О патриотическом воспитании

«Духовно-нравственное патриотическое воспитание молодёжи»

Гриднева Ирина Сергеевна, Негосударственное общеобразовательное частное учреждение «Православная гимназия имени святителя Филофея, митрополита Тобольского», г. Новый Уренгой

«Духовно-нравственное патриотическое воспитание молодёжи»

Сложившаяся ситуация в современном российском обществе, его ценностная переориентация, заставляет задуматься о возрождении духовных ценностей, нравственно-патриотического воспитания молодежи. Целью такого воспитания является гражданин, ответственный за жизнь своей страны, что является основой успеха государства.
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание составляют основу личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную направленность, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Сегодня в России особенно важно развитие духовно-нравственного и патриотического воспитания, так как глобализация размывает границы национальной идентичности, разрушает веками развивающейся христианской традиции, семейные отношения, сознание трансформируется в пользу материальных благ, а ведь известно, что народ не сумевший сохранить свою духовно-нравственную основу, базисные ценности, обречен на уничтожение или растворение в иных цивилизациях, ее сохранивших. Русскому народу, в отличие от многих других, всегда удавалось сохранять свою духовность даже в условиях атеизма, что давало возможность возрождаться и подниматься на более высокую ступень и потому приоритетной задачей общества и государства является духовно-нравственное воспитание молодежи, которая через некоторое время встанет у руля правления, и будет принимать стратегические решения. Какими будут эти решения, во многом будет зависеть от осознания новым поколением основных ценностей России. В настоящее время в Российской Федерации очень многое делается для духовно-нравственного воспитания молодежи, например создана нормативно-правовая база духовно-нравственного воспитания.

В утвержденной «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» к приоритетной задаче государства отнесено развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. В Стратегии подчеркнуто, что воспитательный процесс должен быть обновлен на основе отечественных традиций, среди которых – патриотическое и духовно-нравственное воспитание. Последнее включает в себя:

– развитие у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

– формирование нравственной позиции; развитие сопереживания и формирования позитивного отношения к людям;

– содействие формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов и др.

Исходя из этого, в настоящее время в образовательных организациях создается и развивается воспитательная работа для формирования духовно-нравственной личности с четко выраженной гражданской позицией.

Целью работы является анализ влияния духовно-нравственного и патриотического воспитания на обучающихся Православной гимназии.

Понятие духовность, нравственность и патриотизм в воспитании молодежи и их развитие на примере Филофеевской гимназии

Мы живем в непростое время. Вокруг молодежи постоянно идет пропаганда насилия и жестокости, а также насаждаются чуждые русскому народу ценности. Больше всего пропаганда идет через социальные сети и телевидение, а молодежь постоянно находится в эпицентре информационного воздействия. Молодые люди легче поддаются искушениям и поэтому очень важно правильно сформировать основу личности- ее фундамент, на котором будет строиться дальнейшая жизнь. Важно правильно сориентировать молодежь, так как они будущее нашего общества.

Для государства духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи является приоритетной задачей, потому что разрушение любой цивилизации начинается с разрушения ее духовности, с внедрения чуждых ей ценностей.

Духовность –это не просто религиозность, это гармония с самим собой, это потребность познания и преобладание духовных ценностей над материальными. Духовное становление человека-это процесс саморазвития.

Духовность — это основа нравственности.

Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра.

Духовно-нравственное воспитание- это содействие становления молодежи, формирование гуманных ценностей, участие в социальной жизни, свободный выбор своего пути- это своего рода развитие патриотизма у молодых людей, любви к своему Отечеству.

Понятие «Отечество» тесно связано с понятием «Патриотизм». Патриотизм (от греч. Πατριωτισμός-отечество), означает любовь к своей родине, ее культуре, истории, всему составляющему духовно-нравственную основу личности.

То есть и духовность, и нравственность, и патриотизм очень тесно связаны друг с другом и являются приоритетными направлениями в воспитательной работе Филофеевской гимназии. Уже более 20 лет работает коллектив священников, педагогов и различных специалистов, и постоянно ищутся и совершенствуются

формы и методы духовно-нравственного и в том числе патриотического воспитания. В своей работе педагоги гимназии ориентируется на высокие современные требования, предъявляемые к качественному образованию выпускников. Гимназия ставит своей целью воспитание детей в духе православия, формирование у них активной жизненной позиции, патриотизма и подготовку учащихся к ответственному социальному служению, на основе ясно осознаваемых ими традиционных христианских ценностей, через реализацию следующих задач:

1. Воспитание свободной, физически здоровой, духовно богатой личности каждого ученика, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях;

2. Воспитание у учащихся стремления к высоким духовно-нравственным ценностям православия: гражданственности, патриотизма, интеллигентности, уважения к правам и свободам человека;

3. Создание условий для развития познавательных интересов обучающихся, их творческих способностей, способствующих дальнейшему развитию и самореализации личности.

4. Содействовать приобщению семей обучающихся к ценностям православной культуры, привлечению родителей к участию в воспитательном процессе.

5. Воспитание нравственной личности, руководящейся в своей деятельности такими христианскими ценностями, как смирение, терпение, милосердие, открытость и искренность, уважение к старшим, законопослушность.

Данная цель находит реализацию через следующие направления воспитательной работы:

духовно-нравственное (православное),

гражданско- патриотическое воспитание и др.

Каждое направление находит отражение во всей работе гимназии, особенно в проводимых праздниках и внешкольных мероприятиях, системе дополнительного образования и внеурочной деятельности, деятельности ученического Совета гимназии.

Конечно же молодежь нельзя увлечь только разговорами о морали, нужны настоящие примеры из жизни. Необходимо с детства прививать любовь к родным людям, к языку, к литературе, истории и культуре своей страны. Именно поэтому в основе Программы воспитания и социализации обучающихся в нашей гимназии лежат следующие принципы.

Принцип диалогического общения со значимыми партнерами.

В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим. В связи с этим, наша гимназия работает, сотрудничая с семьями, различными специалистами (психолог, священнослужители, спортивные тренеры, работники культуры). Так же на реализацию целей воспитательной работы направлена внеурочная деятельность, во время которой ребята более углубленно изучают предметы православного компонента, занимаются в хоре, в театральном кружке и в спортивных секциях. Еще наша гимназия сотрудничает с детским садом- ребята занимаются шефской работой.

Принцип идентификации.

Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм — происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть — нравственную рефлексию личности, мораль — способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность — готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.

Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание — это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.

Принцип социализации.

В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков строится при согласовании (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: Школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др. Как осуществлять воспитание за стенами школы?

Если не попытаться согласовать жизнь ученика в стенах школы с тем, что происходит за её пределами, то большинство воспитательных усилий педагогов будут потрачены впустую. Конечно, никакому образовательному учреждению не под силу изменить всё современное общество. Однако школа может стать культурным центром определённой микросреды. Для этого в рамках внешкольной деятельности в нашей гимназии проводится различная работа.

Во-первых, выстраивается конструктивная и регулярная работа с родителями (семьями).

В начальной школе родители, как правило, готовы активно участвовать в жизни детей, по крайней мере, интересуются ею. Здесь важно соблюсти золотую середину: не отгораживаться от родителей, внимательно относиться к возможным предложениям с их стороны. Важно, как и с учениками, начать выстраивать с родителями партнёрские отношения – формулировать взаимные интересы, договариваться и реализовывать эти договоренности, так, чтобы родители захотели добровольно участвовать в жизни класса, школы, чтобы они чувствовали, что школа – это не камера хранения, а среда для жизни их детей. Эта среда в идеале должна быть не менее комфортной и уютной, чем семейный дом, а в ситуации с трудными семьями – становиться образцом правильного отношения к детям. Для этого недостаточно проводить родительские собрания, а нужно устраивать совместные добрые дела: сообща с детьми и родителями готовить праздники, экскурсии. В этих рамках вполне можно и нужно вести педагогическое просвещение родителей учеников – объяснять им цель и смысл нового развивающего подхода к образованию – обучению и воспитанию.

При этом деятельность Школы, ее педагогического коллектива в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности. Социально-педагогическое взаимодействие Школы и других общественных субъектов осуществляется в рамках Программы воспитания и социализации обучающихся.

Центральной идеей духовно-нравственной воспитательной системы православной гимназии является следование годичному церковному календарю, который несет в себе стройную систему праздников и постов. Эта сложившаяся веками назад система дополняется государственными и школьными праздниками.

В дни великих и двунадесятых праздников вся гимназия принимает участие в богослужениях. Это праздники Рождества Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Покров Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Христово, Сретенье Господне, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Пасха, Радоница, Вознесение Господа, Пятидесятница.

По традиции в сентябре в гимназии проходит мероприятие, посвященное Дню любви, семьи и верности. Обычно проходит небольшой концерт и конкурсную программу, где дети участвуют вместе со своими родителями.

В конце ноября проводится праздник, посвященный Дню матери. Ребята с радостью готовят номера с поздравлениями своим мамам и бабушкам.

К празднику Рождества Христова гимназисты ежегодно ставят спектакль «Под Рождественской звездой». Спектакль проходит в КСЦ Газодобытчик, так, чтобы все желающие могут его посетить. В подготовке принимают активное участие учащиеся гимназии.

Второй спектакль традиционно подготавливается к празднику Пасхи. «Праздников праздник», небольшое, но вместе с тем мощное по содержанию и духовному воздействию произведение. Гимназистам бывает непросто донести его смысл до зрителей, но обычно они встречают понимание и эмоциональный отклик со стороны всех собравшихся в зале. Часто наши ребята ездят с благотворительными выступлениями в различные организации города.

Ежегодно в гимназии проходят благотворительные ярмарки, с целью помочь больным детям. Гимназисты очень любят принимать в них активное участие.

Так же ежегодно, ребята ездят в паломнические поездки по историческим и святым местам России. Это несомненно приближает к истории Отечества, заставляя гордиться своей страной.

Сотрудничество с библиотеками стало одним из серьезных направлений воспитательной работы, так как:

-открывает возможности новой практики миссионерской работы среди детей и подростков;

-мероприятия, проводимые на базе гимназии органично вписываются в план воспитательной работы и способствуют нравственному и патриотическому росту учеников.

Процесс воспитания патриотизма в образовательном учреждении подразумевает использование широкого спектра форм и методов патриотического воспитания, т. е. тех форм и методов работы, которые имеют акцентированную патриотическую направленность.

Традиционно в рамках патриотического воспитания проводится множество мероприятий. Особое место среди них занимают проведенные праздники «А ну-ка парни», посвященный Дню Защитника Отечества и линейка, посвященная Дню Победы. Гимназисты участвует в шествии, посвященному Дню победы. Участвуют в возложении цветов к памятнику «Трем войнам».

Ежегодно проводится акция «Посылка солдату». Ребята приносят в школу продукты и средства гигиены, и очень радуются, получая письмо с благодарностью от ребят- военнослужащих.

Так же ежегодно обучающиеся 8 класса задействованы в проекте Юн Арктика

( класс-команда «Пересвет») в котором занимают высокие места. В этом проекте ребята учатся сотрудничать не только друг с другом, но и со сверстниками из других образовательных учреждений. Совместно с родителями гимназистами готовятся макеты памятников городов-героев, готовясь защищать свой макет, дети изучают историю, чтут память защитников Отечества.

Гимназисты, в рамках шефской работы принимают участие в ДС Теремок в мероприятии, посвященному принятию малышей в юные патриоты.

Классные руководители, в свою очередь, проводят огромную воспитательную работу по развитию духовно-нравственных качеств и патриотизма у гимназистов, в результате чего повышается сплоченность коллективов, ответственность, активность у обучающихся и культура поведения. Педагоги помогают детям связать духовно-нравственные понятия с реальной жизнью, например, работая с такими проектами, как «Моя родословная», «Семейные реликвии» и т.д.

Так что же такое результаты духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи?

Результат в данном случае — это принятие человеком конкретных духовных ценностей. Это принятие может произойти:

– на словах, т.е. осознание ценностей, оценка поступков, заявление своей позиции;

– на деле, т.е. проявляться в действиях человека, в его поступках.

Только при наличии второго уровня – дела – можно говорить о том, что принятие некой духовной ценности развивает соответствующее душевное качество человеческой личности. Иными словами, если человек осознает, что такое «справедливость», и в разных жизненных ситуациях стремится поступать в соответствии с этой идеей, то о таком человеке мы обычно говорим: «он справедливый, честный, не обманывает».

А сущность и содержание патриотического воспитания с педагогической точки зрения можно представить как процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.

Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. И ведущую роль в этом процессе играют инициативы и творческое сотрудничество детей и взрослых.

Список использованной литературы

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

28 января 2020 года, в рамках VIII Рождественских Парламентских встреч в Москве, состоялся круглый стол «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи в свете Великой Победы».

VIII Парламентские встречи – часть программы Международных Рождественских чтений-2020 «Великая Победа: наследие и наследники». Организаторами круглого стола выступили: Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Комитет Совета Федерации по социальной политике совместно с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и Синодальным отделом по делам молодежи Русской Православной Церкви.

Митрополит Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации, выступил на круглом столе с докладом, в котором объяснил, почему, вспоминая Победу, мы говорим в первую очередь о наследии:

Почему в первую очередь наше внимание обращено не к таким словам, как «подвиг», «героизм», «мужество»? Наверное, потому что слово «наследие» призывает нас задуматься не столько о том, как и чем была достигнута Победа, сколько о том, можем ли мы достойно усвоить ее плоды? Такие ли мы, какими хотели бы видеть нас те, кто совершал эти подвиги и нес эти жертвы, кто являл безграничное мужество и героизм как на фронте, так и в тылу, спасал наши жизни с надеждой и верой в то, что добытую ими ценой своих жизней свободу мы употребим во благо. Не только в свое личное благо, но во благо Отечества нашего, ради его процветания и укрепления, ради счастья матерей, беспечального и окруженного радостью возрастания детей, ради того «светлого будущего», о котором постоянно говорили, но которого невозможно было достигнуть в тех условиях, в которых оказался народ, которого пытались насильственно лишить веры. Это «светлое бытие» возможно лишь тогда, когда каждый человек свободно избирает добро, соотнося свою жизнь с Божьими установлениями, когда не только в дни войны, но и в мирное время люди радуются, в первую очередь, не о своем личном благополучии, но о правде и милости Божией, явленной в жизни ближнего, всего народа, всего нашего Отечества.

Вновь и вновь мы обращаемся к вопросу о том, что же такое «наследие». Если бы мы говорили о наследстве, то, конечно, речь шла бы о материальных благах – самой земле, наших культурных ценностях, сохраненных и восстановленных нашими отцами, дедами и прадедами. Но наследие – это тот невидимый глазами след, который оставили наши предки в истории и который передан нам, который мы можем и должны сохранить не в наших руках, а в наших сердцах и в наших душах, сохранить и с любовью передать тем, кто идёт за нами.

Митрополит обратил внимание слушателей на то, что же такое наследие Великой победы:

Наследие Победы – это наша свобода, наша культура, наша духовная идентичность. Я уже неоднократно отмечал, что духовным основанием победы в Великой Отечественной войне были традиционные культура, высокая нравственность нашего народа, проявление солидарности народа, обращение к героическим и святым примерам из национальной истории, молитва миллионов людей о победе русского оружия и во вновь открытых в годы войны храмах – как в тылу, так и на оккупированных территориях, и в домах, где матери и жены ждали возвращения своих ближних, и в окопах, где обретали веру даже те, кто недавно разрушал храмы. И осознание того, что достижение победы невозможно без опоры на духовные и нравственные начала – это тоже наследие этой Победы.

Нам очень важно донести до детей, молодежи, необходимость понимания того, что Победа была бы невозможна без двух этих составляющих – общенародного жертвенного подвига и помощи Божией как ответа на ту огромную любовь к Отечеству, которую явил наш народ в этой поистине Отечественной войне, всем сердцем откликнувшемся на строки: «Идет война народная, священная война». Бога мы всегда должны благодарить за явленное Им милосердие, а перед подвигом народа мы должны благоговеть и с благодарностью склонять головы, почитая священной память о тех, кто сражался и трудился в те годы, не щадя своей жизни.

Председатель Синодального отдела также привел несколько примеров, которые наглядно показали, как передается память о войне:

Память – это не просто механизм передачи опыта, это способ формирования общественной реальности. Как говорил академик Лихачев: «Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим. Память – преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти». Истинная память есть основа совести любого человека. И именно совесть, и наша память, и наше сердце не могут позволить нам, например, равнодушно проехать мимо информационного знака у дороги, на котором написано: «Здесь у Зайцевой горы полегли 70 000 человек для того, чтобы ты мог дышать». Более 20 подобных знаков стоит в Тверской области. Их поставило Российское военно-историческое общество. И это замечательное начинание, потому что для многих из нас статистика потерь в военные годы нередко остается просто цифрами, пока мы не увидим это поле, эту гору и не осознаем, что вот в этой конкретной земле до сих пор лежат останки тысяч, а может быть сотен тысяч или десятков тысяч людей, которые здесь защищали свою Родину. И я, кто бы я ни был, – митрополит или школьник, музыкант или спортсмен, водитель, которые проезжает куда-то по этой дороге по своим делам, или тракторист, который пашет эту землю, пропитанную кровью павших бойцов, и сеет здесь хлеб, – я часть этой Родины. И я должен помнить, что каждая из этих цифр – сотен, тысяч, миллионов – сложена из единиц, из конкретных оборвавшихся жизней. Да, не каждый из погибших на этой войне совершил подвиг, так же, как, например, не каждый из тех, кто называет себя христианином, становится святым, но именно потому Русь называлась Святой, что идеалом ее была святость, и потому, вспоминая о Великой Отечественной войне, мы говорим об общенародном подвиге, что именно примеры жертвенности, подвига во имя Родины становились ключевыми вдохновляющими событиями, возвышающими и воспитывающими народ.

И, конечно, мы говорим не только о погибших в годы войны. Сегодня в живых осталось очень мало ветеранов, и буквально с каждым днем их становится все меньше и меньше. Но как важно помнить о них, помогать живым, чтить память ушедших. Долгое время почти никто, например, не знал о подвиге удивительной женщины, спасшей жизни тысяч детей. Операция под названием «Дети» началась на Смоленской земле, откуда, с оккупированных земель, спасая детей и подростков от гибели и угона в Германию, 23-летняя учительница партизанка Матрёна Исаевна Вольская вывела 2000 детей, к которым в ходе этого 200-километрового десятидневного похода по лесам, болотам, при отсутствии еды, а часто и воды, присоединилось еще более 1200 детей. Она не просто вела детей – она разведывала пути, прятала детей от бомбежек, искала пропитание, старалась спасти каждую жизнь. И только в прошлом году было принято решение об открытии ей памятника на городецкой земле, где она жила в послевоенные годы, о чем в рамках региональных Чтений рассказали представители городецкой администрации. Важно, что сама Матрёна никогда не считала, что совершила подвиг, но что просто вместе с помощницами исполнила данное ей командиром партизанского отряда поручение.

Это удивительное свойство многих героев той войны – то, что было сделано ради любви к Отечеству, они считали просто нормой жизни. И мы должны помнить об этом, потому что без сохранения правильной памяти о том, кто нам передал наследие Победы, невозможно сохранение этого наследия и этой оставленной нам нормы жизни.

Митрополит Меркурий предложил выработать алгоритм взаимодействия с учителями для того, чтобы они передавали величие духовно-нравственного подвига Победы своим воспитанникам. Владыка подчеркнул, что практически для сохранения памяти о войне поможет поисковая работа. Уход за обелисками, поиск могил участников войны и поддержание их в чистоте, исследование истории неизвестных героев:

Задача наставников – не просто перечислять исторические факты, а на действительных, конкретных примерах мужества, героизма, стойкости показать величие подвига поколения победителей. Наши поисковики и краеведы, встречи с которыми, по сути, сегодня нередко заменяют для детей встречи с ветеранами, по крупицам собирают информацию и передают ее подрастающему поколению. Эту работу не только нужно продолжать, к ней надо привлекать молодежь. Значимую роль в сохранении духовного наследия Великой Победы, памяти об ушедших из жизни защитников Отечества призваны сыграть поисковая работа и забота молодежи о захоронениях воинов и ветеранов. Важно не только ухаживать за обелисками, но и находить на городских и сельских кладбищах могилы ветеранов, у которых, возможно, уже и родственников не осталось, взять шефство над некоторыми захоронениями, постараться что-то узнать о жизни тех, кто в них погребен, об их воинских подвигах и наградах. Конечно, подобная работа должна проходить при согласовании с местными властями и под руководством педагогов и других взрослых профессионалов. Есть множество замечательных примеров такого взаимодействия со школами, с учреждениями дополнительного образования, с участием молодежных волонтерских организаций, но без поддержки властей на местах эту работу трудно развивать в надлежащих масштабах. И обязательно надо сообщать найденные имена погибших бойцов и почивших ветеранов в ближайшую церковь. О многих мы не знаем, были ли они крещены, но о чьей-то вере скажет поставленный на могиле крест, а что касается погибших на полях сражений, то Церковь никогда не отказывала в молитве о тех, кто погиб, защищая наше Отечество, как о крещеных своей кровью.

Сухие статистические данные, карты оборонительных и наступательных операций не касаются сердца, они, конечно, тоже важны, но больше для специалистов, для историков и военных, в целом же важнее повествовать о личностном подвиге участников Великой Отечественной войны. Не только о бойцах, но и, например, о том, как женщина с ребенком укрывала партизан, как ее три раза выводили на расстрел, чтобы она рассказала, где прячутся партизаны, но она никого не выдала, или о том, как молодой учёный, имевший «бронь», освобождённый по зрению, много месяцев требовал, чтобы его отправили на фронт, и погиб в своём первом бою. Напрасной ли была его смерть или нет? Если мыслить только земным измерением – ещё можно задаваться этим вопросом, но если помнить о жизни вечной, которую наследуют те, кто полагает души своя за други своя, то мы поймём, что уже только стремлением своим жертвенно послужить Отечеству человек сделал всё, чтобы снискать милосердие Божие и наследовать Царство Небесное.

По материалам сайта Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви pravobraz.ru

Статью прочитали 124

Доклад на тему «Патриотизм»

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам.

Цель: воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма – это фундамент общечеловеческого развития, влияние на сохранение интернациональной среды в многонациональном мегаполисе.

Задачи :

  • воспитание, сохранение патриотических традиций России

  • влияние этих традиций на взаимоотношение поколений и народов;

  • формирование культуры ненасилия и мира путем пропаганды среди детей, родителей и общественности;

  • повышение значимости роли патриотизма в современных условиях;

  • воспитание подрастающего поколения в духе «Планета Земля – наш общий дом и мы хозяева в нем»;

  • воспитание трепетного отношения к ветеранам, молодость которых была отдана за то, чтоб мы мирно жили;

  • воспитание уважения и сохранения памятников погибшим воинам в Москве и Подмосковье;

  • через литературу и историю, искусство повлиять на сохранение памяти о самой важной странице в истории человечества;

  • сохранение исторической памяти, передачи подрастающему поколению значимость роли патриотизма в формировании гражданина и человека.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания подрастающего поколения определяется сегодня, как одна из приоритетных. Важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли — роль гражданина и роль патриота

Воспитание достойного гражданина своего Отечества, формирование научного мировоззрения, политической сознательности, гуманизма, патриотизма, социальной активности в единстве с национальным, народным, воспитание миролюбия национального согласия. Воспитание гражданина и патриота начинается с формирования таких качеств, как патриотизм, державность, корпоративность и любовь к своей малой Родине. Механицизмами формирования являются изучение и использование в воспитательном процессе символики государства, области, города, школы.

В систему воспитания патриотизма и гражданственности включены три направления:

  • Формирования гражданского сознания учащихся, основу которой составляют: уважительное отношение к государственной символике и законам страны;

Ответственность за судьбу Отечества; воспитание добропорядочного гражданина.

  • Развитие эмоционально – чувственной сферы.

  • Приобретение учащимися опыта социальной гражданской активности.

Данные задачи осуществляются через уроки истории . родного языка и литературы,

У каждого человека существует собственное понимание и отношение к патриотизму. Для меня патриотизм — это осознанное и добровольное посвящение результатов своей ежедневной работы стране, в которой живешь и называешь Родиной.

Быть патриотом, значит с полной отдачей заниматься любимым делом, которое получается у тебя лучше всего. Именно так каждый человек может выразить свою любовь к Отечеству.

Наша школа – с этнокультурным компонентом имеет однородный татарский состав учащихся, работает в условиях татарской языковой среды. Языком обучения является русский, а родной язык и литература преподаются как предмет, воспитание основывается на народной педагогике. Мы сделали вывод, что очень большое значение в деле воспитания и обучения имеют этнокультурные традиции, особенности быта, нравов, идеи, взгляды, обычаи, образ мыслей и действий татарского народа.

Развитие личности, готовой к социализации в форме интеграции. Осуществляя воспитание учащихся на этнокультурных традициях татарского народа, мы всегда помним, что любая национальная культура питается другими культурами. Противопоставление одного народа культурным, политическим и иным достижениям других этносов может привести к драматическим последствиям. Поэтому в содержании образования и воспитания нашей школы мы изначально закладываем взаимосвязь различных культур, особенно культур народов, проживающих рядом с нами: русского, мордовского, чувашского и других..

В школе много внимания уделяется традициям и праздникам разных народов. Это: День Знаний, День здоровья (осенний кросс), День Учителя, Новогодний праздник, День рождения школы, Вечер встречи с выпускниками, День защитников Отечества, Праздник Весны, Праздник «Навруз», Международный женский день. День космонавтики, День Победы, Последний звонок, Выпускной вечер и многие другие. Это и есть патриотизм, ведь патриотизм – это не лозунги, а конкретные дела. Встречи с ветеранами, помощь им, ухаживание за могилами — это еще один сильный фактор, влияющий на патриотическое воспитание. В коллективе трудятся неравнодушные целеустремлённые педагоги, цель деятельности которых – воспитание патриота своей Родины.Личность ребёнка как целостная интегральная система развивается в целостном интегрированном воспитательном процессе, в котором все компоненты (целевой, содержательный, организационно – деятельностный, оценочно-результативный) в максимальной степени взаимосвязаны. Атмосфера доверия и творчества создаётся на протяжении всего учебно-воспитательного процесса.Учащихся взаимодействуют с окружающим миром через участие в разнообразных КТД школы и во внешкольных учреждениях.

Воспитанию гражданина и патриота своей страны способствует работа в рамках «Школы этнокультурного диалога».

Нужно отметить организацию практической деятельности школьной организации «Диалог» по приобщению учащихся к общечеловеческим и национально-культурным ценностям. Успешным можно назвать все массовые дела, акции, мероприятия, организованные членами школьной организации «Диалог»: от Дня Знаний до «последнего звонка

Большое внимание уделяется воспитанию гражданственности и патриотизма на уроках в начальной, основной и старшей школе. Для изучения уровня гражданственности и патриотизма, проводится мониторинг учащихся школы по – данному вопросу. Воспитанием гражданина занимаются все преподаваемые предметы в школе, особенно обществоведческие, гуманитарные

На уроках в начальном, основном и старшем звене обучения (курсы истории, литературы, ОБЖ) педагоги формируют у детей национальное самосознание, уважение к историческому и культурному наследию народов России и мира, к человеческой личности, правам человека, любовь к Родине, любовь к родителям, к товарищам, селу, знакомят с достижениями русской науки, прививают любовь к природе и бережное отношение к ней, развивают интерес к своей истории.
Педагоги используют разнообразные методы и приёмы работы: экскурсии на природу, тематические уроки о государственной символике страны, уроки — бенефисы, тематические уроки, посвященные датам Великой Отечественной войны.На уроках истории и ОБЖ раскрывается величие исторической победы над фашизмом, героизм трудовых свершений.

Огромное значение имеют русский язык и литература и в патриотическом воспитании, ведь патриотизм — одна из составляющих нравственного воспитания. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. У литературы немало образцов патриотизма. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти. Ярким примером тому могут служить произведения А.Платонова «Маленький солдат» (Укл.), В.Бы­кова «Обелиск», В.Распутина «Живи и помни= Г.Бакланова «Навеки — девятнадцатилетние^ Б.Васильева «А зори здесь тихие», В Кондрать­ева «Сашка», поэма А. Твардовского «По пра­ву памяти», романы М.Булгакова «Белая гвар­дия», Л.Толстого «Война и мир», А.Толстого «Петр I» и т. д.

Поэзия периода Великой Отечественно.»-войны воспринимается ребятами по-особому ведь она соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями ли­рического героя. Всеобщее чувство: желание оберечь родную землю, свое гнездо —чувстве обыкновенного человека становится понятнее ближе и роднее. Война воспринимается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть неимо­верно тяжелая.

Книги о войне несут огромный воспитатель­но-патриотический заряд. Они о беззаветной стойкости нашего народа. В лучших произ­ведениях о войне мы находим ключ к реше­нию проблем сегодняшнего дня, прежде все­го проблем нравственных. Эти книги застав­ляют гордиться своей страной, своим наро­дом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по-доброму относиться к окружающим людям.

Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда, к нашей общей печали, не прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть не­много чище, добрее душой друг к другу и ок­ружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.

Курс ОБЖ — важнейшее средство воспитания патриота и гражданина. Преподаватели стали больше внимания уделять вопросам повышения качества проведения занятий по разделу основы военной службы, а также методике организации и проведения сборов учащихся на базе воинской части.
На протяжении последних лет в районе возрождено проведение военно-спортивной игры «Зарница». Игра способствует воспитанию у учащихся высоких морально-боевых качеств защитников Отечества, выработке активной жизненной позиции, подготовке учащихся к службе в рядах Вооруженных Сил, военно-патриотическому воспитанию, подготовке их к сложностям военной жизни.
Надо подчеркнуть, что в процессе военно-патриотической деятельности у школьников возникают и развиваются коллективные отношения, формируются дисциплинированность, чувство локтя, ответственность, что созвучно с основными требованиями к системе российского образования.
В настоящее время остро стоит вопрос восстановления воспитательного потенциала семьи как основного ресурса в деле возрождения патриотизма.
Семья должна стать партнёром школы, государства в осуществлении патриотического воспитания учащейся молодежи, детей.
Опыт показывает, что истинный патриотизм является результатом упорной, целенаправленной воспитательной работы, напряженной учёбы с целью постижения героических и великих свершений в истории отечества. Именно учитель вслед за родителями с самого раннего возраста формирует у обучающихся высокое патриотическое сознание, чувство верности своему отечеству.
На достаточно хорошем уровне в школах района прошли мероприятия, связанные с празднованием 61-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Прошли встречи коллективов с участниками Великой Отечественной войны. В течение года была организована шефская помощь участникам, инвалидам Великой Отечественной войны, вдовам погибших, ветеранам боевых действий. Проведены уроки мужества «Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества», «Война не уходит от нас», конкурсы стихов о войне «Шёл солдат во имя жизни», конкурсы рисунков «Война глазами детей” и т.д В течение года велась работа по пополнению экспозиций и экспонатов школьного музея.Через поисковую систему мы ставим перед собой задачу провести работу по организации дополнению к музею раздела о Великой Отечественной войне, о татарах, отдавших свою жизнь в этой общей войне (в Москве и Московской области). Общие дела сближают разные народы, чем грамотнее и интереснее преподносятся уроки истории и литературы и блока искусства (не умаляя значение других уроков), так как наше четкое убеждение, что через именно эти предметы формируется человек и его гражданская позиция.

Используя знаменательные вехи Великой Отечественной войны, проводить классные часы, выставки, конкурсы, исторические олимпиады, литературные чтения и сочинения, через изобразительное искусство, встречи с ветеранами, способствовать сохранению того, пережитого старшим поколением, что повлияет и на сохранность душ современного поколения.

Необходимо использовать опыт и ветеранов и родителей разных национальностей в воспитании подрастающего поколения и в решении многих проблем.

С первых дней учебы мы готовимся к 65-летию. На 1 сентября были приглашены ветераны, ветеран-поэт Н.Х. Галиуллов прочел ребятам свои последние стихи. Когда есть мотивация, тогда все юбилеи и любые дела проходят на очень серьезном уровне, а не для галочки.. Работа в этом направлении продолжается.

Уже четыре год в нашей школе, как в базовой школе, изучается родной язык, это тоже способствует патриотизму, так как хорошее образование (мы стараемся на своих уроках объяснить детям, что образованный человек – истинный патриот своей страны) – это выход в мир.

!

Нам кажется, что за этнокультурными школами будущее, возможно, это будет оценено через поколение, что мы способствует сохранению межнациональной среды, укреплению взаимоотношений между народами и являемся мощным крепким, надежным мостом между странами и фундаментом в воспитании подрастающего поколения и его влияния на сохранение интернациональной среды.

Результативностью работы по воспитанию гражданственности и патриотизма является межнациональное согласие в профессиональной и детской среде. Рост гражданского самосознания выпускников.

. На наш взгляд, в отличие от исторического, экономического, экологического и т.п. видов образования, основывающихся на системе однородных научных знаний, гражданское образование имеет явно выраженный обобщённый, синтезированный, ценностный характер. Воспитание гражданина определяется духом школы, школьной культурой, уважением и признанием прав своих воспитанников, организацией школьного самоуправления, участием учащихся в проведении различных мероприятий.

Проводимая работа в школе рассматривает гражданское образование как разновидность обществоведческого образования, имеющего своей целью социализацию личности, формирование знаний, которые обеспечили бы выпускнику школы свободу в выборе мировоззренческих ориентаций в условиях становления современного общества.

Таким образом, цель гражданского образования – воспитание человека как гражданина и патриота и – в не меньшей степени- гражданина мира. Только на этом пути видится действительное, а не демагогическое и не бюрократическое решение проблем гражданского образования.

Система военно-патриотического воспитания в Российской Федерации

Сущность, задачи и принципы военно-патриотического воспитания

Важнейшим источником жизнедеятельности государства, армии, личности, в том числе российского воина, является патриотизм. Трудно переоценить его роль в истории России, в утверждении национальной гордости и достоинства, защите Отечества, обеспечении национальной безопасности. Поэтому одно из центральных мест в системе воспитания воинов занимает государственно-патриотическое воспитание, суть которого заключается в формировании у личного состава армии и флота высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотизм являлся и является характерной чертой менталитета российского народа, духовной основой развития российской государственности.

Прошлое нашей Родины убедительно свидетельствует, что во все времена государственно-патриотическая идея была одним из основных факторов, обеспечивающих жизненность общества. Своими истоками патриотизм уходит в древность, в период борьбы с многочисленными иноземными захватчиками, когда формировались традиционные моральные ценности нашего народа.

На патриотической основе произошло национально-государственное объединение Руси, что одновременно укрепило и саму патриотическую идею, прочно соединив ее с государственностью. Следует также подчеркнуть, что уже в начале XVII века «Устав ратных и пушечных дел» закрепил патриотизм как военно-профессиональное качество и норму поведения воинов. А в период реформаторских преобразований Петра I государственный патриотизм начал ставиться выше всех ценностей. Служба Отечеству, усердие в делах государственных были объявлены главной добродетелью и даже закреплены в «Табели о рангах» как непременное условие получения чинов, званий, наград. Это нравственное качество особенно ценилось среди российского офицерства. Патриотическая идея бескорыстного, самоотверженного служения Отечеству лежала в основе его нравственности и культуры. Офицерство по праву может быть названо в русской истории самым патриотичным слоем общества, а патриотизм — душой Русской армии.

Уже в XVIII веке в России начала складываться система патриотического воспитания, а в Русской армии — говоря современным языком, система военно-патриотического воспитания. Так, «Инструкция пехотного полка полковнику» предписывала командирам проводить работу по патриотическому воспитанию воинов посредством регулярного разъяснения и чтения уставов, артикулов, приказов, а также рассказов о славе и могуществе России. Как непреложное правило предполагалось, что каждый офицер будет ярким примером и носителем патриотизма. Все это, безусловно, нашло отражение в мужестве и героизме солдат, матросов, офицеров, генералов и адмиралов, проявленных ими в войнах, которые пришлось вести России. Военно-патриотическое воспитание являлось одним из факторов Победы советского народа в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.), 65-летие которой наша страна будет отмечать в наступившем году.

Следует подчеркнуть, что кардинальные изменения в стране в 90-е годы прошлого столетия негативным образом отразились на духовно-нравственной атмосфере в обществе, в том числе на патриотическом воспитании.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» отмечается, что «Основные задачи патриотического воспитания в нашей стране в последние годы решались в ходе реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», основной целью которой было создание системы патриотического воспитания.

В настоящее время такая система в своей основе сложилась».

Однако реализация текущей программы патриотического воспитания, рассчитанной до 2010 года, в стране и в Вооруженных Силах происходит на фоне общественно-государственных трудностей и противоречий. Вот лишь некоторые из них:

1. Под маской духовной свободы обществу навязываются западные ценности, эгоцентризм вместо коллективизма, культ насилия вместо товарищеских отношений, жажда наживы вместо труда в его цивилизованном и благородном смыслах.

2. Имеют место попытки некоторых писателей и публицистов доказать, что в России патриотизм вызывает цепную националистическую реакцию. А между тем патриотизм в его рациональном, теоретически обоснованном виде ничего общего с национализмом не имеет.

3. Существенное ухудшение у значительной части россиян материальных условий жизни, отчуждение их от культуры, власти, управления экономикой, колоссальное социальное расслоение общества негативно сказываются на авторитете государственной власти.

4. Существенно снижен международный авторитет страны.

5. Отрицательное влияние на формирование патриотизма в условиях Вооруженных Сил оказывают ослабление боевой мощи армии, процессы ее значительного сокращения, снижение престижа воинской службы, недостаточно высокое материальное положение военнослужащих и другие негативные факторы.

Вместе с тем в последние годы были приняты определенные меры, которые позволили активизировать работу по патриотическому воспитанию в стране и армии, решить некоторые проблемы в ее организации.

«Составной частью патриотического воспитания, — отмечается в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, — является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов».

Патриотическое воспитание военнослужащих организуется и проводится в рамках единой системы воинского воспитания военнослужащих. В последние годы оно строится на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, указов Президента РФ, Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации (2003 г.), государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (приказ министра обороны РФ № 70 от 11.03. 2004 г.), ведомственной программы Министерства обороны РФ по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы» (приказ министра обороны РФ № 28 от 19.01.2006 г.) и других документов.

В них получила дальнейшее развитие система патриотического воспитания, элементами которой являются субъекты и объекты воспитания, задачи, принципы, содержание, направления, формы и методы воспитания.

Практика новейшей отечественной истории подтвердила, что система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде, она постоянно совершенствуется. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах Российского общества, а также новыми условиями современного мира.

В соответствии с государственной программой субъектами патриотического воспитания являются федеральные структуры различных уровней, научные и образовательные учреждения, общественные организации, средства массовой информации, творческие союзы и религиозные конфессии, семья. В Вооруженных Силах такие субъекты — это органы военного управления, командиры и начальники всех степеней, штабы и службы, органы воспитательной работы, воинские коллективы, военные учреждения культуры, СМИ, общественные организации в воинских частях.

Объектами воспитания являются проходящие военную службу офицеры, прапорщики, мичманы, сержанты (старшины), солдаты (матросы), курсанты, слушатели военно-учебных заведений и женщины-военнослужащие.

Субъекты патриотического воспитания специфическими возможностями и средствами решают задачи патриотического воспитания определенных групп населения и граждан страны в целом.

Основными задачами военно-патриотического воспитания являются:

— формирование у граждан РФ патриотических ценностей, патриотического самосознания;

— воспитание верности боевым и героическим традициям Российской армии;

— утверждение в обществе сознательного отношения к выполнению конституционного долга по защите свободы и независимости России, обеспечению ее безопасности и суверенитета;

— активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;

— формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами;

— привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства — Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества.

Военно-патриотическое воспитание проводится с учетом следующих основных принципов:

— единство национальных и интернациональных интересов народов России, что предполагает любовь россиян к своему многонациональному государству с уважительным отношением ко всем народам мира;

— комплексный подход, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур, с использованием различных форм и методов по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;

— активность и наступательность, предусматривающие настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;

— дифференцированный подход, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения, различных категорий военнослужащих;

— органическое единство военно-патриотического воспитания с практической военной подготовкой, означающее неразрывность слова и дела, конкретной работы по обучению граждан военному делу, формированию у них военно-профессиональных качеств;

— всесторонний учет изменений и тенденций в развитии военного дела, международной военно-политической обстановки, предусматривающий осуществление военной подготовки на уровне современных требований и различных военных специальностей, с учетом конкретных военных угроз и опасностей для национальных интересов России.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Основные направления, формы и методы работы офицеров по патриотическому воспитанию личного состава

В патриотическом воспитании военнослужащих существует ряд направлений по его организации и осуществлению, главными из которых являются следующие.

1. Формирование военно-профессиональных качеств, необходимых для военной защиты Отечества в ходе повседневного обучения, боевой подготовки. Эта сторона патриотического воспитания занимает важное место в повседневной деятельности командиров и офицеров-воспитателей. На занятиях по боевой и общественно-государственной подготовке, в процессе воинской службы они стремятся поддерживать патриотические начинания воинов, популяризируют примеры образцового выполнения солдатами и матросами своего воинского долга.

Воспитание на положительном примере, самоотверженном поступке является особенно сильным и действенным средством. И в этом отношении накоплен богатый опыт. Поощрение по службе, занесение в Книгу почета, пропаганда отличившихся на собрании, в стенной печати, фото- и радиогазете, в боевом листке и военной печати, издание листовок, специально посвященных передовым воинам, направление благодарственных писем родителям, на предприятия и в организации по месту прошлой работы и учебы солдат и матросов, вечера чествования отличников учебы, мастеров военного дела — все это создает позитивное общественное мнение, побуждает личный состав равняться на передовых, наиболее сознательных и активных защитников Родины.

Одновременно с воспитанием на положительном примере организуется кропотливая работа по исправлению отрицательных черт в поведении отдельных воинов. Командиры и начальники указывают таким воинам на их неправильные поступки, разъясняют, что патриотический долг требует не словесных заверений в любви к Отечеству, а конкретных патриотических дел. Они применяют разнообразные методы в интересах преодоления недостатков, активно используют в этих целях силы армейской и флотской общественности.
2. Важным направлением военно-патриотического воспитания является героико-патриотическое воспитание на основе изучения военной истории. Воспитывать историей — значит пропагандировать, сохранять и приумножать героическое прошлое и настоящее нашего народа и его Вооруженных Сил. Многовековой опыт свидетельствует, что чем глубже будешь знать историю своего Отечества с ее героическим прошлым, тем сильнее будет к нему чувство любви, тем точнее осмыслишь его настоящее и будущее.

Пропаганда героических подвигов соотечественников в процессе воинской службы проводится как в ходе боевой учебы, так и в часы культурно-массовой работы. Особенно сильное влияние на воинов оказывают встречи с героями, чьи рассказы о мужестве и самоотверженности глубоко западают в души молодежи.

Во многих Домах офицеров и клубах частей организуются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.), ветеранами-«афганцами», участниками боевых действий на Северном Кавказе, а также участниками локальных войн. Там же организуется просмотр художественных и документальных фильмов на героико-патриотическую тему.
Важную роль в решении этой задачи играют музей и комнаты боевой славы, в которых воины знакомятся с героями и боевой историей, боевыми реликвиями и документами военных лет. Этим же целям служат книги истории частей (соединений), исторические формуляры, Книги почета.

Для пропаганды славных страниц многовековой истории народов России во многих частях и на кораблях проводятся лекции, доклады и беседы о знаменательных датах и днях воинской славы: Ледовом побоище, сражении на Куликовом поле, битвах под Полтавой и Бородино, обороне Севастополя, важнейших сражениях в годы Великой Отечественной войны и других.

3. Одним из направлений патриотического воспитания военнослужащих является воспитание на воинских традициях Российской армии. Воинские традиции являются частью национально-государственных традиций. Под ними понимаются устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы общественных отношений в армии и на флоте в виде порядка, правил и норм поведения военнослужащих, их духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной службы и воинского быта. В основе их лежат такие воинские добродетели, как преданность Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, самоотверженность и взаимовыручка. Армия жива и крепнет, пока существуют в ее рядах носители этих понятий.

По сферам воинской деятельности различают: а) боевые традиции, отражающие опыт славных боевых побед; б) традиции процесса обучения и воспитания; в) традиции воинского быта Вооруженных Сил Российской Федерации.

Важное место в системе воинских традиций Российской армии занимают боевые традиции как элементы боевого наследия, сохраняющие свою актуальность для боевой подготовки войск и обеспечения победы в бою.

К основным боевым традициям Российских Вооруженных Сил относятся следующие: мужество и массовый героизм; верность военной Присяге, Боевому знамени и Андреевскому флагу; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; взаимная выручка и боевое братство; уважение командира и защита его в бою; презрение к предателям, предпочтение достойной смерти пленению; воинская доблесть; отдание воинских почестей погибшим в бою; забота о сохранении жизней подчиненных в бою и другие. Воин, поддерживающий эти традиции, готовый следовать им, не может не быть патриотом своей страны, ее верным и преданным сыном.

4. Наряду с воинскими традициями важную роль в формировании личности воина-патриота играют воинские ритуалы, под которыми понимаются исторически сложившиеся формы поведения военнослужащих в ходе обрядов, торжественных и траурных церемоний, совершаемых в повседневной жизни войск, во время праздничных торжеств, важных актов военной службы и других случая.

Воинские ритуалы воплощают в себе благородные идеалы и высокие цели служения российского воина своему Отечеству. Они охватывают три основные сферы воинских отношений — сферу боевой деятельности (принятие военной Присяги, вручение боевых знамен и государственных наград, торжественное чествование героев, захоронение с отданием почестей и др.), сферу учебно-боевой деятельности (заступление на боевое дежурство, строевые смотры, общие батальонные и полковые поверки, развод и смена караулов и др.), сферу повседневной деятельности (торжественные собрания и митинги, посвященные государственным праздникам, важным событиям в жизни страны, воинской части (корабля) и др.). Воинские ритуалы способствуют формированию у военнослужащих высоких моральных и боевых качеств, вызывают у них нравственный подъем, чувство гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России, к своей части.

5. Важным направлением патриотического воспитания военнослужащих является разъяснение смысла и содержания национально-государственной символики Российской Федерации — герба, флага и гимна, а также государственных праздников. В этих целях используют такие формы работы, как тематические вечера, викторины, конкурсы, кинолектории, лекции, беседы, встречи с известными людьми и другие.

6. К числу важнейших направлений патриотического воспитания относится также воспитание на основе традиционных российских духовных ценностях, на морали и нравственности. Наш исторический опыт свидетельствует, что патриотическое единение людей основывается на принадлежности единому национально-духовному укладу с его моральными и нравственными ценностями, важнейшими из которых являются беззаветное служение своему народу, верность Военной Присяге, воинская доблесть, войсковое товарищество, честь, благородство, гуманизм и другие.

Русская армия всегда была одной из армий мира, которой были присущи благородные дела и устремления, а офицерский состав являл собой образцы высочайшей культуры. В мире всегда ценили российского солдата за проявление величайшей человечности, строжайшей дисциплины, лояльного отношения к мирному населению.

Воспитанная на ценностях высокой морали и нравственности, Российская армия нередко приходила на помощь другим народам в избавлении их от чужеземного ига, в восстановлении экономики и культуры, в выполнении миротворческой миссии. Убедительным подтверждением тому являются боевые действия Вооруженных Сил России в Южной Осетии и Абхазии по принуждению Грузии к миру, где российские воины убедительно доказали свою верность гражданскому и воинскому долгу, преданность своему Отечеству, проявив при этом мужество, стойкость и героизм.

При решении задач по патриотическому воспитанию военнослужащих используются и такие направления, как: постоянное взаимодействие воинских частей с государственными и местными органами власти, общественными организациями и военно-патриотическими объединениями; участие военнослужащих в поисковой работе в рамках Всероссийской Вахты памяти; проведение занятий по военному делу с допризывной и призывной молодежью и другие.

В практике военно-патриотического воспитания используются различные формы работы. К уже названным формам можно отнести: вечера боевой славы, уроки мужества, торжества с вносом боевых знамен, собрания, митинги, шествия, мероприятия с участием воинов-интернационалистов, патриотических клубов, уход за памятниками и мемориальными кладбищами, возложение в памятные дни к ним цветов, обсуждение военно-патриотических фильмов, проведение читательских конференций и другие.

Среди методов военно-патриотического воспитания наиболее популярными являются следующие методы: убеждения, примера, опоры на жизненный опыт воспитываемых, индивидуального подхода, сочетания интеллектуального и эмоционального воздействия.

Таким образом, в последние годы система военно-патриотического воспитания получила дальнейшее развитие. Она имеет четко определенные задачи, направления, формы и методы воспитания, которые позволяют успешно и эффективно формировать у военнослужащих качества, необходимые защитнику нашего Отечества.

Методические рекомендации

Во вступительном слове следует подчеркнуть, что патриотическое воспитание военнослужащих является важнейшей составной частью всей воспитательной работы с личным составом, роль и значение которого в условиях кризисных явлений в стране и создания нового облика Вооруженных Сил РФ существенно возрастает.

При изучении первого вопроса необходимо раскрыть основные элементы системы военно-патриотического воспитания, обратив при этом особое внимание на его сущность и задачи.

В ходе рассмотрения второго вопроса целесообразно раскрыть основные направления, формы и методы работы офицерского состава по патриотическому воспитанию воинов, а также проанализировать состояние этой работы в части.

В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы.

Рекомендуемая литература:

1. Воспитание патриотизма: сущность, содержание, рекомендации. Учебное пособие. — М., 1998.

2. Воспитание патриотизма. Метод, пособ. Выпуск второй. М., 2003.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы». — М., 2005.

4. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Приказ министра обороны РФ № 70 от 11. 03. 2004.

5. Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях Российской армии: Учебное пособие / Под ред. С. Л. Рыкова — М.: ВУ, 1997.

кандидат исторических наук, доцент,Виктор Стрельников

«Ориентир» 01.2010

Теги: огп

Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников. учебно-методический материал по теме

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский институт современного академического образования»

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки

Факультет дополнительного профессионального образования

По дисциплине для направления подготовки

Педагогическое образование

Патриотическое воспитание школьников

Реферат на тему: Структура, функции и сущностные характеристики

патриотического воспитания школьников

Выполнил:

слушатель факультета ДПО

Смирнова Елена Власовна

г. Москва, 2016 г.

ГЛАВА 1 СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………4

ГЛАВА 2 ПАТРИОТИЧЕСКИ-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ…………………………………………………………10

ГЛАВА 3 КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ……………12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….15

ВВЕДЕНИЕ

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 — 2020 годы» было обозначено, что патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей современной школы.

ГЛАВА 1 СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Структуру качественно- количественных изменений явления описать практически невозможно без анализа структуры самого изменяющегося явления, т.е., выявить структуру процесса патриотического воспитания нельзя, не рассмотрев патриотическое воспитание как целостное и сложное явление, как систему. Такое рассмотрение патриотического воспитания дает возможность выявить структуру и процесс патриотического воспитания.

Опираясь на системный подход, рассмотрим такие характеристики патриотического воспитания как целостность, связь, структура и организация уровней системы, и их иерархия, управление, цель и целесообразное поведение системы, а также самоорганизация и функционирование этой системы.

В патриотическом воспитании мы выделяем следующие сущностные характеристики: многофакторность, длительность, перспективность, комплексность ступенчатость и активность.

Многофакторность системы — первая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников. Многофакторность данного феномена определяется наличием многочисленных факторов внутренней и внешней среды: семья, школа, формальные и неформальные контакты школьника с другими людьми, его обращение к литературе, искусству, средствам массовой информации, которые влияют на процесс патриотического воспитания школьников.

Длительность — целесообразная, плановая, комплексная реализация процесса патриотического воспитания с учетом возрастных, индивидуальных, национальных и конфессиональных особенностей в условиях непрерывного изменения личности и образовательной среды, а также коррекция и прогнозирование процесса патриотического воспитания и его динамики.

Перспективность определяет успешность патриотического воспитания и основные факторы (внутренние и внешние), влияющие на этот процесс.

Комплексность позволяет увидеть педагогический процесс как единое целое, объединяющее в себе отдельные направления реализации его воспитательных функций.

Ступенчатость характеризует последовательность патриотического воспитания как процесса перехода от элементарных представлений о патриотизме к высшему ценностно-смысловому проявлению патриотизма — служению Отечеству. В связи с этим происходит последовательное построение процесса воспитания от знаний о патриотизме и создания мотивации патриотически-ориентированного поведения до формирования собственной патриотической позиции.

Активность означает двусторонний характер взаимодействия педагога и школьника как условие эффективности патриотического воспитания. Включаемый в различные виды деятельности, школьник сам постепенно становится активным участником и субъектом этого процесса.

Процесс патриотического воспитания включает в себя следующие функции:

1) ориентирующую,

2) мотивационно-мобилизационную,

3) информационно- гностическую,

4) организационную,

5) преобразующую,

6) координирующую,

7) контролирующую,

8) прогностическую,

9) коррекционную.

Отметим, что обязательным условием эффективности процесса патриотического воспитания в образовательном учреждении является реализация всех функций.

Исходя из того, что воспитание является конкретно-историческим и социальным явлением, оно определяется социальным заказом общества.

Такими документами в области патриотического воспитания, где сформулированы требования государства и общества к морально-этическим установкам патриота и гражданина, являются «Конституция Российской Федерации», Федеральные законы «Об образовании», «О воинской обязанности и воинской службе», «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений», Федерального закона «Об общественных объединениях», Указы Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи», «О концепции национальной безопасности Российской Федерации», Постановления Правительства «Об утверждении положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», «О военно — патриотических молодёжных и детских объединениях, «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы», Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Концепция духовно-нравственного воспитания и развития школьников; образовательный стандарт общего среднего образования.

По мнению психологов, ценностные ориентации — важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей. Наиболее четко они эксплицируются в ситуациях, требующих ответственных решений, влекущих за собой значимые последствия и предопределяющих последующую жизнь индивида. Они обеспечивают целостность и устойчивость личности.

В социологии под ценностной ориентацией понимают социальные установки, которые «вкладываются» в личность в процессе социализации и являются главным фактором, регулирующим ее мотивацию и поведение.

Именно формирование ценностных ориентаций рассматривается как основная цель и сущность воспитания.

Существуют три группы ценностей: бытийные (жизнь, бытие, созидание), нравственные (добро, истина, свобода, вера, красота) и моральные (достоинство, честь, долг, ответственность, толерантность). Исходя из этих ценностей, выделяются следующие стратегии патриотического воспитания:

– сохранения (когда речь идет о сохранении актуально существующих ценностей);

– изменений (когда речь идет об изменяющихся ценностях);

– предотвращения (когда некие ценности не принимаются обществом или противоречат менталитету народа);

– развития воспитания.

Каждая из названных стратегий отражает специфику патриотического воспитания школьников сегодня.

Главный акцент в воспитании патриотизма делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций.

В качестве субъектов патриотического воспитания специализированных образовательных учреждений мы рассматриваем, в первую очередь, школьных педагогов, осуществляющих воспитательную деятельность, как на уроке, так и во время внеурочной деятельности. Следует заметить, что коллективным субъектом патриотического воспитания школьников на уровне образовательного учреждения является весь педагогический коллектив. Непосредственными субъектами патриотического воспитания школьников ежедневно и ежечасно взаимодействующими с детьми являются: учитель- предметник, классный руководитель, социальный педагог, администрация школы и родители. Названные субъекты ежедневно анализируют, контролируют и корректируют свою деятельность с учетом наблюдаемых в поведения детей, отношений к истории, традициям, памятникам, героическому прошлому, настоящему своей страны.

Администрация школы в лице директора и заместителей по учебно- воспитательной работе играет огромную роль в патриотическом воспитании в силу того, что направляет, мобилизует, координирует, контролирует, анализирует деятельность всех субъектов и объектов образовательного процесса в целях создания благоприятных условий внутренней среды образовательного учреждения и установления оптимальных связей с внешней средой для реализации задач патриотического воспитания школьников.

Таким образом, характеристика субъектов патриотического воспитания школьников отражает специфические особенности функций названных субъектов в реализации целей патриотического воспитания школьников.

Однако, характеризуя субъектов патриотического воспитания школьников, не стоит забывать, что первым и важнейшим социальным институтом, и субъектом воспитания человека является семья, которой принадлежит ведущая роль в формировании личности, что зафиксировано в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.».

Как показывает педагогическая теория и практика субъекты воспитания интегрируются в систему, которая заставляет воспитанника на более поздних возрастных этапах развития заниматься самовоспитанием. По мнению исследователей, такая способность является следствием деятельности предыдущих субъектов (семья и школа) патриотического воспитания.

Цели воспитания всегда носят конкретно-исторический характер. Они специфичны как для каждой эпохи с ее социальными, экономическими и политическими процессами, так и для конкретных социальных систем, институтов и учреждений.

Рассмотрим три уровня целей патриотического воспитания школьников.

1. Стратегическая цель определяет идеальный результат воспитания — (модель должного), для достижения, которого необходимо выстроить содержание воспитания максимально возможного в реальных условиях практической деятельности педагога по патриотическому воспитанию школьников.

2. Тактическая цель направляет субъектов патриотического воспитания школьников на непрерывное и поэтапное решение задач патриотического воспитания с учетом динамики изменений объекта.

3. Оперативная цель, предполагают ежедневное (ежечасное и ежеминутное) действие и взаимодействие по решению педагогических задач (ситуаций), связанных с патриотическим воспитанием школьников.

Цели патриотического воспитания школьников представлены как диагностируемые, то есть, описаны через результат:

– формирование патриотического сознания на основе знания истории, культуры, традиций своего народа в процессе усвоения опыта познавательной деятельности;

– формирование чувства любви, сострадания и гордости за свое Отечество, верности своему Отечеству, готовности заботиться о нем и ценностного отношения человека к Отечеству, развитие мотивов и опыта служения Отечеству в процессе усвоения опыта эмоционально-ценностных отношений;

– создание условий для успешной социализации школьников, саморазвития каждого из них как личности и индивидуальности, как субъекта патриотического поведения и деятельности в процессе усвоения действенно- практического опыта.

ГЛАВА 2 ПАТРИОТИЧЕСКИ-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Высшим проявлением патриотической воспитанности является осознанная и мотивированная патриотическая деятельность. Как и любая деятельность, она имеет сложную структуру, которая включает в себя информационный (знания), операционный (способы) и мотивационный (ценностные образцы и ориентации) компоненты.

Информационный — объединяет знания о феномене патриотизма, его духовно-ценностной, историко-культурной, психической и социальной природе.

Операционный — методы и формы патриотического воспитания, включающие в себя планирование, регулирование и контроль.

Мотивационный компонент – формирование мотивов, идеалов и ценностей служения Отечеству.

Содержание каждого из этих компонентов отрабатывается в соответствии с задачами учебного предмета, системы воспитательной работы классного руководителя и внеклассных мероприятий.

Система отношения к Родине, её истории и героическому прошлому выполняет функцию индикатора направления движения от постановки цели к реализации задач патриотического воспитания. Если система отношений в патриотическом воспитании носит гуманистический характер, то наблюдается гармоническая связь всех видов социального опыта. И наоборот, дегуманизация отношений системы влечет за собой дисгармонию в усвоении опыта личностью, наблюдаются проявления национализма и космополитизма.

Управление патриотическим воспитанием школьников осуществляется государством, которое широко использует различные социальные институты, и, в частности, школу.

В рамках образовательного учреждения оно осуществляется на разных уровнях взаимодействия:

– администрация — учитель — школьники — родители;

– администрация — родители — школьники — учитель;

– учитель — класс — родители — администрация;

– учитель — школьник — класс — администрация;

– самоуправление.

Образовательная система школы функционирует и развивается внешней и внутренней социальной среде. Внутренняя среда — единая образовательная система, которая представляет собой содержательно-деятельностное пространство патриотического воспитания. Элементами этой среды являются:

– компетентность преподавателя;

– традиции образовательного учреждения;

– педагогический стиль взаимодействия с детьми;

– характер и стиль взаимодействия с родителями;

– психологический климат.

Внешняя образовательная среда отражает связи образовательной системы с социумом. К элементам внешней среды мы относим:

– экономические, социальные, культурные и этнические факторы;

– систему связи между различными субъектами патриотического

воспитания;

– традиции региона;

– социальные партнеры.

Внешняя среда оказывает значительное влияние на патриотическое воспитание школьников. Если созданы неблагоприятные условия в образовательной среде, то патриотическое воспитание школьников, в лучшем случае, не дает результатов, а в худшем — оборачивается проявлениями национального экстремизма.

ГЛАВА 3 КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Важным структурным компонентом патриотического воспитания школьников являются критерии и показатели его результативности.

Понятие «критерий» представляет собой оценочный комплекс, который отражается в показателях.

По определению В.И. Лутовинова особое место среди критериев патриотического воспитания занимает патриотическая деятельность, которая состоит из патриотических знаний, чувств, взглядов, убеждений, ценностей, мотиваций, ориентаций, идеалов, которые имеют субъективную основу.

Патриотическая воспитанность — это актуальный уровень развития внутренней культуры школьника, обусловленный усвоением им опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта, и, проявляющийся в способности и готовности реализоваться как личность и индивидуальность в деятельности служения Отечеству.

Одно из проявлений патриотизма является патриотическая воспитанность, которая заключается в готовности служить своему Отечеству. Критерии и показатели патриотического воспитания представлены в таблице 1.

Критерий

Показатель

Параметры

Соответствие между

декларируемыми в обществе желаемыми характеристиками личности патриота и гражданина, и реальным поведением индивида как субъекта деятельности

Патриотическая воспитанность

Опыт познавательной деятельности

Опыт эмоционально-ценностных отношений

Действенно-практический опыт

Итак, формируя систему патриотического воспитания, необходимо учитывать «обратные связи» между этой системой и обществом. Значение проявлений активности общества, культуры, общественного и личного самосознания настолько велико, что их нельзя отнести к разряду «дополнительных условий» или внешних влияний среды. Общественные устремления нельзя назвать и просто факторами или компонентами патриотического воспитания. Они являются основанием патриотического воспитания – основанием, коренящимся в потребностях человека в совместной социальной деятельности и коллективистском самоопределении, в существовании нравственного порядка в обществе, в личностном самоутверждении и самосовершенствовании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Организация патриотического воспитания в школе на современном этапе — сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимосвязаны, дополняют друг друга, что позволяет целенаправленно и комплексно строить его.

Технологический компонент подразумевает использование различных форм и методов патриотического воспитания, которые имеют акцентированную патриотическую направленность.

Важной стороной организации патриотического воспитания в школе является её включенность в основные виды деятельности: учебную, методическую, воспитательную.

Учебная, воспитательная и методическая работа по организации патриотического воспитания в современной школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, таких как государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016−2020 годы», утвержденная соответствующими постановлениями Правительства РФ.

Патриотическое воспитание в современной школе — фактор консолидации всего общества, источник и средство духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

Итак, в процессе обучения предполагается не только правильное (в научном и идейном отношении) усвоение учащимися знаний об общественной жизни и нормах поведения, но и обязательное формирование отношения учащихся к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям. Достижение этой задачи может быть обеспечено лишь на основе активной, эмоционально окрашенной деятельности учащихся по претворению идеалов в жизнь. Патриотически-ориентированная деятельность учащихся обеспечивает сознательное усвоение знаний и создает условия для их творческого применения.

СИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 — 2020 годы» — М., 2015
  2. Адаменко С.А. Воспитываем патриотов России. Народное образование-2005-№4-С. 23
  3. Леванова Е.А., Серякова С.Б., Пушкарева Т.В., Лисецкая Е.В. Основные направления деятельности государственных институтов по патриотическому воспитанию граждан: теория и практика. Методическое пособие. – М.,2011.
  4. Пономарёва И. А. Патриотическое воспитание школьников: теория и современная образовательная практика. В кн.: Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема: Сборник научных трудов. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена; АСТЕРИОН, 2011. — с. 308–311
  5. Остапенко А.А., Хагуров Т.А. И снова о патриотизме и толерантности // Воспитание в школе. 2013. № 6. С.106-110.
  6. http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/okruzhayuschiy-mir/patrioticheskoe-vospitanie-metodicheskie-razrabotki-642187 Педагогический портал.Патриотическое воспитание.

Методические разработки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *