Международные организации защищающие права ребенка

Основные международные акты о правах ребенка.

123

Идея прав и свобод человека привлекала внимание людей с древних времен. Среди первых, кто поставил вопрос о правах ребенка, имена таких известных педагогов, как Вентцель, активно боровшийся против насилия над личностью ребенка в дореволюционной России, Я. Корчак, польский детский писатель, публицист и общественный деятель. Вентцель в одной из первых в мировой практике » Декларации прав ребенка» (1917) провозгласил для детей равные со взрослыми права и свободы, в частности на воспитание и образование своих способностей, свободное выражение мыслей, жизнь без наказаний и пр. Я.Корчакв книге «Право ребенка на уважение (1929), отстаивая права детей, считал важным признать право ребенка быть тем, кто он есть, — право на индивидуальность и человеческое достоинство.

Большую роль в разработке социальных стандартов защиты прав детей сыграл Международный союз спасения детей, основанный англичанкой Эглантайн Джебб. По существу именно этой организацией была разработана Декларация прав ребенка, которая в 1923 г. была принята Лигой Наций. Декларация была первым международным документом по охране прав и интересов детей. В ней подчеркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Все человечество должно заботится о защите детства.

Несмотря на значительность этого события окончательно система защиты прав ребенка как составной части защиты прав человека сложилась гораздо позже только после провозглашения ООН принципа уважения прав человека. С целью разработки мер по охране прав детей был создан Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ, призванный осуществлять международную защиту прав ребенка по нескольким направлениям.

К основным международным документам, разработанным ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

Декларация прав ребенка (1959), Конвенция о правах ребенка (1989), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты, развития детей (1990).

Декларация прав ребенка – 1 международный документ, в котором родители, местные власти и нац. правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер.

В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, возможность развиваться физически, умственно, нравственно, духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание уделено защите ребенка, указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Так впервые в Декларации были сформулированы принципы, на которых должна базироваться государственная политика по обеспечению прав ребенка. Декларация явилась основой для важнейшего международного документа – Конвенции о правах ребенка. Впервые ребенок рассматривался не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права. Состоит из преамбулы и 54 статей. В 1990 году конвенция была подписана 61 страной. В 1992 году исполнительный Совет ЮНИСЕФ предложил государствам ежегодно отмечать Всемирный день детей – 20 ноября (в день принятия Конвенции о правах ребенка).

В статьях Конвенции детализируются индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей в условиях свободного от голода и нужды, жестокости и эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на:

-воспитание;

развитие;

защиту;

активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.

Основные, естественные права ребенка в Конвенции, по сути повторяют основные права взрослого во Всеобщей декларации прав человека (свобода мысли, совести, религии, право на уровень жизни необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного, социального развития и т.д.

Часть положений конвенции более специфична – право ребенка на защиту от всех форм насилия, грубого, небрежного отношения, эксплуатации; право на на отдых, досуг, участвовать в играх и развлечениях; право на защиту от экономической эксплуатации, от любой работы, которая может нанести вред здоровью, физическому умственному, духовному развитию. Ст. 37 требует, чтобы ни один ребенок не был подвергнут….унижающим его достоинство видам обращения и наказания.

В конвенции отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие детей несут ответственность за обеспечение условий жизни необходимых для развития ребенка.

Особо следует отметить требования к образовательным процессам.

Так в ст.29 отмечается, что образование ребенка должно быть направлено на:

а развитие личности. талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

б воспитание уважения к родителям ребек4а и его культурной самобытности, языку, ценностям, нац. ценностям и т.д;.

в воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН;

г подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, терпимости, мира, равноправия мужчин и женщин, дружбы между народами и т.д.;

д воспитание уважения к окружающей природе.

Согласно Конвенции все государственные структуры, в том числе учебно- воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции.

Значение этого документа состоит в том, что впервые в рамкам Конвенции был создан международный механизм контроля – Комитет по правам ребенка. Он уполномочен раз в пять лет рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции.

Это становится возможным только при наличии определенного механизма, позволяющего на уровне семьи ребенка или детского сада контролировать положение с соблюдением его прав. При этом очевидно, что такой контроль должен сопровождаться возможностью воздействия на семью с целью устранения возможных нарушений. ДОУ, работая с семьей, может стать важным элементам контроля. Вместе с тем очевидно, ччто эти учреждения в силу своей специфики и возможностей не в состоянии повлиять в полной мере на соблюдение всех прав.

Было проведено исследование (под рук. Дороновой) в 3 регионах где педагоги выделяли те права, с соблюдением которых ребенок непосредственно сталкивается в ДОУ.

Педагоги и родители считают, что образовательное учредение в состоянии повлиять на защиту прав ребенка дошкольника, а именно:

право на охрану здоровья;

право на образование;

право на участие в играх;

право на сохранение индивидуальности;

право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления.

Конвенция выступает в качестве основы для разработки государственных правовых документов, обязательных для исправлению. В нормативно-правовых документах федерального и регионального уровня, федеральных законодательных актах, в документах уровня региона и ДОУ конкретизированы права, представлен механизм реализации.

В России Конвенция ратифицирована в 1990г., в соответствии с п.4 ст.15 Конституции стала составной частью правовой системы РФ. Согласно Конституции материнство, детство и семья находится под защитой государства.

С целью дальнейшего создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ принят ряд законодательных актов – Семейный кодекс, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании». В них конкретизированы понятия о механизмах защиты прав и законных интересов детей, введен абсолютный запрет на ущемление прав ребенка в семье и образовательном учреждении.

Документы ДОУ; Типовое положение, Устав ДОУ, Договор с родителями.

В результате система нормативного обеспечения прав детей в сфере образования включает 4 уровня – международный, федеральный, региональный и локальный.

Реализация прав ребенка.

В условиях ДОУ проводится профилактическая, коррекционная работа по защите прав ребенка-дошкольника. Прежде всего, это основная работа детского сада, организация работы соответственно основным нормативным и образовательным документам, контроль по соблюдению прав сотрудниками педагогами, непосредственная информация и разъяснение. Низкий уровень правовой культуры.

Работа с родителями, контроль, профилактика

Российское законодательство и международно-правовые акты в области защиты прав и интересов ребёнка

Надежда Размахова
Российское законодательство и международно-правовые акты в области защиты прав и интересов ребёнка

«Сегодня, лучше, чем когда-либо, мы осознаём, что строительство более светлого будущего начинается с детей — с обеспечения их здоровья, образования, безопасности и окружения их любовью».

К. Аннан

Развитие человечества на современном этапе характеризуется признанием прав человека в качестве высшей социальной ценности. Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребёнка были выделены в отдельную категорию. Международное правовое регулирование защиты прав и интересов детей обусловлено множеством факторов. Начало его развития было положено в рамках Лиги Наций, а затем шло параллельно с общей международно-правовой регламентацией прав человека под эгидой Организации Объединенных Наций. Эти процессы находились в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. В частности, если в Декларации прав ребенка 1924 г. дети рассматривались исключительно как объект защиты, то уже после принятия Всеобщей декларации прав человека 1948 г. наметилась тенденция признания ребенка в качестве субъекта прав, о чем свидетельствуют отдельные положения Декларации о правах ребенка 1959 г.

Основным международно-правовым документом, который регламентирует обеспечение прав ребёнка, является Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребёнка. Она была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году. Эта Конвенция является наиболее общепризнанным документом по вопросам прав человека в истории, поскольку она ратифицирована всеми странами мира, за исключением двух, и обеспечивает уникальное положение детей в центре движения ко всеобщему применению принципов прав человека. Она включает 54 статьи, которые детализируют индивидуальные права детей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Ратифицировав этот документ, национальные правительства взяли на себя обязательство защищать и обеспечивать права детей и договорились отвечать за выполнение этого обязательства перед международным сообществом. В ней излагаются основные права человека, которые принадлежат всем детям в мире в равной степени. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 г.

Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей.Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т. п.

В соответствии с этими принципами:

1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.

2. Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

3. Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

4. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

6. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.

8. Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

9. Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

10. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

11. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

12. Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

13. Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

14. Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

15. Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Отношение к ребенку в обществе менялось на протяжении всей истории существования России. За время, прошедшее с момента ратификации Конвенции Россией, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией. Современный период характеризуется тем, что ребенок признан самостоятельным субъектом принадлежащих ему личных и имущественных прав.

Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами,как:

• Конституция РФ;

• Семейный кодекс РФ;

• Законодательство РФ об охране здоровья граждан;

• Федеральный закон «Об образовании»;

• Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;

• Закон о социальной защите инвалидов в РФ;

• Федеральный закон об опеке и попечительстве.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка

Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.

Олимпиада по праву 10 класс олимпиадные задания по праву (10 класс) по теме

Задания школьного тура олимпиады по праву для 10 класса

Часть А

1. Граждане не могут иметь на праве собственности :

А) фабрики и заводы

Б) ядерное оружие

В) грузовые автотранспортные средства

Г) рыболовецкие судна

2. Гражданская правоспособность признается в равной мере за:

А) всеми гражданами

Б) только за дееспособными гражданами

В) гражданами-иностранцами и лицами без гражданства

Г) дееспособными и эмансипированными гражданами

3. Правоспособность гражданина прекращается в случае:

А) признания его судом недееспособным;

Б) Осуждения его судом за совершение преступления

В) его биологической смерти

4. Об ответственности за дачу заведомо ложных показаний суд предупреждает:

А) прокурора

Б) представителя обвинения

В) свидетеля

Г) истца

5. Предметом семейного права как отрасли права являются:

А) личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи

Б) любые личные неимущественные отношения

В) любые имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи

Г) личные неимущественные отношения, связанные с имущественными

6. Брак порождает правовые последствия:

А) со дня регистрации в органах записи актов гражданского состояния

Б) после длительных фактических брачных отношений

В) со дня заключения капитаном судна, находящегося в длительном плавании

Г) со дня венчания в церкви

7. Для заключения брака необходимо присутствие:

А) родителей лиц, вступающих в брак

Б) двух свидетелей

В) одного из лиц, вступающих в брак

Г) жениха и невесты

8. Кого нормативные правовые акты признают ребёнком?

А) лицо, не достигшее возраста 14 лет

Б) лицо, не достигшее возраста 10 лет

В) лицо, не достигшее возраста 18 лет

Г) лицо, не достигшее возраста 16 лет

9. Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностям:

А) с момента подписания трудового договора

Б) со дня, определённого трудовым договором

В) со дня подписания трудового договора

Г) на следующий день после вступления трудового договора, если в договоре не оговорен иной день

10. Основным документом о трудовой деятельности гражданина является:

А) трудовая книжка

Б) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования

В) учётная карточка

Г) лицевой счёт заработной платы

11.Государственная власть состоит из следующих ветвей:

А) законодательная власть

Б) информационная власть

В) судебная власть

Г) исполнительная власть

12. Депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ может быть избран гражданин:

А) достигший совершеннолетия и обладающий полной дееспособностью

Б) достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах

В) совершеннолетний дееспособный гражданин, постоянно проживающий в избирательном округе

Г) достигший 21 года и постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет

13. Федеральное собрание РФ состоит из:

А) Совета Федерации

Б) Государственного Совета

В) Совета Союза

Г) Совет Национальностей

Д) Совет Безопасности

14. Конституционный Суд РФ принимает решения в виде:

А) постановлений

Б) заключений

В) инструкций

15. Границы между субъектами РФ:

А) могут быть изменены с их взаимного согласия

Б) не могут быть изменены

В) могут быть изменены по Указу президента РФ

16. Между конституцией и остальными законами страны существует связь:

А) Конституция ориентируется на содержание всех законов страны

Б) все законы страны должны соответствовать Конституции

В) между нормами Конституции и законов существует равенство

17. Уголовная ответственность по общему правилу наступает с:

А) 14 лет

Б) 16 лет

В) 18 лет

Г) 21 года

18. Уголовная ответственность наступает за:

А) любые действия, нарушающие права человека

Б) незначительные правонарушения

В) общественно-опасные деяния

19. Федеральное Собрание РФ:

А) состоит из двух палат

Б) избирается сроком на четыре года

В) осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета

20. Гражданин РФ в соответствии с Законом «Об образовании» может реализовать своё право на начальное образование

А) с 5 лет

Б) с 6 лет

В) с 7 лет

Г) возраст определяется уставом образовательного учреждения

Часть В

1. Какое понятие соответствует каждому из приведённых ниже определений?

1. Процедура отрешения от власти высшего должностного лица

А) инаугурация

2. Торжественный акт введения в государственную должность

Б) плюрализм

3. Злостный вымысел, клевета с целью опорочит кого-либо

В) инсинуация

4. Совокупность избирателей

Г) электорат

5. Многообразие мнений

Д) импичмент

2. Что означают приведённые ниже аббревиатуры?

А) УК РФ –

Б) ООН –

В) отдел ЗАГС –

Г) КоАП –

Д) ВАС РФ –

Е) СК РФ –

Ж) УПК РФ –

З) ГИБДД –

И) ОАО –

Часть С

Задача

16 летний Н. привлекается к уголовной ответственности за оскорбление. Эта сталья предусматривает возможность назначит виновному штраф, обязательные или исправительные работы. Знакомые разъяснили Н., что если санкция этой статьи не предусматривает ни ареста, ни лишения свободы, то и участие защитника в его деле не обязательно.

Согласны ли Вы с разъяснениями, которые дали Н.? Почему?

Задача

Гражданкой какого государства станет К, если её родители, граждане РФ, в момнт её рождения постоянно проживали в Англии?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *