Методическая разработка, образец

Пример оформления методической разработки

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

12

Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней

Методическая разработка — разновидность учебно-методического издания в помощь педагогу, содержащая логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия. Наряду с описанием последовательности действий включает характеристику поставленных педагогом целей и средств их достижения, ожидаемых результатов, сопровождается соответствующими методическими советами.

Методическая разработка — это издание, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме учебной программы, преподаванию программы в целом.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой.

Методическая разработка может представлять собой:

-разработку конкретного занятия;

-разработку серии занятий;

-разработку темы программы;

-описание новых форм, методов или средств обучения и воспитания (словари, справочники, альбомы, плакаты, учебные карты, таблицы, схемы, видеофильмы, звукозаписи, средства информационно-коммуникационных технологий и др.);

-сборник практических заданий и упражнений, способствующих достижению современных целей образования;

-пакет (комплект) диагностических материалов и инструкцию по их использованию.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо: тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.

Определить цель методической разработки.

Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.

Составить план и определить структуру методической разработки.

Определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель.

Например, цель может быть следующей:

-определение форм и методов изучения содержания темы;

-раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы;

-описание видов деятельности воспитателя и воспитанников;

-описание методики использования современных технических и информационных средств обучения;

-использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

1.Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

2.Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

3.Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

4.Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

5.Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

6.Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

7.Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

8.Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.

9.Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».

10.Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы занятий, тесты, поуровневые задания и т.д.).

Структура методической разработки

Общая структура:

1.Введение.

2.Основная часть.

3.Заключение.

4.Литература.

5.Приложения.

Общие требования к оформлению и содержанию

Методической разработки

Название методической разработки

Максимально информативная часть текста, словесная формулировка, отражающая тематику методической разработки.

По своему характеру название методической разработки должно раскрывать основной результат, полученный педагогом в образовательной деятельности и педагогические средства (методические средства, приемы, формы…), используемые в разработке.

Введение

Во введении целесообразно отразить следующие аспекты:

Актуальность данной работы.

Для обоснования актуальности заявленной темы, во введении необходимо ответить на вопросы: почему Вы выбрали эту тему и каково ее место в содержании образования, что является положительным в Вашем педагогическом опыте, какие возникают трудности (проблемы, противоречия) в Вашей деятельности или в учебной деятельности детей. Ответы на данные вопросы позволят подчеркнуть практическую значимость Вашего педагогического опыта, творческих находок.

Цели и задачи методической разработки.

Цель методической разработки – основной результат, который должен быть достигнут в образовательном процессе: новые состояния, являющиеся результатом преодоления противоречия, т.е. того, что отражено в проблеме.

Задачи описания методической разработки инновационного опыта конкретизируют цель: это те вопросы, которые необходимо решить при ее достижении.

Основная идея педагогической деятельности.

На основе самоанализа своей профессиональной деятельности опишите основную педагогическую идею методической разработки инновационного опыта, ее составные части (это могут быть уже адаптированные или новые идеи и технологии передового педагогического опыта, отвечающие Вашей профессиональной позиции). В краткой форме представьте основные теоретические положения, которые лежат в основе Вашей системы работы.

Новизна методической разработки инновационного опыта педагога.

Под новизной понимается отличие полученных (ожидаемых) результатов, рассматриваемых в методической разработке инновационного опыта, от имеющихся и отраженных в научной литературе.

Различают три степени новизны:

1.Методическая разработка уточняет и конкретизирует какие-либо теоретические положения или практические рекомендации.

2.Методическая разработка дополняет, развивает, вносит новые элементы в какие-либо теоретические положения или практические рекомендации.

3.Методическая разработка отражает принципиально новые идеи, концепции, подходы, рекомендации и отличается наиболее высокой степенью новизны.

Рекомендуемый объем — до 2 страниц машинописного текста.

Основная часть

Основная часть может состоять из двух и более разделов.

В первом разделе более подробно, чем во введении описывается основная идея инновационного педагогического опыта. Дается более глубокое психолого-педагогическое обоснование со ссылкой на ученых-разработчиков концепций, теорий, технологий.

На основании поставленных задач во введении раскрывается содержание своей педагогической деятельности, показываются технологии педагогической деятельности по реализации своей педагогической идеи.

Кроме того, рекомендуется представить описание:

-современных приемов и методов образования;

-организации творческой деятельности воспитанников;

-педагогических идей и инициатив;

-новых методик и технологий обучения;

-результативных современных приемов и методов использования информационных технологий.

В конце каждого раздела основной части необходимо сформулировать выводы и обобщения о том, что при реализации опыта позволило получить более высокие результаты.

Рекомендуемый объем — не менее половины общего объема работы.

Основная часть методической разработки может разделяться на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 14, жирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.

Пример оформления методической разработки

Название методической разработки (на титульном листе).

1. Введение

2. Основная часть. Название основной части

Раздел 1. Название раздела

1.1. Название подраздела

1.2. Название подраздела

1.3. …

1.4. …

Раздел 2. Название раздела

2.1. Название подраздела

2.2. Название подраздела

2.3. …

2.4. …

Раздел 3. Название раздела

Внимание! Количество разделов создается на усмотрение автора и зависит от замысла.

3. Заключение

4. Литература

5. Приложения

Заключение

В заключении формулируются:

Выводы и оценка продуктивности методической разработки, которую можно осуществить на основе самоанализа результатов Вашей педагогической деятельности.

Например:

-изменения в качестве знаний воспитанников, в овладении практическими умениями;

-изменения в уровне воспитанности;

-изменения в развитии интереса к предмету и т.д.

Значение применения использованной формы работы.

Возможность использования методической разработки в практике работы других воспитателей.

Литература

Список литературы строятся по алфавитному ряду в соответствии с ГОСТОМ 7.1.-2003.

Приложения

Приложения структурируются, озаглавливаются и нумеруются в соответствии с последовательностью их упоминания в основном тексте.

Методические разработки уроков (занятий) — разновидность учебно-методического издания в помощь учителю, воспитателю, в систематизированном виде отражающая содержание и ход урока, занятия. Среди методических разработок уроков (занятий) различают планы уроков, занятий и конспекты уроков, занятий.

План занятия — разновидность методической разработки, представляющая собой логически упорядоченный перечень вопросов, подлежащих изучению на занятии, лаконично отражающая последовательность изложения материала и ход занятия. Важнейшим требованием, предъявляемым к плану занятия, является точность, содержательная лаконичность, т.е. возможность в минимальном объеме текста максимально полно и точно отражать содержание и ход занятия.

Структура плана занятия:

• дата проведения занятия с указанием группы, в котором оно проводится; его номер по тематическому плану;

• тема занятия;

• цель занятия;

• задачи занятия;

• тип занятия;

• перечень этапов занятия;

• методы, используемые в ходе занятия;

• перечень используемого оборудования.

План-конспект занятия — разновидность методической разработки, представляющая собой совокупность плана и краткой письменной записи содержания и последовательности этапов занятия, имеющая авторский, индивидуализированный характер. Предназначен для последующего восстановления учебной информации с различной степенью полноты в ходе занятия. Характеризуется многоадресностью: воспитатели, администрация ДОУ и/или представители органов управления образованием. В отличие от плана занятия план-конспект или конспект занятия содержит не только перечень рассматриваемых на занятии вопросов и этапов занятия, но и фрагменты речи воспитателя или полный текст нового материала.

Различают следующие виды планов-конспектов:

-по объему (по степени свертывания информации): краткие, подробные или развернутые, смешанные (допускающие совмещение краткого — в виде пунктов плана, тезисов, схемы — и полного, развернутого изложения информации);

— по форме: текстовый конспект, конспект-таблица, конспект-схема, смешанный конспект занятия, в котором объединяются названные виды.
Структура плана-конспекта урока:

• дата проведения занятия с указанием группы, в которой оно проводится; его номер по тематическому плану

• тема занятия;

• цель занятия;

• задачи занятия;

• тип занятия;

• структура (сценарий) занятия с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;

• методы и приемы работы воспитателя в каждой части занятия;

• учебное оборудование, необходимое для проведения занятия;

• содержание учебного материала (фрагменты речи учителя или полный текст нового материала);

• задания для детей на каждом из этапов;

• алгоритмы выполнения заданий.

Методическая разработка мероприятий — разновидность учебно-методического издания в помощь педагогу, содержащая логично структурированный и подробно описанный ход проведения мероприятия (родительского собрания, тематического вечера, викторины, конкурса, игры, фестиваля и т.п.). Наряду с описанием последовательности действий включает характеристику поставленных педагогом целей, средств их достижения, ожидаемых результатов, сопровождается соответствующими методическими советами.

Структура методической разработки мероприятий:

• дата проведения мероприятия с указанием группы, в которой оно проводится

• тема мероприятия;

• цель мероприятия;

• задачи внеклассного мероприятия;

• тип мероприятия

• структура (сценарий) мероприятия с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;

• методы и приемы работы педагога, использованные в ходе мероприятия;

• оборудование, необходимое для проведения мероприятия;

• содержание использованного материала (фрагменты речи педагога или полный текст материала);

• задания для детей на каждом из этапов мероприятия;

• алгоритмы выполнения заданий.

Оформление методических пособий

Министерство культуры, по делам национальностей и

архивного дела Чувашской Республики

Бюджетное учреждение Чувашской Республики

«Государственный архив современной истории Чувашской Республики»

ОФОРМЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ

(РЕКОМЕНДАЦИЙ, ПОСОБИЙ, РАЗРАБОТОК И ДР.)

Методические рекомендации

Составитель:

– начальник отдела документационного обеспечения управления и методической работы

Чебоксары 2013

Составитель:

Начальник отдела документационного обеспечения управления и методической работы БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии

Оформление методических пособий

(рекомендаций, пособий, разработок и др.)

(Методические рекомендации) /БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии; Сост.: . – Чебоксары, 2013. – 18 с.

Методические рекомендации «Оформление методических пособий (рекомендаций, пособий, разработок и др.)» предназначены для сотрудников и специалистов государственных и муниципальных архивов, занимающихся составлением методических пособий в целях определения единых требований к оформлению методических пособий. В Методических рекомендациях описаны требования к оформлению разных частей методического пособия.

Методические рекомендации состоят из введения, основной части и заключения.

1. Введение

2. Структура методического пособия………………………………

3. Оформление методического пособия …………………………..

4. Требования к оформлению библиографической ссылки……….

5. Внутритекстовая библиографическая ссылка…………………..

6. Подстрочная библиографическая ссылка………………………..

7. Затекстовая библиографическая ссылка…………………………

8. Оформление отдельных элементов библиографической ссылки

9. Заключение………………………………………………………..

10. Приложения………………………………………………………

Приложение …………………………………………………….

Приложение ……………………………………………………..

11. Список использованной литературы и источников……………

ОФОРМЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ

(РЕКОМЕНДАЦИЙ, ПОСОБИЙ, РАЗРАБОТОК И ДР.)

(Методические рекомендации)

ВВЕДЕНИЕ

Методическое пособие (рекомендации, пособие, разработка и др.) – издание, содержащее конкретные материалы и практические рекомендации по какому-либо вопросу или осуществлению какого-либо вида деятельности, сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.

Методические пособия предназначены для всех специалистов, кто пытается осмыслить и описать, представив в тексте, свой или опыт других специалистов в той или иной отрасли деятельности, кто ставит перед собой задачу повышения профессионального мастерства за счет оценки собственной работы и опыта.

Целью данных методических рекомендаций по оформлению методических пособий (рекомендаций, пособий, разработок и др.) является оказание помощи всем специалистам архивных учреждений Чувашской Республики в определении единого подхода к составлению и оформлению методических пособий, формулировки понятия о требованиях к составлению и оформлению методических пособий.

Главными признаками качественного методического пособия являются лаконичность, четкая структура и доступный язык, понятный для всех специалистов, занимающихся составлением методических пособий, оформление методического пособия в соответствии с определенными правилами.

1. СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ.

Методическое пособие состоит из следующих разделов:

титульный лист;

аннотация;

оглавление;

введение;

основная часть;

заключение;

библиографический список (библиография);

приложения.

1.1. Титульный лист является первой страницей методического пособия и оформляется в соответствии с определенными правилами.

Выходные сведения в издательской продукции включают следующие элементы:

В государственных архивах Чувашской Республики в верхней части листа под верхним полем указывается полное наименование министерства, через 2 межстрочных интервала – полное наименование государственного архива; в муниципальных архивах – полное наименование муниципального архива.

В средней части листа указывается название методического пособия, например: Оформление методических пособий (рекомендаций, пособий, памяток и др.). В средней же части титульного листа указываются выходные данные о составителе методического пособия: имя автора (инициалы имени и отчества, фамилия, должность; место работы (название структурного подразделения). Имя автора приводится в именительном падеже. В коллективных работах имена авторов приводят в принятой ими последовательности. Перед именем составителя печатаются слова, определяющие характер проделанной работы, например, «Составитель», «Составил (а)» и т. п. В нижней части титульного листа указывается место и год составления методического пособия, например: Чебоксары 2013.

Заглавие (название) методического пособия печатается прописными буквами, при этом используется полужирное начертание шрифта.

Ниже заглавия (названия) печатается подзаголовок. Подзаголовок – это вид документа или вид издания, например: Методические рекомендации или Памятка. Подзаголовок печатается строчными буквами, кроме первой, заглавной, буквы в первом слове. (Приложение ).

Допускается при оформлении титульного листа сначала указывать вид документа, затем – заглавие (название), например: ПАМЯТКА по работе с держателями документов личного происхождения.

Оборотная сторона титульного листа оформляется в следующем порядке: Вначале под верхним полем в середине листа указывается фамилия и инициалы автора (ов). Если авторов несколько, сначала указываются инициалы имени и фамилия руководителя темы (основного исполнителя), затем в алфавитном порядке инициалы имен и фамилии соисполнителей. Через 2-3 межстрочных интервала оформляется название методического пособия, место издания, год издания, количество страниц, например:

Составитель:

Ведущий специалист отдела документационного обеспечения управления и методической работы

Оформление методических пособий (рекомендаций, пособий, памяток и др. /Методические рекомендации/ БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии; Сост.: . – Чебоксары, 2012. – 57 с.

Через 2-3 межстрочных интервала на оборотной стороне титульного листа печатается аннотация – краткое содержание методического пособия. В аннотации указываются следующие сведения: название методического пособия, цели разработки, структура.

При подготовке методического пособия к изданию на оборотной стороне титульного листа перед сведениями об авторе (ах) помещают индекс УДК (универсальной десятичной классификации). Индекс УДК располагается отдельной строкой слева перед названием методического пособия.

1.2. После титульного листа помещается оглавление.

Оглавление — перечень глав или других отдельных частей книги, печатаемый впереди текста, обычно с указанием страниц, на которых находятся эти части. Оглавление служит для того, чтобы ознакомить читателя с перечнем разделов и помочь ему найти начальную страницу раздела или раздел с соответствующим заголовком.

Оглавление в документе состоит из списка разделов или заголовков, заполнителей табуляции (сплошные, пунктирные и штриховые линии, которые заполняют пространство, занятое знаками табуляции) и номеров страниц. Слово «ОГЛАВЛЕНИЕ» печатается в виде заголовка по центру текстового поля документа прописными буквами. Заголовки в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте методического пособия. Сокращать заголовки, приводить их в другой формулировке и последовательности нельзя. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Все заголовки в оглавлении печатаются с прописной буквы без точки в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Оглавление может быть помещено вначале методического пособия сразу вслед за титульным листом или в конце – после списка использованной литературы (приложение № 2).

1.3. Введение – это вступительная (вводная) или начальная часть методического пособия. Основная задача введения – объяснить и обосновать актуальность и значимость разрабатываемого методического пособия составление методического пособия.

Во введении должно быть отражено:

степень разработанности и место данной проблемы в методической литературе;

практическая ценность методического пособия;

объяснение цели составления данного методического пособия.

В введении в кратком виде могут быть представлены логическая структура методического пособия и общий принцип работы с ним. Слово «ВВЕДЕНИЕ» печатается прописными буквами.

1.4. Основная часть методического пособия.

В основной части методического пособия отражаются содержание, основные понятия, правила и требования к оформлению методических пособий. В содержании основной части необходимо точно отразить основные понятия (понятийный аппарат) и раскрыть тему методического пособия. По содержанию основная часть методического пособия должна быть более детализирована и конкретизирована.

В методическом пособии применяется простые и целостные описания. При простом описании перечисляются используемые методические приемы, подробно излагаются правила и требования к оформлению методического пособия.

Основная часть методического пособия излагается кратко, ясно, логично, точно и аргументированно.

1.5. В заключении методического пособия приводятся итоги и выводы, то есть формулирование того нового, что внесено составителем в решение проблемы, обозначенной в начале методического пособия. Слово «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» печатается прописными буквами.

1.6. Приложение – это необходимая часть основного текста, которое имеет дополнительное (справочное) значение, и используется для более полного освещения материала. Приложения обязательно нумеруются.

1.7. Список использованной литературы и источников является самостоятельной и существенной частью методического пособия. Список использованной литературы располагается в конце методического пособия. Заголовок печатается прописными буквами.

2. ОФОРМЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

2.1. Требования к печатанию текста методического пособия.

При печатании текста методического пособия должны быть соблюдены следующие требования:

2.1.1. Текст печатается на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм) через 1,5 межстрочных интервала. Рекомендуемые шрифты – Times New Roman и размеры кегля 13, 14. Для приложений может быть использован размер кегля 12.

2.2.2. Рекомендуемые размеры полей документа: левое – 30 мм, верхнее — 20 мм, правое – 15 мм, нижнее – 20 мм.

Подчеркивания в тексте не допускаются. Разрешается использовать курсив и полужирное начертание.

2.2.3. Подстрочные библиографические ссылки печатаются через 1 межстрочный интервал и рекомендуемый размер кегля шрифта 11, 12.

2.2.4. Все листы методического пособия, в том числе и титульный лист, нумеруются. Номер ставится посередине верхнего поля листа. На первом листе номер не ставится.

2.2.5. Расстояние между частями текста должно быть не менее 2 межстрочных интервалов.

2.2.6. В конце заголовка, расположенного посередине текста, точка не ставится.

2.2.6. Абзац должен начинаться с красной строки. Отступ для красной строки составляет 1,25 см.

2.2.7. В тексте методического пособия следует применять специальную терминологию, научные термины и определения, установленные действующими стандартами, при их отсутствии – общепринятые в научной и методической литературе.

2.2.8. Римские цифры следует применять только для обозначения квартала, полугодия, части документа, а также при ссылке на века, тысячелетия, съезды, соборы, династии. В остальных случаях применяют арабские цифры.

2.2.9. В тексте методического пособия не допускается:

применение оборотов разговорной речи, профессионализмов (канцеляризмов);

использование для одного и того же понятия различных терминов, близких по смыслу, иностранных слов и терминов при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке.

2.2.10. Текст методического пособия разделяется на разделы, подразделы и пункты.

Разделы, подразделы и пункты следует нумеровать арабскими цифрами. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста методического пособия, за исключением приложений.

Подразделы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.

Пункты нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из номера раздела, подраздела, пункта, разделенных точкой.

Номер подпункта включает номер раздела, подраздела пункта и порядковый номер подпункта, разделенных точкой.

После номера раздела, подраздела, пункта, подпункта в тексте документа точка не ставится.

Если раздел или подраздел состоит из одного пункта, он также нумеруется.

Каждый пункт или подпункт печатается с абзаца.

2.2.11. Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют.

Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов. Заголовки печатаются прописными буквами без точки в конце. Заголовки располагаются по центру текста.

Переносы слов в заголовках не допускаются.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ССЫЛКИ

3.1. Библиографическая ссылка является частью справочного аппарата и служит источником библиографической информации о документах. Она содержит библиографические сведения о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе, необходимые и достаточные для его идентификации, поиска и общей характеристики. Объектами составления библиографической ссылки являются все виды опубликованных и неопубликованных документов на любых носителях, также составные части документов.

3.2. По месту расположения в документе выделяются следующие виды библиографических ссылок:

3.2.1. Внутритекстовые, помещенные в тексте документа.

3.2.2. Подстрочные, вынесенные из текста вниз полосы документа (в сноску).

3.2.3. Затекстовые, вынесенные за текст документа или его части (в выноску).

3.3. При повторе ссылок на один и тот же объект различают следующие виды библиографических ссылок:

3.3.1. Первичные, в которых библиографические сведения приводятся впервые в данном документе.

3.3.2. Повторные, в которых ранее указанные библиографические сведения повторяются в сокращенной форме.

Повторные ссылки могут внутритекстовыми, подстрочными, затекстовыми.

3.4. Внутритекстовая библиографическая ссылка содержит сведения об объекте ссылки, не включенные в текст документа. Внутритекстовую библиогрфическую ссылку заключает в круглые скобки, например,

В подстрочной библиографической ссылке повторяют имеющиеся в тексте документа библиографические сведения об объекте ссылки.

При нумерации подстрочных библиографических ссылок применяют единообразный порядок для всего документа – сквозную нумерацию по всему тексту, в пределах каждой главы, раздела, части и т. п., или для данной страницы документа.

3.6. Затекстовая библиографическая ссылка.

Совокупность затекстовых библиографических ссылок оформляется как перечень библиографических записей, помещенный после текста документа или его составной части. Совокупность затекстовых библиографических ссылок не является библиографическим списком или указателем, как правило, помещаемым после текста документа и имеющими самостоятельное значение в качестве библиографического пособия. При нумерации затекстовых библиографических ссылок используется сплошная нумерация для всего текста документа в целом или для отдельных глав, разделов, частей и т. п..

Для связи с текстом документа порядковый номер библиографической записи в затекстовой ссылке указывают в знаке выноски, который набирают на верхнюю линию шрифта, или в отсылке, которую приводят в квадратных скобках в строку с текстом документа.

3.7. При составлении библиографического описания следует соблюдать нормы современной орфографии. Первое слово каждого элемента описания начинается с прописной буквы. Употребление прописных букв в других случаях осуществляется в соответствии с нормами русского литературного языка. Названия научных произведений, книг, сборников, газет, журналов, издательств в кавычки не заключаются. Сокращения отдельных слов и словосочетаний проводятся в соответствии с действующими правилами.

3.8. Оформление отдельных элементов библиографической ссылки.

Однозначные качественные числительные, если при них нет единиц измерения, пишутся словами, например:

десять единиц хранения и т. п.

Порядковые числительные, входящие в состав слова, пишутся цифрами, например:

30 – летний период и т. п.

Условные графические сокращения пишутся с точками на месте сокращения, например:

т. е., т. п., пр., др.

Текст цитаты заключается в кавычки и начинается с прописной буквы. Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающих кавычек ставится многоточие.

3.9 Все библиографические ссылки оформляются в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методическое пособие раскрывает единые требования к оформлению методических пособий, соблюдение которых позволяет составителям подготовить качественные документы.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ЭМК

(название архивного учреждения)

от __________ 2013 г. № ____

Приложение

к п. 1.1.

Министерство культуры, по делам национальностей и

архивного дела Чувашской Республики

Бюджетное учреждение Чувашской Республики

«Государственный архив современной истории Чувашской Республики»

ОФОРМЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ

(РЕКОМЕНДАЦИЙ, ПОСОБИЙ, РАЗРАБОТОК И ДР.)

Методические рекомендации

Составитель:

–ведущий методист отдела документационного обеспечения управления и методической работы

Чебоксары 2013

Составитель:

Ведущий методист отдела документационного обеспечения управления и методической работы БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии

Оформление методических пособий

(рекомендаций, пособий, разработок и др.)

(Методические рекомендации) /БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии; Сост.: . – Чебоксары, 2013. – 18 с.

Методические рекомендации «Оформление методических пособий (рекомендаций, пособий, разработок и др.)» предназначены для сотрудников и специалистов государственных и муниципальных архивов, занимающихся составлением методических пособий в целях определения единых требований к оформлению методических пособий. В Методических рекомендациях описаны требования к оформлению разных частей методического пособия.

Методические рекомендации состоят из введения, основной части и заключения.

Приложение

к п. 1.2

1. Общие положения…………………………………………………………………

2. Документация организаций……………………………………………………….

3. Правила подготовки и оформления документов……………………………………

4. Документирование управленческой деятельности……………………………..

5. Бланки документов………………………………………………………………

6. Оформление реквизитов документов………………………………………………….

7. Особенности подготовки и оформления отдельных видов служебных

документов. Составление и оформление личных документов…………………………

8. Изготовление документов с помощью компьютерной техники. Тиражирование документов……………………………………………………………………………………

9. Регистрация и учет документов, построение поисковых систем……………………

10 Регистрация документов……………………………………………………………….

11. Построение поисковых систем…………………………………………………………

12. Организация документооборота………………………………………………………..

13. Регистрация и учет поступающих документов……………………………………

14. Порядок прохождения и исполнения документов……………………………………

15. Регистрация и учет отправляемых документов………………………………………

16. Регистрация и организация движения внутренних документов……………………

17. Учет объема документооборота……………………………………………………

18. Работа с обращениями граждан……………………………………………………

19. Контроль исполнения документов…………………………………………………

20. Задачи и организация контроля исполнения…………………………………………

21. Сроки исполнения документов…………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документов. Унифицированная система организационно-распорядительных документов. Требования к оформлению документов» /Росархив; ВНИИДАД – М. 2003.

2. ГОСТ 7.05-2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. /Стандартинформ; ФГУ «Российская книжная палата» — М. 2008.

Электронные ресурсы:

Как написать методическую разработку?

Рекомендации к написанию и оформлению методической разработки

ВВЕДЕНИЕ

Методическая разработка – это письменная работа, представляющая опыт педагогической деятельности аттестуемого педагога или управленческой деятельности руководящего работника, который может быть использован в практической работе участниками образовательного процесса.

Методическая разработка позволяет педагогическим и руководящим работникам осмыслить, обобщить и систематизировать свой опыт, представить свои предложения по совершенствованию образовательного процесса.

В методической разработке могут быть представлены учебная программа, методические рекомендации, дидактические материалы, комплекты наглядных пособий и др.

1. Общие рекомендации

1.1. Создание методической разработки является одной из форм самообразования и обобщения опыта работы педагога дополнительного образования.

1.2. Методическая разработка должна соответствовать должностным обязанностям педагогического работника (в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей работников образования», утвержден приказом Минздравсоцразвития России № 761н от 26.08.2010 г.).

1.3. Методическая разработка, должна быть индивидуальной.

1.4. Общий объем методической разработки зависит от выбранной темы.

2. Классификация методических разработок

Методическая разработка может представлять собой:

— разработку серии учебных занятий;

— разработку конкретного учебного занятия;

— программу воспитания и социализации обучающихся;

— программу объединения (секции) в рамках предпрофильной подготовки;

— программу дополнительного образования детей (молодежи);

— описание новых форм, методов или средств обучения и воспитания (словари, справочники, альбомы, плакаты, учебные карты, таблицы, схемы, видеофильмы, звукозаписи, средства информационно-коммуникационных технологий и др.);

— сборник практических заданий и упражнений, способствующих достижению современных целей образования;

— пакет (комплект) диагностических материалов и инструкцию по их использованию;

— описание информационно-образовательной среды и механизм ее создания и др.

3. Выбор темы

Методическая разработка представляет собой результат педагогического исследования, в основе которого лежит решение проблемы.

Тема исследования должна отражать актуальные аспекты педагогической или управленческой деятельности.

Тему аттестуемый выбирает самостоятельно. При определении темы методической разработки педагог (руководящий работник) может ориентироваться на:

— тему методической работы в образовательном учреждении, методическом объединении;

— противоречие, возникшее в ходе практической деятельности самого педагога (руководящего работника);

— противоречивые результаты и утверждения, обнаруженные в литературных источниках.

Заявленная тема не должна быть слишком широкой. Предпочтительно выбирать узкую тему. При формулировке темы нужно уметь увидеть главное, отделить его от второстепенного.

Автор методической разработки должен в первую очередь ознакомиться с основными исследованиями по интересующей проблеме и составить представление об изученности вопроса на современном этапе, выявить актуальные моменты, сделать самостоятельные выводы о степени разработанности данной проблемы.

Выбранная проблема должна быть значимой, ее ценность определяется в том числе и тем, насколько она требует исследовательского поиска решения.

Выявляя проблему, не следует слишком углубляться в историю вопроса. Достаточно изложить суть проблемной ситуации, из которой будет просматриваться ее актуальность.

Структура и содержание методической разработки должны соответствовать заявленной теме.

3. Структура методической разработки

Методическая разработка обязательно должна иметь титульный лист, аннотацию, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы, при необходимости — приложения.

Титульный лист

На титульном листе методической разработки приводится наименование учреждения (в соответствии с лицензией) (вверху страницы); название работы (в центре листа); cведения об авторе (должность, место работы, ФИО) (справа внизу); место и год написания разработки (по центру внизу).

Аннотация

Указываются:

— проблема, которой посвящена методическая разработка;

— вопросы, которые она раскрывает;

— потенциальные пользователи (кому может быть полезна разработка).

Рекомендуемый объем — до 10 предложений.

Введение

Раскрываются:

— актуальность данной работы (автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования);

— новизна методической разработки;

— цель методической разработки;

— условия применения (что нужно для того, чтобы методическая разработка была бы реализована в практике образования);

— трудоемкость, ограничения, риски.

Рекомендуемый объем — до 2 страниц машинописного текста.

Основная часть

Учитываются:

— специфика методической разработки (в соответствии с приведенной в п.3 классификацией);

— существующие требования (рекомендации) к методической разработке с учетом ее специфики (например, требования к разработке учебного занятия; требования к программе дополнительного образования и пр.);

— замысел автора и логика разработки (на усмотрение автора основная часть может быть структурирована и разделена на составляющие части).

Рекомендуемый объем — не менее половины общего объема работы.

Заключение

Приводятся:

— основные выводы по теме разработки;

— информация о том, где, когда и в какой форме разработка была представлена профессиональному сообществу;

— информация о рассмотрении методической разработки профессиональным сообществом с указанием номера протокола заседания, данных о рецензентах и пр. Выписка из протокола заседания, копии отзывов, рецензий, отзывов и пр. обязательно помещаются в приложении.

Рекомендуемый объем – до 1 страницы машинописного текста.

Список литературы

Оформляется в стандартной форме в соответствии с библиографическими требованиями.

Список использованных источников должен содержать 10-15 наименований (включая Интернет-ресурсы). Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.

Оформляется в стандартной форме с обязательным указанием страниц.

Приложения

Формируются на усмотрение автора методической разработки. В случае принятия автором решения об иллюстрации методической разработки приложениями рекомендуется:

— приложения пронумеровать;

— указать название каждого приложения;

— каждое приложение начинать с новой страницы. Справа страницы пишется слово «Приложение», которое обозначается соответствующей арабской цифрой, например «Приложение 1».

Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

4. Требования к оформлению текста методической разработки

4.1. При оформлении методической разработки необходимо соблюдать следующие требования к оформлению текста:

— формат А 4;

— поля: верхнее, нижнее, правое, левое — 2 см.;

— номера страниц — арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию, но на нем не указывается номер;

— шрифт — Times New Roman;

— высота шрифта — 14 пунктов (в таблице допустима высота 12);

— красная строка — 5 знаков;

— междустрочный интервал — одинарный;

— выравнивание текста — по ширине страницы.

4.2. Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и нумеруется в пределах раздела. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.

4.3. Основная часть методической разработки может разделяться на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 12, выделяется полужирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *