Музыкальная культура

Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие (11 стр.)

Развитие музыкальной культуры школьников – фундаментальная цель музыкального образования и воспитания, поэтому обратим внимание на состояние этой проблемы. Проблема культуры личности рассматривается представителями различных направлений: философии, культурологии, искусствоведения, педагогики и музыковедения. Так, важные стороны феномена культуры раскрываются в трудах Л. Н. Когана, Э. В. Соколова, Г. А. Гонтарева. Они рассматривали культуру личности как многоплановое явление, оказывающее существенное влияние на экономические, политические, социальные и духовные процессы общественной жизни. Они выделили важные критерии культуры личности: 1) соответствие ее общечеловеческим представлениям о ценностях жизни, человека и общества; 2) отношение личности к культурному опыту всех поколений человечества; 3) участие человека в творчестве, в созидании новых материальных и духовных ценностей; 4) устойчивость позиций человека, его ориентация на определенные ценности.

В современной отечественной науке сформировано много подходов к определению понятия «музыкальная культура». Социологический аспект данного понятия разработан музыковедами Р. И. Грубером, В. С. Цуккерманом, А. Н. Сохором. В целостной структуре музыкальной культуры кроме основных блоков (творчество, исполнительство, распространение музыки, ее восприятие) они выделили дополнительные блоки (музыкальная критика, музыковедение, руководство музыкальной культурой). Философско-эстетические основы теории музыкальной культуры мы находим в работах Р. А. Тельчаровой, педагогические – у Ю. Б. Алиева, Э. Б. Абдуллина, Г. М. Цыпина.

Так, например, Ю. Б. Алиев под музыкальной культурой личности ученика подразумевает: индивидуальный социально-художественный опыт, обусловливающий возникновение высоких музыкальных потребностей; – интегративное свойство личности учащихся, главными показателями которого являются: музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность) и музыкальная образованность (владение способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, развитость музыкального вкуса, критическое избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям).

Тельчарова выделяет два определяющих компонента музыкальной культуры личности: музыкальную деятельность и музыкальное сознание. Критериями сформированности музыкальной культуры личности Р. А. Тельчарова считает: 1) степень овладения навыками, умениями в области музыкального искусства, влияние музыки на другие виды деятельности; 2) развитость музыкальных интересов и потребностей, целенаправленных на систематическое приобщение к музыке; 3) степень музыкальных убеждений, проявляющихся в приверженности к передовым музыкально-эстетическим идеалам .

Таким образом, ведущими признаками, определяющими качества музыкальной культуры личности, являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, высокий уровень знаний и оценочных представлений о музыке. Сквозная линия системы музыкального образования – создание музыкального образа в формах музыкально-творческой деятельности на уроках музыки как предмета искусства и понимание музыкального образа, общение с ним – его музыкальное восприятие. Целостно-культурный подход к искусству, находящий свое выражение в общечеловеческой проблематике художественных произведений, ориентирует человека на познание самого себя в контексте общечеловеческой культуры. Основополагающими установками для теории музыкального образования являются также такие положения возрастной психологии, как признание ведущей роли деятельности и общения в развитии личности школьника или, например, доминирование у учащихся начальной школы чувственного познания.

Основополагающими для теории музыкального образования являются общепедагогические методы исследования как способы решения научно-исследовательских задач: наблюдение, опросные методы, а также педагогический эксперимент. Метод наблюдения подразумевает, согласно установкам общей педагогики, либо непосредственное восприятие исследователем изучаемых процессов музыкального воспитания школьников, либо опосредованное восприятие по определенным показателям. Вести наблюдение исследователь может либо с нейтральной позиции, либо с позиции руководителя педагогического процесса. И в том и в другом случаях материалы наблюдения фиксируются в протоколах, путем видеорегистрации, аудиозаписи. Условиями проведения исследования методом наблюдения являются длительность, систематичность, объективность и массовость.

Метод наблюдения дополняют опросные методы , позволяющие обнаружить не только внешние проявления педагогических фактов, но и внутренние процессы. К опросным методам относятся беседа (с открытой или скрытой регистрацией ответов респондентов), анкетирование (контактное или заочное), тестирование (открытое – без заранее сформулированных ответов, закрытое – предлагающее несколько ответов на выбор, смешанное), интервьюирование.

Основным методом исследования в теории музыкального образования является педагогический эксперимент – опытная проверка гипотезы. Согласно общепедагогическим установкам, различают следующие этапы эксперимента: констатирующий – выявление фактического состояния исследуемого объекта, проверочный – апробация гипотезы, созданной в процессе осмысления проблемы, формирующий – конструирование нового педагогического явления.

2. Специфика музыкального искусства

Внешняя форма искусства вообще и музыкального искусства в частности имеет два измерения – онтологическое и семиотическое, поскольку она представляет собой некую материальную конструкцию и одновременно должна функционировать как определенный текст, как знаковое выражение заложенного автором духовного содержания. Следовательно, музыкальное искусство имеет двойственную, материально-идеальную природу: музыкальное произведение фиксируется в звучании и потому чувственно воспринимаемо, в то же время посредством материальной формы транслируется его духовная сущность.

И материальные и духовные структуры музыкального искусства дифференцированы. Отсюда возникает необходимость их анализа как в предметном, так и в ценностно-смысловом плане, что позволит выявить условия, при которых личность может осуществить «перевод» музыкального произведения из «внешнего» плана во «внутренний». Поскольку духовное содержание музыкального искусства должно быть материализовано, чтобы получить независимое от композитора существование, а все материальное существует в пространстве и во времени, постольку первой характеристикой материальной формы музыкального искусства является ее пространственно-временное развертывание. Музыка воссоздает пространственный аспект мира ассоциативно, по смежности – через временно-динамические его характеристики и выступает своеобразным переводчиком времени в пространство.

Сама способность художественного творчества придавать пространству иллюзорный характер говорит о том, что нераздельность пространства-времени есть феномен физический, но не эстетический, что позволяет музыкальному искусству разрывать природную сцепленность пространства и времени и оперировать освобожденными от пространственных характеристик динамическими структурами. Иными словами, в музыке не воспроизводятся реальные формы природного и человеческого материального бытия в силу того, что она отвлекается от пространственной конкретизации его существования.

В работе Е. В. Назайкинского «О психологии музыкального восприятия» содержится обзор различных точек зрения на существо проблемы. Автор ведет анализ в рецептивной психологической, а не онтологической плоскости, характеризуя пространственные параметры восприятия музыки, а не особенности структуры музыкального произведения, то есть «музыкальную пространственность» как таковую . Когда же автор применяет пространственные представления к описанию строения самого произведения, то понятия «горизонтали» и «вертикали» имеют не прямой, а переносный смысл. «Пространство музыкального мира, – пишет Е. Назайкинский в своей работе, – нельзя ощутить зрительно… Оно развертывается лишь в сознании слушателя, но уже в своей собственно звуковой организации оценивается как трехмерное. Вертикаль, горизонталь и глубина фактуры фиксируют одну из форм пространственного восприятия музыки, соединяют реальное пространство… со сферами иной, собственно художественной природы» .

Таким образом, художественное пространство в музыке является «идеальным пространством», что и отличает его от реального пространства.

Выпускная квалификационная работа развитие творческой личности ребенка на музыкальных занятиях в учреждении дополнительного образования как условие формирования музыкальной культуры детей

2.2 Теория музыкального воспитания.

В современной педагогической науке эстетическое воспитание младших школьников средствами музыкального искусства трактуется неоднозначно. С одной стороны, утверждается значимость эстетического воспитания в становлении общей духовной картины внутреннего мира каждого школьника как личности. С другой – некоторые авторы, отмечая «огромное воздействие музыкального искусства на ребенка, способность его без лишней дидактичности ввести детскую душу в огромный мир общечеловеческих ценностей, через развитие фантазии, воображения, творчества повлиять на становление духовного мира личности», подвергают сомнению исторически сложившиеся отношения к искусству как средству воспитания. Однако воспитательное значение искусства, сегодня данные социологического исследования – вытеснение эстетических потребностей, ценностей на последние места в иерархии основных содержательных компонентов молодежного сознания. Причины подобного явления отмечают педагоги – практики на страницах педагогических журналов: выгодные сегодня прагматизм и навыки вычисления, рассудочность и бездушие, невнимание к ближнему и вообще к человеку, пренебрежение к нравственным ценностям.

В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманизации образования школьников. Поэтому в современной школе эстетическое воспитание должно стать приоритетным направлениям развития личности человека. Сегодня меняется статус предмета «Музыка» в школе. Происходит переход от уроков усвоения лишь технических навыков к урокам, ориентированным на развитие творческих способностей учащегося.

Уже состоявшийся опыт музыкальной педагогики выявляет две функции музыкального образования.

Первая функция – классическая, т. е. формирование музыкальной культуры личности, выходящей на уровень духовно – нравственных ценностей и общих гуманистических убеждений. Творческое развитие и образное мышление — сопутствующие богатства, обретаемые в опыте общения с музыкальным искусством.

Вторая функция – прагматическая, обслуживающая потребность в творческом специалисте. Поэтому ныне активизируется развитие способностей к творчеству и образно – конструктивному мышлению, что перегруппировывает средства искусства, уточняет взаимосвязи специальных методик для достижения практических целей неутилитарного по своей природе музыкального образования. Возрастает роль способностей человека к синтезу и обобщению. Важным становится развитие воображения, умение соотносить разнородный материал, способность человека гармонизовать мир, воспринимать его картину целостно. Именно эти способности развиваются у человека, прежде всего за счет предметов эстетического цикла.

Проблемы музыкальной психологии как методологической основы музыкального воспитания получили разработку в трудах Б. М. Теплова, Е.В. Назайкинского, В.В. Медушевского, Г.С. Тарасовой. Наиболее разработанная область музыкального воспитания – это как раз психология музыкального восприятия в трудах Б.Л. Яворского, Б. В. Астафьева, Ю.Н. Тюлина, Л.А. Мазеля, Е.В. Назайкинского, В.В. Медушевского, Ю. Блиновой, С.Н. Беляева – Экземплярской. В последние годы эта проблема разрабатывалась Н.А. Ветлугиной, Ю.Б. Алиевым, В.К. Белобородовой. Психологической основой обучения слушанию музыки являлись развитие наблюдательности, опора на жизненный опыт детей, развитие слухового воображения, накопления музыкального опыта. Музыкальный опыт формировался не только путем обогащения сознания музыкально – слуховыми впечатлениями и представлениями, но и усвоением музыкально – исторических и музыкально – теоретических знаний, развитием ассоциативно – художественных (связанных с другими видами искусства) и ассоциативно – жизненных представлений, вызванных восприятием музыки. Слушательский опыт формировался в опоре на знания музыковедческого и культурологического плана. При этом музыка рассматривалась как средство общения, как язык.

Существенный вклад в теорию и методику восприятия музыки внес академик Б.В. Асафьев. Многие стороны его музыкально – теоретической концепции составляют существенную часть теоретического обоснования методики музыкального воспитания в школе сегодня. Его учения об интонации, трактовка взаимосвязи процессов восприятия и логической организации музыкального произведения, исследование музыкальной формы как процесса имеют методологическую значимость для музыкального воспитания школьников. Очень важно утверждение Асафьева о центральном положении восприятия в его социокультурных связей и отношениях. Ориентация на активное, познающее восприятие, связанное с социальным опытом личности, в теории музыкального восприятия актуальна для современности.

Многие годы своей жизни композитор Д.Б. Кабалевский посвятил музыкальному просвещению школьников. Он придавал большое значение целостной характеристике музыкальных произведений, главное внимание уделял эмоционально – образному содержанию, особенностям развития музыкальных образов, комплексу выразительных средств. Для него было важно показать, как общая идея композитора воплощается музыкальными средствами, в каких условиях создавалось произведение, т. е. приблизить его к реальной жизни.

Кабалевский раскрыл сущностные жанровые свойства музыки, жанровые особенности музыкального тематизма, интонационность и принципы музыкального развития, значение музыкальных средств в создании образного строя произведения – все это сегодня является методологической основой музыкального воспитания детей и развивает научные основы воспитания — музыкознание и дидактику.

Для музыкальной педагогики важными вопросами являются проблемы музыкальных способностей школьников, их музыкальных потребностей и эмоциональной сферы, музыкальной диагностики как проверки точности музыкального слуха, объема музыкальной памяти, чувства ритма детей.

Важны также социологические исследования в области музыкального искусства, что связано с выявлением музыкальных вкусов слушателей в зависимости от их возраста, уровня образования, пола, региона. Зная социопсихологические характеристики своей детской аудитории, учителя музыки могут организовать свою преподавательскую деятельность.

Развитие музыкальной культуры школьников – фундаментальная цель музыкального воспитания. Проблема культуры личности рассматривается представителями различных направлений: философии, культурологи, искусствоведения, педагогики и музыковедения. Так, важные стороны феномена культуры раскрываются в трудах Л.Н. Когана, Э.В. Соколова, Г.А. Гонтарева. Они рассматривали культуру личности как многоплановое явление, оказывающее существенное влияние на экономические, политические, социальные и духовные процессы общественной жизни. Они выделили важные критерии культуры личности:

  1. Соответствие ее общечеловеческим представлениям о ценностях жизни, человека и общества;

  2. Отношение личности к культурному опыту всех поколений человечества;

  3. Участие человека в творчестве, в созидании новых материальных и духовных ценностей;

  4. Устойчивость позиций человека, его ориентации на определенные ценности.

В современной отечественной науке сформировано много подходов к определению понятия «музыкальная культура». Социологический аспект данного понятия разработан музыковедами Р.И. Грубером, В.С. Цукерманом, А.Н. Сохором. В целостной структуре музыкальной культуры кроме основных блоков (творчество, исполнительство, распространение музыки, ее восприятие) они выделили дополнительные блоки (музыкальная критика, музыковедение, руководство музыкальной культурой). Философско-этические основы теории музыкальной культуры мы находим в работах Р. А. Тельчаровой, педагогические – у Ю. Б. Алиева, Э. Б. Абдуллина, Г.М. Цыпина.

Так, например, Ю.Б. Алиев под музыкальной культурой личности ученика подразумевает индивидуальный социально – художественный опыт, обусловливающий возникновение высоких музыкальных потребностей – интегративное свойство, показателями которого являются музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное отношение, потребность в музыке; музыкальная наблюдательность) и музыкальная образованность (владение способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, развитость музыкального вкуса, критическое отношение к музыке и т. п.).

Р.А. Тельчарова выделяет два определяющих компонента музыкальной культуры личности: музыкальную деятельность и музыкальное сознание. Критериями сформированности музыкальной культуры личности Тельчарова считает:

  1. степень овладения навыками, умениями в области музыкального искусства, влияние музыки на другие виды деятельности;

  2. развитость музыкальных интересов и потребностей, направленных на систематическое приобщение к музыке;

  3. степень музыкальных убеждений, проявляющихся в приверженности к передовым музыкально – эстетическим идеалам.

Таким образом, ведущими признаками, определяющими качества музыкальной культуры личности, являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственно – эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально – культурного потенциала, высокий уровень знаний и оценочных представлений о музыке.

Сквозная линия системы музыкального образования – создание музыкального образа в формах музыкально – творческой деятельности (в частности, детей начальной школы) на уроках музыки как предмета искусства и понимание музыкального образа, общение с ним – его музыкальное восприятие. Целостно – культурный подход к искусству, находящий свое выражение в общечеловеческой проблематике художественных произведений, ориентирует человека на познание самого себя в контексте общечеловеческой культуры.

Перед современным художественным образованием стоят следующие задачи: художественно – образное познание мира и воспитание чувства единства с ним (целостное миропонимание), питание бескорыстного отношения к миру, формирование культуры чувств, эмоциональной сферы человека, его ассоциативного мышления, гуманистическое воспитание и духовно – нравственное развитие, освоение национальных и общечеловеческих ценностей культуры прошлого и настоящего, формирование творческой активности, интеграции личностных качеств в национальную и мировую художественную культуру.

В начальной школе происходит закладывание фундамента музыкальной культуры человека. Это выражается в том, что ребенка подготавливают к эмоционально – ценностному отношению к искусству и жизни, развивают накоплению им опыта музыкально – творческой деятельности.

Музыкальное образование младших школьников направлено на развитие у детей целостного представления о музыкальном искусстве, на то, чтобы дать им опорные ключевые знания, умения и навыки музыкальной деятельности в системе, обеспечивающей младших школьников в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкальным искусством, для самообразования и самовоспитания.

Педагог ДО на музыкальных занятиях решает следующие задачи:

  • увлечь музыкой, развить интерес и любовь к музыке, способность ценить ее красоту, вызвать музыкально – эстетический отклик на произведения, чувство сопереживания музыкальным образам, т.е. развить эмоциональную сферу учащихся;

  • развить музыкально – образное мышление, постижение закономерностей искусства, восприятие музыки, способность размышлять о ней в связи с жизнью и другими искусствами;

  • развить творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации), движения под музыку и ее пластическое интонирование;

  • Развить музыкально – эстетический вкус и потребность общения с музыкальными шедеврами и музыкального самообразования.

На музыкальном занятии происходит развитие следующих качеств личности средствами музыкального искусства: воображение и фантазия, музыкальная память и ассоциации, интуиция и осознание музыки; музыкально – слуховая наблюдательность и продолжительность внимания в процессе слушания, способность к музыкальному обобщению и целый спектр чувственного видения мира.

С названными задачами согласуется содержание музыкального воспитания, которое условно можно определить как единство трех блоков

  1. Содержание искусства – оценочное осознание жизненных явлений. Искусство как культура отношений, опыт поколений в образах, в осознании добра и зла;

  2. Язык искусства – художественный образ. Зависимость восприятия содержания от знания языка искусства;

  3. Творческая потенция. Развитое ассоциативное мышление как основа творческой способности.

Обозначенные блоки характерны для эстетического воспитания в широком понимании. Применительно к музыкальному воспитанию Э.Б. Абдуллин конкретизировал элементы содержания следующим образом:

  • Опыт эмоционально – нравственного отношения к действительности, воплощенный в музыке;

  • Музыкальные знания;

  • Музыкальные умения и навыки, проявляющиеся в творческой деятельности школьников.

Основой накопления учащимися опыта эмоционально ценностного отношения к действительности, воплощенного в музыке, является непосредственно музыкальный материал.

Это знакомство:

  • С образцами профессиональной (композиторской) и народной музыки, с ведущими музыкантами – солистами и музыкальными коллективами;

  • С различными музыкальными жанрами, формами и стилями;

  • С выразительными средствами в создании музыкального образа;

  • С музыкальными инструментами и оркестрами, певческими голосами и хорами.

В содержании музыкального образования должны быть представлены:

  • Различные пласты музыкальной культуры: фольклор (народная музыка), духовная (церковная) музыка, классическое наследие и произведения современных композиторов – все это является основой становления музыкальной культуры младших школьников;

  • Познание закономерностей возникновения и развития музыкального искусства и музыкального творчества на основе интонационной, жанровой и стилевой природы музыки, что способствует тому, что музыка глубоко воспринимается и осмысляется, развивается умение слышать музыку, формируется интонационно – образное мышление, воображение и фантазия детей;

  • Изучение основных средств музыкальной выразительности (мелодия, лад, темп, динамика, ритм, регистр, гармония и т. д.), которые помогают осознать, постичь процесс создания музыкального образа определенным сочетанием выразительных средств музыки и формирует эмоционально – образное и осознанное восприятие музыки, музыкальных форм и жанров;

  • Освоение музыкального искусства через овладение навыками хорового и инструментального исполнительства, сочинения и импровизации, пластического интонирования музыки и музыкального движения.

В процессе исполнительской музыкальной деятельности каждому ребенку дается возможность испытать радость от общения с музыкой, от индивидуального выражения себя в музыке, от ощущения себя творческой личностью, воспринимающей в музыку как искусство, обладающее особою эмоциональной силой.

Музыкально – педагогическое мастерство педагога дополнительного образования можно представить в виде следующей таблицы:

Знания и навыки

Общекультурные, музыкально – педагогические, музыкально – теоретические, музыкально – психологические, музыкально – исполнительские.

Умения

Гностические (включая перцептивные – восприятие), двигательные (дирижерские жесты и игровые на инструменте), коммуникативные (включая артистические), педагогические.

Качества

Артистизм, воля, дирижерская и исполнительская техника, музыкальность, вера в успех, интуиция, дар педагогического общения.

Направленность

На практическую реализацию воспитательного потенциала музыкального искусства, на просвещение и музыкальное воспитание детей, любовь к музыке и детям, престиж профессии учителя.

Функции

Диагностическая, прогностическая, организаторская, коммуникативная, проектировочная, исследовательская, конструктивная.

Если подходить к миссии педагога по музыке в дополнительном образовании с научной точки зрения, то логичным было бы полагать, что назначение педагога, в первую очередь, заключается в преодолении таких ситуаций, когда ребенок не может, не хочет или не умеет сделать что – либо. Соответственно педагог должен знать психолого – физиологические особенности каждого ученика, быть в состоянии увлечь его своим предметом и знать в совершенстве методику музыкального воспитания. Иными словами, миссия педагога – быть соучастником освоения мира музыки ребенком, своего рода стратегом и инструктором.

При этом, конечно, необходима любовь самого педагога к музыкальному искусству, профессиональное владение инструментом и голосом, знание теории, истории музыки, методики музыкального воспитания, владение художественной речью, жестом, мимикой, а также творческой интуицией и исследовательской направленностью деятельности.

2.3. Технология музыкального развития детей в УДО.

Методика музыкального развития и воспитания – это научная дисциплина, изучающая закономерности педагогического процесса воспитания детей средствами музыкального искусства. При этом понятие «воспитание» включает в себя единство нескольких значений – образования, обучения и развития личности каждого ребенка. Как педагогическая наука методика музыкального воспитания определяется закономерностями педагогического процесса и отражающими эти закономерности дидактическими принципами:

  • Обусловленность УВП общественными потребностями;

  • Соответствие содержания и методики воспитания уровню общественного развития;

  • Связь и единство обучения и воспитания с практикой и наукой;

  • Комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;

  • Взаимосвязь цели, содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания;

  • Сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества детей;

  • Постоянство требований и систематическое повторение действий;

  • Обусловленность общего развития личности ребенка характером и способами обучения и воспитания;

Методика музыкального воспитания подразумевает также закономерности:

  • Социологические – зависимость эффективности обучения и воспитания от сочетания единства требований и уважения к личности каждого ребенка, а также соблюдение юридических положений о правах ребенка;

  • Коммуникативные – зависимость эстетического развития от характера взаимодействия педагога и детей;

  • Физиологические – зависимость результатов от анатомо-морфологического развития организма ребенка;

  • Организационные – зависимость результатов от работоспособности учащихся, состояние здоровья, расписания, времени суток, погодных условий;

  • Психологические – зависимость результатов от интереса детей к занятиям музыкой, возрастных особенностей детей: степени стойкости внимания, уровня развития памяти.

Основополагающими установками для методики музыкального воспитания является такие положения возрастной психологии, как признание ведущей роли деятельности и общения в развитии личности ребенка, доминирование у учащихся чувственного познания.

Спецификой музыкального искусства определяются собственные принципы методики музыкального воспитания: единство эмоционального и сознательного, единство художественного и технического. Помимо закономерностей педагогического процесса, основным фондом методики музыкального воспитания является и казуальные, т. е. случайные связи, которые не могут быть предопределены и во многом зависят от конкретной ситуации. Отечественное музыкальное образование предполагает разнообразие подходов и путей воспитания музыкальной культуры детей, что появляется в возможности педагога по своему усмотрению выбирать образовательную программу или работать по авторской программе.

Важнейшим принципом структурирования программы должно стать единство двух начал: познание музыки через импровизационный личный опыт и активное восприятие ее через разнообразные формы лучших образцов музыкального искусства. Музыка не должна отрываться от жизни ребенка, его внутреннего мира, личного опыта окружающей действительности.

Результатами занятий должны стать:

  • Возрастание интереса и любви к классической, народной, духовной, современной музыке; способность оценить ее красоту, чувство сопереживания музыкальным образам, воплощенным в произведениях искусства, возникновение музыкально – эстетического отклика на произведения искусства;

  • Постижение закономерностей искусства;

  • Развитие музыкально – образного мышления, навыков восприятия музыки, способности размышлять о ней в связи с жизнью и с другими видами искусства, творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе слушания, исполнения и сочинения музыки;

  • Становление музыкально – эстетического вкуса, потребности в общении с высокохудожественной музыкой, в музыкальном самообразовании.

С учащимися начальных классов необходимо добиться последовательного, систематического постижения искусства с опорой на живое его восприятие, имеющийся опыт школьников и обобщения, к которым они приходят совместно с педагогом. На этой основе рождается и развивается умение слышать музыку, формируется воображение, фантазия и интуиция детей. Необходимо активизировать разнообразную, и особенно исполнительскую, музыкальную деятельность детей. Целесообразны активные занятия, связанные с движением детей под музыку, с созданием художественных образов через движение, с попытками вокальных и инструментальных импровизаций, с организацией оркестра детских музыкальных инструментов. Вся работа должна быть направлена на то, чтобы дать каждому ребенку испытать радость от общения с музыкой, от индивидуального выражения себя в музыке. Важно стремиться к тому, чтобы кульминацией каждого занятия становилось глубокое «проживание» детьми художественного произведения.

С подростками на основе приобретенного опыта интонационно – образного мышления, восприятия жанровой основы музыкального образа, развитии музыкально – познавательных способностей, необходимо развивать культуру чувств и эстетический вкус. Важно организовать изучение музыкальной драматургии как процесса диалектического усвоения богатого жизненного материала. Активное сочетание индивидуальных и коллективных форм музыкального восприятия и творчества укрепляет социальные параметры формирующейся личности. Большое внимание следует уделять современным способам общения с музыкой, применяя компьютерную технику, электромузыкальные инструменты.

Старшеклассников необходимо знакомить с историческими стилями в музыке и других видах искусства, старшеклассники становятся готовыми к восприятию сложных музыкальных произведений. Усиливается акцент на самостоятельную музыкально – образовательную деятельность, на более углубленные занятия музыкой в тех формах, к которым дети проявляют наибольший интерес. Особое значение приобретает освоение ими современных способов синтезирования звуков, всех технических средств общения с музыкой в современных условиях. Образовательные учреждения, в частности ОУ дополнительного образования, это производство, успех которого зависит от научно обоснованной технологии. В технологии профессионального педагогического мастерства совмещаются как методы музыкальной учебно-воспитательной деятельности, как и результативное адекватное поведение педагога.

Музыкальное занятие – это завершенное в смысловом, временном и организационном отношении определенный этап работы по музыкальному воспитанию детей. Самое трудное подготовить занятие.

Теоретические основы (фундаментальные определения) процесса формирования музыкальной культуры личности

1. Музыкальная культура – вид художественной культуры и часть духовной культуры человечества; это – сложная система, элементами которой являются , с одной стороны, виды музыкальной деятельности вместе с их инфраструктурой и музыкальные ценности, с другой стороны — типы музыки, принадлежащие разным эпохам и мировым культурам.

Н. Н. Гаврюшенко

2. Музыкальность – это комплекс специальных способностей, находящих своё выражение в своеобразной ориентировке в музыке. Чем более музыкален человек, тем больше он слышит в музыке (единство эмоциональной и слуховой стороны музыкальности.

М. Б. Теплов

3. Эмоциональная отзывчивость как личностное качество ребёнка, предполагает наличие эмпатийных процессов вчуствования и понимания эмоционального состояния другого человека , а также внешне выраженное содействие, которое адекватно содержательной стороне переживания. Определённый уровень развития эмоциональной отзывчивости проявляется в отношениях с людьми и связано с воспитанием таких качеств личности , как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

(А. Д. Кошелева, Г. П. Лаврентьева, Л. П. Стрелкова)

4. Эмоциональная отзывчивость основана на различении эмоциональной , ладовой окраски произведения, настроений и чувств, выраженных в нём , а также способности активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма.

М. Б. Теплов

5. «Эмоциональное переживание тесно связано с художественным образным мышлением. Эмоциональная отзывчивость на произведение искусства понимается как :

— умение откликаться на события , явления, произведения разных жанров;

— способность сопереживать героям, соотносить литературные факты с жизненным опытом;

— способность эмоционального сопереживания музыке;

— эмоциональный отклик на произведения искусства.

Н. А. Ветлугина

6.»Музыкальная культура общества — есть единство музыки и её социального функционирования. Это сложная система, в которую входят:

а) музыкальные ценности, создаваемые или сохраняемые в данном обществе,

б) все виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей,

в) все субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями, навыками и другими качествами, обеспечивающими её успех,

г) все учреждения и социальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность».

А. Н. Сохор

7. Музыкально — эстетическая культура дошкольников обусловлено прежде всего характером и особенностями музыкальной деятельности дошкольников, которая никогда не бывает только музыкальной. Восприятию музыки, ее исполнительству и музыкальному творчеству присущ принцип интеграции с иными, внемузыкальными явлениями жизни ребенка, прежде всего эстетическими.

(Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, А.В. Кенеман, Л.Н. Комиссарова, О.П. Радынова).

8. Музыкальная грамотность , по сути , является музыкальной культурой, которая проявляется в:

• способности воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с ней связанное;

• особом «чувстве музыки», позволяющем воспринимать ее эмоционально, отличать в ней хорошее от плохого;

• умении на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения

Д.Б. Кабалевский

9. Три основные музыкальные способности образуют ядро музыкальности :

— ладовое чувство (эмоциональный компонент слуха);

— способность к слуховому представлению (репродуктивный компонент слуха);

— музыкально-ритмическое чувство (способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма, активно переживать и точно воспроизводить его).

М. Б. Теплов

10. В качестве показателей развития эмоциональной отзывчивости на музыку детей дошкольного возраста выступают :

— сосредоточенность внимания;

— продолжительность восприятия;

-двигательная активность (наличие движений, мимических реакций, вокализаций, адекватных характеру музыки);

— действия с детскими музыкальными инструментами и игрушками, их согласованность с характером и ритмом музыки;

— желание ребёнка слушать музыку.

11. Индивидуальный социально-художественный опыт, обуславливающий возникновение высоких музыкальных потребностей – интегративное свойство, показателями которого являются «музыкальные развитости» (любовь к музыке, эмоциональное отношение, потребность в музыке, музыкальная наблюдательность) и музыкальная образованность (владение способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями развитость музыкального вкуса, критическое отношение к музыке и др.)

Ю. Б. Алиев

12. Музыкальная культура личности — сложное интегративное образование, включающее в себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, знания музыкально-теоретического и эстетического характера, высокий музыкальный вкус, способность эмоционально откликаться на содержание тех или иных музыкальных произведений, а также творчески-исполнительские навыки- пения, игры на музыкальных инструментах и т.п.

Г. В. Шостак

Лекция 2. Понятие музыкальности и музыкальной культуры, их структурные компоненты и пути развития.

Определение музыкальности

Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность».

Проблема музыкальных способностей и одаренности – одна из первых точек соприкосновения психологии и педагогики. Проблемами психической наследственности и индивидуальных различий человеческих способностей еще в 60-е годы XIX века начал заниматься Френсис Гальтон, который утверждал, что гениальность или ее отсутствие зависят от наследственности, а не от предоставленных возможностей. В XIX веке, давшем начало современной нейрологии, развивается концепция локализации функций в коре головного мозга. И в это же время начинает активно изучаться проблема музыкальности.

Появляется ряд психологических исследований знаменитых музыкантов: Alajouanine (1948) выпускает его исследования французского композитора Мориса Равеля, Cooper (1970) пишет книгу «Бетховен, последнее десятилетие 1817-1827». Billroth, хирург из Вены, был одним из первых, кто пытался определить составляющие музыкальных способностей и таланта. Его работа «Weristmusikalich? » была опубликована в 1894 году.

Содержание понятия «музыкальность» охватывает самые разные свойства – от способности дифференцировать музыкальные звуки до высших творческих проявлений, поскольку музыкальная деятельность многосоставна и разнообразна.

В исследованиях последнего времени намечена тенденция трактовки музыкальности как комплекса свойств личности человека, возникающего и развивающегося в процессе возникновения, создания и усвоения музыкального искусства.

Под воздействием музыки у человека постепенно возникает особая слуховая и эмоциональная восприимчивость, которая в процессе музыкального развития все более углубляется и дифференцируется. Музыкальность характеризуется единством биологических и социальных элементов, поскольку ее качество зависит как от сочетания специальных способностей и особенностей личности данного человека, так и от ориентации его в музыкальных явлениях данного общества.

Музыкальность, таким образом, – это своеобразная форма ориентировки в музыкальных явлениях.»Главный признак музыкальности –лпереживание музыки как выражения некоторого содержания, основными же носителями этого содержания являются в музыке высотное и ритмическое движение».

Под структурой музыкальностипонимается комплекс способностей, качественное своеобразие которого у субъекта, позволяет ему успешно проявить себя в любой музыкальной деятельности.

Среди работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимает книга Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей». В ней предложена оригинальная концепция музыкальности. Б.М. Теплов определяет музыкальность как «…тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностьюв отличие от всякой другой, и притом необходим для любого вида музыкальной деятельности».

Таким образом, музыкальность предстает как комплекс способностей, необходимых для занятия музыкальной деятельностью. Теплов выделяет среди них три основные,способствующие наиболее успешному выполнению музыкальной деятельности:

1. Ладовое чувство, способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, т.е. чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.

2. Способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное и ритмическое движение мелодии. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.

3. Музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать музыкальную выразительность ритма и точно воспроизводить последний в движениях.

А главным показателем музыкальности Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку. Неосновными компонентами комплекса музыкальности он считает тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух.

Все способности характеризуются синтезом эмоционального и слухового компонентов. Их сенсорная основа заключается в узнавании, дифференциации, сопоставлении звуков, различных по высоте, динамике, ритму, тембру, и их воспроизведении.

Большинство исследователей признает решающую роль обучения и воспитания в развитии биосоциального свойства личности – музыкальности. С развитием музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуются слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.

Б.М. Теплов, подчёркивая необходимость качественного, а не количественного подхода к музыкальности, говорил, что «основное, что должно интересовать педагога, не вопрос насколько музыкален тот или другой ученик, а вопрос о том, какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути ее развития».

В дошкольном детстве основной задачей музыкального воспитания и образования является развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, переживание ее содержания, т.к. она является характерным признаком музыкальности.

Рассмотрим, в каких видах деятельности развиваются музыкальные способности.

Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может быть развита во всех видах музыкальной деятельности — восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а следовательно, и его выражения (в исполнительской и творческой деятельности). Эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется в наибольшей степени в двух способностях: ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и чувстве ритма (эмоциональная способность). Поэтому эмоциональная отзывчивость на музыку прежде всего развивается в восприятии музыки (предшествующем и сопутствующем всем видам музыкальной деятельности), а также в музыкально-ритмических движениях. Эмоциональная отзывчивость на музыку может развиваться и в других видах исполнительской и творческой деятельности детей (пение, игра на музыкальных инструментах) при условии ведущей роли выразительности в детском исполнении, творческих импровизациях.

Ладовое чувство может быть развито прежде всего в процессе восприятия музыки (ее узнавании, определении, закончилась ли мелодия). Кроме того, поскольку ладовое чувство проявляется и в чувствительности к точности интонации, оно может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.

Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается прежде всего в пении, а также в игре по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах. Она развивается также в процессе восприятия, предшествующего воспроизведению музыки.

Чувство ритма развивается прежде всего в музыкально- ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении, совершенствовать чувство ритма с помощью координации движении и музыки. Чувство ритма может формироваться не только в музыкально-ритмических движениях, но и в других видах деятельности, прежде всего в пении и игре на музыкальных инструментах.

Таким образом, три основные способности, составляющие ядро музыкальности, в большей или меньшей степени развиваются в различных видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнении, творчестве.

| следующая лекция ==>
Взаимосвязь музыкального воспитания, обучения, образования и развития. | Определяющая роль музыкальной деятельности в развитии

Дата добавления: 2018-10-18; просмотров: 156 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *