Мотивация учащихся

Эффективные способы мотивации учащихся во время учебной деятельности

Эффективные способы мотивации учащихся во время учебной деятельности

Я не буду особо заострять внимание на актуальности данной проблемы. Каждому из присутствующих хорошо известно, что те изменения, которые сейчас происходят в образовании, направлены на обновление содержания обучения, постановку задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, на развитие познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. И здесь формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем школы.

Что мы наверняка знаем о детях, это то, что у них имеется совсем небольшой запас терпения и внимания. В этом отношении именно учителя имеют максимальное количество шансов на то, чтобы мотивировать ребят, так как они всегда стоят на передовой. Дети обычно действуют, предпочитая «сейчас» больше, чем «потом». И как раз учителя могут воздействовать на них такими средствами: здесь, сейчас, сегодня, в этой комнате.

Проанализировав литературу по данной теме, я подобрала для вас наиболее эффективные способы мотивации ваших учеников, которые могут способствовать повышению эффективности и результативности вашей учительской работы.

1. Поощряйте учеников

Следите за работой в классе, отправляйте позитивные отзывы родителям детей, проводите еженедельные награждения лучших учеников в классе, ведите колонку с доской почета в школьной газете или в классном уголке. Не забывайте находить то, за что можно похвалить даже слабых учеников, но делайте это без ущерба для их старательности.

2. Ожидайте от учеников лучшего

Установите высокие ожидания, но реалистичные. Озвучьте свои ожидания перед учениками. Установите контрольные точки и поощряйте их достижение.

3. Распространяйте энтузиазм, как вирус

Показывайте свой энтузиазм и энергетику, показывайте конкретные и понятные примеры, позволяя детям уловить и понять их. Значимым условием развития учебной мотивации является личность учителя и характер его отношения к ученику.

4. Варьируйте педагогическую деятельность на уроке

Не проводите уроки однообразно день ото дня. Конечно, так вы сможете приучить детей к определенному порядку, установить четкие рамки и нормы. Однако строгое следование «инструкциям» не позволит вашим ученикам обрести возможность действовать, импровизировать и раскрываться. . Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. Приём «Удивляй»: Например: в юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8м в длину и 6м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения.

Считаю, что эффективным средством, позволяющим раскрыться и самореализоваться каждому ребёнку в классе, является творческая работа детей. Например: на уроках математики мы с ребятами придумываем примеры на изученный вычислительный приём, шифруем названия городов, имена, книги, с помощью вычислительных примеров.

5. Назначайте работу по классу

Устанавливайте обязанности и определяйте список еженедельных задач, которые должен выполнить ваш класс. Умело распределите их среди учеников в соответствии с их способностями. Например:
— вести колонку класса в школьной газете;
— завести интернет-блог класса (в среднем и старшем звене)
— присматривать за растениями
— рутинная работа по классу.

6. Распределяйте полномочия и ответственность

Если ученики получают часть полномочий учителя на себя, у них становится меньше поводов на то, чтобы жаловаться (хотя, конечно, поводы всегда найдутся). У нас в классе созданы должности министров, на бейджики мы расписали должности, обговорили обязанности каждого, ребята с удовольствием выполняют все поручения, в конце недели каждый министр делает отчет о проделанной работе. Распределяйте обязанности, давайте им немного дополнительных прав.

7. Урок в вольной форме( в среднем и старшем звене)

Позвольте ученикам, которые явно положительно отличились в последнее время, выбрать формат проведения урока или проводите голосования по этому вопросу (пускай ученики выберут лекцию, дискуссию, просмотр видео, сценическую деятельность и т. д.).

8. Соотносите ваш урок с действительностью

Делайте экскурсы в историю, повествуя о происхождении или интересных событиях, связанных с обсуждаемой темой. Продемонстрируйте или расскажите ребятам об актуальности изучаемой проблемы, показав пример из жизни. Чем больше ваши уроки будут соотноситься с личной жизнью каждого ученика, тем выше будет их эффективность.

9. Озвучивайте цели класса заранее

В начале года или четверти озвучивайте перед учениками все задачи, которые должны быть достигнуты ими за год. Вы можете даже визуально их оформить. Смысл этого заключается в том, что ученики не должны просто плыть по течению, находясь в школе. Им нужно дать возможность видеть, где они находятся и куда должны идти.

10. Вознаграждайте положительное поведение вне класса

Следите за деятельностью и успехами ваших учеников вне стен класса. Поощряйте их достижения, старания. Вы можете вести классную доску успеха, на которой напротив каждой фамилии ученика вывешивать символические звездочки за положительную деятельности во внеурочное время. Объявляйте и награждайте победителей раз в определенный промежуток времени (обнуляйте при этом рейтинг, чтобы у отстающих ребят снова появился шанс).

С первых дней существования детского коллектива в нём нужно запустить механизм успеха. Я хотела бы вам предложить несколько приемов создания ситуаций успеха в учебной деятельности, разработанные психологами.

1. Снятие страха. Чтобы помочь ребенку преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих, учитель может употреблять такие выражения:

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться»,

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения», «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».
2. Авансирование успешного результата. Следующие выражения «У вас обязательно получиться..», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

Помогают учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Чтобы помочь ребенку избежать поражения при выполнении заданий, написания сочинений, учитель путем намека, пожелания, может подсказать «Возможно, лучше всего начать с (описания леса)…..», «Выполняя работу, не забудьте о …..», так вы предупредите то, в чем ребенок может ошибиться.
4. Внесение мотива. Ребенку нужно показывать ради чего, ради кого совершается эта деятельность, чтобы он чувствовал себя нужным. «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»

«Только ты и мог бы….», «Только тебе я и могу доверить…»,

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»..
5. Высокая оценка детали. Следующий прием помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…», «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».
Обобщая сказанное, можно сказать, что каждый учитель использует, конечно, свои методы, формы, приёмы. Мотивировать на учебную деятельность детей – значит так затронуть их интересы, склонности, чтобы у них появилось желание реализоваться в учебном процессе. Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня на водопой, но заставить его напиться нельзя». И наша общая задача, чтобы пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний.

Условия развития учебной мотивации современного школьника:

1. Предоставление свободы выбора. Ученик, а также его родители (так как характер отношения родителей к школьному обучению непосредственно сказывается на мотивации их ребенка) должны иметь возможность выбора школы, учителя, программы обучения, видов занятий, форм контроля. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает большую ответственность за его результаты.

2. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию.

3. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него.

4. Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения.

5. 6. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является проблемное обучение.

7. Формирование обобщенных методов (способов) работы с базовыми знаниями.

8. Процесс обучения построен так, что ребенок усваивает знания и умения через их применение.

Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Между мотивами и целями существуют весьма сложные отношения. Наилучший путь движения — от мотива к цели, т.е. когда ученик уже имеет мотив, побуждающий его стремиться к заданной учителем цели.

Поведение и деятельность человека обусловлены двумя взаимосвязанными явлениями: побуждением и регуляцией. В свою очередь феномен побуждения определенного поведения тесно связан с понятиями мотива и мотивации. Именно они придают деятельности целенаправленность, организованный и устойчивый характер, способность к реализации значимой цели.

Необходимо различать мотивацию от мотива. Понятия мотива и мотивации соотносятся следующим образом:

Определение 1

Мотив – это свойство конкретного субъекта поведения, то есть стабильное личностное свойство определенного человека, благодаря которому он стремится к определенным действиям.

Определение 2

Мотивация – это собирательное наименование методов и средств побуждения учеников к познанию и обучению, активному усвоению учебного материала. Понятие мотивации может и не относится к конкретной личности.

Мотивационную сферу составляют три основных компонента: мотивы, цели и потребности.

Определение 3

Потребность – это состояние нужды в чем-либо, ощущение нехватки определенного блага, которое необходимо для развития и стабильного функционирования человека.

Определение 4

Цель – это итог деятельности, осознаваемый в конкретной и явной форме. Именно на цель ориентировано определенное действие, удовлетворяющее актуализированные потребности.

Все перечисленные выше элементы и являются основными в мотивационной сфере любого человека. Мотивированной считается любая человеческая деятельность, потому что любые действия продиктованы определенными мотивами, и любая активность имеет перед собой какую-то цель.

Что касается мотивации учения, степени проявления энтузиазма к учебной деятельности, познанию и изучению школьных дисциплин, то эти вопросы занимают ведущее место в дидактике.

Определение 5

Основными движущими силами любого дидактического процесса являются мотивы учения, под которыми понимаются некоторые предпосылки и побуждения, которые и вынуждают личность заниматься познавательной деятельностью.

Чаще всего в основе учебной активности ученика лежит не один мотив, а целый их комплекс: они могут переплетаться, дополнять друг друга, находиться в определенном соотношении. Однако не все мотивы побуждают к учебной деятельности одинаково. Как правило, несколько из них выступают в качестве ведущих, а остальные – второстепенные.

Виды мотивов к обучению

Существует несколько подходов, по которым классифицируют все мотивы образовательной деятельности у школьников. Их авторами являются Л. Божович, В, Хеннинг и др. Например, классификация Божович предполагает, что существует всего две больших группы мотивов: те, что порождаются непосредственно самим учебным процессом, т.е. зависят от содержания и действия учения, выбранных методов преподавания, и те, которые располагаются за пределами учебного процесса и связаны только с его результатом. Примерами второй категории мотивов могут быть: желание иметь высокий заработок в будущем, хорошо закончить школу, поступить в престижный университет, просто получить отличную оценку, заработать похвалу педагога, выделиться среди одноклассников, изменить свое положение в коллективе.

Одним из основных критериев, которые обеспечивают высокую эффективность обучения, является высокая развитость познавательной стороны учебного процесса. В основе познавательной работы должен лежать когнитивный энтузиазм, обеспечивающий положительное отношение учеников к своей деятельности. Если обратиться к содержательной стороне энтузиазма, то, согласно Г. Щукиной, можно выделить следующие его значения:

  • конкретный энтузиазм к интересным процессам и явлениям, любопытным фактам, упомянутым в учебном материале (так называемый элементарный уровень энтузиазма);
  • энтузиазм к изучению существенных черт явлений или предметов, которые составляют саму их суть;
  • энтузиазм к построению и изучению причинно-следственных взаимосвязей, поиску закономерностей и единых источников явлений при разных условиях их существования.

Определение 6

Иначе говоря, мотивация обучения – это процесс, содержание которого может быть разложено на три уровня: энтузиазм к правилам и фактам, к сути явлений и к происхождению явлений.

Если же говорить о мотивации действием, то в ней также выделяют три отдельных уровня:

  • творческий (например, самостоятельное создание заданий и упражнений);
  • поисковый;
  • исполнительский.

Важно отметить, что познавательные мотивы учения, выражающиеся повышенным интересом к содержанию учебного материала, методикам преподавания, самому образовательному процессу, формируются в ходе самой учебной деятельности при условии ее активного протекания, а не предшествуют ей. Наиболее сильно эффективность проявляется тогда, если у личности сформированы глубокие и сильные мотивы учиться, действовать активно, преодолевать препятствия, неизбежно возникающие на пути, работать с полной отдачей, двигаясь к намеченной цели. Все это в равной мере относится и к процессу обучения, успешность которого тем выше, чем более позитивное отношение к учителю существует у учеников, чем выше уровень их познавательного энтузиазма. Обучение требует наличия у обучающихся чувства ответственности и долга.

Мотив обучения как стимул учебной деятельности

Для формирования сильных мотивов к обучению используется целый комплекс методов ведения образовательно-воспитательного процесса. Среди них выделяют наглядные, словесные, практические способы, репродуктивные и поисковые методы, приемы самостоятельного исследования. Все без исключения способы организации учебного процесса направлены не только на усвоение информации, но и на создание мотивационного воздействия. Следовательно, мы можем сделать вывод о наличии у любого способа учения стимулирующей функции.

На основе научного подхода был выделен широкий спектр способов, специально предназначенных для того, чтобы создавать положительные мотивы обучения, инициировать когнитивную деятельность, способствуя наилучшему усвоению учебной информации. Функцию стимулирования очень важно учитывать, поскольку от нее напрямую зависит эффективность образовательного процесса.

Последние данные широко проводимых исследований в области психологии показали, что мотивация является основной движущей силой становления личности ребенка, которая помогает наиболее полно реализовывать его возможности. Помочь сконцентрироваться на учебной задаче, не отвлекаясь на посторонние раздражители, способен лишь мощный, сильный мотив. Следовательно, педагог должен обладать практическим умением привлекать интерес любого школьника из учебного класса. Также очень желательно, чтобы он регулярно доводил до обучающихся свой учебный план: так они смогут проникнуться поставленными перед ними задачами и приложить к ним больше усилий. Однако для грамотного определения учебной задачи одного умения заинтриговать и заинтересовать в успехе может оказаться недостаточно: нужно, чтобы учитель и ученик ясно представляли совместный масштаб учебного курса, чтобы результат соответствовал высоким ожиданиям.

Приемы стимулирования и

мотивации учебной деятельности  обучающихся

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата” (Б.И. Додонов).

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

  1. Первый уровень– высокий уровень мотивации, учебной активности. (У таких учеников есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования.Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)
  2. Второй уровень– хорошая учебная мотивация. ( Ученики успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
  3. Третий уровень– положительное отношение к школе, но школа привлекает таких ребятвнеучебной деятельностью. (Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, общаться с одноклассниками. Познавательные мотивы у таких учащихся сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)
  4. Четвертый уровень– низкая учебная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать уроки. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.)
  5. Пятый уровень– негативное отношение к школе. (Такие ребята испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.)

Снижение положительной мотивации — проблема, которая остается актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста.

Причина спада мотивации:

  1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
  2. Отношение ученика к учителю.
  3. Отношение учителя к ученику.
  4. Личная значимость предмета.
  5. Умственное развитие учащегося.
  6. Продуктивность учебной деятельности.
  7. Непонимание цели учения.

Учебная мотивация определяется целым рядом факторов.

— Во-первых, она определяется образовательным учреждением;

— во-вторых, организацией образовательного процесса;

— в-третьих, особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учащимися и т. д. );

— в-четвертых, — особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;

в-пятых, спецификой учебного предмета.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому многие преподаватели используются такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы, лежащие в основе интереса.

«Удивляй»

Суть этого приема состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут занятия.

«Интеллектуальная разминка»

Начиная занятие, поднимается молча карточка (на ней рисунок, фигура, символ и т.д., с исходными несколькими данными или вовсе без них).

Ребята знают, что вопросов не последует, они сами должны придумать задачу или поставить вопрос.

Методическая ценность приема:

— активное включение в работу каждого;

— развитие логического и критического мышления;

— систематизация знаний и умений;

— возможность выбора своей деятельности учащимися.

Каждый участвует и все решают. Каждый слушает другого ученикаи запоминает его опыт, который ему пригодится в следующий раз. Оценивается оригинальность и продуктивность творческих усилий. Чем меньше сходство новой задачи с предыдущей, тем интереснее и продуктивнее процесс познания.

«Сними информацию», «Раскодируй», «Прочитай график, схему и т.д.»

Варьируются задания, рисунки, схемы, но учащиеся знают, что необходимо увидеть знакомые фигуры, их элементы, символы, формулы. Установить логические связи между ними, выявить и изложить идею, заложенную (“закодированную”) в этом рисунке, графике, модели. Иногда выдвигается своя идея, не менее интересная.

Методическая ценность приема:

— активное включение в работу всех учеников;
— свобода выбора деятельности (ученик не привязан к конкретной задаче, а выбирает факты, ему знакомые и понятные);
— обеспечивается системность знаний и умений;
— обнаруживается проблема, решение которой, возможно, связано с исследованием каких – либо фактов (вопрос для исследования ставят сами ученики);
— развитие математической “зоркости”, формирование произвольного внимания.

«Задай соседу вопрос»

Ученик при выполнении домашней работы встретился с каким–то затруднением, тогда он готовит конкретный вопрос соседу, который задает на следующем уроке. Если сосед по парте не может ответить на вопрос, затрудняется ему помочь, в таком случае этот вопрос адресуется классу или учителю.

На любых занятиях не обойтись без заданий, носящих поисково-исследовательский характер (ученики самостоятельно решают задачи, сформулированные ими самими или выбранные из предложенных преподавателем):

«Объединяй по общему признаку»

«Найди ошибку»

«Найди лишнее и аргументируй»

«Найди недостающий факт для достоверности» и др.

Любая деятельность должна быть оценена. Поэтому еще одним из важных условий формирования и развития внутренних мотивов учения является оценка учебной деятельности, которая отражала бы не только уровень знаний, но и степень прилагаемых усилий.

Очень важно, чтобы долговременные цели поддерживались тщательно подобранной последовательной серией подцелей с ясными для достижения учащимися критериями. При этом оценка деятельности учащихся должна быть адекватной самооценке самого учащегося, отражать степень прилагаемых усилий, определяться сравнением настоящего уровня достижения с прежними успехами.

Достижения учеников независимы друг от друга, у каждого своя точка отсчета, свой старт, темп и цель.

В дополнение к оценке по результатам усвоения материала можно использовать мониторинг активности на занятии.

Что дает использование мониторинга?

Для «сильных» учеников мониторинг поднимает рейтинг пятерки, т.к. мало верно решить и получить результат, необходимо уметь обосновывать, видеть ошибки, искать новые подходы к решению того или иного вопроса.

Для «слабых» учеников мониторинг обеспечивает стабильность прилагаемых усилий, направляет на повышение качества процесса деятельности, для них мониторинг является “накопителем” их достижений. Ведь как только заполнится его строка, пусть не за один урок, он получит заветную “4”.

Ценность мониторинга в том, что ни один даже небольшой успех ученика не остается незамеченным. Оценка становится более значимой и более конкретной для учеников, она теперь является регулятором активности учебно–познавательной деятельности ребенка.

А для учителя этот мониторинг является еще и диагностикой, на основании которой можно наблюдать развитие (по времени и характеру) мотивации учения у каждого ученика и класса в целом.

Три пути (условия) развития и повышения мотивации учения:

— создание на занятииситуации успеха для учеников;
— применение нетрадиционных методов и форм организации урока;
— применение мониторинга активности учащихся на занятии.

У старших подростков появляются другие потребности – быть популярным, ему важно утвердиться в собственном мнении, принять самого себя как значимого. Вот с этого момента необходимо переходить на уровневую систему обучения, развивающую личность. Эта система дает право ребенку самому определять уровень знаний, формы самостоятельной работы, самостоятельно разбирать теоретический материал, генерировать идеи. Главнейшей задачей, которая состоит передучителем– это “личностно-мотивированное обеспечение деятельности учащегося” (критерий технологичности процесса обучения). В основу данной систем положены следующие принципы:

  • принцип воспитующего обучения – учитель учит самостоятельности, умению планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решение, развивать волю и целеустремленность;
  • принцип ориентации на зону ближайшего развития – заменить и не пропустить малейший успех, закрепить его и идти дальше, выше;
  • принцип ориентации на успех – каждый ученик имеет право быть умным на уроке;
  • учет результатов учебной деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок;
  • принцип диалогичности и сотрудничества – предполагает изменение функцийучителя. Учитель рядом с учениками, и вместе с ними решает их проблемы, радуется их успехам.

Интересно делать то, что требует напряжения, но трудности должны быть посильными. “Неправомерное облегчение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения, многократные, однообразные повторения не могут способствовать интенсивному развитию”(Л.В. Занков).

Несколько слов хочется сказать о волевых методах мотивации и стимулирования. Компоненты данных методов:

  • информирование об обязательных результатах,
  • формирование ответственного отношения,
  • познавательные затруднения,
  • самооценка и коррекция своей деятельности,
  • рефлексия поведения,
  • прогнозирование будущей жизнедеятельности.

Волевая мотивация является стержнем личности. К нему “стягиваются” такие ее свойства, как направленность на ценные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества. И все это проявляется через самостоятельную учебную деятельность. Она имеет не только учебное, но и личностное, и общественное значение. Это организуемая самим ребенком в силу своих внутренних познавательных мотивов в наиболее удобное, рациональное, с его точки зрения, время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность на занятии и в ходе домашней самоподготовки.

Отдельно хочется остановиться на некоторых методах обучения, способствующих мотивации. Это, конечно же, метод сравнения, весьма эффективный инструмент не только познания, но и мотивации. Учащиеся на деле убеждаются, как один материал увязывается с другим. Ребята понимают, как важно учиться не от случая к случаю, а систематически.

Ответственность учениковза учебу, достижения в ней – мечта каждого учителя. Одну такую тактику обучения, ведущую к передаче ответственности, для детей, имеющих трудности в обучении описал М.Раттер.Она состоит из нескольких этапов, следуя которым, учитель может установить контакт с учеником, преодолеть возникшее у него отрицательное отношение к учебе и добиться того чтобы учащийся успешнее обучался по предмету и сам следил за своими успехами.

  1. Педагог должен пробудить у ученика интерес к предмету и предоставить возможность поверить в собственные силы и способствовать достичь успеха. М.Реттер советует использовать не только личные качества учителя, но и всевозможные педагогические хитрости. Для того чтобы у ученика возникла вера в собственные силы, учителю придется ввести для него иную систему оценивания результатов.
  2. Учитель должен оценить, что известно, что неизвестно ученику по его предмету с тем, чтобы разработать программу обучения. Оценка обычно проводиться с помощью специальных тестовых заданий.
  3. Программа обучения таких ребят должна быть разбита на серию мелких шагов. Такое поэтапное обучение и позволит ребенку самому следить за собственным прогрессом, то есть облегчить задачу и учителю, и ученику.
  4. Программу следует сконструировать таким образом, чтобы она обеспечивала быстрое достижение успеха. Как правило, ученики имеющие трудности обладают длительным опытом неуспеха и разочарования в собственных возможностях и поэтому первостепенное значение приобретает момент осознания ими того, что они могут успешно учиться.
  5. Учитель и ученик должен работать в тесном взаимодействии, обеспечивающем возможность обратной связи, благодаря которой они могут оценивать достижения и определить зоны трудностей.
  6. Должна быть установлена система поощрений за успех и выполнения заданий. Это не обязательно должны быть стандартные оценки, которые долгое время будут невысокими. Самое важное при этом перенести акцент в оценках с неуспеха на успех.

Оптимальное педагогическое общение – такое общение учителяс учениками в процессе обучения, которое создает наилучшее условие для развития мотивации ребят, для правильного формирования личности ученика. Оно обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, в частности препятствует возникновению “психологического барьера”, обеспечивает управление социально-психологическим процессом в коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя.

Для повышения мотивации учеников имеет значение коммуникативное поведение учителя, тон речи, оправданность использования оценочных суждений, манера обращения к ребятам,умение поддержать контакт с ними, характер мимики, движений, жестов, сопутствующих речь. Кроме того необходимо развитие таких характеристик, как умение управлять дыханием, тембром голоса, темпом речи, правильная дикция. Роль учителяимеет свои функции: обеспечение полноценной передачи знаний; обеспечение эффективной учебной деятельности учеников; обеспечение продуктивных взаимоотношений между учителем и учениками.

Роль педагога призвана обеспечить:

— положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования, коррекции их убеждений и мотивов деятельности;

— полноценное восприятие, осознание, закрепление знаний в процессе обучения;

— рациональную организацию учебной и практической деятельности учеников.

Знание особенностей актерского мастерства помогает учителю совместить природный талант и приобрести мастерство с целью достижения наилучших результатов в педагогической деятельности. А.С.Макаренко писал “Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть …”.Ученикиотмечают, что для эффективной работы учителю необходимы следующие личностные качества:

— стремление к максимальной гибкости;

— внимание к потребностям учеников;

— установка на создание положительного подкрепления для учеников;

— эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Подобная потребность в самовыражении — важная составляющая педагогического таланта.

Реализация главной цели образования — формирование личности, способной действовать в условиях современного технологического общества. Развитие познавательных способностей учеников, освоение методов самостоятельной работы, умение работать с книгой, находить главную мысль, то есть выделять главное.

Применяются разнообразные приемы активизации: целенаправленная ошибка, размышление вслух, заполнить пустые клетки, установить верно ли? и т.д. На уроках можно организовывать групповую и парную работу, что позволяет создать комфортную атмосферу ребятам, как слабым, так и сильным. Использовать паузы, дающие время на обдумывание. Организовывать проблемно-поисковую деятельность, чаще среди учеников с повышенным уровнем обучения: предлагать задания повышенной сложности, задания с параметром, которые требуют рассмотрение всевозможных случаев решения. Применять стимулирование. В работе контроль является способом активной деятельности, а также и средством коммуникации. При этом:

каждый контроль преследует конкретную цель — анализ результатов контроля; объективность оценочных суждений, требование к выполнению задания, критерии оценок сообщаются заранее; оценка результатов деятельности (а не личности), преобладание положительных оценок разнообразие форм и приемов контроля; преобладание функции обучающей над контролирующей; использование поощрений, самооценки и самоконтроля.

В работе можно использовать приемы для создания эмоционального комфорта:

— системное одобрение; похвала, направленная на формирование положительных оценочных суждений; доброжелательность, юмор, улыбка, умеренные жесты, мимика;

— создание обстановки доверия, уверенности в успехе.

Использовать приемы воздействия на поведение: организация деятельности, а не поведения; преобладание положительных оценок деятельности, ее результатов.

Обязательным этапом любого занятия является актуализация ранее изученного.

Главная задача – установить связь между деятельностью учителя и учением ученика, обеспечить готовность к очередному этапу работы, включить в продуктивную обучающую деятельность. На этом этапе просматривается, как ученики включаются в работу, насколько удалось сформировать внутреннюю готовность к освоению нового материала; каков общий уровень мотивированностикласса? Можно ли приступать к изучению нового материала? При этом можно разобрать несколько вопросов на повторение, организую живой диалог, с целью уточнения общего уровня усвоения знаний, создать проблемную ситуацию перед изучением нового материала. Безоценочное начало занятия способствует готовности учеников к включению в новые познавательные процедуры, создает позитивный, доброжелательный, благоприятный эмоциональный фон.

При изучении нового материала нужно использовать приемы, способствующие активизации мысли учащихся. Обязательна четкость и простота изложения, наглядность, необходимо организовать работу с учебником, использую опорные конспекты, элементы опережающего обучения для сильных учеников, привлекать учащихся для объяснения новой темы в роли учителя, подбирать для занятия упражнения творческого характера.

Практика под руководством учителя проводится для установления обратной связи, для своевременного устранения трудностей в понимании нового материала.

Контроль усвоения знаний выявляет степень усвоения материала, высвечивает проблемы и затруднения, для этого использую дифференцированный подход, используя разно уровневые задания, тесты,задания с кодированными ответами Домашние задания включают обязательные упражнения и задания по выбору (сложные задания оцениваются отдельно, только положительной оценкой).

Обязательным элементом занятий является: организация обмена мысли, мнения; стимулирование учеников к дополнению и анализу ответов товарища; стремление к созданию успеха каждого ученика; продуманное чередование видов работ, типов заданий.

Любая педагогическая технология обладает средствами повышения мотивации ученика, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К ним можно отнести технологии перспективно-опережающее обучение (С. Н. Лысенкова), игровые, проблемного, программированного, раннего интенсивного обучения и совершенствования обще учебных умений (А.А.Зайцев).

В процессе обучения используются элементы игровой технологии на занятиях и во внеклассной работе, на факультативных занятиях. Игра наряду с трудом и учением один из видов деятельности не только для ребенка, но и для взрослого. В игре воссоздаются условия ситуации, какой-то вид деятельности, общественный опыт, а в результате совершенствуется самоуправление своим поведением. В жизни игровая деятельность имеет разные функции: развлекательную (воодушевить, побудить интерес); коммуникативную; самореализации; терапевтическую (преодоление трудностей); диагностическую (в процессе игры можно познать себя, открыть свои скрытые черты); коррекционную (измениться под влиянием игровой практики правила).

Игра включает моменты соревнования, приносит участникам удовлетворение, позволяет самоутвердиться. Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функции игры. Результат дидактических игр зависит, во-первых, от целенаправленного построения игровых программ,сочетания их с обычными дидактическими упражнениями. Учащиеся легко вовлекаются в игровую деятельность, и чем она разнообразнее, тем интереснее для них. Она может охватывать какую-то часть учебного процесса, объединенного общим содержанием. В игровую деятельность включаются упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать и сопоставлять их, игры развивающие умения отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции, логическое мышление, смекалку. Деловые игры используются для решения комплексных задач усвоения нового материала, развития творческих способностей, формирование обще учебных умений и навыков.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Мотивация – один из факторов успешного обучения учеников на уроках.
  2. Снижение положительной мотивации учеников ведет к снижению успешности и эффективности обучения.
  3. Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом учения, позволяет повысить результативность обучения по всем общеобразовательным предметам.
  4. Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.

Учение только тогда станет для учащихся радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.

Педагог должен понимать, что какими знаниями он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.

Причины снижения мотивации учащихся в процессе обучения.

Причины снижения мотивации учащихся

в процессе обучения.

Выступление на ШМО

Ноябрь 2017 год

Тонкова И.В.

Мотивация — это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом, а может быть уклонение от неё «в знак протеста». Поведение может иметь любые другие формы проявления. Всегда следует искать мотив поведения. Мотивировать учащихся — значит затронуть их важнейшие интересы, дать им шанс реализоваться в процессе деятельности.

Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:

  • во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, организацией учебного процесса;
  • в-третьих, особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);
  • в четвёртых, субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу;
  • в пятых, спецификой учебного предмета.

На наш взгляд, учителям следует учитывать, что существует много различных причин снижения мотивации учении.

Причинами снижения мотивации, зависящие от учителя:

  • являются неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающею перегрузку учащихся;
  • не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием,
  • неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом;
  • особенности личности учителя.

Как показывает практика, учителя далеко не всегда уделяю должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приноси. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях.

Причинами снижения мотивации, зависящими от ученика, являются

  • низкий уровень знаний;
  • несформированность учебной деятельности;
  • приёмов самостоятельного приобретения знаний;
  • не сложившиеся отношения с классом;
  • в единичных случаях — задержки развития;
  • аномальное развитие.

Причины снижения мотивации учения также являются неэффективные мотивационные стили поведения у ученика.

Четыре самых неэффективных мотивационных стиля у ученика.

  1. Отрицательный мотиватор. Некоторые ученики могут мотивировать себя или других, думая только о катастрофах, которые произойдут, если они чего-то не сделают. «Не сдам экзамен — скандал дома, второй год обучения, не поступлю в институт». Однако о неприятностях думать неприятно.

В работе с такими учениками следует обращать их внимание на то, что он хочет получить, усиливать положительный акцент. Тогда мысли о катастрофах, которых необходимо избежать, уйдут на задний план.

  1. Мотивационный стиль «диктатор».Диктатор мотивирует себя и других строгими приказами. Ученик, применяющий этот подход, часто использует слова типа «необходимо», «должен» или «обязан». Большинство людей реагируют нежеланием делать это. Более эффективно мотивировать себя и других, перейдя на приглашениявместо приказаний. Поэтому сдвиг к приятной, завлекающей интонации производит большое изменение — как и смена формулировок на «было бы здорово», «было бы полезно», «мы хотим».
  2. Мотивационный стиль «Вообрази выполнение».Многие ученики застревают на мысли о том, какого это — выполнять задачу (решить пример, найти ответ, вспомнить материал), вместо того чтобы увидеть эту проблему выполненной. Таких учеников легче всего вывести из состояния переживания выполнения на понимание того, чем ценно для него выполнение задания, и тогда вступит в силу положительная мотивация. Это одна из самых трудных категорий неэффективных мотивов, поэтому иногда полезно бывает дать совет ученику отложить выполнение данного задания, вызывающее затруднение.
  3. Мотивационный стиль перегрузки.Некоторые ученики склонны представлять всю задачу или весь ответ как одну огромную, угрожающую, недифференцированную массу работы и, естественно, чувствуют себя перегруженными. Ощущая себя перегруженным, человек обычно чувствует себя не в состоянии даже приступить к работе, и поэтому склонен откладывать ее. Таким ученикам следует помочь разбить задачу на серию меньших шагов, которые приведут к выполненной задаче.

Совокупность негативных процессов получила в психологии название «внутреннего отхода от школы». Они убедительно показывают, насколько важной является задача оптимального сочетания внешних и внутренних мотивов в деятельности учащихся, а, следовательно, задача активизации, стимулирования внутренних стимулов учебы.

Какие же пути решения этой проблемы?

I Создание условий развития учебной мотивации современного школьника:

  1. Предоставление свободы выбора. Ученик, а также его родители (так как характер отношения родителей к школьному обучению непосредственно сказывается на мотивации их ребенка) должны иметь возможность выбора школы, учителя, программы обучения, видов занятий, форм контроля. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает большую ответственность за его результаты.
  2. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию.
  3. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него.
  4. Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения.
  5. Значимым условием развития учебной мотивации современного школьника является личность учителя и характер его отношения к ученику.
  6. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является проблемное обучение.
  7. Формирование обобщенных методов (способов) работы с базовыми знаниями.
  8. Процесс обучения построен так, что ребенок усваивает знания и умел их применять.

Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Между мотивами и целями существуют весьма сложные отношения. Наилучший путь движения — от мотива к цели, т.е. когда ученик уже имеет мотив, побуждающий его стремиться к заданной учителем цели.

Второй путь. Создание условий развития учебной мотивации современного школьника:

  1. Осмысленная деятельность учителя- осмысленное обучение. Процесс обучения станет более эффективным, если организовать самопреподавание, не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения. Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, учитель должен добиться благотворных взаимоотношений с учащимися, а так же он должен хорошо знать себя. Любые действия должны быть осмысленными. Это относиться и к тому, кто требует действия от других.
  2. Развитие внутренней мотивации у учителя- это движение вверх. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутрине приняты. Направленные действия подготовленного, грамотного педагога могут помочь ученикам справиться с проблемной ситуацией.
  3. Мотивировать учащихся на успех.
  4. Развивать любознательность и познавательный интерес у учащихся.

Чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через познавательную деятельность. У учащихся начальной школы с приходом в школу уже заложен интерес к новизне, любознательность — это фундамент познавательной потребности. В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах — любознательность; в старших классах — потребность в творческой деятельности.

  1. Взаимоотношение учителя с классом.

Развитие учебной мотивации не возможно, если у учителя не складываются отношения с конкретным классом. Для устранения этой ситуации следует выбрать соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей. Установить благоприятный психологический климат в классе для успешного усвоения материала.

Третий путь Создание условий развития учебной мотивации современного школьника:

Общие рекомендации родителям по повышению уровня школьной мотивации.

* Провести с ребенком беседу о школе. Примерные вопросы беседы: Ты хочешь идти/ходить в школу? Почему ты хочешь/не хочешь ходить в школу? Как ты готовишься к школе? Нравится тебе в школе? Что тебе нравится в школе? Если бы тебе не нужно было ходить в школу и детсад, чем бы ты занимался дома, как проводил бы свой день. И т.д.

*Расспрашивать его о том, как прошел учебный день, что нового и интересного узнал ваш ребенок.

* Поддерживать своего ребенка независимо от его социального статуса в группе;

* Организовывать совместную деятельность, которая дает возможность ребенку побывать в разных социальных ролях;

* Использовать во взаимодействии ребенком положительный опыт ;

* Создавать условия для возможности показать себя в выгодном свете, показать свою полезность для других.

Закончить выступление словами известного педагога Алексея Николаевича Леонтьева:

«Для того, чтобы возбудить интерес, не надо указывать цель, а затем пытаться мотивационно оправдать действие в направлении данной цели. Нужно, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели. Интересный учебный предмет – это и есть учебный предмет, ставший «сферой целей» учащегося в связи с тем или иным побуждающим его мотивом».

Приёмы повышения учебной мотивации у учащихся статья

Приёмы повышения

учебной мотивации

у учащихся

Приёмы повышения учебной мотивации у учащихся

«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить»

К.Д. Ушинский

Усиливающаяся поляризация отношения учеников к обучению – одна из проблем современного образования. На одном полюсе концентрируются школьники с чётко сформированными планами, для которых успешное обучение предоставляет шанс в обеспечении своего дальнейшего бытия. Другой полюс концентрирует школьников без всякого интереса к учёбе. Последние значительно осложняют работу учителя и мешают другим ученикам. Поэтому формирование мотивации к учёбе – одна из задач педагогики. Эта задача решается как в рамках школьной, так и внешкольной работы.

Мотивация- это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребёнка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряжённому умственному труду.

Задачи формирования мотивации:

• Содействие полному отражению в сознании учащегося явлений науки, проникновение в их существенные взаимосвязи;

• Пробуждение, поддерживание и подкрепление такого отношения к знаниям, к учению, которое наполнено готовностью овладеть знаниями, стремлением углубляться в процесс познания;

Виды стимуляции мотивации:

• Содержание учебного материала;

• Организация учебной деятельности;

• Общение в учебном процессе между учениками, между ними и учителем.

Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребёнка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью.

Психологические особенности младшего школьного возраста

• Высокий уровень умственного развития (восприятие мышление, запоминание, речь)

• Формирование определенного объема знаний и навыков, произвольной памяти, воображения, мышления

• Формирование сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий;

• Способность к достаточно адекватной оценки результатов собственной деятельности и своих возможностей;

• Формирование самооценки.

Существует несколько способов, с помощью которых можно повысить интерес к обучению. Они основаны на создании определённого эффекта. Учитель должен владеть различными способами и приёмами работы с классом, чтобы из огромного их числа извлечь то самое важное, что в наивысшей мере способствовало бы достижению конечного результата.

• Новизна;

• Разнообразие;

• Занимательность;

• Увлекательность;

• Использование ярких художественных средств;

• Образность;

• Игра;

• Удивление;

• Поиск;

• Парадоксальность.

Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность, из каких учебных действий она состоит, как эти части между собой соотносятся, то есть какова структура учебной деятельности, — от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль. Отношение детей к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как учитель организует их учебную деятельность, какова её структура и характер.

Психологические исследования учебной деятельности показали: для того, чтобы у учащихся выработалось правильное отношение к ней, содержательная её мотивация, нужно учебную деятельность строить особым образом. Выяснилось, что изучение каждого раздела или темы учебной программы должно состоять из трёх основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного. Рассмотрим содержание этих этапов и их роль в становлении мотивации учебной деятельности.

Эмоциональный блок

Задача учителя – вызвать у учащихся любопытство – причину познавательного интереса.

Этот этап необходимо организовывать так, чтобы учащиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодолёнными трудностями, счастье познание нового, интересного. Тем самым будет формироваться ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведёт к возникновению потребностей в творчестве, в упорной самостоятельной учёбе, то есть к появлению положительной, устойчивой мотивации учебной деятельности.

• Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.

• Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно», «что открыли, узнали на уроке?»)

• Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую эмоциональную речь учителя.

• Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровых и соревновательных ситуаций, юмористических минуток.

Мотивационно — целевой блок

Задача учителя – обучить целеполаганию в учении и их реализации.

На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что именно должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу. Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий:

1. Создание учебно-проблемной ситуации;

2. Формулировка основной учебной задачи;

3. Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы.

Методические приёмы:

• Прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности.

• Реакция на ошибку, через приём «лови ошибку», выяснение причин ошибок и определение последующих действий.

• Предоставление права выбора, через равноуровневые задания, дозированность домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности.

• Практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.

Познавательный блок

Задача учителя – формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки.

На этом этапе учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание. Роль данного этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависит главным образом, от того, будет ли учащимся ясна необходимость всего содержания и отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения основной учебной задачи, поставленной на мотивационном этапе, осознают ли они закономерную связь между всеми частными учебными задачами и основной, выступают ли все эти задачи для школьника как явно видимая система.

Методические приёмы:

• Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок»

• Необычная форма преподнесения материала, стимулирование деятельности через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, усложнение заданий, установление противоречий, создание проблемной ситуации.

• Привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений

• Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешения противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование.

Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения

Различные формы коллективной деятельности учащихся на уроке играют значительную роль в становлении мотивации учения. Здесь важно включение всех учащихся в активную учебную работу. Однако, приёмы, применяемые при индивидуальной форме обучения, не всегда дают должный эффект. В классе бывают дети, на которых эти проблемы не оказывают ожидаемого действия. Использование групповых форм обучения втягивает в активную работу даже таких «глухих» учащихся, так как попав в группу одноклассников, ученик не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется осуждению со стороны товарищей, а их мнением он, как правило, дорожит зачастую даже больше, чем мнением учителя.

Методические приёмы:

• Включение всех учащихся в активную учебную работу, которая постепенно становится его потребностью;

• Наблюдение за чужой деятельностью приводит к становлению мотивации учения;

• Выбор форм коллективной и групповой деятельности зависит от особенностей класса и характера учителя.

Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в мире.

Рассмотрим некоторые психологические аспекты значений и роли проблемного обучения для становления мотивации. Дело в том, что формирование потребностей и мотивов деятельности происходит в процессе осуществления самой деятельности. Сколько бы ученик ни слышал о необходимости учиться, о его долге и обязанностях, о важности для него самого и будущей его жизни учебной деятельности и как бы хорошо не осознавал справедливость этих слов, но если он не включился в эту деятельность, то соответствующих мотивов у него не возникает и не сформируется устойчивая мотивация. Таким приёмом, стимулирующим мышление, является создание учебно-проблемных ситуаций.

Схема создания проблемных ситуаций:

• Создание учебно-проблемной ситуации

• Практическая работа

• Интенсивное развитие мышления

• Положительная мотивация

Метод проектов

Под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная от идеи до воплощения в жизнь под контролем и при консультировании учителя.

С точки зрения учащегося, учебный проект — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои силы, свои знания и публично показать свой результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи.

С точки зрения учителя, учебный проект — это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблемы.

Решающим звеном внедрения проектного обучения в УВП (учебно-воспитательный процесс) школы является учитель. Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, сообщающего ученикам то, что, по его мнению, они должны знать, пассивно усвоив, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.

Как любая технология, метод учебного проекта имеет четкую организационную структуру:

1. Включение ребенка в данную поисковую деятельность.

2. Выбор проблемы постановка цели и задач.

3. Сбор и переработка информации.

4. Завершение работы, составление “портфолио” ученика.

5. Собственно защита проекта.

Цель проекта:

  • Формирование системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся.
  • Развитие моторики.
  • Развитие психических процессов.
  • Развитие личности младшего школьника.
  • Воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

Обучение с использованием проектных приёмов имеет целый ряд достоинств. Работа над проектами способствует:

— развитию речи и обогащению словаря;

— развитию умения работать в коллективе;

— расширению кругозора учащихся;

— повышению мотивации учащихся;

— поощрению творчества;

— воспитанию самостоятельности;

— развитию обще учебных умений.

Трудности, которые необходимо учитывать при подготовке и выполнении проектов, можно условно разделить на две группы;

  • Трудности, связанные с организационной стороной проекта и управлением деятельностью учащихся
  • Трудности, обусловленные содержанием проекта.

Существуют различные классификации проектов.

По количеству участников

По продолжительности

По типу деятельности

По количеству предметов

1) личност-

ные

2) парные

1) краткосрочные

2) средней

продолжительности

3) долгосрочные

1) творческий

2) исследова-

тельский

3) ролево-игровой

4) практико-

ориентированный

5) информацион-

ный

1) моно-

проект

2) межпред-

метный проект

Формы проекта:

— выставка, коллаж

— инсценирование, драматическое представление

— репортаж, интервью, сообщение

— стенгазета, кроссворд, переписка, рассказ, реферат

— экскурсия, поход

— ролевая игра

Работа над творческими проектами включает в себя три этапа

I. Начальный этап (определение широкой темы, выбор рабочих тем, объединение в группы, составление плана проектной работы и формулировка цели, сбор материала).

На начальном этапе учащимся необходимы учебно-организационные умения:

  • планировать текущую работу;
  • нацелить себя на выполнение поставленной задачи;
  • вести познавательную деятельность в коллективе (умение объяснять, оказывать помощь, умение принимать помощь товарища);
  • осуществлять взаимообогащающее общение;

II. Основной этап (анализ способов и целей работы в группах, поиск источников необходимой информации и сбор материала, анализ возможных трудностей).

III. Заключительный этап (подготовка защиты готовых проектов и их защита, обсуждение полученных результатов).

При использовании проектной методики наиболее ярко высвечиваются учебно-коммуникативные умения учащихся на третьем этапе – презентации проектов:

– умение слушать – это главное умение, оно требует от ученика сосредоточенности, определенной работы над собой и зависит от устойчивости нервной системы и психики;

– не менее трудная задача – умение слушать и одновременно записывать содержание;

– умение задавать уточняющие вопросы;

– умение выступать перед аудиторией;

– умение проявлять организаторские способности.

Уровни участия на всех этапах проекта это:

Исследователь (пользуется дополнительными источниками знаний, знакомит других учащихся с новыми знаниями)

Фотограф (делает фотозарисовки)

Художник (ведет хронику в художественном исполнении)

Участник (выбирает уровень сложности в соответствии со своими индивидуальными возможностями)

Ожидаемые результаты от проектной деятельности:

— Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

— Обучение приемам исследовательской работы с книгами, в музеях, использование Интернета и др.

— Приобретение коммуникативных навыков.

— Развитие речи и обогащение словаря.

— Положительное влияние на воспитание личности учащегося.

— Активное участие родителей учеников в школьной жизни ребенка.

— Повышение профессиональной компетентности учителя.

Учащимся очень нравиться заниматься исследовательской деятельностью потому, что:

— каждый может проявить себя как, творческая личность,

— каждый включен в деятельность, которая ему “по душе”,

— добывание знаний строиться на принципах проблемного обучения,

— развивает навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах,

— развивает умения самовыражения, самоопределения, самореализации и рефлексии,

— воспитывает целеустремленность, инициативность, чувство коллективизма, ответственности.

Мотивационная сфера – ядро личности. В начале школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причём учиться хорошо, отлично. Подводя итог, можно сказать, что

• Умело подобранный материал к уроку;

• Внеклассная работа по предмету;

• Работа научного общества с одарёнными детьми;

• Интегрированные уроки;

• Проблемное обучение;

• Участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня;

• Подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач

разовьёт его мотивационную сферу и поможет достичь высоких результатов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *