Национальные армянские костюмы

Армянский национальный костюм

28 Apr 2017 — 04:57

Национальный костюм – это своеобразная летопись, повествующая об образе жизни народа, его истории и духовности. Анализируя национальный костюм, можно судить о климатических и географических условиях, о социальном, религиозном устройстве и экономическом развитии народа. Можно предположить, с какими вызовами он сталкивался.

Так, например, оружие всегда являлось неотъемлемой частью армянского национального костюма, что свидетельствует о постоянной угрозе со стороны соседей и пришлых племен.

История армянского костюма насчитывает порядка трех тысяч лет. Сведения о национальной армянской одежде содержат археологические артефакты, труды армянских историков, архитектурные и надгробные памятники, средневековые миниатюры и другие источники.

В связи с тем, что Армения в период античности была разделена на Западную и Восточную, каждая из которых на протяжении столетий развивалась под влиянием различных исторических факторов, национальная одежда, по покрою, общему силуэту, цветовой гамме, способах и технике декорирования, делится также на восточноармянскую и западноармянскую.

Мужской национальный костюм

Основой национального мужского костюма была сшитая из шелка или ситца цветная рубашка (шапик — Շապիկ) с низким воротом и боковой застежкой и широкие штаны-шаровары (шалвар — Շալվար) из шерсти или хлопка, чаще всего синего цвета. Шаровары подпоясывались специальной опояской – тесьмой шириной в 2 сантиметра, украшенной на концах узором и кистями, которая продевалась в широкий подрубной шов на талии.

Восточные армяне поверх рубашки надевали архалух – распашную верхнюю одежду с низким стоячим воротником. Шился архалух из хлопчатобумажной или шелковой ткани. Застегивался от воротника до талии на крючки или мелкие пуговицы. Длиной архалух доходил до колен.

Поверх архалуха обычно носили чуху с откидными рукавами, присборенную на талии и подпоясанную матерчатым, кожаным или позднее наборным серебряным поясом с пряжкой.

Западные армяне вместо архалуха носили жилет – елак. На елак надевали короткую куртку с цельнокроеными рукавами и без застежек – бачкон.

Широкие шаровары (вартик) сужались к щиколоткам, так как в сельских условиях широкие шаровары были непрактичны. Носили вартик с обмотками.

Одежда отличалась красивой вышивкой с растительным орнаментом. Талию обматывали длинным, сложенным в несколько слоев шарфом. Образовавшиеся в таком поясе складки использовали в качестве карманов, кошелька, кисета и для ношения ножа или кинжала.

Зимой мужчины носили широкие шубы из овчины. В западных областях носили безрукавки из козьего меха – казахик.

Женский национальный костюм

Женская одежда армян отличалась однородностью. Она состояла из длинной рубахи – халав, с косыми клиньями по бокам, с широкими прямыми рукавами, круглой горловиной и продольным разрезом на груди. Под халав надевали длинные штаны – похан. Штаны шили из красной хлопчатобумажной ткани и расшивали у щиколоток золотыми нитками и тесьмой. Поверх восточные армянки надевали длинный архалух, синего, зеленого или фиолетового цвета, с длинным изящным вырезом на груди, застегивающийся только до талии. Женский архалух имел боковые разрезы, идущие от бедер, таким образом, образовывалось три полы: широкая задняя и две узкие передние.

В праздничные дни поверх архалуха армянки надевали платье (минтана) такого же кроя, как и архалух, но без боковых разрезов. На талии завязывали длинный шелковый или шерстяной шарф. Рукава платья застегивались на небольшие пуговицы в виде шариков, или пришивали вместо пуговиц тонкие серебряные трубочки, нанизанные на нитку в виде треугольников. Края рукавов были обшиты тонким шнуром.

Поверх рубахи западные армянки носили сшитое из шелка или хлопка платье с разрезами ниже бедер – антари, зпун. Зимой поверх антари надевали джуппу (хрха, хатифа, путали), другое платье, но уже без боковых разрезов. Будничная джуппа обычно была сшита из темно-синего сукна, праздничная хрха — из бардового или фиолетового бархата, хатива – синего или бардового шелка. Путали шилась из цветной шерстяной ткани в полоску.

Все костюмы украшались вышивкой. Разрезы в боковых швах и вырез на груди оформляли шнурами различной толщины и богатой вышивкой.

Очень важной частью традиционной одежды армянок был расшитый тесьмой передник (гогноц) с узким тканым пояском.

Детский

Младенцев одевали в простую рубашку. После года к рубашке добавляли архалух. Часто его делали длинным, что мешало ребенку свободно ползать и ходить. Делали это для того, чтобы было проще уследить за ребенком.

До семи лет мальчики и девочки воспитывались вместе, а после их разделяли. В целом детский костюм не имел существенных отличий от взрослого. Первый свой взрослый архалух мальчик надевал в 10-12 лет.

Детская одежда, так же как и взрослых, вышивалась. Вышивка для нее имела особое значение. Часто использовали кресты и схожие элементы. Они должны были защитить ребенка от злых духов, колдунов и всякой нечисти.

Головные уборы

Армянские мужчины носили разнообразные головные уборы: меховые, вязаные или тканые. Восточные армяне предпочитали меховые. Лорийцы носили широкие и низкие попахи, зангезурцы – попахи, повыше и поуже. Горожане носили высокие, цилиндрические шапки, нередко из каракуля.

Западные армяне носили шапки полусферической формы, связанные из шерсти. Такие шапки сверху обматывали скрученным в жгут платком.

Иногда шапки вязались из разноцветных шерстяных ниток. Они имели вид усеченного конуса, их носили без платка.

Гораздо сложнее были женские головные уборы. Замужние женщины носили «башенку». Она достигала высотой 8-18 см и была сделана из нескольких слоев проклеенной бумажной ткани. Под «башенку» на лоб повязывали ленточку с золотыми или серебряными монетами. «Башенку» повязывали несколькими сложенными в форме треугольника белыми хлопчатобумажными платками, так, чтобы эти платки одновременно обхватывали и шею. Нижнюю часть лица, до ноздрей тоже повязывали белым платком, а затем цветным, чаще всего красным или зеленым. Концы всех этих платков завязывали на затылке. Снимать этот головной убор получалось не часто и его носили несколько дней. «Башенку» можно было снять только, когда в доме не было мужчин. Женщина ни в коем случае не должна была предстать перед мужем или даже свекровью простоволосой.

В Западной части армянки любили носить различные ободки (котик, вард). Котик был из дерева, обшитый бархатом, расшитый традиционной вышивкой с небосводом, звездами и солнцем. Котик расшивался жемчугом, затем к обшитой части ободка пришивали тонкие серебряные пластинки-амулеты.

Вард делали из нескольких слоев проклеенной бумажной ткани, обернутой бархатом. Вард так же украшался вышивкой. Под вард на лоб навешивали налобник с рядами золотых монет.

Армянские девушки носили многочисленные косички, которые удлиняли вплетенными в них шерстяными нитями. Цвет ниток подбирали под цвет волос. Косички украшали серебряными кистями и шариками. В Восточной Армении девушки покрывали голову платком, а в Западной – шапочкой в виде фески, сшитой из войлока.

Обувь

В Армении были широко распространены самодельные лапти (трех). Их изготавливали из грубой сыромятной кожи. Трехи носили с вязаными из шерсти узорчатыми носками – гулпа.

Женщины носили остроносые туфли без задника. Они обязательно надевали носки или чулки. Ходить босиком было неприлично.

В городе мужчины носили сапоги на каблуках с толстой подошвой и загнутыми вверх носками.

На Западе на вязаные носки надевали туфли на невысоком каблуке. Такие туфли назывались солер. Они шились из красной и зеленой кожи – для женщин, из черной и красной – для мужчин.

Также женщины носили кожаные сапожки на мягкой подошве — махсер. На них надевали шмек – туфли на каблуках, но без задников.

Мужские сапоги шились из мягкой красной кожи (джзма).

Подпишитесь на сайт, поставив лайк на официальной странице в Facebook (), и первыми читайте самые свежие новости, материалы, видео и статьи про Армению и армянскую Диаспору!

Традиционный женский костюм армян

Женская внешняя одежда была довольно разнообразной — платья (свободные и несвободные), жилетки и безрукавная одежда. Шили платья из сатина, шёлка, бархата. Женскую одежду наряжали вышитыми украшениями, а представители высшего класса украшали свою одежду золотыми и серебряными волокнами. В одежде важную роль исполняли также женские украшения. Ювелирные изделия бережно хранились и передавались из поколения в поколение.

Важной составляющей женского тараза являлись головной убор, украшения шеи, браслеты, украшения для висков, обувь, пояс, фартук и т. д.

Женщины, проживающие в восточных районах Армении, под длинной красной рубашкой носили длинные красные брюки, нижние части которых были сшиты из более дорогой ткани. Поверх платья женщины носили нагрудники. Женские наряды Западной Армении были почти такими же по форме, однако имели некоторые отличия ( рубашка была белой, использовалась вышивка обязательно присутствовал фартук). Особой красотой отличались фартуки, сшитые из бархата и сукна. Украшениями являлись колье и серебряный браслет.

Комплект тараза средневековой женщины, головной убор, в отличие от старых армянских таразов, был более простым, состоявшим из цветочного лобового ожерелья. Фаты, которые встречались также в урартском костюме, использовались как платки. Средневековые женщины не закрывали рот, как было принято на востоке. В раннем средневековье в кругах армянской элиты видно влияние не только арабского, но и византийского стиля. В позднем средневековье армянский тараз частично подвергся влиянию турецких, татарских и курдских завоевателей, а в некоторых областях и провинциях сохранились до конца XIX и начала XX вв. После армянские национальные костюмы начали постепенно уступать европейской одежде и вышли из повседневного употребления.

Вне дома, во время холода, иногда также идя в гости женщины надевали красную бархатную шубу с шерстяной тесьмой, покороче основной одежды, или же шерстяное пальто. Платье армянки было почти идентичным во всех провинциях: те же нижнее бельё-рубашка — белая или красная, красные брюки, украшенные во внутреннем крае.

Тараз Туруберана

В Мушской долине женщины надевали рубашку, поверх рубашки — антари, завязывали алеп ( тип фартука). Подол, с двух сторон рассечённый вниз и окружённый дайтаном и синей тканью 4 сантиметров, назывался счев. Прореха называлась чак. Рукава — до запястья, внизу — короткий фартук, обрамленный дайтаном. Поверх антари надевали вязаный или сшитый из сукна фартук. Этот фартук тянулся с пояса до ног .

Девушки накрывали голову белым квадратным шёлком (8 сантиметров) или белым узорчатым выгравированным платком, сложенным в треугольник и завязанным на за- тылке. Волосы плели в 7-8 косичек. Края прикрепляли лентой, шёлковым дайтаном или цепями серебряных полумесяцев, повешенных на дайтане.

Невесты плели 2 косички, а пожилые женщины — одну. Во ферс вставляли деревянную раму 8-10 сантиметров, прикреплённую на подушке, чтобы не болела голова .

Тараз Васпуракана

Тараз Васпуракана включает в себя Шатах, окрестности озера Ван, Маназкерт, Сасун. Доминирует красный цвет. Здесь верхняя одежда и головные уборы хранились согласно возрастной категории. В женском таразе преобладали длинные юбки с фартуком. Было характерным демонстрировать краи подолов всех юбок. Каждое платье сверху вниз было 5-6 сантиметров выше предыдущего: виднелись края красных шаровар, поверх них — украшенные подолы рубашки, поверх неё одевали многослойную юбку и короткую жилетку. В праздничные дни женщины надевали 2-5 многослойных юбок, разные цвета которых должны были быть видны. Другой вариант одевания был таков: последняя юбка накрывала платья под ней — кроме подола рубашки. Все юбки были с открытой грудью: грудь накрывалась вышитым нагрудником. На короткой жилетке обматывали пояс из красной ткани длиной 2-4 метров.

Головные уборы женщин и девушек отличались. Девушки носили головные уборы, похожие на фес с многочисленными украшениями. Шею, грудь и руки украшали несколькими рядами серебряных ожерелий и браслетов. Когда девушка выходила замуж, её голову накрывали разными платками (лачак), которые были также вышиты из разноцветных нитей и бахром с бисерами. Часто на этих лачаках довольно стильно вышивали древа жизни. Головные уборы женщин таковы — два отделённых друг от друга цилиндра и 3-5 платка. В данном таразе сохранилось серебряное украшение носа ( оно никак не связано с пирсингом). В присутствии мужчин женщины закрывали рот платком. У девушек были 15-20 косичек , которые достигали талии и накрывали спину.

Фартук — короткий и праздничный, украшенный узорами растений. У богатых женщин на застёжке пояса изображена символика богини Нар или богини вод Цовинар.

Необходимой составляющей данного тараза являлись украшения, сделанные с большим вкусом и мастерством . Ювелиры Васпуракана использовали драгоценные и полудрагоценные камни — бирюза, коралл, рубин, изумруд, а также красные и синие бусы. Мастера вышивали тараз сверху вниз, начиная с головного убора до туфлей .

Поверх верхней одежды повязывали пояс из полосатой ткани , на краях которого были прикреплены пучки особых разноцветных нитей. Носки вязали из разноцветных нитей и сверху надевали башмаки, похожие на туфли ( кундуры ).

Тараз Мокса принадлежит к Васпураканской школе. Женский тараз лишён вышивки, однако оно очень красиво и роскошно, благодаря серебряным украшениям и неповторимым в своём роде фартукам. С помощью роскошных серебряных украшений наряжали не только головной убор, но и ожерелье. Серебро ставили в виде синих и красных бисеров ( оно имело симметричную композицию). На голове носили деревянный «кот» , которого драпировали красной шёлковой тканью. Поверх комзола с длинными рукавами, сшитого из полосатой ткани «мануса», надевали красную джуппу из нежной шаль-ткани. Из той же ткани был сшит подол, который был длинным и виднелся из-под верхней одежды. К спине привязывали шерстяной полосатый пояс длиной 4 метров. На краях пояса вешали пучки. Неотъемлемым элементом тараза является фартук, единственный в своём роде. Его делали из шерстяных ниток и украшали пуговицами с ракушками, красными кораллами, синими глазными бисерами и пучками.

Женские украшения также являются неотъемлемой частью тараза. В Моксе женщины носили синие бусы вместо браслета. Шатах был известен производством шалей, которые экспортировались в Европу.

Тараз Высокой Армении

Тараз Высокого Айка был распространён не только в долине Карина , но и в Амшене, Карсе, Шираке, Ахалкалаке и Ардагане. Здесь праздничный женский тараз отличался от рабочего особенной роскошностью, особенно в городской среде. Элементы женского рабочего тараза почти полностью приготавливались из шали. Тонкая женская юбка из шали была из одной ткани и грудная часть была приоткрыта. Юбка, исполняющая роль пальто, имела тёмный оттенок, её передняя часть была полностью открыта и накрывалась красным фартуком из шаля. Поверх юбки надевали тёмно-фиолетовое и синее пальто из сукна, передняя часть тоже была открыта. Грудной вырез платья украшали вышитым нагрудником, а вырез пальто – фартуком.

Тараз Карина соответствовал климатическим условиям данного региона , в холодных регионах преобладали сукно , шерсть и бархатные ткани , а в тёплых регионах – ситец, тонкая шаль, сатин , шёлк и шелковина. Одежду Карина шили из сукна, бархата, цветочного шёлка. Предпочитали тёмно-красный, тёмно-синий и фиолетовый, летом также носили платья из толстого цветочного шёлка. На голове носили красный фетровый фес с длинными синими нитями, повязывали жемчужные украшения для висков ( зилифы ) , а также украшения лба с золотыми монетами ( чухт-шерит ) и розу ( тантан ) . Розу делали из тёмно-красной бархатной ткани, украшенной тонко-вышитыми цветочками. Поверх надевали прозрачную кружевную фату, которая тянулась до пяток . Потом надевали тёмно-синюю бархатную джуппу . Повязывали тёмно-красный бархатный фартук с поясом-узлом . Платье было длинным , обрамленным золотым галуном. На золотой вышивке платья и фартука были изображены стилизованные картинки растений. На обоих краях фартука был довольно стилизованно вышит узор древа жизни, на котором обычно были инициалы имени или фамилии хозяйки или мастера на армянском , а на поясе-узле была подарочная надпись или надписи «носите на здоровье » или » на здоровье Рипсиме».

Неотъемлемой частью тараза Карина являлись украшения, золотые ожерелья с драгоценными камнями, ряды золотых монет, золотая цепочка с часами, золотые парные браслеты ( халхалы ) и так далее . На ноги надевали мас — бабудж, а когда заходили в дом, снимали бабудж и оставались в носках (мас ) . Мас — бабудж был узорчатым, с очень красивыми геометрическими мотивами.

Тараз Киликии

В одежде Киликии преобладали таразы Высокой Армении и Васпуракана , исходя от климатических условий – более облегчённые. Женщины носили головные уборы Васпуракана – без цилиндра и не закрывали лицо. Манера одевания золотого головного шерита и платка в Мараше и других местах было свойственно Высокой Армении. Местами комзол имел форму одежды Карина и Кесарии. Женская юбка Зейтуна была свойственна таразу Васпуракана, но фартук был лишён украшений .

Тараз Сюника и Арцаха

Тараз Сюника и Арцаха исходит в глубины веков. В поселениях Арцаха, Зангезура, Сисиана и Гориса до сих пор есть женщины , которые носят традиционный тараз. У тараза Сюник-Арцаха особенный стиль: он лишен вышивки. Поверх белья надевали алав-юбку из одной ткани, которая обычно была красного цвета и тянулась до пяток. Поверх неё надевали пальто разных окрасок, рукава и подолы которого были короткими, передняя часть – открытой, а бока – с вышивками и украшениями. У праздничного пальто были ложные рукава. Фартук использовался редко, так как не был свойственен данному таразу.

На пальто богатых женщин делали вышивку из золотых нитей с двумя сантиметрами узкой ленты, которая использовалась как украшение. На краях красного бархатного пальто зашивали мех и зелёную ленту. Она имела 3 прорехи, тем самым передняя часть была открытой, бока – тоже . Носили платье из красного сатина ( алав), зелёную верхнюю одежду, на ней – шубу.

В Сюнике и Арцахе женские украшения были серебряными , что делало одеж ду очень роскошной. Головной убор был также роскошен – с серебряным украшением лба , на висках – ряд серебряных шариков . Чтобы прикрепить платок к голове использовали булавку — чангал , которое было очень роскошным и красивым украшением. Таразу присуще обилие медальонов, цепей и коконов. Рукава одежды и её края были украшены коконами и серебряным срма. Пояс был из чёрной кожи с серебряными пуговицами и красивой, выразительной застёжкой, свойственной Арцаху. Носки вязали из шерстяных ниток, а края башмаков, точно солы, были приподняты и скручены.

Одним из типов Арцахского тараза является тараз Мегри. В женском головном уборе этого тараза ряд украшений для висков имеет очень нежные серебряные медальоны, на краях которых есть коралловые бусы, напоминающие зёрна кизила. Последнее делает вид головного убора элегантнее.

Тараз Айрарата

Тараз Айрарата заключает в себе Араратскую долину, Ереван, Котайк, Тифлис, Парскаайк и армянские колонии Ирана . На ереванский и тифлисской тараз повлияли кавказские национальные стили одежды.

Повседневная и праздничная , крестьянская и городская юбка Айраратского тараза была большей частью из той же ткани . В Араратской долине, Ереване и Парскаайке грудная часть была закрытой, а в Тифлисе – полуоткрытой . На праздничной юбке повязывали пояс, две края или две вышитые ленты которого висели и равнялись к подоле, как будто символичные украшения былого фартука . В крестьянских поселениях поверх юбки надевали длинное, а в городах – короткое , похожее на пиджака, пальто , которое не застёгивалось . Цвет юбки отличался от цвета пальто.

Тараз ереванской богатой женщины был полностью вышит из разноцветных шёлковых нитей. Пальто было сшито из тёмно-синей бархатной ткани. Края пальто и декоративные рукава были вышиты золотой лентой и обрамлены мехом лисицы. Головной убор (копи) был нежно вышит или просто сшит из бархата. К центру прикрепляли одну или две булавки , ко лбу привязывали ряд золотых монет, голову накрывали очень нежной валю (чикила).

В некоторых регионах половина платка головы или рта покрывала плечи, шею и верхнюю часть груди. Головной убор состоит из золотого украшения лба, среднего котика (растение), платка, закрывающего нос и рот, платка головы и серебряных украшений для висков. В городах украшение носа подменялось платком на узорчатом котике или кружевной фатой.

Перевод Элен Маргарян

Армяне – один из древнейших народов мира. Документальная история армянского народа насчитывает около 3 тыс. лет.

На протяжении различных исторических эпох армянская народная одежда претерпела значительные изменения. Географическое положение и особенности исторического развития оказали решающее воздействие на эволюцию армянского национального костюма. Армянская народная одежда занимает особое место в системе национальных костюмов Ближнего востока.

Формирование армянского народа началось в период существования Урартского царства.

Урарту — могущественное царство, существовавшее на Армянском нагорье в IX до н.э. Сохранились многочисленные материалы, с изображением урартской одежды.

В период Урартского царства жили различные племена затем на протяжении веков эти племена объединились. Сведений о народной одежде того времени не сохранилось.

В 189 г. до н.э. в Армении образовалось независимое Арташесидское царство. Оно охватило все население, говорящее на Армянском языке. Тигран II стремился распространить в Армении греческую культуру, однако в одежде он стремился сохранить традиционный стиль. Затем к царствованию пришла Аршакидская династия.

Во времена правления Арташесидов и пришедших им на смену Аршакидов (63-428) в Армении бурно развивались ремесла и торговля. Страна активно поддерживала торговые связи с Ираном, Индией, Китаем, портами Средиземного и Черного морей. Строились города. Армения стала центром развития яркой самобытной культуры. Все это не могло, не отразится на национальной одежде армянского народа.

В истории был период, когда Армения была своеобразным яблоком раздора между Сасанидским Ираном и Византийской империей. В период прихода Сасанидов к власти в Иране, мирное сосуществование армян и парфян закончилось. Виной тому послужило принятие Арменией христианства. Сведения о национальном костюме той эпохи очень скудные. Известно лишь, что высшие сословия еще во многом следовали одежде персидского двора, народ же продолжал носить традиционную одежду.

Особенно бедственным для Армении был период арабского господства (640-885 гг.), но влияние на национальный костюм было незначительным, только часть купцов и князей, общающихся с арабами, переняли у них одежду или некоторые ее детали.

В X – начале IX веков в период царствования Багратидов Армения переживала активный экономический и культурный рост. Двор иногда носил арабскую одежду.

С 1080 по 1375 год Киликия, находившаяся в юго-восточной части Малой Азии, на берегу Средиземного моря, стала центром армянского населения Армении. В связи с особым географическим положением Киликии Армяне стали соседствовать с европейцами, что не могло не отразится на их одежде.

В XIII-XIV Армения, как и другие страны, подверглась нападению монголов. Несмотря на то, что большую часть Армении монголы превратили в безлюдное пространство для свободного передвижения своего скота, для сбора налогов и податей остались небольшие армянские княжества. Князья носили одежду монголов, а простые люди все еще носили традиционный костюм.

Период персидских войн (XIV-XIX) для Армении ознаменовался условным разделением на Западную и Восточную Армению. В результате войны Османской империи удалось захватить три четверти территории Армении. Восточная часть Армении – осталась под контролем Ирана. Подобное разделение не могло не сказаться на развитии экономики и культуры Армении. Мусульманская религия запрещала Армянам носить одежду мусульман, поэтому большинство народных масс носили свою традиционную одежду.

Мужской национальный костюм

Основой традиционного мужского костюма была сшитая из шелка или ситца цветная рубашка (шапик) с низким воротом и боковой застежкой и широкие штаны-шаровары (шалвар) из шерсти или хлопка, обычно синего цвета. Шаровары подпоясывались специальной опояской (ходжан) – тесьмой шириной в 2 см с узорам и кистями на концах, которая продевалась в широкий подрубной шов на талии.

Поверх рубашки восточные армяне надевали архалух – распашную верхнюю одежду с низким стоячим воротником. Шился архалух из хлопчатобумажной или шелковой ткани. Застегивался от воротника до талии на крючки или мелкие пуговицы. Длиной архалух доходил до колен.

Поверх архалуха обычно носили чуху с откидными рукавами, присборенную на талии и подпоясанную матерчатым, кожаным или позднее наборным серебряным поясом с пряжкой.

Западные армяне вместо архалуха носили жилет – елак. На елак надевали короткую куртку с цельнокроеными рукавами и без застежек – бачкон.

Широкие шаровары (вартик) сужались к щиколоткам, так как в сельских условиях широкие шаровары были непрактичны. Носили вартик с обмотками.

Одежда отличалась красивой вышивкой с растительным орнаментом. Талию обматывали длинным, сложенным в несколько слоев шарфом. Образовавшиеся в таком поясе складки использовали в качестве карманов, кошелька, кисета и для ношения ножа или кинжала.

Зимой мужчины носили широкие шубы из овчины. В западных областях носили безрукавки из козьего меха – казахик.

Женский национальный костюм

Женская одежда армян было более однородна. Она состояла из длинной рубахи – халав, с косыми клиньями по бокам, с широкими прямыми рукавами, круглой горловиной и продольным разрезом на груди. Под халав надевали длинные штаны – похан. Штаны шили из красной хлопчатобумажной ткани и расшивали у щиколоток золотыми нитками и тесьмой. Поверх восточные армянки одевали длинный архалух, синего, зеленого или фиолетового цвета, с длинным изящным вырезом на груди, застегивающийся только до талии. Женский архалух имел боковые разрезы идущие от бедер, таким образом, образовывалось три полы: широкая задняя и две узкие передние.

В праздничные дни армянки навевали поверх архалуха платье (минтана) такого же кроя, как и архалух, но без боковых разрезов. На талии завязывали длинный шелковый или шерстяной шарф. Рукава платья застегивались на небольшие пуговицы в виде шариков, или пришивали вместо пуговиц тонкие серебряные трубочки, нанизанные на нитку в виде треугольников. Края рукавов были обшиты тонким шнуром.

Западные армянки поверх рубахи носили сшитое из шелка или хлопка платье с разрезами нижу бедер – антари, зпун. В холодное время года поверх антари надевали джуппу (хрха, хатифа, путали), другое платье, но уже без боковых разрезов. Будничная джуппа обычно была сшита из темно-синего сукна, праздничная хрха, из бардового или фиолетового бархата, хатива – синего или бардового шелка. Путали шилась из цветной шерстяной ткани в полоску.

Все костюмы украшались вышивкой. Разрезы в боковых швах и вырез на груди, оформляли шнурами различной толщины и богатой вышивкой.

Очень важной частью костюма армянок был расшитый тесьмой передник (гогноц) с узким тканым пояском.

Головные уборы

Армяне носили разнообразные шапки: меховые, вязаные или тканые. Восточные армяне предпочитали меховые. Лорийцы носили широкие и низкие попахи, зангезурцы – попахи, повыше и поуже. Горожане носили высокие, цилиндрические шапки, нередко из каракуля.

Западные армяне носили шапки полусферической формы, связанные из шерсти. Такие шапки сверху обматывали скрученным в жгут платком.

Иногда шапки вязались и из разноцветных шерстяных ниток. Они имели вид усеченного конуса, их носили без платка.

Женские головные уборы были гораздо сложнее. Замужние женщины носили «башенку». Она была высотой 8-18 см и сделана из нескольких слоев проклеенной бумажной ткани. Под «башенку» на лоб повязывали ленточку с золотыми или серебряными монетами. «Башенку» повязывали несколькими сложенными в форме треугольника белыми хлопчатобумажными платками, так, чтобы эти платки одновременно обхватывали и шею. Нижнюю часть лица, до ноздрей тоже повязывали белым платком, а затем цветным, чаще всего красным или зеленым. Концы всех этих платков завязывали на затылке. Снимать этот головной убор получалось не часто и его носили несколько дней. «Башенку» можно было снять только, когда в доме не было мужчин. Женщина ни в коем случае не должна была предстать перед мужем или даже свекровью простоволосой.

Западе армянки любили носить различные ободки (котик, вард). Котик был из дерева, обшитый бархатом, расшитый традиционной вышивкой с небосводом, звездами и солнцем. Котик расшивался жемчугом, затем к обшитой части ободка пришивали тонкие серебряные пластинки-амулеты.

Вард делали из нескольких слоев проклеенной бумажной ткани, обернутой бархатом. Вард так же украшался вышивкой. Под вард на лоб навешивали налобник с рядами золотых монет.

Армянские девушки носили многочисленные косички. Косички удлиняли вплетенными в них шерстяными нитями. Цвет ниток подбирали под цвет волос. Косички украшали серебряными шариками и кистями. В Восточной Армении девушки покрывали голову платком, а в Западной – шапочкой в виде фески, сшитой из войлока.

Обувь

В Армении были широко распространены самодельные лапти (трех). Их изготавливали из грубой сыромятной кожи. Трехи носили с вязаными из шерсти узорчатыми носками – гулпа.

Женщины носили остроносые туфли без задника. Женщины обязательно надевали носки или чулки. Ходить босяком было неприлично.

В городе мужчины носили сапоги на каблуках с толстой подошвой и загнутыми вверх носками.

На Западе на вязаные носки надевали туфли на невысоком каблуке. Такие туфли назывались солер. Они шились из красной и зеленой кожи – для женщин, из черной и красной – для мужчин.

Также женщины носили кожаные сапожки на мягкой подошве — махсер. На них надевали шмек – туфли на каблуках, но без задников.

Мужские сапоги шились из мягкой красной кожи (джзма).

Ирина Свистунова

Армянский национальный костюм

Национальный костюм – это своеобразная летопись, которая через века рассказывает нам об образе жизни народа, о его истории и душе. По тканям, крое и набору одежды можно судить о климатических и географических условиях, о социальном, религиозном устройстве и экономическом развитии народа. Можно даже понять, с какими вызовами он сталкивался. Так, например, оружие всегда являлось неотъемлемой частью армянского национального костюма. И причиной этому была неспокойная жизнь на Кавказе.

Немного истории

Армянский народ очень древний. Его история начинается еще в первом тысячелетии до нашей эры. В общем ему три тысячи лет. Столько же историки дают и национальному костюму. Проследить развитие его не сложно. Источников сохранилось достаточно. Тут и археологические материалы, и описания в древних книгах, и гравюры, и даже древние скульптуры, барельефы храмов.

Костюм менялся не только в зависимости от времени и эпохи, но и под влиянием среды, где жила та или иная армянская община. Известно, что в VIII веке территория Армении была захвачена арабами. После целого ряда неудачных восстаний, православные армяне стали искать спасения в соседних государствах: Грузии, Византии, а после и в более далеких европейских странах. В наши дни в Армении проживает лишь 3 млн человек, в то время как всего в мире численность армянского народа составляет 10-12 млн. А потому костюмы армян, живших в средние века в Италии, существенно отличались от нарядов их же соплеменников, которые нашли убежище, допустим, в Грузии. Но общие черты все же можно определить.

Женский

В комплект повседневной одежды армянской женщины входили рубаха «халав», штаны «похан», верхнее платье «архалух» и передник «гогноц». По праздникам к этому набору добавляли еще одно платье «минтана».

Рубаха «халав» была длинная. Сбоку вшивали клинья, которые имели косой крой. Рукава халава были прямые, а горловина имела круглую форму. Разрез делали на груди. Под рубаху надевали штаны «похан». Они, как правило, были красного цвета и шились из хлопка. На щиколотках штаны украшали вышивкой.

Поверх рубахи и штанов надевали платье «архалух». Оно имело разрезы по бокам. Минтана – праздничное верхнее платье – кроилось так же, как и архалух. Но у минтаны не было разрезов. Подпоясывали минтану длинным шарфом, который делали из шелка. Рукава пристегивались отдельно на маленькие пуговки в форме шариков или крепили на шнур. Края рукавов обшивали тесьмой.

Важной частью женского армянского костюма был передник. Его называли «гогноц» и расшивали тесьмой. Сверху он крепился на узкий поясок.

Особую роль играл головной убор. Он нес в себе информацию о социальном статусе женщины. Девушки заплетали много косичек, в которые вплетали шерстяные нитки такого же цвета, как и волосы. Таким образом их удлиняли и зрительно делали гуще. На голову надевали небольшую войлочную шапочку. К ней крепились на специальных цепочках украшения в виде листочков, колец, лунниц и прочее. Когда женщина выходила замуж, ее головной убор менялся. Теперь войлочную шапочку украшали драгоценными камнями и жемчугом. Если семья была беднее, то мелкими цветочками, сшитыми из шелковых тканей. Когда женщина выходила на улицу, то поверх головного убора она накидывала большое покрывало, которое обшивали каймой. Если женщина была молодая, то вышивка была белого цвета, а если пожилой – синего.

Маленьких детей, которым не исполнилось и года, одевали в простую рубашку. После года к рубашке добавляли архалук. Часто его делали слишком длинным, что мешало ребенку свободно ползать и ходить. Делали это для того, чтобы было проще уследить за ребенком.

До семи лет мальчики и девочки воспитывались вместе, а после их разделяли. В целом детский костюм не имел существенных отличий от взрослого. Первый свой взрослый архалух мальчик надевал в 10-12 лет.

Детская одежда, так же как и взрослых, вышивалась. Вышивка для нее имела особое значение. Часто использовали кресты и схожие элементы. Они должны были защитить ребенка от злых духов, колдунов и всего нечистого.

Вместе с приданным родители должны были дать дочери несколько костюмов, которые назывались «тараз».

Мужской

В костюм армянского мужчины входили рубаха, штаны, шаровары и кафтан. Для пошива рубахи использовали шелк или ситцевые ткани. Также у рубахи был невысокий стоячий воротничок, который застегивался сбоку. Шаровары делали из хлопка или шерсти и подпоясывали широким поясом. На него крепили кошелек и кинжал.

Восточные армяне, как и женщины, поверх всего надевали «аралух». Только он был короче женского, и доходил до колен. Западные армяне аралух не носили. Вместо него надевали жилет – «елак». Поверх елака носили короткую куртку. Рукава ее были цельнокроеные. Такая куртка не имела застежек и называлась «бачкон». Вся одежда имела очень красивую вышивку.

Зимой армянские мужчины носили шубы из овчины. Если же жили в местности, где не было суровой зимы, вместо шуб надевали безрукавки из козьего меха.

Особенности

Часто выбор цвета для одежды армян, зависел от местности, где они жили. Где-то предпочитали красный цвет, где-то белый. Также использовали синий, фиолетовый и зеленый.

Красному цвету отдавали предпочтение не только в одежде, но и широко использовали как цвет для вышивки. Красный в сочетании с зеленым был символом свадьбы. Черный цвет считался траурным и символизировал старость. Желтый использовали крайне редко. Он, как и черный, имел негативное значение и чаще всего его ассоциировали с увяданием и болезнью.

Выбор тканей, так же как и цветов, был огромный и зависел от местности. Для нижней одежды использовали хлопчатобумажные ткани и шелк, для верхней сукно, шерсть, сатин и даже парчу.

Мужской архалух кроился с отрезной спиной. На талии она собиралась в сборки. Иногда спину кроили из нескольких клиньев. Сшивали верхнюю часть и подкладку одним швом.

Нижние мужские штаны («вартик») делали с широкой вставной полосой. Часто эта полоса была достаточно широкой, а потому длина штанов была равна ее ширине.

Женский архалух также имел отрезную спину и красивый длинный вырез на груди. Сбоку делали прорезы, которые шли от подола до пояса. Из-за этого получались три полы: две впереди и одна сзади.

Интересный обряд, связанный с кроением одежды, существует во время армянской свадьбы. За несколько дней до торжества родственницы жениха приходили в дом невесты, чтобы помочь выкроить и сшить платье. Жена посаженного отца должна была кроить и нарезать материал. В процессе она бросала ножницы, ругаясь из-за того, что те не заточены, и говорила, что больше помогать не будет. Однако, согласно поверьям, если она не раскроит платье, свадьба не состоится. Потому все гости начинали задабривать ее деньгами и угощеньями. Тогда она продолжала работу.

Свадебная одежда в традиционном обществе отличалась лишь тем, что архалухи шили из более дорогих тканей. Другим был и цвет свадебной одежды. Например, носки обязательно делали красного цвета, который считался защитным. Важным элементом свадебного наряда были серебряные пояса. Их новобрачным вручали родители невесты во время венчания. Раньше частью свадебного наряда был и передник из дорогих тканей, который расшивали золотыми нитями. Свадебный наряд украшался вышивкой.

Часто вышивку на свадебных нарядах делали красно-зеленого цвета. В данном случае зеленый символизировал весну, молодость, новое поколение.

Со временем в армянский свадебный наряд все больше и больше проникали европейские традиции. Женское платье стали делать приталенные, белого цвета. Неизменным остался лишь серебряный пояс.

Армянские головные уборы очень разнообразны. Мужские шапки делали из меха, сукна, войлока. Западные армяне предпочитали шерстяные шапки полусферической формы.

Женские головные уборы тоже были разными и более сложными. Чаще женщины носили небольшую шапочку типа фески, к которой подвешивали множество украшений. Замужние покрывали такую шапочку платками, которые должны были закрывать и шею. Нижнюю часть лица также закрывали платком белого цвета. Поверх него надевали еще один цветной. Чаще он был красный или зеленый. В присутствии мужчины женщина всегда должна была прятать свои волосы, потому снять головной убор она могла, только если дома никого из них не было.

Западные армянки использовали различные ободки для волос. Их делали из дерева и обшивали бархатом и жемчугом. Еще ободки делали из папье-маше, который тоже обшивали бархатом.

Особое внимание уделялось ювелирным украшениям. Прежде всего, это были семейные драгоценности, которые передавали из поколения в поколение. Носили армянки ожерелья, браслеты (как на руках, так и на ногах). Иногда в нос вставляли специальные серебряные украшения с элементами бирюзы. Пуговицы на одежде тоже нередко были серебряными.

В качестве обуви армяне использовали так называемые трехи. Их делали из грубой кожи. Обували трехи на специальные шерстяные носки «гулпа». Женщины носили шлепанцы с острыми носами и также надевали носки.

В плохую погоду носили кожаные сапоги «масхер». Поверх масхера обували специальные шлепанцы «шмек». Шмек выглядели внешне как туфли на каблуке, только без задника.

В наши дни армянский национальный костюм получил свое второе развитие. Целый ряд знаменитых армянских дизайнеров вернули в моду не только традиционное армянское свадебное платье, но и многие элементы кроя, орнаментов и украшений. Кстати, для вдохновения они использовали в том числе и музейные коллекции.

Наибольшую известность получили ювелирные изделия Арпи Авдаляна. Умело дополняет свои модели традиционными ожерельями и браслетами дизайнер Аревик Симонян, владелица бренда Kivera Naynomis. Также национальные мотивы использует для своих моделей дизайнер Геворг Шадоян.

Особенности армянского костюма

История костюма насчитывает тысячи лет. Она развивалась в десятках стран по-разному: где-то – независимо и обособленно, а где-то – изменяясь под вкусы людей.Традиционный костюм, помимо основной своей функции, мог рассказать окружающим о месте проживания носящего его человека, о его деятельности, истории его рода, семейном статусе и многом другом.

Развитие традиционного костюма и зарождение самой страны нераздельны, так и армянский национальный костюм (тараз) начал собственное возникновение примерно три тысячи лет назад, в век рождения Урартского царства.

Урарту – государство, расположенное на Армянском нагорье в IX до н. э. Бесспорно, у объединенного множества племен имелись собственные отличительные черты костюма, но, к сожалению, сведений о них не сохранилось.

Следом за Урартским царством в 189 г. до н. э. пришло Арташесидское царство, объединившее абсолютное большинство людей, считающих армянский своим родным языком. В Армении быстро росло искусство мастеровых, развивались рыночные отношения с Ираном, индийскими народами и китайцами, городами близ Средиземного и Черного морей, и все это влияло на наряды жителей солнечной Армении.

Крещение государства втянуло Армению в противостояние с Византией. Знаний о народном костюме за этот период сохранилось очень немного, но доподлинно известно, что дворянство предпочитало наряды персидского двора, в то время как остальное население одевалось вполне обыденно.

В промежуток Арабского влияния (640-885 гг.) часть купеческого сословия и князей переняли некоторые детали арабских одежд. 1080-1375 гг. привнесли в народный костюм Армении детали европейских костюмов. Татаро-монгольские набеги XIII-XIV вв., так же не оставили национальные одежды армян без изменений. Во время персидских войн три четверти Армении были захвачены Османской империей, однако остальные земли были по-прежнему подконтрольны Ирану, что, в свою очередь, тоже оказало свое влияние.

Таким образом, костюм, проходя сквозь время, войны и мирные времена, времена роста и упадка, заимствуя и отдавая, принимал собственный неповторимый вид.

Женские модели

Основой женского гардероба являлись: просторная сорочка – халав с косыми обоюдными вставками, обширными прямыми рукавами, овальным проёмом горловины и выемом на груди, алого цвета у жителей востока страны, и светлого – у армян, живущих на западе, а также шаровары – похан, сшитые из красного хлопка и собранные у щиколоток. Поверх одевался дамский архалук ярких расцветок, к примеру, синего, зеленого либо виноградного оттенка, а на груди имелся продолжительный выем.

Запахивался он лишь на талии. Ниже пояса на архалухе, делалась пара вертикальных вырезов по бокам, и выходило, что у архалуха три полы: первая, крупная, позади, и пара поменьше – по бокам. Потому женский архалук имеет еще одно обозначение – «ерек пешкани», что с армянского переводится как «три полы».

В торжественные дни, на архалух надевалось платье – минтана, которое почти никак не отличалось от архалука, только было лишено боковых разрезов. На пояс повязывали шарфик из красивых тканей или шерсти, впоследствии сменённый поясами из серебра и золота, а рукава сорочки застегивались на шарообразные пуговицы. Сверху при выходе из дома накидывалось большое покрывало, изготовленное из тонкой шерсти. У пожилых женщин оно было синего оттенка.

В западных регионах Армении вместо архалуха одевали пошитое из шелка либо батиста платье с вырезами ниже талии, называемое «антари». В зимний период поверх одевали джуппу – другой наряд, без обоюдных пройм. Джуппа, большей частью, была пошита из темно-синего сукна.

Важным фрагментом наряда женщины являлся шитый тесьмой фартук с узким тканым пояском – гогноц. Абсолютно все облачение дам обладало изысканным шитьём, в богатых семьях вышивание выполнялась серебром или золотом.

Свадебные одежды

Свадебный наряд у армян отличался лишь более дорогими тканями, а также иными цветовыми решениями. Важным элементом на свадьбе являлись серебряные пояса, вручаемые родителями невесты в процессе венчания.

Головные уборы и аксессуары

Головные уборы Армении достаточно разнообразны. Мужские разнились в зависимости от мест проживания: на востоке — меховые, на западе — вязаные и тканевые. Лорийцы любили большие невысокие папахи, зангезурцы – папахи значительнее, теснее и менее пышные. Городской народ носил высочайшие шапки цилиндрической формы. У жителей западных регионов получили обширное хождение головные уборы в форме полусферы, вязанные из нитей одного оттенка, обмотанные поверху перекрученным платком.

Время от времени шапки были связаны из цветных нитей с преобладанием красной расцветки, имели конусообразную форму с усечённым верхом 15-20 см вышиной и носились без платка. Одевали и остроконечные (как у располагающихся неподалёку курдов и ассирийцев) уборы, в форме конуса, войлочные шапки, оборачивая верх разноцветным либо однотонным платком, расшитым сказочным геометрическим или цветочным орнаментом.

В восточных регионах страны женщины одевали шапочки напоминающую «башенку», в высоту от восьми до двадцати сантиметров, склеенную из слоёв хлопковой ткани. В различных регионах страны это убранство называлось по-разному: «палти» (районы Арцах, Сюник), «пали», «поли» (местности Мегри, Агулис), «баспинд» (области Еревана, Аштарака). Баспинд укрывал часть лба, фронтальную сторону «башенки» скрашивали лентой с вышивкой. Как и на большинстве национальной одежды Армении, традиционная вышивка, украшавшая баспинд, имела геометрический либо растительный узор.

Под баспинд, на лоб повязывали ленту с закреплёнными монетами, сделанными из драгоценных металлов, у висков крепились украшения, состоящие из серебряных шариков, кораллов, которые почти полностью прикрывали волосы. Столь необычный головной убор повязывали сложенными по диагонали белоснежными платками из хлопковой ткани, охватывающими шею и часть лица до самого носа. Изначально платки были белоснежным, а впоследствии – красноватыми либо зеленоватыми. Углы туго завязывались на затылке. Поверху баспинд прикрывали цветной шалью, скрепленной цепочкой из драгоценного металла.

Элегантным дополнением к головному убору служили крупные пуговицы под названием «котош». Чело хозяйки такого украшения венчал налобник рядами золотых монет и заметной крупной монетой по центру, у висков крепили затейливые жемчужные украшения, заканчивающиеся тончайшими золотыми пластинами. Столь интересное драгоценное украшение молодой жених преподносил юной невесте в день бракосочетания. Вард, как правило, венчал алую шапочку под названием «фес» со свисающей позади шёлковой кистью.

Подобный головной убор не снимался в течение продолжительного времени. Ночью женщина спала, подложив под голову небольшой тюфяк. Снимать баспинд старались лишь в отсутствии мужчин, так как в Армении, как и в большинстве восточных стран, возбранялось показываться с непокрытой головой перед посторонними.

На западе Армении девушки украшали головы различными ободками и различными шалями. Высокие, сделанные из дерева ободки именовались «котик» или «вард». Он ошивался бархатом, жемчугом или украшался классическим шитьём, излюбленной тематикой коего являлись небо, солнце и звезды. В дальнейшем к вышитой части котика крепили изящные пластины-талисманы. Увенчанная таким образом самая нарядная деталь котика именовалась «махча» или «кнар».

Вард изготавливали из тонкой ткани, проклеенной в несколько слоёв. Также он богато украшался изысканной материей, драгоценными металлами и затейливым орнаментом. Излюбленной тематикой узоров были сады, необыкновенные птицы, роскошные цветы.

Молодые незамужние девушки заплетали огромное количество тонких кос, число которых доходило до сорока. Чтобы удлинить их и сделать причёску более богатой, в косички умело вплетались шерстяные нити в тон волос, и украшались серебряными шариками, а также кистями. Восточная армянка прикрывала голову цветными накидками, а в западной части Армении женщины предпочитали носить войлочную шапочку под названием «гтак», имеющую форму ведёрка.

К сожалению, в наше время национальные костюмы во многих странах из-за обилия универсальной европейской одежды не так популярны или не используются вовсе. Конечно, для танцев, театра, киносъёмок и обычных празднеств, они до сих пор незаменимы, но все меньше и меньше встречаются нам в повседневной жизни. Но костюм забыт не будет. Как и сами народы, национальный костюм со временем принимает новые формы, впитывает идеи, и вскоре вновь войдет в повседневность другим, но по сути, – все тем же.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *