Национальный казахский танец

Казахский народный танец

Казахский народ издавна имел самобытную танцевальную культуру. Танец, подобно др. видам национального искусства, существовал в быту кочевников-скотоводов и в танцевальных образах передавал все его особенности. Подтверждением служат сохранившиеся народные танцы, среди которых — трудовые (ормек би — танец ткачей), охотничьи (коян би — охота беркута на зайца, кусбеги-дауылпаз — обучение сокола охоте), танцы-состязания (утыс би), шуточные, сатирические, юмористические (насыбайши), танцы подражания животным (ортеке — козёл-прыгун, кара жорга, тепенкок — танец скакуна, бег иноходца, аю би — медвежий танец). В музыкальном фольклоре бытовали лирические театрализованные танцы с пением, танцы-хороводы и др. Особой популярностью в народе пользовались празднества, связанные с календарём трудового года. На них исполнялись танцы-состязания — переплясы, показывающие зрителям ловкость и выносливость плясунов, танцы-игры, ночные хороводы вокруг костров. Свадебные обряды, длившиеся по несколько дней, выливались в яркое театрализованное представление, пронизанное пантомимическими действием, шуточными танцами. Существовали пляски религиозные, которые исполнялись только шаманами как средство лечения больных и служили для «изгнания злого духа». В отличие от узбеков, таджиков и других восточных народов мусульманского вероисповедания, казахи имели танцы парные, исполняемые юношей и девушкой, — коян-беркут (“Коян-буркит”).

Искусство танца передавалось из поколения в поколение, каждое племя имело своих мастеров. Казахские народные танцы не имели канонизированного вида. Чаще они исполнялись в форме импровизации. На танцевальных состязаниях эмоциональный жизнерадостный характер сочетался с хореографическими сценками.

Основные позиции и движения в казахском народном танце

Поскольку казахский танец находится в процессе становления, было бы неправильно канонизировать какие-то положения и движения рук как единственно возможные в казахской хореографии. В настоящем разделе указаны положения и движения рук, наиболее характерные для казахских танцев на данном этапе их развития. Несомненно, что в дальнейшем круг таких движений будет расширяться, видоизменяться и обогащаться.

Для казахской девушки характерны мягкие, плавные движения рук, спокойные переходы из одного положения в другое. Движения рук могут сопровождаться вращением кистей «от себя», а иногда «к себе», причем вращение делается плавно, волнообразно.

У юношей руки более жесткие, меняют положения более резко. Иногда кисти бывают отогнуты и направлены ладонями «от себя». Вращательные движения кисти мужскому танцу не свойственны.

В ряде казахских танцев движения рук построены на обыгрывании какого-нибудь предмета, подлинного или воображаемого.

Так, в мужском танце может обыгрываться лук, нагайка, в женском — коса, браслеты, рукава и т. д.

В казахском народном танце руки играют исключительно важную роль. Они выполняют, помимо технической, и пластическую функцию. Руки в казахском танце, особенно женском, не только украшают его, но и раскрывают содержание, подчас «ведут» танец. Поэтому особое внимание уделяется разработке их пластичности и гибкости.

В казахском танце существуют шесть позиций рук :

Исходная позиция.

Обе руки свободно по бокам опущены вниз. У девушек пальцы закруглены, у юношей пальцы прямые.

1-я позиция 2-я позиция 3-я позиция

1-я позиция.

«Салем» (поклон). Руки с округленными локтями, направленными вперед, поднять перед корпусом, ладони направлены к зрителю. Обе руки подняты вперед, локти закруглены, кисти чуть заметно приподняты, пальцы направлены вперед.

2-я позиция.

«Кус-канаты» ( крылья-птиц) Руки поднять в стороны, держа свободно в локтях, кисти направить ладонями вниз, пальцы раскрыты. Обе руки подняты в стороны, свободные в локтях, кисти направлены ладонями вниз, пальцами в стороны. У девушек пальцы закруглены, у юношей прямые.

3-я позиция.

«Кос-муй i з » (рога). Руки с округленными локтями поднять вверх, у девушек: ладони – вверх, пальцами одна к другой. У юношей кисти зажаты в кулак и направлены со стороны ладоней вперед; исполнитель как бы держит нагайку, лук, винтовку и т.д.

4-я позиция.

«Саулеке» (головной убор девушки). Одну руку перевести в 3-ю позицию, другую руку, согнуть в локте, держать перед корпусом. Кисть направить тыльной частью к себе, ладони — вверх от себя.

5-я позиция.

«Саныр-муй i з» Одну руку отвести в сторону, другую поднять во 2-ю позицию ладонью к себе, ладонь протянутой руки протянута вниз.

6-я позиция.

«Белбеу» ( кушак). Движение для мужчин — округленные в локтях руки находятся на талии, пальцы захватывают белбеу (кушак).

Либо: левая рука лежит сбоку на талии, обхватив пальцами кушак. Правая рука может быть во 2-ой, в 3-й позиции. В 3-й позиции кисть зажата в кулак и как бы держит нагайку, лук и т.д. Корпус или прямой, или слегка повернут левым плечом вперед.

6-я позиция (второй вид).

«Камшы» (плеть). руку поднять в 1-ю позицию, т.е. вперед, другую – в 3-ю позицию, т.е. поднять вверх, пальцы сжаты в кулак.

Положения рук.

1-е положение 2-е положение 3-я положение

1-е положение (женское и мужское).

Одна рука поднята вверх в 3-ю позицию и чуть отведена в сторону, другая поднята в сторону во 2-ю позицию.

У девушек локти закруглены, кисти приподняты, направлены ладонями «от себя», пальцы закруглены.

Когда поднимается во 2-ю позицию левая рука, корпус слегка поворачивается левым плечом вперед.

У юношей локти прямые, кисти приподняты, направлены ладонями «от себя», соединенными пальцами вверх.

2-е положение (женское).

Обе руки направлены в одну сторону. Правая рука поднята во 2-ю позицию, локоть присогнут, кисть направлена ладонь вниз, закругленными пальцами в сторону. Левая рука, согнута в локте, находится перед грудью исполнительницы, от корпуса отведена, рука от локтя до кисти параллельна полу, кисть прямая, ладонь в низ, закругленными пальцами вправо. Корпус слегка отклонен от рук. Голова повернута в сторону вытянутых рук: исполнительница как бы смотрит на кисть руки. Руки могут меняться направлениями.

3-е положение

Правая рука находится в 3-уй позиции, локоть закруглен и направлен в право, кисть отогнута, направлена ладонью вверх, закругленными пальцами влево. Левая рука, согнута в локте, находится перед грудью исполнительницы, от корпуса отведена, рука от локтя до кисти параллельна полу, кисть направлена тыльной стороной «к себе», ладонью «от себя», пальцы закруглены. Корпус слегка наклонен на левый бок и направлен левым плечом вперед. Голова повернута к левому плечу. Руки могут меняться направлениями.

4-е положение 5-е положение

4-е положение (мужское).

Левая рука лежит сбоку на талии, обхватив пальцами кушак. Правая рука может быть в исходной позиции, во 2-ой, в 3-й позиции. В 3-й позиции кисть зажата в кулак и как бы держит нагайку, лук и т.д. Корпус или прямой, или слегка повернут левым плечом вперед.

5-е положение (мужское).

Правая рука может быть во 2-ой, в 3-й позиции. В 3-й позиции кисть зажата в кулак и как бы держит нагайку, лук и т.д. Корпус или прямой, или слегка повернут левым плечом вперед.

Движения рук

Движение №1 (женское). Перемена направлений рук в положении №1.

Руки находятся в положении № 1: правая рука поднята вверх, левая — в сторону, кисти слегка приподняты, направлены закругленными пальцами вверх, ладонями «от себя».

Руки меняются направлениями, т. е. левая рука из 2-й позиции поднимается в 3-ю, правая из 3-й позиции переводится во 2-ю. Перемена направлений производится медленно: плавно, причем руки одновременно с переходом из позиции в позицию выполняют одно вращательное движение кистями «от себя» в один поворот.

Исполнительница переводит кисти ладонями «к себе», опускает кисти пальцами «к себе», затем пальцами вниз, разворачивает кисти пальцами «от себя» и при; поднимает кисти, возвращая их в исходное положение. Корпус остается прямым, голов, вместе с переменой направления рук переводится к руке, поднимаемой вверх.

Движение № 2. Перевод рук из исходной позиции в положение № 3.

Руки в исходной позиции. Руки поднимаются веред в 1-ю позицию, кисти направлены ладонями вверх. Затем руки переводятся вправо, в положение № 3, т. е. правая рука поднимается в 3-ю позицию, левая, сгибаясь в локте, приближается к корпусу на уровне груди, одновременно кисти обеих рук выполняют мягкое вращательное движение «от себя» в один поворот. Корпус слегка наклоняется на левый бок, выдвигая левое плечо вперед. Голова переводится к левому плечу.

С началом следующего то такта это же движение повторяется с переменой направлений: руки опускаются в исходную позицию, затем поднимаются в 1-ю позицию и переводятся в положение № 3 влево.

Движение № 3. Раскрывание рук вперед, направляя ладони то вверх, то вниз.

Руки в 1-й позиции ладони направлены вниз.

Обе руки, сгибаясь ч локтях, приближаются спереди к корпусу, локти отводятся в стороны. Затем кисти выполняют вращательное движение «к себе» в один поворот, т. е. опускаются пальцами вниз переводятся пальцами «к себе», раскрываются пальцами вперед, ладонями вверх, одновременно руки, разгибаясь в локтях, протягиваются вперед.

На следующий так обе руки, сгибаясь в локтях и направляя их в стороны, приближаются спереди к корпусу, ладони направлены вверх. Затем кисти выполняют вращательное движение «от себя» т. е. приближаются пальцами «к себе», опускаются пальцами вниз, поворачиваются пальцами вперед, ладонями вниз; одновременно руки, разгибаясь в локтях, протягиваются вперед.

Движение №3

Движение № 4. Круговое движение рукой перед лицом.

Музыкальный размер: 2/4.

Руки находятся во 2-й позиции. Из-за такт и правая рука поднимается в 3-ю позицию, кисть приподнята, направлена ладонью «от себя», закругленными пальцами вверх, локоть закруглен и направлен вправо.

«Раз» — правая рука опускается, проводя кисть тыльной стороной со стороны левой щеки, локоть сгибается и опускается вниз, кисть приподнята и направлена пальцами верх, ладонью влево. Левая рука остается во 2-й позиции.

«И» — Правая рука проводится в 1-ю позицию, одновременно выполняя мягкое вращательное движение кистью «от себя».

Правая рука проводится из 1-й позиции во 2-ю, кисть направлена ладонью «от себя». Левая рука в том же положении. Правая рука остается во 2-й позиции. Левая поднимается вверх, начиная то же движение.

Движение № 5. Вращение рук, скрещенных в запястьях.

Обе руки подняты вперед и скрещены в запястьях, правая кисть, находится над левой, ладони направлены вниз.

На «затакт» руки поднимаются от локтя, направляя соединенные кисти пальцами вверх, скользя в запястьях и не разъединяясь, кисти поворачиваются ладонями «к себе», затем одна к другой опускаются пальцами «к себе» и вниз, согнутыe локти поднимаются в стороны. На счет «раз» руки, проскальзывая в запястьях и разгибаясь в локтях, вытягиваются вперед, кисти возвращаются в исходное положение. Движение может повторяться несколько раз подряд.

Движение № 6.Перемена направлений рук в положении № 2.

Руки находятся в положении Х№ 2: правая рука поднята вправо, левая, согнутая в локте, сходится перед грудью исполнительницы, кисти прямые, направлены пальцами вправо, ладонями вниз. Голова повернута вправо.

На счет «раз» руки, сгибаясь в локтях, приближаются к корпусу, при этом кисть: начинают плавное, чуть заметное вращательное движение «от себя».

На счет «два» руки, меняясь направлениями, мягко и плавно переводятся влево, в то же положение. Кисти, закончили вращение, направлены пальцами влево, ладонями вниз. Голова вместе с руками переводится влево, взгляд сопровождает движение рук.

Движение № 7 (женское). Исполнительница поправляет браслеты.

Девушка поднимает одну руку вперед 1-ю позицию, на уровне груди и ладонью другой руки проводит сверху по запястью вытянутой руки, как бы поправляя браслет, кисти направлены ладонями вниз. Корпус слегка наклонен вперед и в сторону вытянутой руки. Голова чуть наклонена: исполнительница любуется браслетом.

Движение повторяется с переменой направлений рук.

Движение № 7 Движение № 8

Движение № 8 (женское). «Игра с косами».

Исполнительница, слегка повернувшись правым плечом вперед и наклонив голову к правому плечу, проводит обеими руками по правой косе сверху вниз: кисть правой руки проводится ладонью поверх косы, кисть левой руки находится под косой, касаясь ее тыльной стороной. Руки, как бы пpиглаживая косу, опускаются вниз примерно до уровня талии. Затем кисть левой руки забрасывает низ косы на тыльную часть кисти правой руки, при этом кисть левой руки поворачивается тыльной стороной «к себе», ладонью «от себя». Забросив, косу на кисть правой, левая рука опускается вниз между кистью правой руки и корпусом,

После этого обе руки переводятся влево и движение повторяется с другой косой.

3. Ходы и движения на месте

Движение № 1.

На счет «раз» — шаг вправо правой ногой с каблука;

«два» — опустить правую ногу на пол на носок;

«три» — шаг левой ногой к правой, коснувшись носком правого каблука, пятку приподнять;

«четыре» — поставить левую ногу на каблук.

Переменный ход

Исполнитель делает ша; вперед с каблука на всю ступню, подставляет другую ногу на полупальцы и делает третий шаг вперед на всю ступню.

Исходное положение ног: 6-я позиция.

Музыкальный размер: 3/4.

«Раз» — Шаг правой ногой вперед с каблука на всю ступню, колено свободно.

«И» — Левая нога подставляется на полупальцы около середины стопы правой ноги; колено чуть присогнуто и направлено вперед.

«Два» — Небольшой шаг правой ногой вперед на всю ступню, колено свободно.

«И» — Пауза.

Движение продолжается с левой ноги. Девушки выполняют ход мягко, плавно, без рывков и остановок, юноши более резко и стремительно. Этим ходом исполнители могут продвигаться по прямой, по кругу, вращаться на месте вправо и влево, а так же могут двигаться, назад делая все три шага переменного хода на полупальцах.

Переменный ход может комбинироваться с простыми шагами. Например, на 1-й такт исполнитель делает два небольших шага вперед на всю ступню (на счет <раз>- и «два»), на 2-й такт — три шага переменного хода.

Движение № 2.

На счет «раз» — шаг правой ногой на полную ступню вправо;

«два» — приставить левую ногу к правой в 6-ю позицию;

«три» — шаг левой ногой влево с ударом об пол;

«четыре» — поставить правую ногу с ударом в 6-ю позицию.

Боковой ход с одной ноги.

Исполнитель делает слегка выворотный боковой шаг с каблука на всю ступню, затем подставляет другую ногу сзади на полупальцы.

Исходное положение ног: 3-я позиция, правая нога впереди.

Музыкальный размер: 2/4

«Раз» — Боковой слегка выворотный шаг правой ногой вправо с каблука на всю ступню, колено свободно.

«и» — Левая нога подставляется на полупальцы сзади пятки правой ноги, колено присогнуто.

«Два» — Повторение движения на счет «раз».

«И» — Повторение движения на счет «раз-и».

Боковым ходом можно, не меняя ноги, двигаться и в другую сторону, т.е. в лево. В этом случае исполнитель делает первый шаг правой ногой спереди накрест левой, левая нога по-прежнему подставляется к правой сзади на полупальцы.

Боковым ходом исполнитель может продвигаться по прямой, из стороны в в сторону вращаться на месте и т. д. Выполняется ход без пониманий и оседаний. Корпус прямой, или слегка наклонен на правый бок при движении вправо, на левый бок при движении в лево.

Движение № 3.

На счет «раз» — шаг правой ногой с каблука вправо, подняв носок «два» — опустить ногу на полную ступню;

«три» — шаг правой ногой носком к левой, каблук поднять вверх; «четыре» — левую ногу поставить рядом с правой в 6-ю позицию, опустить каблук правой на пол в 6-ю позицию.

Комбинированный боковой ход.

Исполнитель делает боковой шаг одной ногой и ставит другую ногу вперед на каблук перед носком опорной ноги, затем боковым ходом идет в противоположную сторону и делает поворот на месте.

Исходное положение ног: 3-я позиция, правая нога впереди.

Музыкальный размер: 2/4. Движение занимает четыре такта.

1-й такт

«раз» — Слегка выворотный боковой шаг правой ногой вправо < каблука на всю ступню, колено свободно, «и» — Пауза.

«два» — Левая нога ставится вперед на каблук перед носком правой ноги, колено свободно, носок поднят вверх. Корпус слегка повернут левым плечом вперед, голова повернута к левому плечу, «и» — Пауза.

2-й такт Боковой ход № 2 с левой ноги с продвижением влево. 3-й —4-й такты Боковым ходом № 2 исполнитель делает полный поворот на месте влево.

Все движение с 1-го такта повторяется с другой ноги с продвижением и поворотом в правую сторону.

Движение № 4.

На счет «раз» — шаг правой ногой вперед, одновременно поднять левый каблук, корпус откинуть назад;

«два» — правую ногу отвести назад и поставить ее на носок, одновременно левый каблук опустить на пол. Корпус наклоняется вперед;

«три» — снова правой ногой шаг вперед, подняв левый каблук:

«четыре» — правую ногу приставить к левой ноге в 6-ю позицию.

Переплетающийся ход вперед.

Исполнитель делает одной ногой шаг вперед, накрест другой ноги, затем дважды переступает на месте. Весь ход выполняется на полупальцах.

Исходное положение ног: 6-я позиция.

Музыкальный размер 2/4.

«раз» — Шаг правой ногой на полупальцы вперед, накрест левой ноги, колено свободно,

«и» — Исполнители переступает левой ногой на полупальцах на месте позади правой ноги, колено свободно.

«два» — исполнитель переступает правой ногой на полупальцах на месте впереди и накрест левой ноги, «и» — Пауза.

Движение продолжаются с другой ноги.

Переплетающийся ход № 4 иногда сочетается с движением рук № 8 («игра с косами»).

«раз» «раз» «два»

Движение №4 Движение №5

Движение № 5.

На счет «раз» — шаг правой ногой вправо носком внутрь, каблук поднять;

«три» — сдвинуть носок правой ноги к левой, соединив их.

Переступания на месте.

Работающая нога то выносится вперед на пятку, то отставляется назад на полупальцы Опорная нога, находясь на одном месте, то отделяет пятку от пола, то опускает её на пол.

Исходное положение ног: 6-я позиция.

Музыкальный размер: 2/4.

«раз» — Правая нога выносится в перед и ставится на пятку на расстояние стопы перед левой ногой. Пятка левой ноги отделяется от пола, колено чуть сгибается.

«и» — Пятка левой ноги опускается на пол, колено чуть сгибается.

«два» — Правая нога отводится назад, и ставится на полупальцы на небольшом расстоянии от пятки левой ноги. Пятка левой ноги отделяется то пола.

«и» — Пятка левой ноги опускается на пол.

Движение исполняется с одной ноги – правой или левой, на месте, или в повороте, спокойно и ровно.

Движение № 6 (мужское). Шаги с подскоками.

Исполнитель делает шаг вперед, поднимая другую ногу, согнутую в колене, невысоко в перед, затем подскакивает на опорной ноге. Исполняется это движение в сочетании с простыми шагами.

Исходное положение ног: 6-я позиция.

Музыкальный размер 2/4.

1й такт

«раз» — Шаг правой ногой в перед на всю ступню. Левая нога, согнутая в колене, поднимается невысоко вперед, колено направленно в перед, подъем свободен.

«и» — Исполнитель делает маленький подскок на правой ноге с продвижением вперед, опускаясь на всю ступню и слегка приседая. Левая нога в том же положении.

«два» — Шаг правой ногой вперед, как на счет «раз».

«и» — Маленький подскок на левой ноге, как на счет «раз-и».

2й такт

«раз» — Шаг правой ногой вперед на всю ступню.

«и» — Шаг левой ногой вперед на всю ступню.

«два» — Шаг правой ногой, как на счет «раз» 2го такта.

«и» — Шаг левой ногой, как на счет «раз-и» 2го такта.

Движение выполняется легко и свободно.

4. Мотивы казахского орнамента

«Тумарша» (треугольник)

На счет «раз» — руки раскрыть в стороны на уровне плеч, ладони обращены вниз;

«два» кисти рук повернуть ладонями снизу-вверх, пальцы раскрыты;

«три» руки поднять вверх над головой, соприкасаясь запястьями с тыльной стороны, пальцы раскрыты;

«четыре» соединить ладони левой и правой руки, пальцы вверх.

«Шанырак,» (крыша юрты)

На счет «раз» — руки раскрыть в стороны, ладони вверх;

«два» — руки притянуть к себе, присогнув локти (на уровне плеч); «три» — руки поднять с открытыми ладонями вверх;

«четыре» — соединить средние пальцы рук над головой, одновременно ладони повернуть вниз, пальцы сомкнуты.

Кос оркеш (два горба)

На счет «раз» — руки поднимаются с мелкой вибрацией кистей по

2-й позиции;

«два» — руки тем же движением переходят в 3-ю позицию;

«три» — правую руку положить на правое плечо;

«четыре» — левую руку положить на левое плечо, локти направлены

и стороны.

Ши орау (плетение)

На счет «раз» — руки поднять вверх со скрещенными запястьями, ладони соприкасаются, пальцы направлены вверх;

«два» — руки опустить вперед скрещенными запястьями; ладони прижаты друг к другу, правая рука положена на левую; пальцы прямые, направлены вперед, локти вытянуты;

«три» — руки прижатыми ладонями притягиваются к корпусу, локти разведены в стороны. Ладони раскрываются от корпуса вперед, ладони — вверх;

«четыре» — ладони со скрещенными запястьями повернуть от

себя — вперед.

Бурк i т тырнак (когти орла)

На счет «раз» — руки раскрыть в стороны, пальцы раскрыты, ладони вниз;

«два» — сделать одно круговое вращение запястьями рук от себя; «три» — поднимая руки вверх, сделать три раза вращение кистями; «четыре» — сделать взмах руками (крыльями).

Ожау (поварешка)

На счет «раз» — руки раскрыть в стороны;

«два» — правую руку поднять вверх, ладонь вниз;

«три» — левую руку провести перед грудью к правой руке; ладонь приложить к локтю правой руки; поворот головы вправо-вверх; «четыре» — повернуть кисть правой руки ладонью вверх.

5. Расклад движений на музыку

«Сэлем» (поклон)

Исходное положение ног— 1-я позиция, руки опущены вниз.

На счет «раз» — шаг правой ногой вправо, мягко разводя руки

и стороны;

«два» — приседая, приставить левую ногу к правой;

«три» — руки положить на колено правой полусогнутой ноги. Правая рука на левой, ладони обращены вниз;

«четыре» — голову опустить вниз — поклон.

«Ормек» (ткацкий станок)

Исходное положение — опуститься на левое колено и сесть на пятку. Руки в 1-й позиции, пальцы прижаты друг к другу во время выполнения всего движения. На счет «раз» плотно соединить пальцы рук, повернув ладони к себе, правую руку отвести вправо;

«два» — резко пронести ладош, правой руки перед собой к левой руке;

«три» отнести левую руку влево, подняв локоть вверх, ладонь к себе;

«четыре» пронести левую руку перед собой к правой руке;

«пить» повернуть ладони вниз и соединить кисти рук большими пальцами (пальцы прижаты друг к другу);

«шесть» провести кисти рук вперед, «волны» пальцами;

«семь» сделать «волны» пальцами к себе и от себя;

«восемь» — положить ладони на грудь.

Айна (зеркало)

На счет «раз» — руки раскрыть в стороны ладонями вверх;

«два» — согнув локти, соединить кисти рук перед лицом (закрыть лицо), ладони обращены вперед к зрителю. Локти подняты на уровень плеч;

«три» — голову повернуть направо (видны глазки), посмотреть на зрителей. Руки неподвижны. Кокетливо улыбнуться;

«четыре» — голову повернуть влево, посмотреть на зрителей. Руки неподвижны. Кокетливо улыбнуться.

Такия (тюбетейка)

На счет «раз» — правую руку согнуть перед грудью, пальцы раскрыты, средний палец прижат к большому пальцу (ладонь обращена вверх);

«два» — левую руку согнуть перед грудью, пальцы раскрыть; средний палец прижать к большому пальцу и опустить на правую руку, ладонь левой руки — вниз):

«три» — правую руку поднять, положить средний и большой соединенные пальцы на макушку головы;

«четыре» — подняв левую руку, соединенные пальцы положить на тыльную сторону правой руки.

Народные танцы Казахстана: особенности и стили

Колорит казахского танца создается всей системой выразительных средств, где одновременно с музыкой и танцевальным текстом важную роль играют атрибуты (бубны, домбры, кувшины, кнуты) и костюм. Казахский общенародный костюм всегда выделялся колоритными яркими цветами, как доказательство достатка и благополучия. Одежда женщин, равно как и мужчин, блистали всеми оттенками зеленого и золотого, красного и синего. Крой одежды стандартны: приталенная одежда, расширяющаяся книзу, конусообразные головные уборы. В состав мужского комплекта входят объемные шаровары, нательная рубаха, халат, высокий головной убор, пояс, сапоги. Особенность шаровар состоит во вставках из шкуры овцы, которые служат для защиты кожи во время езды верхом при длительных перегонах стада.

Основные подвиды танца:

«Қара жорға». Рождение танца «қара-жорға» связано с наблюдением людей за необычным бегом иноходца, отличающимся рысью или галопом от других лошадей. Дробные переборы ногами, ритмический цокот копыт, покачивание из стороны в сторону головы, всплески гривы, раскачивание крупа создавали впечатление танца. Немалое значение имели вид наездника, корпус которого на обычной лошади сотрясался, а на иноходце покачивался в ритме шага, и наездник как бы танцевал, сидя на коне. Поэтому в танце «қара жорға» мы обнаруживаем движения, напоминающие бег иноходца и покачивание плеч.

«Ор теке» (козел, попавший в яму) — этот комический танец также рожден на основе наблюдений за повадками животных и носит шутливо-юмористический характер. В нем высмеиваются и поступки людей, попавших по своей глупости или нерадивости в смешное или безвыходное положение. Танец «ор теке» имеет три варианта: сольный, хороводно-игровой и кукольный. В этом варианте танцор больше использует выразительную мимику, движения, рук, плеч, шеи, чем движения ног.

«Ұтыс би» (танец-состязание) — в этом танце, подобно акынам-импровизаторам, именитые танцоры-профессионалы состязались в мастерстве импровизации и в количестве известных им танцев. В момент танца один из джигитов неожиданно придумывает сложные движения: если его соперник не сумеет повторить этих движений, он считается» побежденным. Чтобы затруднить соревнование, исполнители постепенно повышают темп танца, доходя до очень быстрого.

«Аю би» (танец медведя). Юмористический танец, в котором изображаются встреча охотника с медведем. Оба застывают в изумлении, затем отрывисто покачивают корпусом вперед и назад, после чего, рассматривая друг друга, осторожно ходят по кругу.

«Бура би» (танец верблюжонка). Содержание этого танца так же как в «аю би» носит юмористический характер. Вор, увидев верблюжонка, сначала любуется им, а затем, приманив, пытается увести с собой.

«Қаз-қатар» в переводе значит — гусиный ряд, вереница гусей. Танец навеян впечатлением от крупных красивых птиц, которыми народ всегда любовался. В танце девушки подражают гусям, лебедям, их движениям при полете, посадке, купании. Как рисунок танца, так и его музыка созданы на фольклорной основе.

«Қара қулақ» или «серік қулақ» (черные уши или парные уши) — веселый хороводно — игровой танец, который исполняется во время вечерних игр казахской молодежи на джайляу.

«Шалқыма» — в этом танце олицетворяется образ простой казахской девушки, искусной мастерицы изготовления кумыса. Умением красиво носить торсық на плече, пленительно танцевать с ним, умением изящно разливать кумыс по пиалам и скромно почтительно им угощать — девушка чарует всех.

«Кылышпен би». Сценическая композиция посвящена мужеству казахских женщин, которые и в далеком прошлом, и в грозные дни Великой Отечественной войны с оружием в руках отстаивали счастье народа. В танцевальном образе девушки — батыра, в динамике ее движений преломляется народный темперамент, такие черты национального характера, как смелость и отвага.

Казахские народные танцы. Искусство танца

Великая Степь породила и воспитала трудолюбивый казахский народ, к тому же даровав ему дерзновенный темперамент. Танец, как и другие виды национального искусства, издавна существовал в быту кочевников-скотоводов и в художественных образах передавал все его особенности.

Если разобраться, казахи всю свою жизнь проводят с песнями и пляской. Народные праздники, встречи друзей, свадьбы, банкеты, и даже похороны родичей не обходятся без песен и танцев. Им достаточно буквально нескольких домбр и сыбызгы, чтобы пуститься в пляс. Это народное искусство, как ни одно другое наглядно демонстрирует своеобразие жизни казахских кочевников и богатство их внутреннего мира.

Исстари искусство танца передавалось из поколения в поколение, каждый клан имел своих непревзойденных мастеров. Однако, казахские народные танцы никогда не имели четких хореографических правил и канонизированного образа. Чаще всего они исполнялись в форме вольной импровизации, позволявшей посредством определенных стилистических манер выплеснуть эмоциональный, жизнерадостный темперамент.

Тематика народных танцев широка и многогранна, подтверждением тому служат сохранившиеся танцевальные миниатюры, среди которых: трудовые («ормек би» или танец ткачей), охотничьи пляски («коян би» — охота с беркутом на зайца, «кусбеги-дауылпаз» — обучение охоте ловчей птицы), а еще танцы-состязания («утыс би»), сатирические, шуточные, юмористические («насыбайши»), пародии на животных («ортеке» — архар-прыгун, «тепенкок» и «кара жорга»,— бег иноходца и танец скакуна, «аю би» — медвежья пляска), танцы с предметами. Так же в музыкальном фольклоре были распространены и лирические театрализованные танцы с хоровым пением, танцы-хороводы и пр.

Существовали пляски — состязания, призванные показать выносливость и ловкость танцоров, пляски-игры и даже религиозные плясовые, исполняемые только шаманами рода, как верное средство для «изгнания злых духов» и лечения больных.

Танцы казахов делились на бытовые и маскарадные, танцы в одиночку или групповые пляски. Нужно отметить, что в отличие от узбеков, таджиков и многих других восточных народов, исповедующих ислам, казахи имели парные танцы, исполняемые юношей и девушкой, такие как «коян-беркут» («Коян-буркит»).

Как таковых школ, обучающих искусству танца, как это было в Индии, Китае, Японии и др. странах Востока, у казахов не существовало. Канонические формы хореографии народных плясок тоже отсутствовали. Каждый род имел своих мастеров-самородков, которые были на положении шутов или народных забавников-комиков («ку»). Искрометная импровизация и невероятная харизма— вот непременные условия успеха фольклорных танцоров.

Мужским танцам была присуща яркая экспрессивность исполнения, подвижность плеч, резкость движений, так называемая «игра» суставов, гибкость, напряжённость и собранность корпуса, позволяющая танцовщикам включать в исполнение сложные акробатические приёмы.

Наибольшей спецификой и сложностью отличались пляски на коне, и это не была джигитовка. Искусством джигитовки с детства владел каждый казах, а плясать стоя в седле, умели только профессиональные танцовщики, чьи обученные кони, как загипнотизированные, подчинялись заданному ритму. Такой танец непременно исполнялся под аккомпанемент домбры или барабана, которые задавали нужный темп, и служили основой для упорядочения танцевальных движений.

Казахские женщины, подчиняясь мусульманским законам, редко танцевали на публике, однако за долгие века развития музыкальной культуры и в женском танце сложился определенный набор танцевальных элементов и па.

В отличие от мужской пляски, танцы женщин более сдержаны и спокойны, в них нет резких движений и бешеного ритма. Главным выразителем хореографического рисунка здесь выступают глаза и руки танцовщиц.

Мягкие, плавные жесты, спокойные переходы из одного положения в другое, движения рук, сопровождающиеся вращением кистей «от себя» или «к себе», исполняемые легко и волнообразно, а иногда и обыгрывание предметов (зеркальце, цветок, коса) – основные атрибуты завораживающего танца казашек.

Однако феодальные и религиозные предрассудки много веков тормозили развитие танцевальной культуры, и искусство танца не получило такого распространения, как музыкальное творчество, а к концу XIX века и вовсе было почти утеряно. И только с приходом советской власти этот невероятно красивый вид народного творчества стал постепенно возрождаться.

В наше время казахские танцы получили новое развитие, все больше и больше людей проникаясь идеей национального самосознания, интересуется народным фольклором и вливается в ряды почитателей этого необыкновенного творчества. И сегодня, приехав в эту гостеприимную страну можно увидеть замечательные образцы этого народного искусства, с течением времени вовсе не растерявшие свойственный им, веселый, легкий и массовый стиль, зажигательную жизнерадостность и невероятное обаяние казахского народа.

Особенности национального казахского танца

Хореография – ещё одно направление в национальной культуре, отражающее всё богатейшее наследие страны. Кочевой народ всегда был известен своими зажигательными танцами, способными заворожить разум и сердце. Сегодня можно смело сказать, что казахи смогли в многочисленных хореографических образах создать миллионы сюжетов, рассказывающих истории из жизни страны.

Все аспекты казахской жизни неразрывно связаны с искусством танца. Далеко не все смогут представить, однако у казахов есть танцы, которые связаны практически с любым общественно значимым событием:

  • Встреча дорогих гостей;
  • Похороны родственников;
  • Встреча добрых друзей;
  • Свадьба;
  • Рождение долгожданного ребёнка и так далее.

Каждый клан имел свои хореографические особенности

Многочисленные документальные находки говорят о том, что практически в каждом казахском клане существовали свои хореографические «изюминки», позволявшие отличить представителей одного клана от другого. Считается, что уникальные элементы создавались во время традиционной импровизации. Существовали и те хореографические образы, которые носили практически сакральный характер.

Существовавшие в те времена танцы делились по функциональному признаку, например, свадебные, поминальные и так далее, и по тематическому:

  • Охотничьи пляски;
  • Трудовые танцы;
  • Состязательные танцы;
  • Лирические танцы;
  • Танцы-хороводы;
  • Шуточные танцы;
  • Пародийные танцы – основывались на пародиях различных животных;
  • Танцы с предметами и так далее.

Определённые танцы, к примеру, пляски-состязания, выступали в качестве основного сплачивающего элемента. Местные старейшины клана использовали этот вид танца для того чтобы передать подрастающему поколению основные навыки борьбы. Также при помощи плясок-состязаний формировался настоящий командный дух, а злой дух при этом изгонялся.

Традиционные казахские танцы также делились на: соло, групповые, маскарадные, бытовые и так далее. Говоря об особенностях традиционной казахской хореографии, важно отметить ещё один немаловажный факт. Многие мусульманские страны принципиально не имели хореографических номеров, предназначенных для исполнения мужчиной и женщиной. Единственным исключением здесь был Казахстан, где существовал танец «Коян-буркит».

Казахстан не имеет своей хореографической школы

Многие привыкли считать, что национальные хореографические традиции всегда должны передаваться исключительно в специализированном учебном заведении. Да, во многих странах так и происходит, но правило это не действует в Казахстане. Основные формы танцевального искусства существуют на уровне отдельных кланов. Это значит, что в каждом из них существуют собственные канонические образы, отражающие особенности развития конкретной общности людей.

Классический мужской танец всегда отличался мощной энергетикой, активным участием плечевого сустава, резкими движениями и повышенной гибкостью. Всё это требовало от танцора идеальной физической подготовки. Также национальные казахские мужские танцы сопровождались выполнением сложнейших акробатических номеров.

Верхом хореографического мастерства считались различные пляски на конях – джигитовки. С малых лет казахи обучались этим навыкам. Считалось, что молодой казах должен был в обязательном порядке научиться:

  • Скакать на коне;
  • Плясать в седле;
  • Виртуозно управляться с национальным видом оружия и так далее.

По-настоящему профессиональные наездники могли добиться от лошади практически идеального выполнения всех команд и следования музыкальному ритму. Благодаря этому джигиты всегда могли создавать необычные программы для выступления.

В отличие от мужского энергичного танца, казахские женщины были более сдержаны в своих движениях. Не стоит забывать, что дамы вынуждены были строго выполнять мусульманские законы, поэтому и на публике они выступали достаточно редко. Несмотря на ряд строгих ограничений, классический женских танец смог разработать множество приёмов и па. Основным элементов таких танцев были исключительно руки и глаза. Жесты должны были отличаться плавностью и мягкость. Каждый переход между частями танца должен был сопровождаться неспешными движениями. В отдельных случаях казахские женщины танцевали с различными предметами.

Казахские национальные танцы оказались под угрозой

На определённом историческом этапе казахская хореография стала заложницей религиозных предрассудков. Священнослужители просто не могли допустить, чтобы над душами людей властвовала хореография, а не их проповеди. Именно поэтому искусство танца не получало такой поддержке, которая оказывалась пению или изобразительному искусству.

Существует немало свидетельств того, что к концу девятнадцатого века хореографические традиции Казахстана могли навсегда исчезнуть из памяти людей. Лишь с началом правления СССР на территории Казахстана национальная хореографическая культура стала вновь возрождаться.

Современный этап развития казахской хореографии

В XXI веке казахские национальные танцы вновь оказались на волне популярности. Сегодня всё больше людей уделяет внимание традиционной хореографии, отражающей всё многообразие культурного наследия страны. Благодаря активизации национальной хореографии, начали развиваться и многие смежные направления в искусстве и литературе:

  • Этнография;
  • Народные промыслы;
  • Фольклор и так далее.

Всё это позволяет уверенно говорить о том, что национальное самосознание казахов продолжает скреплять нацию духовно. Сегодня любой турист может приехать в Казахстан, чтобы насладиться великолепной кухней, основанной исключительно на традиционных рецептах, побывать в многочисленных городах, являющимися памятниками архитектуры или же насладиться традиционным казахским танцем. Где бы турист ни находился, он всегда может быть абсолютно уверен, что в Казахстане ему скучать не придётся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *