Методики на агрессивность

Диагностика агрессивности младших школьников

Особенности проявления агрессивности у младших школьников

Особенности проявления агрессивности у младших школьников, в первую очередь связаны с их возрастными особенностями. У младших школьников еще не достаточно развита воля, они не имеют опыта длительного достижения поставленной цели, преодоления трудностей и препятствий. Кроме того, они отличаются повышенной эмоциональностью, не умеют сдерживать свои чувства, непосредственны и откровенны в выражении чувств и эмоций, склоны к частой смене настроений и аффектам.

Инициаторами агрессивности в младшем школьном возрасте выступают не отдельные личности, а группы детей, агрессивное поведение которых становится с каждым разом все более организованным.

Со временем младшие школьники приобретают навыки конструктивного общения, в связи с чем, изменяется и вид агрессивности с инструментальной на враждебную.

В настоящее время принято выделять следующие виды агрессивности детей младшего школьного возраста:

  • По проявлению агрессивности
  • По механизму агрессивного поведения

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Опираясь на тип проявления агрессивности выделяют четыре категории детей:

  1. Дети, имеющие склонность к физической агрессивности – физически развитые и активные дети, обладающие определенными лидерскими качествами, любят демонстрировать свою силу и превосходство. Отличаются слабой сдержанностью и самоконтролем.
  2. Дети, имеющие склонность к проявлению вербальной агрессивности – отличаются психической неуравновешенностью, неуверенностью в себе, у них отмечается тревожность. Внешне они угрюмы и высокомерны. Обладают низкой фрустрационной толерантностью. В действиях спонтанны, непредсказуемы, очень обидчивы.
  3. Дети, имеющие склонность к проявлению косвенной агрессивности – импульсивны, имеют недостаточный уровень самоконтроля и осознанности собственных действий, редко задумываются об их последствиях. Отличительная особенность таких детей то, что они стремятся к немедленному выполнению своих желаний и потребностей, не считаясь с обстоятельствами, этическими и моральными нормами.
  4. Дети, имеющие склонность к негативизму – отличаются повышенной ранимостью и впечатлительностью, любую критику воспринимают как обиду и оскорбление. Не могут в полной мере сдерживать свои эмоции и негатив.

Методы диагностики агрессивности младших школьников

В настоящее время наиболее распространенными эмпирическими методами диагностики агрессивности детей младшего школьного возраста являются:

  • Проективные методики (чаще всего рисование)
  • Наблюдение
  • Опросники
  • Беседа

Еще одним методом, признанным весьма эффективным, является разработанный и апробированный за рубежом метод оценивания другими. Оценить агрессивность ребенка просят сверстников (одноклассников), педагогов, родителей. Основным достоинством данного метода является его объективность, обусловленная отсутствием заинтересованности со стороны опрашиваемых. Кроме того, методика проводится анонимно, то есть не может быть оказано давление на высказываемое мнение.

Использование опросников, как метода диагностики агрессивности имеет ряд ограничений, которые сужают круг их применения:

  1. Предоставляют отвечающему возможность выбора желаемого ответа, что снижает объективность полученного результата
  2. Возрастное ограничение (неприемлемо для детей младшего школьного возраста)
  3. Субъективность, выраженная в том, что все опросники, несмотря на их многообразие, предполагают наличие исследователя.

Таким образом, опросники не могут быть использованы в качестве метода диагностики агрессивности у детей младшего школьного возраста.

Замечание 1

Наиболее эффективными методами диагностики признаны проективные методики. Они позволяют исследовать особенности личности ребенка, которые недоступны при наблюдении и которые невозможно выявить в процессе общения (опроса или беседы).

Проективные методики предусматривают осуществление работы испытуемого со стимульным материалом. Чаще всего суть методики сводится к рисованию или придумыванию истории.

В отличие от иных методов диагностики, проективные методики свободны от ограничений. К тому же цель диагностики, в них чаще всего замаскирована, что гарантирует достоверность полученных данных.

Непосредственно в работе с младшими школьниками предпочтение отдается методу наблюдения. Это объясняется тем, что зачастую использование иных методов попросту затруднено, в первую очередь в силу психического развития детей данного возраста.

Наблюдение позволяет получить достаточно полную картину. Однако она может быть искажена тем, что наблюдатель при фиксировании фактов может вложить в них собственные симпатии и антипатии по отношению к конкретному ребенку.

Замечание 2

Таким образом, каждая из методик не застрахована от того, что на полученный результат не будет оказано влияние со стороны объекта или субъекта исследования. Поэтому для получения максимально точного результата необходимо использовать комплекс различных методик.

Обзор психодиагностических методик, используемых в работе с младшими школьниками

Остановимся кратко на описании методик, используемых в настоящее время для диагностики агрессивности младших школьников.

Проективная графическая методика «Кактус»

Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

Детям предлагают нарисовать кактус и наделить его характером, то есть таким, каким они его себе представляют. Для проведения методики используются цветные карандаши, к которым каждый ребенок имеет свободный доступ.

Методика «Крокодилы».

Цель: выявление агрессивных тенденций.

Предлагается нарисовать крокодила, с определенными характеристиками его личности, либо дают готовое изображение крокодила, которое необходимо раскрасить. Так же используются цветные карандаши, к которым каждый имеет свободный выбор.

Методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ)

Цель: выяснение склонности к агрессивным формам поведения.

Одна из наиболее популярных методик, детям предлагается придумать и нарисовать вымышленное животное. Свободный доступ к карандашам, самостоятельный выбор не только цвета, но и размера животного и его расположения на листе бумаги.

Тест Розенцвейга (детский вариант).

Цель: выявление проявления открытого агрессивного поведения.

Стимульный материал – 15 картинок, с изображением затруднительных ситуаций, которые ребенок должен разрешить так, как он бы поступил в жизни.

Тест руки Вагнера.

Ребенку предлагается «стоп-кадр», на котором изображены кисти рук. Задача состоит в том, чтобы он интерпретировал изображенное рукой действие.

Методы диагностики агрессивности младших школьников

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 10

В настоящее время наиболее распространенными эмпирическими методами диагностики агрессивности младших школьников являются проективные (в основном рисуночные) методики и наблюдение. По мнению многих исследователей, в диагностике агрессии наиболее эффективны именно проективные методы. Именно их принято рассматривать в качестве специального инструмента клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые в меньшей степени доступны непосредственному наблюдению, и не выявляются с помощью опроса.

В западной психологии для диагностики детской агрессивности достаточно широко используется метод оценивания другими. Оценить агрессивность ребенка просят учителей, одноклассников, родителей. В качестве основного достоинства подобного метода западные психологи рассматривают его объективность, которая обусловлена отсутствием заинтересованности у «незаинтересованных» поддаваться давлению социальной желательности, поскольку в их ответах не содержится нежелательной информации о них самих.

Что касается опросников, то их использованиекак метода диагностики агрессивных проявлений имеет существенные ограничения:

— во-первых, опросники обладают слабой устойчивостью к тенденции испытуемого давать социально-желательные ответы, в связи с чем объективность полученных результатов во многом определяется мерой доверительности испытуемого исследователю;

— во – вторых, использование опросника возможно лишь для детей, достигших определенного уровня рефлексивных способностей и неприемлемо для детей младшего школьного возраста, особенно 6-7 лет;

— в-третьих, несмотря на многообразие и вариативность опросников, все они предполагают наличие исследователя, функция которого сводится к опросу того или иного источника об агрессивности или враждебности, свойственной либо самому респонденту, либо какому-то другому человеку, что также привносит элемент субъективности.

Предпочтение применения проективных методик, наблюдения и метода оценивания другими обусловлено, с одной стороны, спецификой младшего школьного возраста, особенно когда речь идет о детях 6-7 лет в условиях массовой диагностики, с другой стороны, — спецификой агрессивности, как свойства личности.

Прежде чем перейти к описанию программы диагностики агрессивности детей младшего школьного возраста, хотелось бы отметить ряд трудностей и недостатков, связанных с использованием обозначенного набора методов.

Использование проективных методик предполагает работу испытуемого с неопределенным стимульным материалом, что, как правило, сводится к рисованию или «сочинению истории». Степень насыщенности рисунка или рассказа агрессивно окрашенными образами отражает уровень агрессивности испытуемого.

Проективные методики психодиагностики свободны от ограничений, накладываемых на опросники; цель диагностики в них, как правило, замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление. Несмотря на это, одной из главных проблем в использовании проективных методик являются трудности, связанные с обработкой и интерпретацией полученных результатов. В связи с этим западные исследователи ставят под вопрос надежность этого метода изучения агрессии.

В работе с младшими школьниками многими исследователями предпочтение отдается наблюдению. Связано это, прежде всего с тем, что при работе с детьми начальной школы использование других методов затруднено по целому ряду причин, обусловленных, прежде всего, уровнем психического развития детей этого возраста. Несмотря на то, что наблюдение позволяет получить богатую информацию для предварительного психологического анализа особенностей поведения ребенка и составления программы исследования, оно не позволяет охватить все поведение ребенка. Кроме того, даже профессиональный наблюдатель не застрахован от влияния личных симпатий и антипатий по отношению к ребенку.

Оценивание другими как метод диагностики агрессивного поведения ребенка также, на наш взгляд, далек от объективности, поскольку зависит от восприятия испытуемого окружающими, которое может быть искаженным. Взаимоотношения оценивающего с испытуемым также могут повлиять на оценки.

Получение объективной и достоверной информации возможно лишь при условии применения нескольких различных методов.

3. Обзор психодиагностических методик, используемых в работе с младшими школьниками.

Остановимся кратко на описании методик, используемых в настоящее время для диагностики агрессивности младших школьников.

Проективная графическая методика «Кактус»предназначена для работы с детьми старше 3 лет. Тест используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка, достаточно прост в использовании, особенно в условиях массовой диагностики. Школьникам предлагается на листе бумаги нарисовать кактустаким, каким они его себе представляют. Дополнительные объяснения и вопросы при этом не допускаются. Одним из показателей при интерпретации рисунка является показатель агрессивности, о наличии которой свидетельствуют иголки, особенно их большое количество; сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Адаптированная для экспресс — диагностики агрессивности — методика «Крокодилы».Согласно мнению специалистов по проективному рисунку, это животное является символом агрессивного поведения. Изображение крокодила способствует выявлению у человека агрессивных тенденций. На рисунке проецируются такие черты характера, как злопамятность, подозрительность, враждебность. Методика проста в исполнении, доступна, интересна для детей, не вызывает у них сопротивления. Поскольку младшие школьники обладают высокой степенью конформности, при обследовании целесообразно разместить их таким образом, чтобы предотвратить срисовывание. При интерпретации результатов методика «Крокодилы» приемлемы параметры, характеризующие стандартизированные проективные рисуночные тесты (ДДЧ, тест Маховера, «Несуществующее животное» и др.). Кроме прямых агрессивных символов (когти, зубы, шипы), о враждебности свидетельствует количество изображенных животных. Процесс пострисуночного опроса, если таковой имеет место быть, как правило, позволяет выяснить причины агрессии.

Методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ)– одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. В основном проводится в режиме взаимодействия «психолог–ребенок» с целью выяснения склонности к агрессивным формам поведения. Поскольку методика РНЖ является проективной, то главную роль играет умение ребенка фантазировать и отразить созданный образ в виде графического изображения или рисунка. Вторая особенность РНЖ состоит в том, что изображенный ребенком графический материал имеет не только тесную связь с эмоциями, играющими определенную роль в формировании образов фантазии, но и с реальными личностными и социальными проблемами ребенка. И, наконец, третье – это метафоричность изображения, которая в процессе интерпретации рисунка, переносится на личность ребенка и описывается уже в психологических категориях, исходя из того, что хотя процесс проекции и протекает без достаточного контроля сознания, он все же отражает сознательные установки ребенка.

Тест Розенцвейга (детский вариант) – модификация В.В. Доброва. Ребенку предлагается 15 картинок, на каждой из которых изображена затруднительная ситуация. По мнению С. Розенцвейга, критическая, или фрустрирующая, ситуация является прекрасным индикатором, позволяющим диагностировать нарушение поведения человека. Невозможность удовлетворения уже активированной потребности из-за какого-либо препятствия расценивается как негативная, неприятная, трудная ситуация, в результате чего ребенок начинает проявлять активность, направленную на изменение сложившейся ситуации. Выраженность экстрапунитивных реакций, особенно по самозащитному типу свидетельствует о тенденции испытуемого к проявлению открытого агрессивного поведения.

Тест руки Вагнерапредназначен для диагностики агрессивности.

Тест опубликован Б. Брайклином, З.Пиотровским и Э.Вагнером в 1962 году. Идея теста принадлежит Э.Вагнеру. В теоретическом обосновании авторы исходят из положения о том, что развитие функции руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых. Методический прием, положенный в основу теста руки, заключается в том, что испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия, представленного в виде «стоп-кадра»» изображения кисти руки, социально нейтрального и не несущего какой-либо смысловой нагрузки. Предполагается, что включение элемента в контекст более широкого вида активности и в сам выбор этого вида активности происходит по механизму проекции и в значительной степени определяется наличным состоянием испытуемого и, в частности, его активными мотивами.

Опросник для родителей (М. Алворд, П. Бейкер)

На этой странице:

Цель: диагностика агрессивности ребенка по поведенческим проявлениям.

Регистрация данных: на каждого ребенка заводится индивидуальный бланк, и либо психолог в беседе с родителем записывает.

Психологическая диагностика

Данные относительно ребенка в соответствующую графу, либо опросный лист раздается родителям для самостоятельного заполнения.

Необходимее материалы: опросник, ручка.

Критерии оценивания: оценивается наличие или отсутствие признака в поведении ребенка.

Обработка: каждый присутствующий признак в поведении ребенка оценивается в 1 балл, и подсчитывается общая сумма баллов.

Вывод: 4-8 баллов свидетельствуют о наличии агрессивности у ребенка.

Инструкция. Обведите, пожалуйста, те пункты и признаки, которые наблюдаются в поведении ребенка в течение не менее 6 месяцев.

Дата

Класс

Ф.И.О. родителя

Ф.И. ребенка

Ребенок:

) часто теряет контроль над собой;

) часто спорит, ругается со взрослыми;

) часто отказывается выполнять правила;

) часто специально раздражает людей;

) часто винит других в своих ошибках;

) часто сердится и отказывается сделать что-либо;

) часто завистлив, мстителен;

) чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Опросник для педагогов

Цель: диагностика агрессивности ребенка по поведенческим проявлениям.

Регистрация данных: педагог заполняет опросник индивидуально на каждого учащегося.

Необходимые материалы: опросник, ручка.

Критерии оценивания: оценивается наличие или отсутствие признака в поведении ребенка.

Обработка: каждый присутствующий признак в поведении ребенка оценивается в 1 балл, и подсчитывается общая сумма баллов.

Вывод: 15-20 баллов свидетельствуют о высокой агрессивности ребенка, 7-14 баллов — о средней агрессивности, 1-6 баллов — о низкой.

Инструкция. Обведите, пожалуйста, те пункты и признаки, которые наблюдаются в поведении ребенка.

Дата

Класс

Ф.И.О. учителя

Ф.И. ребенка

. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

. Он не прочь подразнить животных.

. Переспорить его трудно.

. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

. Часто не по возрасту ворчлив.

. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых?

. Легко ссорится, вступает в драку.

. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Описание методик (тестов) выявления детской агрессивности

Описание методик (тестов) выявления детской агрессивности

Для выявления изменений в эмоционально-аффективной сфере можно использовать различные рисуночные методики, например, методику “Рисунок семьи”, “Дом, дерево, человек”, “Рисунок несуществующего животного”, а также тест руки и опросник Дасса-Барки, с помощью которых хорошо диагностируется наличие агрессивных тенденций.

Рассмотрим вышеописанное поподробнее.

Тест “Несуществующее животное”

Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояний психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки — зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: “Всякая мысль заканчивается движением”).

Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление — мысль). Так, например, образы и мысли — представления, вызывающие страх, стимулирую напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т. е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) — положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

По своему характеру тест “Несуществующее животное” относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест — ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.

Инструкция: “Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием”.

Методика “Дом-дерево-человек”

Для выполнения теста “Дом-дерево-человек” (ДДЧ) исследуемому ребенку предлагается бумага, простой карандаш, листок. Стандартный лист для рисования складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами написано “Дом”, на второй “Дерево”, на третьей — “Человек”, на четвертой — имя и фамилия ребенка, дата проведения исследования. Для рисования обычно используется простой карандаш 2М, так как при употреблении этого карандаша наиболее ярко видны изменения в силе нажима.

Инструкция для ребенка: “Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека”. На все уточняющие вопросы ребенка следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется. Само выполнение теста состоит из двух частей: процесса рисования и беседы после него. Богатую информацию дает наблюдение за тем, как ребенок рисует. Обычно записываются все спонтанные высказывания, отмечаются какие-либо непривычные движения. Когда ребенок заканчивает рисовать, ему задается ряд вопросов о его рисунке. Опрос обычно начинается с рисунка человека. Например, спрашивается, кого он рисовал, возраст нарисованного человека, что он делает, какое у него настроение, напоминает ли он кого-нибудь из его знакомых. Обычно вопрос о рисунках перерастает в беседу о жизненных представлениях ребенка.

Для анализа рисунков используются три аспекта оценки — детали рисунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждодневной жизненной ситуации. Интерпретировать значение деталей следует с учетом целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, т. к. символическое значение деталей часто бывает индивидуальным.

Пропорции рисунка отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуаций или отношений, которые непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева и человека. Пропорции могут рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка к другой.

Перспектива показывает более сложное отношение человека к его психологическому окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта.

Методика “Кинетический рисунок семьи”

Тест “Кинетический рисунок семьи” (КРС) представляет богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка. Он помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи: семейные отношения, которые вызывают тревогу или конфликты для рисующего, показывают, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.

Тест на КРС состоит из двух частей: рисование семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик. Инструкция ребенку: “Пожалуйста, нарисуй свою семью, чтобы ее члены были чем-либо заняты”. На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний (“Можешь рисовать, как хочешь”).

Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. После того как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:

— кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи;

— где работают или учатся члены семьи;

— как в семье распределяются домашние обязанности;

— каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи.

При интерпретации КРС основное внимание обращалось на следующие аспекты:

— анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке);

— анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество детей, схема тел отдельных членов семьи);

анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарии, паузы, эмоциональные реакции во время рисунка).

Методика “Тест руки”

Тест руки создан американским психологом Э. Вагнером в 1971 г. Стимульный материал представляет собой 9 карточек с изображениями кисти человеческой руки в различных положениях, десятая карточка пустая. Ребенок должен сказать, что делает рука, изображенная на каждой карточке.

Методологическим обоснованием теста руки является предположение автора о том, что поскольку человеческая рука применяется в различных видах деятельности, то по восприятию изображения руки можно определить имеющиеся у человека тенденции к действию. А, следовательно, можно с высокой степенью вероятности прогнозировать и реальное поведение.

Ответы ребенка классифицируются по 11 категориям, одна из которых агрессивность.

Порядок работы с методикой: ребенку в стандартной последовательности предъявляют все 10 карточек и просят ответить на вопрос: “Что, по вашему мнению, делает эта рука?”. Если он затрудняется с ответом: “Как вы думаете, что делает человек, которому принадлежит эта рука? Назовите все варианты, которые можете себе представить”. Все ответы испытуемого фиксируются в протоколе. Положение, в котором ребенок держит карточку, произвольно, но оно также фиксируется в протоколе. В ходе тестирования желательно получить по несколько ответов (в среднем 2-3) на каждую предъявленную карточку. Для этого после первого высказывания ребенка следует спросить: “Хорошо, а еще что?”. После следующего ответа повторить вопрос. Если экспериментатор почувствует, что его действия встречают сопротивление, рекомендуется перейти к другой карточке. В случае, если по первым 2-3 карточкам ребенок отказывается давать более одного ответа, придется в дальнейшем этим ограничиться.

Тест руки может применяться во всех тех случаях, когда психолога интересует такая черта личности как агрессивность. Необходимо обратить внимание, что методика создавалась с определенной целью и направлена на выявление агрессивности в первую очередь, а затем уже на другой класс установок. Получаемая информация требует дальнейшей проверки и нуждается в более полном и глубоком обосновании.

Опросник. Методика Басса-Дарки

Опросник Басса-Дарки — одна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии. Согласно известным представлениям, агрессия является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность.

А. Бассоль и А. Дарки в 1957 г. был предложен опросник, состоящий из 8 субшкал, которые они считают важными показателями агрессии.

Опросник Басса-Дарки выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

1) Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица.

2) Косвенная агрессия — под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо — злобные сплетни, шутки, так и агрессию, которая ни на кого не направлена — взрыв ярости, проявляющихся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п. Эти взрывы характеризуются не направленностью и неупорядоченностью.

3) Склонность к раздражению — готовность при малейшем возбуждении к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости.

4) Негативизм — оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5) Обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

6) Подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

7) Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).

Кроме того, выделяется восьмой индекс — чувство вины. Этот индекс выражает возможное убеждение обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает злобно, имеется наличие у него угрызений совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые ребенок дает ответ “да” или “нет”. По числу совпадений ответов респондентов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций.

Суммирование индексов 1, 2, 7 дает общий индекс агрессивности (ИА), 1, 3, 7 — показывает уровень агрессивной мотивации, а суммирование индексов 6 и 5 — индекс враждебности (ИВ). Можно также получить представление о конструктивной или деструктивной направленности агрессивности, сложив “ИА” и “ИВ”.

Методики для исследования агрессивности младших школьников, рекомендации по их применению

Приложение 3.

Методики для исследования агрессивности младших школьников,

рекомендации по их применению

Условия проведения структурированного наблюдения

(Источник: , Семаго -консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие. М., Айрис-пресс, 2004.)

1. Обязательная договоренность с педагогом или воспитателем о времени и целях посещения психологом класса или группы детей.

Педагог (воспитатель) должен хорошо себе представлять, что другой специалист придет в класс не с целью проверки знаний детей или (что еще более серьезно) проверки его готовности, а совершенно по другому поводу. Это требует от психолога предварительной работы (по крайней мере, беседы) с педагогом, в процессе которой объясняются задачи — просто понаблюдать за тем, как ведут себя дети, а не за тем, как педагог научил их вести себя, посмотреть за их реакциями, за скоростью их утомления и т. п. Удобнее всего это сделать на консилиуме или в неформальной обстановке, однако имеет смысл рассказать о целях своего посещения уроков и на педсовете, чтобы и администрация школы была в курсе.

При этом не нужно, чтобы педагог предупреждал детей о целях визита психолога. Для детей он как бы просто приходит в гости на урок (занятие).

2. «Незаметность» специалиста.

Для достижения этой цели лучше всего сесть на одной из задних парт и не проявлять живого и эмоционального интереса к тому, что происходит в классе, то есть не «включаться» в ход занятия. Максимум, что можно себе позволить — это доброжелательно улыбаться детям.

В случае, если психолог не знаком с детьми, лучше всего заранее, скажем, накануне, прийти в класс (в группу) на перемене и немного пообщаться. Таким образом, снимается эффект «чужого человека». Это достаточно важно, так как в противном случае поведение детей может быть неестественным, они могут принять психолога за проверяющего, что, безусловно, скажется на их поведении и реакциях, по крайней мере, во время первого посещения. Опыт показывает, что дети достаточно быстро привыкают к тому, что рядом с ними иногда сидит психолог, и просто перестают замечать его присутствие.

3. «Неодноразовость» наблюдения.

Хотя, конечно, и однократное наблюдение за небольшим количеством детей может быть вполне информативным, но для задач выделения тех или иных особенностей детей, приводящих к проблемам обучения и/или поведения, однократного наблюдения будет явно недостаточно. В группу риска в таком случае могут не попасть дети, которых просто физически нет на занятии или уроке, а с другой стороны, вполне нормативный, но заболевающий ребенок легко, по косвенным признакам — быстрая утомляемость, раздражительность, низкий уровень психической активности — может попасть под прицел психолога.

Следует заметить, что дело даже не в количестве посещений детей одного и того же класса или группы. Наиболее важно то, что наблюдение должно происходить в различных учебных (жизненных) ситуациях.

Необходимые для наблюдения ситуации:

• Начало учебного дня: 1-2-й уроки.

• Конец учебного дня, 4-5-й уроки.

• Начало недели (четверти).

• Конец недели (четверти).

• Урок физкультуры, урок труда (в обоих случаях информация, получаемая в ходе наблюдения за детьми на этих уроках, крайне важна).

• Начало учебного дня, 1-2-й уроки — контрольная или самостоятельная работа.

• Конец учебного дня, 4-5-й уроки — контрольная или самостоятельная работа.

• Репетиция какого-либо действия.

• Сам праздник или какое-либо выступление.

• Свободное поведение детей на перемене.

• Дети в столовой.

• Дети во время прогулки.

4. Первичные результаты наблюдения удобно регистрировать в заранее приготовленные карты – схемы.

Карта наблюдения за проявлением агрессии в поведении детей в школе

(составлена на основе материалов, представленных в источнике: Долгова у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. М., Генезис, 2009)

Дата проведения наблюдения ________________ Класс ________________

Условия проведения наблюдения (на уроке, на перемене, на прогулке и т. п.)_________________________________________________________

Характер

нарушения поведения

В чем именно проявляется

Ф. И. учащихся, возраст

Агрессия

Физическая

Ломает предметы

Рвет книги, тетради

Толкает сверстников

Бьет руками/ногами сверстников

Кусается, щипается

Другое (отметить)

Вербальная

Произносит нецензурные слова

Называет обидным словом (кличкой, прозвищем и т. п.)

Кричит

Другое (отметить)

Аутоагрессия

Кусает, щипает себя

Выдергивает волосы

Другое (отметить)

Вспыльчивость

В физических действиях

Неожиданно для всех бросает предметы

Неожиданно для всех может разорвать книгу, тетрадь

Неожиданно для всех может выбежать из класса

Другое (отметить)

В речи

Неожиданно для всех может нагрубить

Неожиданно для всех может накричать

Другое (отметить)

Негативизм

В физических действиях

Все делает наоборот

С трудом включается в коллективную работу

В речи

Говорит «Не хочу», «Не буду», «Нет»

Отказы

Отказывается от интересной для всех деятельности

Конфликтность

Сам провоцирует конфликт

Отвечает конфликтно на конфликтные действия других

Не учитывает желаний и интересов других сверстников

Критерии оценки: 0 – проявления отсутствуют; 1 – проявления слабо выражены; 2 – проявления умеренно выражены, наблюдаются периодически; 3 – проявления сильно выражены, наблюдаются постоянно

Карта динамического наблюдения за детьми на коррекционно-развивающих занятиях

(Источник: Долгова у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. М., Генезис, 2009)

Дата проведения наблюдения ________________ Класс/группа ________________

Оцениваемый

показатель

Варианты проявления

Ф. И. учащихся, возраст

Степень участия ребенка в заданиях

Не принимает участия

Принимает участие больше в роли наблюдателя

Принимает активное участие

Эмоциональный фон

Пониженный

Повышенный

Норма

Взаимодействие с другими детьми

Избегает взаимодействия

Стремится к взаимодействию, но взаимодействие не получается

Взаимодействует с другими ребятами без трудностей

Восприятие ребенка группой

Изгой

Частично отвергаемый

Принимаемый

Лидер

Наличие агрессивных проявлений

Часто

Иногда

Отсутствуют

Виды агрессивных проявлений

Вербальная агрессия

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Негативизм

Наличие изменений

Негативные

Отсутствуют

Положительные

незначительные

значительные

Анкета для учителя «Признаки агрессивности»

(, )

(Источник: , Монина эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2005.)

Утверждение о ребенке

Да

Нет

Временами в него вселяется «злой дух»

Он не может промолчать, когда чем-то недоволен

Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же

Иногда ему без всякой причины хочется выругаться

Бывает, что он с удовольствием ломает вещи и рвет книги

Иногда он так настаивает на своем, что окружающие теряют терпение

Он не прочь подразнить животных

Очень сердится, когда кто-то подшучивает над ним

Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать что-нибудь плохое, шокировать окружающих

В ответ на обычные просьбы стремится все сделать наоборот

Часто бывает ворчлив

Всегда воспринимает себя как самостоятельного и решительного человека

Любит быть первым, командовать, подчинять себе волю других

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, он начинает искать виноватых

Легко ссорится, часто вступает в драки

Старается общаться с младшими и физически более слабыми детьми

У него нередко бывают периоды мрачной раздражительности

Он часто не считается со сверстниками, не уступает, не делится

Он всегда уверен, что любое задание выполнит лучше других

Оценка результатов:

Положительный ответ по каждому утверждению оценивается в 1 балл. Подсчитайте, сколько утверждений, по вашему мнению, может быть отнесено к вашему ребенку.

15 – 19 баллов – высокий уровень агрессивности.

7 – 14 баллов – средний уровень агрессивности.

1 – 6 баллов – низкий уровень агрессивности.

Шкала прямой и косвенной агрессии

(Источник: Фурманов и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб., Речь, 2007)

Данная шкала была разработана К. Бьерквистом и его коллегами для измерения у младших школьников трех типов агрессии: физической, вербальной и косвенной.

Ребят просят указать, как ведет себя каждый из одноклассников, если он поссорился со школьным товарищем или просто сердится на него.

Методика используется для определения уровня того или иного типа агрессии у каждого ученика в классе. Оэтому в ней указываются имя и фамилия одноклассника, поведение которого оценивается.

Имя, фамилия одноклассника ____________________________________________________

Обведи кружком цифру, которая соответствует твоему мнению.

0 – никогда

1 – редко

2 – иногда

3 – довольно часто

4 – очень редко

Бьет одноклассников

Не принимает в свою компанию

Кричит на товарища или спорит с ним

Из мести заводит дружбу с другими детьми

Пинает (бьет ногой) другого человека

Не обращает на товарища внимание

Оскорбляет других

Сплетничает о том, на кого сердится

Ставит подножки

Наговаривает на других, рассказывает о них гадости

Говорит, что собирается кого-то обидеть

Замышляет потихоньку кому-то навредить

Пихается

Говорит плохо о товарище за его спиной

Обзывается

Предлагает другим: «Давайте не будем с ним дружить»

Отбирает что-нибудь у одноклассников

Выдает чужие секреты

Дразнится

Пишет оскорбительные записки

Валит других на пол

Ругает прическу или одежду товарищей

Дергает за волосы или одежду

Подговаривает одноклассников против того, на кого сердится

Ключ:

Физическая агрессия – пункты 1, 5, 9, 13. 17, 21, 23

Вербальная агрессия – пункты 3. 7, 11, 15, 19

Косвенная агрессия – пункты 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14. 16, 18, 20, 22, 24

Графическая методика «Кактус»

(М. Памфилова)

(Источник: Памфилова М. Графическая методика «Кактус» // Обруч.

2000. №5. С.

ЦЕЛЬ: изучение состояния эмоциональной сферы ребенка (старше 3-х лет),
выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

При проведении диагностики испытуемому выдают лист белой бумаги стандартного

размера А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей

восьми «люшеровских» цветов (фиолетовый, красный, серый, черный, коричневый, желтый, синий, зеленый), в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

ИНСТРУКЦИЯ: «На листе белой бумаги нарисуй кактус – такой, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. После завершения работы ребенку можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию рисунков:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется?

3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Какое это растение?

5. Когда кактус подрастет, то как он измениться (что станет с иголками, размером, отростками)?

При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, сила нажима карандаша. Кроме того¸ учитываются показатели, специфические именно для этой методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и т. д.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:

В рисунке могут проявляться следующие качества учащихся:

Ø Агрессивность – наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки отражают высокую степень агрессивности.

Ø Импульсивность – отрывистость линий, сильный нажим.

Ø Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Ø Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный в низу листа.

Ø Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Ø Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Ø Оптимизм – использование ярких цветов (вариант с цветными карандашами), изображение «радостных» кактусов.

Ø Тревожность – использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.

Ø Женственность – наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.

Ø Экстравертность – наличие на рисунке других кактусов и цветов.

Ø Интровертность – на рисунке изображен один кактус.

Ø Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.

Ø Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – дикорастущие, пустынные кактусы.

Ниже приводятся примеры того, какие образы кактусов существуют:

Мальчик 7 лет. Агрессивно-тревожный кактус. Наличие агрессии, импульсивности, тревоги, интроверсии, стремления к лидерству и домашней защите.

Мальчик 8 лет. Агрессивно-одинокий кактус. Наличие агрессивности, демонстративности, интроверсии, чувства одиночества; Отсутствие стремления к домашней защите.

Мальчик 7 лет. Агрессивно – испуганный кактус. Наличие агрессивности, импульсивности, неуверенности в себе, зависимости, скрытности, осторожности, тревожности, интроверсии, стремления к домашней защите.

Девочка 8 лет. Добрый экстравертированный кактус. Наличие женственности, экстраверсии, стремления к домашней защите, чувства семейной общности; отсутствие агрессивности.

Мальчик 7 лет. Агрессивно-экстравертированный кактус. Наличие агрессивности, демонстративности, открытости, оптимизма, экстраверсии, стремления к лидерству и к домашней защите.

Девочка 9 лет. Добрый интровертированный кактус. Наличие чувства семейной общности, стремления к домашней защите, женственности, интроверсии; отсутствие агрессии.

Проективная методика «Несуществующее животное»

(Источник: Венгер рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М., ВЛАДОС – ПРЕСС, 2005.)

Это одна из наиболее информативных рисуночных методик. Ее рекомендуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста (с пяти – шести лет).

Проведение тестирования.

Лист бумаги кладется перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал – ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».

Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т. п., то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует посоветовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования.

Когда обследуемый кончает рисовать, его просят придумать животному название. Его записывают в протоколе. Если придумывание названия вызывает очень большие затруднения, то эту часть задания опускают. При необходимости выясняют, какой части тела (или какому органу) соответствуют те или иные детали изображения.

Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается в его названии (заяц, осёл и т. п.). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок, нарисовав на этот раз животное, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если и повторный рисунок представляет собой изображение реального животного, то эту работу прекращают. Если вид нарисованного животного вполне обычен (например, явно изображен заяц), но названо оно необычно (например, сказано, что это «волшебный заяц»), то задание считается успешно выполненным и повторять его не нужно.

Выяснив название животного, проверяющий говорит: «Теперь расскажите про него, про его образ жизни. Как оно живет?». Рассказ записывают, по возможности, дословно. При обследовании подростка или взрослого человека можно предложить ему написать рассказ об образе жизни придуманного животного самостоятельно.

Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы:

• Чем оно питается?

• Где живет?

• Чем обычно занимается?

• Что любит делать больше всего?

• А чего больше всего не любит?

• Оно живет одно или с кем-нибудь?

• Есть у него друзья? Кто они?

• А враги у него есть? Кто? Почему они его враги?

• Чего оно боится, или оно ничего не боится?

• Какого оно размера?

Затем обследуемому предлагают представить, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые три его желания, и спрашивают, какими могли бы быть эти желания. Все ответы записывают в протоколе.

Беседа о придуманном животном может варьироваться проверяющим в зависимости от особенностей обследуемого и от целей обследования. Приведенный список вопросов – не обязательный, а ориентировочный.

Дополнительные задания к тесту «Несуществующее животное»

Задание «Злое животное» позволяет выявить: скрытые агрессивные, реакцию на угрозу.

Проведение тестирования.

Для дополнительного задания дают отдельный чистый лист бумаги, который кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция к заданию «Злое животное»: «Теперь придумайте и нарисуйте еще одно несуществующее животное. На этот раз не любое, а самое злое и страшное, которое вам удастся придумать». По окончании рисования задают вопрос: «В чем проявляется то, что это животное – самое злое и страшное?». Могут быть заданы и еще какие-либо вопросы о его образе жизни.

Интерпретация рисунка.

ПОКАЗАТЕЛИ, указывающие на повышенную агрессию,

Сильный нажим, карандаш глубоко продавливает бумагу – эмоциональная напряженность; ригидность; импульсивность (с четырехлетнего возраст).

Сверхсильный нажим, карандаш рвет бумагу – конфликтность; гиперактивность; иногда агрессивность; острое возбуждение, пограничное или психотическое состояние.

Колебания нажима особо сильны – эмоциональная неустойчивость; иногда острое состояние.

Тип животного

Человекообразное – высокая неудовлетворенная потребность в общении; типично для подросткового возраста.

С конечностями, направленными вовне – экстравертность.

Замкнутое, без конечностей или с конечностями, направленными к телу – интровертность.

Детали

Избыток органов чувств – тревожность.

Уши, подчеркнутые нажимом или особо большие — тревожность; иногда подозрительность, настороженность.

Зубы — вербальная агрессия.

Голова

• отсутствует – импульсивность; иногда психическое заболевание;

Чешуя, панцирь – потребность в защите, боязнь агрессии.

Иглы, шипы и т. п. – защитная агрессия.

Острые рога, когти, клыки (вылезающие изо рта), острые наросты – агрессивность.

Оружие, режущее, колющее или рубящее орудие – агрессивность.

Описание образа жизни

Место жизни

• изолированное (пещера, скалы, другая планета, космос) – недостаток общения, чувство одиночества;

• упоминание о трудной достижимости (непроходимая чаща, горы, в которых нет дороги) – боязнь агрессии, потребность в защите;

· эмоционально неприятное (болото, грязь) – невротическое состояние; низкая социализированность; иногда психическое заболевание.

Питание

· явно несъедобные вещи (камни, стекло, металл) – низкая социализированность, нарушения общения;

· особо крупные объекты (горы, деревья, дома) или утверждение о том, что животное ест все, – импульсивность; низкая социализированность;

· люди – негативизм; асоциальность или антисоциальность; агрессивность;

· подробное описание поедания жертв – агрессивность;

· кровь, отдельные части и органы живых существ (сердце, мозг) – невротическая агрессия.

Любимое или наиболее обычное занятие

· ломает деревья, топчет дома – негативизм; асоциальность или антисоциальность; агрессивность; иногда психическое заболевание.

Друзья

· отсутствуют – чувство одиночества;

· все окружающие, без конкретизации – высокая неудовлетворенная потребность в общении;

· злые, агрессивные персонажи (акулы, крокодилы, драконы) – негативизм; асоциальность или антисоциальность; агрессивность.

Враги

· большое число или полное отсутствие – боязнь агрессии;

· все окружающие – негативизм; асоциальность или антисоциальность.

Описание способов защиты от опасности; указание на гигантский ее размер – тревожность, боязнь агрессии.

Желания

• иметь друзей – недостаток общения;

• не иметь врагов – боязнь агрессии; иногда настороженность подозрительность;

• чтобы его не боялись – боязнь агрессии;

• стать обычным животным, стать человеком – эмоциональный дискомфорт, связанный с ощущением своего отличия от окружающих;

• стать больше по размеру – ощущение своей малой значимости; боязнь агрессии, потребность в защите.

ЗЛОЕ ЖИВОТНОЕ в сравнении с обычным

Лишено признаков агрессивности – стремление скрыть свои агрессивные тенденции, иногда полное отсутствие агрессивности.

Из признаков агрессивности присутствуют только зубы – склонность к вербальной агрессии: грубости, крику, угрозам.

Особо выраженная агрессивная символика: острые рога, оружие – высокая агрессивность;

• то же, в сочетании с признаками высокой тревожности: штриховкой рисунка, многочисленными исправлениями, штриховой линией – невротическая агрессия как реакция на ощущение эмоционального дискомфорта.

Иглы, шипы и другие оборонительные средства – боязнь нападения и склонность к защитной агрессии.

Большие глаза с зачерненной радужкой – боязнь агрессии.

Распад формы, появление невротических признаков: изображение внутренних органов, кровеносных сосудов – низкая устойчивость к стрессу, невротическая реакция на стресс; иногда психическое заболевание.

Асоциальная символика: сигарета, рюмка, животное в виде черта или бабы — яги – негативистические, иногда психопатические или психопатоподобные реакции на конфликтную ситуацию, угрозу агрессии, стрессовую ситуацию.

Четкая уверенная линия – высокая сопротивляемость стрессу, способность эффективно действовать в стрессовых ситуациях.

Шкала агрессивности

(Источник: Фурманов и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб., Речь, 2007)

Данная шкала измеряет степень агрессивности и предполагает получение информации о частоте прямых форм физической (толчки, пинки, удары) и вербальной (подтрунивание, оскорбление, угрозы, подстрекательство) агрессии, а также гнева (легкость возникновения и продолжительность вспышек гнева в течение дня).

Чтобы избежать временных искажений, респондентов просят давать ответы, рассматривая свое поведение в течение последних 7 дней. Ребята ранжируют свои ответы по шкале от «0 раз» до «6 и более раз». Полученные результаты суммируются, общий индекс агрессивности располагается в пределах от 0 до 66.

Инструкция школьникам: «Ответьте, пожалуйста, как часто вы совершали перечисленные ниже действия в отношении одноклассников или других учащихся вашей школы. Свои ответы обведите кружочком».

В течение последних 7 дней

0 раз

1 раз

2 раза

3 раза

4 раза

5 раз

6 и > раз

Я дразнил других учеников, чтобы рассердить их

Я бывал сердитым большую часть дня

Я давал сдачи ученикам, которые пытались ударить меня первыми

Я говорил о других учениках такое. Что мои слова вызывали смех у окружающих

Я подбивал других учеников к драке

Я сильно толкал других учеников

Я легко сердился на кого-то из одноклассников

Я затевал драку, потому что был сердит

Я бил кулаком или пинал ногой кого-то

Я обзывал других учеников

Я угрожал кому-то

Критерии выявления агрессивного поведения

(оценка производится родителями)

(Источник: , Монина эффективного взаимодействия с детьми.

СПб., Речь, 2005.)

Пронаблюдайте за ребенком. Если 4 из 8 предложенных критериев проявляются у ребенка в течение не менее 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным.

Ребенок

Часто

Редко

1. Спорит, ругается со взрослыми

2. Теряет контроль над собой

3. Винит других в своих ошибках

4. Завистлив, мстителен

5. Сердится и отказывается что-либо сделать

6. Специально раздражает людей

7. Отказывается подчиняться

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают их

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *