Натюрморт что такое

Знакомство детей с искусством: «Что такое натюрморт?»

Любовь Михайлова
Знакомство детей с искусством: «Что такое натюрморт?»

Конспект занятия по НОД ОО «Художественно – эстетическое развитие» для детей старшей группы 5-6 лет.

Знакомство детей с искусством: «Что такое натюрморт?»

Задачи:

— Продолжать приобщать детей старшей группы к миру красоты и искусства через знакомство с живописью в жанре натюрморта.

— Познакомить детей с новым жанром живописи – натюрмортом; дать представление о том, какие предметы изображаются на натюрмортах (цветы, фрукты, ягоды, веточки с осенними листьями, овощи, предметы быта).

— Познакомить с репродукциями натюрмортов.

Цель:

— Расширять знания детей в изобразительной деятельности, рассказать о натюрморте.

— Вызвать желание научиться рисовать натюрморт, отражая в рисунке знакомые детям предметы (фрукты, овощи, ягоды, грибы).

— Расширять у детей мышление, воображение, творческий замысел; учить выстраивать композицию, подбирать цветовую гамму.

Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Художественно – эстетическое развитие».

Ход НОД.

Воспитатель: — Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну искусства, в страну живописи и красоты.

Сейчас самое красивое и удивительное время года – Золотая осень. Листья на деревьях начинают желтеть, отцветают цветы на клумбах детского сада, в садах поспели яблоки, сливы груши, с юга нашей необъятной страны привезли к нам сладкие и спелые дыни, арбузы, виноград. А сколько вкусных и полезных овощей собрали люди с огородов, ну-ка назовите мне эти овощи? (Дети называют все овощи).

Воспитатель: — Как много овощей вы знаете, молодцы.

Ребята, а кто из вас был в лесу? (были не многие) Лес – это богатство нашей страны. В осеннюю пору лес становится волшебным, его будто волшебной кистью с яркими красками раскрасила осень. Осенний лес тоже дарит нам свои дары,это: грибочки, лесные ягоды, ковёр из осенних листьев.Послушайте какие красивые стихи про осень написали русские поэты:

А. С. Пушкин.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

И. Бунин «Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

Осенняя природа дарит нам необыкновенно богатую палитру ярких красок. От ярких тёплых оттенков до холодных тонов от которых мы чувствуем радость, но в тоже время и грусть прощания с летом.

Художники тоже очень любят это время года, яркие краски осени их манят своей красотой и они часто берут кисти, мольберты, холст и отправляются рисовать картины осени. Им очень хочется успеть нарисовать красоту уходящей осени и они рисуют осенние пейзажи, натюрморты, чтобы подольше сохранить красоту осенней природы и осеннего урожая, стремятся отразить в своих картинах сочные вкусные фрукты и овощи, грибы и ягоды.

Ребята, а знаете, что такое натюрморт? (Ответы детей)

Натюрморт – это жанр живописи, изображение неодушевлённых предметов: предметов быта, музыкальных инструментов, мебели. В натюрмортахтакже изображают объекты живой природы: рыба на столе, цветы в букете, праздничный торт или любые другие угощения, изображают фрукты, ягоды, овощи, грибы и много чего другого.

Художник, прежде чем написать натюрморт, продумывает, как красиво расположить предметы, чтобы они были видны и украшали друг друга.

Хотите попробовать составить натюрморт? (Дети с радостью соглашаются) и мы все вместе составляем осенний натюрморт, который будет украшать нашу группу.

После составления натюрморта, предлагаю посмотреть презентацию «Что такое натюрморт?» После презентации отправляемся с детьми на прогулку. На следующем занятии предлагаю детям вспомнить с каким жанром живописи мы знакомились на прошлом занятии, идёт небольшая беседа с детьми, а затем предлагаю детям придумать и нарисовать свой натюрморт. Дети рисуют по собственному замыслу натюрморты: с осенними цветами, листочками, ягодками, овощами, фруктами и т. п. Затем дети рисуют красками на свой выбор (гуашь, акварель).

Когда все работы будут завершены, оформляю выставку детского творчества в фойе детского сада.

Натюрморт

(франц. nature morte, итал. natura morta, буквально — мёртвая природа; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still life, буквально — тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящён изображению окружающих человека вещей, размещённых, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу. Специальная организация мотива (так называемая постановка) — один из основных компонентов образной системы жанра натюрморт. Кроме неодушевленных предметов (например, предметов домашнего обихода), в натюрморте изображают объекты живой природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращённые в вещь, — рыбу на столе, цветы в букете и т. п. Дополняя основной мотив, в натюрморт может входить изображение людей, животных, птиц, насекомых. Изображение вещей в натюрморт имеет самостоятельное художественное значение, хотя в процессе развития он нередко служил выражению символического содержания, решению декоративных задач или естествоиспытательски точной фиксации предметного мира и т. п. Вместе с тем натюрморт, может характеризовать не только вещи сами по себе, но и социальное положение, содержание и образ жизни их владельца, порождать многочисленные ассоциации и социальные аналогии.

Натюрмортные мотивы как детали композиций встречаются уже в искусстве Древнего Востока и античности, с натюрмортом отчасти сопоставимы некоторые явления в средневековом искусстве Дальнего Востока (например, так называемый жанр «цветы-птицы»), но рождение натюрморта как самостоятельного жанра происходит в новое время, когда в творчестве итальянских и особенно нидерландских мастеров Возрождения развивается внимание к материальному миру, к его конкретно-чувственному изображению. Историю натюрморта как жанра станковой живописи, и в частности его типа «trompe l’oeil» (так называемая обманка), открывает иллюзионистически точно воссоздающий предметы «Натюрморт» итальянца Якопо де Барбари (1504). Распространение жанра натюрморт приходится на вторую половину XVI — начало XVII вв., чему способствовали характерные для этой эпохи естественнонаучные склонности, интерес искусства к быту и частной жизни человека, а также само развитие методов художественного освоения мира (работы нидерландца П. Артсена, фламандца Я. Брейгеля Бархатного и др.).

Эпоха расцвета натюрморта — XVII в. Многообразие его типов и форм в это время связано с развитием национальных реалистических школ живописи. В Италии и Испании подъёму натюрморта во многом способствовало творчество Караваджо и его последователей (см. Караваджизм). Излюбленными темами натюрморта были цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь и т. п. (П. П. Бонци, М. Кампидольо, Дж. Рекко, Дж. Б. Руопполо, Э. Баскенис и др.). Испанскому натюрморту свойственны возвышенная строгость и особая значительность изображения вещей (X. Санчес Котан, Ф. Сурбаран, А. Переда и др.). Интерес к бытовому характеру вещей, интимность, нередко демократизм образов ярко проявились в голландском натюрморте. Для него характерны особое внимание к передаче световой среды, разнообразной фактуры материалов, тонкость тональных отношений и цветового строя — от изысканно скромного колорита «монохромных завтраков» В. Хеды и П. Класа до напряжённо-контрастных, колористически эффектных композиций В. Калфа («десерты»). Голландский натюрморт отличает обилие различных типов этого жанра: «рыбы» (А. Бейерен), «цветы и фрукты» (Я. Д. де Хем), «битая дичь» (Я. Венике, М. Хондекутер), аллегорический натюрморт «vanitas» («суета сует») и др. Фламандский натюрморт (главным образом «рынки», «лавки», «цветы и фрукты») выделяется размахом и одновременно декоративностью композиций: это гимны плодородию и изобилию (Ф. Снейдерс, Я. Фейт), В XVII в. развивается также немецкий (Г. Флегель, К. Паудис) и французский (Л. Божен) натюрморт. С конца XVII в. во французском натюрморте восторжествовали декоративные тенденции придворного искусства («цветы» Ж. Б. Моннуайе и его школы, охотничий натюрморт А. Ф. Депорта и Ж. Б. Удри). На этом фоне подлинной человечностью и демократизмом выделяются произведения одного из самых значительных мастеров французского натюрморта — Ж. Б. С. Шардена, отмеченные строгостью и свободой композиций, тонкостью колористических решений. В середине XVIII в. в период окончательного сложения академической иерархии жанров возник термин «nature morte», который отразил пренебрежительное отношение к этому жанру сторонников академизма, отдававших предпочтение жанрам, областью которых была «живая натура» (исторический жанр, портрет и др.).

В XIX в. судьбы натюрморта определяли ведущие мастера живописи, работавшие во многих жанрах и вовлекавшие натюрморт в борьбу эстетических взглядов и художественных идей (Ф. Гойя в Испании, Э. Делакруа, Г. Курбе, Э. Мане во Франции). Среди мастеров XIX в., специализировавшихся в этом жанре, выделяются также А. Фантен-Латур (Франция) и У. Харнет (США). Новый подъём натюрморт был связан с выступлением мастеров постимпрессионизма, для которых мир вещей становится одной из основных тем (П. Сезанн, В. ван Гог). С начала XX в. натюрморт является своего рода творческой лабораторией живописи. Во Франции мастера фовизма (А. Матисс и др.) идут по пути обострённого выявления эмоциональных и декоративно-экспрессивных возможностей цвета и фактуры, а представители кубизма (Ж. Брак, П. Пикассо, X. Грис и др.), используя заложенные в специфике натюрморта художественно-аналитические возможности, стремятся утвердить новые способы передачи пространства и формы. Натюрморт привлекает и мастеров других течений (А. Канольдт в Германии, Дж. Моранди в Италии, Ш. Лукьян в Румынии, Б. Кубишта и Э. Филла в Чехии и др.). Социальные тенденции в натюрморте XX в, представлены творчеством Д. Риверы и Д. Сикейроса в Мексике, Р. Гуттузо в Италии.

В русском искусстве натюрморт появился в XVIII в. вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передать предметный мир («обманки» Г. Н. Теплова, П. Г. Богомолова, Т. Ульянова и др.). Дальнейшее развитие русского натюрморта в течение значительного времени носило эпизодический характер. Его некоторый подъём в первой половине XIX в. (Ф. П. Толстой, школа А. Г. Венецианова, И. Т. Хруцкий) связан с желанием увидеть прекрасное в малом и обыденном. Во второй половине XIX в. к натюрморту этюдного характера лишь изредка обращались И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, И. И. Левитан; подсобное значение натюрморта в художественной системе передвижников следовало из их представления о главенствующей роли сюжетно-тематической картины. Самостоятельное значение натюрморта-этюда возрастает на рубеже XIX и XX вв. (М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов). Расцвет русского натюрморта приходится на начало XX в. К его лучшим образцам относятся импрессионистические работы К. А. Коровина, И. Э. Грабаря; тонко обыгрывающие историко-бытовой характер вещей произведения художников «Мира искусства» (А. Я. Головин и др.); остро декоративные образы П. В. Кузнецова, Н. Н. Сапунова, С. Ю. Судейкина, М. С. Сарьяна и других живописцев круга «Голубой розы»; яркие, пронизанные полнотой бытия натюрморты мастеров «Бубнового валета» (П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Куприн, В. В. Рождественский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк, Н. С. Гончарова). Советский натюрморт, развиваясь в русле искусства социалистического реализма, обогащается новым содержанием. В 20-30-х гг. он включает и философское осмысление современности в обострённых по композиции произведениях (К. С. Петров-Водкин), и тематических «революционных» натюрмортах (Ф. С. Богородский и др.), и попытки вновь осязаемо обрести отвергнутую так называемыми беспредметниками «вещь» через эксперименты в области цвета и фактуры (Д. П. Штеренберг, Н. И. Альтман), и полнокровное воссоздание красочного богатства и многообразия предметного мира (А. М. Герасимов, Кончаловский, Машков, Куприн. Лентулов, Сарьян, А. А. Осмёркин и др.), а также поиски тонкой колористической гармонии, поэтизацию мира вещей (В. В. Лебедев, Н. А. Тырса и др.). В 40-50-х гг. значительно многообразные по манере натюрморты, отражающие существенные особенности современные эпохи, создали П. В. Кузнецов, Ю. И. Пименов и др. В 60-70-х гг. в натюрморте активно работают П. П. Кончаловский, В. Б. Эльконик, В. Ф. Стожаров, А. Ю. Никич. Среди мастеров натюрморта в союзных республиках выделяются А. Акопян в Армении, Т. Ф. Нариманбеков в Азербайджане, Л. Свемп и Л. Эндзелина в Латвии, Н. И. Кормашов в Эстонии. Тяготение к повышенной «предметности» изображения, эстетизация окружающего человека мира вещей обусловили интерес к натюрморту молодых художников 70-х — начала 80-х гг. (Я. Г. Анманис, А. И. Ахальцев, О. В. Булгакова, М. В. Лейс и др.).


В. Хеда. «Завтрак с ежевичным пирогом». 1631. Картинная галерея. Дрезден.


П. Сезанн. «Персики и груши». Конец 1880-х гг. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва.


К. С. Петров-Водкин. «Утренний натюрморт». 1918. Русский музей. Ленинград.


И. И. Машков. «Снедь московская: хлебы». 1924. Третьяковская галерея. Москва.
Литература: Б. Р. Виппер, Проблема и развитие натюрморта. (Жизнь вещей), Казань, 1922; Ю. И. Кузнецов, Западноевропейский натюрморт, Л.-М., 1966; М. М. Ракова, Русский натюрморт конца XIX — начала XX в., М., 1970; И. Н. Пружан, В. А. Пушкарев, Натюрморт в русской и советской живописи. Л., (1971); Ю. Я. Герчук, Живые вещи, М., 1977; Натюрморт в европейской живописи XVI — начала XX века. Каталог, М., 1984; Sterling Ch., La nature morte de l’antiquitй а nos jours, P., 1952; Dorf B., Introduction to still-life and flower painting, L., 1976; Ryan A., Still-life painting techniques, L., 1978.

Натюрморт

Подробности Категория: Жанры и разновидности живописи Опубликовано 09.11.2015 12:23 Просмотров: 7134

Натюрморт как самостоятельный жанр живописи окончательно оформился в XVII в. в творчестве голландских и фламандских художников.

До этого времени он не являлся самостоятельным жанром, а лишь включался в другие жанры в качестве обрамления других картин (например, цветочными гирляндами), украшения мебели, интерьера и т.д.

Термин

Слово «натюрморт» в переводе с французского означает «мёртвая природа» (nature morte). Цветы в вазе – это натюрморт; те же цветы на клумбе или в палисаднике – пейзаж. В широком смысле натюрморт – это художественное изображение неодушевлённых предметов: растений, дичи, посуды и т.д. Художник не изображает предметы «с натуры», как они расположены в интерьере, а сознательно так компонует их, чтобы решить какую-то свою смысловую и художественную задачу.
Часто натюрморты содержат скрытую аллегорию через использование обычных предметов, которые художник наделяет символом, дополнительным смыслом и значением. Пример аллегорического натюрморта – ванитас (с латинского vanitas «суета, тщеславие»).

Разновидности натюрморта

Ванитас

Майкл Конрад Хирт. Ванитас
Ванитас – аллегорический натюрморт. Обычно на нём, среди прочего, изображается череп. Такой натюрморт предназначен для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти – раздумий над смыслом человеческого существования. Термин взят из стиха из Библии: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – всё суета!». По-латински это звучало так: «Vanitas vanitatum dixit Ecclesiastes vanitas vanitatum omnia vanitas». Более подробно о ванитас можно прочитать .

Голландский натюрморт

Нидерландский натюрморт, оформившийся в XVII в. как самостоятельный жанр, оказал влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи. Оказывается, обычные предметы также живут, но жизнь их тиха и незаметна для человека. В этом есть какая-то тайна. Видимо, поэтому жанр натюрморта стал популярным и сохранился до наших дней. Иногда натюрморт притягивает взгляд, волнует чувства, от него невозможно оторваться – возникают какие-то ассоциации, мимолётные воспоминания…

Цветочный натюрморт

Этот вид натюрморта, пожалуй, самый распространённый и самый первый, выделившийся в отдельный жанр.

Ян Давидс де Хем (1606-1684). Натюрморт с цветочной вазой (около 1645). Национальная галерея искусства (Вашингтон)
Традиционно в Нидерландах выращивалось много цветов, разводились сады, поэтому цветочные натюрморты были естественным продолжением жизни общества. Самыми первыми художниками этого жанра были Амброзиус Босхарт Старший (1573-1621) и Бальтасар ван дер Аст (1593-1657).

Амброзиус Босхарт Старший «Тюльпаны, розы, белые и розовые гвоздики, незабудки и другие цветы в вазе» (около 1619). Масло на меди

Учёный натюрморт

Наиболее интеллектуальный вид натюрморта. В таких натюрмортах предполагалось размышление над изображённым, а для этого – знание Библии и другие познания о мире. В эту категорию можно отнести и ванитас, но учёный натюрморт по тематике шире: в нём присутствуют книги, музыкальные инструменты и т.д.

Мария ван Остервейк. Натюрморт

Д. Анненков «Размышления с Бодлером»

Натюрморт в русской живописи

В России натюрморт как самостоятельный жанр появился в начале XVIII в. Но некоторое время (почти до конца XIX в.) натюрморт считался низшим жанром и изображал только цветы и фрукты.
Известным художником этого жанра в XIX в. был И. Хруцкий.

И. Хруцкий. Натюрморт с вазой (1832)

Е. Скуинь «Пионы и вишня» (1956)

В. Стожаров. Натюрморт с рябиной (1969)

Натюрморт в различных стилях и направлениях искусства

Рубеж XIX-XX вв. известен экспериментами в области художественного творчества. Натюрморт также не избежал этой участи. Первыми начали экспериментировать с натюрмортом Поль Сезанн, Поль Гоген, Анри Матисс и др.

П. Сезанн. Натюрморт с драпировкой (1889). Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Смело экспериментировал кубист П. Пикассо.

П. Пикассо «Кувшин, бокал и книга» (1908)
Ж. Брак также работал в стиле кубизма.

Ж. Брак «Музыкальные инструменты» (1908)
Кубофутуристы работали в поисках нового пространственно-временного измерения.

К. Малевич «Корова и скрипка» (1913). Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Его «… интуитивное чувство нашло в вещах энергию диссонансов, полученных от встречи двух противоположных форм» (К. Малевич «От кубизма и футуризма к супрематизму»).
В метафизических натюрмортах Джорджо Моранди (1890-1964) предметы прижимаются друг к другу, образуя плотные группы, словно стремясь сохранить тепло, страшась внешнего холода и агрессии.

Джорджо Моранди. Natura Morta (1956)
Самый известный представитель сюрреализма Сальвадор Дали в своей знаменитой работе «Постоянство памяти», являющейся по сути аллегорическим натюрмортом, размышляет об относительности времени.

С. Дали «Постоянство памяти» (1931)
Коммерческая реклама второй половины XX в. воспитала в людях алчное отношение к вещам и ненасытимое потребление. Налицо фетишизация предмета. Элементы натюрмортного жанра начинают преобразовываться из искусства в источник потребления.

Энди Уорхол «Банка с супом Кэмпбелл» (1968)
Дмитрий Краснопевцев представляет русское «неофициальное» искусство, хотя имеет вполне официальное классическое художественное образование (окончил Московский художественный институт имени В. И. Сурикова).

Д. Краснопевцев. Натюрморт
Основной жанр Краснопевцева – близкий к сюрреализму «метафизический натюрморт» с простой, часто побитой керамикой, сухими растениями и раковинами. Эти работы, написанные в пепельных тонах, развивают мотив бренности и ирреальности мира.
А вот картины-натюрморты современного художника Дмитрия Анненкова вполне «одушевлённые». Они разные: радостные, грустные, смешные, но вполне живые. Их хочется потрогать. Глядя на эти натюрморты, невозможно удержаться от доброй улыбки.

Д. Анненков «Натюрморт с кофемолкой»

Д. Анненков «Весеннее солнце»

Д. Анненков «Воспоминания о лете»

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Натюрморт» план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

\Конспект занятия на тему: «Натюрморт»

для детей старшей группы

Цель: Приобщение к миру изобразительного искусства

Задачи:

  • Закрепить знания детей о видах живописи :пейзаже, портрете, натюрморте
  • Конкретизировать у детей представления о натюрморте как особом жанре живописи, о его характерных особенностях.
  • Познакомить детей с новыми картинами

учить их сравнивать и анализировать, выделять главное.

  • Закрепить умение составлять композицию натюрморта, правильно подбирать дополнительные предметы к главному.
  • Обогащать словарь: натюрморт, жанр живописи, , портрет, пейзаж.
  • Продолжать развивать связную речь детей, умение отвечать н а вопросы полными , развёрнутыми предложениями.
  • Воспитывать у детей активный интерес, Эстетический вкус. эмоциональный отклик на художественные произведения.
  • Развивать фантазию, творчество,, самостоятельность, творческую инициативу и активность.

Интеграция областей : Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально- коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие,

Материал :Репродукции картин художников Торопов Ф.Г.»Цветы и фрукты, Четвериков «»Сирень» , фланелеграфы, плоскостные изображения различных предметов: вазы, фрукты, цветы, предметы быта), запись музыки Моцарта «Волшебная флейта»

Предварительная работа:

  • рассматривание натюрмортов художников
  • рассматривание работ воспитанников художественной школы.
  • рассматривание слайдов различных жанров живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.
  • виртуальная экскурсия в Третьяковскую галерею
  • художественно-развивающие игры:
  • «Что лишнее?»;
  • «Составь букет»;
  • «Подбери цветы к этой вазе»;
  • «Составь натюрморт из овощей и фруктов»;
  • «Определи жанр живописи»
  • заучивание стихов Александра Кушнера «Картины»
  • вырезывание готовых предметов для составления натюрмортов (вазы, фрукты, цветы, предметы быта)

Ход:

Приветствие:

Мы день привыкли начинать

Хорошими делами ,

Кто не привык подолгу спать

Встречайте утро с нами.

С кем никогда не дружит лень,

Кто маме помогает-

Вот у того хороший день

Всегда ,друзья, бывает!

Воспитатель: А каким вы хотите, чтоб день был у наших гостей?

(Пожелания детей) А настроение ? Я желаю, чтоб у всех было прекрасное настроение..

Ребята, я приготовила вам выставку репродукций известных картин, а когда открыла окно для проветривания, то подул ветер и все репродукции разлетелись, всё перемешалось. Что мне теперь делать?

Вы мне поможете?

Только будьте внимательными 6 репродукция нужно разместить следующим образом: на эту доску размещаем репродукции пейзажей, а на эту портретов. Всем понятно? Приступаем.

Дети выполняют задание.

Проверим задание

На этой доске репродукции, какого жанра живописи расположены?

«Пейзаж «

Докажите, что это пейзаж?

Ответы детей

Пейзаж- это такие картины, на которых изображена природа.

Ребёнок .

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, —

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Правильно, молодцы, пойдём дальше. На этой доске репродукции, какого жанра живописи?

Докажите?

Портрет — это такой вид живописи, на котором изображён человек.

Ребёнок. Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас, —

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, —

Обязательно картина

Называется портрет.

А что такое автопортрет?

Это когда художник изображает самого себя.

Ребята вы несколько раз говорили: рисует. Почему это не относится к живописи? И почему говорят , что художник картины пишет? А что и чем рисуют?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, у нас ещё остались репродукции давайте посмотрим на них какой жанр живописи изображён , давай развесим на этой доске.

(незаметно развешиваю среди них картины Саврасов «Грачи прилетели» ,

Игра «Что лишнее?»

Посмотрите внимательно и скажите, что здесь лишнее? Почему вы так думаете?

Ответы детей.

Теперь всё правильно .Какой жанр живописи?

Правильно, натюрморт? А что такое натюрморт? Давайте посмотрим внимательно на репродукции. Что на них изображено?(перечисляют предметы)

Сможем ли мы с вами сформулировать вывод и дать определение ?

Что такое натюрморт?

Натюрморт – это такой вид живописи, на котором изображены предметы, которые окружают нас в жизни, например посуда, фрукты, ваза с цветами, называется натюрморт.

Ребёнок

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу, —

Знай, что это натюрморт

Предлагаю вашему вниманию две репродукции с изображением натюрмортов .

Давайте рассмотрим их внимательно и скажем, чем они похожи.

Они натюрморты, на них изображены…..

Какие это картины? Яркие, нарядные, светлые, праздничные.

Чем отличаются?

Одну художник расположил вертикально, а другу горизонтально.

Как вы думаете почему?

Отличаются цветом предметов. Отличаются цветом формой предметов и композицией.

Художник с помощью кисти и красок, используя разный цвет не только передаёт красоту предметов ,но и своё настроение,

Какое настроение вызывают у вас эти репродукции? Чувство радости, восхищения, удивления, восторга. Почему?

Какой фон выбрали художники и почему? Какая репродукция кому больше нравится и почему?

Как вы думаете ,что хотел художник нам рассказать этими натюрмортами. Правильно, они хотели рассказать нам красками о том, как прекрасен и богат наш мир, богатство и изобилие природы и предметов, которые нас с вами окружают и труд люде , создавших эти предметы и вырастившие плоды. Нам надо научиться замечать, видеть эту красоту.

Какую картину мы рассмотрим сегодня более подробно?

В жизни мы иногда не замечаем красоту предметов, а художники – очень внимательные люди, их радует, удивляет нарядность предметов, необычность их цвета, формы. Они заставляют и нас внимательно вглядеться в предметы, изображённые на картине. Каждый предмет как будто говорит, какой он красивый, блестящий или гладкий, маленький или большой, тяжёлый или лёгкий, круглый или прямоугольный. Особенно они хороши, когда собраны вместе. Тогда они спорят, кто главный, ссорятся или дружат, показывая свою красоту, друг перед другом. Художник помогает нам понять эту тихую, таинственную, загадочную жизнь предметов. Прежде, чем нарисовать предметы, художник их красиво расставляет, старается так поставить главный предмет, чтобы остальные его дополняли, украшали.

На таких картинах предметы изображены не сами по себе , а собранные и объединённые в общую композицию

Ребята, посмотрите и попробуйте определить главный предмет .Почему так думаете?

Какие краски использует художник? Почему более мелкие предметы лежат впереди? Правильно, чтоб их лучше было видно.

Но художник рассказывает не только о предметах, но и о людях, которые их создали, собрали, вырастили. Давайте попробуем проникнуть в картин. Что вы чувствуете? Оглядитесь по сторонам. Как вы думаете, что делает сейчас человек и о чём говорят предметы?

Ребята, а теперь пришла пора поиграть нам детвора.

Физкультминутка.

Мы в лесок пойдём и грибов наберём вот подберёзовик,…дети называют грибы. Сколько грибов?

А сейчас в сад пойдём и что соберём? Фрукты. Вот яблоки, кто и что ещё собирает, дети называют и собирают фрукты.

Мы на луг пойдём и цветы соберём. васильки, маки, ромашки…

В огород пойдём овощей наберём.

Воспитатель. Мы побывали с вами на природе и собрали много предметов, нужных нам для создания натюрморта.

Что ещё нам понадобиться?

Да предметы быта. Вы сегодня будете составлять свои натюрморты из готовых форм вот на этих картинах- фланелеграфах. Для этого нам нужно разделиться на команды. Чтоб сократить время ,я выберу капитанов, можно?

Выбираю капитанов команд. Дети набирают команды.

На ваших столах наборы с предметами, ваша задача создать свой натюрморт, подобрав цвет, форму, размер, расположение полотна и составляю композицию натюрморта.

Надо придумать название вашему натюрморту.

Выставляем готовые работы, дети называют, рассказывают, анализ детских работ.

Всем спасибо.

Что вам понравилось? Какое настроение у вас? Что нового узнали ?

Как вы думаете, какое у меня настроение? И почему?

Наше с детьми стихотворение «Автопортрет

Коль художник пишет смело

На холсте, листе умело.

Не деревья, не цветы

Удивительной красы.

Не других, а сам себя,

Словно в зеркало глядя,

И не важно молод, сед,

То такую вот картину

Назовём… автопортрет.

Словарь:

Искусство-это отражение окружающей действительности художником в художественных образах и выражение своего отношения к жизни средствами формы, цвета, композиции

Изобразительное искусство-

Живопись- это вид изобразительного искусства, в котором художник выражает свои чувства и мысли с помощью красок и кисти

Портрет — картина, на которой изображен человек.

Пейзаж – картина, на которой изображена природа

Натюрморт- картина , на которой изображены предметы быта, вазы , цветы, фрукты и овощи

Художник-человек, занимающийся изобразительным и неизобразительным искусством

Славянское слово «художник» (болг. Художник; укр. Художник) образовано от утраченного ныне общеславянского слова «hǫdogъ» (ст.-слав.хѫдогъ), которое является древним заимствованием из готского языка (готск. handags) или другого древнегерманского диалекта, а в германских языках восходит к обозначению руки (ср. нем. Hand, дат. Hånd, норв. Hånd, англ. Hand

Рисунок-

Композиция-

  • Хруцкий Иван Фомич (1810—1885)
  • Коровин Константин Алексеевич (1861—1939)
  • Грабарь Игорь Эммануилович (1871—1960)
  • Кончаловский Пётр Петрович (1876—1956)
  • Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878—1939)
  • Сарьян Мартирос Сергеевич (1880—1972)
  • Машков Илья Иванович (1881—1944)
  • Захаров Сергей Ефимович (1900—1993)
  • Котьянц Геворк Вартанович (1906—1996)
  • Скуинь Елена Петровна (1909—1986)
  • Альберти Петр Филиппович (1913—1994)
  • Осипов Сергей Иванович (1915—1985)
  • Антипова Евгения Петровна (1917—2009)
  • Тетерин Виктор Кузьмич (1922—1991)
  • Копытцева Майя Кузьминична (1924—2005)
  • Румянцева Капитолина Алексеевна (1925—2002)
  • Крестовский Ярослав Игоревич (1925—2003)
  • Стожаров Владимир Фёдорович (1926—1973)
  • Позднеев Николай Матвеевич (1930—1978)
  • Шаманов Борис Иванович (1931—2008)

Натюрморт это:

(франц. nature morte, итал. natura morta, буквально — мёртвая природа; голл. stilleven, нем. Stilleben,англ. still life, буквально — тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства (главнымобразом станковой живописи), который посвящён изображению окружающих человека вещей, размещённых,как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу. Специальнаяорганизация мотива (так называемая постановка) — один из основных компонентов образной системы жанранатюрморт. Кроме неодушевленных предметов (например, предметов домашнего обихода), в натюрмортеизображают объекты живой природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращённые ввещь, — рыбу на столе, цветы в букете и т. п. Дополняя основной мотив, в натюрморт может входитьизображение людей, животных, птиц, насекомых. Изображение вещей в натюрморт имеет самостоятельноехудожественное значение, хотя в процессе развития он нередко служил выражению символическогосодержания, решению декоративных задач или естествоиспытательски точной фиксации предметного мираи т. п. Вместе с тем натюрморт, может характеризовать не только вещи сами по себе, но и социальноеположение, содержание и образ жизни их владельца, порождать многочисленные ассоциации и социальныеаналогии.

Натюрмортные мотивы как детали композиций встречаются уже в искусстве Древнего Востока и античности,с натюрмортом отчасти сопоставимы некоторые явления в средневековом искусстве Дальнего Востока(например, так называемый жанр «цветы-птицы»), но рождение натюрморта как самостоятельного жанрапроисходит в новое время, когда в творчестве итальянских и особенно нидерландских мастеровВозрождения развивается внимание к материальному миру, к его конкретно-чувственному изображению.Историю натюрморта как жанра станковой живописи, и в частности его типа «trompe l’oeil» (так называемаяобманка), открывает иллюзионистически точно воссоздающий предметы «Натюрморт» итальянца Якопо деБарбари (1504). Распространение жанра натюрморт приходится на вторую половину XVI — начало XVII вв.,чему способствовали характерные для этой эпохи естественнонаучные склонности, интерес искусства кбыту и частной жизни человека, а также само развитие методов художественного освоения мира (работынидерландца П. Артсена, фламандца Я. Брейгеля Бархатного и др.).

Эпоха расцвета натюрморта — XVII в. Многообразие его типов и форм в это время связано с развитиемнациональных реалистических школ живописи. В Италии и Испании подъёму натюрморта во многомспособствовало творчество Караваджо и его последователей (см. Караваджизм). Излюбленными темаминатюрморта были цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь и т. п. (П. П. Бонци, М. Кампидольо,Дж. Рекко, Дж. Б. Руопполо, Э. Баскенис и др.). Испанскому натюрморту свойственны возвышенная строгостьи особая значительность изображения вещей (X. Санчес Котан, Ф. Сурбаран, А. Переда и др.). Интерес кбытовому характеру вещей, интимность, нередко демократизм образов ярко проявились в голландскомнатюрморте. Для него характерны особое внимание к передаче световой среды, разнообразной фактурыматериалов, тонкость тональных отношений и цветового строя — от изысканно скромного колорита»монохромных завтраков» В. Хеды и П. Класа до напряжённо-контрастных, колористически эффектныхкомпозиций В. Калфа («десерты»). Голландский натюрморт отличает обилие различных типов этого жанра:»рыбы» (А. Бейерен), «цветы и фрукты» (Я. Д. де Хем), «битая дичь» (Я. Венике, М. Хондекутер),аллегорический натюрморт «vanitas» («суета сует») и др. Фламандский натюрморт (главным образом «рынки», «лавки», «цветы и фрукты») выделяется размахом и одновременно декоративностью композиций: это гимныплодородию и изобилию (Ф. Снейдерс, Я. Фейт), В XVII в. развивается также немецкий (Г. Флегель, К.Паудис) и французский (Л. Божен) натюрморт. С конца XVII в. во французском натюрмортевосторжествовали декоративные тенденции придворного искусства («цветы» Ж. Б. Моннуайе и его школы,охотничий натюрморт А. Ф. Депорта и Ж. Б. Удри). На этом фоне подлинной человечностью идемократизмом выделяются произведения одного из самых значительных мастеров французскогонатюрморта — Ж. Б. С. Шардена, отмеченные строгостью и свободой композиций, тонкостьюколористических решений. В середине XVIII в. в период окончательного сложения академической иерархиижанров возник термин «nature morte», который отразил пренебрежительное отношение к этому жанрусторонников академизма, отдававших предпочтение жанрам, областью которых была «живая натура» (исторический жанр, портрет и др.).

В XIX в. судьбы натюрморта определяли ведущие мастера живописи, работавшие во многих жанрах ивовлекавшие натюрморт в борьбу эстетических взглядов и художественных идей (Ф. Гойя в Испании, Э.Делакруа, Г. Курбе, Э. Мане во Франции). Среди мастеров XIX в., специализировавшихся в этом жанре,выделяются также А. Фантен-Латур (Франция) и У. Харнет (США). Новый подъём натюрморт был связан свыступлением мастеров постимпрессионизма, для которых мир вещей становится одной из основных тем(П. Сезанн, В. ван Гог). С начала XX в. натюрморт является своего рода творческой лабораторией живописи.Во Франции мастера фовизма (А. Матисс и др.) идут по пути обострённого выявления эмоциональных идекоративно-экспрессивных возможностей цвета и фактуры, а представители кубизма (Ж. Брак, П. Пикассо,X. Грис и др.), используя заложенные в специфике натюрморта художественно-аналитические возможности,стремятся утвердить новые способы передачи пространства и формы. Натюрморт привлекает и мастеровдругих течений (А. Канольдт в Германии, Дж. Моранди в Италии, Ш. Лукьян в Румынии, Б. Кубишта и Э.Филла в Чехии и др.). Социальные тенденции в натюрморте XX в, представлены творчеством Д. Риверы и Д.Сикейроса в Мексике, Р. Гуттузо в Италии.

В русском искусстве натюрморт появился в XVIII в. вместе с утверждением светской живописи, отражаяпознавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передать предметный мир («обманки» Г. Н.Теплова, П. Г. Богомолова, Т. Ульянова и др.). Дальнейшее развитие русского натюрморта в течениезначительного времени носило эпизодический характер. Его некоторый подъём в первой половине XIX в. (Ф.П. Толстой, школа А. Г. Венецианова, И. Т. Хруцкий) связан с желанием увидеть прекрасное в малом иобыденном. Во второй половине XIX в. к натюрморту этюдного характера лишь изредка обращались И. Н.Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, И. И. Левитан; подсобное значение натюрморта вхудожественной системе передвижников следовало из их представления о главенствующей ролисюжетно-тематической картины. Самостоятельное значение натюрморта-этюда возрастает на рубеже XIX иXX вв. (М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов). Расцвет русского натюрморта приходится на начало XX в. Кего лучшим образцам относятся импрессионистические работы К. А. Коровина, И. Э. Грабаря; тонкообыгрывающие историко-бытовой характер вещей произведения художников «Мира искусства» (А. Я. Головини др.); остро декоративные образы П. В. Кузнецова, Н. Н. Сапунова, С. Ю. Судейкина, М. С. Сарьяна и другихживописцев круга «Голубой розы»; яркие, пронизанные полнотой бытия натюрморты мастеров «Бубновоговалета» (П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Куприн, В. В. Рождественский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк, Н.С. Гончарова). Советский натюрморт, развиваясь в русле искусства социалистического реализма,обогащается новым содержанием. В 20-30-х гг. он включает и философское осмысление современности вобострённых по композиции произведениях (К. С. Петров-Водкин), и тематических «революционных»натюрмортах (Ф. С. Богородский и др.), и попытки вновь осязаемо обрести отвергнутую так называемымибеспредметниками «вещь» через эксперименты в области цвета и фактуры (Д. П. Штеренберг, Н. И.Альтман), и полнокровное воссоздание красочного богатства и многообразия предметного мира (А. М.Герасимов, Кончаловский, Машков, Куприн. Лентулов, Сарьян, А. А. Осмёркин и др.), а также поиски тонкойколористической гармонии, поэтизацию мира вещей (В. В. Лебедев, Н. А. Тырса и др.). В 40-50-х гг.значительно многообразные по манере натюрморты, отражающие существенные особенностисовременные эпохи, создали П. В. Кузнецов, Ю. И. Пименов и др. В 60-70-х гг. в натюрморте активноработают П. П. Кончаловский, В. Б. Эльконик, В. Ф. Стожаров, А. Ю. Никич. Среди мастеров натюрморта всоюзных республиках выделяются А. Акопян в Армении, Т. Ф. Нариманбеков в Азербайджане, Л. Свемп и Л.Эндзелина в Латвии, Н. И. Кормашов в Эстонии. Тяготение к повышенной «предметности» изображения,эстетизация окружающего человека мира вещей обусловили интерес к натюрморту молодых художников70-х — начала 80-х гг. (Я. Г. Анманис, А. И. Ахальцев, О. В. Булгакова, М. В. Лейс и др.)

НАТЮРМОРТ

НАТЮРМОРТ

франц. nature morte – мертвая природа), один из жанров живописи. В натюрмортах изображаются дары природы (плоды, цветы, рыба, дичь), а также вещи, сделанные руками человека (столовая утварь, вазы, часы и т. д.). Иногда неодушевленные предметы соседствуют с живыми существами – насекомыми, птицами, животными и людьми.

Натюрморты, включенные в сюжетные композиции, встречаются уже в живописи Древнего мира (настенные росписи в Помпеях). Сохранилось предание о том, что древнегреческий художник Апеллес столь искусно изобразил виноград, что птицы приняли его за настоящий и стали клевать. Как самостоятельный жанр натюрморт сложился в 17 в. и тогда же пережил свой яркий расцвет в творчестве голландских, фламандских и испанских мастеров.

В Голландии существовало несколько разновидностей натюрморта. «Завтраки» и «десерты» художники писали так, что казалось, будто человек где-то рядом и сейчас вернется. На столе дымится трубка, скомкана салфетка, не допито вино в бокале, надрезан лимон, надломлен хлеб (П. Клас, В. Хеда, В. Калф). Популярны были также изображения кухонных принадлежностей, ваз с цветами и, наконец «Vanitas» («суета сует»), натюрморты на тему бренности жизни и ее кратковременных радостей, призывавшие помнить об истинных ценностях и позаботиться о спасении души. Любимые атрибуты «Vanitas» – череп и часы (Ю. ван Стрек. «Суета сует»). Для голландских натюрмортов, как и вообще для натюрморта 17 в., характерно присутствие скрытого философского подтекста, сложная христианская или любовная символика (лимон был символом умеренности, собачка – верности и т. д.) Вместе с тем художники с любовью и восторгом воссоздавали в натюрмортах многообразие мира (переливы шелков и бархата, тяжелые ковровые скатерти, мерцание серебра, сочные ягоды и благородное вино). Композиция натюрмортов проста и устойчива, подчинена диагонали или форме пирамиды. В ней всегда выделен главный «герой», например бокал, кувшин. Мастера тонко выстраивают взаимоотношения между предметами, противопоставляя или, наоборот, сопоставляя их цвет, форму, фактуру поверхности. Тщательно выписаны мельчайшие детали. Небольшие по формату, эти картины рассчитаны на пристальное рассматривание, долгое созерцание и постижение их скрытого смысла.

Фламандцы, напротив, писали крупные, порой огромные полотна, предназначенные для украшения дворцовых зал. Их отличают праздничное многоцветье, обилие предметов, сложность композиции. Такие натюрморты называли «лавками» (Я. Фейт, Ф. Снейдерс). В них изображали столы, заваленные дичью, дарами моря, хлебами, а рядом – хозяев, предлагающих свой товар. Изобильная снедь, словно не умещаясь на столах, свисала, вываливалась прямо на зрителей.

Испанские художники предпочитали ограничиваться небольшим набором предметов и работали в сдержанной цветовой гамме. Посуда, фрукты или раковины на картинах Ф. Сурбарана и А. Переды степенно расставлены на столе. Их формы просты и благородны; они тщательно вылеплены светотенью, почти осязаемы, композиция строго уравновешена (Ф. Сурбаран. «Натюрморт с апельсинами и лимонами», 1633; А. Переда. «Натюрморт с часами»).

В 18 в. к жанру натюрморта обратился французский мастер Ж.-Б. С. Шарден. Его картины, изображающие простую, добротную утварь (миски, медный бак), овощи, немудреную снедь, наполнены дыханием жизни, согреты поэзией домашнего очага и утверждают красоту повседневного бытия. Шарден писал также аллегорические натюрморты («Натюрморт с атрибутами искусств», 1766).

В России первые натюрморты появились в 18 в. в декоративных росписях на стенах дворцов и картинах-«обманках», в которых предметы воспроизводились настолько точно, что казались настоящими (Г. Н. Теплов, П. Г. Богомолов, Т. Ульянов). В 19 в. традиции обманки были переосмыслены. Натюрморт переживает подъем в первой пол. 19 в. в творчестве Ф. П. Толстого, переосмыслившего традиции «обманок» («Ягоды красной и белой смородины», 1818), художниковвенециановской школы, И. Т. Хруцкого. В обыденных предметах художники стремились увидеть красоту и совершенство.

Новый расцвет жанра наступает в кон. 19 – нач. 20 в., когда натюрморт становится лабораторией творческих экспериментов, средством выражения индивидуальности художника. Натюрморт занимает значительное место в творчестве постимпрессионистов – В. Ван Гога, П. Гогена и прежде всего П. Сезанна. Монументальность композиции, скупые линии, элементарные, жесткие формы в картинах Сезанна призваны выявить конструкцию, основу вещи и напомнить о незыблемых законах мироустройства. Художник лепит форму цветом, подчеркивая ее материальность. В то же время неуловимые переливы цветовых оттенков, особенно холодного голубого, сообщают его натюрмортам ощущение воздуха и простора. Линию сезаннистского натюрморта продолжили в России мастера «Бубнового валета» (И. И. Машков, П. П. Кончаловский и др.), соединив ее с традициями русского народного творчества. Художники «Голубой розы» (Н. Н. Сапунов, С. Ю. Судейкин) создавали ностальгические, стилизованные под старину композиции. Философскими обобщениями проникнуты натюрморты К. С. Петрова-Водкина. В 20 в. в жанре натюрморта решали свои творческие задачи П. Пикассо, А. Матисс, Д. Моранди. В России крупнейшими мастерами этого жанра были М. С. Сарьян, П. В. Кузнецов, А. М. Герасимов, В. Ф. Стожаров и др.

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *