Математика в шахматах

Содержание

Шахматы для школьников в играх и историях

Всеволод Костров — шахматный тренер высшей категории, автор около 100 книг и пособий по шахматам. Более 35 лет работает преподавателем и методистом, отвечает за организацию шахматных занятий в школах Санкт-Петербурга. Победитель конкурса «Шахматный всеобуч России» в номинациях «Урок шахмат в начальной школе»», «Внеурочная деятельность по шахматам» и «Секция шахмат в системе дополнительного образования детей». По учебникам и задачникам Кострова занимается огромное количество ребят в школах Санкт-Петербурга и других городов России. Его ученики превращаются в мастеров и гроссмейстеров, побеждают на первенствах Санкт-Петербурга и России, становятся призерами международных турниров. Фундаментом методики Всеволода Кострова является применение опорных ассоциаций, чтобы максимально упростить подачу материала, привязать шахматные фигуры, определения и правила к элементам реальной жизни. Например, оппозиция королей — это «зеркало»; король, ведущий пешку в ферзи — «паровоз-вагон» и т.п. Этот подход давно известен, однако способ изложения материала и примеры, которые использует автор, уникальны. «Шахматы для школьников в играх и историях» — книга-пропуск в захватывающий мир, населённый шахами и царями, мудрецами и путешественниками.Само шахматное Величество вместе со своими подданными выйдет тебе навстречу и откроет все тайны своего королевства. Ты научишься правильно ходить и вести шахматную летопись, примешь командование белой или чёрной армией, узнаешь, как правильно подготовить фигуры к бою и начать шахматное сражение. Книга подойдет и для самостоятельных занятий детей, и для семейного чтения. Она также поможет весело и с удовольствием провести урок и опытному шахматному тренеру, и простому учителю начальных классов.Вперед, будущий чемпион! Осваивай науку побеждать!

Шахматы для школьников в играх и историях. Костров В. В.

Аннотация к книге «Шахматы для школьников в играх и историях» Костров В. В.:
Всеволод Костров — шахматный тренер высшей категории, автор около 100 книг и пособий по шахматам. Более 35 лет работает преподавателем и методистом, отвечает за организацию шахматных занятий в школах Санкт-Петербурга. Победитель конкурса «Шахматный всеобуч России» в номинациях «Урок шахмат в начальной школе»», «Внеурочная деятельность по шахматам» и «Секция шахмат в системе дополнительного образования детей». По учебникам и задачникам Кострова занимается огромное количество ребят в школах Санкт-Петербурга и других городов России. Его ученики превращаются в мастеров и гроссмейстеров, побеждают на первенствах Санкт-Петербурга и России, становятся призерами международных турниров. Фундаментом методики Всеволода Кострова является применение опорных ассоциаций, чтобы максимально упростить подачу материала, привязать шахматные фигуры, определения и правила к элементам реальной жизни. Например, оппозиция королей — это «зеркало»; король, ведущий пешку в ферзи — «паровоз-вагон» и т.п. Этот подход давно известен, однако способ изложения материала и примеры, которые использует автор, уникальны. «Шахматы для школьников в играх и историях» — книга-пропуск в захватывающий мир, населённый шахами и царями, мудрецами и путешественниками. Само шахматное Величество вместе со своими подданными выйдет тебе навстречу и откроет все тайны своего королевства. Ты научишься правильно ходить и вести шахматную летопись, примешь командование белой или чёрной армией, узнаешь, как правильно подготовить фигуры к бою и начать шахматное сражение. Книга подойдет и для самостоятельных занятий детей, и для семейного чтения. Она также поможет весело и с удовольствием провести урок и опытному шахматному тренеру, и простому учителю начальных классов. Вперед, будущий чемпион! Осваивай науку побеждать! Читать дальше…

Исследовательская работа ученика 4 класса

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

Чудо-ягода банан

Выполнил ученик 4 класса

Руслан Л.

Руководитель

Костерина Людмила Валентиновна

1.Гипотеза:

Предположим, что в бананах содержится большое количество витаминов и минералов, жизненно необходимых для человека. Бананы можно использовать и в других целях (хозяйственных, медицинских).

2.Цель нашего исследования:

Выяснить уникальные особенности и свойства банана и возможности использования этих свойств в практической жизни.

3.Задачи исследования:

1) Найти сведения о бананах (их особенностях и свойствах) в различных источниках информации;

2) Найти сведения о вторичном использовании бананов;

3) Провести ряд практических опытов по вторичному использованию бананов.

4.Объект исследования:

Банан.

5.Предмет исследования:

Пищевая ценность бананов, возможность вторичного использования бананов.

6.Методы исследования:

Изучение материалов, сведений, касающихся бананов с помощью различных источников информации.

Анкетирование одноклассников и знакомых.

Проведение экспериментов.

Анализ и обобщение полученных результатов.

7.Проблемные вопросы:

В чём секрет популярности бананов?

Возможно ли вторичное использование бананов?

Актуальность

о вкусовых качествах банана знают все, а вот о том, что под кожурой находится кладовая витаминов и минералов, что делает банан защитником нашего организма, знают не многие. А ведь дети, недополучая витамины и минералы, хуже успевают в школе, медленнее соображают. А чтобы обеспечить организму поступление необходимых полезных веществ, нужно всего-то съедать один банан на завтрак или обед.

1.Чудо – ягода банан.

«Банан голод утоляет. Банан болезни исцеляет. Банан силы возвращает и усталость прогоняет» — так звучит индийская пословица. А одна из легенд рассказывает о царе, который решил наказать своего слугу: приказал заточить его в крепости и давать ему только один продукт – зато по выбору. Наказанный выбрал бананы, объяснив это тем, что они способны удовлетворить все его потребности. В Индии банан священен, как цветок лотоса, а в Латинской Америке говорят, что еще в пирамидах инков имеются изображения бананов. Даже сегодня, для населения многих стран бананы являются важнейшей пищей, которая заменяет хлеб, мясо, картофель и другие продукты.

Банан — один из первых пищевых продуктов человека и одно из первых растений, вошедших в культуру. В настоящее время он входит в первую десятку важнейших культурных растений мира, а среди плодовых растений в последние годы вышел на первое место, опередив виноград. По пищевой ценности плодов и широте их использования банан сравнивают с пшеницей.

Происхождение

Банан — один из тех фруктов, которые чаще всего бывают на нашем столе. Бананы являются плодами травянистых растений семейства Банановых. Растения многолетние, что позволяет каждый год собирать множество плодов в промышленных масштабах. Как ни удивительно, но банановое растение на самом деле не считается пальмой, хотя мы привыкли мыслить именно так. Дело в том, что листья банана как раз-таки и образуют подобие пальмового ствола. Высота ствола варьирует от 2 до 9-10 метров, что позволяет отнести банановое растение к одним из самых высоких трав в мире.

Предполагают, что банан — первое растение, на которое человек обратил внимание еще в доисторическое время. Он существует примерно десять тысяч лет. В Юго-Восточной Азии это растение вошло в культуру еще до риса и сахарного тростника. По индуистским легендам, родина банана — остров Цейлон.

Первые письменные свидетельства об этом растении встречаются у древних греков, римлян и арабов, которые ссылаются на замечательные «индийские плоды». Изображения банана найдены в сохранившихся рисунках из древнего Египта и Ассирии. Известно, что Александр Македонский обнаружил банановую рощу в долине реки Инд во время своего похода в Индию в 327 г. до н.э.

Распространение

Банан выращивают в большинстве стран тропического и частично субтропического пояса, где температура воздуха в самый холодный период года не опускается ниже 10 °С. Для жителей этих стран банан является важнейшим продуктом питания. В ряде стран Африки годовое потребление бананов достигает 200-300 кг, а в странах Латинской Америки — 40-50 кг. Банан — продукт скоропортящийся. И поэтому долгое время он потреблялся в тропических странах исключительно в местах его произрастания.

Банан — высокопродуктивное растение. Средняя урожайность с 1 га промышленных плантаций составляет 220-280 ц, а в Центральной Америке достигает 1000 ц.

НАШИ ОТКРЫТИЯ

Копилка интересных фактов Бананы не растут на деревьях. Банановое растение – это трава, а сами бананы считаются ягодами. В год в мире съедается 100.000.000.000 бананов, что выводит этот продукт на четвёртое место среди всех сельскохозяйственных культур, уступая только пшенице, рису и кукурузе. Бананов американцы едят больше всех фруктов. В год на каждого жителя США приходится почти 12 килограммов бананов, что больше, чем употребление яблок и апельсинов вместе взятых. В бананах содержится особая аминокислота – триптофан, а также витамин В6, с помощью которых организм вырабатывает серотонин, натуральный антидепрессант. Хотите быть всегда в хорошем настроении – ешьте бананы. Также в бананах есть фосфор, магний, кальций, железо, медь, и селен. А витамины- А, В1, В2, С, Е, РР и другие – они тоже присутствуют в бананах!

Пищевая ценность банана

Белки- 1,5 гр.

Жиры- 0,5 гр.

Углеводы- 21 гр

Пищевые волокна- 1,7 гр

Вода- 74 гр.

Ненасыщенные жирные кислоты-0,2 гр.

Витамины

Витамин РР- 0,6 мг

Бета-керотин- 0,12 мг

Витамин А- 20 мкг

Витамин В1- 0,04 мг

Витамин В2- 0,05 мг

Витамин В5- 0,3 мг

Витамин В6-0,4 мг

Витамин В9- 10 мкг

Витамин С- 10 мг

Витамин Е- 0,4 мг

Витамин К- 0,5 мкг

Научные факты

Как утверждают специалисты, употребление бананов в пищу уменьшает риск сердечных и раковых заболеваний. Американские ученые открыли новые полезные свойства бананов. Как оказалось, бананы способны помочь в борьбе с ВИЧ. Белок, содержащийся в этих фруктах, обладает таким же действием против ВИЧ- инфекции, как и два современных лекарственных препарата. Сейчас ученые работают над созданием лекарства на основе белка из бананов. Как прогнозируют исследователи, более дешевое лекарство может спасти миллионы жизней. Банан – едва ли не единственный плод, никогда не дающий аллергической реакции, поэтому его можно без опаски давать грудным детям. Именно поэтому многие детские лекарства делаются с банановым вкусом. Бананы помогают справиться с желудочно-кишечными заболеваниями. Они значительно ускоряют процесс выздоровления, что не может не радовать больного человека. «Золотые» плоды, как борцы за здоровый образ жизни, оказывают помощь тем, кто решился бросить курить. С помощью банана губительный никотин выводится из организма курильщика.

Наши исследования -Анкетирование

Вопросы:

  1. Любите ли вы бананы?

  2. Часто-ли вы их покупаете?

  3. Как вы считаете полезные ли они?

  4. Как вы думаете- это фрукт или ягода?

2. Наши эксперименты (вторичное использование бананов)

Эксперимент 1. Полировка обуви. Если в самый неподходящий момент вы вдруг обнаруживаете, что ваш крем для обуви закончился, не паникуйте. Вас спасет банановая кожура. Удалите волокна с внутренней стороны шкурки и протрите ей всю поверхность обуви. Затем отполируйте кусочком мягкой ткани или бумажным полотенцем. Эффект вас приятно удивит.

Эксперимент 2. Полировка изделий из металла. Мы решили почистить столовые приборы. Натёрли их банановой кожурой, протёрли бумажным полотенцем. Вот что у нас получилось.

Эксперимент 3. Уход за комнатными растениями. Внешний вид комнатных растений, которых давно не касалась рука человека можно освежить опять же с помощью банановой кожуры.

Эксперимент 4. Банановая маска для лица. В магазинах большое количество разных кремов, но их «натуральный» состав вызывает сомнение. Многие кремы вызывают аллергию. Поэтому для своих мам мы приготовили банановую маску для лица. Мы взяли один средний банан, 1 столовую ложку меда, 2 столовые ложки жирных сливок, 1 чайная ложка корицы. Всё хорошенько перемешали до однородной массы. Всё гениальное просто! Со слов мам, маска быстро увлажняет кожу, придает ей свежесть и сияние.

Эксперимент 5. Банан как холст для рисования. Когда совсем нечего делать, можно поупражняться в навыках рисования на банане. Вместо кисточки мы использовали зубочистку. Изображение процарапали на кожуре банана. Интересно, что чем сильнее мы надавливали, тем темнее была линия.

Эксперимент 6. Банановый коктейль. Мы нарезали дольками банан, добавили немного мороженого. Затем взбили все блендером. Замечательный получился коктейль. И вкусно и полезно!

Эксперимент 7. Чистка дисков. Наши диски поцарапались. Мы взяли банан и мякотью почистили его, потом протерли мягкой тряпочкой. Следов от царапин не осталось.

Результаты исследования.

Банан можно по праву назвать «Поваром и доктором в одной кожуре». Банан — прекрасный десерт, кладовая витаминов, сырье, из которого можно изготовить лекарство от ВИЧ, детское питание, средства для чистки обуви, ухода за растениями, косметическое средство…

Наша гипотеза подтвердилась: в бананах, действительно, содержится большое количество витаминов и минералов, жизненно необходимых для человека; природные свойства бананов можно использовать и в других целях (хозяйственных, медицинских). Нужно, чтобы знал каждый школьник, что если съедать одну ягоду на завтрак – улучшится память, внимание, ускорится мыслительный процесс. А ведь это так важно для хорошей учебы.

Мои выводы.

Вокруг нас столько удивительного, но мы порой этого не замечаем. Мы привыкаем к тому, что видим ежедневно. Мы думаем, что это неправильно и нужно уметь в обычном увидеть необычное. Тогда каждый день будет интересным. Если мы не умеем удивляться, если мы равнодушны, нам будет скучно жить. Вокруг столько удивительного, принадлежащего природе. Главное – заметить, не пройти мимо, не пропустить. На протяжении миллионов лет природа щедро давала человеку всё для того, чтобы он мог жить, расти, развиваться. А задача человека состоит лишь в том, чтобы разгадать тайны природы и использовать их для своего блага. Вот и мы попытались разгадать одну из тайн природы. И, по-нашему, у нас получилось.

Список источников информации. Большая детская энциклопедия. Растения — М.; 2009г. Детская энциклопедия «Хочу всё знать»- М.; 1999г. Справочник здоровья, Интернетсайты.

Шахматы в школе

«Шахматы в школе»

Прудникова Екатерина Анатольевна. К. п. н., мастер
ФИДЕ по шахматам, тренер ФИДЕ, один из авторов УМК
«Шахматы в школе»

Роль шахмат в развитии творческого потенциала и умения учиться детей младшего школьного возраста.

В современное общество с инновационной экономикой
возросла роль высококвалифицированных специалистов;
востребованы специалисты с постоянной нацеленностью
на инициативу, на генерацию перспективных научно –
технических нововведений, а также
высокоинтеллектуальные специалисты;
примерно 2 % людей рождаются с природным
генетическим протенциалом гениев науки, искусства,
культуры, неординарных мыслителей, творцов и
первооткрывателей;
А еще примерно 15 % людей рождаются с природным
генетичесим потенциалом возможного проявления
талантов и способностей в любой сфере.

Современному человеку необходимо обладать:

Самостоятельностью мышления
критичностью мышления: умение мыслить как логически, так
и творчески;
развитой интуицией,
умением концентрироваться, собираться в критических
ситуациях;
последовательностью в достижении поставленной цели;
способность бороться до конца и не падать духом в
критических ситуациях.
Среди выдающихся политиков и
руководителей государств, известных
ученых, деятелей науки и искусства немало
людей, умеющих играть в шахматы.
• Кто может развить новые технологии развития
человеческих ресурсов и подготовить для страны граждан с
таким качествами

Начинать обучение детей игре в шахматы нужно с самого раннего возраста.

Начинать обучение детей игре в шахматы
нужно с самого раннего возраста.
• шахматы это игра, а именно игровая деятельность
и есть ведущая у ребенка в детстве.
• Дети учатся логически мыслить,
• концентрироваться,
• запоминать информацию.
• Игра в шахматы развивает у них волю к победе,
твердость характера и эмоциональную
устойчивость.
• Проигрыш партии – это тоже важный элемент
воспитания. Ребенок учится проигрывать,
анализировать собственные ошибки, приобретать
неоценимый опыт. Умение достойно пережить
проигрыш и извлечь из него выгоду – важная
черта характера, которую можно приобрести во
время игры в шахматы.

Процесс игры в шахматы заставляет работать сразу два полушария мозга, поэтому они развиваются гармонично и слаженно

Логическое мышление – это
левое полушарие. Игрок
продумывает исход партии,
составляет последовательность
ходов, строит грамотные цепочки
событий. Игрок продумывает
исход партии, составляет
последовательность ходов,
строит грамотные цепочки
событий.

Правое полушарие – это
абстрактное мышление. Оно
отвечает за создание
потенциальных ситуаций. Игрок
принимает во внимание возможные
ходы противника, строит партию на
основе смоделированных ситуаций.
Также в процессе игры активно
используется оперативная и
долговременная память,
стимулируются мнемические
процессы.

Гроссмейстеры, обдумывая ходы, задействуют лобные доли мозга –
эта область связана с решением задач.
у игроков любительского уровня задействовалась медиальная
височная доля, связанная с формированием долгосрочной памяти.

Первые научные исследования в области шахмат А. Бинэ. 1894 г.

Изучал проблемы памяти и запоминания
сложного материала
А. Бинэ подчеркивает определенную роль смысловой,
логической памяти, по сравнению со зрительной.
В целом А. Бинэ заключает, что мышление шахматистов
является очень сложным и разнообразным. «Если бы можно
было заглянуть в голову шахматиста, мы увидели бы там
целый мир ощущений, образов, идей, эмоций и страстей,
бесконечное брожение состояний сознания, по сравнению с
которыми все наши самые тщательные описания — только
грубые схемы».
А. Бинэ был первым, кому удалось доказательно
охарактеризовать шахматную деятельность как
деятельность, обладающую высоким творческим
содержанием.

Первые научные исследования в области шахмат Л.С. Выготский,1933 г.

Развитие смыслового восприятия
Существенная
черта
восприятия
шахматиста

структурность, то есть восприятие не складывается из
отдельных атомов, а представляет собой образ, внутри
которого существуют различные части. Шахматист
воспринимает не только соседство предметов или их
смежность, но и всю действительность со смысловыми
связями и отношениями».

9. Шахматы и математика

10. Шахматисты – ученые о пользе шахмат

В. Стейниц отмечает, что в шахматах почти повсюду признают
полезное умственное упражнение, которое, по его мнению,
«сродни воздействию, оказываемому физической гимнастикой на
сохранение и развитие физической силы» . Более
того, чемпион выдвигает гипотезу, что шахматная игра также
продлевает жизнь и оказывает положительное влияние на
физическое здоровье шахматистов.
Эм. Ласкер. «Обучение шахматной игре должно быть воспитанием
способности самостоятельно мыслить» . Из этого
высказывания Эм. Ласкера можно заключить, что шахматы помимо
развития мышления человека, развивают и самостоятельность в
нем.
И. М. Линдер полагает, что «шахматы воздействуют на психику
ребенка и тем самым вызывают к жизни особую форму умственной
одаренности».
По мнению Тарраша, игра в шахматы развивает ум, учит
терпению, способствует развитию воображения и фантазии,
доставляет удовольствие и вообще отвечает всем требованиям
разумной педагогики. Ввиду этого Тарраш полагает, что игра в
шахматы должна бы быть введена в старших классах
среднеучебных заведений как обязательный предмет».

11. Диагностика IPIPS Математика

Выборка шахматистов
10 человек
Выборка не шахматистов
10 человек
Средний балл по
Средний балл по
математике на начало
математике на конец
учебного года
учебного года
64,7
71,1
51,1
58,9

12. Диагностика IPIPS Чтение

Средний балл по Средний балл по
чтению на
чтению на конец
начало учебного
учебного года
года
Выборка
54,9
67,7
51,2
59,2
шахматистов
10 человек
Выборка не
шахматистов 10
человек

13. Значение и важность шахматных уроков для учащихся начальной школы.

• по окончанию 4-го класса у школьника должны быть
сформированы навыки сотрудничества со взрослыми и
сверстниками,
• умение находить выходы из спорных ситуаций,
сформирован способ решения проблем творческого и
поискового характера,
• сформированы умения планировать, контролировать и
оценивать свои действия в соответствии с поставленной
задачей,
• овладение логическим действиями сравнения, анализа,
синтеза, установлений аналогий и причинно –
следственных связей и пр.

15. Шахматы в школах мира

Многие страны, включая
Мексику,
Азербайджан,
Польшу,
Армению,
ОАЭ,
Венгрию,
Турцию
Белорусси
Испанию,
• используют шахматы в юшкольной программе и добиваются
огромных успехов на международной арене.
ПОЛЬША
Проект «Обучение шахматам, как помощь в школьном образовании». Сегодня более 600
школ преподают шахматы 15 000 ученикам.
АРМЕНИЯ
Проект «Шахматы в школе». В 2011 году страна ввела обязательные уроки шахмат в
начальной школе, став первым и единственным государством, которое это сделало.
СЛОВАКИЯ
Пилотный проект «Шахматы в школе» стартовал в середине 2011г. В Сегодня 246 школ
из 1800 ввели шахматы в обязательную образовательную программу.
ВЕНГРИЯ
MATTIKA — Комплексная образовательная программа по шахматам и логике.

16. Реализация программы «Шахматы в школе» на примере Москвы

2014 год
создание фонда
«Шахматы в школе»
2015 год
Запуск 25
«пилотных» школ
2016 год
243 школы Москвы
в проекте
Направления деятельности Фонд «Шахматы в школе»:
Разработка УМК
Обеспечение инвентарем (комплекты фигур, доски,
демонстрационные доски, часы);
Проведение курсов повышения квалификации для педагогов (гос.
лицензия);
Организация и проведение турниров среди школьников и их
родителей; мастер-классы и лекции гроссмейстеров и пр.
Ведение информационного портала о развитии проекта «Шахматы
в школе»;
Пиар сопровождение проекта в федеральных, региональных и
шахматных СМИ
На селекторном совещании Департамента
образования Москвы презентован проект
«Шахматы в школах»
при поддержке Департамента образования
Москвы к проекту присоединились уже 243 школы
на курсы повышения квалификации записалось
более 600 преподавателей из 243 школ
организована конференция для завучей всех
московских школ по вопросам внедрения шахмат
в общеобразовательные учреждения
проведены
вторые
курсы
повышения
квалификации
12.12.2016 – Городской департамент
образования заявил, что во всех школах
Москвы введут новую дисциплину -www.PresentationPro.com
урок

17. К.Н. Иллюмжинов:

Шахматы – это:
• Системность,
• навык сначала анализировать, а потом уже делать,
• способность не падать духом — все эти умения
развиваются благодаря шахматам и обязательно
понадобятся в жизни, — отмечал президент
Международной шахматной федерации Кирсан
Илюмжинов.

18. Методические подходы и педагогические технологии преподавания курса «Шахматы в школе».

Авторы: Прудникова Екатерина Анатольевна
кандидат педагогических наук, Мастер ФИДЕ по
шахматам,
Образование: высшее, социальный педагог
(специализация — организация шахматной работы),
высшее, клиническая психология (специализация:
преподаватель психологии). Сертифицированный
тренер ФИДЕ. Опыт работы — более 10 лет в системе
образования (от педагога дополнительного
образования до руководителя структурного
подразделения и завуча начальных классов (старшего
методиста) по образовательному комплексу школы в
ЮЗАО г. Москвы). На данный момент — руководитель
школы шахмат и интеллектуального развития
«Мыслитель». Опыт работы педагогом/тренером по
шахматам — более 10 лет. Автор более десятка статей в
области шахматной педагогики.
Волкова Екатерина Игоревна
Кандидат в мастера спорта по шахматам.
Образование: высшее, социальный педагог
(специализация — организация шахматной работы), ).
Сертифицированный тренер ФИДЕ,
Сертифицированный организатор ФИДЕ. Опыт работы
– более 14 лет. Организатор более 1000 шахматных
мероприятий (от чемпионата города до чемпионата
Мира), советник по спорту декана Юридического
факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
УМК «Шахматы в школе»
• модульный курс для третьего часа физической культуры в школе;
• шахматы в любимой детьми игровой форме развивают математические способности,
пространственное мышление и навыки стратегического планирования. ;
• комплект возможно применять как в образовательном процессе, так и для организации
факультативов;
• использование специально разработанных «Шахматных игр» с различными подвижными,
динамичными спортивными играми, на основе шахматной теории;
школе»
Структура УМК «Iшахматы в
Главные особенности УМК «Шахматы» :
Учебные пособия для 1, 2, 3, 4 годов обучения.
Рабочие
тетради
Рабочие
программы
Методические
пособия
Электронная
форма
учебника

21. УМК «Шахматы в школе»

Рассчитан на 135 ч.: в 1 классе – 33часа, а со 2 по 4 класс — по 34 ч.
ежегодно.
Завершенная предметная линия: Программа — учебник — рабочая тетрадь
– методическое пособие для учителя, электронная форма учебника. Все
рассчитано на 4 года обучения.
Соответствует ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС НОО, требованиям к
формированию универсальных учебных действий.
Учебники оформлены с учетом возраста учащихся и представляют собой
увлекательную книгу с большим количеством тематических фотографий и
рисунков, которые помогают освоению и запоминанию учебного
материала
Превалирующая форма урока– учебный диалог
Различные форма контроля и самоконтроля
Информативные методические рекомендации для учителя

22. УМК «Шахматы в школе»

Различные формы проведения урока: Урок – получение
новых знаний; Урок – конкурс решения задач , Уроки –
шахматные турниры, уроки -конкурсы угадывания ходов
чемпионов Мира, уроки – шахматные праздники.
Дети приучаются к систематической аналитической работе
Содержательные иллюстрации
УМК ориентирован всецело на шахматную грамотность и
эрудированность в области шахмат.

23. УМК «Шахматы в школе»

УМК «Шахматы в школе» — это готовый
продукт, который можно использовать как в
урочной системе ОО, так и во внеурочной и
системе
дополнительного
образования.
Соответствие стандартам образования и
требованиям к формированию УУД, удобность
для педагога, доступность, целостность
предметной линии, наличие ЭФУ, программы
и
материалов
курсов
повышения
квалификации для учителей – это все то, что
отличает данный УМК.

24. Специфика и структура урока по шахматам

Урок – получение новых знаний;
Урок – конкурс решения задач
Уроки – шахматные турниры,
уроки — конкурсы угадывания
ходов чемпионов Мира,
• уроки – шахматные праздники.

25. Структура урока по шахматам в соответствии с ФГОС НОО и системно-деятельностным подходом

Структура урока по шахматам в
соответствии с ФГОС НОО и системнодеятельностным подходом
1. Постановка учебной проблемы/задачи и поиск решения. В процессе
урока педагог совместно с детьми формулирует тему урока и они в
процессе взаимодействия решают поставленные учебные задачи. В
результате такой деятельности формируются новые знания.
2. Мотивационный этап. Преподаватель активно применяет методы и
приемы, направленные на активизацию познавательной деятельности
учеников, создает условия для самостоятельной познавательной
деятельности детей, способствует созданию обстановки сотрудничества
на уроке и «ситуации успеха» для каждого обучающегося
индивидуально.
3. Самостоятельная работа и самопроверка
4. Работа с шахматным словарем
5. Подведение итогов/рефлексия/
Последний этап – рефлексия. В это время учитель совместно с

учениками подводит итоги урока, анализирует их деятельность в
процессе занятия и учит самостоятельно оценивать результаты своей
работы по заранее подготовленным критериям. В зависимости от итогов
деятельности на уроке педагог дает обучающимся задание на дом.

26. Реализация системно-деятельностоного подхода на уроках шахмат

• Основной формой занятия является диалог.
Мы учим детей рассуждать,
аргументированно отстаивать свое мнение,
слышать мнения своих товарищей. Главная
задача педагога – помочь ребёнку осознать,
откуда и как рождаются вопросы (к
диаграмме, тексту, партии); увидеть их
логику.
• Важным является не авторитарная позиция
педагога, исключительно знающего верный
ответ и решение, а умение дать понять
ребенку, что мнение ребенка и его ответ
услышан и принят, что его мысли ценны.

27. Курсы «Шахматы в школе»

• Цель — повышение профессиональных
компетенций специалистов образовательных
организаций в области преподавания шахмат
на ступени начального общего образования.

28. На курсах изучают:

Введение
Глава 1. История возникновения игры
Глава 2. Правила игры
Глава 3. Правила соревнований
Глава 4. Контроль времени
Заключение
Список использованных источников

Введение

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Наряду с подвижными спортивными играми существуют также менее подвижные, интеллектуальные игры. К ним относятся: шахматы, шашки и так далее. Эти настольные игры также широко распространены и являются неотъемлемой частью спортивной жизни. По этим видам спорта проводятся соревнования, победители в которых на высоком уровне получают премиальные вознаграждения.

Сегодня шахматы, отвечая глубокой потребности людей в творческом самовыражении, рождены для испытания ума. Шахматы – абстракция, чистая мысль. Это демонстрация способности творить новое на основе известного. Они проверяют спортсменов резком противоборстве ума, воли, проницательности, воображения, дальновидности. В абстрактной форме они воплощают идею справедливости: перед шахматами все равны. Игра отвечает истинно человеческим потребностям разума, духовного нашего существа. В борьбе создаются, захватывающие дух своей красотой, произведения шахматного искусства, несущие на себе отпечаток драматизма, озарений и заблуждений.

Шахматы — настольная логическая игра со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта. Название берёт начало из персидского языка: шах мат, что значит буквально: «шах умер».

В шахматы могут играть также группы игроков, друг против друга или против одного игрока; такие игры обычно именуются консультационными. Существует также практика сеансов одновременной игры, когда один сильный игрок играет с несколькими противниками (с каждым на отдельной доске). Игра подчиняется определённым правилам; в официальных турнирах применяются правила ФИДЕ, которые регламентируют не только передвижение фигур, но и права судьи, правила поведения игроков и т. п. Игра по переписке, по телефону, в Интернете имеют особые правила. Существует множество вариантов шахмат с нестандартными правилами, фигурами, размерами доски. Соответствующий раздел шахматной композиции — сказочные шахматы. В математике изучаются различные аспекты шахматной игры (например, классические «Задача о ходе коня» и «Задача о восьми ферзях»), в том числе с помощью компьютерного моделирования.

Глава 1. История возникновения игры

По утверждению историков, первую игру, похожую на шахматы, придумали жители Индии, примерно в V—VI веке н. э. Эта игра носила название чатуранга. В точности правила чатуранги неизвестны, есть несколько восстановленных по разным источникам вариантов, тем не менее, ясно, что игра уже тогда имела вполне узнаваемый «шахматный» вид (квадратная игровая доска 8×8 клеток, 16 фигур и 16 пешек, похожие фигуры). Принципиальных отличий от современных шахмат два: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья), конь, слон, король) и по четыре пешки. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница — в пределах двух полей по вертикали и горизонтали, слон — сначала на одно поле вперёд или по диагонали, позже он стал прыгать через одно поле по диагонали, причём, подобно коню, при ходе мог перешагивать через свои и неприятельские фигуры. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников.

В том же VI или, возможно, в VII веке чатуранга была заимствована арабами. На Арабском Востоке чатуранга была преобразована: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём (ходил на одно поле по диагонали). От костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Победа стала фиксироваться не по уничтожению всех фигур противника, а по постановке мата либо пата, а также при завершении игры с королём и хотя бы одной фигурой против одного короля (последние два варианта были вынужденными, так как поставить мат со слабыми фигурами, унаследованными от чатуранги, удавалось далеко не всегда). Получившаяся игра называлась у арабов — шатрандж, у персов — «шатранг». Бурятско-монгольская версия называлась «шатар» или «хиашатар». Позднее, попав к таджикам, шатрандж получил на таджикском название «шахмат» (в переводе — «властитель повержен»). Первое упоминание о шатрандже датируется приблизительно 550 годом. 600 год — первое упоминание шатранджа в художественной литературе — персидской рукописи «Карнамук». В 819 году при дворе халифа аль-Мамуна в Хоросане прошёл турнир трёх сильнейших игроков того времени: Джабира ал-Куфи, Абылджафара Ансари и Зайраба Катая. В 847 году вышла первая шахматная книга, которую написал Аль-Адли.

Приблизительно в 820 году шахматы (точнее, арабский шатрандж под среднеазиатским названием «шахмат», в русском языке превратившимся в «шахматы») появились на Руси, придя, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ и Хазарский каганат, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм. Русское название игры созвучно среднеазиатскому «шахмат», русские названия фигур более всего соответствуют арабским или персидским (слон и конь — переводы соответствующих арабских терминов, ферзь — созвучно персидскому «фарзин» либо арабскому «фирзан»). Ладья, по одному из предположений, получила такое название вследствие того, что соответствующая арабская фигура «рух» изображала мифическую птицу, и была похожа на стилизованное изображение русской ладьи. Сопоставление же русской шахматной терминологии с терминологией Закавказья, Монголии и европейских стран показывает, что ни название игры, ни названия фигур не могли быть заимствованы из этих регионов ни по смыслу, ни по созвучию.

Вот так, пройдя долгий путь от чатуранги до современных шахмат, претерпев множество изменений и реформ, шахматы пленили своей гармонией, глубиной и красотой сердца миллионов людей во всем мире и стали нашей любимой игрой.

Глава 2. Правила игры

Начальное положение фигур.

Игра происходит на доске, поделенной на равные квадратные клетки, или поля. Размер доски — 8×8 клеток. Вертикальные ряды полей (вертикали) обозначаются латинскими буквами от а до h слева направо, горизонтальные ряды (горизонтали) — цифрами от 1 до 8 снизу вверх; каждое поле обозначается сочетанием соответствующих буквы и цифры. Поля раскрашены в тёмный и светлый цвета (и называются, соответственно, чёрными и белыми) так, что соседние по вертикали и горизонтали поля раскрашены в разные цвета. Доска располагается так, чтобы ближнее угловое поле справа от игрока было белым (для белых это поле h1, для черных — поле а8).

У игроков в начале игры имеется по одинаковому набору фигур. Фигуры одного из игроков условно называются «белыми», другого — «чёрными». Белые фигуры окрашены в светлый цвет, чёрные в тёмный. Сами игроки называются «белые» и «чёрные» по цвету своих фигур.

В каждый комплект фигур входят: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек. В начальной позиции фигуры обеих сторон размещаются в определенном. Белые занимают первую и вторую горизонтали, чёрные — седьмую и восьмую. Пешки расположены на второй и седьмой горизонталях соответственно. Расположение ферзя и короля легко выучить по памятке «ферзь любит свой цвет», то есть белый ферзь стоит на белом поле, а чёрный на чёрном.

Ходы.

Игра заключается в том, что игроки поочерёдно делают ходы. Первый ход делают белые. За исключением взятия на проходе и рокировки, описанных ниже, ход заключается в том, что игрок перемещает одну из своих фигур на другое поле по определенным правилам.

Фигуры, кроме коня, во время хода считаются передвигающимися по прямой линии в плоскости доски, то есть «проходящими» все поля между начальным и конечным, поэтому все эти поля должны быть свободны. Если на пути фигуры находится другая фигура, то переместить фигуру на поле за ней невозможно. Исключением является ход коня (см. ниже).

Ход на поле, занятое своей фигурой, невозможен.

При ходе на поле, занятое чужой фигурой, она снимается с доски (взятие).

Король ходит на расстояние 1 по вертикали, горизонтали или диагонали.

Ферзь ходит на любое расстояние по вертикали, горизонтали или диагонали.

Ладья ходит на любое расстояние по вертикали или горизонтали.

Слон ходит на любое расстояние по диагонали.

Конь ходит на поле, находящееся на расстоянии 2 по вертикали и 1 по горизонтали или 1 по вертикали и 2 по горизонтали от текущего положения. В отличие от всех остальных шахматных фигур, ход коня делается вне плоскости доски, то есть конь непосредственно перемещается («перепрыгивает») с начального поля на конечное и никакие фигуры, стоящие на других полях, ходу коня помешать не могут. В частности, конь может ходить на поле, даже если оно полностью окружено своими или чужими фигурами.

Пешка ходит со взятием по диагонали на одно поле вперёд-вправо или вперёд-влево, а без взятия — по вертикали на одно поле вперёд. Если пешка в данной партии ещё не делала ходов, она может сделать ход без взятия на два поля вперёд. Направлением «вперёд» называется направление к восьмой горизонтали для белых или к первой для чёрных. Когда пешка ходит на последнюю горизонталь (для белых — на восьмую, для чёрных — на первую), ходящий должен заменить её на любую другую фигуру того же цвета, кроме короля (превращение пешки). Превращение пешки является частью того хода, которым она перемещается на последнюю горизонталь. Таким образом, если, например, превращённая из пешки фигура угрожает королю противника, то этот король в результате хода пешкой на последнюю горизонталь немедленно оказывается под шахом.

Поле называется находящимся под ударом фигуры или битым, если при своём ходе фигура могла бы взять находящуюся на этом поле фигуру противника (независимо от того, есть ли такая фигура на этом поле).

Шахматная партия подразделяется на три стадии — дебют, миттельшпиль, эндшпиль.
Дебют — начальная стадия шахматной борьбы (около 15-20 ходов), характеризуется мобилизацией сил играющих. Дебюты бывают открытые (когда на первый ход королевской белой пешки на два поля вперед 1. е2 — е4 черные отвечают тем же 1. е7— е5), в их числе: испанская партия, королевский гамбит, итальянская партия и др.; полуоткрытые (на 1. е2 — е4 черные играют иначе), наиболее популярные среди них — сицилианская защита, французская защита, защита Каро-Канн, защита Алехина; закрытые (когда белые начинают партию любым ходом, кроме 1. е2 — е4) — ферзевый гамбит, дебют Рети, английское начало, защита Нимцовича, староиндийская и новоиндийская защиты и др.
Миттельшпиль, или середина игры, следующая за дебютом стадия партии, в которой, как правило, развиваются основные события в шахматной борьбе — атака и защита, позиционное маневрирование, комбинации и жертвы.
Эндшпиль — окончание, или заключительная часть, партии. Одна из сложнейших стадий игры, в которой «просыпается от спячки» король и увеличивается значение пешек; перед играющими возникают «страшные угрозы» — цугцванга (положения, при котором соперник вынужден сделать невыгодный, проигрывающий ход) и цейтнота (недостатка времени, отпущенного шахматисту на всю партию).

В шахматах существует два специальных хода:

  • Рокировка— если король и одна из ладей того же цвета не двигались с начала игры, то король и эта ладья могут в один ход одновременно сменить положение (рокироваться). При рокировке король сдвигается на 2 клетки по направлению к ладье, а ладья ставится на поле между начальной и конечной позицией короля. Рокировка невозможна, если король или соответствующая ладья уже ходили. Рокировка временно невозможна, если поле, на котором стоит король, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, находится под ударом одной из фигур противника, или если между рокируемыми королём и ладьёй находится какая-либо фигура. Рокировка считается ходом короля, а не ладьи, поэтому рокировку следует начинать с перестановки короля, а не ладьи.
  • Взятие на проходе— когда пешка совершает ход на две клетки через битое поле, находящееся под ударом пешки противника, то ответным ходом она может быть взята этой пешкой противника. При этом пешка противника перемещается на битое поле, а сбитая пешка снимается с доски (пример см. на диаграмме). Взятие на проходе возможно только непосредственно в ответ на ход пешки через битое поле, на следующих ходах оно уже не разрешено.

Шах, мат и пат.

  • Король, находящийся на битом поле, называетсястоящим под шахом. Сделать ход, после которого король противника оказывается под шахом, значит дать шах королю (или объявить шах). Ходы, после которых король сделавшего ход остаётся или оказывается под шахом, запрещены; игрок, король которого находится под шахом, обязан немедленно его устранить.
  • Если король игрока находится под шахом и игрок не имеет ни одного хода, позволяющего устранить этот шах, этот игрок называетсяполучившим мат, а его противник поставившим мат. Цель игры и состоит в том, чтобы поставить мат королю противника.
  • Если игрок при своей очереди хода не имеет возможности сделать ни одного хода по правилам, но король игрока не находится под шахом, такая ситуация называетсяпат.

Итог игры.

Игра завершается выигрышем одной из сторон или ничьей.

Выигрыш фиксируется в следующих случаях:

  • Мат.Игрок, поставивший мат, выигрывает.
  • Один из игроков сдался.Игрок, решивший, что дальнейшее сопротивление бессмысленно, может сдаться в любой момент, для этого ему достаточно объявить вслух «сдаюсь» (или же остановить шахматные часы). Его противник объявляется победителем.
  • Один из игроков просрочил время.Его противник объявляется победителем, за некоторыми исключениями, описанными в разделе «Контроль времени».
  • Техническая победа— присуждается в официальном турнире игроку, если его противник:
    • не явился на партию в течение определённого правилами турнира времени (в настоящее время принято нулевое опоздание, если организаторы соревнований не решили иначе);
    • прервал партию (начал партию, но отказался её продолжать);
    • грубо нарушил правила или не подчинился судье;
    • сделал 2 запрещённых правилами хода;
    • при игре в блиц или быстрые шахматы (меньше 60 минут на всю партию) сделал запрещённый правилами ход, и противник заметил ошибку до своего ответного хода.
    • также техническая победа может быть присуждена за несыгранную игру в том случае, если игроку в данном туре по какой-либо причине не находится соперника и правила проведения турнира специально оговаривают данный случай (например, если соперник, с которым должна была проводиться партия, выбыл из турнира, либо при нечётном количествеигроков в турнире по швейцарской системе).

Ничья фиксируется в следующих случаях:

  • Пат.
  • Матовое положение не может быть достигнуто никакой последовательностью ходов(например, на доске осталось недостаточное количество фигур для постановки мата любым игроком — скажем, король и один слон против короля).
  • Троекратное повторение позиции(не обязательно в течение трёх ходов подряд), причём в понятие позиции здесь входит расположение фигур, очерёдность хода и возможные ходы (в том числе право на рокировку и взятие на проходе для каждой стороны). Для фиксации ничьей игрок, заметивший троекратное повторение позиции, должен обратиться к судье; в противном случае игра продолжается.
  • Правило 50 ходов.Обе стороны сделали 50 последних ходов без взятия и без хода пешкой. Как и в случае троекратного повторения позиции, ничья фиксируется только по требованию одного из игроков. В 20 веке это правило многократно изменялось, в него добавляли различные исключения. Сейчас все исключения отменены, и правило 50 ходов действует в любых позициях. С июля 2014 года партия также считается закончившейся вничью (без заявления игроков), если обе стороны сделали 75 ходов без взятия и без хода пешкой.
  • Игроки согласились на ничью, то есть один из игроков при своём ходе предложил ничью, другой её принял. Для предложения ничьей достаточно сказать «ничья». Если противник делает ход, не ответив на предложение ничьей, оно считается отвергнутым. С недавних пор на некоторых турнирах применяются так называемые «Софийские правила», ограничивающие возможность соглашения игроков на ничью.
  • Один из игроков просрочил время. В некоторых случаях, описанных в разделе»Контроль времени», засчитывается ничья.
  • У игрока осталось менее двух минут, но его соперник не пытался выиграть «нормальными средствами», или такой выигрыш невозможен. По требованию игрока, у которого осталось меньше двух минут, судья в таком случае может засчитать ничью.

Глава 3. Правила соревнований

Турнирные правила ФИДЕ.

Одобрены Генеральной Ассамблеей 1986 г. с изменениями, принятыми Генеральными Ассамблеями 1989, 1992, 1993, 1994 и 1998 гг.
Соревнование должно проводиться в соответствии с Правилами игры в шахматы ФИДЕ. Турнирные правила ФИДЕ должны применяться совместно с Правилами игры в шахматы и никоим образом не противоречить им. Они применимы во всех официальных соревнованиях ФИДЕ. Рекомендуется также применять их, если возможно, во всех турнирах ФИДЕ с обсчетом рейтинга. Предполагается, что организаторы, участники и арбитры любого соревнования ознакомлены с этими правилами до начала соревнования.

I. Приглашение и регистрация

1. Как только организатор (администратор) назначен ФИДЕ, он должен разослать через соответствующие национальные федерации приглашения всем участникам, отобранным к этому соревнованию. Пригласительное письмо должно быть сначала одобрено президентом ФИДЕ — в случае соревнований на первенство мира и соответствующим заместителем президента — в случае континентальных соревнований.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

2. Приглашение должно быть как можно более полным, ясно излагающим предполагаемые условия и сообщающим все подробности, которые могут оказаться полезными игроку.
В пригласительном письме должна содержаться следующая информация:

  • Сроки и место проведения турнира.
  • Гостиница, где игроки должны остановиться (включая адрес электронной почты — e-mail, номера факса и телефона).
  • Расписание турнира: сроки, время и место прибытия, церемонии открытия, жеребьевки, игры, церемонии закрытия, отправления.
  • Скорость игры и тип часов, которыми будут пользоваться на турнире.
  • Финансовые условия: дорожные расходы; срок проживания, на который предоставляется питание и размещение, или стоимость такого проживания, включая то же самое для сопровождающих игрока лиц, условия питания; стартовые деньги, карманные деньги,вступительный взнос, все подробности о призовом фонде, включая специальные призы, деньги за набранные очки, валюта, в которой деньги будут выплачиваться; налоговые обязательства; визы и как их получить.
  • Предполагаемая категория турнира по круговой системе, число участников, фамилии приглашенных игроков и фамилия арбитра.
  • Дата, к которой игрок должен дать определенный ответ на приглашение, и куда он должен сообщить о времени своего прибытия.
  • Обязательства игрока перед средствами массовой информации.
  • Система образования пар, которая будет применяться (Данный пункт в «2000 FIDE Handbook» отсутствует, приводится по тексту “Турнирных правил FIDE”, розданных делегатам Генеральной Ассамблеи FIDE 1998 года).

3. Приглашение на соревнование ФИДЕ должно быть отправлено, если это технически возможно, по крайней мере, за четыре месяца до начала соревнования.

4. Национальная федерация, ответственная за организацию соревнования ФИДЕ, может поручить техническую организацию администратору. Национальная федерация должна назначить организационный комитет, один из членов которого назначается турнирным директором. Организационный комитет несет ответственность за все финансовые, технические и организационные вопросы для того, чтобы обеспечить необходимые условия, оснащение, размещение, рекламу.

5. Организатор должен гарантировать медицинское обслуживание и лекарства для всех участников, их помощников, арбитров и официальных лиц на соревновании ФИДЕ и застраховать их от несчастных случаев и при обращении за медицинской помощью, включая лекарства, при остром заболевании, хирургических операциях и т.п., но не в случае хронической болезни. Организационный комитет должен назначить официального врача соревнования.

6. Как только приглашение отправлено игроку, оно не должно быть отозвано назад при условии, что игрок принимает приглашение в установленный для ответа срок. Если соревнование отменено или отложено, организаторы должны обеспечить компенсацию.

7. Если только игрок официально принял приглашение, он должен играть, за исключением особых случаев, таких как болезнь или недееспособность. Принятие другого приглашения не является уважительной причиной для отказа от участия.

II. Жеребьевка

  1. Жеребьевка должна быть открытой для игроков, зрителей и средств массовой информации.
  2. Жеребьевка должна проводиться, по крайней мере, за 12 часов (одна ночь) до начала первого тура. Все участники должны присутствовать на церемонии жеребьевки. Игрок, который не прибыл вовремя на жеребьевку, может быть включен по усмотрению главного арбитра.
  3. Если игрок выбывает или исключается из соревнования после жеребьевки, но до начала первого тура, жеребьевка должна быть проведена вновь, кроме следующих двух случаев:

– если, при четном числе участников, выбывший игрок имел последний номер в таблице;

– если другой игрок заменяет выбывшего игрока.

  1. Если образование пар ограничивается каким-либо способом, например, игроки одной и той же федерации, если возможно, не должны встречаться в последних трех турах, тогда об этом должно быть сообщено игрокам как можно раньше.
  2. Эту жеребьевку с ограничениями можно проводить с использованием приведенных ниже таблиц Вармы, которые могут меняться для турниров с числом игроков от 10 до 24 (В “2000. FIDE Handbook” ошибочно указано “до 20”).

Указания для вытягивания турнирных номеров “с ограничениями”:

  1. Арбитр должен заранее приготовить конверты без пометок, каждый из которых содержит в себе один из нижеприведенных номеров. Конверты, содержащие группу номеров, затем помещаются в конверты большего размера без пометок.
  2. Порядок, в котором игроки тянут жребий, определен заранее таким образом: игроки федерации с наибольшим числом представителей должны тянуть первыми. Если две или более федераций имеют одно и то же число представителей, очередность определяется кодом страны в списке ФИДЕ в алфавитном порядке. Среди игроков одной и той же федерации очередность определяется их фамилиями в алфавитном порядке.
  3. Например, первый игрок из первой группы с наибольшим числом игроков должен выбрать один из больших конвертов, содержащий, по крайней мере, достаточное число номеров для его группы, и затем вытянуть один из номеров из этого конверта. Другие игроки этой группы должны также тянуть свои номера из этого же конверта. Оставшиеся номера доступны для использования другими игроками.
  4. Затем игроки следующей группы тянут жребий и процедура продолжается до тех пор, пока все игроки не вытянут свои номера.
  5. Все партии должны играться в турнирном помещении во время, заранее определенное организаторами.
  6. Механические часы следует устанавливать таким образом, чтобы стрелки на каждом циферблате показывали шесть часов при истечении первого контроля времени.
  7. Арбитр должен объявлять время начала и откладывания партий.

Начисление очков.

В зависимости от итога игрок получает следующее количество очков:

  • Выигрыш — 1 очко;
  • Ничья — ½ очка (введено натурнире в Данди в 1867 году);
  • Проигрыш — 0 очков.

В некоторых соревнованиях очки начисляются по другим системам, например, «футбольной»: 3 за выигрыш, 1 за ничью и 0 за проигрыш.

В турнирах, где все игроки (команды) играют равное число партий, победитель определяется по количеству набранных очков в партиях или микроматчах (в случае равенства применяются различные коэффициенты).

Глава 4. Контроль времени

С XIX века используется контроль времени. Первоначально он осуществлялся при помощи песочных часов, позднее, в 1883 году англичанин Томас Брайт Уилсон (Thomas Bright Wilson) сконструировал механические шахматные часы. В игре появились понятия цейтнот, проигрыш по времени, либо ничья в лучшей игровой ситуации, но с худшим временем, блиц. В наши дни все чаще используются электронные шахматные часы.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Все официальные партии должны использовать контроль времени. Для этого используются специальные шахматные часы. Игрок, сделавший ход, нажимает на часах кнопку, останавливающую его часы и запускающую часы противника.

В определённый правилами турнира момент начала партии судья запускает часы игрока, играющего белыми фигурами, независимо от того, пришёл он или опаздывает. Кроме того, правила турнира могут определять дополнительный штраф для опоздавшего игрока. Обычной практикой является удвоение времени опоздания; если игрок не начал партию в течение половины основного лимита времени, ему засчитывается техническое поражение за неявку.

Время игрока считается истекшим, если флажок на его часах упал и этот факт заметил судья, или заметил один из игроков и обратил внимание судьи. При этом игроку, у которого упал флажок, засчитывается поражение, кроме следующих случаев:

  • Если на доске стоит мат, поставивший его победил, независимо от того, чей флажок упал.
  • Если на доске пат или ничья в соответствии с правилом троекратного повторения позиции или правилом 50 ходов, засчитывается ничья.
  • Если партия не была закончена, но обнаружилось, что флажки упали у обоих игроков (такое может произойти при игре с механическими часами, если противник игрока, первым просрочившего время, не заметил падения флажка соперника и не остановил часы, а доиграл до падения собственного флажка), независимо от того, у кого первого истекло время, засчитывается ничья.
  • Если тот из игроков, у которого флажок не упал, не может поставить мат в принципе, даже при самой худшей игре противника, засчитывается ничья.
  • Если лимит времени менее 60 минут на всю партию, судья не имеет права обращать внимание на упавший флажок. Победа или ничья по упавшему флажку засчитывается только по требованию игроков.

Ничья в цейтноте: если у игрока осталось менее 2 минут времени до конца партии, и он считает, «что партнер не пытается выиграть партию нормальными средствами, или что невозможно выиграть нормальными средствами», игрок может остановить часы и обратиться к судье с требованием объявления ничьей.

Судья вправе:

  • согласиться с мнением игрока и объявить ничью немедленно
  • отложить решение. При этом противнику могут быть добавлены 2 минуты, судья по возможности лично наблюдает за игрой и выносит решение до или после падения флажка. Если судья согласен с мнением игрока, он обязан объявить ничью.
  • сразу отклонить требование, в этом случае противнику добавляется 2 минуты времени (Правила ФИДЕ, статья 10).

Эти правила, однако, не применяются в блице (менее 10 минут на всю игру каждому противнику).

Заключение

Шахматы давно уже перестали быть просто игрой, во многих странах мира, введены как обязательный учебный предмет в учебных заведениях. А для сотни тысяч шахматистов, шахматы – это профессиональная деятельности, которой они зарабатывают себе на жизнь.

Шахматы способствуют развитию: аналитического мышления, логического мышления, абстрактного мышления, памяти, концентрации внимания, воображения, счетных способностей. Имеют воспитательное значение: формируют и совершенствуют усидчивость, терпение, выдержку, решительность, выносливость, находчивость, чувство ответственности. Развивают умение преодолевать трудности, составлять план действий, оценить ситуацию и принять решение, закаляют характер и силу воли (волю к победе).

Список использованных источников

Реферат на тему “Шахматы” обновлено: 31 июля, 2017 автором: Научные Статьи.Ру

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *