Межзубный сигматизм свистящих

4. Дифференциация звуков с и ш в предложениях.

Недостатки произношения свистящих звуков «С»-«С`», «3»-«3`», «Ц» (сигматизм, парасигматизм).

Характеристика свистящих фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений — искажения и замены. Значение артикуляционной гимнастики и выработка направленной воздушной струи (формирование круглой щели). Приемы коррекционной работы по постановке свистящих фонем в зависимости от вида нарушения. Работа по формированию фонематического восприятия при парасигматизме. Закрепление коммуникативных умений и навыков.

Недостатки произношения шипящих звуков «Ш», «Ж», «Ч», «Щ».

Характеристика шипящих фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений — сигматизм и парасигматизм шипящих звуков. Артикуляционная гимнастика и формирование направленной воздушной струи. Приемы и последователь­ность постановки. Выбор исходной сохранной фонемы для постановки шипящих. Зависимость методических приемов коррекции от вида нарушения. Тренировки по развитию фонематического восприятия в случаях замены звука. Закрепление коммуникативных умений и навыков.

ТЕОРИЯ

АКТУАЛЬНОСТЬ

Одним из самых распространенных дефектов звукопроизношения является сигматизм. Процент данного речевого нарушения год от года не уменьшается, а растет. Вероятно, это связано, с тем, что многие взрослые недостаточно внимательны к детям, не всегда слышат дефектную речь, особенно искажения, которые наиболее трудны в коррекции.

Если не обратить должного внимания на речевые проблемы ребенка в данном возрасте, то в дальнейшем нарушения звукопроизношения может повлечь целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка. Таким образом, именно с возраста 4-5 лет надо начинать логопедические занятия, направленные на преодоление сигматизма.

Очень много в отношении разработки методики преодоления дефектов звукопроизношения, в том числе различных видов стигматизмов, сделано Ф. A. Pay, М. Е. Хватцевым и другими советскими логопедами. Из зарубежных авторов следует выделить Г. Гутцмана, работы которого сохраняют свое значение до настоящего времени.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Сигматизмом называются дефекты произношения свистящих с, з, ц и шипящих звуков ш, ж, ч, щ. Сигматизм является фонетическим нарушением. К нему относятся отсутствие и искажения звуков. Замена дан­ных звуков другими, имеющимися в системе родного языка, называются парасигматизмом и по своей структуре являются фонетико-фонематическим нарушением.

Наблюдается довольно большое количество вариантов как сигматизма, так и парасигматизма. Это говорит о том, что произношение свистящих и шипящих достаточно сложно.

ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ ПРИ ПРОИЗНОШЕНИИ СВИСТЯЩИХ И ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

Кончик мягкого неба поднят, образуя с задней стенкой глотки нёбно-глоточный затвор, который препятствует проходу воздушной струи в носовую полость.

, : Губы не напряжены, растянуты; в сочетании с гласными занимают положение, соответствующее данному гласному.

Зубы сближены, верхние и нижние резцы слегка обнажены.

Кончик языка упирается в нижние резцы; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; по средней линии языка образуется желобок, по которому проходит холодная воздушная струя.

Голосовые складки при произношении разомкнуты и не вибрируют, — сомкнуты и вибрируют.

Произношение мягких и отличается большей напряженностью средней линии языка

: положение губ, зубов тоже, что и при произношении звуков , .

Кончик языка упирается в основание верхних резцов, образуя смычку, которая разрывается под действием воздушной струи, и кончик языка занимает положение как при произношении .

Голосовые складки разомкнуты и не вибрируют

, : Губы округлены и слегка выдвинуты вперед; в сочетании с гласными занимают соответствующее данному гласному положение.

Зубы сближены, но не соприкасаются.

Кончик языка поднят к альвеолам или к твердому небу, образуя с ним щель; средняя часть языка прогибается; задняя часть приподнята к небу; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; по средней линии языка проходит теплая воздушная струя.

Голосовые складки при произношении разомкнуты и не вибрируют, — сомкнуты и вибрируют

: положение губ, зубов тоже, что и при произношении звуков , .

Кончик языка поднят к альвеолам или к основанию верхних зубов; все остальные части языка занимают такое же положение, как и при произношении .

Голосовые складки разомкнуты и не вибрируют

: положение губ, зубов тоже, что и при произношении звуков , .

Кончик языка образует смычку с основанием верхних резцов; под действием воздушной струи смычка разрывается и язык занимает положение, как при произношении .

Голосовые складки разомкнуты и не вибрируют

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОВ

Межзубный сигматизм — выражается в том, что во время произнесе­ния свистящих и шипящих звуков кончик языка зани­мает положение между верхними и нижними резцами. Аккустический эффект: шепелявый оттенок. Возможные причины: укороченная подъязычная связка, затрудняющая подъкм языка к небу; высокое узкое твердое небо.

Боковой сигматизм бывает одно- и двусторонним. Одно­сторонний боковой сигматизм имеет место в тех случа­ях, когда язык ложится в полости рта ребром и воздуш­ная струя проходит по одному из боковых краев языка, в результате чего образуется своеобразный «хлюпаю­щий» звук. При двустороннем боковом сигматизме бо­ковые края языка не прилегают к верхним коренным зубам и воздушная струя параллельными потоками про­ходит с двух сторон, по боковым краям языка. Аккустический эффект: хлюпающий звук. Возможные причины: боковой открытый прикус; слабость мышц одной половины языка.

Носовой сигматизм возникает вследствие соприкосновения задней части языка с мяг­ким нёбом, которое опускается, открывая проход воз­душной струе в носовую полость. Аккустический эффект: звук заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий с носовым оттенком. Возможные причины: излишнее напряжение задней части спинки языка.

Губно-зубной парасигматизм – при произношение свистящих или шипящих зву­ков проявляется в замене звонких звуков на и глухих — на (например: санки— «фанки», шапка— «фапка», зубы — «вубы», желудь — «фолудь»). Аккустический эффект: исходный звук заменяется звуком : шапка – фапка, машина – мафина, душ – дуф. Возможные причины: неправильный прикус; вялость передней части спинки языка; нарушения фонематического слуха.

Призубный парасигматизм связан с особым положением языка в момент артикуляции: язык своим кончиком упирает­ся в верхние резцы, образуя затвор и препятствуя прохождению воздушной струи через щель между резцами. Проявляется дан­ный парасигматизм в замене звонких звуков на и глухих на (например: снег — «тнег», шарф — «тарф», жара — «дара», забор — «дабор»). Аккустический эффект: исходный звук заменяется звуком : шапка – тапка, машина – матина, душ – дут. Возможные причины: неправильный прикус; снижение слуха; нарушение фонематического слуха.

Достаточно частым случаем парасигматизма является заме­на свистящих звуков шипящими — шипящий парасигматизм (свисток — «швисток», звезда — «жвежда») и заме­на шипящих зву­ков свистящими — свистящий парасигматизм (шуба — «суба», жираф — «зираф»). При шипящем парасигматизме кончик языка оттягивается в глубь ротовой полости, спинка языка поднята, выгорблена, желобок не образуется, вместо свиста возникает шипение. Аккустический эффект: звучание сходно со звучанием смягченного звука : шапка – ш’апка,машина – маш’ина, душ – душ’. Возможные причины: неправильный прикус; снижение слуха; нарушение фонематического слуха.

ДИАГНОСТИКА

Исследование строения органов артикуляции (языка, губ, зубов, мягкого и твердого неба) и их подвижности. С этой целью ребенку предлагается выполнить ряд простейших движений, как по словесной инструкции, так и по подражанию. Для облегчения задачи можно делать это перед зеркалом (чтобы ребенок видел свое лицо). Так, ребенка просят вытянуть губы в трубочку («хоботок») и затем развести их в стороны («оскал»), высунуть язык изо рта и убрать его обратно в рот, поднять язык на верхнюю губу и опустить на нижнюю, сделать язык широким (распластанным) и узким. Для выяснения подвижности нижней челюсти ребенку предлагается сначала широко открыть рот, а затем закрыть его.

Диагностику звукопроизношения необходимо начинать, прежде всего, с выявления правильности произношения звука изолированно. Логопед четко произносит звук, просит повторить его ребенка. Затем исследуется произношение звука слогах, в начале, середине и в конце слова.

В диагностике правильности произношения свистящих и шипящих звуков важной является оценка фонематики, поскольку нарушение произношения звука может быть связано именно с фонематическим дефектом. При исследования звукового анализа может применяться игра «Поймай звук». Ребенок должен хлопнуть в ладошки, услышав, например, звук . Сначала педагог произносит звуки , , , , , , , , затем слоги ла, со, ро, су, па, су, сы, ба. Если ребенок выделяет звук из звукового или слогового ряда, даются слова мак, сыр, сук, полка, сынок, булка, лампа, сом. Для исследования логопедом умения определять наличие звука в слове предлагаются также сле­дующие задания:

o назвать картинки, из них отобрать те, в названии которых имеется заданный звук;

o подобрать к заданной букве картинки, в названии которых имеется соответствующий звук, картинки при этом не называются;

o придумать слова, которые включают соответствующий звук.

С целью оценки звукового синтеза могу использоваться следующие задания с картинками. Логопед просит ребенка:

o назвать слова, в которых заданный звук находится в начале, в середи­не, в конце слова;

o определить после какого звука, перед каким звуком стоит заданный звук.

Примеры слов для диагностики звука : стол, дерево, куст, трава, елка, лес, сорока, часы, ветка, гриб, стул.

Для исследования сформированности звуковых представлений ребенку предлагается назвать слово по заданной структуре и смысловому значению. Например, назови слово из трех звуков, которое заканчивается звуком и обозначает часть тела.

Заяц (Б. Чарушин)

Шуба у зайца теплая-теплая, белая-белая. Шуба зайку от мороза спасает и от охотника скрывает. Снег белый, да и зайка белый. Где такого заметишь! А пока разглядываешь да всматриваешься, зайка задаст стрекача, только его и видели.

Сидит зайка — ветки обдирает, горькую кору гложет. Теплого лета ждет. Ведь летом раздолье — всякой еды вдоволь. Ешь — не хочу! Хочешь — пожуй сладкий клевер-кашку, хочешь — любой цветочек с медом откуси.

Не лазай только, зайка, в наш огород, не грызи капусту, не порть нашу морковку.

Вопросы:

Какая у зайца шуба зимой?

Как шуба спасает зайку?

Почему зайка ждет лета?

Какая шубка у зайки летом?

Когда охотники охотятся на зайцев?

КОРРЕКЦИЯ

Коррекционную работу лучше строить, опираясь на неврологические основы дефекта, с этой целью артикуляционные упражнения подбираются прицельно.

Подготовительный этап

Для свистящих с целью укрепления круговой мышцы рта эффективны такие упражнения, как улыбка — рупор, хоботок, рисование в воздухе палочкой или карандашом, зажатым между губами, удержание носового платочка губами, сбор губами ягод и т. д. Если понадобится, то вводятся элементы массажа: разминание губ, их пощипывание, похлопывание, вибрация.

Для укрепления мышц нижней челюсти в игровой форме предлагаются различные упражнения на открывание и закрывание рта. Хорошо зарекомендовали себя упражнения на имитацию жевания, открывание рта с сопротивлением, подставив тыльную сторону руки под подбородок, выдвижение нижней челюсти вперед и т. д. Мышцы нижней челюсти и круговую мышцу рта необходимо укрепить настолько, чтобы рот в покое находился в закрытом положении. Для выработки дифференцированных движений кончика языка предлагается массаж, легкое его покусывание, такие упражнения, как «качели», «почистим нижние зубки», «кошка сердится» (это упражнение можно обозначить как «горка», «катушка»).

, : «Забор», «Кошка сердится», «Почистим зубы», «Горка», «Подуй на язык», «Забей мяч в ворота», «Прокати карандаш».

, : «Кошка сердится», «Почистим зубки», «Горка», «Подуй на язык с голосом», «Забей мяч в ворота», «Прокати карандаш».

: «Пулемет» (т-т-т), «Качели», «Киска», «Сдуй ватку» (язык внизу, произнеси звук т).

Отработка вышеназванных упражнений подготовит необходимый для свистящих артикуляционный уклад. После предшествующей работы постановка звуков не вызовет особых трудностей.

Для шипящих помимо упражнений, направленных на укрепление круговой мышцы рта, мышц нижней челюсти, необходима серия упражнений для языка. Для выработки широко распластанного языка эффективно его пошлепывание губами («блинчики со сметаной»). Для укрепления мышц боковых краев языка предлагаем «печь пирожки с повидлом», «блинчики с вареньем». Упражнения идентичны, но пирожки пекут с механической помощью (двумя пальцами). Широко распластанный язык лежит на нижней губе, с помощью большого и указательного пальца соединяем боковые края в пирожок. Блинчики с вареньем «жарим» без помощи пальцев. Укрепив боковые края языка, отрабатывается верхний подъем. Для этого используются такие упражнения, как «крылатые качели», «маляр», «чашечка», «оближи варенье», «саночки», «железная дорога».

С большим интересом воспринимается детьми игровая ситуация, связанная с темой «Транспорт». Например, «Машина едет по ровной дороге» (укладывание широкого языка на нижнюю губу), «горочка», «машина съезжает с горочки» (для свистящих) (кончик языка упирается в нижние зубы, а спинка языка приподнята).

, : «Блинчик», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Грибок», «Лошадка», «Улыбка», «Дудочка», «Парашют».

: «Крылатые качели», «Маляр», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Саночки», «Железная дорога».

Предшествующая работа помогает выработать необходимый для шипящих фонем артикуляционный уклад языка.

Постановка

Способ постановки свистящих и шипящих звуков будет зависеть от резервных возможностей каждого ребенка. Существует три основных способа постановки правильного произношения:

1. По подражанию. Ребенку перед зеркалом показывают, как правильно произнести звук. Ребенок сознательно пытается воспроизвести этот звук, подражая взрослому. Внимание ребенка обращается на звучание, артикуляцию, тактильные и мышечные ощущения:

сравнивается со звуком воды, текущей из крана, нет вибрации.

сравнивается со звоном комара, напор воздушной струи слабее, чем при произношении звука , ощущается вибрация голосовых складок.

звук глухой, выдыхаемая струя воздуха сильная, нет вибрации.

сравнивается с шумом ветра, шипением, нет вибрации.

сравнивается с «песенкой» жука, ощущается вибрация, воздух выходит не сильно, как при произношении звука .

выдыхаемая струя воздуха сильная, нет вибрации.

сравнивается со сдуванием шарика, выдыхаемая струя воздуха сильная, нет вибрации.

2. Механически. Если правильный звук не удается получить по подражанию, прибегают к помощи каких-либо приспособлений (шпатель, зонд с шариком на конце, спичка, зубочистка и т.д.).

Для свистящих: При межзубном сигматизме обращается внимание на положение кончика языка. Кончик языка следует перевести в положение за нижние резцы. Предлагается произносить звук с закрытыми зубами либо закусить кончик спички. Используется зонд «уточка», с помощью которых кончик языка удерживается за нижними зубами, а посредине спинки языка образуется углубление. Кроме того постановка осуществляется от пения .

При боковом сигматизме постановка осуществляется через межзубное произношение. Далее как при межзубном сигматизме.

При коррекции носового сигматизма обращается внимание на плотность нёбно-глоточного затвора. Постановка осуществляется от с положением языка между нижней губой и верх ними резцами; через произнесение при зажатых крыльях носа; через межзубное произношение.

При губно-зубном парасигматизме обращается внимание на положение губ. Выполнить артикуляционное упражнение «Заборчик», произнести звук , придерживая нижнюю губу; пение .

При коррекции призубного парасигматизма проводится работа аналогичная работе при межзубном сигматизме: с механической помощью, используя спичку или зонд «уточка», задвинуть кончик языка за нижние резцы.

При шипящем парасигматизме предлагаются упражнения как при межзубном сигматизме; также через межзубное произношение звука .

Для шипящих: При межзубном сигматизме с механической помощью, используя зонд «рамка», поднять кончик языка к альвеолам; от артикуляционного упражнения «Чашечка». Инструкция: занеси «чашечку» в рот, не разлив чай; от английского с сомкнутыми зубами и вытянутыми вперед губами; от , остановив вибрацию и вытянув губы вперед трубочкой.

При боковом сигматизме через межзубное произношение. Далее как при межзубном сигматизме от артикуляционного упражнения «Чашечка»; от английского ; от .

При носовом сигматизме через произношение при зажатых крыльях носа. Через межзубное произношение.

При губно-зубном парасигматизме через произношение звука , вытянув губы вперед и придерживая нижнюю губу.

При коррекции призубного парасигматизма через межзубное произношение.

При свистящем парасигматизме с механической помощью, используя зонд «рамка», поднять кончик языка к альвеолам.

3. Смешанный способ, когда используется и показ, и механическая помощь.

Автоматизация

При межзубном сигматизме свистящие легче автоматизируются и быстрее вводятся в речь в обратных слогах, затем в словах типа: нас, нос, ус или же при стечении согласных: стук, скот, свод, зной, звук, знамя, змей, знакомый, знатный и др.

Примеры заданий по автоматизации звука :

1. В прямых открытых слогах:

Са-са-са — вот летит оса.

Со-со-со — вот колесо.

Су-су-су — книгу я несу.

Сы-сы-сы — вот автобусы.

2. В обратных слогах:

Ас-ас-ас — вот ананас.

Ос-ос-ос — много ос.

Ус-ус-ус — ягодный мусс.

Ыс-ыс-ыс — вот мыс.

Ис-ис-ис — конфета «Кис-кис».

3. В слогах со стечением согласных звуков:

Ста-сто-сту-сты;

сма-смо-сму-смы;

сна-сно-сну-сны;

ска-ско-ску-скы;

сва-сво-сву-свы.

4. В словах:

Самокат, сани, совы, соки, сода, лиса, коса, оса, колесо, весы, автобусы, носок.

5. Во фразе:

Закончи предложения.

Десять дней Айболит не ест, не пьет и не … (спит).

Динь-дон, динь-дон

В переулке ходит … (слон).

Вдруг видят: стоит у колес Огромный взъерошенный … (пес).

Повтори чистоговорку.

У Сони сани едут сами.

6. Во фразовой речи:

Расскажи стихотворение.

Синее небо, синие тени,

Синие ели — это весна!

В синем лесу этот запах весенний

Всех обитателей будит от сна.

Пересказ текста.

В саду стоит скамейка. На скамейке сидят дед Семен, Света и Сева. В саду стоят стулья и стол. Света и Сева будут лепить из глины. Света вылепила стакан и сову. Сева вылепил аиста и автобус.

Составление текста по картинке.

Дифференциация

При сигматизме работа над звуком заканчивается этапом ав­томатизации — ввиду отсутствия замен или смешений иско­мого звука. При парасигматизме работа над звуком заканчи­вается этапом дифференциации искомого звука со звуком-за­менителем (сначала на слух, а затем в произношении). Дифференциацию свистящих и шипящих звуков рекомендуется проводить примерно в такой последовательности: с-з, с-ц, с-з-ц, ш-ж, с-ш, з-ж, с-ч, ц-ч, с-щ.

В качестве примера предлагается описание последовательности логопедической работы по дифференциации звуков и .

1. Дифференциация изолированных звуков и .

С опорой на произнесение звуков, на зрительное восприятие артикуляции, на кинестетические ощущения дети уточняют, что при произношении звука с губы растянуты как бы в улыбке, а при произношении звука губы вытянуты вперед. Кончик языка при звуке прижимается к альвеолам нижних резцов, а при звуке кончик языка поднимается к альвеолам верхних резцов (но не смыкается с ними).

С помощью тактильных ощущений тыльной стороны ладони определяется, что воздушная струя при произношении звука узкая и холодная, а при произношении звука — широкая и теплая. Подул теплый ветерок — ш-ш-ш, зашелестели листья. Дети быстро-быстро шевелят пальчиками. Подул холодный ветер — с-с-с, закачались сосны. Дети покачиваются и машут руками.

Речевые звуки сравниваются с неречевыми звучаниями. Для этого используются картинки, на которых изображены змея и вода, текущая из крана. Звук соотносится с шумом воды, текущей из крана, звук — с шипением змеи.

Сравниваем на слух звуки и , произнося попеременно эти звуки хором, индивидуально, по рядам и т. д.

Для закрепления предлагаются следующие упражнения:

oОпределить звуки по беззвучной артикуляции;

oОпределить артикуляцию произнесенного логопедом звука, при этом с целью исключения опоры на зрительное восприятие нижняя часть лица закрывается.

Упражнения для закрепления:

oПоднять соответствующую букву после произнесения слогов со звуками и : са, ша, со, шу, ши, сы, ши, те;

oПридумать слоги со звуками и .

oПреобразовать слоги, заменяя звук звуком и наоборот.

3. В словах. Дифференциация звуков и в словах проводится на фоне уточнения звуковой структуры слова. Используются различные задания по формированию фонематического анализа: установление наличия или отсутствия звука в слове, выделение первого и последнего звука, определение последовательности, количества и места звука в слове:

oВыделить слова со звуком , затем . Слон, шкаф, сыр, шар, зонт

oСлон, сумка, шуба, скатерть; мышка, крыса, колбаса, лошадь; насос, пылесос, карандаш, малыш.

oПодобрать слова со звуком или в начале, в конце, в середине слова.

oРазложить картинки со звуками или под соответствующими буквами.

oЗвуковой анализ слов миска, мишка. Сравнение этих слов: определить значение, сравнить звучание этих слов и найти, в чем их различие.

Произношение звуков , в чистоговорках, рифмовках-путаницах.

Са-са-са, на луне сидит лиса.

Уш-уш-уш, слон с лисою съели душ.

Кошка ловит «миску», Мама моет «мышку». На виду у детворы «Крысу» красят маляры Пожарный носит «кашку», Саша ела «каску». Танцует Миша в «машке», Конфету дали «маске».

5. Дифференциация звуков и в связной речи

Составить рассказ по серии сюжетных картинок с использованием слов, включающих звуки и .

Вставить в текст пропущенные буквы и .

В саду

В на…ем …аду кра…иво. По…пели кра…ные ей…ни. На ветках ви…ят боль…ие гру…и. Деду…кахоро…о ухаживает за …адом.

6. Развитие фонематического анализа и синтеза. Возьмите первые звуки из слов сумка, осень, куст и соедините в слово. Какое слово получилось? (Сок.) Возьмите первые звуки из слов шуба, утка, мак. Какое слово получилось?(Шум.)

7. Развитие фонематических представлений. Из предложенных картинок выбрать предметы, в названиях которых есть звук , а потом те, что со звуком .

Придумайте слова со звуками , . А теперь загадайте эти слова друг другу. Называйте только первый и последний звуки слова.

ЛИТЕРАТУРА

2. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Владос, 1999.

3. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. — М.: АРКТИ, 2003.

4. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой – М.,1999

5. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедия. – М: «Просвещение», 1989.

6. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981.

7. Рождественская В. И., Гадина Е. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. – М., 1968.

ТЕСТ

1. Сигматизм является:

А. Фонематическим нарушение;

Б. Фонетическим нарушением;

В. Фонетико-фонематическим нарушением;

2. Аккустическим эффектом является замена исходного звука звуком при:

А. Губно-зубном парасигматизме;

Б. Боковом сигматизме;

В. Призубном парасигматизме.

3. С какой целью применяется упражнение «кошка сердится»:

А. Для укрепления круговой мышцы рта при сигматизме свистящих;

Б. Для выработки дифференцированных движений кончика языка при сигматизме свистящих;

В. Для выработки широко распластанного языка при сигматизме шипящих.

4. Через межзубное произношение ставят:

А. Боковой сигматизм и призубный парасигматизм;

Б. Губно-зубной парасигматизм и призубный парасигматизм;

В. Боковой сигматизм и свистящий парасигматизм.

5. Для автоматизации каких звуков характерна последовательность: произнесение обратных слогов, произнесение прямых открытых слогов, слогов со стечением согласных.

А. и ;

Б. и ;

В. и .

Ответы: 1- Б, 2 – А; 3 – Б; 4 – А; 5 — В.

Виды свистящего сигматизма. Парасигматизм свистящих звуков. Коррекция звука С.

С – по наличию преграды -согласный

По работе небной занавески -ротовой

По способу образования –щелевой

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

  • Аудирование
  • Грамматика
  • Речь
  • Письмо

Проверить

По месту образования – язычно-зубной

По степени палатализации –Твердый

По степени участия голоса — глухой

Нома артикуляции (пунктирная линия языка обозначает его положение при произнесении з;.

С — губы в легкой улыбке;

— зубы сближены на расстояние около 1 мм;

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут. Скидка на первый заказ 100 рублей!

— кончик языка упирается в нижние резцы;

— спинка языка выгнута, и по середине ее образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха(прохладная, долгая, плавная) направляется к резцам;

— боковые края языка прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов;

— нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки, так что образует препятствие для выхода воздуха через нос;

— голосовые связки разомкнуты.

При произнесении мягкого с спинка языка более выгнута по направлению к твердому нёбу и весь язык напряжен; кончик языка сильнее упирается в резцы.

У звука З голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ С, З, Ц (сигматизм)

ГУБНО-ЗУБНОЙ СИГМАТИЗМ

При этом виде сигматизма нижняя губа приближается к верхним резцам, произноситься звук, близкий к звуку Ф. предрасполагающим фактором возникновения губно-зубного сигматизма является прогнатия (выступление верхней челюсти вперед (по сравнению с нижней) в следствии ее чрезмерного развития)

МЕЖЗУБНЫЙ СИГМАТИЗМ

Такой вид нарушений бывает при просовывании кончика языка между зубами — в большинстве случаев получается нечистое С и З (пришептывание — этот дефект произношения виден глазом при произнесении звуков С и З), реже — звучание нормальное, но некрасивая артикуляция. Предрасполагающим фактором к появлению такого вида сигматизма является: передний открытый прикус, смена зубов, отсутствие резцов в период появления свистящих звуков (от 2- 3,5 лет), вялый кончик языка (пониженный тонус при стертой форме дизартрии), аденоидные разращения, когда ребенок вынужден дышать ртом

ПРИЗУБНЫЙ ПАРАСИГМАТИЗМ

Такое произношение , когда кончик языка упирается в режущие края верхних и нижних зубов (резцов), преграждая свободный выход воздуха через межзубную щель; вместо С и З слышится притупленный звук, сходный с межзубным С и З, отчасти с Т и Д с присвистом (котса, кодза, вместо коса и коза).

ШИПЯЩИЙ ПАРАСИГМАТИЗМ.

При этом недостатке кончик языка оттягивается в глубь ротовой полости, спинка языка высоко поднята, взгорблена, желобок по средней линии языка не образовывается. Вместо свиста возникает шипение, звук сходен с мягким Ш и Ж (шанки, жямок).

БОКОВОЙ СИГМАТИЗМ

Выделяется двухсторонний и односторонний сигматизм.

При двустороннем сигматизме боковые края языка не касаются коренных зубов, поэтому образуются щели, через которые проходит выдыхаемый воздух — слышится хлопающий звук, несколько напоминающий хьль, льхь(хлюп, лубы вместо суп, зубы)

При одностороннем боковом сигматизме щель образуется с одной стороны, язык отклоняется вправо или влево.

Предрасполагающим фактором могут служить аномалии зубочелюстной системы (боковой открытый прикус, наличие слишком длинного и узкого языка), паретичность (повышенный тонус мышц языка и лица), вялость мышц правой или левой сторон языка.

НОСОВЙ СИГМАТИЗМ

При этом виде сигматизма звук приобретает носовой оттенок (гнусавость), так как воздух проходит через нос, а не через рот.

Носовой сигматизм вызывается неплотным смыканием мягкого нёба с задней стенкой глотки, парезом (Неполный паралич, ослабление функции какой-либо мышцы или группы мышц вследствие поражения нервной системы) мышц мягкого неба и задней стенки глотки, расщелиной твердого и мягкого нёба.

ПАРАСИГМАТИЗМ (СТОЙКИЕ ЗАМЕНЫ СВИСЯТЩИХ ЗВУКОВ)

1. Шипящий (с-ш, с`-щ, з-ж)

2.Внутригрупповые замены и смешения (с-с`, ц-с,з-с)

3.Призубный (с-т, з-д, ц-т)

4. Губно-зубной (с-ф, з-в, ц-в)

ВОПРОС №28

Ц-по наличию преграды -согласный

По работе небной занавески -ротовой

По способу образования смычно–щелевой

По месту образования – язычно-зубной

По степени палатализации –Твердый

По степени участия голоса — глухой

Нома артикуляции Рис. 20. Профиль артикуляции звука ц.

При произнесении звука ц имеются два момента, быстро сменяющих друг друга: 1) кончиком язык упирается в нижние резцы, спинка языка круто выгнута и передней своей частью образует смычку у шеек верхних резцов; 2) передняя часть спинки языка после взрыва (произнесения т) отходит, образуя узкий желобок посредине (произнесение с).

Основные виды сигматизма.

Межзубный сигматизм Характерный для звука с свист отсутствует. Вместо него слышится более низкий и слабый шум, обусловленный положением языка, просунутого между зубами: круглая щель при этом заменяется плоской. Этот же недостаток распространяется на парный звонкий з и аффрикат ц.

Губно-зубной сигматизм. При нем в образовании щели участвует, кроме языка, нижняя губа, которая сближается с верхними резцами (как при образовании звука ф), поэтому акустический эффект при искажении с близок к звуку ф. Подобный дефект наблюдается при произнесении остальных свистящих.

Боковой сигматизм. Выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии языка, а через боковую щель, одностороннюю или двустороннюю, так боковые края языка не прилегают к коренным зубам. Кончик языка и передняя часть спинки образуют смычку с резцами и альвеолами. При такой артикуляции вместо с слышится шум. Такой же шум, только озвученный голосом, слышится при произнесении з. С боковой артикуляцией может произноситься и ц. Дефект распространяется и на соответствующие парные мягкие свистящие звуки. Призубный парасигматизм. Язык приобретает переднюю смычную артикуляцию вместо щелевой, слышится звук типа взрывного то или, при звонком, — д. При звуке ц артикуляция его упрощается, и он становится одноэлементным, произносится как с или как то.

Ш-по наличию преграды -согласный

По работе небной занавески -ротовой

По способу образования –щелевой

По месту образования – переднее-небный

По степени палатализации –Твердый

По степени участия голоса — глухой

Нома артикуляции

Ш— губы несколько выдвинуты вперед;

— кончик языка поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель;

-спинка языка опущена,корень напряжен

— боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха;

— нёбная занавеска поднята;

— голосовые связки разомкнуты.

При произнесении звука ж положение частей артикуляционного аппарата то же, что при ш, только голосовые связки сомкнуты и вибрируют; язык более высоко поднят по направлению к твердому нёбу; выдыхаемая струя воздуха слабее.

ПАРАСИГМАТИЗМЫ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ проявляются в следующих основных заменах: Ш -С, Т, Ж; Ж — З, Д, Ш; Щ-СЬ, Ш, Т; Ч — Щ, ТЬ, С

Основные виды нарушений звуков

НАРУШЕНИЯПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

Это сходство и определяет сходность дефектов произношения. Наблюдаются те же виды искажений шипящих звуков

Губно-зубной, Межзубный, Боковой, Носовой (см. нарушение произношения свистящих звуков)

ПАРАСИГМАТИЗМЫ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

Призубный

Губно-зубной

Внутригрупповые замены

Ч- по наличию преграды -Согласный,

По работе небной занавески- ротовой,

По способу образования -смычно-щелевой,

По месту образования переднеязычный,

По степени палатализации мягкий

По степени участия голоса глухой,

Нома артикуляции

Губы -выдвинуты вперед рупором,

зубы сближены на расстояние 1—1,5 мм,

кончик языка преподнят к передней части тверд неба и образуют смычку,

боковые края прижаты коренным зубам, смычка мгновенно переходит в щель

спинка и корень языка напряжены и подняты к небу

возд стр короткая резкая голосовые складки разомкнуты не вибрируют

При произнесении ч следуют два момента один за другим:

1) кончик языка смыкается с корнями верхних резцов; 2) после взрыва отходит к альвеолам и образует щель.

При произношении щ язык имеет ту же форму, что и при ш, но несколько более напряжен и образует щель у альвеол.

Таким образом, для произнесения шипящих звуков требуется сложное и тонкое движение языка (кончика, боковых краев и спинки) и одновременные движения губ, челюстей, мягкого нёба, а при произнесении звука ж — и голосовых связок; воздушная струя должна быть достаточно сильной, чтобы не рассеяться в глубине рта, а выйти из ротового отверстия. Любое изменение в этом сложном комплексе изменяет звучание шипящих. Варианты сигматизма распадаются на две группы

Звук ч относится к группе аффрикат (смычно-щелевых). Этот звук возникает в результате быстрого соединения смычного звука т’ с последующим щелевым ш’.

Недостатки произношения звука ч. Среди недостатков произношения звука ч, помимо тех, которые являются общими для всех шипящих, следует отметить замену ч мягкой свистящей аффрикатой ц, не свойственной фонетической системе русского литературного языка, а также т или ш.

Щ-по наличию преграды -согласный

По работе небной занавески -ротовой

По способу образования –щелевой

По месту образования – переднее-небный

По степени палатализации –Твердый

По степени участия голоса — глухой

Нома артикуляции

— губы выдвинуты вперед;

— кончик языка поднят, как при ш, но не к передней части твердого нёба, а к альвеолам, образуя в этом месте щель;

— боковые края языка примыкают к коренных зубов, образуя посередине языка продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха;

вся масса языка напряжена, корневая часть приподнята;

— нёбная занавеска поднята.

— голосовые связки разомкнуты

Недостатки произношения звука щ. Среди недостатков произношения звука щ имеется укороченное произношение (длительность такого звука такая же, как при ш), замена мягким свистящим звуком с, а также произнесение щ с аффрикативным элементом в завершающей фазе, как сочетание шч («шчука» вместо щука).

ВОПРОС №32

Недостатки произношения звука j (йот) (йотоцизм).

Й-по наличию преграды -согласный

По работе небной занавески -сонорный

По способу образования –щелевой

По месту образования –средне-язычный

По степени палатализации –мягкий

По степени участия голоса — звонкий

Нома артикуляции

Губы несколько растянуты,

Расстояние между резцами 1—2 мм.

Кончик языка уперается в нижних резцов. Спинки языка напряжена сильно поднята к твердому нёбу и образует щель со средней частью твер неба

Задняя ее часть и корень продвинуты вперед. Края упираются в верхние боковые зубы. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носа. Голосовые складки колеблются и образуют голос

Выдыхаемая струя воздуха слабая.

Звук j (йот) нарушается реже, чем описанные выше звуки.

Отсутствие Зв (остается только гласный)

Парайотоцизм й-ль,хь,рь,и

К- по наличию преграды -согласный,

По работе небной занавески -ротовой,

По способу образования -смычной,

По месту образования заднеязычный,

По степени участия голоса глухой,

По степени палатализации твердый

Нома артикуляции

губы нейтральны. Расстояние между верхними и нижними резцами до 5 мм. Кончик языка отодвинут от нижних зубов, Корень языка приподнят о образует смычку с задней частью неба. Язык в виде горки, Воздушная струя разрывает смычку, Голосовые складки разомкнуты и не вибрируют ,

При каппацизме

1отсутствие звука

2боковой(только у мягких вариантов)

Паракапоцизм

Замена заднеязычных на переднеязычные К-Т,ТЬ

Внутригрупповые замены К-Г,К-КЬ

Работу по формированию восприятия неправильно произносимых звуков нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребенка не мешало ему. Для этого в момент осуществления операций звукового анализа нужно исключить собственное проговаривание, перенеся всю нагрузку на слуховое восприятие материала. Проговаривания ребенка желательно подключать на последующих занятиях, когда возникает необходимость сравнения его собственного произношения с нормированным. При фонематических дислалиях необходимо сформировать недостающие движения органов артикуляции; внести коррекцию в неправильно сформировавшееся движение. В тех случаях, когда звук искажается за счет нарушений в способе или месте его образования, необходимо сочетание обоих приемов. Формирование артикуляционной базы звуков при функциональной дислалии осуществляется в более короткие сроки, чем при механической дислалии. Прежде чем формировать артикуляционный уклад при механической дислалии, нужно провести работу, которая помогла бы определить такое положение органов артикуляции, при котором звучание окажется ближе всего к акустическому эффекту нормированного звука

Преодоление межзубного и губно-зубного сигматизма у дошкольников

Светлана Круглова
Преодоление межзубного и губно-зубного сигматизма у дошкольников

Дефекты в строении челюстей:

— прогнатия;

Прогнатия – передние зубы верхней челюсти сильно выдвинуты вперед. Образуется щель между зубными рядами верхней и нижней челюстей. Прогнатический прикус сопровождается нарушением функций откусывания и разжевывания пищи, произношения отдельных звуков.

При прогнатии затруднено положение широкого кончика языка за верхними зубами, что необходимо для произношения шипящих звуков.

— прогения;

Прогения характеризуется явно выдвинутой нижней челюстью, что перекрывает верхний зубной ряд. При значительном выдвижении нижней челюсти между челюстями образуется щель, что усложняет процесс откусывания пищи передними зубами.

— передний открытый прикус;

— боковой (правосторонний, левосторонний, двусторонний прикус.

Нарушения прикуса затрудняют выработку необходимых для произношения разных групп звуков положений языка.

Макроглоссия –патологическое увеличение языка; наблюдается при аномальном развитии и при наличии в языке хронического патологического процесса. При М. наблюдаются значительные нарушения произношения.

Микроглоссия –аномалия развития, малые размеры языка.

Аденоиды — избыточное разрастание носоглоточной миндалины, которое ведёт к затруднённому носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом.

Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом

Сигматизмбывает следующих видов:

1. Межзубный сигматизм.

Этот недостаток выражается в том, что при произнесении свистящих или шипящих звуков (а иногда и тех и других) кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами, отчего получается шепелявый звук.

2. Губно-зубной сигматизм.

При этом недостатке произношения свистящие или шипящие звуки (а иногда и те и другие) произносятся подобно звукам ф и в, т. е. при таком положении частей артикуляционного аппарата, когда нижняя губа поднята к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя воздуха, а язык находится в положении звука с. При такой комбинированной артикуляции образуется звук, который содержит элементы звуков ф и с (в и з, вследствие чего произношение становится нечетким, непонятным и неприятным на слух.

3. Призубный сигматизм.

Этот недостаток произношения отличается тем, что при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затвор и мешая проходу воздуха через зубную щель, вследствие чего отсутствует характерный для этих звуков свист и вместо звуков с, зслышатся звуки т и д,например: суп — «туп», самолёт — «тамолёт», зима— «дима», зонтик — «донтик», цапля — «тапля». Этот недостаток можно назвать и парасигматиз-мом, так как в данном случае один согласный звук заменяется другим.

4. Шипящий сигматизм.

При этом виде сигматизмазвуки произносятся при следующем положении языка: кончик его оттянут от нижних резцов в глубь ротовой полости, спинка резко выгнута по направлению к твердому нёбу, вследствие чего вместо свиста слышится смягченное ш или ж (собака — «шябака», замок — «жямок»).

5. Боковой сигматизм.

При этом недостатке свистящие или шипящие звуки (иногда и те и другие)могут произноситься двумя способами:

а) кончик языка упирается в альвеолы, а весь язык ложится ребром; один из его краев поднимается к внутренней стороне коренных зубов, пропуская выдыхаемый воздух по боковым краям языка, вследствие чего образуется «хлюпающий» звук;

б) кончик языка упирается в верхние альвеолы, пропуская воздух по бокам, как при звуке л. Боковой сигматизм может быть односторонним и двусторонним.

6. Носовой сигматизм.

При этом недостатке свистящие или шипящие звуки (иногда и те и другие)произносятся при следующем положении языка: корень его поднимается и примыкает к мягкому нёбу, которое опускается и образует проход для выдыхаемого воздуха через нос, отчего слышится звук, похожий на х, но с гнусавым оттенком.

Межзубный и губно – зубной сигматизмы чаще всего являются следствием гипотонии (снижения тонуса мышц). При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот обычно полуоткрыт, может быть выражена гиперсаливация.

Упражнения пассивной артикуляционной гимнастики – такая форма гимнастики, при которой ребёнок производит движение только при помощи механического воздействия: под нажатием пальцев и рук логопеда или соответствующего зонда, шпателя. При межзубном и губно – зубном сигматизме мы наблюдаем вялость, пассивность продольных мышц языка. Язык совершает примитивные движения только вперёд, за пределы передних и нижних зубов.

Боковой сигматизм чаще всего возникает вследствие слабости мышц одной половины языка. Причиной также может быть боковой открытый прикус, а в некоторых случаях возможно нарушение иннервации языка.

Для устранения бокового сигматизма нарушения необходимо выполнение упражнений, направленных на распластывание языка, умение удерживать его широким, укрепление боковых краев языка; выработку воздушной струи, идущей посередине языка. При этом важно следить за тем, чтобы обе половинки языка работали равномерно.

Носовой сигматизм. На подготовительном этапе коррекционной работы следует уделить внимание формированию правильного речевого выдоха, умению удерживать губы в улыбке с обнажением передних зубов, а язык — широким и плоским в положениях на нижней губе и за нижними зубами.

Пассивные движения органов артикуляции способствуют включению в процесс артикуляционных мышц, до этого бездействующих. Это создаёт условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Вовлечение в работу разных групп мышц (продольных, поперечных, косых) способствует гармонизации общей моторики языка, коррекции всех звуков.

Изотонические упражнения (с элементами сопротивления) очень эффективны в работе над преодолением межзубного и губно — зубного сигматизма, поскольку заставляют работать и напрягаться мышцы языка.

Массаж языка широко используется при коррекции межзубного, призубного и губно – зубного сигматизма. Растирание, разминание, поколачивание, плотное нажатие, точечный массаж, — эти активные виды логопедического массажа особенно эффективны.

Существуют следующие виды логопедического массажа:

• Классический массаж – нужный результат достигается путем использования таких массажных приемов, как поглаживания, растирания, разминания и вибрации.Все довольно просто: чтобы добиться расслабления мышц, применяют легкое поглаживание. Если необходимо активизировать и укрепить мышечный тонус, используют энергичные и быстрые движения.

• Точечный массаж — представляет собой воздействие на биологически активные точки (как известно, это те участки, на которых скопление сосудов и нервных окончаний велико).

• Аппаратный массаж — проводится с использованием вакуумных или вибрационных приборов.

• Зондовый массаж – это особый вид массажа с помощью зондов.

• Самомассаж – название говорит само за себя. Это тот вид массажа, который ребенок выполняет сам. Зачастую самомассаж представляет собой определенные упражнения, которые предусматривают массаж лица руками и массаж языка с помощью зубов (например, «Причешем язычок», когда ребенок с силой проталкивает язык сквозь сомкнутые зубы).

• Нетрадиционные методы и приемы массажа

Наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии. Псевдобульбарная дизартрия является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др. У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов. По клиническим проявлениям нарушений в области мимической и артикуляционной мускулатуры он близок к бульбарному. Однако возможности коррекции и полноценного овладения звукопроизносительной стороной речи при псевдобульбарной дизартрии значительно выше.

В результате псевдобульбарного паралича у ребенка нарушается общая и речевая моторика. Малыш плохо сосет, поперхивается, захлебывается, плохо глотает. Изо рта течет слюна, нарушена мускулатура лица.

Степень нарушения речевой или артикуляционной моторики может быть различной.Условно выделяют три степени псевдобульбарной дизартрии: легкую, среднюю, тяжелую.

1. Легкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных» движениях языка, губ. Расстройство жевания и глотания выявляется неярко, в редких поперхиваниях. Произношение у таких детей нарушено вследствие недостаточно четкой артикуляционной моторики, речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков.Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков: ж, ш, р, ц, ч. Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие звуки, требующие добавления к основной артикуляции подъема средней части спинки языка к твердому нёбу.

Недостатки произношения оказывают неблагоприятные влияния на фонематическое развитие. Большинство детей с легкой степенью дизартрии испытывают некоторые трудности в звуковом анализе. При письме у них встречаются специфические ошибки замены звуков (т-д, ч-ц и др.).Нарушение структуры слова почти не наблюдается: то же относится к грамматическому строю и лексике. Некоторое своеобразие можно выявить только при очень тщательном обследовании детей, и оно не является характерным. Итак, основным дефектом у детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией в легкой степени, является нарушение фонетической стороны речи.

Сигматизмы свитящих и щипящих звуков: виды, причины, коррекция

Нарушения в речи встречаются у детей в последние десятилетия все чаще и чаще. Сигматизмы шипящих и свистящих фонем занимают первое место среди часто встречающихся дефектов. По мнению практикующих логопедов, это связано с недостатком внимания со стороны взрослых к качеству речи детей, отсутствием коррекционной работы. Разберемся вместе, что такое сигматизм, каковы его причины и каким образом исправить дефект.

Что это

Сигматизм – это дефект звукопроизношения свистящих , , и шипящих , , , звуков. Это фонетическое нарушение.

Отдельно выделяют парасигматизм – это замена свистящих звуков другими.

Причины

Сигматизмы возникают у детей по разным причинам. Нельзя точно сказать, что послужило толчком к дисфункциям пассивного или активного органа артикуляционного аппарата. Но можно выявить, работа какого органа нарушает фонематическую стройность, правильность речи.

Основными причинами свистящего и шипящего сигматизмов являются:

  • Несформированность артикуляционного праксиса
  • Перцептивные нарушения
  • Нарушения иннервации органов артикуляции
  • Сенсомоторные нарушения
  • Аномалии развития органов речи, челюстного, зубного аппаратов
  • Другие функциональные нарушения
  • Аденоиды
  • Неправильный прикус
  • Выпавшие молочные зубы

Возникновение сигматизмов может быть спровоцировано анатомическими аномалиями:

  1. Нарушениями актов кусания, глотания, жевания
  2. Невритами
  3. Парезами мышц рта
  4. Бульбарным параличом

В этом случае абберация имеет органическую природу. Местом иннервации будут щеки, губы, челюсти, язык, мимическая мускулатура, глотка, гортань, двигательные волокна. Речь идет о патологиях черепно-мозговых нервов. Именно они отвечают за активность органов, их правильную работу. Чтобы определить, какой из них имеет дисфункцию, нужно пройти аудиографию, нистамографию, электромиографию. По результатам исследования строить дальнейшую работу по коррекции речевых нарушений.

Прибегать к обследованиям мозга необходимо только в крайне сложных ситуациях. Как правило, логопед, дефектолог способен зрительно определить параличи, недоразвитие праксисов и устранить нарушения в работе артикуляционного аппарата без сложного медицинского обследования.

Симптомы

Детская речь почти никогда не бывает чистой сразу. Нарушения в звукопроизношения устраняются постепенно самопроизвольно за счет артикуляционной практики, совершенствовании движений органов речи с возрастом ребенка. Говорить о болезни можно только после достижения дошкольниками 4- х лет.

Определить дисфункцию можно по следующим фонетическим и физиологическим симптомам:

  • С и З не произносятся четко. Вместо них слышится сходные межзубные фонемы с призвуком Д, Т, мягких Ш, Ж.

Коза – произносится как кодза, коса – котса, собака – табака, живут – дивут и т.д.

  • Пришептывание, некрасивая артикуляция С-З.

Язык просовывается между зубами. Дефект виден взглядом.

  • Носовой призвук при фонации.

Гнусавость артикуляции обусловлена неподвижность органов ротовой полости. Губы не растягиваются, язык двигается вяло, отодвигается вглубь ротовой полости ближе к носоглотке. Воздушная струя не может пройти через рот, выходит сквозь носовое отверстие.

  • Хлюпающие звуки при артикуляции.

Воздушная струя направляется вбок. Язык повернет в сторону или упирается в зубы. Фонема С, шипящие произносятся с лишним шумом.

Классификация сигматизмов основана на физиологии метода произношения звуков, то есть на нарушениях в работе органов артикуляции. В зависимости от типа дисфункций выделяются следующие виды:

  • Межзубный сигматизм

Признаками такого вида нарушений считаются нечеткость артикуляции звука “С”. Он произносится как английский “t”. Во время фонации не образуется желобок посредине языка. Он необходим для свободного прохождения воздушной струи. Язык преграждает путь струе за счет того, что его кончик располагается между челюстями.

  • Губно-зубной сигматизм

Шипящие и свистящие произносятся с призвуком Ф. Причиной проявления такого вида сигматизма, может стать чрезмерное развитие нижней челюсти, ее выступание вперед.

Нижняя губа поднимается вверх к резцам. Образуется небольшое сужение, а язык готовится произнести звук С. Формируется комбинированная артикуляционная позиция для В-Ф и С-З. Фонация происходит смешанная, неприятная на слух. Например, вместо сирень – фирень, зайка – вфайка.

  • Призубный сигматизм

Артикуляция шипящих нарушается позицией кончика языка. Он упирается в резцы, образуя преграду для воздушной струи. Звук идет чрез небольшую щель, приобретая свист. С и З произносятся как Т с призвуком С. Например, самолет проговаривается как тамолет, зонтик – донтик.

  • Шипящий сигматизм

С, З произносятся со смягчением. Вместо них мы слышим Ж, Ш. Речь наполнена шумом, свистом, шипением. Например, сумка – щумка, сад – щад, соль – жоль, зима – жяма.

Причиной неправильной фонации становится положение кончика языка. Он вытянут к твердому небу, выгнут и оттянут внутрь ротовой полости. Не занимает позицию для произношения С и З.

  • Боковой сигматизм

Разделяется на односторонний и двусторонний. Язык отклоняется в сторону либо не касается коренных зубов. Образуются щели. Чрез них проходит воздушная струя, образую хлюпающий призвук. Ребенок говорит на месте звука С – хьль, льхь. Суп – хлюп, собака -хьлябака. Сигматизм боковой является самым сложным видом хзаболевания.

  • Носовой сигматизм

Воздушная струя выходит через нос. Таким образом могут произноситься не только свистящие и шипящие звуки, но многие другие. Прохождению воздуха мешает корень языка. Он примыкает к заднему небу. Для воздушной струи не остается прохода в ротовую полость. Свистящие звуки произносятся с призвуком Х, гнусаво.

Виды сигматизма могут перекрещиваться друг с другом, образую целый комплекс дефектов речи. Исправить нарушения возможно. Необходимо пройти обследование у логопеда, дефектолога. В особо сложных случаях аппаратное исследование.

Коррекция

При устранении дефектов артикуляции используются гимнастики, дыхательные упражнения, логоритмики. Следует учитывать вид нарушения. На исправление призубного, бокового сигматизма уходит больше времени, чем на нормализацию фонации при межзубном и носовом.

Артикуляционная гимнастика

Рекомендованы следующие артикуляционные упражнения:

  • Заборчик

Делаем широкую улыбку, зубы видны. Фиксируем положение губ на несколько секунд. Затем повторяем упражнение 2-3 раза.

  • Усики

Ребенок удерживает губами плоские легкие предметы (полоски бумаги, трубочки, ручку).

  • Надуваем шарики

Участвуют щеки. Ребенок надувает- сдувает щеки попеременно.

  • Прокати карандаш

Малыш дует на карандаш, который лежит на столе.

  • Имитация жевания
  • Пропевание слогов, звуков.

Массаж

  • Точечный

Вибрируем пальцами под подбородком, под козелками ушей. Открываем и закрываем рот попеременно во время массажа.

  • Массаж мягкого неба

Разминаем неба пальцами до получения глоточного эффекта.

Упражнения

Упражнения на укрепление языка:

  • Блинчики

Облизывание рта широкими круговыми движениями.

  • Дождик

Ритмичные шлепки языком по губам.

  • Покусывания кончика, спинки, боков языка.

Упражнения на распластывание языка:

  • Печем пирожки

Понадобится механическая помощь языку. Двумя пальцами берут язык и складывают в пирожок.

  • Саночки
  • Железная дорога

Постановка звуков

В ходе логопедических занятий по постановке звука используется метод подражания, работа с зеркалом, и механический способ.

Автоматизация звуков

  • В прямых открытых слогах

Произносим ша, са, шу, су …

  • В обратных слогах

Уч, ус, уз, цш …

  • Со стечением согласных

Шус, мышь, час..

  • В начале слова

Сова, щука…

  • В конце слова

Укус, груз..

  • В середине

Колесо, тяжело..

  • В словосочетаниях, фразах, предложениях

Для упражнений можно использовать следующие вспомогательные тексты:

Са, са – вот летит оса.
Су-су – книгу принесу.
Сы, сы – у меня усы.

Ста- сто – сту
Сна – сну -сны

Самокат принесу, сани вынесу.

Десять дней Айболит не есть, не пьет, не спит.

Синие шары, синее небо, синее сосны – это весна!

  • Пересказ текст
  • Самостоятельное составление текстов по картинкам

Работа по устранению дефектов речи должна вестись под строгим контролем логопедов, родителей. Повторение упражнений в домашних условиях приносит несомненную пользу малышу. Родителям стоит внимательно следить за звукопроизношением детей, заставлять их работать над исправлением ошибок. Только таким путем произойдет автоматизация звуков, избавление от сигматизма.

Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматиз-м о м.

Сигматизм бывает следующих видов:

1. Межзубный сигматизм.

Этот недостаток выражается в том, что при произнесении свистящих или шипящих звуков (а иногда и тех и других) кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами, отчего получается шепелявый звук.

2. Губно-зубной сигматизм.

При этом недостатке произношения свистящие или шипящие звуки (а иногда и те и другие) произносятся подобно звукам ф и в, т. е. при таком положении частей артикуляционного аппарата, когда нижняя губа поднята к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя воздуха, а язык находится в положении звука с. При такой комбинированной артикуляции образуется звук, который содержит элементы звуков ф и с (в и з), вследствие чего произношение становится нечетким, непонятным и неприятным на слух.

3. Призубный сигматизм.

Этот недостаток произношения отличается тем, что при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затвор и мешая проходу воздуха через зубную щель, вследствие чего отсутствует характерный для этих звуков свист и вместо звуков с, з слышатся звуки т и д, например: суп — «туп», самолёт — «тамолёт», зима — «дима», зонтик — «донтик», цапля — «тапля». Этот недостаток можно назвать и парасигматиз-мом, так как в данном случае один согласный звук заменяется другим.

4. Шипящий сигматизм.

При этом виде сигматизма звуки произносятся при следующем положении языка: кончик его оттянут от нижних резцов в глубь ротовой полости, спинка резко выгнута по направлению к твердому нёбу, вследствие чего вместо свиста слышится смягченное ш или ж (собака — «шябака», замок — «жямок»).

5. Боковой сигматизм.

При этом недостатке свистящие или шипящие звуки (иногда и те и другие) могут произноситься двумя способами:

а) кончик языка упирается в альвеолы, а весь язык ложится ребром; один из его краев поднимается к внутренней стороне коренных зубов, пропуская выдыхаемый воздух по боковым краям языка, вследствие чего образуется «хлюпающий» звук;

б) кончик языка упирается в верхние альвеолы, пропуская воздух по бокам, как при звуке л. Боковой сигматизм может быть односторонним и двусторонним.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *