Нравственное воспитание младших школьников

Доклад «Нравственно-этическое воспитание младших школьников»

ГКОУ СКОШИ №52 г.Москва

Тема: Нравственно–этическое воспитание младших школьников.

Воспитатель: Сивова Л.Н.

2017-2018 учебный год

Нравственно-этическое воспитание младших школьников.

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения.

Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому. К сожалению, сегодня в нашем обществе упал уровень поведенческой культуры, отсутствует элементарная вежливость, доброжелательность. Дети перенимают отрицательный опыт взрослых людей. Нередко в детской среде встречаются грубость, насилие, жестокость. Не случайно все выдающиеся педагоги и мыслители (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, А.А Ухтомский, В.А.Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и другие) придавали первостепенное значение проблеме нравственного воспитания подрастающего поколения. Сегодня эта проблема звучит все острее.

Актуальность этического образования школьников.

Этика — наука о нравственной жизни человека, вобравшая в себя исторический опыт моральных основ жизнедеятельности и культуры человека. Особое значение этики состоит в том, что именно в ней философское размышление переходит непосредственно в практику повседневного человеческого поведения, когда элементы мировоззрения становятся мотивами поступков. При недостатке этической информации воспитание идет ложными путями, учащиеся усваивают не лучшие образцы поведения и отношений. Они вынуждены заниматься как бы ложным самообразованием в рамках нравственно-этической сферы. При деморализации общества и регрессе гуманности, которые наблюдаются в российском обществе, проблема этического воспитания подрастающего поколения становится чрезвычайно актуальной.

Роль школы в решении проблемы этического воспитания школьников.

Школа как социальный институт воспитания может существенно помочь обществу, т. к. решение данной проблемы одна из важнейших задач учебно-воспитательного процесса. Учебно-воспитательный процесс школы — системообразующий фактор организации жизнедеятельности детей, а этическое воспитание должно стать его органичной составной частью. В таком случае именно в школе ребенок мог бы постигнуть важность и справедливость гуманистических основ жизни человека, почувствовать меру своей ответственности в их реализации в обществе, осознать значимость чувства собственного достоинства в моральном самоопределении, подготовиться к жизни и развитию.

Цель нравственно – этического направления воспитательной работы — формирование у учащихся младших классов культуры человеческих отношений: культуры поведения, общения, приобщение учащихся к нравственным ценностям, накопление знаний о нормах и требованиях морали.

Задачи:

— формировать привычку употребления слов вежливости;

-знакомить с правилами поведения в общественных местах;

-учить умению анализировать свое поведение, свои поступки;

-уметь разыгрывать житейские ситуации, высказывать мнение, искать выход.

Начальное образование не включает этику как учебный предмет. Элементы этического воспитания присутствуют на каждом уроке учителя начальных классов, а также во внеклассной деятельности. Нравственно-этическое воспитание должно охватывать все области жизнедеятельности младшего школьника, включая свободное общение на улице, поведение в общественных местах и т. п.

Традиционные методы и формы нравственно-этического воспитания:
Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; учителя и ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Этические беседы строятся примерно по такому сценарию: -сообщение конкретных фактов, их объяснение и анализ с активным участием всех собеседников; -обсуждение конкретных аналогичных ситуаций; -обобщение наиболее существенных признаков, конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка правила; -применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.

Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают, помочь самостоятельно прийти к правильному выводу. В школе первой ступени этическая беседа имеет простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода.

Примерные темы и содержание этических бесед:

Темы этических бесед

Основное содержание и время 25–30 минут

Кто это выдумал?

Познакомить с тем откуда появились и зачем нужны правила поведения.

Ты вышел на улицу

Правила поведения вне дома: можно ли мусорить и нарушать ПДД

Хозяин и гости

Правила приема гостей.
Выяснить как же нужно вести себя в гостях и принимать гостей у себя.

Разговор о разговоре

Умеем ли мы правильно и красиво говорить, чтобы нас понимали окружающие.

Правила поведения в школе

Объяснить детям правила поведения в раздевалке, столовой, библиотеке.

Школа вежливости

Ознакомить с этическими нормами поведения, дать представление о вежливом общении, формировать привычку употреблять слова вежливости.

Доброе слово – что ясный день

Показать, что словом можно развеселить, поддержать, обидеть; учить задумываться над сказанным словом.

Человек среди людей

Показать значимость образования в формировании положительной я-концепции, позитивного отношения к окружающему миру.

Можно и не ссориться

Дать понятие детям о саморегуляции в критических ситуациях, воспитывать умение управлять своим эмоциональным состоянием.

Учимся быть добрыми

Формирование представлений ребенка о доброте, милосердии, сострадании.

Твой труд дома (инсценировка )

Учить выполнять свои обязанности по дому, воспитывать уважение к старшим.

Давайте жить дружно.

Я учусь дружить.

Чем я богат.

Добрые и злые дела.

Береги свое время и время других.

Как теряется время.

У меня зазвонил телефон.

Телефонный разговор.

Мы читаем земляка-Самуила Маршака.

Чтение-лучшее учение.

Кем быть?

Терпение и труд рядом живут.

Уважай старших.

Дал слово — держи.

Честность — прежде всего.

Нельзя говорить о полноценном нравственно-этическом воспитании, если это будет воспитание только через этические беседы и классные часы. Поэтому, если говорить о системе воспитания, то оно должно проходить красной линией на каждом уроке.

Роль чтения в формировании нравственности.

Материал в учебниках подобран таким образом, что каждое многие упражнения в русском языке и каждое произведение литературного чтения являются материалом для нравственной беседы. Что же обеспечивает эффективность этого воспитания? Чтение и разбор рассказов, стихотворений, сказок помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей, проанализировать и сделать выводы. Если на уроках русского языка нравственному воспитанию мы отводим не так много времени, то уроки литературного чтения – это простор для чтения, разыгрывания, обсуждения, анализа и вывода тех ситуаций, с которыми знакомимся. Большие возможности для нравственного воспитания содержат произведения В. Осеевой. Например, после чтения рассказа “Печенье” ребята стали размышлять о том, что мы не всегда бываем внимательными к тем, кто с нами рядом. Попытались ответить на вопрос “Добрый ли я человек и почему я так думаю?» Ее же произведение “Долг”, в котором не было сказано о дружбе ни слова, вызвало у детей моментальную реакцию: после слов Вани “И того, что пропало, не вернешь ты мне уже никогда!” — дети хором крикнули: ДРУЖБУ! Ребята стали наперебой рассказывать, как они дружат и берегут дружбу. Такие истории помогают ребятам проанализировать поступки героев и выбрать правильное решение. Всем известно, что самым любимым жанром у детей является сказка. На уроках чтения дети не просто читают тексты сказок, а еще учатся их анализировать, оценивать поступки животных, учатся вместе с ними сопереживать, сочувствовать и любить. Известно, что сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: зло наказывается, добро восторжествует. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом прежде всего и состоит большая педагогическая ценность сказки. Многие сказки мы разыгрываем. Дети это очень любят.

«Нравственно-этическое воспитание младших школьников на уроках внеклассного чтения»

Нравственное воспитание учащихся – одна из самых важных задач школы.

Важнейшее место в формировании нравственности принадлежит урокам чтения. На этих уроках дети усваивают такие понятия, как «дружба», «товарищество», «чувство долга», «справедливость».

Во втором классе дети уже лучше знают друг друга, и, помимо товарищеских отношений, между ними возникают и дружеские контакты. Воспитатель, используя тексты для чтения, может расширить представления детей об истинном товариществе и верной дружбе, о необходимых для этого качествах (чуткости, отзывчивости, справедливости и взаимопомощи), показать им, что мешает настоящей дружбе. К.Д. Ушинский писал: «…то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении».

Подбор художественных произведений осуществляется таким образом, чтобы на их основе можно было развивать нравственную культуру во взаимоотношениях учащихся.

Читая литературные произведения, дети учатся разбираться в поведении и поступках людей, в мотивах поступков, чувствовать красоту добра, осуждать безобразное, злое.

Вопросы для обсуждения предлагаемых произведений углубляют понимание детьми поступков героев и их оценку. Этические беседы, проводимые на основе этих произведений, вызывают обычно большой интерес у детей, если они затрагивают отношения ребёнка с близкими, товарищами, если воспитатель поднимает вопросы об ответственности человека перед людьми, Родиной, миром природы. Читая и беседуя по прочитанному, дети постепенно учатся выделять нравственную сторону поступков и действий людей, оценивать поведение с позиций нравственных норм.

Очень важно обращать внимание детей на проявление не только добра, но и зла, воспитывать у них желание выступать против несправедливости, жестокости, нечестности. Поведение героя литературного произведения для младшего школьника нередко служит эталоном, по которому он оценивает поступки товарищей и свои собственные. Часть текстов в книгах для чтения очень определенно ставит и отвечает на вопросы, связанные с нравственностью, например стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», рассказы В. Осеевой «Синие листья», «Волшебное слово». Но и здесь нельзя забывать о такте. Обсуждая с детьми такие важные для них проблемы, как: «кого мы назовём хорошим товарищем, а кого плохим, кого грубым, жадным, кого добрым, отзывчивым» и т.д. воспитатель должен стараться, чтобы учащиеся, оценивая героев рассказа, смогли с этих же позиций оценить и себя. Однако прямо переносить эту оценку на кого-либо из детей или побуждать детей к этому нельзя. Вопрос воспитателя: «А кто у нас похож на жадную девочку из рассказа «Синие листья?». Дети чувствуют себя неловко, молчат. Будет правильно сказать: «Пусть каждый из вас подумает, не похож ли он чем-нибудь на Катю?». Прямой перенос оценки отрицательного персонажа возможен только по отношению к некоторым детям, которые не задумываются над своими поступками.

Тексты в книгах для внеклассного чтения воспитатель подбирает с учетом возраста детей. Дети глубоко переживают содержание прочитанных рассказов; они радуются успехам героев; дают положительную оценку их поступкам; возмущаются поведением «плохих» героев. Воспитатель читая сказку, рассказ, интонацией подчеркивает переживания героев.

Чтобы усилить понимание детей, надо предложить 2-3 рассказа на одну тему. Очень хороши для этого рассказы В. Осеевой.

После прочтения всегда задаются вопросы о прочитанном; потом свободное обсуждение (обычно выслушивание мнений учащихся); если есть какое-то непонимание, направляю в нужное русло, но так, чтобы дети сами сделали выводы.

Кроме бесед, вопросов, мы делали рисунки к прочитанным произведениям. Красиво оформить рисунок; обратить внимание на обложку книги – это способствует развитию эстетического вкуса.

Для усиления впечатлений можно использовать музыкальные произведения. Прочитав какое-то произведение, сказку, стихи, можно дать прослушать кусочек музыкального произведения. Особенно, если стихи о природе, чтобы подчеркнуть красоту природы. Все это способствует формированию основы нравственных и эстетических представлений.

Из собственного опыта:

Всем известно, что самое большое впечатление оказывается на душу ребенка в младшем школьном возрасте, то есть в первом, втором классе. Поэтому у меня такая практика, кроме повседневных бесед, разговоров, этических бесед и т.д. – воспитание нравственности в большей степени через чтение рассказов Л. Толстого, В. Осеевой и других авторов.

Два примера:

  1. Один мальчик иногда любит соврать. Прочитала рассказ «Лгун». Обсудили всё. Прошло немного времени. Подходит учащийся и говорит: «Это правда, что тем, кто один раз соврет – не верят больше?». Я говорю: «Да! Это правда». Он подумал и говорит: «Я больше не буду врать».

  2. Все знают, что у наших воспитанников особенно часто встречается такая черта, как жадность, вседозволенность. Читали рассказ В. Осеевой «Пёрышко». Разобрали, ответили устно на вопросы; потом предлагаю: «Пусть каждый из вас подумает и ответит кратко на листочке на 2 вопроса: — Можно ли брать у других что-либо без разрешения?

— Что ты пожалел дать другу и сколько раз?

Ответили искренне, чем порадовали меня. И пусть в старших классах кто-то чуть-чуть будет преувеличивать и иногда пожадничает, но вот это зернышко нравственности в них будет развиваться. И очень большой помощник в этом – книга, чтение.

Доклад на тему: «Духовно нравственное воспитание как основа становления личности»

ПЛАН

Введение

1. Сущность и природа нравственности

2. Методы и приемы духовно — нравственного воспитания младших школьников

3. Возможности духовно — нравственного воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в без духовности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» .

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии и, в частности, православия в нём.

Проблемой современной школы является создание педагогических условий для духовно – нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности, а так же определение места духовно – нравственной культуры в структуре содержания образования. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание.

Цель: рассмотрение возможностей духовно – нравственного воспитания младших школьников в процессе учебно-воспитательной деятельности.

Задачи:

1. Проанализировать состояние проблемы духовно – нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.

2. Раскрыть методы и приемы духовно — нравственного воспитания младших школьников.

3. Описать возможности духовно — нравственного воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

4. Сформулировать выводы по основным положениям.

1. Сущность и природа нравственности

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» .

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» .

Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества.

Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».

2. Методы и приемы духовно — нравственного воспитания младших школьников

Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, учитель начальных классов ведет целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием.

Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль. Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ребенка в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной, волевой сферах.

Методов и особенно различных версий методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация.

Так, например, по результатам методы воздействия можно разделить на два класса:

  • влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;

  • влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

  • Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

  • Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

  • Методы стимулирования поведения и деятельности.

3. Возможности духовно — нравственного воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Одной из задач развития личности младшего школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей этого возраста различна, что связано с общим развитием ребёнка, его жизненным опытом.

Реализация воспитательного потенциала образовательного процесса позволит создать в образовательном учреждении благоприятную воспитывающую среду, оформить целостную воспитательную систему и качественно повысить уровень готовности выпускников школы к жизненному самоопределению.

Расширение связей учащихся 1-4 классов с окружающим миром ведёт к коррекции их действий, а вместе с этим и системы отношений в ученическом коллективе со стороны не только педагогов, но и других людей. .

Еще одна немаловажная идея — сотворчество участников образовательного процесса. Общеизвестно, что воспитывает не сама деятельность, а те отношения, которые формируются в процессе этой деятельности. Наиболее воспитывающими и развивающими для ученика становятся сотруднические отношения учителя и учащихся. Реализуя данную идею, педагог должен изыскивать возможности и для развития сотворчества детей и родителей. Сотворчество педагогов учащихся — это источник и условие их развития. Учитель личным примером показывает образец сотворчества с учениками и в тоже время развивает сотворчество между детьми, детьми и родителями, используя специальные коммуникативные технологии.

Основу сотворчества составляет подлинно совместная деятельность, в процессе которой осуществляется взаимодействие участников учебного процесса на основе личных предпочтений. Необходимые условия сотворчества:

. совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы;

. определение путей достижения общего и индивидуальных результатов;

. совместное распределение поручений, обязанностей, функций, средств, видов групповой деятельности в соответствии с возможностями каждого участника деятельности;

. совместные контроль и оценка результатов учебной деятельности, постановка новых целей и задач.

Внеурочная работа — составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени и досуга учащихся.

Основные задачи внеурочной работы: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей детей младшего школьного возраста, наличие реальных дел, доступных для них и имеющих конкретный результат, внесение в них духа романтики фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости .

В школе в основном предпочтении отдаётся общеобразовательному направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся и т.п. Также развиты художественное и техническое творчество учащихся, художественная самодеятельность, занятие физкультурой, детский и юношеский спорт, туризм и т.д. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей в неформальном общений в клубах и объединениях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т.п К специфической форме внеурочной работы относиться организация работы группы продлённого дня.

Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся, которое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Очень важным условием действенности всех видов внеурочной воспитательной работы с учащимися является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия

Заключение

Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств — тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.

Сформулированы следующие выводы по формированию духовно-нравственных качеств у младших школьников.

  1. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

  2. Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

  3. Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

Последнее предполагает:

1. Выработку понимания жизненной важности морали;

2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);

3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;

4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;

5. Милосердие и любовь к людям.

4) Средствами нравственного воспитания являются:

1.Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.

2.Моральное принуждение как форма морального осуждения.

5) Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно- эстетическая, политическая, правовая и т.д.

6) Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.

Список использованной литературы

Технология, формы и методы духовно-нравственного воспитания младших школьников

Технология, формы и методы духовно-нравственного воспитания младших школьников

Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность.

Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Учителя остаются один на один с чудовищами XXI века: развратом, жестокостью, культом разрушительной силы. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного и гражданского воспитания школьников, раскрыть её духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственные самоопределения. Вот основные категории, которые являются главными в работе с детьми.

Как у классного руководителя в моей методической копилке много разнообразных мероприятий, которые рассчитаны на тесное сотрудничество с родителями, призваны заинтересовать родителей в совместном воспитании и развитии детей.

Но ни одна из задач воспитания не будет решена до тех пор, пока не удастся решить главную — возрождение духовности.

«Без памяти- нет истории,

Без истории- нет культуры,

Без культуры- нет духовности,

Без духовности- нет воспитания,

Без воспитания-нет Человека,
Без человека- нет Народа».

(В.А.Караковский)

На протяжении многих лет, набирая новый класс, я ставлю перед собой одну из главных и первоначальных задач – создание школьной семьи: коллектива детей и родителей. Школьная семья – это то место, где понимают, согревают, помогают, уважают, любят, ценят, советуют, направляют. Из опыта знаю и понимаю, что классный коллектив должен быть такой семьёй, частичкой общества, где всегда должны царить доброта, взаимопонимание, взаимопомощь, милосердие, где каждый человек чувствует себя комфортно.

В наше время актуальными вопросами являются сохранение нравственности в обществе, восстановление и развитие исторического и культурного наследия. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Слабеет влияние на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания.

Поэтому моя цель воспитания в этом случае ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей. И здесь очень важно вовремя распознать насущные интересы и потребности ребенка, индивидуальные особенности его развития и создать с учетом этого комфортные условия для их реализации в социуме.

Внеклассные мероприятия и подготовка к ним — вот та замечательная почва, где можно успешно взрастить духовно-нравственного человека. С чего я, учитель начальной школы, начинаю работу в этом направлении?

Я анализирую ситуацию: какие ценности уже привиты моим воспитанникам на момент поступления в школу, чего недостаёт, что необходимо скорректировать.

Как и когда я это делаю: в процессе наблюдений за школьниками, анализируя их отношения с другими учащимися, со взрослыми, анализируя уже имеющиеся взгляды на ситуации. Наблюдения проводятся и в урочной деятельности и во внеурочной.

Целью моей работы в формировании духовно-нравственных ценностей является социально-педагогическая поддержка становления личности школьника. Т.е. такого ученика, который будет

— уметь учиться, будет способным организовать свою деятельность, умеющего правильно пользоваться информационными источниками, отличать добро от зла и не поддаваться искушениям;

— обладающего основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение);

-любознательного, интересующегося, активно познающего мир;

— любящего свою семью, свой край, свою Родину;

— уважающего и принимающего ценности общества;

— готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;

— выполняющего правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Процесс подготовки и проведения воспитательных мероприятий -благодатная почва для формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников

В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные “Дню Победы”, “Дню Народного единства”, «Дню Республике» предполагают встречи с интересными людьми.

Большую помощь в воспитании нравственных ценностей у школьников оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Одним из важных средств духовно-нравственного воспитания является система праздников, которая проходит в течение всего года:

Другим методом духовно-нравственного воспитания является вовлечение обучающихся в деятельность: трудовую, общественно — полезную, художественно — творческую, учебно — познавательную, спортивно — оздоровительную, выставочную.

Немаловажную роль в воспитании духовно- нравственных качеств обучающихся играют традиционные русские праздники. В результате дети знакомятся с фольклором, обычаями и традициями своего народа:

» Масленица», «Праздник Петра и Февроньи».

Положительный опыт семьи в воспитании ребенка бесценен. И очень хорошо, если родители готовы поделиться своим опытом, открыты к сотрудничеству. Тесная взаимосвязь с родителями является важным условием нравственного воспитания детей. Недостаточно на словах рассказывать детям о духовно-нравственных ценностях, даже виртуальные путешествия не имеют такого эффекта как личный пример родителей и педагогов, а также непосредственное участие детей в добрых делах. Так, например, уже становится доброй традицией участие школьников в акции, посвященной празднованию дня пожилых людей, поздравление ветеранов.

Каждый классный час, в любой форме проведения, будь то викторина, беседа, игра-путешествие или соревнование, способствует нравственному воспитанию учащихся. Темы классных часов я стараюсь подобрать разнообразные, с учётом интересов учащихся и конкретных задач воспитания на данном этапе.

Познавательные беседы развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей формируется и развивается нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию. Беседа – широко распространенная форма нравственного воспитания, позволяющая включить в нее учеников, задавать вопросы, выслушивать мнения, приводить факты, доказывать свое убеждение. Очень важно в начальных классах проводить с детьми беседы о морали – этические беседы. Они должны включать основные вопросы, дающие возможность выработать у школьников нравственные представления. Тему для беседы каждый учитель формулирует сам. Формулировка должна быть выразительной и содержать правило, вывод, указывающий на то, как надо поступать. Например: » Друга ищи, а нашёл – береги», «Говорить легко – делать трудно». Запланировать такие беседы заранее очень сложно, поскольку необходимость их проведения напрямую связана с жизнью и событиями в классном коллективе. Иногда этические беседы приходится проводить с группой учащихся или индивидуально с отдельными учениками.

В процессе общения и взаимодействия, дети учатся видеть и слышать собеседника, считаться с его мнением, договариваться, уступать, работать вместе дружно, делиться чем-либо. То есть, они получают опыт совместных действий. Совместная деятельность направлена на сплочение коллектива.

Дети с удовольствием участвуют в различных конкурсах:

— Конкурс поделок «Осенняя фантазия»

— Конкурс поделок «Вместо елочки букет»

Участие в различных конкурсах делает детей более раскованными и культурными в общении.

Мои ученики принимают участие в различных акциях:

— Акция «Теплый дом»

— Акция «Собери портфель»

— Акция «Подарок бойцу»

В своей практике воспитательной работы я уделяю большое внимание приобщению детей и родителей к участию в совместных мероприятиях, на которых происходит формирование идеала крепкой, благополучной семьи, ведь ни один праздник не обходится без участия и помощи родителей.

Традиционными стали мероприятия: «День пожилого человека», «Милая, любимая, родная», «8 марта», «День защитника Отечества», «День Победы». Мероприятия стали традиционными, но формы проведения каждый год разные.

Все эти разнообразные формы внеурочной деятельности способствуют воспитанию нравственных ценностей учащихся. Учителю необходимо помнить, что высокая нравственная воспитанность учащихся проявляется в единстве развитого нравственного сознания, мышления, воли, чувств и поведения. Моя работа как классного руководителя в полной мере связана с направлением воспитательной работы всей школы. Реализация проектов, проведение мероприятий различного уровня и направленности помогают воспитывать гармонично развитую личность.

Проведение мероприятия воздействует на эмоциональную и духовную сторону обучающихся, формирует чувство сопереживания. У них развивается общение, самореализация и социализация. В процессе подготовки к празднику у детей развиваются способности, ответственность, целеустремленность. Убеждена, что эффективность воспитания детей во многом зависит от того, насколько тесно взаимодействует классный руководитель с семьей ребенка, поскольку семья является главным союзником в воспитании детей.

Все эти разнообразные формы внеурочной деятельности способствуют воспитанию нравственных ценностей учащихся. Учителю необходимо помнить, что высокая нравственная воспитанность учащихся проявляется в единстве развитого нравственного сознания, мышления, воли, чувств и поведения. Она достигается при условии целостности и систематичности процесса воспитания, единства формирования нравственного сознания и поведения, участия школьников в общественной жизни и поведения. Моя работа как классного руководителя в полной мере связана с направлением воспитательной работы всей школы. Реализация проектов, проведение мероприятий различного уровня и направленности помогают воспитывать гармонично развитую личность.

Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Портал педагога

Современные проблемы нравственного воспитания младших

школьников

В современном мире родителям не всегда удается уделять внимание

своим детям. Воспитание в семье носит ситуативный характер. Поэтому мы

уделяем особое внимание работе учителя, направленной на нравственное

воспитание младших школьников. Так, чтобы объективно оценить состояние

проблем

нравственного

воспитания

на

современном

этапе,

необходимо

провести четкий анализ мероприятий, необходимо на практике проводить

различные беседы и дискуссии. Значение этой проблемы на сегодняшний

день велико, так в школе необходимы специальные дополнительные занятия,

систематизирующие и углубляющие представления младших школьников о

нравственном поведении

Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить

жестокость

и

насилие,

проблема

нравственного

воспитания

становится

все

более

актуальной.

Кто

как

не

учитель,

имеющий

возможность

влияния

на

воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей

деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить детей от

мира жестокости и грубости, познакомить их с принципами морали и этики,

формировать нравственные представления и понятия.

Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности

является

нравственное

воспитание.

Нравственное

воспитание

процесс,

направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и

предполагает

становление

его

к

Родине,

обществу,

к

одноклассникам,

к

коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Задача

нравственного

воспитания

состоит

в

том,

чтобы

социально

необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы

личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться

как в процессе специального обучения, так и в свободное время могут быть

использованы этические беседы, конкурсы, тематические досуги.

Также

в

числе

важнейших

проблем

воспитания

серьёзную

тревогу

вызывают

вопросы

духовного

и

нравственного

воспитания

младших

школьников. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить

Родину,

свою

национальную

культуру,

самобытность

и

традиции

своего

народа?

Этот

вопрос

не

раз

задавал

себе

каждый

из

нас.

В

ситуации

безнравственности во многих сферах жизни, окружающих ребёнка, — в школе,

в быту, во дворе и на улице – в том мутном потоке, что льётся на него с

экранов телевизоров, что дети видят в сетях интернета, всем, а особенно

ребёнку,

приходящему

в

этот

мир

не

в

самое

лучшее,

доброе

время,

необходимы

нравственные

опоры,

чистые

Добра

и

Красоты,

которые

всегда

спасали

человечество,

и

припадать

к

этим

живительным

ключам

человек

должен

уже

с

детства.

Ведь

именно

в

детстве,

когда

формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое

плохо», закладывается нравственный фундамент личности. Что делать, где

искать

ребёнку

сегодня

эти

нравственные

опоры

и

образцы?

Не

будем

разбираться в причинах и искать виноватых, подумаем лучше о том, как

противостоять этим негативным тенденциям, что можем и должны сделать

сегодня мы – школа и учитель.

В

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

определено, «развитие личности — смысл и цель современного образования…

Новой нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что

требует

умения

решать

постоянно

возникающие

новые,

нестандартные

проблемы».

Таким

образом,

приоритетными

стали

идеи

развивающего

обучения, целью которого являются, прежде всего, интересы личности.

Задача

нравственного

воспитания

состоит

в

том,

чтобы

социально

необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы

личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться

как в процессе специального обучения, так и в свободное время могут быть

использованы этические беседы, конкурсы, тематические досуги.

Для

реализации

необходима

программа

нравственного

воспитания

школьников, она очень обширна и охватывает круг различных нравственных

отношений, в которых отчетливо проявляются моральные качества. Структура

воспитательного процесса слагается из воспитывающей среды, воспитывающей

деятельности

и

осмысления

воспитанником

своей

жизни

по

отношению

к

окружающей действительности.

Основой

воспитания,

определяющей

нравственное

развитие,

является

формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания,

методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на

развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное

развитие каждого ребенка, исходя из индивидуальности каждого ребенка.

В воспитании любого нравственного качества применяются различные

средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место

занимает

группа

средств,

направленных

на

формирование

нравственных

суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой

группе относятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам.

Многие

учителя

справедливо

утверждают,

что

профессионально

воспользоваться средствами нравственного воспитания гораздо сложнее, чем

обычный урок. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали

заключается в том, что она не в коем случае не должна переходить в чрезмерную

назидательность, в беседу должны содержать как можно больше обсуждений с

детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание. Темы бесед

зависят

от

возрастных

особенностей

детей,

уровня

нравственной

подготовленности, а также учителю необходимо заранее обговаривать с детьми

наиболее интересующие их вопросы.

Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но

одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть

только

реальные

поступки

детей,

их

побудительные

мотивы.

Желание,

готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть

воспитаны

только

в

процессе

длительной

практики

самого

ребенка,

только

упражняясь в нравственных поступках.

Говоря

о

морали,

мы

подразумеваем

поведении

людей,

совокупность

норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и

зла. Огромную роль в сфере морали играют нравственные чувства. В морали

закреплены такие понятия, как «добро», «честь», «совесть», «справедливость».

Все эти понятия имеют оценочный характер.

Непосредственное

влияние

на

приобретение

нравственных

ценностей

лежит

на

учителе.

Результат

этого

процесса

зависит

от

того,

как

педагог

преподносит его ребенку. Эмоциональное состояние жизнерадостного познания

мира — это характерный признак духовной жизни детской личности.

Слово

учителя

своего

рода

инструмент

воздействия

на

воспитание

личности

ребенка.

Именно

через

беседы

с

педагогом,

духовное

развитие

ребенка,

самообразование,

радость

достижения

целей,

благородный

труд

о т к р ы в а ю т

ч е л о в е к у

гл а з а

н а

с а м о г о

с е б я .

С а м о п о з н а н и ю ,

самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой,

посвящена работа педагога, его специальные беседы. Мы призываем своих

воспитанников,

быть

правдивыми

и

откровенными

с

самим

собой,

ставить

такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые

соответствуют

правилам

морали,

и

никогда

не

противоречат

истинным

этическим нормам.

Нравственное воспитание является основополагающим, в зависимости от

того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что

возведет

он

сам

в

дальнейшем,

как

будет

строить

свои

отношения

с

окружающими.

Воспитание

искусство,

и

оно

заключается

в

том,

чтобы

человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, которые входят в

его жизнь, он должен чувствовать в них человеческое — разум, мудрость, любовь

к людям. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная

человеческая чуткость восприятия.

Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих

способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в сознании того дела,

которому отдаешь свои силы. В нравственном воспитании важно не только

сформулировать

моральное

сознание,

нравственные

чувства,

но

и

самое

главное, — включить младшего школьника в различные виды деятельности,

где раскрываются их нравственные отношения.

Хочется, чтобы в школах царил дух уважения, искренности, доверия,

доброты, творчества и любви, чтобы в этой атмосфере росли гармонично

развитые

личности,

уважающие

окружающих,

любящие

свою

родину,

бережно относящиеся к традициям своего народа, осознающие приоритет

общечеловеческих

ценностей

жизни

и

здоровья.

Поэтому

все

учителя

начальной

школы

ведут

регулярную

работу

по

наполнению

процесса

обучения

материалом

патриотической

и

духовно-нравственной

направленности. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с

ее нормами и требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни,

сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Нравственное воспитание – комплекс воспитательных мероприятий, способствующих приобщению человека с детского возраста к значимым моральным ценностям существующего общества. Это действие на человеческое сознание, его поведение с целью формирования ценных качеств, соответствующих общественной морали, общественным нормам и принципам организации общности людей. Реализация задач нравственного воспитания подготавливает почву для остальных направлений воспитательного процесса.

Происходят качественные изменения личности человека. Он развивается, становится обладателем воспитанности, может полноценно включаться в окружающее его пространство.

Воспитывая детей, мы стараемся обучать их добиваться своих целей только своими силами, пользуясь лишь правильными средствами. Нравственность устанавливает границу допустимых действий, поступков, переступить через которую для воспитанного человека невозможно.

Цели нравственного воспитания

Цель нравственного воспитания – способствовать переходу моральных норм во внутренние личностные убеждения, установки, ценности; полное, гармоничное развитие; раскрытие материального, духовного потенциала. Оно должно не просто сформировать моральную культуру (чувства, сознание), но и вовлечь индивида в разнообразные виды, способы деятельности, раскрывающие особенности взаимоотношений.

Результатом воспитания становится становление нравственной культуры человека – специального запаса знаний, важнейших умений, необходимых навыков, составляющих весь опыт существующего общества, который отражается в понятиях, суждениях, чувствах, ценностях, оценках, а главное в культуре поведения, способности к сложному моральному выбору.

В расширенном диапазоне цели воспитания:

  • возрождение нравственных ценностей;
  • соблюдение единства воспитательных и практических задач;
  • становление основ морали и нравственности;
  • формирование гуманизма к окружающему;
  • формирование потребности самосовершенствования;
  • расширение кругозора, развитие морального суждения, обучение главным способам самостоятельного принятия решений.

За основу нравственной культуры можно принимать следующие категории:

  • отношение к Родине, Отечеству, политике, государству. Формируемые качества: гражданственность, толерантность к другим народам, патриотизм;
  • отношение к окружающим. Качества: коллективизм, гуманность, милосердие, сочувствие, сострадание, культура общения;
  • отношение к самому себе (порядочность, честность, скромность);
  • отношение к человеческому труду (ответственность, дисциплинированность);
  • отношение к природе, достояниям общества (экологическая культура, забота об окружающих вещах, бережливость).

Понятие “нравственность” очень большое, включающее в себе множество категорий, качеств личности. Оно охватывает все сферы жизни человека.

Важнейшей частью нравственной культуры является нравственное сознание – это процесс отражения всех отношений общества сознанием отдельного человека или группы, если подразумевается коллективное сознание. Мышление – движущая сила, процесс накопления опыта (отношений, ситуаций, анализ, принятие решений при необходимости выбора). Только в правильно сформированном сознании может произойти выбор решения в той или иной ситуации. Формируется оно опытным путем через угрызения совести, радость и удовлетворение от верно принятых решений.

Составляющей частью и одновременно результатом сформированного нравственного сознания становится проявление нравственных чувств, качеств. Они являются источником формирования привычек и эталонов поведения.

Главные задачи в формировании нравственности

Исходя из основной цели нравственное воспитание призвано к решению следующих практических задач:

  • развитие нравственного сознания – формирование понятий, оценок, взглядов, идеалов, идейной убежденности, мотивов высокоморального поведения;
  • развитие важнейших нравственных качеств, чувств. Включает нормы, навыки морально оправданного поведения: уважение к старшим, труду, обществу; скромность, честность, добросовестность;
  • выработка эталонов поведения.

Отдельной задачей выделим формирование волевых качеств: целеустремленности, смелости, решительности, упорства, воли к победе.

? Общая задача воспитания – формирование чувства гуманности. Это совокупность качеств личности, выражающихся осознанным сопереживанием, отношением к человеку, как к основной ценности общества.

Задачи в педагогике делятся на группы:

  • Направленные на общий механизм формирования важнейших качеств, чувств, сознания;
  • Направленные на формирование конкретных, востребованных обществом моральных качеств.

Первая группа задач имеет постоянный характер, вторая является подвижной. На нее влияют существующие в реальности условия жизни, политическая система, нормативные правила поведения конкретного общества на определенном периоде исторического развития. Получается на любом историческом этапе задачи воспитания несколько отличаются, а нравственные идеалы постоянно изменяются.

Воспитание дисциплинированности, культуры поведения

Дисциплинированность – характеристика нравственности, период формирования которой обычно приходится на детский и подростковый возраст. Дисциплина, культура поведения – категории, регулирующие правильность поведения в главных сферах жизни. Они характеризуются выдержанностью, организованностью, готовностью подчиняться не только личным, но и общественным целям, нормам, принципам. Дисциплинированность, культура поведения формируются через:

  • культуру речи и общения;
  • бытовую культуру;
  • культуру внешнего вида.

Воспитание нравственности ребенка – непрерывный, комплексный процесс

Специфическая черта воспитания нравственности – его только теоретически можно обособить в отдельный воспитательный процесс.

Моральный облик любого человека может сформироваться только при многогранной деятельности (в игре, учебе, творчестве), в разнообразных отношениях, которые возникают у ребенка: со сверстниками, с детьми моложе, со взрослыми. Несмотря на это нравственное воспитание все-таки является целенаправленным процессом, в основе которого лежит целая система содержания, форм, приемов педагогических действий.

Результатом воспитания должен стать уровень нравственной воспитанности.

Он выражается в свойствах, качествах личности, ее деятельности, общении. О воспитанности свидетельствует глубина чувства, возможность эмоционального переживания, наличие мук совести, страданий, чувства сочувствия. Ее характеризуют зрелость сознания: моральная образованность и воспитанность, способность анализировать поступки, поступки других, способность смотреть на происходящее с позиции нравственных идеалов, давать самостоятельную оценку.

? Воспитание нравственности начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Этот процесс не имеет явно определенных этапов.

Тем не менее периодизация все-таки существует. Каждому возрасту соответствует определенный сензитивный период для формирования различных моральных качеств, каждый возраст имеет свои особенности для развития различных качеств, составляющих общее понятие “нравственность”. Именно знание этих периодов позволяет делать процесс воспитания продуктивным, особенно при воспитании ребенка.

Формы и средства воспитания

Нравственное воспитание проводится через разнообразные формы, с применением различных методов, выбор которых зависит во многом от поставленных целей, возраста воспитуемого, от уровня общего развития. При выборе методов обязательно нужно руководствоваться важными принципами:

  • каждый метод должен быть гуманным, ни в коем случае не унижающим ребенка как совсем маленького, так и подростка;
  • метод должен быть реален, имеющим логичное начало и окончание, вывод;
  • для эффективности любого метода должны быть заранее созданы оптимальные условия;
  • метод не должен быть шаблонным;
  • применение метода должно быть тактично и опосредованно;
  • при выборе метода необходимо учитывать сложность формирования того или иного морального качества;
  • важно предвидеть ожидаемые результаты;
  • все методы используются не изолированно, а в комплексе с другими.

Применение методов и форм требует очень большого терпения. Нельзя сформировать все нравственные качества сразу или одно качество за несколько дней.

Нравственность в дошкольном возрасте

Ранее мы уже писали о нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Чем меньше возраст, тем больше ребенок открыт для окружающего мира, для информации, которая из этого мира поступает. Маленький ребенок как губка впитывает все, что слышит или видит вокруг. Нравственные качества детей в ДОУ формируются посредством множества форм и методов работы: через труд, игру, творчество, искусство, природу, собственный пример.

Основные цели на этом этапе:

  • формирование основ нравственных чувств, качеств, привычек;
  • привитие гуманного отношения к природе, обществу, окружающим предметам, к каждому человеку отдельно;
  • закладка основ патриотических чувств, умения жить в коллективе, формирование трудолюбия.

При осуществлении воспитания в дошкольных учреждениях для решения поставленных задач важна организация взаимодействия, основанная на доверии, совместной деятельности, формирование у дошкольников положительных реакций на все положительные моменты жизни воспитательного учреждения.

Отмечается, что у дошкольников часто возникает проблема несоответствия между воспитанием семьей и коллективом. Если в учреждении образования ребенку прививают доброту, дружелюбность, а дома культивируется агрессия, то скорее всего ребенок окажется в состоянии противоречия, когда любая ошибка может склонить его на негативную сторону.

Основы нравственности в младшей школе

К школьному возрасту у ребенка уже сформированы основы фундаментальных качеств личности. В этот период детская психика наиболее гибкая, и появляется возможность откорректировать некоторые отрицательные качества. Методы при этом выбираются наиболее мягкие, так как поступление в школу – один из возрастных кризисов маленького человека. В учреждении образования важен авторитет педагога, но и авторитет родителей потеряться в это время не должен.

Основные задачи воспитания младших школьников по ФГОС:

  • привитие основ гражданской идентичности;
  • формирование социально ориентированного взгляда на весь окружающий мир;
  • формирование уважения к мнениям и взглядам, истории и культуре;
  • развитие ответственности личности за поступки, на основе моральных норм, социальной справедливости, свободы;
  • развитие этических чувств, отзывчивости и сопереживания;
  • развитие сотрудничества с другими людьми, умения не создавать конфликтов.

У школьников должны сформироваться представления о Родине, природе, волевые качества и высшие нравственные качества.

Проблемы подросткового возраста

В подростковом возрасте задачами воспитания является преодоление важнейших противоречий между личностью, ее самоутверждением, самореализацией и реальной жизнью. От того, какие качества личности приобретет подросток в процессе воспитания, сможет ли он выйти из сложных для него жизненных ситуаций, каким будет его моральный выбор, поступки, зависит то, кем он станет в конечном итоге, какой личностью он станет для общества. Нравственное воспитание должно быть компонентом любого образовательного процесса, так как школа для ребенка является главной адаптивной средой, которая может определять все его ценностные ориентации. Важно, чтобы все без исключения компоненты воспитательного процесса обязательно были пронизаны нравственным наполнением.

Главная задача воспитания подростков – развитие самостоятельности, уверенности и правильности в принятии решений, самовоспитания, саморегулирования эмоций и отношений.

Нравственное воспитание крайне важно для становления зрелого и всесторонне развитого человека, высокоморального и развитого члена общества. Начинать его нужно с самых ранних лет, можно сказать с самого рождения, показывая ребенку родительскую ласку, добрые отношения в семье, читая правильные сказки, давая нужное направление для дальнейшего развития во взрослой жизни.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *