Мышление его виды

Психологические особенности младшего школьника

Когнитивная сфера младшего школьника

Когнитивная сфера — сфера психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе.

Когнитивные процессы — совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента воздействия стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания.

В младшем школьном возрасте у ребенка возникает множество позитивных изменений и преобразований. Это сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции.

Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это прежде всего выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи.

Вначале преобладает наглядно-действенное мышление (1,2 класс), затем формируется абстрактно-логическое мышление (3,4 класс).

Основным видом памяти у ребенка становится произвольная память, изменяется структура мнемических процессов.

Возраст 7—11 лет по своему психологическому содержанию является переломным в интеллектуальном развитии ребенка. Развивается логическое мышление. Умственные операции ребенка приобретают большую развитость — он уже в состоянии сам формировать различные понятия, в том числе и абстрактные.

В процессе школьного обучения качественно изменяются, перестраиваются все сферы развития ребенка. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно — образного к словесно-логическому мышлению Операции, характерные для младшего школьного возраста, Ж. Пиаже назвал конкретными, поскольку они могут применяться только на конкретном, наглядном материале.

Развитие образного мышления у младших школьников

Развитие образного мышления означает переход человека на более высокий уровень интеллектуального развития по сравнению с тем уровнем, на котором он раньше находился.

Одной из наиболее известных теорий развития мышления человека является теория, разработанная Ж. Пиаже.

Развитее образного мышления может представлять собой процессы двоякого рода. Прежде всего, это естественные процессы возникновения и прогрессивного изменения образного мышления, протекающие в обычных, повседневных условиях жизни. Так же это может быть искусственный процесс, протекающий в условиях специальным образом организованного обучения. Это имеет место тогда, когда в силу тех или иных причин, образное мышление оказывается не сформировано на должном уровне.

Если ребенок отстает от своих сверстников по уровню развития образного мышления, необходимо специально развивать его.

Существуют различные типы развивающего обучения. Одна из систем обучения разработанная Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым, дает значительный развивающий эффект. В начальной школе дети получают знания, в которых отражаются закономерные отношения объектов и явлений; умения самостоятельно добывать такие знания и использовать их при решении разнообразных конкретных задач; навыки, проявляющиеся в широком переносе освоенного действия в разные практические ситуации. В результате наглядно -образное мышление и ,следовательно, словесно-логическое мышление в своих начальных формах складываются на год раньше, чем при обучении по традиционным программам.

Специальные исследования Г.И. Минской показали, что опыт, накопленный ребёнком при решении наглядно-действенных задач (сформированность механизмов ориентировки в условиях задачи и активизация речевых форм общения), может оказывать решающее влияние на переход к наглядно-образному и словесному мышлению. Иначе говоря, для развития мышления ребёнка важны организация внимания, сформированность речи и т.п.

Известный психолог Ж. Пиаже выделяет четыре стадии в развитии интеллекта ребёнка. На стадии сенсомоторного, или практического мышления (от рождения до 2-х лет) ребёнок познаёт окружающий мир в результате своих действий, движений, манипуляций с объектами (наглядно-действенное мышление). С появлением речи начинается стадия дооперационного мышления (продолжающаяся от 2 до 7 лет), в течение которой развивается речь, формируется способность умственно (внутренне) представлять себе внешние предметные действия (наглядно-образное и словесно-логическое мышление).

Наибольший интерес для нас представляет стадия дооперационного мышления, а именно наглядно-образное мышление.

Один из важных признаков развития наглядно-образного мышления состоит в том, насколько новый образ отличается от исходных данных, на основе которых он построен.

Степень различия между формируемым новым образом и исходными образами, отражающими условия задачи, характеризует глубину и радикальность мысленных преобразований этих исходных образов.

Развитие образного отражения действительности у младших школьников идёт в основном по двум основным линиям: а) совершенствования и усложнения структуры отдельных образов, обеспечивающих обобщённое отражение предметов и явлений; б) формирования системы конкретных представлений о том или ином предмете. Отдельные представления, входящие в эту систему, имеют конкретный характер. Однако, будучи объединены в систему, эти представления позволяют ребёнку осуществлять обобщённое отражение окружающих предметов и явлений.

Основная линия развития наглядно-образного мышления заключается в формировании умения оперировать образами предметов или их частей. В качестве основы такого оперирования выступает умение детей произвольно актуализировать эти образы. Такие умения возникают у детей в ходе усвоения двух тесно взаимосвязанных систем действий. Вначале формируется система анализирующих действий, в процессе которых ребёнка обучают последовательно выделять основные, а затем производные части предмета, то есть обучают идти от общего к частному.

Затем в продуктивной деятельности формируется система воспроизводящих действий, в процессе которых ребёнка обучают воссоздавать вначале основные части предметов, а затем производные. Логика воспроизведения соответствует логике анализа предмета и развёртывается от общего к частному.

В ходе такого обучения у детей развивается способность произвольно актуализировать представление о воспринятом предмете и затем воплощать это представление в конструировании или рисунке.

Существенный момент развития наглядно-образного мышления — формирование у детей определённой техники оперирования образами. Основой такого оперирования является использование детьми особой группы средств мыслительной деятельности, с помощью которых осуществляются различного рода мысленные перемещения предметов в пространстве.

Проведенный нами анализ как отечественных, так и зарубежных исследований показывает, что развитие наглядно-образного мышления — это сложный и длительный процесс. Н.Н. Поддъяков показал, что развитие внутреннего плана у детей дошкольного и младшего школьного возраста проходит следующие этапы:

1-й этап. Ребенок еще не может действовать в уме, но уже способен манипулировать вещами в наглядно-действенном плане, преобразовывать непосредственно воспринимаемую им предметную ситуацию с помощью практических действий. На этом этапе развитие мышления состоят в том, что вначале ситуация дается ребенку наглядно, во всех существенных признаках, а затем часть из них исключается, и акцент ставится на память ребенка. Первоначально развитие интеллекта идет через развитие припоминания ранее виденного ими слышанного, прочувствованного ими сделанного, через перенос однажды найденных решений задачи на новые условия и ситуации.

2-й этап. Здесь в постановку задачи уже включается речь. Сама задача может быть решена ребенком еще только во внешнем плане, путем непосредственного манипулирования материальными объектами или методом проб и ошибок. Допускается некоторая модификация ранее найденного решения при его переносе на новые условия и ситуации. Обнаруженное решение в словесной форме может быть выражено ребенком, поэтому на данном этапе важно добиться от него понимания словесной инструкции, формулировки и объяснения на словах найденного решения.

3-й этап. Задача решается уже в наглядно-образном плане путем манипулирования образами-представлениями объектов. От ребенка требуется осознание способов действий, направленных на решение задачи, их разделение на практические — преобразование предметной ситуации и теоретические — осознание способа произведенного требования.

4-й этап. Это — заключительный этап, на котором задача вслед за найденным ее наглядно-действенное и образным решением воспроизводится и реализуется во внутренне представленному плану. Здесь развитие интеллекта сводится к формированию у ребенка умения самостоятельно вырабатывать решение задачи и сознательно ему следовать. Благодаря такому научению происходит переход от внешнего к внутреннему плану действий.

Итак, основное значение в познании младшими школьниками окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление. Оно дает ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности, становится источником детского творчества.

Чтобы узнать насколько развито наглядно — образное мышление у младших школьников, необходимо провести обследование, то есть продиагностировать, чтобы в случае необходимости, оказать своевременную помощь

Формы мышления в психологии

Формы мыслительного процесса – это ряд правил, условий, схем, которыми руководствуется человек, получая новые знания или обдумывая старые. В целом одна форма является продолжением или дополнением другой. Каждая подразделяется на отдельные виды, среди которых можно выделить наиболее удобные для индивида.

Люди думают по-разному

Мышлением называют познавательную деятельность, с помощью которой человек составляет свое видение мира. Формы мышления – это некоторый состав мыслей, на которые индивид опирается. Среди основных мыслительных форм выделяют понятия, суждения и их конечную деятельность в виде умозаключения. Каждый элемент имеет свои характеристики, особенности и определения.

Обратите внимание! Мышление не является отдельной функцией, способностью человека. Это способ ориентирования индивида в условиях окружающего мира, учитывая его особенности и качества.

Что такое мышление

Понятия мышления имеют схожее значение среди разных источников:

  • В первую очередь, это познавательная деятельность людей, в ходе которой составляется некоторое отражение действительности;
  • Мышление – умственная и практическая деятельность индивида, имеющая ориентировочно-исследовательский характер, т. е. изучение мира с помощью познавания и практических действий;
  • Мышлению также придают значение универсального свойства индивида, способствующего его существованию в условиях окружающей действительности.

Основные виды мышления

Обычно человек имеет смешанное мышление. Однако один из видов зачастую доминирует. Чтобы выбрать, к какому способу мышления относится индивид, нужно иметь краткие представления о видах данного процесса в целом. Характеристика схем мыслительных процессов человека имеет следующее построение.

Рациональное мышление

Формой рационального мышления является та, которая основана на фактах. Люди, у которых преобладает данный вид мыслительных процессов, выражаются: «поверю, когда увижу». Суть данного мышления в том, что оно полагается на доказанный материал, в этом случае реальностью является то, что можно услышать, увидеть и осязать.

Обратите внимание! Рационалисты конкретны, устремлены к исправлению того, что оказалось неправильным.

Рациональный человек благоразумен, он предпочитает осмысливать полученные знания. У него четкая логика мышления, при которой, обнаружив ошибки в восприятии некого элемента, он способен на них указать и изменить мнение об этом без лишних колебаний.

Рациональные люди полагаются на доказанные факты

Логическое мышление

Логическую форму принято относить к философии, наряду с диалектикой и гносеологией. Как способ мышления, логическая форма представляет собой такой мыслительный процесс, при котором индивид опирается на доказательность мысли. Цель логического мышления – обосновать, доказать правильность некого суждения без сомнений и предположений.

Обратите внимание! Логика не изучает конкретную действительность. Она основывается на мыслях индивида об окружающем мире. Логика требует обобщения и умения оперировать установками, формулами, схемами и фактами.

Логика стала неотъемлемой частью информационных технологий, где человек занимается изучением информатики. С помощью логической цепочки переменных, тщательного тестирования программ, проверок баз данных он задает команды на такие операции программирования, которые могут гарантировать правильную эффективную работу, ее безошибочность.

Абстрактное мышление и другие

К абстрактному способу мышления относятся люди, которым присуще познание мира посредством воображения. Абстракционист мыслит намного шире, например, рационалиста. Он на время отвлекается от действительности и направляет силы на то, чтобы чувственно познать предметы или явления, опираясь на свое отношение к ним.

Существует также прагматическая форма, в ходе которой индивид предпочитает пользоваться личным опытом, а также искать легкие пути получения знаний и сведений, причем в быстром темпе. Общение с такими людьми оставляет ощущение, будто прагматики поверхностны и лишены логики. Однако вся хитрость в том, что именно так они видят окружающий их мир.

Идеалистическое мышление проявляется среди тех, у кого повышен интерес ко всему вокруг. Они полагаются на интуитивную или глобальную оценку предметов. Идеалисты стараются сгладить острые углы в полученных понятиях о предметах и явлениях, пренебрегают противоречиями, отдают предпочтение схожести. Они полагаются на чувства, эмоциональность.

Идеалистов можно назвать романтиками

Синтетическое мышление заключается в том, чтобы создавать оригинальные умозаключения, сочетая в них несхожие понятия, идеи. Люди, предрасположенные к данному мышлению, нацелены на то, чтобы создать новую концепцию, которая бы снимала противоречия, приводя мысли к компромиссу, единому целому между отличающимися позициями предметов и явлений.

Творческое мышление – важное направление в научной деятельности. Творческие люди – необязательно художники и музыканты. В сфере науки индивид с преобладанием данного вида мыслительных процессов быстрее других делает открытия, поскольку смелее и с большим энтузиазмом подходит к поиску новых теорий.

Обладая практическим мышлением, индивид сочетает в себе повышенную внимательность, наблюдательность, а также умение концентрироваться на отдельных деталях, абстрагируясь от общей картины предмета или явления.

Формы реализации мыслительных процессов

Основными формами мышления называют следующие три.

Понятийная форма

Понятие – такая форма познания, которая шире представляет действительность, без ограничений. Оно отражает общие свойства объектов, явлений и ситуаций, которые, в свою очередь, имеют определенные характеристики:

  • Существенные, т. е. имеющие неизменные свойства, не способные видоизменяться;
  • Несущественные, т. е. меняющиеся под влиянием дополнительных признаков.

В случае с понятийной формой стоит отметить, что само «понятие» имеет определение как отдельное слово, не включенное в мыслительные процессы. Оно является содержательной частью отдельных объектов, описывающей свойство предмета, которое может быть абстрактным, не конкретным. В пример приводится высказывание о том, что невозможно наглядно вообразить скорость света, но мыслить о такой динамике можно.

Форма суждений

Выражение мыслей в форме суждений характеризуется в виде процесса или уже результата формирования мнения после получения обобщенной информации. Оно отражается в такой реакции индивида, как предположение, утверждение, заявление, критика и т. п. Суждение можно определить и как навык понимания, осознания связей. Определенное содержание суждения образуется по большей части на личном опыте или отношении человека к предмету или явлению. Форма суждений имеет два типа:

  • Формальная форма суждений описывается как факт наличия взаимосвязи без сомнений в их истинности или ложности (трава зеленая, небо голубое).
  • Эмпирическое суждение характеризуется как наблюдение за объектами или явлениями с возможностью проверить их истинность (в чужом огороде трава зеленее).

В процессе суждения человек анализирует полученные знания

Данная форма мышления также классифицируется по следующим видам:

  • Общее суждение (обобщенные положения о предметах и явлениях);
  • Частное суждение (понятие о группе объектов и явлений);
  • Единичное суждение (как личное мнение).

Форма умозаключений

Умозаключение описывают как высший уровень умственной работы. В процессе данной формы мышления индивид анализирует полученные суждения, выводя другие, новые. Делается это посредством следующего мыслительного инструментария:

  • Индукция – имея множество частных суждений, индивид составляет одно общее, иногда ставя некоторые условия на основе изучения предметов и явлений окружающего мира. Иными словами, пользуясь накопленными знаниями, можно составить общую картину о некотором объекте или событии;
  • Дедукция – обратный индукции процесс. Имея общее представление о чем-то, можно вывести ряд детальных суждений, зная законы, правила и условия. Говоря проще, признак, характеризующий группу предметов, характеризует и каждый элемент в отдельности;
  • Аналогия (традукция) – в данном случае происходит процесс сравнения, перенесение некоторого свойства с одного предмета на другой, при условии, что имеются сходства существенных признаков;
  • Предположение – бывает, что индивид обладает неполной информацией, поэтому он предполагает возможные факты, впоследствии подтверждающиеся или опровергающиеся.

Формами мышления в психологии называют структуру мыслей. Получая некоторый объем знаний, человек анализирует их. Обзаведясь своим мнением об изучаемом объекте или явлении, он переходит к процессу умозаключения. В зависимости от количества имеющихся данных, индивид строит новые суждения, пользуясь мыслительным инструментарием, чтобы окончательно оформить представление о полученных знаниях.

Психология определяет мышление как психологический процесс, который напрямую влияет на речь. Дети старшего дошкольного возраста нуждаются в развитии мышления. Они очень любознательны, стремятся к новым знаниям.

Специалисты выделяют три вида мышления у детей дошкольного возраста: наглядно-действенное, логическое и наглядно-образное.

Наглядно-действенное

«Наглядно действенное мышление, это какой возраст?» — интересуются родители. Этот вид мышления используется малышами преимущественно в возрасте до трёх-четырёх лет. Он связан с практической деятельностью.

Мышление развивать необходимо

Младший ребёнок обязательно:

  • посмотрит, как всё устроено;
  • разберёт и попытается собрать игрушку;
  • откроет и закроет детский ящик;
  • бросит и поднимет какую-то вещь.

К сведению. Мышление ребенка этого возраста развивается с помощью этих действий и постепенно переходит на новый уровень.

Малыши любят все разбирать

Наглядно-образное

Наглядно образное мышление у детей дошкольного возраста осваивается после четырёх лет и является преимущественным примерно до семи лет. Дошкольник по-прежнему мыслит во взаимосвязи с практическими действиями, но уже периодически начинает отходить от этой связи. Уже нет обязательной потребности потрогать руками новый предмет. Не требуется постоянной практики в отработке каких-то действий, но ещё сохраняется потребность наглядно представлять или видеть объект, в отношении которого осуществляется действие.

Основной период, когда этот вид мышления становится активным, это возраст пяти-шести лет. Ребенок начинает анализировать свои действия, давать им объяснения, становится способным видеть взаимосвязи. Ему уже не нужно видеть предыдущий объект, чтобы выполнить действие.

К сведению. Он способен сопоставить имеющиеся у него знания и практические навыки, провести параллель и выполнить действие с новым объектом. Каждый последующий год эти навыки у ребенка будут совершенствоваться, он будет больше и больше следовать логике.

Логика важная часть развития

Ведущий вид мышления

Старший дошкольный возраст это период 5-6 лет. Уникальное время для малыша, который впитывает информацию, как губка. Ведущий вид мышления детей старшего дошкольного возраста – наглядно-образный, но уже начинает формироваться и логическое. Малыш становится способным работать с несложными схемами и таблицами, делать выводы, находить общее между предметами, может выбрать правильные ответы в сложных заданиях.

Дошкольник всё больше начинает мыслить, представляя объекты, ему уже не обязательно постоянно видеть то, что является предметом его размышлений. Мышление становится более гибким, пропадает рамка, которая раньше как будто препятствовала развитию. Появляются предпосылки объяснить то или иное явление, определить закономерности процесса.

Важно понимать. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) могут иметь более низкий интеллект по сравнению со сверстниками, поэтому от педагога и, в первую очередь, от родителей требуется приложение больших усилий в развитии мышления малыша.

Любое нарушение в развитии, которое замечают родители, не должно остаться без внимания специалиста, который в результате обследования может указать на отсталость в развитии. Таким детям необходимы дополнительные занятия (ИЗО, ритмика, соленое тесто, конструирование), которые будут являться хорошим стимулом для развития.

Основные мыслительные операции и их развитие

Мыслительные операции это составные части мышления, представляющие собой умственный вид действия. С помощью них человек способен решать мыслительные задачи, стоящие перед ним. Выделяют следующие основные мыслительные операции: синтез и анализ, обобщение и абстрагирование, конкретизация:

  • Суть синтеза заключается в объединении свойств одного или нескольких объектов в одно целое, получение целостного представления из имеющихся знаний о предмете или явлении. Например, воспроизведение сюжета книги или фильма по отдельным главам, частям, эпизодам. Синтез может осуществляться при непосредственном наблюдении за объектами, а может и с помощью только их представлений. Выделяют два вида синтеза: объединение свойств, признаков окружающего мира и объединение составных частей целого объекта. Стоит обратить внимание, что синтез является мыслительной операцией, неразрывно связанной с анализом.
  • Анализ же является операцией, прямо противоположной синтезу, и представляет собой мысленное разделение объекта на его составные части или мысленное выделение у объекта, явления его свойств и черт. У анализа, как и у синтеза, может быть наглядная форма, а может быть форма и без непосредственного наблюдения. Ребенок начинает осуществлять синтез и анализ в первое время только в ходе практической деятельности, пока его увлекает детская игра. Он один разбирает и собирает пирамидку, которая представляет собой систему, состоящую из стержня и колец, собирает башню из кубиков и другое. Со временем эти две взаимосвязанные мыслительные операции из практической области переходят в умственную, которая начинает преобладать.
  • Абстрагирование заключается в выделении одного наиболее важного свойства объекта в конкретной ситуации и отдалении как бы на второй план других свойств. Например, можно отбросить все свойства древесины и выделить только одно – любая древесина, в независимости от породы дерева, не проводит электрический ток.

ИЗО стимулирует развитие

  • Обобщение представляет собой мыслительную операцию, в ходе которой объекты объединяются в одну группу по какому-то одному или нескольким признакам. Важно понимать, что обобщение напрямую связано с абстрагированием, потому что невозможно объединить объекты по определённым признакам, не отодвигая на второй план другие характерные черты. Например, можно обобщить в одну группу всех всеядных животных. Это значит, что придётся абстрагироваться от других характеристик, таких как размер, место обитания, принадлежность к виду и другое, а рассматривать только тип питания. В теоретическом плане обобщение представляет собой формулирование заключения, вывода, подведение итогов. Например, когда студент пишет курсовой проект или проводит исследовательскую работу.
  • Конкретизация это операция, к которой часто прибегают учителя, чтобы привести своим ученикам конкретный пример. Является представлением единичного понятия, имеющего отношение к какому-то явлению, объекту или ситуации. Например, учитель рассказывает про сумчатых животных и их особенности, а приводит в пример (конкретизирует) кенгуру.

Дети на протяжении периода своего взросления осваивают новые виды мышления и совершенствуют уже имеющиеся. Педагог и родитель должны направить малыша, помочь ему совершенствоваться, определить правильный, верный вектор для развития.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Мышление

Мышление является высшим психическим процессом в человеческом сознании. Эта способность во многом определяет успешность человека в жизни, ведь от неё зависит умение решать повседневные задачи, добиваться поставленной цели.

Под мышлением в психологии понимают процесс моделирования реальности с помощью аксиоматических положений, лежащий в основе познавательной деятельности человека. Мышление является обобщённым и опосредованным способом отражения действительности.

Многие учёные и философы разных эпох делали упор на то, что мыслительные процессы являются отличительной чертой человеческого сознания и являются самой сущностью человека. «Я мыслю, следовательно, существую», — утверждал Декарт. Паскаль говорил, что человек – это «мыслящий тростник».

Результатом мышления является мысль – понятие, идея, смысл. Мыслительные процессы противопоставляются низшим формам познания реальности, свойственным и животным – ощущению и восприятию.

То, что мышление является содержанием и сущностью человеческой деятельности, можно понять по тому факту, что оно окружает нас буквально повсюду. Мышление лежит в основе всей человеческой науки, искусства, политики, религии. Так, многие человеческие постройки обладают не только утилитарным назначением, но и символическим: определённое значение имеют архитектура здания, его расположение, характер подсветки, даже материалы, из которых оно было построено.

Мышление имеет одну отличительную особенность по сравнению с другими формами познания. С его помощью можно получить такую информацию о предмете, которая не может быть воспринята непосредственно. Это достигается с помощью таких мыслительных процессов, как дедукция и аналогия.

Виды мышления в психологии

Выделяется несколько видов мышления в психологии.

Все они представляют собой как бы различные уровни представления действительности, разные уровни абстрагирования:

  • Наглядно-действенное мышление. Это первичный уровень осмысления действительности. В данном случае мыслительные процессы ещё не отделяются от действий. Человек как бы «мыслит руками». Такое мышление является преобладающим у детей до трёхлетнего возраста. Так, ребёнок сравнивает предметы, прикладывая их друг к другу; синтезирует и анализирует, строя из кубиков «домик» и ломая игрушки; обобщает и классифицирует, раскладывая кубики по цвету, форме и размеру. У взрослых такое мышление не исчезает, а лишь отходит на второй план; оно задействуется в тех случаях, когда точно предсказать события не представляется возможным: при освоении малознакомой техники, перестановке мебели и т. д.
  • Наглядно-образное мышление. Это более высокий уровень осмысления действительности. Здесь уже мыслительные процессы опережают действия, а не наоборот, как было в предыдущем случае. Чтобы представить предмет и охарактеризовать его свойства, человеку уже не нужно трогать его руками. Такое мышление преобладает у ребёнка от четырёх до семи лет. У взрослых же оно проявляется, когда они, к примеру, планируют ремонт квартиры: человек уже заранее может представить, как будет выглядеть комната, какого цвета будут обои и потолок и т. д.
  • Словесно-логическое мышление. Это полностью абстрактные мыслительные процессы, оперирующие понятиями, логическими конструкциями; такие конструкции иногда могут вообще не иметь наглядного образа – таковы, скажем, понятия вроде «честность», «стоимость» и др. С помощью такого мышления человек определяет общие закономерности разнообразных явлений природы, обобщает наглядный материал. Понятно, что такое мышление не может быть доступно маленькому ребёнку, поскольку в раннем возрасте у человека ещё не накопилось достаточного количества образного материала.

Функции и процессы мышления

Любая разновидность мышления реализует определённый набор процессов, которые обеспечивают познание окружающего мира:

  • Сравнение – сопоставление предметов и явлений, выделение у них сходств и различий;
  • Анализ – разделение предмета или явления на составляющие;
  • Синтез – обратный анализу процесс, при котором из отдельных элементов восстанавливается целое с помощью установления связей и отношений;
  • Абстракция – выделение одного отличительного свойства предмета при игнорировании всех остальных, менее значимых;
  • Обобщение – отбрасывание единичных признаков для сохранения и осмысления общих, установление существенных связей.

При этом маленькому ребёнку необходимо производить указанные действия буквально: разбирать, складывать предметы, раскладывать их по определённым признакам. Взрослому человеку достаточно мысленно представить все эти действия.

По своим функциям разновидности мышления в психологии разделяются на репродуктивное, продуктивное и творческое. Первый вид – повторение усвоенных правил по заданному алгоритму; таким образом, например, решаются типовые задачи в учебниках. Здесь мыслительные процессы направлены не на получение нового знания, а на закрепление имеющегося материала. Вторая разновидность – продуктивное мышление, при котором человек выходит за рамки имеющихся знаний и получает некие новые сведения; при этом новыми они являются только для данного индивида, но не для человечества. Если же полученная таким способом информация является новой и для человечества, то здесь задействована третья разновидность – творческое мышление. Мыслительные процессы в данном случае приобретают особую сложность и структуру.

Наглядно-образное мышление подчиняется единому алгоритму. Сначала человек приводит одно суждение, потом добавляет к нему другое, и на их основе делает третье суждение – умозаключение. Оно и является целью мыслительных процессов.

Типы мышления

Психологи выделяют также различные типы мышления. Обычно каждый тип разделяет людей на две категории:

  • Логическое – этическое. Представители первого типа рассуждают с точки зрения закономерностей, правил, логических связей. Люди из второго типа мыслят на основе чувств, переживаний, настроения. Для первых общение — это обмен информацией, а для вторых – обмен энергией, эмоциями.
  • Сенсорное – интуитивное. Первый тип предполагает конкретное и практическое мышление, его представители хорошо подмечают детали; они рассуждают с точки зрения текущих событий, разбираются в наличной ситуации. Второй тип – это глобальное, философское мышление, при этом оно теоретическое и оторванное от наличной ситуации.
  • Решительное – рассудительное. Люди первого типа быстро принимают решения, могут действовать в напряжённой обстановке; они часто ошибаются, но быстро исправляют ситуацию и учатся на своих ошибках. Люди второго типа решения принимают долго, они привыкли действовать в спокойной и комфортной обстановке, избегают ненужных действий.
  • Шизотимическое – циклотимическое. Шизотимикам присущи тонкость чувств, эгоизм, властность, желание быть лучше других. В обычной жизни они проявляют некоторые признаки шизофрении. Циклотимики склонны к маниакально-депрессивному синдрому, они безответственны, беспечны, веселы и общительны.
  • «Чейнжер» — «раннер». Люди первого типа ориентированы на различные действия, каждый раз они занимаются чем-то новым. А вот «раннеры» предпочитают заниматься чем-то одним, пока не доведут дело до конца, они консервативны в быту, тщательно выбирают друзей, общение, увлечения, покупки. Такие люди плохо приспосабливаются к внезапным изменениям.
  • Интроверты – экстраверты. Такое разделение общеизвестно: мысли первых направлены преимущественно на свой внутренний мир, а мысли вторых – на мир внешний. Первые чувствительны, замкнуты и рассудительны, а вторые активны, общительны и открыты.
  • Интерналы – экстерналы. Люди первого типа считают, что всё, что с ними происходит, зависит только от их личных качеств. Во всех невзгодах они винят только себя, а удачам радуются как своим достижениям. Люди второго типа уверены, что всё вокруг происходит по вине внешних обстоятельств: действий других людей, случайности, «судьбы» и т. д.
  • Позитивизм – негативизм. Люди первого типа видят в ситуации прежде всего те качества, которые в ней есть. Они рассуждают утвердительными конструкциями: «Какая сейчас погода? — Хорошая, на улице тепло». Негативисты замечают в тех же ситуациях сначала качества, которые в них отсутствуют, и рассуждают отрицательными конструкциями: «Какая сейчас погода? – Неплохая, на улице не холодно».

В каждом из указанных типов мыслительная активность имеет свою специфику. От этого зависит, в частности, умение делать истинные и ложные умозаключения. Однако слишком выраженные представители какой-либо стороны склонны постоянно делать логические ошибки. Таковы, скажем, экстерналы и интерналы. Они часто не могут объективно оценить ситуацию и руководствуются простейшими изначальными установками: «Это произошло из-за меня» или «Это произошло из-за других», когда на самом деле ситуация произошла в силу стечения многих обстоятельств. И в ней есть как часть вины самого человека, так и часть вины окружающей обстановки.

Поскольку речь зашла о логических ошибках, стоит рассмотреть такую разновидность мышления, которая изначально является ошибочной. Это так называемое предикативное мышление, которое психологи противопоставляют логическому. Предикатив, или сказуемое, — это то, что говорится о предмете, его качество или действие, актуальное в момент высказывания. «Предикативизм» — такой тип рассудка, когда человек отождествляет разнородные предметы по причине одинакового предикатива.

Пример: «Мусульмане не едят свинину. Вася не ест свинину. Следовательно, Вася – мусульманин». Ошибка в рассуждении очевидна. Правильное рассуждение в данном случае было бы таким: «Мусульмане не едят свинину. Ахмет – мусульманин. Следовательно, Ахмет не ест свинину». Предикатив не является существенным признаком предмета, он актуален лишь на момент высказывания; поэтому один и тот же предикатив может прикладываться к множеству не связанных между собой предметов. Не едят свинину не только мусульмане, но и вегетарианцы (они вообще отказываются от мяса), бедняки (у них просто нет денег на свинину), стеклянные бутылки (это неодушевлённые предметы, они не могут питаться) и др.

Несмотря на свою изначальную ошибочность, предикативное мышление свойственно очень многим людям. Это именно тот иррациональный тип рассудка, на котором основаны политическая идеология и пропаганда, религия, реклама и маркетинг. Примеры «предикативизма» легко можно встретить в рекламных слоганах: «Все успешные люди пользуются шампунем этой марки!» — предполагается реакция потребителя: «Я пользуюсь шампунем этой марки, следовательно, я успешный человек». Такой потребитель будет и дальше пользоваться шампунем этой марки, чтобы сохранить статус «успешного человека». «Предикативными людьми», таким образом, очень легко управлять, они внушаемы, их можно легко обмануть.

Именно такой, предикативный тип рассудка стал причиной средневековой «охоты на ведьм», когда колдуны и ведьмы отыскивались по внешним признакам: рыжий цвет волос, особая одежда, голос и т. д. (всё это – признаки, несущественные для предмета со статусом «ведьма»). Он же порождал националистические, расистские теории, религиозную нетерпимость, столкновения разных молодёжных субкультур. В наше время предикативный рассудок заправляет так называемым потребительским обществом. Все хотят быть похожими на успешных людей, «крутых», богатых и знаменитых, при этом похожими чисто внешне. «Типичный потребитель» не понимает, что Павел Дуров успешен не потому, что он имеет много денег, а потому, что он талантливый программист, разработчик нескольких крупных проектов (и лишь поэтому имеет много денег). Предикативный рассудок порождает такое явление, как зависть, при этом человек сам не понимает, чему именно он завидует.

логическое мышление и его формы

-112233

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.

В структуре мышления можно выделить следующие логические операции:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • абстрагирование;
  • обобщение.

Сравнение — мыслительная операции, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация, которая выступает как первичная форма теоретического познания.

Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

Синтез — операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому познанию действительности.

Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Эти выделенные характеристики как самостоятельные предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует более тщательному их изучению. Результатом абстрагирования выступает формирование понятий.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Формы логического мышления

Основными формами логического мышления являются:

  • понятия;
  • суждения;
  • умозаключения.

Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть конкретными и абстрактными.

Суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения илиотрицания. Суждения могут быть истинными или ложными.

Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

Различаются умозаключения:

  • индуктивные;
  • дедуктивные;
  • по аналогии.

Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства.

Хотя мышление осуществляется на основе логических операций, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления очень часто вмешиваются, изменяя его, эмоции. Эмоции подчиняют мысль чувству, заставляя подбирать доводы, говорящие в пользу желаемого решения.

Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придаст мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает психология, без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков.

Логические формы мышления

Процесс мышление является предметом изучения двух наук – логики и психологии. Логика изучает логические формы мышления – понятия, суждения и умозаключения. Психология изучает процесс мышления индивида: как и почему возникает и развивается та или иная мысль. Иными словами, логика изучает мышление со стороны результата, а психология – со стороны процесса, таким образом взаимодополняя друг друга.

► Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Например: «прямая линия – кратчайшее расстояние между двумя точками»; «дом – жилье человека» и т.п. Понятия относятся не к отдельным предметам или явлениям, а к группе, классу сходных предметов или явлений, так как служат обобщенным отражением действительности.

► Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждения бывают истинные и ложные; общие, частные и единичные. Общие суждения касаются всех предметов и явлений, объединяемых понятием (например: «Все студенты добросовестно готовятся к практическим занятиям»). Частное суждение распространяется только на часть предметов и явлений, относящихся к конкретному понятию («Некоторые студенты – спортсмены»). Единичное суждение касается индивидуального понятия («Пушкин – великий поэт»). Суждения раскрывают содержание понятий: если человек высказывает суждение, он должен знать содержание понятий, входящих в состав суждения.

► Умозаключение – это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких исходных суждений (посылка) мы получаем другое суждение, т.е. вывод (заключение), извлекая его из содержания исходных суждений.

Человеку присущи два основных вида умозаключений: индуктивные и дедуктивные. Индуктивное умозаключение (от лат. inductio – наведение) – это умозаключение от частных случаев, примеров, суждений к общему положению, суждению. Дедуктивное умозаключение (от лат. deductio – выведение) – это умозаключение от общего положения к частному случаю, факту, примеру. Дедуктивное умозаключение дает человеку знание о конкретных свойствах и качествах отдельного предмета на основе знания общих законов и правил. Например: «Все металлы расширяются при нагревании. Этот предмет металлический, значит, если его нагреть, он увеличится в размерах».

Разновидностью дедуктивного умозаключения является силлогизм – логическая форма мышления, когда из двух посылок (общей и частной) выводится новое суждение. Силлогизм и все остальные логические формы дедукции и индукции совершенно необходимы для нормального протекания мыслительной деятельности. Благодаря им всякое мышление становится доказательным, убедительным, непротиворечивым и, следовательно, правильно отражающим объективную действительность.

Существует также умозаключение по аналогии, когда знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам объект. Таким образом, аналогия (греч. analogia – соответствие, сходство) – это логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к частному. Умозаключение по аналогии – один из источников научных гипотез.

Индивидуальные особенности мышления

Так же как и все другие психические процессы, мыслительная деятельность людей характеризуется значительными индивидуальными различиями. Наиболее существенные из них – самостоятельность, широта и глубина ума, гибкость мысли, быстрота, критичность ума.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить нужные решения и ответы, не прибегая к частой помощи других людей.

Широта ума выражается в познавательной деятельности человека, охватывающей различные области деятельности; в широком кругозоре, разносторонних интересах, любознательности. Широкая познавательная деятельность как качество мышления основывается на всесторонних и глубоких знаниях.

Глубина ума выражается в умении проникнуть в сущность сложнейших вопросов, увидеть проблему там, где у других людей вопросов не возникает. Глубокому уму свойственна потребность понять причины возникновения явлений и событий, умение предвидеть их дальнейшее развитие.

Гибкость ума выражается в свободе мысли от сковывающего влияния закрепленных в прошлом опыте приемов и способов решения задач, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки.

Быстрота ума – это способность человека быстро разобраться в сложной ситуации и принять правильное решение. Быстрота мышления зависит от знаний, степени развития мыслительных навыков. Она связана с индивидуальным темпом психической деятельности, в основе которого лежит подвижность нервных процессов. От быстроты ума следует отличать его торопливость: торопливый человек характеризуется отсутствием привычки к длительной и упорной работе.

Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания как абсолютно верные, непогрешимые и исчерпывающие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *