Небылицы и перевертыши

Конспект по литературному чтению «скороговорки»

онспект урока литературного чтения, 2 класс. Скороговорки, считалки, небылицы

Литературное чтение во 2 классе по ФГОС «Школа России»

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: продолжить знакомство учащихся с малыми жанрами фольклора; учить произносить скороговорки; формировать умение различать малые жанры фольклора; развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, а также слова, которые помогают представить героя произведения.

Оборудование: карточки у учащихся (текст для речевой разминки, тексты малого литературного жанра).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение потешек и прибауток из учебника, а еще про щенка (собственного сочинения).

III. Речевая разминка

— Прочитайте текст, записанный на доске. Догадайтесь, что это. (Это скороговорка, ноу нее есть автор.)

Живут у меня кукушки —

Варят галушки,

Пекут пампушки,

Поют частушки.

Хорошие подружки —

Пестрые кукушки!

Э. Красноруцкий

— Читаем с разной интонацией, работаем над скоростью.

— Наш народ сложил много скороговорок. Какие из них вам известны? (Дети вспоминают.) Есть такие, например:

1. Везет Сенька Саньку

с Сонькой на санках.

Санки скок, Саньку с ног,

Соньку в бок, Сеньку в лоб,

Все в сугроб…

2. Шел Егор

через двор

с топором

чинить забор.

3. Павка на лавке

Плетет лапти Клавке.

Не годятся лапти

Клавке на ножки,

А годятся лапти

На лапки кошке.

IV. Введение в тему урока

— Как вы считаете, для чего нужны скороговорки? (Примерный ответ. Для отработки правильной дикции. Они построены на сочетании похожих звуков, которые трудно произносить друг за другом, все время путаешься.)

V. Работа по теме урока

— Играя в разные игры, как выбираете водящего? (Считаемся.)

— Какие считалки вы знаете? (Дети рассказывают.) Считалки — это тоже жанр устного народного творчества.

— Прочитайте считалки в учебнике на с. 22. (Учитель обращает внимание детей на их четкий ритм.)

— А сейчас познакомимся с текстом на с. 23. Как вы думаете, что мы прочитали? Это небылица. Как вы понимаете это слово, каким словом его можно заменить? (Фантазия, сказка, выдумка.)

— Я вас познакомлю еще с одной небылицей.

(По карточкам читают дети, или учитель, или подготовленный ученик.)

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Дубина выбегает

С мальчиком в руках,

А за ним тулупчик

С бабой на плечах.

Деревня закричала:

«Мужики горят!»

Сарафаны в бабах

На пожар спешат.

— Попробуйте представить, что это быль. В чем разница? Что исчезло? (Стало не смешно, исчезли юмор, веселое настроение.)

— Сделайте вывод: для чего придумывали небылицу? (Для веселья и смеха.)

VI. Физкультминутка

(Учитель выбирает сову, т. е. водящего, который садится на стул.)

Сова

В лесу темно,

Все спят давно.

Все птицы спят,

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

Совушка-сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит!

(Дети ходят по классу, остановившись, изображают спящих птиц. Сова показывает, какая у нее большая голова. Вертит головой, смотрит по сторонам.)

VII. Закрепление изученного

(Работа в парах.)

— Сейчас вы получите карточки с текстом. Прочитайте текст, определите, к какому жанру устного народного творчества он относится.

(Ученики получают карточки и работают с ними 2—3 минуты.) Информация для учителя

Проверку можно организовать следующим образом: учитель называет жанр, а те, кому дан такой текст, поднимают руку. По очереди читают выразительно, остальные определяют, верный ответ или нет.

1. Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

А за нею во всю прыть,

Тихими шагами

Волк старался переплыть

Миску с пирогами.

2. Под горой у сосновой опушки

Жили-были четыре старушки.

Жили-были четыре старушки,

Все четыре — большие болтушки.

3. Ходит сон по горе.

Носит дрему в рукаве,

Всем детишкам продает,

Нашей Гале так дает.

4. Ехал грека через реку.

Видит грека: в реке рак.

Сунул грека руку в реку,

Рак за руку греку цап!

5. На пригорке у Егорки

Есть конек-горбунок.

Кто коня запряжет,

Нам подарки привезет!

Раз, два, три, четыре, пять,

Отправляйся запрягать!

6. Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая:

Ножками топ, топ!

Глазками хлоп, хлоп!

Кто кашки не ест,

Кто молока не пьет,

Того забодает, забодает.

7. Скок-поскок!

Молодой дроздок

По водичку пошел,

Молодичку нашел.

Молодиченька,

Невеличенька:

Сама с вершок,

Голова с горшок.

Шу-вы! Полетели,

На головушку и сели.

8. В лесу есть ворота.

Филины и совы

Берегут засовы.

В каждой щелке

Бродят злые волки.

Кто боится там ходить —

Тому водить.

9. — Куда, заинька, бежишь?

Куда, серенький, спешишь?

— К медведю на свадьбу,

Медведь-то мне дядя,

А медведица-то тетка.

10. Спи, усни, Бай, бай, бай!

Угомон тебя возьми.

Спи, посыпай,

Боронить поспевай.

Мы те шапочку купим,

Зипун сошьем;

Зипун сошьем,

Боронить пошлем

В чистые поля,

В зелены луга.

Зипун — в старое время одежда крестьянина, кафтан из грубого толстого сукна, обычно без воротника.

11. Жаворонки, жавороночки,

Прилетите к нам,

Принесите нам

Лето теплое,

Унесите от нас

Зиму холодную;

Нам холодная зима

Надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

12. Ой вы, жаворонки,

Жавороночки,

Летите в поле,

Несите здоровье:

Первое — коровье,

Второе — овечье,

Третье — человечье.

(Ответ. Русские народные песни — 11, 12; колыбельные — 3, 10; потешки и прибаутки — 6, 7; считалки — 5, 8; небылицы — 1, 9; скороговорки — 2, 4.)

VIII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за..

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

IX. Подведение итогов урока

— С какими жанрами устного народного творчества вы сегодня познакомились?

— Что больше всего вам понравилось и запомнилось на уроке?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение считалок и небылиц нас. 22-23.

КонкурсМышьЛяльки. Это просто враки!

Уважаемые авторы! Рада приветствовать Вас на конкурсе детских стихов МышьЛяльки!
С вами вновь ведущая Алёна Раннева.
Давайте приступим к новому конкурсу! А писать мы будем небылицы.
Вспомним данный вид фольклора.
Исследователи обычно называют его потешным, включая в него скороговорки, небылицы-перевертыши, иногда молчанки и голосянки.
Мы будем писать только небылицы-перевёртыши!
Напомню, что Небылицы-перевертыши – это песенки или стишки,
в которых все поставлено «с ног на голову». В них летают поросята, заяц сидит на березе, а мухи съедают петуха. Такие картинки вызывают радостный детский смех и укрепляют у ребенка понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений.
В центре небылицы — заведомо невозможная ситуация, за которой, однако, легко угадывается правильное положение вещей, ведь перевертыш обыгрывает простейшие, хорошо знакомые явления.
Чуковский ввел термин «перевертыш» и досконально исследовал это жанр.
Итак, тема нашего конкурса «Это просто враки!»
НАШИ ПРАВИЛА:
1. На конкурс принимаются стихи для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста.
2. Принимаются стихотворения от четырёх до 36 строк.
От одного автора 1-3 стихотворения.
3. Основной критерий отбора стихов – качество. Стихотворение должно вызывать
приятные эмоции и улыбки! Напоминаем, что нас будут читать дети.
3. Конкурсные произведения авторы размещают под объявлением в рецензии:
Имя автора (Алёна Иванова), название стихотворения («Артистка») и ссылка на
свое произведение на стихире.
4. Для тех, кто пишет рецензии сразу и много, напоминаю, что на понравившийся
стих пишем рецензию в стихах (Обязательное условие!!!)
Можно написать всего 2 или 4 строчки.
5. ЗАЯВКИ НА КОНКУРС принимаются до 22.00 мск.вр. 24.06. 2018г.
6. Участие в конкурсе бесплатное, но спонсорство приветствуется.
В конкурсе будет 4 призовых места, так как стихотворений хороших много!
Призовой фонд не меняется:
1 место = 700 стихобаллов
2 место = 500 стихобаллов
3 место = 400 стихобаллов.
4 место = 300 стихобаллов.
Приз за наибольшее количество написанных рецензий – 250 стихобаллов.
Награждаются все призёры.
Внеконкурсные стихи и самое оригинальное стихотворение тоже будут рассмотрены и получат оценку.
Вспомним некоторые небылицы из фольклора:
***
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Он из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.
***
Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Сено косят на печи
Молотками раки.
***
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
СОВРЕМЕННЫЕ:
Ю. Мориц
С мармеладом в бороде
К своему папаше
Плыл медведь в сковороде
По кудрявой каше!
Над землёй арбуз летит,
Он чирикает, свистит:
«Я-горчица, я-лимон!
Я закрылся на ремонт!»
Лера Селезнева
Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять
Стали ноги вытирать
Кто платочком, кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.
Думаю, что ваши стихи доставят много радости, принесут море позитива и нам, авторам, и нашим читателям.
Жду с нетерпением вас на конкурсе!!!
ВНИМАНИЕ! ПРИЁМ СТИХОВ ЗАВЕРШЁН! ОГРОМНОЕ СПАСИБО ВСЕМ АВТОРАМ ЗА ПРЕКРАСНЫЕ СТИХИ!

«Небылицы-перевертыши» план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

«Небылицы-перевертыши»

Программное содержание: создание условий для ознакомления детей с народными и авторскими перевертышами; формирования желания составлять свои небылицы.

Развивать фонематический слух детей, развивать внимание, память мышление, развивать словарный запас; прививать интерес к игре со словом; закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями.

Ход НОД.

I.Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Просмотр мультфильма «Небылицы в лицах». https://www.youtube.com/watch?time_continue=5&v=B9W-ulkVAyU

О чём был мультфильм, который мы только что посмотрели?

Бывает ли на самом деле так, как показано в мультфильме?

II.Основная часть.

1.Воспитатель интересуется у детей, помнят ли они, что такое небылицы. Напоминает, что небылицы еще называют перевертышами. Небылицы, от слова не было, то, чего не бывает и не будет в жизни. Небылицы-перевертыши – это песенки или стишки, в которых все поставлено «с ног на голову». В них летают поросята, заяц сидит на березе, а мухи съедают петуха.

2.Сначала мы разомнемся. Скажи наоборот:

Небо — земля

Пол — потолок

Герой – трус

Мир – война

Мальчик – девочка

Правда – ложь

Шум – тишина

Огонь – вода

Молодой – старый

Добрый – злой

Отдыхать – работать

3. Игра «Подбери слова»

«красные» — помидор, яблоко и т. д.

«зеленые» — трава, лягушка и т. д.

«желтые» — солнце, цыпленок и т. д.

«страшные» — Бармалей, Бага яга и т. д.

4.А в каких сказках встречаются небылицы?

«Красная шапочка» — она не могла выйти живой из брюха волка.

«Гуси лебеди» — гуси не могли унести Иванушку на крыльях.

«О рыбаке и рыбке» — рыбка не умеет делать чудеса, все звери не умеют разговаривать,

«Колобок», «Кот в сапогах», «Теремок» и т. д.

» По щучьему веленью» : Емеля ездил на печи,

— ведра не умеют сами ходить,

— топор сам не умеет колоть дрова,

— сами сани не умеют ездить.

5.Видеофизкультминутка «Снеговик».

6.»Предлагаю поиграть в интересную игру, которая называется «Ты мне веришь или нет?». Я произношу фразу. Если это правда, вы прыгаете, а если нет – приседаете».

Примеры:

• У людей три глаза.

• Вода мокрая.

• Все птицы летают (к нелетающим птицам относятся страусы, пингвины).

• Зимой постоянно идёт снег.

• Почтальон лечит людей.

• Чай всегда горячий.

• Осенью иногда идёт дождь.

• Некоторые мальчики носят юбки (в Шотландии частью мужского национального костюма является юбка – кильт).

• Конфета солёная.

• Кошка летит по небу.

7.Послушайте, какие же еще есть небылицы, бывает ли такое в жизни?

Лошадь ела сало, а мужик овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.
Проползла змеёю луковица Получилась перепутаница.(В. Бурыкина.)

Ехала деревня
Мимо мужика.
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор.
А по нашей кошке
Пробежал забор.
Дело было в январе
Первого апреля.
Жарко было во дворе
Мы окоченели.
По железному мосту
Сделанном из досок,
Шел высокий человек
Низенького роста.
Был кудрявый без волос,
Тоненький как бочка.
Не было детей у него
Только сын да дочка
Мамонт и папонт гуляли на речке,
Бабант и дедант лежали на печке.
А внучок сидел на крылечке
И сворачивал хобот в колечки.

Жучка булку не доела –
Неохота, надоело.
На островок налетел ураган.
На пальме остался последний баран.
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки.(З. Александрова.)

Жили-были
Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А хохлаткою они
Звали жеребёнка ,
А ещё была у них
курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка,
А ещё —
два козла:
Сивка да Бурка!(Ю.Чёрных)

Мельник
Дождик греет,
Солнце льётся.
Мельник мелет
Воду в колодце.
Прачка на печке
Стирает корыто.
Бабушка в речке
Поджарила сито.
Огурцы играют в прятки,
Малыши растут на грядке,
Мушкетеры спят в овраге,
Поросята точат шпаги,
Раки в цирк бегут ватагой,
Дети дремлют под корягой,
Волки плавают по дну,
Щуки воют на луну.
Это что за ералаш?
Заточите карандаш!
Я приказываю вам
Все расставить по местам!
Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье.
Прямо сразу повторю.
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне.
Ехал кактус на коне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне.
Знаю я, что говорю,
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зря?(Э. Успенский)

КАКИЕ БЫВАЮТ СЛОВА
Есть сладкое слово — ракета,
Есть быстрое слово — конфета.
Есть кислое слово — вагон,
Есть слово с окошком — лимон.
Есть слово колючее — дождик,
Есть слово промокшее — ежик.
Есть слово упрямое — ель,
Есть слово зеленое — цель.
Есть книжное слово — синица,
Есть слово лесное — страница.
Есть слово веселое — снег,
Есть слово пушистое — смех.
Стоп! Стоп! Извините, ребята.
Машинка моя виновата.
Ошибка в стихах не пустяк,
Надо печатать вот так: (М. Пляцковский)

Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берет
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье.
Мешает суп кочережкой,
Угли бьет поварешкой.
Сахар сьплет в бульон,
И очень доволен он.
То-то был винегрет,
Когда починили свет.
Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо,
Огурбузы росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.

В чудной стране
В одной стране,
В чуднОй стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молочко
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поёт,
Концерты вечером даёт,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чуднОй стране…
Ты почему не веришь мне?(И.Токмакова)
Удивительная грядка
У меня на грядке —
Крокодил
Растёт!!!
А в Москва-реке
Огурец живёт!
Осенью на грядке
Крокодил
Поспел!
Огурец в Москва-реке
Всех лягушек съел!
Я боюсь, ребятки,
Что на этот год
Вырастет на грядке
Страшный бегемот.
А в Москва-реке
Клюнет на крючок —
Как вам это нравится?-
Страшный кабачок!
Ох! Когда ж на грядке
Будет всё в порядке!? (Ю.Коваль)

Чеса заголовалась.

***

Заплетык языкается.

8. Ну, что же, может, и мы попробуем сочинить небылицу, я говорю строку, а вы добавляете слово.

Составление небылицы.

Дядя Петя – классный повар,

Он готовит все подряд.

Если спросите любого,

Люди сразу подтвердят.

Он готовит суп из … (веток, ниток)

Борщ готовит из (камней,вещей)

Пироги печет из (скрепок)

Торт готовит из (ремней)

Очень вкусный винегрет

Получает из (конфет)

К сожаленью, тот обед

Принести нам может (вред, бед)

III.Итог занятия.

Итак, ребята, наше занятие подошло к концу. О чём мы сегодня говорили?

Что вам особенно понравилось?

Все молодцы!

А сейчас давайте посмотрим ещё два мультфильма про небылицы:

«Весёлая карусель»

Небылицы перевертыши

Небылицы-перевертыши – это песенки или стишки, в которых все поставлено «с ног на голову». В них летают поросята, заяц сидит на березе, а мухи съедают петуха. Такие картинки вызывают радостный детский смех и укрепляют у ребенка понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений.

В центре небылицы — заведомо невозможная ситуация, за которой, однако, легко угадывается правильное положение вещей, ведь перевертыш обыгрывает простейшие, хорошо знакомые явления. Чуковский ввел термин «перевертыш» и досконально исследовал это жанр.

Данный вид фольклора исследователи обычно называют его потешным, включая в него сечки, скороговорки, небылицы-перевертыши, иногда молчанки и голосянки.

Небылицы – перевертыши для детей

Африканский крокодил
В море Белое уплыл,
Стал он жить на дне морском,
Там себе построил дом!

Две заботливые ламы —
Лама-папа, лама-мама,
Бросив деток поутру,
К мышке спрятались в нору!

К нам опять весна пришла
С санками, коньками!
Ель из леса принесла
Свечи с огоньками!

Лошадь ехала с рогами,
Плыл козел по мостовой,
Семимильными шагами
Червячок шел с бородой!

Посмотрите, посмотрите!
Едет Ваня на корыте!
А за ним ребятки
На дырявой кадке!
А за ними ёж с котом
Погоняют всех кнутом!

Рассказать вам интерес?
Слон на дерево залез,
Свил гнездо из веточек,
Баюкает деточек!

Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берет
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье.
Мешает суп кочережкой,
Угли бьет поварешкой.
Сахар сыплет в бульон,
И очень доволен он.
То-то был винегрет,
Когда починили свет.

Тимошка на ложке
Ехал по дорожке,
Встретил Егора,
Подвез до забора!
Спасибо Тимошке,
Хорош мотор у ложки!

Что за гуси пробежали,
Уши и хвосты поджали?
Кто же гонится за ними?
Может, кони на машине?
Нет! Бегут они от страха,
Что догонит черепаха!

Небылицы перевертыши для детей 2 класса

Есть сладкое слово — ракета,
Есть быстрое слово — конфета.
Есть кислое слово — вагон,
Есть слово с окошком — лимон.
Есть слово колючее — дождик,
Есть слово промокшее — ежик.
Есть слово упрямое — ель,
Есть слово зеленое — цель.
Есть книжное слово — синица,
Есть слово лесное — страница.
Есть слово веселое — снег,
Есть слово пушистое — смех.
Стоп! Стоп! Извините, ребята.
Машинка моя виновата.
Ошибка в стихах не пустяк,
Надо печатать вот так:

***

Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ —
Это правда или нет?

Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель пошел, перепрыгнув забор.
Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.
Иван провалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель в реке провалился в забор.
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.

Светофор на солнце тает,
Пастушок на кошку лает,
Снеговик в углу мяучит,
Самосвал уроки учит,
Шахматист горит без дыма,
Паучок поймал налима,
Рыболов залез на сноп,
Рыжий кот наморщил лоб.
Ученик привёз песок,
Фокстерьер дудит в рожок…
Поскорее нужно нам
Всё расставить по местам!

Огурцы играют в прятки,
Малыши растут на грядке,
Мушкетеры спят в овраге,
Поросята точат шпаги,
Раки в цирк бегут ватагой,
Дети дремлют под корягой,
Волки плавают по дну,
Щуки воют на луну.
Это что за ералаш?
Заточите карандаш!
Я приказываю вам
Все расставить по местам!

Небылицы перевертыши для детей подготовительной группы

Злая кошка громко лает,
Дом хозяйский охраняет:
Стой, тебя она не пустит!
Не послушаешь — укусит!

Ёжик крыльями махал
И как бабочка порхал.
Заяц, сидя на заборе,
Громко-громко хохотал!

Снег идет! Жара такая!
Птицы с юга прилетают!
Все вокруг белым-бело —
Лето красное пришло!

Жили-были
Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А хохлаткою они
Звали жеребёнка ,
А ещё была у них
курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка,
А ещё -два козла:
Сивка да Бурка!

Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки.

Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.
Проползла змеёю луковица
Получилась перепутаница

Дело было в январе
Первого апреля.
Жарко было во дворе
Мы окоченели.
По железному мосту
Сделанном из досок,
Шел высокий человек
Низенького роста.
Был кудрявый без волос,
Тоненький как бочка.
Не было детей у него
Только сын да дочка

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на кобылке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Съехали с гор,
Развели костёр,
Кушают кашку,
Слушают сказку

Народные небылицы перевертыши

Послушайте, ребята,
Нескладишу буду петь:
Летит бык на ераплане,
Мужик пашет на свинье,
Сидит ворона на згороде,
Сини ягоды клюет,
Лежит корова на канаве,
Опоясавши конем.

***

Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота:
«Караул, деревня,
Мужики горят!
Бабы сарафаном
Заливать хотят».

***

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Он из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.

***

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выбегла дубина
С мальчиком в руках,
А за ним тулупчик
С бабой на плечах.
Кнут схватил собаку
Парить мужика,
А мужик со страху –
Бац под ворота.
Деревня закричала:
«Мужики горят!
Сарафаны с бабами
На пожар спешат».

***

У нас лошади в галошах,
А коровы в сапогах.
У нас пашут на телегах,
А боронят на санях.

***

Тимошка в лукошке
Поехал по дорожке.
Собачка на лычке погумкивает,
Медведь на цепи порывается.
Агафон на печи обувается.
Агафонова жена при дороге жила,
Калачи пекла.
Уж как эти калачи
Во весь день горячи.

***

Вы послушайте, ребята,
Нескладушечку спою:
Сидит корова на заборе,
Клюкву-ягоду берет,
Сидит заяц на березе,
Листья мерит на аршин,
На иголочку сбирает,
Чтобы не было морщин.

***

Косил Сенька, косил я,
Накосили стога два,
На печи сено сушили,
На полатях ворошили,
На полу стога метали,
Огороды городили,
Чтобы мыши не ходили;
Тараканы проточили –
Всю скотину пропустили.

***

Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Куры съели петуха, –
Говорят собаки.

***

Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Сено косят на печи
Молотками раки.

***

Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.

***

На заборе чепуха
Жарила варенье,
Куры съели петуха
В одно воскресенье.

***

Черт намазал себе нос,
Напомадил руки
И из погреба принес
Жареные брюки.

***

Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Небылицы-перевертыши» в подготовительной группе

Наталья Цыряпкина
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Небылицы-перевертыши» в подготовительной группе

Цель: создание условий для ознакомления детей с народными и авторскими небылицами-перевертышами.

Задачи:

-активизировать речевую деятельность детей;

-знакомить детей с народными и авторскими небылицами-перевертышами;

— формировать умение и желание составлять свои небылицы;

-способствовать развитию фонематического слуха детей, внимания, мышления;

-развивать словарный запас;

— развивать словесное творчество, побуждать эмоционально воспринимать небылицы;

— воспитывать умение работать в группах.

Ход НОД.

I. Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Слушание песни В. Шаинского «Небылицы».

О чём прослушали песню?

Бывает ли на самом деле так, как поется в песне?

II. Основная часть.

1. Воспитатель интересуется у детей, помнят ли они, что такое небылицы. Напоминает, что небылицы еще называют перевертышами. Небылицы- от слова не было, то, чего не бывает и не будет в жизни. Небылицы-перевертыши – это песенки или стишки, в которых все поставлено «с ног на голову». В них летают поросята, заяц сидит на березе, а мухи съедают петуха. Сегодня мы будем их читать и сами сочинять.

2. Сначала мы разомнемся. Д. И. «Скажи наоборот» (с мячом) слова антонимы имеющие противоположное значение

Небо — земля

Пол — потолок

Черный- белый

Мир – война

Мальчик – девочка

Правда – ложь

Шум – тишина

Огонь – вода

Молодой – старый

Добрый – злой

Отдыхать – работать

3. Послушайте, что я сейчас прочитаю:

Рано утром вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

Вместе с детьми определяется, что же здесь «перевернуто».

Еще послушайте:

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выхватил телегу он из-под кнута

И давай дубасить ею в ворота.

Крыши испугались, сели на ворон,

Лошадь погоняет мужика кнутом.

А что я вам сейчас прочитала? Небылицу.

Вот так русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки и перевертыши. Все это называется устным народным творчеством. Устное — потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а «уста». Отсюда — устное. Народное — потому что народ придумывал; творчество — потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось — устное народное творчество.

Ребята, послушайте еще:

Дождик греет,

Солнце льётся.

Мельник мелет

Воду в колодце.

Прачка на печке

Стирает корыто.

Бабушка в речке

Поджарила сито.

Но существуют и авторские перевертыши. Попробуйте вспомнить, откуда эти строчки и кто их написал?

Старушка сказала:

– Открою буфет

И косточку пуделю

Дам на обед.

Подходит к буфету,

На полку глядит,

А пудель на блюде

В буфете сидит…

(Самуил Маршак «Пудель»- поэт, писатель)

Послушайте, какие же еще есть небылицы, бывает ли такое в жизни?

Лошадь ела сало, а мужик овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

Лает кошка из лукошка,

На сосне растёт картошка,

Море по небу летит,

Волки съели аппетит.

Звонко квакают утята,

Тонко квакают котята.

Проползла змеёю луковица

Получилась перепутаница. (В. Бурыкина.)

Что тут не так? Что вам больше всего запомнилось?

Дело было в январе

Первого апреля.

Жарко было во дворе

Мы окоченели.

По железному мосту

Сделанном из досок,

Шел высокий человек

Низенького роста.

Был кудрявый без волос,

Тоненький как бочка.

Не было детей у него

Только сын да дочка. (Юрий Энтин поэт- песенник)

Что смешного показалось?

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки. (Зинаида Александрова- поэтесса)

Жили-были

Жили-были

Дед да баба

С маленькою внучкой,

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А хохлаткою они

Звали жеребёнка,

А ещё была у них

курица Бурёнка.

А ещё у них была

Собачонка Мурка,

А ещё —

два козла:

Сивка да Бурка! (Ю. Чёрных)

Что тут перепутано?

***

Огурцы играют в прятки,

Малыши растут на грядке,

Мушкетеры спят в овраге,

Поросята точат шпаги,

Раки в цирк бегут ватагой,

Дети дремлют под корягой,

Волки плавают по дну,

Щуки воют на луну.

Это что за ералаш?

Заточите карандаш!

Я приказываю вам

Все расставить по местам!

***

Я не зря себя хвалю,

Всем и всюду говорю,

Что любое предложенье.

Прямо сразу повторю.

Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла кактус на окне.

Ехал кактус на коне,

Вел старушку на ремне,

А собачка в это время

Мыла Ваню на окне.

Знаю я, что говорю,

Говорил, что повторю,

Вот и вышло без ошибок,

А чего хвалиться зря? (Эдуард Успенский- писатель)

А без ошибок ли вышло?

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берет

И опускает в компот.

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье.

Мешает суп кочережкой,

Угли бьет поварешкой.

Сахар сыплет в бульон,

И очень доволен он.

То-то был винегрет,

Когда починили свет. (О. Григорьев)

4. Физкультминутка «Ты мне веришь или нет?»

Предлагаю поиграть в интересную игру, которая называется «Ты мне веришь или нет?». Я произношу фразу. Если это правда, вы прыгаете, а если нет – приседаете».

Примеры:

• У людей три глаза.

• Вода мокрая.

• Зимой постоянно идёт снег.

• Все птицы летают (к нелетающим птицам относятся страусы, пингвины).

• Почтальон лечит людей.

• Чай всегда горячий.

• Осенью иногда идёт дождь.

• Конфета солёная.

• Некоторые мальчики носят юбки (в Шотландии частью мужского национального костюма является юбка – кильт).

• Кошка летит по небу.

Хорошо размялись.

5. А в каких сказках встречаются небылицы?

«Красная шапочка» — она не могла выйти живой из брюха волка.

«Гуси лебеди» — гуси не могли унести Иванушку на крыльях.

«О рыбаке и рыбке» — рыбка не умеет делать чудеса, все звери не умеют разговаривать,

«Колобок», «Кот в сапогах», «Теремок» и т. д.

«По щучьему веленью»- Емеля ездил на печи,

— ведра не умеют сами ходить,

— топор сам не умеет колоть дрова,

— сами сани не умеют ездить.

6. Ну, что же, может, и мы попробуем сочинить небылицу, я говорю строку, а вы добавляете слово.

Составление небылицы.

Дядя Петя – классный повар,

Он готовит все подряд.

Если спросите любого,

Люди сразу подтвердят.

Он готовит суп из … (веток, ниток)

Борщ готовит из (камней,вещей)

Пироги печет из… (скрепок)

Торт готовит из (ремней)

Очень вкусный винегрет

Получает из… (конфет)

К сожаленью, тот обед

Принести нам может… (вред, бед)

Отлично справились!

Послушайте стихотворение Н. Матвеевой «Путаница». Отчего возникла неразбериха?

В печке выпечен бутон,

А в петлицу вдет батон,

По траве ползёт бидон,

Молоко течёт в бетон,

А на стройке есть питон.

Дети подбирают подходящее по смыслу слово, а педагог называет слово, которое здесь совсем не к месту.

Далее педагог предлагает детям поупражняться в составлении небылиц. Разделиться на команды. По картинкам составить свою небылицу.

Например: воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: кто? что? какой? что делает? где живет? Педагог заслушивает ответы и записывает слова, которые явно не соотносятся по смыслу. Например: ежик клубничный пляшет в тарелке. Шоколадный щенок поливает облако. И так далее.

III. Итог занятия.

Итак, ребята, наше занятие подошло к концу. О чём мы сегодня говорили?

Что вам особенно понравилось? Что мы сегодня делали? Что вызвало затруднение?

Мне понравилось, как вы сегодня хорошо работали, было весело и познавательно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *