Народный сарафан для девочки

Инструкция: как сшить детский сарафан в русском стиле

Сарафан — часть русского национального костюма, которая востребована и сегодня. О том, как сшить детские сарафаны в русском стиле для повседневной носки и сценических выступлений, читайте в нашем материале.

Русский сарафан прочно укрепился в сознании русского человека как непременный атрибут национального костюма, который, кажется, был на Руси с самых древних времен. Тем не менее, эта деталь женского гардероба прижилась на территории России сравнительно недавно.

История русского сарафана для детей

По мнению историков, сарафаны пришли на Русь с Востока. Само слово sarapa или sarapai — иранского происхождения и означает «одетый с головы до ног». Первоначально так называли мужскую одежду, напоминающую внешне длинный, расклешенный кафтан. По одной из версий, женщины стали носить сарафаны во время правления Ивана IV Грозного, причем это был придворный наряд. Однако, как это часто бывает, мода для царских приближенных довольно быстро «ушла в народ». Сначала сарафаны начали носить женщины из знатных и богатых семейств, позднее — простолюдинки.

В начале XVIII века Петр I начал борьбу с сарафанами, как и с остальной традиционной одеждой. Специальным указом самодержец запретил носить эту деталь одежды представителям всех привилегированных сословий. Женам и дочерям дворян, купцов, духовенства, медиков, ученых и т.д. отныне предписывалось носить европейское платье.

Выкройки русских сарафанов для девочек

Выкройки и эскизы русских сарафанов, характерных для разных губерний (Н. Баканова «Русский народный костюм с выкройками и схемами»)

Каргопольский сарафан

Нижегородский сарафан

Вятский сарафан

Новгородский сарафан

Вологодский сарафан

Таким образом женские русские сарафаны стали уделом лишь крестьянок и мещанок. Но даже и в их жизнь сарафан входил постепенно, вытесняя поневу, — традиционный для славянок элемент костюма.

Сегодня сарафан прочно вошел в повседневный женский гардероб. При этом благодаря удобству в использовании наибольшим спросом сарафаны пользуются в качестве детской одежды. Сшить русский сарафан для девочки довольно просто, это можно сделать и без особенно «продвинутых» навыков.

Самый элементарный сарафан можно изготовить вообще без выкройки. Для этого нужно построить прямоугольник, где короткая сторона — объем груди, длинная — длина изделия (без учета лямок). После этого нужно сшить шов сбоку, вывернуть изделие, примерить на модель и обозначить места, к которым будут пришиваться лямки. Кроме того, верх сарафана можно сделать пошире и присобрать его резинкой. Если хочется сшить обязательно широкий сарафан, то нужно выкроить расширение подола к низу. Самое главное — готовое изделие нужно украсить яркой тесьмой, вышивкой, бисером и т.д.

LiveInternetLiveInternet



Источник информации — сайт http://www.sarafany.narod.ru/prog.htm. На сайте представлена дипломная работа Бакановой Натальи, в которой исследовались образцы костюмов хранящихся в Сергиево- Посадском Государственном историко-художественном музее-заповеднике; а так же натуральные музейные образцы женских головных уборов, хранящихся в историко-художественном музее города Егорьевска.Рисунки и выкройки — Баканова «Русский народный костюм с выкройками и схемами». Дипломная работа. Российский Институт Текстильной и Легкой Промышленности. 2005 год. Женский костюм села Ненёкса состоял из рубахи, юбки, полушубка (так называемой душегреи). Голову девушки украшала девичья повязка. Кроме того, на плечи накидывали одну, а то и несколько шалей, концы которых заправлялись за лямки полушубка. На шею надевались бусы из крупного жемчуга в несколько ниток. В уши вдевали серьги из мелкого жемчуга в виде ажурной сетки. На ноги надевали полусапожки на пуговицах или на шнуровке.

РУБАХА

Смотреть схему

Рубаха представленная наиболее поздним вариантом — с прямой кокеткой. Верхняя часть такой рубахи чаще шилась из белой покупной ткани. Рукава — широкие, по локоть или чуть ниже, с широкой оборкой . На кокетке, манжетах, оборках — вышивка цветочных мотивов крестиком, тамбурным швом или гладью. Нижняя часть («стан», «станушка») — из более грубой «самотканой» ткани. Нередко подол рубахи украшался ткачеством, вышивкой крестом, узкой полоской перевити, добавлялось филейное или вязанное крючком кружево.

Каргопольский костюм 19 века состоял из длинной рубахи, расшитой по рукавам и подолу,сарафана, и своеобразного головного убора-сороки.

Смотреть схему

Сарафан состоит из 7-ми полотнищ. Лямки удлиненные. В Безводном такой сарафан называется «москалем». Шили его из дорогих шелков, и был украшен золотым позументом или кружевом. Спереди он начинается над линией груди, а по спинке — чуть выше линии талии. Грудка по отношению к спинке приподнята. Сарафан посажен на подкладку из фабричной х/б ткани. По низу изделия пришита широкая бахрома (10 см.).

Костюм девушки нижегородской губернии состоял из рубахи, шелкового сарафана, шелковой или парчевой распашной одежды, называемой кафтанчиком. Голова украшалась девичьей повязкой. Весь ансамбль дополнялся нагрудным праздничным украшением «ожерельи». В Нижегородской губернии его носили девушки и женщины. Оно представляет собой полосу кумача или красного шелка, расшитую бисером, пуговицами или стразами. Снизу к полосе прикреплялись фигурные цепочки и нити из бисера и стеклянных бус. Завязывались «ожерельи» лентами.

РУБАХА

Смотреть схему

Представленный образец был выполнен из белой х/б ткани. При сшивании прямоугольных полотнищ переда, спинки и рукавов, образуется большой четырехугольный вырез горловины. Край горловины оформлен в виде фигурной сборки (рис. 1.19) . Такой прием нередко встречается в нижегородских рубахах. Рукав, в результате сборки горловины и пришитой ластовицы получается широким, что создает дополнительное удобство при носке этого изделия. Манжета рубахи состоит из четырех полос, из которых три украшены плотной фигурной сборкой, а четвертая образует пышную сборку с нашитым по краю кружевом, так же фигурно собран и край самого рукава (рис. 1.20).

НИЖЕГОРОДСКИЙ КАФТАНЧИК

Смотреть схему

К шелковому сарафану в обязательном порядке полагалась шелковая или парчовая нагрудная распашная одежда, называемая по-разному: «душегрея», «епанечка», «холодник», «кафтанчик». Заготовки для кафтанчика вышивали мастерицы в центрах золотошвейного промысла, находившихся в Городецком и Арзамасском уездах Нижегородской губернии. Если шили по бархату, обычно бордового цвета, то фон просматривался между фрагментами золотного шитья, контрастно подчеркивая его. Иногда вышивка выполнялась золотом по холсту, тогда фон сплошь застилали серебряными нитями. Нижегородский кафтанчик Х1Х века имел целый ряд отличительных особенностей: он был вышит золотой и серебряной нитью, стеганный на вате или кудели, на спинке располагалось 17 крупных трубчатых складок, называвшихся в Безводном «борами».

ДЕВИЧЬЯ ПОВЯЗКА

Нижегородские девичьи повязки шились в виде прямой полосы ткани, обшитой металлическим галуном в один или несколько рядов, и украшены по очелью объемным орнаментом, выполненным в технике «сажение по бели» и расшитым жемчугом, стразами, бусом. Край очелья обрамлен узорной поднизью в виде фестонов. При надевании повязка принимает форму усеченного к верху конуса за счет плотного картона, подложенного под центральную часть повязки Завязывается повязка тесьмой, продетой в прошитые с изнанки петли. К краям пришиты длинные муаровые или штофные ленты, украшенные золотой бахромой. Тесьма завязывалась под косой, а ленты ее прикрывают. В самом нарядном варианте костюма девушки Безводного подтыкали еще одну ленту, к которой прикалывали шелковый бант другого цвета, спускающийся к концам подола сарафана.

Девушка на выданье из Скопинского уезда носила особый наряд, в цветовой гамме которого основную роль играл белый цвет домотканого шерстяного и льняного полотна. Он состоял из длинной рубахи , поверх которой надевалась туникообразная шушка. К шушке полагался широкий черный шерстяной пояс, украшенный на концах тремя поперечно расположенными полосами ромбовидного узора с металлическими блестками. Между ними — темно- красные полоски х/б ткани, желтые шелковые ленты, декорированные стеклянными пуговицами. Концы пояса завершены короткими кистями темно-коричневого цвета. Такой костюм обычно дополняли шейные и нагрудные украшения из бисера «чопки» и «разметки», а также девичья повязка золотного шитья с пушками около ушей.

РУБАХА

Смотреть схему

Верхняя часть рубахи изготовлена из четырех полотнищ отбеленного льна. По — видимому, это поздний вариант кроя девичьей рубахи (ее могла носить и молодая женщина). Первоначально рубаха была цельнокроеной. В верхней части переднего и заднего полотнища, а так же небольшие прямые полики присобраны в мелкие густые сборки под невысокий вороник — стойку. Прямые рукава, сшитые из цельных полотнищ кумачовой ткани, внизу присобраны под неширокие манжеты в мелкие сборки, зафиксированные с изнаночной стороны. Манжеты застегивались с помощью воздушных петель. Под рукава вшиты квадратные ластовицы. Рязанская рубаха очень нарядна. Она украшена по воротнику, линиям поликов и грудного разреза счетной вышивкой. Места соединения рукавов и поликов отмечены декоративными нашивками из полос красного коклюшечного кружева и черной тесьмы с металлическими блестками. Яркие кумачовые нашивки обрамляют также грудной разрез. Манжеты украшают полоски золотого шнура с нашитыми рядами металлических блесток и бисера. По низу подола проходит нашитая широкая красная тканая кайма с тремя рядами узких полосок. Кайма на девичьей рубахе должна быть видна из-под верхней одежды — шушки.

ШУШКА

Смотреть схему

Шушка сохранила архаичный туникообразный крой: центральное полотнище плотного шерстяного домотканого полотна бело — серого цвета перекинуто спереди назад; в месте сгиба прорезана горловина У- образной формы; по бокам пришиты более короткие полотнища и в верхней части — недлинные рукава. Под рукавами вшиты маленькие ромбовидные ластовицы. Декоративное решение шушки подчеркнуто скромно: единственным цветовым акцентом одежды является шерстяная темно-коричневого цвета обшивка, обрамляющая вырез горловины, края рукавов и подола (рис. 1.26). К шушке полагался широкий черный шерстяной пояс, украшенный на концах тремя поперечно расположенными полосами ромбовидного узора с металлическими блестками. Между ними — темно- красные полоски х/б ткани, желтые шелковые ленты, декорированные стеклянными пуговицами. Концы пояса завершены короткими кистями темно-коричневого цвета

Девичий костюм Вятского уезда состоит из рубахи, сарафана, передника, нижних юбок и вязаного пояса.Рубаха с сарафаном могла дополняться нарядным передником — фартуком (рис.1.25), завязывающимся по талии. Это поздний вариант кроя передника, бытовавший в крестьянской среде. Он сшит из двух полотнищ, присборенных под неширокую обшивку, к краям которой крепятся завязки. Ткань соткана из белых, красных, желтых льняных нитей в сложной технике многоремизного ткачества с узором из поперечных полос, заполненных геометрическими фигурами. На талии обязательно завязывался длинный неширокий пояс, который был связан на спицах или тканый с кистями на концах. Под сарафан было принято надевать по несколько юбок, которые зрительно увеличивали полноту девушки, а также служили ей нижним бельем.

РУБАХ

Смотреть схему

Основу костюма составляет длинная рубаха, являющаяся архаичным видом как женской, так и мужской одежды. Вятская рубаха составная, прямого покроя. Ее верх — «воротуха» — изготовлен из тонкой отбеленной льняной ткани шириной 35 см.. Передняя и задняя части сшиты из полутора прямых полотнищ, соединенных вверху рукавами. Крой рукава особый, древний, получивший название » по топорному» (5). Рукав состоит из одного скошенного к запястью полотнища, имеющего в верхней части прямоугольный выступ, и одного клиновидного куска ткани меньшей длины с разрезом для вшивания ластовицы. Оно расширяет нагрудную часть и позволяет руке свободно двигаться. Верхние края передних и задних полотнищ и рукавов присборены под неширокую обшивку, образуя округлый вырез горловины с разрезом посреди груди и застежкой металлическим крючком. Нижняя часть рубахи — станина сшита из прямых и одного скошенного полотнища из льняных нитей более грубой выделки.

САРАФАН

Сарафан «московец» прямого кроя сшит из семи прямых полотнищ с лифом . Переднее полотнище собрано в защипы под кумачовую обшивку, а боковые и задние — в частые сборки под лиф. Он представляет собой широкую центральную прямоугольную полосу с верхним фигурным краем и двумя клиновидными вставками с изнанки продублирован серым холстом. Узкие лямки обшиты х/б тканью и крепятся на груди и середине спины. К краям переднего полотнища пришиты длинные, узкие завязки, поддерживающие грудь. По подолу проходят две полосы — нашивки ярко-синего цвета из х/б ткани. Полотнища сарафана сотканы из льняных и покупных х/б нитей в технике полотняного плетения » с перебором «. Ткань сарафана отличается подчеркнутой декоративностью. По оранжевому фону расположены неширокие поперечные полосы, расцвеченные красными, белыми и синими нитями.

Венчальный костюм включает в себя белую составную рубаху, темно-синий домотканый льняной сарафан прямого покроя, плетеный пояс. Невеста дополняла наряд бусами.

РУБАХА

Смотреть схему

Верхняя часть рубахи сшита из трех прямых полотнищ фабричной ткани с разрезами посередине груди. Прямые рукава из цельных полотнищ доходят до локтей, где собираются в частые сборки под обшивки. Верхние края полотнищ и средние части рукавов, собранные в частые сборки образуют округлый вырез горловины. К нему крепится густая оборка, пришитая по верху бейкой. Под рукавами вшиты ромбовидные ластовицы. Нижняя часть рубахи — «станина» сшита из трех прямых полотнищ и одного клина грубого домотканого льна. Обрядовое значение подчеркивает вышитая белыми нитями в верхней части станины с правого бока фаллическая фигура, наделенная, очевидно продуцирующим значением. Оборки рукавов, обшивки украшены вышитыми крестом узорами, выполненными нитями красного и черного цветов. Мотивы орнамента из много лепестковых цветков, плодов и листьев. По краям горловины и оборок пришиты полосы белого фабричного кружева, придающие белоснежной рубахе легкость и воздушность.

САРАФАН

Смотреть схему

Сарафан сшит в виде высокой юбки (рис. 1.30) из семи прямых полотнищ темно-синей ткани. Два передних полотнища на 10 см длиннее задних, с которыми они соединяются треугольными боковыми вставками. В верхней части, на спине и груди, полотнища собраны под узкую обшивку и мелкие защипы (на спине — встречные), зафиксированные по лицевой стороне красной шерстяной нитью. Посередине груди имеется небольшой разрез, застегивающийся на пуговицу. Длинные узкие лямки крепятся на груди и середине спины. По низу сарафан украшен крупным орнаментом, выполненным в технике аппликации из красного узорного ситца: цепочку ромбов с обеих сторон обрамляют неширокие горизонтальные полосы. В верхней части сарафана края отмечены красной ситцевой бейкой.

РУБАХА

Смотреть схему

Рубаха имеет составную конструкцию . Верхняя часть рубахи изготовлена из х/б домотканины в технике полотняного переплетения и выборного ткачества и фабричной ткани оранжевого цвета. Спинка сшита из двух прямых полотнищ, одно из которых заворачивается наперед, образуя боковую часть. На другом боку располагается небольшая составная прямоугольная вставка; нагрудная часть представляет собой широкую прямоугольную полосу фабричной х/б ткани. Полотнища и вставки соединены между собой небольшими плечевыми вставками — прямыми поликами, пришитыми по утку. Верхние края поликов, полотнищ и вставок собраны в сборки под узкую обшивку, образуя каре образный вырез горловины с разрезом по середине груди, застегивающимся на две пуговицы с воздушными петлями. Края манжет украшены небольшими оборочками из тонкой шерстяной ткани розового цвета. Под рукава вшиты квадратные ластовицы. Узор рубахи выполнен в технике нечасто встречающегося в крестьянском рукоделии выборного ткачества. Основными мотивами орнамента являются геометризованные цветы-звезды, косые кресты, лучеобразные фигуры. На поликах и верхней части рукавов располагаются полосы из разновеликих антропоморфных фигур.

САРАФАН

Смотреть схему

Сарафан прямого покроя сшит из одного поперечного полотнища ткани, изготовленного в технике поперечного переплетения из шерстяных, х/б и льняных нитей, с узором в виде ярких, узких, разноцветных полос. По боковым сторонам грудка заложена в защипы под узкую обшивку-тесьму. С изнаночной стороны она продублирована темным сукном. На спине полотнище в верхней части собрано частыми складочками, зафиксированными с верху тесьмой — обшивкой и на середине спины с изнанки узкой полоской холста. Сарафан имеет длинные, узкие лямки. Подол изнутри подшит холстом

схема

Конструкция кокошника состоит из трех частей: лобной части и двух клинов. При сшивании они образуют нечто, напоминающее шапочку. Лобная часть усилена картонной прокладкой. Кокошник посажен на подкладку из ситцевой ткани. Вышивка лобной части выполнена в виде геометрического орнамента в технике «золотное шитье», верхняя часть головного убора заполнена орнаментом стилизованного растительного мотива.

Схема

Конструкция кокошника состоит из 3 частей: лобная часть, затылочная часть, и широкая обтачка низа изделия . На кокошнике имеется застежка в виде металлических крючков. Выполнен кокошник из бархата и украшен золотным шитьем. Орнаментация вышивки — стилизованные растительные элементы

Схема

Конструкция кокошника состоит из трех частей. Выполнен образец из бархатной ткани, украшен вышивкой золотного шитья стилизованными растительными элементами. Парчовый штоф с геометрическим рисунком является очельной часть кокошника. Кокошник посажен на подкладку. Обычно поверх кокошника надевался платок.

Схема

Развертка «сороки» имеет 3 основные части — очелье, позатылень и специальная нашивка из основной ткани, которая удлиняет позатылень. Конструкция имеет жесткий каркас — вшитую картонную полосу высотой 20см. Завязки шириной 5 см из ситцевой ткани, крепятся к очелью. Головной убор посажен на подкладочную ткань. Выполнен образец из бархатной ткани. Очелье богато украшено золотным шитьем, цветными стразами и нашитым парчовым позументом. Нашита тесьма из разноцветного бисера, по краям очелья пришита бахрома. Позатылень украшен вышивкой в технике «золотное шитье», орнаментация выполнена в виде растительных мотивов. К низу нашивной части позатыльня пришиты три пышных кисти красного и зеленого цвета. Декоративным соединением очелья и позатыльня являются две полоски золотной тесьмы.

Схема

Свадебный головной убор «сорока» состоял из трех частей: кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно «сороки» каблукообразной формы. Сорока является древним по способу ношения головным убором русской женщины. Основу свадебного головного убора воронежской крестьянки составляет кичка — твердая налобная часть в виде подковы с торчащими вверх большими рожками, обшитая кумачом. К ней крепится кусок холста, края которого присобраны на тонкий шнур — «вздержку». Кичку одевают на голову на уровне лба и тщательно закрывают холстом женские волосы, затем фиксируют шнуром ткань на голове. Затылок прикрывают позатыльньником — прямоугольной полосой расшитого золотыми нитями бархата, закрепленного для жесткости на картоне, к верхней части и боковым сторонам которого пришиты полосы шелковой ткани с завязками по краям. Их перекрещиваю на лбу, и несколько раз обвязывают вокруг рожек, таким образом, плотно скрепляя кичку с позатыльнем. И, наконец, сверху на рожки надевают сверкающую золотом маленькую сороку, которая венчает все это сооружение. Основными мотивами орнамента золотой вышивки на позатыльне и по верху сороки являются «древа», аналогичные подобным изображениям на рукавах свадебной рубахи.

Конструкция повойника состоит из 2 частей: лобной и теменной. Теменная часть повойника присборена, что создает небольшой объем изделия. Изделие посажено на подкладку из ситцевой ткани. Выполнен образец из бархатной ткани бордового цвета и богато украшен золотным шитьем. Орнаментация теменной части представляет собой стилизованные растительные мотивы. Лобная повойника имеет украшение из парчового штофа, на котором имеется орнамент в виде геометрических фигур. Штоф нашит на лобной части повойника. Повойники использовались как в дополнении нарядной, так и рабочей одежды. Носили его женщины замужние

Схема

Конструкция головной повязки проста , представляет собой прямоугольный шаблон из картона, обтянутый куском красной ткани. Часто встречаются экземпляры с «ушками». К концам шаблона пришивались завязки — лента. В основном встречаются образцы повязок, выполненных из ткани красного цвета (цвета солнца). В качестве украшения на повязках использовалась золотная тесьма с фестонами, золотное шитье, рубленный перламутр, бисер, цветные стекла, фольга, низание по бели бисером. Поверх повязок одевался платок или шаль с бахромой

Мастер-класс по пошиву «Русский народный женский сарафан»

Галина Крецу
Мастер-класс по пошиву «Русский народный женский сарафан»

У каждого народа есть свой традиционный наряд. В России такими костюмами являются рубака, штаны и кафтан для мужчин, и сарафан с рубахой для женщин. Русский народный женский сарафан представляет собой платье, которое шьется чаще всего без рукавов.

Длинные русские народные сарафаны представительницы прекрасной половины человечества любили одевать на различные события и мероприятия. В таких сарафанах можно было вечерком прогуляться по улице, посетить ярмарку или просто навестить своих соседей.

23 октября мы приняли участие в районном семинаре «Организация и проведение праздников в детском саду». С помощью частушек решили представить свой творческий отчёт по теме «Народное творчество в нашем детском саду». Ну и какие же частушки без русского сарафана. Времени на пошив костюмов было мало, всего четыре дня. Спасибо моей маме (она у меня швея) за то, что научила меня шить с детства. Оговорюсь времени мало, а сшить нужно было пять Русских народных женских сарафанов. Вот что у меня получилось.

Для пошива одного сарафана необходимо:

• Два метра ткани – брали атлас,

• Пять метров ленты,

• Нитки для шитья,

• Сантиметр,

• Ножницы,

• Газета,

• И конечно же швейная машина.

Моя старушка-подружка:

Итак,начнём. Делаем выкройку. Здесь нужен ещё один мастер-класс,но для тех,кто шьёт будет понятно. Русский сарафан свободного покроя,так что делаем его широким:

Моделируем:

Пользуюсь скотчем для фиксации:

Два метра ткани складываю вдоль пополам,а потом ещё раз пополам поперёк. Будем резать сразу четыре полотнища. Слева оборка.Остальная ткань для запасных деталей:

Берём два полотнища сарафана. Сшиваем боковые швы. Сшиваем все части оборки,обмётываем края. Вырезаем по косой ткани рулик. Всёпроглаживаем:

Обрабатываем пройму сарафана руликом.Делаем сборку на оборочке:

На низ сарафанапришиваем оборку и по лицевой стороне пришиваем ленту вот так:

Принимаемся за верх сарафана. Делаем сбору спереди и сзади вот так.Самый верх обметала мелким зигзагом:

И пришиваем ленту:

Не забываем про брительки. Выкраиваем,прострачиваем,выворачиваем,утюжим,пришиваем:

Из остатков ткани и ленты сделала вот такой пояс:

А это результат.Подготовка к выступлению:

И выступление. В дальнейшем планируем украсить сарафаны:

Мужской костюм тоже шила я лет десять назад для нашего местного казачьего коллектива. Жаль что нет фото костюма донской казачки.

Спасибо.

Ткани для сарафанов

Ткани для русского народного сарафана

Основными тканями, применявшими­ся для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть про­стого полотняного переплетения, а с се­редины XIX в. — фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветоч­ных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.

Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачест­во, вышивка, набойка. Полосатые и клет­чатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, гео­метрические контуры, отсутствие округ­лых очертаний в узоре.

Наиболее рас­пространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стили­зованные фигуры женщины, птицы, ко­ня, оленя. Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, ко­нопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, корич­невый, желтый, зеленый. Многокрасоч­ность решалась, чаще всего, на основе белого, красного и синего (или черного) цветов.

С середины XIX в. домотканые тка­ни вытесняются фабричными с набив­ными цветочным, клетчатым, полосатым узорами.

Женская рубаха, была прямого покроя, с длинным рука­вом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположен­ной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным ри­сунком (фантастические женские фигу­ры, сказочные птицы, деревья), дости­гавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орна­ментальное решение.

В южных областях прямой покрой рубах был более сложным, он осуще­ствлялся с помощью так называемых поликов — деталей кроя соединяющих полочку и спинку по линии плеча. Полики могли быть прямыми и косыми. Полики прямоугольной формы соеди­няли четыре полотнища холста шири­ной 32—42 см каждый. Ко­сые полики (в форме трапеции) соеди­нялись широким основанием с рукавом, узким — с обшивкой горловины. Оба конструктивных реше­ния подчеркивались декоративно.

Холщовые белые рубахи и передни­ки северные крестьянки носили с сара­фанами. В XVIII в. и в первой половине XIX в. сарафаны делали из однотонной, без узора ткани: синего холста, бязи, красной крашенины, черной домотканой шерсти. Многоузорная и многокрасоч­ная вышивка рубах и передников очень выигрывала на темном гладком фоне сарафана.

Косоклинный покрой сарафа­на имел несколько вариантов. Наиболее распространенным был сарафан со швом посередине переда, отделанным узорными лентами, мишурным круже­вом и вертикальным рядом медных и оловянных пуговиц. На рис. 2 изображен девичий костюм Московской губернии середины XIX в. Он состоит из цветной рубахи с широкими суженными книзу рукавами и косоклинного сарафана, украшенного цветной полосой и оловянными пугови­цами. Жемчугом расшит головной убор, косник, ожерелье.

На рис. 3 — прямой сборчатый сарафан более позднего периода. Его делали из четырех — восьми прямых полотнищ ткани, собранных вверху мел­кими складками, застроченными на 3—5 см от края спереди и на 10—20 см сзади. Прямые сарафаны шили из на­бивной ткани: пестряди, кумача, сатина, ситца, атласа, кашемира, парчи с цве­точным узором. Рубаху к нему также делали из яркой цветной ткани.

В одежде Русского Севера от древ­нерусского костюма сохраняются «епанечки» и душегреи, стеганные на вате, с рукавами. На рис.4 — костюм крестьянки Тверской губернии: сара­фан, «епанечка», парчовая рубаха и на­рядный кокошник.

На рис. 5 — костюм крестьянки Орловской губернии: домотканая хол­щовая рубаха со сплошь вышитыми узорными рукавами; богато украшенный передник-занавеска; синяя клетчатая понева с цветными нашивками и узор­ной тесьмой по подолу; головной убор — «сорока» с платком сверху.

Рис.2-3. Рис.4 – 5.

Из ювелирных украшений применя­ли жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья. Женский костюм в северных и центральных областях дополняли сережки, низанные жемчугом, и нашейные укра­шения разнообразных форм, которые, так же как и голов­ные уборы, очень ценили и берегли. Жемчуг в большом количестве добывался в северных реках. Его продавали на ярмарках, как и золотосеребряные нити.

Женской обувью служили кожаные полусапожки, коты, отороченные вверху красным сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборами.

Традиционный костюм как целостный гармоничный ансамбль, наделенный утилитарными и эстетическими функ­циями, уходит из повседневного крестьянского быта. Сель­ский житель, окруженный новой предметной средой, предпо­читает носить модную городскую одежду. Лишь в отдельных местностях сохраняются в быту предметы традиционной одежды, незаменимые в определенных климатических усло­виях.

Есть села, где на праздник „обряжаются» в старинную „снаряду» и выходят на улицу, водят хороводы, поют при­уроченные к этому празднику „протяжные» песни. На Печоре, в Усть-Цильме, каждую весну проводят „горку». Женщины и девушки в шелковых рубахах с золотыми поликами, в широких сарафанах с кружевными нашивками по подолу, в больших, повязанных по-особенному старинных платках собираются из разных деревень на древний празд­ник с песнями и хороводами.

В Курской и Воронежской областях еще бытуют сельские песенные обряды, где можно увидеть старинные домотканые шерстяные сарафаны с многочисленными ровными складками на спине, широкие пояса с бантами, яркие клетчатые поневы, белоснежные рубахи, расшитые тончайшими черными графическими узо­рами, горящую на солнце кумачовую с золотом „сороку».

Ежегодно Государственная консерватория имени П.И.Чай­ковского, Дом композиторов проводят в Москве большие концерты народных исполнителей и фольклорных коллекти­вов, где слушатели знакомятся не только с памятниками песенной народной культуры, но и с народным костюмом во всей его полноте.

Подлинный костюм органично сочетается с песней и танцем в зрелище, волнующем своей образностью и достоверностью. Фольклорные коллективы, соби­рая и записывая на местах старинные музыкальные произ­ведения, также уделяют большое внимание народному ко­стюму.

Линии кроя, приемы декора народного костюма — неисся­каемый источник творческих поисков и для современных модельеров. Последние годы модное направление в жен­ском костюме определил народный стиль. Модельер В. Зай­цев, чья творческая индивидуальность получила развитие на основе разностороннего изучения традиционного костюма, замечает: „Национальный костюм обладает необы­чайной силой долговечности, помогающей выстоять и бли­стать в любой обстановке, он подчеркивает в человеке такие качества, как достоинство, элегантность, изыскан­ность».

Широкий показ как у нас в стране, так и за рубежом образцов старинного русского народного костюма послужил импульсом к созданию моделей в русском стиле.

Известный представитель французской школы Ив Сен-Лоран во второй половине 1970-х годов создает русские фантазии, вдохновляясь образами северного костюма XVIII — начала XIX века.

Народный стиль оживляет стереотипную городскую одежду нарядными островками рукотворных ансамблей, обогащенных вышивкой, вязаным и плетеным кружевом, ситцевыми аппликациями, подлинными народными украше­ниями, шалями.

Народный костюм — это бесценное неотъемлемое досто­яние культуры народа, наполненное могучей животворной силой.

Собрание русского народного костюма в Государствен­ном Историческом музее представлено материалами XVIII -начала XX века. Оно включает отдельные предметы, костюмные комплексы, всевозможные дополнения: голов­ные уборы, украшения, обувь и др. — всего около 9,5 тысячи экспонатов — и отражает традиционные формы празднич­ного, будничного, обрядового костюма во всем многообразии его бытования на различных территориях европейской части России. Коллекция включает образцы преимущественно крестьянской одежды.

Крестьянская одежда при всей общности принципов кроя и орнаментации не едина в своих формах. Она отличается разнообразием устойчивых комплексов, бытовавших в опре­деленных географических и историко-культурных областях. Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с сарафаном и кокошником. Комплекс одежды с сарафаном распространился в России на рубеже XVII-XVIII веков.

Он включал рубаху, сарафан, пояс, иногда передник. Эта одежда была более характерной для север­ных и центральных губерний. Со временем она проникает и к югу, вытесняя традиционные формы. Уже в конце XVIII -начале XIX века именно она ассоциировалась в России с национальным костюмом. На полотнах И.Аргунова, Шиба­нова, Венецианова русская женщина предстает в сарафане.

В гравюре, лубке тип народной женской одежды чаще дру­гих отражен сарафанным комплексом. Сарафан стал своего рода униформой кормилиц. „Русский» костюм в маскарадах, ставших популярными еще в XVIII веке, имел форму сара­фана. Сарафан носили не только крестьянки, — на протяже­нии длительного периода, начиная с XVIII века, он был одеждой мещанок, купчих и других групп населения, придер­живавшихся русских обычаев.

Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение и надевали по самым большим праздникам несколько раз в год.

Так, на отдель­ных женских портретах конца XVIII — начала XIX века встре­чается праздничный костюм с сарафаном и кокошником, составленный из разновременных частей, чем подтвержда­ется и длительность ношения одежды, передаваемой по наследству, и достоверность портретов как этнографиче­ского источника.

Сарафаны подпоясывались узким поясом или лентами. Пояс был обязательной принадлежностью народного костюма, без него невозможно было появиться перед людьми. Только в особых случаях, чтобы не смять ткань сарафана до начала праздника, пояс надевали под сара­фан, опоясывая им рубаху. К шелковым сарафанам наде­вали галунную ленту или выплетенный из золотосеребряных и шелковых нитей поясок, использовали также узкую полосу шелковой ткани, расшитой золотными нитями. Концы поясов украшались разнообразными кистями, подвесками, декоративными полосами с шитьем, вставками разноцветной фольги, перламутровыми плашками.

Рассмотренные памятники XVIII — первой половины XIX века характеризуют главным образом одежду сарафанного комплекса.

Сарафанные комплексы этого времени представлены в основном одеждой из домотканых льняных и шерстяных материалов, украшенных набивными, ткаными и вышитыми узорами.

С появлением в деревне хлопчатобумажных нитей их стали употреблять для изготовления полотен праздничных рубах и сарафанных клетчатых пестрядей. Сочетание в основе и утке нитей разного цвета создавало сложную кра­сочную гамму.

Для рубах предпочитали ткать двухцветную красно-белую или бело-синюю пестрядь. Рубашечные клетки — мелкие, сарафанные — более крупные, но в ком­плексе костюма они хорошо сочетались. Примером такого сочетания может служить праздничный костюм конца XIX -начала XX века, привезенный в 1969 году из Архангельской области.

Праздничная одежда. Север России. Вторая половина XVIII в.. Праздничная одежда. Центр России, Первая половина XIX в. Праздничная одежда. Север России. Конец XVIII-XIX в.

Праздничная одежда. Новгородская губерния. 1860-е гг.

Праздничная одежда. Тверская губерния. Первая половинаXIX в. Одежда крестьянки. Архангельская губерния. Конец XIX в. Праздничная одежда. Архангельская губерния. Начало XX в. Перейти к разделу: 3. Пошив русского народного сарафана

Настоящий сарафан, да не простой, а настоящий русский-народный хорош всем – он красивый, легкий, нарядный, просторный, не сковывает движения. А еще его легко и просто можно сшить своими руками по легкой выкройке или даже совсем без нее.

Требуемые инструменты и материалы

Понадобится все то, что обычно бывает нужно для шитья:

  • Ткань для сарафана (ситец, сатин, атлас и др. красного цвета) шириной 110 см и длиной 2,5 метра;

  • Ткань для отделки (полоса шириной 2 метра);

  • Нитки в тон ткани;

  • Иголки и ножницы;

  • Сантиметровая лента;

  • Английские булавки;

  • Бумага для построения схемы выкройки.

Самый легкий вариант русского народного сарафана

Можно построить выкройку самостоятельно, можно скачать готовую. Но проще всего вообще обойтись без нее. Итак, как сшить русский сарафан своими руками без выкройки.

Берем кусок ткани и выкраиваем из него прямоугольник. Одна сторона этого прямоугольника представляет собой охват груди, другая – желаемую длину сарафана. Не забываем оставить место, где будет проложен шов. Это так называемый припуск, ширина которого должна быть не менее полутора сантиметров. Далее прострачиваем сарафан с изнаночной стороны. Одеваем сарафан на себя и английскими иголками прикалываем в нужные места будущие лямки. Для лямок понадобится такая же ткань, как для сарафана. Ширина лямок для русского сарафана должна быть не менее 4-5 см, можно больше.

Можно выкроить не прямоугольник, а трапецию. В этом случае сарафан получится слегка расклешенным. Либо сделать прямоугольник с равными сторонами, присборив на груди резинкой.

Как сшить русский сарафан с выкройкой

Для получения выкройки нам нужны две цифры – объем груди и спинка.

По готовой выкройке, подставив туда свои размеры, вырезаем две трапеции. Длина основания одной обычно берется в 110 см, высота зависит от вашего роста и желаемой длины сарафана (это будет именно она).

Из оставшейся ткани вырезаем кокетку (рис. А и Б) и будущие лямки (рис. С). Прострачиваем кокетку по бокам.

Далее пристрачиваем кокетку к нижней части сарафана (той, что сшивалась из двух трапеций).

В центральной части сарафана спереди пристрачиваем полосу ткани для отделки. Обычно эта полоса берется контрастного цвета (белая, желтая и т.п.). Полоской такого же цвета отделывается низ сарафана.

Лямки сарафана складываем пополам изнаночной стороной внутрь и прострачиваем, после чего выворачиваем на лицевую сторону и пришиваем к кокетке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *