Методы формирования личности

Методы формирования сознания личности. — Ответы к экзамену Педагогика современной школы

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, средств и организационных форм.

Методы воспитания – это способы целенаправленного воздействия педагогов и детского коллектива на воспитанников и организации их деятельности, способствующие достижению воспитательных задач.

Наиболее распространена классификация методов воспитания в зависимости от того, формирование каких структурно-психологических компонентов личностного качества они обеспечивают (автор классификации Г.И. Щукина). На этом основании выделяют три группы методов:

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

  • Аудирование
  • Грамматика
  • Речь
  • Письмо

Проверить

1) методы формирования сознания личности;

2) методы стимулирования и коррекции поведения учащихся;

3) методы организации деятельности и формирования опыта социального поведения учащихся.

Методы формирования сознания личности

К ним относятся:

1. Метод убеждения.

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут. Скидка на первый заказ 100 рублей!

2. Метод внушения.

3. Метод положительного примера.

1. Метод убеждения. Это такой метод воспитания, который выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств воспитуемой личности. Психологической основой этого метода является принцип опережающего отражения в сознании ученика тех действий и поступков, которые он собирается совершить.

Цель метода убеждения – психологически подготовить учащихся к осуществлению нравственных поступков.

Метод убеждения реализуется посредством следующих приемов:

а) суждение педагога (это может быть сообщение об общепринятом в культуре, а может быть мнение, высказанное педагогом, сообщение о личном

отношении и самочувствии);

б) аргументация педагога, раскрытие им внутреннего скрытого смысла происшедшего (увиденного, деланного, прочтенного учащимся);

в) совет, рекомендация педагога по поводу жизненной коллизии;

г) диалог педагога с учащимися (например, обмен впечатлениями по восприятию художественного образа);

д) дискуссия (спонтанная или специально организуемая педагогом).

Внутренней психологической основой убеждения является формирующаяся и возрастающая разумность ребенка.

Убеждение в правде, истинности усвоенного, стремление действовать в соответствии с принятым убеждением.

Эффект Блатта. Психолог М. Блатт (США) экспериментально доказал, что вербальное обсуждение моральных дилемм может привести к реальному изменению морального развития личности ученика. Дилеммно-дискуссионный метод с успехом применял Л. Кольберг.

2. Метод внушения. Внушение (суггестия) включает в себя различные способы вербального и невербального эмоционально окрашенного воздействия на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Путем внушения могут быть вызваны ощущения, представления, эмоциональные состояния, волевые побуждения, путем внушения можно оказать воздействие на соматовегетативные функции. Механизмы внушения изучены недостаточно. Предполагается, что в основе процесса внушения лежит ослабление действия сознательного контроля, осуществляемого в отношении воспринимаемой информации.

Внушение – один из методов педагогического воздействия, которое может быть благотворным (если оно направлено на возбуждение фантазии, силы, уверенности в себе, в возможность преодоления возникших препятствий, самоутверждение через труд и преодоление) и разрушительным (если направлено на унижение, расслабление, неверие в свои силы и способности или необоснованное самолюбование).

3. Метод положительного примера. Один мудрец сказал, что для духовного развития личности нужны три условия: большие цели, большие препятствия и большие примеры.

Сущность метода состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у учащихся стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных качеств и преодолению имеющихся недостатков. Психологической основой влияния положительного примера на воспитание детей является их подражательность.

В учителе ребенок должен находить идеал человечности.

Пример становится средством воспитания только в том случае, если у обучаемого есть мотив, обращенный на деятельность, которая предусмотрена этим примером, на следование за данным авторитетом. Изначально пример служит самым сильным средством воспитания, поскольку у ребенка есть непреодолимая потребность в деятельности, а она первоначально возможна только в форме подражания образцу, показываемому взрослым. По мере роста возможностей выбора пример постепенно теряет свое абсолютное значение.

3. Методы формирования сознания личности.

Книга: Конспект лекций Педагогика

Первоочередным в формировании личности является влияние на ее сознание. Результатом этого воздействия должны быть знания, взгляды, убеждения, которые стимулируют поступки питомца, нравственная уверенность в общественной необходимости и особистіс-ней полезности определенного типа поведения; формируют готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.

К важнейшим методам формирования сознания личности относятся рассказы на этические темы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, увещевания, внушения, инструктажи, диспуты, доклады. Эффективным методом убеждения есть пример. Применяются методы формирования сознания в комплексе с другими методами.

Рассмотрим наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическую беседу, диспут и метод положительного примера.

Метод рассказа используется прежде всего в воспитательной работе с детьми младшего и среднего школьного возраста.

Основной функцией этого метода является то, что он служит средством пополнения знаний морали, выработки у учащихся правильных нравственных понятий. Яркая эмоциональная рассказ способна не только раскрыть содержание нравственного понятия, но и вызвать у питомца положительное отношение к поступкам, которые соответствуют этой моральной норме, повлиять на поведение. Вторая функция метода — обогащение нравственного опыта школьников опытом нравственного поведения других людей. Третья — использования положительного примера в воспитании.

Формы использования этого метода разнообразны: рассказ библейской притчи, сообщение волнующей истории, комментарий к прочитанному произведению и т.д.

Успех применения рассказы связан с соблюдением определенных требований к содержанию рассказа и характера ее проведения:

1. Рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, с небольшим количеством действующих лиц; она включает сопоставление фактов и некоторые обобщения. Рассказ для подростков — более сложная, она ставит перед ними задачу сопоставления поступков и их причин, побуждает задуматься над мотивами поведения героев, проявить самостоятельность в выводах и обобщениях.

2. Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут быть произведения живописи, художественные фотографии, кинофильмы, музыкальные записи и т.д.

3. Для успеха восприятия рассказа следует использовать от

видную обстановку: костер, цветущий сад, неубранный поле, уютную комнату и под. с тем, чтобы эмоциональное воздействие содержания рассказа усиливался эмоциональным воздействием окружающей среды.

4. Важно позаботиться о том, чтобы впечатление от рассказа, чувства, которые она у детей вызвала, сохранялись как можно дольше. Часто воспитательное воздействие этического рассказа уменьшается только за то, что сразу после него дети переходят к делу, совершенно отличной по содержанию и настроению, например к спортивному соревнованию. Продуманная смена эмоциональной ситуации детской деятельности может значительно поддержать воспитательное воздействие рассказа.

Разъяснение — метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Применение метода базируется на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Все делают так», «У нас так не поступают» и т.п. В работе с подростками нужна глубокая мотивация, разъяснение общественного значения моральных понятий.

Разъяснения применяют только тогда, когда воспитаннику действительно нужно объяснить новую моральную норму, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Однако, разъяснения не нужны там, где речь идет о простые и привычные нормы поведения в школе и обществе: нельзя резать парту, разрисовывать стены, кричать, плевать и т. д. Здесь необходимы категорические требования. Разъяснения же используется в двух случаях: 1) для того, чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения, 2) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен (например, весь класс не пришел на урок).

Разъяснение норм и правил поведения базируется в практике школьного воспитания на внушении. Для последнего характерно некритическое восприятие педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения. Дети и подростки особенно подлежат внушению. Эта специфика психики используется в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Внушение сочетается с другими методами воспитания для усиления воспитательного воздействия.

В практике воспитания используется уговоры, что объединяет просьбу с разъяснением и внушением. Влияние уговоры почти целиком зависит от принятия воспитателем формы обращения. Он также зависит от авторитета педагога, его личных нравственных качеств, убежденности в правоте собственных слов и действий. Педагогическая эффективность уговоры высокая, если воспитатель опирается на положительное, обращается к чувству собственного достоинства, чести, совести, заставляет ученика пережить чувство стыда, неудовлетворенности собой и указывает пути исправления. Иногда негативная поведение бывает следствием неосведомленности, незнания. Уговоры в таком случае сочетается с разъяснением и внушением и осуществляется так, чтобы питомец понял суть негативного поступка, исправил поведение.

Подытоживая, обратим внимание еще на одно предостережение. При неквалифицированном применении методы рассказа, разъяснения, уговоры, внушения могут приобрести форму нотации. Излишнее морализаторство вызывает недоброжелательное отношение к педагогу, порождает желание поступить наоборот. Нотация не является формой убеждения.

Беседа — метод обсуждения конкретных знаний, фактов, событий, поступков, который предусматривает участие двух сторон — воспитателя и воспитанников. Беседа отличается от рассказа тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения воспитанников, строит свои взаимоотношения с ними на принципах сотрудничества, партнерства.

Беседы могут быть разного плана: познавательные, этические, эстетические, экологические, политические и др.

Положительными сторонами этого метода является активный отклик на любое содержание жизни и деятельности, запросы учащихся, их активная позиция, живое участие в обсуждении поставленных вопросов, осмыслении конкретных ситуаций. Целью беседы-углубление, упрочение нравственных, эстетических, социальных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование у школьников соответствующих отношений к окружающей действительности, к себе.

В практике школьного воспитания используются плановые и внеплановые беседы. Первые планируются классным руководителем заранее, к ним готовятся, вторые — возникают стихийно, непредсказуемо, рождаются течению школьной и общественной жизни. Темы плановых бесед определяются, исходя из содержания воспитательного процесса, направлений воспитания, возраста и уровня воспитанности учеников. их планы заблаговременно сообщаются участникам беседы. Допускается предварительная подготовка выступающих по отдельным вопросам. До беседы рекомендуется литература, подбираются факты, примеры из жизни, литературные иллюстрации тошр. Ведущий делает вступление, затем задает вопросы участникам беседы, стимулирует их активность, выражает разные точки зрения, дает оценку выступлениям, дополняет, исправляет и обобщает высказанные мнения, подводит итоги. Хорошо, когда беседа завершается реальным полезным делом, в которой ее участники могут практически закрепить рассмотрены во время беседы положения, нормы и правила поведения.

Основными условиями эффективности использования этого метода являются:

— актуальность избранной темы, которая должна соответствовать запросам учащихся и воспитательным задачам;

— интересная постановка вопросов, преимущественно проблемного характера, что вызывает размышления, активный обмен мнениями;

— положительный эмоциональный фон беседы (доверие, открытость, непринужденность, раскованность, внимание к ответам учащихся, поощрение нестандартных вопросов, деликатная коррекция неудачных, уместный юмор, шутка и др.);

— внимание к каждой точке зрения, ни одна мысль не должна игнорироваться; это способствует объективности, справедливости, культуре общения;

— подведение учащихся к самостоятельному выводу.

Особую трудность у молодого учителя вызывают индивидуальные беседы. Часто они проводятся в связи с экстремальными ситуациями (возникновения конфликтов, нарушения

дисциплины). Важно, чтобы во время такой беседы не возник психологический барьер. Поэтому беседа должна быть короткой, спокойной, деловой, без иронии, высокомерия. Воспитанник лишь тогда откликнется на обращение воспитателя, когда почувствует, что поставленный вопрос действительно беспокоит наставника, что педагог уважает его достоинство и хочет ему помочь.

Диспут — метод воспитания, который предполагает столкновение различных, иногда прямо противоположных точек зрения. Диспуты проводят в средних и старших классах на политические, экономические, нравственные, правовые, экологические, эстетические темы, волнующие молодежь: «Уметь жить. — Что это значит?», «Есть ли счастливым человек бессовестный?», «О вкусах не спорят» и др.

Характерной особенностью диспута есть полемика, борьба мнений. Диспут не требует определенных решений, однако нельзя допускать, чтобы диспут превращался в спор ради спора. Он призван научить школьника дисциплинировать свое мнение, придерживаться логики доказательства, аргументировать свою позицию, быть толерантным к другой позиции.

Диспут является сложным методом и требует высокого уровня профессиональной подготовки педагога. Он должен уметь деликатно и с уважением относиться к высказываниям учеников, аргументировать их, никого не оскорблять и не унижать, свободно владеть материалом темы, оперативно направлять ход диспута, стимулировать активность участников.

Диспут требует тщательной, глубоко продуманной подготовки как самого воспитателя, так и учеников. Важно ознакомить их с характером вопросов, которые следует поставить проблемно, создать условия для свободного общения, специально учить правилам доказательного и яркого выступления.

Пример — воспитательный метод большой силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда отражаются в сознании, поэтому, в противовес словесным воздействиям, не требуют ни раскодирования, ни перекодирования. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, слово — второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность.

Трудно привести к добру поучая, легче-примером.

Сенека

В процессе воспитания используются различные примеры: родителей, воспитателей, друзей, выдающихся людей (ученых, писателей, общественных деятелей и др.), героев книг, фильмов.

Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ему люди овладевают социальным моральным опытом. Характер подражательной деятельности, как показывают исследования, меняется с возрастом по мере накопления социального опыта. Младшие школьники, наследуя взрослых, приобретают многих качеств поведения. Они подражают тем, кто на них сильнее влияет. Поэтому, заботясь о развитии нравственности ребенка, важно окружить его положительными примерами для подражания. В среднем и старшем школьном возрасте подражание приобретает выборочного, сознательного характера. Подросток все больше опирается на собственный опыт, собственные взгляды и суждения. В процессе подражания психологи выделяют три этапа: 1) непосредственное восприятие конкретного образа другого человека, 2) формирование желания действовать по образцу, 3) синтез самостоятельных и подражательных действий, что проявляется в приспособлении к поведению кумира. Процесс подражания является сложным и неоднозначным, ведущую роль в нем играют опыт, интеллект, свойства личности, жизненные ситуации. Важным условием является организация среды, в которой ребенок живет и развивается.

Естественно, что воспитание зависит от личного примера воспитателя, его поведения, мировоззрения, деловых качеств, авторитета, единства слова и дела, справедливого и доброжелательного отношения к воспитанникам.

Книга: Конспект лекций Педагогика

Конспект лекций Педагогика
2. Объект, предмет и функции педагогики.
3. Связь педагогики с другими науками и ее структура
4. Философские основы педагогики.
5. Суть новой методологии педагогики.
6. Аксиологический подход к изучению педагогических явлений.
7. Педагогические ценности.
8. Обще — и конкретно-научная методология педагогики.
9. Методы педагогических исследований.
Тема 2. Развитие, социализация и воспитание личности. Тема 2. Развитие, социализация и воспитание личности. 1. Личность и условия ее развития
2. Наследственность в человеческом развитии.
3. Социализация и становление личности.
4. Роль воспитания в развитии человека и формировании его личности.
Тема 3. Цель воспитания. Тема 3. Цель воспитания. 1. Понятие о цели воспитания.
2. Условия и факторы определения целей воспитания.
3. Зарождение и развитие идеи о всестороннем развитии личности.
4. Цель воспитания в современной педагогике.
5. Образование как важнейшее звено реализации цели воспитания.
6. Основные тенденции развития образования.
Тема 4. Педагогический процесс. Тема 4. Педагогический процесс. 1. Суть педагогического процесса.
2. Движущие силы педагогического процесса.
3. Педагогический процесс как система.
4. Целостность педагогического процесса.
5. Закономерности педагогического процесса.
6. Организация педагогического процесса.
Тема 5. Педагог: профессиональная деятельность и личность. Тема 5. Педагог: профессиональная деятельность и личность. 1. Суть педагогической деятельности, основные виды, специфика.
2. Структура педагогической деятельности учителя.
3. Педагог демократической школы.
3.1. Гуманистическая направленность личности учителя.
3.2. Педагогическая и гуманитарная культура.
3.3. Профессионально значимые качества.
3.4. Профессиональная компетентность.
ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. Тема 6. Дидактика: сущность, дидактические концепции, современные подходы.
1. Понятие о дидактику.
2. Основные дидактические концепции.
3. Обучение и развитие в гуманистической дидактике.
Тема 7. Процесс обучения. Тема 7. Процесс обучения. 1. Суть процесса обучения.
2. Процесс обучения как система.
3. Цели процесса обучения (целевой компонент).
4. Стимулирование процесса обучения (стимуляційно-мотивационный компонент).
5. Содержание учебного процесса (содержательный компонент).
6. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся (операционно-деятельностный компонент).
7. Контроль и регулирование учебно-познавательной деятельности (контрольно-регулировочный компонент).
8. Оценка и самооценка результатов учебного процесса (оценочно-результативный компонент).
9. Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения.
Тема 8. Закономерности и принципы обучения. Тема 8. Закономерности и принципы обучения. 1. История проблемы.
2. Классификация закономерностей обучения.
3. Понятие о принцип, правило.
4. Система дидактических принципов.
Тема 9. Содержание образования в общеобразовательной школе. Тема 9. Содержание образования в общеобразовательной школе. 1. Понятие о содержании общего среднего образования.
2. Факторы, обусловливающие формирование содержания образования.
3. Теории организации содержания образования.
4. Научные требования к формированию содержания образования.
5. Реализация содержания образования в современной школе.
Тема 10. Формы обучения. Тема 10. Формы обучения. 1. Понятие о формах обучения
2. Из истории форм организации обучения.
3. Индивидуализация и дифференциация обучения.
4. Урок — основная форма организации обучения.
5. Типы и структура уроков.
6. Организация учебной деятельности учащихся на уроке.
7. Нестандартные уроки.
8. Вспомогательные формы обучения.
10. Самоанализ урока.
Тема 11. Методы обучения. Тема 11. Методы обучения. 1. Понятие о методах обучения.
2. Классификация методов обучения.
3. Методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности.
4. Методы стимулирования и мотивации умения.
5. Методы контроля и самоконтроля в обучении.
6. Бинарные методы обучения.
7. Ситуационный метод.
8. Выбор методов обучения.
Тема 12. Средства обучения. Тема 12. Средства обучения. 1. Понятие о средствах обучения.
2. Простые средства.
3. Сложные средства.
Тема 13. Диагностика обучения. Тема 13. Диагностика обучения. 1. Диагностика результатов обучения
2. Контроль результатов учебно-познавательной деятельности учащихся.
3. Тестирование уровня усвоения содержания образования.
4. Оценивания результатов обучения.
Тема 14. Процесс воспитания. Тема 14. Процесс воспитания. 1. Суть процесса воспитания
2. Процесс воспитания как система.
3. Особенности воспитательного процесса.
4. Цель и задачи гуманистического воспитания.
5. Механизмы становления личности.
6. Школы гуманистического воспитания.
7. Закономерности и принципы гуманистического воспитания.
8. Самовоспитания учащихся.
Тема 15. Содержание процесса воспитания. Тема 15. Содержание процесса воспитания. 1. Понятие о содержании воспитания.
2. Особенности содержания воспитания в современной школе.
3. Базовая культура личности: содержание и пути формирования. 3. Базовая культура личности: содержание и пути формирования. 3.1. Воспитание гражданской культуры.
3.2. Воспитание умственной культуры.
3.3. Философско-мировоззренческая подготовка.
3.4. Воспитание основ нравственной культуры.
3.5. Воспитание экологической культуры.
3.6. Трудовое воспитание и профориентация.
3.7. Воспитание эстетической культуры.
3.8. Формирование физической культуры.
Тема 16. Воспитание личности в коллективе. Тема 16. Воспитание личности в коллективе. 1. Формы воспитания.
2. Коллектив как форма воспитания.
3. Педагогическое управление коллективом.
4. Развитие детского коллектива.
5. Коллектив и личность.
6. Ученический коллектив.
7. Внешкольные формы воспитания.
Тема 17. Общие методы воспитания. Тема 17. Общие методы воспитания. 1. Понятие о методах воспитания.
2. Классификация методов воспитания.
3. Методы формирования сознания личности.
4. Методы организации деятельности.
5. Методы стимулирования.
Тема 18. Технология воспитания. Тема 18. Технология воспитания. 1. Понятие о технологии воспитания.
2. Комплексный подход.
3. Воспитательные дела.
4. Тематика воспитательных дел.
5. Воспитательная дело как система.
Тема 19. Диагностика воспитанности. Тема 19. Диагностика воспитанности. 1. Диагностика и измерения воспитанности.
2. Критерии воспитанности.
3. Степени воспитанности
4. Методы диагностики воспитанности.
Тема 20. Семейное и общественное воспитание. Тема 20. Семейное и общественное воспитание. 1. Семья как специфическая педагогическая система.
2. Семейное воспитание в различные периоды развития общества.
3. Правовые основы современного семейного воспитания.
4. Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей и молодежи.
5. Общественное воспитание.
Тема 21. Управление: суть, история развития, современное состояние управления образованием.
1. Понятие об управление, менеджмент, внутрішкільне управления, педагогический менеджмент.
2. Государственное управление системой общего среднего образования.
3. Внутрішкільне управления.
4. Школа как педагогическая система и объект управления.
Тема 22. Процесс управления. Тема 22. Процесс управления. 1. Понятие о процессе управления.
2. Функции внутришкольного управления.
3. Принятия решений.
Тема 23. Инновационные процессы в образовании. Повышение квалификации учителей. Тема 23. Инновационные процессы в образовании. Повышение квалификации учителей. 1. Инновации в образовании.
2. Передовой педагогический опыт и внедрение достижений педагогической науки.
3. Повышение квалификации учителей и их аттестация.

На предыдущую


МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ: Методы формирования сознания

.

Методы воспитания — это способы педагогической работы, при помощи которых целенаправленно формируются духовные, этические, эстетические и физические качества личности . Другими словами : путь достижения заданной цели – называют методом воспитания. На практике — это способы воздействия на чувства, волю, поведение и сознание воспитанников, чтобы выработать у них определенных качества. Непосредственно , процесс перевода с более низкого уровня на более высокий называется процессом воспитания. Поскольку цели воспитания можно достичь разными путями, то и скорость достижения цели – так же различна.

На практике — перед воспитателем всегда стоит задача найти пути, наиболее соответствующие процессу воспитания. Каждый воспитатель, в меру своих возможностей, вносит в разработку общих методов свои дополнения, в частности, именуемые приемами воспитания. Прием — это единичное воздействие, а совокупность приемов воспитания — это средство.

Метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели; в структуре метода обязательно есть приемы и средства.

Важно отличать истинные методы воспитания от ложных. Ложными методами воспитания называют уговаривание, упрашивание, назидание, морализирование, нотации; ворчание педагога, разнос, мелочные придирки; упреки, запугивание, бесконечные «проработки»; муштру; заорганизованность жизни детей; захваливание; и др.

Учиться контролировать себя, чтобы использовать наиболее приемлемые методы воздействия в процессе воспитания — одна из важнейших задач воспитателя.

В учебнике «Педагогика» под редакцией Ю.К. Бабанского (М., 1983) предпочтение отдаётся классификации методов воспитания на основе направленности — интегрированной характеристики, включающей в себя целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания (Г.И.Щукина). Выделяются, в соответствии с этой характеристикой, следующие методы:

1. Методы формирования сознания личности.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

3. Методы стимулирования поведения и деятельности.

Методы формирования сознания

Чтобы передать личности знания об основных событиях и явлениях окружающего мира применяются методы формирования сознания. Они формируют убеждения , понятия, представления, собственное мнение и оценку происходящего. Все эти методы ориентация на слово, которое, как воспитательное средство обращено к сознанию ребенка особенно точно и способно побуждает к размышлениям и переживаниям. Через вербальное воздействие воспитанники побуждаются к осмыслению своего жизненного опыта и мотивации своих поступков.

Среди методов формирования сознания личности чаще всего используют убеждения, рассказы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, диспуты, увещевания, внушения, примеры.

Непременным и обязательным условием перед началом формировании сознания — является знание воспитанником норм и правил поведения, что должны быть сформированы в процессе воспитания . Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы формирования сознания личности, важные и для успешного прохождения следующего этапа воспитательного процесса — формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения.

Методы воздействия , при которых формируются устойчивые убеждения- называются методами убеждения. Именно убеждения, а не знания, стимулируют поступки воспитанников. Поэтому не сколько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания. Достигают цели методы, когда у воспитанников сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Сегодня всё чаще воспитатели все больше включают в арсенал методов убеждения библейские притчи, крыловские басни, рассказы К.Д. Ушинского и Л. Н. Толстого. Используя их как средства возрождения духовных начал воспитания. Так же практикуются рассказы на этические темы, объяснения, разъяснения, лекции, увещевания, инструктажи, диспуты, доклады и самый сильнодействующий метод убеждения — пример.

Рассказ на этическую тему чаще используется в младших и средних классах. Эмоциональное и яркое изложение событий и фактов нравственного содержание, воздействуя на чувства, помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение. Воспитательное значение этического рассказа сильно снижается, если сразу после него дети переходят к делу, отличному по содержанию и по настроению Важно позаботиться, чтобы впечатления от рассказа сохранялись дольше.

Разъяснение — метод эмоционально-словесного воздействия, чтобы повлиять на сознание и чувства воспитанников. Применяют этот метод педагоги , когда хорошо знают особенности детского коллектива и личные особенности воспитанников . Для младших школьников возможно применение простейших приёмов: «поступать нужно так», «все так делают» и т. п. Подросткам необходима глубокая мотивация, толкование общественного смысла моральных понятий. Разъяснение применяют для формирования или закрепления нового морального качества или формы поведения. А так же для выработки правильного отношение воспитанников к поступку, который уже совершен (например, весь класс «прогулял» урок).

Внушение используют для детей и подростков, когда воспитанник должен принять некоторые установки. Происходит воздействие на личность в целом и создаёт установки и мотивацию деятельности. При этом воспитанник не критично воспринимает педагога. Внушение усиливается действием других методов воспитания. Внушать – значит влиять на чувства, а через них – на ум и волю человека. Используя этот метод, дети переживают действия своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний. Внушение часто сопровождается процессом самовнушения, когда происходит попытка внушить себе эмоциональную оценку своего поведения, задавая вопрос: «Что бы мне сказали в этой ситуации учитель или родители?»

В воспитательской практике прибегают и к увещеваниям (это просьба с разъяснением и внушением). Педагог направляет воспитанника на положительное, вселяя веру в лучшее, в достижение более высоких результатов. Похвала, обращение к чувствам собственного достоинства и чести создают предпосылки для почти безотказного действия увещевания даже в очень сложных ситуациях воспитания. Когда увещевание вызывает чувства стыда, покаяния, неудовлетворенности собой и своими поступками , тогда важно указать пути к исправлению, показать суть негативного поступка и его последствия, создавая стимулы, положительно влияющие на поведение.

Этическая беседа предполагает участие обеих сторон — воспитателя и воспитанников, при систематическом обсуждении знаний. В беседе воспитатель выслушивает и учитывает мнения, своих собеседников и строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Ее цель — углублять, обобщать и закреплять знания, формировать системы нравственных взглядов и убеждений.

Этическая беседа способствует выработке правильных оценок и суждений по волнующим вопросам. Этот метод особенно рекомендуется для учеников 5—8 классов, когда наступает период формирования «картины мира».

Диспуты на политические, экономические, культурные, эстетические, правовые темы целесообразно проводить для средне- и старшеклассников. Диспуты вырабатывают убеждения при столкновении и сопоставлении разных точек зрения. Диспут — это спор, противостояние мнений. Целью диспута -является не вывод, а сам процесс. Педагог следит , чтобы диспут не превращался в спор ради спора, поддерживает дисциплинировать , доказательность и аргументированность. Диспут проводят высокопрофессиональные педагоги, имеющие опыт умело организованных диспутов. Максимально деликатно и с уважением нужно относиться к высказываниям воспитанников. Педагог участвует «на равных» , воздействуя силой аргументов, никого не обижая и не унижая. Опытные наставники часто умышленно «ошибаются», чтобы затем публично признать свои ошибки , показывая пример участникам диспута. Полезной подготовкой к диспутам является участие в роли «наблюдателя» . В зарубежных школах- дискуссии и диспуты одни из главных методов формирующие взгляды и убеждения. Школьников специально обучают доказательному и яркому выступлению.

Пример — метод воспитания, который даёт конкретный образец для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения воспитанников, активизируя их деятельность. Явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, не требуя раскодирования и перекодирования, как каждое речевое воздействие. Пример, дающий конкретный образец для подражания, формирует сознание, чувства, убеждения, активизируя деятельность. Примером могут быть выдающиеся личности, герои литературных произведений, кинофильмов, авторитетного взрослого. По мере накопления социального опыта, характер подражательной деятельности изменяется. Подражая взрослым, дети приобретают многие качества поведения. Если воспитатели заботятся о развитии нравственности ребёнка, то они обязательно окружат его положительными примерами. В средне- и старшеклассники становятся избирательными в выборе примеров подражения. Подростки уже имеют собственный опыт, взгляды и суждения. В процессе наследования он уже осознает необходимость определенного способа действия. В процессе подражательности, ведущую роль играют опыт, интеллект и свойства личности . Вовремя приведенный негативный пример поможет удержать школьника от неправильного поступка. Личный пример воспитателя, его отношение к воспитанникам, мировоззрение и авторитет – напрямую влияют на результат воспитания.

Характеристика методов формирования сознания личности

1. Методы формирования сознания личности.

Воспитание должно формировать требуемый тип поведения. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности. В этой связи организация деятельности и формирование опыта общественного поведения рассматриваются как сердцевина воспитательного процесса. Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников. Управлять этой деятельностью педагоги могут благодаря тому, что ее удается разбить на составные части — конкретные действия и поступки, а иногда и на более мелкие части — операции.

Убеждение — это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством. Если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, должное отношение к шедевру художественной культуры, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение. Чаще всего педагог обращается одновременно и к разуму, и к чувствам воспитанника.

Лекция — это развернутое, продолжительное и систематическое изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции — теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат иллюстрацией или исходным отправным моментом.

Диспут — столкновение мнений с целью формирования суждений, оценок. Это отличает диспут от беседы и лекции и как нельзя лучше отвечает обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении, стремлению искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем судить самостоятельно. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения, выдержки не отступать от этических норм и требований.

Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении воспитанников к подражанию. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут. Всматриваясь в других людей, наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма, трудолюбия, мастерства, верности долгу и т.д., воспитанник глубже и нагляднее осмысливает сущность и содержание социально-нравственных отношений. Особое значение имеет личный пример педагога-воспитателя.

Методы формирования сознания (познания)

Классификация методов воспитания (И.П. Подласый).

Методы воспитания

Методы формирования сознания (познания) Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения Методы стимулирования деятельности, поведения и чувственной сферы
УБЕЖДЕНИЕ Рассказ Беседа Объяснение Разъяснение Увещевание Внушение Диспут Дискуссия Инструктаж Пример Лекция УПРАЖНЕНИЕ Приучение Поручение Упражнение Требование Создание воспитывающих ситуаций Метод естественных последствий МОТИВАЦИЯ Поощрение Наказание Соревнование

Методы формирования сознания (познания)

Методы формирования сознания личности применяются в целях формирования взглядов, убеждений, привычек.

Основной канал воздействия – убеждение.

Рассказ – это последовательное изложение фактического материала, осуществляемое в повествовательной форме.

Требования, предъявляемые к рассказу:

доказательность изложения, четкость, образность, эмоциональность, учет возрастных особенностей воспитанников.

При необходимости доказательства правильности каких-либо суждений в рассказе используется объяснение, которое может сопровождаться вопросами и перерасти в беседу. Рассказ позволяет влиять на сознание воспитанника и закладывать основы его убеждений.

Ограничения в использовании:

Для применения этого метода нет принципиальных ограничений с точки зрения уровня подготовленности учеников. Он может быть использован в любом классе. Отличия будут лишь в степени его доступности, длительности, сочетания с наглядными и другими методами.

Беседа -метод педагогического воздействия, в ходе которого обсуждаются, анализируются и оцениваются определенные действия, поступки, взгляды, убеждения, особенности поведения какого-либо человека или группы людей.

Целью этого метода воспитания является формирование и закрепление нравственных взглядов и убеждений.

Требования к реализации:

1. Строится на принципах равноправия и сотрудничества педагога с воспитанниками.

2. Принимаются к сведению любые мнения и высказывания.

3. Должна иметь проблемный характер и затрагивать вопросы, волнующие воспитанников, соответствующие их возрасту и психологической зрелости.

4. Воспитанники сами должны прийти к правильному выводу.

5. В обсуждение должны включаться все участники, атмосфера должна способствовать высказыванию собственного мнения.

Этическая беседа может быть индивидуальной, направленной на обсуждение конкретного поступка человека.

Ограничения в использовании:

Для начинающего учителя особую трудность представляют индивидуальные беседы, которые чаще всего проводятся в связи с локальными конфликтами, нарушениями дисциплины. Они могут возникнуть спонтанно, что требует от педагога хорошей психолого-педагогической подготовки и развитой профессиональной интуиции. Лучше, если беседы такого рода отсрочены во времени, что дает возможность учителю основательно к ним подготовиться, продумать обсуждаемые факты, выдвинуть основательные аргументы для убеждения ученика в неправомерности тех или иных его действий.

Объяснение -словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение — это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Требования к реализации:

1. Точное и четкое формулирование задачи, сути проблемы, вопроса.

2. Последовательное раскрытие причинно-следственных связей, аргументации и доказательств.

3. Использование сравнения, сопоставления, аналогии.

4. Привлечение ярких примеров.

5. Логика изложения должна быть безукоризненной.

Ограничения в использовании:

Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками. Необходимо выбирать правильную и понятную терминологию для различных возрастных групп.

Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников, основанный на растолковании содержания тех или иных норм, требований, правил поведения в той части, которая для воспитанника является неясной. Разъяснение опирается на внушение. Для него характерно некритическое восприятие школьником слов учителя. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, — ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность.

Требования к реализации и ограничения в использовании:

1. Факты, примеры, подтверждающие необходимость выполнения тех или иных норм, требований и правил, должны были убедительны и аргументировать необходимость следовать определенным нормам.

2. Разъяснение не должно переходить в назойливое назидание, не следует растолковывать прописные истины.

3. Метод должен применяться тогда, когда человек действительно не понимает содержание тех или иных норм, требований и правил поведения.

4. Разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения в школе и обществе. Здесь необходимы категорические требования.

Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива. Этот метод уместен, когда человек сталкивается с новой ситуацией и у него самого недостаточно опыта и знаний, чтобы правильно ее оценить и выработать адекватное поведение.

Увещевание. Увещевание сочетает просьбу с разъяснением и внушением.

Действие увещевания почти целиком зависит от принятой воспитателем формы обращения. Применяя увещевание как воспитательный метод, педагог проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет веру в лучшее, в возможность достигнуть высоких результатов.

Опора на положительное, похвала, обращение к чувствам собственного достоинства, чести создают необходимые предпосылки для почти безотказного действия увещевания даже в очень сложных ситуациях воспитания.

Требования к реализации и ограничения в использовании:

Увещевание призвано вызвать в человеке чувства, эмоциональное отношение к поступкам, побудить желание действовать во благо себе и окружающим, соответствовать социальным и общественным канонам. Применяя метод увещевания, нужно соблюдать умеренность, иначе увещевание может принять форму нотаций, которые дают лишь отрицательный эффект, побуждая человека действовать вопреки, наперекор.

Внушение. С педагогической точки зрения (суггестопедагогика) внушение представляет собой целенаправленный, организованный акт воздействия на сознание и чувства личности в целях изменения характера ее поведения, отношений с окружающими, направленности деятельности.

Требования к реализации:

1. Педагогическая целесообразность применяемого внушающего воздействия.

2. Педагогический такт. Соблюдение такта требует, чтобы в технике внушающего воздействия высокая требовательность сочеталась с глубоким уважением к личности школьника.

3. Соответствие используемых при внушении средств педагогической техники задачам воспитания. Темп речи, интонация, жест, мимика должны быть адекватны содержанию внушающего воздействия.

4. Лаконизм. Словесное внушение не требует аргументации, разъяснения. Оно обычно выражается краткими фразами, точность и строгость построения которых дает право называть их формулами внушения.

5. Сочетание новизны информации со стереотипностью формул.

6. Самоконтроль педагога. Точность применения техники педагогического воздействия зависит от умения педагога «видеть» самого себя. При систематическом самоконтроле соблюдается должная мера в интонации, жесте и мимике.

Ограничения в использовании:

Педагогу необходимо знать, в каких типичных ситуациях целесообразно применить тот или иной способ воздействия. Это относится к любому методу воспитания, тем более к такому технически сложному, как внушение. Педагог должен знать, когда и в какой мере следует воспользоваться податливостью школьника к психическому давлению. Внушение не педагогическая панацея: оно применимо далеко не всегда.

Диспут — столкновение мнений. Отличительная особенность: знания и убеждения, которые сформировались при обсуждении различных точек зрения, отличаются гораздо большей стойкостью и гибкостью, чем при усвоении готовых истин.

Требования к реализации метода:

1. Тема диспута должна быть интересна и значима для обеих сторон. Лучше, если её выдвинут сами воспитанники;

2. Диспут требует тщательной подготовки как самого воспитателя, так и воспитанников:

— заранее вводятся правила диспута, педагог следит за их выполнением;

— выступления должны быть живыми, свободными, краткими.

3. Диспут должен протекать в рамках этических норм и требований.

4. Диспут должен находиться в рамках свободного, непринуждённого обмена мнениями, не перерастая в спор ради спора.

5. Руководителю диспута решительно не подходит фигура умолчания и запрета; недоговоренность оставляет возможность для домыслов и неправильных толкований.

Ограничения в использовании:

метод диспута доступен для использования лишь с детьми среднего и старшего школьного возраста (это связано с развитием мышления и коммуникативных способностей).

Дискуссия — это публичное обсуждение спорной проблемы, используемое для целенаправленного влияния на сознание и формирование социально ценных убеждений. Цель дискуссии – не столько в том, чтобы разрешить проблему, а скорее в том, чтобы углубить её, стимулировать творчество и выработать решение проблемы посредством активной совместной деятельности.

Требования к проведению дискуссии:

1. Конкретная предметность дискуссии.

2. Наличие доброжелательной и открытой атмосферы взаимодействия.

3. Готовность участников слушать и слышать иные позиции, иные точки зрения.

4. Наличие достаточного объема информации по обсуждаемой проблеме, наличие возможности высказаться.

5. Развернутая, корректная аргументация своей позиции;

6. Наличие возможности задавать вопросы.

Требования к реализации и ограничения в использовании:

— выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать только с разрешения председательствующего (ведущего), недопустима перепалка между участниками;

— каждое высказывание должно быть подкреплено фактами;

— в обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться;

— в ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т.п.

Инструктаж.Метод применяется, если учащимся предстоит выполнение самостоятельной работы. Он обеспечивает разъяснение и показ учащимся назначения, задач и способа осуществления определенных действий, последовательности операций, слагающих то или иное умение, а также характеристику типичных ситуаций их использования, применения на практике.

Инструктаж содержит установку на выполнение учащимися определенных практических действий. Он облегчает работу, предупреждает излишние вопросы, позволяет осуществить единство требований к знаниям и умениям учеников.

Форма инструктажа: устные, письменные, наглядные и комплексные.

Требования к реализации:

1. Ясность и четкость.

2. Разнообразие используемых видов (предъявление задачи, дача инструкции, ознакомление с правилом) и форм.

3. Конкретность указаний о выполнении учащимися определенных действий.

4. Однозначность, определенность заданий исключающая возможность разного толкования.

5. Применение наглядности.

Пример -это метод воздействия на созерцание, чувства и поведение воспитанников впечатляющим образом, способным оказать помощь в достижении педагогических целей.

Формы проявления примера как метода воспитания — личный пример, пример родителей, замечательных людей, сверстников, героев.

Требования к реализации:

1. Приводить в пример уважаемого человека.

2. Образец должен быть приемлем для использования в настоящем.

3. Не должно быть большого разрыва между образцом и уровнем воспитанности ребенка.

4. Нельзя приводить часть один и тот же пример.

5. Воспитатель должен обладать качеством, которое приводит в пример.

Ограничения в использовании:

Примеры бывают положительные и отрицательные. Воспитывать следует на позитивных примерах.

Количество негативных примеров при воспитании детей должно быть намного меньше, чем положительных.

Лекция – это развернутое систематическое изложение сущности той или иной проблемы социально-политического, нравственного, эстетического, экономического и другого содержания.

Требования к реализации:

-Содержательность;

— Информативно-познавательная емкость;

-Логическое повторение;

— Большая продолжительность по времени;

— Убедительность доказательств и аргументов;

-Обоснованность и композиционная стройность.

Ограничения в использовании:

Не использовать в младших группах в силу возрастных особенностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *