Младший школьник

Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста

Особенности младшего школьного возраста

Младший школьный возраст принято называть вершиной детства. Это объясняется тем, что младший школьник сочетает в себе качества, которые присущи дошкольнику (наивность, легкомыслие, увлеченность), но при этом у него уже проявляется более взрослая логика мышления, направленность на учение, определенный социальный статус в обществе (школьник). Изменения затрагивают все стороны жизни ребенка, весь ее уклад, меняются интересы и ценности.

Возрастные границы младшего школьного возраста совпадают с началом обучения в школе. В настоящее время границы младшего школьного возраста установлены с 6-7 лет до 9-10 лет.

В младшем школьном возрасте у ребенка происходят изменения в физическом и психофизическом развитии, данные изменения направлены на обеспечение дальнейшей возможности успешного обучения в школе.

Наибольшее значение, конкретно для ребенка имеет изменение его социального статуса. В этот период ребенок становится «общественным» субъектом, ему предоставляется больше свободы, но при этом возрастают требования и ответственность.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

На протяжении младшего школьного возраста ребенок учится выстраивать взаимоотношения уже не только со сверстниками, но и со взрослыми окружающими его людьми. Постепенно безусловный авторитет взрослого утрачивается, все большее значение приобретают сверстники, их мнение, возрастает значимость детского сообщества.

Замечание 1

Основная задача начального образования – заложить фундамент знаний, необходимых для дальнейшего успешного обучения ребенка, которое в рамках современных условий может продолжаться всю жизнь.

В начальной школе ребенка учат писать, читать, считать, рассуждать, связно и грамотно выражать свои мысли, правильно и логично делать выводы. Весь процесс обучения сопровождается интенсивным воспитанием. Воспитание в начальной школе имеет несколько направлений:

  • нравственное,
  • эстетическое,
  • трудовое,
  • физическое,
  • правовое,
  • экологическое,
  • экономическое и т.д.

Замечание 2

Необходимо отметить, что процесс воспитания в младшем школьном возрасте является превалирующим процессом и подчиняет себе обучение и образование. Это связано с тем, что если человек не воспитан, то давать ему знания не только не целесообразно, но и опасно.

Особенности воспитания детей младшего школьного возраста

Особенность воспитания младших школьников вытекает из особенностей данного возрастного периода. Основой воспитания выступает сюжетно-ролевая игра, которая уже достигла своего максимального развития. В игре ребенок имеет возможность не только примерить на себе определенную социальную роль, но и овладеть нормами поведения в различных ситуациях. При усвоении первичных этических норм, формируются нравственные представления.

В процессе воспитания у детей возникает моральная мотивация поведения, в зависимости от складывающейся вокруг ситуации.

С возрастанием самостоятельности ребенка происходят изменения и во взаимоотношениях с педагогом и сверстниками. В этот момент большое внимание следует уделять воспитанию самооценки и авторегуляции собственного поведения. Ребенок должен научиться контролировать собственное поведение не только с позиции авторитета, но и согласно усвоенным нравственным нормам.

В процессе воспитания, под руководством педагога, дети младшего школьного возраста приобретают навыки коллективного взаимодействия. Учатся осознанно применять общественные нормы, соотносить их с собственным поведением и поступками.

У младших школьников во время взаимодействия друг с другом начинают оформляться первые микрогруппы, в которых часто возникают противоречия, вплоть до конфликтов. Задача педагога состоит в том, чтобы не просто передать детям навыки поведения, а воспитать нравственные убеждения. Достигается это путем формирования и развития опыта осуществления нравственной оценки собственного поведения и поведения других.

В основе воспитательного процесса, осуществляемого в рамках школы, лежат два основных подхода:

  1. Деятельный – организация различных видов деятельности (трудовой, познавательной, художественной и т.д.)
  2. Комплексный – органичное сочетание разнообразных видов деятельности и их направленностей.

Основу содержания воспитания в начальной школе составляет формирование всесторонне развитой личности, а конкретные разделы содержания группируются вокруг воспитания жизненно важных качеств гражданина, работника, семьянина.

Особенности обучения детей младшего школьного возраста

Основной особенностью обучения младших школьников является то, что в этот возрастной период происходит интенсивное развитие и изменение направленности их потребностей. Постепенно ведущим видом деятельности становится обучение.

Современная начальная школа старается удовлетворять потребности детей в получении новых знаний, посредством использования разнообразных методов и форм обучения, которые не только познавательны, но и интересны для детей.

Приобретение новых знаний и умений осуществляется на основании возрастных возможностей детей, с учетом их индивидуальности.

Помимо работы в классе постепенно вводится система домашних заданий, которая направлена не только на закрепление пройденного учебного материала, но и на развитие у детей самостоятельности и самоконтроля.

Важным является вопрос контроля результативности обучения. В первый учебный год дети не получают оценки за свои работы и знания, результат отмечается педагогом устно. Это необходимо для того, чтобы не оттолкнуть ребенка от учебы, не сформировать у него негативного отношения к ней. Так же это связано с тем, что в этот период у ребенка происходит перенаправленность ведущей деятельности с игровой на учебную и ему нужна поддержка, а не указания на собственные ошибки.

Педагог осуществляет диагностику знаний учащихся, но исключительно в личных целях, чтобы понять в каком направлении двигаться дальше, эффективны ли используемые им методы и приемы.

Замечание 3

Таким образом, особенность обучения детей младшего школьного возраста заключается в том, что образование направлено на всестороннее развитие ребенка, полноценное овладение им всем комплектом умений учебной деятельности, которые необходимы ему для дельнейшего успешного обучения.

Формирование характера у младших школьников

Выводы.

1. Существуют возрастные особенности темперамента, то есть в каждом возрасте существует своя специфика активности, эмоциональности и моторики.

2. В младшем школьном возрасте наблюдаются следующие особенности темперамента:

В младшем школьном возрасте дети обладают более слабой, чем в более старшем возрасте, нервной системой; что в равной мере относится к процессам возбуждения и торможения.

Слабость процесса возбуждения проявляется прежде всег в малой выносливости нервной системы, быстром утомлении и легком возникновении охранительного торможения.

Показателем слабости является также сильно развитое индуктивное (внешнее) торможение, которое выражается в затормаживании действий под влиянием побочных раздражителей: мельчайшее изменение обстановки в классе отвлекает внимание учащихся от школьных занятий.

Пониженной работоспособности сопутствует повышенная возбудимость и чувствительность индивида, что, в частности, выражается в моторных и эмоциональных реакциях неадекватных силе раздражителей.

Помимо того, что эти реакции очень сильны, они имеют короткий латентный период.

Многие исследования показывают, что именно к концу младшего школьного возраста исчезают большие различия в работоспособности нервной системы между детьми и взрослыми.

В младшем школьном возрасте наблюдается неуравновешенность при преобладании силы возбуждения. Ребенок младшего школьного возраста своим поведением в известном смысле напоминает холерика. Затем эта неуравновешенность, вызванная большей слабостью торможения в сравнении с

возбуждением, постепенно уменьшается, и в возрасте около 12 лет ребенок в

этом отношении уже заметно не отличается от взрослого.

Преобладание возбуждения над торможением проявляется прежде всего в импульсивности и взрывном характере поведения ребенка. Для него типичен пониженный контроль за ситуационно обусловленным поведением (то есть действующими в данный момент стимулами).

3. Но на фоне возрастных особенностей у ребенка обнаруживаются и такие черты, которые говорят о принадлежности его к тому или иному типу

темперамента.

Люди по-разному относятся к окружающему миру – к другим людям, к природе, к труду, к самим себе. Различные отношения выражаются в поведении, в поступках человека.

Свойства личности, выражающие отношение человека к действительности, всегда образуют некоторое своеобразное сочетание, представляющее не сумму отдельных особенностей данного человека, а единое целое, которое называют характером.

Слово «характер» в переводе с греческого означает «черта», «печать», «признак». Характер человека как бы накладывает определенный отпечаток на его поведение, на взаимоотношения с другими людьми, является определенным признаком его личности.

Характер- это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер представляет собой неповторимое сочетание психологических качеств, индивидуальных особенностей личности, именно характер дает основание для суждения о том, хороший ли это человек или нет.

Характер не является врожденным, он формируется под воздействием условий жизни и целенаправленного воспитания. Кое-что в характере является и врожденным – именно те черты, которые связаны с темпераментом. В формировании характера решающее значение имеют первые 7-8 лет, дошкольный и младший школьный возраст, когда закладывается основа характера человека.

На формирование характера оказывают влияние в первую очередь условия жизни ребенка,та среда, в которой человек растет и взрослеет, «дух» общества, его мораль и ценностные ориентации. Каналами этого влияния служат общение со взрослыми и сверстниками, книги, радио, телевидение, обычаи, традиции и пр.

Очень серьезное влияние на формирование характера оказывают семейные условия, отношения в семье. Домашнее воспитание имеет решающее значение для формирования характера ребенка.

Характер формируется в деятельности. Характер ребенка приобретет свое качественное своеобразие в последовательно ведущих для него видах деятельности — в игре, учебе, труде.

Черты характера формируются при повторении форм поведения в жизни и деятельности. А.С. Макаренко подчеркивал, что очень важно постоянно упражнять детей в правильном поступке, «организовывать… гимнастику поведения», закреплять правильные формы поведения. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности.

Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не вырабатываются, какие бы высокие моральные идеи ни

прививали ему словесно. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.

С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок сталкивается с рядом новых и строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.

Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом класса, школы, чувство товарищества, коллективизм.

Основное условие воспитания характера младших школьников состоит в единстве общих требований к ним с индивидуальным подходом к каждому.Индивидуальный подход не должен ни в какой мере нарушать общих требований.

Первостепенное значение в формировании характера имеет организация личного опыта ребенка, способствующего образованию устойчивых привычек поведения и деятельности.

«Характер детей складывается и формируется в реальных действиях и поступках и в той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и в них вплетается педагогический процесс, как деятельность учителя-воспитате-

ля, формирует развивающуюся личность ребенка в меру того, как педагог руководит деятельностью ребенка, а не подменяет ее, — писал С.Л. Рубинштейн. — Всякая попытка во с питателя-учителя «внести» в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает, как это отлично понимал еще Ушинский, самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств».

Формируя личное поведение ребенка, педагог формирует и личностные свойства ребенка, его мотивационную сферу.

Мотив, действенный для данного человека, — это будущая черта его характера в ее генезисе (потенциально по крайней мере). Поэтому особенности мотивационной сферы ребенка должны находиться в центре внимания учителя.

Внешне один и тот же поступок, одно и то же отношение детей к занятиям, школе, одноклассникам, учителю, в зависимости от мотивов, из которых они исходят, из целей, которые они более или менее сознательно преследуют, приобретает совсем различный и в отношении педагогической своей ценности иногда прямо противоположный смысл.

Учителю необходимо понять подлинные личностные мотивы поведения ребенка, мотивы его действий, его внутреннее отношение к задачам, которые перед ним ставятся. Если учитель знает настоящие мотивы поведения своего ученика, он сможет взаимодействовать с ним, сможет профессионально грамотно строить учебно-воспитательный процесс, чтобы помочь ребенку сформировать позитивные мотивы учения и отношений с одноклассниками.

На воспитание характера детей влияют личный пример учителя, его поступки, отношение к детям и своей деятельности. Хороший личный пример — могучее средство воспитательной работы именно в начальной школе. Поэтому, отличаясь трудолюбием, дисциплиной, четкостью в работе, требовательностью и жизнерадостностью, справедливостью и теплым отношением к детям, умением владеть собой, безукоризненным поведением в быту и другими положительными качествами, учитель тем самым воспитывает эти свойства и у своих учащихся.

Главная воспитательная задача учителя заключается в том, чтобы привить учащимся нормы поведения, принятые в обществе, воспитать у них трудолюбие, честность, правдивость, коллективизм и другие положительные качества. Работая с детьми, учитель должен избегать нотаций, но не упускать удобного случая и указывать ребенку на то, что хорошо и что плохо, мотивируя каждый раз свои оценки, разъясняя и приводя конкретные примеры, близкие и понятные детям. Иногда учитель прямо формулирует моральное правило и свое требование, иногда дает это в несколько завуалированном виде, в форме рассказа о каком-нибудь случае из жизни или из художественной литературы. Ребенок должен сам догадаться, что описываемый факт имеет к нему прямое отношение. Тогда психологическое воздействие на ребенка бывает глубже. Наша советская действительность дает много такого материала: найти героические примеры из прошлого и настоящего советских людей нетрудно. Однако нельзя всю работу с учеником сводить к словесному воспитанию. Без него обойтись нельзя, но злоупотреблять им не следует. Надо помнить, что не только подростки, но и дети младшего возраста не любят поучений именно потому, что в них не содержится ничего для них нового, интересного.

Для воспитания характера важно ставить детей в такие условия, в которых они неоднократно совершали бы нужные действия. Эти упражнения приучат детей к соответствующим поступкам и поведению.

Еще больший эффект дает правильно поставленная учебная работа и труд школьника, а также участие его в общественной жизни. Выполняя свои обязанности, ученик должен проявлять много волевых, интеллектуальных и эмоциональных качеств. Это служит хорошей школой воспитания характера. Отдельные черты характера, требующиеся для выполнения определенной деятельности (учебной работы, физического труда и т. п.), формируются прежде всего и лучше всего именно в процессе самой деятельности. Большую роль при этом играют необходимая требовательность к учащимся и контроль со стороны учителя. Доброе отношение к детям, проявление педагогического такта, учет индивидуальных особенностей каждого школьника, чуткость, понимание мыслей и переживаний ребенка особенно необходимы при работе с младшими школьниками. При оценке их успехов надо учитывать не только качество ответов, но и то старание, которое дети прилагают, чтобы выполнить задания.

На характер влияет и эмоциональное воспитание школьника. Умение сочувствовать: радоваться чужим удачам и искренне переживать горе других — важная черта характера. У детей младшего школьного возраста она еще недостаточно развита. Они часто с детской непосредственностью завидуют товарищам, могут совершенно не понимать страданий, которых сами не испытали. Поэтому в детях надо воспитывать способность ставить себя на место другого. Это научит их сопереживанию.

Учительница начальных классов рассказала, как ей пришлось вызвать сострадание у своего ученика: «Иду я как-то домой и слышу необычный шум, затем вижу: целая ватага ребятишек с гиканьем мчится по пустырю. Я сначала не поняла, в чем дело, но затем увидела, как на дерево взметнулась кошка. К хвосту у нее была привязана жестяная банка. Я быстро направилась к этому дереву. Увидя меня, ребята разбежались. Среди них я заметила своего второклассника Вадима. Он оказался самым младшим среди «мучителей». Из разговора с ним я поняла, что мальчик просто мало понимает, что заставил страдать животное. Пришлось напомнить ему о чувстве боли, которое он переживал (в жизни у Вадима сильно болели зубы, и он очень боялся бормашины). После этого Вадим искренне пожалел о том, что принимал участие в жестоком поступке, и заявил, что больше никогда не будет никого мучить».

Здесь учительнице пришлось прибегнуть к эмоциональной памяти ребенка, чтобы заставить его понять страдания животного. До этого поступок казался мальчику невинной, пустяковой игрой.

Очень важно, чтобы дети заботились о других: помогали учиться слабым товарищам, старались облегчать труд родителей и других близких, проявляли заботу о малышах, развлекали их играми, ухаживали за ними. Благотворное влияние на ребенка оказывает и уход за животными. На воспитание характера, как и других качеств личности, влияет коллектив. Очень важно, чтобы дети с первых лет обучения находили радости и интересы в своей школьной дружной, товарищеской среде. Тогда и в подростковом возрасте отпадет опасность нежелательных знакомств и связей вне семьи и школы.

В младших классах руководителем детского коллектива является учитель, вокруг которого группируются ребята. Он не только учит их на уроке, но и организует игры на перемене, проводит интересную беседу и т. д. В каждом коллективе есть ребята, которые задают тон. Учитель выявляет их и проводит с ними дополнительную воспитательную работу. Важно, чтобы их влияние на остальных детей было положительным, а не отрицательным. В то же время учитель обращает внимание и на застенчивых и робких детей, стараясь вовлечь их в учебную и игровую деятельность, чтобы привить им больше самостоятельности и уверенности в своих силах.

Значительную роль в воспитании характеров играет пионерская организация. Пионерская организация развивает у пионеров общественную активность и коллективизм, растит их сознательными, честными, смелыми. В результате у детей возникают чувства товарищества и дружбы, на основе которых формируются очень ценные свойства характера.

Учителю невозможно воспитывать детей без тесной связи с семьей ребенка. Именно дома школьник проводит большую часть дня, под влиянием близких формируется его характер. И учитель, регулярно общаясь с родителями ученика, через них оказывает необходимое влияние на него, закрепляя и развивая его положительные качества и борясь с недостатками. При этом очень важно, чтобы не было расхождений между требованиями родителей и учителя. Если между школой и семьей есть противоречия и конфликты, то создается благоприятная почва для появления у ребенка нечестности, лицемерия, лживости и других отрицательных черт характера.

Трудность работы начинающего учителя заключается не только в сложности руководства детьми, но и в том, что двадцатилетней девушке иногда приходится учить родителей своих учеников, которые намного старше ее. Надо проявить много такта, чтобы, не обижая родителей, добиться своего и оказать на них необходимое влияние.

У Вани С., ученика III класса, отец — крупный специалист, самоуверенный и очень самолюбивый человек. На родительском собрании молодая учительница в резком и нравоучительном тоне качала указывать отцу на недостатки семейного воспитания Вани, которые действительно были. Отец Вани очень рассердился на поучительный тон девушки, на собрании ничего ей не ответил, но с тех пор в семье началась весьма пристрастная критика всего, что делала учительница. Ваня полюбил было ее, так как она действительно хорошо вела свой класс, но дома часто слышал критику в ее адрес: якобы она чрезмерно требовательна к детям, несправедлива к мальчику и т. п. Разобраться в том, кто прав, кто виноват, ребенок не мог и стал вести себя неискренне. Получив плохую отметку, он жаловался на учительницу, что та не любит его и поэтому снижает оценки. А перед учительницей оправдывался тем, что родители заставили его заниматься музыкой или рисованием, хотя он еще не успел выучить уроки. Словом, в ребенке стали развиваться отрицательные качества.

Хорошие результаты воспитательной работы получаются тогда, когда учитель, зная индивидуальные особенности каждого ребенка, использует весь арсенал средств, какие ему доступны: и систематические учебные занятия детей в школе, и их труд на пришкольном участке, и общественную работу в пионерской организации, и влияние коллектива, и огромное воспитательное воздействие семьи.

Статья Причины и типы нарушения поведения у младших школьников

ПРИЧИНЫ И ТИПЫ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Педагоги-классики (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, А.С. Макаренко,В.А. Сухомлинский) подчеркивали важность воспитания у детей произвольного поведения. Реализуя произвольное поведение, ребенок должен понимать почему и для чего он выполняет эти действия, поступает так , а не иначе. Если ребенок постоянно реализует произвольное поведение, значит, у него сформированы важные качества личности, выдержанность, внутренняя организованность, ответственность, готовность и привычка подчиниться собственным целям (самодисциплина) и общественным установкам ( законам, нормам, принципам, правилам поведения).

Непроизвольное поведение (разнообразные отклонения в поведении) детей — по прежнему одна из актуальных проблем современной педагогики и психологии. Дети с отклонениями в поведении систематически нарушают правила, не подчиняются внутреннему распорядку и требованиям взрослых, грубы, мешают занятиям в классе или группе.

В некоторых случаях нарушения поведения определяются индивиду-

альными особенностями , в том числе нейродинамическими: нестабильностью психических процессов, психомоторной заторможенностью, или , наоборот психомоторной расторможенностью.

В других случаях нарушения поведения являются следствием неадекватного (защитного) реагирования ребенка на затруднения школьной жизни, на стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поведение

таких детей отличаются нерешительностью, пассивностью, упрямством, агрес-

сией. Кажется , что они специально нарушают дисциплину, не желают вести себя хорошо. Однако это впечатление ошибочно. Ребенок действительно не в

состоянии справиться со своими переживаниями. Наличие отрицательных переживаний и аффектов неизбежно ведет к срывам поведения, является поводом для возникновения конфликтов со сверстниками и взрослыми.

Предупреждение нарушений в поведении таких детей, легко осуществить в тех случаях, когда взрослые ( учитель, воспитатель, родители) обращают внимание уже на первые такие проявления. Необходимо также, чтобы все, даже самые незначительные конфликты и недоразумения были разрешены немедленно.

Типичные нарушения поведения — это гиперактивное поведение, а также демонстративное, протестное, агрессивное, инфантильное, конформное и симптоматическое поведение.

Гиперактивное поведение

Гиперактивное поведение детей, как никакое другое, вызывает нарекания и жалобы родителей, воспитателей, учителей.

Такие дети отличаются повышенной потребностью в движении.

При блокировке этой потребности правилами поведения, нормами школьного распорядка (т.е. в ситуациях, в которых требуется контролировать, произвольно регулировать свою двигательную активность) у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, падает работоспособность, наступает утомление. Возникшая эмоциональная разрядка является защитной физиологической реакцией организма на чрезмерное перенапряжение и выра-

жается в неконтролируемом двигательном беспокойстве, расторможенности и,

часто, квалифицируются как дисциплинарные проступки.

Основные признаки гиперактивного ребенка — двигательная активность, импульсивность, отвлекаемость, невнимательность. Ребенок совершает беспокойные движения кистями и стопами; сидя на стуле, корчится, извивается; легко отвлекается на посторонние стимулы, на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца; с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий.

Гиперактивный ребенок начинает выполнять задание, не дослушав инструкцию до конца, но через некоторое время оказывается, что он не знает, что нужно делать. Ребенок с гиперактивным поведением импульсивен, и невозможно предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и сам ребенок.

О последствиях он не задумывается , хотя плохого он не замышляет и сам искренне огорчается из-за произошедшего. Такой ребенок легко переносит наказания, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.

Дети с гиперактивным поведением трудно адаптируются к школе, часто имеют проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регуляторных механизмах психики, прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в становлении произвольного поведения.

Сама по себе чрезмерная активность — это еще не психическое нарушение, однако она может сопровождаться некоторыми изменениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. Это связано, прежде всего, с тем, что гиперактивному школьнику нелегко концентрировать свое внимание и спокойно заниматься.

Причины возникновения детской гиперактивности полностью не выяснены, однако считается, что факторами ее возникновения могут являться особенности темперамента ребенка, генетические влияния, различного рода поражения центральной нервной системы, возникающие как до, так и после рождения ребенка. Но наличие этих факторов не обязательно связано с развитием детской гиперактивности. В ее возникновении играет роль целая совокупность взаимодействующих факторов.

Демонстративное поведение

При демонстративном поведении происходит намеренное и осознанное

нарушение принятых норм, правил поведения. Внутренне и внешне такое поведение адресовано взрослым.

Один из вариантов демонстративного поведения — детское кривляние. Можно выделить две его особенности. Во — первых, ребенок кривляется только в присутствии взрослых ( учителей, воспитателей, родителей) и только

тогда, когда они обращают на него внимание. Во — вторых, когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а даже усиливается. В итоге развертывается особый коммуникативный акт, в котором ребенок на невербальном языке ( при помощи действий) говорит взрослым: «Я делаю то, что вам не нравится». Такое же со-

держание иногда выражается непосредственно в словах, так, многие дети время от времени заявляют «Я плохой».

Что же побуждает ребенка использовать демонстративное поведение как особый способ коммуникации?

Чаще всего это способ привлечь к себе внимание взрослых. Такой выбор дети совершают в тех случаях, когда родители общаются с ними мало и ребенок не получает в процессе общения необходимые ему любовь, ласку, тепло. Такое демонстративное поведение распространено в семьях с авторитарным стилем воспитания , авторитарными родителями, воспитателем, учителем, где дети постоянно подвергаются унижению.

Одним из вариантов демонстративного поведения являются капризы —

плач без особых поводов, необоснованные своевольные выходки с целью самоутвердиться, обратить на себя внимание, «взять верх» над взрослыми. Капризы сопровождаются внешними проявлениями раздражительности: двигательным возбуждением, катанием по полу, разбрасыванием игрушек и вещей. Основная причина таких капризов — неправильное воспитание (избалованность или чрезмерная строгость со стороны взрослых).

Протестное поведение

Формы протестного поведения детей — негативизм, строптивость, упрямство.

Негативизм — такое поведение ребенка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили; это реакция ребенка не на содержание действия, а на само предложение, которое исходит от взрослых.

Типичные проявления детского негативизма — это беспричинные слезы, грубость, дерзость или замкнутость, отчужденность, обидчивость. «Пассивный»

негативизм выражается в молчаливом отказе выполнять поручения, требования взрослых. При «активном » негативизме дети производят действия, противопо-

ложные требуемым, стремятся во что бы то ни стало настоять на своем. В обоих случаях дети становятся неуправляемыми: ни угрозы, ни просьбы на них

не действуют. Они стойко отказываются делать то, что еще недавно выполняли беспрекословно. Причина такого поведения заключается в том, что у ребенка накапливается эмоционально отрицательное отношение к требованиям взрослых, которое препятствует удовлетворению детской потребности в самостоятельности. Таким образом, негативизм — это часто результат неправильного воспитания, следствие протеста ребенка против насилия, которое над ним совершают. С появлением негативизма нарушается контакт

между ребенком и взрослым, в результате чего воспитание становится невозможным.

«Упрямство — такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем — либо

не потому, что ему сильно хочется, а потому, что он это потребовал…. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным

решением».

В некоторых случаях упрямство обусловлено общей перевозбудимостью, когда ребенок не может быть последовательным в восприятии чрезмерно большого количества советов и ограничений со стороны взрослых.

С негативизмом и упрямством тесно связана и такая форма протестного поведения, как строптивость. Строптивость направлена не столько против конкретного взрослого, сколько против норм воспитания, против навязываемого образа жизни.

Агрессивное поведение

Агрессивным называют целенаправленное разрушительное поведение.

Агрессивное поведение может быть непосредственным, т.е. прямо направленным на раздражающий объект или смещенным, когда ребенок по каким -либо причинам не может направить агрессию на источник раздражения

и ищет более безопасный объект для разрядки. (Например, ребенок направляет агрессивные действия не на обидевшего его старшего брата, а на кошку — брата

не бьет, но мучает кошку.) Поскольку устремленная вовне агрессивность порицается, у ребенка может выработаться механизм направления агрессии на

самого себя ( так называемая аутоагрессия — самоунижение, самообвинение).

Агрессивность проявляется не только в физических действиях. Некоторые дети склонны к вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются), за которой часто скрывается неудовлетворенная потребность в том, чтобы почув-

ствовать себя сильным, или желание отыграться за собственные обиды.

В возникновении агрессивного поведения важную роль играют проблемы, которые появляются у детей вследствие обучения. Дидактогения (невротические расстройства, возникающие в процессе обучения) — одна из причин детских суицидов.

Агрессивное поведение может возникать под влиянием неблагоприятных

внешних условий: авторитарного стиля воспитания, деформация системы ценностей в семейных отношениях и т.д. Эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей часто приводят к накоплению внутреннего психического напряжения у детей. Это напряжение может разряжаться посред-

ством агрессивного поведения.

Еще одна причина агрессивного поведения — дисгармоничные взаимо—

отношения родителей (ссоры и драки между ними), агрессивное поведение родителей- по отношению к другим людям. Жесткие несправедливые наказания -нередко модель агрессивного поведения ребенка.

Агрессивность затрудняет приспособляемость детей к условиям жизни в

обществе, в коллективе; общение со сверстниками и взрослыми. Агрессивное поведение ребенка вызывает, как правило, соответствующую реакцию окружающих, а это, в свою очередь, ведет к усилению агрессивности, т.е.

возникает ситуация порочного круга.

Ребенку с агрессивным поведением необходимо специальное внимание, так как порой оказывается, что он даже не догадывается о том, какими добрыми и прекрасными могут быть человеческие отношения.

Инфантильное поведение

Об инфантильном поведении говорят в том случае, когда в поведении ребенка сохраняются черты, присущие более раннему возрасту. Например, у инфантильного младшего школьника ведущей деятельностью все еще остается игра. Такие дети во время урока отключаются от учебного процесса и не заметно для себя начинают играть (катает по парте машинку, расставляет солдатиков, мастерит и запускает самолетики). Подобные инфантильные проявления ребенка расцениваются учителем как нарушение дисциплины. Ребенок, которому свойственно инфантильное поведение, при нормальном и даже ускоренном физическом и умственном развитии характеризуется незрелостью интегративных личностных образований. Это выражается в том, что в отличие от сверстников он не способен самостоятельно принять решение, выполнить какое-либо действие, испытывает чувство незащищенности, требует повышенного внимания к собственной персоне и постоянной заботы других о себе; у него понижена самокритичность. Если не оказать инфантильному ребенку своевременную помощь, то может привести к нежелательным социаль-

ным последствиям. Ребенок с инфантильным поведением нередко попадает под влияние сверстников или старших детей с асоциальными установками, бездумно присоединяется к противоправным действиям и поступкам.

Инфантильный ребенок предрасположен к карикатурным реакциям, которые высмеиваются сверстниками, вызывают у них ироническое отношение, что причиняет ребенку душевную боль.

Конформное поведение

Конформное поведение, как и некоторые другие нарушения поведения, во многом обусловлено неправильным, в частности авторитарным или гиперопекающим, стилем воспитания. Дети, лишенные свободы выбора, самостоятельности, инициативы, навыков творчества (потому что приходится

действовать по указанию, инструкции взрослого, потому что взрослые всегда и все делают за ребенка), приобретают некоторые негативные личностные особенности.

Психологической основой конформности являются высокая внушаемость, непроизвольное подражание, «заражение». Типичное и естественное стремление младшего школьника «быть как все» в условиях учебной деятельности не является конформным.

Причин для такого поведения и стремления несколько. Во-первых, дети овладе-

вают обязательными для учебной деятельности умениями и знаниями. Учитель контролирует весь класс и побуждает всех следовать предлагаемому образцу.

Во-вторых, дети узнают о правилах поведения в классе и школе, которые предъявляются всем вместе и каждому в отдельности. В-третьих, во многих ситуациях (особенно незнакомых) ребенок не может самостоятельно выбрать

поведение и в этом случае ориентируется на поведение других детей.

Методы коррекции нарушения поведения

Формирование произвольного поведения, коррекция недостатков в поведении ребенка происходит в совместной целенаправленной деятельности

взрослых и детей, в ходе которой осуществляются развитие личности ребенка,

его образование и воспитание (ребенок усваивает не только знания,но и нормы,

правила поведения, приобретает опыт социально одобряемого поведения).

Наказание как способ предупреждения и исправления нежелательного поведения, А.С. Макаренко советовал помнить правило: как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему. «Хороший воспитатель при помощи системы наказаний может много сделать, но неумелое, бестолковое, механическое применение наказаний наносит вред ребенку, всей работе.

П.П.Блонский сомневался в эффективности наказаний: «Не есть ли наказание, именно в силу своей культурной примитивности, наоборот, средство задержать дикость ребенка, помешать ему стать культурным? Наказание воспитывает грубого и насильничающего, циничного и лживого ребенка».

В.А. Сухомлинский резко протестовал против применения наказания в во-

спитательной практике. «Наказание» может унизить личность ребенка, сделать его податливым случайным воздействиям. Приученный с помощью наказаний к повиновению, ребенок не может оказать в последствии действенного сопротивления злу и невежеству. Постоянное использование наказания формирует пассивность и покорность человека. Человек, испытавший наказание в детстве, в подростковом возрасте не боится ни детской комнаты милиции, ни суда, ни исправительно-трудовой колонии.

В современной педагогической практике взрослые часто используют наказание, если негативный поступок уже совершен и его нельзя «отменить»,

если плохое поведение ребенка еще не превратилось в привычку и неожиданно и для него самого.

Наказание может быть эффективным, если соблюдать следующие условия.

1. Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания

нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.

2. Наказание не должно восприниматься ребенком как месть или произвол.

При наказании взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать сильный гнев или раздражение. О наказании сообщается спокойным тоном; при этом особо подчеркивается, что наказывается поступок, а не личность.

3. После наказания проступок должен быть «забыт». О нем больше не напоминают точно также, как не вспоминают и о наказании.

4. Взрослым не следует менять стиль своего общения с ребенком, под-

вергнутым наказанию. Наказание не должно усугубляться бойкотом, суровыми взглядами или постоянным ворчанием.

5. Необходимо чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае они не приносят никакой пользы, только нервируют ребенка.

6. Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребенок заявляет, что он готов в будущем исправить свое поведение, не повторять своих ошибок.

7. Каждое наказание нужно строго индивидуализировать.

Рисование, рисуночная терапия, участие ребенка в изобразительной деятельности в рамках коррекционной работы направлены не столько на то, чтобы научить его рисовать, сколько на то, чтобы помочь преодолеть недостатки, научиться управлять своим поведением, своими реакциями. Поэтому интересны не столько рисунок, его содержание и качество исполнения, сколько особенности ребенка в процессе рисования: выбор темы, сюжета рисунка; принятие задачи, сохранение ее на протяжении рисования; последовательность выполнения отдельных частей рисунка, собственная оценка рисунка.

Гиперактивным детям ставятся следующие задачи: продолжить рисовать начатое, не перескакивать на другой сюжет; сосредоточиться на определенной детали рисунка и дорисовать ее до конца; мысленно проговорить нарисованное;

начатое обязательно закончить. С такими детьми полезно рисовать «витражи.

Взрослый изображает любимый ребенком сюжет, нанося черной гуашью вит-

ражные перегородки»; ребенок должен «вставить цветные стеклышки». Раскрашивая «витраж», ребенок сам выбирает цвет для каждой области, не выходя при этом за «перегородки». Такая работа собирает, концентрирует вни-мание ребенка, учит его аккуратности.

В рисунках детей с агрессивным поведением поначалу преобладает «крово-

жадная» тематика. Постепенно содержание агрессивных сюжетов переводится в «мирное русло». Например, ребенку предлагают: «Мы рисуем все, что ты хочешь, но сначала давай закрасим весь лист зеленой краской. Закрашенный определенной краской лист вызовет у ребенка уже другие ассоциации (спокойные, умиротворенные), возможно это позволит изменить его первоначальные намерения. Если ребенок тяготеет к таким сюжетам, как аварии, преступники, можно постепенно перейти от темы аварии к рисованию просто разных марок машин.

Детям инертным, вялым, осторожным, болезненно аккуратным полезны задания на развитие фантазии, на смешивание красок. Им ставятся задачи: освоить пространство листа, самому выбрать цвет, смешать краски (не боясь запачкать стол и руки), развивать сюжет, использовать больше новых тем, фантазировать.

Примечание: гиперактивным детям не рекомендуется использовать краски, пластилин, глину, т.е. материалы, которые стимулируют неструктурированную, ненаправленную активность ребенка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание). Более уместно предложить таким детям карандаши, фломастеры — материалы, задающие организованную, структурированную деятельность. Детям эмоционально зажатым, пассивным более полезны материалы, которые требуют в обращении широких, свободных движений где

включается все тело, а не только кисть и пальцы. Таким детям лучше предлагать краски, большие листы бумаги, рисование мелом на широкой доске.

Можно порекомендовать и такую игру: «Кляксы»

Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть кляксу на лист бумаги и сложить лист вдвое так, чтобы клякса отпечаталась на второй половине листа, Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа получившаяся клякса.

В ходе этой игры можно получить следующую информацию.

1 Агрессивные или подавленные дети выбирают кляксу темных цветов. Они

видят в кляксе агрессивные сюжеты (драку, страшное чудовище и др.). Обсуждение «страшного рисунка» способствует освобождению от негативных переживаний и агрессии в символической форме.

2. К агрессивному ребенку полезно посадить спокойного ребенка, он будет брать для рисунков светлые краски и видеть приятные вещи ( бабочек, сказочные букеты и др.).

Обсуждение рисунков может способствовать изменению состояния проблемного ребенка.

3. Дети, предрасположенные к гневу, выбирают преимущественно черную или красную краски.

4. Дети с пониженным настроением выбирают лиловые и сиреневые тона ( цвета грусти).

5. Серые и коричневые тона выбираются напряженными, конфликтными, расторможенными детьми ( пристрастие к этим тонам говорит о том, что ребенок нуждается в успокоении).

6. Возможны такие ситуации, когда дети выбирают цвета индивидуально и не прослеживается четкой связи между цветами и психическим состоянием ребенка.

Эту игру можно проводить через каждые два занятия, тем самым наблюдая за психическим состоянием ребенка.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБЫ И ОТДЫХА ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

При коррекции гиперактивного поведения ребенка взрослые должны

придерживаться определенной тактики коррекционных и воспитательных воздействий, собственного поведения:

1. эмоционально поддерживайте ребенка во всех его попытках позитивного поведения, какими бы незначительными эти попытки ни были;

3. в определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить;

4. поощряйте ребенка за все виды деятельности, в которых требуется концентрация внимания, усидчивость, терпение (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение, конструирование);

5. избегайте мест и ситуаций, где собирается много людей, среди беспокойных, шумных сверстников, так как это чрезмерно возбуждает ребенка;

6. оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля;

7. не сдерживайте физическую подвижность такого ребенка, но его активность нужно направлять и организовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнение какого-то поручения. Главное — подчинить действия гиперактивного ребенка цели и приучить достигать ее. Здесь уместны

подвижные игры с правилами, спортивные занятия. Поскольку для детей с гиперактивным поведением характерны нарушения внимания и самоконтроля, особую значимость приобретают игры, направленные на развитие этих функций;

8. чередуйте различные виды деятельности ребенка: после активной, подвижной игры используйте релаксационные упражнения или спокойный отдых;

9. сформулируйте вместе с ребенком правила поведения в школе и дома., напишите их на бумаге и повесьте на видном месте, периодически повторяйте эти правила вместе с ребенком;

10. если вам не удается справиться с повышенной активностью и возбудимостью школьника, обратитесь к психологу или врачу — невропатологу.

Литература:

1. Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном

образовании. -М.: АСАДЕМА, 2001.

2. Кошелева А.Д.,Алексеева Л.Д. Диагностика и коррекция

гиперактивности ребенка. — М., 1997.

3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей.-

М., 1986

Практические рекомендации

для учителей и родителей.

1. Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций.

2. Никогда не сравнивайте между собой детей, хвалите их за успехи и достижения.

3. Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.

4. Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите их действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам.

5. Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик

не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать и слышать.

6. Ругая девочку, помните о ее эмоциональной бурной реакции, которая помешает ей понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ее ошибки.

7. Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого

«эмоционального » полушария. Мальчики в этом случае истощаются информационно ( снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.

8. Обучая ребенка грамотному письму, не разрушайте основы «врожденной » грамотности. Ищите причины неграмотности ребенка, анализируйте его ошибки.

9. Вы должны не столько научить ребенка, сколько развить у него желание учиться.

10. Помните: нормой для ребенка является — не знать что-либо, не уметь, ошибаться.

11. Лень ребенка — сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности, неправильно выбранная вами методика работы с данным ребенком.

12. Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по — разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

13. Для успешного обучения мы должны свои требования превратить в желания ребенка.

14. Сделайте своей главной заповедью — «не навреди».

Возрастные особенности младших школьников.

Возрастные особенности младших школьников.

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Физическое развитие. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам). В этом возрасте идёт активная смена молочных зубов, около двадцати молочных зубов выпадают. Развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находятся в стадии большой интенсивности. При неблагоприятных условиях эти процессы могут протекать с большими аномалиями. Интенсивное развитие нервно-психической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения с одного вида деятельности на другой.
Вредные влияния, в частности, могут оказывать физические перегрузки (например, продолжительное письмо, утомительная физическая работа). Неправильная посадка за партой во время занятий может привести к искривлению позвоночника, образованию впалой груди и т.д. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые ученые приходят к выводу, что фактически в младших классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте». Существенной физической особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост мышечной силы. Повышением мышечной силы и общим развитием двигательного аппарата обусловливается большая подвижность младших школьников, их стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе.

На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения не только в физическом развитии, но и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.

Когнитивное развитие. Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая. И хотя на протяжении возраста эти параметры повышаются, в целом продуктивность и качество работы младших школьников примерно наполовину ниже, чем соответствующие показатели старшеклассников.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью. Первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником. Он сохраняет особенности мышления, присущие дошкольному возрасту.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становитьсямышление. Интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы. От интеллекта зависит развитие остальных психических функций. Завершается переход от наглядно — образного к словесно — логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения. Школьное обучение строится таким образом, что словесно — логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается.

Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей. Психологами выделяются группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Восприятие младших школьников недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6). В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.

Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут.

Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них — слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

Сангвиник подвижен, непоседлив, разговаривает, но его ответы на уроках свидетельствуют о том, что он работает с классом. Флегматики и меланхолики пассивны, вялы, кажутся невнимательными. Но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете, о чём свидетельствуют их ответы на вопросы учителя. Некоторые дети невнимательны. Причины этого различны: у одних — леность мысли, у других — отсутствие серьёзного отношения к учёбе, у третьих — повышенная возбудимость центральной нервной системы и др.

Запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново. Младшие школьники обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тесты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становиться сложнее и больше по объему.

Среди школьников нередко встречаются дети, которым для запоминания материала достаточно один раз прочитать раздел учебника или внимательно прослушать объяснение учителя. Эти дети не только быстро запоминают, но и длительно сохраняют заученное, легко его воспроизводят. Есть и такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, но и так же быстро забывают выученное. Обычно на второй-третий день они уже плохо воспроизводят выученный материал. У таких детей, прежде всего, нужно формировать установку на длительное запоминание, приучать контролировать себя. Наиболее трудный случай — медленное запоминание и быстрое забывание учебного материала. Этих детей надо терпеливо учить приёмам рационального запоминания. Иногда плохое запоминание связано с переутомлением, поэтому необходим специальный режим, разумная дозировка учебных занятий. Очень часто плохие результаты запоминания зависят не от низкого уровня памяти, а от плохого внимания.

Общение. Обычно потребности младших школьников, особенно тех, кто не воспитывался в детском саду, носят первоначально личную направленность. Первоклассник, например, часто жалуется учителю на своих соседей, якобы мешающих ему слушать или писать, что свидетельствует о его озабоченности личным успехом в учении. В первом классе взаимодействия с одноклассниками через учителя (я и моя учительница). 3 — 4 класс — формирование детского коллектива (мы и наша учительница).
Появляются симпатии и антипатии. Проявляются требования к личностным качествам.
Складывается детский коллектив. Чем более референтен класс, тем больше ребёнок зависит от того, как его оценивают сверстники. В третьем — четвёртом классе резкий поворот от интересов взрослого, к интересам сверстников (секреты, штабы, шифры и т. д.).

Эмоциональное развитие. Неустойчивость поведения, зависящего от эмоционального состояния ребенка, осложняет как отношения с педагогом, так и коллективную работу детей на уроке. В эмоциональной жизни детей этого возраста изменяется, прежде всего, содержательная сторона переживаний. Если дошкольника радует то, что с ним играют, делятся игрушками и т. п., то младшего школьника волнует главным образом то, что связано с учением, школой, учителем. Его радует, что учитель и родители хвалят за успехи в учебе; и если учитель заботится о том, чтобы чувство радости от учебного труда возникало у учащегося как можно чаще, то это закрепляет положительное отношение учащегося к учению. Наряду с эмоцией радости немаловажное значение в развитии личности младшего школьника имеют эмоции страха. Нередко из-за боязни наказания дети говорят неправду. Если это повторяется, то формируется трусость и лживость. Вообще, переживания младшего школьника проявляются подчас очень бурно. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни — переход в среднее звено школы. Этот переход заслуживает самого серьёзного внимания. Это связано с тем, что коренным образом изменяет условия учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию мышления, восприятия, памяти и внимания детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности.

Однако уровень развития значительного числа учащихся едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено.

Задача преподавателя начального звена и родителей заключается в знании и учете психологических особенностей детей младшего школьного возраста в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения.

Отклоняющегося поведения у младших школьников

Формирование отклоняющегося поведения у детей младшего школьного возраста как социальная и психолого-педагогическая проблема

Задачей данного параграфа является анализ проблемы формирования отклоняющегося поведения у детей младшего школьного возраста с позиции педагогики и психологии.

Обозначенная проблема вызывает научный интерес исследователей различных областей науки, так как отклоняющееся поведение – достаточно сложная форма поведения личности младшего школьника.

С точки зрения социальной педагогики отклоняющее поведение – это поведение личности, которое характеризуется отклонениями от социальных норм, приносящее вред обществу или самой личности, приводящее к социальной дезадаптации .

Социальное поведение может иметь отклоняющийся характер и соответствовать норме. Поведение, соответствующее норме, предполагает взаимодействие ребенка со средой, отвечающее потребностям и возможностям его личностного развития и социализации. Если ближайшее окружение ребенка своевременно и адекватно реагирует на его проявления и особенности, то поведение этого ребенка скорее всего будет нормальным.

Поэтому отклоняющееся поведение ребенка мы можем охарактеризовать как его взаимодействие с социумом, приводящее к нарушению его социализации и развития. Причиной такого нарушения является отсутствие адекватного учета его индивидуальности. Последствием — противодействие со стороны ребенка установленным нравственным и правовым общественным нормам .

Таким образом, отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации. В педагогической литературе выделены категории детей, которые входят в группу риска по формированию отклоняющегося поведения:

— школьники, не посещающие школу;

— сироты и безнадзорные дети;

— дети и подростки, употребляющие наркосодержащие препараты;

— дети и подростки с гетеросексуальность, с сексуально распущенным поведением;

— детей и подростки, совершившие противоправные действия.

Социальные отклонения от нормы разделяют на отклонения агрессивного и пассивного типа.

Социальные отклонения агрессивного типа проявляются в поступках, направленных против личности (оскорбление, хулиганство, насилие и т.д.).

Е. В. Змановская отмечает, что отклонения в поведении социально-пассивного типа выражаются в отказе от активной жизненной позиции, в уклонении от гражданского долга, в отказе от решения как личных, так и социальных проблем. К таким видам отклоняющегося поведения относятся бродяжничество, отказ от учебы, употребление алкоголя и наркотиков. Крайним проявлением социально-пассивной позиции является суицид .

Наиболее распространенной в нашем обществе социально-пассивным видом отклоняющегося поведения является употребление наркотиков и токсических средств, что провоцирует быстрое и необратимое разрушение психики и всего организма. Такое отклоняющееся поведение получило название «саморазрушающееся» .

Необходимо отметить, что к основным причинам формирования отклоняющегося поведения в педагогической литературе относят неблагоприятное психосоциальное развитие ребенка и его проблемы в социализации. Это приводит к дезадаптации уже в достаточно раннем возрасте .

Как показало наше теоретическое исследование, чаще всего в психолого-педагогической литературе при характеристике отклоняющегося поведения используют такие термины, как делинквентное поведение и девиантное поведение.

В психологии и педагогике чаще всего синонимичным термину «отклоняющееся поведение» является термин «девиантное поведение», т.е. поведение, демонстрирующее отклонение от принятых в данном обществе норм. Однако в педагогике нет единообразия в определении соотношения понятий «отклоняющееся поведение», «девиантное поведение» и «делинквентное поведение».

В педагогическом словаре под девиантным поведением понимается «устойчивое поведение психически здоровой личности, отклоняющееся от наиболее значимых в конкретном обществе социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности и сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. .

Делинквентное поведение — асоциальное, противоправное поведение человека, «несущее опасность для жизни, здоровья и благосостояния людей». . Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуют как систематические асоциальные проступки детей, которые складываются в устойчивый стереотип нарушающих правовые нормы действий, но не ведущих к уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности.

М.А. Ковальтчук рассматривает отклоняющееся поведение как понятие, идентичное девиантному поведению, и определяет отклоняющееся поведение как отклонение от нравственных норм данного общества. По его мнению, проявления антиобщественного поведения отличаются многообразием и не всегда легко поддаются систематизации .

Е.И. Бережкова также считает, что отклоняющееся поведение приводит к детской дезадаптации, так как является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации детей. По мнению ученого,детская дезадаптация проявляется в затрудненном освоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т.д.), выполняющих функции институтов социализации .

Существенным признаком отклоняющегося поведения является, по мнению ученого, конфликт, противоречие между существующими нормами морали и права и неумением, нежеланием или неспособностью ребенка их соответствующим образом выполнять.

Ю.А. Клейбергвыделил 10 основных проявлений отклоняющегося поведения школьников:

— отказ от учебной и трудовой деятельности, который был во многом обусловлен систематическими пропусками в знаниях, которые делали невозможным дальнейшее продолжение учебной деятельности;

— участие школьников в неформальных антиобщественных группах;

— антиобщественные насильственные действия: проявления агрессии, драки, мелкие грабежи, порча и уничтожении имущества и т.д.;

— антиобщественные корыстные действия: мелкие кражи, мелкая спекуляция, вымогательство;

— антиобщественные действия сексуального характера: совершение циничных, непристойных действий сексуального характера, направленных обычно на лиц противоположного пола;

— употребление наркосодержащих препаратов;

— бродяжничеств;

— азартные игры;

— прочие виды отклоняющегося поведения .

По мнению Е. В. Змановской, признаками отклоняющегося поведения являются следующие:

1. Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. При этом отклоняющееся поведение — это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества социальных норм.

2. Отклоняющееся поведение вызывает негативную оценку со стороны социума, проявляющуюся в форме общественного осуждения или социальных санкций.

3. Отклоняющееся поведение наносит реальный вред самой личности или людям, ее окружающим. Например, нарушение существующего порядка, причинение морального и материального ущерба, физическое и психическое насилие. В крайних проявлениях отклоняющееся поведение представляет угрозу для жизни (суицид, насилие, наркомания). Психологическим ущербом является страдание, переживаемое самим человеком или окружающими людьми.

4. Рассматриваемое поведение можно охарактеризовать как многократно или длительно повторяющееся. Единичный проступок ребенка не может быть классифицирован как отклоняющееся поведение.

5. Отклоняющееся поведение рассматривается в пределах медицинской нормы. Оно не отождествляется с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с таковыми.

6. Особенностью отклоняющегося поведения является сопровождение его различными проявлениями социальной дезадаптации. Это поведение совсем не обязательно приводит к болезни или смерти, но обязательно вызывает или усиливает состояние социальной дезадаптации. С другой стороны, дезадаптация тоже может стать причиной отклоняющегося поведения.

7. Отклоняющееся поведение имеет индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. Оно может быть чрезвычайно разнообразным изнутри. Одни и те же виды отклоняющегося поведения по-разному проявляются у различных людей в разном возрасте .

Проанализируем сущность отклоняющегося поведения применительно к младшему школьному возрасту.

В педагогической практике часто младших школьников, которые имеют поведение, отклоняющееся от принятых в обществе правил и норм, педагоги и психологи называют трудными или трудновоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания . Трудновоспитуемость ребенка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется отклоняющееся поведение.

В.М. Никитина применительно к младшему школьному возрасту выделяет следующие формы проявления отклонений в их поведении:

— Делинквентное поведение.

— Бродяжничество.

— Ранний алкоголизм и токсикомания.

— Отклонения в сексуальном поведении.

— Суицидальное поведение .

Е. В. Змановская объединяет все виды отклоняющегося поведения в три группы:

• антисоциальное (делинквентное);

• асоциальное (аморальное);

• аутодеструктивное (саморазрушительное) .

В возрастной категории от 5 до 12 лет к первой группе ученый относит такие формы девиаций, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги; ко второй группе — побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество); к третьей — курение и токсикоманию, но в целом, считает ученый, для данного возрастного периода аутодеструкция практически не характерна.

И.П. Подласым предложена классификация форм отклоняющегося поведения младших школьников, на которую мы будем опираться в нашем исследовании.

Данная классификация помогает соотнести видимые проявления отклоняющегося поведения с его скрытыми, глубинными, причинами.

Таблица 1 — Классификация отклоняющегося поведения(по И.П. Подласому)

Видимые проявления Эмоциональные состояния Цели девиантного поведения Особенности проявления Чем вызвано поведение
Непослушание Легкое напряжение Эмоциональная разрядка Сопротивление просьбам Особенности возраста
Шалость Напряжение средней степени Выпуск избыточной энергии Сопротивление требованиям Особенности возраста
Озорство Двигательное беспокойство Устранение двигательного беспокойства Постоянное сопротивление советам Особенности возраста
Проступок Беспокойство Реализация требований Сознательное нежелание правильно вести себя Трудности адаптации
Негативизм Легкая тревожность Стремление к превосходству Немотивированное и неразумное сопротивление Повышенная эмоциональная напряженность
Упрямство Тревожность средней степени Стремление к превосходству Противодействие просьбам, советам Повышенная эмоциональная напряжен
Капризы Высокая тревожность Стремление к превосходству Намеренное выполнение нецелесообразных действий Неправильное предшествующее воспитание

Итак, анализ литературы по проблеме исследования позволил нам сделать следующие выводы:

Под отклоняющимся поведением младшего школьника понимается поведение, не соответствующее общепринятым или официально установленным социальным нормам, носящее индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. Данное поведение вызывает негативную оценку и реакцию со стороны социума и может наносить реальный ущерб самому ребенку или окружающим его людям. Отклоняющееся поведение является стойко повторяющимся и рассматривается в пределах медицинской нормы. Социальная дезадаптация является проявлением отклоняющегося поведения.

Типичными вариантами отклонений в поведении детей младшего школьного возраста являются гиперреактивность, демонстративное протестное, агрессивное инфантильное, конформное и симптоматическое поведение. Это сопровождается появлением таких негативных черт личности, как замкнутость, конформность, безынициативность, робость, неуверенность в себе, импульсивность, непоседливость, безудержность, агрессивность.

Яркие отклонения в поведении младших школьников могут еще не проявиться, в отличие от подросткового возраста, чтобы этого не случилось, важно знать причины отклонений и предупредить их в поведении у младших школьников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *