Новые формы работы

Формы методической работы с педагогами ДОУ

Модернизация кадрового обеспечения образовательного процесса дошкольного учреждения в рамках ФГОС направлена на последовательный переход от традиционного образовательного процесса к деятельностному, и вопрос методического сопровождения в ДОУ на сегодняшний день особо актуален, так как является неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования, системой повышения профессиональной компетентности педагогических кадров. Она существенно влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы ДОУ, поэтому мы ее рассматриваем как важный фактор управления образовательным процессом. Однако, на базе нашего детского сада существовала реальная проблема недостаточной эффективности управленческих действий по повышению профессиональной компетентности воспитателей. Пассивность воспитателей, отсутствие их заинтересованности, недостаточная активность в работе на педсоветах, консультациях, семинарах являлись существенными проблемами. И пред нами встали вопросы: Как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником педагогического процесса? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской? Постоянно находясь в поиске нестандартных подходов к организации непосредственно методической работы, оптимальных форм и наиболее эффективных методов обучения воспитателей, мы пришли к выводу, что активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с ними. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.

Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с педагогами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов. Значение интерактивных методов состоит в достижении таких важнейших целей, как:

1. Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;

2. Повышение уровня активности и самостоятельности;

3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;

4. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

Развивающая среда, нахождение новых путей реализации образовательного процесса дали возможность объединить педагогов в команду единомышленников.

Так же с педагогическим коллективом используем следующие формы работы:

  • Педагогические мастерские, где ставится цель: обмен опыта работы педагогов имеющих разные квалификационные категории.
  • Мастер – класс; передача высококвалифицированными педагогами своего опыта.
  • Консультации молодых педагогов: цель – помощь в адаптации и знакомство с системой работы, направленной на повы шениепедагогической грамотности молодых специалистов и воспитателей, имеющих перерыв в работе.
  • Методическое объединение. Цель которого; повышение профессионального уровня педагогов.
  • Семинары – практикумы, деловые игры, взаимопросмотры, творческие отчеты, презентации.

В течение учебного года в ДОУ проводим различные смотры – конкурсы: подготовка к новому учебному году, «Лучший уголок здоровья», выставка групповых фотогазет » Ах, лето», «Лучший уголок по ОБЖ» и т.д.

Широко применяем различные формы индивидуальной работы с воспитателями. Например, собеседования в начале и конце года, посещение и анализ занятий с целью помощи, т.к. методическая служба функционально не подменяет собой административные органы. В нашей работе используется одна из современных тенденций – микрогрупповая работа. Объединение педагогов в проблемные группы на определённый фиксированный срок помогает решить, может быть, небольшую, но конкретную задачу, т.е. в данном случае происходит отказ от решения неких глобальных, отвлечённых педагогических проблем в пользу реальных затруднений.

В работе с педагогами используем и мультимедийные презентации – это один из современных методов работы с педагогическими кадрами, способствующий решению многих задач, а именно:

— возможность точной, доступной и яркой передачи информации,

— одновременное использование различных форм справочной информации: аудио-, видеоизображения, анимация текста,

— быстрый способ внедрения информационных технологий во все виды и направления образовательной работы ДОУ.

Таким образом, мультимедийные презентации, не только формируют информационную культуру педагогов, но и способствуют повышению качества воспитательно-образовательного и управленческого процесса.

Деятельность воспитателей и специалистов нашего детского сада четко скоординирована, созданы условия для профессионального роста. Имеем тесные контакты с СИПКРО и ЦСО, на базе которых за последние 4 года более 80% наших педагогов прошли различные курсы повышения квалификации.

И в заключении одна истина: «В разные эпохи всегда познается нечто разное потому, что в них действуют по-разному» (И. Ф. Гербард). Перед каждым педагогом детского сада «Звездочка» поставлена сложная, но разрешимая задача — «оказаться во времени». Задача методической службы — создать условия для успешного решения этой задачи.

Артемьева Ольга Ивановна, старший воспитатель высшей категории ГБОУ СОШ №2 ж.-д. ст. Шентала СП ДС «Звездочка», ст. Шентала, Самарская область.

Статья размещена в авторской редакции

Эффективные формы методической работы с педагогами в режиме развития

Статья посвящена актуальной проблеме — повышению уровня квалификации педагогов работающих в современных дошкольных образовательных учреждениях. Автор выделил эффективные формы работы с педагогами в режиме развития.

Ключевые слова: формы работы, компетентный педагог, дошкольные образовательные учреждения, профессиональная деятельность, профессиональное мастерство.

В современном мире на дошкольные образовательные учреждения общество возлагает очень важные задачи — воспитывать, обучать и готовить к жизни то поколение людей, от которых будет зависеть уровень развития современного российского общества в будущем. В связи с этим одной из актуальных задач в дошкольном образовательном учреждении является правильная, грамотная работа с коллективом педагогов, направленная на повышение творческого педагогического мастерства, проявление ими индивидуальности. Индивидуальность выражается в своеобразном самостоятельном видении мира, обусловливающем индивидуальное, самостоятельное отношение к нему, специфическое, избирательное восприятие действительности, специфическую, своеобразную логику своей деятельности .

Существуют разнообразные современные формы работы с педагогами в режиме развития.

Консультирование — создание новых дидактических материалов, новых форм и методов организации педагогического процесса.

Рабочая тетрадь — тетрадь, призванная активизировать учебно-познавательную деятельность педагога. Тетрадь способна обеспечить пооперационное формирование понятий, способствовать активизации учебно-познавательной деятельности.

Курсы повышения квалификации — способствуют обновлению знаний и навыков специалистов, имеющих профессиональное образование, для повышения уровня их квалификации.

Школа наставника — социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений.

Просмотр разных видов деятельности у специалистов — форма организации методической работы в ДОУ, помогающая педагогам увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочёты.

Творческая лаборатория — сообщество специалистов, объединенное для решения наиболее важных и актуальных проблем в профессиональной деятельности. Работа творческой группы носит научный характер и направлена на внедрение в практику новых технологий.

Участие в органах соуправления — целенаправленная, систематическая, конкретная, прогнозируемая и организованная деятельность, в ходе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед педагогическим коллективом.

Самообразование — специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и общественно значимых целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессионального мастерства. Самообразование обычно строится по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом.

Дискуссионный клуб — открытая площадка для прямого взаимодействия между педагогами.

Проблемный семинар — занятие, проводимое для педагогов с целью повышения их образовательного уровня, обмена опытом и мнениями по различным вопросам, связанным с педагогической деятельностью.

Взаимопросмотры — эффективная форма повышения профессионального мастерства педагогов с целью показа наиболее эффективных условий, форм или методов и приёмов работы с детьми.

Коучинг — средство содействия, помощи другому человеку в поиске его собственных решений или его продвижения в любой сложной ситуации.

«Коучинг–сессия» — интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос — ответ).

Использование интернет — ресурсов — обучение на основе информационных технологий.

Участие в конференциях и совещаниях разного уровня — эффективный способ передачи информации среди групп общественности, редакций СМИ.

Творческая группа под руководством научного руководителя — творческая работа под началом научного руководителя.

Собеседование — средство коммуникации, целью которого является обмен информацией для выработки соответствующего направления действий на будущее.

Кружок качества — организуются по инициативе администрации, с учетом делегирования полномочий. Ведущий метод — «мозговая атака» или «мозговой штурм». Обязательным условием при организации кружка является наличие педагога, способного обучать коллег без помощи администрации.

Проблемно-ориентированный анализ — особый вид анализа, выборочно — углубленный анализ отдельных сторон, элементов, аспектов, звеньев учебно- воспитательной деятельности, направленный на развитие образовательной системы на основе выявления и оценки проблем, а также на выявление и объяснение причин этих разрывов с тем, чтобы, в конечном счете, обеспечить решение проблем и общее улучшение результатов системы. (Бессмертная Е. В.)

Группа контроля качества образования — организационная структура, занимающаяся внутрисадовой оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию дошкольного учреждения, педагогический совет, совет образовательного учреждения, временные структуры (педагогический консилиум, комиссии и др.).

Обучающие семинары — продуктивная форма повышения квалификации педагогов, основное внимание на которой уделяется повышению их теоретической подготовки.

Тренинг — направлен на саморазвитие личности, может быть как отдельной самостоятельной формой работы с кадрами, так и использоваться как методический прием.

Семинар — практикум — эффективная форма приобщения педагогов к творческой, поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности и повышению их общепедагогической культуры. На семинарах раскрываются как теоретические вопросы учебно-воспитательного процесса, так и практические умения и навыки, необходимые для роста профессионального уровня педагогов.

Научно-практическая конференция — это форма совместной научной деятельности ученых, педагогов и учащихся. Главной целью конференции является — ознакомление, обобщение, и пропаганда передового опыта работы. Она способствует формированию собственной, исследовательской позиции, навыков проведения экспериментальной деятельности по педагогической проблеме.

Технология «Рефлексивный круг» — все участники образуют круг. Ведущий задает алгоритм рефлексии:

— поделитесь своим эмоциональным состоянием по ходу взаимодействия и в его конце;

— расскажите, что нового вы узнали и чему научились;

— назовите причины этого;

— оцените свое участие в ходе мероприятия.

Далее все участники технологии поочередно высказываются в соответствии с алгоритмом. Ведущий завершает своим высказыванием рефлексивный круг.

Технология «Цепочка пожеланий» — каждому участнику по очереди предлагается обратиться с пожеланиями к себе и другим. Пожелания обычно направляются на будущие дела или предстоящее взаимодействие.

Заканчивая цепочку пожеланий педагог, подводится итог.

Моделирование или схематизация действий в виде схемы или рисунка:

— Паучок (солнышко, цветочек) — фиксируются ассоциативные связи любых понятий.

— Кластер (гроздь) — фиксируются системные понятия с взаимосвязями.

— Таблица — фиксируются знания и незнания о чем-либо (может быть расположена, как горизонтально, так и вертикально).

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать

Инсерт-маркировка — самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления. Обозначается с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте: «V» — уже знал; «-«- думал иначе; «+» — знал, «!» — новый материал (узнал), «?» — хочу узнать

Ранжирование — расположение понятий в нужном порядке.

ALACT- модель — голландская технология организации рефлексии

Этап рефлексии

Вопросы для рефлексии

1. Действие

2. Мысленное возвращение к действию или ситуации, что предполагает подробное его описание

Что я хотел?

Что я думал?

Что я чувствовал?

Что я делал?

Что хотели дети?

Что они думали?

Что они чувствовали?

Что они делали?

3.Определение наиболее важных черт ситуации. Определение противоречий.

Что кажется вам сейчас наиболее важным, существенным в ситуации? Какие противоречия Вы можете выявить?

4. Нахождение альтернативных способов действий, путей разрешения ситуации. Определение наиболее оптимального способа действия

Какие альтернативы можно предположить, чтобы обеспечить позитивное разрешение выявленных противоречий?

5. Осуществление альтернативных способов действия

Творческий отчет — форма работы, предусматривающая отчет о работе конкретного педагога или методического объединения.

Методические оперативки — своевременное ознакомление педагогов с новыми достижениями в науке, с передовым педагогическим опытом и выявление путей их внедрения.

Внешняя стимуляция — внешние рычаги активизации персонала, то есть побуждение с помощью материальной заинтересованности. Внешнее стимулирование персонала осуществляется организацией. Сюда входят премии и заработная плата.

Повышение качества дошкольного образования в ДОУ находится в прямой зависимости от педагогических кадров. В современной жизни, в период реформирования образования, меняется статус педагога. Меняются требования к уровню его профессионализма, к его профессионально-педагогической компетентности. В настоящий момент востребован педагог компетентный, творческий, способный мобилизовать свой личностный потенциал и принимающий все преобразования в системе образования. От правильной и грамотной работы методической работы в ДОУ зависит компетентность педагогов и качество образования в современном дошкольном образовательном учреждении.

Литература:

1. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. М.: ТЦ Сфера, 2005, С.96

2. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М.: ТЦ Сфера, 2008

3. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами / Н. С. Голицына — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. С. 80.

4. Дыбина О. В., Кузьмичева Е. И. К вопросу о повышении управленческой компетентности руководителя дошкольного образовательного учреждения // Современные тенденции в образовании и науке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. Часть 3. Тамбов, 2013. С. 63–68.

6. Пискунова Е. В. Профессиональная педагогическая рефлексия в деятельности и подготовке педагога/ Вестник Томского государственного педагогического университета, 2005, № 1.

Методическая работа в ДОУ

Чтобы усовершенствовать и добиться оптимального построения методической работы в ДОУ, необходимо понимать ее сущность, ее основное назначение, ведущие задачи и функции, правильно формулировать важные принципиальные требования к ее организации и осуществлению.

Рассмотрим, как ученые характеризуют понятие «методическая работа» М.М.Поташник: «Методическая работа в образовательных учреждениях Российской Федерации – это часть системы непрерывного образования».

А.М.Моисеев: «Методическая работа основана:

  1. на достижениях науки и передового педагогического опыта,
  2. на конкретном анализе образовательного процесса,
  3. на взаимосвязи мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и педагогического мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом… на совершенствование образовательного процесса, достижения оптимального уровня образования, воспитания и развития.

П.И.Третьяков: «Методическая работа – процесс длительный и сложный, который зависит от целей, спланированных коллективом, задач, нацеленных на предоставление каждому учителю возможности самореализоваться».

К.Ю.Белая: » Методическая работа – деятельность по созданию такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива».

Т.И. Шамова рассматривает работу с педагогическими кадрами как сложную динамическую и целостную систему, имеющую свои цели и задачи, содержание, структуру, формы и методы организации.

Все исследователи едины в том, что методическая работа – это основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности.

Методическая работа в ДОУ является неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системой повышения их профессиональной квалификации.

Непосредственная цель методической работы – это постоянное повышение уровня профессионального мастерства педагога и педагогического коллектива. Самая главная и существенная задача методической работы – оказать реальную помощь педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности.

Методическая работа оказывает существенное влияние на качество и эффективность обучения и воспитания на конечные результаты работы ДОУ.

Принципы организации методической работы

Целостная система методической работы должна развиваться в соответствии с важнейшими принципами:

Принципы актуальности, единства теории и практики – практической реализации закона РФ «Об образовании», учета современного заказа общества на образование, ориентации на социальную значимость ребенка в современных сложных’ условиях жизни, учета проблем, близких конкретному педагогическому коллективу.

Принцип научности, который нацеливает на соответствие всей системы повышения квалификации педагогов современным научным достижениям в самых различных областях.

Принципы системности и комплексности, которые требуют реализации подхода к методической работе как целостной системе, оптимальность которой зависит от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами, единства и взаимосвязи всех сторон и направлений повышения квалификации педагога.

Принципы направленности, последовательности, преемственности, непрерывности и массовости, коллективности предусматривают превращение методической работы в часть системы непрерывного образования, полный охват педагогов различными формами методической работы в течение всего учебного года.

Принцип создания благоприятных условий работы – моральных, психологических, гигиенических, наличие свободного времени для творческой деятельности педагога.

Принципы оперативности, гибкости, мобильности и индивидуального подхода требуют от методистов проявлять способность к быстрому приему образовательной информации и его передаче, учитывая индивидуальные особенности педагогов ОУ.

Принцип постоянного самообразования педагогов, оказание квалифицированной помощи, как в вопросах теории, так и в практической деятельности; повышение результативности его педагогического труда.

Принцип креативности предполагает творческий характер методической работы, создание в ДОУ своей системы методической работы.

Функциональные особенности методической работы

Системный подход к повышению квалификации педагогов подразумевает совершенствование всех элементов методической работы – задач, содержания, организационных форм, условий. Особое внимание необходимо уделить определению целей и задач методической работы, так они определяют способ и характер практической деятельности. Определить цели и задачи – значит определить желаемые результаты, а они прежде всего предполагают повышение педагогического мастерства педагогов и воспитателей.

Моделируя комплекс задач методической работы, необходимо за основу взять модель профессионально значимых профессиональных качеств педагога. В связи с этим выделяют три группы взаимосвязанных функций методической работы.

1. Функции по отношению к общегосударственной системе образования, педагогической науке и передовому педагогическом опыту:

– осмысление социального заказа, важнейших требований общества и государства к ДОУ;
– внедрение достижений передового педагогического опыта педагогов-новаторов;
– внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки;
– пропагандирование лучшего опыта педагогов самого ДОУ.

2. Функции по отношению к педагогическому коллективу:

– консолидация, сплочение педагогического коллектива;
– выработка единого педагогического кредо, общих ценностей, традиций;
– анализ конкретного образовательного процесса и его результатов;
– анализ изменений в уровне знаний, умений, навыков, воспитанности и развития дошкольников;
– предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в профессиональной деятельности педагогов;
– выявление, обобщение и распространение ППО педагогов самих ДОУ, обмен ценными педагогическими находками;
– предупреждение и преодоление формализма и перегрузки педагогической деятельности;
– стимулирование педагогического творчества и инициативы педагогов;
– приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе по актуальным проблемам ДОУ.

3. Функции по отношению к конкретному педагогу:

– совершенствование мастерства, обогащение педагогов знаниями;
– развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций и убеждений, соответствующих задачам общества и ДОУ;
– развитие мотивов к повышению творчества в педагогической деятельности;
– развитие устойчивых идейно-нравственных качеств личности
– развитие современного, диалектического стиля педагогического мышления (системность, гибкость, конкретность…);
– развитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства;
– развитие культуры эмоций и волевых проявлений педагога, саморегуляции деятельности;
– формирование готовности к профессиональному самообразованию, усовершенствованию.

Знание основных задач и функций методической работы необходимо организаторам этой работы для правильного планирования и организации. Также важно довести эти задачи до сознания каждого педагога, превратить их в личные цели, в стремление к профессиональному совершенствованию и постоянной работе над собой.

Правильное определение задач методической работы способствует и оптимальному выбору средств их решения. Главное средство решения задач – содержание методической работы в ДОУ.

Содержание методической работы формируется из различных источников:

  1. Государственно-правительственные документы о перестройке и социально-экономическом развитии нашего общества, об образовании, перестройке ДОУ, дающие общую целевую ориентацию для всей методической работы.
  2. Новые и усовершенствованные учебные программы, учебные пособия, помогающие расширять и обновлять традиционное содержание методической работы.
  3. Достижения научно-технического прогресса, новые результаты психолого-педагогического исследования, в том числе исследований по проблемам самой методической работы в ДОУ, повышающие ее научный уровень.
  4. Инструктивно-методические документы органов образования по вопросам методической работы ДОУ, дающие конкретные рекомендации и указания по отбору содержания работы с педагогами и воспитателями.
  5. Информация о передовом, новаторском и массовом педагогическом опыте, дающая образцы работы по-новому, а также информация, нацеленная на скорейшее преодоление имеющихся недостатков.
  6. Данные конкретного анализа образовательного процесса в ДОУ, данные о качестве знаний, умений и навыков, об уровне воспитанности и развитости воспитанников, помогающие выявить первоочередные для данного детского сада проблемы методической работы и самообразования.

Выбор содержания методической работы – дело творческое, не терпящее шаблона и догматизма. В любых конкретных условиях необходимо отбирать содержание в соответствии с общими требованиями к методической работе.

В современных условиях выделяют следующие основные направления содержания методической работы (подготовки педагогов) в дошкольном образовательном учреждении:

Мировоззренческая и методологическая подготовка педагогов

Предполагает важнейшие аспекты:

– сущность и содержание социального, политического, экономического, профессионально-педагогического мышления;
– содержание гуманистических, демократических, общечеловеческих ценностей на современном этапе развития нашего общества и ДОУ;
– философско-методологические основы перестройки образования, новые функции и цели дошкольного учреждения, философия оптимального построения педагогического процесса;
– проблемы образования в условиях рыночной экономики, политики, плюрализма и многопартийности;
– место дошкольного учреждения в меняющемся обществе.

Частнометодическая подготовка педагогов

Выделяют три взаимосвязанных фактора:

– повышение квалификации педагогов в области той науки или совокупности наук, которые лежат в основе преподаваемого предмета, раздела программы или воспитательного процесса;
– повышение квалификации педагогов в сфере содержания своего предмета, изучение новых учебных программ и учебных пособий;
– повышение квалификации педагогов в области методики преподавания своего предмета или раздела программы, по которой осуществляется воспитание и обучение дошкольников.

Дидактическая подготовка педагогов

В ДОУ необходимо обеспечить:

– изучение современных дидактических концепций и идей, как теоретических, так и прикладных, переведенных на язык практических рекомендаций, правил, требований;
– изучение опыта педагогов-мастеров педагогического труда, педагогов-новаторов, создающих индивидульно-неповторимые и высокоэффективные дидактические системы.

Воспитательная подготовка педагогов

Подготовка педагогов к воспитательной работе с учетом изменений, происходящих в обществе. Главным содержанием этого направления являются вопросы воспитания на основе общечеловеческих ценностей.

Психолого-физиологическая подготовка педагогов

Основные источники содержания данного направления:

– знание общей, педагогической, возрастной и социальной психологии, физиологии детей и дошкольной гигиене, о типичных тенденциях и особенностях психологического развития современных воспитанников;
– знание конкретных особенностей психологического и физиологического развития воспитанников данного ДОУ ил конкретной группы; знания приобретают сами педагоги, опираясь на научную психологию и физиологию;
– знание психологии труда и личности педагога, закономерностей его профессионального и творческого роста, развитие педагогических коллективов;
– знания особенностей собственной профессии, деятельности и личности, собственного педагогического коллектива; знания приобретают сами педагоги в ходе образовательной и методической работы.

Этическая подготовка педагогов

Педагогам необходимо знать принципы педагогической этики. В ряде ДОУ вырабатывают свои кодексы профессиональной этики, в которых формируются основные принципы взаимоотношений участников педагогического процесса, правила профессионального поведения педагога и воспитателя в общении с самыми различными лицами и коллективами.

Общекультурная подготовка педагогов

В ДОУ следует создать условия для постоянного повышения общего культурного уровня педагога. Быть в курсе духовных достижений своего времени, ориентироваться в современной и классической литературе, театре, кинемотографе, изобразительном искусстве, музыке, знать основные тенденции научно-технического прогресса и достижений в спорте – вопрос чести и профессионального престижа педагога.

Техническая подготовка педагогов

Организация неформального технического всеобуча в ДОУ с целью освоения педагогами ИКТ и другими техническими (видиотехники) и аудивизуальными средствами.
Выбор содержания методической работы осуществляется на основе развития каждого из направлений подготовки педагогов, сближения, взаимопроникновения всех направлений

Сложность и многообразие функций и задач методической работы в ДОУ, разносторонний, постоянно обновляющийся характер ее содержания, а также конкретные особенности того или иного ДОУ предполагают и достаточное разнообразие форм работы, постоянное обогащение и повышение эффективности устоявшихся, традиционных и новых форм.

Форма определяется как внутренняя структура, строение, связь и способ взаимодействия частей и элементов явлений; она всегда находится в единстве с содержанием, зависит от него, но обладает и относительной самостоятельностью и может, поэтому оказывать влияние на содержание – на его способность к прогрессивному развитию или же обеспечивать его.

Разнообразие форм методической работы определяется сложностью стоящих перед ней целей, многоликостью конкретных условий, в которых находятся дошкольные образовательные учреждения.

Выделяют две группы организационных форм методической работы – коллективные и индивидуальные. К первым относятся семинары и практикумы, научно-практические конференции, методические объединения, творческие группы педагогов, мастер-классы, мозговые атаки и т.д.; ко вторым – стажировка, индивидуальные консультации, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование и т.д.

Для эффективного повышения мастерства педагогов необходимо создать соответствующие условия для осуществления методической работы.

Организационно-педагогические. Предполагают оптимальную организацию трудовой деятельности педагогических кадров. Необходимо оценивать, во что оборачиваются для педагога требования, указания, просьбы, предложения, проверки руководителя. К организационно-педагогическим условиям также относятся скоординированность всех внутрисадовским мероприятий, оптимальность нагрузки и общественных поручений, равномерная загруженность педагога по дням недели и в течение года – все, что в конечном счете обеспечивает экономию времени.

Морально-психологические. Предполагают создание благоприятные морально-психологические условия для методической работы – значит всемерно поощрять самообразование педагогов, учиться предвидеть возможные конфликты в коллективе и уметь предотвращать их, а в случае возникновения – гасить, проявлять внимание к нуждам, бедам, радостям каждого педагога, уметь поддерживать и культивировать любые полезные инициативы педагогов, замечать и раскрывать и ценить в каждом педагоге положительное, его творческую жилку.

Материальные. Предполагают материальную обеспеченность и хорошую материальную базу учреждения (оснащение методического кабинета необходимым методическим материалом, оборудованием, дидактическими пособиями и т.д.)

Санитарно-гигиенические. Предполагают охрану и укрепление здоровья людей – дело первостепенной важности. Забота о здоровье педагогов, профилактика их утомляемости, повышение работоспособности – важнейшие условия хорошей организации методической работы.

Оптимальный вариант системы методической работы определяется свой в каждом конкретном учреждении.

В основе оптимизации любой деятельности лежат три принципа:

1. Принцип системности. Только применение системы мер позволит добиться максимального использования всех имеющихся резервов.
2. Принцип конкретности. Каждый педагогический коллектив может добиться оптимальных результатов только с помощью своего, учитывающего особенности конкретных педагогов и руководителей, т.е. отличного от других, варианта системы.
3. Принцип меры. Каждый элемент содержания методической работы, каждая форма должны быть представлены в конкретной системе по-своему, в «своей мере».

Продумывая оптимальный вариант системы методической работы конкретного ДОУ, необходимо начать с изучения процесса и результатов деятельности педагогов и постановки задач. Следует видеть ближние, средние и дальние перспективы методической деятельности, ставить реальные задачи, формулировать их комплексно, так, чтобы решение одних помогало решению других. Обязательным требованием является умение выделить доминирующие в конкретный момент задачи.

Конструируя оптимальный вариант системы методической работы необходимо учитывать:

  1. Задачи, поставленные в государственных документах о ДОУ требованиях министерств и местных органов образования.
  2. Количественный и качественный состав педагогического коллектива.
  3. Результаты диагностического изучения личности и деятельности педагогов, конечных результатов работы ДОУ.
  4. Особенности содержания методической работы.
  5. Накопленные традиции.
  6. Сравнительную эффективность различных форм методической работы.
  7. Меру в использовании разных направлений содержания, форм и приемов методической работы.
  8. Особенности конкретной ситуации в ДОУ.
  9. Наличие времени для осуществления методической работы.
  10. Материальные, морально-психологические и прочие условия.
  11. Реальные возможности у руководителей, руководителей МО и других лиц для участия в организации методической работы.

При оценке подготовленного проекта оптимального варианта системы методической работы необходимо проанализировать его не только с точки зрения охвата всех педагогов и обеспечения качественного повышения квалификации каждого педагога, но и с точки зрения оптимальности расхода времени и сил, чтобы повышение мастерства педагогов достигалось с помощью минимального числа специально подобранных средств и за необходимое время. Об оптимальности системы методической работы будут свидетельствовать показатели результатов.

Результаты методической работы важно рассматривать в соответствии с динамикой итоговых результатов всего педагогического процесса в ДОУ, уровнем образованности, воспитанности и развитости детей, позитивной динамикой уровня этих показателей.

Основными критериями оптимальности результатов методической работы в ДОУ являются:

  1. Критерий результативности достигается, если результаты образования, воспитания и развития воспитанников повышается до оптимального для каждого из них уровня за отведенное время, без перегрузки.
  2. Критерий рациональных затрат времени, экономичности методической работы достигается там, где повышение мастерства педагогов происходит при разумных затратах времени и усилий педагогов на методическую работу и самообразование, без перегрузки педагогов этими видами деятельности. Наличие данного критерия стимулирует научный, оптимизационный подход к организации методической работы.
  3. Критерий роста удовлетворенности педагогов свои трудом достигается, если создаются творческая атмосфера, такой морально-психологический климат, при которых усиливается мотивация творческого, инициативного, самоотверженного труда педагога. Наличие удовлетворенности педагогов процессом и результатом своего труда, оптимальный уровень их творческого самочувствия и душевного комфорта – важные психологические критерии действенности методической работы, ее реальной стимулирующей роли.

Данные критерии занимают ведущее место в общей системе критериев оценки эффективности методической работы.

Литература

Методическая работа в ДОУ. Понятие, цели, формы методической работы в ДОУ.

Методическая работа — это система мероприятий, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.

Методическая работа – это последовательная система способов теоретического познания и практического применения в педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность – это профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого его самовыражения.

Итогом методической деятельности является качество, эффективность и результативность организации воспитательно-образовательного процесса и рост уровня развития детей дошкольного возраста. Деятельность ДОУ находится в прямой зависимости от кадрового потенциала, поэтому возрастает значимость методической работы, которая и создает условия для роста и развития профессиональной компетентности каждого педагога и всего педагогического коллектива в целом.

К.Ю. Белая рассматривает методическую работу в современном ДОУкак целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта систему взаимосвязанных мер, направленных на:

1)повышение профессионального мастерства каждого педагога;

2) на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива;

3)повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.

Главное в методической работе, как утверждает К.Ю. Белая, это оказание конкретной практической помощи воспитателям в совершенствовании форм и методов в работе с дошкольниками. Поэтому о результативности ее нужно судить не по количеству проведенных мероприятий, а по качеству самого педагогического процесса в детском саду и его результатам.

В итоге, по мнению большинства авторов, методическая работа– это деятельность, которая совершенствует и развивает профессиональную компетентность педагогов в вопросах качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Сущность методической работы – оказание системной практической помощи педагогам в повышении их профессиональной компетентности в вопросах качественного осуществления воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Структурные компоненты методической работы. Л.И. Ильенко считает, что в методической работе должны присутствовать такие компоненты, как: цель, задачи, содержание, организационные формы, методы, средства, условия для роста педагогического мастерства каждого педагога и коллектива, а также результаты.

Цель методической работы в МДОУ – создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

Создание эффективных условий для всестороннего непрерывного развития детей, качества профессионального развития педагогов дошкольного учреждения, взаимодействия с семьей определяет основные задачи методической работы:

1. Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации.

2. Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов.

3. Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.

4. Координация деятельности ДОУ и семье в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников.

5. Координация деятельности ДОУ с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и ДОУ в целом.

6. Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.

К.Ю. Белая предлагает следующие цели методической работы ДОУ:

— освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения, воспитания и развития дошкольников;

— повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению воспитательно-образовательного процесса;

— обмен опытом между членами педагогического коллектива.

Главная цель – оказание помощи педагогу и всему педагогическому коллективу в повышении и развитии их профессиональной компетентности для достижения качественных результатов в своей педагогической деятельности.

Для достижения вышеуказанной цели необходимо выявлять начальный уровень профессиональной подготовки педагогов, а затем формулировать цель и планировать и организовывать методическую работу с педагогами.

При формулировании задач методической работы дошкольного образовательного учреждения, следует выделить группу взаимосвязанных функций методической работы.

Функции методической работы с позиции иерархических уровней системы образования (А.М. Моисеева и О.М. Моисеевой):

– функции методической работы по отношению к общегосударственной системе образования, педагогической науки и передовому педагогическому опыту;

– функции методической работы по отношению к педагогическому коллективу образовательного учреждения;

– функции методической работы по отношению к конкретному педагогу.

П.И. Третьяков рассматривает функции методической работы через задачи управления:

— информационно-аналитическая,

— мотивационно-целевая,

— планово-прогностическая,

— организационно-исполнительская,

— контрольно-оценочная,

— регулятивно-коррекционная.

Цель и задачи методической работы в современном дошкольном образовательном учреждении определяются образовательной ситуацией в ДОУ, целью и задачами учреждения и системы дошкольного образования и образования РФ в целом.

Содержание методической работы ДОУ формируется на основе разных источников:

– законов Российской Федерации, нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования РФ и регионов, определяющих цели и задачи системы дошкольного образования, а значит и методической работы;

– программ развития образования в регионе, учреждения, авторских программ, пособий, позволяющих обновлять традиционное содержание методической работы;

– новых психолого-педагогических и методических исследований, повышающих научный уровень методической работы;

– результатов диагностики и прогнозирования состояния воспитательно-образовательного процесса, уровня развития детей, помогающих определить основное содержание методической работы и самообразования педагогов.

С.Ф. Багаутдинова, Л.Н. Буйлова и С.В. Кочнева предлагают содержание методической работы рассматривать с точки зрения основных функций:

1) функции методической работы по отношению к педагогическому коллективу ДОУ:

— совершенствование педагогической деятельности;

— обновление программного обеспечения образовательного процесса;

— ознакомление педагогических работников с достижениями педагогической науки и практики;

— внедрение в практику учреждения достижения передового педагогического опыта.

2) функции методической работы по отношению к конкретному педагогу:

— изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их профессиональных потребностей и проблем;

— организация работы по развитию профессионального роста педагогов: повышение социально-психологической культуры; совершенствование специальных умений и навыков; знакомство с общечеловеческой и национальной культурой.

В.А. Беляева и А.А. Петренко утверждают, что методическую работу как процесс развития профессионализма педагогов необходимо рассматривать через внутренние и внешние факторы. Внешними факторами выступают социокультурная среда и развивающаяся система образования, где необходимо учитывать современную образовательную ситуацию. Внутренними факторами выступают самовоспитание, самообразование и саморазвитие педагогов в соответствии с требованиями ГОС.

Методы методической работы – это упорядоченные способы деятельности по достижению целей.

Форма –это внутренняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей.

По формам методическая работа делится:

ü Групповые: участие педагогов в методических объединениях района, МДОУ; организация теоретических и научно – практических конференций; педсоветы.

ü Индивидуальные: консультации, беседы, наставничество, взаимопосещения, самообразование.

Для того чтобы сделать правильный выбор для своего коллектива форм и методов, необходимо руководствоваться: целями и задачами ДОУ; количественным и качественным составом коллектива; сравнительной эффективностью форм и методов работы; особенностями образовательного процесса; материальными, морально-психологическими условиями в коллективе; реальными возможностями; передовым опытом и научными рекомендациями.

Наиболее эффективными формами организации методической работы являются:педсовет,семинары, семинары-практикумы,открытые просмотры,медико-педагогические совещания,консультации,работа творческой группы.

К наиболее эффективным формам методической работы, по мнению К.Ю. Белой, относятся:

ü локальные (внутри образовательного учреждения): семинары-практикумы, индивидуальные и групповые консультации; защита конспектов, занятий и уроков, взаимопосещения, анализ и самоанализ урочной деятельности; творческие отчеты, методические совещания и др.;

ü интраактивные (между образовательными учреждениями одного района): психолого-педагогические проблемные семинары; методические кабинеты, службы, центры; деловые и ролевые игры; конкурсы педагогов; неформальные объединения педагогов, педагогические клубы и др.;

ü интерактивные (межрайонные, городские, областные, федеральные): теоретические и научно-практические конференции; педагогические фестивали; разнообразные выставки (пособий, дидактических материалов, продуктов детского творчества); «школы мастерства»; педагогические чтения, курсы повышения квалификации, конкурсы «учитель года» и др.

В разных типах и видах образовательных учреждений системы образования методическая работа может осуществляться в разных формах организации: методических центров, методических кабинетов, методических сообществ, методических служб.

Методический кабинет – центр методической работы. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет — это копилка лучших традиций дошкольного учреждения.

Методический кабинет должен соответствовать таким требованиямкак информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии. Методический кабинет является центром сбора педагогической информации, а также творческой лабораторией для педагогов и родителей. Реализация информационно — аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.

Информирование педагогов о новых требованиях, предъявляемых к работе, и последних достижениях науки и практики. Своевременное информирование педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке и передовой практике, методическом обеспечении в системе дошкольного образования является важным условием высокой результативности воспитательно-образовательного процесса.

Задача зам. зав. по ВМР – создание условий для того, чтобы сделать накопленный опыт живым, доступным, научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу этого методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нем, как в своем рабочем кабинете.

Основная цель методического кабинета – оказание методической помощи педагогам в развитии профессиональной компетентности педагогов и их профессиональном самосовершенствовании, кабинет должен «провоцировать» педагогов на творчество, побуждать к совершенствованию профессионального мастерства.

Методический кабинет должен быть доступен каждому педагогу, иметь удобный, гибкий график работы. К сожалению, педагогический опыт показывает неэффективное использование методического кабинета по многим причинам:

— недопонимание методистом и педагогами роли и возможностей методического кабинета;

— недостаточная оснащенность кабинета (чаще всего из-за недофинансирования);

— отсутствие или несоответствие графика работы педагогов в кабинете с графиком деятельности методиста и т.д.;

— устаревшие, неэффективные формы работы с педагогами в методическом кабинете;

— несовершенство его структурно-функционального предназначения.

Результат методической работы – высокий уровень профессиональной компетентности педагога и педагогического коллектива в решении образовательных задач ДОУ. Результат методической деятельности зависит от цели.

Методическая работа в ДОУ планируется руководителями учреждения, утверждается педагогическим советом, осуществляется в течение всего учебного года и предусматривает органичное сочетание с повседневной практической деятельностью педагогов учреждения. Всей методической работой руководит методист дошкольного учреждения (старший воспитатель или заместитель заведующего ДОУ).

Сущность методической работы в дошкольном образовании заключается в оказании системной помощи педагогам дошкольного образовательного учреждения в развитии профессиональной компетентности как непрерывного процесса образования, самообразования и совершенствования педагогов и всего педагогического коллектива для решения вопросов эффективной организации педагогической деятельности.

Л. И. Фалюшина отмечает недостатки организации методической работы в ДОУ:

– разрабатываются задачи метод. работы без указания конкретных желаемых результатов;

– прослеживается бессистемность в определении содержания методической работы;

– не учитывается начальный уровень профессиональной подготовки педагогов при планировании содержания методической работы;

– используются однообразные формы организации методической работы;

– отмечается недостаточный уровень профессиональной компетентности руководителей ДОУ (заведующей, методиста) в вопросах организации методической работы;

– выявляется несостоятельность условий для эффективной организации методической работы;

– осуществляется формальный подход к запросам и потребностям педагогов в вопросах развития их профессионального уровня.

Подобное состояние методической работы в ДОУ обусловлено ее слабой организационной структурой, дефицитом кадров, необоснованностью содержания методической работы, отсутствием четкого распределения обязанностей между руководителем (заведующей), методистом (старшим воспитателем) и воспитателями ДОУ.

Формы организации методической работы с педагогическим коллективом ДОУ

Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп:

групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.);

индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.). Рассмотрим основные формы методической работы.

Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, руководитель должен учитывать их оптимальное сочетание между собой. Хочется напомнить, что структура системы для каждого дошкольного учреждения будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется конкретными для данного учреждения как организационно-педагогическими, так и морально-психологическими условиями в коллективе Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. М.: Просвещение, 1990, с. 36 с. .

Педагогический совет является одной из форм методической работы в ДОУ. Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения.

Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам воспитателей и т.д.

Любая консультация требует от старшего воспитателя подготовки и профессиональной компетентности.

Основные консультации планируются в годовом плане работы учреждения, однако отдельные проводятся по мере необходимости.

Используя разные методы при проведении консультаций, старший воспитатель не только ставит задачи передачи знаний педагогам, но и стремится сформировать у них творческое отношение к деятельности.

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду.

В годовом плане дошкольного учреждения определяется тема семинара и в начале учебного года руководитель составляет подробный план его работы.

Развернутость плана с четким указанием времени работы, продуманностью заданий привлечет внимание большего количества желающих принять участие в его работе. На первом же занятии можно предложить дополнить этот план конкретными вопросами, на которые воспитатели хотели бы получить ответ.

Руководителем семинара может быть заведующая или старший воспитатель, приглашенные специалисты. К проведению отдельных занятий можно привлекать воспитателей, специалистов, медицинских работников. Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме.

Все чаще поднимается вопрос о необходимости обучения родителей, особенно молодых мам, методам личностно-ориентированного общения с ребенком-дошкольником. Поэтому организация семинара-практикума для родителей — важная форма работы. К проведению такого семинара могут привлекаться разные специалисты, которые расскажут, какую игрушку предпочтительнее купить своему малышу; они же научат, как организовать игру. Можно устроить вечер игр детей и взрослых, в котором руководитель семинара будет внимательным советчиком и наблюдателем. О своих наблюдениях, заметках он расскажет родителям на следующем занятии и даст конкретные рекомендации относительно методов индивидуального общения с ребенком.

Семинар не ограничен определенными рамками времени и не связан с постоянным местом проведения. Семинар можно считать эффективным, если он помогает быстро и своевременно вносить изменения в учебно-воспитательный процесс.

Большую роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и предварительная информация. Тематика семинара должна быть актуальна для конкретного дошкольного учреждения и учитывать новую научную информацию.

Если семинар длительный, то хорошо подготовить памятку участникам семинара, в которой указать тему, место и порядок проведения, перечень вопросов, над которыми необходимо подумать, обязательный перечень литературы, с которой полезно предварительно познакомиться. Важно продумать методы и формы включения всех участников семинара в активное обсуждение темы. Для этого используются и ситуативные задачи, работа с перфокартами, обсуждение двух противоположных точек зрения, работа с нормативными документами, методы игрового моделирования и др. Руководитель семинара должен четко продумать задания по каждой теме занятия и оценку их выполнения. По окончании работы семинара можно оформить выставку работ педагогов.

У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Выделяют работу воспитателя, добивающегося наилучших результатов, его опыт называют передовым, его изучают, на него «равняются» Голицина Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. — М.: «Скрипторий 2003», 2008, с. 74-75. .

Передовой педагогический опыт — это средство целенаправленного совершенствования учебно-воспитательного процесса, удовлетворяющее актуальные потребности практики обучения и воспитания.

Передовой педагогический опыт помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми, выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.

Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых достигнут этот результат. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении опыта в свою работу.

Передовой опыт — самая быстрая, оперативная форма, разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, на изменяющуюся ситуацию воспитания. Рожденный в гуще жизни передовой опыт очень инструментален и при соблюдении ряда условий успешно приживается в новых условиях, он наиболее убедителен, привлекателен для практики, ибо представлен в живой, конкретной форме.

В силу такой особой роли передового опыта ежегодно в рамках методической работы в детских садах проводятся открытые показы, на которых и представляется лучший опыт работы по одному из направлений дошкольной педагогики.

Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества. Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей:

пропаганда опыта;

обучение педагогов методам и приемам работы с детьми и т.д.

Планируя методическую работу, необходимо использовать все виды обобщения педагогического опыта. Кроме того, имеются разнообразные формы распространения опыта: открытый показ, работа в паре, авторские семинары и практикумы, конференции, педагогические чтения, недели педагогического мастерства, день открытых дверей, мастер-классы и т.д.

Практика показывает, что изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы, пронизывающей содержание и все ее формы и методы. Значение педагогического опыта трудно переоценить, он обучает, воспитывает, развивает педагогов. Будучи по существу теснейшим образом связан с прогрессивными идеями педагогики и психологии, основанный на достижениях и закономерностях науки, этот опыт служит наиболее надежным проводником передовых идей и технологий в практику ДОУ Тавберидзе В.А., Калугина В.А. Диагностика и критерии оценки деятельности воспитателя в ДОУ: организация управления методической работой. — М.: Школьная пресса, 2008, с. 92-93. .

В настоящее время деловые игры нашли широкое применение в методической работе, в курсовой системе повышения квалификации, в тех формах работы с кадрами, где цель не может быть достигнута более простыми, привычными способами. Положительно то, что деловая игра является сильным инструментом формирования личности профессионала, она помогает наиболее активизировать участников для достижения цели.

Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

В целом игры, с их многосторонним анализом конкретных ситуаций, позволяют связывать теорию с практическим опытом.

Подготовить и провести деловую игру — процесс творческий. Поэтому конструирование деловой игры носит на себе отпечаток личности автора. Зачастую, взяв модель уже разработанной деловой игры, можно изменить отдельные ее элементы или полностью подменить содержание без изменения модели.

Если деловая игра используется с целью обучения, то необходимо помнить, что она не может предварять семинары и спецкурсы, практические занятия. Она должна проводиться в конце обучения.

Непосредственная разработка материалов деловой игры включает в себя следующие этапы:

создание проекта деловой игры;

описание последовательности действий;

описание организации проведения игры;

составление задания для участников;

подготовка оборудования.

«Круглый стол» — одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Роль организатора «круглого стола» состоит в продумывании и подготовке вопросов к обсуждению, нацеленных на достижение конкретной цели.

В некоторых ДОУ используется интересная форма работы, объединяющая сотрудников — литературная или педагогическая газета. Цель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей. Воспитатели пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, оцениваются личностные качества, профессиональные качества, необходимые в работе с детьми, — сочинительство, владение речевыми навыками — образность высказываний и т.д.

Творческие микрогруппы возникли в результате поисков новых эффективных форм методической работы.

Такие группы создаются на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какой-то новый передовой опыт, новую методику или разработать идею. В группу объединяются несколько педагогов на основе взаимной симпатии, личной дружбы или психологической совместимости. В группе могут быть один-два лидера, которые как бы ведут за собой, берут на себя организационные вопросы.

Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, разработку, затем все обмениваются мнениями, спорят, предлагают свои варианты. Важно, чтобы все это реализовалось в практике работы каждого. Члены группы посещают друг у друга занятия, обсуждают их, выделяют лучшие методы и приемы. Если обнаруживается какой-то пробел в понимании знаний или умениях педагога, то идет совместное изучение дополнительной литературы. Совместное творческое освоение нового идет в 3-4 раза быстрее. Как только поставленная цель достигнута — группа распадается. В творческой микрогруппе неформальное общение, главное внимание здесь уделяется поисковой, исследовательской деятельности, с результатами которой в последующем знакомится весь коллектив учреждения.

Следующая форма — работа над единой методической темой. При правильном выборе единой методической темы для всего дошкольного учреждения эта форма делает целостными все другие формы работы по повышению мастерства воспитателей. Если единая тема действительно способна увлечь, захватить всех педагогов, то она выступает и как фактор сплочения коллектива единомышленников. Существует ряд требований, которые необходимо учитывать, выбирая единую тему. Эта тема должна быть актуальной и действительно важной для дошкольного учреждения, с учетом достигнутого им уровня деятельности, интересов и запросов педагогов. Должна быть тесная связь единой темы с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом, накопленным практикой работы других учреждений. Эти требования исключают изобретение уже созданного и позволяют внедрять и развивать все передовое в своем коллективе. Сказанное не исключает и такого подхода, когда коллектив сам проводит опытно-экспериментальную работу и создает необходимые методические разработки. Практика показывает целесообразность определения темы на перспективу, с разбивкой крупной темы по годам.

Единая методическая тема должна проходить красной нитью через все формы методической работы и сочетаться с темами самообразования воспитателей Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. — М.: ТЦ Сфера, 2007, с. 45-47. .

методический педагогический коллектив воспитатель

Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений воспитателя и старшего воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые пять лет. В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т.е. происходит поступательное развитие самого субъекта. Вот почему самообразование в период между курсами необходимо. Оно выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке; способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.

В детском саду старший воспитатель должен создать условия для самообразования педагогов.

Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

Как процесс овладения знаниями оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью.

В процессе самовоспитания у человека развивается умение самостоятельно организовать свою деятельность по приобретению новых знаний.

Руководитель дошкольного образовательного учреждения так организует работу, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью. Самообразование — это первая ступенька к совершенствованию профессионального мастерства. В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия: постоянно обновляется и пополняется библиотечный фонд справочной и методической литературой, опытами работы педагогов.

Методические журналы не просто изучаются и систематизируются по годам, а используются для составления тематических каталогов, помогают педагогу, выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему. Библиотечный каталог — это перечень книг, имеющихся в библиотеке и расположенных в определенной системе.

На каждую книгу заводится специальная карточка, в которую записываются фамилия автора, его инициалы, название книги, год и место издания. На обратной стороне можно составлять краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге. В тематические картотеки включаются книги, журнальные статьи, отдельные главы книг. Старший воспитатель составляет каталоги, рекомендации в помощь занимающемуся самообразованием, изучает влияние самообразования на изменения в учебно-воспитательном процессе.

Однако очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты).

Это добровольное желание педагога. В методическом кабинете фиксируются лишь тема, над которой работает педагог, и форма и срок отчета. При этом форма отчета может быть следующей: выступление на педагогическом совете или проведение методической работы с коллегами (консультация, семинарское занятие и т.д.). Это может быть показ работы с детьми, в котором воспитатель использует полученные знания в ходе самообразования Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 83-85 с. .

Подводя итог сказанному, подчеркнем, что формы самообразования многообразны:

работа в библиотеках с периодическими изданиями, монографиями, каталогами;

участие в работе научно-практических семинаров, конференций, тренингов;

получение консультаций специалистов, практических центров, кафедр психологии и педагогики высших учебных заведений;

работа с банком диагностических и коррекционно-развивающих программ в районных методических центрах и др.

Результатом этих и других видов работ педагога является процесс рефлексии полученного опыта и на его основе — построение нового опыта Голицина Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. — М.: «Скрипторий 2003», 2008, с. 95. .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *