Название компонентов при сложении

Названия компонентов умножения

1. Введение

На данном уроке мы познакомимся с названиями компонентов умножения.

2. Задание 1: замена сложения умножением

Выполним следующее задание:

Задание 1

Посмотрите на следующие выражения:

7+7+7+7

6+6+5+6

4+2+1

14+14

Во всех ли случаях можно сложение заменить умножением? Где возможно, замените сложение умножением.

Вспомним, что заменить сложение умножением можно там, где находятся суммы одинаковых слагаемых. Значит, мы можем заменить сложение умножением в 1 и 4 выражениях.

7+7+7+7=7·4

14+14=14·2

3. Названия компонентов умножения

Так же, как и при сложении и вычитании, числа при умножении имеют свое название. Первое число при умножении называется множитель. Второе число при умножении тоже называется множитель. Результат умножения называют произведение.

5·2=10

множитель·множитель = произведение

Равенство 5·2=10 можно прочитать несколькими способами:

  • Пять умножить на два равняется десять.
  • Пять увеличить в два раза – получится десять.
  • Первый множитель – пять, второй множитель – два, произведение – десять.
  • Произведение пяти и двух равно десяти.

4. Задание: нахождение значения произведения через результат другого выражения

Рассмотрим следующее задание. Найдем значение выражения 2·9, если известно, что 2·8=16. 2·8 – это два повторить восемь раз (рис.1).

Рис. 1. 2·8 – это два повторить восемь раз

2·9 – это два повторить девять раз (рис. 2), то есть на один раз больше. Значит, если мы к результату выражения 2·8 прибавим 2,то получим результат выражения 2·9.

16+2=18

Рис. 2. 2·9 – это два повторить девять раз

2·9=18

Теперь попробуем узнать значение выражения 2·7. 2·8 – это два повторить восемь раз (рис. 1), а 2·7 – это повторить два семь раз (рис. 3), то есть на один раз меньше, значит, чтобы получить результат данного выражения, необходимо из результата выражения 2·8 вычесть 2.

16-2=14

Рис. 3. 2·7 – это повторить два семь раз

2·7=14

5. Подведение итогов

Теперь мы знаем, как называются числа при умножении, и сможем использовать эти термины при чтении выражений.

6. Компоненты сложения и вычитания

Компоненты каждого математического действия имеют свое название.

При сложении:

2+8=10

слагаемое + слагаемое = сумма

При вычитании:

9-5=4

уменьшаемое – вычитаемое = разность

Список литературы

Урок математики в 1-м классе «Название чисел при вычитании»

Цели:

  1. Познакомить учащихся с названиями чисел при вычитании. Продолжить работу над решением задач и выражений.
  2. Работать над развитием наблюдательности, логического мышления учащихся.
  3. Содействовать воспитанию интереса к математике, воспитывать дружеское отношение между учащимися.

Ход урока

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок —
Начинается урок.
Тут задачи и примеры,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи-
За работу, в добрый час!

— Здравствуйте, ребята. Сегодня урок математики проведу у вас я, а зовут меня Ольга Васильевна.

2. Сообщение темы и целей урока

— Сегодня на уроке мы узнаем, как называются числа при вычитании, будем решать весёлые задачи и примеры.

— Все вы помните сказку «Теремок». Скажите, что случилось в конце сказки? (медведь сломал домик и все звери разбежались)

— Так вот медведю стало стыдно и он построил новый дом. Но чтобы собрать всех зверей в теремок нужно выполнить задания. И так начинаем.

3. Каллиграфическая минутка

Мы тетради свои откроем,
И с наклоном их положим.
Сядем ровно, не согнёмся,
За работу мы возьмёмся.

— Прописываем цифру 7.

4. Устный счёт

— Кого же первого мы заселим в наш теремок? Отгадайте загадку. За каждый правильный ответ вы будете получать красочную картинку.
А) Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки. (мышка)

— Она принесла нам весёлые задачи.

  • Ну-ка сколько здесь ребят на горе катается? Трое в саночках сидят, один дожидается.
  • Четыре сороки пришли на уроки, одна из сорок не знала урок. Сколько прилежно трудилось сорок?
  • Четыре зайца шли из школы и вдруг на них напали пчёлы. Два зайчика спаслись едва, а сколько не успело?
  • Семь малюсеньких котят, что дают им – всё едят. А один сметаны просит, сколько же котят?
  • Двое шустрых поросят так замёрзли, аж дрожат. Посчитайте и скажите: сколько валенок купить им?
  • Все мы здесь цыплятки-детки. Надо сосчитать наседке 6- на грядках, 3 во ржи. Сколько их всего, скажи?
  • В кружку сорвала Марина 9 ягодок малины, 5 дала своей подружке. Сколько ягод в кружке? Как нашли?

Б) Зелёная, скользкая, в траве затерялась? (лягушка-квакушка)

— Составим задачу по картинке.

В) Добродушен, деловит, весь иголками покрыт. Слышишь топот шустрых ножек? Это наш приятель… (ёжик)

Игра «Спокойной ночи» (Дети закрывают глаза, «спокойной ночи». Читаю пример. «Доброе утро». Открывают глаза и говорят ответ).

2 + 8 =

10 – 7 =

9 – 5 =

4 + 3 =

0 + 7 =

8 – 2 =

5. Новая тема

А) — На какие 2 группы можно разделить примеры которые мы сейчас решали? (на сложение и вычитание)

— Как называются числа при сложении?

— А сейчас мы узнаем как называются числа при вычитании.

— Посмотрите как теремок. Сколько птиц сидит на крыше? (6)- вывешиваю на доску число 6.

— 2 птицы улетели. (вывешиваю на доску). Сколько осталось? (4)

— Составим выражение. (6-2=4) Какой знак поставим? Кто сможет прочитать?

А сейчас мы научимся грамотно читать. (математически)

6-уменьшаемое (число из которого вычитаем, уменьшаем).

2-вычитаемое (число, которое вычитаем).

Разность равна 4 или: разность чисел 6 и 2 равна 4. (читаем хором, по одному).

Физ. Пауза

Б) Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной и стоит среди травы – уши больше головы? (заяц)

Первый столбик читаем хором, 2-й и 3-й решаем самостоятельно и проверяем.

7 – 3 =

8 – 2 =

9 – 1 =

7 – 5 =

6 – 4 =

7 – 6 =

5 – 2 =

8 – 7 =

6 – 4 =

Физ. Пауза

В) групповая работа.

— Кто зимой холодной бродит злой, голодный? (волк)

— Волк хочет узнать как вы узнали название чисел при вычитании.

(раздаю трём группам кассы с числами и знаками, нужно составить примеры на вычитание и прочитать их математическим языком). – каждая группа защищает своё выражение.

6. Работа над задачами

А) Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост – краса, кто же это?(лиса)

Разбираем задачи 2, 9(с. 27 учебника)

Учащиеся выделяют в задачах условие и вопрос, аргументируют выбор знака действия, составляют схему каждой задачи, записывают решение и дают ответ на вопрос задачи.

— Один решает на переносной доске, остальные самостоятельно.

— Кому задача не понятна, выходит к доске и решает с помощью учителя (ученик читает полученное выражение математическим языком, затем все хором).

7. Итог урока

— Как называются числа при вычитании?

— Дома вы ещё поучите с родителями название чисел при вычитании, поработаете в тетрадях цветными карандашами.

— Как должны жить звери? Но теремок наш грустный без цветов

8. Рефлексия

* Кто чувствовал себя на уроке уверенно, комфортно (зелёный цветок)

* Кто чувствовал себя немножко неуверенно, была проблема на уроке, ошибался, но ошибки свои понял и исправил (синий цветок)

* У кого была тревога на уроке, затруднения при выполнении заданий (красный)

— Я рада что цветов (——) больше значит мы поработали хорошо.

Спасибо за старание.
Ведь главное – желание,
А навыки и знания
С годами к вам придут.
Прозвенел звонок с урока –
Поиграть пришла пора.
Что узнали на уроке,
Не забывайте никогда.

Название чисел при вычитании.

Конспект открытого урока по математике

Тема: Название чисел при вычитании

Цель: создать условия для ознакомления с названиями чисел при вычитании; развития умения решать задачи и выражения, навыков устного счёта.

Планируемые результаты (предметные): знать названия чисел при вычитании; уметь решать задачи и находить значения выражений.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные: уметь выполнять логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений; относить объекты к известным понятиям на основе выполнения универсальных логических действий.

Личностные: действуют согласно памятке обращения с учебными пособиями, наглядным и счётным материалами, инструментами для построения геометрических фигур и правил работы.

Сценарий урока

1.Орг.момент (Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок (карточки на партах)

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

У: Я, надеюсь, у вас сегодня хорошее настроение, давайте его проверим в начале урока. Перед вами лежат карточки с изображением человечков. Один из них улыбается, а другому грустно. Выберите одну из них. Если у вас плохое настроение, мы постараемся за урок его поднять, а у кого уже хорошее, те с хорошим настроением отправляются к новым знаниям

– Проверим готовность к уроку.

-Молодцы! Откроем тетради, отступаем …запишем число ,классная работа.

2. Каллиграфическая минутка.

2 2 2

5 5 5

3.Повторение изученного материала и подготовка к восприятию нового материала

На доске:

8-2= 6+3= 1+7= 8-4=

9-4= 5+2= 2+6= 7-3=

У: -На какие две группы можно разделить данные выражения? (одни примеры на сложение, другие примеры на вычитание)

— Ребята, а кто из вас помнит, как называются числа при сложении? (слагаемое, слагаемое, сумма)

-А мы знаем как называются числа при вычитании? (нет)

-Кто поможет сформулировать тему урока? (название чисел при вычитании)

-Верно.

-Ребята, к нам перед уроком, пока мы были в столовой, кто-то подложил письмо. Давайте его прочитаем. От кого оно? (Записку от Кощея читает ребенок)

-Что, ребята, будем спасать названия?(да)

-Тогда за работу.

4.Устный счет

На доске индивидуальная работа.

1человек (Решить примеры):

3+4-2=5

4+3-3=4

5+2-4=3

9-3+1=7

2 человек (Вставить в пропущенные клетки числа)

3=2+

8=4+

10=7+

9=5+

3 и 4 человек (Игра Рыбки) Один ученик ловит рыбок с ответом 5, другой ученик ловит рыбок с ответом 10.

Все остальные решают задачи в стихах

1.Привела гусыня-мать

Шесть детей на пруд гулять.

Все гусята, как клубочки.

3 сынка, а сколько дочек? (3)

6 грибов нашёл Вадим,

А потом ещё 1.

Вы ответьте на вопрос.

Сколько он грибов принёс? (7)

4 спелых груши

На веточке качались.

2 груши снял Павлуша.

А сколько их осталось? (2)

Через поле по прямой

Шёл баран на водопой.

3 овечки за собою

Вёл он важно к водопою.

Сколько вместе их? Считайте

И пример свой составляйте! (4)

-Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. Мы уже близко к нашим названиям. Кощей предлагает нам выбрать из трех сундуков. В них хранятся золото, серебро и наши названия чисел. Отгадайте, что в каком сундуке, если во втором сундуке серебро, а в первом –не золото.(1 сундук –названия чисел, 2 сундук-серебро, 3 сундук-золото)

5. Математическая физминутка

2+1 столько раз ногами топнем.
3+2 столько раз в ладони хлопнем.
4-1 мы присядем столько раз.
6-1 мы наклонимся сейчас.
1+1 мы подпрыгнем столько.
Ай да счёт, играй и только!

6.Изучение нового материала. Знакомство с новыми терминами-названиями чисел при вычитании.

1.Давайте составим числовое выражение, прочитав задачу про Кощея.

У Кощея было 7 жизней, 3 он уже потерял. Сколько осталось жизней у Кощея?

-Каким действием будет решатся задача?(вычитанием)

Кто назовет решение задачи? (7-3=4)

7-3=4

Как назвать число 7, если его уменьшили? (уменьшаемое)

Как назвать число, которое вычитаем?(вычитаемое)

Число, которое получается при вычитании -разность.

2. Работа по учебнику (с.29)

№1. Прочитайте запись и запишите примером (1 на доске, остальные в тетради)

Задание 2: Чтение и запись примеров на вычитание с использованием новых терминов.

Составьте и запишите выражения:

Уменьшаемое 7,вычитаемое 3,найдите разность.

Уменьшаемое 9, вычитаемое 1, чему равна разность чисел?

№3 Решение задачи.

-Докажите, что это задача.

-Прочитаем условие задачи, вопрос задачи.

-Какие опорные слова напишем в условии?

-Каким действием будет решатся задача?

-Решение: 6-2=4.

-Давайте назовем числа при вычитании. Как называются числа 6,2,4? (уменьшаемое, вычитаемое, разность)

7.Физминутка. (Задание на внимание ( на листе изображены 3 геометрические фигуры. Ребята вам нужно запомнить их и нарисовать себе в тетрадь).

8.Работа с ЭПУ, обучающий диск.(задание №2)

9.Итог урока

-оцените свою работу на уроке, проверка настроения.

-Закончите высказывания:

-Я сегодня на уроке узнал…

-Мне было интересно…

-Мне понравилось…

Филиал краевого государственного казенного общеобразовательного учреждения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Алтайская общеобразовательная школа №1» г. Рубцовск

КОНСПЕКТ

урока математики во 2 классе

«Название данных чисел и искомого при вычитании»

Разработала: учитель начальных классов

Н.В. Гришина

компоненты математических действий

Названия компонентов при сложении:

1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма.

Суммой называют не только результат, но и само выражение .

2 + 3 = 5

2 — первое слагаемое

3 — второе слагаемое

5 — сумма

2 + 3 — сумма

Чтобы найти неизвестное слагаемое надо из суммы вычесть известное слагаемое.

Названия компонентов при вычитании:

уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Разностью называют не только результат действия, но и само выражение.

8 — 3 = 5

8 — уменьшаемое

3 — вычитаемое

5 — разность

8 — 3 — разность

Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.

Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

Названия компонентов при умножении:

множитель, множитель, произведение.

Произведением называют не только результат действия, но и само выражение.

8 х 3 = 24

8 — множитель

3 — множитель

24 — произведение

8 х 3 — произведение

Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель (24:8=3)

Названия компонентов при делении:

делимое, делитель, частное.

Частным называют не только результат действия, но и само выражение.

Урок математики 1 класс «Название компонентов при вычитании»

Урок математики в первом классе. УМК «Школа России»

Составила учитель начальных классов школы № 12 города Нижнеудинска

Терещенко Лилия Ивановна

Тема: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность».

Цели урока: познакомить учащихся с названиями чисел при вычитании; продолжать работу над решением задач и выражений; развивать математическую речь, наблюдательность, логическое мышление учащихся; учиться работать в паре, в группе; вырабатывать навыки устного счета. Содействовать воспитанию интереса к математике, воспитывать умение слышать и слушать друг друга, дружеское отношение между учащимися.

Ход урока

  1. Организационный момент. (0,5мин.)

Долгожданный дан звонок —
Начинается урок.
Тут задачи и примеры,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи-
За работу, в добрый час!

  1. Мотивация учебной деятельности (2 мин.)

— Здравствуйте, ребята. Для работы на уроке приготовьте, пожалуйста, учебник, тетрадь, веер с цифрами.

— Откройте учебник на странице 29.

— Определите тему урока.

— Прочитайте, что узнаем, чему научимся.

— Определите цели урока.

III. Каллиграфическая минутка. (1,5 мин.)

Мы тетради свои откроем,
И с наклоном их положим.
Сядем ровно, не согнёмся,
За работу мы возьмёмся.

— Прописываем показ цифр.

2 2 2

5 5 5

IV. Повторение изученного материала и подготовка к восприятию нового материала. (4 мин.)

К нам в гости пришли цирковые артисты. Они просят нас помочь им поймать шарики с примерами. Слоник — голубые шары, а клоун – желтые.

На доске примеры, написанные на листочках — шариках:

8 – 2 6 + 3 1 + 7 8 – 4

9 – 4 5 + 2 2 + 6 7 – 3

– Что заметили?

– На какие группы можно разделить данные выражения?

– Прочитайте записанные выражения по-разному.

– Как называются числа при сложении?

– А знаем ли мы как называются числа при вычитании?

– Значит, какое открытие нам предстоит сегодня сделать?

V. Изучение нового материала.

1. Знакомство с новыми терминами – названиями чисел при вычитании. (5 мин.)

На доске предметные картинки: 5 чебурашек, 2 ушли. Сколько осталось?

— Как записать это математически?

5 – 2 = 3

— Что мы делали с числом 5: увеличивали или уменьшали?

— Как вы думаете, если мы его уменьшали, то как его можно назвать? Вывешивается табличка с названием (Уменьшаемое)

— Что мы делали с числом 2: прибавляли или вычитали?

— Как вы думаете, если мы его вычитали, то как его можно назвать?

Вывешивается табличка с названием (Вычитаемое)

— Что получили в результате? (3)

Вывешивается табличка с названием (Разность)

Н а д о с к е з а п и сь:

Учитель предлагает детям рассмотреть запись, четко проговаривает названия чисел при вычитании, а затем читает выражение с использованием новых слов:

– Уменьшаемое 5;

вычитаемое 2;

разность равна трем.

Или: разность чисел 5 и 2 равна 3.

– Ребята, давайте проверим по учебнику, правильное ли открытие мы сделали? (откройте учебник на стр. 29)

Включить видеоурок (2 мин.)

2. Чтение и запись примеров на вычитание с использованием новых терминов. (2 мин.)

Упражнять детей в чтении примеров на вычитание с использованием слов: уменьшаемое, вычитаемое, разность (значение разности).

Примеры записаны на доске:

9 – 3=6 10 – 8=3 8 –3=5

7 – 4=3 10 – 6=4

3. Закрепление учащимися терминов «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность» (6 мин)

Дать детям под диктовку несколько выражений, которые они записывают в тетрадь (один ученик выполняет работу на доске).

Уменьшаемое 7, вычитаемое 3. Найдите разность.

Уменьшаемое 9, вычитаемое 1. Чему равна разность чисел?

Найдите разность чисел, если известно, что уменьшаемое равно 5, вычитаемое – 3.

— А теперь самостоятельно решите примеры на вычитание:

(Один ученик решает у доски на обратной стороне).

7 – 3 = 4 9 – 1 = 8 5 – 3 = 2 – записать самой на листе, вывесить.

7 – 3 =

8 – 2 =

9 – 1 =

7 – 5 =

6 – 4 =

7 – 6 =

5 – 2 =

8 – 7 =

6 – 4 =

4. Работа в парах. (3 мин.)

— Обменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли решены примеры у вашего соседа. Сравните правильность решения с решением на доске.

(Один ученик решает у доски на обратной стороне).

— Обменяйтесь снова тетрадями.

— Если данные примеры не вызвали у вас никаких затруднений, то нарисуйте около них улыбающийся смайлик, если были небольшие затруднения, то смайлик с прямым рисунком губ, если было трудно, то грустного смайлика. (Подобные смайлики висят на доске)

5. Работа в группах (2 мин)

Раздать трём группам кассы с числами и знаками, нужно составить примеры на вычитание и прочитать их математическим языком – каждая группа защищает своё выражение.

VI. Работа над задачами. (6-7 мин.)

Разбираются задачи 2, 4 (с. 27 учебника, часть 2).

Учащиеся выделяют в задачах условие и вопрос, аргументируют выбор знака действия, составляют схему каждой задачи, записывают решение и дают ответ на вопрос задачи.

  1. 9 – 4 = 5

  2. 6 – 4 = 2 (я.)

  3. 6 – 2 = 4 (ф.)

VII. Решение выражений. (резерв)

Учитель предлагает учащимся внимательно рассмотреть выражения в задании 5 (с. 27 учебника, часть 2), а затем, проанализировав примеры каждого столбика и подметив закономерность, продолжить каждый столбик еще одним примером.

3 + 4 – 2 10 – 3 + 1 8 + 2 – 1

4 + 3 – 3 9 – 2 + 2 7 + 3 – 2

5 + 2 – 4 8 – 1 + 3 6 + 4 – 3

6 + 1 – 5 7 – 0 + 4 5 + 5 – 4

Особое внимание следует обратить на второй столбик, который должен быть продолжен примером 7 – 0 + 4. Значение данного примера дети не могут найти, так как знакомы лишь с табличным сложением до 10. Однако, проанализировав значения предыдущих выражений (8, 9, 10) и увидев, что они увеличиваются на один, дети могут догадаться, что значение последнего выражения равно 11; либо значение данного выражения дети находят по числовой прямой:

VIII. Работа над развитием логического мышления учащихся. (1 мин)

В заключение урока учащиеся выполняют задание на смекалку (с. 29, часть 2, поля учебника).

IX. Итог урока. (1 мин.)

– Какое открытие вы для себя сегодня сделали?

– Какие цели ставили?

– Каких достигли?

Рефлексия (1 мин.)

Давайте подарим нашим цирковым гостям наши цветные шарики

* Кто чувствовал себя на уроке уверенно, комфортно (зелёный шарик)

* Кто чувствовал себя немножко неуверенно, была проблема на уроке, ошибался, но ошибки свои понял и исправил (синий шарик)

* У кого была тревога на уроке, затруднения при выполнении заданий (розовый шарик)

— Я рада что шаров (——) больше значит мы поработали хорошо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *