Дрова рубила, печку топила, воду носила.
Кашку варила, деток кормила.

  • «Метель». Кисти рук с обеих сторон зигзагообразно поглаживают.

Свистели метели, летели снега,
Стелила постели большая пурга.
И было метелям совсем не до сна.
Мы утром взглянули на сад – сугробы в саду, как подушки, лежат.

  • «Улитка». Края ладоней растирают и легонько щипают.

Толстушка–ползушка, дом-завитушка!
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке.
Ползи, не спеши, рога покажи.

  • «Пила». Ребром ладони “пилят” вдоль и поперек ладошку ребенка.

Принялась пила за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела, дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.

Приемы активного массажа

  • «Зверята». Надо массировать подушечки пальцев (по пять строк на одну руку и пять на другую).
  • «Огород». Массируют фаланги пальцев на каждый ударный слог стихотворения.
  • «Щелчки». Ладошка прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному, затем отпускает, и палец со стуком падает на стол. Стихотворение произносится так: на каждую строчку — массаж 1 пальчика.

Поднял ушки бурундук. Он в лесу услышал звук:
— Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук?
— А пойдем, — сказал барсук, сам увидишь этот трюк:
Это дятел сел на сук, и без крыльев и без рук
Ищет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук!

  • «Мячик». Нужно катать между ладоней массажный мячик с «шипами».

Покатаю я в руках
Мячик мой хороший.
Чтоб всегда здоровым быть,
Ловким и весёлым.

Массаж лица для развития речи

Во время этого логопедического массажа специалист руками воздействует на лоб, щеки, нос, рот и подбородок ребенка. В массажный комплекс входят поглаживания, растирания, разминания и вибрации этих лицевых зон.

Массаж лба

Массаж проводится следующим способом:

  • поглаживающими движениями ладоней двигаются от середины лба к височной части;
  • разминающими движениями руки массируют лоб от бровей до верхней части лба;
  • вибрирующими движениями руки или вибромассажером двигаются от бровей к верхней части лба.

Массаж языка

Массаж щек

Далее массируют щеки:

  • разминающими и растирающими движениями направляются вдоль мышц щек — от уголков рта к вискам;
  • легкими поглаживаниями щек перемещаются от скул до низа челюсти.

Массаж рта

Этот участок массируют так:

  • поглаживают, растягивают и растирают кожу верхней губы от середины к уголкам рта;
  • аналогичными движениями массируют нижнюю губу.

Массаж подбородка

Подбородок поглаживают и разминают, начиная снизу и двигаясь к уголкам рта.

Массаж воротниковой зоны при задержке речевого развития

Массаж воротниковый зоны помогает детям с ЗРР не только развить речь, но и улучшить общее физическое состояние организма.

При воздействии на воротниковую зону активизируется работа нервной системы, улучшается кровоснабжение, насыщаются кислородом те зоны в коре головного мозга, которые отвечают за речь.

Сеанс массажа обычно длится 15-25 минут. Он не доставляет боль или дискомфорт ребенку.

Массаж воротниковой зоны должен проводить логопед или невролог.

Специалисты назначают курс примерно на 20 сеансов, а через 1,5-2 месяца его рекомендуется повторить. При ежедневном проведении положительный эффект от массажа будет заметен довольно быстро.

Перед процедурой нужно убедиться, что ребенок не боится и что он расслаблен.

Ребенка кладут на кушетку на живот, руки опускают вдоль туловища.

Массаж проводится так:

  • Легкими поглаживающими движениями двигаются сверху вниз по шее, не затрагивая позвоночную область.
  • Растирающими движениями, более сильными, массируют эту же зону 3-мя фалангами пальцев.
  • Затем массируют трапециевидную мышцу с помощью 3 фаланг пальцев.
  • Разминающими движениями прорабатывают верхнюю часть спины и плечи ребенка.

Логопедический (речевой) массаж — эффективный метод коррекции речи у детей с ЗРР и другими подобными нарушениями. Для достижения наибольшего эффекта его используют совместно с другими приемами логокоррекции — артикуляционной, дыхательной, голосовой гимнастикой и т.д.

Логопедический массаж проводится только специалистом по рекомендации невролога. Во время процедуры логопед воздействует на мышцы артикуляционного аппарата с помощью рук или массажного зонда.

Невролог назначает ребенку и процедуру массажа воротниковой зоны. С помощью него улучшается работа тех участков коры головного мозга, которые отвечают за речь.

Родители также могут развивать речь ребенка с помощью массажа — например, ежедневно занимаясь массажем ладошек или выполняя некоторые элементы логопедического массажа после консультации со специалистом.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

  • Приемы детского массажа рук для развития мелкой моторики

    С рождением ребенка каждая мама должна уделять как можно больше внимания здоровью малыша, уровню его физического и интеллектуального развития. В этом может помочь массаж пальцев рук для развития мелкой моторики. На пальцах располагается множество нервных окончаний, поэтому легкое стимулирование пальцев ребенка самостоятельно или с помощью предметов с ребристой поверхностью помогает развить способность пальцев двигаться, тактильные ощущения. Массаж рук для детей для развития моторики способствует развитию речи грудничка в будущем. Чем быстрее малыш научиться делать что-то руками, тем скорее он освоит речь. Когда он станет старше, полученные навыки помогут ему в освоении письма, рука будет меньше уставать при нагрузках.

    Как массаж рук влияет на организм ребенка

    Приемы массажа оказывают положительное воздействие на здоровье ребенка, т.к. каждый палец имеет отношение к определенному органу. Большой палец связан с головным мозгом, указательный палец — с желудочно-кишечным трактом, массирование среднего пальца влияет на позвоночный столб, безымянный имеет отношение к работе печени, а мизинец отвечает за здоровье сердца.

    Для того, чтобы помочь ребенку овладеть речевым навыком, необходимо делать массаж кистей и предплечья, ладоней и пальцев, локтей и плеч. Делая упражнения для развития моторики, необходимо постоянно проговаривать каждое движение, стараться чаще показывать их, подбирать под гимнастику стихотворения и превращать занятия в игру. Так ребенку будет интереснее и легче запомнить движения, повышается интеллект малыша.

    Когда ребенок подрастет, можно обучить его приемам самомассажа для развития мелкой моторики рук.

    Польза от пальчикового массажа

    Начинать делать подобный массаж можно с первых часов жизни грудничка, но после консультации с врачом. Так развитие ребенка будет более стремительным. Пальчиковый массаж помогает улучшить малышу настроение, оказывает расслабляющее воздействие и положительно влияет на весь организм. Регулярный и правильный массаж даст следующие плоды:

    • Иммунная система становится крепче;
    • Понижается артериальное давление;
    • Налаживается работа желудочно-кишечного тракта;
    • Нормализуется дыхательная функция организма;
    • Стимулируется работы внутренних органов;
    • Повышается концентрация внимания;
    • Улучшается состояние кожи, происходит процесс устранения омертвевших клеток;
    • Стимулируется развитие речи;
    • Отношения с родителями становятся крепче.

    Перед проведением подобной процедуры следует посетить кабинет невропатолога и логопеда с целью консультирования. Специалисты подскажут, нуждается ли ребенок в пальчиковом массаже или какую технику лучше испробовать.

    Противопоказания к массажу рук

    Хоть воздействие на руки и пальца ребенка приносит только положительный эффект, бывают случаи, когда от массажа следует воздержаться. Процедуру проводить не следует, если:

    • присутствуют мелкие повреждения на коже рук;
    • проявляется аллергическая непереносимость на руках;
    • присутствуют грибковые заболевания;
    • есть воспаления на руках и пальцах;
    • повышена температура тела;
    • есть инфекция в организме.

    В таких случаях следует незамедлительно начинать лечение. После нормализации общего состояния ребенка, можно приступать к массажным процедурам.

    Методы выполнения ручного массажа

    Существует несколько видов массажа, способных оказать помощь в процессе обучения малыша. Для каждого возраста — своя техника и свои особенности. Можно делать стандартные массажные движения или перевести упражнения в игры для развития. С детьми дошкольного возраста делать аппликации, с маленькими — разминать ладошку мячиком, учиться держать в руках карандаш или другие предметы маленького размера, которые поместятся в ручку ребенка. Также можно пересыпать песок из одного места в другое.

    Для новорожденных детей

    Для только что родившегося малыша часто используются поглаживания, пощипывания, разминания и вибро-колебательные движения. Проводится массажная процедура следующим образом: детскую ладонь необходимо положить на свою и нежно гладить сперва все пальцы сразу, а затем по отдельности. Разминать руки малыша следует аккуратно, чтобы не причинить дискомфорт. Круговыми движениями следует надавливать на ладонь и пальцы ребенка, после чего медленно сжимать и разжимать их в кулак. Подобным образом нужно воздействовать на каждую ручку ребенка. Для грудничка массаж должен длиться не более трех минут.

    После 3 месяцев можно учить ребенка брать из рук родителя игрушки. Если малыш боится или не проявляет интереса, можно гладить его руки с обеих сторон. Также можно научить его дотягиваться руками до ног. Чтобы упражнение было интереснее, наденьте на ноги ребенка яркие носки с веселыми изображениями.

    Для детей от 9 месяцев

    В этом возрасте можно показать малышу, как перекатывать мяч или машинку, обучать приветствующим жестам. Также можно помогать ему научиться закрывать и открывать коробки или банки, показывать, как кормить кукол, строить пирамиду из кубиков, а затем разбирать ее.

    Для детей старше года

    Когда возраст детей меняется — методика проведения массажа также становится другой. Процедура начинается с разминания всей руки сразу. Сперва ее следует поглаживать от локтя до подушечек пальцев, затем надавливающими движениями размять каждый палец по всей длине в сторону кисти, переходя на запястье. Далее легкими пощипываниями проработать боковые области кистей и холмы у основания пальцев. После этого сгибать и разгибать поочередно пальцы и немного потрясти руку. Для лучшего эффекта нужно рассказывать стихотворения или скороговорки, чтобы ребенок мог получать удовольствие от процесса и быстрее запоминал движения, учился разговаривать.

    Массаж-игра

    Игры с бумагой. Для детей в дошкольном возрасте и в младенческом подойдут игровые упражнения с использованием комков бумаги. Малыш должен сминать листы в бумажные шары, из которых потом можно сделать какую-нибудь игрушку, склеив комки.

    Игры с мелкими деталями. Для развития мелкой моторики и изучения цветов можно предложить ребенку разложить по мискам кубики. В первую миску складывать красные кубики, во вторую — желтые и т.д. Также можно заниматься творчеством и делать из круп разных видов аппликацию.

    Игра в снегопад. В этом варианте массажа в роли массажеров выступают шарики разных размеров и текстур, плотно сложенные в пакет или небольшой мешок. Ребенок должен опустить внутрь руку и немного поводить ею. По окончании игры малыш разбрасывает шарики, создавая подобие снегопада.

    Особенности массажа и гимнастики

    • Есть несколько моментов, которые нужно знать родителям перед началом процедуры:
    • Перед выполнением гимнастики для пальцев и рук следует разогреть детские ладони с помощью легких поглаживаний.
    • Так малышу будет комфортнее во время массажа.
    • Упражнения должны производиться медленно. Сперва одной рукой, затем другой, а уже потом обеими руками сразу.
    • В играх использовать разные игрушки и предметы, имеющие разные поверхности и размеры.
    • При проведении массажа и выполнения гимнастики необходимо использовать каждый палец руки. Следует делать акцент на сжатие и разжатие рук.
    • Необходимо, чтобы ребенок был настроен на пальчиковые игры. Если он чем-то огорчен — постарайтесь переключить его внимание на что-то, что может его повеселить.
    • Чтобы эффект от массажа был заметен, следует проводить сеансы регулярно. Одна процедура по времени не должна превышать 3-5 минут, чтобы малыш не терял интерес.
    • Ближе к году гимнастика должна быть более интенсивной и энергичной.

    Сложность упражнений должна возрастать постепенно.

    Если соблюдать эти простые правила, вы и ваш ребенок достигните желаемых результатов.

    Как часто следует делать массаж

    Курс проведения процедур длится не более 10 дней. Повторять следует не раньше, чем через месяц. Первый массаж по времени не должен превышать 20 минут. В зависимости от того, насколько нравится ребенку то или другое упражнение или действие, процесс может длиться от 5 до 30 минут. Процедуру рекомендуется проводить по утрам, чтобы малыш не был уставшим в момент выполнения упражнений. Гимнастика должна проводиться сразу после разогревающего массажа, чтобы мышцы были лучше настроены на работу.

    Массаж и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики рук, также положительно сказываются на работе всех внутренних органов и на умственное развитие малыша.

    Пальчиковая гимнастика способствует скорейшему получению речевого и письменного навыков. Также комплекс упражнений и материнские руки, массирующие предплечья и пальцы, способствуют сближению детей и родителей. Перед началом проведения процедур, следует сперва проконсультироваться со специалистами и тщательно изучить технику проведения упражнений.

    Ресурсы человеческого тела, поистине, неисчерпаемы. Использовать его механизмы самовосстановления научились еще врачеватели Древнего Востока. Без эффективных лекарственных средств и сложных медицинских технологий они успешно лечили серьезные болезни тела и души, используя массаж пальцев рук. Сейчас эта процедура вновь востребована, так как позволяет быстро, безболезненно, безопасно восстановить утраченные силы и укрепить здоровье.

    Проекция внутренних органов на пальцах рук

    Представители китайской медицины уже давно говорят, что организм человека функционирует благодаря жизненной энергии Ци. Она движется по меридианам, пронизывающим наше тело. По этим каналам внутренние органы или системы сообщаются друг с другом и проецируются на поверхность, открываясь там в виде активных точек или зон. Особенно много их на пальцах рук: более 100 на одном квадратном сантиметре кожи. Человек чувствует себя хорошо, пока энергия беспрепятственно поступает по меридианам. Как только движение замедляется, возникают проблемы со здоровьем. Массаж области проекции посылает энергетический импульс к органу, «оживляя» его и заставляя работать с удвоенной силой.

    Медицинская наука не отрицает взаимосвязь пальцев рук с внутренними органами, но объясняет такой феномен с точки зрения анатомии и физиологии человека. Общая иннервация этих частей тела формируется еще на этапе развития эмбриона и сохраняется всю жизнь. Стимуляция активных точек посылает сигнал в головной мозг, а тот дает ответную команду, направленную на устранение проблемы.

    Любая из этих теорий позволяет нам говорить о соотношении:

    • большого пальца с головой, легкими, бронхами;
    • указательного – с пищеварительным трактом, мочеполовыми органами;
    • среднего – с кровеносной системой, печенью, желчным пузырем;
    • безымянного – с нервами, сосудами, суставами;
    • мизинца – с тонким кишечником, сердцем, почками, органами слуха.

    Мало того, сторонники японской методики Джин шин джитсу утверждают, что каждый палец контролирует разные чувства и состояния:

    • большой – тревожность, уныние, депрессивность;
    • указательный – недовольство, страх;
    • средний – раздражительность, гнев;
    • безымянный – грусть, пессимизм;
    • мизинец – напряжение, неуверенность.

    При помощи простых массажных приемов можно отрегулировать проявление эмоций, улучшить настроение и психическое здоровье.

    Техника выполнения массажа

    В статье «Массаж кистей» мы рассказали о показаниях к процедуре: она будет полезна ребенку и взрослому, больному и здоровому. Всё дело – в универсальности воздействия, а также в многообразии применяемых техник.

    Тематический материал:

    • Массаж пальцев рук

    Расслабляющая

    Пальцы – основной инструмент познания и преобразования окружающего мира. Они всегда находятся в движении, устают, поэтому заслуживают отдыха. Расслабить пальчики можно специально подобранными массажными приемами, которые выполняются мягко, плавно, без лишнего давления и усилий.

    • Начинают с легких поглаживаний кисти, которые улучшают кровоснабжение, подготавливают ткани к дальнейшему воздействию.
    • Мягко растирают поверхность каждого пальца от ногтя до основания.
    • Выполняют поочередное скручивание влево-вправо.
    • Осуществляют вытяжение, держась за первую фалангу.
    • Потряхивают каждый палец.
    • Завершают сеанс успокаивающими поглаживаниями.

    Такие несложные манипуляции помогут при физических и умственных нагрузках, нервном напряжении. Их часто используют для самомассажа.

    Лечебная

    Эта техника предполагает чередование расслабляющих и стимулирующих классических приемов. Освоить их можно, посмотрев обучающие видеоуроки

    Начинают процедуру с поглаживаний кистей и растирания до появления легкого тепла. Эффективно работает 10-кратное сжимание-разжимание кулаков. После этого массируют каждый палец по отдельности:

    1. Начинают с поверхностных поглаживаний от ногтя к основанию и обратно, чтобы добиться полного расслабления и активизировать венозный отток.
    2. Растирают сверху вниз, уделяя особое внимание болезненным точкам. Сначала прорабатывают переднюю и заднюю, а затем боковые поверхности.
    3. Разминают каждую фалангу по часовой стрелке.
    4. Зажав палец между средним и указательным, массируют его винтовыми движениями.
    5. Обрабатывают поверхность коротким прерывистым нажимом, спускаясь от подушечки вниз.
    6. В течение 5–10 секунд надавливают на основание ногтевой пластины.
    7. Постукивают пальцами друг о друга.
    8. Завершают сеанс легкими поглаживаниями.

    Логичным продолжением процедуры должно стать массирование тыльной стороны ладони, где расположены сухожилия разгибателей, запястья – места прохождения срединного нерва, защемление которого вызывает онемение среднего пальца и мизинца, а также предплечья, где лежат многочисленные мышцы-сгибатели. Хороший эффект дает использование массажера су-джок в виде кольца или специального роллера.

    Такие манипуляции выполняют, уделяя особое внимание зонам, рефлекторно связанным с больным органом. Так массаж:

    • большого пальца способствует избавлению от кашля, аллергии, воспаления легких, бронхиальной астмы, вазомоторного ринита;
    • указательного – устраняет запоры, расстройства пищеварения, отрыжки, проблемы с полостью рта, в том числе зубную боль;
    • среднего – регулирует кровяное давление, снижает риск возникновения адреналовых кризов, устраняет проявления вегетососудистой дистонии;
    • безымянного – купирует боль в суставах, предупреждает зрительное переутомление, снижает давление, убирает спазмы;
    • мизинца – помогает в лечении тахикардии, легких нарушений работы сердца, невралгии, хронического запора.

    Преимущество такого массажа в том, что он воздействует на суставы и мягкие ткани кистей, предупреждая развитие таких болезней, как артроз, артрит, тендинит, помогая восстановить здоровье конечностей после травм, переломов или операций.

    Процедура будет полезна детям как средство развития тактильной чувствительности, мелкой моторики и речи.

    Точечная

    При выполнении этой техники главная сложность – правильно определить место активной точки. При надавливании на нее возникает боль или тепло, иногда немеют близлежащие ткани. Пальцы правой руки отвечают за правую половину тела, левой – за левую. Само воздействие не должно вызвать никаких проблем: достаточно две минуты давить, пощипывать или массировать по кругу выбранную зону, чтобы скоро почувствовать улучшение своего состояния. Массажисты используют более сложные техники в виде иглоукалывания или электростимуляции.

    Но даже не являясь массажистом, человек должен знать расположение нескольких точек, которые считаются первыми помощниками в экстренной ситуации.

    • При болях в сердце воздействуют на точку, расположенную у ногтя безымянного пальца или на подушечке левого мизинца.
    • При обмороке, высоком давлении, нервном перевозбуждении, болях в спине стимулируют болезненный участок на кончике среднего.
    • Быстро преодолеть простуду поможет последовательное надавливание на подушечки всех 10 пальцев. Считается, что это улучшает память и сообразительность.
    • Проблемы с пищеварением может решить раздражение точки под первой фалангой мизинца.
    • При зубной боли приносит пользу массаж чувствительного участка у основания ногтя указательного пальца правой руки.

    Важно запомнить, что одновременное стимулирование точек с разным действием может свести на нет лечебный эффект процедуры.

    Противопоказания к массажу

    Клинические исследования показали, что такой массаж, подобно сильному лекарству, вызывает в организме человека серьезные изменения, которые могут нанести вред здоровью при некоторых хронических или острых заболеваниях. От процедуры стоит отказаться, если у пациента диагностированы:

    • опухоли;
    • серьезные патологии сердца;
    • сосудистые аномалии;
    • кровотечения или склонность к ним;
    • тромбозы;
    • свежие раны, травмы, переломы пальцев рук;
    • грибок ногтей;
    • воспалительные заболевания суставов и мягких тканей в острой форме;
    • дерматиты, кожные высыпания;
    • аллергия на массажные средства.

    Только внимательное отношение к процедуре позволит вам раскрыть целительную силу этого массажа.

    Тематические статьи

    Массаж пальчиков ребёнка

    Пользу массажа пальчиков новорожденного трудно переоценить. Ведь именно он помогает ускорить многие процессы в организме малыша. Кроме этого, массаж пальчиков-это отличный способ развития речи с самого раненого возраста.

    Про массаж ладошек и пальчиков на руках с помощью пальчиковых игр, я писала раньше. А сегодня хочу подробнее остановиться на массаже пальчиков ног ребёнка.

    Рекомендации по выполнению

    1. Массаж можно делать минимум через час после кормления.

    2. Помещение, где он выполняется, должно быть хорошо проветренным и температура воздуха должна составлять 20-25 градусов.

    3. Руки массажиста (или мамы) должны быть теплыми. Еще лучше будет смазать их детским кремом, предварительно убедившись, что у ребёнка нет аллергии на него.

    4.Массаж не должен вызывать или усиливать болевые ощущения у малыша

    5. Нельзя его выполнять перед сном.

    6. Если ребенок плачет, ни в коем случае не нужно делать массаж, чтобы успокоить его.

    Как делать массаж пальчиков ног ребёнку

    ♦ Одной рукой аккуратно нужно взять ножку ребёнка, другой проводить поглаживающие действия от пяточки к пальчикам и обратно. Упражнение выполняется не более 4 раз.

    ♦ Далее нужно помассировать каждый пальчик отдельно. Очень легко, без давящих движений. Каждый пальчик нужно прогладить максимум 2 раза.

    ♦ Теперь можно прогладить тыльную сторону стопы от кончиков пальцев до голеностопного сустава. Помните, что сами суставы массировать нельзя. Упражнение выполняется максимум 6 раз.

    Мышцы детей до 1 года очень чувствительны, поэтому важно выполнять упражнения аккуратно, дабы не навредить малышу.

    Новорождённым рекомендуется делать массаж только после консультации со специалистом.

    Если у ребёнка нет никаких отклонений и он полностью здоров, то массаж пальчиков выполняется довольно просто и содержит несколько простых упражнений, таких как:

    ♦ Поглаживание каждого пальчика

    ♦ Растирание каждого пальчика

    ♦ Разминание каждого пальчика

    Массаж дома могут выполнять как сами родители, так и массажист.

    Массаж пальчиков позволяет активизировать процесс кровообращения в организме ребёнка, а также стимулирует работу внутренних органов.

    Выполнение массажа малышу возрастом более года:

    Возьмите ручку малыша в свою. Массируйте его рукой пальчики ног. Пусть сам попробует выполнить такое упражнение при помощи указанной техники. Такое полезное, но простое упражнение поможет развивать моторику не только ног, но и рук.

    Аккуратно, каждый пальчик берите в свою руку и прокручивайте его, немного вытягивая вперед. Помните, нельзя создавать болевых ощущений!

    Важность данного массажа заключается в том, что ребенок сам участвует в его проведении, пусть даже с вашей помощью. Это позволит развивать все органы чувств, включая, речевой аппарат.

    Массажу пальчиков нужно уделять не менее 15 минут ежедневно.

    Эффективность способны оказывать даже самые простые приемы:

    • Сгибание и разгибание пальчиков ног (каждого отдельно).
    • Плавное вращение стопы в левую и в правую стороны.
    • Поглаживание пальчиков снизу вверх, и обратно.
    Показания для массажа пальчиков

    Массаж пальчиков ног и стоп рекомендован всем детям. Даже если ребенок полностью здоров, для общего развития и предотвращения появления различных заболеваний рекомендуется его делать.

    Малышам, которые имеют некоторые неврологические или ортопедические отклонения, такой массаж назначается в обязательном порядке.

    Обычно, массаж пальчиков ног назначают при:

    • Гипертонусе мышц
    • Гипотонусе мышц
    • Различных заболеваниях и патологиях, связанных с опорно-двигательным аппаратом.
    • Профилактике различных болезней.
    • Если ребёнок поджимает пальчики на ногах.

    После консультаций с врачом, и нескольких процедур, выполненных массажистом, мама ребенка может самостоятельно его делать. Техника выполнения не составит никакого труда, тем не менее, она является очень эффективной.

    Противопоказания

    Существуют и противопоказания по массажу для малышей, как по общему, так и для конкретных частей тела.

    Ни в коем случае нельзя его делать при:

    • Онкологических заболеваниях
    • Гнойных заболевания кожи
    • Детям после операции
    • Пороке сердца

    Польза и эффективность массажа пальчиков ног и рук очень велика. Он является одинаково полезным как для здоровых деток, так и для малышей с отклонениями в состоянии здоровья.

    Родителям стоит серьезное внимание уделить массажу пальчиков ребёнка. Ведь эта несложная процедура поможет вырастить крепкого, смышленого и здорового малыша.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *