Нетрадиционная техника аппликации

Содержание

Нетрадиционные техники аппликации

Наташа Вальтер
Нетрадиционные техники аппликации

Нетрадиционные техники аппликации в детском саду.

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду – это эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.

Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание».

Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток.

В настоящее время в аппликацииможно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.

Аппликация — один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.

Аппликация может быть:

— предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т. д.);

— сюжетной, отображающей те или иные события;

— декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Мы, педагоги, склоняемся к традиционной технике обучения детей аппликации,а именно:

1. Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.

2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.

3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.

4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.

И редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации.

Сегодня я хочу вас познакомить с некоторыми техниками аппликации:

Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

Виды нетрадиционной аппликации

Обрывная аппликация.

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Накладная аппликация.

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Модульная аппликация (мозаика).

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Симметричная аппликация.

Для симметричных изображений заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера – складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

Ленточная аппликация.

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Квиллинг

Квилинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо, также бумагокручение — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Торцевание

Торцевание — один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом «пушистости» и лёгким способом её исполнения.

Коллаж

Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Аппликация из салфеток

Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки.Такой вид творчества имеет ряд плюсов: — возможность создавать шедевры без ножниц; — развитие мелкой моторики маленьких ручек; — развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; — широкие возможности для проявления креатива.

Гофрированная бумага

Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

Аппликация из ткани.

Аппликация из ткани — разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной.

Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых. Края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

Аппликация из крупы

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Аппликация из соломы.

Аппликации из соломы необычайно привлекательны, они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликацияпередает неповторимую игру: блестит как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

Аппликация из засушенных растений

Популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие.

Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

В конце хочется подвести небольшой итог:

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям. А мы, педагоги, должны детям помочь.

Аппликация в системе образовательной деятельности детского сада

Занятия изобразительным искусством — важная часть образовательного процесса в детском саду. Творческие задания не только развивают креативность воспитанников, но и являются средством изложения программного материала, что, в свою очередь, облегчает процесс его усвоения детьми. Рассмотрим методические возможности использования аппликации во взаимодействии с дошкольниками разного возраста.

Суть понятия

Аппликация (от латинского applicatio — прикладывание) – вид изобразительной техники, при котором образ получается при помощи прикладывания или присоединения элементов из бумаги, ткани или другого материала к основе, выступающей фоном для картинки.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) аппликация является важным элементом продуктивной деятельности детей. Поэтому этот вид изобразительной техники осваивается в детском саду обязательно вне зависимости от образовательной программы, по которой работает ДОУ. Отличия есть только в форме представления этого вида работы. Например, если детский сад работает по программе «Детство», где все занятия группируются вокруг общей темы в определённый отрезок времени, то в аппликациях не будет особого тематического разнообразия, а значит, и широкого спектра освоения техник. Иная ситуация наблюдается в ДОУ, работающих по программе «Истоки», где за основу берётся разный темп психологического развития малышей, и в связи с этим особая роль отводится индивидуализации работы с ребятами, в том числе и через приобщение к выполнению заданий вместе с родителями. К примеру, в старшей группе одним из заданий для проекта по ИЗО может быть подготовка проекта в виде аппликации на тему «ПДД».

В зависимости от сложности аппликации проект может быть краткосрочным — до недели, или долгосрочным — до месяца

Цели проведения занятий по аппликации по ФГОС

Миссией введения этого вида изобразительной техники в образовательный процесс ДОУ является:

  • активизация мелкой моторики — в младших группах это способствует скорейшему развитию речи, а в старшей и подготовительной помогает подготовить руку к письму;
  • развитие образного мышления (особенно в средней группе, когда малыши начинают выполнять аппликации не только по образцу, но и опираясь на собственные идеи — так называемые задания на «свободные темы»);
  • формирование умения работать по образцу (в младшей группе это помогает расширять опыт малышей, а в старшей приучает к основной форме работы в начальной школе);
  • активизация словаря (дети пополняют свой словарный запас новыми словами и терминами, к примеру, усваивают значения таких слов, как «шаблон», «плоскостное изображение» и пр., а также практикуются в умении формулировать вопросы по ходу выполнения задания, развивают способность давать словесную оценку своей и чужой работы);
  • развитие умения ориентироваться в пространстве и зрительного внимания (малыши тренируются в наложении деталей точно в границы контура изображения, запоминая технику выполнения этого в зависимости от материала — так, наложить вырезанную бумажную деталь легче, чем «попасть» в границы контура нарезанными нитками или крупой);
  • воспитание позитивного настроя на продуктивную деятельность (вне зависимости от возрастной группы в процессе работы малыши учатся решать возникающие трудности, ориентируясь на получения нужного результата, например, если в старшей группе в процессе выполнения аппликации на тему «Снегирь на заснеженной ветке» у ребёнка возникли сложности с приклеиванием снега из ваты на картон, есть смысл попробовать сделать это другим видом клея или «посадить» на двойной скотч).

    Занятие аппликацией воспитывает у детей положительное отношение к работе в коллективе

Таблица: задачи аппликации в ДОУ для разных возрастных групп

Группа Перечень задач
Первая младшая
  • получить общее представление о материалах и инструментах, используемых для аппликации (листы бумаги, клей, ножницы, кисточка);
  • поощрять отзывчивость на предложение взрослого создать аппликацию, обязательно хвалить тех, кто после объявления задания сразу (!) приступает к работе;
  • воспитывать эстетические чувства (умение узнавать образ на картинке, любоваться им, радоваться так же, как это делает взрослый).
Вторая младшая
  • учить делать композиции из деталей в виде простейших геометрических форм (например, при изучении темы «Мебель» дети делают предметы интерьера из прямоугольников – «кровать», кругов – «пуфики», «стулья», квадратов – «табуреты», «кресла» и т. д.);
  • тренировать навык правильного захвата ножниц, а также вырезания лент из бумаги по сгибу;
  • формировать навык нанесения клея на основу, намазывая кисточкой её края;
  • вырабатывать правильный порядок выполнения аппликации — сначала детали приложили, потом по очереди клеим.
Средняя
  • учить создавать аппликации из природного материала (высушенных осенних листьев);
  • развивать умение комбинировать аппликацию с другими видами изобразительного творчества (дорисовывать);
  • знакомиться с нестандартными техниками выполнения аппликации (из разных видов круп, макарон);
  • воспитывать умение работать в малых группах (при выполнении заданий в парах и мини-группах).
Старшая и
подготовительная
  • учить вырезать симметричные детали (к примеру, снежинки), силуэты (например, балеринки), делать многослойные изображения (работая над темой «Одежда, обувь», ребята сначала наклеивают бумажные туфли, а потом «декорируют» их манкой);
  • осваивать нетрадиционные техники создания аппликации (обрывной, нитяной и пр.);
  • совершенствовать навык комбинации техник (аппликация и рисунок, аппликация и пластилинография).

Аппликация как часть системы учебно-воспитательного процесса в ДОУ

Работе с разными изобразительными техниками, в том числе и с аппликацией, присущи несколько вариантов реализации в образовательном процессе детского сада:

  • отдельные занятия (так, в расписании занятий первой и второй младших групп из пяти уроков образовательного направления «Художественно-эстетическое развитие» предполагается одно занятие на выбор — либо аппликация, либо конструирование, что обусловлено тем, какой вид работы, по мнению педагога, поможет лучше раскрыть конкретную тему, в средней и старшей альтернативой аппликации становится лепка, обычно эти два вида деятельности чередуются);
  • вид работы в рамках изучения тем других образовательных направлений (к примеру, во второй младшей группе при рассмотрении темы сравнения предметов по размеру на уроке по ФЭМП на этапе закрепления материала малыши выполняют аппликацию из квадратов «Пирамидка», в подготовительной группе в преддверии «Дня матери» ребята на уроке по развитию речи выполняют аппликацию «Портрет моей мамы», который детально описывают);

    Материал для аппликации, которую нужно описать, старшие дошкольники могут выбирать самостоятельно

  • проектная деятельность (аппликация может быть способом презентации результатов углублённого изучения той или иной темы, к примеру, в старшей группе, прослушав рассказ педагога об истории Московского Кремля, дети получают задание сделать вместе с родителями аппликацию по теме «Кремль»);

    Если проект подразумевает обрывную аппликацию, то важно уточнить роль взрослых, которая будет заключаться только в нанесении контуров изображения, а заполнение их границ остаётся за ребёнком

  • кружковая работа (рассмотрение разных техник создания аппликаций может быть отдельным разделом работы кружка по изобразительной деятельности, призванного расширить у детей спектр видов выполнения творческих заданий, а также материалов для их создания).

Техники аппликации в детском саду

В ДОУ применяются два вида техники аппликации:

  • традиционная, то есть из бумаги, где образы создаются плоскостными, то есть без объёма;
  • нетрадиционная, для которой используются разные материалы, в том числе ткань, крупы, макаронные изделия и пр., изображения могут быть объёмными.

Каждая из техник, в свою очередь, также классифицируется на виды — именно такой подход взят за основу в работе ДОУ.

Виды аппликации могут классифицироваться по наличию или отсутствию объёма изображения, по материалу изготовления, по цвету. Кроме того, существует разделение аппликаций на предметные (фигурки вырезаются и приклеиваются), сюжетные (несколько деталей соединяются в один элемент) и декоративные, используемые для украшения посуды, рамок и пр.

Таблица: виды техник аппликации в детском саду

Вид Основные черты Возрастная группа
Традиционные техники
Плоскостная аппликация Детали (силуэты) вырезаются из цветной бумаги и наклеиваются на лист-основу. Все
Пластическая Бумага комкается, затем расправляется так, чтобы получилась какая-то форма. Внутренняя часть наклеивается на основу, разглаживаются или защипываются отдельные элементы. Средняя, старшие.
Геометрическая Изображения создаются из вырезанных бумажных геометрических фигур. Все. В младших и средних — фигур меньше, картинки проще (например, рыбки, птички, скворечник, собачья будка и пр.), в старших группах фигур больше, сюжеты сложнее (например, пруд, интерьер и пр.)
Ленточная Лист разрезается на ленты или складывается гармошкой, из которой вырезается нужная деталь. Старшие
Нетрадиционные техники
Обрывная, то есть без ножниц В старших группах детали можно получить путём продавливания заготовки по линиям контура рисунка. В младших и средней обрывки бумаги выкладываются в заготовленный заранее контур.
Из салфеток (вариант обрывной) Салфетки разрываются на мелкие кусочки, скручиваются в шарики и выкладываются в заготовленный контур. Все
Из круп и семян Материал выкладывается в контур рисунка. В младших и средней группах дети получают заготовки рисунка и один-два вида материала, а в старших сами рисуют контуры изображения и используют несколько видов материалов.
Из листьев (хвои, камешков и пр.) Засушенные листья выкладываются в сюжет В младших группах дети работают по образцу, в средней и особенно в старшей получают тему, а сюжет придумывают сами.
Из ватных дисков В младших группах диски выкладываются в определённые композиции (снеговик, птичка), в старших — кружочкам могут придаваться какие-то формы (например, подснежников).
Из ткани Из подготовленной ткани (накрахмаленной и проглаженной хлопчатобумажной или пропитанной раствором желатина синтетической) вырезаются детали, которые наклеиваются на основу.
Вариант без предварительной подготовки материала — аппликация из ниток.
Старшие группы
Из яичной скорлупы Вымытая и высушенная скорлупа крошится и выкладывается в контуры, после того как клей просушится, наносится рисунок красками. Средняя и старшие
Квиллинг В контуры рисунка выкладываются скрученные особым образом полоски бумаги. Старшие
Соломка Просушенная и очищенная от верхней плёнки соломка замачивается на полчаса в кипятке, разрезается вдоль, полоски проглаживаются утюгом, наклеиваются на тонкую бумагу, из которой затем вырезаются элементы картинки. Старшие

Аппликации из яичной скорлупы, квиллинг и соломка в учебно-воспитательном процессе ДОУ зачастую представлены в рамках работы кружка, так как требуют длительного этапа подготовки и не менее длительного выполнения задания.

Фотогалерея: примеры аппликаций разных техник и видов

Рассматривая тему «Спорт», ребята старших групп выполняют комбинированную аппликацию, используя ватные диски, вату и бумагуГеометрические аппликации помогают детям лучше запомнить названия геометрических фигурАппликацию из бумажных лент можно легко сделать объёмной, закинув ленты в петлиПри изучении темы «Одежда. Обувь» детям старших групп можно предложить выполнить аппликацию из нитокДля аппликации из ткани лучше всего пользоваться клеем ПВААппликации-квиллинг обычно носят групповой характерВ аппликации из круп и зерна важно налить нужное количество клея, иначе контуры могут расплытьсяДля аппликаций из осенних листьев сырьё должно быть хорошо высушено Обычно знакомство с обрывной аппликацией начинается с работы со сжатой бумагой: она более пластична и легче рвётся При выполнении пластической аппликации педагог оказывает следит ещё и за тем, чтобы дети выдерживали пропорции фигур На плоской аппликации малыши младших групп отрабатывают положение фигур в пространстве: слева, справа, сверху, снизу При рассмотрении темы «Зимующие птицы» ребята выполняют аппликацию из салфеток Для аппликаций из соломки подготовкой материалов должны заниматься взрослые, так как соломку нужно проглаживать утюгом перед тем, как пускать в работу Аппликация из яичной скорлупы требует особой тщательности при подготовке сырья: чем мельче помол, тем точнее удастся заполнить контур изображения

Видео: аппликация из геометрических форм с младшими дошкольниками

Видео: аппликация из овсяных хлопьев

Видео: обрывная аппликация со старшими дошкольниками

Аппликация и другие изобразительные техники

Комбинированная аппликация — это особый вид творческой деятельности, предполагающий комбинацию нескольких видов изобразительных техник. Такой вид аппликации вводится в практику со средней группы, когда малыши уже освоили этапы создания собственно аппликации.

  1. В работе с детьми 4–5 лет обычно аппликация комбинируется с рисованием — самое простое сочетание.

    Важное условия сочетания аппликации и рисунка — последний должен быть простым в исполнении

  2. В старшей группе, кроме рисования, аппликация может сочетаться с пластилинографией.

    Пластилин в аппликации — это быстрый способ придать изображению объём

  3. В подготовительной группе к возможным вариантам комбинации добавляется конструирование.

    Элементы конструирования обычно дополняются рисунком

Видео: нетрадиционная аппликация-квиллинг и рисование в старшей группе

Методика работы над аппликацией

Реализация целей и задач аппликации требует методически грамотного выстраивания последовательности освоения детьми манипуляций с материалом, инструментами, а также рационального распределения времени на каждый вид работы и уместного оказания помощи малышам.

Хронометраж выполнения аппликации

Распределение времени на работу зависит от вида реализации этого вида деятельности в учебно-воспитательном процессе.

На занятии

Если аппликации посвящено целое занятие, то его сценарий опирается на общепринятую схему проведения урока в ДОУ:

  • вводный этап — 2–3 минуты (педагог актуализирует знания малышей по теме, рассказывает о том, какая аппликация будет выполняться, перечисляет необходимые для этого материалы, инструменты);
  • основной этап — 10–18 минут (воспитатель объясняет порядок выполнения задания, иллюстрируя каждый из этапов личным примером, дети приступают к выполнению, педагог оказывает индивидуальную помощь в случае необходимости, а также обязательно проводит физкультминутку для снятия физического и эмоционального напряжения малышей);

    В процессе выполнения аппликации педагог следит за тем, как малыши справляются с заданием, а также оказывает им необходимую помощь

  • заключительный этап 2–3 минуты (педагог оценивает результаты работы каждого воспитанника, формируется стихийная выставка аппликаций, дети кратко комментируют свою работу — получилась/не получилась, нравится/не нравится конечный продукт).

Пример составления конспекта занятия по аппликации для средней группы можно найти в публикации О.Е. Крупновой.

По такому же плану идёт выполнение аппликации в рамках работы кружка.

Как отдельный вид работы на занятии другого образовательного направления

Если аппликация предполагается как итог работы по теме, то на её выполнение обычно отводится 1/4 времени занятия. При этом схема создания остаётся неизменной: объяснение и показ, выполнение, оценка. С примером интеграции разных образовательных областей на одном уроке в старшей группе можно ознакомиться в публикации Н.А. Клоповой.

При работе над проектом

Как правило, проект — это комбинация работы в детском саду и дома. Причём продуктивная часть выполнения, то есть собственно аппликация, обычно представляет собой самостоятельную часть работы. Задача педагога при этом состоит в том, чтобы регулярно интересоваться у детей тем, как продвигается работа, спрашивать о трудностях и предлагать способы их преодоления.

Занятия аппликацией дома должны ставить ребёнка на позицию лидера, выполняющего большую часть работы, родитель же исполняет роль помощника

Практическое участие педагога

Как уже отмечалось, участие педагога при выполнении аппликации с детьми любого возраста приобретает особую важность на этапе выполнения задания. Это один из вариантов осуществления индивидуального подхода к малышам.

Однако от одной ступени образовательного процесса к следующей ступени эта функция воспитателя ослабевает:

  • в первой младшей группе — взрослый вырезает детали, вместе с детьми раскладывает их на основе, помогает намазывать клеем;
  • во второй младшей группе — учитель вырезает элементы (если это простые геометрические формы — круги, прямоугольники, квадраты, дети могут пытаться вырезать сами), корректирует, если детали неправильно выложены на основе, проверяет качество приклеивания;
  • в средней группе — воспитатель помогает вырезать мелкие детали, индивидуально корректирует остальные этапы выполнения задания;
  • в старшей и подготовительной группах — учитель оказывает необходимую индивидуальную помощь.

    Старшие дошкольники могут оказывать помощь друг другу при выполнении аппликации

Последовательность приёмов освоения аппликации в ДОУ

Работа по освоению аппликации имеет последовательный характер от элементарных манипуляций с материалом и инструментами к сложным.

В первой младшей группе малыши отрабатывают такие приёмы:

  • раскладывают элементы в заданном порядке (например, в процессе знакомства с таким аспектом темы ПДД, как светофор, дети распределяют последовательность сигналов сверху вниз — красный, жёлтый, зелёный);
  • составляют предметы из 2–3 деталей (домик из прямоугольника и треугольника, флажок из треугольника и полоски и пр.);
  • соотносят элементы по размеру, форме (к примеру, выкладывают пирамидку от самой крупной детали основания к самой мелкой — верхушке).

В первой младшей группе детям сложно попасть точно в границы контура, поэтому сюжеты должны быть соответствующие, не требующие чёткости линий, например, капли дождя

Во второй младшей группе:

  • знакомятся со свойствами разных материалов для творчества (бумага — мнётся, рвётся, ткань — растягивается, крупа — рассыпается и т. д.);
  • вырезают по прямой и по сгибам;
  • выкладывают заготовки на базу, ориентируясь на образец (например, в рамках темы «Узоры на квадрате» дети распределяют маленькие цветные шарики в той последовательности, в которой они выложены на образце);
  • убирают излишки клея, промокают уже наклеенные детали и пр.;
  • распределяют композицию аппликации на листе так, чтобы картинка на нём поместилась.

Во второй младшей группе дети учатся соотносить детали композиции между собой, делать многослойные элементы

В средней группе:

  • наклеивают элементы узора на основу неправильной формы (например, декорируют вазу при рассмотрении темы «Хохлома»);

    В средней группе основы неправильной формы вырезаются взрослым

  • вырезают нужные формы, срезая углы, делая овал и круг из квадрата и прямоугольника и т. д.;

    При рассмотрении темы «Пожарная безопасность», кроме вырезания форм, ребята ещё и загибают детали

  • рвут бумагу, придавая ей формы овалов, кругов, квадратов и пр.

В старшей группе:

  • вырезают нужные формы из заготовок, сложенных в виде гармошки;
  • вырезают симметричные детали из листов бумаги, предварительно сложенных пополам;
  • вырезают одинаковые элементы по одному или складывают лист бумаги в несколько раз, а затем вырезают;
  • выполняют коллективные аппликации (например, «Солнце дружбы»).

    Задача педагога — координировать соединение элементов в единую композицию

В подготовительной группе:

  • вырезают детали-многоульники;
  • распределяют детали на основе «по парам», «на одном уровне», «напротив» (например, при выполнении аппликации «Мой любимый детский сад»);

    Распределение деталей с указанием соотношения месторасположения изображений удобнее делать на темах, связанных с архитектурными объектами

  • вырезают без предварительного нанесения контуров.

Аппликация как тема по самообразованию педагога

Самообразование является важным средством профессионального совершенствования педагога. В практике работы ДОУ темы по самообразованию затрагивают все (!) направления образовательного процесса. В том числе и развитие детей в рамках художественно-эстетического направления учебно-воспитательного процесса. В этом контексте педагоги изучают возможности разных изобразительных техник в реализации обучающих, развивающих и воспитательных целей дошкольного образования. Аппликация в этом смысле открывает широкое поле для деятельности, так как:

  • имеет много видов;
  • практикуется с первой младшей группы;
  • может использоваться на занятиях любого направления (ФЭМП, развитие речи, ФЦКМ и др.);
  • позволяет решить сразу несколько образовательных задач (к примеру, у детей развивается пространственное мышление, логика, мелкая моторика, креативность и т. д.).

Что касается выстраивания схемы работы над темой по самообразованию, связанной с аппликацией, то она остаётся неизменной и включает три этапа:

  • теоретический (изучение методической литературы по теме);
  • практический (реализация теории в практической деятельности);
  • отчётный (подведение итогов, составление отчётов — печатных, фото и видео).

В процессе реализации практического этапа освоения темы педагог применяет знания теоретического, и это сочетание анализирует в отчёте о проделанной работе

Примерный список тем по самообразованию по аппликации

Есть темы более обобщённого характера, а есть более конкретные:

  1. «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами аппликации».
  2. «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности (аппликации) в детском саду».
  3. «Аппликация как средство развития мелкой моторики рук младшего школьного возраста».
  4. «Развитие мелкой моторики у детей старшей разновозрастной группы в изобразительной деятельности (аппликации)».
  5. «Нетрадиционные материалы в аппликации как средство художественной выразительности детей».

Литература по аппликации в помощь педагогу

Для облегчения процесса подготовки занятий аппликацией, педагог может использовать следующие источники:

Аппликация в детском саду занимает особое место в учебно-воспитательном процессе, так как позволяет реализовать важные цели образовательного процесса в ДОУ, с одной стороны, а с другой, дети с огромным удовольствием включаются в этот вид работы — их сам процесс изготовления элементов картинки захватывает даже больше, чем нацеленность на получение результата. С позиции педагога аппликация, кроме всего прочего, ещё и открывает широкие возможности для разработки темы по самообразованию.

Аппликация – это увлекательное занятие, которое любят, пожалуй, все детки. Она схожа на конструктор или мультфильм. Самым маленьким доверяют вырезать детскими безопасными ножничками тонкую бумагу, или наклеивать уже готовые частички. Когда детки уже увереннее управляются с ножницами, можно их поэтапно ознакомить с различными способами изготовления аппликации.

Инструкция как сделать аппликацию из бумаги

Существуют всевозможные мастер классы по аппликациям из цветной бумаги, поэтому есть возможность посетить такие занятия и почерпнуть для себя много всего интересного и познавательного.

Но для начала мы попытаемся познакомить вас с некоторыми вариантами, и постараемся дать некоторые дельные советы, которые ответят на главный вопрос начинающих — как правильно сделать аппликацию своими руками?

Обрывная аппликация

Это удивительный вариант передать особенность нужного образа (ежик, кудрявый барашек, пушистое облачко). Берём бумагу необходимого цвета и рвём на хаотичные лоскутки и составляем тот или иной образ.

Деткам постарше (6-8 лет) можно усложнить задачку – выщипать нужную фигурку из цветной бумаги аккуратными рывками.

Накладная аппликация

Это классический распространённый вариант чаще всего используется в школьных учреждениях. Вырезаются детали, и наклеиваются, причём каждая следующая должна быть на определённый размер меньше предыдущей. Получается красочная и объёмная аппликация нужного образа.

Аппликация модульная

Ещё её называют мозаика. Фигура выкладывается одинаковыми формами различных цветов. Это могут быть кружочки, квадратики, ромбики.

Интересный факт! Доказано, что ребёнок уже в 11 месяцев может делать аппликации. Изначально это просто хаотично оторванные кусочки клеятся на заранее смазанную клеем бумагу. Однако осознанное вырезание каких либо предметов приходит намного позже, которое перерастает в искусное владение данным мастерством.

Интересные идеи к празднику

Всем известно, что на международный женский день во всех детских садах и школьных учреждениях принято делать всевозможные поделки и аппликации для мам и бабушек. Существует масса идей, стоит только дать волю фантазии и можно из подручных материалов сделать невероятно сказочный и приятный сюрприз.

Самой популярной является самодельная открытка с аппликацией в виде букета весенних цветов. Для этого необходимо иметь лист плотного, однотонного картона, клей, ножницы и цветная бумага.

Это довольно-таки простые аппликации из бумаги для начинающих мастеров настоящего искусства. Стоит проявить фантазию и обязательно получиться чудесный подарочек для наших дорогих женщин.

В преддверии Нового года хочется сделать настоящий приятный сюрпиз. Сейчас именно то время, когда ручная работа — это поистине роскошь. Уже надоедают стандартные и надоедливые сувениры, хочется чего – нибудь новенького, изысканного, чтобы было со смыслом и сделано с душой!

Любой подарок сделанный собственноручно, ценится гораздо выше, нежели приобретённый в магазинах и супермаркетах. И очень жалко что умелых ручек становиться всё меньше и меньше, и уже далеко не каждый стремиться сделать чудесный сюрприз своими руками.

Открытка с ёлочкой — это интересное решение для тех, кто привык удивлять и радовать своих любимых и родных. Мы готовы предоставить фото различных аппликаций из цветной бумаги. Надеемся, что они натолкнут вас на новые идеи и свершения.

Ко дню влюблённых можно изготовить аппликацию в виде сердечка. Для этого вам понадобиться очень плотный картон ярко-красного цвета, клей ПВА, ножницы для рукоделия и цветная бумага.

Из этого же картона вырежьте сердечко размером вдвое меньше основного. Приклейте на лицевую сторону. Если же вы возьмёте ко всему ещё различные блёстки, то результат ваших стараний, будет просто восхитительный!

Детские поделки из цветной бумаги позволяют деткам развивать моторику, фантазию, а также умение творить. И если развивать ребёнка в данном направление ещё с времён детского сада, то уж поверьте в начальных классах он сможет такие аппликации делать, что они не под силу даже взрослым!

Фото аппликаций из цветной бумаги

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Татьяна57 АППЛИКАЦИЯ. ВИДЫ АППЛИКАЦИИ.

Аппликация (от лат. «прикладывание») — интересный вид художественной деятельности — это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев…

Аппликация из бумаги для детей может стать очень интересным и развивающим занятием. Во время работы с аппликацией у детей развивается моторика и воображение. И немаловажный момент, это еще и общение с вами. Научите ребенка видеть красоту в окружающем нас мире. Помогите ему сотворить что-нибудь своими руками. Пусть поначалу это плохо будет получаться, не забывайте хвалить ребенка. После похвалы ребенок будет еще больше стараться. Конечно, проще заняться рисованием, взяв карандаши или краски. Но поверьте, занятие аппликацией намного полезнее и увлекательнее, оно разовьет конструкторское мышление, тактильные ощущения, а также поможет в изучении цветов и форм. Для того, чтобы заняться аппликациями, нужно заранее подготовиться — придумать сюжет и сделать заготовки из бумаги…
МОЗАИКА ИЗ КУСОЧКОВ БУМАГИ.
Такая мозаика хорошо развивает мелкую моторику.
Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок. Сам вид материала, простота его обработки стимулируют творческую активность ребенка, позволяют легко овладеть ручными умениями и навыками.
Бумага для фона чаще всего берется плотной, подбирается тон в зависимости от содержания изображения, чтобы подчеркнуть определенную ситуацию. Например, цветы помещают на зеленом фоне поляны или луга, силуэты птиц наклеивают на голубом фоне неба, а рыб – на фоне синей глубины реки или моря.

На бумаге нарисуйте контур изображения. Для деток помладше лучше рисовать какие-то предметы без мелких деталей. Например: цветок, бабочка, сердечко. Теперь эту нарисованную фигуру вырежьте.
Подготовьте маленькие кусочки цв. бумаги. А лучше, дайте это задание малышу. Пускай он сам их подготовит, порвав руками цв. бумагу или картинки из журналов. Можно также наделать кружочки с помощью дырокола.
Вырезанную форму смажьте клеем и заполните её кусочками из бумаги. готовую форму приклейте на лист бумаги или картон.
Для деток постарше можно аппликацию усложнить выбором более сложной фигуры.
АППЛИКАЦИЯ ИЗ КРУП И СЕМЯН.
Использование семян и круп для создания картин и поделок всегда привлекает детей, да и взрослые получают удовольствие при работе с таким материалом.
Из арбузных, дынных и других семян получаются очень красивые работы.
Для аппликаций из семян и круп необходимы следующие материалы: картон, разнообразные семена,разные крупы, краски, фломастеры, засушенные листики и клей ПВА.

1. Нарисуйте на картоне изображение будущей картины.
2. Клеем ПВА густо намажьте это изображение.
3. Посыпьте крупой или семенами эту картину.
Эту аппликацию можно делать с помощью одного вида крупы, а можно и усложнить с помощью разных видов круп.
АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ИЗ ЛИСТЬЕВ.

К аппликации из листьев нужно подготовиться заранее.
1. Собрать и засушить листья деревьев между листками книжки. через пару дней листики будут готовы. Если нет желания ждать, можно ускорить этот процесс и засушить листики с помощью утюга. Для этого заверните листики в салфетку и прогладьте утюгом.
2. Теперь нужно из имеющихся листиков придумать будущую композицию и отобрать для нее более подходящие листочки, цветы, травку.
3. На листе бумаги или картона нарисуйте контур вашей картины и намажьте ее клеем ПВА.
4. Прикладывайте листочки в нужное место и в конце просушите.
АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ИЗ САЛФЕТОК.
1. Нарисуйте контур картины на листе бумаги.
2. Пускай малыш мелко порвет салфетки или тонкую бумагу.
3. Вместе скатайте из кусочков салфеток шарики.
4. Изображение намажьте ПВА клеем и все пространство заполните этими шариками. Детали изображения можно раскрасить в разные цвета. В итоге получится объемная и красивая картина
ОБЪЁМНАЯ АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ.
Занимаясь с ребенком аппликациями, можете научить его не только плоским изображениям но и объемным. Объемная аппликация выглядит более реалистично и воспринимается малышом гораздо лучше. Для изготовления объемных аппликаций бумагу сперва лучше помять в руках, затем разгладить и вырезать нужную форму. Далее эту форму нужно приклеить и можно дополнительно дорисовать недостающие детали фломастерами или карандашами. Можно изготовить например: божию коровку, жука или черепашку…
Вот как пример “Лилия”.
Для аппликации понадобятся:
1. Цветная бумага
2. клей
3. Пенопласт
4. ножницы,
5. карандаш
Как сделать объемную лилию:
Вырезаем листочек в виде сердца из зеленой бумаги. Далее из другого цвета бумаги вырезаем одинакового размера лепестки. Можно ограничиться 6-ю лепестками, а можно сделать нашу лилию пышнее и объемистее, для этого лепесточков нужно будет побольше. Теперь каждый лепесточек поочередно наматываем на карандаш и приклеиваем по центру зеленого листочка. Сердцевину делаем из кусочка пенопласта или же из др. материала (губка, цв. бумага) Все вот и Лилия!
АППЛИКАЦИЯ ИЗ ТКАНИ.
Можно заранее подготовить и собрать в определенное место остатки разноцветной ткани. Ткань желательно собирать разнообразную по фактуре и расцветки. Здесь важно показать малышу на примере, как ткань помогает отобразить в картине что-то более ярко и одновременно легко.
Например ткань с изображением цветов по контуру вырезают и приклеивают. (хорошим клеем или клестером). и подрисовать вазу или стол. Получится очень красочное и емкое изображение. Есть ткани, которые хорошо изобразят домик, шапочку для человечка, сумочку или туловища у животного.
АППЛИКАЦИЯ ИЗ ЯИЧНОЙ СКОРЛУПЫ.
Один из интересных и увлекательных способов создания аппликаций – это яичная мозаика. Раскрасьте скорлупу разными цветами гуашью и положите сушиться. После того, как скорлупа высохнет, она готова к использованию.
Для начала необходимо нанести контур рисунка на бумагу и промазать его клеем ПВА. Теперь нужно засыпать разными цветами скорлупки определенные места в рисунке. Пускай картина подсохнет.

Серия сообщений «Аппликация «:
Часть 1 — АППЛИКАЦИЯ. ВЫКРОЙКИ.
Часть 2 — АППЛИКАЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА — 1. 3-4 года.

Часть 5 — АППЛИКАЦИЯ ИЗ БУМАГИ.
Часть 6 — АППЛИКАЦИЯ. ВОЛШЕБНЫЕ КОВРИКИ.
Часть 7 — АППЛИКАЦИЯ. ВИДЫ АППЛИКАЦИИ.
Часть 8 — АППЛИКАЦИЯ. РАБОТЫ МОИХ ДЕТЕЙ.
Часть 9 — Мальчик с мячиком
Часть 10 — Весёлая черепашка
Часть 11 — Аппликация из листьев.

Методические рекомендации «Аппликация – вид декоративно-прикладного творчества. Техники и приемы изготовления»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Методические рекомендации:

«Аппликация – вид декоративно-прикладного творчества. Техники и приемы изготовления».

Воронеж

Куликова Ирина Даниловна, Шубина Надежда Валерьевна – педагоги дополнительного образования.

Куликова И.Д., Шубина Н.В. Методические рекомендации «Аппликация – вид декоративно-прикладного творчества. Техники и приемы изготовления». — Воронеж: МБОУДОД ДТДиМ, 2016.

Под редакцией Глущенко Н.Н. – замдиректора по научно-методической работе.

Данные рекомендации разработаны к образовательной программе художественной направленности «Умелые ручки», предназначены педагогам дополнительного образования, воспитанникам, родителям.

Введение…………………………………………………………………..

История возникновения аппликации ……………………………………………

Различные техники аппликаций:…………………………………………..

— традиционные…………………………………………………………….

-инновационные ………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………………

Введение

В наше время занятия аппликацией с детьми очень актуальны, ведь первые впечатления о величине предметов, их форме и расположении в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприятия. Поэтому необходимо с самого детства заниматься развитием мелкой моторики. Это способствует формированию интеллекта у детей, готовит их к более быстрому овладению навыком письма. Каждый возраст характеризуется возрастающим интересом ко всему, что нас окружает, повышается познавательная активность, стремление к наблюдению и сравнению. Занятия аппликацией позволяют развивать умственную и речевую деятельность, способствуют формированию координации движений пальцев рук. Аппликация (от латинского слова applicatio — прикладывание) — один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Важнейшая задача аппликации – развитие мелкой моторики. Этот вид декоративно-прикладного творчества доступен абсолютно всем, даже детям дошкольного возраста. Аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей. Занятия данным видом декоративно-прикладного искусства способствуют выработке у детей умения видеть и передавать красоту действительности, ее естество, формирует художественный вкус, композиционные начала, умение работать с различными материалами, постигать в ходе работы их качества и свойства, сочетать цвета, оттенки.

История возникновения аппликации

Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища, применяемым и сейчас у многих народов. Возникновение данного вида творчества относится к стародавним временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Эволюция аппликации прослеживается, по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам аппликаций разных времен и народов. В условиях первобытнообщинного строя, когда не было социального неравенства, материалы, используемые для аппликации, были доступны всем. В дальнейшем аппликация, как и другие виды прикладного искусства, испытала на себе влияние новых социальных условий. Вышивки, предназначаемые для знати, отличались сложностью рисунка и стоимостью матери.

Высоким художественным мастерством отмечены уже самые ранние из сохранившихся аппликаций Пазырыкских курганов (V- III вв. до н.э.). Произведенные раскопки пяти курганов — могил вождей племен — обнаружили колоды с различными предметами. Найдены останки десяти лошадей, на которых благодаря вечной мерзлоте в курганах сохранились изделия не только из металла, но и из дерева, кожи, войлока. Седла коней, покрытые синим войлоком, украшены кожаной аппликацией, изображающей борьбу двух крылатых чудовищ. Меховые фляги, сшитые из кусочков кожи с вышитыми на ней способом аппликации стилизованными изображениями головы лося, являются образцами художественного шитья.

Многие столетия аппликация находит широкое применение и распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков — гербов. Гербы должны быть отчетливо видны с двух сторон, что привело к развитию вышивки аппликацией. Король Сицилии Рожен II вывез из Византии среди пленных искусных ткачей и вышивальщиков. Одна из особенностей сицилийских вышивок — своеобразное применение аппликации.

Большой известностью пользовались так называемые вырезные сицилийские сукна. Вскоре выполнение аналогичных вышивок распространились по всей Италии. Особенно славились испанские аппликации — вырезные узоры из бархата на фоне атласа.

Подлинного расцвета аппликационные работы достигли в ХVI в. в Италии и Испании в церковном одеянии. Они характерны повторением одного и того же мотива и контрастными сочетаниями тонов. Самым модным было сочетание красного, желтого и зеленого цвета. Например, герб с изображением скрещивающихся ключей вышит аппликацией по красному бархату желтым и белым шелковым атласом (Германия ХVII в.); чехол для кресла вышит аппликацией по вишневому бархату желтой шелковой тканью (Франция ХVII в ); изображение святого Лаврентия вышито аппликацией по красному бархату желтой тканью с зеленым контуром (Италия ХVII в).

На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Связана это с началом производства бумаги. Наиболее молодым видом аппликации считались черные силуэты, вырезанные из бумаги. Силуэт, как вид изобразительного искусства возник в глубокой древности VI в. до н.э. В Греции родилась легенда о том, как дочь Дибутара начертала на стене дома тень своего возлюбленного. С тех пор черные плоские профильные фигуры украшали греческие вазы. Возродилось искусство силуэта во Франции. Здесь же появилось название силуэт. При дворе Людовика ХV главным котролером финансов был Этьен Силуэт.

Он провел ряд реформ, в одной из которых предлагал сократить личные расходы короля и расходы на содержание двора. Естественно, главный контролер стал предметом всеобщих насмешек высшего общества, после чего он вынужден был уйти в отставку. Ему осталось одно утешение — вырезать из черной бумаги свои любимые картинки. На него была даже нарисована карикатура в виде теневого профиля. Так родилось название «силуэт». Оно дошло до наших дней.

В России в конце XVIII — начале XIX в. силуэты были также модны. Вырезание силуэтов стало любимым занятием не только художников-профессионалов, но и дворянства.

Крупнейшим мастером силуэта в то время был граф Ф.П. Толстой (1783-1873). За свою долгую жизнь Ф. П. Толстой сделал свыше 2 000 разнообразных работ: он медальер, скульптор, рисовальщик, живописец, гравер. В Эрмитаже храниться 50 силуэтов мастера, в государственном Русском музеи 20, столько же в Историческом музее Москвы. Силуэты Толстого отличаются высоким художественным мастерством, выполнены с ювелирной тонкостью. В бытовых сценах покоряют незамысловатые сюжеты, теплота, с которой автор передает образы людей из народа.

Но не только художники-профессионалы занимались искусством аппликации. Народный умелец Капитон-Акакий не был профессиональным художником. Родился он в 60-х годах XIX в. в деревне Тепляково. С десяти лет Капитон-Акакий стал вырезать из бумаги церкви и колокольни. До конца жизни отдавал он все свободное время любимому занятию. Содержание работ Капитона Акакия разнообразно: строение, деревья, птицы, люди, домашние предметы, орнаменты всех стилей, веков и народов. Это и сложная резьба готических, остроконечных фигур, мир куполов, крестов, дворцов, позднее реалистические силуэты людей, деревенские избы, домашние предметы, декоративные елочки, фантастические деревья с необыкновенными зверями и птицами на ветвях, дремучий колдовской мир, от которого веет страхом; а в послеоктябрьском периоде — монументальные линии строгой гражданской архитектуры и символические фигуры людей. В самих линиях чувствуется что-то несокрушимое, например: обнаженный мускулистый человек стоит на бесформенной скале и высоко над головой держит в своих могучих руках стройный дворец, увенчанный пятиконечной звездой.

Этому редкому искусству посвятила свой талант советская художница Е.Е.Лебедева. В орнаментах, аппликациях Е.Е. Лебедевой — мотивы природы средней полосы, где она родилась и прожила всю жизнь. На ее аппликациях можно увидеть ажурные ночные фиалки, букетики ландыша с папоротником, липы, ветки черемухи, сирени, птиц на ветках, белок, голубей, орнаменты.

В некоторых республиках РСФСР в Башкирской, Татарской, Мордовской АССР, в союзных республиках Прибалтики — Литовской, Латвийской, Эстонской — аппликации нашли широкое применение в традиционных изделиях из кожи, войлока, тканей.

Яркие, праздничные аппликации — различные композиции декоративных цветов в вазонах, золотистые колосья пшеницы, кукуруза, подсолнух, фрукты, петухи, диковинные птицы — все это представлялось на многочисленных выставках декоративно-прикладного искусства СССР и на ВДНХ.

Различные техники аппликаций

Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста прикрепляются к фону различными клеями; ткани, кожа, мех, войлок обычно пришиваются; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу без клея.

Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, украшений праздничных и других костюмов, оформление стенгазет, стендов, выставок, помещений детского сада), но и в создании картин, панно, орнаментов и т.д. Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостность, обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.

Традиционные техники аппликаций

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, животное, дом, машина, человек и т.д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий. Аппликация выполняется наклеиванием или нашиванием на основной фон (бумагу, ткань, кожу и другие материалы) кусочков того или иного материала различных цветов. Готовое изделие, выполненное таким способом, также называется аппликацией. По своему содержанию аппликации можно подразделять на: предметные, сюжетные, орнаментальные, шрифтовые. Как правило, они выполняются многоцветно или одноцветно (силуэтно).

Предметные аппликации (листья, фрукты, овощи, цветы, грибы, насекомые) изготовляются из вырезанных геометрических фигур. Они наиболее просты и доступны для выполнения обучающимися младшего школьного возврата.

Сюжетные аппликации состоят из нескольких разных фигур, часто выполненных в движении, служат для иллюстрирования литературных произведений: сказок, басен, стихотворений. Сюжеты по желанию детей могут выбираться на различные темы (сельское хозяйство, промышленность, строительство, фантастика и т.п.).

Силуэтная аппликация: все фигуры вырезаются из бумаги одинакового цвета. И очень часто получаются красивые силуэтные сюжеты, вырезанные из светлой бумаги и наклеенные на темный фон или наоборот.

Орнаментальные аппликации применяются для оформления альбомов, стенгазет, пригласительных билетов, поздравительных открыток, сценических декораций, костюмов, украшения объектов труда. В оформлении много места отводится тексту, а потом велико значение шрифтовых аппликаций, когда красивыми буквами из цветной бумаги оформляют заголовки, лозунги, плакаты, учебные таблицы.

По виду выполнения аппликации можно подразделить на плоские и объемные.

Плоскую аппликацию выполняют путем вырезания деталей из бумаги, ткани, кожи и других материалов, затем их наклеивают на основание из бумаги.

Обрывная аппликация В некоторых случаях детали из бумаги делают способом обрывания. Края таких деталей получаются неровными. Этот способ аппликации хорошо применять в том случае, когда изображают животных, деревья, пушистый снег, меховую шапку. Оборванные края деталей создают впечатления пушистости, шероховатости.

Мозаика аппликацией получается из маленьких кусочков цветной бумаги, которые можно нарезать ножницами или заготовить способом обрывания. Бумажной мозаикой выполняют как контурные, так и сплошные изображения.

Объемная аппликация. Широкое распространение в практической деятельности получила объемная аппликация, создающая некоторую видимость объема. Она увеличивает художественные возможности ученических работ, расширяет творческие возможности детей.

Аппликация из салфеток – это оптимальный вид аппликации для работы с детьми дошкольного возраста. Это и легкость, и безопасность в исполнении, так как не потребуются ножницы. Это может быть аппликация из жгутиков и комочков, что как раз и тренирует координацию движений кончиков пальцев.

Из природного материла — Засушенные листья – замечательный материал для художественного комбинирования. Различные формы листьев сами подскажут нам, что из них можно сотворить. Кленовый лист напоминает ежика и осьминога, лист дуба – хвост рыбы, лист тополя или березы – голову лисы, медведя, собачки, кошечки и т.п. Можно предоставить великолепную возможность детям подбирать, прикладывать, составлять и экспериментировать с листьями.
Аппликация из бумаги может быть однослойной и многослойной. К однослойным относятся такие работы, у которых детали наклеены в один слой полностью или частично. При выполнении многослойной аппликации на крупные детали наклеивают в два-три слоя более мелкие детали другого цвета.

Аппликация из ткани — На занятиях в кружках широко используются кусочки ткани. Из них вырезают понравившиеся цветы и листья. Затем на бумажное основание наклеивают вырезанные из цветной бумаги корзину или вазу. Цветы и листья из ткани компонуют в букеты и приклеивают, создавая необходимую композицию.

Инновационные техники аппликаций

К такому виду аппликации можно отнести сравнительно молодую технику – квилинг. Квилинг — искусство изготовления объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

На английском языке это называется «quilling»— от слова «quill» или»птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому что , особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.
В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению — не развалится и не сломается. В общем, квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Инструменты для квиллинга

Для освоения техники бумагокручения не требуется какого-либо специального инструмента. На начальном этапе вполне достаточно посещения обычного универмага. Вот небольшой список самого необходимого для начала обучения:
Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.
Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.
Ножницы. Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.
Клей. Особых рекомендаций нет. Однако он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Лучше использовать ПВА.

Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его ) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей.

Также одной из новых для нас техник является Айрис фолдинг.

Айрис фолдинг Iris Folding (айрис фолдинг) – заполнение вырезанной по контуру картинки разноцветными полосками. Айрис фолдинг появился в Голландии. Эту технику называют также «радужным складыванием».

Техника складывания полосок в радужную спираль называется Айрис фолдинг (iris folding). Данная техника зародилась в Голландии (Нидерланды), местные мастера складывали свои работы разноцветными полосками. Эта техника рукоделия пока малоизвестна в России. Она не такая сложная, как кажется на первый взгляд, главное быть внимательным и аккуратным.

Эта техника создает эффект объемного изображения, поэтому работы смотрятся необычно.

Существует специальная бумага, предназначенная для занятий айрис фолдингом, но подойдет и обычная цветная. Так же для поделок может быть использована ткань, упаковочная бумага, страницы старых глянцевых журналов, цветочная бумага и многое другое. Все зависит только от вашей фантазии.

Её принцип заключается в следующем:

1. Выбранный фрагмент рисунка вырезается по контуру.

2. С обратной стороны на рисунок наклеиваются полоски цветной бумаги строго в определенном порядке, в соответствии с заранее приготовленным шаблоном или с составленной схемой.

3. Изнаночная сторона заклеивается чистым листом бумаги.

4. Аппликация, если это необходимо, дополняется деталями.

Для техники существует множество схем, шаблонов и картинок. При этом схемы для айрис фолдинг достаточно просто сделать самим. Работать в новой технике понравиться всем детям, которые умеют держать ножницы. Для маленьких (5-6 лет) схему лучше подготовить, а ребята постарше могут начертить ее самостоятельно.

Аппликации, выполненные в технике айрис фолдинга, являются прекрасным украшением для поздравительных открыток, коллажей, обложек для книг, закладок, записок и фотоальбомов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *