Методы обучения чтению в начальной школе

Отечественные методики обучения чтению

В статье содержится краткий обзор отечественных методик обучения чтению детей дошкольного и школьного возраста. Приведена последовательность развития методов обучения грамоте в дореволюционной России, СССР и современной России.

Педагогическая практика разделяет несколько вариантов системного подхода к обучению чтению на русском языке.

Буквослагательный метод

Буквослагательный метод обучения чтению применялся ещё в Древней Греции и Древнем Риме. Использовать его в России стали с XVI и до середины XIX века.

Раньше буквы были аз, буки, веди… мало того, что буквы надо было выучить, их обозначение, так еще и то, как они называются. Учили названия букв, затем составляли из них слоги, заучивали их, читали по «складам». «Буки да аз, буки да аз». Что будет? — «ба-ба».

Такой, чисто механический способ. Дети мало что понимали, но запоминали.

Недостатки буквослагательного метода:

Во-первых, не развивал детей умственно, они не понимали, что это такое, откуда, как из сочетания каких-то значков получались слова. И во-вторых, этот способ очень долгий (до двух лет), и таким же способом обучали письму. В итоге три — четыре года ходили в школу, чтобы получить основы грамоты.

После XVIII века буквослагательный метод был несколько усовершенствован: из процесса обучения было исключено заучивание названий букв и составление из них слогов, ученикам предлагалось выучивать сразу слоги.

Для упражнения навыка из известных слогов составлялись все более сложные слова. Этот способ обучения грамоте получил название слогового метода.

Слоговый метод

Использование слогового метода в обучении чтению детей дошкольного возраста предполагает, что единицей чтения становится слог, а не буква и звук, который она обозначает.

Этот метод, в его древнейшем применении, знали еще римляне. По слоговому методу вслед за изучением алфавита шло запоминание слогов. Есть несколько разновидностей слогового метода. Наиболее древняя его разновидность основана на заучивании букв и слогов.
Сначала учащиеся заучивали все буквы алфавита, затем, называя отдельные буквы, сочетали их в слоги и заучивали слоги, затем из знакомых слогов читали слова. Метод этот близок к буквослагательному методу обучения грамоте.
Более поздняя разновидность слогового метода устраняла называние отдельных букв, входящих в состав читаемого слога, вела к слитному чтению слога и облегчала усвоение процесса чтения.
В русском языке обучение по слоговому методу начинается с заучивания букв алфавита (славянские названия букв в начале XVIII в. заменили сокращенными названиями: а, бе, ее…). Затем идет заучивание слогов без складывания их из букв: учитель называет двухбуквенные открытые слоги — ба, ва, га, да, ученики повторяют их за ним (отдельное называние букв не разрешается), заучивают слоги и упражняются в слитном чтении слогов, т. е. к зрительным восприятиям букв и слогов добавляются слуховые, а также и речедвигательные упражнения.
Далее вводятся упражнения в чтении двусложных слов, составленных из знакомых слогов. Это новый прием в методе обучения грамоте — переход от чтения слогов к чтению слов. Затем заучиваются слоги в три буквы: бра, ера, гра, в четыре буквы: стра, стру, стре, и дети упражняются в чтении слов из изученных слогов. Далее следуют упражнения в чтении текстов любой трудности, по-прежнему в первую очередь молитв, заповедей, нравоучений.
Однако слоговые методы в том виде, как они применялись в XIX в., были отягчены недостатками, унаследованными от буквослагательного метода: механическое зазубривание букв и огромного количества слогов, порой искусственных, бессмысленных (взгра, взгру и т. д.), сложение слов из заученных элементов.

Тот факт, что в русской графике действует слоговой принцип (одна, отдельно взятая буква, как правило, не может быть правильно прочитана), казалось бы, говорит в пользу слогового метода обучения чтению. Однако до сих пор исторический опыт русской школы показывал, что слоговое чтение успешнее осуществляется в рамках звукового метода (например, звукового аналитико-синтетического, применяемого в школе наших дней), чем при обучении по слоговому методу.

Поиски и споры к середине XIX в. привели большинство букваристов к выводу о том, что, во-первых, звуковые методы обладают преимуществами перед буквенными, так как более соответствуют звуковой природе речи; во-вторых, аналитическая работа (не один лишь синтез!) обеспечивает лучшее мыслительное развитие; в-третьих, невозможно далее мириться с раздельным обучением чтению и письму, а также с чтением непонятных детям текстов.

Учебники слогового метода:

Среди многочисленных азбук слогового метода можно выделить изданную в 1844 г. красиво оформленную азбуку «Великолепная русская азбука. Подарок для добрых детей».

Звуковой метод

На смену буквослагательному и слоговому методам обучения чтению в XIX веке пришло более прогрессивное звуковое обучение грамоте. Под словосочетанием «Звуковой метод» подразумевается система обучения чтению, которая предполагает на первом этапе обучения разделение слов на составляющие его буквы и фонемы, и на втором этапе обучения предполагает обратное действие, то есть соединение букв/фонем в слитные слоги и слова.

Главный центр тяжести этой системы лежит в упражнениях над выделением отдельных звуков из слов и затем в слиянии их в слова, причем за звуки признаются отдельно как гласные, так и согласные. Изучение звуков начинается обыкновенно с какого-нибудь гласного, напр. у, к которому затем прибавляется какой-нибудь согласный, напр. с, сначала в так называемом обратном слоге ус (причем предписывается «тянуть первую букву, а потом, не бросая ее, не останавливаясь, прибавлять к ней вторую»), а затем уже в прямом слоге су.

Пример: На первом этапе дети учатся делить слово МАСКА на составляющие его буквы/фонемы М-А-С-К-А, а на втором этапе учатся соединять эти буквы/фонемы в слитнопроизносимые слоги МАС-КА.

Наиболее яркий начинатель и подвижник звукового метода обучения грамоте в России — Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1870).

Препятствием к применению чисто звукового метода в обучении чтению служит общее несоответствие звуков с буквами. Число звуков в русской речи (как, впрочем, и во всякой другой) гораздо больше, чем письменных знаков для них, почему одна и та же буква часто имеет разные оттенки произношения, смотря по своему положению в слове.

Главным недостатком звукового метода является то, что согласные, произношение которых по самому их свойству немыслимо без гласных, заставляют тем не менее произносить отдельно, что нередко дает звуки, вовсе не соответствующие естественным звукам речи.

Со времен К. Д. Ушинского звуковой метод обучения грамоте прошел сложный путь развития и с большими доработками лег в основу современного, традиционного звукового аналитико-синтетического метод обучения чтению.

Учебники слогового метода

В 1864 К. Д. Ушинский выпустил «Родное слово», включающее «Азбуку» и «Первую после азбуки книгу», составленные по звуковому методу. Вводя новую систему обучения грамоте, порвав со всеми традициями буквослагательного и слогового методов, Ушинский требует от детей не заучивания всех букв в алфавитном порядке, а усвоения их по степени трудности.

По методу Ушинского, дети выделяли звуки из простейших слов — а у, у а, у с, оса, учились писать буквы, обозначающие их, и читали написанное. Умело сочетая в своём методе анализ и синтез, Ушинский сделал процесс усвоения грамоты сознательным. Он подчёркивал, что задача школы не только в том, чтоб научить детей читать и писать, но ещё и в том, чтоб ознакомить детей с рус. яз., как основой образования и воспитания.

Главным в преподавании родного языка в начальной школе, по Ушинскому, являются беседа и сознательное чтение. «Родное слово» выдержало 147 изданий.

Родное слово (1864 г. Ушинский К.Д.)

Ушинский К.Д.

Год: 1915 (147-е издание)

Издательство: «ПЕТРОГРАДЪ», Петроград

Формат: PDF | Количество страниц: 110

«Родно слово» — классический учебник русской дореволюционной начальной школы. Первое издание вышло в 1864 году., и с тех пор книга непрерывно переиздавалась по нескольку раз в год. Употреблялась в русской народной школе вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции.

Читать \ Скачать (PDF 32Mb)

Метод целых слов

Методика чтения целыми словами (методика глобального чтения) заимствована из Америки. Дело в том, что практические трудности при обучении грамоте на английском языке с применением звукового метода привели к созданию альтернативного подхода, так называемого, при котором обучаемые заучивают слова целиком, как иероглифы. Известные последователи, развивавшие метод целых слов вплоть до настоящего времени — – японец Шиничи Сузуки (1898—1998) и американец Гленн Доман (1919—2013).

В советской школе метод чтения целыми словами применялся 13 лет, с 1922 по 1935 год, потом был отвергнут как бесперспективный, но различные варианты его существуют до сих пор (Методика Глена Домана).

Метод целых слов предполагает начинать чтение с осмысленных единиц — слов и фраз. Он не требует хорошо развитого фонематического слуха, не основывается на звуковом анализе и синтезе, опираясь на зрительную механическую память.

Дается картинка, под картинкой слово. Детям показывают это, и они запоминают начертание слова и постепенно начинают читать. Казалось бы — красота! Родители в восторге, ребенок уже не «быкает», не «мыкает» слоги, а читает сразу слово или даже фразу из знакомых слов.

Но дети заучивают слова! Они не в состоянии прочитать незнакомое слово! Почему этот метод до сих пор используется в Америке и является там оправданным? Потому что у них написание слов и их произношение не совпадает.

Да, у нас не совпадает тоже, но не до такой степени. Там действительно нужно запоминать как пишется слово. Вспомните как вы изучали английскую грамматику, сколько там правил чтения? Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста не в состоянии их усвоить, и поэтому чтение слов надо запомнить. К тому же в английском языке много коротких слов, гораздо больше, чем в русском.

Этот метод оправдан для английского языка, и дети, изучая его как иностранный, в раннем возрасте тоже учатся так читать. Но он не подходит для русского языка и поэтому еще в 1935 году был отвергнут, как не соответствующий природе русского языка и дающий плохие результаты в обучении.

Дети делали очень много ошибок при письме: пропускали буквы, искажали слова (в английском языке нет изменения слов по роду и спряжению, а в русском слова должны менять окончание).

Подробнее о методе целых слов и его развитии в дореволюционной и советской России можно ознакомиться в научной статье доктора педагогических наук Никитиной Елены Юрьевны (г. Челябинск) – «Метод целых слов в отечественной букваристике начала ХХ века» (Скачать PDF 9.7Mb)

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте (СССР)

Со времен К. Д. Ушинского звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению прошел сложный путь развития и используется в школе по сей день. Значительные усовершенствования внесены в него целым рядом видных советских ученых.

В основу методической системы звукового аналитико-синтетического метода легли компоненты ориентации на специфику фонетической системы русского языка. Они, в конечном счете, определяли содержание и порядок изучения отобранного для ребенка учебного материала.

В 1937 г. вышли буквари А.В. Янковской и Н.М. Головина, составленные по звуковому аналитико-синтетическому методу. Эти буквари применялись до 1944 г. Затем создаются буквари под руководством С.П. Редозубова, А.В. Янковской («Букварь» АПН РСФСР); широко был распространён «Букварь» для сельской школы, составленный А.И. Воскресенской.

В этих букварях и руководствах к ним было внесено много нового: в соответствии с достижениями современной фонетики уточнён порядок изучения звуков и букв, их сочетаний, слогов; с учетом психологии выделены четыре ступени формирования навыка чтения; аналитико-синтетические упражнения согласованы с особенностями изучаемых звуков и слогов.

Советские буквари 40-50-х годов, составленные по звуковому аналитико-синтетическому методу, обеспечивали овладение детьми навыком чтения за три с небольшого месяца. Одновременно с обучением элементарному чтению идёт развитие их речи и мышления, обучение письму, дети получают пропедевтические сведения по грамматике и орфографии.

Методические пособия на основе звукового аналитико-синтетического метода обучения чтению

Букварь Александры Воскресенской (1945)

Букварь Воскресенской А.И. выдержал 20 переизданий и использовался в школах до середины 60-х гг.

Воскресенская Александра Ильинична (1890—1966) — советский педагог и методист по русскому языку в начальной школе, автор букварей для сельских школьников. Член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, заслуженный учитель РСФСР

Опытная учительница и видный ученый-методист А.И. Воскресенская работала над разработкой научных основ советской методики обучения грамоте параллельно с С.П. Редозубовым. При выборе наиболее оптимального варианта звукового аналитико-синтетического метода она остановилась на методических системах В.П. Вахтерова и В.А. Флерова. Опираясь на их идею учета в обучении грамоте особенностей ребенка, А.И. Воскресенская разрабатывает свою систему обучения, которая была реализована в букваре 1945 г

О продуктивности подхода методиста говорит уже тот факт, что в букваре А.И. Воскресенской был предложен свой порядок изучения букв, который определялся более строгой постепенностью возрастания слоговых трудностей. Сначала давались двухбуквенные слоги с одним согласным (ам, ма, ра) и слова, состоящие из них (На-та, Па-ша), потом трехбуквенные с гласной в середине (мак). Далее следовала комбинация прямых двухбуквенных слогов с трехбуквенными с гласной в середине (са-лат, кош-ка); затем подключались шестибуквенные трехсложные слова (хо-ро-шо, ро-ди-на), после этого – шестибуквенные из трехбуквенных слогов (мос-тик). На завершающих этапах обучения вводились слова со стечением согласных в начале и в конце слова (март, стол).

При таком расположении дидактического материала каждая новая слоговая трудность подготавливалась предыдущей с многократным повторением этих связей.

Букварь А.И. Воскресенской 1945 г.

А. И. Воскресенская

Год: 1959 (Шестнадцатое издание)

Издательство: «УЧПЕДГИЗ», Москва

Формат: PDF | Количество страниц: 94

«Букварь» за авторством методиста и педагога по русскому языку Александры Воскресенской был одним из самых успешных пособий для младшей школы: он переиздавался двадцать раз. Секретом успеха букваря было удачное сочетание заданий на развитие памяти, воображения и тренировку навыков письма и чтения.

Читать \ Скачать (PDF 250Mb)

Азбука (1959)

А.В. Янковская, А.И. Воскресенская, С.П. Редозубов

Год: 1969 (9-е издание)

Издательство: «ПРОСВЯЩЕНИЕ», Москва

Формат: PDF | Количество страниц: 104

Это большая красочная книга, созданная специально для обучения детей дома. Азбука выдержала десять изданий. С помощью этой «Азбуки» дети учились не только читать и считать, но и делать ёлочные игрушки, аппликации, карнавальные костюмы.

Читать \ Скачать (PDF 615Mb)

Букварь И.Ф. Свадковского (1953)

Букварь Академии педагогических наук РСФСР (1953 год), который разрабатывался в течение шести лет (1947-1952 гг.) под общим руководством И.Ф. Свадковского. Базой для этого букваря стала методическая система обучения грамоте С.П. Редозубова.

Свадковский Иван Фомич (1895—1977) — видный советский учёный-педагог, академик АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор.

В результате проведенного исследования на тему «Научные основы обучения грамоте» коллективом ученых, методистов, учителей-экспериментаторов были составлены «Требования к новому букварю», включающие общепедагогический, психологический, методический, лингвистический аспекты учебника. В целом они сводились к следующим основным положениям:

1) порядок расположения звуков и слогов должен согласовываться с данными фонетики;

2) звуки и слоги разных типов должны даваться детям в последовательности, обусловленной степенью трудности их усвоения;

3) звуки должны изучаться путем их сопоставления;

4) последовательно должны идти два процесса – звуковой анализ и синтез звуковых элементов;

5) приемы анализа и синтеза должны соответствовать особенностям изучаемых звуков и слогов, варьироваться в зависимости от этих особенностей;

6) чтение и письмо идут параллельно и одновременно, опираясь на одни и те же приемы анализа и синтеза;

7) вся система обучения предполагает широкое привлечение средств наглядности и опирается на развитие речи и мышления учащихся.

В основу букваря И.Ф. Свадковского легли самые передовые достижения педагогической науки того времени.

Букварь И.Ф. Свадковского 1953 г.

И. Ф. Свадковский

Год: 1956 (Четвертое издание)

Издательство: «УЧПЕДГИЗ», Москва

Формат: PDF | Количество страниц: 96

Букварь составлен коллективом научных сотрудников АПН и учителей Москвы и Ленинграда под редакцией действительного члена АПН И.Ф. Свадковского. Сначала в чёрно-белом, а затем и в цветном исполнении «Букварь» выдержал множество редакций и переизданий.

Читать \ Скачать (PDF 434Mb)

Складовой метод обучения чтению

Складом называется слияние согласной с гласной (ма, ша), отдельный гласный в качестве слога, отдельный согласный (в закрытом слоге), согласный с любым знаком (бь, съ…) – не более.

Метод обучения чтению по складам начал применял Лев Николаевич Толстой при обучении крестьянских детей. Вот что писал Толстой о складовом способе обучения чтению:

…по нём ученики выучиваются грамоте гораздо скорее, чем по всякому другому: способный ученик выучивается в 3, 4 урока, хотя медленно, но правильно читать, а неспособный — не более как в 10 уроков. Поэтому всех тех, которые утверждают, что звуковой способ есть самый лучший, быстрый и разумный, я прошу сделать только то, что я делал неоднократно, что я также предложил Московскому Комитету Грамотности сделать публично, то есть сделать опыт обучения нескольких учеников по тому и другому способу.

Принцип складового чтения, прежде всего, хорош тем, что ребенку не нужно понимать, как одна буква образует слог с другой. А ведь именно это является камнем преткновения для большинства детей!

«Все буквы знает, – говорят родители, — а читать не умеет». Знакомо? Сам ребенок особо не произносит отдельные фонемы: почти с рождения он «разговаривает» целыми складами: гулит, лепечет. А это значит, что и учиться читать по складам будет гораздо проще

Почему склады, а не слоги? Ведь привычнее звучит фраза «читает по слогам», чем «читаем по складам». Склад отличается от слога.

В русском языке слог может состоять и из одной буквы, и из десяти. Например, в слове «яма» первый слог – «я», в слове «взрыв» – один слог, состоящий из пяти букв, а из восьми букв состоит слог в наречии «вскользь».

Выучить буквы алфавита на первый взгляд проще, чем заучить все возможные склады. Но это только на первый взгляд. Если учеба происходит не во время скучных уроков, а в игре, то дело движется быстро и легко. Цель-то – читать, а не знать назубок алфавит.

В наше время складовый метод получил свое развитие в методиках Николая Александровча Зайцева и Евгения Васильевича Чаплыгина.

Методика Зайцева

Логическая и стройная система обучения чтения Зайцева прекрасна, прежде всего, тем, что учитывает потребности ребенка дошкольного возраста – в движении, в активности и в самостоятельности. Если в садике говорят – не вертись, сиди смирно, слушай внимательно, смотри в книгу, то на занятиях «по Зайцеву» все иначе: дети прыгают, поют, притопывают, прихлопывают, маршируют, бегают с кубиками из одного конца комнаты в другой, смеются, строят паровозы и башни, и… читают. Да с удовольствием, стараются. Ведь, прочитав слово, можно подольше подержать в руках умную указку или получить долгожданную команду «Выходи!».

Методика обучения чтению по Зайцеву основана на складовом принципе — то есть читать детей учат не по слогам, не по буквам, а по складам. Зайцеву удалось создать стройную, логичную и красивую систему обучения чтению, которая не только удобна для преподавателя, но учитывает интересы и потребности ребенка.

Пособия по системе Зайцева http://www.metodikinz.ru/

Методика Чаплыгина

Можно ли назвать Чаплыгина вторым Зайцевым? Не совсем. Методика Чаплыгина также индивидуальна и в определенном смысле самобытна. Но, разумеется, идеи схожи — тоже склады, тоже кубики. В чем же основные отличия? Главное отличие состоит в упрощении. В методике Чаплыгина нет деления на глухие и звонкие звуки, на мягкие и твердые, как у Зайцева. Педагог счел это лишней информацией для детей. Действительно, для понимания принципа чтения звукобуквенный анализ не так важен. Понятие «гласный и согласный» тоже не вводится, хотя цветовое деление все-таки присутствует.

Кубики Зайцева своей «гремучестью», музыкальными напевками и различием в размерах направлены на развитие одновременно слухового, зрительного и тактильного восприятия. Предполагается, что эти три сенсорные зоны должны помогать в запоминании. Кубики Чаплыгина подвижные или динамичные, как их принято называть. Десять двойных (два кубика соединены планками сверху и снизу) кубиков можно крутить вокруг собственной оси, получая новые склады, что тоже способствует развитию сенсорики. Кубики сделаны из природного материала, лучшего для детской игры – из дерева. Зайцев предлагает картонные, поскольку наполнять «звучанием» деревянные гораздо проблематичнее.

Но это не все отличия! У Чаплыгина кубиков меньше. Если у Зайцева их больше шестидесяти, то Чаплыгин вместил все нужные склады на тридцати. Причем, двадцать кубиков объединены попарно в десять (то есть в наборе всего двадцать элементов). Сами сочетания букв не случайны. Это, как пишет автор, результат многолетних трудов и исследований. Какой-то понятной и прямой логики в расстановки букв не найти – это, скорее, сочетание наиболее часто встречающихся складов. Для набора некоторых слов, однако, потребуется поставить двойные кубики торцом, чтобы хватило букв (например, при написании слова «здравствуйте», ведь одинарные буквы «Д» и «З» находятся на одном кубике).

Многие специалисты раннего развития считают, что методика Чаплыгина для обучения чтению по складам применима для индивидуальной работы, что же касается группового обучения детей чтению, то здесь бесспорное преимущество у методики Николая Зайцева.

(Продолжение следует…)

Методы и приемы обучения чтению детей младшего школьного возраста (стр. 1 из 5)

Оглавление

Введение

I. Психолого-педагогическое обоснование проблемы обучения чтению младших школьников

1.1 Особенности обучения в начальных классах

1.2 Психологический подход к пониманию сущности чтения

1.3 Психофизиологическая характеристика процесса чтения

II. Теоретические основы обучения чтению детей младшего школьного возраста

2.1 Сопоставительно-критический анализ методов обучения грамоте в истории педагогики

2.2 Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте

2.3 Обзор методов и принципов обучения чтению

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение

Для того чтобы ребенок мог успешно учиться в школе в первую очередь ему необходимо овладеть основными учебными навыками: чтением, письмом и счетом. Можно сказать, что именно они являются основой всего образования.

Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Учащийся, который не научился читать или плохо умеет это делать, не может успешно приобретать знания. Ведь процесс школьного обучения всегда предполагает самостоятельную работу детей, прежде всего работу над книгой. Недостаточное овладение учащимися техникой чтения, а главное умением понять прочитанное, будет сопровождаться серьезными трудностями в учебной работе, которые могут привести к неуспеваемости.

Проблема обучения чтению — одна из важнейших проблем педагогического процесса и она всегда привлекала к себе внимание психологов и педагогов. Вопросами неуспеваемости младших школьников и проблемой развития читательской деятельности учащихся занимались многие отечественные авторы: П.П. Блонский, Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, Л. С. Славина, С.М. Тромбах, Т.Г. Егоров, Г.Н. Кудина, Г.А. Цукерман. Эти проблемы также рассматривались многими зарубежными исследователями М. Коулом , Дж. Мортоном и др.

Несмотря на то, что проводимые в начальной школе диагностические срезы подразумевают оценку сформированности навыка чтения не только посредством скоростного критерия (количество слов в минуту), но и оценку понимания прочитанного, для многих учителей первый критерий является основным. Как отмечает психолог Л.В. Шибаева, техника чтения, о которой педагог заботится в начальной школе, считается сложившейся, а чтение как полноценная деятельность, имеющая статус культурной ценности, не складывается. Между тем современная мировая практика ориентирована на критерий понимания текста. Так, регулярно проводимые во многих странах проверки сформированности навыка чтения базируются на критерии грамотности чтения, который формулируется как » способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества».

Проведенное в 2000 году по этой системе международное исследование образовательных достижений учащихся (PISA) зафиксировало очень печальный результат: по уровню грамотности чтения российские школьники заняли 27 место. В частности, читать на «высшем уровне» — т.е. «понимать сложные тексты, оценивать представленную информацию, формулировать гипотезы и выводы», смогли только 3% обследованных российских школьников. Учащихся, показавших уровень ниже первого (включает в себя базовые умения: нахождение в тексте простой информации, заданной в явном виде, интерпретация текста с целью определения основной темы), в России оказалось 9%, в среднем же по странам — 6%.

Это обстоятельство заставляет вновь вернуться к разработке критериев оценки сформированности навыка чтения.

В качестве «рабочего» мы предлагаем использовать критерий «качество чтения». Под качеством чтения мы понимаем умение осмысленно читать.

Из вышесказанного была сформулирована проблема дальнейшего исследования: какие приемы и методы обучения будут способствовать повышению качества чтения детей младшего школьного возраста.

Объектом изучения является процесс обучения чтению младших школьников.

Предмет: особенности обучения чтению младших школьников.

Цель работы: осуществление целенаправленной работы по обучению чтению детей младшего школьного возраста с применением разнообразных приемов и методов.

Для достижения поставленной цели исследования были сформулированы следующие задачи:

1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме обучения чтению детей младшего школьного возраста;

2) Определить роль чтения в развитии детей младших классов;

3) Изучить влияние различных приемов и методов на качество обучения чтению младших школьников

4) Выявить уровень

Гипотеза: мы предположили, что качество чтения детей младшего школьного возраста будет зависеть от применения учителем в работе по обучению чтению разнообразных приемов и методов.

Методы исследования. В соответствии с поставленными задачами применяются следующие методы исследования:

· изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

· индивидуальные беседы с детьми;

· психолого-педагогический эксперимент (констатирующий);

· качественный и количественный анализ полученных результатов.

Данная работа не является глубоким научным исследованием, но, тем не менее, претендует быть небольшим пособие по обучению детей младшего школьного возраста чтению.

Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы обучения чтению младших школьников

1.1 Особенности обучения в начальных классах

«Младший школьный возраст – это период в жизни ребёнка с шести до десяти лет, когда он проходит обучение в начальных классах» . «В этот период учение является основным видом деятельности, в которой формируется человек» . В начальных классах дети приступают к познанию начала наук. На данном этапе преимущественно развивается интеллектуально-познавательная сфера психики. На этом этапе появляется много психических новообразований, совершенствуются и развиваются старые. «Школьный период характеризуется интенсивным развитием познавательных функций, сенсорно-перцептивных, мыслительных, мнемических и др» .

Обычно ученик начальной школы с охотой идёт в это учебное заведение. Для учащихся первых-четвертых классов характерным является стремление к положению школьника. . В первые дни учёбы в школе большое значение имеет опыт, приобретённый ребёнком дома. Раньше маленький дошкольник был единственным и уникальным существом, но с поступлением в школу, он попадает в среду, где вокруг него такие же «уникальные и единственные». Кроме необходимости приспосабливаться к ритму школьной жизни и новым требованиям, осваивать пространство школы, овладеть способами самоорганизации и организации своего времени младший школьник должен учиться взаимодействовать с одноклассниками. Но главная задача младшего школьника заключается в успешном обучении в школе.

Также важно отметить, что на этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает так называемый кризис семи лет. У ребёнка изменяются восприятие своего места в системе отношений. «Меняется социальная ситуация развития, и ребёнок оказывается на границе нового возрастного периода» . Ребёнок осознаёт своё место в мире общественных отношений и приобретает новую социальную позицию школьника, которая непосредственно связана с учебной деятельностью. Этот процесс коренным образом меняет его самосознание, что приводит к переоценке ценностей. Учёба приобретает громадное значение для школьника, поэтому, например, цепь неудач ребёнка в этой ведущей на данном этапе деятельности может привести к формированию устойчивых комплексов или даже синдрому хронической неуспеваемости .

К важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем он сталкивается» . В поведении учащегося начальных классов видны послушание, конформизм и подражательность.

Обучение в школе является для детей достаточно новой и поэтому интересной деятельностью, при этом они сталкиваются и с рядом трудностей. Школьники первоначально, естественно, не умеют самостоятельно формулировать учебные задачи и выполнять действия по их решению. До поры до времени им помогает в этом учитель, но постепенно соответствующие умения они приобретают сами (именно в этом процессе у них формируется самостоятельно осуществляемая учебная деятельность, умение учиться). . Дети в этом возрасте обладают долей импульсивности, капризности, упрямства. Волевые процессы ещё недостаточно развиты у младших школьников. Постепенно умение проявлять волевые усилия появляется в умственной деятельности и поведении школьников. У школьников формируются произвольные умственные действия, например, намеренное запоминание, волевое внимание, направленное и стойкое наблюдение, упорство в решении разнообразных задач. Поэтому возрастает значение оценки результатов деятельности школьника со стороны взрослых. Учебно-познавательная деятельность школьника как социально и индивидуально значимая по существу имеет двойственную стимуляцию: внутреннюю, когда школьник получает удовлетворение, приобретая новые знания и умения, и внешнюю, когда его достижения в познании оцениваются учителем.

Оценка со стороны учителя является стимулом для учащегося. Эта оценка сильно влияет также и на самооценку учащегося. Причём, потребность в оценке и сила переживаний намного выше у более слабых учеников . Оценка выступает в роли поощрения. Оценка учителя помогает ребёнку со временем самостоятельно научиться оценивать свою работу. Причём это должна быть не просто оценка результата, но и самих действий школьника, выбранного им способа для решения какой-либо конкретной задачи. Учитель в начальных классах школы не может ограничиться просто отметкой в журнале, как оценкой деятельности ученика. Здесь важна содержательная оценка, то есть преподавателю необходимо объяснить школьнику, почему поставлена именно эта оценка, выделить положительные и отрицательные стороны работы ребёнка. В последствие педагог, оценивая учебную деятельность детей, её результаты и процесс, формирует у детей критерии оценки. .

Побуквенное, послоговое и глобальное чтение

ПОБУКВЕННОЕ ЧТЕНИЕ

Направлено на запоминание образа буквы и соотнесение части слова, обозначающего предмет, с самим предметом.

Раскладываем разные картинки или лото, подбираем начальные буквы названий картинок. Сначала родители четко называют буквы и показывают соответствующую картинку. Передаем букву ребенку (хорошо вместе с буквой дать ребенку что-нибудь вкусное) и показываем, куда ее нужно положить. Ребенок выполняет задание. Со временем он научится самостоятельно класть буквы на нужные картинки.

После освоения начала слова можно приступать к окончанию.

Подбираем несколько картинок, названия которых заканчиваются на один звук (кит, кот, рот). Наклеиваем их на карточку одна над другой, а справа — крупную букву, на которую оканчиваются все названия. Делаем несколько таких карточек с разными конечными буквами. Берем набор пластмассовых букв. Когда взрослый произносит слово, он выделяет голосов конечную букву. Ребенок выбирает нужную пластмассовую букву и кладет на напечатанную букву справа от картинок.

Внимание! Для упражнения можно использовать для упражнения только те буквы, которые пишутся так же, как произносятся. Нельзя использовать те слова, в конце которых — парные звонкие согласные (Б, В, Г, 3, Д, Ж) или йотированные гласные буквы (Я, Е, Ё, Ю).

ПОСЛОГОВОЕ ЧТЕНИЕ

Необходимо составить слоговые таблицы с такими парами:

  • согласный + гласный (па, мо)
  • гласный + согласный (ап, ом)
  • Можно взять одну согласную с разными гласными (ла, ло, лу) или одну гласную с разными согласными (ап, ап, ак).

  • Каждый слог можно написать на двух карточках — маленькой и большой. Ребенок должен соотнести одинаковые карточки, когда взрослый называет слог.
  • Берем пластмассовые буквы и карточки со слогами. Когда взрослый называет слог, ребенок накладывает пластмассовые буквы на карточку со слогом.
  • Пластмассовые буквы соединяем в слог ниткой длиной в 10-15 см. Оставляем буквы на расстоянии друг от друга. Когда взрослый произносить слог, ребенок приближает буквы друг к другу.
  • ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

    Цель и суть глобального чтения — научить ребенка узнавать написанные слова целиком, не расчленяя их на буквы. Вводить такое чтение можно только тогда, когда ученик научился соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.

  • Используем знакомые имена (самого ребенка, близких, клички животных). Распечатываем фотографии и снабжаем их надписями на отдельных карточках. Ребенок рассматривает и запоминает. Далее карточки убираем и предлагаем ребенку соотнести картинку с карточкой (выбрать необходимую надпись и приложить ее к картинке).
  • Позднее таким же образом работаем с общими словами на все основные лексические темы (игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы). Когда порция материала более-менее усвоена, вводим новые слова. Рекомендуется ориентироваться на интересы ребенка.

  • Письменные инструкции. Пишем на карточках задания типа «покажи палец», «подойди к окну», «дай игрушку». Должно быть по несколько карточек в одним и тем же глаголом и меняющимися существительными. Ребенок должен реагировать на меняющиеся слова. Выполняем инструкции сначала вместе с ребенком, затем он выполняет их сам. Рекомендуется работать с зеркалом.
  • Читаем предложения. Готовим серию картинок, на которых одно лицо выполняет разные действия: собака сидит, собака бежит, собака лежит. Сопровождаем картинки надписями-предложениями, потом убираем и предлагаем ребенку соотнести надпись и картинку.
  • ЧТО ДАЕТ ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ?

  • развивает мышление ребенка и его импрессивную речь (под действием впечатления)
  • развивает зрительное внимание и память.
  • LiveInternetLiveInternet

    nata_tursha все записи автора

    Учимся читать по звуковому методу. Часть 1.

    Звуковой метод. Краткое описание

    Звуковой метод обучения чтению (его еще называют фонетический метод) состоит из следующих этапов:

    1. Ребенок учится слышать и различать звуки в словах

    2. Ребенок учит, какими буквами записываются эти звуки

    3. Ребенок учится складывать написанные буквами звуки в слоги

    4. Малыш читает слова, а потом — предложения

    Звуковой метод обучения чтению — это традиционный метод, получивший широкое распространение. Именно по этой методике в советское время учили читать детей в школах, по этой же методике учат читать детей и во многих современных школах.

    Плюсы звукового метода

    1. Метод обычно используется для обучения чтению в школах, поэтому ребенку не придется «переучиваться», он будет легко понимать учителя и выполнять его задания (например, делить слово по слогам, различать гласные и согласные звуки и другие)

    2. Метод развивает так называемый фонематический слух ребенка, который позволяет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их правильному произношению. Как правило, логопеды рекомендуют именно этот метод обучения чтению, поскольку он еще и помогает деткам избавляться от дефектов речи.

    3. Учить ребенка читать по звуковому методу можно в любом удобном месте, некоторые упражнения можно выполнять даже на улице

    4. Для обучения не нужны дорогостоящие или сложные в изготовлении пособия, не нужна какая-то особенная подготовительная работа. Звуковой метод очень легок в использовании. Если родители загружены на работе и у них мало свободного времени, которое они могли бы посвятить обучению ребенка, то этот метод подходит им больше всего. Для большинства упражнений достаточно только фломастера и листка бумаги, а для некоторых — не нужно будет даже и этого.

    5. Звуковой метод подвергался проверке в школах в течение длительного времени. Все школьники рано или поздно, занимаясь по этой методике, начинали читать.

    Минусы звукового метода

    1. Звуковой метод не подходит сторонникам раннего развития ребенка, которые хотят, чтобы малыш научился бегло читать раньше пяти — шести лет. Поскольку обучение чтению идет через анализ слова, через развитие фонематического слуха, через звуки к слогам, через слоги — к словам, то это — довольно длительный процесс, требующий определенного уровня развития ребенка, поэтому начинать заниматься по этому методу слишком рано — просто бессмысленно.

    2. Научиться быстро и не задумываясь складывать звуки в слоги, а потом в слова, особенно если эти слова — длинные и сложные, не так то просто. Для достижения быстрой техники чтениянеобходимо много читать и тренироваться. Будьте готовы к тому, что сначала малыш читать слова будет медленно, с трудом, с ошибками.

    3. Обычно первое время ребенок не понимает прочитанного, поскольку все его усилия будут направлены на то, чтобы прочитать и разобрать отдельные слова. Пониманию прочитанного придется уделять отдельное внимание.

    Учимся читать. Звуковой метод. Этап 1

    Возраст ребенка: можно учить примерно с 3 — 3,5 лет.

    Первый этап обучения чтению состоит в том, что ребенок учится слышать и выделять звуки в словах.

    Ребенок должен услышать, что слова — это не просто какое-то целое неделимое образование, а что они состоят из отдельных звуков. Из разных звуков.

    Упражнения из этого раздела можно выполнять по-очереди, но лучше эти упражнения чередовать, выполняя с каждым звуком то одно задание, то другое. Так и малышу будет интереснее, и изучение звуков будет эффективнее.

    Упражнение 1. Учим гласные звуки.

    Первое, что малыш должен услышать — это гласные звуки, а именно: а, о, у, и, ы. Звук «э» пока не изучаем.

    Сказка про непослушный звук

    Но этот звук был очень непослушным. Как только его произносили, он сразу старался убежать и спрятаться. Слова из-за этого очень расстраивались.

    Давай поможем словам, из которых пытается убежать звук «А». Для этого мы, как только услышим звук «А» будем его ловить — хлопать в ладоши. Как только мы его поймаем (хлопнем в ладоши), звук будет возвращаться на свое место.

    Произносим слова, в которых присутствует или отсутствует звук «А». На первых порах стараемся выделять изучаемый звук, произнося громче и дольше остальных. Малыш должен хлопнуть в ладоши, если он услышал в слове этот звук (поймать его), и не хлопать, если этого звука нет.

    Слова выбираем такие, где звук слышится, или не слышится отчетливо, например, слово «корова» не подойдет, потому что в нем вторая буква «О» слышится как звук «А».

    Во время упражнения хвалим ребенка, подбадриваем его, помогаем, если нужно.

    Если малыш хлопнул правильно, то:
    «Как здорово ты его поймал»,
    «Ты вовремя успел»,
    «Отлично, ты вернул звук на место».

    Выучив один звук, начинает изучать следующий. Постепенно таким образом разбираем все пять гласных звуков.

    Упражнение 2. Учим согласные звуки

    Также как мы учили гласные звуки, учим согласные звуки: М, Н, Л, Р, Ш, С, Р, а затем и остальные согласные звуки. Рассказывая сказку про непослушный звук, говорите: «Это СОГЛАСНЫЙ звук и его тяжело пропеть, как песенку.

    Упражнение 3. Слушаем звуки.

    Найдите картинки с изображениями разных игрушек, животных, вещей. Их можно взять из настольных игр, вырезать их из старах журналов, или просто положить перед ребенком книжку с картинками.

    Пусть малыш выбирает и называет из них те, в которых есть заданный вами звук.

    Упражнение 4. Игра в слова.

    Всем известная игра в слова, в которую можно играть в машине, поезде, в очереди в поликлинике, … Она, оказывается, очень полезна для тех, кто учится читать.

    Правила игры следующие: игрок, чья очередь ходить, придумывает и произносит слово, начинающееся на последнюю букву слова, названного предыдущим участником.

    После этого ход переходит к следующему игроку. Играть можно вдвоем (это лучше, если вы играете с маленьким ребенком, который еще не очень хорошо освоил эту игру), а можно и компанией из нескольких человек.

    Например: АрбуЗ — ЗонТ — ТигР — РекА — АвтобуС — СтоЛ и т.д.

    Помогайте малышу, если у него не получается, но не торопитесь, давайте ему время подумать самому.

    Упражнение 5. Найди «лишнее» слово.

    Сказка про потерявшиеся слова

    Жили-были слова. Они построили для себя дома, и стали в них жить. Слов было очень много, и, чтобы не запутаться, кто где живет, они решили так: в каждом доме будут жить только одинаковые слова.

    Давай поможем таким словам. Для этого мы будем слушать, какие слова доносятся из домиков, а если услышим какое-то «лишнее» слово, то нужно будет назвать это слово, и тогда оно найдет правильную дорогу домой.

    Малыш должен услышать «лишнее» слово и назвать его. Если ребенок не справляется, то произносите слова медленнее, отчетливее, выделяя звуки, которыми они отличаются.

    Слова, которые можно использовать в игре:

    ►кот — год
    ►коса — коза
    ►колос — голос
    ►дом — том
    ►уточка — удочка
    ►палка — балка
    ►каша — саша
    ►мышка — мошка
    ►кошка — мошка
    ►козочка — розочка
    ►цапля — капля
    ►дочка — точка
    ►рука — река

    и любые другие, придуманные вами.

    Упражнение 6. Закончи слово.

    Для игры потребуется мячик, но можно обойтись и без него.

    Правила игры следующие: Вы придумываете слово и называете его начало (произносите первый слог или несколько слогов выбранного слова), кинув при этом мячик малышу.

    Ребенок возвращает мячик, заканчивая слово. Вы называете полученное в результате полное слово.

    Поменяйтесь с ребенком, предложив ему называть начало слова, а вам угадывать его окончание.

    Учим буквы. Звуковой метод. Этап 2

    Возраст ребенка: можно учить примерно с 3 — 3,5 лет.

    Второй этап обучения чтению состоит в том, что ребенок учит буквы, которыми записываются звуки.

    Очень важно называть буквы звуками, а не названиями этих букв. Например, не говорите «БЭ», а говорите «Б», не «ЭМ», а просто «М».

    Учите только заглавные печатные буквы, чтобы ребенок не путался.

    Изучая какую-нибудь букву, выполняйте для ее закрепления упражнения, представленные ниже (выберите, какие из них вам больше понравятся).

    Упражнение 1. Учим буквы.

    Показывайте ребенку и называйте буквы (звуками) как можно чаще. Буквы можно найти в букварях, на специальных плакатах, азбуке, на улице. Не торопитесь, не называйте все буквы сразу. Действуйте постепенно.

    Упражнение 2. Мастерим буквы

    Найдите дома какой-нибудь подручный материал. Это может быть все, что угодно: макароны, скрепки, кнопки, мозаика, спички, счетные палочки, веревочки, пуговицы, горошинки, жгутики или шарики из пластилина … Можно даже использовать что-нибудь съедобное, например, крупу, или кусочки хлеба, или небольшие конфетки.

    Предложите ребенку сложить (или вылепить) из этого подручного материала (выберите наиболее подходящий) изучаемую букву. Если малыш не захочет, то сложите ее сами, а малыш пусть смотрит.

    Упражнение 3. Заштриховываем буквы

    Нарисуйте на листе бумаги букву, которую можно заштриховывать, или распечатайте уже готовую. Подходящие буквы для распечатывания можно найти, пройдя по этой ссылке: буквы алфавита.

    Дайте картинку ребенку, не забыв произнести, какой звук означает нарисованная буква. Пусть малыш заштрихует букву простым карандашом или раскрасит ее цветными карандашамиили фломастерами. Еще можно нарисовать в букве какой-нибудь узор.

    .

    Упражнение 4. Рисуем пальчиками

    Возьмите небольшой поднос и высыпьте на него манную крупу. Распределите ее равномерно по подносу.

    Предложите малышу нарисовать изучаемую букву прямо на манке пальчиком. При этом крупа будет сдвигаться в стороны, и буква будет проявляться.

    Потом просто встряхните поднос, или поправьте манку руками, и можно будет рисовать новую букву.

    Рисовать буквы можно не только пальцем, но и какой-нибудь палочкой, но руками это делать, согласитесь, гораздо интереснее.

    Упражнение 5. Зачеркиваем буквы в тексте

    Подберите какой-нибудь текст с крупным шрифтом, можно из старой книжки, журнала, или распечатать специально подготовленный текст, пройдя по этой ссылке: зачеркиваем буквы в тексте.

    Ребенку нужно, просматривая текст на листе строчка за строчкой, зачеркивать букву, которую вы ему задали. Если буква встречается редко (например, э), тогда предварительно проверьте, что эта буква присутствует в предлагаемом тексте.

    После выполнения задания обязательно похвалите малыша.

    С ребятами постарше это задание можно выполнять на время: например, сколько букв ребенок успеет зачеркнуть за две минуты.

    Читаем по слогам. Звуковой метод. Этап 3

    Возраст ребенка: можно учить после 5 лет.

    Задача третьего этапа обучения чтению состоит в том, чтобы научить ребенка соединять выученные буквы в слоги, то есть читать по слогам.

    Как показывает практика, для ребенка, даже очень хорошо знающего буквы и звуки, соединить две буквы в слог — довольно сложно.

    Поэтому сначала мы предлагаем выполнить два очень важных подготовительных упражнения, которые помогут максимально упростить эту задачу для малыша.

    Упражнение 1. Буквы и слоги.

    Сказка про буквы

    Однажды буквы, которые обычно жили довольно-таки дружно, поссорились. Из-за чего — никто не знает, даже сами буквы об этом забыли. Но то, что они поссорились, они помнили почему-то очень хорошо.

    Они перестали ходить друг к другу в гости, перестали играть вместе и даже перестали разговаривать.

    В городе, в котором жили буквы стало очень скучно. Никто не веселился, никто не смеялся. Все только сидели по углам и дулись друг на друга. Что же делать? Давай поможем буквам, и помирим их.

    Для этого нужно напомнить буквам, как красиво они звучат, когда играют вместе. Тогда буковки вспомнят, как хорошо было, когда они все дружили, и помирятся.

    Давай мирить буквы «М» и «А».
    М, А, вместе получится «ММММАААА», получилось «МА». Ура, буквы М и А снова дружат!

    Давай мирить буквы «М» и «О».
    М, О, вместе получится «ММММОООО», получилось «МО». Мы подружили их!

    Когда ребенок поймет, как «соединять» буквы, вы предлагайте буквы для «дружбы», а он пусть их соединяет. Предлагайте как можно больше разных букв при выполнении этого задания.

    Упражнение 2. Буквы, слоги и слова.

    Для игры потребуется мячик.

    Правила игры следующие: вы предлагаете ребенку закончить слово, которые вы начали. Вы называете первые две буквы в придуманном вами слове и кидаете мячик малышу.

    Ребенок возвращает мячик, заканчивая слово. Вы повторяете полученное в результате полное слово.

    Например, вы говорите: «М», «А» и кидаете мяч ребенку. Он говорит: «МММААА», «машина» и возвращает вам мяч.

    Он может сразу говорить «машина», не называя предварительно слог «ма», но если ему так пока трудно, то пусть сначала называет слог, а потом придумывает слово.

    Через какое-то время попробуйте поменяться ролями — пусть малыш начинает слово, а вы заканчиваете.

    Упражнение 3. Читаем по слогам.

    Это упражнение лучше делать, когда ребенок хорошо освоил и выполняет два предыдущих, подготовительных упражнения.

    Показываете ребенку картинку, похожую на эту (картинку можно нарисовать на бумаге самим, или найти в каком-нибудь букваре):

    Тянем звук «ММММ», пока он не приедет к звуку «А», а потом сразу произносим звук «А»: «ММММММАААА», получилось «МА».

    Когда ребенок поймет, что от него требуется, постепенно предлагайте ему почитать таким образом другие слоги.

    Через некоторое время уберите дорожку с машинкой, и сразу показывайте нужный слог.

    Если вы выполняли с малышом первые два упражнения, то это задание не должно показаться ему сложным. Но если ребенок не может с ним справиться, то вернитесь к двум предыдущим упражнениям, и уделите им побольше времени.

    Учимся читать по слогам. Звуковой метод. Этап 3 (продолжение).

    Возраст ребенка: можно учить после 5 лет.

    Продолжаем учиться читать по слогам, закрепляем полученные навыки. В предыдущем разделе (читаем по слогам, начало) мы научили ребенка складывать из букв слоги.

    Пока этот процесс дается ему с трудом, поэтому продолжаем знакомиться со слогами. В этом разделе представлены упражнения, направленные на закрепление навыков чтения слогов.

    Выполняя их, ребенок будет совершенствоваться в чтении слогов, запоминать их, и начнет читать первые простые слова.

    Чем младше ребенок, тем больше внимания нужно уделить играм со слогами, поскольку понять слогообразование из букв ему будет тяжело, а просто запомнить, как читаются слоги, они смогут довольно легко.

    Упражнение 1. Придумываем слова.

    Правила игры: тот, чья очередь ходить, берет карточку со стола, переворачивает ее и придумывает слово, начинающееся на написанный на карточке слог.

    Если игрок смог придумать слово, он кладет карточку к себе. Иначе — обратно на стол. Игра заканчивается, когда на столе закончатся карточки.

    Помогайте малышу, если ему трудно справиться самому. Глядя на слоги, произнося их вслух, ребенок будет запоминать, как читаются слоги, со временем он будет очень быстро читать то, что написано на карточках.

    Упражнение 2. Строим дом.

    Напишите на карточках разные слоги и предложите ребенку игру в строителей. Вы будете строить дом, а он — привозить вам стройматериалы.

    Карточки со слогами будут кирпичиками для дома. Пусть малыш возьмет для игры какую-нибудь машинку.

    Пусть ребенок разложит карточки со слогами буквами вверх около себя, а вы сядьте немного в стороне. Говорите ребенку: «Привези мне кирпичик «МА»

    Малыш ищет среди своих кирпичиков тот, который вы назвали, кладет карточку на машинку и везет ее вам.

    Вы кладете карточку около себя и называете следующий слог. Получая таким образом карточки, вы их складываете в виде домика.

    Когда дом построен, радостно сообщаете об окончании строительства. Если вам не лень возить туда-сюда машинку, то можно поменяться ролями.

    Упражнение 3. Ищем клад.

    Положите на пол карточки со слогами, буковками вверх. Когда ребенок отвернется, спрячьте под одну из них монетку.

    Назовите слог, который написан на карточке, под которой спрятана монетка. Ребенок должен его найти и достать монетку.

    Упражнение 4. Подбираем слова к картинкам.

    Вырежьте из старых книг, журналов или возьмите из настольных игр картинки с разными предметами или животными.

    Отдельно на карточках напишите, как читаются изображенные на картинках предметы. Подберите рисунки так, чтобы они начинались на одну букву, а вторые буквы у них были разные.

    Например:
    ► бАнт — бОчка
    ► вЕдро — вИлка
    ► дОм — дИван

    Положите перед ребенком картинки и слова. Малышу нужно будет подобрать слова к картинкам.

    Как ребенок учится читать? Об основных этапах и продолжительности обучения чтению дошкольников

    Полное описание

    Обучение чтению обычно является индивидуальным процессом и должно включать некоторые этапы.

    Этапы обучения чтению.

    Ребенок:

    1 этап. Начинает узнавать и правильно называть отдельные буквы (в т.ч. согласные без добавления гласных). В конце этого этапа он начинает читать обратные слоги и слова типа ОН, ОХ, АЙ, ЭХ.

    2 этап. Осваивает слоги-слияния и читает короткие слова типа РА-МА, ЛА-ПА, АР-КА.

    3 этап. Учится читать трехбуквенные слоги или слова типа согласная-гласная-согласная и гласная-согласная-согласная (например, ВОЗ и ЁРШ).

    4 этап. Учится читать короткие слова с мягким знаком (например, ЕЛЬ, МОЛЬ, ТЕНЬ).

    6 этап. Читает 5-6 буквенные слова, разделенные на слоги.

    7 этап. Читает длинные слова и предложения.

    8 этап. Осваивает твердый знак ъ.

    9 этап. Читает короткие тексты.

    Взрослым также важно понимать, что параллельно с обучением чтению надо решать ещё 2 задачи:

    1 задача. Учить ребенка звукобуквенному анализу (то есть переходу от звука к букве) и правильному подбору букв при записи слов, не требующих знания правил русского языка.

    2 задача. Научить ребенка понимать (осмысливать) прочитанное. Вначале он должен учиться понимать отдельные слова, позднее предложения и тексты.

    Выделим здесь особо, что очень многие дети с трудом осваивают чтение слогов-слияний. На нашем сайте Вы сможете найти множество подсказок взрослым, как «безболезненно» обучить ребенка читать слоги-слияния. Для упрощения этой задачи рекомендуем Вам приобрести наш «Букварь-тренажер. Часть 1», в котором Вы найдёте упражнения для обучения чтению и развития навыка чтения слогов—слияний в словах простой структуры, где все слоги не превышают двух букв.

    О продолжительности обучения чтению

    Детей дошкольного возраста по легкости обучения чтению условно можно разделить на 3 группы (здесь не будет речи о детях с задержкой психического развития и других психических отклонениях).

    1 группа: Легко обучаемые дети.

    2 группа: Дети со средними способностями к обучению чтению.

    3 группа: Дети, с трудом осваивающие процесс чтения и понимания текста.

    Обучение чтению детей 1 группы может быть беспроблемным и быстрым не только для педагогов, но и для родителей, если они не допускают грубых ошибок (например, не делят слоги-слияния на отдельные буквы).

    Продолжительность обучения чтению детей 2 и 3 группы может быть очень большой, однако ни в коем случае таким детям нельзя «вешать ярлыки» типа «тупица», «бестолковый» и т.д. В дальнейшем такие дети могут вполне успешно учиться в общеобразовательных школах. Приведу пример из собственного опыта: один из моих соседей по даче, дошкольник 5 лет с большим трудом обучался чтению слогов-слияний. Оказалось, что у его отца была подобная же проблема в детстве. А в 11 классе этот мальчик уже был призером Республиканской Олимпиады по одному из гуманитарных предметов, очень хорошо сдал ЕГЭ и легко поступил в престижный ВУЗ. А ведь начинал обучение чтению он очень проблемно!

    Итак, прошу молодых родителей не торопиться с выводами типа «этот ребенок глупенький, тупой…», нужно терпеливо искать вариант обучения, подходящий для Вашего единственного и неповторимого ребенка.

    Взрослым очень важно помнить, что следствием его правильного поведения при обучении чтению должно быть не только достижение беглого и осмысленного чтения ребенка, возможности самостоятельной записи слов и предложений, но и сохранение интереса и желания учиться.

    Слоги-слияния: полная таблица + комментарии (ВАЖНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ!) («Домашний репетитор») >>>

    Слоги слияния: справочные таблицы для всех согласных >>>

    Таблицы для обучения чтению (3-х буквенные слоги и слова), часть 1 >>>

    Обратные слоги: коррекция ошибок при чтении (+ таблицы для чтения) >>>

    Другие статьи по обучению чтению:

    Заблуждения и ошибки взрослых по вопросам обучения чтению >>>

    Переход от звука к букве («Домашний репетитор»)>>>

    Букварь для дошкольника (какой букварь выбрать? какой букварь лучше?) >>>

    Обучение чтению по методике Н.А. Зайцева («кубики Зайцева», «чтение по складам»). Краткий обзор и анализ. >>>

    Воробьева Нина Федоровна

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *