Мажор в музыке

Лад в музыке: мажор и минор

Наш очередной выпуск посвящен такому явлению, как лад. Мы постараемся ответить на такие вопросы: что такое лад в музыке, какое можно дать определение этому понятию и какие бывают разновидности музыкальных ладов.

Итак, что же такое лад? Вспомните, что означает это слово за рамками музыки? В жизни иногда говорят о людях, что они между собой ладят, то есть дружат, понимают друг друга и оказывают взаимную помощь. В музыке звуки тоже должны ладить между собой, находиться в ладу, иначе получится не песня, а одна сплошная какофония. Получается, что лад в музыке – это звуки, которые дружны между собой.

Основы лада

Звуков в песне очень много и они разные. Есть звуки устойчивые – опорные, и есть неустойчивые – подвижные. Для того чтобы получилась музыка, нужны и те, и другие, и они должны чередоваться между собой и помогать друг другу.

Строение музыки можно уподобить строительству кирпичной стенки. Как стенка получается из кирпичей и цемента между ними, так и песня рождается только тогда, когда есть звуки устойчивые и неустойчивые.

Устойчивые звуки вносят в музыку покой, они притормаживают активное движение, на них обычно завершается музыкальная пьеса. Неустойчивые звуки нужны для развития, они постоянно уводят развитие мелодии от устойчивых звуков и вновь приводят к ним. Все неустойчивые звуки стремятся перейти в устойчивые, а устойчивые, в свою очередь, как магниты притягивают к себе неустойчивые.

Для чего так неустанно трудятся устойчивые и неустойчивые звуки в ладу? Для того чтобы получилась какая-нибудь песня – веселая или грустная. То есть звуки лада могут влиять и на настроение музыки, они словно окашивают мелодии в разные эмоциональные оттенки.

Виды лада: мажор и минор

Итак, лад – это всегда целая команда звуков, которые неустанно трудятся над созданием песен всяких настроений. Ладов в музыке очень много, но есть два самых главных. Они называются мажор и минор.

Мажорный лад или просто мажор – это лад света и веселья. Годится он для создания музыки радостной, бодрой и веселой. Минорный лад или просто минор – это мастер печальной и задумчивой музыки.

Мажорный лад – это яркое солнце и чистое голубое небо, а минорный лад – это алый закат и темнеющие под ним пики елового леса. Мажорный лад – это ярко-зеленая весенняя трава на лужайке, которой с огромным удовольствием лакомится серая козочка. Минорный лад – это наблюдать из окна вечером, как падают осенние листья и капают осенние хрусталики-дождинки. Красота бывает разной, и мажор с минором – два художника, которые своими звуками готовы нарисовать любую картину.

СОВЕТ. Если вы занимаетесь с детьми, то полезно будет поработать с картинками. Покажите ребенку ряд картинок, пусть он представит, как они могли бы звучать – мажорно или минорно? Готовую подборку вы можете скачать у нас. В качестве творческого задания ребенку можно предложить создать свою галерею мажорных и минорных образов. Это пробудит в нем творческое воображение.

ПОДБОРКА КАРТИНОК «МАЖОР И МИНОР» — СКАЧАТЬ

В мажорном ладу сочинены такие известные песни, как «В лесу родилась елочка», торжественный Гимн Российской Федерации, солнечная «Улыбка». В минорном ладу сложены песни «В траве сидел кузнечик» и «Во поле береза стояла».

ВИКТОРИНА. Послушайте два музыкальных фрагмента. Это два танца из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского. Один танец называется «вальс», другой – «мазурка». Как вы думаете, какой из них написан в мажоре, а какой в миноре?

Фрагмент №1 «Вальс»

https://muz-teoretik.ru/wp-content/uploads/2016/03/lad-001.mp3

Фрагмент №2 «Мазурка»

https://muz-teoretik.ru/wp-content/uploads/2016/03/lad-002.mp3

Правильные ответы: «Вальс» — это мажорная музыка, а «Мазурка» — минорная.

Тональность и гамма

Мажорный и минорный лад можно выстроить от любого музыкального звука – от до, от ре, от ми и т.д. Этот первый, самый главный звук будет называться в ладу тоникой. А высотное положение лада, привязка его к какой-то тонике обозначается словом «тональность».

Каждая тональность как-то должна называться. У человека есть имя и фамилия, а у тональности – название тоники и лада, которые можно тоже соединить в одно имя. Например, До мажор (нота ДО – это тоника, то есть главный звук, капитан команды, от нее построен лад, причем лад мажорный). Или еще пример: ре минор – это минорный лад от ноты РЕ. Другие примеры: Ми мажор, Фа мажор, соль минор, ля минор и т.д.

ЗАДАНИЕ. Попробуйте сами составить какое-нибудь название тональности. Возьмите любую тонику и любой лад, соедините вместе. Что у вас получилось?

Если расположить по порядку все звуки тональности, начиная с тоники, то получится гамма. Гамма начинается тоникой и ей заканчивается. Кстати, гаммы называются точно так же, как и тональности. Например, гамма ми минор начинается с ноты МИ и заканчивается она тоже нотой МИ, гамма Соль мажор начинается с ноты СОЛЬ и ею же она завершается. Понимаете? Вот вам нотный пример:

Но откуда в этих гаммах берутся диезы и бемоли? Об этом давайте поговорим дальше. Оказывается, мажорные и минорные гаммы имеют свое особое строение.

Строение мажорной гаммы

Чтобы получилась мажорная гамма нужно взять всего лишь восемь звуков и выстроить их в ряд. Но не все звуки нам подходят. Как выбрать нужные? Вы знаете, что расстояние между ступенями может быть полтона или целый тон. Так вот, для мажорной гаммы нужно, чтобы расстояние между ее звуками соответствовало формуле: тон-тон, полутон, тон-тон-тон, полутон.

Например, гамма До мажор начинается с ноты ДО и заканчивается тоже нотой ДО. Между звуком ДО и РЕ – расстояние один целый тон, между РЕ и МИ – тоже тон, а между МИ и ФА – всего лишь полтона. Далее: между ФА и СОЛЬ, СОЛЬ и ЛЯ, ЛЯ и СИ по целому тону, между СИ и верхней ДО – только полутон.

Давайте разберемся с тонами и полутонами

Если вы забыли, что такое тона и полутона, то давайте это повторим. Полутон – это кратчайший промежуток от одного звука до следующего. Очень наглядно полутона между звуками нам показывает клавиатура фортепиано. Если играть все клавиши подряд, не пропуская ни белых, ни черных, то при переходе от одной клавише к следующей мы как раз будем проходить расстояние в один полутон.

Как видите, полутон можно сыграть, поднимаясь с белой клавиши на ближайшую черную, или спускаясь с черной на белую, которая тут же, рядышком. Кроме того, которые образуются только между «белыми» звуками: это МИ-ФА и СИ-ДО.

Полутон – это половинка, а если воссоединить две половинки вместе, то получится нечто целое, получится один целый тон. На клавиатуре фортепиано целые тона можно легко найти между двумя соседними белыми клавишами, если их разделяет черная. То есть ДО-РЕ – это тон, и РЕ-МИ – тоже тон, а вот МИ-ФА – это не тон, это полутон: эти белые клавиши ничто не разделяет.

Чтобы получить целый тон от ноты МИ в пару нужно взять не простую ФА, а ФА-ДИЕЗ, то есть добавить еще полтона. Или можно оставить ФА, но тогда придется понизить МИ, взять МИ-БЕМОЛЬ.

Что касается черных клавиш, то на пианино они расположены группами – по две или по три. Так вот, внутри группы две соседние черные клавиши тоже удалены друг от друга на один тон. Например, ДО-ДИЕЗ и РЕ-ДИЕЗ, а также СОЛЬ-БЕМОЛЬ и ЛЯ-БЕМОЛЬ – это все сочетания нот, которые дают нам целые тона.

А вот в больших промежутках между группами черных «кнопочек», то есть там где между двумя черными клавишами помещены две белых, расстояние будет уже полтора тона (три полутона). Например: от МИ-БЕМОЛЯ до ФА-ДИЕЗА или от СИ-БЕМОЛЯ до ДО-ДИЕЗА.

Еще больше подробностей о тонах и полутонах можно узнать из статьи «Знаки альтерации».

Строим мажорные гаммы

Итак, в мажорной гамме звуки должны быть выстроены таким образом, чтобы между ними было сначала два тона, потом полутона, затем три тона и снова полутон. Построим для примера гамму Ре мажор. Сначала делаем «заготовку» — напишем ноты подряд от нижнего звука РЕ до верхнего РЕ. Ведь в Ре мажоре звук РЕ является тоникой, с него гамма должна начаться и им она должна закончиться.

А теперь нужно «выяснить отношения» между звуками и привести их в соответствие с формулой мажорной гаммы.

  • Между РЕ и МИ – целый тон, здесь все нормально, идем дальше.
  • Между МИ и ФА – полутон, но на этом месте по формуле должен быть тон. Выправляем – путем повышения звука ФА добавляем в расстояние еще полтона. Получаем: МИ и ФА-ДИЕЗ – один целый тон. Теперь порядок!
  • ФА-ДИЕЗ и СОЛЬ дают нам полутон, который как раз должен быть на третьем месте. Получается, что не зря мы ноту ФА повышали, этот диез нам еще пригодился. Идем дальше.
  • СОЛЬ-ЛЯ, ЛЯ-СИ – это целые тона, так и должно быть по формуле, оставляем их без изменений.
  • Следующие два звука СИ и ДО – это полутон. Как выправить, вы уже знаете: нужно увеличить расстояние – ставим диез перед ДО. Если бы требовалось уменьшить расстояние, поставили бы мы бемоль. Понимаете принцип?
  • Последние звуки – ДО-ДИЕЗ и РЕ – это полутон: то, что нужно!

Что же в итоге мы получили? Оказывается, в гамме Ре мажор два диеза: ФА-ДИЕЗ и ДО-ДИЕЗ. Понимаете теперь, откуда они взялись?

Аналогично можно построить мажорные гаммы от любых звуков. И там тоже будут появляться либо диезы, либо бемоли. Например, в Фа мажоре – один бемоль (СИ-БЕМОЛЬ), а в Си мажоре целых пять диезов (ДО, РЕ, ФА, СОЛЬ и ЛЯ-ДИЕЗЫ).

Можно строить гаммы не только от «белых клавиш», но и от пониженных или повышенных звуков. Не забывайте при этом учитывать известные вам знаки. Например, гамма Ми-бемоль мажор – это гамма с тремя бемолями (сам МИ-БЕМОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ и СИ-БЕМОЛЬ), а гамма Фа-диез мажор – это гамма с шестью диезами (все диезы, кроме МИ-ДИЕЗА).

Строение минорной гаммы

Тут принцип почти такой же, как и с минорными гаммами, только формула строения минорной гаммы немного другая: тон, полутон, тон-тон, полутон, тон-тон. Применяя эту последовательность тонов и полутонов, вы легко можете получить минорную гамму.

Давайте обратимся к примерам. Построим минорную гамму от ноты СОЛЬ. Сначала просто выпишем все ноты по порядку от СОЛЬ до СОЛЬ (от нижней тоники до ее повторения наверху).

Далее смотрим, какие расстояния между звуками:

  • Между СОЛЬ и ЛЯ – целый тон, так и должно быть по формуле.
  • Дальше: ЛЯ и СИ – тоже тон, но на этом месте нужен полутон. Что делать? Нужно уменьшить расстояние, для этого понижаем звук СИ с помощью бемоля. Вот у нас и появился первый знак – СИ-БЕМОЛЬ.
  • Далее по формуле нам нужны два целых тона. Между звуками СИ-БЕМОЛЬ и ДО, а также ДО и РЕ как раз такое расстояние, какое должно быть.
  • Следующее: РЕ и МИ. Между этими нотами целый тон, а нужен всего лишь полутон. Опять-таки лечение вам уже известно: понижаем ноту МИ, и получаем полтона между РЕ и МИ-БЕМОЛЕМ. Вот вам уже второй знак!
  • Проверяем последнее: нужно еще два целых тона. МИ-БЕМОЛЬ с нотой ФА – это тон, и ФА с СОЛЬЮ – это тоже тон. Все окей!

Что получили в итоге? В гамме соль минор два бемоля: СИ-БЕМОЛЬ и МИ-БЕМОЛЬ.

Для тренировки вы можете построить самостоятельно или «разобрать по косточкам» несколько минорных гамм: например, фа-диез минор и ля минор.

Как еще можно получить минорную гамму?

Мажорная и минорная гаммы, построенные от одной и той же тоники, различаются между собой лишь тремя звуками. Давайте выясним, какие это различия. Сравним гамму До мажор (нет знаков) и до минор (три бемоля).

Каждый звук гаммы – это ступень. Так вот, в минорной гамме по сравнению с мажорной три ступени низкие – третья, шестая и седьмая (отмечены римскими цифрами – III, VI, VII). Таким образом, если нам известна мажорная гамма, то мы легко можем получить минорную, изменив всего лишь три звука.

Для упражнения поработаем с тональностью Соль мажор. В гамме Соль мажора один диез – это ФА-ДИЕЗ, который является седьмой ступенью гаммы.

  • Понижаем третью ступень – ноту СИ, получаем СИ-БЕМОЛЬ.
  • Понижаем шестую ступень – ноту МИ, получаем МИ-БЕМОЛЬ.
  • Понижаем седьмую ступень – ноту ФА-ДИЕЗ. Этот звук уже повышенный, и для того чтобы его понизить, нужно просто отменить повышение, то есть убрать диез.

Таким образом, в соль миноре будет всего два знака – СИ-БЕМОЛЬ и МИ-БЕМОЛЬ, а ФА-ДИЕЗ из него просто бесследно исчезает. Как видите, ничего сложного.

Устойчивые и неустойчивые звуки в мажоре

И в мажорной, и в минорной гамме семь ступеней, три из которых устойчивые, а четыре – неустойчивые. Устойчивыми ступенями являются первая, третья и пятая (I, III, V). Неустойчивые – это все остальные – вторая, четвертая, шестая, седьмая (II, IV, VI, VII).

Устойчивые ступени, если их собрать вместе, образуют тоническое трезвучие, то есть трезвучие, построенное от тоники, от первой ступени. Слово трезвучие обозначает аккорд из трех звуков. Сокращенно тоническое трезвучие обозначается T53 (в мажоре) или с маленькой буквы t53 (в миноре).

В мажорной гамме тоническое трезвучие мажорное, а минорной – соответственно, минорное. Таким образом, трезвучие из устойчивых ступеней дает нам полное представление о тональности – о ее тонике и ладе. Звуки тонического трезвучия являются своеобразным ориентиром для музыкантов, по ним они настраиваются на начало произведения.

В качестве примера давайте рассмотрим устойчивые и неустойчивые звуки в Ре мажоре и в до миноре.

Ре мажор – светлая тональность с двумя диезами (ФА-ДИЕЗ и ДО-ДИЕЗ). Устойчивые звуки в ней – это РЕ, ФА-ДИЕЗ и ЛЯ (первая, третья и пятая нотки из гаммы), вместе они дают нам тоническое трезвучие. Неустойчивые – это МИ, СОЛЬ, СИ и ДО-ДИЕЗ. Посмотрите на пример: неустойчивые ступени для большей наглядности закрашены:

До минор – это гамма с тремя бемолями (СИ-БЕМОЛЬ, МИ-БЕМОЛЬ И ЛЯ-БЕМОЛЬ), она минорная и потому звучит с легким оттенком грусти. Устойчивые ступени здесь – ДО (первая), МИ-БЕМОЛЬ (третья) и СОЛЬ (пятая). Они дают нам минорное тоническое трезвучие. Неустойчивые ступени – это РЕ, ФА, ЛЯ-БЕМОЛЬ и СИ-БЕМОЛЬ.

Итак, в данном выпуске мы с вами познакомились с такими музыкальными понятиями, как лад, тональность и гамма, рассмотрели строение мажора и минора, научились находить устойчивые и неустойчивые ступени. Из следующих выпусков вы узнаете о том, какие есть разновидности мажора и минора и какие есть другие лады в музыке, а также о том, как быстро определять диезы и бемоли в любых тональностях.

Мастер-класс на тему: «Мажор и минор в музыке»

Таисия Посашкова
Мастер-класс на тему: «Мажор и минор в музыке»

Обучение детей распознаванию музыкальных ладов.

Мастер- класс на тему: «Мажор и минор в музыке.»

Образовательная область «Музыка»

Задачи:

1. Привлечь внимание детей к различным интонациям музыки, учить различать средства музыкальной выразительности: темп, тембр, динамику, регистр, гармонию.

2. Развивать способность детей передавать характер музыкального произведения в движении.

Интегрируемые области: «Коммуникация», «Социализация», «Познание»

Задачи:

Учить детей передавать эмоциональную окраску песен путем выразительных средств исполнения: грустную, лирическую — ласково, напевно, в умеренном темпе; веселую, задорную — легким звуком в оживленном темпе. («Социализация»)

Развитие свободного общения в коллективе. («Коммуникация»)

Учить детей читать модель (мнемотаблицу). («Познание»)

Отработатывать навыки использования мнемотаблицы в разных видах музыкальной деятельности. («Познание»)

Вид детской деятельности:

Коммуникативная

Оборудование: магнитофон, воздушные шары, элементы пиктограммы.

Словарная работа.

Пассивный словарь: регистр.

Активный словарь: мажор, минор, композитор, певец, припев.

Ход :

Под музыку «Ливенской польки» р. н. м. обр. Ломовой дети входят в зал.

Музыкальное приветствие

Музыкальный руководитель поет музыкальное приветствие, дети отвечают «Здравствуйте!» по ступеням мажорного трезвучия.

Музыкальный руководитель: Ребята, я очень рада видеть вас на музыкальном занятии! Мы даже поздоровались с вами веселой, мажорной мелодией. А чтобы создать вам еще более приподнятое настроение, я предлагаю поиграть

игра «Смени пару»

Дети играют в коррекционную игру «Смени пару» авт. И. Каплунова и И. Новоскольцева (программа «Ладушки», в основе которой лежит развитие коммуникативной сферы ребенка. После игры дети занимают свои места.

Музыкальный руководитель: Ребята, когда мы с вами поздоровались, какое было у нас настроение? (ответы детей) А какое настроение у вас стало после игры? (дети отвечают). А если бы я поздоровалась с вами вот так? (исполняет приветствие в миноре) (ответы детей) Ребята, вы заметили, что мелодия передала совсем другое настроение — печальное, грустное.

Музыка обладает волшебным свойством — она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания — нежность, волнение, жалость, скорбь, ликование.

Минор и мажор.

М. В. Сидорова.

Тихо музыка звучит,

Будто ручеёк журчит,

Чуть печальна и грустна,

Словно шёпот ветерка.

Нежно, плавно звуки льются,

Не кричат и не смеются,

В них не слышится задор.

Эта музыка – минор.

В плавном танце мы пойдём

И покружимся вдвоём.

Если всё нам удаётся,

Даже музыка смеётся,

Звонко, весело играет,

Поплясать нас приглашает.

Выходите танцевать,

Хлопать, бегать и скакать.

Радостно мажор звучит,

Он хохочет, не ворчит.

Мы с вами часто слушали музыку, различающуюся по настроению. Сейчас мы послушаем мелодию, а вы сами вспомните название.

Слушание: Д. Кабалевский «Клоуны»

(Ответы детей) беседа о характере пьесы

Музыкальный руководитель: В этой пьесе композитор – музыкальный волшебник — Д. Кабалевский нам рассказал о двух клоунах — веселом и грустном. У веселого клоуна все получается легко, а грустному — не везет, все он делает наоборот, неуклюже.

Сколько здесь частей? (Три.) (Составление мнемотаблицы. Приложение 1)

Третья честь звучит так же, как первая. Два клоуна работают вместе. Средствами музыкальной выразительности композитор передает образы веселых клоунов, которые находятся все время в движении.Мелодия повторяется несколько раз с различной силой звучания: умеренно, тихо, громко.

Какое у них настроение?

Давайте порадуем клоунов своей веселой песней и сначала мы разбудим наши горлышки и распоемся. “Достаем” наши очаровательные улыбки и поем! (идет эмоциональное настраивание детей на пение).

Распевка «Снег»

Музыкальный руководитель:

Ребята на дворе уже декабрь, только вот зима к нам не торопится,а нам так хочется снега, играть в снежки, кататься на санках. Давайте споём песню о зиме, чтобы она пришла к нам скорее.

Исполняется песня «Зимушка»

слова и музыка Г. Вихаревой

Муз. политра №5.2008 стр. 25

1. Приходи к нам, Зимушка, 2. Елочку-красавицу

В белом сарафане, В гости мы позвали

Приноси нам, Зимушка, И снежком серебряным

И коньки, и сани. Елку забросали.

Припев: Ой, снег кружится, 3. Приходи к нам, Зимушка!

Всё белым-бело. Мы тебя дождались.

Дворик наш любимый Мы еще не выросли,

Снегом замело. Мы не наигрались!

Музыкальный руководитель:

А сейчас послушайте новую песню и подумайте, какое в ней настроение мажорное или минорное.

Песня — хоровод «В гости к ёлке мы пришли»

Слова и музыка Т. В Бокач

1. По дорожке весело

Наши ножки шли.

И к нарядной ёлочке

В гости мы пришли.

Припев:

Ой-ёй-ёй! Ай-яй-яй!

Ёлочка большая!

Ой-ёй-ёй! Ай-яй-яй!

Красота какая!

2. Под зелёной ёлочкой

Все плясать хотят.

Ёлка машет ветками:

«Чур, не отставать!»

3. Мы тебя погладим все,

Только не колись.

Огоньками яркими

Ёлочка зажгись!

Музыкальный руководитель:

Ребята у меня для вас есть картинки – подсказки, чтобы вам легче было запомнить слова песни.

Разучивание песни с помощью мнемотаблицы (приложение2)

Музыкальный руководитель:

Вы не замёрзли? Давайте с вами согреемся

Ой, мороз!

Музыка и слова Г. Вихаревой

Муз. политра №5/08 стр. 31

1. Ой, мороз, мороз, мороз!

Снегом ветки все занес

А мы не боимся,

А мы веселимся!

2. Ой, мороз, мороз, мороз!

Он хватает нас за нос,

А мы не боимся,

А мы веселимся!

3. Ой, мороз, мороз, мороз!

Щиплет щеки он до слез,

А мы не боимся,

А мы веселимся!

4. Лыжи с палками возьмем

И кататься в лес пойдем.

А мы не боимся,

А мы веселимся!

Музыкальный руководитель: А сейчас вставайте парами.

Танец с Хлопками

Музыка Д. Львова – Компанейца

Музыкальный руководитель: Ребята сейчас я предлагаю вам поиграть со снежком – колобком.

Коммуникативная игра «Снежок — колобок»

Музыка и слова М. Картушиной

После игры заключиткльная беседа, подведение итога занятия.

Музыкальный руководитель: Ребята, вы сегодня радовали меня своими знаниями, желанием понимать и чувствовать музыку. Я тоже хочу вас порадовать. В подарок вам я принесла клоунов, посмотрите, какие они красивые, в разных колпаках. Я предлагаю вам их оживить, чтобы они стали настоящими вашими друзьями.

Дети «оживляют» клоунов, используя заранее подготовленные «глаза», «ротик», стараясь передать «настроение» .

Все клоуны получились разные, каким бывает и наше с вами настроение. Забирайте с собой своих новых друзей и отправляйтесь в группу.

Музыкальный руководитель и дети прощаются попевкой «До свидания», дети под музыку выходят из зала.

альных ладов

Урок 7. Основные музыкальные лады. Мажор и минор

В этом уроке мы познакомимся с основными музыкальными ладами – мажором и минором.

Вы, наверное, обращали внимание, что одни мелодии и произведения звучат весело, бодро, оптимистично, а другие – грустно и печально. За эту эмоциональную окраску музыки и отвечают лады.

Мажор – это лад, который звучит весело и бодро.

Минор – это лад, звучащий грустно.



Сыграйте на фортепиано подряд 7 нот, то есть гамму, от ноты ДО по белым клавишам. Услышали, как она звучит? Это и есть мажорный лад, гамма До-мажор.

А теперь попробуйте сделать то же самое от ноты ЛЯ по белым клавишам. Не правда ли, звучание имеет совсем другую окраску – печальную? Это минорный лад, гамма Ля-минор.

Звуки лада, которые располагаются подряд называются гаммой. Основные лады, мажор и минор, имеют 7 ступеней лада, то есть 7 нот.

В Уроке 5.Черные клавиши мы говорили о тонах и полутонах, о диезах и бемолях. Теперь для вас не составит труда сыграть от любой клавиши мажорный или минорный лад. Мажор строится по такой схеме: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

Минор строится по такой схеме: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. (Рисунок a-moll)

Все лады состоят из 2 групп ступеней или звуков: устойчивых и неустойчивых. Устойчивые звуки образуют так называемые трезвучия, мажорное или минорное.

Рассмотрим эти ступени на примере той же гаммы До-мажор.

В Уроке 6.Цифровые обозначения аккордов и нот мы уже говорили о буквенной системе обозначения.

Музыкальные лады в буквенном обозначении будут обозначаться так:

мажор – dur, C-dur (для До-мажора)
минор – moll, c-moll (для До-минора)

Очень часто можно встретить упрощенную систему обозначений, в которой мажорный лад обозначается большой буквой C (для До-мажора), а минорный — маленькой буквой c (для До-минора).

Мы рассмотрели основные натуральные лады, мажор и минор.

Гармонический и мелодический лады

Кроме натуральных существуют еще гармонический и мелодический лады. Эти ладовые разновидности отличаются высотой некоторых ступеней:

Мажор гармонический — понижается на полтона VI ступень.
Мажор мелодический — понижаются на полтона VI и VII ступени.
Минор гармонический — повышается на полтона VII ступень.
Минор мелодический — повышается на полтона VI и VII ступени в гамме вверх, а в гамме вниз VI и VII ступени
используются как в натуральном миноре, без повышения.

Также в музыке существуют народные и другие лады. Их разновидностей достаточно много, но используются они очень редко, поэтому мы не будет рассматривать их в этом уроке.

Текст песни(слова) Мот — Мажоры-миноры (чёрточка)

Друзья! Обращаем Ваше внимание: чтобы правильно исправить текст песни, надо выделить как минимум два слова

Все тексты песен(слова) Мот

Припев:
Устал говорить одно и то же.
В уста целовать тебя, и что же?
Чувства перевел свои в оффшоры;
Прожженные шторы, мажоры-миноры.
Устал говорить одно и то же.
В уста целовать тебя, и что же?
Чувства перевел свои в оффшоры;
Прожженные шторы, мажоры-миноры.
Весна пришла в мою квартиру, я ее тестирую.
Особо не кричу об этом и не анонсирую.
Зачем опять по пустякам сажать мне голос?
Пускай сейчас свободен или давно уж холост.
Я снял очки и теперь ничего не вижу.
Люди стали, как звездочки, а звезды стали ближе.
Теперь мы можем говорить с тобой о сокровенном,
Ведь я не вижу ничего — и мне все по колено.
Всерьез работать пока лень мне —
Такое мое поколение.
Мы перестали верить в аистов,
Верить в людей, находить грани добра и зла.
Вечно я тяну одеяло на себя.
Встречи, все уже опять с нуля.
Жизнь рвет бумагу и кидает в лоб клочки,
Но я заставлю ее удивиться, опачки!
Припев:
Устал говорить одно и то же.
В уста целовать тебя, и что же?
Чувства перевел свои в оффшоры;
Прожженные шторы, мажоры-миноры.
Устал говорить одно и то же.
В уста целовать тебя, и что же?
Чувства перевел свои в оффшоры;
Прожженные шторы, мажоры-миноры.
Я насчитал на ее теле более 30 родинок.
Все на мази, отношения вроде ок.
Хотя ты скажешь мне не сроки, я еще так мал,
Но я об этот рэп, сынок, уже язык сломал.
Вжарю в их слова выстраивая —
Да так, чтобы сказал ты: вау. Качать весь зал.
Москва. Ты бана храпом брал, своим хип-хапом бро!
Я покорю еще не один город, ни одни горы.
Проводим всю жизнь мы в ссорах, душим
Души просторы продаем задаром.
Лучших друзей, за каких-то там 100 рэ.
Задернутые шторы, мои мажоры-миноры.
Очки опять запотели…
Меня несет мой пропеллер…
Душа подобно колибри, стреляя крупным калибром
Мои стихи парадигмы, в твоей душе, как индиго.
Припев:
Устал говорить одно и то же.
В уста целовать тебя, и что же?
Чувства перевел свои в оффшоры;
Прожженные шторы, мажоры-миноры.
Устал говорить одно и то же.
В уста целовать тебя, и что же?
Чувства перевел свои в оффшоры;
Прожженные шторы, мажоры-миноры.
Мои мажоры-миноры.
Мои мажоры-миноры.
Эти мажоры. Эти мажоры.
Эти мажоры-миноры.

Знакомство с мажорным и минорным ладом

Цель урока: сформировать у детей представление о мажоре и миноре.

1. Организационный момент. (Слайд 2)

Педагог здоровается с детьми под музыкальный аккомпанемент (исполняет мажорный аккорд, дети поют «Здравствуйте»).

Сейчас мы с вами пожелали друг другу здравствия весело, бодро. А представьте, что у вас плохое настроение, допустим, вы получили по математике не ту оценку, на которую рассчитывали, и настроение у вас будет не такое оптимистичное. Может такое? (Учитель исполняет «цепочку» аккордов в миноре).

Теперь попробуем поздороваться в грустном настроении. ( Ученики поют «Здравствуйте» под аккомпанемент минорного аккорда.)

2. Теория.

Знакомимся с мажорным и минорным ладом.

Таким образом, мы подготовились к теме нашего урока. На этом уроке мы сравним творчество художников – людей, рисующих картины (портреты, натюрморты, пейзажи) и композиторов – людей, сочиняющих музыку(песни, пьесы, танцы, марши).

— Чем пользуются художники ,когда рисуют картины? Правильно, красками.(Слайд 3)

— Чем пользуются композиторы, когда сочиняют музыкальное произведение? Верно, звуками.

(Слайд 4)

У художников 2 группы красок – теплые тона (назовите самый теплый тон?) и холодные тона (какой самый холодный тон?)

Музыканты тоже пользуются красками, но называются они «лад». (Слайд 5)

лад – это краска музыкального произведения, песни.

Лад бывает мажор – сочный, яркий радостный (Слайд 6); и минор – задумчивый, углубленный, печальный. (Слайд 7)

Дети отвечают на забавные вопросы: (Слайд 8)

— Если ярко светит солнце, на улице весна, в каком ладу ваше настроение?

— Если вы получили в школе «5»?

— Если у вас день рождения и вам дарят подарки?

— Если вы лакомитесь сладостями?

(Слайд 9)

— Если вы болеете?

— Если вам дают горькое лекарство?

— А если идет дождь и на улице пасмурно и ненастно?

3. Слушание музыки и практическая деятельность: (Слайд 10)

Лад помогает передать характер, настроение музыкального произведения. (Слайд 11)

Какой лад (какую краску) избрал П.И.Чайковский для этих пьес?

Затем педагог предлагает рассмотреть репродукции картин Б.М.Кустодиева «Масленица» (Слайд 15), В.Васнецова «Аленушка» и поразмышлять, какое настроение (лад) присутствует в этих картинах. (Слайд 16.)

4. Упражнение для дыхания.

Пора развеселить Аленушку, выполним упражнение » Хохотушки» (Слайд 17) (веселое отрывистое пение на слог «ха). В каком ладу будем распеваться?Конечно в мажорном (отрабатывается дыхание и звукообразование).

5. Пение.

В песне лад связан со словами и подчеркивает, усиливает их смысл. (Слайд 18)

Дети поют выученную на предыдущем уроке р.н.п. «Ходила младешенька» (Слайд 19)

Во время пения педагог обращает внимание на чистоту интонирования и умения слушать друг друга.

Русская народная песня редко звучит от начала до конца в одном ладу. Чаще всего лад гибко меняется: из мажора переходит в минор и обратно. (Слайд 20)

Определите лад в этой песенке. Дети очень точно улавливают смену лада и сами объясняют смысл этого: с одной стороны, собирать ягодку – большое удовольствие, но пораненная ноженька может помешать этому приятному занятию. Отсюда и смена лада, т.е. смена настроения в песне. (Слайд 21)

6. Музыкально-исполнительская деятельность детей.

(Слайд 22)

Дети (по желанию) исполняют пьесы ,выученные на уроках специальности. Остальные учащиеся анализируют прослушанные произведения. размышляют над образом, придумывают названия.

7. Закрепление материала:

Что такое лад? (Слайд 23)

Что такое мажор? (Слайд 24)

Что такое минор? (Слайд 25)

(Слайд 26,27)

8. Домашнее задание:

Рассказать о ладе : сравнить художников и композиторов. Что такое лад? Какие бывают лады? Какой ступенью отличается мажорный лад от минорного? Как лад влияет на характер музыкального произведения (пьесы, песни)?

Перечень используемой литературы:

  1. Н.Михайлова Сольфеджио. Волшебная лесенка;
  2. Ю.Фролова. Сольфеджио. Подготовительный класс.
  3. Т.Бакланова «Музыка»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *