Национальный костюм чувашей

Презентация «Чувашский национальный костюм»

МАДОУ детский сад №35 «Теремок» комбинированного вида р.п. Приютово

муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

Чувашская национальная одежда

педагог: Егорова Надежда Семёновна

Чувашский национальный костюм

История чувашского народного костюма

Формирование чувашского народного костюма происходило под влиянием места, в котором проживали чуваши, перенимавшие многие мелочи и детали одежд ближайших соседей. Традиционные наряды вирьял (они же верховные чуваши) из Чебоксарского района достаточно сильно напоминал костюмы финно-угорского народа России своей простотой и умеренностью конструктивных элементов.

Низовые чуваши, они же антари, во время пошива платьев и костюмов использовали различные оборки, а цветом фартука был выбран насыщенный красный. Полотенца и передники имели необычную вышивку цветными нитками различных оттенков. Костюмы, платья, нагрудники и головные уборы чувашей Самарской области имеют достаточно много сходств с мордовскими национальными нарядами

Чувашская одежда представлена разнообразием головных уборов, платьев и костюмов, а также известна богатством вышитых ромбо- и зигзагообразных узоров, монетной и бисерной отделки, специального кроя. По назначению она использовалась лишь примерно до середины XX века. Некоторые старинные наряды дошли до наших дней и пополнили коллекции Национального музея, Музея чувашской вышивки, Чувашского государственного художественного музея.

Сегодня традиционные одеяния по-прежнему любимы чувашами. Некоторые горожане и жители поселений надевают сохранившиеся наряды своих предков по большим праздникам (свадьба, акатуй и т.п.), артисты чувашской эстрады выступают в осовремененных костюмах на сцене, а участники конкурсов из Чувашии защищают в них честь родной республики.

Туристы из разных регионов страны и заграницы проявляют интерес к чувашской культуре и восхищаются ею не меньше, чем коренное население.

Мужские костюмы

Изначально чувашские рубахи с поясом для мужчин изготавливались свободными и длинными (до колен). Мужские одежды имели различные богатые и праздничные вышивки, аппликации и шёлковые узоры, в то время как простые костюмы, не предназначенные для праздников, были вполне лаконичными и строгими и на них не наносились никакие узоры

С развитием новых технологий, чувашский народный костюм для мужчин обзавёлся воротником и стал более современным, с плавными линиями круглых пройм.

Мужские кафтаны и уборы, предназначенные для различных праздников, щедро украшались в районе груди и воротника, а также по краям одежды.

Женские костюмы

Чувашские традиционные рубахи для замужних женщин имели довольно сложную вышивку необычной формы, в то время как подол с геометрическими нашивками и полосками отличался скромностью и простотой. Во время праздников и обычных будних дней, женщины носили на бёдрах специальный материал с бахромой, узорами и нашивками, изготовленный из шёлковых и шерстяных нитей.

Незамужние девушки носили скромные наряды без вышивок и узоров, дабы не отвлекать внимание от собственной красоты.

Одежда девочек была проще, но выглядела не менее нарядно. Платья украшались несложным узором или тесьмой на подоле. На нагрудной части рубахи обычно вышивали две аккуратные косые полосы, а одну — только для сирот.

Обувь

Лапти, валенки, сапоги

В летний сезон чувашские мужчины и женщины носили лапти из липового лыка (çăпата). Плелась данная обувь различными и довольно хитрыми способами, из-за чего некоторые модели дошли до наших дней и находятся в настоящий момент в музее. С лаптями надевали удобные суконные гетры. Представители верховой группы носили их с онучами черного цвета, а низовой группы — с белыми суконными чулками (чăлха).

Когда приходила зима, чуваши убирали лапти и надевали тёплые валенки, без которых обойтись было просто невозможно. Валенки могли позволить себе лишь зажиточные крестьяне.

В конце 19 века вошло в традицию дарение на свадьбу кожаных сапог сыновьям и кожаных ботинок дочери, которые впоследствии надевали крайне редко и очень берегли

Женские головные уборы

Хушпу —женский головной убор Масмак с нагрудным украшением

Масмак Тухья

«Масмак» — это женская налобная и головная повязка с вышитыми на ней чувашскими узорами, которая защищала девушку от всего плохого.

Тухья низовых чувашей была с шишечкой, бисерным навершием, наушниками или ремешком для закрепления на подбородке. Убор верховых чувашей этих деталей не имел. Орнамент состоял из крупных меандров, ромбов и крестов с загнутыми концами. После замужества девушки передавали свои тухьи младшим сестрам.

По праздникам женщины носили хушпу, открытую шапочку, богато украшенную монетами. Отличительная особенность хушпу — хӳри, наспинная полоса до пояса или ниже с рядами монет и бисерной вышивкой

Мужские головные уборы

Мужские головные уборы не орнаментировались. Летом мужчины носили черные или белые войлочные шляпы (ялкас), а зимой — шапки с широким околышем и продолговатым куполообразным верхом (сĕлĕк).

Современная чувашская одежда

Носите одежду с чувашской символикой

В настоящее время традиционный национальный костюм чувашей потерял свою актуальность и лишь в некоторых деревнях и сёлах чувашские наряды надевают во время проведения праздников или обрядов

Национальный костюм довольно часто используется и во время различных концертов и выступлений фольклорных групп. Модельеры больше не опираются в своих разработках на традиционные костюмы и рубахи, а пользуются некоторыми схожими образами, в попытках произвести все детали народных украшений, орнаментов и узоров

В Чебоксарах, в столице Чувашии производством одежды в традициях предков занимается текстильное предприятие «Паха тĕрĕ». Узоры вышивают нитками «мулине» и шёлком.

Спасибо за внимание!

Чувашский костюм

Старинные головные уборы чувашских женщин делятся на две группы: покрывала и шапки. К группе покрывал относятся головная повязка (сурпан) с перевязью (масмак), а также платок (пус тутри) с перевязью и чалма. Это уборы замужних женщин. Сюда же относится покрывало невесты (пёркенчёк).
Украшение сурпанов и способы их ношения в этнографических группах имели свою специфику. У низовых сурпан был длинный (почти 2,5 м) и покрывал голову. Средняя часть делалась из белого полотна, а концы сурпанов украшались узорноткаными полосками, лентами (хаю), позументом (ука), кумачом (сентел), кружевами (шатакла). Узорнотканые полоски выступали на сурпанах в виде таких узоров, как квадраты, ромбы, кресты и т. п. Сурпан низовых закреплялся головной повязкой (пус тутри).
Сурпан чувашек анат енчи был короче, украшения были несколько уже — это тканые или кумачовые полоски, вышивка, белые кружева. Сурпан одевался по-другому, с помощью повязки масмак.
Сурпаны верховых чувашек были недлинные (120-150 см), узкие. Их изготовляли из тонкого полотна с двусторонней вышивкой. Геометрические узоры вышивок, как и у анат енчи, размещаются ярусами. Концы сурпанов украшались бахромой (сусе, ярапа), разноцветным бисером (шарса).
Женские головные повязки масмак бывают двух видов: у анат енчи и анатри они широкие с крупными узорами, у вирьял-узкие, вышитые мелкими геометрическими фигурами, обычно на полоске цветной ткани. Орнамент узоров на масмаках очень разнообразный-это фигуры коней, птиц, драконов, целые орнаментированные «картины» сотворения мира.
Женщины анат енчи и анатри в прошлом носили чалму — косынку из тонкого белого холста, ею закрывалась вся голова (у чувашских женщин бытовал обычай не показывать волосы). По краям чалмы размещалась вышивка.
В чувашский женский наряд входили поясное и набедренное украшение-сара и яркач. Их вышивали шерстяными и шелковыми нитками, украшали нашивками. Длинная бахрома обогащала эти наряды, а при движении оживляла весь костюм женщины. Орнамент узоров — геометрический, связанный с представлением о модели мира. Использовались и стилизованные изображения деревьев, цветов, листьев.
В национальном женском костюме большую роль играют головные уборы из бисера, мелких раковин каури и монет. Возникли они разными путями, претерпевали изменения, а позже стали обозначать возрастную и социальную принадлежность их носителей. В чувашских женских украшениях содержатся не только народные понятия о красоте, сложившиеся в течение тысячелетий, но и следы миропонимания наших предков. Древнейшей функцией украшений было, без сомнения, их магическое предназначение (обереги), защита от злых духов и других опасностей.
Полный комплекс украшений представлен в праздничных и свадебных нарядах. Чувашская женщина, облаченная в полный свадебный наряд, носила одежду и украшения весом около одного пуда, в том числе серебряные монеты весом 2-3 кг.
В комплекс украшений, выполненных в технике шитья бисером и серебряными монетами, а также из драгоценных металлов и камней, входят головной убор девушки тухъя, головной убор женщины хушпу, нагрудные и шейные наряды (ама, шўлкеме, алка, мая, суха), перевязь (тевет), подвески (сарка), браслет (сула), кольцо (сере), поясные подвески-нахвостник (йёс хўре), поясной кошелек (енчёк), поясное зеркальце (тёкер) и др. Головные уборы встречаются трех типов: в виде широкого обруча с расширяющимися кверху сторонами, полусферические (с закрытым верхом) и в форме шапки с открытым навершием. Хушпу имеет твердый остов, наспинную часть (хўре), украшена она монетами, бисером, раковинами каури, кораллами. Головная часть убора покрывалась семью или девятью рядами бляшек или нухраток, центральная часть украшалась узорами из ромбиков и крестиков (числом по девяти) из красных, желтых и зеленых бисеринок. На «ушах», наспинной части, по краям хушпу вешали монеты, которые при движении (пляске) издают легкий звон. В хушпу явно ощущается стремление его создателей подчеркнуть связь красоты формы с музыкальностью.
Тухъи бывают двух видов — островерхие и без острия. У тухъи нет наспинной части. Девичьи уборы сплошь покрыты узорами из бисера. Серебро использовалось при украшении наушных деталей и нижних краев. Красиво оформлялся козырек убора-красным кораллом, монетами. Рядами бус составлялись яруса, ромбы и другие геометрические узоры. На височной части размещались по тринебольшие кисти из красных, белых и зеленых бисеринок. Тухъя не только овеществляет понятие о красоте, но и хранит следы давно ушедшей в прошлое магической функции.
В одном ряду с тухъя и хушпу находятся женские и девичы нагрудные украшения — шўлкеме и ама. Девичье шўлкеме, в отличие от женского, не имело трехугольной детали в верхней части и было одноярусным. Шўлкеме верховых чувашек состояло из двух одинаковых частей: собственно шўлкеме и сурпан сакки, соединенных в два яруса, и имело квадратную форму, а у низовых и средненизовых — соответственно полуовальную и прямоугольную.
По своей конструкции ама (другое название-хёрес сакки) существовал в двух видах: ама из отдельного нагрудника и нагрудник ама с наспинной частью пус xысё. Шўлкеме и ама украшали серебряными монетами, рядами разноцветного бисера, бусами, раковинами.
Среди шитых бисером, украшенных серебром нарядов особое место занимает женское и девичье украшение в форме перевязи — тевет. Надевали перевязь через левое плечо. Женщины носили ее на свадьбах, девушки-во время весеннего обряда девичья пашня, на хороводах и осенних праздниках, посвященных молотьбе, первому хлебу или льну. Тевет представляла собой широкую (до 10-12 см) полосу, сшитую из холста с подкладкой. Она украшалась узорной тесьмой (по краям) с нашитыми на ней рядами бисера и раковин, рядами монет, бисера. На концах тевети вышивались узоры — изображения светил, очертания гор, деревьев.
Девушки носили шейные ожерелья ука, на холщовую или кожаную основу которых нашивали бусы, бисер, монеты. Суха (май шарси) изготовлялась также в виде густой сетки, составленной из бус, нанизанных на нитки; нижний ряд их составлялся из монет. Ожерелья низовых чувашей состояли главным образом из монет и назывались тенкёллё мая.
Очень важна была знаковая функция одежды — она показывала отличия по возрасту, семейному положению, имущественному состоянию, ритуальному назначению (свадебная одежда, одеяние предводителей религиозных обрядов и т. д.). Знаковые различия проявились прежде всего в головных уборах и украшениях. Так, сурпан, масмак, хушпу, головной платок пус тутри являлись уборами замужних женщин. В свадебном обряде существовал специальный обряд одевания сурпана.
Сугубо девичьим головным убором была тухъя, ее уже не могла носить женщина. Женскими украшениями считались сурпан сакки, пус хысё, сурпан хысё, девичьими-шўлкеме, шейные украшения и ушные подвески (их носили также молодые женщины), украшения из лент. В то же время некоторые украшения были общими для женщин и для девушек-это сара, тевет, ама и др.
Тухъя анат енчи — средненизовых чувашей. XIX в.
Казанская губ., Цивильский у., д. Мусирма (ныне Урмарского р-на).

Девичий головной убор тухъя низовых группы (анатри). 19 в. Наиболее распространенный тип этого головного убора — круглая и богато орнаментированная шапочка, с заостренным коническим навершием наверху. Наушники — кожаные ии холщовые, треугольной формы (как на снимке) или в виде ремешков, как у самарских чувашей. Из кн. «Чувашский костюм от древности до современности». 2002.
Костюм девушки низовой группы (анатри). 19 в. Лесная подгруппа (хирти). Из кн. «Чувашский костюм от древности до современности». 2002.
Костюм девушки низовой группы (анатри), степная подгруппа (хирти). 19 в. Местный вариант шапочки тухъя (из селений т.н. Убеевского куста) отличается наличием кораллового «козырька». Это выступающий налобник с округлой передней кромкой (обычно края шапочки тухъя — ровные). Чересплечное украшение — подвеска теветь — имеет довольно простую форму (на плотную полосу холста нашито 2 ряда монет).Из кн. «Чувашский костюм от древности до современности». 2002.
Костюм замужней женщины с нагрудной подвеской ама. 19 в. Богато орнаментированная празднично-обрядовая рубаха, по шее и вдоль спины проходит женская повязка сурпан (местн. сорпан). С ушей свисают хăлха çакки — подвески с монетами 15 и 20 коп., на серебрянном проволочном каркасе. Странно, но волосы оставались непокрытыми. Экспонаты ЧНМ, Чебоксары. Фото: Г.С. Самсонова.
Одевание женского костюма верховой группы (вирьял, тури). На груди — украшение из четырехугольных кожаных пластин с монетами — сурпан çакки/шýлкеме или йĕкĕрлĕ шýлкеме. Эти украшения из серебряных монет 18-19 вв. не имеют ничего общего с т.н. доспехами амазонок. Экспонаты — ЧНМ, Чебоксары.
Ама — основное женское украшение верховых чувашей (вирьял, тури). 19 в.
Тяжелая нагрудная подвеска с серебрянными монетами 1 руб, 50 коп. Нашивается на полосы (кожаные или матерчатые), соединенные внизу какой-либо перемычкой.
Поверх ама спускается ажурная цепочка чепчушка. Фото: Г.С. Самсонова.
В саду. Мать с тремя детьми. Девочка слева — в народном костюме, подобном женскому, с минимальным количеством орнамента и украшений. Чуваши Казанской губ., Ядринского уезда. 1915. Научный архив Чув. гос. института гуманитарных наук. Отд. VIII.
Çуха (ворот) — девичье шейно-наплечное украшение. 19 в. Диам. ок. 45 см. Холст, шитье бисером, бусами, серебряные монеты, жетоны, раковины каури. Дмитровоградский краеведческий музей, Ульяновская обл.
ОРНАМЕНТ чувашской вышивки. Фрагменты предметов костюма 18 — 20 вв.
Археологическая находка — фрагмент шерстяной ленты с орнаментом из золотой позументной тесьмы ука и шнура. Вероятнее всего, это часть головного убора или повязки.
Снимок с девушкой в традиционном платье 18 — нач. 19 вв. Ассимметричный грудной разрез обрамлен богатым вышитым узором.
Традиционная девичья рубаха. 19 в. У девушки типичная чувашская внешность — овальное лицо, скромный взгляд, щеки здорового цвета.
Девичья рубаха. 19 в. Верховые чуваши (вирьял, тури). На груди — ассимметричный узор.
Девушка верховой группы (вирьял, тури) в богато орнаментированной рубахе 19 в., с обрядовым платком в руках. Экспонаты: ЧНМ, Чебоксары. Фото: Г.С. Самсонова.
Женская рубаха кĕпе. 19 в. Средненизовые чуваши (анат енчи). Модель: Аня, ЧГХМ. Фото: М.А. Костарев.
Нагрудные узоры кĕскĕ на женской рубахе. 19 в. Средненизовые чуваши (анат енчи). Модель: Аня, ЧГХМ. Фото: М.А. Костарев
Нагрудные узоры кĕскĕ на женской рубахе. 19 в. Средненизовые чуваши (анат енчи). Скан (с геометрич. искажениями). ЧГХМ.
Подол женской рубахи. Нашивки, домотканая тесьма шарач. ЧГХМ.
Орнамент поясной подвески. 19 в. Верховые чуваши (вирьял).
Орнамент поясной подвески. 19 в. Верховые чуваши (вирьял).
Сурпан — женская головная повязка с украшенными концами. Нач. 20 в. Вышивка двухсторонняя. Верховые чуваши (вирьял). Из колл. Г.Н. Иванова-Оркова.
Узор на конце женской шейно-головной повязкисурпан. Кон. 19 в. Холст, вышивка двухсторонняя, ленты, бахрома. Казанская губ., Чебоксарский уезд (ныне Чебоксарский р-н Чувашской Республики). Верховые чуваши (вирьял). Из колл. Г.Н. Иванова-Оркова.
Узор на конце женской шейно-головной повязки сурпан. Кон. 19 в. Холст, вышивка двухсторонняя. Казанская губ., Козьмодемьянский уезд (ныне Моргаушский р-н Чувашской Республики). Верховые чуваши (вирьял).
Женская поясная подвеска, прикрывающая тыльную часть фигуры. Кон. 19 в. Кумач, вышивка, бисерные подвески. Средненизовые чуваши (анат енчи). ЧГХМ.
Свадебный платок (жениха, свахи). Фрагмент, угол с двухсторонним вышитым орнаментом. 19 в. Верховые чуваши (вирьял). ЧГХМ.
Узор женской головной повязки сурпан тутри. Нач. 20 в. Чуваши Самарской Луки. Самарская губ., д. Севрюкаево. Эспед. 1993 г.
Женская поясная подвеска, прикрывающая тыльную часть фигуры. 19 в. Холст, вышивка. Верховые чуваши (вирьял).
Узор поясной подвески. 19 в. Холст, вышивка. Верховые чуваши (вирьял).
Девичья нагрудная фигура сунтăх. Кон. 19 в. Ситец, вышивка.
Хултăрмач — относительно простой наплечный узор, чья симметричная форма близка к овалу. Вышивался на большинстве рубах. В некоторых случаях узоры вышивались без черной контурной обводки. Скан выполнен с некоторым искажением.
Оформление подола женской рубахи. Кон. 19 в. Ситец красный и «французский», вышивка.
Узор обрядового (свадебного) покрывала. 18-19 вв. Холст, вышивка двухсторонняя.
Фрагмент обрядового (свадебного) покрывала. 18-19 вв. Холст, вышивка двухсторонняя.
Узор поясной подвески типа сарă, сар или яркăч. 18 в. Двухсторонняя вышивка на холсте, нити шелковые и шерстяные, обшивка лентами. Верховые чуваши (вирьял).
Центральный орнамент поясной подвески сар. 18 в.
Поясная подвеска сарă, сар. Конец 19 в. Самарская Лука. Двухсторонняя вышивка шерстью, обшивка лентами, бахрома шерстяная. Экспедиция ЧГХМ 1995 г.
Центральный орнамент поясной подвески сар. Кон. 19 в. Самарская Лука. ЧГХМ.
Поясная подвеска сар. Кон. 19 в. Казанская губерния (закамские чуваши). Двухсторонняя вышивка, обшивка лентами, бахрома шерстяная. Экспедиция ЧГХМ 1995 г.
Орнамент поясной подвески сар. Кон. 19 в. Казанская губерния (закамские чуваши).

Презентация на тему: «Народы Поволжья. Чувашия»

Чуваши

Проект выполнила:

Соколова Н.В.

Учитель русского языка и литературы.

Население – 1 290 000человек; Площадь 18 300 кв.км

Государственный флаг Чувашской Республики

Представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением

сторон 5:8. Основная эмблема Государственного герба –

«Древо жизни» — знак долгого исторического пути, пройденного

чувашским народом.

Пурпурный (темно-красный) цвет символизирует извечное

стремление народа к свободе, которое позволило ему сохранить

свои традиции и самобытность.

Светло-желтый цвет – цвет Солнца,

дарующего жизнь всему на земле.

8-угольная звезда — один из

наиболее распространенных элементов

чувашского орнамента, выражающий

красоту и совершенство.

Государственный герб Чувашской Республики

Представляет собой геральдический щит, на котором мы

видим «Древо жизни», растущее из чувашской земли.

Над геральдическим щитом находится три 8-угольные

звезды. 8-угольная звезда — один из наиболее

распространенных элементов чувашского орнамента.

Стилизованный хмель на концах

полуокружности — образ традиционного

богатства чувашского народа и Республики

-«зеленого золота». Еще в первом Договоре

киевского князя Владимира с Волжской

Булгарией в 985 г. было сказано:

«Тогда не будет между нами мира, когда

камень станет плавать, а хмель — тонуть»

(Повесть временных лет).

  • 25.04 День Чувашского языка
  • 29.04 День государственных символов Чувашской Республики
  • 24.06 День республики

Географическое положение

Чувашская республика

расположена на востоке Восточно-европейской равнины и граничит

с Нижегородской обл.

(на западе),

Республикой Марий Эл

( на севере),

Татарстаном

(на востоке),

Ульяновской обл. и Мордовией (на юге).

Поселения

Предками чувашей были племена поволжских финнов,

которые в VII-VIII веках смешались с тюркскими племенами

булгар и сувар, пришедшими в долины р.Волги из приазовских

степей.

Исторически чуваши представляли

сельское население.

В чувашских селениях было 50-70

дворов, в которых проживали от 300

до 1000 человек.

Постройки были объединены под

одной соломенной крышей.

Дома расположены беспорядочно,

нет ровных линий улиц.

Жилище

  • Избы строились из дерева, самана, кирпича.
  • Крыши домов двухскатные или четырехскатные.
  • С северной стороны жилого дома — глухая стена.
  • Окна выходят на юг.
  • На улицу прорубали 2-3 окна.
  • Преобладающий тип жилища:

изба и сени, встречались и клеть,

у бедняков — изба с крыльцом.

  • Украшалось жилище резьбой

(фронтоны и наличники окон).

Внутреннее убранство

Печь (камака) располагалась справа от входа. По диагонали от печи стоял стол, а в смежном углу – кровать.

В красном углу находилась божница.

Интерьер жилища украшался

домоткаными полотенцами,

половиками, вязаными

скатертями,

салфетками.

Внутреннее убранство

В 19 веке над входом устраивали полати (сентре), вокруг

стола, вдоль передней и боковой стены устраивались

неподвижные скамьи (сак).

Здесь же мог стоять сундук с

вещами. Угол избы перед печью

выполнял функцию

кухни.

Народные праздники и обряды

  • Во время этого праздника принято было гадать.
  • обряд сжигания зимы – соломенной бабы и разведение костров.
  • С восходом солнца люди возносили молитвы о благополучии и урожае.
  • В жертву приносился белый бык и сопутствующие животные лошади, гуси…
  • пекли хлеба, варили пиво из нового солода.
  • Сурхури-отрицание печали (22 декабря).
  • Çăварни –

масленица.

  • Мăнкун – Новый год (с 21 марта по 1 апреля).
  • Мăн чÿк (12 июля) — период созревания хлебов — Великое жертвоприношение.
  • Чÿклеме (21-22 сентября) освящение нового урожая.

Гимн земледельцев

Алран кайми аки сухи

Асран кайми атти-анни!

Тураран-Пулехрен асли сук,

Атти-аннинчен пахи сук!

Из рук не выпускаемые плуг-соха,

Из памяти не выходящие отец-мать!

Тура-Пюлеха старше нет,

Отца-матери дороже нет!

Традиционные ремёсла и промыслы

  • Земледелие (трёхпольный севооборот): рожь, овёс, конопля, гречиха, пшеница.
  • Разведение домашнего скота: в хозяйстве было 3-4 лошади, 2-3 коровы, 5-6 овец, много домашней птицы.
  • Огородничество.
  • Садоводство.
  • Рыболовства.
  • Пчеловодство.
  • Наём и возделывание казённых и частных земель.
  • Извоз, пастушество.
  • Мелкая торговля.
  • Плотничий промысел.
  • Работа на заводах.

Национальная кухня

  • Главное место отводилось блюдам из ржаной муки: кислый хлеб, лепешки, пироги.
  • Традиционное угощение – колбаса шарттан .
  • Использовались молочные продукты:кислое молоко — турах , пахта – уйран , сырки – чакат.
  • Повседневная еда это суп с домашней лапшой – яшка .
  • Каша – пата .
  • Лепешки – пашалу .
  • Блины – икерче .
  • Новогоднее блюдо – шарики из сдобного теста – йава .
  • Из сладостей ели мед.
  • Готовили медовуху.
  • Варили пиво – керхи сари

(осеннее пиво), кер сари и т.д.

Национальная структура населения

  • Одной из особенностей структуры населения Чувашской Республики является многонациональность.
  • За многие годы в Чувашии не было ни одного межэтнического конфликта.
  • В настоящее время 95% населения придерживаются православной религии, 3% – ислама,
  • 1% – протестантизма,
  • 1% – других религий.

г.Чебоксары (чуваш. Шупашка́р) — столица Чувашской Республики

Прошлый век

Наши дни

Чебоксары— город в России, архитектурный памятник России.

  • Победитель конкурса «Самый благоустроенный город России» в 2002 году.

Структура занятости населения

  • Основная часть работающего населения сосредоточена в таких отраслях экономики, как: обрабатывающие производства – 115 тыс. чел.,
  • образование – 56 тыс.чел.,
  • сельское хозяйство – 40 тыс. чел.,
  • здравоохранение и социальное обеспечение — 38 тыс. чел.
  • Около 102 тыс.чел. приходится на субъекты малого предпринимательства.

В Самарской области проживает около 118 тысяч чувашей

  • В городе Самара 19 тысяч,
  • В городе Тольятти 12 тысяч,
  • В остальных городах 17 тысяч,
  • В сельской местности более 70 тысяч.

История расселения чувашей в Самарской области

  • В 16 веке чуваши обрабатывали Самаралукские земли «наездом» и охотились в лесах.
  • В 17 веке возникли первые поселения на Самарской Луке

(Брусяны, Ширяевские вершины, Севрюкаево и др.).

  • В 18 веке происходит массовое крещение чувашей и переселение их на новые земли, «дикие поля».
  • В начале 19 века численность составляла около 40 тысяч человек.
  • К концу 20 века- 117,8 тысяч человек.

Образование на родном языке

Севрюкаевская школа – лауреат и призер международного движения «Красивая школа»

  • В Самарской области 92 чувашских образовательных учреждения;
  • Родной язык изучается еще в 49 школах области;
  • Успешно выступают Детские фольклорные коллективы: «Селкус», «Шанкарав», «Уяв», «Путене» ;
  • Чуваши стремятся знать родной язык и культуру своего народа.

Традиционный чувашский костюм

Большой индустриальный и культурный центр

Используемая литература

Презентация «Чувашский национальный костюм»

Никитина Ольга Фёдоровна
Презентация «Чувашский национальный костюм»

Данная презентация предназначена для воспитанников детских садов и учеников общеобразовательных школ.

Цель презентации:

1. Познакомить с особенностями народного чувашского костюма;

2. Изучить составные части женского чувашского костюма;

3. Выяснить особенности и научиться понимать отличительные знаки народного костюма;

4. Формировать предпосылки к поисковой деятельности;

5. Развивать интеллектуальную инициативу, творческих и познавательных способностей.

Описание:

Слайд 2. Какая она «чувашская одежда?»

Чувашская национальная одежда традиционно имела различные формы и варианты. Но все, вплоть до украшений, имело символический ритуальный характер. Особую роль играл белый цвет одежды. Считалось, что Бог любит белый цвет. Чувашей можно образно назвать детьми солнца. Схематичные изображения дневного светила присутствуют в костюме повсюду: и на головных уборах женщин и девушек, и в вышивке на мужских и женских платьях. Солнце, дающее силу и жизнь всему на земле, занимало в миропредставлении чувашей значительное место.

Слайд 3. Чувашский народный костюм.

Слайд 4. Чувашский народный костюм с вышивкой.

Слайд 5. Чувашская вышивка.

Чувашская вышивка – достояние и гордость чувашского народа, свидетельство его неиссякаемого таланта и неиссякаемых способностей. И поэтому следует приложить все силы тому, чтобы это творчество приумножалось, развивалось и обогащалось нашими и последующими поколениями, чтобы оно в мировой художественной культуре заблистало яркой звездой.

Слайд 6. Чувашская вышивка

Слайд 7. Цвета чувашской вышивки.

В чувашской вышивке больше всего встречаются черные, красные, желтые, зеленые и синие цвета. Преобладающим цветом является красный, черные нитки применяются для окантовки узора и его отдельных частей.

В народном творчестве красный цвет почти у всех народов связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги, от чего зависело благополучии человека.

Слайд 8. Национальные чувашские узоры.

Слайд 9. Чувашские женские праздничные костюмы XIX века.

Слайд 10.Изображения.

Слайд 11.Изображения.

Слайд 12.Чувашский женский костюм.

Состоит из длинной белой рубахи, украшенной мелкой геометрической вышивкой, пояса, передника, поясных подвесок – украшений и сложного полотенчатого головного убора, древнего происхождения, поверх которого надевали чалму. А первые десятилетия ХХ в. в чувашском костюме происходят изменения – начинают носить русские юбки и кофты.

Слайд 13. Чувашские украшения.

Слайд 14.Чуваши.

Слайд 15. Женские и девичьи платья и украшения.

Слайд 16. Стиль одежды чувашей.

Слайд 17. Кто такие чуваши?

Чуваши (самоназвание — чуваш. чваш; мн. ч. чвашсем, ед. ч. чваш) — тюркский народ, коренное население Чувашской Республики (Россия). Численность около 1,5 млн, из них в России 1 млн. 435 тысяч (согласно результатам переписи 2010 года). В Чувашии проживает примерно половина всех чувашей, живущих в России, остальные проживают практически во всех регионах России, а небольшая часть — за пределами Российской Федерации, наибольшие группы в Казахстане, Узбекистане и на Украине.

Согласно последним исследованиям, чуваши делятся на три этнографические группы:

• верховые чуваши (вирьял или тури) — северо-запад Чувашии;

• средненизовые чуваши (анат енчи) — северо-восток Чувашии;

• низовые чуваши (анатри) — юг Чувашии и за её пределами;

Язык — чувашский. Является единственным живым представителем булгарской группы тюркских языков. Имеет три диалекта: верховой («окающий», средненизовой, низовой («укающий»).

Основное вероисповедание религиозной части чувашей — православное христианство, есть приверженцы традиционных верований и мусульмане

Слайд 18. Женский головной убор.

Слайд 19. Города Чувашии.

Слайд 20. Глава Республики.

Чувашский народный костюм прошёл в своём развитии долгий путь. Он тесно связан с происхождением, историей и художественно-эстетическими воззрениями этноса. До начала III тысячелетия дошли основные традиции и приёмы его покроя, орнаментации, украшения. Для чувашского костюма характерны высокие декоративные качества, праздничность, способность к видоизменениям.

Старинные головные уборы чувашских женщин делятся на две группы: покрывала и шапки. К группе покрывал относятся головная повязка (сурпан) с перевязью (масмак), а также платок (пус тутри) с перевязью и чалма. Это уборы замужних женщин. Сюда же относится покрывало невесты (пёркенчёк).

Украшение сурпанов и способы их ношения в этнографических группах имели свою специфику. У низовых сурпан был длинный (почти 2,5 м) и покрывал голову. Средняя часть делалась из белого полотна, а концы сурпанов украшались узорноткаными полосками, лентами (хаю), позументом (ука), кумачом (сентел), кружевами (шатакла). Узорнотканые полоски выступали на сурпанах в виде таких узоров, как квадраты, ромбы, кресты и т. п. Сурпан низовых закреплялся головной повязкой (пус тутри).

Сурпан чувашек анат енчи был короче, украшения были несколько уже — это тканые или кумачовые полоски, вышивка, белые кружева. Сурпан одевался по-другому, с помощью повязки масмак.

Сурпаны верховых чувашек были недлинные (120-150 см), узкие. Их изготовляли из тонкого полотна с двусторонней вышивкой. Геометрические узоры вышивок, как и у анат енчи, размещаются ярусами. Концы сурпанов украшались бахромой (сусе, ярапа), разноцветным бисером (шарса).

Женские головные повязки масмак бывают двух видов: у анат енчи и анатри они широкие с крупными узорами, у вирьял-узкие, вышитые мелкими геометрическими фигурами, обычно на полоске цветной ткани. Орнамент узоров на масмаках очень разнообразный — это фигуры коней, птиц, драконов, целые орнаментированные «картины» сотворения мира.

Женщины анат енчи и анатри в прошлом носили чалму — косынку из тонкого белого холста, ею закрывалась вся голова (у чувашских женщин бытовал обычай не показывать волосы). По краям чалмы размещалась вышивка.

В чувашский женский наряд входили поясное и набедренное украшение — сара и яркач. Их вышивали шерстяными и шелковыми нитками, украшали нашивками. Длинная бахрома обогащала эти наряды, а при движении оживляла весь костюм женщины. Орнамент узоров — геометрический, связанный с представлением о модели мира. Использовались и стилизованные изображения деревьев, цветов, листьев.
В национальном женском костюме большую роль играют головные уборы из бисера, мелких раковин каури и монет. Возникли они разными путями, претерпевали изменения, а позже стали обозначать возрастную и социальную принадлежность их носителей. В чувашских женских украшениях содержатся не только народные понятия о красоте, сложившиеся в течение тысячелетий, но и следы миропонимания наших предков. Древнейшей функцией украшений было, без сомнения, их магическое предназначение (обереги), защита от злых духов и других опасностей.

Полный комплекс украшений представлен в праздничных и свадебных нарядах. Чувашская женщина, облаченная в полный свадебный наряд, носила одежду и украшения весом около одного пуда, в том числе серебряные монеты весом 2-3 кг.

В комплекс украшений, выполненных в технике шитья бисером и серебряными монетами, а также из драгоценных металлов и камней, входят головной убор девушки тухъя, головной убор женщины хушпу, нагрудные и шейные наряды (ама, шўлкеме, алка, мая, суха), перевязь (тевет), подвески (сарка), браслет (сула), кольцо (сере), поясные подвески-нахвостник (йёс хўре), поясной кошелек (енчёк), поясное зеркальце (тёкер) и др. Головные уборы встречаются трех типов: в виде широкого обруча с расширяющимися кверху сторонами, полусферические (с закрытым верхом) и в форме шапки с открытым навершием. Хушпу имеет твердый остов, наспинную часть (хўре), украшена она монетами, бисером, раковинами каури, кораллами. Головная часть убора покрывалась семью или девятью рядами бляшек или нухраток, центральная часть украшалась узорами из ромбиков и крестиков (числом по девяти) из красных, желтых и зеленых бисеринок. На «ушах», наспинной части, по краям хушпу вешали монеты, которые при движении (пляске) издают легкий звон. В хушпу явно ощущается стремление его создателей подчеркнуть связь красоты формы с музыкальностью.

Тухьи бывают двух видов — островерхие и без острия. У тухьи нет наспинной части. Девичьи уборы сплошь покрыты узорами из бисера. Серебро использовалось при украшении наушных деталей и нижних краев. Красиво оформлялся козырек убора-красным кораллом, монетами. Рядами бус составлялись яруса, ромбы и другие геометрические узоры. На височной части размещались по три небольшие кисти из красных, белых и зеленых бисеринок. Тухья не только овеществляет понятие о красоте, но и хранит следы давно ушедшей в прошлое магической функции.

В одном ряду с тухьёй и хушпу находятся женские и девичьи нагрудные украшения — шўлкеме и ама. Девичье шўлкеме, в отличие от женского, не имело трехугольной детали в верхней части и было одноярусным. Шўлкеме верховых чувашек состояло из двух одинаковых частей: собственно шўлкеме и сурпан сакки, соединенных в два яруса, и имело квадратную форму, а у низовых и средненизовых — соответственно полуовальную и прямоугольную.

По своей конструкции ама (другое название — хёрес сакки) существовал в двух видах: ама из отдельного нагрудника и нагрудник ама с наспинной частью пус xысё. Шўлкеме и ама украшали серебряными монетами, рядами разноцветного бисера, бусами, раковинами.
Среди шитых бисером, украшенных серебром нарядов особое место занимает женское и девичье украшение в форме перевязи — тевет. Надевали перевязь через левое плечо. Женщины носили ее на свадьбах, девушки — во время весеннего обряда девичья пашня, на хороводах и осенних праздниках, посвященных молотьбе, первому хлебу или льну. Тевет представляла собой широкую (до 10-12 см) полосу, сшитую из холста с подкладкой. Она украшалась узорной тесьмой (по краям) с нашитыми на ней рядами бисера и раковин, рядами монет, бисера. На концах тевети вышивались узоры — изображения светил, очертания гор, деревьев.

Девушки носили шейные ожерелья ука, на холщовую или кожаную основу которых нашивали бусы, бисер, монеты. Суха (май шарси) изготовлялась также в виде густой сетки, составленной из бус, нанизанных на нитки; нижний ряд их составлялся из монет. Ожерелья низовых чувашей состояли главным образом из монет и назывались тенкёллё мая.

Очень важна была знаковая функция одежды — она показывала отличия по возрасту, семейному положению, имущественному состоянию, ритуальному назначению (свадебная одежда, одеяние предводителей религиозных обрядов и т. д.). Знаковые различия проявились прежде всего в головных уборах и украшениях. Так, сурпан, масмак, хушпу, головной платок пус тутри являлись уборами замужних женщин. В свадебном обряде существовал специальный обряд одевания сурпана.

Сугубо девичьим головным убором была тухья, её уже не могла носить женщина. Женскими украшениями считались сурпан сакки, пус хысё, сурпан хысё, девичьими — шўлкеме, шейные украшения и ушные подвески (их носили также молодые женщины), украшения из лент. В то же время некоторые украшения были общими для женщин и для девушек — это сара, тевет, ама и др.

Свадебная одежда (туй тумě). Жених носил на свадьбе красиво расшитую рубашку (подарок невесты), суконный кафтан (чаще синего цвета), подпоясанный кушаком, серую смушковую шапку, сапоги, черные перчатки. Поверх кафтана у верховых чувашей жених надевал особое оплечье — украшение из разноцветного бисера на нитках, составлявших сетку, с раковинами по краям; ворот и передние края обшивались красным кумачом. В руках или за кушаком имелась нагайка.
Жених и дружки повязывали перекинутое через плечо или обернутое вокруг талии полотенце — подарок невесты.

Свадебная одежда невесты состояла из вышитой рубашки, передника, суконного пустава или особо разукрашенного шубора пуçтăрлă шупăр, сапожек либо кожаных ботинок с чулками. На свадьбе в доме своих родителей невеста вначале надевала девичьи украшения и тухью, а также свадебное покрывало. По древ­нему обычаю невеста дважды сбрасывала с головы покрывало и лишь на третий раз одевала его. Во время обряда «сурпан сырни» в доме жениха молодую одевали в костюм замужней женщины, голову обертывали сурпаном, надевали хушпу и все женские украшения.

Выделялись своими одеяниями туй пуçě (предводитель свадьбы), или мăн кěрÿ (старший дружка) и туй арăмě (сваха). На свадьбу дружка являлся в верхней одежде туй шупăрě (свадебный халат). Это распашная одежда из белого холста — длинная, прямая, без застежек. Свадебный кафтан украшался богатой вышивкой, нашивками из шелковых лент. Туй арăмě поверх костюма с украшениями или кафтана накидывала на спину специальный шелковый или расшитый платок — знак ее особого положения на свадьбе.
Среди свадебных предметов ярко выделялись орнаментированные платки и покрывала — это çулăк, кěрÿ тутри (наспинный наряд жениха), ташă тутри (плясовой платок), сăра тутри (покрывало на чиряс с пивом).

Во время языческих религиозных обрядов и жертвоприношений участники моления старались одеваться в белое. Белый цвет был освящен, как отмечалось, традицией. Старики-юмзи, руководившие церемонией, надевали белые прямоспинные халаты. При совершении семейных ритуалов пожилая женщина — глава церемонии надевала мужскую шапку.
Одежда мальчиков была близка к одеянию взрослых. Но в ее комплексе не имелось принадлежностей ритуального характера, по своей форме и покрою она приближалась к костюму стариков. В то же время костюм девочек обнаруживал сходство с одеждой не пожилых женщин, а девушек.

Сравнительный анализ одежды и нарядов чувашей, проведенный А. А. Трофимовым, показал, что их древние корни и традиции связываются с Передней Азией. Так, согдийские скульпторы (II в. до н. э. — IV в. н. э.) на фигурах людей изображали рубахи с медальонообразными узорами — как кěскě на чувашских рубахах. Женские богини «одеты» в покрывала (чув. пěркенчěк), тюрбаны (сурпан), а их головные уборы, состоящие из монет и раковин, повторяются в конструкции чувашских хушпу.

В произведениях, скульптурах мастеров Пенджикента (V-VII) вв. н. э.) встречаются почти все виды украшений, характерных для женского костюма чувашей. Точки соприкосновения с ними обнаруживаются в одежде народов Индии и Ирана.

Чувашская народная одежда имеет сходства с костюмами народов Средней Азии и Казахстана. Выявлено много общего с нарядами этнографических групп туркмен, в частности, племени нохурли. Так, форму чувашской тухьи повторяет тухья девушек нохурли, шерстяные онучи долак близки к тăла и т. д. Параллели наблюдаются с одеждой ногайцев, авар, этнографической группы греков — урум и других народов Кавказа.

Типологическое сходство наблюдается в традиционной одежде народов Урало-Поволжья — это покрой одежды, орнаментация, стиль украшений, общность названий предметов народного костюма.

Общую структуру имеют рубашки луговых марийцев и анат енчи, головные полотенца шарпан марийцев и сурпан вирьял и анат енчи, налобные повязки, поясные подвески солык и сěлкě, женские украшения из бисера и монет почкама (мар.) и ама (чув.), ошпу и хушпу с открытым верхом, такия и тухья и т. д. Пласт параллелей, существующий в одежде и украшениях луговых марийцев и чувашей анат енчи и анатри, относится, надо полагать, к болгарскому времени. К более позднему времени следует отнести сходство между одеяниями вирьял и горных марийцев.

Сходства выявляются при сравнении костюмов чувашей, с одной стороны, татар (казанских, кряшен, мишарей), башкир, удмуртов (особенно этнографической группы бесермян), мордвы, с другой.

Чувашская народная одежда и украшения — богатейшая сокровищница материальной и духовной культуры прошлого. В тысячелетних традициях сосредоточены связи времени, племен, народов, культур разных географических регионов Азии и Европы. Костюм чувашей тесно связан с земледельческим укладом жизни.

Тухья анат енчи — средненизовых чувашей. XIX в.
Казанская губ., Цивильский у., д. Мусирма (ныне Урмарского р-на)

Девичий головной убор тухья низовых группы (анатри). 19 в. Наиболее распространенный тип этого головного убора — круглая и богато орнаментированная шапочка, с заостренным коническим навершием наверху. Наушники — кожаные или холщовые, треугольной формы (как на снимке) или в виде ремешков, как у самарских чувашей. Из кн. «Чувашский костюм от древности до современности». 2002.

Костюм девушки низовой группы (анатри). 19 в. Лесная подгруппа (хирти). Из кн. «Чувашский костюм от древности до современности». 2002.

Костюм девушки низовой группы (анатри), степная подгруппа (хирти).
19 в. Местный вариант шапочки тухья (из селений т.н. Убеевского куста) отличается наличием кораллового «козырька». Это выступающий налобник с округлой передней кромкой (обычно края шапочки тухья — ровные). Чересплечное украшение — подвеска теветь — имеет довольно простую форму (на плотную полосу холста нашито 2 ряда монет).Из кн. «Чувашский костюм от древности до современности». 2002.

Костюм замужней женщины с нагрудной подвеской ама.
19 в. Богато орнаментированная празднично-обрядовая рубаха, по шее и вдоль спины проходит женская повязка сурпан (местн. сорпан). С ушей свисают хăлха çакки — подвески с монетами 15 и 20 коп., на серебрянном проволочном каркасе. Странно, но волосы оставались непокрытыми. Экспонаты ЧНМ, Чебоксары. Фото: Г.С. Самсонова.

Одевание женского костюма верховой группы (вирьял, тури). На груди — украшение из четырехугольных кожаных пластин с монетами — сурпан çакки/шýлкеме или йĕкĕрлĕ шýлкеме. Эти украшения из серебряных монет 18-19 вв. не имеют ничего общего с т.н. доспехами амазонок. Экспонаты — ЧНМ, Чебоксары.

Ама — основное женское украшение верховых чувашей (вирьял, тури). 19 в.
Тяжелая нагрудная подвеска с серебрянными монетами 1 руб, 50 коп. Нашивается на полосы (кожаные или матерчатые), соединенные внизу какой-либо перемычкой.
Поверх ама спускается ажурная цепочка чепчушка. Фото: Г.С. Самсонова.

В саду. Мать с тремя детьми. Девочка слева — в народном костюме, подобном женскому, с минимальным количеством орнамента и украшений. Чуваши Казанской губ., Ядринского уезда. 1915. Научный архив Чув. гос. института гуманитарных наук. Отд. VIII.

ОРНАМЕНТ чувашской вышивки. Фрагменты предметов костюма 18 — 20 вв.

Археологическая находка — фрагмент шерстяной ленты с орнаментом из золотой позументной тесьмы ука и шнура. Вероятнее всего, это часть головного убора или повязки.

Снимок с девушкой в традиционном платье 18 — нач. 19 вв. Ассиметричный грудной разрез обрамлен богатым вышитым узором.

Традиционная девичья рубаха. 19 в. У девушки типичная чувашская внешность — овальное лицо, скромный взгляд, щеки здорового цвета.

Девичья рубаха. 19 в. Верховые чуваши (вирьял, тури). На груди — ассиметричный узор.

Женская рубаха кĕпе. 19 в. Средненизовые чуваши (анат енчи). Модель: Аня, ЧГХМ. Фото: М.А. Костарев.

Нагрудные узоры кĕскĕ на женской рубахе. 19 в. Средненизовые чуваши (анат енчи). Модель: Аня, ЧГХМ. Фото: М.А. Костарев

Нагрудные узоры кĕскĕ на женской рубахе. 19 в. Средненизовые чуваши (анат енчи). Скан (с геометрич. искажениями). ЧГХМ.

Подол женской рубахи. Нашивки, домотканая тесьма шарач. ЧГХМ.

Орнамент поясной подвески. 19 в. Верховые чуваши (вирьял).

Орнамент поясной подвески. 19 в. Верховые чуваши (вирьял).

Узор на конце женской шейно-головной повязки сурпан. Кон. 19 в. Холст, вышивка двухсторонняя. Казанская губ., Козьмодемьянский уезд (ныне Моргаушский р-н Чувашской Республики). Верховые чуваши (вирьял).

Женская поясная подвеска, прикрывающая тыльную часть фигуры. Кон. 19 в. Кумач, вышивка, бисерные подвески. Средненизовые чуваши (анат енчи). ЧГХМ.

Свадебный платок (жениха, свахи). Фрагмент, угол с двухсторонним вышитым орнаментом. 19 в. Верховые чуваши (вирьял). ЧГХМ.

Узор женской головной повязки сурпан тутри. Нач. 20 в. Чуваши Самарской Луки. Самарская губ., д. Севрюкаево. Эспед. 1993 г.

Женская поясная подвеска, прикрывающая тыльную часть фигуры. 19 в. Холст, вышивка. Верховые чуваши (вирьял).

Узор поясной подвески. 19 в. Холст, вышивка. Верховые чуваши (вирьял).

Девичья нагрудная фигура сунтăх. Кон. 19 в. Ситец, вышивка.

Хултăрмач — относительно простой наплечный узор, чья симметричная форма близка к овалу. Вышивался на большинстве рубах. В некоторых случаях узоры вышивались без черной контурной обводки. Скан выполнен с некоторым искажением.

Хултăрмач — относительно простой наплечный узор, чья симметричная форма близка к овалу. Вышивался на большинстве рубах. В некоторых случаях узоры вышивались без черной контурной обводки. Скан выполнен с некоторым искажением.

Узор обрядового (свадебного) покрывала. 18-19 вв. Холст, вышивка двухсторонняя.

Фрагмент обрядового (свадебного) покрывала. 18-19 вв. Холст, вышивка двухсторонняя.

Узор поясной подвески типа сарă, сар или яркăч. 18 в. Двухсторонняя вышивка на холсте, нити шелковые и шерстяные, обшивка лентами. Верховые чуваши (вирьял).

Центральный орнамент поясной подвески сар. 18 в.

Поясная подвеска сарă, сар. Конец 19 в. Самарская Лука. Двухсторонняя вышивка шерстью, обшивка лентами, бахрома шерстяная. Экспедиция ЧГХМ 1995 г.

Центральный орнамент поясной подвески сар. Кон. 19 в. Самарская Лука. ЧГХМ.

Поясная подвеска сар. Кон. 19 в. Казанская губерния (закамские чуваши). Двухсторонняя вышивка, обшивка лентами, бахрома шерстяная. Экспедиция ЧГХМ 1995

Орнамент поясной подвески сар. Кон. 19 в. Казанская губерния (закамские чуваши).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *