Ноты в картинках

Обучение нотной грамоте «Весёлые нотки»

Екатерина Никулина
Обучение нотной грамоте «Весёлые нотки»

Цель: Знакомство с элементами музыкальной грамоты.

Обучение музыкальной грамоте детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с нотными знаками, ритмом. Учить проговаривать ритмические рисунки.

Задачи: Развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и певческих навыков.

Игровая форма обучения помогает ребенку легко, без напряжения освоить графическое изображение нот, основные элементы музыкальной грамоты.

Понимание нотной записи способствует более точному интонированию мелодии песен.

Первый этап обучения – знакомство с нотами

Я знакомлю детей с названием и расположением нот на нотном стане, с помощью обучающего видео о нотной грамоте. Рассказываю интересные истории о нотах, Сергеева В. Д. «Где живут ноты», а так же загадываю загадки. Чтобы лучше усваивался материал детьми.

Второй этап обучения – знакомство с длительностями нот.

На этом этапе я знакомлю детей с длительностями нот. Они узнают, что «ти» — это короткая длительность, а «та» длинная. Для наилучшего усвоения материала, привожу примеры в шагах: шаг медленный «та — та…» и шаг быстрый «ти – ти…». Далее, выкладываю с помощью магнитов различные ритмические рисунки, которые дети проговаривают, прохлопывают и проигрывают на музыкальных инструментах.

Для этого я использую игры: «Повтори как я» «Топай — Хлопай».

Третий этап обучения (заключительный) — игра по нотам.

Закрепив знания нотной грамоты, дети легко играют на музыкальных инструментах с помощью моего иллюстративного материала «Музыкальная лесенка».

Каждая клавиша обозначена определённой картинкой и названием:

ДО – домик (дождик). РЕ – репка, МИ-мишка (голова, ФА – фартук, СОЛЬ – солнышко. ЛЯ – лягушка, СИ – сирень.

С помощью карточек: «Лесенка», «Кот учёный», «Спите куклы», «Бубенчики» дети играют на музыкальных инструментах.

Первые уроки музыки, или здравствуйте!

Дорогие мамочки, принимайте!

Моему солнышку практически три года, но вот только решилась написать свой первый пост!) На форуме сижу больше двух лет, и постоянно новинки и интересняшки от самых замечательных мам! Восхищаюсь всеми вами и пытаюсь все самое интересное воплощать в игре и жизни моей малышки!

Так как я мама работающая с 1 года и 3 месяцев (так сложилось((), конечно, далеко не все успевается и удается, но в моем случае приходится гнаться за двумя, а то и за пятью зайцами (а как же муж, друзья и порядок в доме и на работе), пытаюсь всех поймать!

Я не придерживаюсь какой-то определенной методики в развитии ребенка, хотя перечитала огромное количество книг, будучи еще дома. Вот как живу, так и воспитываю, и развиваю: все и сразу))))

Сейчас хочу написать про наши первые уроки музыки (не имею ввиду здесь разные шуршалки и пищалки — все это было), а именно об уроках по изучению нотной грамоты.

С самого рождения Сашульке я пела колыбельные сама, от чего получала огромное удовольствие (закончила музыкальную школу, как-никак)), и до сих пор сама помню сладкие мамины песни. Может быть поэтому доченька очень любит петь и уже с полутора лет мы вместе напеваем разные песенки по дороге в садик, а сейчас колыбельные только вдвоем и никак по-другому.

Цели вырастить великого музыканта у меня нет, поэтому просто для общего развития попыталась найти что-то интересное для малышки в книжках. Итак, наш фаворит в изучении нотной грамоты:

Уроки музыки для малышей 2-8 лет Федорова Е.А.

Книга представляет собой альбом формата А4, хорошего качества с яркими иллюстрациями. Подходит для изучения нот с самого раннего возраста. Методика изучения такова: изначально автор предлагает для каждой ноты свое изображение (например, до — домик, ре — рыбка и т.д.), цвет (до — домик из красного кирпича, ре — синяя рыбка), далее цветная нота на нотном стане и только потом переход на стандартную нотную грамоту. К альбому прилагаются крупные разрезные листы с «изображениями» нот для всех методик (домик, цветная нотка на стане, черная нотка на стане)

и маленькие картинки для приклеивания на клавиши пианино в двух вариантах — изображения нот и просто цветные нотки.

На оборотной стороне больших листов у каждого изображения придумана своя история, что очень нравится маленькому ребенку. В альбоме есть задания и упражнения для игры на клавишах.

Таким образом, ребенок начинает читать нотки с простых «ти, та» до своих первых мелодий.

И учатся нотки действительно легко и быстро. Всем рекомендую.

И еще одна книжка, может быть кто-то думал покупать, так вот:

Ирина Домогацкая: Первые уроки музыки (+CD)

Книга формата А4 на очень плотных листах, прилагается диск. В книге 50 уроков «о музыке»: как услышать чудо и увидеть звук, что такое тембр, начинаем петь и т.д. То есть книга как таковая написана не для изучения нотной грамоты, а в принципе о том, что такое «музыка» и как ее «увидеть». В книге есть интересные задания — музыкальный коврик, музыкальная елочка, ритм. После 42 урока начинается знакомство непосредственно с нотной грамотой. Возрастные рекомендации к книге- от 4 до 6 лет, раньше знакомить ребенка с данной книгой, я думаю, не имеет смысла, хотя все зависит от цели…

Так мы развиваемся в музыкальном плане, учим по одной нотке в неделю))) и конечно, игра на синтезаторе в принципе доставляет дочке море удовольствия.

Спасибо, что дочитали до конца, надеюсь, и мой отзыв тоже кому-то пригодится!))

Нотная грамота для начинающих фортепиано — основные положения

Музыкальные произведения, кроме самих нот, содержат массу различных цифр и знаков. Эту систему символов принято называть нотной грамотой.

С первого взгляда эти обозначения могут напугать, но не спешите отчаиваться. В этой статье мы рассмотрим 9 основ, необходимых чтобы овладеть нотной грамотой.

Мы будем рассматривать нотную грамоту для фортепиано, но не переживайте — она такая же, как для тромбона, балалайки или скрипки.

Ноты

В переводе с латинского языка, слово нота означает «знак» или «метка». Наравне с буквами алфавита, ноты – это графические символы. Находясь на нотном стане, нота обозначает конкретный звук и его протяженность. По изображению ноты вне нотоносца, мы можем судить только о ее протяженности. То как долго звучит нота называется длительностью, о ней-то мы и поговорим.

Длительности нот

Перед тем как мы начнем, представьте: вам дали яблоко и попросили съесть его как можно быстрее. На это у вас уйдет какое-то количество времени. А теперь представьте, что вам дали не целое яблоко, а всего половину. Логично, что с половиной вы справитесь в два раза быстрее. А теперь вам предложили съесть четверть яблока — вы управитесь в 4 раза быстрее и так далее.

А теперь посмотрите на основные длительности и внимательно прочитайте названия.

А вот как выглядит деление нот.

Целая – самая протяженная длительность.

Половинная – длительность, звучание которой в два раза короче целой. Четвертная – в два раза короче половинки и в четыре раза короче целой.

Восьмая – длительность, по протяженности звучания в 2 раза короче четверти, в 4 раза короче половинки и т.д. Для того чтобы заполнить восьмушками (так их еще называют) время звучания целой ноты, их потребуется целых 8 штук.

Существуют и более мелкие длительности, такие как шестнадцатые, тридцать вторые и шестьдесят четвертые. Но о них вы можете узнать в статье «Ноты и длительности».

Сразу надо сказать, что восьмые и более мелкие длительности могут объединяться в группы и их внешний вид будет несколько меняться.

Так будут выглядеть восьмые объединенные в одну группу.

Пока все ясно22Не все понятно2

Что означает музыкальный размер и что такое такт

Каждое музыкальное произведение имеет размер. Но что же это такое? Чтобы разобраться с этим, нам придется познакомиться с понятием пульсация, доля и метр.

Вы наверняка бывали на концертах, где зрители начинали аплодировать артисту во время его выступления. Сперва хлопки могут звучать вразнобой, но спустя несколько секунд все равно начинают звучать одновременно. Люди чувствуют пульсацию, поэтому хлопают в ладоши равномерно и синхронно. Равномерность, которая характеризует музыкальное движение и есть ПУЛЬСАЦИЯ.

Пульс имеет свою единицу измерения, и называется она ДОЛЕЙ. Доли равномерны, но не одинаковы по силе. Есть сильные доли и слабые. Первая доля всегда сильная, на картинке она изображена красным цветом. Слабые доли изображены синим.

Очерёдность сильных и слабых долей создает МЕТР произведения. В данном примере мы видим три доли, но это только один из возможных вариантов.

Расстояние от одной сильной доли, до следующей сильной доли называется ТАКТОМ. На письме такты разделены тактовыми чёрточками.

Теперь мы знаем, что такое метр, доля, такт, и можем поговорить о размере.

Размер произведения выглядит как математическая дробь, но без разделительной черты. Вот несколько примеров:

Верхнее число говорит сколько долей содержит один такт.

Нижнее число обозначает длительность каждой доли.

Число, расположенное наверху указывает до ско́льких нужно считать в каждом такте (2, 4, 3, 6 и прочие.).

Число, расположенное внизу говорит какими длительностями нужно отбивать пульс (четверти, восьмые и пр.).

Несмотря на то, что доли равномерны, такты могут быть наполнены нотами разной протяженности. Так в одном такте могут сочетаться восьмые, шестнадцатые, четверти и другие длительности.

Размеры бывают простыми и сложными, но подробнее об этом вы можете узнать из статьи «Музыкальный размер».

Все понятно22Запутался2

Знаки альтерации – диез, бемоль, бекар

Нотная грамота полна различными знаками и некоторые напоминают иероглифы, о них мы и поговорим.

Альтерацией в музыке называется изменение основных ступеней лада. Ступени эти представлены нотами (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си). Изменить звучание ступени можно вверх или вниз. Для обозначения этих изменений придумали специальные знаки:

Диез –повышает звучание ноты на полтона.

Бемоль – понижает звучание ноты на полтона.

Полутоном называется расстояние от одной клавиши до ближайшей соседней клавиши.

На картинке ниже вы можете увидеть расположение диезов на клавиатуре пианино.

Обратите внимание, что Ми диез занимает клавишу ноты Фа. Это происходит потому, что между клавишами Ми и Фа расстояние всего полтона. Как я сказал, диез повышает ноту на полтона, вот и получается, что Ми диез – это Фа. То же самое будет с Си диезом, Фа бемолем и До бемолем.

А на этой картинке указано расположение бемолей:

Вы заметили, что диезы и бемоли занимают одни и те же клавиши? Получается, что ре диез – это ми бемоль? Отчасти, вы правы — звучание этих клавиш абсолютно одинаковое, но на бумаге записывать их придется в соответствии с правилами, которые диктуют тональности. Подробнее о тональностях читайте в этой статье.

Как правильно писать диезы и бемоли

Несмотря на то, что мы произносим сначала название ноты, а затем название знака альтерации, при записи все делается наоборот. Сначала знак, потом нота. Взгляните:

Важное место среди знаков альтерации занимает бекар.

Бекар — это такой знак, который отменяет действие и бемоля, и диеза. Если вы увидели такой знак перед нотой, это значит, что нужно сыграть обычную белую клавишу. То есть ноту без применения альтерации. Выглядит бекар вот так:

Также существует дубль-диез:

и дубль-бемоль:

Первый выглядит как крест и повышает ступень на два полутона (то есть на целый тон). Второй выглядит как два бемоля подряд и понижает ступень на два полутона. Условно, если в нотах написана нота фа дубль-диез, то на инструменте мы сыграем ноту соль.

Это может показаться странным, ведь зачем такие трудности, когда можно было бы написать просто ноту соль? Оказывается, музыка имеет очень много общего с математикой и в ней тоже есть законы, которые нельзя нарушать. Именно из-за них и появились такие знаки как дубль-диез и дубль-бемоль. Если вам интересно узнать больше о знаках альтерации, добро пожаловать в статью «Знаки альтерации».

Тем, кому приятнее смотреть, а не читать, могу порекомендовать Ютуб канал Ирины Машковской — педагога с многолетним опытом. Ее уроки не дадут вам заскучать, а информация понятна даже детям! Вот один из ее многочисленных уроков.

Скрипичный и басовый ключи

С помощью нотного стана мы можем реально видеть какой звук выше, а какой ниже, но только относительно друг друга!

А что делать, если на нотном стане располагается одна нота? Как определить её высоту? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе нам потребуется ввести такое понятие, как ключ.

Ключ – это знак, указывающий местоположение конкретной ноты на нотном стане. Давайте разберем подробнее.

Сейчас ноты на нотоносце располагаются так:

Видите, низкие ноты в скрипичном ключе пишутся на дополнительных линейках, так же, как высокие ноты в басовом. Представьте себе, как бы выглядела нотная запись, если бы в музыке существовал лишь один ключ. Клавиш на пианино 88 и каждую из них нужно как-то отобразить на нотном стане. Линеек при этом всего 5. Пришлось бы использовать множе­ство дополнительных линеек, что неудобно для визуального восприятия и чтения нот.

Поэтому музыкальный теоретик Гвидо д’Ареццо еще в XI веке ввел особые знаки – ключи. Смысл ключей заключался в том, чтобы служить отправной точкой на нотном стане — указывать ноту, от которой следует отсчитывать все остальные.

Как вы знаете, ноты имеют слоговые названия (До, Ре, Ми…), но также их можно обозначать буквами латинского алфавита.

Нота соль обозначается буквой G. Именно эта буква и стала прообразом для скрипичного ключа.

Как видите, основной завиток обвивает вторую линейку нотного стана. Тем самым ключ говорит нам: на второй линейке находится нота Соль. Зная это, мы с легкостью можем отсчитать остальные ноты.

Название «Скрипичный» он получил потому, что охватывает диапазон в котором играет скрипка. Вот как выглядит расположение нот в скрипичном ключе, в первой октаве.

Басовый ключ своим завитком цепляется за четвертую линейку нотного стана. Две точки также обрамляют ее с двух сторон. Как и скрипичный ключ, басовый является точкой отсчета – в данном случае это нота Фа. Зная это, мы с легкостью вычислим расположение остальных нот. В Малой октаве они будут располагаться на следующих позициях:

Басовый ключ можно называть еще «Ключ Фа».

Все понятно22Совсем запутался2

Паузы в музыке

Паузой в музыке принято называть момент тишины. Как и ноты, паузы бывают разными по протяженности. Название пауз соответствует названиям длительностей нот, но графическое изображение отличается. Ниже представлены основные паузы и длительности нот, которым они соответствуют.

Мы условились, что пауза — это тишина. Однако играя на пианино и выполняя паузу в партии только одной руки, никакой тишины вы не услышите. А если вам хочется узнать, что такое настоящая музыкальная тишина, вам стоит послушать произведение Джона Кейджа, которое называется «4,33». По задумке автора, музыканты, исполняющие эту композицию, не издают ни единого звука. Аудитория прислушиваться к звукам окружающей среды и, тем самым, приходит в гармонию с ней. Это произведение в авторском исполнении вы можете найти на просторах интернета.

Нотный стан — что на нем располагается

Звук обладает рядом физических свойств. Один из них – частота, но в музыке частоту звука называют высотой или звуковысотностью. Но как же изобразить эту самую высоту на бумаге?

Этот вопрос в начале XI века решил итальянский монах, педагог и теоретик Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо). Именно он предложил изображать разные по высоте звуки на параллельных линейках, расположенных друг под другом. Эта система получила название нотный стан.

Обратите внимание, на то, что линейки принято считать снизу-вверх.

Звукоряд Октава Диапазон

Напомню, что нот всего семь. Они располагаются друг за другом в строгой последовательности: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Эта последовательность называется звукоряд. Детей в школе учат: если звуки встали в ряд – значит это звукоряд.

Эта последовательность может повторяться бесконечное количество раз. То есть после ноты Си снова идет До и т д. Расстояние между одной нотой До и следующей До называется октавой (с лат. «восемь»).

И действительно, если посчитать: До – 1я, Ре – 2я, Ми – 3я … Си – 7я, а следующая после неё До – 8я. И она же 1я в следующей октаве.

Исторически сложилось, что чаще всего в музыке применяется девять октав.

Каждый музыкальный инструмент, а также голос имеет определенный предел. То есть самую низкую и самую высокую ноту, которую он может исполнить. Так вот, расстояние от крайней ноты в нижнем регистре до крайней ноты в верхнем называется диапазон. У каждого инструмента и человеческого голоса он свой. Диапазон принято измерять количеством октав. Например, на пианино семь полных и две неполные. Соответственно, если нажимать клавиши поочередно снизу-вверх, то звукоряд (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) повторится полностью семь раз.

Динамика

Музыкальный язык, как и человеческая речь очень эмоционален. Он обладает множеством разных оттенков, которые в музыке достигаются за счет динамики и штрихов. В переводе с греческого «динамис» – сила. Получается динамика в музыке – это сила звука. Для обозначения силы звука используют специальные итальянские термины. В таблице ниже, приведены обозначения основных динамических оттенков с расшифровкой.

Сочиняя музыку, композитор указывает динамические оттенки того или иного фрагмента. Так, в одной композиции динамика может меняться несколько раз.

Музыкальные штрихи

Музыкальный справочник гласит: Штрих – это способ извлечения звука на музыкальных инструментах. Если на пианино звукоизвлечение зависит от манеры прикосновения к клавишам, то на скрипке все зависит от прикосновения смычка к струнам. Для каждой группы инструментов (клавишные, ударные, струнные и пр.) приемы извлечения звука будут разными. Эти приемы имеют название – туше. С французского языка это означает «касаться», «дотрагиваться».

Есть ряд штрихов, которые возможно выполнить практически на любом инструменте. Но существуют и такие штрихи, которые принадлежат какому-то конкретному инструменту. Например, штрих «пиццикато» возможен лишь на смычковых струнных инструментах. Ниже я приведу примеры нескольких музыкальных штрихов.

Дуга, нарисованная под нотами, называется лигой. Звук этих нот плавно перетекает из одного в другой. Такой штрих имеет название «Легато»:

Точки под каждой нотой означают, что звук таких нот должен быть коротким, отрывистым. Термин, описывающий такой прием, зовется «Стаккато»:

Есть масса других музыкальных штрихов, с которыми вы можете познакомиться самостоятельно.

Дополнительные музыкальные знаки

В этой статье мы познакомились с нотной грамотой и основными знаками нотного письма. Тем не менее существует множество знаков, которые мы не затронули, а ведь они представляют собой не меньшую ценность. Есть группа знаков, отвечающая за мелизмы – украшения в музыке; встречаются и такие, которые помогают упростить запись и чтение нот. Есть масса других, но я приведу лишь некоторые:

Заключение

Нотная грамота включает в себя много разных обозначений, терминов и символов. С основными мы познакомились, а если хотите знать больше — переходите по ссылкам и узнаете много нового, ведь музыкальный мир так интересен.

Нотный стан с нотами в картинках и подробным описанием

Вы узнаете, что такое нотный стан и для чего он нужен в музыке. Покажу, как использовать расположение нот при скрипичном и басовом ключе. Будет много примеров с картинками.

Музыкальный ключ

Традиционно музыка записывается с помощью системы из пяти линеек, называемых нотным станом или нотоносцем. Вы видите его на рисунке ниже.

Нотный стан

В самом начале нотоносца помещается так называемый музыкальный ключ. Он определяет звуковысотное значение нот, записанных на линейках и в промежутках между линейками нотного стана.

В основном применяют ключи двух видов:

  1. Скрипичный ключ
  2. Басовый ключ

Сейчас у нас на нотном стане изображен скрипичный ключ. А это нотный стан. Мы видим линейки и промежутки между ними. На них мы размещаем ноты.

Скрипичный ключ определяет какой ноте будет соответствовать та или иная линейка или промежуток.

Басовый ключ выглядит вот так. Он диктует свои правила размещения нот.

Басовый ключ применяют для записи нот в музыкальных инструментах низкого регистра. А скрипичный ключ применяют для записи партии инструментов высокого регистра.

В прошлом уроке про ноты мы говорили о средней «С» (или до). Ноте, расположенной по середине фортепианного диапазона.

Так вот, скрипичный ключ применяют для инструментов, чей диапазон лежит выше этой средней «С». А басовый ключ применяют для инструментов, с диапазоном, лежащим ниже средней «С».

Для использования обоих ключей применяют так называемую фортепианную систему. Это два нотоносца, объединенных фигурной скобкой. Она называется акколада.

Обычно ее используют для записи партий фортепиано ввиду его широкого звукового диапазона. Одного ключа для фортепиано мало.

В общем, для объединения двух ключей используют такую скобку (акколаду). И это называется фортепианной системой.

Но вы используете только один скрипичный ключ если пишите ноты для инструмента высокого регистра. И один басовый ключ если пишите ноты для инструмента низкого регистра.

Нотный стан

Как уже говорил, нотный стан служит для записи музыки в систему из пяти линеек. Такой нотоносец отображает сразу два музыкальных аспекта. Это временной и высотный.

Время считывается по горизонтали. Оно может быть выражено с помощью нот и пауз. Вот эта жирная линия является паузой.

Паузы на нотоносце

То есть время считывается слева на право и определяется числом долей в такте.

Высота нот считывается по вертикали. Высокие ноты записываются на линейках и промежутках выше, чем низко звучащие.

То есть вы читаете партитуру слева на право, чтобы понять временной аспект музыки. А снизу в верх для определения высотной составляющей.

Нота может располагаться на любой линии или промежутках между ними. И при необходимости располагается даже за пределами нотного стана на добавочных линейках.

На рисунке ниже находится средняя нота «До». Традиционно ее еще называют нотой «До первой октавы» на нотном стане.

Средняя нот До

Она записывается между двумя нотоносцами на добавочной линии. Эта линия расширяет диапазон нотного стана.

Вот еще один пример добавочной линейки. Она расширяет диапазон нотоносца в сторону увеличения высоты.

Добавочные линии могут расширять диапазон как вверх, так и вниз. А также применяться в обоих ключах.

Ноты белых клавиш

Давайте посмотрим, как записываются ноты белых клавиш фортепиано на нотном стане.

Нотный стан с нотами для белых клавиш

На этом рисунке мы видим, что первые ноты начинаются с первой добавочной линейке. На ней расположена средняя «С» (нота До первой октавы). Ноты без диезев и бемолей называются натуральными.

Поэтому можно сказать так.

За натуральной «До» следует натуральная «Ре». Или после «C» идет «D». Это в том случае, если вам привычно западное обозначение нот на нотном стане.

Следующая нота «Ми» или «E». Далее «F» (Фа).

То есть они все расположены будто по ступенькам, последовательно заполняя линейки и промежутки.

После «Фа» идут «Соль», «Ля», «Си» и потом снова «До».

Ноты черных клавиш

Теперь давайте посмотрим на нотный стан с нотами и диезами.

Нотный стан и ноты для черных клавиш

По картинке видно, что сначала идет «До натуральное». Далее «До диез» записывается на той же линии, но со значком диеза перед нотой. Вот такая решетка (#) перед нотой обозначает диез.

Все эти ноты с диезами представляют черные клавиши фортепиано.

Вы, наверное, заметили, что тут применяется разная система наименований нот. Это сделано для того, чтобы вы поняли соответствие между слоговой и буквенной системами.

Давайте посмотрим на бемоли (♭).

Начинаем с «До первой октавы». Далее идет «Ре бемоль» (D♭), которая обозначает черную ноту (клавишу на клавиатуре). Ранее мы ее называли «До диез» (C#). Вот маленький значок, похожий на букву «♭» означает бемоль.

Далее идут «Ми бемоль» (E♭). Затем идет «Фа натуральное» потому что у нее нет бемоля (черной клавиши на клавиатуре). После идет «Соль бемоль» (G♭) и «Ля бемоль» (A♭). Затем «Си бемоль» (B♭) и нота «До» (C) следующей октавы.

Вот так записываются ноты с бемолями.

Нотный стан и басовый ключ

Давайте теперь посмотрим, как выглядят ноты на нотном стане в басовом ключе.

Нотный стан басового ключа

Перед нами ноты белых клавиш. Похоже на то, как это было в скрипичном ключе. Только тут ноты начинаются с другой линейки. Это потому, что басовый ключ определяет такое положение нот.

Но ступенчатый принцип тот же самый. До натуральное, Ре натуральное, Ми натуральное, Фа натуральное и так далее.

То есть тот же самый ступенчатый принцип последовательного заполнения линеек и промежутков.

Диезы и бемоли на нотном стане

Теперь посмотрим, как выглядят диезы и бемоли на нотном стане. Вот ниже фото.

Теперь давайте посмотрим на бемоли басового нотного стана.

Как выучить ноты на нотном стане

Сейчас покажу, как можно выучить расположение нот на нотном стане. Вы наверное, спрашиваете себя, как же узнать, где располагать ту или иную ноту?

Для запоминания расположения нот на нотном стане существует поговорка на английском языке. Сейчас мы ее выучим.

Ведь знать расположение нот на нотном стане очень важно. Иначе вы сможете читать и записывать музыку.

Для скрипичного ключа

Начнем со скрипичного ключа. Разберемся с линейками.

Для запоминания расположения нот на линейках существует поговорка.

По-русски дословно — «Каждый хороший мальчик заслуживает веселья».

Заглавные букв в этой поговорке представляют названия нот. Таким образом, на линейках скрипичного ключа, ноты располагаются в таком порядке:

  1. E (ми)
  2. G (соль)
  3. B (си)
  4. D (ре)
  5. F (фа)

Это нужно просто запомнить! Очень важно знать основные моменты:

  1. Ноты на линейках и в промежутках в скрипичном ключе
  2. Ноты на линейках и в промежутках в басовом ключе

Теперь давайте выучим промежутки скрипичного ключа. Тут уже проще, так как идет английское слово «Face» (то есть лицо).

  1. F (фа)
  2. A (ля)
  3. C (до)
  4. E (ми)

«F» идет на первом промежутке, «A» на втором, «C» на третьем и «E» на четвертом.

Совместив обе поговорки, получаем:

  1. E (ми)
  2. F (фа)
  3. G (соль)
  4. A (ля)
  5. B (си)
  6. C (до)
  7. D (ре)
  8. E (ми)
  9. F (фа)

А для добавочных линеек вы просто продолжаете счет:

  1. G на первом добавочном промежутке
  2. A на первой добавочной линейке
  3. B для последующего добавочного промежутка и так далее

Тоже самое и в нижней части:

  1. Нота «D» идет ниже первой линии
  2. Добавочная линейка с нотой средняя «C»
  3. Ниже нее нота «B» и так далее

Для басового ключа

Теперь запоминаем ноты для басового ключа.

Здесь ноты на линейках запоминаются с помощью поговорки. В переводе — «Мячики для гольфа не улетают прочь».

На русском можно использовать такую пословицу — «Соленая синяя река — фарфоровая лямбда».

Или:

  1. Соль
  2. Си
  3. Ре
  4. Фа
  5. Ля

Эти ноты находятся на интервале в терцию.

А в промежутках будет, как на рисунке ниже. Переводится, как — «Все коровы едят траву».

На русском можно придумать свою поговорку. Например, «Лягушка дошла — мина сошла».

Или

  1. Ля
  2. До
  3. Ми
  4. Соль

Совместив обе поговорки, получаем:

    1. G (соль)
    2. A (ля)
    3. B (си)
    4. C (до)
    5. D (ре)
    6. E (ми)
  1. F (фа)
  2. G (соль)

На этом все!

Теперь вы знаете, как располагаются ноты басового и скрипичного ключа на нотном стане. Для этого мы рассмотрели много фото с примерами и пояснениями.

Для практики рекомендую вам поработать с нижним фортепианным нотоносцем.

Попробуйте произвольно выбрать какую-то линейку или промежуток. Определите, какая эта нота в том или ином ключе. Упражняйтесь, пока не будете более или менее ориентироваться в расположении нот на нотном стане.

Изучение нотной грамоты при помощи компьютера

Настоящая статья посвяшена изучению музыкальных нот фортепиано посредством компьютерных технологий. Данная работа может быть использована в детских садах, общеобразовательных школах и также в других учебных заведениях. С этой целью разработана компьютерная программа на базе Мicrosoft Excel. Дается подробная программа внедрения идеи автора статьи.

Ключевые слова: изучение нот, фортепиано, компьютерная программа, Мicrosoft Excel, знаки альтерации, тренинг, тест.

В «Национальной программе по подготовке кадров» республики Узбекистана подчёркивается, что «…В основе современных информационных технологий, компьютеризации развивается информатизация учебного процесса. В дальнейшем будет построен единый процесс информатизации сведений учебной, учебно-методической, научной литературы, а также развитие издательской базы науки и обучения» .

В настоящее время в музыкальном обучении вместо технических средств отдельная роль отводится компьютеру. Компьютер – это техническое, дидактическое средство, позволяющее усовершенствованию знаний, навыков, расширению и углублению практического мышления обучающихся в этом направлении .

Как и во всех сферах, в музыкальном обучении наблюдается положительная тенденция изучения теории и практических курсов посредством современных компьютерных технологий.

В музыкальном обучении, используемые технические средства, такие как диафильм, диапозитив, учебные фильмы, кадоскоп, кинопроектор, лингафон, магнитофон, проигрыватель можно разделить на экранные, звуковые и экранно-звуковые. Кинофильмы без звука, диафильмы и диапозитивы – экранные средства. Запись звука на магнитную плёнку и его передача, грампластинка, радиовещание входили в звуковые средства 20 века. Звуковое кино, звуковой диапозитив и диафильмы, учебные телепередачи считали экранно-звуковым. Иначе, его называют и аудиовизуальным средством и применялись до компьютеризации.

Но в последнее время на занятиях музыки в общеобразовательных школах всё более и более отдельное место отводится компьютеру.

Целью использования компьютера в музыкальном обучении является не замена обучения на оригинале, а быстрое, практичное выполнение таких задач как запись каждой мелодии в современном стиле, её усовершенствование, перенос, воспроизведение, переработка, анализ, практическое использование имитационной модели.

В обучении, направленном к личности требуется самостоятельный анализ теории и практической части нового материала со стороны обучающего, необходимость возникновения воображения в итоге доказанных в его сознании заключений. Для этого обучающийся должен уметь продолжить обучение в любом времени и пространстве за пределами аудитории. Компьютерные технологии всегда могут дать эту возможность.

В данной статье речь идёт о новой программе, созданной для обучения первоначальной музыкальной грамоте при помощи компьютера и контролирования приобретённых знаний в общеобразовательном школе. В создании этой программы предусматриваются две цели. Первая – иметь широкие знания о 88 белых и чёрных клавиш на фортепиано, расположении октав, знаков альтерации, длительность нот. Вторая цель – самостоятельный поиск информации, и закрепить, и проверить приобретённых знаний через компьютера.

В этой программе:

— во-первых, оказывается большая помощь при получения в навыков чтения нот.

— во-вторых, обуславливается обратная связь между полученными знаниями и результатом.

— в-третьих, не требуется оценка приобретённых знаний со стороны постороннего человека (самостоятельная работа учащегося).

— в-четвёртых, повысить свои навыки посредством этого могут не только ученики или студенты, но и учителя. Потому что, чем широк спектр приобретённых знаний, тем возрастает необходимость их повторения.

Согласно этой программе возрастает скорость усвоения знаний по общей музыкальной грамотности в общеобразовательном школе. Информатизация войдёт в определённое русло, имеется возможность повторения усвоенного материала.

Нотную грамоту изучают учащихся на инструмента фортепиано. Потому что, вышеуказанные положительные возможности способствуют совершенствованию этого музыкального инструмента. Фортепиано (от итал.-громко-тихо) создано в Италии Бартолео Кристофором (1709-1711г.). До него созданный клавишный клавесин уступил фортепиано, где технические возможности исполнения на много широки и рождение динамической возможности дало быстрому распространению этого музыкального инструмента. В клавесине звуки издаются путём трения о спицы, а в фортепиано путём удара деревянных молотков.

Звуки не только имеют возможность продолжительности звучания, но могут передать как и тихое, так и громкое звучание. Фортепиано полностью исключило из употребления клавесин и клавикорд в конце 18-века и усовершенствовалось в середине 19-века. Фортепиано имеет свыше 90 спиц, которые нарастают слева направо. Спицы, дающие тихое и среднее звучание изготовлены из толстой проволоки, тихое звучание – это одна проволока, среднее — две, громкое дают три проволоки. С нажатием нужной клавиши соответственно молотки задевают спицы и дают звучание. Как только пальцы покидают клавиши демпферы останавливают звуковую продолжительность .

Жизненные наблюдения показывают, первоначальное представление о музыке у людей дают чёрные-белые клавиши фортепиано. У некоторых людей сама клавиатура вызывает особое чувство волнения. Эти моменты в большинстве случаев бывают только в детстве. И многие ребята мечтают о своём фортепиано. Но иногда действительность и её условия приводят к угасанию их интереса.

Навыки музыкального исполнения приобретаются у детей школ музыки и искусств, а также учащихся общеобразовательном школе. Здесь, в основном, большое значение имеет знание нот, их расположение в октавах, их длительность и правописание.

Этот процесс одним словом можно назвать музыкальным алфавитом (или музыкальной грамотой) и он начинается у нас с третьей четверти 2- класса общеобразовательной школы. Эта работа предлагает не только для изучения в общеобразовательном школе, но и для факультета искусствоведения в педагогической институте, первый курс учащихся педагогическом колледже и колледж искусства, а также любители.

Восприятие услышанных звуков даёт хороший результат посредством живого исполнение на музыкальном инструменте, а не слушанием мультимедиа. Именно, в данной программе звуки присуще фортепиано не установлены. Причина в том, что практическое исполнение на фортепиано и способность понять звуки считается очень сложным, психическим и физиологическим процессом.

Какое слушание, по мнению специалистов, подвержено развитию? Анкетирование показало, в процессе чтения нот у обучающихся вместе с взглядом с одной ноты на другую, происходит действие пальцев путём опоры на осязание пространства. Правильнее всего развить образовавшийся звук посредством точного исполнения темпа мелодии. В этом процессе помимо глаз и пальцев активное участие должны принять шея, левая и правая рука, плечи, поясница, а также ноги.

Чтение нот – сложный процесс. На усвоение его уходит больше времени, чем на изучении кириллицы или латинских букв.

Для сравнения приведём следующий пример: в кириллице 33 букв, 12 знаков препинания. С помощью всего 47 различных знаков мы читаем информацию вслух или про себя. Но, при исполнении нот на фортепиано мы сталкиваемся с большим количеством знаков. Давайте, постараемся вычислить их среднее количество.

Фортепиано имеет всего 88 звуков. Один звук это одна нота. Каждая нота меняется по своей долготе звучания в 7 раз (целая, половинная, четвертная, восьмые, шестнадцатая, тридцать вторая, шестдесять четвертная). Значит, ноты фортепиано передаются около 616 звуками.

Среди 88 звуков 52 — это белые клавиши. Они называются основными ступенями. Эти ступени меняются в 5 видах. Это такие как, диез (повышение на пол тона), бемоль (понижение на пол тона), дубльдиез (повышение на один тон), дубльбемоль (понижение на один тон), бекар (возвращение в исходную позицию). Эти знаки стоят перед 7 нотами: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Количество изменений нот и звуков в одной октаве достигает до 35 раз. В шести полных октавах -210 раз. Если прибавить 210 к вышеуказанному числу 616, то придётся различать 826 звуковых знаков.

Продолжим счёт. Мелодии в мажорном ладу бывают 12 видов (естественные, гармоничные, мелодичные, виды, среднем 36, пока их прибавлять не будем), в минорном ладу всего 12 видов (естественные, гармоничные -24 вида, пока их тоже прибавлять не будем), всего 24 вида. 24 вида названия лада передать на кириллице или при помощи латинских букв – это значит 48 вида. Если прибавить 48 к числу 826, то это значит, что количество знаков на фортепиано достигает 874.

Кроме этого, имеются 8 знаков выразительного исполнения на фортепиано (т.е. f-громко, р-тихо, mf — средне тихо и т.д.). Темп произведения передаётся в среднем 35 терминами (быстрый темп, средний, тяжёлый). Используются 2 ключа (скрипичный, басовый). Сокращение письма нот 8 различными знаками, (реприза, вольта, 8…(октава), сегно, стакатто и др.), продление долготы звучания нот 6 знаками (одна точка, две точки, лига, легато, фермата), соединение линий нот 5 знаками (акколада, большая скобка, маленькая скобка, линия такта, линия двойного такта), и другие тому подобные знаки в среднем – 100 . Значит, 100 прибавляем к 874 получается 984. Для исполнения того или иного произведения нужно различать около 1000 знаков, и под действием всего тела уметь передать его мелодичность. Можно себе представить огромный труд преподавателя музыки игры на фортепиано.

Приведём примеры из жизни. Учащиеся ДМШ (детские музыкальные школы) на уроках по теории музыки и сольфеджио непрерывно пользуются изображением одной октавы в нотной тетради. Наблюдения показывают, что это функционирует основной формулой для учащихся на каждом занятии и по ней выполняются многие задания. В аудитории обычно стоит одно фортепиано, пользователей же достаточно много, что способствует использованию имитационной модели этого музыкального инструмента в компьютере.

Некоторые задания приходиться выполнять дома, в условиях, где нет фортепиано. В этом большую помощь оказывает, рекомендуемая нами программа изучения нот фортепиано посредством компьютера. Эта программа отличается от других упрощённостью языка, понятностью направления от простого к более сложному, как для учителей, так и для учащихся. Потому что она не требует больших затрат и может быть установлена в любом учебном заведении и в интернет клубах.

Далее приводится программное содержание изучения музыкальных нот для учащихся начального этапа при помощи компьютера. Программа создана в Microsoft Excel.

При вводе программы на мониторе компьютера появляется следующее изображение.

1-рисунок

Здесь изображены клавиши. При нажатии любой клавиши, в специальных клетках приводится адекватное название ноты, её отношение к нужной октаве и её отражение в нотной тетради. Вместе с этим приводится длительност нот.

2-рисунок.

В связи с тем, что диез, бемоль и другие знаки альтерации усложняют процесс отражения нот в нотной тетради, полная информация о них даётся на отдельной странице. Чтобы открыть её нужно направить мышку на центр звукового ряда, т.е. на ноты до и ля (чёрные клавиши) первой октавы и нажать. На экране появляется название » до диез первая октава» и только изменения этого этапа с бемолем и дубльдиезом показаны на примерах 2-рисунок.

Немыслимо представить написание нот без знаков альтерации. Поэтому особое внимание уделяется на усвоение знаков альтерации. Потому что, отражение нот на письме на 90% связано с этими знаками. Мелодия рождается в сознании человека. И исполняется она по ведому души. Исполнение той или иной мелодии зависит от звучания белых и чёрных клавиш. Для их различия и используются эти знаки альтерации.

Во второй части программы можно самостоятельно проконтролировать усвоенный материал. В ней каждая нота по отдельности отражена в нотном стане. Если нажать на синюю клетку той или иной ноты, то можно увидеть название этой ноты в отдельной клетке. В итоге можно уточнить усвоенный материал и проверить степень памяти. Страница, где расположен «Тренинг» показана на нижеследующем рисунке. В странице под названием «Изучение нот» имеется возможность расположить их поочерёдно или в разброс.

3-рисунок. «Тренинг»

Страницу «Тренинг» можно по — другому назвать «самоконтроль». Этой страницей могут пользоваться учащиеся, будущие музыканты, преподаватели музыки. Использование «Тренинга» преподавателями музыки и на примере новых педагогических технологий. В третьей части программы под названием «Тест», контроль усвоенного материала даётся в иной форме. Направление его работы несколько отличается от формы «Тренинга».

4-рисунок

Механизм работы и форма контроля тут более удобный и компактный. Внешний вид программы прост и компактен. Выполняемые действия расположены по всем требованиям дизайна в трёх цветных столбах. В верхней части первого столбика находится карточка вопросов. Если нажать на запись «Следующая нота», то мы можем перейти к очередной карточке вопросов. В середине столбика расположена пара клеток, где учащийся выдаёт свой ответ. Под ними снизу расположена пара клеток, где компьютер выдаёт правильный ответ. В маленьком столбике второго столбца название октав, во втором столбике название семи нот. Из этих маленьких столбиков учащийся выбирает правильный ответ, и выбранные ответы появляются в середине первого столба. Третий столб также состоит из трёх клеточек по направлению сверху вниз, где автоматически отражается количество заданных вопросов, баллы за правильные ответы и процентное соотношение всего процесса.

Хотя количество кнопок, используемых в контроле «Тест» маловато, они дают возможность оценить приобретённые знания в полном объёме наравне с «Тренингом». Этапы оценивания уменьшены и упрощены. Это предусмотрено тем, что ими могут воспользоваться дети в возрасте 4-5 лет в дошкольном образовании. Кроме этого, на вопросы, заданные в «Тесте» сначала даются ответы письменно, затем при нажатии кнопки «Правильный ответ» под данным ответом появляется клетка с правильным ответом. Если в двух клетках ответы одинаковы, значит, учащийся ответил правильно. Если же ответы не совпадают, значит, дан неверный ответ. Это положение повышает навыки анализа результатов путём сравнения.

Ещё одной отличительной чертой «Теста» от формы контроля «Тренинга» является тем, что каждый опрос оценивается в баллах и их количество выявляется на экране. Это в свою очередь поощряет и заинтересовывает ученика в получении знаний. Процентное соотношение вычисляется от количества заданных вопросов и суммы баллов ответов. Например, в «Тесте» всего 88 вопросов, из них на 20 даны ответы. Если из этих 20-и ответов 18 — правильно, то результатом считается 80%. Эту функцию вычисления процентного соотношения компьютер подсчитывает автоматически.

Вопросы составлены для всех 88 нот музыкального ряда. Знать каждую ноту в порядке возрастания не сложно. Но в процессе исполнения той или иной мелодии ноты располагаются не по порядку как в музыкальном ряду. Поэтому и вопросы составлены смешанно. Такое функционирование усиливает внимание ученика, включает его сознание, ускоряет процесс восстановления в памяти приобретённого материала.

Данная программа, может легко заменить базу сведений музыкально-теоретических знаний. Удобно её пользоваться и в ноутбуках.

Значение этой программы состоит в том, что используя её, помимо общей музыкальной грамотности ускоряется процесс чтения нот при исполнении на фортепиано и на других музыкальных инструменте. Большой объём знаний сохраняется в памяти всецело. Имеется возможность воспроизвести, повторить, повторно выучить забытый материал.

Литература:

  1. Каримов И.А. «Гармоничные поколение — основа развитие Узбекистана” (На узбекском языке). — Ташкент. 1997. стр.

  2. Туракулов К и др. “Основы перспективная педагогика” (На узбекском языке). Ташкент — издательтво “Янги аср авлоди”. 2003.

  3. Карпов Г.В. Романин В.А. “Технические средства обучения” (на узбекском языке). Издательство — “Укитувчи” – Ташкент — 1974.

  4. Акбаров И. «Музыкальный словарь» (на узбекском языке). Издательство “Адабиёт ва санъат” — Ташкент — 1987 г. .

  5. Вахромеев В. “Элементарная теория музыки” (на узбекском языке, перевод с издания Госмузиздата, Москва -1959). Издательство – “Укитувчи” — Ташкент. 1980.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *