Месяца времена года

Времена года и месяцы для детей

Эти дидактические материалы помогут ребенку быстрее выучить и запомнить названия времен года и месяцев. Скачайте и распечатайте картинку-календарь, его нужно будет повесить на видном месте таким образом, чтобы ребенок часто встречал календарь глазами в течение дня. Он невольно будет прокручивать в памяти названия времен года, зимних, весенних, летних и осенних месяцев.

Естественно, перед этим необходимо ребенка с этими временами года ознакомить. Начните свой рассказ с зимы. Обязательно расскажите приметы, что происходит в это время года в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе полную картину сезона.

Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник — Новый год.

Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Самые известные праздники весны — это 8 марта и первомай.

Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.

Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Холодает. Поспевает урожай овощей и фруктов. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник — день знаний.

И снова наступает зима…

В саду царском стоит дерево. На одном боку цветы расцветают, на другом листы опадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подрезают. Что это за дерево? (год)

Птицы эти вереницей летят,
И не воротятся больше назад.
В каждой стае птичек — семь,
Вам они известны всем! (Дни недели.)

Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Но друг друга не обгоняют. (Месяцы.)

Протянулся мост
На семь вёрст,
А в конце моста —
Золотая верста. (Неделя.)

Ежегодно приходят
К нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет. (Времена года.)

Предложите ребенку самому придумать рассказ про времена года.

Не забудьте сказать ребенку, что год состоит из 12 месяцев, и на каждое время года приходится по 3 месяца.

Календарь времена года

Далее знания можно углубить, разбив происходящее в природе на месяцы, как изображено на картинках. Задавайте ребенку вопросы: «когда опадают листья с деревьев?», «когда мы поедем купаться на реку?» и тому подобные, чтобы хорошо закрепить в памяти материал.

В продаже бывают календари с подвижной стрелкой для изучения времен и месяцев года. Такой календарь можно смастерить и своими руками, просто распечатав рисунок и прикрепив стрелку из картона.

Хорошо помогут детям в закреплении знаний о временах года карточки, рисунки-раскраски и загадки.

Карточки

Нужно разрезать по линиям.

Далее предложите ребенку рассмотреть рисунки и подумать, когда это бывает.

В детском саду или дома можно сделать аппликацию из цветной бумаги на тему времен года. Шаблон:

Как с ребенком выучить названия месяцев

Запомнить месяцы поможет простое стихотворение:

По сугробам шёл январь, всех морозов зимних царь!
Догонял его февраль — потерял из вьюги шаль.

Прибежал на смену март, зазвенел: «Весна, на старт!»
По ручьям приплыл апрель, он в кармане нёс капель.

Шелестел листвою май: «Куртку тёплую снимай!»
Одуванчик нёс июнь. Хочешь чуда? Просто дунь!

А в июле, а в июле мы на море отдохнули!
Август пчёлами гудел, да грибом в лесу сидел.

В золотистом сентябре мы забыли о жаре!
Ветер дунул октябрём: листьев жёлтых наберём!

Нас ноябрь заморозил, первый снег на землю бросил.
Вот декабрь к нам идёт, завершая длинный год!

(с) Ирина Гурина

Или еще одно стихотворение:

Выучили названия месяцев и их порядок, теперь можно рассказать ребенку секретик, как определить/посчитать количество дней в месяце по кулачкам 🙂

Объясняем ребёнку месяцы и времена года

Подрастающим детям необходимо всё больше знаний об окружающем их мире. Эта информация не обязательно касается получения практических навыков (чтения, счёта, умения вырезать и клеить). Смена времён года, месяцев и дней недели — как объяснить эти процессы, как научить ребёнка легко запомнить нужную информацию?

Для того чтобы малыш хорошо запомнил и в дальнейшем легко ориентировался в названиях месяцев, необходимо провести подготовительную работу — нужно научить его хорошо различать и определять времена года.

Это обучение можно начинать очень рано, уже в полтора-два года нужно обращать внимание ребёнка на характерные приметы каждого сезона.

Изучаем времена года и их особенности

  • Зима. Это, безусловно, царство снега. Дайте малышу попробовать снег пальчиками – подключите его тактильную память. Выстроите цепочку: зима – это снег, а снежок холодный и белый. Попозже, когда ребёнок подрастёт можно добавлять другие приметы, связанные с этим сезоном, рассказывать о популярных зимних развлечениях, праздниках.
  • Весна – время пробуждения. Обращайте внимание ребёнка на проклюнувшиеся почки, давайте ему потрогать молоденькие листики, травинки. Расскажите, какие птицы прилетают весной обратной после зимовки, какие животные пробуждаются от спячки.
  • Лето – с этим временем года у малыша, скорее всего, будет ассоциироваться отдых у любимой бабушки, либо другой его вариант – с родителями на море. Акцентируйте также внимание на том, что именно летом созревают столь любимые детьми фрукты и ягоды, что летом можно долго играть на улице, потому что день длинный, а ночь короткая.
  • Осень. Время, когда опадают, окрашиваясь в яркие цвета листья. Время изготовления интереснейших осенних поделок – из шишек, каштанов, ягодок и листвы. Поделки и аппликации из осенних даров природы легко соотнести с осенней порой. В то же время обращайте внимание на другие характерные признаки осени: становится холоднее, раньше темнеет, по утрам бывают заморозки, и некоторые птицы улетают зимовать на юг.

В возрасте двух — трёх лет ребёнок должен хорошо определять времена года, их последовательность, и основные признаки.

Отличный вариант для изучении времен года — это настольная игра. А играть в хорошо оформленную, яркую обучающую настольную игру — одно удовольствие. Ребенок достаточно быстро схватывает материал и сам проявляет интерес к игре.

  1. Настольная игра «Времена года» знакомит ребенка с изменениями в природе. Красивые иллюстрации научат ориентироваться в сезонах годового круга, различать месяцы и сравнивать состояния природы.
  2. Настольная игра «Времена года и часы» знакомит ребенка не только с временами года, но и учит определять время.
  3. Настольная игра «Магнитные истории. Времена года» поможет научиться понимать, чем зима, весна, лето и осень отличаются друг от друга. Игра состоит из магнитных полей и фигурок.

Выучили? Переходим к следующему этапу.

Изучаем и запоминаем названия месяцев

Проще всего научить ребёнка определять месяцы, опираясь на имеющиеся знания о временах года. Для этого можно самостоятельно сделать наглядное пособие, которое поможет вам быстро научить малыша нужному материалу и закрепить его знания о временах года.

Итак, нам понадобится:

  1. Кусок плотного картона размером 30х40 см.;
  2. 4 бумажных конверта;
  3. 4 красивые крупные картинки, изображающие зиму, весну, лето и осень;
  4. 12 карт из плотной бумаги с крупными названиями месяцев и соответствующими им тематическими картинками.

Приступаем к изготовлению

Шаг 1. Разделите лист картона на 4 одинаковые части, на каждую наклейте картинку, изображающую определённое время года в такой последовательности: два верхних прямоугольника – это зима и весна, два нижних – лето, осень.

Шаг 2. В нижней части каждой картинки наклейте конверт (лицевая сторона конверта приклеивается непосредственно на картинку). У конверта отрежьте верхний клапан, которым обычно его заклеивают. Должен получиться своего «кармашек» на картинке, изображающей время года.

В этот карман и нужно поместить соответствующие каждому сезону карты с названиями месяцев. В итоге, в каждом кармане должны находиться три карты. Размер карты нужно подобрать так, чтобы её большая часть выглядывала из конверта, и ребёнок мог без затруднений увидеть, что на ней изображено и название самого месяца.

Оформляем карты

Надписи «февраль», «март», «апрель» напишите или напечатайте чётко и крупным шрифтом. Первую букву названия месяца можно слегка выделить – сделать её другого цвета и чуть увеличить шрифт. Это поможет детям в будущем запомнить название месяца, в том числе, по первой букве. Однако этим способом удобнее пользоваться тем, кто уже хорошо знает алфавит.

Картинки на карточках должны изображать характерные события и приметы каждого месяца, доступные для запоминания малышом.

Например: январь – новогодние праздники, июль – купание в речке или на море, март – первые подснежники и тюльпаны, апрель – день рождения ребёнка (сестры, бабушки) и т.д. Постарайтесь, чтобы картинки были яркими и запоминающимися. Можно разнообразить картинки домашними фото, на которых изображён сам малыш, при этом следите, чтобы было хорошо видно, какое именно время года изображено на фотографии.

Учим названия месяцев и играем

Продемонстрируйте ребёнку наглядно, как соотносятся месяцы с временами года, поместив карты с их названиями в соответствующий карман.

Для первых занятий достаточно запоминания двух — трёх месяцев, гораздо важнее, чтобы ребёнок старался запомнить, как они распределяются по временам года, какие относятся к лету, какие к зиме. Учим месяцы не спеша, стараясь подбирать понятные ребёнку ассоциации и примеры. В процессе обучения предлагайте малышу самостоятельно распределять карточки с названиями в нужные карманы, при этом проговаривайте их названия вслух.

Усложняем задание:

Чтобы научить ребёнка хорошо ориентироваться, в каком порядке месяцы следуют друг за другом в течение года, предлагаем следующее задание. Вытащите все карточки с названиями и перемещайте их в произвольном порядке. Потом положите их перед малышом и предложите разложить их в правильном порядке, начиная с января. Можно добавить элемент игры, рассказав, что это злая Баба Яга смешала карточки, и если не помочь месяцам стать в правильном порядке, то Новый Год не настанет.

Когда юный ученик быстро и без проблем начнёт складывать карты с названиями месяцев в правильном порядке, а также устно отвечать на вопросы: «Как называется первый месяц в году?», «Какой месяц идёт за мартом?», «Назови три осенних месяца, три летних и т.д.», тогда можно считать, что он успешно научился определять месяцы.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Развивающий мультик о временах года и месяцах из серии «Уроки Тетушки Совы»:

Времена года. Учим месяцы. Что такое год?

Понятие «Времена года»
Прочти стихотворения (или послушай). Скажи, когда это бывает?
Нарисуй на каждое стихотворение дерево, которое ты можешь увидеть в это время года.
Скажи наоборот: лето -..; весна -..; холодно -..; мокрый -..; расцветают -..; улетают -…
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя:
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
А. Пушкин
В поле солнечно и тиху.
Сушит землю знойный день.
Призадумалась гречиха.
Свесил голову ячмень.
Г. Ладонщиков
От полуденных лучей
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький
Вырос на проталинке.
Г. Ладонщиков
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется.
Лужи у крыльца.
А. Плещеев
В саду царском стоит дерево. На одном боку цветы расцветают, на другом листы опадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подрезают. Что это за дерево? — Это год.

Найди лишнее слово: зимний, холодный, морозный, спокойный, снежный, вьюжный. Придумай похожие слова: жаркий,..
Поиграем вместе: Если собирают грибы, это.., если набухают почки, это.., если ты гуляешь в валенках, это.., если ты одел теплую куртку, это… или…
Определи, какое время года изображено на картинках. Что происходит с деревом зимой, весной, летом и осенью?

Какое время года напоминают тебе эти предметы?

Расскажите ребенку что год состоит из 12 месяцев.

Разделим месяцы по временам года:

После этого вместе с ребенком заучите названия месяцев. Тут необходимо выучить с ребенком, сколько дней в каком месяце и как можно это определить.

Назови зимние, весенние, летние и осенние месяцы. Расскажи, что нарисовано на картинках. Рассмотри рисунки и расскажи, что происходит в природе в это время.

Найди в каждой группе лишний предмет. Объясни свой выбор.

Рассмотри рисунки и скажи когда это бывает? Назови время год
Отгадай загадки про время
Птицы эти вереницей летят,
И не воротятся больше назад.
В каждой стае птичек — семь,
Вам они известны всем! (Дни недели.)
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Но друг друга не обгоняют.
(Месяцы.)
Протянулся мост
На семь вёрст,
А в конце моста —
Золотая верста.
(Неделя.)
Ежегодно приходят
К нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет.
(Времена года.)
Как с помощью рук определить количество дней в любом месяце? Сожми руки в кулачки и поверни так, как показано на рисунке.
ЯНВАРЬ — 31 ИЮЛЬ — 31
ФЕВРАЛЬ — 28 (29) АВГУСТ — 31
МАРТ — 31 СЕНТЯБРЬ — 30
АПРЕЛЬ — 30 ОКТЯБРЬ -31
МАЙ — 31 НОЯБРЬ — 30
ИЮНЬ — 30 ДЕКАБРЬ — 31
Послушай стихотворение. Скажи, сколько дней в феврале в високосном году?
Тридцать дней всегда в сентябре,
В апреле, июне и ноябре.
На день больше в месяцах прочих,
Только февраль подравняться не хочет.
В нём всего двадцать восемь дней,
Но в год високосный он на день длинней.
Определение знака года по китайскому гороскопу. Я РОДИЛСЯ:
Определи под каким знаком зодиака ты родился: Я РОДИЛСЯ:
КОЗЕРОГ 22 ДЕКАБРЯ — 20 ЯНВАРЯ
ВОДОЛЕЙ 21 ЯНВАРЯ — 18 ФЕВРАЛЯ
РЫБЫ 19 ФЕВРАЛЯ — 20 МАРТА
ОВЕН 21 МАРТА — 20 АПРЕЛЯ
ТЕЛЕЦ 21 АПРЕЛЯ — 21 МАЯ
БЛИЗНЕЦЫ 22 МАЯ — 21 ИЮНЯ
РАК 22 ИЮНЯ — 22 ИЮЛЯ
ЛЕВ 23 ИЮЛЯ — 23 АВГУСТА
ДЕВА 23 АВГУСТА — 23 СЕНТЯБРЯ
ВЕСЫ 24 СЕНТЯБРЯ — 23 ОКТЯБРЯ
СКОРПИОН 24 ОКТЯБРЯ — 22 НОЯБРЯ
СТРЕЛЕЦ 23 НОЯБРЯ — 21 ДЕКАБРЯ
Источник: Разумники. ру.

Конспект занятия на тему «Месяцы и времена года»

Маргарита Сафронова
Конспект занятия на тему «Месяцы и времена года»

Тема занятия: «Месяцы и времена года»

Цели занятия: формирование знания о временах года у детей старшего школьного возраста, научить их использовать полученные знания в домашних условиях.

Задачи:

1. Получение знаний о временах года, умение сопоставлять времена года наблюдать, обобщать.

2. Познакомить дошкольников с изменениями в природе в течении года и особенностями времён года.

3. Совершенствовать умение анализировать, делать выводы и сравнивать.

Базовые знания. Осенние, зимние, весенние и летние месяцы. Сезонные изменения.

Особенности живой и неживой природы в разное время года.

Опорные знания. Времена года, месяцы, температура, осадки, облачность, направление ветра.

Знания из жизненного опыта: осенью прохладно, зимой холодно, весной тепло, летом тепло, жарко.

Методы: практический, словесный, наглядный.

Тип урока: методом комбинирования.

Оборудование: иллюстрации, фотографии, видио материал.

Планируемые результаты: воспитанники научатся отличать времена года и применять полученные знания для их сопоставления; анализировать, делать выводы и сравнивать.

1 этап занятия — целепологание.

Задача – подготовка детей к восприятию материала урока.

Метод – словесный.

Деятельность воспитателя — подготовка к занятию, психологический настрой.

Здравствуйте дети!

Начинаем занятие о временах года.

Обратная связь — Дети приветствуют воспитателя. Проверяют свою готовность к уроку.

2 этап занятия — актуализация знаний.

Задача — Повторение пройденного материала, необходимого для восприятия нового.

Метод — словесный, взаимопроверка, частично – поисковый.

Деятельность воспитателя –

1). Как мы познаём природу?

-Что нужно, чтобы хорошо знать об окружающем мире?

— Что придумал человек, наблюдая за природой.

2).Что такое природа?

-Какая бывает природа?

3. Отгадывание загадок о явлениях природы по слайдам

Это что за невидимка

Хлопает в саду калиткой,

На столе листает книжку,

Шорохом пугает мышку

Поиграл листвой, поверьте!

Ну, конечно, это (ветер)

Кто всю ночь по крыше бьет

Да постукивает,

И бормочет, и поет, убаюкивает? (дождь)

Растёт она зимой вниз головою (сосулька)

Практическое задание.

Нарисовать дождь, сосульку.

Обратная связь-

Наблюдаем, читаем, слушаем.

Надо внимательно наблюдать за окружающим миром.

Наблюдая за дождем, человек придумал – лейку и поливальную машину.

В природе постоянно происходят изменения. Особенно изменчива погода.

Тепло, жарко, прохладно, холодно – эти слова мы используем, когда говорим о температуре воздуха.

Дети рисуют на карточках.

Взаимооценивание.

3 этап занятия — постановка цели и задач урока.

Задача — мотивация учебной деятельности детей

Метод – Поисковая деятельность. Вопросы-ответы.

Деятельность воспитателя –

Осень, зима, весна, лето — это времена года.

Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы.

Март, апрель май – весенние месяцы.

Июнь, июль, август – летние месяцы.

Сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяцы.

Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник — Новый год.

Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Самые известные праздники весны — это 8 марта и первомай.

Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.

Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Холодает. Поспевает урожай овощей и фруктов. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник — день знаний.

Обратная связь – дети внимательно слушают воспитателя.

4 этап занятия — первичное усвоение новых знаний.

Задача — введение знаний о временах года, умение наблюдать, обобщать, сопоставлять времена года.

Метод – работа в группе.

Деятельность воспитателя –

Разграничиваем эти понятия с помощью загадок:

В саду царском стоит дерево. На одном боку цветы расцветают, на другом листы опадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подрезают. Что это за дерево? (год)

Птицы эти вереницей летят,

И не воротятся больше назад.

В каждой стае птичек — семь,

Вам они известны всем! (Дни недели.)

Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,

Но друг друга не обгоняют. (Месяцы.)

Протянулся мост

На семь вёрст,

А в конце моста —

Золотая верста. (Неделя.)

Ежегодно приходят

К нам в гости:

Один седой,

Другой молодой,

Третий скачет,

А четвёртый плачет. (Времена года.)

Руководитель занятия предлагает детям самим придумать рассказ, про времена года.

Обратная связь – дети отгадывают загадки, придумывают рассказы про месяцы и времена года.

5 этап занятия — закрепление изученного.

Задача — организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения.

Метод – работа в группе, индивидуальная работа.

Деятельность воспитателя –

Руководитель занятия предлагает воспитанникам разобрать карточки с рисунками, подумать и сказать, когда это бывает. Обратная связь – дети разбирают картинки и отвечают, какое время года изображено на картинке.

6 этап занятия – подведение итогов занятия.

Задача — подведение итогов занятия анализ и содержание занятия.

Другие материалы по теме год и месяцы года:

  • Ориентация во времени
  • Что такое время или учим часы?
  • Стихи о временах года, месяцах
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи про весну
  • Стихи про лето
  • Загадки про месяцы года
  • Загадки про осень
  • Загадки про зиму
  • Загадки про весну
  • Загадки про лето
  • Приметы и пословицы про осень
  • Приметы, пословицы и поговорки про зиму. Народный календарь.

Если у Вас есть интересные и полезные материалы, Вы можете прислать их нам на электронный адрес. Мы будем рады их разместить на страницах нашего сайта!

Смотрите также: Учим дни недели

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *