Мягкий звук ж

Начиная свою дорогу в каллиграфии я первым делом стал собирать ссылки на ресурсы по теме. Таких сборников в сети пока не встречал, потому сделал свой. Конечно, этот список неполон, но со временем соберу побольше ссылок.

NB. Данный материал — просто линк-справочник, который поможет тебе в изучении потрясающей области искусства — каллиграфии и леттеринга.
В шапке использован фрагмент росписи «Запорожца» Виктора Пушкарева.

Персоны. Молодые каллиграфы

Покрас Лампас https://pokraslampas.com

Виктор Пушкарев https://vk.com/vi_ktor

Сергей Шапиро https://www.sergeyshapiro.com

Гоша Waf https://vk.com/goshawaf1

Персоны. Выдающиеся шрифтовики

Петр Чобитько http://calligraphyschoolspb.ru/?page_id=1007

Валерий Голыженков http://typoholic.ru

Юрий Гордон https://yurigordon.com

Юрий Гулитов http://www.gulitovdesign.ru/new/index.php

Евгений Добровинский http://litteraincognita.ru/about/

Евгений Дробязин http://calligraphy-expo.com/participants/Evgeny_Drobyazin

Вера Евстафьева http://calligraphy-expo.com/participants/Vera_Evstafieva

Юрий Ковердяев https://www.kalligrafik.info/kopiya-lebedev-artem-vasilevich

Сергей Кружавский https://www.hse.ru/org/persons/96086272

Олег Мацуев http://omtype.com

Елена Новоселова https://type.today/ru/designer/enovoselova

Илья Рудерман https://typographyby.wordpress.com/tag/илья-рудерман/

Александр Тарбеев https://ru.wikipedia.org/wiki/Тарбеев,_Александр_Владимирович

Проекты

Международная выставка каллиграфии http://calligraphy-expo.com

Национальный Союз Каллиграфии http://calligraphy-union.ru

Современный музей каллиграфии https://www.calligraphy-museum.com

Рукописная Конституция РФ http://constitution.sokolniki.com

Penlovers http://penlovers.ru

Книги по каллиграфии http://www.surworks.ru/library/

Древние манускрипты https://www.flickr.com/photos/e-codices/

Русские автографы http://expositions.nlr.ru/rusautograph/

Сообщества ВК

Каллиграфия. Рукописный шрифт https://vk.com/calliclub

Каллиграфия & Леттеринг https://vk.com/calligraphy_good_lettering

Corabook https://vk.com/corabook

Каллиграфская https://vk.com/calligraphy

Каллиграфия, искусство, живопись https://vk.com/bukvoved

Open calligraphy https://vk.com/opencalligraphy

Lettering / Сalligraphy / Typography Inspiration https://vk.com/letter_forms

Инстаграмм. Парни

Покрас Лампас https://www.instagram.com/pokraslampas/

Виктор Пушкарев https://www.instagram.com/mynameisviktor/

Андрей Мартынов https://www.instagram.com/remrk/

Артем Степанов https://www.instagram.com/meisographic/

Дмитрий Фадеев https://www.instagram.com/dimapenlover/

Антон Лебедев https://www.instagram.com/a.lebedev_ivix/

Александр Торцев https://www.instagram.com/alextortsev/

Дима Ткачев https://www.instagram.com/dimaphew/

Юрий Орлов https://www.instagram.com/graphicmaniac/

Евгений Берд https://www.instagram.com/tre.zen/

Миша Но https://www.instagram.com/calligraphy_one/

Стив Севен https://www.instagram.com/steveseventypes/

Дима Ламонов https://www.instagram.com/dimalamonov/

Инстаграмм. Девушки

Школа U0026 https://www.instagram.com/u_0026/

Ксения Лейбина https://www.instagram.com/xenia_cinnamon/

Евгения Пестова https://www.instagram.com/pestova.de/

Анна Цымбал https://www.instagram.com/aeronaft/

Юлия Богатырева https://www.instagram.com/inkart_/

Алена Коробанова https://www.instagram.com/fox_in_rocks/

Шерри Боббинс https://www.instagram.com/sherry_bobbins/

Марина Марьина https://www.instagram.com/marina.marjina/

Дарина Дарвин https://www.instagram.com/hloke_dd/

Ульяна Базарова https://www.instagram.com/ulyandex/

Соня Гришенко https://www.instagram.com/sonya.gri/

Виктория Лаврикова https://www.instagram.com/viccalligraphy/

Телеграмм-каналы

Шрифтовой дизайн @typeschool

Школа шрифтового дизайна @typeschool

Канал Сергея Рассказова @dёsigп

Канал Евгения Берда @Calligraphy

Callygraphy Yoga @calligraphy_yoga

Каллиграфия и все-все-все @calligrafika

Дзен-каналы

Каллиграфия и творчество https://zen.yandex.ru/id/5ad8b62aa936f4f329e8affe

Каллиграфия как вид искусства https://zen.yandex.ru/id/5b290551b3638a00a9a5f046

Онлайн-школа каллиграфии https://zen.yandex.ru/id/5ad9737f1410c3d9fc1ca5b1

Каллиграфия https://zen.yandex.ru/id/5b540807a646b200a9f13eac

Курсы. По всей России

Курсы Санкт-Петербургской школы телевидения

Курсы. Москва

Курсы от Современного музея каллиграфии

Школа Добровинского http://litteraincognita.ru/about/spontaneouscalligraphy/

Школа Вероники Калачевой https://kalachevaschool.ru/lettering/moscow

UOO26. Школа Юлии Кузнецовой http://u0026.ru

Nikoletta https://www.nikolietta.com

Каллиграфик https://www.kalligrafik.info

Института Бизнеса и дизайна http://obe.ru/programs/intensivnyj-kurs-kalligrafii/

Курс Елены Бобковой https://www.etudesite.ru/courses/kopperpleyt-1-stupen/

Школа рисования https://www.art-creativity.ru/kalligrafija/

Курсы. Санкт-Петербург

Study Calligraphy https://studycalligraphy.com/studio/

Студия Каллиграфии http://calligraphyschoolspb.ru

Школа шрифтового дизайна http://school.rs

Школа Вероники Калачевой https://kalachevaschool.ru/spb/programs/calligraphy

Прописи

Penlovers «Готика» http://penlovers.ru/gothic-rus-small/

Прописи Рольской https://lettering-school.com/calligrafia

Прописи Музея Современной Каллиграфии https://www.calligraphy-museum.com/visit/propisi

Прописи от Студии Каллиграфии (Древняя Русь) http://calligraphyschoolspb.ru/?cat=107

Прописи от Pilot Parallels Pen (Анны Суворовой, в шапке) https://pilotrus.ru/category/kalligrafiya/

Art of Calligraphy https://vk.com/doc-8632804_118137041?dl=807cd0804bcc88bd60

Разметка и сетка

Магазины

Blue Pumpkin Shop http://bluepumpkin.ru

Study Calligraphy https://studycalligraphy.com

Арт-маркет «Каллиграф» http://kancboom.ru

Nikoletta https://www.nikolietta.com/shop

Scribblers (eng) https://www.scribblers.co.uk

Kallipos (de) https://shop.kallipos.de/de

Красный карандаш https://krasniykarandash.ru/kalligrafiya/

Этюд https://www.etudesite.ru/structure/kalligrafiya/

Передвижник https://www.peredvizhnik.ru/catalog/kalligrafiya/


Буква Ж — восьмая буква русского алфавита. Обозначает согласный звонкий звук, всегда твёрдый .
Слова, начинающиеся на букву Ж: жаба, журавль, жаворонок, жадина, жало, жидкость, жулик, жёлудь, живот, Жора, жираф, животное, жук, жилетка, жена, женщина, желание, железо, журнал, жвачка, Женева, жизнь,
Буква Ж в середине слова: обжора, предложение, кожа, сажа, мороженое, книжка, ложка, ножницы, ножик, кружка, ужин, лужа, мужчина, вельможа, ложа, дождь, пироженое, кружева,
Буква Ж в конце слова: морж, ёж, нож, муж, этаж, километраж,

Как писать букву Ж? ()
Это — Ж,
А это — К,
Целый жук
И полжука.
Посмотри-ка: буква Ж
На жука похожа,
Потому что у неё
Шесть жучиных ножек.
(взято )
Знакомство с буквой Ж — артикуляция звука ()
— губки округлены и слегка вытянуты вперёд
— широкий язычок наверху и образует «чашечку»
— тёплая воздушная струя по центру язычка
— горлышко «работает»
Загадки с буквой Ж ()
Целый час жужжит уже
На цветочке буква …
Жираф — высокий наш жираф,
У него весёлый нрав.
Мы с ним на третьем этаже,
Смеясь, запомним букву …
Эта буква как жучок
Растопырила шесть ног,
И, конечно, знаешь ты,
Что за ней не ходит «ы».
Стихотворения про букву Ж ()
Жу-жу-жу, я на ветке сижу,
Букву Ж всё твержу.
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
А однажды жук-жучок
Отвечал весной урок.
Вместо слов «ручей журит»
Написал «ручей жужжит».
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!
Ж имеет столько ножек,
Будто буква ползать может.
Буква Ж наверняка
На бумаге тень жука.
Посмотри-ка на снежинки:
В каждой — Ж посерединке!
()
Букву Ж считают жадной,
Ж не делится совсем!
Жадным быть нельзя, не надо!
Ведь у жадных нет друзей!
()
Жизнь, жвачка, слово ждать, Ж вам тоже надо знать, Женя, Жанна, лужа, С — ж, зимою стужа.
Скороговорки ()
Жужжит жужжелица, жужжит, да не кружится.
Жук жужжит над абажуром,
Жужжит жужжелица,
Жужжит, кружится.
Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.
Уже ужи в луже.
Встретил в чаще ёж ежа:
— Как погода, ёж?
— Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съёжась, два ежа.
Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат.
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
У ежа — ежата,
У ужа — ужата,
У чижа — чижата,
У жука — жучата.
Жук жужжит — он встать не может,
Ждёт он, кто ж ему поможет.
Над Жорой жук, жужжа, кружит.
От страха Жора весь дрожит.
Зачем же Жора так дрожит?
Совсем не страшно жук жужжит.
Жук с жужжихой не тужили,
Крепко с буквой Ж дружили.
Буква Ж к ним приходила,
Их жучат жужжать учила.
()
Чистоговорки ()
Жа-жа-жа — есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи — под кустом сидят ежи.
Жу-жу-жу — молоко дадим ежу.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Как-то еж пришел к ужу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Мне ужаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ежами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Еж уходит от ужа.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу
В зоопарк пришли к моржу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Испугались мы моржа.
Же-же-же, же-же-же

Сидят птички на морже.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Ближе подошли к моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Повернулись к нам моржи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Рыбку бросили моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Очень мирные моржи.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Не страшны совсем моржи.
Жа-жа-жа-жа,
Есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи-жи,
Но не шьют, увы, ежи.
Жу-жу-жу-жу,
Нитки не нужны ежу.
Же-же-же-же,
Это песня о еже.

()
Изображение буквы Ж и слова на букву Ж (здесь)
(взято )
() Слова со звёздочкой назвать во множественном числе. Слова с ладошкой посчитать из до пяти.
(источник)
Сказки про букву Ж ()
— Я поймал букву Ж , — мальчик показал маме жука. — Он похож на букву Ж и жужжит , как Ж , – согласилась мама. — Ж-ж-ж-ж , отпусти меня домой! – зажужжал испуганный жук. — Хорошо, но где твой дом? – спросил мальчик. — В большом пне, на нижнем эта ж-ж-ж -е, — объяснил жук. Мальчик отпустил жука и долго смотрел на чудо-пень, населенный разными букашками. — Жалко, жук улетел, и у нас нет буквы Ж, — сказал он маме. — Разве ты не слышишь? – удивилась мама. » Ж-ж-ж » – жужжали пчелы. » Ж-ж-ж,» – жужжали мухи. — Здесь повсюду буква Ж ! – обрадовался мальчик. Источник http://www.dobrieskazki.ru/bukvi.htm ********************************************************************************************
Давай вспомним, мой дорогой и любимый, где и какие буквы у нас живут? На самом верху, где всё видно и слышно, живёт самая главная буква «А». Этажом ниже проживает буква «Б», потом буква «В», буква «Г», буква «Д» и ниже две сестрички буквы «Е» и «Ё», про которых мы недавно прочитали историю. А сегодня мы узнаем историю о букве «Ж». Буква «Ж» была похожа на жука. И когда она гуляла и отдыхала на травке, то её всегда путали с жуком. К ней подлетали разные жуки и говорили: – Эй, друж-ж-жок! Что ты тут леж-ж-жишь? Как ж-ж-жизнь? Давай пож-ж-жужж-ж-жим! – Не буду я жужжать! – отвечала буква «Ж», – Я же не жук! Поймите! – Да? – удивлялись жуки, – Надо ж-ж-же… Не ж-ж-жук, а очень похож-ж-жа… И они открывали крылья и улетали: ж-ж-ж-ж. Однажды буква «Ж» пошла гулять и на лугу легла отдохнуть на травке, погреться на солнышке. А птички пели, было тепла и она задремала. И только она уснула, как почувствовала, что её схватили и потащили куда- то. – Ой-ой-ой! – закричала буква «Ж» и открыла глаза. – Ой! – и тут же закрыла их снова. Она летела над землёй. Оказывается, её схватила клювом какая-то птичка и несла её в клюве, а сама летела. Буква «Ж» набралась смелости и открыла глаза. – Ух! – они летели очень высоко. Далеко-далеко остались луг, лес и родной домик Алфавит. И тут они прилетели в гнездо, где птичку ждали голодные птенцы. Птичка сразу же положила букву «Ж» в горлышко одному птенцу, ведь она думала, что это не буква «Ж», а что это жук. – Ой-ой-ой! Отпустите меня! – закричала наша буква. Тут птенчик удивился и выплюнул нашу букву «Ж». – Не вкусная! Чив-чив! – сказал птенчик. – Конечно, я не вкусная! – заявила буква «Ж», – потому что я не жук, а буква! Просто я очень похожа на жука. И тут она посмотрела вокруг. А солнышко уже собралось на отдых и стало темнеть. – Ой, птичка, миленькая! – сказала буква «Ж», – помоги же мне пож-ж-жалуйста! Мне нужно домой, в Алфавит, а то как же будут все ж-ж-жить без меня? Будет не «жизнь», а «изнь», и будут не «жуки», а «уки». – Уки? – удивилась птичка. – Ну нет, мы не кушаем уков, мы кушаем жуков, поэтому я тебя отнесу обратно. Тем более, что ты не съедобная. Она взяла очень осторожно и аккуратно букву «Ж» и они полетели. Они летели высоко-высоко, внизу проплывали поля, леса, и буква «Ж» совсем не боялась, ей было очень интересно. Потом птичка опустила букву «Ж» на поляну рядом с домиком и все буквы выбежали встречать свою пропавшую сестричку – букву «Ж». – Где же ты была? – удивились они. И она им всё рассказала, что с ней произошло. – Ха-ха-ха, – весело смеялись буквы. – Ты уж, пожалуйста, буква «Ж», будь поумнее, больше не спи на лугу в лесу, а то ты действительно, очень похожа на жука и все тебя путают. – Ладно уж-ж-ж. – ответила буква «Ж» и пошла к себе отдыхать. Она легла в свою уютную мягкую постельку и подумала: «Буду спать только в своей любимой постельке!» – и уснула. Ей снилось, как она летела по небу вместе с жуками и жужжала: ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж , – и все слова на букву Ж. Автор – Дарья Луч
******************************************************************************************** «Жила-была буква «Ж». Была она сварливой и вредной. И кто бы не приходил к ней, на всех она жужжала. Придет к ней А, попросить чаю – она ей «ЖЖЖЖЖЖЖЖ», придет к ней О: «Сыграем в мячик!» — она ей «ЖЖЖЖЖЖ». И решила она, что проживет одна. Надоели ей другие буквы. Пошла в лес. Идет, идет, и Жужжжжжит. Увидела паука да как закричит на него «ЖЖЖЖЖЖ!» А паук-то оказался глухой, доделал он свою паутину да убежал, а Ж, пока на паука Жужжжжала, в этой паутине вся и запуталась. Сидит она в паутине и Жужжжжит себе потихоньку (страшно ей стало), заплакала. Вот только Ж плачет не «хны, хны, хны!» и даже не «иииииии», а «жжжж-жжжж-жжжж», потому как она же все таки Ж). Вот только буквы друг друга в беде не бросают. Пошли они в лес Ж искать, услышали, как она жужжжит, да и помогли ей из паутины выбраться. Буква Ж, так обрадовалась, что Жужжжать стала не сварливо и грозно «ЖЖЖЖЖ», а радостно и благодарно «Жжж! Жжжж!».
******************************************************************************************** Буква Ж ()
— Я поймал букву Ж , — мальчик показал маме жука. — Он похож на букву Ж и жужжит , как Ж , – согласилась мама. — Ж-ж-ж-ж , отпусти меня домой! – зажужжал испуганный жук. — Хорошо, но где твой дом? – спросил мальчик. — В большом пне, на нижнем эта ж-ж-ж -е, — объяснил жук. Мальчик отпустил жука и долго смотрел на чудо-пень, населенный разными букашками. — Жалко, жук улетел, и у нас нет буквы Ж, — сказал он маме. — Разве ты не слышишь? – удивилась мама. » Ж-ж-ж » – жужжали пчелы. » Ж-ж-ж,» – жужжали мухи. — Здесь повсюду буква Ж ! – обрадовался мальчик.

Звук (ж) – всегда твердый согласный звук. Движение как выразительное средство

Цель урока: подвести учащихся к осознанию: что звук (ж) – всегда твердый звук.

Задачи:

  • Предметные: создать условия для понимания уч-ся того, что звук (ж) всегда твердый; правильному чтению слов с сочетанием жи;
  • Метапредметные: развивать универсальные учебные действия: интерес к новому учебному материалу, умение принимать и сохранять учебную задачу, ориентацию на разнообразие способов решения заданий, умение формулировать собственное мнение и позицию.

Оборудование: учебник «Азбука», 1 класс (авторы Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец).

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Этапы: подготовительный, усвоения новых знаний, первичной проверки усвоения, итог.

Формирование ключевых компетенций:

  • учебно-познавательной;
  • коммуникативной.

Граница знания и незнания:

  • учащиеся знают, что (ж) всегда твердый;
  • учащиеся не знают, что жи – опасный слог и пишем с и.

I. Подготовительный этап

Подготовка к активной познавательной деятельности.

Задачи этапа:

  • Мобилизация детей к активной деятельности.
  • Актуализация опорных знаний.
  • Формулирование темы урока

1. Мобилизирующая часть урока

Слайд 1

Светло-пушистая
Снежинка белая.
Какая чистая!
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая!
Какая белая!

Психологический настрой: К нам в класс залетело три снежинки и у каждой свое настроение. Определите свое настроение с помощью снежинки. Выберите для себя одну из них. Покажите. Желаю вам, чтобы такое настроение у вас сохранялось до конца урока.

Учащиеся выбирают снежинку.

2. Актуализация опорных знаний

В зимний день оправилась Машенька в деревню к бабушке с дедушкой. Выберите название деревни: словоград уаогртб Словоград

Слайд 2

Учащиеся доказывают правильность своего выбора.

Слайд 3.

– Пройдет Машенька по улице «Бкувица», если сможем найти все буквы, при помощи которых изображена снежная баба. Давайте назовем эти буквы.
Учащиеся называют буквы: О А Ж К Л С
– Какое задание можно предложить? (Разбить буквы на две группы: гласные и согласные.)
– Какие бывают согласные? (Согласные бывают твердые и мягкие.)
– От чего это зависит? (Какой гласный стоит после согласного. И – обозначает мягкость согласного, Ы – твердость согласного.)
– Назовите особенные буквы? (Й – мягкий, Ж – твердый)
– Пошла Машенька по улице «Слоговица».

Слайд 4

Учебник с. 53. Чтение слов 1 столбика по одному, хором. Чтение слогов.

– Что заметили? (Согласный то твердый, то мягкий.)
– От чего это зависит? (От гласного, который стоит после согласного: Ы, И)

3. Формулирование темы урока

Слайд 5

– Но вот на перекрестке «Слово» видит она три тропинки: Жа Жи Жу. По какой тропинке пойдет Машеньки? Какую тропинку выбрали бы вы?
Учащиеся предлагают выбор
– Кто еще считает, что по тропинке ЖИ Машенька не дойдет? Почему? (Т.к. после Ж слышим Ы)
– Какую учебную задачу нам предстоит решить? (С какой буквой пишется опасный слог ЖИ.)

Физминутка для глаз Слайд 6

II. Усвоение нового

Задачи этапа:

  • Организация групповой работы по решению учебной задачи.
  • Обобщение новых знаний.

Слайд 7

– На этом перекрестке она повстречалась с животными. Давайте найдем слова. (Жираф)
– Чтобы назвать других животных, нужно дополнить слоги до слов.

еЖИ уЖИ стриЖИ Жираф

– Что общего в этих слогах? Какую букву слышим после буквы ж? С какой буквой пишем сочетание ЖИ? Почему?

Вывод: ЖИ пиши с буквой И.

Слайд 8

Слайд 9

– Затем Машенька продолжила свой путь по дороге «Читающая». А мы вместе с ней. Ведь нам нужно дойти до деревни, в которой живет бабушка.

Азбука с. 53. Чтение 1 столбика.

– Что заметили? (Сочетание ЖИ, одушевленные, отвечают на вопрос Кто? Имя существительное)
– На что показывает буква B? S? (Согласный то мягкий, то твердый.)
– Меняется ли значение слова? (Значение слова меняется)

Чтение 2 столбика

Чтение про себя, чтение 1 учеником.

– Какой частью речи являются эти слова?
– Что нужно поставить к слову, чтобы определить часть речи? (Постановка вопроса)
– Что можно определить у глаголов? (Время, род, число.)
– Что общего в этих словах? (Прошедшее время)

Чтение 3 столбика

Чтение про себя, хором

– В том слове, где ударение падает на 1 слог, определите род.(Это невозможно, т.к. мн.ч.)
– В том слове, где ударение падает на 2 слог, определите часть речи. (Определение части речи: прилагательное.)
– Какое задание можно выполнить со словами 4 столбика? (Вставить пропущенные слоги.)
– Что нужно помнить, чтобы правильно написать эти слова? (ЖИ пиши с И, т.к. Ж – всегда твердая)

III. Первичная проверка

Задачи этапа: проверка умения применять новые знания при решении практических задач.

Физминутка Слайд 10

– Сейчас мы пойдем по зимнему снегу, где настоящих снежинок видимо – невидимо. Нам понадобится предмет, чтобы не провалиться в снег.

Они по снегу быстро мчаться
И провалиться не боятся. (Лыжи)

– Проходя, мы будем делать остановку около предметов, в которых есть сочетание ЖИ.

Медвежата, ежик, дятел, березка, кедр, снежинки, осинка, лиса, подснежник, моржи.

Слайд 11

– Проходит Машенька мимо озера «Снежное». Вокруг озера летали снежинки. А вы можете быть снежинками? Когда это возможно? (Высказывают свое мнение)
– Вставьте пропущенный слог с слове снежинки. С какой буквой пишется буква ж? (ЖИ пиши с И)
– Какие многозначные слова мы видим на рисунке? (Называют многозначные слова.)
– В каких случаях человека называют моржом?
– Вставьте пропущенный слог. (Буква И)
– С какой буквой будем писать сочетание ЖИ? (ЖИ пиши с И)

– Идет, идет Машенька дальше по зимнему лесу и видит домик. Хотите узнать кто в нем живет?
– Значит правильно выбрала Машенька тропинку ЖИ? Какие знания ей помогли, чтобы дойти до деревни Словоград?
– Давайте узнаем, кто жил в домике. Прочитаем. Какую букву пропустил автор? Вставить букву в слове Ж_ЛИ.
– Как еще начинаются сказки?
– Рассмотрите картинку.

Игра «Доскажи словечко»

Из муки он был печён,
На сметане был мешён.
На окошке он студился,
По дорожке он … (катился).

Был он весел, был он смел
И в пути он песню … (пел),

Съесть хотел его Зайчишка,
Серый волк и бурый … (Мишка).

А когда малыш в лесу
Встретил рыжую … (Лису),

От неё уйти не смог.
Что за сказка? «…!»

– Назовите героев сказки. Давайте расположим героев сказки. З М Л
– Впишите в кружки первые буквы имен героев сказки.
– Кто главный герой сказки?
– Прочитаем песню, которую исполнял главный герой
– В этой песенке встречаются устаревшие слова. (Объясняют значение слов: амбар, сусек)
– Кто хотел бы побывать в роли главного героя?

Инсценирование песни

IV. Итоговая рефлексия

Задачи:

  • Диагностика понимания и усвоения новой единицы содержания.
  • Организация рефлексии собственных действий, их оценивание.

– Какую учебную задачу вы решали?
– В какой ситуации будете применять новые знания?
– Какое у вас настроение?

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Если спросить, что может быть мягким, наверное, каждый сразу скажет: хлеб, диван, шарф, подушка. А камень, лёд, дерево – твёрдым. Да, но оказывается, твёрдыми и мягкими могут быть и звуки русской речи, согласные.

Произнесите слова несколько раз по очереди: КОТ – КИТ.

Рис. 1. Кот (Источник)

Рис. 2. Кит (Источник)

Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким. А противоположный звук получил название – твёрдый.

Выполним задание. Нужно разложить овощи в две корзины. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые. Свёкла, репа, баклажан, капуста, лук, помидор, лук, тыква, огурец.

Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе – с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово – НОС.

Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:

ряд – звук – рад – звук

люк – звук – лук – звук

Рис. 3. Лук (Источник)

Рис. 4. Люк (Источник)

мял – звук – мал – звук

За­пись зву­ков

Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи – буквами, но в особых квадратных скобках – в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.

Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки

Большинство согласных звуков образует пары по мягкости – твёрдости:

Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:

Только твердые согласные: , , . Только мягкие согласные: , , .

Выполним задание: укажем парный звук.

Обозначение мягкости на письме

На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее – знак мягкий, для мягких согласных звуков.

Составим памятку, как надо действовать во время письма слов:

Слышу твёрдый согласный звук – пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.

Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком – обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.

Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком – мягкость показываю Ь.

Рис. 5. Твёрдые и мягкие согласные звуки (Источник)

Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми, а мягкость согласных звуков на письме в русском языке обозначается буквами и, е, ё, ю, я и ь.

Список рекомендованной литературы

Дополнительные веб-ресурсы

  1. Гипермаркет знаний (Источник)
  2. Русский язык: краткий теоретический курс. (Источник)
  3. Логозаврия: сайт детских компьютерных игр. (Источник)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *