Надо ли переучивать левшу?

Консультация «Переучивать или не переучивать ребенка, если он левша»

ксения понкратова
Консультация «Переучивать или не переучивать ребенка, если он левша»

Переучивать или не переучивать ребенка, если он левша?

Психологические и физиологические особенности удивительных детей

Добрый день друзья. Хочу поделиться своим опытом, но с начало небольшое лирическое отступление.

Когда моя маленькая дочь начала подрастать я четко решила, что не буду ей совать ничего специально в правую руку, пусть определится сама, какой рукой ей удобней брать что – либо. И вот началось… С начало это были метания, то в левую возьмет, то в правую, но все же больше в левую (мой муж левша и дед тоже). Ага, думаю, ну вот постепенно определяемся.Но вот мы пришли в детский сад и воспитательница нам говорит: «А вы знаете, что Ваш ребенок левша?- да, знаю, ответила Я. «Я вам советую ее переучить, я своего сына переучила, а левшой быть неудобно, вы что!»

Я, конечно, все послушала, но когда мы пришли домой,я дала дочери в руку кисть и спросила : «Дочь, а тебе какой ручкой удобно рисовать, этой или этой?». Ребенок просто взял кисть в левую руку, и это было окончательное решение!

Право — леворукость у ребенка уже можно определить в 5-6 месяцев, окончательно же функция руки определяется к 4 годам. Ребенок 2-3 лет может брать предметы попеременно, то левой то правой рукой, это значит, что он еще не определился и родителям нужно просто немного подождать.

Родители 4-5 летнего ребенка уже должны точно знать кто их ребенок, левша или правша. Именно в этот период начинается развитие мелкой моторики руки, и начинается подготовка к школе. Если развивать не ведущую руку, ребенок будет быстро уставать, у него начнется отвращение к письму, он начнет плакать и капризничать.

Нельзя переучивать левшу!

Еще лет …дцать назад всех левшей поголовно в школах переучивали, находились люди, которые считали левшу чуть ли не уродцем.

Переучивание ребенка левши может стать причиной не только невроза, но и школьной неуспеваемости, в отдельных случаях нарушение зрительно – пространственных способностей, а также ориентированию в пространстве.

У переученных левшейвозможны различные неврологические проявления: нарушение сна, аппетита, раздражительность, перепады настроения, укачивание в транспорте.

Мозг знает, что делает.

Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать его биологическую природу, заставив его писать правой рукой мы не можем изменить его ведущее полушарие.

Наш мозг состоит из двух полушарий: левое управляет правой стороной тела, а правое соответственно левой. Если более активно левое полушарие, то ребенок становиться правшой, если правое, то левшой.

Левое полушарие отвечает за логическое и мышление, чтение, письмо, речь. У правшей оно — доминирующее. Левое полушарие у правшей управляет правой рукой и ногой. Правое — левой рукой и ногой. У левшей же — все наоборот. Если у правшей при осознанных, волевых действий нервные импульсы поступают к ведущей руке напрямую из левого полушария, у левшей эти сигналы должны пройти через мост между полушариями — так называемое мозолистое тело. Отсюда речевые задержки и трудности с письмом, которые чаще диагностируются именно у левшей. Для компенсации этого недостатка левши развивают центры речи в правом полушарии.В итоге это оборачивается преимуществом: левши получают прямой словесный доступ к образной информации, которой оперирует именно правое полушарие. Возможно, поэтому до них лучше доходят шутки они более остроумны.

Большие проблемы для маленьких

Никаких трудностей по развитию речи у моего ребенка не было, как пишут многие статьи в интернете. Это не правда, что дети левши трудно-обучаемы и у них проблемы с речью, и они частые гости логопеда. Возможно, есть, но это малый процент. Трудности у меня с дочерью начались, когда мы стали учиться читать. А зачитала она у меня к сведенью, в 3.5 года. Так вот

1. Весь мир устроен «справа», поэтому леворукому ребенку пока он освоится приходится не сладко. …Начиная с дверных ручек и заканчивая дорожным движением все рассчитано на «Большинство». Очень важно мамам набраться терпению особенно когда мы учим наших деток переходить дорогу.Моя дочь однажды чуть не попала под машину прямо во дворе дома и когда я стала ей говорить :»Почему ты не посмотрела по сторонам!- она плакала и говорила : «Я смотрела!»…И она действительно посмотрела, но не налево, как смотрят все правши, а направо-потому, что она левша! Родители, учтите это, обучая вашего ребенка ПДД. Проговорите с ним это несколько раз и пройдите через дорогу, показывая на своем примере, куда с начало надо посмотреть. Эту привычку у левши нужно выработать до автоматизма.

2. Леворукий малыш пытается читать справа налево.

Когда мы с дочкой выучили весь алфавит, и настала пора перейти к слогам, начались трудности. Моя дочь хорошо знала буквы и хорошо складывала их в слоги, но вместо МА, было АМ! Я что только не делала….и объясняла и говорила и каюсь,срывалась на крик: «Ну что тут не понятного!». Потом сама себя ругала… А потом выход нашелся сам собой. Я просто стала ставить точки над первой буквой слога, с которого надо было начинать читать, и процесс пошел. Моя доченька начала читать

3. Еще одна проблема меленького левши – это ориентирование по часам со стрелками, ему труднее чем правше запомнить направление хода стрелок. Моя дочь научилась с начало время определять по электронным часам и только потом по стрелочным часикам.

4. Многое детям левшам приходится постигать самому. Например правши учатся на примере своих родителей как чистить картошку, шить и т. д. С левшой этот номер не проходит, сами понимаете почему…Ребенок не понимает, как сделать тоже самое, но только левой рукой.

Но не стоит расстраиваться, просто ребенок левша воспринимает мир по-другому, по-своему.

Запомните главное: левшу ни в коем случае нельзя переучивать, это как переучивать его ходить не на ногах а на руках. А вот развивать руку надо.

Упражнения для развития руки:

— предлагайте собирать пазлы левой рукой

— левой рукой завязывать и развязывать узелки

-закручивать или раскручивать мелкие детали

-собирать лего

-лучшее упражнение это крутить карандаш в руке.

Сейчас часто попадаются переученные левши уже взрослые люди.

Я сама правша и вожу автомобиль уже 10 лет. И вот как-то общаясь с друзьями-водителями услышала такую историю. В ДТП попал водитель, переученный левша. Когда на дороге в туманную ночь появилась помеха, правша бы по инстинкту ушел от лобового столкновения вправо, он бы сделал это неосознанно и скатился бы в кювет. Но на дороге был переученный левша. Его учили быть правшой, но в экстремальной ситуации у него сработал инстинкт левой руки, она по природе своей у него ведущая и он резко вывернул руль влево, чем спровоцировал ДТП. Ведь движение в нашей стране правостороннее и все построено на этом. Вот и думайте товарищи родители, стоит ли переучивать маленького левшу на правшу.

[

Ребёнок-левша: Стоит-ли переучивать

Вы обнаружили, что у вас ребенок леворукий, и сразу же призадумались, а не переучить-ли его…?

Каждый человек – это целый мир с уникальными особенностями и отличиями.
Не существует таких параметров, которым он непременно должен соответствовать.
Твой ребенок отличается от других тем, что он левша?
Стоит-ли пытаться сделать его таким, как все?
Попытка «переучить» ребенка использовать левую руку при письме, еде и т. д. не может не казаться странной… Если у крохи будут, например: карие глаза, рыжий цвет волос, курносый нос, большие уши… — станешь-ли ты пытаться изменить его внешность?
Во всех советских школах дети должны были писать исключительно правой рукой, и других вариантов у них не было.
Некоторые учителя рекомендовали родителям привязать левую ручку ребенка к телу, чтобы он не мог ею воспользоваться. Но не кажется-ли тебе, что на самом деле это невероятное кощунство, физическое и моральное издевательство над ребенком?
Детские, да и не только детские, психологи едины в своем мнении, что переучивать ребенка не только не стоит, но даже опасно, так как это может повлиять на его психическое развитие и на всю его дальнейшую жизнь.

Почему мы разные

Известно, что человеческий мозг, состоящий из двух полушарий, является Центром Управления нашим телом. При этом работает перекрёстно, т. е. левое полушарие ответственно за правую половину тела, а правое, соответственно, отвечает за левую половину тела. В зависимости от того, насколько развиты полушария, мы можем воспринимать информацию по-разному.

Человеческий мозг состоит из левого и правого полушарий, каждое из которых содержит различные центры жизнедеятельности, например, левое полушарие «отвечает» за абстрактное мышление и речь, правое – за образное мышление, художественное и музыкальное творчество. Доминирующее левое полушарие приносит ощущение счастья и наслаждения, правое – страха и печали. Любое относительное доминирование одного из полушарий обуславливает психологические особенности человеческой личности.

Физиологическая природа «леворукости» и «праворукости» связана с перекрестом нервных путей, которые идут к полушариям мозга от конечностей. Соответственно доминирование левого полушария проявляется ведущей правой рукой, правого – левой. У третьей группы людей отмечается отсутствие доминирования. Толчком, когда одно из полушарий превращается в левое, является первое осознание крохой самого себя и начало овладения речью. Поэтому видимые различия между «левшами» и «правшами» начинают проявляться в 3 года.
«Правополушарные» — «левши» существенно отличаются от своих сверстников. Обычно это достаточно эмоциональные и художественно одаренные детки с затянувшимся упрямством. Они намного лучше лепят и рисуют, обладают большими музыкальными способностями. В то же время им свойственна некоторая задержка речи и сложности в произношении некоторых звуков. Такие дети непосредственны, доверчивы, капризны и плаксивы. Они подвержены сиюминутным настроениям и настойчивы в осуществлении желаний.
Левши с трудом осваивают чтение и письмо, которые в первом классе могут стать для них настоящим камнем преткновения. Непросто приходится левшам и в повседневной жизни. Ведь большинство предметов нашего быта приспособлено «под правую руку» (замки, дверные ручки, музыкальные инструменты, отвертки и др.), что требует дополнительной адаптации…

Люди, у которых левое полушарие более активно, способны мыслить логически, владеют аналитическими способностями, отлично запоминают стихи, склонны к изучению иностранных языков и решению арифметических задач.

А вот представители рода людского с развитым правым полушарием, которые отчасти и являются левшами, гораздо лучше реагируют на стрессы: они не теряются в сложной обстановке, могут оперативно оценивать ситуацию и принимать верные решения. Кроме того, они отличаются развитой интуицией, образным мышлением и творческими способностями. Неплохо, не так ли?

Кстати, знаешь ли ты, что среди людей искусства, а также общественных и политических деятелей есть довольно много левшей: Гай Юлий Цезарь, королева Виктория, Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо, Никколо Паганини, Людвиг Ван Бетховен, Аристотель… Этот список можно продолжать бесконечно. Мы рекомендуем тебе не забывать о нем, если вдруг тебе придет на ум переучить своего ребенка-левшу.

Переучивание опасно(!)

Принудительное переучивание леворуких детей, как правило, приводит к нежелательным последствиям. Ребенок становится раздражительным, капризным, плохо ест и спит. Нарушения эмоциональной сферы нередко сопровождаются другими осложнениями: заиканием, нервным тикам, энурезом, кожными заболеваниями, и прочим нарушениям психики.Малыш начинает жаловаться на усталость в правой руке, головные боли, снижение работоспособности и повышенную утомляемость.

Некоторые дети могут легче переносить переучивание, но статистика неумолима: переученные левши редко преуспевают в жизни, обучение в школе и ВУЗ-ах дается им гораздо сложнее, чем тем левшам, которых родители и педагоги оставили в покое. А что до переученных спортсменов, то у них даже замедляется рост и физическое развитие.

Поэтому родителям леворукого ребенка лучше вообще ничего не предпринимать и найти правильные методы воспитания, которые решат имеющиеся проблемы.

Имей в виду, что с 1985 года Минздрав не рекомендует менять физиологическую «привычку» быть левшой, что подразумевает снижение требовательности к почерку левшей в школах.

Левши – это потенциальные гении

Стоит знать, что ребенок-левша не просто кушает левой рукой, он ведет себя несколько иначе, так как его восприятие мира другое, чем у праворуких детей. Леворукий ребенок обычно более эмоционален, чем праворукий, он легче возбуждается и значительно активнее других детей. Кроме этого, мышление у такого малыша образное и дает возможность более чутко воспринимать все, что происходит вокруг. Как утверждают ученые, основываясь на результатах многолетних исследований, не переученные взрослые левши значительно успешнее и талантливее праворуких. Среди леворуких людей очень многих талантливых художников, писателей, актеров, причем очень часто они просто гениальны в своих областях.

Причина леворукости – доминирование правого полушария мозга

Причиной того, что ребенок рождается левшой, является доминирование правого полушария мозга, а у правшей доминирует левое полушарие. Из этого следует, что, переучивая ребенка писать, кушать рисовать правой рукой, родители пытаются исправить заложенную природой активность правого полушария. Однако переучить-то можно, но физиологическая составляющая остается неизменной.

Вследствие такого переучивания могут произойти психологические нарушения, которые способны затормозить нормальное развитие ребенка, привести к заиканию, нервному тику, отставанию в учебе…
Когда становится понятным, что ребенок левшаОднако делать выводы, что ваш ребенок левша, слишком рано не стоит. Очень часто маленькие дети в шесть-семь месяцев начинают брать игрушки левой рукой, однако это не является признаком леворукости.
Мнение специалистов таково: раньше, чем ребенку не исполнится 3 года, говорить о том, что он левша, нельзя.
Если же ребенок уже достиг 3 лет и стало понятно, что он левша, необходимо принять это и отнестись также, как и к обычному праворукому ребенку.
Существует некоторый процент людей, отлично владеющих обеими руками, их называют амбидекстрами.
У некоторых детей до 3-5 лет проявляется обеерукость. Такие малыши в играх и самообслуживании в одинаковой степени используют обе руки. В этот период допускаются осторожные попытки научить малыша праворуким действиям – без диктата, окриков и какого-либо насилия. В случае активного противодействия их следует немедленно прекратить.

Как воспитать левшу

Если у тебя растет «леворукий» малыш, от тебя потребуется больше внимания, тонкий подход, применение интуиции в общении с ребенком.

Отнесись к особенности крохи как к уникальному, невероятному подарку судьбы. Однако не стоит стремиться вырастить из него вундеркинда. По сути, нет особого значения, какой рукой ребенок пишет и ест, ведь главное в жизни далеко не это.

Но ты должна иметь в виду, что для левшей существуют особенные ножницы, ложки и прочие приспособления, которые могут немного облегчить жизнь твоему ребенку.

Вот несколько рекомендаций, как следует себя вести с маленьким левшой:
• будьте доброжелательными и чуткими;
• создайте благоприятный климат в семье;
• не пытайтесь бороться с упрямством ребенка;
• примите ”леворукость” как должное;
• хвалите ребенка за успехи и поощряйте его художественный дар, но не пытайтесь «приготовить» вундеркинда;
• чаще делайте ребенку сюрпризы;
• поощряйте повышение уровня детской самооценки;
• не противопоставляйте малыша обычным деткам;
• лучше не учить ребенка чтению и письму до школы;
• не предъявляйте завышенных требований;
• любите ребенка таким, какой он есть.

Также не забывай, что мир левши несколько отличается от мира «обычных» людей. При письме тетрадь для такого малыша нужно расположить перпендикулярно привычному для правшей положению. Также малыш с рабочей левой рукой будет иметь трудности с построением ряда, то есть со сбором кубиков и мозаик. Возможно, таким занятиям тебе следует уделить больше внимания.

Прежде всего, родители должны ознакомится с программами развития леворуких детей, так как процесс развития несколько отличается от традиционного. Ещё с первых месяцев жизни ребёнка можно определить леворукость: то, какой рукой ребёнок впервые хватает игрушку, а затем и ложку – явный показатель принадлежности к право- или леворукости. Таким образом, мама может начать индивидуальное развитие своего малыша как можно в более раннем его детстве. В первую очередь следует следить за эмоциями малыша. По данным научных исследований леворукие дети обладают более тонким эмоциональным восприятием, чем праворукие. Таких детей нужно чаще хвалить и поощрять за мелочи, так как это очень важно для правильного формирования их психики в целом.

Никогда не стоит обращать внимание третьих лиц на леворукость ребёнка, особенно, если он уже вышел из младенческого возраста и всё понимает. В некоторых случаях такое акцентирование может значительно повлиять на уровень самооценки ребёнка, повысить который ему вряд ли удастся даже во взрослой жизни. Случается, что ребёнок воспринимает своё «отличие», как ущербность, что делает его замкнутым и чрезмерно стеснительным. В других случаях излишнее внимание к леворукости может стать причиной неоправданно расслабленного поведения ребёнка и отсутствие дисциплины. Все свои неудачи, основанные на банальной лени, он будет «сваливать» на свою леворукость.

В дошкольном и школьном возрасте родителям стоит серьёзно подходить к адаптации ребёнка к детскому саду и школе. В первую очередь необходимо поставить в известность воспитателя или учителя о том, что ребёнок является левшой. Оговаривается при этом и вопрос того, переучивался ли он ранее на действия правой рукой или нет. Многие педагоги с многолетним стажем считают, что согласно методике прошлых лет нужно обязательно переучивать левшей. Родители должны внятно дать понять, что делать этого не стоит. В крайнем случае, можно спрашивать ребенка, не заставляет ли учительница (воспитательница) брать ложку или карандаш в правую руку.

Так или иначе, но вывод у нас один – переучивать левшу не только нежелательно, но и опасно. Позволь твоему ребенку быть таким, каким его создала природа. Не стоит пытаться подстроить его под других людей. Кто знает, возможно, именно в вашей семье растет будущий президент или знаменитый художник!?

Главное запомнить, что у мудрых, любящих родителей, которые не переучивают насильно леворукость, дети вырастают развитыми всесторонне, успешными личностями, которые могут использовать обе руки полноценно.

_________________________________
P. S.: Сама я от рождения левша.
В школе, первом классе меня, как и других ребят-левшей переучивали в правшу… Помню в классе нас, левшей, было много. Но моя мама всячески поощряла мою левую руку… И, благодаря маме, я смогла сохранить левую руку, а благодаря школе — «приобрела» правую руку.
Стала — амбидекстрамом — обеерукой.
Проблемы в детстве:
— была упряма, т. к. считала, что то, о чём меня просят не правильно и глупо;
— долго не выговаривала букву «Р». Зарычала я, только в 13 лет;
— хотя научилась читать рано, к 3 годам, в слух всегда читала медленней, чем про себя, автоматически меняя местами слова, буквы…, что осталось до сих пор;
— писать научилась тоже рано, но и сегодня часто путаю местами буквы, от этого те, кто меня не знает, могут решить, что я не очень грамотна…;
— из-за того, что в школе переучивали, да, было небольшое заикание… С возрастом прошло, но иногда всё же всплывает, особенно когда нервничаю…;
— Гений! Не скромно, но без преувеличения. Отсюда много проблем в общении со сверстниками в школьные и студенческие годы, меня всегда раздражала их тупость, а их моя замудрость и индивидуальность…
Даже мой муж со временем признал гениальность во мне, и моя мама тоже.

Очень трудно мужу было признать мою гениальность, т. к. он мужчина-мусульманин, и ему надо во всём быть правей и выше — женщины-жены. Но всё же перед моим разумом он не устоял, отступил…, уступив мне место мозгового центра нашей семьи.
Маме моей было признать это ещё сложней, чем мужу, т. к. она очень тщеславна, из тех людей, которые ни признают ни какого другого мнения и опыта, кроме своего собственного, и из-за этого постоянно ошибается, но собственные ошибки её ни чему не учат… Повторяет их вновь и вновь. По этой причине, именно её признание было для меня наивысшим пилотажем.
За дочкой наблюдаю. Пока не понятно. Пользуется она обеими руками одинаково, преобладания пока не вижу.

Ребенок левша. 7 причин, почему не стоит «переучивать»

Долгое время общество навязывало свои правила. «Леворукость» считалась недостатком, показателем плохих манер. В прошлом таких детей переучивали в детских садах и школах. Многие могут вспомнить, как учитель говорил строгим голосом: «Ты неправильно держишь ручку. Возьми ее в правую руку!». Было ли это ошибкой или все-таки переучить ребенка.

Почему дети становятся левшами?

Ими не становятся, а рождаются. Это означает, что правое полушарие мозга у такого ребенка более активно. Такие дети проявляют склонность к творчеству: музицирование, рисование, лепка. Среди известных спортсменов есть левши. В боксе и подобных видах спорта, леворукие спортсмены удивляют новыми техниками ведения боя. У ребенка с активной левой рукой очень развита интуиция. Они отличаются упрямством, неугомонным характером. Такие дети импульсивны, находятся в вихре чувств. Настроение сменяется быстро, как погода: от плаксивости до безудержного веселья. Постепенно для родителей это становится привычным делом. Зачастую «леворучки» поздно начинают говорить. Это обусловлено тем, что у праворуких людей, чтобы выполнить какую-либо задачу, нервные импульсы поступают прямиком из левого полушария мозга. А у левши, импульсы исходят через мозолистое тело. Большинство ученых поддерживают версию, что активность руки зависит от генов. Также, определить доминирующую сторону может наследственный фактор. Точной версии еще не установлено.

Новая эра для леворуких

Наступило время, когда быть левшой ― ни нарушение, не особенность, а норма. В этом нет ничего удивительно, ровно, как и быть правшой. В СССР в 1986 году на законодательном уровне были внесены изменения. Отныне, «недуг» не исправляли в школах. Левши могли оставаться левшами.

Интересно, что в этом же году вышел фильм «Левша» по одноименному сказу Н.Лескова.

Оказывается, переучивание отрицательно влияет на успеваемость ребенка. Работа мозга и тела находится в дисбалансе. Он может взять карандаш в правую руку, но это не значит, что начнет работать левое полушарие мозга.

Мини-тест

Оказывается некоторые дети могут быть не абсолютными левшами. Не зря есть понятие «скрытый левша» ― тот, который пишет правой рукой, но все остальное выполняет на левую сторону. Определяем «леворукость», «левоглазость», «левоухость».

  1. Дайте малышу в руки часы или морскую ракушку. Попросите его послушать тиканье или шум прибоя в ракушке. К какой стороне он приложит предмет, выявит ведущее ухо.
  2. Определяем «активный» глаз. Предложите посмотреть в калейдоскоп, сделать фото через детский фотоаппарат. Поиграйте в капитанов дальнего плаванья или астрономов, пусть поглядит в подзорную трубу.

Для надежности повторите тест спустя время. Очень редко, но встречается, когда у ребенка одинаково развиты обе стороны. Таких называют амбидекстры. Одним из них был Леонардо да Винчи.

Идея: фотоаппарат можно смастерить вместе с ребенком. Сверните лист A5 напополам. Сверху вырежьте квадратную дырочку ― это будет «глазок». Нарисуйте все, что полагается: вспышку, объектив, кнопочку, для реалистичности.

7 причин почему, не стоит заставлять становиться правшой

  1. Развитие неврозов. Да-да, настойчивые способы «переделать» ребенка могут привести к негативным последствиям. Детская психика воспринимает это ― как настоящий стресс. Родители могут даже не подозревать, почему поведение ребенка изменилось. В дальнейшем, это может привести к проблемам со сном, нервозностью, капризам, недержанию мочи.
  2. Утрата способностей, талантов, которые были заложены изначально. Это связано с изменением активности сторон мозга. У левши все-таки остается лидирующим правое полушарие мозга, но нагрузка теперь изменилась.
  3. Проблемы с концентрацией. «Перевоспитание» отражается на успеваемости в школе. Ребенку сложнее усваивать новую информацию и запоминать ее. Могут начаться трудности с письмом.
  4. Заикание, проблемы с речью и артикуляционным аппаратом.
  5. Головные боли. Ведь ведущим остается правое полушарие. А вся ответственность и нагрузка переходит на левое. Ребенок испытывает умственное переутомление. Мозг не может равномерно распределять нагрузку. От неактивной стороны требуют слишком много.
  6. Ухудшения зрения.
  7. Заниженная самооценка. Ребенок думает, что не просто, не такой как все, а «неправильный».

Советы родителям маленького левши

  • Развивайте ведущую руку ребенка. Пусть выполняет ей привычные действия. Пример: чистит зубы дважды в день, выкладывает пазлы, камушки в геометрические формы.
  • Когда учите чему-то новому ребенка, обращайтесь к образному восприятию. У левшей оно больше развито. Помогите представить информацию в виде картинок. Визуализируйте буквы и цифры. Пример: «1» похожа на аиста или столб, «2» на лебедя, «3» на изогнутую на дереве кошку.
  • Наберитесь побольше терпения, когда ребенок начнет пытаться понимать время. «Леворучкам» такое дается труднее ― поддержите его. Не сокрушайтесь если с 300 попытки, ребенок все равно не будет понимать в чем принцип. Попробуйте изменить подход.
  • Левшам удобнее сидеть слева от соседа. Так, дети не будут мешать друг другу на письме.
  • Размещаем письменный стол справа от окна, чтобы свет падал «справа». С этой же стороны ставим настольную лампу.
  • Особенно уделите внимание правилам перехода через дорогу. «Абсолютный» левша, смотрит сначала на лево, а только потом направо. Просто разговором здесь не поможешь. Нужно выработать привычку. Разыгрывайте в игре сцены «пешеход идет через дорогу». Назначьте ребенка «старшим дороги», пусть на каждом переходе переводит вас. Вместе проговаривайте действия, чтобы включить «слуховую память». Придумайте забавную присказку.
  • Часто, такие дети «отзеркаливают» буквы, цифры при письме. Кандидат педагогических наук М.Шохор-Троцкая в статье «Не переучивайте левшу!» описывает решение. Попросите ребенка выкладывать буквы из палочек, полукругов. Можете попробовать из ниточек. Занимайтесь в прописях, предложите обводить буквы по пунктирным точкам. Если ребенок еще мал, то начните с печатных. Нарисуйте несколько точек и стрелки, которые направляли в нужном направлении. Проговаривайте что нужно сделать. Пример: из этой точки ведем фломастером сюда, куда указывает стрелка ― вверх.
  • Не покупайте ручки с очень жидкими чернилами и гелевые. Левша может измазаться в них, когда будет писать.

Трудности:

Раньше многое в мире было адаптировано для праворуких. Но сегодня проблеме все больше уделяют внимания. Например, выпускают специальные компьютерные мыши, канцелярские товары, часы, музыкальный инструменты.

Замечая, что ребенок отдает преимущество левой руке, вы, его учитель, ваши родственники переучивают малыша стать «правшой». Но стоп! Что вы знаете о левшах? Задумывались ли вы о том, почему он левша, чем он отличается от правши кроме того, что делает все левой рукой?

Ответы на вопросы, которые редко задают, а жаль…
То, что ваш ребенок предпочитает все делать левой рукой, — это далеко не все, это лишь вершина айсберга – самый заметный признак организации его мозга. У левши доминирует не только левая рука, но и нога, и даже глаз!
Левша — это не привычка, это заложено в человеке на генетическом уровне.
Большинство ученых после долгих изучений настаивают на том, что «леворуких» детей нельзя переучивать на правую руку. Дело в том, что организация мозга правши и левши отличается, делая акцент на правую или левую сторону. Определена это организация генетически, и насильственное изменение полностью противоречит нормальной естественной организации мозга.
Последствие переучивания левшей
При переучивании левши (независимо, на каком этапе развития) происходит грубое вмешательство в процесс становления мозговых механизмов его умственной деятельности, в том числе и речи, так как леворукость и праворукость, а также становление речевых зон левого полушария тесно взаимосвязаны.
Вот так и происходит невротизация ребенка. Переучивая левшу, вы можете столкнуться с такими ужасными последствиями, как заикание, и даже ухудшение общего состояния и усиление симптомов дислексии.
Из исследований НИИ известно, что около 71% леворуких детей подвержены со стороны учителей и родителей давлению с целью «сделать» из них «нормальных»правшей.
Очень сомнительного успеха в этом достигают около 26% мальчиков и чуть больше девочек. Но последствия такого насильного переучивания практически 100%.
Если переучивать детей в дошкольном возрасте, у ребенка возникнут не только школьные трудности, но и нарушение в психическом здоровье. В большинстве случаев они проявляются в виде невротических реакций и неврозов.
В своих исследованиях ученый А.П.Чуприкова, которая не один год потратила на изучение переучивания левшей на правшей, пишет, что не леворукость, а именно переучивание леворуких детей является одной из основных причин возникновения неврозов. Также у переученных детей наблюдается повышенная утомляемость, стремительное падение работоспособности и быстрое истощение.
Фактически, дети активно работают лишь на первых двух уроках, после чего их внимание рассеивается и возникает безразличие, двигательная расторможенность, усталость.
Также у таких детей уходит куда больше времени на выполнение уроков. Особенно тяжко им даются письменные задания. Леворукие дети, которых «переучили», чаще испытывают школьные «страхи», которые связаны с выговорами и замечаниями от взрослых.
Из-за таких переживаний у ребенка учащается сердцебиение, усиленное потоотделение, астматические приступы, дрожание рук и голоса. Им часто также снятся кошмары, которые связаны с школьными неприятностями.
Из-за неспокойного сна у ребенка изменяется его эмоциональное состояние, он начинает капризничать и раздражаться по пустякам. Бывают случаи, что у переученных левшей появляются неврозы в виде навязчивых состояний. Малыш просто не может избавиться от своих мыслей по поводу леворукости, своей неполноценности, постоянно находясь в тревожном состоянии ожидания неудачи, что приводит к неуспеваемости в обучении.
Батищева Анна

Одной левой: почему опасно переучивать левшу

13 августа — Международный день левшей. Тема леворуких людей всегда сопровождалась множеством мифов и споров. Некоторые ученые говорят об одаренности левшей, другие же настаивают, что эту особенность нужно корректировать. Чем же левша отличается от правши? Стоит ли переучивать ребенка, если он пишет левой рукой? Чем опасно такое вмешательство? Об этом рассказывает психолог Сектора игровой психотерапии Московской службы психологической помощи Дарья Круть.

Левша, правша или амбидекстр?

Детей, которые предпочитают пользоваться только левой или только правой рукой, называют «выраженные левши» и «выраженные правши». Если ребенок использует преимущественно только одну руку, но умеет выполнять эти же действия другой, говорят «невыраженный левша», «невыраженный правша».

Однако есть дети, которые одинаково хорошо выполняют любые действия и правой и левой. Их называют амбидекстрами. В таких ситуациях можно услышать рекомендацию: «Какую руку ребенок чаще использует, той пусть и пишет». Эта позиция не всегда верна, ведь одно дело — выполнять привычные бытовые действия, а другое — писать.

В специальной литературе выделяют понятия «графическое функциональное превосходство» и «бытовое функциональное превосходство». Как правило «графические левши» оказываются «бытовыми левшами». Аналогичная ситуация и у правшей. Но бывают дети-амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Например, ребенок может почти одинаково использовать в бытовых действиях и правую, и левую руку, но графические движения лучше (точнее, увереннее, четче) выполнять правой рукой или, наоборот, левой.

Леворукий и левша — синонимы?

В быту детей, которые чаще всего пользуются левой рукой, называют левшами. Вместе с тем левшой можно назвать и левоногого, левоухого, левоглазого. Слова «левша» и «леворукий» часто употребляются как синонимы, однако эти два понятия следует различать.

Леворукость — это отражение определенной межполушарной асимметрии, при которой левая рука является более активной (ведущей), под левшеством подразумевается комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие).

Таким образом, ребенок может быть леворуким, но не абсолютным левшой. Если ребенок предпочитает все делать левой рукой, можно с уверенностью утверждать, что он леворукий, однако говорить о том, что ребенок левша, можно только в том случае, когда ведущие и рука, и нога, и глаз, и ухо — левые, что встречается чрезвычайно редко.

В каком возрасте определяется ведущая рука?

Определить ведущую руку можно начиная с четырех-пяти лет. До двух лет у ребенка происходят волнообразные изменения «рукости», а с двух до четырех-пяти лет руки практически равноценны и одинаково активны, и только к четырем-пяти годам формируется стойкое предпочтение. Если приглядеться, как ребенок развязывает узелок, шнурует ботинки, складывает кубики или собирает конструктор, можно увидеть, что одна рука (ведущая) движется активно, а другая удерживает предмет.

Стоит ли переучивать левшей?

Родителям не рекомендуется переучивать леворукого ребенка. Вместо этого лучше найти правильные методы воспитания, которые помогут решить текущие проблемы. Однако следует подчеркнуть, что и вторично переучивать ребенка нельзя, так как это может привести к еще более серьезным последствиям. Бывают исключения: если ребенка переучили и он привык пользоваться правой рукой, но еще не учился в школе (не имеет опыта систематического письма), то в этом случае сменить руку не поздно. Во всех остальных случаях придется смириться с неважным почерком и прочими последствиями.

Чем опасно переучивание?

Переучивание может отрицательно отразиться на развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья. Часто переученный левша пишет плохо и очень медленно, совершает большое количество ошибок (пропуски, замены, зеркалит буквы), при письме задерживает дыхание, сильно сжимает ручку, держит ее неправильно, линии у него получаются неровными, пропорции букв нарушены. Могут начаться проблемы с чтением.

Самочувствие ребенка также ухудшается: он становится раздражительным, капризным, плохо ест и спит. Нарушения эмоциональной сферы нередко сопровождаются другими осложнениями: заиканием, нервным тиком, энурезом, кожными заболеваниями, навязчивыми движениями и прочими нарушениями психики. Ребенок начинает жаловаться на усталость в правой руке, головные боли, снижение работоспособности и повышенную утомляемость, тревожность.

Заметив эти проявления у ребенка (тем более у переученного левши), необходимо обязательно обратиться за советом к врачу-психоневрологу или педиатру.

Три способа определить, левша ребенок или правша

  1. «Переплетение пальцев рук» — предложите ребенку сложить руки в замок. Задание должно выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой.
  2. «Поза Наполеона» — складывание рук на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.
  3. «Одновременные действия обеих рук» — рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, — более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся.

Также можно попросить ребенка выполнить несложные действия: полить цветы, пересыпать песок лопаткой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги с полки, открыть замок-молнию, зажечь спичку и так далее. Если ребенок выбирает левую руку, при этом его движения легче и точнее, то ведущая рука — левая. Может получиться так, что бытовые действия ребенок действительно лучше выполняет левой рукой, а графические — правой. Или наоборот. Это тоже надо учитывать при выборе руки для письма.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *