Обобщающий урок по окружающему миру

Составление кластера на уроках окружающего мира

Представление обобщённого педагогического опыта по теме

«Организация работы с текстом через создание кластера

на уроках окружающего мира в начальной школе»

Щербич Галина Васильевна, учитель начальных классов МБОУ «Хиславичская СШ»

С сентября 2011 года учителя начальных классов начали реализовывать идеи, цели и задачи ФГОС НОО. В основе федерального государственного Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает формирование у учащихся универсальных учебных действий, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. А это значит, что учителя начальных классов при планировании учебного процесса должны использовать новые формы, методы и приёмы, отвечающие требованиям времени. Это такие методы и приёмы, которые обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации удваивается как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности.

В своей работе раскрываю, как организовать работу с учащимися начальной школы по составлению кластеров на уроках окружающего мира.

В соответствии с требованиями Стандарта второго поколения задача учителя:

— сформировать у обучающихся первичные навыки работы с текстом – это: поиск нужной информации, выделение и фиксирование главного, сопоставление, анализ, систематизирование и обобщение информации, интерпретация и её преобразование;

— создать условия для овладения первичными навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц, схем, диаграмм).

На практике учителя начальных классов сталкиваются с тем, что у учащихся пропадает интерес к работе с большим объёмом информации.

На помощь приходят современные технологии. Одна из них «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Данная технология включает в себя такой приём как «Составление кластера».

Кластер – это графический приём систематизации материала в виде схемы, смысл которого в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде «грозди». Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Составление кластера похоже на модель Солнечной системы: в центре – Солнце, вокруг него – планеты и их спутники. Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

Цель моей работы: демонстрация организации работы с текстом через создание кластера учащимися на уроках окружающего мира.

Задачи:

1) Описать организацию работы по введению понятия «кластер».

2) На основе приёма «Кластер» показать способы работы учащихся на уроках окружающего мира.

Первый класс, первый урок. Тема «Этот удивительный мир», страница 4.

— Рассмотрите внимательно страницу. Кто что увидел?

— Расскажите ещё раз о том, что вы видите в центре страницы.

— Как напечатаны слова, от которых идут стрелочки?

— Как их можно назвать? (Главными)

— А как назовём слова, к которым идут стрелочки? (Помогают раскрыть смысл главного слова)

— Попробуйте назвать всё это одним словом. (Схема)

Мир природы

Мир вещей Окружающий мир Мир людей

На этом уроке обучающиеся узнают, что изучаемый материал можно представить в виде схемы.

Первый класс. Тема «Какой бывает вода?», страница 88.

Класс делится на группы, каждой группе предлагается готовая схема-кластер и карточки с ключевыми словами в «Полезном кармашке»:

вода, снег, пар, иней, туман, лёд, град, роса.

— Что вы видите на листе?

— Как расположены круги и стрелки?

— Как можно назвать? (Схема)

— Что находится в кармашке? (Карточки со словами)

— Кто догадался, что мы будем делать? (Заполнять кружки словами)

— Определите, какое слово будет главным? (Вода)

— Если дети затруднятся, то можно предложить загадку-подсказку:

В морях и реках обитает, но часто по небу летает.

А наскучит ей летать, на землю падает опять. (Вода)

— Где это слово разместим на схеме? (В центре). Сделайте это.

— Что можете сказать про оставшиеся слова? (Называют, какой бывает вода)

— Кто догадался, где мы разместим на схеме эти слова? Сделайте это.

— На что похожа схема? (На цветочек, на солнышко)

— То, что у нас получилось, называется «кластер». Как вы думаете, почему? (Как бы складываем слова в кружки).

— Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

На данном уроке обучающиеся узнают, что информацию можно представит в виде кластера.

Способы работы учащихся с кластерами

1. Отсутствие главного термина, с которого начинается кластер, и его определение.

2 класс. Тема «Части растения»

— Рассмотрите кластер? Что заметили? Что впишем в центральном круге? (Части растения)

2. Анализ и завершение неполного кластера.

3 класс. Тема «Растения – живые существа»

— Рассмотрите кластер. Дополните его словами на карточках из кармашка:

насекомые, ветер, сухие, сочные, сложные, простые

3.Самостоятельная работа по составлению кластера.

3 класс. Тема «Первые русские князья»

В результате самостоятельной работы у учащихся будет составлен вот такой кластер:

4. Анализ кластера с целью установления связей между словами:

— Что перед вами? (Кластер)

— Что заметили? (Нет стрелочек)

— Установите с помощью стрелок связь между словами.

В результате самостоятельной работы у учащихся кластер будет выглядеть так:

5. Составление краткого рассказа по готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера.

При выполнении данного задания можно использовать такое стихотворение:

Из частей составлен мастер,

Называется он Кластер.

Составить можно текст любой,

Только пригласи его с собой.

Быстро он тебе поможет,

По кружкам слова разложит.

Ты, дружок, запоминай

И за ним всё повторяй.

За ответ приличный –

Оценка «отлично»!

Умение представлять информацию в наглядном виде с помощью графических схем способствует формированию таких действий, как

— выделять ключевые слова;

— систематизировать необходимую информацию;

— анализировать, сравнивать и обобщать информацию;

— развивать монологическую речь.

Конечный результат деятельности учеников – адекватное восстановление первоначального текста при выполнении самостоятельной работы. А визуальное и наглядное представление информации запоминается лучше, чем обыкновенная информация.

В работе по составлению кластера есть свои плюсы и минусы.

Плюсы

Кластер развивает мотивацию к обучению, учит учащихся самостоятельно получать знания, развивает интерес к предмету, позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Минусы

Дети начальной школы имеют свои особенности. Они не могут руководить своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне рабочий шум во время составления кластера.

Этот приём требует от педагога дополнительной подготовки к уроку – составление схем, заготовка конвертов, карточек.

КВН по окружающему миру для 2 класса. план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему

КВН по окружающему миру 2 класс

Сегодня мы проведём КВН по окружающему миру, и победит та команда, которая заработает больше баллов. По ходу КВН мы будем отгадывать загадки, решать ребусы, вспоминать пословицы и поговорки, каждая команда покажет свое домашнее задание и ещё многое другое.
Как и в любом КВН, оценивать каждый конкурс должно независимое жюри. Давайте познакомимся с беспристрастным, неподкупным жюри.

Конкурс «Приветствие»
Первый конкурс нашего КВН — это приветствие: каждая команда сообщает своё название, девиз и эмблему.

Конкурс «Разминка»
Каждая игра КВН начинается с разминки, поэтому мы не будем нарушать традицию.
Я буду задавать вопросы командам по очереди. Если одна команда не смогла ответить, на этот же вопрос отвечает следующая команда.

Что делает ёж зимой? (Спит)

Какой зверь похож на ежа? (Дикобраз)

Кто ни на шаг не отходит от собственного дома? (Улитка.)

Какая перелётная птица не строит гнезда ? (Кукушка)

Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)

Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)

Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (Лиственница)

Смолу, выделяемую этим деревом, используют в стоматологии для лечения болезней дёсен? (Сосна)

Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях. (Липа.)

Летучие семена — парашютики этого травянистого растения далеко разносятся летним вечерком? (Одуванчик)
Лиственное дерево с белым стволом, поставщик целебного сока? (Берёза.)
Лекарственный цветок, на лепестках которого гадают все влюблённые? (Ромашка.)

Лекарственное растение, растущее вдоль дорог. (Подорожник.)

Лекарственное paстение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята.)

Какую траву и слепой знает? (Крапива.)

Конкурс «Шифровальщик».

Решив примеры и расположив ответы в порядке возрастания , вы узнаете название насекомого.

I Команда.

Какое насекомое (единственное из всех) способно повернуть голову и посмотреть «через плечо»?

Б 7+9 (16) М 36-2 (34)

О 14+6 (20) О 50-10 (40)

Г 20+3 (23) Л 68-8 (60)

О 25+5 (30)

Ответ : Б О Г О М О Л

16 20 23 30 34 40 60

II Команда.

Какое насекомое на Руси зовется запечным соловьем?

С 7+9 (16) Р 25+5 (30)

В 14+6 (20) Ч 36-2 (34)

Е 20+3(23) О 50-10 (40)

К 68-8 (60)

Ответ: С В Е Р Ч О К

16 20 23 30 34 40 60

III Команда.

Какая бабочка в случае крайней опасности падает на землю, распахивает крылья, показывая яркие пятна, скребет ножками и угрожающе «шипит»?

А 7+9 (16) Л 36-2 (34)

П 14+6 (20) О 50-10(40)

П 20+3 (23 ) Н 68-8 (60)

О 25+5(30)

Ответ: А П П О Л О Н

16 20 23 30 34 40 60

Игра с болельщиками.

Пока команды работают, мы поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг допущу ошибку, и вы услышите что-то другое, то нужно топать ногами и сказать, где я ошиблась. Начинаем.

Конкурс » Реши кроссворд»
Учитель: Следующий наш конкурс «Реши кроссворд». Каждая команда получает свой кроссворд. Все вместе должны отгадать его, если вы правильно разгадаете все вопросы, то сверху вниз по выделенным клеткам прочитаете название еще одного животного.

Игра со зрителями

“Загадки о природе”.

  1. Расцветает он весной,
    Только снег сойдет лесной,
    И на каждом стебле в ряд
    Словно лампочки висят. (Ландыш.)
  2. По весне к нам с юга мчится
    Черная, как ворон, птица.
    Для деревьев наших врач,
    Насекомых ест всех … (Грач.)
  3. Тлю с ветвей она съедает
    И в саду нам помогает.
    На листок уселась ловко.
    Это … (Божья коровка.)
  4. Он не птицей называется,
    Хоть откладывает яйца,
    У него утиный нос,
    Зверь не страшный … (Утконос.)
  5. Поставив солнышку бочок,
    Лежит на грядке. (Кабачок.)
  6. Он соло пел среди ветвей,
    Его назвали … (Соловей.)
  7. Если бы он причесался хоть раз,
    Не звали б его … (Дикобраз.)
  8. Он совсем не хрупкий,
    Спрятался в скорлупке. (Орех.)
  9. Насекомых он гроза,
    Смотрит – в сторону глаза,
    С липким длинным языком,
    Очень мало нам знаком.
    Кожи цвет меняет он,
    То ползет – ….(Хамелеон.)
  10. Небольшая пестрая птица
    Не боится зимой простудиться.
    Угощение наше ей снится,
    Прилетает к нам часто …(Синица.)
  11. Как это скучно – 100 лет без движенья.
    В воду глядеть на свое отраженье.
    Свесила гибкие ветви с обрыва
    Нежная, тихая, грустная… (Ива.)
  12. Как зовут мeня скажи –
    Часто прячусь я во pжи,
    Скромный полевой цветок,
    Синеглазый … (Василек.)

Конкурс » Пословицы и поговорки»
Учитель: Вам необходимо вспомнить пословицы о животных и вписать пропущенные слова..

1.Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Сколько волка ни корми, он в лес смотрит

Чует кошка, чьё мясо съела.

Свинья грязи найдёт.

2.Посади свинью за стол — она и ноги на стол.

Волка ноги кормят.

За двумя зайцами гоняться – ни одного не поймать.

Не всё коту Масленица.

3.Волков бояться — в лес не ходить.

С паршивой овцы хоть шерсти клок.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

Сорока на хвосте принесла

Игра со зрителями

Поиграем в игру «Назови детёныша».

Гусь — гусята

Корова — телята

Утка — утята

Лошадь — жеребята

Тигр — тигрята

Лиса — лисята

Белка — бельчата

Свинья — поросята

Заяц — зайчата

Волк — волчата

Кошка — котята

Курица – цыплята

Лев — львята

Сова — совята

Медведь — медвежата

Собака — щенята

Конкурс капитанов

Традиционным конкурсом любой встречи Клуба Веселых и Находчивых является конкурс капитанов. Не будем и мы отходить от традиций большого КВНа. Сейчас мы проверим наших капитанов.

1.Сколько шагов сделает щука за 1 минуту?

Медведь

2. Если один петух закукарекает изо всех сил, то проснется один человек. Сколько петухов должно закукарекать, чтоб проснулось 5 человек?

Лиса

3. Какой зверь, если бы проводился конкурс по профессиям, был признан лучшим лесорубом

Белка

Конкурс «Почтовый ящик»
Учитель: Ребята, на наш адрес пришло три письма, угадайте, кто их писал?
(раздаются 3 конверта) Прочитайте и отгадайте.
1 письмо
У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я?
(Синица)

Скитается, что расцветает он один раз в сто лет. Оттого и называют его столетником. Это не так. На Родине, в Африке, цветет ежегодно. У нас в комнатах почти не цветет. Его другое название в переводе с арабского означает “горький”. Горький сок этого растения с медом – лекарство.

(Алое)

2 письмо
Я очень интересный зверёк. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Замёрзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев. Догадались, кто я?
(Бобёр)

Раньше считали, что растение это вооружено длинными и острыми колючками для того, чтобы отпугивать чертей. Сейчас в чертей никто не верит, а название закрепилось.

(чертополох)

3 письмо
Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И всё-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» — вижу ими не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам — так безопаснее — ветками деревьев, корой с их стеблей. Догадались кто я?
(Заяц)

Это высокое растение с яркими цветами можно увидеть на опушках, полянах, вырубках. У него два имени. Одно из них дано растению за то, что из его листьев можно приготовить напиток, похожий на чай.

(иван-чай)

Игра со зрителями “Подробности”.

1. Может ли лягушка съесть свою кожу? (Да.)

Зачем? (Она меняет кожу 4 раза в год и каждый раз съедает её для пополнения своего организма кожными пигментами.)

2. У кого самое большое сердце? (У жирафа.) Почему? (Чтобы кровь поднималась к голове. Масса сердца 9 кг, длина – 60 см)

3. Чем отличаются лягушки от жаб? (Жабы крупнее, у них сухая бугристая кожа; у лягушек – гладкая, покрыта слизью. Лапы жаб короче, чем у лягушек, поэтому они медлительнее.)

4. Зачем животным хвосты? (“Мухобойка”, индикатор настроения, средство передвижения, заметают следы, согревает и т.д.)

5. Почему насекомые ползут по травинке вверх? (Верхушки трав и полевых цветов мягче, вкуснее, полезнее.)

6. Назовите основное средство защиты зайцев от врагов. (Быстрый бег. Скорость его 80 км /час.)

7. Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (Муравьи, закупоривают входы в муравейник.)

Конкурс «Реши ребус»

Интеллектуальная игра по окружающему миру для 2 класса презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) по теме

МБОУ «СОШ №19»

Интеллектуальная игра

по окружающему миру

для 2 класса

(УМК «Школа 2100»)

Учитель начальных классов

Мешалкина Марина Николаевна

г. Изобильный

2013г.

Интеллектуальная игра по окружающему миру для 2 класса.

1 слайд

Цели: Обобщить знания о животных и явлениях природы.

Развивать познавательный интерес к природе, логическое мышление , умение работать сообща.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация, карточки с ребусами, карточки с заданиями, карточка для пятого испытания.

2 слайд

» …С природой дело обстоит совсем иначе, чем, скажем, с дворцами, разрушенными войной, — их можно построить заново. А вот если уничтожить живой мир, то никто, никакая сила не сможет создать его вновь»

Человек-часть природы. Он не может жить без природы. Но часто человек и уничтожает своим отношением и действиями природу. К сожалению, то что бездумно было потеряно, часто восстановить бывает невозможно. К тому что нас окружат, приносит пользу и умиротворение, нужно относится бережно и постараться сохранить для будущих поколений.

3 слайд

Сегодня, во время интеллектуальной игры, проверим какая команда лучший знаток природы.

Все команды пройдут 6 испытаний:

  1. Загадки
  2. Самый читающий
  3. Прятки
  4. Вопросы для любознательных
  5. Самый смекалистый
  6. Ребусы

4 слайд

Первое испытание –загадки.

1.Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем.

воздух

5 слайд

2.Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет.

сосулька

6 слайд

3.Рассыпался горох

На семьдесят дорог:

Никто его не подберет.

град

7 слайд

4.Лежало одеяло мягкое, белое, землю грело.

Ветер подул, одеяло сдул.

Солнце припекло, одеяло потекло.

снег

8 слайд

Второе испытание – определяем самую читающую команду. Все вы любите читать? И наверное прочитали много интересных книг. В книгах часто героями бывают животные. Вот о них и пойдёт речь.

Вспомните и назовите сказку и её автора, где один из главных героев – птица.

9 слайд

  1. сова

А. Милн, Б. Заходер «Винни-Пух и все-все-все»

10 слайд

2 ласточка

Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»

11 слайд

3. лебедь

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок», «Дикие лебеди».

12 слайд

4.галчонок

Эдуард Успенский «Дядя Фёдр, пёс и кот»

13; 14; 15 слайд

Третье испытание- прятки. Ребята вы любите играть в прятки? В этом испытании слова от вас тоже спрятались. Они часто играют в прятки и надеются что вы их быстро найдёте.

Давайте попробуем найти два хитрых слова.

шутка

укротитель

А сейчас все команды получат хитрые слова. Нужно как можно быстрее их найти.

16; 17 слайд

МУЖЧИНЫ

ГОЛОСОВАНИЕ

ДОСАДА

ПОСЁЛОК

СЕРЁЖКА

ЗАСЛОНКА

КОНЬКИ

СКИТАЛЕЦ

СОЛЕНЬЕ

ПОБЕЛКА

Пока команды ищут спрятавшиеся слова, проверим, как знает природу зал.

18 слайд

Четвёртое испытание – самый любознательный.

Проверим, какая команда самая любознательная.

1.Какой снег быстрее тает, чистый или грязный?

Ответ: грязный снег тает быстрее.

19 слайд

2.Сколько крыльев у жука?

Ответ: 2 пары, то есть 4 крыла.

20 слайд

3.У кого глаза на рогах, дом на спине?

Ответ: улитка

21 слайд

4. На следу, каких хищных зверей нет отпечатков когтей и почему?

Ответ: кошек. Они умеют втягивать когти.

22 слайд

Пятое испытание – самый смекалистый.

Всем командам задаём один вопрос. В чём ошибка?

Пока они думают, поработаем с залом.

23 слайд

Ответ: моржи распространены в водах Северного полушария Земли.
Пингвины обитают в южном полушарии.

24 слайд

Шестое испытание – ребусы.

Каждая команда получает по ребусу.

25 слайд

ответ: кабан

26 слайд

ответ: хомяк

27 слайд

ответ: крот

28 слайд

ответ: тигр

29 слайд

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Вопросы для работы с залом.

1. Кто из этих животных впадает на зиму в спячку: заяц, лось, белка, медведь.

2. Кто из этих животных не живёт в тайге: волк, жираф, лиса.

3. Хлеб всему голова. Что это? Загадка, пословица, колыбельная, сказка.

4. Какое из перечисленных растений является лекарственным: крапива, колокольчик, василёк.

5. Какой из этих грибов существует на самом деле? Лисички, Зайчишки, Медвежки, Енотики.

6. Какой из грибов ядовитый: белый гриб, дождевик, белый навозник.

7. Кого называют королём грызунов: суслик, бобр, хомяк.

8. Это животное хищник, питается дождевыми червями, яйцами, грибами, может даже съесть змееныша; на зиму впадает в спячку. Ёж, крот, волк, лиса.

9. Кого называют глазастым охотником: варан, стрекоза, лягушка.

10. Это растение используют в лекарственных целях, оно символ России, и девчонки гадают на нем. Цветик-семицветик, ромашка, одуванчик, роза.

11. Как называется насекомое, которое собирает нектар и пыльцу с цветов, складирует их в ульях, имеют острые жала для защиты? Пчела, оса, шмель, муха.

12. Как называется наша планета? Меркурий, Земля, Венера, Россия.

13. Какие из этих птиц занесены в красную книгу: утка-мандаринка, сокол, воробей.

14. Какие из перечисленных змей ядовитые: гадюка, уж, кобра.

16. Этот гриб называют царем грибов. Поганка, мухомор, красноголовик, белый гриб.

17. Назовите перелётных птиц: кукушка, ласточка, стриж.

18. Эта птица не умеет летать, относиться к семейству страусиных, довольно большого размера. Эму, фламинго, павлин, курица.

19. Это животное живет непосредственно в водоеме, строит себе хатки из деревьев, срезая их собственными зубами. У них очень мощный хвост. Утка, бобр, ондатра, хомяк.

20. Какое из этих животных живёт в пустыне: верблюд, тигр, волк.

Г. Б. Барышникова «Наша зелёная планета» Ягославль 2006г.

И. Г. Сухин «Новые занимательные материалы» Москва 2007г.

Окружающий мир (2-й класс) Урок 1. Тема: Вводный урок «Как мы будем учиться».

Окружающий мир (2-й класс)

Урок 1.

Тема: Вводный урок «Как мы будем учиться».

Цели:

– познакомить с новым учебником «Окружающий мир. Наша планета Земля»;

– научить оценивать свою деятельность на уроках окружающего мира.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

1 4 3

  • Ребята, вот и пролетели летние каникулы. Начинается новый учебный год. Вас ждут интересные факты и увлекательные путешествия, необыкновенные животные и растения, удивительные истории и легенды. Всё это вы сможете узнать на уроках окружающего мира.

– Ребята, давайте вспомним, чем отличается этот предмет от остальных. (Математика рассматривает предметы с точки зрения их количества, размера, формы. Русский язык исследует написание слов. Окружающий мир учит нас наблюдать за предметами и их изменениями.)

– Какие темы уроков вам больше всего запомнились, понравились?

Высказывания детей.

– Давайте рассмотрим учебник 2-го класса и выясним, чем он отличается и что же мы будем изучать в этом году. 1

Рассматривают книгу и высказываются по поводу её устройства, нового в книге.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность на год.)

– Какое умение формировали?

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

1 4 3 3

– А что вы увидели необычного? (Учебник называется «Наша планета Земля». Сначала мы посмотрим на неё из космоса, далее обойдём её и узнаем, что на ней расположено. Вторая часть расскажет, кто живёт на земле, о городах и странах.

В учебнике есть интересные игры, карты, фотографии и многое другое.)

Дети высказывают свои мнения по рисункам.

– А в начале учебника авторы постарались объяснить вам, чему можно научиться на уроках.

– Рассмотрим иллюстрации в верхней части страницы. Ребята, что изображено на рисунке слева? (Осень.)

– А на рисунке справа? (Солнце и Земля.)

– Как вы думаете, что хотели сказать авторы, когда поместили эти рисунки рядом? (Времена года связаны с Солнцем и Землёй.)

– В этом году вы узнаете, почему осень сменяется зимой, а зима – весной.

– Предположите, на какие ещё вопросы вы сможете получить ответы в этом году. Предположения детей.

– Учебник научит вас понимать, какие явления и почему происходят вокруг нас.

– А что нарисовано снизу? (Туристы мусорят, Лена и Миша сажают деревья.)

– Чему вы научитесь в этом году?

Предположения детей.

– Вы научитесь определять своё отношение к происходящему, оценивать, что плохо, а что хорошо, решать, как правильно поступить.

– Так много можно узнать, многому научиться!.. Как вы думаете, нужно это всё заучивать? (Всё выучить нельзя. Но некоторые правила мы должны знать и учиться объяснять, что вокруг нас.)

– Вы будете самыми главными «открывателями» знаний на уроке, вместе с одноклассниками попробуете решать какие-то задачи самостоятельно, а потом сможете применять полученные знания. Материал надо понять на уроке.

– Главные выводы урока вы должны знать. Они выделены в рамочки. В учебнике есть и странички для самых любознательных.

– Откройте с. 7.

Учитель читает текст.

– О чём мы узнаем, изучая эту часть учебника? (О Земле, географических картах.)

– Попробуйте ответить на вопросы и понять, готовы ли вы к началу путешествия.

– Что больше: гора или дом, самолёт или змей, мяч или солнце? (Дом, змей и мяч кажутся больше, потому что они ближе.)

– Когда большие предметы кажутся маленькими? (Большие предметы кажутся маленькими, когда они далеко.)

– Что мы сейчас с вами делали?

– Какое умение формировали?

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

ΙΙΙ. Итог урока.

– Что нового узнали?

– Где пригодятся знания?

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему учились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Деятельность учеников:

  • наблюдение за предметами;

  • прогнозирование будущей деятельности.

Урок 2.

Тема: Общие слова – понятия.

Цели:

– научить различать отдельные конкретные предметы и более широкие абстрактные понятия;

– тренировать детей различать предметы, относящиеся к живой и неживой природе;

– научить оценивать слова родного языка и важность их правильного понимания.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

1 3 2

– Посмотрите на доску. Что объединяет данные предметы? Назовите их одним словом.

На доске расположены картинки или написаны слова:

1. Мяч, машинка, кукла, конструктор. (Это игрушки. Ими играют дети.)

2. Воробей, гусь, сорока, лебедь. (Это птицы.)

– Чем отличается объединяющее их слово от всех перечисленных предметов в группе? (Мы не можем сразу ответить, нужно подумать.)

– Можно ли заменить все перечисленные предметы одним этим словом?

– Можно ли сказать, что это слово имеет более широкое значение?

– Как называются такие слова?

– Давайте называть такие объединяющие слова понятиями. Они нам сегодня очень помогут.

– Вы знаете, наверное, что к каждому путешествию нужно готовиться.

– Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Подготовка к путешествию по нашей планете.)

– О чём вам хотелось бы узнать?

– Давайте откроем учебник на с. 9. Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? Предположения детей.

– Что мы сейчас с вами делали? (Составляли план урока.)

– Какое умение формировали?

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

I. Работа в учебнике. 1 3 4 3 1

– Мир, который нас окружает, – такой огромный мир! Но оказывается, всё, что нас окружает, можно разделить на две группы.

– Давайте посмотрим на с. 9. Предметы окружающего нас мира собраны в две группы. Почему? Кто сделал эти предметы? Помогите нашим героям это определить.

– Догадайтесь, почему эти предметы собраны в одной группе? (В первой группе предметы сделаны человеком, а во второй – предметы и существа, которые появились и существуют независимо от человека.)

I группа

Дом, велосипед, шапка, носок, а также портфель, дом, стол, автомобиль, самолёт, пальто, часы, игрушки…

II группа

Гора, кристалл, море, а также лес, камень, облако, горы, океан, птицы, звери, жуки, поля…

– Каким понятием можно заменить первую группу предметов? А вторую?

– Каким понятием можно заменить первую группу предметов? А вторую?

Дети высказывают свои предположения.

– Первую назовём вещами, вторую – предметами природы.

– Предметы природы можно разделить ещё на две группы. Подумайте, каким понятием можно заменить данные предметы? (В первой группе – предметы неживые, во второй – живые.)

1. Камни, река, снег, гора, земля, воздух.

2. Звери, растения, грибы, рыбы, насекомые.

– Тогда помогите разрешить спор между камнем, собакой и Мишей (с. 10).

–Посмотрите, у каждого из них своё мнение о том, что такое природа.

Дети высказывают своё мнение, выбирают верное высказывание.

– А теперь посмотрите на с. 11. На какие группы можно разделить все окружающие нас предметы? (Предметы могут быть сделаны человеком или созданы природой. Нас окружают вещи, предметы неживой и живой природы.)

– Что вы должны понять и усвоить на сегодняшнем уроке?

– Давайте найдём этот вывод в учебнике на с. 11 и выберем самую главную с точки зрения нашего урока информацию.

Дети находят вывод в рамочке и зачитывают его.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в группах.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

ΙΙΙ. Применение нового знания.

Работа в учебнике. 2 2 1 4

– Обсудите последний вопрос на с. 8 и дайте на него ответ.

Дети по группам готовят ответы на вопросы. Далее идёт согласование версий между группами.

– Правильные ответы: животные – более общее понятие.

Проверка с самооценкой по алгоритму.

– А теперь помогите Лене правильно назвать группы предметов на с. 10. (С. 10: живые организмы, неживые предметы, вещи. Прав Миша.)

Дополнительные задания.

– Посмотрите на задание на столе. Выполните любое на выбор.

I задание.

– Назови одним словом перечисленное ниже, придумай по три слова к каждой группе дополнительно:

          1. 1. Берёза, щука, трава, лиса, рябина, акула, одуванчик, медведь.

2. Вода, камень, воздух, озеро, яма.

3. Платок, магнитофон, книга, стул.

(Первая группа – живая природа, вторая – неживая природа, третья – вещи.)

II задание.

– Выполни задание сам и проверь себя.

– Убери лишнее слово, подбери понятие.

Образец:

* Далее можно поиграть в игру «Угадай предмет». Во внеурочное время – ознакомиться с настольной игрой «Путь человечества».

– Умение пользоваться словами-понятиями поможет вам и на следующем уроке. Мы с вами готовимся к настоящему путешествию по планете Земля. Для этого нужно познакомиться с наукой о Земле. Попробуйте сами отгадать её название. Оно зашифровано буквами слов-понятий, которые мы узнаем в этом году.

– Мы будем говорить о реках и океанах, озёрах и горах.

– Отгадайте, как называется такая наука. Все перечисленные слова тесно связаны с ней, а помогут вам выделенные буквы.

горы

реки

океаны

города

страны

вулканы

атмосфера

впадина

путешествия

– Да, эта наука называется географией, нам надо узнать её правила и законы, освоить новый язык – язык географических карт.

– Почему их разделили на разные группы?

– Что мы сейчас делали? Какое умение формировали?

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ТОУУ

ΙV. Итог урока.

– Что нового узнали?

– Как узнали, что помогло?

– Где пригодятся знания?

– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

– Как работал ты?

Деятельность учеников:

– характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов);

– сравнивать природные объекты и изделия (искусственные предметы), выделяя их существенные свойства;

– сравнивать и различать объекты живой или неживой природы;

– наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности.

Открытое внеурочное занятие по окружающему миру план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№5 Г. ЛЬГОВА»

Открытое внеурочное занятие

по окружающему миру,

проведённое на семинаре

«Формы работы по экологическому

воспитанию младших школьников»

во 2 «Б» классе.

Тема «Жизнь леса».

Составила

учитель начальных классов

I категории

Кретова О.В.

Описание работы: данное занятие предназначено для реализации внеурочной деятельности экологического, научно-познавательного направления в соответствии с ФГОС НОО; для создания проекта по окружающему миру.
Тип занятия: комбинированный.
Цели:

1.Продолжить знакомство детей с названиями растений, животных, птиц .

2.Уточнить и расширить представление учащиеся о лесе; заинтересовать детей изучением природы родного края.

3.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе; чувство гражданственности и патриотизма.

Технология занятия: игровая.

Формирование УУД:
Личностные УУД:
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию,
2) формирование мотивации к обучению и познанию,
3) формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
4) формирование уважительного отношения к иному мнению.
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления,
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера,
3) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
1) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы ,
2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи,
3) установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме,
2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач,
3) формирования умения слушать и вступать в диалог.
Оборудование: мультимедиа ,загадки, карточки для учителя, правила поведения на природе.

Ход занятия.

I.Мотивационный этап.

— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Ведь сегодня мы будем не просто познавать новое, сегодня мы снова станем юными исследователями.

II.Этап актуализации знаний

— Сейчас мы с вами отправимся… А вот куда, это вы узнаете, отгадав загадку:

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нем. (лес)

На экране – лес (Слайд №1)

— Сегодня у нас заключительное занятие по теме «Жизнь леса». Оно будет не- обычным. Я приглашаю вас в путешествие по нашей удивительной планете. Вы немало потрудились, чтобы оно стало удачным. Итак, друзья, в путь!

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таиться?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои!

Наша планета Земля — уникальна, ничего подобного нет в ближайшем обозримом космосе. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.У писателя Паустовского есть такие слова: “И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы”.

— Ребята, а почему лес называют «лёгкими планеты» или «фабрикой кислорода»?

Докажите свою точку зрения (ответы детей).

— Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?

— Для чего нужен лес природе и человеку?

III . Проектная деятельность.

1.Подготовительный этап

Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
Разбойник он серый,

Нет ему веры.
Всё клыками щелк.
Кто же это? (волк)

Сообщение детей о волке.
С ветки на ветку
Могу я летать.
Рыженький хвост
Никому не поймать.
Некогда летом

В лесу мне играть —
Надо грибы
Для зимы собирать. (белка)

Сообщение детей о белке.

Хоть я не молоток —

По дереву стучу:

В нем каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный. (дятел)

Сообщение детей о дятле.

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.

Верещунья — белобока,
А зовут её … (сорока)

Сообщение детей о сороке.

И красива, и стройна
Средь подруг стоит она.
Вся в кудряшках и серёжках.
Это белая… (березка)

Сообщение детей о берёзе.

Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.

Белые горошки
На зелёной ножке. (ландыш)

Сообщение детей о ландыше.

Физминутка

2.Постановка проблемы.

— А сейчас послушайте историю, которая произошла однажды с одним художником и подумайте, сможем ли мы ему помочь.

— Жил-был художник. Решил он нарисовать лес. «А что такое лес? Лес-это деревья?». Взял он кисти и краски и нарисовал много деревьев. Полюбовался картиной и уехал. А когда приехал, то увидел на своей картине вместо зелёных деревьев одни лишь сухие стволы.

— Что случилось? Почему засох лес? Разве может быть лес из одних деревьев?

— Давайте поможем художнику исправить ошибку.

3.Выполнение проекта.

— Сегодня мы работаем в группах, их четыре. Не забудьте о распределении обязанностей в группе и правилах поведения при работе в группе.

Мы сейчас займемся созданием проекта » Жизнь леса». Он будет состоять из двух этапов. 1 этап – наброски проекта. 2 этап – коррекция и оформление. Перед вами лежат конверты и лист бумаги – плакат, который вы должны будете красиво и правильно оформить.

У вас в конце работы должен получиться результат – плакат » Жизнь леса» со всеми его обитателями.

4.Подготовка к защите проекта. Защита проекта каждой группой учащихся.

5.Оценка проекта экспертами.

Многие животные и растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Некоторые люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше. Их так и называют – редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей) .

Демонстрация слайдов.

1.Понравилось ли вам занятие?

2. Что особенно запомнилось?

3.Как вы думаете, обо всём ли мы успели поговорить на занятии?

Конечно, нам ещё многое предстоит узнать о лесе. Об этом мы будем говорить на следующих занятиях.

Там, где лес, — там чистый воздух. Это дом для зверей и птиц, это грибные поляны и душистая, вкусная земляника. Словацкий поэт и мыслитель Павол Гвездослав сказал так: «Я сорвал цветок, и он увял. Я поймал мотылька ,и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *