Ноты 1 класс

Ноты (фортепиано) для учащихся 1 класса музыкальной школы — более 27 полезных сборников

1. Милич. Б. Фортепиано 1 класс (2006)

Это учебное пособие, созданное для учеников 1 класса детских музыкальных школ действительно незаменимо. Пьесы, этюды и ансамбли из этого сборника обязательно есть в репертуаре всех начинающих пианистов.

«Фортепиано» для 1 класса содержит все те музыкальные произведения, который должен освоить юный пианист на первом году обучения.

2. Хрестоматия для фортепиано. ДМШ 1 класс

Составители Бакулов и Сорокин, издание 1991 года. Эта книга входит в Педагогический репертуар для ДМШ.

3. Азбука игры на фортепьяно С. А. Барсукова
Это пособие для детей в возрасте пяти семи лет, учащихся 1-ого и подготовительного класса Детской музыкальной школы. Основная задача книги подать в доступной форме новый материал для юных пианистов. Материал подается от простого к сложному.

4. Еще много методичек, пособий, хрестоматий и сборников для 1 класса ДМШ:

5. Полифонические пьесы для пианистов 1-2 годы обучения ДМШ и ДШИ

Этот сборник содержит очень легкие произведения, исполнить которые под силу даже самым маленьким пианистам.

Скачать Полифонические пьесы для фортепиано 1 класс ДМШ и ДШИ в формате pdf>>>

6. Сборник ансамблей для фортепиано для учащихся 1 — 2 классов ДМШ «Волшебные Звуки Фортепиано».

Это пособие содержит лучшие произведения романтической музыки 18-20 веков таких композиторов, как Леони, Массне, Андрэ, Фута, Эберхарда. У многих пьес присутствует выраженный концертный характер.

Скачать Волшебные звуки фортепиано. Сборник ансамблей для фортепиано 1-2 классы ДМШ в формате pdf >>>

7.Джазовые пьесы для фортепиано для учащихся 1-2 классов ДМШ (И. Бриль)

В этом сборнике содержатся простые, но зажигательные пьесы для маленьких любителей джаза.

Скачать Джазовые пьесы для фортепиано 1-3 классы ДМШ в формате pdf >>>

8. Б.Милич «Маленькому пианисту»

Еще одно проверенное временем пособие от Б. Милича, которое подойдет для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Большая часть произведений этого сборника — популярные и любимые детьми песни, как народные, так и наших и зарубежных композиторов.

НОТЫ

Фортепиано ноты

Ноты для ДМШ

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

Ансамбли фортепиано

К.Черни

Ноты разные

Т. И. Смирнова. Курс Allegro

ХРЕСТОМАТИИ

Юдовина-Гальперина Т. Большая музыка маленькому музыканту

Ноты разные

Ф.Лист,Утешения(6) и грёзы любви (3 ноктюрна)

Эдуард Элгар — Loves greeting Salut dAmour Op 1

Bach Sheep May Safely Graze (arr Petri)

metod_posobie

Бах prilojenie_malprlfg

Бах Инвенции

Бах Симфонии

Маленькие пьески для маленьких детей

Музицирование для детей и взрослых. Барахтина вып. 4

Музыкальный букварь litovko_bukvar_1

Музыкальный букварь litovko_bukvar_2

Пьесы западно европейских композиторов piesy_XV_XVII

Сборник пьес для начинающих пианистов leopold_mozart

Современники Баха sovremenniki_bacha

Бах. 6 маленьких сюит

Доменико Циполи — Полифонический альбом Избранные произведения для фортепиано

Кулау. Сонатина до мажор

Николай Раков — Скерцино

Ф. Пуленк. Ноктюрн Призрачный бал

Ф.Лист Утешения

Ф.Лист Юношеские этюды

Шопен Ноктюрн до диез минор

Сапаров Юмореска

ГАЙДН пьесы для фортепиано

ГАЙДН Сонаты 1- 52

Гайдн Учитель и ученик (ансамбль)

ШОПЕН Ноты

Моцарт сонаты

Моцарт Сонаты для фортепиано 1 том Издание Basel London

Моцарт Сонаты для фортепиано 2 том Издание Basel London

Моцарт Сонаты для фортепиано 1 том под ред К. Мартинсена, В. Вайсмана

Моцарт Сонаты для фортепиано 2 том под ред К. Мартинсена, В. Вайсмана

20 переложений в 4 руки. Составитель А. Кедрова

Easy Piano Classics (Лёгкая фортепианная классика)

Альбом ученика пианиста Подготовительный класс

Альбом ученика-пианиста. Хрестоматия. 6 класс (2009) Цыганова Г.Г., Королькова И.С. (сост.)

Бриль И. Джазовые пьесы для фортепиано 1-3 классы ДМШ

Бриль И. Джазовые пьесы для фортепиано 3-5 классы ДМШ

Валерий Гаврилин — Вальс для фортепиано в 4 руки

Кулау — Избранные сонатины

Майкапар. Листок из альбома

Парфёнов И. Детский альбом

Пахульский В мечтах

Пьесы, ансамбли Вып. 4, 4 класс

Ф Кулау — Сонатины

Чайковский Б.А. 8 детских пьес для фортепиано

Чайковский П.И. Времена года, ор.37 bis

Чайковский П.И. -Детский альбом-,op.39

Чайковский. Детский альбом

Шедевры фортепианной музыки. Средние классы ДМШ

Школа игры на фортепиано. Под редакцией А. Николаева (1994)

Шуман Юношеский альбом

Шуман. Отзвуки театра

ШУМАН. Цикл пьес ор. 99

Г. Беренс Этюды

Клементи Градус эд Парнассум

Кулау Сонатины

На рояле вокруг света. Фортепианная музыка XX века 1-7 класс

Фортепианная музыка для детей и юношества 11 выпусков

Шуман ор. 124

Юному музыканту — пианисту (сборники)

Старинные ноты для фортепиано

Скрипка ноты

Ноты для ДМШ

Chrestomatiya-for-violin-Pyesi_proizvedeniya_krupnoy_formi_5-6kl-violin

Raznocvetnie_Pesenki

Skripichnaya_azbuka_klavir

Skripichnaya_azbuka_violin

Xrestomatiya_dlya_skripki_Pyesi_i_proizvedeniya_krupnoy_formi_ 2-3kl_Klavir_pp1-55

Xrestomatiya_dlya_skripki_Pyesi_i_proizvedeniya_krupnoy_formi_ 2-3kl_Klavir_pp56-112

Xrestomatiya_dlya_skripki_Pyesi_i_proizvedeniya_krupnoy_formi_ 2-3kl_Skripka

Xrestomatiya_dlya_skripki_Pyesi_i_proizvedeniya_krupnoy_formi1-2kl_Klavir_pp1-53

Xrestomatiya_dlya_skripki_Pyesi_i_proizvedeniya_krupnoy_formi1-2kl_Klavir_pp54-110

Xrestomatiya_dlya_skripki_Pyesi_i_proizvedeniya_krupnoy_formi1-2kl_Partiya_skripki

Xrestomatiya_dlya_skripki_Pyesi_proizvedeniya_krupnoy_formi_3-4kl_Klavir_pp50-105

Xrestomatiya_dlya_skripki_Pyesi_proizvedeniya_krupnoy_formi_3-4kl_Klavir_pp106-160

Xrestomatiya_dlya_skripki_Pyesi_proizvedeniya_krupnoy_formi_3-4kl_Skripka_pp1-49

Xrestomatiya_dlya_skripki_Pyesi_proizvedeniya_krupnoy_formi_4-5kl_Klavir_pp1-53

Xrestomatiya_dlya_skripki_Pyesi_proizvedeniya_krupnoy_formi_4-5kl_Klavir_pp54-110

Xrestomatiya_dlya_skripki_Pyesi_proizvedeniya_krupnoy_formi_4-5kl_Violin

Xrestomatiya_skripka_izbrannie_etyudi_3-5kl_pp1-35

Xrestomatiya_skripka_izbrannie_etyudi_3-5kl_pp36-71

Yakubovskaya-Vverx_po_stupenkam_nach_posobie_skripka

Zeldis-Izuchenie_poziciy_skripka_pp1-41

Zeldis-Izuchenie_poziciy_skripka_pp42-84

Николай Раков — Прогулка

Ш Данкля — Вариации на тему Пачини Op 89 No 1

Гитара ноты

Ноты для ДМШ

Agafoshin-Shkola_igri_gitara

Aguado-Guitar_method_part_1

Aguado-Guitar_method_part_2

Aguado-Guitar_method_part_3

Classic_guitar_Leipzig_N1

Classic_guitar_Leipzig_N2

Classic_guitar_Leipzig_N3

Classic_guitar_Leipzig_N4

Classic_guitar_Leipzig_N5

Eythorsson_The_first_guitar_milestone

teslov_album-of-the-year_2012

teslov-notes_guitar_ensembles_01

teslov-notes_guitar_ensembles_02

teslov-notes_guitar_ensembles_03

teslov-notes_guitar_ensembles_04

teslov-notes_guitar_ensembles_05

teslov-notes_guitar_ensembles_06

teslov-notes_ng_01

teslov-notes_ng_02

teslov-notes_ng_03

teslov-notes_ng_04

teslov-notes_ng_05

teslov-notes_ng_06

teslov-notes_ng_07

teslov-notes_ng_08

Thorlaksson-Gammi_Arpedzhio_guitar

veshickiy-saouchitel_igri_shestistrunnaya_gitara_akkordi_akkompanement

Xrestomatiya_shestistrunnaya_gitara_etyudi_pyesi

Xrestomatiya_shestistrunnaya_gitara_etyudi_pyesi_vip3

Xrestomatiya_shestistrunnaya_gitara_etyudi_pyesi_vip4

Ярмоленко Валерий — Хрестоматия гитариста для учащихся 1-7 классов ДМШ

Виолончель ноты

Ноты для ДМШ

Baklanova-20_pyes_chello_solo_Pedagogicheskiy_repertuar_DMSh_sredn_kl

Davidov-Chello_shkola_igri_razdel1_1_poziciya_part1

Davidov-Chello_shkola_igri_razdel1_1_poziciya_part2

Davidov-Chello_shkola_igri_razdel2_pozicii_smena_poziciy_part1

Davidov-Chello_shkola_igri_razdel2_pozicii_smena_poziciy_part2

Davidov-Chello_shkola_igri_razdel3_bolee_visokie_pozicii

Detskie-pyesi_cello_piano_ped_rep_ml_sredn_kl_Strashnikova_cello

Detskie-pyesi_cello_piano_ped_rep_ml_sredn_kl_Strashnikova_clavir

Pyesi_chello_piano_1-4kl_ped_repertuar_Stogorskiy

Pyesi_sovet compos_cello piano_Ped_rep_1-7kl_clavir

Pyesi_sovet compos_cello_piano_Ped_rep_1-7kl_cello

Sapozhnikov-Xrestomatiya_pedagogich_repertuara_cello_vip1_klavir_part1

Sapozhnikov-Xrestomatiya_pedagogich_repertuara_cello_vip1_klavir_part2

Sapozhnikov-Xrestomatiya_pedagogich_repertuara_cello_vip1_klavir_part3

Баян, аккордеон

Баян

Альбом баяниста Выпуск 1 — 11

Альбом начинающего баяниста 22 выпуска

Играй мой баян вып. 1, 18

Первая ступенька

Первые шаги баяниста Выпуск 1 — 33

Пьесы разные

Репертуар начинающего баяниста Вып. 1,2,3

Хрестоматия для 5-7 классов ДМШ (выборочно)

Александр Доренский — Эстрадно-джазовые сюиты для баяна или аккордеона 1-3 классы ДМШ

Александр Доренский — Эстрадно-джазовые сюиты для баяна или аккордеона 3-5 классы ДМШ

Б.Самойленко Пед.Реп. Баяниста-Аккорд. 2-7кл.ДМШ

Дайте в руки мне гармонь

Новые произведения Российских композиторов юным баянистам — аккордеонистам 2010

Сергей Бредис — Хорошее настроение Сборник для баяна аккордеона 2-4 классы ДМШ

Хрестоматия баяниста 1,2 класс

Хрестоматия баяниста 5 класс

Хрестоматия педагогического репертуара для баяна. 3-4 классы детских музыкальных школ

Аккордеон

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 1

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 2

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 4

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 6

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 7

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 9

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 10

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 12

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 13

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 14

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 15

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 16

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 17

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 19

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 20

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 22

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 23

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 24

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 25

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 26

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 27

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 28

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 29

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 30

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 31

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 32 (1)

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 32

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 33

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 35

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 37

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 38

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 39

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 41

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 42

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 56

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 60

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 61

Аккордеон в музыкальной школе Выпуск 62

Аккордеон в музыкальной школе Пьесы для 4 — 5 классов Выпуск 52 Книга 1986 г

ХОР НОТЫ

Абрамский

ВСО, ВМО

Композиторы-классики для детского хора

Песенные узоры вып. 1-4

Репертуар детских и юношеских хоров

Галахов — Золотой клубочек

Детские и юношеские хоры Выпуск 6

Детские и юношеские хоры Выпуск 7

Детские и юношеские хоры Выпуск 8

Детские и юношеские хоры Выпуск 11

Детские и юношеские хоры Дубок

Детские и юношеские хоры Е. Адлер

Детские и юношеские хоры Песни над Волгой

Детские и юношеские хоры Рябина

Детские и юношеские хоры Улица мира

Детские и юношеские хоры Хоры из опер

Звездочка

Кабалевский — Песня утра весны и мира

Композиторы — классики детям

Мекалина — Хрестоматия РНП для 7 класса

Меканина — Хрестоматия РНП 1-7 класс

Мой край тополиный

Мы любим нашу Родину

Народные песни в обр.и переложения для дет хора А. Юрлова

Песни для школьного хора

Поет детская хоровая студия Пионерия

Попов — Хоровой класс

Родные просторы

Русские народные песни в переложении для дет хора Н.Кутузова

Русские народные песни для детского хора

С добрым утром — Хор

С песней вокруг света 1

Салют Аврора

Со вьюном я хожу

Советские композиторы для детского хора 1

Утренняя песенка 4

Хоровое пение

Открытый урок на тему: «Формирование и развитие первоначальных навыков игры на фортепиано» (1 класс)

Тема: Формирование и развитие первоначальных навыков игры на фортепиано.

Цель урока: – Формирование игрового аппарата

Задачи урока:

Образовательные:

— закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия, динамика),

-продолжить формирование практических навыков (игра штрихами legato, staccato; работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе);

Развивающие:

— развитие слуха,

— координация движений,

— развитие образного музыкального мышления

Воспитывающие:

— воспитывать любовь к музыке,

— воспитывать эстетический вкус,

-воспитывать усидчивость, собранность.

-Освоение исполнительской техники

-Приобретение навыков позиционной игры

Продолжение знакомства с музыкальными терминами.

Развитие навыка игры в ансамбле на фортепиано.

Совершенствование навыка игры поп legato.

Разучивание способа звукоизвлечения на legato.

Методические приемы:

-словесный, наглядный, практический;

-активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;

-прямая и наводящая формы воздействия.

-развитие мышления

Оборудование:

Фортепиано

Нотная литература

Наглядный материал

План урока:

I. Организационный момент.

II. Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.

Беседа об инструменте. Показ слайдов.

2.Разминка. Упражнения, направленные свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика.

III. Знакомство со средствами выразительности

закрепление приема исполнения nonlegato: , игра пьес по нотам и ансамбля с преподавателем; исполнение приема legato: упражнения, игра песенок связным штрихом; прием staccato: упражнения, игра и прослушивание песенок.

IV.Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Ход урока:

Вступительное слово педагога:

В начальном периоде обучения закладывается фундамент основных музыкальных и пианистических навыков, поэтому с самого начала следует приучать ребенка к слуховому самоконтролю. Надо заботиться о том, чтобы приемы звукоизвлечения и двигательные навыки служили выполнению музыкальных задач. С первых же шагов нужно стремиться воспитывать свободу пианистического аппарата, помочь учащемуся ощутить взаимосвязь всех частей руки.

Показ слайдов об инструменте

До первого прикосновения к клавишам, я занимаюсь несколько минут гимнастикой, что позволяет полностью организовать пианистический аппарат и подготовит руку к игре красивым звуком.

Стоя:

Поднять ненапряженные вверх руки, опустить с наклоном вниз, выдох;

Смена уровня рук вверх, к плечу, опустить вниз;

Маятник.

Сидя:

Повороты головы;

Открывать и захлопывать все пальцы.

«прощание» свободно и естественно.

«щепотка» быстро и мелко.

Упражнения на мелкую моторику:

Хлебные шарики 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.

То же, но прижимая, как бы прощупывая пальцы.

Упражнение с карандашом; почувствуй, как подушечка должна стоять на клавише. Так же палец стоит, исполняя туше в следующих упражнениях:

Дуговые переносы кисти, упр. «радуга». Формирование гибкого, пианистического движения всей руки.

Подбор послуху импровизация (игра педагога определенных аккордов песенка «Львенка»)

Пьесы на нон легато:

«Петушок»

«Ежик»

«Осенняя песенка»

«Вальс собачек» Это шутливая пьеса, очень простая, но симпатичная. Она удобна для постановки руки, над чем мы с тобой работаем с самых первых уроков. Эта пьеса приучает к ритмической точности. Она удобна тем, что ты можешь играть сразу обеими руками. Исполняя эту пьесу, мы будем вырабатывать свободное погружение веса руки в клавишу с опорой на 3-й палец. Давай повторим слова пьесы, и играя, будем петь слова.

Мишка, Трезор, и Полкан, и Амишка,

Затеяли вместе все вальс танцевать,-

Но не в лад, невпопад закружились, упали,

И начали лапки друг другу кусать.

Пьесы на легато:

«Пойду ль я, выйду ль я»

«Бывайте здоровы»

Пьеса на staccato

«Катенька веселая» (отрывистое исполнение). Педагог объясняет обучающейся, что staccato тоже самое движение nonlegato, но с более коротким, легким снятием пальцев.

Вопрос: — Какой штрих используется для связного голосоведения? (легато)

— Не связного голоса? (нон легато).

Вопрос: — Пьеса написана для одного исполнителя? (двух).

— Что такое ансамбль?

— Как называется ансамбль двух исполнителей? (дуэт).

Итак, подведем итог урока.

С чем мы сегодня познакомились?

Какие слова – термины повторили и выучили?

Способы звукоизвлечения?

Исполнительские формы: индивидуальная игра, ансамбль.

Дается рекомендации к выполнению задания, которое основано на изученном материале. Являясь самостоятельной формой обучения домашняя работа дополняет урок и выполняет функцию непрерывного образования, дисциплинирует, помогает повторить, закрепить материал, знания, умения и навыки, полученные на уроке, на уровне обобщения.

конспект урока с учеником 1 класса Атаманенко З. «Техническое развитие юного пианиста на начальном этапе обучения»

«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ ДО ДШИ №9г. Курска

____________________ Голубова И. В.

«_22__»___марта__2017 г.

Открытый урок

преподавателя по классу фортепиано

Трахининой Альбины Анатольевны

Тема урока:

ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЮНОГО ПИАНИСТА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

(Урок проводится с учеником 1 класса-Атаманенко Захаром)

ЦЕЛЬ:

Развитие технических навыков и умений на примере изучаемых упражнений, гамм и произведений.

ЗАДАЧИ:

  • Освоение игровых навыков на фортепиано (приемы технического развития);
  • Освоение применения технических приемов в сочетании с работой над художественным исполнением.
  • Воспитание терпения и настойчивости для преодоления технических трудностей

План урока:

  1. Вступление:
  2. Овладение техническими навыками с помощью изучения упражнений, гамм и этюдов.
  3. Работа над качеством звучания в произведениях крупной и малой формы.

Ход урока:

1.Одна из особенностей игры на фортепиано состоит в том, что исполнитель один, без помощи сопровождения, должен охватить все элементы музыкальной ткани и согласовать их между собой таким образом, чтобы наиболее ясно и ярко донести до слушателя художественно — музыкальный замысел композитора. Можно сказать, что в руках пианиста заключён целый оркестр, в котором он является и дирижёром, и исполнителем всех партий. Чтобы выполнить эти задачи, пианист должен обладать большим комплексом навыков, умений, приемов игры, которые и составляют понятие «техника». Вне музыкальной задачи техника существовать не может. Однако, существует понятие «техника» в более узком смысле слова – скорость, сила, выносливость, чистота и отчетливость исполнения.

Техника приобретается путём систематически правильной работы. Её необходимо развивать при помощи упражнений, гамм, этюдов и пьес.

Существует множество сторон требований к технике:

  1. пространственная точность – попадание на нужные точки клавиш, чтобы игра была чистая;
  2. красочная техника – умение играть необходимым звуком, техническим прикосновением;
  3. ритмическая точность – умение извлечь звук в нужное время;
  4. аппликатурная точность – удачная, правильная аппликатура;
  5. штриховая точность – чередование legato, staccato, нон легато;

6)координация движения –способность согласовывать свои движения;

7)быстрота мышления, беглость – полезно учить звеньями.

В воспитании техники на начальном этапе обучения большое значение имеет освоение первоначальных навыков игры на фортепиано. Правильная посадка, приёмы звукоизвлечения, хороший контакт кончиков пальцев с клавишами – это та основа, без которой немыслимо техническое и музыкальное продвижение ученика. Однако не может быть единого пути развития техники у разных учащихся, так как приспособляемость рук к пианистическим трудностям и степень природной беглости пальцев у всех детей различны. Но в работе следует опираться на принципы развития пианистического аппарата, чтобы создать наиболее благоприятные технические условия для выражения музыки:

1. Гибкость и пластичность аппарата.

2. Связь и взаимодействие всех его участков при ведущих «живых» и активных пальцах.

3. Целесообразность, естественность и экономия движений.

4. Управляемость техническим процессом.

5. Звуковой результат (как необходимый итог).

Главный принцип работы педагога – научить ученика слышать звуковой результат того или иного продвижения рук на клавиатуре. Слуховой контроль является решающим в запоминании ребёнком тех физических ощущений, которые необходимы для организации аппарата соответственно звуковым задачам. Добиваясь с первых шагов обучения неразрывной связи музыкально-звукового представления с игровым приёмом, следует развивать все перечисленные принципы.

2. Чтобы привести аппарат и весь организм в рабочее состояние, необходимо проделать ряд начальных упражнений вне инструмента и на инструменте. Многие известные педагоги предлагают интересные и разнообразные упражнения.

Со своими учениками я начинаю с упражнений, мною придуманных, на разные приемы игры и задачи. За тем я перехожу к «Нотной азбуке» Е. Гнесиной. С Захаром мы изучили почти всё это пособие за первое полугодие. С января мы приступили к этюдам К. Черни, где и продолжаем закреплять полученные навыки. . Выбор данных этюдов не случаен, ведь у начинающего пианиста слабая пальцевая беглость. Поэтому были отобраны этюды, дающие навыки исполнения коротких гаммаобразных и пятиступенчатых последовательностей, секвенционного движения однотипных групп, двух — и трезвучных построений, которые встретятся в дальнейшем при разучивании репертуара 2 – 3 класса. Это Этюды№1,2. Одновременно с изучением первых этюдов Черни и упражнений на 5 последовательных ступеней, я даю упражнения на подворот 1 пальца после 3 и 4 пальца, готовлю Захара к изучению гамм. Работа над фортепианными упражнениями позволяет не только эффективно вырабатывать обобщенные технические навыки, но также способствует пониманию и овладению оптимальными методами работы над пьесами. Исследование разнообразных сборников упражнений и фортепианных школ, созданных за весь период существования фортепианного искусства, показывает, что фортепианные упражнения как система обучения являются очень эффективным методом формирования исполнительских навыков и умений.

О необходимости кратких ежедневных упражнений говорил замечательный представитель русского пианизма К. Игумнов.

» Упражнения, как бы вводят ученика в правильное пианистическое самочувствие и способствуют выработке гибкости, подвижности, выразительности и чуткости пианистического аппарата.»

Месяц назад я ознакомилась с интересной методикой английской пианистки и педагога Эдны Мей Барнем. Эта работа замечательна тем, что она легко усваивается детьми, поскольку в ней найден оригинальный подход к детскому восприятию. Всем хорошо известно, что дети любят музицировать, но не любят заниматься техническими упражнениями, особенно гаммами изо дня в день. Они считают это нудным и скучным делом, но зато им нравится заниматься физкультурой – бегать, прыгать и т.д. Разнообразные движения необходимы для их физического развития и доставляют им массу удовольствия. Эта любовь к движениям и положена в основу серии учебников «Дюжина в день». Аналогия с простыми физическими упражнениями, приятными для тела, помогает чувствовать такие же приятные ощущения в руках и пальцах при игре на фортепиано.

Сама же Э.-М. Барнем ставит целью этих упражнений- помочь развить сильные и гибкие руки и пальцы. «Многие люди делают утреннюю зарядку перед тем, как идти на работу. Такую же зарядку должны делать наши пальцы, перед тем, как начать заниматься.»…

Сейчас с Захаром мы покажем различные упражнения из 2- х сборников на разные технические задачи (10-15 упражнений и работа над ними). Перед игрой я советую ученикам простукивать эти упражнения на крышке фортепиано под шаг или счет (вначале мы работаем над ритмом и координацией рук), а за тем играем под шаг или счет долями. Упражнения играем на легато и стаккато вначале отдельными руками, за тем с преподавателем и самостоятельно. Я слежу за четкостью пальцев, гибкостью кисти, ставлю перед учеником разные задачи: сыграть с акцентами , одна рука на- f ,другая на p .

В педагогической практике используются различные виды упражнений. Особенно большое внимание в настоящее время уделяется гаммам, арпеджио и аккордам. Значение гамм в том, что они развивают ученика в музыкальном отношении – дают более прочное знание мажорно — минорной системы, воспитывают чувство ладо тональности, дают возможность приобрести целый ряд навыков, необходимых для воспроизведения более сложных видов фактуры; но помимо этого, следует использовать упражнения, которые помогают ученику преодолевать конкретные трудности. Гаммами мы с Захаром стали заниматься месяц назад после усвоения всех упражнений, необходимых для начала изучения гамм.

Гамма-соль мажор. Ученик играет в 2 октавы отдельными руками прямую гамму. Обращаю внимание на аккуратные подвороты и при этом гибкую кисть. Прошу сыграть с остановками на всех 1-х пальцах. Затем –на тониках. Так же проучиваем расходящуюся и хроматическую гаммы. В игре аккордов обращаю внимание на крепкие пальцы и особенно 5 палец, который нужно сыграть ярче других (опора руки приходится на 5 палец). В игре арпеджио- добиваюсь гибкости кисти с замахом на 1 палец. При игре гамм обращаю внимание на активность пальцев, динамику и выразительное исполнение (как при изучении любой пьесы)

Этюд Гурлит, где ученик сталкивается с игрой гамм в одну октаву. Это самостоятельно выученный этюд. Многочисленные упражнения помогли Захару самостоятельно выучить это произведение. Самостоятельно выученные упражнения, этюды, небольшие пьесы я практикую в своей работе. За первое полугодие мин. 10 таких пьес мальчик выучил самостоятельно после предварительного устного разбора вместе с преподавателем.

Этюды 3 и 4 К. Черни мы проучиваем сейчас отдельными руками. Задача ставится перед учеником: показать скрытый голос в шестнадцатых нотах с помощью замаха кисти. Пробуем на уроке соединить .

Недавно мы приступили к первым упражнениям Ганона. Эти упражнения более длинные. Они требуют большого внимания, сосредоточения, выдержки и хорошей координации рук. Поэтому разучивать их нужно дольше и тщательнее. Первое упр. мы разучивали в медленном и среднем темпе с различными акцентами: на 1 долю, на последнюю ноту и на 4 палец, чтобы заставить его работать активно. Очень полезно одну руку играть ученику, а другую- преподавателю для выработки четкой координации в руках. Также мы работали в этом упражнении над гибкостью и свободой кисти. На уроке показываю, как сдвинуть темп.

3.Применение технических навыков в произведении крупной формы и пьес:

Рондо-Ф.Марпург

Фридрих Вильгельм Марпург-немецкий теоретик и композитор. Жил и творил в 18 веке в Германии и Франции. Более известен, как теоретик и публицист. Рондо с фран. означает «круг». Рондо сост. из рефрена, который несколько раз повторяется и эпизодов между рефренами . Рондо-соль мажор сост. из рефрена (период повторного строения), эпизода (период расширенного строения за счет секвентного развития) и еще одного рефрена (повтор первого). Форма Рондо-соль мажор напоминает 3-х частную форму пьесы. Это свойственно более ранним формам «рондо». В более поздних рефрен используется 3 и более раз.

Захару было задано соединить рефрен, используя точные штрихи и аппликатуру. Эпизод тщательно проучить отдельными руками. При игре на уроке Захар допускал штриховые и аппликатурные неточности. На уроке устранили все замечания, работали над фразировкой, качеством прикосновения к клавишам. Соединили медленно эпизод. Домашнее задание: закрепить полученные на уроке навыки и умения для передачи художесвенных задач и образов, задуманных композитором.

Тарантелла-Т.Лак

Тарантелла-это народный итальянский танец южан. Впоследствии стал национальным. Танцуется в сопровождении гитары, тамбурина и кастаньет. Размер-6/8.Быстый, зажигательный, темпераментный с прыжками. Танец звучит на одном дыхании.

Теодор Лак родился 3 сентября 1846года на Западе Франции. Прославился написанием салонной музыки, в основном для фортепиано: этюды, пьесы, сонаты.

Тарантелла — одна из известных пьес композитора. Имеет 3-хчастную форму со вступлением и кодой, что свойственно более сложным формам, как увертюры, симфонии. Размер-6/8. Пьеса — очень быстрая, непрерывного движения, с четкой артикуляцией.

Захар играет в среднем темпе, соблюдая все штрихи и аппликатуру. .Не получаются гибкие и удобные повороты ,более острое и легкое стаккато «под ладошку». Исправляем ошибки. Работаем над фразировкой, динамикой, непрерывностью движения, быстротой перенесения рук от одной группы нот к другой. Прорабатываем вначале фразы, за тем предложения и периоды, добиваясь непрерывности движения и лёгкости исполнения. Эта пьеса очень полезна для развития мелкой моторики и выносливости.

В конце урока Захар исполнит ещё одну виртуозную пьесу- Балладу Ф. Бургмюллера. Эта пьеса уже сделана, и Захар неоднократно участвовал с нею в различных конкурсах. У нас присутствуют гости и они еще её не слышали.

Итак — Баллада: длинная и сложная история жанра баллады. Само это слово произошло от ит. вallare-плясать. В средние века баллада превратилась в повествовательные песни, а позже они приобрели эпическое содержание. Баллада-3-хчастного строения, имеет интересную сюжетную линию. Мы с Захаром придумали, о чем может повествовать это произведение. Ученик разбирает по темам Балладу и рассказывает придуманную историю. Теперь несколько слов о композиторе:

Фридрих Бургмюллер родился в 1806 г. под Парижем — немецкий композитор и пианист. Сын дирижера и пианиста. Известен своими этюдами для фортепиано. Жил в Германии и во Франции.

Заключение:

В заключении хочу сказать, что развитие обучающихся младших классов специального фортепиано проходит тем успешнее, чем доступнее для них средства и методы педагогического воздействия. Столь же важна и последующая стадия–закрепление в процессе проведения урока формирующихся музыкальных представлений, двигательных приёмов и навыков. Принцип комплексного развития музыкальных и двигательных способностей–основа начального обучения пианиста.

Используемая литература:

Первое знакомство с фортепиано

Цели урока.

  1. Методические

Использовать авторскую методику обучения начинающих для активизации и развития интеллектуальной активности учащихся, повышения их познавательной мотивации.

  1. Обучающие

Научить ребёнка свободно ориентироваться на клавиатуре, выработать стойкое запоминание знания клавиатуре.

  1. Развивающие

Используя инновационныё методы, добиться инициативного отношения к изучаемому материалу.

Развивать абстрактно- образное мышление, умение анализировать и сопоставлять.

Развивать двигательно-игровые навыки ученика.

  1. Воспитательные

Научить ребёнка активно и продуктивно работать за инструментом.

Задачи урока

  1. Способствовать быстрому и эффективному знакомству с инструментом фортепиано и его клавиатурой и регистрами.
  2. Развивать внимание и концентрацию.
  3. Способствовать накоплению игровых навыков non legato.

Методический материал

Методические советы и выводы. Специальный дидактический материал.

План урока

  1. Знакомство с инструментом – фортепиано.
  2. Знакомство с регистрами фортепиано.
  3. Знакомство с клавиатурой.
  4. Игра песенок-попевок на инструменте.
  5. Игры – загадки.
  6. Вывод, оценка занятия.
  7. Домашнее задание.

Предполагаемый результат

Освоение необходимого объёма знаний. Устойчивое запоминание предлагаемого материала за одно занятие.

Закреплёния навыков игры на инструменте приёмов исполнения non legato.

Ход урока

Самый первый урок, начинается со знакомства с инструментом. На вопрос: “Как называется инструмент, на котором ты пришёл учиться играть?”. Ребёнок отвечает: “Пианино”. Я добавляю, что он ещё называется “Фортепиано”. Изобрёл его флорентийский мастер Бартоломео Кристофори в 1709 году, а назвал он его тогда – чембало с piano и forte, потому что на нем прекрасно можно было воспроизводить различную динамику, то есть громкость звучания. Предшественниками этого инструмента были: клавикорд, спинет и клавесин, но они имели более тихое, металлическое звучание и не обладали богатой и разнообразной динамикой. На нашем же современном пианино возможно добиваться самых различных динамических красок: от громкой – форте, до тихой – пиано. Потому-то этот инструмент называют не просто пианино, а ещё и “Фортепиано”. На нем, можно воспроизводить певучую мелодию, сложную, богатую гармонию и разнообразную полифонию. Подтверждаю свои объяснения исполнением на инструменте довольно больших отрывков из произведений, ярко характеризующих возможности фортепиано.

Например.

Тихое звучание произведения — фрагменты из произведений А. Лядова “Пастораль”, А. Гречанинова “Облака плывут”…

Яркое звучание произведения – фрагменты из произведений С. Геллера “Этюд” (ре мажор), В. Витлина “Страшилище”…

В процессе исполнения этих музыкальных примеров задаю ребёнку вопросы:

— Как звучит тот или иной музыкальный фрагмент (громко или тихо; форте или пиано)?

— Какая эта музыка по настроению (грустная или весёлая, задумчивая или задорная)?

— Какая эта музыка быстрая или медленная?

-Каким приёмом исполняется произведение (плавно, гибко или отрывисто, остро, а может музыка просто шагает)?

— О чём эта музыка, что ты себе представляешь, когда слышишь такую разную музыку?

Ребёнок в форме беседы отвечает на вопросы, и мы вместе с ним приходим к выводу, что наш инструмент, фортепиано, может “рассказать” обо всём: на нем можно создать любое настроение, любой образ и характер. Уже на первом этапе знакомства с инструментом малыш понимает, насколько богат и разнообразен инструмент, на котором он пришёл учиться играть, насколько богаты его выразительные возможности.

Далее, я прошу его самого извлечь из инструмента громкие звуки – форте, прошу не бояться и смело опереться, погрузиться руками в клавиатуру, используя корпус; затем извлечь тихие звуки – пиано, ребёнок старается при этом прикоснуться мягко, нежно, даже трепетно только кончиками пальчиков.

Продолжая знакомство с инструментом, знакомимся с регистрами. Изучаем три регистра: нижний, средний, верхний. Для более быстрого запоминания исполняем в нижнем регистре песенку медвежонка, или слонёнка, или динозаврика (например, пьесу Ю. Виноградова “Танец медвежат”, второй её раздел; или фрагмент пьесы И. Парфёнова “Бармалей”)…; в верхнем – песенки птичек, мышек, комариков (например, пьесу П. Чайковского “Песня жаворонка”, или С. Майкопара “Мотылёк”)…; а в среднем регистре, я объясняю малышу, “мы живём, и песенки свои поём…”. Потом, можно попросить ребёнка пофантазировать в том, или ином регистре. Любое прикосновение к инструменту раскрепощает ребенка, развивает его свободу и инициативность. Но с первого прикосновения к клавиатуре необходимо разъяснить ребёнку, что стучать и бить по инструменту нельзя, что звук из-за этого получается не музыкальный, неприятный, злой и даже “противный”; что инструменту, когда его бьют тоже больно, он от этого не поёт, а визжит, кричит. Чтобы ребёнку стало понятно, привожу пример грубого звукоизвлечения, демонстрируя его на себе:

— резко ударяю по ноге рукой – получаю шлёпающий звук, это плохо, ведь ни кому не нравится, когда его шлёпают – это не правильный приём звукоизвлечения.

— активно опускаю руку на ногу глубоким, вминающим движением, пружиня кистью – звука шлепка нет – это правильный приём звукоизвлечения.

Переношу примеры на клавиатуру и прошу ребёнка ответить, когда у меня доброе, глубокое, поющее — правильное f (форте), а когда злое, резкое, кричащее — неправильное. Учимся вместе понимать, ощущать и слышать разницу.

На первом уроке происходит знакомство и с механикой инструмента. Я убираю верхнюю стенку инструмента, показываю малышу, как и благодаря чему, получается звук. Обращаю его внимание на устройство молоточков, они очень похожи на наши пальчики, когда наши пальчики опускаются на клавиши, шагают по ним, молоточки фортепиано “шагают” по стрункам. У фортепианных молоточков, как и у нас, есть мягкие подушечки, только сделаны они из войлока. Низкий или высокий звук зависит от толщины струн, по которым ударяют молоточки. Детям очень нравится процесс знакомства с механикой инструмента, а мне он помогает в дальнейшей работе над пианистической артикуляцией.

Продолжая знакомство с инструментом, мы знакомимся с клавиатурой. Основным принципом является лёгкость и доступность в её восприятии, понимании и запоминании.

Знакомство происходит с радостью и улыбкой, в простой игровой форме.

Я показываю на клавиши и акцентирую внимание на том, что клавиши бывают белые и чёрные и что все они называются — клавиатура. Что чёрные клавиши группируются по 2 вместе и по 3 вместе. Воспользовавшись советам Льва Ароновича Боренбойма, прошу ребёнка показать мне все группы из двух черных клавиш; затем – из трёх. После того, как ребёнок увидел и начал узнавать на клавиатуре группы черных клавиш, у него, естественно, возникает желание погладить их, дотронуться. И тут можно предоставить ему возможность с закрытыми глазами, на ощупь определить, какая из групп у него под рукой – “по две” или “по три”, ощупывать клавиши лучше подушечками пальцев. Эта простая игра очень нравится малышам. Знакомство с чёрными клавишами позволяет сразу же ориентироваться в клавиатурных просторах и не заблудиться в них. Научившись узнавать группы из двух и трёх черных клавиш, включив зрительную и осязательную, ориентацию ребёнок будет легко находить любую нужную клавишу, что в дальнейшем поможет чтению нот с листа.

Первоначальное знакомство с клавиатурой и названиями клавиш мы начинаем не по звукоряду.

Я совершенно убеждена, что изучение клавиатуры в разном порядке (по моей методике) более целесообразно, чем абстрактное “вызубривание” названия клавиш по звукоряду, приводящее к стойкой привычке пользоваться “порядковым” методом. Ведь это ужасно, когда в поисках нужной клавиши, малыш начинает каждый раз “от печки”, от клавиши “до”. Чтобы ребёнок не стал “заложником отсчёта”, гораздо эффективнее развивать у ребёнка гибкое мышление в запоминании клавиатуры, используя предложенные мной картинки -“маночки”. Конечно, ребёнок обязательно должен знать и звукоряд, но эту работу я провожу несколько позже, когда он уже прекрасно знает все клавиши и хорошо ориентируется на клавиатуре.

Итак, начинаю я изучение клавиатуры по группам нот, запоминание, которых проходит благодаря картинкам – образам, своеобразным “маночкам”. Каждый такой “маночек” дает возможность ребёнку включить в работу все виды мышления:

  • практически – действенное;

  • наглядно – образное;

  • совестно – логическое.

Схемы, дидактический материал для изучения клавиатуры

Там, где две чёрные клавиши мы строим домик. Он опирается на клавиши до и ми, поём для большего запоминания песенку “Домик”. Учимся играть её в разных октавах.

Домик, домик, До – Ми
Хорошо ты в нём живи,
Домик, домик, До – Ми,
До – Ми, До – Ми.

Дальше мы должны построить забор, ведь у нас дачный домик, а у каждого дачного домика должен быть забор. Забор строим там, где три чёрных клавиши, ведь они очень похожи на забор.

У забора четыре дощечки. У первых двух, что ближе к домику, мы посадим фасоль. Я объясняю ребёнку, что на даче у забора обычно высаживают горох или фасоль, так вот мы посадили – фасоль и споём про неё песенку.

Фасоль, фасоль, растёт фасоль,
Это — Фа, а это – Соль,
Фасоль, фасоль.

— Теперь ты “посади” фасоль, например, для мишки, или для киски, или для птички… Ребенок переносит песенку в разные регистры.

-Только, когда играешь, обязательно следи за рукой. Погружай ручку глубоко, но мягко в клавиатуру, не спеши, а снимай гибкой кистью. В нижнем регистре играй песенку левой рукой, в верхнем – правой.

— А кого мы разместим у двух других дощечек забора, посмотри, ведь там место ещё ни кем не занято?

Спрашивая, я достаю маленькую лягушку. Если нет игрушки, её с успехом можно нарисовать прямо на заборе, как и фасоль, будет тоже весьма наглядно.

— А туда мы посадим лягушку. У забора часто прыгают лягушки, ведь там довольно сыро, поэтому им там нравится. Смотри, как наш лягушонок удобно сидит на этих двух клавишах. Давай споём и сыграем про него песенку.

Ля – Си лягушка сидит,
На нас весело глядит.
Ля – Си, Ля – Си,
Улыбнись, меня спроси: “Где же Ля, а где же Си?”

— У кого в гостях сидит наш лягушонок? (играю песенку в верхнем регистре).

— Наверное, у мышки…

— А теперь ты приглашай лягушонка в гости ещё к кому-нибудь.

Ребёнок исполняет её в разных октавах и, в соответствии с октавой, придумывает, у кого же гостит лягушонок.

Ну, а теперь надо посмотреть, какая же клавиша осталась неузнанной? Ребенок быстро находит её, эта клавиша “живёт в домике”. И поэтому я предлагаю посадить на неё собачку, пусть сидит в домике и охраняет его и рычит! Назовём его Рекс, ведь это клавиша — Ре.

Ре, Ре, Рекс в доме поживает,
Ре, Ре, Рекс домик охраняет.

Песенка исполняется на одной клавише – РЕ.

Все эти схемы сразу рекомендую искать и строить в разных октавах, чтобы ребёнок абсолютно свободно находил благодаря визуальным образам, любую клавишу, быстро узнавал её по “маночкам”. В процессе занятия ребёнок приобретает необходимые знания: развивается его музыкальный слух, формируются пространственно – зрительные навыки.

Обучение превращается в увлекательную игру, сказку со своими образами и героями и поэтому является весьма эффективным:

-Ребёнку нравится работать-играть с визуально-дидактическим материалом;

— У ученика вырабатывается быстрое и глубокое запоминание названия всех клавиш.

В домашних заданиях ставится в основном задача закрепить ещё раз пройденный материал, причём весь дидактический материал я даю ребёнку домой, что, весьма радует малышей и стимулирует к домашнему повторению материала.

Ещё хочу остановиться на одном из важнейших аспектов: изучая клавиатуру, исполняя песенки, мы с ребёнком сразу пытаемся “ставить” ручку, то есть сразу формируем правильные пианистические движения. Играем все песенки 3 пальчиком, следим за горсточкой, за округлыми, но не сжатыми пальчиками, за свободным запястьем, за глубоким, свободным погружением руки в клавиатуру от плеча, “крылом”. Следим за мягким, гибким снятием руки с клавиатуры. Конечно, процесс “лепки” руки весьма длительный процесс, но начинать его надо с первых уроков, с первого прикосновения к клавишам.

Проверка знаний:

Игры-загадки.

-Педагог “берёт” любую клавишу, а ребёнок называет её, пользуясь приобретёнными знаниями.

-Педагог называет любую нотку и регистр, а ребёнок должен найти клавишу, соответствующую данной ноте, в заданном регистре.

Педагог и ребёнок могут меняться ролями. Форма игры могут варьироваться.

Оценка работы ребёнка на уроке:

В течение всего урока следует хвалить ребёнка за хорошую работу, стремиться поощрять любую инициативу со стороны малыша в отношении освоения материала. В конце урока даётся положительная оценка, потому что другой и быть не может. Все дети всегда прекрасно справляются со всеми задачами и заданиями данного урока.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *