Народный оркестр

Музыка окружает нас с самого детства. И тогда же у нас появляются первые музыкальные инструменты. Помните свой первый барабанчик или бубен? А блестящий металлофон, по пластинкам которого нужно было стучать деревянной палочкой? А дудочки с дырочками на боку? На них при определенной сноровке можно было даже сыграть простые мелодии.

Игрушечные инструменты — это первый шаг в мир настоящей музыки. Сейчас можно приобрести самые разные музыкальные игрушки: от простеньких барабанов и гармошек до почти настоящих пианино и синтезаторов. Вы думаете, это только игрушки? Вовсе нет: в подготовительных классах музыкальных школ из таких игрушек составляются целые шумовые оркестрики, в которых малыши самозабвенно дуют в дудочки, стучат в барабаны и бубны, подстегивают ритм маракасами и играют первые песенки на ксилофоне… И это их первый настоящий шаг в мир музыки.

Виды музыкальных инструментов

В мире музыки существует свой порядок и классификация. Инструменты подразделяются на большие группы: струнные, клавишные, ударные, духовые, а еще язычковые. Какие из них появились раньше, какие позже, сейчас трудно сказать наверняка. Но уже древние люди, стрелявшие из лука, заметили, что натянутая тетива звучит, тростниковые трубочки, если в них подуть, издают свистящие звуки, а ритм удобно отбивать на любых поверхностях всеми подручными средствами. Эти предметы стали прародителями струнных, духовых и ударных инструментов, известных уже в Древней Греции. Так же давно появились язычковые, а вот клавишные были изобретены чуть позднее. Рассмотрим эти основные группы.

Духовые

В духовых инструментах звук издается в результате колебаний столба воздуха, заключенного внутри трубки. Чем больше объем воздуха, тем более низкий звук он издает.

Духовые делятся на две большие группы: деревянные и медные. Деревянные — флейта, кларнет, гобой, фагот, альпийский рог… — представляют собой прямую трубку с боковыми отверстиями. Закрывая или открывая отверстия пальцами, музыкант может укоротить столб воздуха и изменить высоту звука. Современные инструменты часто делаются не из дерева, а из других материалов, однако по традиции называются деревянными.

Медные духовые задают тон любого оркестра, от духового до симфонического. Труба, валторна, тромбон, туба, геликон, целое семейство саксгорнов (баритон, тенор, альт) — типичные представители этой самой громкой группы инструментов. Позднее появился саксофон — король джаза.

Высота звука в медных духовых меняется за счет силы выдуваемого воздуха и положения губ. Без дополнительных вентилей такая труба может издавать только ограниченное число звуков — натуральный звукоряд. Для расширения диапазона звучания и возможности попадать на все звуки была придумана система вентилей — клапанов, изменяющих высоту столба воздуха (как боковые отверстия на деревянных). Слишком длинные медные трубы, в отличие от деревянных, можно свернуть, придав им более компактную форму. Валторна, туба, геликон — примеры свернутых труб.

Как выучить ноты детям? — .

Ноты цифрами. Большая коллекция.

Песенка мамонтенка ноты цифрами для пианино, тут https://jliza.ru/pesenka-mamontenka-notyi.html.

Струнные

Тетиву лука можно считать прообразом струнных инструментов — одной из самых главных групп любого оркестра. Звук здесь издается колеблющейся струной. Для усиления звука струны стали натягивать над полым корпусом — так появились лютня и мандолина, цимбалы, гусли… и хорошо знакомая нам гитара.

Струнная группа делится на две основные подгруппы: смычковые и щипковые инструменты. К смычковым относятся скрипки всех сортов: скрипки, альты, виолончели и огромные контрабасы. Звук из них извлекается смычком, которым водят по натянутым струнам. А для щипковых смычок не нужен: музыкант пальцами защипывает струну, заставляя ее колебаться. Гитара, балалайка, лютня — щипковые инструменты. Как и красавица арфа, издающая такие нежные воркующие звуки. А вот контрабас — смычковый или щипковый инструмент? Формально он относится к смычковым, но часто, особенно в джазе, на нем играют щипками.

Клавишные

Если пальцы, ударяющие по струнам, заменить молоточками, а молоточки приводить в движение с помощью клавиш, получатся клавишные инструменты. Первые клавишные — клавикорды и клавесины — появились в средние века. Звучали они довольно тихо, но очень нежно и романтично. А в начале 18-го века изобрели фортепиано — инструмент, на котором можно было играть как громко (форте), так и тихо (пиано). Длинное имя обычно сокращают до более привычного «пианино». Старший брат пианино — да что там брат — король! — так и называется: рояль. Это уже инструмент не для маленьких квартир, а для концертных залов.

К клавишным относится и самый большой — и один из самых древних! — музыкальных инструментов: орган. Это уже не ударно-клавишный, как пианино и рояль, а клавишно-духовой инструмент: не легкие музыканта, а воздуходувная машина создает поток воздуха в систему трубок. Управляется эта огромная система сложным пультом управления, в котором есть все: от мануальной (то есть ручной) клавиатуры до педалей и переключателей регистров. Да и как иначе: органы состоят из десятков тысяч отдельных трубок самых разных размеров! Зато и диапазон у них огромен: каждая трубка может звучать только на одной ноте, но когда их тысячи…

Ударные

Древнейшими музыкальными инструментами были ударные. Именно выстукивание ритма было первой доисторической музыкой. Звук может издавать натянутая мембрана (барабан, бубен, восточная дарбука…) или сам корпус инструмента: треугольники, тарелки, гонги, кастаньеты и прочие стучалки и гремелки. Особую группу составляют ударные, издающие звук определенной высоты: литавры, колокольчики, ксилофоны. На них уже можно сыграть мелодию. Перкуссионные ансамбли, состоящие только из ударных инструментов, устраивают целые концерты!

Язычковые

А можно ли еще как-то извлекать звук? Можно. Если один конец пластинки из дерева или металла закрепить, а второй оставить свободным и заставить колебаться, то получим простейший язычок — основу язычковых инструментов. Если язычок один, получим варган. К язычковым относятся гармони, баяны, аккордеоны и их миниатюрная модель — губная гармоника.

губная гармоника

На баяне и аккордеоне можно увидеть клавиши, поэтому они считаются и клавишными, и язычковыми. Язычковыми являются и некоторые духовые: например, в уже знакомых нам кларнете и фаготе язычок спрятан внутри трубы. Поэтому разделение инструментов на эти типы условно: существует много инструментов смешанного типа.

В 20 веке дружное музыкальное семейство пополнилось еще одной большой семьей: электронными инструментами. Звук в них создается искусственно при помощи электронных схем, а первым образцом был легендарный терменвокс, созданный еще в 1919 году. Электронные синтезаторы могут имитировать звучание любого инструмента и даже… играть сами. Если, конечно, кто-то составит программу. 🙂

терменвокс

Разделение инструментов на эти группы — всего лишь один из способов классификации. Существует и много других: например, китайцы объединяли инструменты в зависимости от материала, из которого они были изготовлены: деревянные, металлические, шелковые и даже каменные… Способы классификации не так важны. Гораздо важнее уметь распознавать инструменты и по внешнему виду, и по звуку. Этому мы и будем учиться.

Аккордеон, баян, гармонь: как отличить и выбрать.

Гармонь, пожалуй, можно по праву считать самым народным инструментом, неразрывно связанным с русским фольклором. Такие инструменты, как аккордеон, баян, гармонь являются разновидностями ручных гармоник, которые отличаются внешним видом и звучанием, но имеют схожую конструкцию и способ звукоизвлечения.

Однозначно назвать изобретателя или родоначальника гармони довольно проблематично: инструмент создавался постепенно, совершенствуясь, получая дополнительные элементы конструкции и нюансы звучания. По одной из версий, гармонь появилась в начале 19 века в Германии благодаря Кристиану Бушману, согласно второй версии – в России в конце 18 века, благодаря чешскому мастеру Франтишеку Киршнику.

Условно можно выделить два вида гармони:

  • самая популярная — так называемая «хромка», «ливенка», «русская венка», сохраняющая высоту звучания для всех кнопок инструмента при растяжении и сжатии мехов.

  • тульская гармонь, «тальянка», вятская, «черепанка», отличающиеся тем, что высота ее звучания определяется направлением движения мехов.

Хотя сегодня гармонь не пользуется особой популярностью, но во время Великой Отечественной войны именно она использовалась для поднятия боевого духа солдат.

Аккордеон, баян, гармонь – как отличить?

С аккордеоном всё просто: если видите у инструмента клавиатуру фортепианного типа – это аккордеон. Если же вместо клавиш вы видите кнопки, то определить вид инструмента сложнее.

Исторически аккордеон сразу разделился на два вида по типу звукового ряда: с хроматическим и диатоническим. Первый предназначен для исполнения академической музыки, а второй – народной. К чему мы это? К тому, что именно гармонь (или ручная гармоника) имеет диатонический звукоряд, меньшие размеры, чем аккордеон, и меньше рядов кнопок (обычно 2 ряда справа и 3 – слева).

Что касается хроматических инструментов. После появления аккордеона в России того, он претерпел конструктивные изменения, что повлекло за собой расширение звукового диапазона. В результате модернизации получился инструмент, который стал называться баяном, получил широкое распространение именно в России, но больше нигде не прижился. Внешне кнопочный аккордеон и баян очень похожи, отличить их крайне трудно, в связи с чем принято оба инструмента называть баянами. В правой клавиатуре у него может быть 3,4 или 5 рядов кнопок, в левой – 5 или 6 рядов.

Аккордеон

Аккордеон – инструмент, знакомый каждому не только внешним видом, но и особенным звучанием, которое может вызвать самые разные ассоциации и эмоции. Аккордеон пережил времена и гонений, и поклонения, он представляет собой модернизированный вариант гармоники с хроматическим звукорядом. Его характерный, приятно вибрирующий звук, напоминает орган или даже целый оркестр, так как благодаря регистрам и изменению тембра, аккордеон может имитировать звучание целого ряда инструментов.

Первоначально аккордеон сопровождал народные празднества, варьете, кабаре, мюзик-холлы, уличные кафе, но со временем он стал частью современной популярной музыки и джаза, затем вышел на сцену как солирующий инструмент. А звучание аккордеона с симфоническим оркестром никого не оставит равнодушным.

Устройство аккордеона

Как достигается звучание аккордеона? Воздушная струя, образующаяся при движении меховой камеры, вынуждает колебаться металлические язычки. Мех позволяет управлять и влиять на окраску тембра, использовать динамическую гибкость инструмента.

Аккордеон – это клавишный духовой музыкальный инструмент, в конструкции которого можно выделить правую и левую секции, соединенные между собой мехом.

Правая часть аккордеона вмещает в себя коробку и гриф с клавиатурой фортепианного типа. В коробке находится правая дека, резонаторы, клапаны и регистры. Правая дека имеет звуковые отверстия, которые полностью совпадают с отверстиями резонаторов, на которые установлены голосовые планки. Клапаны призваны открывать звуковые отверстия. Регистры позволяют менять тембр звука.

К правой коробке крепятся ремни, благодаря которым аккордеон удерживается на плечах музыканта, а также решетка. Количество клавиш на грифе зависит от размера инструмента.

Левая секция аккордеона также состоит из коробки, в которую вмонтированы левая дека, резонаторы, механика и клавиатура для левой руки. Левая клавиатура содержит пять или шесть рядов кнопок: два ряда басы, а остальные — готовые аккорды. На левой секции расположены регистры и малый ремень, надеваемый на левую руку для управления меховой камерой.

Мех инструмента изготавливают из специального картона, который проклеивается тканью, а затем усиливается кожей и стальными накладками.

Разновидности аккордеона

Аккордеоны можно классифицировать по нескольким признакам.

По типу клавиатуры аккордеоны делятся на клавишные и кнопочные. Клавишная клавиатура имеет форму клавиатуры фортепиано, кнопочная — имеет три, четыре или пять рядов кнопок, расположенных в хроматическом порядке.

Аккордеоны могут иметь различные типы систем аккомпанемента в левой руке: готовую и готово — выборную. Готовая система аккомпанемента состоит из басов и готовых аккордов, а готово-выборная имеет две системы готовую и выборную, которые меняются при помощи специального регистра.

По размеру можно также выделить несколько видов аккордеонов:

  • Самые маленькие аккордеоны 1/8–1/4 предназначены для дошкольников (3–5 лет). Это двух- или одноголосные аккордеоны, имеющие справа 10–14 белых клавиш, а слева — совсем короткий ряд басов без регистров. Диапазон подобных аккордеонов – чуть более двух октав. Встречаются подобные инструменты редко и мало востребованы, что связано именно с возрастом музыканта.

  • Средний аккордеон 1/2 ил 2/4 предназначен для детей старшего дошкольного возраста, а также для юных школьников (5–9 лет). Это как раз тот возраст, когда детей отдают учиться в музыкальные школы, поэтому данный тип аккордеона очень востребован на рынке, их преимуществами являются: лёгкость, компактность, небольшой диапазон (2,5 октавы). Обычно это двухголосный (хотя встречаются и трехголосные) аккордеон, который имеет справа 16 белых клавиш, 3 или 5 регистров (может и совсем не иметь), левая секция имеет от 32 до 72 кнопок баса и аккомпанемента, регистры в левой механике обычно отсутствуют.

  • Самый распространенный аккордеон ¾ гораздо легче полноразмерного, трехголосный, имеет справа 20 белых клавиш, диапазон – 2,5 октавы, слева 80 кнопок баса и аккомпанемента.

  • Аккордеон 7/8 имеет диапазон в три октавы и «добавляет» 2 белых клавиши в правой клавиатуре (всего 22) и имеет 96 басов. Бывают трехголосные (с 5 регистрами) и четырехголосные (с 11 регистрами).

  • Полный аккордеон 4/4 имеет диапазон 3,5 октавы, предназначен для старшеклассников и взрослых, имеет 24 белые клавиши (бывают увеличенные модели с 26 клавишами), обычно четырехголосные (11 — 12 регистров), редко, но встречаются трехголосные (5–6 регистров). Данный вид аккордеона применяется как концертный инструмент.

Цифровой аккордеон

В настоящее время популярными являются цифровые аккордеоны, которые обычно не используются в обучении, но для концертной деятельности и иных выступлений обладают рядом неоспоримых преимуществ перед традиционным инструментом.

Рассмотрим основные достоинств цифрового аккордеона.

  1. Цифровой аккордеон имеет значительно меньшие вес и размеры.

  2. Легко и быстро можно повысить или понизить строй инструмента.

  3. Отсутствие необходимости настройки.

  4. Такой инструмент не чувствителен к перепадам температур и влажности.

  5. В зависимости от выбранной системы, можно переставить кнопки правой клавиатуры.

  6. Имеется выход на наушники и внешние динамики.

  7. Громкость встроенных динамиков может конкурировать с обычным инструментом, но ее ещё и можно регулировать.

  8. Имеется порт USB, который позволяет подключаться к компьютеру, а значит обновлять тембры, звучания и оркестровые комбинации, осуществлять запись на ПК, подключать MP3 и многое другое.

  9. Позволяет регулировать привычный для себя нажим меха и изменять динамику звука.

  10. Имеется встроенный метроном.

Как выбрать аккордеон

Итак, вы решились на покупку аккордеона. На что обращать внимание при выборе инструмента? Рассмотрим некоторые важные моменты.

1. Размеры аккордеона. Это самый первый критерий выбора. Если вы выбираете аккордеон для ребенка, то размер инструмента должен рекомендовать педагог. Если вы решили сделать выбор самостоятельно, то используйте следующее правило: когда аккордеон стоит на коленях ребёнка, он не должен доставать до подбородка.

2. Внешний вид инструмента. Осмотрите инструмент перед покупкой, чтобы исключить царапины, вмятины, трещины, отверстия в мехе, испорченные ремни и т.д., которые впоследствии негативно отразятся на работе и звуке аккордеона.

3. Качество звука. Разведите и сведите мех, не нажимая никаких клавиш. Это позволит исключить вероятность пропускания воздуха через отверстия, незаметные глазу. Ели воздух выходит слишком быстро, то это указывает на негодность меха.

4. Кнопки и клавиши. Все клавиши должны находиться на одном уровне, как и кнопки не должны западать и туго нажиматься.

5. Прислушайтесь к работе кнопок: они не должны скрипеть, регистры должны легко переключаться, а при выборе другого регистра автоматически возвращаться в исходное положение.

Несмотря на внушительную историю, аккордеон можно назвать сравнительно молодым инструментом, который продолжает развиваться и бороться за место на сцене. Его красивый, мощный и разнообразно звучащий голос дарит слушателям огромное удовольствие.

Инструменты русского народного оркестра

Культурная сокровищница. У каждого народа есть национальное достояние, которым он очень дорожит и бережно передаёт из поколения в поколение. Оно включает в себя легенды, сказки, предания, декоративно-прикладное искусство, песни, танцы и несомненно музыкальные инструменты, также являющиеся частью истории того или иного этноса. В России таковыми являются: балалайка, гусли, гармонь, а также домра, свирель, жалейка и владимирские рожки, которые и по сей день, пользуются большой популярностью. Некоторые из них до сих пор веселят народ в праздничные дни, раскрывая богатство русской души и отображая её творческий нрав, входят в инструментальный состав не только самодеятельных, но и профессиональных коллективов, именуемых оркестрами русских народных инструментов.

Инструменты русского народного оркестра

Весь инструментарий оркестра можно разделить на четыре группы. Первая – это струнные, включающая домры, балалайки и гусли. Вторая — баяны и гармоники, третья – духовые инструменты и четвёртая – ударные.

Струнные инструменты народного оркестра

Поскольку верхние строчки партитуры русского народного оркестра занимают домры, то и знакомство с инструментами мы начнём с этого семейства.

Домра – это инструмент, состоящий из полусферического кузова, круглой деки и грифа. Он обладает звонким голосом, бархатным тембром и значительным техническим потенциалом. Среди основных исполнительских приёмов, которыми пользуются домристы — связное и раздельное тремоло, пиццикато, одинарные и двойные удары по струне, глиссандо и флажолеты. Звукоизвлечение на инструменте происходит с помощью медиатора.

Домры бывают двух модификаций: трехструнные и четырехструнные, при этом следует отметить, что четырехструнные инструменты широкого распространения не получили и в оркестрах обычно используются трёхструнные, которые в свою очередь делятся на разные подвиды, отличающиеся размером, диапазоном и настройкой: пикколо, малые, меццо-сопрановые, альтовые, теноровые, басовые и контрабасовые.

  • «Пикколо». Диапазон инструмента – от «си» 1- ой октавы до «ми» 4 — ой октавы; открытые струны настраиваются по следующим звукам: 1-я струна – «ля» 2- ой октавы, 2-я – «ми» 2- ой октавы, 3-я – «си» 1- ой октавы; музыкальный материал инструмента нотируется октавой ниже.
  • «Малая». Общий диапазон инструмента: от «ми» 1-ой октавы до «ре» 4-ой октавы; в оркестровой практике применяется диапазон от «ми» 1-ой до «ля» 3-ей октавы; нотируется также, как и звучит; настраивается по следующим звукам: 1-я струна – «ре» 2-ой октавы, 2-я – «ля» 1-ой октавы, 3-я – «ми» 1-ой октавы.
  • «Меццо-сопрановая». Диапазон от «ми» 1-ой до «ре» 4-ой октавы; настройка: 1-я струна – «ля» 1-ой октавы, 2-я – «ми» 1-ой октавы, 3-я – «си» малой октавы; нотируется так же, как звучит. В оркестровой практике этот инструмент применяется редко.
  • «Альтовая». Диапазон от «ми» малой до «ля» 2-ой октавы; настройка: 1-я струна – «ре» 1-ой октавы, 2-я – «ля» малой октавы, 3-я – «ми» малой октавы; нотируется октавой выше.
  • «Теноровая». Диапазон от «си» большой до «ми» второй октавы; настройка: 1-я струна – «ля» малой октавы, 2-я – «ми» малой октавы, 3-я – «си» большой октавы; нотируется октавой выше. В оркестровой практике инструмент применяется редко.
  • «Басовая». Диапазон от «ми» большой до «соль» 1-ой октавы; настройка: 1-я струна – «ре» малой октавы, 2-я – «ля» большой октавы, 3-я – «ми» большой октавы; нотируется в басовом ключе.
  • «Контрабасовая». Диапазон от «ми» контроктавы до «соль» малой октавы; настройка: 1-я струна – «ре» большой октавы, 2-я – «ля» контроктавы, 3-я – «ми» контроктавы; нотируется в басовом ключе, но на октаву выше своего звучания. В оркестровой практике применяется редко.

Балалайка

Балалайка – это трёхструнный инструмент, корпус которого имеет форму треугольника. Звук балалайки мягкий, но довольно звонкий. Тембр — нежный и тёплый. Основным звукоизвлечением являются удары и защипывание струн, которые вариантно преобразуясь становятся многообразными исполнительскими приёмами, такими как бряцание, дробь, тремоло, пиццикато. Балалайки, используемые в оркестре: прима, секунда, альт, бас и контрабас, тоже отличаются размерами, настройкой и диапазоном.

  • «Прима». Общий диапазон инструмента — от «ми» 1-ой до «ля» 3-ей октавы; оркестровый диапазон — от «ми» 1-ой до «ми» 3-ей октавы; нотируется также, как и звучит; настраивается по следующим звукам: 1-я струна – «ля» 1-ой октавы, 2-я – «ми» 1-ой октавы, 3-я – «ми» 1-ой октавы.
  • «Секунда». Диапазон инструмента от «ля» малой до «ля» 2-ой октавы; нотируется также, как и звучит; настройка — 1-я струна – «ре» 1-ой октавы, 2-я – «ля» малой октавы, 3-я – «ля» малой октавы. В оркестре выполняет аккомпанирующую функцию.
  • «Альт». Диапазон инструмента от «ми» малой до «ми» 2-ой октавы; нотируется октавой выше, настройка — 1-я струна – «ля» малой октавы, 2-я – «ми» малой октавы, 3-я – «ми» малой октавы. В оркестре — это аккомпанирующий инструмент.
  • «Бас». Диапазон инструмента от «ми» большой до «соль» 1-ой октавы; нотный материал пишется в басовом ключе, настройка — 1-я струна – «ре» малой октавы, 2-я – «ля» большой октавы, 3-я – «ми» большой октавы.
  • «Контрабас». Диапазон инструмента от «ми» большой до «соль» первой октавы; нотируется в басовом ключе октавой выше звучания; настройка — 1-я струна – «ре» большой октавы, 2-я – «ля» контроктавы, 3-я – «ми» контроктавы. Это оркестровый инструмент, выстраивающий гармонический фундамент произведения.

Гусли

Гусли – это старинный инструмент, имеющий много разновидностей, однако в русском народном оркестре обычно применяются так называемые стационарные варианты, то есть щипковые и клавишные гусли, которые иначе называют концертными или академическими. Иногда, если того требует замысел композитора, применяют крыловидные или как их часто именуют звончатые гусли.

  • Клавишные гусли – это установленная на ножках металлическая рама, на которой натянуты металлические струны. В эти гусли с левой стороны встроена небольшая клавиатура. Механика инструмента такова, что при нажатии клавиш открываются и звучат только определённые струны. Звукоизвлечение происходит медиатором, а основными приёмом исполнения является глиссандо, арпеджио и пиццикато. Диапазон составляет пять октав: от «ля» контроктавы до «ля» третьей октавы в хроматическом строе.
  • Гусли щипковые – это тоже установленная на ножках большая металлическая рама с металлическими струнами, натянутыми в двух разных по высоте плоскостях. Диапазон — пять октав: от «ля» контроктавы до «ля» третьей октавы. Строй хроматический. Звукоизвлечение на инструменте происходит путём защипывания струн пальцами обеих рук.

Гармоники

Гармоники обладают большой звуковой силой и по тембральному окрасу значительно отличаются от остальных инструментов оркестра, поэтому они прежде всего применяются как колористические и мелодические инструменты. Самыми употребительными в группе гармоник в народном оркестре являются баяны – инструменты с хроматическим строем и двумя клавиатурами. Диапазон их правой клавиатуры составляет 5 октав: от «ми» большой октавы до «ля» четвертой. Помимо баянов в оркестре также применяются специальные гармоники, отличительной особенностью которых является наличие только правой клавиатуры. Разновидности оркестровых гармоник таковы: сопрано, альт, тенор и контрабас.

  • Гармоника — сопрано. В народном оркестре обычно используют два таких инструмента. Диапазон: от «до» малой октавы до «фа-диез» 4-ой октавы.
  • Гармоника – альт. Диапазон: от «ля» большой октавы до «до» 3-ей октавы.
  • Гармоника – тенор. Диапазон: от «до» большой октавы до «до» 2-ой октавы.
  • Гармоника – контрабас. Диапазон: от «ми-бемоль» контроктавы до «до» 1-ой октавы.

Помимо вышеуказанных гармоник в оркестре изредка применяются гармоники с тембровым окрасом звука флейты — пикколо, флейты, гобоя, кларнета, фагота, валторны, трубы, тубы, а также областные русские гармоники, такие как саратовская, ливенская, череповецкая.

Духовые инструменты

В группу духовых, применяемых в русском народном оркестре входят не только этнические инструменты, такие как жалейки, одинарные и двойные свирели, волынки, свистульки — окарины, кугиклы, владимирские рожки, но и европейские: флейта, флейта – пикколо, гобой и английский рожок.

Народные духовые инструменты

  • Владимирский рожок. Деревянный духовой инструмент, имеющий коническую форму с небольшим раструбом. Он обладает сильным, пронзительным звуком и немного гнусавым тембром. На лицевой стороне его корпуса на относительно равном расстоянии располагаются пять игровых отверстий и ещё одно с тыльной. Строй инструмента диатонический, однако умелые исполнители приоткрытием отверстий, умеют извлекать и хроматические звуки. Поскольку рожки бывают разных размеров, то существует три разновидности этого инструмента: сопрано, альт и тенор.
  • Свирель. Этот инструмент частенько называют народной флейтой, так как по форме и тембровому окрасу напоминает продольную флейту. Свирель по форме – это трубка со звуковыми отверстиями. Длина до 40 см, диаметр — 1,5 см. Диапазон свирели небольшой, но у искусных музыкантов может достигать двух октав: от «ми» 1-ой октавы до «ми» 3-ей октавы. Инструмент диатонический, но иногда в оркестрах применяются модернизированные свирели с хроматическим звукорядом.
  • Жалейка – это инструмент весьма простой конструкции, включающей трубочку длиной до 20 см с игровыми отверстиями, раструбом и мундштуком, который в простонародье называется пищиком. Жалейки бывают разных видов. Они отличаются размером, конструкцией и высотой звучания. В народном оркестре иногда применяют жалейку, состоящую из двух дудок, а также брёлку, которая является одной из разновидностей жалейки.
  • Кугиклы — эта многоствольная флейта весьма похожа на флейту Пана, то есть 4 – 6 трубок разной длины, каждая из которых имеет только один звук. В оркестре этот инструмент применяется эпизодически.

Европейские духовые инструменты

  • Флейта – это популярный музыкальный инструмент, успешно применяемый в сольном, ансамблевом и оркестровом исполнительстве. Он имеет продолговатый цилиндрический корпус, на котором располагаются шестнадцать закрывающихся клапанами игровых отверстий. Диапазон — от ноты «до» 1-ой до «до» 4-ой октавы. Звук флейты завораживает своей мелодичностью и выразительностью.
  • Флейта – пикколо – миниатюрная флейта. Размеры её гораздо меньше поперечной флейты и соответственно звук гораздо выше. Диапазон – от «ре» 2-ой октавы до «до» 5-ой. Нотируется октавой ниже. Звук пронизывающе свистяший.
  • Гобой – это трубка конической формы с достаточно непростой системой клапанов и двойной тростью. Диапазон от «си-бемоль» малой октавы до «ля» 3-ей октавы. Звук отличается выразительностью и проникновенностью.
  • Английский рожок, который также называют альтовым гобоем. Уже из названия можно определить, что это разновидность гобоя. По размерам данный инструмент немного больше своего сородича и помимо того отличается наличием грушевидного раструба. Тембр мягкий и насыщенный. Диапазон — от «ми» малой октавы до «си-бемоль» 2-ой октавы. Инструмент транспонирующий: нотация происходит в скрипичном ключе на квинту выше его реального звучания.

Ударные инструменты народного оркестра

В русском народном оркестре эффективно применяются ударные инструменты, которые используются в симфоническом оркестре, то есть литавры, тарелки, треугольник, колокольчики, ксилофон, колокола, бубен, кастаньеты, большие и малые барабаны. Из народных ударных инструментов в оркестре употребляются ложки, трещотки, бубенцы, коробочки, шаркуны и дрова.

  • Ложки – это обычные, сделанные из дерева суповые ложки. От удара ложки об ложку получается звук, напоминающий стук кастаньет, но более звонкий.
  • Трещотки – это нанизанные на шнурок деревянные дощечки, которые при встряхивании раздают щёлкающий звук.
  • Дрова – ударный инструмент, напоминающий ксилофон. Это скрепленные верёвкой деревянные брусочки, с тыльной стороны имеющие выдолбленную полость, глубина которой влияет на высоту звука. На инструменте играют специальными молоточками.
  • Шаркун – это деревянная погремушка, во внутрь которой насыпан сухой горох.
  • Коробочка – это продолговатый, обструганный брусок с небольшой полостью в корпусе. Звук, колоритно имитирующий цоканье копыт, извлекается барабанными палочками.

Интересные факты

  • В нынешнее время балалайка является одним из самых популярных сувениров, которые иностранные туристы любят приобретать на память о посещении России.
  • В разных странах мира к русским народным инструментам относятся с большим интересом. Например, в Японии есть оркестр с названием «Токийская балалайка». Он организован по типу оркестра русских народных инструментов и музицируют в нём только жители «Страны восходящего солнца». В США тоже есть общество любителей музицирования на русских инструментах, а небольшая книжечка о том, как изготовить балалайку вызвала у американцев настолько большой интерес, что переиздавалась более десяти раз.
  • В 1551 году, во время правления Ивана IV Грозного, решением Стоглавого собора все гусли, балалайки и дудки, как греховные и бесовские попали под запрет, а почти через сто лет, в 1648 году, по указу царя Алексея Михайловича Романова, эти скоморошьи инструменты были собраны и публично сожжены на берегу Москва-реки. Костёр был настолько большой, что пылал несколько дней.
  • Балалайка и домра – это две разновидности одного старинного струнного инструмента. В древние времена его корпус изготавливали из очищенной от мякоти тыквы.
  • В России лучшими исполнителями на народных духовых инструментах: жалейках, свирелях и рожках всегда признавались не профессиональные музыканты, а простые пастухи.

Инструменты русского народного оркестра. Начало их драматической истории теряется в древних временах. Они попадали в опалу, но заново возрождались. Стоит отметить, что в нынешнее время к народным инструментам относятся весьма трепетно, а они в свою очередь не остаются в долгу и ярким жизнерадостным звучанием пленяют слушателей огромных концертных залов не только в нашей стране, но и за её пределами.

Инструментовка для оркестра народных инструментов. ТЕМА 3

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ СОСТАВ ОРКЕСТРА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

ОФОРМЛЕНИЕ ПАРТИТУРЫ.

ФУНКЦИИ ОРКЕСТРОВОЙ ФАКТУРЫ.

ГРУППА ДОМР.

1. Инструментальный состав ОРНИ.

Три основных типовых состава оркестра.

1) Струнный состав:

Группа домр (трехструнных)

Пикколо

Малые (I, II)

Альтовые (I, II)

Басовые (I, II)

Группа ударных инструментов

Ударные инструменты симфонического оркестра

Народные ударные инструменты

Группа гуслей

Гусли клавишные

Группа балалаек

Примы

Секунды

Альты

Басы

Контрабасы

2) Струнный с баянами состав:

Группа домр (трехструнных)

Пикколо

Малые (I, II)

Альтовые (I, II)

Басовые (I, II)

Группа гармоник

Баяны с готовыми аккордами (I, II)

Группа ударных инструментов

Ударные инструменты симфонического оркестра

Народные ударные инструменты

Группа гуслей

Гусли клавишные

Группа балалаек

Примы

Секунды

Альты

Басы

Контрабасы

В струнный с баянами состав могут добавляться:

Оркестровые гармоники (часто взамен баянов с готовыми аккордами)

Флейта

Гобой

3) Большой состав:

Для примера приводится состав Государственного академического русского народного оркестра им. Н. Осипова:

Две флейты

I = альтовой

II = пикколо

Два гобоя

II = английскому рожку

Пять рожков

Сопрано (I, II)

Альт

Тенор

Бас

Жалейки (эпизодически)

Кугиклы (эпизодически)

Группа гармоник

Баяны с готовыми аккордами (I, II)

Группа ударных инструментов

Ударные инструменты симфонического оркестра

Народные ударные инструменты:

Ложки, трещотки (эпизодически)

Группа гуслей

Гусли щипковые

Гусли клавишные

Гусли звончатые (применяются в качестве сольного инструмента)

Группа домр (трехструнных)

Пикколо

Малые (I, II)

Альтовые (I, II)

Басовые (I, II)

Группа балалаек

Примы

Секунды

Альты

Басы

Контрабасы

2. Оформление партитуры.

Оркестровые группы охватываются групповой акколадой (утолщенная черта с фигурными «ушками» на концах).

Одноименные инструменты в группах объединяются добавочной акколадой (тонкая квадратная скобка).

Фигурные акколады охватывают нотные строки инструментов, не входящих в группы (баяны, ксилофон, гусли и др.)

Длина тактовой черты равна длине соответствующих акколад.

При отсутствии акколад тактовая черта охватывает только один нотный стан.

3. Функции оркестровой фактуры.

Функция— это составная часть оркестровой фактуры.

Виды функций: мелодия, бас, фигурация, гармоническая педаль, контрапункт.

1) Мелодия.

Основная функция, в которой воплощается тема как рельефный материал.

Приемы рельефного выделения мелодии:

Удвоение мелодии в унисон, октаву или несколько октав.

Тембровое выделение.

Расположение мелодии на расстоянии от остальных голосов.

Выделение штрихами, динамическими оттенками.

2) Бас.

Определяет гармоническую структуру аккорда.

В тутти басовая партия может быть усилена посредством удвоения в унисон или октаву у басовых и контрабасовых балалаек.

Так как основной прием исполнения на балалайках — стаккато — дает быстро затухающий звук, то бОльшая протяженность звучания может быть достигнута присоединяем к ним басовых домр, исполняющих тремоло.

Возможно использование баса в левой клавиатуре баяна.

3) Фигурация.

Три вида фигурации: гармоническая, ритмическая, мелодическая.

Гармоническая фигурация.

Движение звуков происходит по разложенным тонам аккорда.

Часто применяется в произведениях лирического характера.

Если мелодия проводится в верхнем регистре (первая-вторая октава), то в сопровождении возможны два варианта сочетания инструментов:

а) балалайки примы, секунды, альты;

б) балалайки секунды, альты, басы.

Если мелодия проводится в среднем регистре (малая октава), то гармоническая фигурация переносится в верхний регистр. Возможно сочетание малых домр, балалаек прим, гуслей.

Ритмическая фигурация.

Повторяющиеся звуки или аккорды в разнообразных ритмических сочетаниях.

Часто применяется в произведениях жанрового (танцевального) характера.

К аккомпанирующим балалайкам часто присоединяются ударные инструменты, баяны.

Мелодическая фигурация.

Использование неаккордовых звуков.

Часто применяется у солирующих инструментов с выявлением виртуозного начала.

4) Гармоническая педаль.

Выдержанные звуки аккордовой вертикали.

Функция — обеспечить полноту звучания.

Обычно располагается ниже мелодии в диапазоне от ми малой октавы до ля первой.

Если гармоническая педаль дается в одном регистре с мелодией, то желательно применить технику тембрового контраста.

5) Контрапункт.

Важным следствием применения контрапункта является тембровый контраст.

Виды контрапункта:

а) Каноническая имитация.

б) Контрапункт мелодизированный — тема, не менее яркая, чем основная.

в) Контрапункт фигурированный — тема, приближающаяся к фигурации, часто изложенная в виде гаммообразных пассажей.

г) Подголосочная полифония — мелодическая линия, ритмически и интонационно подчиненная основной мелодии.

4. Группа домр (общие сведения).

Группа трехструнных домр:

Пикколо

Малая

Меццо-сопрановая (применяется редко)

Альтовая

Теноровая (применятеся редко)

Басовая

Контрабасовая (применяется редко)

Малая домра:

По ее образцу сделаны все остальные домры.

Нотируется, как звучит.

Строй: 1-я струна — ре второй октавы, 2-я струна — ля первой, 3-я струна — ми первой.

Диапазон: ми первой октавы — ля третьей.

Является ведущим инструментом оркестра.

Основная функция — мелодическая.

Пикколо домра:

Нотируется на октаву ниже, чем звучит.

Строй (по звучанию): 1-я струна — ля второй октавы, 2-я струна — ми второй, 3-я струна — си первой.

Диапазон (по звучанию): си первой октавы — ми четвертой.

Основаная функция — удваивать партию малой домры октавой выше для более более светлого, ясного звучания.

Альтовая домра:

Нотируется на октаву выше, чем звучит.

Строй (по звучанию): 1-я струна — ре первой октавы, 2-я струна — ля малой, 3-я струна — ми малой.

Диапазон (по звучанию): ми малой октавы — ля второй.

Является ведущим инструментом оркестра наряду с малой домрой.

Часто альтовая домра играет в октаву с малой или басовой.

Часто альтовую домру используют в унисон с баяном.

Басовая домра:

Нотируется, как звучит.

Строй: 1-я струна — ре малой октавы, 2-я струна — ля большой, 3-я струна — ми большой.

Диапазон: ми большой октавы — соль первой.

Основная функция — гармоническая.

Четырехструнные домры.

Сконструированы Любимовым (настоящая фамилия Караулов) совместно с мастером Буровым.

Первая четырехструнная домра появилась в 1909 году. Название: домра прима. Строй как у скрипки.

Четырехструнные домры Любимова широкого распространения в русских народных оркестрах не получили, так как по яркости и силе звука значительно уступают трехструнным домрам Андреева.

Музыкальные инструменты русского народного оркестра

Ольга Попова
Музыкальные инструменты русского народного оркестра

Музыкальные инструменты русского народного оркестра.

Цель:

• Расширить представление детей о музыке.

• Приобщение детей к народной музыке, русским традициям.

Задачи:

1. Познакомить детей с оркестром русских народных инструментов, его составом.

2. Воспитывать любовь к народному искусству, к русским традициям

3. Развивать желание проявлять себя в различных видах деятельности; способствовать развитию инициативы и творческой активности.

Беседа 1.

Обзорная.

Появление музыкальных инструментов можно отнести к эпохе первобытного человека. А не была ли первым музыкальным инструментом палка, которой первобытный человек ударил о дерево, выгоняя пчёл из дупла? При этом он невольно сравнивал звук пустого внутри дерева со звуком, который получался от удара камнем о камень.

С самого раннего возраста взрослые через былины и песни, загадки и пословицы старались рассказывать детям о народных музыкальных инструментах.В доме ими становились самые простые предметы из крестьянского быта: пузырь с горохом – погремушкой; сухие дрова – ксилофоном; медный таз или горшок – звонким барабаном; связка деревянных пластинок – трещоткой…

Народные инструменты чаще всего мастерили из простых природных материалов – дерева, глины, рогов животных, тростника, камыша; инструментом могли стать обыкновенная травинка, бобовый стручок, или стручок акации, кости птиц и животных.

Народные музыкальные инструменты делятся на 3 группы:

— духовые – свистульки, свирели, жалейка, рожок, волынка и т. д.

— струнные – гусли, балалайка, домра.

— Ударные – ложки, бубенцы, колокольчики, трещотка, кокошник,

рубель, коробочка, дрова и т. д.

— русский баян – инструмент в русском народном оркестре, который не относится ни к одной из групп. Но без баяна невозможно представить оркестр русских народных инструментов.

Объединим все эти музыкальные инструменты в единый музыкальный организм и получим – оркестр русских народных инструментов. Родителем русского народного оркестра по праву считается Василий Васильевич Андреев, создав его в середине

19 века.

Беседа 2.

Ударные музыкальные инструменты.

Педагог: Как вы думаете, какой был первый музыкальный инструмент? (ответы детей).

Ритмичные удары ладоней создают своеобразный узорчатый рисунок неповторимой красоты. Вот он первый ударный инструмент! А не была ли первым инструментом палка, которой первобытный человек ударил о дерево, выгоняя пчёл из дупла?

На Руси без исключения ударные называли «бряцанием» или «ударянием». Невозможно себе представить русскую плясовую без ударных инструментов. Балалайки и баяна маловато без бубна, ложек и многих других инструментов.

Ложки.

Самый простой и распространенный инструмент. Обычно, в игре используются три ложки. (Педагог показывает приём игры). Получается многозвучный ритмический рисунок. Наши расписные ложки популярны не только у нас, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувениров.

Бубенцы, колокольчики.

Педагог: Чем отличаются колокольчики от бубенчиков? (ответы детей).

Колокольчик представляет собой открытую к низу металлическую чашечку закреплённым к низу ударником (язычком). Бубенчик же является полым шаром, в котором катается металлический шарик (иногда несколько, при встряске ударяющийся о стенки и извлекающий звук. Колокольчик более чист и ярок по тембру, бубенчик тускловат; звук его менее продолжителен. Зато он звучит в любом положении. В старину колокольчики и бубенчики вешались под дугой удалой тройки.

Педагог: Как вы думаете, зачем подвешивались эти инструменты?

Трещотка.

Трещотка представляет собой связку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. Этот забавный и эффектный инструмент можно сделать своими руками. Из сухого дерева вырезаются и обстругиваются примерно 20 гладких ровных пластин размером 200Х60 мм. При использовании трещотка растягивается наподобие гармошки, но веерообразно. Держат трещотку на уровне груди или головы. Нередко её украшают цветными лентами, цветами и пр. В основном играют женщины, исполняя величальные песни на свадьбах.

Кокошник.

В прежние времена сторожа были вооружены так называемыми колотушками. Сторож ходил ночью по деревне и стучал в неё, давая тем самым знать односельчанам, что он не спит, а честно трудится. Да и воров отпугивал.

Вот именно по принципу сторожевой колотушки устроен ударный народный инструмент кокошник. Основой его служит небольшой деревянный каркас, обтянутый кожей. По нему ударяет привязанный к верху деревянный шар, извлекая звуки похожие на пулемётную дробь. В нижнюю часть вставляется ручка, за которую держат одной рукой инструмент. Совершая кистью руки частые колебательные движения, заставляют привязанный шарик мотаться из стороны в сторону. Редкие удары невозможны, шарик в этом случае «не слушается».

Рубель.

Рубель, как и ложки – предмет повседневного обихода русского народа. В прежние времена, когда утюга ещё не было, бельё гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время, укатывая, утрамбовывая рубелем. Возможно, что кто – то когда- -то случайно провёл по его зубцам другим упругим предметом и получился искристый каскад звуков. Как видите, музыкальные инструменты, в особенности ударные, рождает сама жизнь, нередко и наш быт.

Коробочка.

Деревянная коробочка – очень скромный, но важный инструмент русского народного оркестра. Это небольшой продолговатый, тщательно обструганный со всех сторон деревянный брусок с небольшой полостью. Звук извлекают барабанными или ксилофонными палочками.

Коробочкой имитируют стук каблучков в танцах, цоканье копыт.

Дрова.

Этот музыкальный инструмент желательно изготавливать из клёна, берёзы или ели. Материал должен быть очень сухим или твёрдым. Русский народный инструмент дрова сконструирован по принципу общеизвестного ксилофона. Звук извлекается молоточками.

Используемая литература:

1. Ю. А. Васильев, А. С. Широков «Рассказы о русских народных инструментах»М:. Советский композитор, 1986г.

2. «Энциклопедический словарь юного музыканта». Издательство «Педагогика», 1985г. Составители

В. В. Медушевский, О. О. Очаковская.

3. А. Клёнов «Там, где музыка живёт». Издательство «Педагогика»,1986г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *