Метод проблемного обучения

Методы проблемного обучения

Понятие и направленность методов проблемного обучения

Определение 1

Методы проблемного обучения – это методы, предусматривающие подачу нового учебного материала через создание проблемной ситуации, решение которой потребует от учащегося вложения интеллектуальных сил.

Сущность проблемной ситуации заключается в том, что ее решение вызывает у учащихся затруднения, так как они не могут найти объяснение какому-либо факту или явлению, все известные им способы решение не помогают. В этом случае учащиеся начинают искать новые пути и способы.

Определение 2

Проблемная ситуация (задача) – это созданная педагогом учебная проблема, имеющая четкие условия, в результате чего поле поиска решения ограничено и доступно для учащихся.

При разработке проблемной ситуации педагогом должны быть созданы все необходимые условия, не только для усвоения учащимися знаний, но и для понимания процесса их приобретения. То есть, учащиеся должны не просто прослушать лекцию, содержащую уже готовую инструкцию о том, как действовать, а самостоятельно проработать план поиска необходимой информации для решения или ответа.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Метод проблемного обучения направлен на формирование у учащихся мыслительной деятельности, умения последовательного нахождения ответа. Это связано с тем, что решение проблемной ситуации осуществляется поэтапно:

  1. Постановка проблемы
  2. Четкое определение сущности поставленной проблемы
  3. Определение всех возможных путей по выходу из ситуации, вынесение предложений возможного решения, обоснование каждого предложения
  4. Аргументированные доказательства эффективности вынесенных предложений и решения с их помощью проблемы
  5. Осуществление проверки правильности предложенного решения проблемы

Замечание 1

Важным условием постановки проблемной ситуации является верная установка уровня сложности. Проблема должна вызывать у учащегося затруднения, но вместе с тем быть посильной для самостоятельного поиска ответа (решения).

Виды методов проблемного обучения

В настоящее время выделяют шесть основных видов методов проблемного обучения. Каждый вид отличается изложением учебного материала, организацией деятельности учащихся.

Виды методов проблемного обучения:

  • Метод монологического изложения – предусматривает последовательное пояснение и демонстрацию педагогом опытов, с целью их подтверждения. Речь педагога сопровождается наглядностями (макеты, иллюстрации, схемы и т.д.) и техническими средствами обучения.
  • Рассуждающий метод обучения – направлен на показания образца исследования, путем постановки и рассуждений о решении. Проблемный материал делится педагогом на части, к каждой части готовится комплекс риторических вопросов проблемного характера. Метод предполагает форму лекции, риторические вопросы призваны привлечь и удержать внимание учащихся к занятию.
  • Диалогический метод изложения – направлен на привлечение учащихся к совместному с педагогом решению проблемы. Данный метод способствует развитию таких качеств как познавательная активность и интерес. Особенность метода заключается в том, что он привлекает к уже известному, но поданному в новом виде материалу.
  • Эвристический метод изложения – основан на том, что педагог ставит перед учащимися проблему, но она поделена на части, решение каждой из которых предполагает обучение отдельным способам поиска знаний. Каждая выделенная часть может быть дополнена постановкой отдельных познавательных заданий и задач. Основная форма реализации данного метода заключается в сочетании эвристической беседы с решениями проблемных заданий.
  • Исследовательский метод – представляет собой сконструированную педагогом методическую системы проблемных заданий, адаптирует ее под конкретную учебную ситуацию и представляет учащимся. Процесс, решения поставленной проблемной ситуации, осуществляется непосредственно учащимися под руководством педагога. В процессе решения проблемы происходит овладение процедурой творчества, усваиваются методы познавания.
  • Метод программированных заданий – представлен постановкой педагогом системы программированных заданий. Программированные задания – это отдельные элементы, каждый из которых содержит какую-то часть изучаемого учебного материала, представленного в виде вопросов и ответов, либо в виде новых упражнений и заданий.

Замечание 2

Методы проблемного обучения направлены на разносторонне развитие учащихся и формирование у них определённых знаний, умений и навыков.

Условия организации методов проблемного обучения

Эффективность методов проблемного обучения во многом зависит от соблюдения ряда условий организации данных методов:

  1. Объяснение нового учебного материала должно следовать только после того как учащиеся задут вопрос, касающейся данного материала, в процессе решения проблемной ситуации. Это необходимо для того, чтобы дать учащимся время самостоятельно прийти к тому, что им необходима данная информация для последующей успешной работы.
  2. Обязательный учет уровня знаний и умений учащихся, при изложении нового учебного материала. В том случае, если учащиеся в решении проблемы самостоятельно пришли к решению, посредством собственного мышления, то нет необходимости дублировать то, что ими было найдено и усвоено. Педагогу стоит лишь подтвердить правильность их решения и попросить повторно сформулировать ответ, с целью его закрепления.
  3. В случае, если путь решения выбран не верно, либо не верен полученный ответ, то проблемная ситуация все равно сыграла положительную роль, так как дала учащимся понять о необходимости расширения своих знаний и умений.
  4. Если обучение проходит в форме практического или лабораторного занятия, то перед его организацией педагог должен дать учащимся необходимые сведения или обучить способам действий по выполнению задания.
  5. Если проблемное задание окажется чересчур трудным, то оно может быть расчленено на ряд частных проблемных заданий, чтобы решение каждого из них стало доступным.

Замечание 3

Все эти условия должны лечь в основу проблемных заданий и выбора методики изложения учебного материала в созданной педагогом проблемной ситуации.

Метод проблемного изложения учебного материала

Сущность метода проблемного изложения учебного материала

заключается в том, что учитель не только организует передачу информации, но и знакомит учащихся с процессом поиска решения той или иной проблемы, показывает движение мысли от одного этапа познания к другому, иллюстрирует логику этого движения, возникающие противоречия. Иначе говоря, учитель ставит пробле­му, сам ее решает, т.е. показывает образцы научного познания, а учащиеся контролируют убедительность и логику этого процесса, усваивают этапы решения проблем.

В курсе физики средней школы содержится много примеров учебной информации, которую целесообразно излагать, исполь­зуя метод проблемного изложения. Например, рассказ о развитии взглядов на природу света представляет собой иллюстрацию дви­жения знания от одной точки зрения к другой, ей противополож­ной (от ньютоновских корпускул истечения света к волновому движению света по Гюйгенсу), и далее, через новое противоречие, возврат к корпускулам-квантам и рождение идеи корпускулярно-волнового дуализма. В процессе рассказа перед учащимися рас­крываются не только конечные результаты исследований, отдель­ные этапы их развертывания, но и связи между этапами, пути движения от одного этапа к другому через отрицание отрицания, возникновение новых идей и их теоретическая и эксперименталь­ная проверка.

Таким образом, в ходе проблемного изложения ставятся про­блемы (реально возникавшие в истории физики или сконструиро­ванные учителем специально), разъясняются гипотезы ученых, мысленный эксперимент, делаются выводы, исходящие из различ­ных предположений, показываются, если возможно, реальные эксперименты или их учебные модификации, подтверждающие выводы. В итоге образуется следующая структура проблемного изложения:

1) выявление противоречия и постановка проблемы;

2) выдвижение гипотез;

3) составление плана решения;

4) процесс решения, возможные и действительные затруднения
и противоречия;

5) доказательство правильности гипотезы;

6) раскрытие значения решения для дальнейшего развития
мысли или сферы деятельности.

При проблемном изложении учебного материала учитель исполь­зует устное слово, печатные тексты (учебника или других источ­ников, например хрестоматии), демонстрационные или фронталь­ные опыты и другие необходимые средства обучения. Роль этих средств зависит от того, какая с их помощью организуется позна­вательная деятельность учащихся.

Таким образом, своеобразие метода проблемного изложения материала заключается в том, что ученики не только восприни­мают, осознают и запоминают информацию, но и следят за ло­гикой доказательства, за движением мысли учителя, контроли­руют ее убедительность, могут участвовать в прогнозировании следующего этапа рассуждения или опыта. Тем самым учащиеся знакомятся с процессом познания, включаются в него, соучаст­вуют. По мере развития учащихся это их соучастие неизменно увеличивается.

.

Мастер-класс «Проблемное изложение материала»

(слайд 1)

Приветствие

(слайд 2)

Цель: показать методические приёмы и элементы проблемного обучения на уроках математики и во внеклассных занятиях по предмету

Задачи: — напомнить основные методы проблемного обучения;
— способствовать повышению мастерства учителя;

  • содействовать профессиональному общению.

Проблемное обучение предполагает:

  1. Создание проблемной ситуации.

  2. Выход из неё, то есть решение проблемы.

Основная цель учителя: заинтересовать, увлечь учащихся работой.

(слайд 3)

Признаки проблемной ситуации:

  • Необходимость выполнения такого действия, при котором возникает потребность в новом, неизвестном отношении, способе или условии действия.

  • Наличие неизвестного для учащихся.

  • Возможности учащихся должны быть достаточными для самостоятельного понимания поставленного задания и условий выполнения.

(слайд 4)

Методы проблемного обучения

Методы проблемного обучения различаются степенью возрастания сложности и самостоятельности учащихся при разрешении учебных проблем:

  • проблемное изложение знаний;

  • изложение с проблемным началом;

  • частично-поисковый, или эвристический метод;

  • исследовательский метод.

Проблемное изложение — это активизирующее изложение, когда учитель в ходе сообщения новых знаний систематически создает проблемные ситуации, ставит вопросы и указывает пути решения учебных проблем, постоянно побуждая учащихся к самостоятельной познавательной деятельности.

Основные этапы проблемного урока

1. Организационный момент.

Начало урока предполагает активизацию познавательного интереса:

      • рифмованное начало урока;

      • с элементами театрализации;

      • с эпиграфа;

      • с высказывания выдающихся людей, относящегося к теме урока;

      • с пословицы, поговорки;

      • начало урока с постановки непосредственно проблемного вопроса, создания проблемной ситуации.

Цели этого этапа:

      • психологический настрой;

      • обеспечение условий для успешного выполнения заданий, заинтересовать познавательным процессом.

2. Актуализация знаний. Именно здесь возникают проблемные ситуации и ставятся учебные проблемы.

Здесь уместны методы активного обучения:

      • опорные схемы;

      • диалог;

      • мозговой штурм;

      • мозговая атака;

      • коммуникативная атака;

      • игровые моменты.

3. Основной этап выстраивается с опорой на следующие требования:

  1. Использование методов проблемного обучения (поисковых, исследовательских)

  2. Самостоятельная работа учащихся с преобладанием продуктивной деятельности. Повышение положительной мотивации учения: постановка учебных проблем, проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения.

  3. Работа с учебником с включением частично-поисковой деятельности.

  4. Дифференцированная работа с учащимся.

  5. Формирование познавательных умений.

4. Проблемное домашнее задание.

5. Оценка качества проблемного урока.

Виды проблемного урока

1.Урок-дискуссия (спонтанные дискуссии, заранее запланированные).

2.Урок-проблемная лекция.

3.Урок-семинар.

4.Уроки креативного типа: Парное взаимообучение, Групповая работа по общей теме, взаимообучение групп.

(слайд 5)

Правила создания проблемных ситуаций

Правило первое

Для создания проблемной ситуации перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия.

При этом необходимо соблюдать следующие основные условия:

1.Задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся. Задание должно включать один неизвестный элемент, потребность в котором должна вызываться у учащегося в процессе выполнения задания.

2. Неизвестное, которое нужно открыть для выполнения поставленного задания, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые условия выполнения действия.

3.Выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании.

Правило второе

Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.

Степень трудности предлагаемого проблемного задания можно оценить по двум основным показателям:1)степени новизны подлежащего усвоению учебного материала и 2) по степени его обобщенности.

Чем большими интеллектуальными возможностями обладает учащийся, тем большей степени новизны и тем большей степени обобщенности могут быть те подлежащие усвоению знания и способы действия, необходимость в которых возникает при выполнении проблемного задания.

Правило третье

Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала.

При подготовке учебного материала, подлежащего усвоению, нужно выделять в нем материал, который должен быть сообщен учащимся, и тот материал, который должен быть усвоен ими творчески.

Правило четвертое

В качестве проблемных заданий могут служить: а) учебные задачи, б) вопросы, в) практические задания и т. п.

Вопрос, поставленный учителем, не составляет сам по себе проблемной ситуации. Вопрос может быть показателем проблемной ситуации в том случае, когда он возникает у учащегося при выполнении поставленного перед ним практического или теоретического задания.

Вопрос, формулируемый учителем, должен соответствовать вопросу, возникающему у учащегося.

Правило пятое

Проблемная ситуация может быть создана с помощью практического задания. При этом проблемная ситуация возникает в результате того, что поставленное учебное задание не может быть выполнено учеником. Невозможность его выполнения с помощью известных учащемуся способов вызывает проблемную ситуацию,

центральным звеном, которой становится потребность в новом неизвестном способе действия.

Правило шестое

Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения, им поставленного практического учебного задания.

Одна и та же проблема может быть поставлена различными способами.

Разрешить ту или иную проблему– значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос, исследование ответа на который выведет на тему урока. Существует три возможности постановки учебной проблемы на уроке:

1.Создание проблемной ситуации.

2. Подводящий диалог.

3. Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема.

(слайд 6)

Приемы создания проблемных ситуаций

1.Предварительные домашние задания.

Они позволяют поставить на уроке учебные проблемы, к которым учащиеся уже подошли самостоятельно, столкнувшись с реальными познавательными затруднениями в процессе выполнения домашнего задания.

2.Постановка предварительных заданий на уроке.

Такие задания ставятся перед учащимися до изучения нового материала. Они активизируют внимание и мыслительную деятельность учащихся во время восприятия нового, делают восприятие более целенаправленным и повышают интерес учащихся к познанию.

3.Использование экспериментов и жизненных наблюдений учащихся.

4.Решение экспериментальных и познавательных теоретических задач.

Проблемно-познавательная задача позволяет ученику получить новые знания и новые способы познания.

5.Задания с элементами исследования.

Они способствуют овладению определенными умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного решения проблемных вопросов, вызывают проблемные ситуации, связанные с более частными вопросами содержания, но позволяют отрабатывать отдельные этапы поиска и приобщают учащихся к методам научного исследования.

6.Создание ситуации выбора.

Такая ситуация возникает в результате столкновения различных точек зрения.

7.Предложение выполнить практические действия.

Проблемные ситуации практического характера возникают, когда учащимся предлагается выполнить действия, на первый взгляд, не вызывающие затруднений.

8.Постановка проблемных вопросов и организация дискуссий.

Проблемная ситуация возникает тогда, когда учитель выдвигает перед учащимися проблемный вопрос и организует вокруг него дискуссию. Вопрос является проблемным, если для школьников он новый, интересный, содержащий в себе какие-либо противоречия и может быть разрешен при известном напряжении умственных сил. Различные, иногда противоположные, высказывания учеников усиливают ситуацию проблемности и активизируют поиск.

Примеры приемов создания учителем проблемных ситуаций:

1.Учитель сам ставит проблему.

2.Учащимся сообщаются различные, даже противоположные мнения по какому-либо вопросу.

3.Внимание учащихся обращается на, те или иные жизненные явления, которым надо дать объяснение.

4.Учащимся сообщается неизвестный ранее факт, который вызывает их недоумение и желание получить объяснение.

5.Ученикам дается задание, в процессе выполнения которого рождается проблемная ситуация.

6.Учащимся предлагаются предварительные задания на материале учебника, в которых нет готового ответа.

7.Ученикам объясняют практическую значимость подлежащего изучению материала.

8.Житейские знания учащихся намеренно сталкиваются с научными данными.

9.Используя какой-либо необычный случай из жизни, имеющий отношение к подлежащей изложению теме.

(слайд 7)

Сравнительная характеристика

плюсы

  • Способствует формированию определенного мировоззрения учащихся, поскольку высокая самостоятельность усвоения знаний обуславливает возможность трансформации их в убеждения.

  • Формирует личностную мотивацию учащегося, его познавательные интересы.

  • Развивает мыслительные способности учащихся.

  • Помогает формированию и развитию диалектического мышления учащихся, обеспечивает выявление ими новых связей в изучаемых явлениях и закономерностях.

минусы

  • В меньшей мере, чем другие типы обучения, применим при формировании практических умений и навыков.

  • Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объёма знаний, чем другие типы обучения.

(слайд 8)

Практический выход

  • Опираясь на знания о развёрнутом угле, предлагаю ученикам доказать, что сумма углов треугольника равна 180º.

  • Задачи с излишними данными.

Масса 11 ящиков яблок 4 ц 62 кг, а масса 18 ящиков груш 6 ц 12 кг. В магазин привезли 22 ящика яблок и 6 ящиков груш. На сколько килограммов масса одного ящика яблок больше массы одного ящика груш?

  • Привести примеры зависимости между объектами и событиями из жизни, литературы, т.д.

  • Опираясь на знание признаков, попробуем сформулировать свойства параллельных прямых

  • Как вы полагаете, верно ли выполнено сравнение? 24, 325 < 24, 4

  • Сталкивает противоречия практической деятельности. Теорему о неравенстве треугольника вводим при изучении темы «Построение треугольника по трем элементам», решая задачу на построение треугольника по трем его сторонам. Предлагаем ученикам построить с помощью циркуля и линейки треугольник со сторонами: а) 5см; 6см; 7см; б) 9см; 5см; 6см; в) 1см; 2см; 3см;
    г) 3см; 4см; 10см.
    Ребята работают самостоятельно и приходят к тому, что построить треугольник в последних двух примерах не удается. Возникает проблема: «При каких же условиях существует треугольник»? Чертежи, полученные учащимися при решении этой задачи дают возможность легко сделать вывод: «Каждая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон». Доказываем полученную теорему.

  • Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос. 7 класс. Тема: «Формулы сокращенного умножения». При изучении формулы квадрата суммыдвух выражений используем два способа доказательства. 1. Алгебраический. 2. Геометрический.

  • проблемную ситуацию, уделяю больше внимания практическим измерениям. Например, в 6 классе при изучении темы: «Длина окружности» учащимся предлагается следующая работа: измерить длину окружности (с помощью веревки) измерить диаметр окружности, найти отношение длины окружности к диаметру. Путем измерений и вычислений ребята убеждаются, что это число близко к числу 3,14.

  • Учитель задаёт вопрос «Почему треугольник называют «жёстким», а квадрат — нет»?

  • Моделируют и исследуют лист Мёбиуса, получают знания о практическом применении.

(слайд 9)

Практическоезанятие

(слайд 10)

Моделирование

Моделирование

Моделирование

Моделирование

Рефлексия. Не отрываясь от темы, выберите высказывание или высказывания, наиболее полно отражающее впечатление от проведённого мастер класса. Или предложите свой вариант

Последние наблюдения показали, что ко всему сказанному необходимо добавить систему упражнений для развития навыков устного счёта. Ученики не знают таблицу умножения и не стремятся к развитию памяти. Математическое образование не должно сводиться ни к погоне за количеством «поверхностно пройденного» материала в надежде «объять необъятное», ни к непосредственному получению некоего «чистого» математического развития вне связи с конкретным учебным материалом. Только на базе качественного усвоения тщательно отобранного материала можно овладеть основными математическими приемами и методами, приобрести высокую культуру умственного труда и постоянную готовность к самообразованию.

Чем старше и мудрее человек, тем меньше ему хочется выяснять отношения. Хочется просто встать, пожелать всего хорошего и уйти.

Джордж Бернард Шоу

Вдохновение нужно в геометрии не меньше чем в поэзии.

А.С. Пушкин

Даже если вы на правильном пути, вас обязательно переедут, если вы просто на нем сидите.

Уилл Роджерс

Тот, кто хочет постоянно быть счастливым или мудрым, должен часто меняться.

Конфуций

Прогресс в учебе — это когда ты начинаешь замечать ошибки своего учителя.

Из неудачи нередко можно извлечь полезный урок, поэтому промахи — лучшее подспорье делу

Хун Цзычен

Всякая ссадина – это урок, а каждый урок идет на пользу

Джордж Мартин. Игра престолов

Я не умею выражать сильных чувств, хотя могу сильно выражаться

Фаина Георгиевна Раневская

Ни одно доброе дело не остается безнаказанным.

Притча «Скорость жизни»

Существует формула: время, умноженное на скорость, равно расстоянию. Будучи распространена на жизненный путь человека, эта формула означает: с чем большей скоростью «идёт» человек по жизни, тем длиннее его жизненный путь. Можно прожить короткую жизнь, но за отведённое время пройти в своём развитии громадное расстояние. Пушкин прожил всего 37 лет, но сделал за свою жизнь столько, сколько другой человек не сделал бы и за несколько жизней. Так давайте будем двигаться по жизни с оптимальной скоростью.

Если смотреть только вниз, то можно замычать

Олег Янковский

Руки поборют одного, знанье — тысячу.

Случай помогает подготовленному уму

Луи Пастер

Всё сбудется, стоит только расхотеть…

Фаина Георгиевна Раневская

А мы уже помирились. Потому что совместный труд для моей пользы — объединяет

Зима в Простоквашино

Предложи свой вариант.

Приемы и методы проблемного обучения в детском саду

Ольга Козырева
Приемы и методы проблемного обучения в детском саду

Технологии проблемного обучения в детском саду

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи(1859—1952, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.

Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур,включающих: постановку педагогом учебно-проблемной задачи, создание для обучающихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения

1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

2. Быть доступным для обучающихся

3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.

4. Задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Достоинства проблемного обучения:

1. Высокая самостоятельность обучающихся;

2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающихся;

Проблемное обучениевключает несколько этапов:

1) осознание общей проблемной ситуации;

2) анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы;

3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка);

4) проверка правильности решения проблемы.

В целом можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения (то есть общих методах, представляющих собой три вида изложения материала педагогом и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности обучающихся:

1) монологическом;

2) рассуждающем;

3) диалогическом;

4) эвристическом;

5) исследовательском;

6) методе программированных заданий.

Метод монологического изложения.

При монологическом методе педагог сам объясняет сущность новых понятий, фактов, дает обучающимся готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной ситуации форма изложения — рассказ, лекция.

Методы рассуждающего изложения.

Первый вариант — создав проблемную ситуацию, педагог анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.

Второй вариант — излагать тему педагог пытается путем поиска и открытия ученого, то есть он как бы создает искусственную логику научного поиска путем построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса. Форма — беседа лекция.

Метод диалогического изложения.

Представляет диалог педагога с коллективом обучающихся. Педагог в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью обучающихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений, и доказательства гипотез. Деятельности обучающихся присуще сочетание репродуктивного и частично-поискового методов обучения. Форма — поисковая беседа, рассказ.

Метод эвристических заданий.

Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не педагогом, при участии обучающихся, а самими обучающимися под руководством и с помощью педагога. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.

Метод исследовательских заданий.

Организуется педагогом путем постановки перед обучающимися теоретических и практических исследовательских заданий имеющие высокий уровень проблемности. Ребенок совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия.По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и модулирование.

Метод программированных заданий.

Это метод, при котором обучающиеся с помощью, особым образом, подготовленных дидактических средств могут приобретать новые знания и новые действия.

Бинарные методы обучения:

Сообщающий метод преподавания представляет систему приемов обеспечивающих сообщение педагогом фактов или выводов без достаточного их объяснения, обобщения и систематизации.

Исполнительный метод учения представляет собой сочетание приемов, характеризующих учебную деятельность в основном по образцу, используя ранее приобретенные навыки. Этот метод предполагает: слушание рассказа педагога, заучивание изложенных педагогом фактов и выводов без критического анализа и осмысления.

Объяснительный метод состоит из системы приемов, включающих сообщения и обобщения педагогом фактов данной науки, их описание и объяснения.

Репродуктивный метод — система таких приёмов, как слушание и осмысление, восприятие, наблюдение, систематизация фактов, решение типовых задач, анализ и тому подобное. Применяется для осмысления усвоения теоретических знаний, для обработки умений и навыков, для заучивания материала.

Инструктивный метод — педагог инструктирует обучающихся, что надо делать, и показывает, как надо делать. Используется для организации практической деятельности.

Практический метод предполагает практические и физические умения как основной вид деятельности. Такой метод является сочетанием приемов:

а) обработки навыков практических действий по изготовлению предметов или их обработки с целью совершенствования, видоизменения.

б) деятельности, связанной с техническим моделированием и конструированием, рационализацией и изобретением.

Объяснительно-побуждающий метод представляет собой сочетание приемов объяснения и побуждения ребенка к самостоятельным действиям поискового характера. Учебный материал частично объясняется педагогом, а частично дается обучающимся в виде проблемных задач, вопросов, заданий для самостоятельного усвоения путем открытия нового знания.

Частично-поисковый метод является сочетанием восприятия объяснений педагога обучающимся с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса. Преобладающими приемами обучения здесь чаще всего является слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем.

Побуждающим методом называется деятельность педагога, которая побуждает активную умственную деятельность детей.

Поисковый метод представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождения пути ее решения.

Суть проблемного обучения в детском саду

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам.

Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).

В каждом конкретном случае вы сами решаете,в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему.А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослы: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога — простота общения, демократичность отношений.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Основа проблемного обучения — вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия.И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом — сходства.

Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.

Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?

Можно иногда и ошибиться — пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению.И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Технология проблемного обучения дошкольников

  • И. В. Курбатова, воспитатель МБДОУ «ДС №97 г. Челябинска»
  • И. В. Воробьева, воспитатель МБДОУ «ДС №97 г. Челябинска»

В числе современных педагогических технологий рассматривается технология проблемного обучения. Насколько актуальна эта технология сегодня? Попробуем разобраться.

В чем проблема?

Согласно ФГОС у выпускника дошкольного образовательного учреждения должны быть сформированы такие интегративные качества как «способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем)».

С другой стороны. В последнее время мы все чаще сталкиваемся со скованностью детского мышления, стремлением мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. Дети боятся ошибаться при выполнении того или иного задания.

Каков может быть способ решения проблемы?

Мы предположили, что использование проблемного обучения в работе с дошкольниками положительно повлияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей, активизирует мысль детей, придаст ей критичность, приучит к самостоятельности в процессе познания.

Появление такого инновационного веяния в дошкольной педагогике, как проблемное обучение связывают с идеями американского педагога и психолога Джона Дьюи, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу. Автор разработал целую систему образования, которую позже назвали «обучение путем делания». Основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.

В России проблемным обучением занимались отечественные психологи И. Я. Лернер, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, они утверждают, что суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания. Так что же такое проблема? Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности.

Проблемное обучение в детском саду — это организация взаимодействия с воспитанниками, предполагающая создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению (Н. Е. Веракса).

При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Но. С опорой на уже имеющиеся. Например. Гуси и утки улетают на юг последними (готовое знание). Как вы думаете, почему? (проблема, требующая рассуждения, поиска новой истины с опорой на уже имеющиеся знания).

Существует 3 структурные единицы проблемного обучения:

  • проблемные вопросы
  • проблемные задачи
  • проблемные ситуации

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС — ЭТО НЕ ПРОСТО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗНАНИЯ, КОТОРОЕ УЖЕ ЗНАКОМО ДЕТЯМ, А ПОИСК ОТВЕТА НА ОСНОВЕ РАССУЖДЕНИЯ.

«Как вы думаете, почему в природе можно встретить ящериц и зелёного цвета и желтовато-коричневого?».

«Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?»

Т.е., вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос.

В вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т.к. требует от детей при ответе на него рассуждений.

Проблемные вопросы содержат в тесте вопросы «почему?», «зачем»?

Почему утка плавает, а курица нет?

Почему обувь не делают из железа?

В ПРОБЛЕМНОЙ ЗАДАЧЕ ДЕТИ ДОЛЖНЫ НАЙТИ РЕШЕНИЕ НА ПОСТАВЛЕННЫЙ ВОПРОС (КАК В ЛЮБОЙ ЗАДАЧЕ, ЕСТЬ УСЛОВИЕ И ВОПРОС) Проблемная задача №1. Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Проблемная задача №2 Иван-Царевич потерялся в лесу и не может найти дорогу назад. Что он должен сделать

ОСНОВНОЙ СТРУКТУРНОЙ ЕДИНИЦЕЙ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут — не хватает знаний, жизненного опыта.

Например. Металлические предметы в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. Возникает противоречие, неопределённость, почему?

Для того, чтобы решить данную проблемную ситуацию, педагог организует ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Воспитатель обращает внимание, что крышка заполнена воздухом, т.к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно, и груз большего веса может удержаться на ней, не утонув.

Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла, не тонет.

Проблемная ситуация специально создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств.

Приемы, методы и средства:

  1. Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом. (Мы знаем, что температура снега ниже 0. Почему же тогда, сгребая зимой снег к стволу дерева, мы считаем, что спасаем его от мороза?)
  2. Побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки проблемных вопросов. (Почему у птиц клювы разной формы? Можно ли хвоинку назвать листочком?)
  3. Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых. (Что может рассказать о снеге (цветке, туче…) художник, медик, эколог.)
  4. Создание противоречия. (Хочу построить кораблик, но не знаю, какой материал лучше выбрать для него.)
  5. Организация противоречия в практической деятельности детей. (Составим правила поведения в автобусе для нечитающих пассажиров.)

Однако, проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От мастерства воспитателя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет. Цель воспитателя – побудить ребенка к поиску верного решения поставленной проблемы.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

Воспитатель может сам с помощью детей вести поиск. Поставив проблему, воспитатель вскрывает путь её решения, рассуждает вместе с детьми, высказывает предположения, обсуждает их с воспитанниками.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

Роль воспитателя может быть минимальной – он предоставляет детям возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем.

Например. Для приготовления теста детям предлагается алгоритм его изготовления. Вместе с воспитателем дети замесили и раскатали тесто в лепешку. Но возникает вопрос: что использовать вместо формочек. То, что дети предлагают использовать вместо формочек, они используют в работе с тестом и, в итоге, приходят к определенному выводу.

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (Почему утки и гуси улетают на юг последними?).

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод). Например. Буратино должен попасть в школу. На пути река. Что делать?

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Этапы решения проблемной ситуации:

1. Поиск средств с помощью наводящих вопросов: «Что нам надо вспомнить?»

А.М. Матюшкин – этот этап характеризуется растерянностью ребенка, исчерпавшего все известные ему способы решения проблемы и не нашедшего нужного способа. Наступает отказ от известных способов решения.

2. Процесс решения проблемы.

Выдвижение гипотез, поиск «ключа» решения. На втором этапе ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний (включая вопросы к воспитателю).

3. Доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.

Решение проблемной ситуации путем проб и ошибок побуждает детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Как считает А.М. Матюшкин, боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого». Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

Требования к проблемным ситуациям:

  • решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка;
  • проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает

ребенок, а также уже имеющуюся у него информацию;

  • формулировка проблемы должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для детей слов и выражений;
  • проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка. Это будет формировать потребность в ее решении;
  • в процессе решения проблемы должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с ней;
  • в основе проблемной ситуации должно быть противоречие.

В результате работы по внедрению проблемного обучения в ДОУ дети становятся более активными, наблюдательными и общительными. Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.

ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ.

  • В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?
  • Дым в соседней квартире. Твои действия?
  • Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?
  • В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему?
  • Сказка «Репка». У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?
  • Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.
  • Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

< Предыдущая

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *