Математическая сказка 1 класс

Содержание

Древняя математика: интересные факты из истории науки для детей и взрослых

Математика — одна из самых древних наук. Тысячи ученых посвятили свои жизни математическим законам. Но математика — это не просто цифры. Какие интересные факты из мира этой науки могут удивить?

Наверняка вы слышали, что математику называют царицей всех наук. И это не случайно. Ведь вся информация, которая касается этой науки, насчитывает более ста тысяч книг.

Давайте узнаем, какие исторические факты из области математики существуют?

  1. Женщины-математики появились еще в древние времена. Первую служительницу этой науки звали Гипатия и жила она за пять столетий до нашей эры на территории Древней Византии.
  2. Откуда пошло слово “цифра”? В переводе с арабского языка оно означает “ноль”.
  3. 666 — самое загадочное число в математике. В Библии его связывают с антихристом и Апокалипсисом. Тем интереснее выглядят следующие факты и совпадения:
  4. 666 — сумма всех чисел на игровой рулетке в казино.
  5. Кресло с номером 666 существует и в Европарламенте, но как правило, оно остается пустым во время заседаний.
  6. Вы вряд ли найдете телефонные коды, номера дорожных трасс, маршрутов автобусов и трамваев с этим числом.
  7. Как вы думаете, где археологи нашли самый древний математический труд? Древний Рим, Византия или Греция? Нет, это был Свазиленд. Именно там нашли кость бабуина, на которой были выбиты черточки для счета. Находка насчитывает практически 40 тысяч лет.

Отрицательные числа были открыты давно, но вплоть до девятнадцатого века их не использовали и вообще считали бесполезными. Впрочем, была категория людей, где отрицательные числа были популярными. Они пользовались спросом у потенциальных банкротов, которые с помощью них могли подсчитать свои убытки. В общем-то и открыты они были в связи с долгами: в тринадцатом веке купец Пизано решил подсчитать накопившиеся долги.

Ученые-математики подсчитали, что на данный момент существует целых 177147 способов завязывания галстука.

Число “Пи” — одно из самых интересных в математике. Примечательно, что оно не всегда имело постоянное знание. Так, например великие ученые Древнего Египта считали, что его значение 3,1604. В свою очередь, индийские ученые не были с ними согласны и настаивали на том, что число “Пи” равно 3,162. Китайцы предполагали, что его значение 3,1459. Когда появился первый компьютер, способный к математическим вычислениям, он исследовал число “Пи” и выдал его полное значение, которое насчитывало свыше 14 миллиардов цифр. Кстати, часть числа “Пи” была названа в честь ученого Ричарда Фрейнмана, которому удалось воспроизвести по памяти все его знаки до отрезка “999999”.

Некоторые люди склонны придавать цифрам магические свойства. Так, например, написания числа 4 и слова “смерть” в китайском языке очень похожи. Именно поэтому, вы не найдете в Китае четвертого этажа, квартиры, подъезда и так далее. А социологические опросы европейских ученых, установили, что большинство людей связывает с удачей число 7.

Самое большое число на сегодняшний день: не миллиард, не триллион, а центилион, на конце которого 6 сотен нулей. К сожалению, самое маленькое число не имеет названия. Но он представляет собой десятичную дробь. Перед запятой и перед единицей в этом числе находятся 100 миллионов триллионов триллионов триллионов нулей. И это не бесполезные вычисления. Его используют специалисты в области прикладной математики для расчета теории вероятности относительно возникновения из атома Новой Вселенной.

А что насчет жизни замечательных людей?

История великой женщины-математика началась от бедности. Когда девочке было 8 лет, ее стены оклеили страницами из учебника по высшей математике. Денег на обои не было, зато у Софьи оказалась склонность к математическим наукам.

Льюис Кэрролл — автор знаменитой “Алисы в стране чудес” написал гораздо больше трудов по математике, нежели художественных произведений.

Когда Стивен Хокинг начал преподавать математику студентам Оксфордского университета, у него не было специального образования. За книги, которые ему предстояло объяснить перед студентами на лекциях, он садился за пару дней накануне.

Пифагорейская теорема. Сам Пифагор. уквы не предоставил точных доказательств своему труду. Но доказательства со всего мира были собраны и изданы в рамках одной большой книги.

Математика — интересная и богатая за необычные гипотезы и факты, наука. Чтобы овладеть ей, потребуется много усердия, времени и изучения. Если вы хотите лучше выполнять действия на сложение, вычитание, умножение и деление — обратите внимание на тренажеры от Викиум. Уже через пару недель вы заметите разницу!

помогите сочинить математическую сказку

Вот вконтакте нашла

В некотором королевстве Математика жили- были цифры. Жили они дружно, были очень трудолюбивы, много считали и умножали богатство своей страны. Цифры много работали, складывали, умножали, всё делили поровну и были при этом очень счастливы.
Но вот однажды цифра ноль решила провозгласить себя королём. Стал этот король очень жестоким и злым, унижал все остальные цифры. Терпели цифры, терпели и решили проучить короля Нуля. Когда наступила тёмная ночь, они сложили все свои вещи и ушли в ближайший лес. Там они спрятались то своего жестокого короля.
И остался король Ноль жить один. Королевство его стало приходить в упадок. Никто не умножал, не прибавлял, все трудолюбивые цифры исчезли. Загрустил король и понял, что без всех цифр ничего не может. Решил пойти в лес и попросить у всех цифр прощения. Так и сделал, вернул все цифры в государство. И стали все жить счастливо и весело. Ведь ноль только с остальными цифрами что-то значит.

Жили-были в одной деревушке две маленькие Единички – девочки-двойняшки. Родители их неожиданно умерли и оставили сестричек Единичек одних. Тяжело им жилось без родителей, а тут еще в доме, что стоял рядом с их избушкой, поселилась вредная-превредная старуха Двойка.Невзлюбила она Единичек и постоянно к ним придиралась. Стоит разыграться Единичкам, горбатая старуха тут как тут, стучит клюкой, ругается: «Чего шумите, покоя не даете?». Сядут сестрички песенки попеть – опять бабуся ковыляет, согнувшись, к их домику: «Чего раскричались, спасу от вас нет!». Боялись сестрички Единички лишний раз из избушки свои остренькие носики высунуть.
Но однажды вечером в их дверь постучали. На пороге стояли два юноши. Они попросили у сестричек разрешения переночевать в их домике, так как очень устали после долгого пути. Сестрички приветливо встретили гостей, обогрели, накормили, вежливую беседу с ними повели. Гости сказали, что они пажи великой королевы Математики. Она отправила их с поручением – решить тяжбу в одном из городов королевства. А зовут их Плюс и Равно. Не успели гости закончить свой рассказ, а тут стук в дверь… Опять старуха Двойка на пороге: «Что тут у вас за разговоры на ночь глядя?». Худенькие Единички со страхом прижались друг к другу. «Э! – сказали гости. – Да у вас тут тоже непорядок, но дело поправимо, входи в избу». Не успела старуха опомниться, а Плюс уже ухватил одной рукой одну Единичку, а второй – другую, а Равно встал между ними и старухой. И вдруг…
Лицо бабуси разгладилось, расплылось в улыбке: «Внученьки мои, сиротинушки, а я ведь не так просто к вам заглянула, пришла забрать вас из ветхой избы в свой дом. Хватит вам одним куковать, перебирайтесь ко мне. Втроем и сытней и веселей».
С тех пор появилась у Единичек бабушка – любящая и заботливая. Они и до сих пор живут вместе дружно и счастливо. А в королевстве Математики царит полный порядок.

Чудо-знаки.
Жили-были Плюсик и Минусик. Плюсик всегда всё приплюсовывал себе, и поэтому у него всего всегда хватало. И сам он был толстеньким и румяным. В доме у него все полки были переполнены разными разностями. А Минусик, наоборот, всё от себя отталкивал, хоть и сам того не хотел. Он очень мечтал быть таким, как Плюсик. Он старался изо всех сил, но у него ничего не получалось. В доме у него было пусто, да и сам он был худой – кожа да кости.
Дети, жившие во дворе, старались дружить с Плюсиком. А Минусику говорили:
-Что с тобой дружить? От тебя одни убытки. И примеры с тобой решать сложнее, чем с Плюсиком. Без тебя неплохо обойдёмся.
Однажды на уроке учительница задала решить детям задачу. Как ни пытались дети её решить с помощью Плюсика, ничего у них не получалось. Плюсик, грустно вздохнув, сказал:
-Не всегда полезно складывать. Иногда нужно и вычитать. Не обойдёмся без Минусика!
Пришлось детям помириться и подружиться со знаком Минус. После этого задачки стали решаться. А Минусик, хоть и остался таким же худеньким, стал счастливым и больше не завидовал Плюсику.

Жили-были числа… или как придумать математическую сказку

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос интересной и всесторонне развитой личностью. В современном мире все большее внимание уделяется развитию детского потенциала, специалисты подчеркивают, что именно в раннем возрасте закладывается фундамент будущей успешности ребенка и советуют всячески поощрять детскую любознательность и желание учиться.

Но не всегда это оказывается легко. Зачастую учеба превращается в мучительный процесс, когда родители и ребенок теряют нервы и время, при этом результат получается весьма сомнительным. Особенно часто это касается математики, за лесом из цифр и непонятных условий, ребенок не ухватывает суть задания, механически повторяет пройденное на уроке, не умея применять новые знания, не думая и не пытаясь самостоятельно найти решение. В этом случае и не только на помощь может прийти такой действенный инструмент, как математическая сказка.

Математическая сказка

Специалисты по детской педагогике отмечают, что стоит пробудить в ребенке интерес, и он совсем по-другому начинает относиться к заданиям на уроке и дома. В работу включается творческая составляющая, которая стимулирует детское воображение, помогает удерживать внимание на задаче и с интересом устремляться на поиски правильного ответа. Даже самые заядлые троечники вдруг начинаю получать удовольствие от решения задачек и проявляют незаурядный ум и смекалку. И всех только радует домашнее задание по математике на тему «Математические сказки».

Отличительной особенностью такой сказки является то, что действующими лицами в ней являются цифры, геометрические фигуры, различные математические понятия. Вникая в сказочный сюжет, ребенок, сам того не осознавая изучает новые правила и математические действия, осваивает их логику и учится применять на практике.

5 полезных советов, как самому придумать сказку.

Волшебство слов, или как придумать самоисполняющуюся сказку

Что такое метафора

Математические сказки применяют с самого раннего возраста, уже в 2-3 годика можно успешно объяснять, что такое цифры на примере простейших историй. Математическая сказка про единицу познакомит с первой цифрой и поможет малышам быстрее освоить счет. Дошколятам постарше уже будет интересно следить за динамичным сюжетом, где между цифрами и фигурами случаются ссоры и примирения, ну, а, школьники не только с удовольствием выслушают историю и помогут действующим лицам найти решение, но и быстро включаться в процесс придумывания детективного сюжета и с легкостью расскажут свои собственные математические сказки, в которых, скажем, «жила-была упрямая задача».

Чем хороша математическая сказка?

У математической сказки много плюсов и пользы. Ведь она:

  • пробуждает у ребенка интерес к математике;
  • стимулирует развитие творческих способностей;
  • помогает лучше уловить суть задания;
  • учит до всего доходить своим умом, не бояться мыслить нестандартно;
  • создает игровую ситуацию на уроке, которая позволяет разрядить обстановку и вовлечь детей в процесс поиска решения.

Многие образовательные учреждения успешно используют в процессе обучения вышеперечисленные положительные моменты, разрабатывая под сказки отдельный проект. Математические сказки позволяют сделать уроки более интересными и разнообразными, формируя у детей аналитическое мышление и позитивное восприятие школы.

Математическая сказка «в домашних условиях»

Если вы решили, что и вашему ребенку будет полезно послушать математические сказки, а заодно освоить новые знания и навыки, то можно, где вы найдете множество интересных задачек в игровой форме на любой возраст и уровень подготовки. На просторах интернета также предлагается немало интересной информации, сказочных историй и рассказов о жизни цифр и геометрических фигур.

Но гораздо интереснее было бы придумать сказку самостоятельно, либо вдвоем с ребенком. В этом случае у вас будет своя собственная, уникальная и ни на что непохожая история, с динамичным или, наоборот, плавным сюжетом на ваш вкус. Вы можете заставить действующие лица конфликтовать, совершать ошибки, ссориться и мириться, погружая, таким образом, своего ребенка в интереснейший фантазийный мир, который решает весьма практические задачи, тренируя смекалку и укрепляя знания юного математика. Нет лучшего способа освоить геометрию, чем математические сказки. Треугольник и квадрат, ноль и остальные числа, и даже дроби и знаки умножения и деления могут стать персонажами сказки.

Как придумать математическую сказку

Для того, чтобы грамотно и качественно придумать математическую сказку, вам потребуется совершить следующую последовательность действий:

  1. Определяем область знаний, которой будет посвящена сказка. Это может быть уже пройденный материал, который ребенок недостаточно хорошо усвоил, или какие-то совсем новые понятия и арифметические действия, которые надо объяснить понятным языком.
  2. Определившись с материалом для проработки, начинаем подбирать действующих лиц из числа понятий, фигур или цифр, которые относятся к данной области знаний.
  3. Придумайте действующим лицам характеры и раздайте роли. Выберите, кто будет смирным и спокойным, а кто наоборот удивит склочностью и раздражительностью. Очеловечивание цифр и математических величин обычно вызывает живейший интерес со стороны ребенка. Посоветуйтесь с ним, как он представляет себе, например, единицу – скорее всего он ответит, что это вечно худая и недовольная тетенька. В общем здесь есть, где разгуляться вашей творческой фантазии.
  4. Чтобы математическая сказка удерживала внимание, используем простейший прием, который применяют все писатели – завязка сюжета. В сказочной стране, населенной цифрами и геометрическими фигурами должно произойти что-то невероятное и интригующее. Кто-то с кем-то подерется, потеряется или наоборот найдет что-то интересное, главное передать суть математических понятий, придать смысл действиям героев.
  5. Ну и, конечно, же завершающим этапом должно стать непосредственно решение задачи – герои мирятся, выясняют кто прав, а кто нет и как они должны правильно себя вести, чтобы не нарушать математические законы, аксиомы и теоремы, которым они подчиняются.
  6. В завершении обязательно придумайте название для сказки, чтобы потом ребенок мог легче ее вспомнить и применить полученные знания.

Прочитав подобную сказку, ребенок уж точно не останется равнодушным и запомнит то, что вы хотели до него донести.

А теперь попробуем применить на практике вышеописанный алгоритм и придумаем сказку про геометрические фигуры.

  1. Дошкольники должны хорошо ориентироваться в простейших геометрических фигурах, знать их названия и основные свойства. Наша сказка будет посвящена изучению именно этой области. После знакомства со сказкой дети должны хорошо представлять как выглядит круг, квадрат, овал, ромб, треугольник, в чем их сходство и отличие.
  2. В соответствии с поставленной задачей действующими лицами будут геометрические фигуры.
  3. В нашей сказке круг и овал станут добрыми героями, которые стараются всех помирить и задобрить, а фигуры с острыми углами – ромб и треугольник, наоборот, закоренелые вредины, постоянно придумывающие новые козни. Есть еще квадрат и прямоугольник, которые живут немного на отшибе от остальных фигур, дружат друг с другом и везде появляются вместе.
  4. Завязкой сказки станет внезапная пропажа квадрата, который, то ли сам спрятался, то ли его просто потеряли. Никто не может сказать, где он.
  5. В ходе проведенного расследования выяснится, что по нелепой случайности квадрат разделился на два треугольника. И только смекалка его друзей может помочь вернуть его обратно.
  6. Поскольку у нас математическая сказка про квадрат, то и название ей надо соответствующее — «Таинственное исчезновение квадрата».

К сказке обязательно надо приложить соответствующие иллюстрации, чтобы ребенок наглядно видел, что из себя представляет каждая фигура.

Ну а теперь посмотрим, что же у нас получилось.

Сказка «Таинственное исчезновение квадрата»

В одной очень далекой стране, спрятанной в книге, где находятся все математические сказки, жили-были числа и разные фигуры. Страна эта называлась «Геометрия», поэтому и все ее жители носили названия геометрических фигур.

В маленьких аккуратненьких домиках с треугольными крышами жили Ромб и Треугольник, в домах побольше, с квадратной красной крышей расположились Квадрат и Прямоугольник, они были такими закадычными друзьями, что домики их стояли совсем рядом друг с другом, как будто не могли расстаться.

Ну, а, возле самой речки можно было увидеть необычные дома с плавной закругленной крышей для Круга и Овала. Больше всего на свете они любили играть в снежки, круг лепил снежки круглыми, как мячик, а Овал специально делал их немного приплюснутыми и кидался овальными снежками в прохожих, не слушавших его советов, поэтому зимой другие фигуры не очень любили подходить к их домикам.

Однажды, как обычно все фигуры прогуливались по главной улице, обменивались новостями и планировали ближайшие выходные, и тут они увидели бегущего к ним Прямоугольника, он заливался слезами и кричал, что его друг Квадрат исчез.

Фигуры страшно перепугались и стали оглядываться, звать Квадрата, искать его среди прохожих, но все безрезультатно. Даже известные забияки Ромб и Треугольник, притихли, больше не хихикали и не пытались уколоть другие фигуры своими острыми углами.

Круг и Овал, как умели, успокаивали Прямоугольника, гладили его, то по короткой, то по длинной стороне, уговаривая не нервничать. Жители волшебной страны были очень обеспокоены судьбой пропавшего Квадрата.

Овал, обожавший читать книги и давать всем советы, решил взять дело в свои руки и провести расследование. Тщательно опросив все фигуры и пересчитав у каждой углы, он заметил, что в городе откуда-то появилось два новых Треугольника, которые ни с кем не разговаривали и только тихонько плакали. Немного, подумав, овал попросил их взяться за руки, приставил их ближе друг к другу, и тут произошло чудо: на месте двух соединенных фигур появился искомый Квадрат.

Он рассказал, что утром решил достать с верхней полки свою любимую книгу с картинками, но не удержался на стуле, упал и, неожиданно, раскололся на две равные части, которые никак не хотели соединяться вместе и снова становиться квадратом. Только смекалка умного Овала спасла его и помогла снова стать прежним.

Все геометрические фигуры шумно восхищались Овалом. Прямоугольник обнимал найденного друга и не отходил от него ни на шаг. Спокойствие и порядок в стране Геометрия были восстановлены.

Такая нехитрая математическая сказка станет отличной помощью, для того, чтобы дошкольник быстро и легко запомнил названия основных геометрических фигур, их внешний вид и основные признаки.

Посмотрите добрую сказку про математические знаки. Какую известную сказку она вам напоминает? Это отличный пример того, как можно придумывать свои собственные новые сказки:

Приложив совсем немного усилий, легко превратить обучение в интересную и увлекательную игру, которая доставит удовольствие взрослым и детям. Учите математику весело!

Еще про числа, математику и сказки вам подскажут эти материалы:

История возникновения цифр

Загадки и задачки с цифрами и про цифры

Пословицы и поговорки с числами

Цифры повсюду, цифры кругом… Стихи про цифры

Как научить ребенка счету и цифрам

Математическая пицца

Как научить ребенка считать

Как самому придумать сказку. — 5 полезных советов!

Путешествие в невероятный мир, или что такое медитативная сказка

Как придумать волшебную самоисполняющуюся сказку, или волшебство своими руками

В меру сложных вам математических задач!

С любовью,

Людмила Поцепун.

Обучение малышей-дошкольников азам математики — задача не из лёгких. Усвоение понятий точной науки требует определённых знаний абстрактного, образного характера. И наиболее эффективным способом соединить образ и конкретику цифр, фигур, законов позволяет такой дидактический приём, как математическая сказка.

Суть понятия

Малыши язык сухих цифр легче и быстрее усваивают в форме образов

Математическая сказка — это повествование сказочного содержания, раскрывающее для ребёнка мир математических понятий, а также развивающее логическое мышление и познавательную функцию через осмысление сюжета истории.

Героями таких историй могут быть

  • цифры;
  • геометрические фигуры;
  • обычные сказочные персонажи, действующие в рамках определённых математических представлений.

В процессе работы малыши

  • включаются в решение математических задач;
  • учатся рассуждать;
  • определяют причинно-следственные связи;
  • мыслят логически;
  • аргументировано доказывают свою точку зрения.

Это достигается за счёт того, что ребёнок

  • входит в образ для решения той или иной задачи;
  • ищет пути решения поставленных познавательных задач, а для этого активизирует такие мыслительные операции, как синтез, анализ, сравнение, обобщение и т.д.

Цели и задачи математических сказок на разных этапах обучения дошкольников

Прослушивание сказки с последующим выполнением аппликации или рисунка — это отличный способ выучить цифры с самыми маленькими

Это интересно. Великий педагог К.Д. Ушинский писал: «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить эту работу в забаву — одна из труднейших и важнейших задач дидактики».

В младшей группе детского сада используются геометрические и цифровые сказки для формирования представлений о геометрических фигурах и знакомства с цифрами (например, история о трёх братьях: Треугольнике, Квадрате и Круге). В средней группе работа ведётся с понятийными сказочными историями, основанными на математических величинах и терминах (например, знакомство с эталонными мерами с помощью человечков Сантиметров, которые, взявшись за руки, создали Метр). А в старшей группе детского сада для подготовки к школе сказки уже носят комплексный характер, то есть закрепляют материал и объединяют в одно целое несколько понятий (например, фигуры, цифры, элементарные действия на сложение-вычитание и пр. в виде задач, которые даёт Принцесса своим женихам-Принцам).

Если говорит о задачах математических сказок на занятиях с дошкольниками, то этот приём также помогает

  • сформировать элементарный понятийный аппарат для дальнейшего обучения в школе;
  • обучить малыша грамотно и кратко формулировать свои мысли;
  • обратить внимание на некоторые аспекты речевой работы с ребёнком.

Классификация

Дети с удовольствием ищут известные геометрические фигуры в сказке про Колобка

Как и сказка в широком понимании, математические истории тоже имеют разновидности. Прежде всего, это классификация по возрасту детей. Так, существуют сказки для дошкольников и для школьников. Отличительной чертой последних является то, что они созданы на основе известных сюжетов и математические понятия, чаще всего, выполняют вспомогательную роль (например, Баба-Яга ищет решение уравнения с одним неизвестным), а не основную, как в сказках для малышей. По форме сказки могут быть

  • театрализованные;
  • иллюстрированные или без картинок;
  • стихотворные или в прозе.

Нельзя сказать, какая форма предпочтительнее для дошкольников разного возраста — всё зависит от содержания и тех целей, которые конкретной сказкой реализуются. Так, при изучении прямой и отрезка в средней группе, форма должна быть иллюстрированной, чтобы дети соотносили образ с понятием (например, прямая разноцветная, каждый отрезок определённого цвета). А вот при знакомстве с цифрами от 0 до 10 в младшей группе, особенно при разъяснении значения нуля, можно применить театрализованную форму (когда ребята играют роли цифр и по сюжету в конце должны выстроиться по порядку, а затем вместе с нулём составить десятки и сотню). Наталья Яковлевна Большунова, доктор психологических наук, которая занимается разработкой современной концепции образования дошкольников, театрализованные сказки разделила на собственно интерактивные и экспериментальные. Что касается последних, то в них дети для получения представления о тех или иных явлениях должны собственноручно провести опыт. Так, например, в сказке о размерах (большой-маленький, узкий-широкий), малышам предлагается самим понять и объяснить, почему широкая машинка не может проехать в высокие, но узкие ворота.

Как работать со сказками для детей дошкольного возраста?

После прослушивания сказки детям можно предлагать самые разные задания, например, пластилином выложить выученную цифру

Татьяна Андреевна Шорыгина, автор серии математических сказок «Путешествие в Цифроград» («Первая математическая сказка» для детей 5–6 лет и «Вторая математическая сказка» для детей 6–7 лет), предлагает целый ряд занимательных историй, объединённый общим сюжетом — путешествием в город цифр. Для работы с такими сказками можно применять и индивидуальные, и групповые методы работы, то есть заниматься и дома, и в детском садике. Это может быть совместное чтение, а затем пересказ, ответы на вопросы. Некоторые истории можно представить в виде театрализованного представления.

Что касается несвязанных общим сюжетом сказок, то работа с ними может быть

  • в качестве разминки (например, стихотворные загадки о цифрах или простейших вычислениях);
  • в виде интерактивного проекта (например, использование мультимедийного оборудования — проектора — для решения задач, которые Баба-Яга задаёт Ивану-Царевичу в обмен на снятие проклятия с прекрасной Принцессы);
  • коротких сценок;
  • поиска карточек с подходящим рисунком (если взрослый читает сказку, иллюстрации к которой перепутаны, а ребёнку нужно восстановить правильный порядок, заодно и увидеть системность тех или иных понятий, например, собрать матрёшку из таких величин, как секунда, минута, час, сутки).

Для того чтобы проверить, насколько малыш усвоил то или иное математическое действие, можно попросить его нарисовать иллюстрацию к сказке и ответить на вопросы. Например, после работы со сказкой о Большой Матрёшке, которую зовут Сутки, растерявшей своих деток (Час, Минуту и Секунду) задание можно сформулировать так:

  • Нарисуй героев сказки по старшинству, сначала Маму, потом старшего брата и младших сестёр (при этом не стоит уточнять имена детей, чтобы маленькие ученики повторили порядок величин, измеряющих время).
  • Как ты думаешь, в этой семье Матрёшек можно обойтись без какого-то одного представителя?
  • Назови членов семьи Матрёшек по старшинству, от самого младшего до старшего.

Кстати, вопросы могут быть как репродуктивного — кто главный герой, так и проблемного характера — о каком явлении шла речь, как оно применяется в жизни). Вот какие вопросы можно составить к сказке «Гуси-Лебеди» в старшей группе.

Гуси-лебеди

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. — Доченька, — говорила мать, — мы пойдём на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси — лебеди и пропали за тёмным лесом. Тут она догадалась, что они унесли её братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили. Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь. — Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? Печка ей отвечает: – Решишь задачку — скажу. – Задание на выбор нескольких предметов по указанному признаку: «Выбери все мячики», «Выбери круглые, но не мячики». Девочка решила задачку, тогда печь сказала ей бежать к яблоньке. – Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели? – Поможешь мне среди всех фигур найти фигуру похожую на яблоко — скажу. Нужно подобрать похожую фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма. «Какую фигурку можно назвать похожей на оба яблока? Девочка ответила: «Круги». Яблоня сказала ей, что братец её у бабы-яги. В избушке старая баба-яга прядёт кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку: — Здравствуй, бабушка! — Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась? – Я за своим братцем пришла. – Поможешь навести порядок, тогда отпущу твоего братца. Нужно все вещи сложить по: названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т.д.); размеру (в одну корзину сложить большие мячи, в другую — маленькие, в одну коробку — длинные карандаши, в другую — короткие и т.д.); цвету (в эту шкатулку — красные пуговицы, в другую — зелёные); форме (в одну коробку сложить квадраты, в другую — кружки, в третью — кубики, в четвёртую — кирпичики). Девочка помогла бабе-яге, и вскоре девочка с братцем вернулись домой. А тут и отец с матерью пришли.

  • Кто главный герой сказки «Гуси-Лебеди»?
  • По какому признаку Баба-Яга просила сложить предметы в коробки и корзины?
  • Какие круглые предметы упоминаются в сказке?

Картотека сказок

Для закрепления сюжета и математического понятия можно прочитать сказку несколько раз и обязательно показать ребятам картинки

Истории с вымышленными героями, попадающими в невероятные ситуации, связанные с математикой, можно придумывать самостоятельно, а можно воспользоваться уже готовыми сюжетами.

Для детей 3–4 лет

Как показывает практика, дети очень хорошо воспринимают короткие сказки, объединённые общим сюжетом. На занятиях можно отрабатывать 1–2 истории:

  • читаем вслух;
  • отвечаем на вопросы о персонажах;
  • пробуем рисовать иллюстрации.

Длинный– короткий

Цели: познакомить детей с начальными понятиями измерения расстояния, развивать навыки сравнения, тренировать образное мышление, речь, воспитывать навыки работы в группе (если речь идёт о групповом занятии).

Задачи: показать на примере разницу между понятиями «длинный-короткий», «долго-быстро» и их взаимосвязи в отношении измерения расстояний между объектами, развивать логический подход к решению практических примеров (выбора короткого пути к тому или иному объекту).

В одной небольшой деревушке жила-была семья: мама, папа и две дочери. Одну звали Люсенька, а другую Нюсенька. Вообще-то по-настоящему Нюсеньку звали Анна, но она, когда с чем-нибудь не соглашалась, говорила: «Не-не-не, ню-ню-ню» поэтомуи прозвали её Нюсенькой.Однажды мама сказала своим дочерям: «Надо сходить в соседнюю деревню и отнести бабушке подарок, ведь у неё завтра День рождения. Идите по короткой дорожке, через поле, так вы быстрее дойдёте». Но Нюсенька тут же захныкала: «Нет, я по полю не пойду. Солнце светит жарко, пчёлы кусаются, я устану». «Но так ведь короче и быстрее», – сказала ей Люсенька. Нюсенька не послушала свою сестру и, взяв подарок для бабушки, пошла через лес длинной дорогой. Первой к бабушке пришла, конечно же, Люсенька. Она поздравила любимую бабушку с Днём рождения, подарила ей букет из полевых цветов, которые она сорвала по дороге, и они вдвоём сели пить чай. И, когда Люсенька с бабушкой уже съели по две ватрушки и три конфетки, появилась Нюсенька. «Ню-ню-ню, вы уже без меня всё сладкое съели, не дождались меня». На что Люсенька ей ответила: «Ты пошла по длинной дорожке, а я шла по короткой дорожке, поэтому и пришла к бабушке раньше тебя».

Плоский и объёмный

Цели: познакомить ребят с понятиями объёма, развивать навыки сравнения объектов, тренировать логическое и образное мышление, речь, воспитывать навык работы в группе.

Задачи: показать на примере кома теста разницу между объёмным и плоским, тренировать умение классифицировать окружающие предметы по этому признаку, дополнять ответы товарищей.

Две сестрички Люсенька и Нюсенька отдыхали летом в деревне у бабушки. Они ходили купаться на речку, в лес за ягодами, играли с соседскими ребятами. На выходные дни в гости к бабушке должны были приехать мама с папой Люсеньки и Нюсеньки. В пятницу бабушка говорит: «А ну-ка, девочки-красавицы, помогите мне испечь пирожки и плюшки, я уже и тесто замесила». Бабушка подняла полотенце, которым была накрыта большая кастрюля, и девочки увидели огромный ком теста. «Ох, и хорошие же пироги у нас получатся, ишь какое тесто объёмное получилось, его даже и руками обнять можно с трудом». Люсенька очень удивилась: «Какое тесто получилось?» «Объёмное. Все что можно обнять, называется объёмное». Тут же задала вопрос Нюсенька: «А если нельзя обнять?» «Тогда называется плоское. Я вот сейчас раскатаю тесто скалкой, и оно станет похоже на блин. Вот этот блинок — плоский. Ну-ка, посмотрите вокруг, что видите плоское, а что объёмное». Девочки стали рассматривать окружающие их предметы. Нашли много плоских вещей: листок бумаги, зеркало, ковёр. Объёмное: мяч, орехи, яблоки. Девочки так увлеклись этой игрой, что не заметили как приехали их родители. А вы можете найти вокруг себя объёмные и плоские предметы?

Для детей 5–6 лет

В этот период идёт накопление понятийного аппарата. Сказки связаны с основополагающими терминами математики:

  • понятие прямой;
  • отрезок;
  • плюс и минус для реализации примеров на сложение и вычитание и т.д.

Как родилась линия

Эту сказку можно сопровождать иллюстрированием на доске. Так, взрослый может рисовать отдельные разноцветные точки, а затем соединять их в прямые или кривые линии. Таким образом, ребёнок наглядно увидит различия между прямой и кривой.

Цели: объяснить понятие «прямой», развивать образное мышление, тренировать навык сравнительного анализа прочитанного или услышанного.

Задачи: через цвет показать возможности объединения небольших объектов (точек) в единой целое (прямую), наглядно продемонстрировать разницу между прямой и кривой.

В стране Геометрия жила-была маленькая точка. Это была очень красивая красная точка. Однажды она подумала: – Как мне хочется иметь много друзей! Отправляюсь-ка путешествовать и поищу себе подружек. Только вышла красная точка за калитку, как навстречу ей тоже точка идёт, только зелёная. Подходит зелёная точка к красной и спрашивает, её куда та идёт. – Иду искать друзей. Вставай со мной рядом и идём вместе путешествовать. Через некоторое время встречают они синюю точку. Идут по дороге друзья — точки, и с каждым днём их становится всё больше и больше. И, наконец, их стало так много, что выстроились они в один ряд, плечом к плечу и получилась линия. Когда точки идут прямо, получается линия прямая. Когда неровно, криво, – получается кривая линия.

Плюсы и минусы

Эта сказка, несмотря на математическую направленность, всё же гораздо больше ориентирована на морально-нравственное воспитание малышей. И тем не менее арифметическую составляющую в ней не заметить нельзя.

Цели: помочь детям соотнести понятия «плюс» и «достоинство», «минус» и «недостаток», развивать морально-нравственные ценности, способность критически мыслить, воспитывать умение слушать отвечающего и на этом основании делать уместные дополнения.

Задачи: показать на материале сказки, что плюс — это хорошо, а минус — это плохо, что в жизни есть и то, и другое, развивать навык обобщения в связи с группированием хорошего в «плюс», а плохого в «минус».

В древности у одного математика было трое учеников. Когда они в совершенстве овладели всеми арифметическими действиями, учитель призвал их и сказал: – Теперь, когда вы достигли некоторых вершин в математике, пришла пора применить знания на практике, в жизни. Идите же и считайте, чего в мире больше — плюсов или минусов. Ушли ученики, и пришли ровно через три года, как и договаривались. – Ну, вот ты, – обратился он к первому ученику, – скажи, чего же в мире больше: плюсов или минусов? – Конечно же, плюсов. Я встретил умную, красивую, богатую жену. У нас прекрасный дом, сады, чудесные фрукты. У меня за это время родилось двое замечательных детей. И вообще, я считаю, что минусы бывают только в математике, в жизни их вообще не существует. – Ну, а ты что насчитал? – с грустью обратился он к другому своему ученику. – Я считал. Все время считал. Золото, разные драгоценности, деньги. Но меня ограбили. Кругом одни негодяи и жулики. – Ну а как насчёт моего задания? Чего больше: плюсов или минусов? – Какие там плюсы? Вы их когда-нибудь видели в жизни? На каждом шагу одни только минусы. Учитель погрустнел ещё больше, махнул рукой и ничего не ответил. – А ты что успел подсчитать? – спросил он с некоторой надеждой у своего третьего ученика. – Я, учитель, ничего не успел. Видел я и плюсы, и минусы. Видел, что плюсы приносят людям радость, а минусы — горе. И мне захотелось сделать так, чтобы в жизни людей было как можно больше плюсов и как можно меньше минусов. – Но такого не знает математика, – воскликнул учитель. И, помолчав, добавил: – А всё-таки — это отличное действие. Больше плюсов, меньше минусов — ради этого стоит жить. Молодец, ты здорово усвоил мою науку! А вы думаете по этому поводу, ребята?

Для детей 6–7 лет

Эти сказки могут быть на основе известных народных или авторских произведений, таких как «Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди» и т.д. Только сюжет в старшей группе усложняется. Если малыши средней группы в сказке «Гуси-Лебеди» по заданиям Бабы-Яги и Яблоньки просто называли форму перечисленных предметов (яблоко — круг, кирпичик — прямоугольник и т.д.), то в старшей группе количество предметов увеличивается, а задание усложняется тем, что группировка идёт по нескольким критериям (форме, цвету, названию).

Дети учатся

  • выполнять арифметические действия в виде примеров, используя цифры и знаки «+», «-«, «=» и т.д.;
  • рисовать геометрические фигуры, используя подходящие инструменты (линейки, треугольники);
  • выявлять сходства и различия предметов;
  • описывать детали повествования;
  • объединять предметы по свойству (круглые, плоские, прямые и т.д.).

На этих повествованиях можно делать красочные театрализованные представления. В качестве примера можно взять сказку «Теремок». Кстати, если десятки заменить единицами от 1 до 10, то эта инсценировка будет очень уместна и в работе с младшей группой.

Инсценировка математической сказки «Теремок»

Цели: закрепить навык счёта, развивать образное мышление, логику, артистизм и воспитывать чувство своей ответственности за работу всего коллектива.

Задачи: выучить порядок счёта десятками от 10 до 100, а также познакомить с 1000, наглядно убедиться, что в каждом круглом десятке должен быть нуль, развивать творческие способности, воспитывать эстетический вкус.

Воспитатель: я приглашаю вас в сказку, но не простую а математическую. Вы познакомитесь с «живыми» цифрами, которые не только расскажут о себе, но и покажут какие они сообразительные, ловкие и умелые. А вы им будете помогать. Но сначала нам нужно найти необходимый теремок, про который мы будем рассказывать сказку.

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок не высок,

Он не узок не широк.

(на доске пять теремков высокий, низкий, широкий, узкий, простой. Дети выбирают не узкий не широкий, не низкий не широкий).

Молодцы, правильно нашли и наша сказка дальше продолжается:

Вот по полю единица бежит

У дверей остановилась и стучит

Цифра 10 (подбегает к теремку)

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Нет никого. Тогда я там буду жить.

Ведь я десятка.

Один и нуль.

Цифра заходит в теремок.

Воспитатель:

Вот по полю, полю, двадцатка бежит

У дверей остановилась и стучит.

Цифра 20.

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Цифра 10.

Я десятка, а ты кто?

Цифра 20

А я — цифра 20

Полюбуйся какова

С полукруглой головой

Волочится хвост за мной — нуль.

Пусти меня к себе жить.

Воспитатель:

Войдёшь, если сможешь сложить свою цифру.

Дети собирают пазлы (цифры).

Воспитатель:

Вот по полю, полю, тридцать бежит

У дверей остановилась и стучит

Цифра 30.

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

-Я десятка

-Я двадцатка

А ты кто?

Цифра 30.

Я 30.

Состою из трёх и нуля.

Пустите меня к себе жить.

Заходи скорей.

Воспитатель:

Вот по полю, полю, сорок и пятьдесят бегут.

У дверей остановились и стучат.

Цифры 40 и 50.

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

-Я десять

-Я двадцать

-Я тридцать

А вы кто?

А я — 40, острый локоть оттопырил, нуль прижал

А я — цифра 50, очень я люблю плясать.

Руку вправо протянула.

Ножку круто изогнула.

Нуль к себе я притянула.

Пустите нас к себе жить.

Воспитатель:

Прежде чем войдёте в теремок, давайте попутешествуем.

(дети становятся в круг на ковре, и выполняют движения в соответствии с текстом).

По узенькой дорожке, шли маленькие ножки

Ручки тоже помогали, всё махали и махали.

Остановка. Сели. Встали.

Снова дружно зашагали.

Хлынул ливень.

Грянул гром.

Мы на цыпочках пойдём.

Отряхнули ручки, ножки.

Не устали мы с дорожки.

Воспитатель:

Молодцы.

Вот по полю, полю, 60 с 70 бегут

У дверей остановились и стучат.

Цифры 60 и 70.

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

-Я 10

-Я 20

-Я 30

-Я 40

-Я 50

А я? Дверной замочек;

Сверху крюк, внизу кружочек.

А я семёрка- кочерга

У меня одна ногас нулем.

Пустите нас к себе жить.

Воспитатель:

Вы сможете зайти, только сначала помогите, в нашей волшебной математической стране подул сильный ветер.

Упражнение на дыхание: вытянуть губы трубочкой вперёд и длительно непрерывно дуть, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. (Следить чтобы щёки не надувались). И перемешал все цветы, теперь бабочки не могут вернуться в свои дома.

Давайте поможем им.

(Дети берут бабочек, ищут цветок такой же формы и цвета и кладут её на цветок).

Воспитатель:

Вот какие наши цифры умелые, помогли бабочкам, но посмотрите кто-то там по полю бежит, да это же цифры 80 и 90.

У дверей остановились и стучат.

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Я-10, Я-20, Я-30, Я-40, Я-50, Я-60, Я-? Авы кто?

Я — 80:

Два кольца без начала и конца и нуль в придачу.

Пустите меня к себе жить.

А я — 90.

Если на голову я встану

Цифрой 60 тогда я стану.

Пустите меня к себе жить. Воспитатель:

Воспитатель:

Цифры не могут войти, на их пути много камней.

Давайте им поможем, камни с пути уберём.

(На полу лежат «камни» с цифрами, повторяем счёт до 10).

– Уберите цифру которая стоит после 2, впереди 6, между 3 и 5, цифра которая состоит из двух кружков и т.д.

Воспитатель:

-Все камни убраны, цифры могут заходить.

Воспитатель:

Вот по полю, полю, 100 бежит

У дверей остановился и стучит.

Цифра 100.

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

-Я 10

-Я 20

-Я 30

-Я 40

-Я 50

-Я 60

-Я 70

-Я 80

-Я 90. А ты кто?

А я –цифра 100

Пустите меня к себе жить.

Воспитатель: Цифра 100 так торопилась, покатилась, покатилась, и сломала теремок! Повалился он на бок. Что нам делать, как же быть? Где же цифры будут жить?

(дети высказывают свои предположения)

Воспитатель: У меня есть для вас образец постройки нового теремка. Внимательно посмотрите и решите, какие и сколько вам необходимы модули. Попробуйте построить новый красивый теремок. Дети строят по образцу из модулей.

Воспитатель: Вот какие вы молодцы! Какой замечательный теремок получился! И нолик тоже старался, помогал вам и за это мы нашу сотню превратим в другую цифру!

Если слева рядом с ней

Единицу примостить

Все дети хором: Это будет 1000.

Интересные видеосказки

Работа со сказками может быть и индивидуальной, и групповой

Видеосказка для самых маленьких «Длинный и Короткий»

Видеосказка для средней группы «Как появилась точка?»

Этой сказкой можно предварить задание соединить по точкам цифры, чтобы получить изображение. А для усложнения можно предложить детям самим нарисовать контур фигуры, который затем стереть, оставив, например, 10 точек, чтобы можно было по ним восстановить цельную картинку.

Видео: «Про равно»

Литература в помощь

Главная задача сказок по математике — в конкретном образе представить абстрактное понятие

Для работы с ребятами разного возраста полезно ознакомиться с методическими разработками педагогов и психологов, специализирующихся на применении математических сказок в практике обучения дошколят.

Математическими сказками можно разнообразить занятия с малышом. Эти забавные и поучительные истории, решая задачи математического образования, также помогают в морально-нравственном воспитании подрастающего поколения. Детям прививаются понятия о чувстве долга, понятиях добра и зла на доступных в этом возрасте языке образов и характере ситуаций.

Проект «Математика в сказках»

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Секция: математика

Исследовательская работа

Тема: «Математика в сказках»

Автор работы:

Гресь Диана Даниловна,

5а класс, МСОШ № 30 с УИПОО

«Физическая культура».

Руководитель:

Задесенцева Светлана Петровна,

учитель математики.

г. НИЖНЕВАРТОВСК

2011г.

Стр.

Введение ——————————————————————————————— — 3

  1. Народные секреты чисел 4
  2. Числа в русских народных сказках—- — 6
  3. Числа в сказках Пушкина 7
  4. Сказки из книги «Добрая математика» 9
  5. Сказки по математике, составленные учениками 11

Заключение—————————————————————————————- 15

Список литературы ——————————————- 16

Введение

Как подружиться с Математикой? Что необходимо, чтобы формулы казались жителями волшебной страны, в которой не терпится побывать?

Во всех школах мира детей учат математике, потому что когда-то без Математики нельзя было вырастить урожай и построить жилье, способное отразить натиск стихий. Математика нужна была как воздух. А разве сейчас не остановится без Математики вся наша жизнь?

Математика – настоящее волшебное царство… А цифры, числа, геометрические фигуры, если вы сильно захотите, могут превратиться в удивительные сказочные персонажи. Любая глава из учебника преподносит вам такие интересные сюжеты, что самому ничего, и придумывать не надо.

Я заинтересовалась этой темой, и выдвинула гипотезу: 1) выбор чисел в сказках не случаен; 2) сказки помогают лучше понять различные математические свойства и правила.

Цели работы:

  1. Выяснить, какое значение имеют числа в сказках, случаен ли выбор числительных в сказках?
  2. Найти сказки, в которых математически решаются жизненные задачи.
  3. Придумать математические сказки.

Для достижения целей решались следующие задачи:

  1. изучить литературу по данной теме;
  2. проанализировать наличие чисел в сказках;
  3. составить математические модели сказок;
  4. обобщить полученные данные.

Методы исследования: анкетирование, сбор информации, изучение литературы, анализ сказок.

Практическая значимость: Можно использовать на уроках математики и во внеклассной работе.

  1. Народные секреты чисел

С числами, которые называют магическими, сталкивались все. В сказках, легендах, пословицах и поговорках, в календарях и на циферблатах, в ритуалах и культах мы встречаем Святую Троицу, три желания, семь дней недели, семерых козлят, 12 месяцев.

Число «три» встречается во многих пословицах и поговорках: «в трех соснах», «в три ручья», «с три короба» и так далее.

Так же, как число 3, выделилось и число 4, которое первое время служило для обозначения множества вообще. Например, в египетских иероглифах множество предметов обозначалось тремя и четырьмя палочками

Само наблюдение над природой наводило на мысль об особом значении этого числа. Люди всюду встречали или думали, что встречают, деление на 3. Они видели, что вселенная состоит из неба, земли и воды; перед ними стояли небесные светила — солнце, луна и звезды; в телах они наблюдали три измерения — длину, ширину и высоту; во времени — прошлое, настоящее и будущее. А так как религия древних была связана с явлениями природы, то деление на три они положили в основу своих теоретических систем, и это число получило значение священного. Пифагорейцы считали число 3 совершенным, потому что оно имеет начало, середину и конец, и изображали его в виде треугольника.

Число 3 вошло в христианскую религию, верующие представляют Бога в виде триединства: отец — сын — святой дух. Это число легло в основу композиционного построения ряда художественных произведений.

Любопытно, что число 3 рассматривали не только как счастливое («Бог троицу любит»), но и как несчастливое («треклятый»).

Число 9 находится в непосредственной связи и зависимости от числа 3. Иногда оно мыслится как число 3, только в усиленной форме: 9 = 3×3. Интересно, что если в древнейших преданиях говорится о трех музах, то в более поздних — преимущественно о девяти. Числа 3 и 9 находили особое применение и в бытовых отношениях. Например, на пирах существовало правило — пить 3 чаши или 9, но никогда не 4 или 5. В речи ряда народов символом грозной опасности или наивысшего подъема, могучей силы выступает «девятый вал». Он как бы венчает какой — то процесс и кладет начало переходу к новому качеству.

У славян поминки по усопшему отправляются на 9-й день после его кончины. По — видимому, это тоже свидетельствует о каком — то процессе обновления, но уже в потустороннем мире.

От 3 х 3 = 9 делается шаг к 3 * 9 = 27. Это число тоже имеет магическую силу, например, при заклинании духов болезней. От него происходит и знаменитое сказочное «за тридевять земель».

Число 7 буквально пронизывает всю историю культуры народов Земли.

Зародился культ числа 7 в Древнем Вавилоне. Наблюдая небо, древние астрономы насчитывали 7 планет: Солнце, Луну, Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн. Они подметили, что планеты, хоть и запутанно, двигаются по определенной небесной дороге среди определенного круга небесных созвездий.

В своих астрономических наблюдениях древние народы отмечали два важных события — период равноденствия, когда день равен ночи, и время летнего солнцестояния. В Южной Вавилонии при летнем солнцестоянии 5 знаков Зодиака были доступны для наблюдения, 7 же — невидимы. Пять и семь стали священными числами Зодиака. В первом известном нам своде законов царя Хаммурапи (1792 — 1750 гг. до н. э.) продолжительность летней части года определялась в 5 месяцев, а зимней — в 7.

Пятерка считалась числом небесного, лунного мира; семерка принадлежала миру солнечному, подземному. Первая представлялась счастливым числом, а вторая — несчастливым. Впоследствии, когда Солнце заняло ведущую роль в религии древних, число 7 стало символом благоприятствия.

В Древнем Вавилоне самым замечательным числом было 12. На 12 месяцев, по числу созвездий Зодиака, вавилоняне делили год. Сутки они делили на — 24 или 12 двойных часов, каждый час на 60 минут, или 5 раз по 12. Кроме того, это число было очень удобно для счета: его можно без остатка делить на 2, на 3, на 4 и на 6. Число 12 вошло во многие системы счета. Так, в ряде стран считали дюжинами (дюжина — 12 штук). Английский фут равен 12 дюймам, шиллинг — 12 пенсам. «Удобство» этого числа сказалось и в религиях: у Христа, а до него у Будды, было 12 последователей — учеников.

Совсем непохожим на 12 было число 13. Его нельзя было разделить ни на одно число, кроме него самого и единицы. Поэтому и стали его считать несчастливым, «чертовой дюжиной». Кстати, у древних евреев числа обозначались буквами. Число 13 начиналось с буквы «м», и с этой же буквы начиналось слово «мэм» — смерть. Очевидно, это тоже сыграло свою роль в наделении числа 13 отрицательными качествами.

Долгое время у многих народов, в том числе и у славян, самым большим из известных им чисел было число 40. А все, что лежит за пределами этого числа, — неопределенное множество, неизвестность. Поэтому и считается следующее за ним число 41 роковым.

В более позднее время число 40 перестало быть предельным, но сохранилось в пословицах, поговорках, сказках, обрядах. Поминки у славян происходят на сороковой день. По поверью, убить паука — значит избавиться от 40 грехов.

Кстати, название «сороконожка» означает вовсе не то, что у нее сорок ног, а то, что их множество. У других народов это же насекомое называется «тысяченожка».

Вот на таких искусственных выкладках зачастую и строились предсказания и пророчества.

Идут века, исчезают царства и целые народы, а вместе с ними отходит в прошлое их культура. Наука не стоит на месте, и то, что когда — то было неопознанным и пугающим, становится понятным и само собой разумеющимся. Но в памяти сохранились поверья, и мы подчас еще верим в счастливую семерку и несчастливое число «тринадцать», забывая при этом, что за каждым суеверием стоит история.

  1. Числа в русских народных сказках

Впервые с числами мы встречаемся в самом раннем детстве, когда читаем свои первые сказки.

Сказка «Царевна лягушка»

Было у царя 3 сына. 3 задания давал царь невестам: испечь хлеб, соткать ковёр и смотр невест. Лягушка 3 раза превращалась в царевну. На царевну было наложено заклятие: 3 года быть лягушкою.

Сказка «3 медведя»

Главных героев – 3. Всех предметов по 3(кровати, миски, стулья).

Сказка «Хаврошечка»

Было у хозяйки 3 дочери: Одноглазка, Двухглазка и Трёхглазка. 3 раза засыпала Хаврошечка.

Сказка «Теремок»

7 зверей заселялись в Теремок: муха, комар, мышка, лягушка, заяц, лиса, волк. Медведь – 8-й – развалил Теремок.

Сказка «Илья Муромец»

Коня 3 месяца кормил пшеницей, через 3 зари выгуливал коня на шёлковом поле. В дремучем лесу был дуб в 3 обхвата, 30 богатырей и 30 коней. Святобогатырь спал 300 лет. Илья Муромец в Киеве прожил 200 лет.

Проанализировав только малую часть русских народных сказок, можно убедиться в том, что самым распространённым числительным является «3».

Число » 3″ издревле считали магическим. В сказках всегда желания выполняются только в третий раз.

  1. Числа в сказках Пушкина

В сказках А.С.Пушкина числительные встречаются довольно часто.

«Сказка о попе и работнике его Балде»

Балда соглашается работать всего за 3 щелка.

Поп хочет погубить Балду, отправляет его к чертям собрать «недоимки за 3 года».

3 раза Балда в море «верёвку крутил».

3 раза мерился силой Балда с «посланным бесёнком».

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Старик со старухой много лет прожили вместе:

«Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года…».

Три раза старик кидал в море свой невод.

«Раз он в море закинул невод, –

Пришел невод с одной тиной,

Он в другой раз закинул невод, —

Пришел невод с травой морской,

В третий раз закинул он невод, —

Пришел невод с одной рыбкой,

С непростою рыбкой – золотой…»

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком».

Только желание третьей девицы родить для батюшки-царя богатыря «полюбилось» царю, подслушивавшему речь девиц.

Через 3 дня, как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, царевич и царица стали княжить в городе, подаренном им лебедем.

Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, 3 раза лебедь превращает его в насекомое.

Три раза выручает лебедь царевича, подарив ему чудеса.

Второе чудо:

«И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря».

Пожелав жениться на царевне, был готов

«За царевною прекрасной

Он пешком идти отсель

Хоть за тридевять земель».

Превращенный в насекомое, три раза ужалил царевич трех злодеек-обидчиков.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Три раза обращается к своему зеркалу злая царевна:

«Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

Елисей в своих поисках три раза обращается за помощью: к красному солнцу, к месяцу ясному, к ветру буйному.

После смерти царевны богатыри «ждали три дня, но она

не восстала ото сна».

«семь богатырей, семь румяных усачей»

В приданое царевне было дано «семь торговых городов

да сто сорок теремов».

После смерти царевны богатыри

» гроб её к шести столбам

на цепях чугунных там

осторожно привинтили

и решёткой оградили».

«Сказка о золотом петушке»

Сказочное царство, где происходит действие «Сказки о золотом петушке», находится «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», что значит очень далеко.

И вновь мы встречаемся с числом 3. Три раза кричал петушок, три раза выезжало войско биться с врагом. Через 8 дней, как выехал старший сын царя, закричал петух. После выезда младшего сына опять через 8 дней петух снова возвестил о нападении врага.

В третий раз сам царь поехал. Через 8 дней доехал он до места.

Самым распространенным числительным в сказках Пушкина является число 3. Число «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Утроение мотива (поиски невесты) создает размеренный ритм повествования.

Числа 33,39,30, 7 содержат в себе значение множества.

Число «8» является чётными. А у народа есть суеверное представление, что чётное число связано со смертью, с нечистой силой.

  1. Сказки из книги «Добрая математика»

Замечательные математические сказки я нашла прочитав книгу «Добрая математика». В книге приведены не только сказки, но задаются вопросы для осмысления прочитанного.

Вот только 2 сказки из данной книги:

«Гордая цифра Один»

— Привет ракета! — воскликнула цифра Один, увидев остроносую ракету в небе. Я цифра — Один похожа на тебя! Ты одна в пустынном космосе и ничего не боишься! Я люблю считать тех, кто один! Тот, кто один, он самый важный!

— Я не одна, внутри меня космонавты, а вокруг – звезды, — возразила ракета с высоты.

— Цифра Один, пошли гулять, — позвала Единицу ее соседка цифра Два.

— Я хочу гулять одна. Тот, кто один он самый важный, — гордо ответила Единица. – В небе светит только одно солнце и у человека только одна голова.

— А ходит человек на двух ногах и делает все двумя руками, — возразила цифра Два.

— Самое главное в человеке, это его голова, — упрямо повторила Единица.

— Зато два глаза и два уха, — возразила Двойка. — Разве может голова хорошо работать без них?

Помоги цифрам решить, кто важнее: Единица или Двойка?

Беседа

• Как вы думаете, почему у человека один язык, но два уха и два глаза?

• Почему лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать?

• Почему, когда куда-либо едешь один, дорога кажется длиннее?

• Какие события в жизни каждого человека случаются только один раз?

• Загадайте какой-либо предмет и расскажите, не называя свой предмет, как людям живется в доме, если у них этот предмет только один. Например: если в доме он один, то нельзя делать уроки, когда все кушают (стол). Если в доме он один, то на нем сидит самый пожилой (стул). Остальные угадывают, о каком предмете идет речь.

«О чем мечтает цифра Два»

Однажды цифра Два встретила лебедя и сказала ему:

— Я похожа на тебя, и мечтаю научиться летать.

— Я не хочу больше летать, — грустно ответил лебедь. – Моя лебедушка попала в силки охотника, и мне тоскливо без нее.

— Я помогу тебе освободить лебедушку, — пообещала Двойка.

Вскоре два прекрасных лебедя поклонились цифре Два и сказали:

— Спасибо за помощь, ты похожа на нас и такая же добрая как мы.

— Но я не умею летать, как вы, — вздохнула Двойка.

— Возьми от нас на память эти два белых перышка, они исполнят твое самое заветное желание, — предложил лебедь.

На следующий день цифра Два гордо парила в воздухе на двух больших крыльях.

— Лебеди подарили мне два перышка, но когда они улетели, перышки превратились в крылья, — взволнованно рассказала Двойка цифрам.

— Тот, кто мечтает летать, обязательно полетит, — решили цифры.

Как ты думаешь, о чем еще мечтает цифра Два?

Беседа

• Как вы думаете, куда Двоечка полетит в первую очередь на своих крыльях?

• Объясните смысл пословицы «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». Вспомните какие-либо два своих самых важных дела и расскажите, какое из них все-таки важнее и нужнее для вас.

• Когда о людях говорят: «Два сапога пара» или «как две капли воды»? Как вы думаете, должны ли друзья быть «как две капли воды», и почему?

• Почему говорят, что лентяй работает дважды?

  1. Сказки по математике, составленные учениками

Я вместе со своими одноклассниками сочинила математические сказки. Вот только некоторые из них.

«Как появился знак «=»»?

В одном городке под названием «Цифрополис» жили – были числа. А числа там жили самые разные. И они очень любили складываться, вычитаться, умножаться и делиться. Но вот беда! Они всегда забывали, какое произведение, разность, частное или сумма от этого получалась. На бумаге они могли записать лишь само действие, а сколько получится – нет. Ведь не было специального знака. Тогда цифры пошли к королеве Математике. И королева Математика дала им для вычислений знак «=». Отныне стой поры цифры любят, уважают и ценят этот знак!

Гресь Диана, 5а

«Самая маленькая, но в то же время самая большая цифра»

Жила – была цифра 0 и все остальные цифры над ней смеялись, даже 1 над ней часто смеялась. «Да что же ты можешь? Ты же просто пустое место», — говорила 8. «Вот увидите! Если я есть, то для чего-нибудь буду нужна», — обиженно отвечала цифра 0.

Нуль убежал прочь, а все остальные очень долго смеялись. Нулю было ужасно обидно, что всеми цифрами можно что-то подсчитать, а им ничего. У нуля испортилось настроение.

Но вот в один прекрасный момент нуль подошёл ко всем цифрам, его как всегда встречали усмешками. Но тут он улыбнулся и сказал: «А вот прежде чем смеяться, давайте я встану позади кого-нибудь из вас». «Ну, давай», — согласилась 5. Нуль встал позади 5 и все цифры пришли в изумление, увидев, что 5 превратилась в 50. И теперь то цифры поняли, что без 0, самой маленькой цифры, они остаются просто цифрами, а с 0 они становятся в 10 раз больше!

Иванова Катя, 5а

«Числитель и знаменатель»

Жили-были в одном королевстве «Математика» два друга: числитель и знаменатель. Как-то раз у них возник спор: «Кто должен стоять первым ?» Долго они не могли решить этот спор и решили они отправиться во дворец. Добрались они до дворца и обратились к королеве. Они всё рассказали ей. И королева им сказала, что дроби не получится, если не будет числителя или знаменателя. Королева расставила их по местам: числителя сверху, а знаменателя снизу, но ничего не получилось – чего-то не хватало. И королева вспомнила, что не хватает дробной черты. Королева познакомила друзей с дробной чертой. И они попробовали снова и у них всё получилось: числитель вверху, знаменатель внизу, а между ними дробная черта. И так они больше никогда не ссорились и жили вместе с дробной чертой.

Поварницина М., 5а

«Сказка»

Жили-были квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, задачка и пример. И вот они начали спорить. Фигуры говорят, что они главные, а задачка и пример, что они. Фигуры говорят, что мы главные, потому что из нас могут выйти новые фигуры. А задача и пример хором сказали, что мы всё равно главнее, потому что без нас человек не смог бы считать.

Тут они поссорились и больше не общались. Фигуры ушли в царство геометрии, а задача и пример ушли в царство алгебры. Вот так появилась алгебра и геометрия!

Морозова Н., 5а

«Два брата уравнения»

Жили 2 брата уравнения, один на сложение, другой на вычитание: х+15=38 и х-15=38.

Один раз братья поссорились, и первый сказал: «Я тебя на много главней!» А второй отвечает: «Каждый докажет, что главней я!» Они спорили, спорили и наконец решили кого-нибудь спросить. Они повстречали братьев примеров и спросили у них : «Братья примеры, ответьте нам, кто из нас главней?» «Мы вам ответим», — говорят братья примеры, — «В математике все главные. Все что-нибудь значат.» Когда братья это услышали, они перестали ссориться.

Баймурзина А., 5а

«Ноль»

Жил-был ноль. Он жил за городом натуральных чисел. Ему очень хотелось быть на высоте и выделиться. Вот он задумал пойти к царю натуральных чисел за прошением, чтобы ему повысили чин и он стал натуральным числом. Нулю хотелось, чтобы его ставили наравне с натуральными числами в учебниках.

Ноль ушёл из своего дома и отправился к городу натуральных чисел, чтобы там рассказать царю – цифре 1, о своём прошении.

Ноль приходит к царю и говорит : «Мой царь, запиши в учебнике, что цифра ноль тоже является натуральным числом.» Царь отвечает: «Хорошо, если ты просишь, то я это исполню, и ты сможешь жить в городе натуральных чисел.» Ноль обрадовался, но ему этого стало мало, ведь цифра 2- его новый сосед по дому, относился к нему как к равному. Ноль пришёл снова к царю, возмущаясь : «это что за безобразие? Они ставят меня наравне с собой! Я требую повышения! » Царь отвечает: «Хорошо, будет тебе повышение, будешь жить со мною во дворце» Ноль обрадовался, но ненадолго. Царю оказывали больше услуг и почестей, чем ему. И нолём овладела зависть. Он снова пришёл к царю и сказал : «Я хочу стать царём натуральных чисел!» Царь ответил «Это уже слишком! Силач 9 , проучи ноль, выгони его из города» 9 схватил ноль и поставил его на прежнее место. Вот так ноль и остался жить за городом натуральных чисел.

Шарипова И.,5а

«Волшебные спички»

У мамы на кухне много разных предметов, а в столе есть коробок спичек.

Один раз, ночью, вылезли из коробка спички и начали играть на столе. Из восьми спичек сложился квадрат, из шести спичек получился треугольник, а из четырёх спичек получился маленький квадрат. Потом они все перемешались и получился домик с квадратными стенами и треугольной крышей. Затем спички выстроились в ряд параллельно друг другу и получился забор вокруг домика. Возле домика встали друг на друга три треугольника и получилась ёлочка. Так спички веселились долго, но в 5 утра волшебство закончилось. С последним ударом часов спички уже лежали в коробке. Но один треугольник не успел залезть в коробок.

Утром я увидела на столе треугольник из спичек и подумала: «Откуда он здесь?» Тогда я придумала эту сказочную историю, хотя может быть всё было не так!

Очень смешные спички лежат у мамы в столе.

Петухова Е.

Заключение

Работая над данным проектом, я провела анкетирование одноклассников, задав им следующие вопросы:

  1. Есть ли в сказках математика?
  2. Какие числа в сказках встречаются чаще всего?
  3. Хотели бы вы разнообразить уроки математики сказками?

На 1-й вопрос только 20% ответили «да».

Отвечая на 2-й вопрос, 95 % назвали, что это число «3».

На 3-й вопрос «да» ответили 85%.

По книге «Добрая математика» и используя собственные сказки, мы с одноклассниками составили презентации математических сказок и показали их младшим школьникам. Ребятам очень понравилось.

Вывод:

Самым распространенным числительным в сказках является число 3. Число «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Утроение мотива создает размеренный ритм повествования.

Числа 33,39,30, 7 содержат в себе значение множества.

Числа «8», «6» являются чётными. А у народа есть суеверное представление, что чётное число связано со смертью, с нечистой силой.

Проанализировав употребление в русских народных сказках и сказках Пушкина различных чисел, можно смело утверждать, что выбор чисел в сказках не случаен.

Выбор числительных в сказках основан на народном представлении о значении чисел.

Сказки помогают лучше понять различные математические свойства и правила.

Список литературы:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *