Методы исследования педагогики

Методы педагогического исследования (конспект)

Мария Алексеевна
Методы педагогического исследования (конспект)

Методы педагогического исследования — это способы изучения педагогических явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерностей и взаимосвязи этих явлений.

Первую группу методов составляют методы теоретического исследования. Они необходимы для определения проблем, выдвижения гипотез и оценки собранных.

1. Анализ – разложение целого на части, позволяет вскрыть внутреннюю

структуру объекта.Виды анализа: классификационный, структурный (выявляются отношения и взаимосвязи, функциональный (определяются функциональные зависимости, причинный (раскрывается причинная обусловленность явлений).

2. Синтез – соединение частей или свойств (сторон) изучаемого объекта в

единое целое. Анализ и синтез тесно взаимосвязаны, поэтому у исследователя должны быть в равной степени развиты навыки владения ими.

3. Сравнение как сопоставление познаваемых с целью выявления

сходства и различия между ними. С помощью сравнения устанавливаются связи между предметами и явлениями и происходит их классификация. При сравнении исследователь должен прежде всего определить его основу – критерий.

4. Обобщение. Исследуя явление, необходимо не только выделять

главные его особенности, но и обобщать их. Чем большее количество существенных признаков явлений подверглось сравнению, тем доказательнее обобщение.

5. Моделирование.

Методом моделирования называется такой общенаучный метод исследования, при котором изучается не сам объект познания, а его изображение в виде так называемой модели, но результат исследования переносится с модели на объект. Моделирование есть процесс построения модели.

Вторую группу методов составляют эмпирические методы исследования

К эмпирическим методам относятся наблюдение, беседа, анкетирование, педагогическое тестирование, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности. Их общее свойство – направленность на непосредственное изучение управляемого объекта, сбор и систематизацию фактического материала о процессе и результатах работы образовательной системы.

1. Наблюдение является наиболее распространенным эмпирическим методом, с помощью которого объект изучается в различных условиях без вмешательства в его существование.

2. Анкетирование – метод сбора информации с помощью анкет – специально разработанных вопросников, на которые требуется дать письменные ответы.

Основные виды анкет:

— открытые (опрашиваемые должны сформулировать ответ самостоятельно);

— закрытые (опрашиваемым надо выбрать наиболее подходящий ответ из нескольких готовых вариантов);

— смешанные (комбинированные, предусматривающие возможность как выбора из готовых вариантов, так и самостоятельной формулировки ответа.

3. Беседа (диагностическая беседа) – метод, при котором получение информации происходит в режиме индивидуализированного диалога. Как и любой метод, беседа преследует определённую цель, а её результаты анализируются.

Разновидностью беседы является интервьюирование (придерживание плана, ответы открыто фиксируются).

4. Педагогическое тестирование – метод, в процессе применения

которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию проверяющего. Всё более широкое распространение получает компьютерное тестирование, позволяющее существенно облегчить и ускорить проверку и первичную обработку результатов.

5. Педагогический эксперимент – особый метод эмпирического

исследования, состоящий в том, что исследователь вмешивается в педагогический процесс с целью создания наилучших условий для изучения педагогических явлений. Выделяется два вида педагогического эксперимента: констатирующий и формирующий (преобразующий). При констатирующем эксперименте специально созданные условия позволяют выявить новые факты. При формирующем – изменить ход и результат педагогического процесса.

РЕЙТИНГ

РЕЙТИНГ

от англ, rating — оценка; положение, ранг) — 1) оценка значимости, масштабности, важности фирмы, банка, а также показатель, характеризующий кредитоспособность компании; 2) оценка, ранжирование по степени успеха политических, общественных деятелей, государственного лидера, общественной или государственной организации, определяемые социологическим опросом (2-я пол. 20 в.); 3) психол. субъективная оценка какого-либо явления по заданной шкале; с помощью рейтинга осуществляется классификация объектов по степени выраженности общего для них свойства (экспертная оценка). В социальных науках, педагогике рейтинг служит основой построения шкап оценок, в частности при оценке различных сторон трудовой и учебной деятельности, престижности профессий, популярности отдельных лиц. Получаемые при этом данные обычно имеют характер порядковых шкал.

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

Теоретические методы педагогического исследования

Любое исследование начинается с формулировки проблемы. Сама проблема может возникнуть в ходе практической деятельности исследователя или его теоретических изысканий, но независимо от характера возникновения проблемы ее анализ, четкое определение и обоснование осуществляются, прежде всего, с помощью теоретических методов исследования.

Метод сравнительно-исторического анализа предполагает знакомство исследователя с состоянием вопроса в литературе, историческом наследии, научных монографиях и публикациях. Исследователь изучает историю развития вопроса, сравнивает и анализирует различные подходы к проблеме, делает выводы и обобщения. Анализирует все используемые в исследовании научные понятия, определяя свое отношение к раскрытию их сущности.

Метод моделирования — наглядно-образная характеристика изучаемых процессов и явлении с помощью схем, чертежей, кратких словесных характеристик, описаний. В отдельных случаях моделирование позволяет описать педагогические явления с помощью матриц, символов, математических формул. Модель не отражает полностью изучаемое явление, а является его идеализацией, определенным упрощением. В моделях значителен элемент условности и творческого домысливания исследователем. Однако это не снижает научной ценности моделирования, так как оно позволяет отвлечься от несущественных, второстепенных составляющих изучаемого явления, выделить основные, системообразующие и системоопределяющие связи и факторы.

Причинно-следственный анализ. Причиной называется то явление, которое вызывает или изменяет другое явление. Явление, вызываемое или изменяемое причиной, называется следствием. Причинность — это такая связь явлений, при которой явление-причина всегда порождает явление-следствие. Причина и следствие, как правило, имеют сложные взаимосвязи. Следствие не только порождается причиной, но и само в свою очередь влияет на причину, что значительно осложняет процесс установления факта причинности. Выявление, анализ и объяснение этих связей и позволит исследователю глубже проникнуть в суть изучаемого явления, сделать правильные выводы.

Метод контент-анализа — метод, позволяющий получить объективную информацию о состоянии вопроса на основе анализа определенных смысловых единиц содержания и формы информации. При изучении документов необходимо определить их сравнительную ценность для исследования, достоверность и адекватность проблеме, знать методы, которыми были получены фиксированные в документах данные.

Эмпирические методы исследования

Педагогические наблюдения — непосредственное, целенаправленное восприятие педагогического процесса в естественных условиях. Начиная наблюдение, исследователь должен знать, что и с какой целью наблюдать, как долго, какой ожидается результат. Приступать к наблюдению можно лишь при наличии необходимых знаний, умений в изучаемой сфере и методике проведения наблюдений. Наблюдение эффективно при продуманном и четком плане. Исследователю необходимо уметь правильно вести наблюдение, объективно выбирать факты, фиксировать результаты, выявлять причинно-следственные связи в наблюдаемых явлениях, делать правильные выводы и обобщения.

Собираемые в ходе наблюдения факты можно записывать, вести дневник, оформлять в виде протоколов, стенографировать, записывать па видеопленку, магнитофон; фотографировать, производить киносъемку.

Наблюдения по связи с объектом изучения могут быть непосредственными и опосредованными, открытыми и закрытыми, по признаку времени — непрерывные, дискретные (прерывистые), монографические (очень длительные и обстоятельные). Эффективным является так называемое включенное наблюдение, когда исследователь активно участвует в жизни и деятельности исследуемых (например, исследуя детей в условиях учебно-воспитательного процесса, наблюдатель становится их учителем или классным руководителем). При включенном наблюдении складываются естественные отношения, в возникающих явлениях нет налета искусственности.

В последнее время широко используется метод скрытого наблюдения проведение наблюдения в специально предназначенных классах через зеркально отражающую стену или с помощью замкнутой телеустановки. Скрытое наблюдение позволяет изучать поведение исследуемых в естественных условиях. Организация скрытого наблюдения требует от исследователя соблюдения такта.

В отдельных случаях может использоваться метод самонаблюдения.

Условия проведения наблюдений: целенаправленность, систематичность, длительность, разносторонность, объективность, массовость, соблюдение такта.

Метод наблюдения позволяет изучать исследуемые явления и процессы в естественных условиях, в чем их ценность. Однако наблюдение требует длительного времени, не всегда изучаемое явление может быть доступно наблюдению, одни исследователь наблюдением не может охватить большое количество объектов, при наблюдении в фиксации фактов и их интерпретации имеет место субъективный подход исследователя, наблюдаются только внешние проявления изучаемого.

Этапы наблюдения: определение задач и цели; выбор объекта, предмета и ситуации; выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор информации; выбор способов регистрации наблюдаемого; обработка и интерпретация информации.

Опросы: беседы, анкетирование, интервью. Беседа — диалог исследователя с испытуемым по заранее составленной программе. Беседа, проводимая но специально составленным вопросникам, позволяет выяснить многие аспекты изучаемых явлений, оценки и позиции исследуемых, их чувства и переживания, мотивы тех или иных поступков и др. Эффективность беседы зависит от умения исследователя установить дружеские отношения в ходе беседы, вызвать собеседника на откровенность. Беседа позволяет корректно направлять разговор в нужное русло, варьировать вопросы для лучшего и однозначного понимания их собеседником. Ответы испытуемого дополняются личными впечатлениями от общения с ним. Беседу необходимо фиксировать, но лучше или на диктофон, убранный из поля зрения (опрашиваемый знает, что идет запись), или сразу после беседы по памяти.

Беседа — сложный метод, которым умеют пользоваться далеко не все исследователи. В беседе исследуемый может скрыть свои истинные мысли и переживания, ввести исследователя в заблуждение.

Интервью — разновидность беседы, но оно больше ориентировано на выяснение оценок и позиций опрашиваемого. Интервью, как правило, проводится по заранее подготовленным вопросам, с одной стороны, и подготовленным ответам, с другой стороны, что делает их искренность и точность достаточно относительной.

В ходе бесед и интервью может использоваться и так называемая проективная методика, сущность которой заключается в том, что опрашиваемого мысленно ставят на место другого человека в специально спроектированной воображаемой ситуации: «Как бы вы поступили, если бы…»

Получение информации о типичности того или иного явления в большой группе исследуемых, выявление отношения, запросов, пожеланий возможно с помощью анкетирования. При анкетировании необходимо знать и соблюдать следующие требования:

  • • тщательный подбор точных и корректных вопросов, наиболее полно отражающих изучаемое явление и дающих надежную информацию;
  • • использование прямых и косвенных вопросов, позволяющих уточнить ответы, определить их правдивость;
  • • однозначность задаваемых вопросов и отсутствие подсказки в их формулировке;
  • • использование открытых (когда опрашиваемый может высказать свое собственное мнение), закрытых анкет (с ограниченным вариантом ответов), смешанных;
  • • проверка подготовленной анкеты на небольшом количестве испытуемых и внесение необходимых коррективов.

Интересны полярные анкеты с балловой оценкой. Такие анкеты используют для самооценки и оценки других. Например, надо оцепить всех членов группы по ряду нравственных показателей: справедливый 5 4 3 2 1 несправедливый, добрый 5 4 3 2 1 недобрый.

В последнее время, изучая отношения в коллективе, педагоги часто используют метод социометрических анкет (социометрии): «С кем бы ты хотел быть в одной группе (в первую очередь, вторую и т.д.)?» и т.п.

Полученные результаты анкетных опросов, бесед и интервью обрабатываются специальными статистическими или машинными методами. Методы опроса позволяют собрать разнообразную, интересующую исследователя информацию. С помощью анкет можно охватить очень большие массивы опрашиваемых, грамотно составленные закрытые анкеты обрабатываются с помощью электронных счетных машин. Однако в любом опроснике всегда есть элемент неискренности, а нередко и ложности даваемых ответов, не для всех возрастов и не во всех ситуациях возможно проведение анкетирования.

Метод рейтинга и самооценки. Метод рейтинга — метод оценки тех или иных сторон деятельности компетентными (знающими) судьями (экспертами). К отбору экспертов предъявляют определенные требования: они должны быть компетентными, способными решать творческие задачи, положительно относиться к экспертизе, быть справедливыми, объективными, самокритичными. Для рейтинга могут использоваться полярные анкеты.

Полезно для объективно получаемой информации использовать методы самооценки по определенной программе, составленной исследователем.

В ходе анализа полученной информации можно применять и метод ранговых оценок, когда выявленные причины располагаются в порядке возрастания или убывания степени их проявления или те или иные признаки (явления) располагаются в зависимости от их значимости с позиции того, кто осуществляет оценку. Например, расположить по степени значимости для испытуемых предложенные мотивы учения.

Метод обобщения независимых характеристик повышает объективность выводов. Суть метода сводится к обработке исследователем информации, поступившей из разных источников. Например, изучая личность школьника, исследователь получает информацию о нем от учителя, воспитателя группы продленного дня, классного руководителя, родителей, сверстников, руководителя кружка и т.д.

Метод педагогического консилиума (разработан Ю. К. Бабанским) предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанников по определенной программе и единым признакам, коллективное оценивание тех или иных сторон личности, выявление причин возможных отклонений в сформированности тех или иных черт личности, коллективную выработку средств преодоления обнаруживаемых недостатков.

Изучение и анализ документации, продуктов деятельности позволяет собрать конкретный материал об изучаемых процессах и явлениях. Так, изучение ученических тетрадей может дать не только интересный материал об уровне знаний и умений учащихся по предмету, но и о работе учителя. Изучение ученических работ (рисунков, сочинений, дневников и т.д.) помогает выявить различные интересы учащихся, определить особенности их мышления, представлений, суждений и оценок, уровень сформированности учебных умений.

Педагогическое тестирование — целенаправленное обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее с помощью специально разработанных задач (заданий, опросников) объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

Большинство применяемых педагогических тестов достаточно просты, доступны, возможно автоматизированное предъявление и обработка результатов (с помощью компьютера, простейших технических устройств). В педагогических целях чаще всего используются тесты успеваемости, тесты элементарных умений, тесты диагностики уровня обученности и воспитанности. Чаще всего используют тесты, содержащие вопросы и несколько (не менее четырех) вариантов ответа. Широкое применение в педагогической практике и педагогических исследованиях получили психологические тесты. При использовании таких тестов надо соблюдать такт, не разглашать полученные результаты, не делать их предметом обсуждения, соблюдать конфиденциальность и анонимность при обработке и анализе полученных результатов. Целый ряд специальных психологических тестов (ММР1, Векслера, цветовые пятна Роршаха и др.), используемых в работе профессиональных психологов самостоятельно или без предварительной и тщательной консультации, лучше не использовать: они нередко трудо- и времяемки при проведении и требуют специальных знаний и умений для обработки полученных результатов. При необходимости их использования в своей исследовательской работе целесообразнее обращаться за помощью к квалифицированным психологам.

Изучение и обобщение педагогического опыта дает ценный материал исследователю. Нередко учитель в своем творческом поиске находит интересные решения сложных проблем (поиск В. Ф. Шаталова, С. Н. Лысенковой и др.). Объектом изучения может быть массовый опыт — для выявления ведущих тенденций; отрицательный опыт — для выявления характерных недостатков и ошибок; передовой опыт — для выявления и обобщения инновационного поиска учителей.

Выделяют два вида педагогического передового опыта: педагогическое мастерство и новаторство.

Мастерство — умелое, рациональное и комплексное использование педагогом рекомендаций науки. Изучение, как это делает учитель — мастер вносит ясное понимание о разработке технологии внедрения науки в практику. Педагогическое новаторство — педагогический опыт, содержащий инновационные подходы в организации педагогической деятельности.

Критерии инновационного опыта:

  • • новизна: от внесения новых положений в науку до эффективного применения уже известных положений и рационализации отдельных сторон педагогической деятельности;
  • • результативность и эффективность: высокий уровень обученности, воспитанности и развития воспитанников;
  • • соответствие требованиям педагогики, методик и психологии. Высокие результаты могут быть получены за счет использования неприемлемых методов обучения, воспитания и стимулирования, тогда опыт не имеет положительной ценности;
  • • стабильность и повторяемость результатов в течение длительного периода времени использования этого опыта;
  • • воспроизводимость опыта: возможность повторения опыта другими педагогами с таким же результатом;
  • • оптимальность опыта в целостном педагогическом процессе: достижение высоких результатов при минимальной затрате сил и времени как учителя, так и учащихся, без необходимости отказываться от решения каких-то других не менее важных педагогических задач (В. И. Загвязинский).

Изучение и обобщение опыта осуществляется в следующей последовательности:

  • • описание опыта на основе наблюдения, бесед, опросов, изучения документов;
  • • классификация наблюдаемых явлений, их истолкование, подведение под известные определения и правила;
  • • установление причинно-следственных связей и механизма взаимодействия различных сторон учебно-воспитательного процесса, их оценка: уяснение способов и средств деятельности педагога и воспитанников, приводящих к высокому результату.

Даже самый хороший педагогический опыт не может быть слепо скопирован, так как он во многом определяется личностью педагога, чей опыт изучается, во-вторых, требует глубокого научного анализа и осмысления.

В исследовании педагогических явлений есть такое понятие, как опытная работа — один из методологов педагогики. М. Н. Скаткин считал, что опытная работа становится самостоятельным методом исследования, семи она:

  • • поставлена на основе добытых наукой данных в соответствии с теоретически обоснованной гипотезой;
  • • преобразует действительность, создает новые явления;
  • • сопровождается глубоким анализом и выводами. Опытная работа используется в период пробного применения гипотезы до организации эксперимента и после эксперимента для проверки на практике полученных выводов и рекомендаций.

Опытная работа — это широко поставленная проверка результатов внедрения чего-то нового, экспериментального в массовую практику по заранее разработанной программе. Многолетнюю опытную проверку проходили экспериментальные программы обучения в начальной школе, разработанные под руководством Л. В. Занкова и В. В. Давыдова. Опытную проверку проходят новые учебники и учебные пособия, прежде чем стать массовыми. Опытная работа дает только общие представления об эффективности или нецелесообразности применения того или иного средства, той или иной системы работы, что оказалось существенным в применении изучаемой системы, при каких условиях она эффективна. Что явилось причиной, а что следствием, можно выяснить только с помощью специально организованного педагогического эксперимента.

Педагогический эксперимент. Наблюдение в естественно протекающем педагогическом процессе не всегда бывает результативным, кроме того, возникает необходимость проверить те или иные предположения, возникшие у исследователя, выявить не случайные, а закономерные связи, проверить предлагаемую методику, содержание работы. С целью решения этих задач организуется педагогический эксперимент, сущность которого заключается в том, что исследователь создает планомерно организуемые ситуации. Эксперимент — активное вмешательство в предмет исследования с заранее заданными исследовательскими целями; научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Эксперимент позволяет искусственно выделять изучаемое явление из ряда других, целенаправленно изменять условия протекания явления или процесса, повторять отдельные изучаемые явления в подобных или измененных условиях.

Выделяют этапы экспериментального исследования. Констатирующий этап исследования, когда изучаются существующие педагогические явления, уточняющий, когда проверяется гипотеза, преобразующий (созидательный, формирующий), когда на основе констатации и теоретического осмысления выявляются и вводятся новые педагогические явления и проверяется их истинность. Эксперимент может быть длительным и кратковременным. Наиболее объективную оценку достоверности разработанной исследователем модели дает опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы.

Эксперимент может быть естественным и лабораторным. Естественный эксперимент, эксперимент, протекающий в естественных или близких к ним условиях, когда участники эксперимента не знают о включенности в него. Сам исследователь может выступать в роли учителя (воспитателя), или все наблюдение за его ходом ведется скрыто, и учитель знает о нем, а дети — нет.

Лабораторный эксперимент — эксперимент, проводимый в специально оборудованной лаборатории {классе, аудитории и т.п.). Могут использоваться специальные лабораторные методы и средства исследования (компьютерное тестирование в начале и по ходу эксперимента, постоянный наблюдатель, находящийся в классе и др.).

При проведении педагогического эксперимента, как правило, организуются как минимум две группы испытуемых: контрольная и экспериментальная. Сравнение результатов эксперимента в экспериментальной группе с контрольной при равенстве общих условий осуществляемой педагогической деятельности и позволяет делать вывод об эффективности или неэффективности проводимого эксперимента.

Сильной стороной педагогического эксперимента является то, что изучаемые явления искусственно организуются, корректируются в процессе их реализации и отрабатываются определенные подходы к их пониманию и осуществлению. Это требует значительно меньше затрат времени, чем при наблюдении, делает полученные результаты доказательными и воспроизводимыми. Недостатком эксперимента является то, что люди, знающие, что они являются участниками эксперимента (будь то учитель или воспитанник), ведут себя не всегда так, как бы они вели себя в обычных условиях, что может исказить реальную картину изучаемого педагогического феномена.

Анализ – это метод исследования, безусловно, эффективный и в отношении педагогического процесса, как инструмент для выявления закономерностей взаимодействия элементов в составе целого.

Понятие педагогического анализа

В общем смысле, под анализом понимается разложение целого на части, и этот процесс тесно взаимосвязан с обратным – синтезом и сопутствующим пониманием принципа взаимодействия частей в целом.

Определение 1

Педагогический анализ — это происходящий согласно теоретическим основам и методологии процесс исследования структуры педагогического процесса, элементов, в него входящих, функционирования объекта педагогики, явления или проблемы, вызывающих интерес у специалиста.

Анализ в педагогике – это изучение влияния факторов внешней среды на эффективность деятельности педагога. Элементы внешней среды и есть потенциальный объект педагогического анализа. Это могут быть:

  • формирование и функционирование отдельного педагогического процесса;
  • педагогическая ситуация;
  • специфические черты коллектива;
  • особенности воспитуемых;
  • результаты обучения и т.д.

Анализ применительно к каждой определенной ситуации имеет свои отличительные черты, однако имеет место общий алгоритм, адаптируемый к конкретному случаю. Анализ в педагогике – это совокупность определенных приемов и правил, задающих тот самый общий алгоритм.

Приемы и правила педагогического анализа

  1. Прием теоретико-методологического подхода к выбору предмета и планированию анализа педагогического процесса. Поиск будет эффективен, если осуществляется с наличием понимания того, что, где и как искать. Анализ педагогического процесса оптимален, когда его основой является методология и теория педагогики. Они же задают направление, инструментарий и понимание поискового процесса.
  1. Правило нахождения взаимосвязей между решаемой задачей, испытуемыми сложностями, проблемами и педагогикой. В образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку педагогов, нахождение такой связи в теории не вызывает затруднений. Однако, на практике, в реальных жизненных или профессиональных ситуациях не всегда присутствует осознание того, что возникшая сложность имеет основой проблему педагогического характера. Результатом этого недопонимания становится применение мер, не могущих повлиять на реальные педагогические причины, являющиеся первоисточником затруднения. Собственно, обнаружить указанную взаимосвязь не так сложно: необходимо оценить ситуацию осознанно и ответить на вопрос, не является ли ее основой проблема, лежащая в сфере собственной воспитанности, обученности, развитости либо тех же качеств иных участников процесса? Влияет ли социально-педагогическая среда на исследуемое явление? Положительный ответ свидетельствует о наличии проблемы педагогического характера.

  1. Правило формулирования гипотезы проблемы и пути ее разрешения. Чтобы определить, какими педагогическими причинами может быть вызвано педагогическое затруднение, можно и нужно опереться на теоретические основы. Обобщенные аспекты позволят сформулировать гипотезу-предположение, проверяемую в творческом поиске, уточненную в процессе сбора дополнительных сведений и формирования практических вариантов решения. Когда предположение не получает подтверждения, возможно сформулировать новое и осуществить еще один научный поиск.
  1. Правило планирования педагогического анализа. Сформулированные гипотезы являются базисом для последующего, более глубокого изучения. Потребуется четкий зафиксированный план, как элемент системно-структурного анализа. Несмотря на то, что педагогический процесс носит во многом творческий характер, по сути это структура, подлежащая пониманию лишь при системном подходе. Выявление этой структуры и есть первоначальный этап на пути поиска решения. Педагогическую проблему следует исследовать как самостоятельное явление, включающее в себя различные элементы.
  1. Правило анализа макроструктуры проблем педагогического характера. Выше мы сказали о том, что каждая педагогическая проблема – отдельное явление, при этом она же является частью более крупного явления, погруженного во влияющую среду. Внешние обстоятельства могут оказывать влияние непосредственно и опосредованно, что также необходимо учитывать.
  1. Правило педагогической проработки деталей структуры проблемы. Выделение структурных элементов педагогической проблемы делает возможным углубиться в подробный анализ. Здесь используются такие категории как педагогические система и процесс, личность. Систематизированные элементы должно рассмотреть с позиции их включенности в системное функционирование.
  1. Прием содержательно-функционального анализа. Является продолжением системно-структурного анализа, углубляющим его, позволяющим тщательно исследовать и дать оценку состоянию каждого элемента.
  1. Правило педагогической идентификации проблемы. Существующую педагогическую реальность, «разложенную» на элементы и явления, необходимо обозначить научными категориями, установить связи с теоретическими положениями.
  1. Правило сбора, анализа, оценки фактов. Разнообразие установленных фактов, установление их достоверности и их оценка в совокупности дает возможность снизить степень субъективности и избежать ошибок идентификации. Оценка служит неотъемлемой, заключительной ступенью анализа. Безусловно, оптимальна оценка систематизированного материала.
  1. Прослеживание функциональных зависимостей. Первым этапом функционального анализа является установление связей между составными частями педагогической системы. Второй этап заключается в исследовании влияния, которое оказывают компоненты (образовательный, воспитывающий, развивающий) на исследуемое явление. Наконец, заключительный этап – определение внутренних и внешних причинно-следственных связей.

Замечание 1

Применение указанных правил и приемов дает возможность определить место педагогической реальности в затруднениях, испытываемых педагогом.

Изучение дополнительных статей по педагогике даст более детальное понимание применяемого инструментария для осуществления педагогического анализа.

Методы педагогических исследований

Методы педагогического исследования — это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

Методы педагогических исследований подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).

Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного к конкретному знанию, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.

К теоретическим методам исследования относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и моделирование.

Анализ — мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления.

Одно и то же исследуемое явление можно анализировать по многим аспектам. Всесторонний анализ признаков качеств позволяет глубже раскрыть их.

Синтез — мысленное соединение признаков, свойств явления в общее (абстрактное) целое.

Синтез — это смысловое соединение. Если просто суммировать признаки явления, между ними не возникает логической системы, образуется лишь хаотическое накопление отдельных связей.

Анализ и синтез тесно связаны между собой в любом научном исследовании.

Абстрагирование — мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.

Конкретизация — мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (по своей логической природе процесс, противоположный абстрагированию).

Сравнение — установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями.

Для того чтобы сравнить между собой определенные явления, необходимо выделить в них известные признаки и установить, как они представлены в рассматриваемых объектах. Несомненно, составной частью этого процесса всегда будет анализ, так как во время установления различий в явлениях следует вычленить измеряемые признаки. Поскольку сравнение — это выявление определенных соотношений между признаками, то ясно, что в ходе сравнения используется и синтез.

Обобщение — выделение в явлениях общих черт, т.е. подытоживание исследования.

При использовании метода сравнения устанавливаются общие признаки явлений, позволяющие объединить их в одну смысловую группу. Обобщение тем убедительнее, чем большее количество существенных признаков явлений подвергалось сравнению.

Моделирование — это исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей.

Индукция и дедукция — логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.

К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся: методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.); методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты); методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные); методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум); методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение) и т.п.

Рассмотрим более подробно некоторые из этих методов.

Наблюдение — метод исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств (целенаправленное, систематическое изучение определенного педагогического явления). Наблюдение наряду с самонаблюдением является основным исследовательским методом.

Наблюдение имеет ряд существенных черт, которые отличают его от обыденного восприятия человеком происходящих событий.

Основными из них являются:

· целенаправленность;

· аналитический характер. Из общей картины наблюдатель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, которые анализируются, оцениваются и объясняются;

· комплексность. Следует не выпускать из поля зрения ни одной существенной стороны наблюдаемого;

· систематичность. Необходимо не ограничиваться разовым «снимком» наблюдаемого, а на основе более или менее продолжительных (пролонгированных) исследований выявлять статистически устойчивые связи и отношения, обнаруживать изменение и развитие наблюдаемого за определенный период.

Виды наблюдений различаются по следующим признакам: по временной организации — непрерывное и дискретное (в отдельные промежутки времени); по объему — широкое (сплошное), когда фиксируются нес доступные особенности поведения наблюдаемых в целом, и узкоспециальное (выборочное), направленное на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов; по способу получения сведений — непосредственное (прямое) и косвенное (опосредованное). При прямом наблюдении исследователь регистрирует увиденные факты, при косвенном наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат.

Наблюдение может быть также включенным и невклю-ченным (по типу связи наблюдателя и наблюдаемого). Включенное наблюдение предполагает, что исследователь сам является членом группы, поведение которой рассматривается. Если при этом он маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождаются серьезные этические проблемы. В невключенном наблюдении позиция исследователя открыта, он наблюдает за происходящим со стороны.

По условиям проведения наблюдения бывают полевые (в естественных условиях) и лабораторные (с применением специального оборудования).

Существуют и другие виды наблюдения в зависимости от того, какой признак положен в основу исследования.

Как и любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны.

Достоинства наблюдения заключаются в том, что оно позволяет изучить предмет:

— в целостности;

— в естественном функционировании;

— в многогранных связях и проявлениях. Недостатки наблюдения состоят в том, что этот метод

Не позволяет:

— активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации;

— наблюдать одновременно за большим количеством явлений, лиц;

— охватить некоторые труднодоступные явления, процессы;

— избежать вероятности ошибок, связанных с личностью наблюдателя;

— делать точные замеры.

Беседа в качестве метода научного исследования дает возможность выяснить мнение, отношение воспитателей и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям. Беседа применяется как самостоятельный или как дополнительный метод исследования в целях получения необходимой информации или разъяснения того, что не было понято при наблюдении. В силу этого данные, полученные с помощью беседы, более объективны.

Исследователь, проводящий беседу, должен уметь вызвать собеседника на откровенность, четко ставить вопросы, которые должны быть тактичными, при этом нецелесообразна постановка вопросов «в лоб». Беседа проводится по заранее намеченному плану, в свободной форме, без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование.

При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Ответы при этом можно открыто фиксировать.

Рассмотренные выше методы исследования при всех их положительных сторонах обладают существенным недостатком: с их помощью ученый получает сравнительно ограниченное количество данных, причем эти данные не носят достаточно представительного характера, то есть относятся к небольшому числу обследуемых объектов. Между тем нередко возникает необходимость провести массовое изучение тех или иных вопросов. В этих случаях используется анкетирование.

Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).

Применяются различные типы анкет:

· открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа, и закрытые, в которых необходимо выбирать один из готовых ответов;

· полузакрытые (полуоткрытые), когда даются готовые ответы и можно добавлять собственные;

· именные, предлагающие указывать фамилию испытуемого, и анонимные — без указания автора ответов;

· полные и урезанные;

· пропедевтические и контрольные; и т.д.

Тестирование — метод педагогического исследования с использованием тестов.

Тест (от англ. test — проба, испытание, исследование) — стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Тест выступает в качестве измерительного инструмента, поэтому он должен удовлетворять строгим и ясным требованиям. Это ни в коей мере не случайно подобранный набор вопросов. Качество теста определяется надежностью (устойчивостью результатов тестирования), валидностью (соответствием теста целям диагностики), дифференцирующей силой заданий (способностью теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики).

Педагогический эксперимент — преднамеренное внесение изменений в процесс воспитания и обучения, глубокий качественный анализ и количественное измерение полученных результатов.

Как и наблюдение, педагогический эксперимент считается базовым исследовательским методом. Но если при наблюдении испытатель пассивно ждет проявления интересующих его процессов, то в эксперименте он сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы.

Существуют два вида эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторным является эксперимент, который проводится в искусственно созданных условиях.

Естественный эксперимент проводится в обычной обстановке. Он исключает то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют.

В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими или формирующими. Констатирующий эксперимент выявляет наличное состояние (до формирующего эксперимента).

Формирующий (обучающий, преобразующий) эксперимент — это активное формирование какой-либо установки.

К педагогическому эксперименту предъявляются определенные требования. Во-первых, он не должен допускать риска для здоровья участников эксперимента. Во-вторых, его нельзя проводить с заведомо отрицательным результатом.

Изучение документов также является методом педагогического исследования. Документом называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.

По форме фиксации информации существуют следующие документы:

— письменные (содержат в основном буквенный текст); к ним относятся классные журналы, дневники, медицинские карты, тетради учащихся, рабочие (календарные) планы преподавателей, учебные планы, протоколы собраний, программы, контрольные работы и др.;

— статистические (информация в основном цифровая);

— иконографические (кино- и фотодокументы, картины);

— фонетические (магнитофонные записи, грампластинки, кассеты);

— технические (чертежи, поделки, техническое творчество).

К методам педагогического исследования также относятся изучение и обобщение передового педагогического опыта. Этот метод направлен на анализ состояния практики, элементов нового, эффективного в деятельности педагогических работников.

М.Н. Скаткин выделяет два вида передового опыта: педагогическое мастерство и новаторство.

Педагогическое мастерство состоит в рациональном использовании рекомендаций науки и практики.

Новаторство представляет собой собственные методические находки, новые наработки.

Методом педагогического исследования является шкалирование, т.е. превращение качественных факторов в количественные ряды.

Такое преобразование дает возможность, например, качества личности изобразить в виде шкалы. Шкалирование, при котором оцениваются качества личности с помощью компетентных лиц, называется рейтингом.

К методам научного исследования относится также метод обобщения независимых характеристик, предполагающий выявление и анализ мнений, полученных от различных людей, а также метод педагогического консилиума, т.е. обсуждение результатов изучения уровня воспитанности и обученности школьников и совместная выработка средств преодоления недостатков.

В последние годы все большее распространение получает социометрический метод, который позволяет установить социально-психологические взаимоотношения членов какой-либо группы в количественных параметрах. Этот метод дает возможность оценивать структуру малых групп и статус отдельной личности в группе, по пому метод называется также методом структурного акал та коллектива.

Особое положение занимают математические методы и методы статистической обработки исследовательского материала.

Математические и статистические приемы в педагогике используются для обработки полученных с помощью опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они дают возможность оценить результаты работы, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

Таковы наиболее важные методы исследования, применяемые в педагогике. Каждый из них выполняет свою специфическую роль и помогает изучению лишь отдельной стороны педагогического процесса. Для всестороннего изучения применяются методы исследования в совокупности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *