Натюрморт для 6 класса

Презентация урока изо по теме «Изображение предметного мира-натюрморт» (6 класс)

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11 г.Орска»

Конспект урока изобразительного искусства, 6 класс

Учитель: Рузавина Е.В.

Тема: Изображение предметного мира — натюрморт.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с жанром “натюрморт”, основами композиции и правилами постановки натюрморта;

  • Показать значение и место натюрморта в искусстве, роль и значение вещей в жизни человека;

  • Сформировать умения в создании натюрморта в ходе практической работы.

  • Воспитать художественный вкус и творческую позицию при выполнении натюрморта.

Оборудование (оформление доски):

  • Детские работы

  • Иллюстрации композиционного построения натюрморта.

  • динамическая таблица

  • понятия ( натюрморт, типы натюрморта: завтрак, философский натюрморт «суета сует», цветы и фрукты, импрессионисты)

Раздаточный материал: шаблоны с силуэтами предметов быта.

Ход урока:

I.Организационный момент

1.Приветствие

2.Проверка готовности учащихся к уроку

II. Постановка темы цели урока

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним жанром ИЗО. Прежде чем назвать его, послушайте отрывок из песни. (ролик о натюрморте).

-О каком жанре здесь идет речь?

Учитель. Тема сегодняшнего урока «Изображение предметного мира-натюрморт». Мы познакомимся с вами с натюрмортом, как с первым жанром изобразительного искусства, узнаем основные правила постановки натюрморта и проследим, как натюрморт отражается в творчестве некоторых художников. И в заключении вы попробуете составить натюрморт, пользуясь полученными знаниями.

Ребята, а вы где – то слышали слово “натюрморт”? (Ответы учащихся).

А теперь я более подробно расскажу вам о натюрморте. (слайд 1)

III.Изучение нового материала (презентация)

1.Из истории натюрморта

Учитель. Натюрмортом принято считать композицию из неодушевленных предметов, включая плоды и цветы.. В переводе с французского nature morte, обозначает – «мертвая природа». Таким образом, натюрморт-это это жанр изобразительного искусства, который посвящён изображению окружающих человека вещей. Кроме неодушевлённых предметов в натюрморте изображают и объекты живой природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращённые в вещь – рыбу на столе, цветы в букете, плоды в блюде и т.д ( слайд 2)

Дополняя основной мотив, в натюрморт может входить изображение людей, животных, птиц, насекомых (слайд 3)

А сейчас откройте свои тетради, запишите число, тему и определение термина “натюрморт”(на доске определение натюрморта).

Если мы обратимся к истории, что и во времена глубокой древности египетские и греческие художники при создании полных движения и жизни сцен любили изображать плоды земли, предметы жертвоприношения, домашнюю утварь, оставив нам ценнейшие свидетельства об образе жизни и костюмах своей эпохи. В росписях Древнего Египта или Месопотамии мы можем увидеть предметы быта – различные сосуды и чаши, корзины, принадлежности писца и строителя, музыкальные инструменты и предметы мебели (слайд 4).

Эту традицию продолжили римляне, которые в декоративных целях расписывали фресками стены вилл и усыпальниц, проявляя особый интерес к деталям и добиваясь такой техники передачи изображаемого, что порой их творения кажутся живыми. Даже в мозаичных напольных украшениях римские художники часто изображали корзины с цветами и плодами, рыбой и дарами моря, овощами и дичью, яйцами и курами, а также остатками праздничных пиршеств. Эти изображения отличаются удивительной жизненной достоверностью и пластической выразительностью, что говорит о тонкой наблюдательности античных мастеров (слайд 5).

В эпоху средневековья интерес художников был сосредоточен на сюжетах религиозного характера, и поэтому натюрморту уделялось меньше внимания…

В эпоху Возрождения изображение неодушевленных предметов в живописи всегда увязывалось с изображением человека, который продолжал быть для художников главным источником вдохновения. Но позднее натюрморт приобретает самостоятельное значение, благодаря новаторскому гению Караваджо, который избрал обычную корзину с яблоками, виноградом и инжиром в качестве сюжета одной из самых известных своих картин “Корзина с фруктами”, хранящейся в галерее Амброзиана в Милане (слайд 6).С этой картины начинается развитие натюрморта как самостоятельного жанра живописи.

Особого расцвета натюрморт достигает в XVII веке в Голландии. На Голландском языке жанру изображения предметов неживой природы больше соответствует слово — stilleven – «тихая жизнь» (слайд 7). Больше всего голландцы любили изображать красивую посуду, богатую домашнюю утварь, столы, накрытые изысканными и роскошными блюдами. Очень часто их натюрморты называли «завтраками». Другой тип натюрморта –фрукты и овощи.(Работа с понятиями на доске)

В натюрморте художник ведет с нами доверительную беседу. Тонкость восприятия жизни, поэтичность или, наоборот, бравур­ность и торжественность — во всем этом мы почувствуем отноше­ние к миру очень зримо и точно. А неожиданный подбор и живо­писная трактовка предметов могут придать натюрморту фантасти­ческий смысл, он может звучать и драматически.

Еще в Лейдене, старинном голландском университетском горо­де, родился философский натюрморт. Его назвали Vапtаs — «суета сует» или momento more — «думай о смерти». Рисуя песочные часы, которые уже давным-давно не показывают время, свечу, которая вот-вот погаснет, страшный череп, художник Питер Класс как бы напоминал о бренности человеческого существования, призывал задуматься о его смысле(слайд 8).(Работа с понятиями на доске)

Почти через три века другой художник — голландец Винсент Ван Гог (1853-1890) писал цветы. Писал очень просто, без внешних сопоставлений, красивой компоновки. Писал то, что видел. Худож­ник хотел радоваться яркости подсолнуха, вобравшего в себя солн­це, но не мог преодолеть чувства тревоги и беспокойства, овладев­шего им. Пронзительные, будоражащие, тревожащие натюрморты нарушают привычное спокойствие. Прямолинейные поучения лей­денских живописцев кажутся рядом с ирисами и подсолнухами Ван Гога наивными и нестрашными (слайд 9).

Очень любили натюрморт французские художники-импрессионисты (от слова «импрессьон»-впечатление).Они добивались на своих полотнах удивительной яркости, сочности, солнечности цвета. Они передавали праздничное настроение. Посмотрите, перед вами натюрморты П.Сезанна (слайд 10,11). С помощью, каких цветов художник передает нам праздничное настроение? (ответы детей)

Скажите, а какое настроение вызывают у вас натюрморты, находящиеся на доске? (ответы учащихся)

Натюрморт может быть не только созерцательным, повествовательным, но и просто радовать глаз игрой красок, давать душевный отдых. В Москве в Музее изобразительных искусств висит натюрморт А.Матисса «Красные рыбки». Композиция пробуждает в нас чувство радости, пробуждает нашу активность и темперамент (слайд 12).

В русском искусстве натюрморт появился значительно позже в 18 веке. Время расцвета конец 18-начало 20 века. Это импрессионистические работы К.Коровина и И.Грабаря (слайд 13,14).

Таким образом, сложились два типа натюрморта. В одном вещи говорят, прежде всего о своем хозяине. Он незримо присутствует на картине, и, глядя на нее, мы можем сказать многое о привычках, характере, профессии. В натюрморте другого типа вещи говорят о самих себе, о своих качествах. Они словно предлагают полюбоваться красотой их облика, формы, цвета. (слайд 15)

2.Составление натюрморта

Составление натюрморта – акт творческий, в нем проявляются вкусы и склонности художника, его композиционная культура. Не зря И. С. Болотина обращается к следующим словам: “ Натюрморт больше, чем какой – либо другой жанр, ускользает от словесных описаний; натюрморт надо внимательно смотреть, разглядывать, погружаться в него. В этом смысле натюрморт – ключ к любой картине, так как он учит постигать собственно живопись; любоваться изображением, его красотой, силой, глубиной…”

Натюрморт не может быть составлен из случайно выбранных предметов. К изображению натюрморта применяются определенные требования. И мы с вами сегодня лишь поверхностно познакомимся с ними.

Требования, применяемые к натюрморту: (слайд 16)

  • Композиция натюрморта должна составлять из предметов, тематически связанных между собой (например, если рядом с овощами поставить книгу или гипсовую статуэтку, то постановка будет выглядеть нелепой);

  • В состав натюрморта должны входить предметы, разнообразные по форме, величине, фактуре и цвету (н – р, два или несколько предметов одинакового размера и формы не могут произвести впечатления единого целого. Но и нужно избегать слишком большой разницы в размерах: спичечный коробок рядом с большим сосудом);

  • Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, составляя единое целое,немного загораживая друг друга;

  • В композиции должен быть композиционный центр. Его лучше распределять на втором плане и обязательно выделить расположением, цветом, контрастом (во всей группе должен быть основной предмет, который по по своему смысловому значению, вершине, форме, цвету был бы главным, центральным.) (слайд 14)

  • Композиция натюрморта может быть вписана в любую геометрическую форму: в прямоугольник, квадрат, овал, круг (слайд 17). Композицию натюрморта можно развернуть по горизонтали, вертикали, по диагонали (слайд 18,19). Натюрморт лучше смотрится по возрастающей слева направо. Ощущение устойчивости, равновесия, покоя возникает от композиции, которые построены на основе разных фигур с использованием симметрии.

  • Ассиметричное и диагональное расположение предметов передают движение, беспокойство.(слайд 19)

IV.Закрепление.

Учитель. Найдите ошибки допущенные при составлении натюрморта (слайд 20)

Игра: Составьте натюрморт (динамическая таблица)

Из различных предметов дети должны грамотно составить натюрморт.

V.Постановка художественной задачи (слайд21)

Перед вами лежат шаблоны предметов быта. Ваша задача – за 2 минуты, используя эти шаблоны, составить натюрморт, где должно присутствовать не менее 3-х предметов.

Обратите внимание на компоновку листа и характер предметов.

Также вам нужно придать своему натюрморту эмоциональный настрой, чувства, например – нежность, ярость, любовь, ненависть, безразличие, радость, жадность и т.д.

С помощью, каких цветов можно передать праздничное настроение, радость? (С помощью теплых насыщенных цветов)

С помощью, каких цветов можно передать грустное настроение? (С помощью холодных цветов с добавлением черного )

VI.Практическая работа

Имитация постановки натюрморта готова, ваша задача перенести задуманную композицию на ранее приготовленный формат. Приступая к рисунку, помните, что основное внимание нужно сосредоточить на прорисовке предметов и других особенностей поверхности, а передачей объема, светотени можно пренебречь, отказаться от них, тогда изображение получится плоским, прозрачным. Для работы необходимо взять бумагу. После построения композиции, не забывайте, что начальный рисунок выполняем легким нажатием карандаша.

Как вы думаете, достаточно ли изображения одних предметов быта для передачи эмоционального настроения работы?(ответы учащихся).Значит нужно добавить в свои работы небольшие образы. Например: Добавив в свой рисунок изображение поникшего цветка, характер натюрморта становится печальным.

Можно приступать к работе. Единственное условие – не нарушать единство эмоционального настроения, а так же формы и цвета

VII. Итог урока

1.Выставка работ учащихся.

2.Обсуждение и подведение итогов.

Вопросы для учащихся:

-О чем мы сегодня говорили на уроке?

-Что нового вы узнали?

-Чему научились?

-Какие ошибки были допущены вами при составлении натюрмортов?

Рефлексия

Давайте оценим свое участие на уроке.

Мне было скучно- (белый цвет)

Я узнал много нового- (зеленый цвет)

Я активно участвовал- (красный цвет)

Изображение предметного мира – натюрморт. 6-й класс

Предмет: изобразительное искусство

Цель: познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства.

Задачи:

  • научить основам композиции и правилами построения натюрморта;
  • развивать воображение и графические навыки; развивать индивидуальные творческие способности;
  • воспитывать чувство коллективизма и прививать аккуратность при работе; добиться максимальной работоспособной обстановки на уроке.

Здоровьесохраняющая цель: Создавать на уроке атмосферу доброты, увлеченности, способствующую сохранению психического здоровья.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: картон; педагогический рисунок; рисунки-схемы; тренажёр для глаз; демонстрационная таблица «композиция натюрморта»; выставка литературы; ТСО; раздаточный материал шаблонов,учебник.

Ход урока

1. Организационный момент.

Есть волшебные слова,
Скажешь, сразу тишина.
Повнимательней, дружок,
Начинается урок.

(Сели правильно, всё внимание на меня)

Проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы и цели урока.

Да, мир вещей влечёт меня,
Да, краски я стремлюсь подмечать,
И то, что в этих красках светит,
Любовь и радость бытия.
Она повсюду разлита:
Она везде, где красота!

Так поэтично и образно я определила тему нашего урока. А, чтобы узнать тему вам необходимо разгадать ребус (Слайд №2)

Итак тема нашего урока — изображение предметного мира — натюрморт. На уроке вы познакомитесь с одним из врасивейших жанров изобразительного искусства — натюрмортом, узнаете об особенностях его композиционного решения. Вам предстоит самим составить композицию натюрморта приёмом аппликации.

3. Изучение нового материала. (Слайды №4,5,6,7)

1. Рассказ «Из истории натюрморта».

Учитель. Натюрморт очень любят многие профессионалы-живописцы. Он входит как важный элемент в обучение будущего художника. Здесь оттачивается умение цельно скомпоновать несколько предметов, понять разность их качеств. Такие постановки, пожалуй, наиболее верно иллюстрируют термин «натюрморт».

Натюрморт (от франц.nature morte — буквально «мёртвая натура») — один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, снеди(овощей, фруктов и т.д.), цветов и прочего. Это один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, снеди (овощей, мяса т.д.), цветов и прочего. Отдельное произведение этого жанра также называется натюрмортом.

Предельно точно суть натюрморта выражается в голландском и немецком языках. Там его классифицируют как — тихая жизнь. Действительно, натюрморт — тихая жизнь вещей, полная своих внутренних событий, жизнь, которую мы так редко замечаем. Разве только невзначай в сумерках остановимся пораженные таинственным блеском металла или залюбуемся гордым профилем кувшина.

Конечно, сами художники заметили очень давно, сколь красноречивы могут быть отдельные вещи. Не только нидерландский художник XV столетия мог в библейской композиции поместить на первом плане прекрасный букет цветов. На востоке издревле увлекались «живописью цветов». Но как и у пейзажа, родина современного натюрморта — пытливая и любознательная Голландия, старательно заботящаяся об уюте своих домов.

Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру вообще. Вот почему голландский натюрморт XVII века явился поэтическим отражением национального голландского быта.

Потомки знатных рыцарских фамилий, любители шумных охотничьих забав просили художника написать «охотничьи трофеи». Это были патетические и очень показные, бравурные натюрморты, подобные невероятным, но неубедительным охотничьим рассказам. Внешний блеск их не привлекал живших более просто, без претензий горожан. Они предпочитали небольшие натюрморты -«завтраки» — чаще скромные, интимные, но порой и весьма торжественные.

В натюрморте художник ведет с нами доверительную беседу. Тонкость восприятия жизни, поэтичность или, наоборот, бравурность и торжественность — во всем этом мы почувствуем отношение к миру очень зримо и точно. А неожиданный подбор и живописная трактовка предметов могут придать натюрморту фантастический смысл, он может звучать и драматически.

(Слайды №8 -17)

2. Х а р а к т е р и с т и к а особенностей натюрморта в скульптуре.

У ч и т е л ь. Лепные орнаментальные украшения в виде геометрических фигур, предметов быта, фруктов и т.д. мы найдём на многих памятниках старины, современных нам сооружениях.

Сочностью, богатством форм отличаются оконные наличники 18 века.(Павловский дворец).

Современные мастера также использовали традиции классического натюрморта, сообразуясь с новым характером архитектуры.(рис. в учебнике)

Таким образом, натюрморт входит как деталь, составная часть в скульптурную композицию.

3. Последовательность и правила работы над натюрмортом. (Слайды №18 -23)

Учитель. Чтобы работа над натюрмортом была по-настоящему интересной и полезной, натюрморт должен быть хорошо составлен и правильно поставлен. А это начало творчества и не такое простое, как может показаться. Здесь уже проявляются вкус и композиционное чутье художника.

В искусстве жестких рецептов нет. Нет их и для постановки натюрморта, их заменяет вкус, чутье, интуиция, композиционное видение художника. Отметим только некоторые, самые общие моменты. Прежде всего, набор предметов не может быть случайным, их должно что-то объединять, роднить, в них должна быть заложена определенная идея, тема. Это могут быть, например, предметы труда, растения, плоды или кушанья, старинные или бытовые вещи, характеризующие определенный быт, и т. п.

Затем сама постановка. Если рассматривать предметы слишком далеко друг от друга, в композицию может войти пустота; если слишком сблизить — натюрморт может получиться, наоборот, очень тяжелым, громоздким. Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление скучного однообразия. Для создания равновесия в композиции рекомендуется использовать чередование светлых и темных предметов, тяжелых и более изящных по форме, вертикальных и горизонтальных по своим основным пропорциям. Этим будет усиливаться выразительность натюрморта, предметы будут как бы помогать выявлять характерные качества друг друга.

Натюрморт должен иметь композиционный центр — предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный в соответствии с задуманной темой. Предметы в натюрморте должны быть зрительно уравновешены, но расположены не строго симметритрично-композиционный центр совсем не обязательно совпадает с центром геометрическим.

В постановке натюрморта предметы должны быть сгруппированы так, чтобы чувствовалась слаженность, уравновешенность, чтобы уже ничего не хотелось убрать, передвинуть или добавить.

Существенную роль в натюрморте играет фон, задник. Взгляд зрителя имеет свойство стремиться вдаль. Откройте позади натюрморта дверь — и мы невольно будем в нее смотреть. Отодвиньте постановку от стены — и она окажется окруженной со всех сторон пространством, воздухом, и наш взгляд невольно несколько рассеется, натюрморт уже будет восприниматься с некоторым напряжением. Помещенный же вплотную за натюрмортом фон не позволяет нашему взгляду рассеиваться, уходить от постановки. Такое, несколько «насильственное» привязывание взгляда рисующего к постановке способствует успеху в работе.

Еще одно правило группировки предметов в пространстве натюрморта — относительно свободный, легкий передний план. Зрительно наиболее тяжелые, крупные предметы должны находиться где-то сзади; более легкие — перед ними, а самый первый план должен быть совсем свободным, открытым. Здесь может находиться, например, только драпировка. Такой облегченный передний план позволяет нашему глазу лучше воспринять предметы, размещенные в пространстве.

Физкультминутка

Упражнение для рук:

1. Массируйте, начиная с кончиков пальцев к ладони так, как будто вы надеваете узкую перчатку.

2. Сожмите в кулак, а затем с силой, напрягая каждый палец, растопырьте их.

3. Возьмите в каждую руку два средней мягкости детских мяча и, держа между большим и указательным пальцами, сожмите. Проделайте то же самое, сменив указательный палец средним, а затем остальными по .очереди. Сожмите мяч 3 раза каждым пальцем, а затем 3 раза всеми вместе.

4. Актуализация знаний.

Учитель;. Содержание взятого нами натюрморта (из плоских предметов кухонной утвари) несложно. Но выбрать предметы — это еще не все. Необходимо их расположить так, чтобы в совокупности они смотрелись с интересом.

Задания и вопросы:

1. Составьте композицию из предложенных предметов. (Учащиеся предлагают различные варианты расстановки предметов.)

2. Объясните свой замысел. (Учащиеся рассказывают, что и как они вообразили, охарактеризовывают, насколько их замысел соответствует составленным композициям.)

3. Какой из вариантов расстановки предметов вам кажется лучшим и почему? (Ответы учащихся.)

5. Практическая работа.

Задание. Выполните композиции натюрморта, составленный из плоских предметов кухонной утвари (например, тарелок).

Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.

6. Итог урока.

Заключительное слово.

Учитель. Над каким изображением на картинах вы сегодня работали?

Ученики. Над натюрмортом.

Учитель. Что представляет собой эта картина?

Ученики. Картина с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари, то есть предметов неживой природы.

Учитель. Действительно, в натюрморте мы никогда не увидим изображения человека. И все-таки натюрморт может многое рассказать зрителю, напомнить про солнце, про лето или другое время года, пробудить радость или грусть. Надо быть большим мастером, чтобы живо, точно написать «неживую природу», показать все ее особенности и тонкости.

Иоганн Вольфганг Гете писал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют». Попробуйте подтвердить эти слова своими работами: как ваше изобразительное искусство, созданное сегодня, «действует на душу»? Покажите свои работы, проанализируйте изображенное на них, полагаясь на правила выполнения натюрморта.

Радуют или печалят использованные в них цвета?

7. Домашнее задание (Слайд №24)

Урок ИЗО в 6 классе на тему «Выразительные возможности натюрморта»

Осокина Людмила Владиславовна

МОУ «Большегрызловская СОШ»

Учитель изобразительного искусства

Урок в 6 классе «Выразительные возможности натюрморта»

Данный урок является обобщающим во второй четверти и логически связан с предыдущими. Учащиеся узнают основные этапы развития жанра натюрморта, познакомятся с выдающимися художниками, работающими в этом жанре. Знакомство с творчеством Джузеппе Арчимбольдо, анализ его работ дает возможность придумать необычные портреты, соединяя их с натюрмот.

Цели урока:

Образовательные: расширить знания учащихся о жанре натюрморта, познакомить с произведениями живописи выдающихся художников

Развивающие: Развивать умение составлять композицию натюрморта, осуществлять поиск наилучшей компоновки объектов , работать в технике аппликации для выполнения натюрморта-портрета.

Воспитательные: воспитывать эстетическую восприимчивость, самостоятельность в работе.

Планируемые результаты

Предметные: расширят представление о жанре натюрморт, познакомятся с картинами известных художников, научатся осуществлять поиск и выделение нужной информации.

Метапредметные: (УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные) освоение учащимися на базе учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания, оценивать результаты своих действий.

Познавательные: научатся анализировать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, наблюдать.

Коммуникативные: умение рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, вести познавательный диалог, уметь работать в группе.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, умение объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, работа в группах.

Используемые технологии: технология сотрудничества,

информационно-коммуникативная технология

технология проблемного обучения

здоровье сберегающие

Средства обучения: компьютерная презентация, мультимедийный проектор, демонстрационный компьютер.

Оборудование: Цветная бумага, ножницы, клей, бумага – А-3, фотографии предметов.

Структура и ход урока

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Орг.момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Слушают учителя

2. Актуализация знаний, постановка темы и целей урока

-Прослушайте стихотворение и скажите, о каком жанре живописи идет речь?

Дожив до нынешней поры,

Остался длинный нож не сломан,

И вьется впереди лимона

Шершавый вензель кожуры.

И не облуплена стена,

И неизменны ткани складки,

И все содержится в порядке,

И розовеет ветчина.

Никем не выпито вино

И на салфетку не пролито.

Но нет кистей и нет палитры,

И нет художника давно…

(А.Векслер)

Слайд 2

Правильно, о натюрморте. Перед нами один из знаменитых натюрмортов голландского художника Виллема Хеда Клас

-Что поражает нас в этой картине? (материальность предметов: стекло, металл, шелк)

Устные ответы

3. Основной этап

Изучение нового материала

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы.

-Что такое натюрморт? Что означает это слово, как оно переводится? (в переводе с французского – «мертвая натура», можно назвать «неживая природа». В англоязычном переводе название жанра звучит иначе и переводится как «тихая жизнь»

Слайд 3

-Из каких предметов можно составить натюрморт? (из любых, самое главное, чтобы они подходили по смыслу друг другу)

Слайд 4

Объекты, изображенные в натюрмортах можно разделить на две группы. Вещи, сделанные руками человека (орудие труда, предметы быта, произведения искусства) и природные предметы (цветы, плоды, снедь, рыба, дичь). Они недолговечны: цветы – завянут, плоды – испортятся и т.д. Поэтому функция натюрморта – закрепить нестойкую красоту, остановить ход времени.

Слайд 5

Но долгое время изображение предметов играло второстепенную вспомогательную роль. Ещё художники античности проявляли интерес к предметному миру. Настенная роспись Древней Греции рассказывает о рыболовном промысле.

Слайд 6

В краснофигурной росписи мы видим какие головные уборы носили греки.

Слайд 7

В настенной росписи – первые попытки изобразить предметы, имеющие символическое значение – ветвь оливы и масла, в христианском искусстве – рыба и хлеб.

— Что такое символ? (это предмет, действие и т.п.; раскрывающий какой либо образ, понятие, идею)

Слайд 8

В иконописи существуют твёрдые каноны. Здесь мы видим символ книги. Что он означает? (символ знаний, учение Христа высшего закона, божественная истина)

Слайд 9

Как самостоятельный жанр, натюрморт сформировался в XVII в. в Голландии. Первые натюрморты назывались «завтраками».

-Почему? (изображение пищи)

Задача художника состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру. Вот почему голландский натюрморт 17-ого века явился отражением голландского быта

Слайд 10, 11, 12, 13,14

Анализ натюрмортов фламандского художника Франца Снейдерса.

— Какими прилагательными можно охарактеризовать эти картины?

Натюрморты Снейдерса – это пир на весь мир, пир, дающий жизнь миру. Отовсюду здесь собрана добыча: из леса и моря, с крестьянских полей и с неба – добыча, воплотившая свежесть, краски, запахи и отзвуки мировых стихий, чтобы как из рога изобилия рассыпать эти драгоценности для нового произрастания жизни.

Слайды 15, 16.

— Определите тему натюрморта и дайте название. (Натюрморт художника, натюрморт крестьянина, натюрморт путешественника, музыкальный натюрморт)

Слайд 17

Упражнение (работа в группах) Приложение 2

– составить натюрморт из предложенных предметов. (5 мин)

Критерии:

Отбор предметов в соответствии с замыслом. Выбор композиционного центра.

Композиционное размещение на плоскости.

Слайд 18

Физминутка.

Упражнение «Зеркальное рисование».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля. Необходимо рисовать в воздухе одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы.

Слайд19

О чём рассказывает натюрморт? Что могут вещи рассказывать о человеке?

Обсуждение картины «Пара ботинок», «Подсолнухи» Винсента Ван Гога.

Когда смотришь на «Башмаки», невольно вспоминается судьба Ван Гога – неприкаянного бродяги, не нашедшего успокоения при жизни. В родном городе его не принимали и он часто бывал обсмеян, пользовался славой полного неудачника, притом бесталанного. Часто уезжал из Парижа в поисках вдохновения и успокоения, но не находил его, и возвращался обратно – с новыми картинами, которые никто не покупал, с новыми идеями, которые никому не были нужны. Как башмаки с картины, он мог бы принести пользу, и немалую, а вместо этого весь свой век провел в дороге, в мокрой грязи, под дождем, никому толком не нужный.

Любой оттенок краски ассоциировался у него с целой цепочкой визуальных образов, переживаний и раздумий, каждым мазком он начинал говорить. В картине «Подсолнухи» он повествовал о своем желании попасть на юг, где можно получить от солнца не только тепло и энергию, а и радостные добрые эмоции. Его цветы распускаются, цветут и умирают, подобно людям, они сияют, подобно звездам и отражают неустанный и вечный круговорот Вселенной, который будет длиться тысячелетиями.

Слайд 20, 21.

— Как можно связать в одной картине натюрморт и портрет? (Человек сидит за столом , на котором стоят предметы)

— Что такое портрет? (Изображение человека)

Слайд 22

Я хочу познакомить вас с удивительным итальянским художником Джузеппе Арчимбольдо. Он родился в Милане. Став придворным портретистом в 1562 году Арчимбольдо производит фурор благодаря написанию очень необычных и странных портретов, в которых для построения композиции используются изображение фруктов, овощей и других органических элементов.

Слайд 23 — 34

Анализ картин Джузеппе Арчимбольдо – серия «Времена года», «Четыре стихии».

Слайд 35, 36

Продолжите выражение А.П. Чехова «В человеке должно быть прекрасно: и лицо, и мысли…»

— В чём выражается внутренняя красота?

  • знания;

  • умения;

  • интересы;

  • речь (умение слушать и умение высказывать свои мысли);

  • положительные черты характера

Слушают учителя, смотрят слайды, анализируют информацию, отвечают на вопросы.

Определяют тематику натюрморта

Выполняют творческое упражнение

Выполняют физическое упражнение

Ответы детей

4.Творческая практическая деятельность

С помощью технологической карты (Приложение 1) в технике аппликации вырезать свой портрет и приклейте детали, которые символизируют ваши интересы и увлечения (книга, краски, гитара и др.)

Индивидуальная работа учащихся

5. Итоги урока. Рефлексия

Защита творческих работ (Приложение 3)

В процессе просмотра индивидуальных работ учитель организует обсуждение и беседу по вопросам:

-Какие выразительные возможности натюрморта помогли раскрыть задуманный образ ?

-Какой коллаж наиболее удачный и грамотный по композиционному строению?

Продолжите выражение

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Для меня было открытием то, что…

Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен).потому, что…

Обсуждение и оценивание учащихся за работу на уроке

Заканчивают утверждение

6. Домашнее задание

Посмотреть в Интернете натюрморты русских художников разной тематики

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Л.А.Неменская. Учебник. Изобразительное искусство 6 класс. М.- 2014

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

  1. http://www.yandex.ru Картинки

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Как нарисовать натюрморт карандашом

Умение правильно нарисовать натюрморт – это классический навык, которым должен овладеть каждый художник. И это не просто копирование с натуры, а целый последовательный процесс, который начинается с момента выбора предметов и их расстановки и заканчивается созданием объёма.

На курсах в школе-студии «Мастер рисунка» опытный педагог поможет быстро освоить все необходимые навыки и овладеть техниками, которые помогут создать профессиональный натюрморт карандашом.

Рисование такого натюрморта развивает сразу несколько умений: построение композиции, изучение законов перспективы, создание объёма при помощи штриховки. Все эти навыки нужны для построения любого академического рисунка, поэтому их отработка позволит усовершенствовать свои умения для создания более сложных работ.

Натюрморт. Расположение предметов

Первый шаг – умение правильно расставить предметы. Конечно, на учебных курсах преподаватель сделает это за вас, но если вы будете тренироваться самостоятельно, то должны учесть следующие моменты.

Во-первых, выбор предметов для натюрморта. Они должны быть подчинены определенной тематике или быть связаны единой концепцией.

Во-вторых, при создании композиции должны быть определены 3 базиса: формат, (а)симметричность, схема расположения.
Формат. Он бывает трех видов: горизонтальный, вертикальный и квадратный. Самый распространенный – горизонтальный. Так вы сможете расставить гораздо большее количество предметов. Чтобы создать дополнительный объём при таком формате размещения, можно добавить драпировку на задний план.

Когда мы располагаем предметы вертикально, то создается ощущение роста. Такой натюрморт предполагает в качестве объектов высокие вазы с цветами.

При квадратном формате основной акцент делается на центре композиции. Есть и так называемый округлый формат, но он не так распространен. В таком формате неудобно располагать предметы.

Схемы. Теперь следует правильно распределить предметы внутри того или иного формата.
Треугольник. Самый высокий предмет будет расположен в вершине воображаемого треугольника, а в его основании – самые мелкие.

Круг. Если вы выбрали формат «квадрат», то такая схема будет как раз кстати. При такой расстановке отсутствует центральный предмет.

Диагональ. Наклонные линии в композиции создают ощущение дисбаланса. Также можно создать дополнительный акцент на незаполненной части листа, например, если расположить там окно.

Если поставить предметы близко или симметрично относительно друг друга, то можно добиться ощущения стабильности. При асимметричном распределении создается ощущение динамики. При свободном — ощущение пространства.
Также для натюрморта нужно правильно подбирать предметы. Тут тоже есть определенные правила.
— Не перегружайте рисунок и используйте лишь три размера.
— Не ставьте предметы в одну линию и слишком близко друг к другу.
— Перегородите один предмет другим, что натюрморт приобрел эффект глубины.

Чтобы нарисовать правильный натюрморт, нужно определенным образом выставить свет. Он помогает нам сделать акцент на тех или иных объектах. Например, верхнее боковое освещение создаёт контрастную светотень на предметах, которые находятся на переднем плане. Также этим мы можем выделить композиционный центр и показать предметы на втором плане. При боковом освещении формы выглядят более выразительно.
При помощи дневного света создаются мягкие переходы.

Как правильно нарисовать натюрморт. Начальный этап

После того, как мы расставили предметы по выбранному принципу, мы можем приступать к основной работе – построению натюрморта на листе бумаги.

Для начала нужно правильно определить расположение предметов на холсте. Для этого нам нужно наметить линию горизонта. Нарисуем легкими линиями общие контуры будущего натюрморта. Следите, чтобы предметы не упирались в края рисунка. Лист должен быть заполнен равномерно. Сверху остаётся больше свободного места для создания ощущения, что предметы стоят на плоскости.

Также нам нужно найти центр композиции натюрморта на листе бумаги, который будет служить дополнительным ориентиром для правильного распределения изображаемых предметов. Безусловно, положение предметов в пространстве на листе будет зависеть от выбранной точки зрения на натюрморт.

Теперь мы нарисуем легкими линиями контуры с соблюдением форм и пропорций. На этом этапе главная задача – правильное заполнение листа.

Чтобы не ошибиться с определением размера частей композиции натюрморта, воспользуйтесь визуальным методом измерения при помощи простого карандаша.

Уточнение пропорций производится при помощи вспомогательных линий.

Изначально предметы должны быть изображены полностью с учетом законов перспективы, то есть невидимые линии тоже должны быть нарисованы.

Любой предмет состоит из той или иной геометрической фигуры. Так, в основании кувшина мы видим эллипс, яблоко – шар, и т.д. Умение видеть геометрические тела – основной навык, который поможет правильно изобразить предметы, передать их объём и соблюсти пропорции не только в натюрморте.

Только после того, как вы выверили все пропорции, можно начинать прорисовывать контуры.

Передний план натюрморта по законам воздушной перспективы нужно нарисовать более ярким, чем задний. То есть, при прорисовке мы должны сделать больший акцент карандашом на предметах, которые находятся ближе к зрителю.
Теперь мы удаляем ранее нарисованные невидимые контуры и вспомогательные линии.

Создаем объём натюрморта

Итак, мы расположили предметы на листе, выверили пропорции и прорисовали видимые контуры. Но наш натюрморт все еще остаётся плоским. Для создания объёма нам понадобится светотень. Ее мы создаём при помощи нанесения штриховки.

Для создания тени используйте многократное нанесение штрихов при помощи карандаша на нужную область. Линии должны быть ровными, а не хаотичными. Наносите их плотно друг к другу, но не сливайте их в однородное пятно.

Важно помнить, что на каждом этапе выполнения нужно обязательно сверять правильность исполнения с оригиналом. Подходите к композиции, внимательно рассматривайте особенности текстуры и формы. Сверяйте отдельные части натюрморта между собой и с целым, чтобы в процессе работы найти и исправить ошибки.

Но как бы ни была понятна теория, без опытного взгляда и совета профессионального педагога не получится исправить недочеты в работе и создать правильный натюрморт.

Поэтому лучше всего записаться на курс в школу-студию, и тогда вы сможете создать настоящий профессиональный натюрморт.

Разработка урока ИЗО в 6 классе «Цвет в натюрморте» (ФГОС)

Тема урока:

«Цвет в натюрморте»

Класс:

6 класс

Цели
деятельности
педагога

Расширить представление учащихся о законах отображения реалистичной формы цветом, холодном и теплом цвете, цветовых отношениях; создать условия для развития навыков выявлять форму предмета с помощью светотени, умений смешивать цвета для получения нужного оттенка, ограниченной палитрой показывать вариативные возможности цвета, находить гармоничные цветовые сочетания; развивать умение наблюдать, анализировать, воспитывать интерес к предмету, художественный вкус

Задачи:

— образовательная: научить выражать в натюрморте своё настроение и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен;

— развивающая: развивать умения учащихся творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства при работе над натюрмортом;

— воспитательная: воспитывать художественный вкус, эстетическое цветовое ощущение;

Тип урока

Урок творчества

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная, парная

Основные понятия и термины

Свет, цвет, светотень, рефлекс, теплые и холодные цвета

Демонстрационный материал

Учебник, мультимедийная презентация по теме, образец педагогического рисунка

Оборудование

компьютер, проектор, учебник, муляжи фруктов, ваза, живые цветы, презентация, акварель, гуашь, палитра

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: научатся находить гармоничные цветовые сочетания; смешивать цвета для получения нужного оттенка; различать оттенки цветов.

Метапредметные:

регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу; определять в диалоге
с учителем успешность выполнения задания;

познавательные – научатся находить необходимую информацию
в учебных пособиях, наблюдать, анализировать информацию, делать выводы;

Коммуникативные – научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; вести небольшой познавательный диалог по теме урока.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

1.Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

в деятельность

Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку.

Урок начинается с психологической разминки:

— Прозвенел звонок,

Ну что все готовы

Начинаем наш урок.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!

Подготовка класса к работе.

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель этапа:

подготовка мышления учащихся

Предлагает вспомнить, какие вещи окружают учащихся в их повседневной жизни.

Каждый день мы окружены множеством различных вещей, которые помогают нам жить. Как мы называем такие предметы? Правильно. Предметами быта. У каждой вещи своя история и судьба, так же как и у людей. Одни вещи аристократы. Это дорогие, любимые, красивые вещи и занимают почетное место в вашем доме. А другие труженики. Это…? Верно каждодневные наши помощники – ваза, посуда, еда….

Есть и особые вещи в доме, которые дороги по каким-то причинам. И у каждого из вас есть такие вещи: книги, фамильные ценности и так далее.

Где можно увидеть большое разнообразие красивых и нужных вещей, находящихся в одном месте? Кто догадался?

Правильно, на художественной картине.

Если вы отгадаете загадку поэта и музыканта Григория Гладкова, то узнаете в каком жанре пишутся подобного рода картины. (Слайд № 1 – на слайде показаны разные натюрморты)

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу, —

Знай, что это … натюрморт.

Правильно!

Обратите внимание на слайд. (на слайде два натюрморта одинаковых –один черно-белый, второй – в цвете). Чем отличаются эти натюрморты?

Верно. Натюрморты можно рисовать не только черно-белые, но и цветные.

Какова тема нашего урока? Да, вы правы «Цвет в натюрморте».

Запишите тему урока.

Какова цель сегодняшнего урока?

Создать натюрморт в цвете в ходе практической работы

Задает вопросы:

Что мы называем натюрмортом? Правильно! Натюрморт – это композиция из нескольких неодушевлённых предметов;

(в переводе с французкого означает «мёртвая натура», с немецкого «тихая жизнь» (1)

Многих художников увлекло изображение прекрасного мира вещей и все они по своему о них рассказали.

Одни изображали в натюрмортах композиции из фруктов и овощей, а другие видели красоту в вазе с цветами.

Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию (2) например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.

Назовите известные вам признаки натюрморта.

Молодцы! Все верно назвали!

Кроме этого в композиции должен быть композиционный центр. Как вы думаете, что это такое? (3)

(ответы учеников).

Композиционный центр — главный предмет, изображенный на картине.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют определение ключевых понятий

Формулируют тему и цель урока

Называют признаки натюрморта:

На рисунке нет случайных предметов.

Предметы натюрморта должны быть разнообразными по форме

Изображенные предметы не должны загораживать друг друга.

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

3.Определение места и причин затруднения

Цель этапа: обсуждение затруднений

(почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Расставляет фигуры предметов на доске – ваза, цветы, фрукты. Но все предметы не цветные.

Ребята, перед нами натюрморт? А о каком натюрморте мы ведем речь на сегодняшнем уроке? Можем ли мы его таким назвать?

Достаточно ли тех знаний, что мы имеем на данный момент, для написания натюрморта в цвете?

Отвечают на вопрос.

Фиксируют, что для написания натюрморта не хватает знаний о цветовом решении.

Метапредметные результаты

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Предметные результваты

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог

4.Построение алгоритма выхода из затруднения

Цель этапа: составить план достижения целей

Задает вопросы.

Что же нужно для написания натюрморта в цвете?

Верно. Добавить цвет.

Объясняет необходимость правильного выбора цветового решения натюрморта.

Цвет – замечательное явление природы. Он не только передаёт важную информацию о предмете, но и обладает способностью вызывать волнующие человека мысли и чувства. С давних пор было известно, что красный цвет бодрит, синий успокаивает, серый угнетает, а жёлтый способствует созданию хорошего настроения. Изучением воздействия различных цветов на психику человека занимался и И.В. Гёте. Он считал, что свет, цвет и эмоция являются звеньями одной цепи.

— На какие две группы делятся все существующие цвета?

— Назовите ахроматические цвета?

— Как делятся в свою очередь хроматические цвета?

— Назовите тёплые?

— Холодные?

Известно, что каждый предмет имеет определённый природный цвет: лимон жёлтый, морковь оранжевая, огурец зелёный. Такой ярко выраженный цвет предмета называется локальным.

В живописи под цветом предмета понимают не локальный его цвет, а видимый в определённый момент в конкретной среде.

Самое важное значение для цвета в живописи имеет освещение. Наибольшую насыщенность все цвета имеют при среднем освещении. При сильном освещении локальные цвета предметов становятся более светлыми, их насыщенность уменьшается, они как бы выцветают.

Такие наблюдения за изменением локального цвета предмета и помогают создавать иллюзию объёма на плоскости.

Но для создания хорошего натюрморта важно помнить и об общем колорите рисунка.

Колорит – означает сочетание, соотношение цветов, создающих единство замысла, идеи художника.

Обратите внимание на цветовой круг.

— Какие цвета помогут создать ощущение радости, праздника?

— Грусти, печали?

Важно, чтобы общее цветовое построение работы передавало эмоциональное настроение зрителю. Если эта задача решается художником успешно, то энергетика его картины передаётся через века, делая её ценной для любых поколений. Импрессионисты были именно такими художниками. Они были большими новаторами в области цвета.

Организует работу с учебником.

Посмотрите как необычно изображает Винсент Ван Гог самые обычные и недорогие вещи. (стр. 79 учебника).

— Ван Гог любил один цвет больше чем остальные. Посмотрите на репродукции его работ и угадайте – какой?

— Определите общий колорит работы русского художника Игоря Грабаря?

(Стр 81).

— Можно ли догадаться где художник рисовал эту картину?

— Какие ощущения у вас вызывает работа знаменитого русского художника Козьмы Петрова-Водкина «Скрипка»?

(Стр 84)

— Определите колорит репродукции «Утренний натюрморт»? Почему, по-вашему, художник выбрал такие розово-оранжевые тона для своего натюрморта? (Стр 85)

— Удалось ли художнику Кузнецову показать хрупкость хрустальных вещей? Что помогло ему? (стр 84)

Обратите внимание на способы «лепки» объёма на плоскости у разных художников.

Итак, мы убедились с вами, что цвет в живописи не только передаёт реальную окраску, но и позволяет нам ощутить материал предмета, его фактуру, почувствовать его тяжесть или лёгкость, спелость, холод или тепло. Цвет помогает ощутить время года, время суток, погоду. Но главное, цвет способен создавать настроение – печальное или радостное, спокойное или драматичное, таинственное или откровенное.

Подобно живописцам нам с вами нужно создать галерею натюрмортов, выражающих то или иное настроение: праздничное или грустное , таинственное или торжественное, утреннее или вечернее.

В какой последовательности вы будете рисовать натюрморт?

Каковы будут ваши «шаги»?

Верно.

  1. Выбрать предметы.

  2. Определить количество предметов

  3. Выбрать верное расположение листа

  4. Определить цветовое решение натюрморта.

Во время работы обратите внимание на особенности написания натюрморта: откройте стр 85, прочитайте задание №2.

Прикрепляет карточки на магнитную доску. На карточках указаны этапы рисования натюрморта.

Для создания натюрморта можно применять различные виды письма (пятно, тычки, линии, чередование красок). Показ на классной доске. (6)

Внимательно слушают учителя

Изучают особенности написания натюрморта в цвете

Работают с иллюстрациями учебника

Рассуждают о тонах и цветовых решениях, использованных в натюрмортах разными художниками.

Намечают пути решения задач;

Формулируют алгоритм написания натюрморта.

Планирование, прогнозирование (Р),

Моделирование, выдвижение гипотез (П), инициативное сотрудничество в поисках информации (К)

5.Реализация практической работы

Но прежде чем приступить к выполнению художественной работы необходимо отдохнуть. ФИЗМИНУТКА.

Алгоритм написания натюрморта готов. Правила написания натюрморта нам известны. Самое время подготовить галерею картин, созданных учениками 6 класса.

Вам на выбор даются две постановки натюрморта – ваза с цветком или фрукты (демонстрирует учащимся постановки натюрморта).

По окончанию работы каждая пара художников должна будет доказать правильность составления и написания своего натюрморта.

Устное составление эскиза

Моделирование, выдвижение гипотез (П), инициативное сотрудничество в поисках информации (К)

6.Самостоятельная работа

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности

Контролирует выполнение самостоятельной работы учащимися, дает рекомендации для исправления неточностей.

В конце работы размещает рисунки учащихся на доске

Проводит анализ работ, выставляет оценки

Выполняют практическую работу по рекомендованным темам

Защищают свои работы, доказывают правильность составления и написания натюрморта в цвете.

ставят себе оценку за работу.

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

7.Рефлексия деятельности

Цель этапа:

осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Ребята, у вас получились замечательные работы, достойные для размещения их на выставке в галерее!

Давайте вспомним:

  • Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

  • Удалось ли достичь поставленной цели?

  • Каким способом?

  • Какие получили результаты?

  • Что вызвало особые затруднения?

  • Где вы сможете применить новые знания?

Ребята, перед вами лежат смайлики, я предлагаю оценить наше творчество: жёлтый цвет-тёплый, если наш урок понравился, если не понравился — синий.(8)

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Домашнее задание

Объясняет суть домашнего задания

Создать натюрморт в технике «аппликация»

Ресурсный материал к уроку

Основные понятия к уроку

1. Натюрмо́рт (фр. nature morte с итальян. natura morta — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.

2. Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Физминутка

Упражнения для снятия зрительного утомления:

1. «Дождик»

Капля первая упала «кап — кап» — пальцем стучать

И вторая побежала «кап — кап» — по ладошке

Мы на небо посмотрели — смотреть вверх

Капельки «кап — кап» запели — постучать по голове

Намочились лица, — вытирать лицо

Мы их вытираем.

Туфли — посмотрите — посмотреть на туфли

Мокрыми стали — показать руками

Плечами дружно поведем — трясти плечами

И все капельки стряхнем

От дождя убежим — бег на месте

Под кусточком посидим — присесть

Словарь

АКВАРЕЛЬ — водяные краски с растительным клеем в качестве связующего вещества и живопись ими.

ГАММА — ряд взаимосвязанных оттенков цвета, создающих гармоническое целое и используемых при создании художественного произведения.

КОЛЕР — окраска, цвет.

КОЛОРИТ — система колоритных тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства, образующая эстетическое единство.

КОМПОЗИЦИЯ — построение художественного произведения, взаимное расположение его частей.

КОНТРАСТ — противопоставление и взаимное усиление двух соотносящихся качеств, важное выразительное средство пластических искусств.

КОНТУР — линия, очерчивающая предмет или его детали, средство художественной выразительности.

СВЕТ — наиболее освещенные части художественного произведения.

ТЕНЬ — наименее освещенные части художественного произведения.

ТОН — 1) исходный, простейший элемент светотени в натуре и в художественном произведении;

2) исходный простейший элемент цвета, колорита в действительности и в произведении искусства;

3) общий светотеневой строй художественного произведения или мотива, определяемый регистром

светотени (шкалой светотеневых градаций); 4) общий цветовой строй художественного произведения

или мотива, основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета картины и сообщающий

единство колориту.

ТОНАЛЬНОСТЬ — общий строй колорита или светотени в произведениях живописи и графики.

ЦВЕТ — 1) свойство материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра; 2) цветовой тон, определяющий своеобразие и природу каждого данного цветового оттенка вместе со светлотой, яркостью и насыщенностью цвета.

Цветовые отношения – это влияние цветов друг на друга в передаче зрительных образов с помощью красок.

Смайлы для оценки своего творчества

жёлтый цвет-тёплый, если наш урок понравился, если не понравился — синий

Урок понравился

Урок не понравился

Использованные источники и литература:

Из книги Я. А. Башилова «Как научиться рисовать», 1938

Информация с сайта: http://www.artprojekt.ru/

Шорохов Е.В. Основы композиции: Учебное пособие для студентов. — М.: Просвещение.

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.artsait.ru

Самоанализ урока

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *