Обследование артикуляционного аппарата

Обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата

Строение артикуляционного аппарата

а) губы (норма, рубцы, неполное смыкание, диспропорция, расщелина, др._______________________)

б) зубы (норма, комплектация: полная, отсутствие, редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, отсутствуют, др. ____________________)

в) прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый: передний, боковой; глубокий перекрест)

г) язык (норма, массивный, маленький, девиация кончика влево/право)

д) подъязычная связка (норма, массивная, укороченная, сращенная, оперированная)

е) твердое нёбо (норма, высокое, узкое, укороченное, расщелина, субмукозная щель)

ж) мягкое нёбо (норма, укороченное, провисание: оправа, слева; расщелины; увуля: норма, не сформирована, раздвоена)

Параметры движения (губ, щек, языка):

а) объем движений: в полном объеме, ограничен

б) точность выполнения: сохранна, нарушена

в) тонус без особенностей, повышен, снижен

г) темп движений: нормальный, медленный быстрый

д) переключаемостъ движений: нормальная, замедленная, персеверации, замена движений

е) тремор: усиление гиперкинеза при повторный движениях и удержании позы, синкенезии, слюнотечение

Состояние звукопроизношения

Характер проявления:

а) изолированные нарушения ____________________________

б) нарушения в слогах __________________________________

в) нарушения в словах __________________________________

г) нарушения во фразах _________________________________

Изолированно Слог Слово Фраза по повторенюю Спонтанная речь
СГ по повторению ГС по повторению ССГ по повторению Начало Середина Конец
по повторению при назывании по повторению при назывании по повторению при назывании
А
О
У
Ы
Э
И
Б
Б’
П
П’
В
В’
Д
Д’
Т
Т’
Г
Г’
К
К’
Х
Х’
З
З’
С
С’
М
М’
Л
Л’
Р
Р’


Окончание таблицы

Изолированно Слог Слово Фраза по повторенюю Спонтанная речь
СГ по повторению ГС по повторению ССГ по повторению Начало Середина Конец
по повторению при назывании по повторению при назывании по повторению при назывании
Н
Н’
Ш
Ж
Ц
Ч
Щ
Й

Исследование динамических характеристик речи


Особенности голоса (норма, высокий, низкий, глухой, дрожащий, слабомодулированный, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носовым оттенком, скандированный, дискоординация процессов дыхания и голосообразования, дисфония)

Особенности дыхания (без особенностей, выдох укорочен, смешанное, ключичное, брюшное, диафрагмальное, грудное)

Речевой выдох (достаточный, укороченный, речь на вдох)

Темп, ритм речи (норма, замедленный, ускоренный, дизритмия, заикание)

Форма проявления заикания в инициальный период

а) повторение звуков, слогов

б) удлинение звуков

в) обрыв слов

г) трудности начала слова, фразы

д) вставки слов (эмболофразия)

Характеристика судорог

клонические __________________________________________

тонические ____________________________________________

клоно-тонические ______________________________________

Судороги дыхательного аппарата

инспираторные ________________________________________

экспираторные ________________________________________

Судороги голосового аппарата

смыкательная _________________________________________

вокальная ____________________________________________

Артикуляторные судороги

нёбной занавески _______________________________________

лицевые ______________________________________________

смыкательная губ ______________________________________

верхнегубная _________________________________________

нижнегубная __________________________________________

угловая губ ___________________________________________

сложная лицевая _______________________________________

Язычные судороги

судорожный подъем кончика языка _______________________

судорожный подъем корня языка _________________________

«изгоняющая» судорога языка ___________________________

подъязычная __________________________________________

Уловки

Сопутствующие движения

Судороги вне речи

Страх речи

отсутствует ___________________________________________

незначительный _______________________________________

выраженный __________________________________________

Обследование произвольной деятельности

Символический праксис

(Оценивается с 3-х лет)

• Поднять брови

• Нахмурить брови

• Прищурить глаза

• Плюнуть

• Поцеловать

Регуляторный праксис

(не нарушен, эхопраксии)

Лет

Устанавливает связь между сигналами и действиями: тихие удары — ходьба на носочках, громче — на ступне, громко — пробежка, нет ударов — остановиться.

Кинестетический праксис (мануальный)

Оценивается с 4 лет.

Все пробы последовательно:

а) правая, левая рука, билатерально (не нарушен, диффузность движений, беспорядочный перебор пальцев, ошибки расположения руки в пространстве, зеркальность, трудности переключения, персеверации, игнорирование пальцев левой руки, не выполняет)

б) перенос позы с одной руки на другую (не нарушен, нарушен)

Динамический праксис (мануальный)

не нарушен

правая, левая рука, билатерально

(увеличение латентного периода, отрывистость движений, отсутствие плавности при переключении с одного движения на другое, персеверации, антиципации, контаминация, нарушение двигательных навыков в письме, нарушение пространственного направления, истощаемость, расподобление)

Года

Воспроизведение ритмических структур (! ! !!, !! !!, ! !!!).

Проба «Кулак — кольцо»

Лет

Воспроизведение ритмических структур:

(!!! !!, ! !!! !, ! ! !!!, ! !! !!, !! !!!).

Проба на смену 3-х положений кисти (Кулак — ребро — ладонь) (правая — левая).

Реципрокная координация

(не нарушена, напряженность, замедленность, сбои при убыстрении, поочередное/симметричное выполнение, отставание одной руки, дезавтоматизация)

Оральный праксис

(Оценивается: объем движений — полный, неполный, точность движений — сохранна, нарушена, тонус — сохранен, повышенный, пониженный, темп движений — нормальный, медленный, быстрый, переключаемость — нормальная, замедленная, персеверации, замены движений, тремор — увеличение гиперкинеза при повторных движениях и удержании позы, синкинезии, слюнотечение).

Кинестетический(оценивается с 3-х лет)

(Последовательно пробы по альбому)

Динамический (оценивается с 3-х лет)

Выполнение пробы «Улыбка-трубочка»

Выполнение пробы «2 раза пощелкать — 2 раза подуть».

а) по инструкции (не нарушен, поиск позы, нарушение плавности, трудности переключения с одной позы на другую, персеверации)

б) по подражанию (не нарушен, поиск позы, нарушение плавности, трудности переключения с одной позы на другую, персеверации)

Конструктивный праксис

Года

• Строит башню из 8 кубиков

• Вкладывает 5 полых кубиков один в другой

Года

• Лепит шар и змейку

• Складывает пирамиду из 2—12 частей

• Выполняет сложные доски Сегена

• Складывает разрезанные фигуры из 4-х частей

• Складывает фигуры из палочек (4—6) (по образцу, по памяти)

Лет

Сложение фигур, разрезанных на 6—12 частей:

а) по образцу (не нарушено, наличие координатных, топологических, метрических, проекционных ошибок, не воспроизводит существенных деталей, излишняя детализация, микро-, макрография, трудности переключения, пересеверации)

б) копирование (не нарушено, наличие координатных, топологических, метрических, проекционных ошибок, не воспроизводит существенных деталей, излишняя детализация, микро-, макрография, трудности переключения, пересеверации)

в) поворот на 180 градусов (не нарушен, наличие координатных, топологических, метрических, проекционных ошибок)

г) самостоятельный рисунок (не нарушен, наличие координатных, топологических, метрических, проекционных ошибок, не воспроизводит существенных деталей, излишняя детализация, микро-, макрография, трудности переключения, пересеверации)

Пространственный праксис

(сохранен, пространственный поиск, зеркальность, пространственные искажения, импульсивность, путает заданную плоскость, соматотопические ошибки, трудности право-левых перешифровок, опора на речь помогает/не помогает, импульсивность)

Лет

• Пробы Хэда (одноручные простые)

по показу _____________________________________________

по инструкции ________________________________________

Года

• Четко различает свои правую и левую руки

• Пробы Хэда (одноручные с перекрестом)

по показу _____________________________________________

по инструкции ________________________________________

схема обследования артикуляционного аппарата ребенка. картотека по логопедии (старшая группа) на тему

Задание №1

«Составьте схему обследования артикуляционного аппарата ребенка. Включите в схему обследование его строения и функций. Какие упражнения можно предложить ребенку?»

Обследование артикуляционного аппарата.

Изучение состояния артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции.

1. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое: отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт; наличие слюнотечения; характер линии губ и плотность их смыкания; имеются ли насильственные движения (гиперкинезы) мимической мускулатуры.

Затем переходят к осмотру органов артикуляционного аппарата, в ходе которого необходимо охарактеризовать особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ, языка, зубов, мягкого неба, челюстей, твердого неба.

Обследуемая область

Состояние

Примечание

Губы

толстые, укороченные, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, норма

Зубы

редкие, кривые, мелкие, лишние, вне челюстной дуги, кариозные, недоразвитые, норма

Прикус

открытый передний, открытый боковой, норма

Строение челюсти

прогения, прогнатия, норма

Язык

толстый, распластанный, напряженный, маленький, длинный, узкий, норма

Подъязычная уздечка

короткая, натянутая, приращенная, норма

7. Маленький язычок:

отсутствует, укорочен, раздвоен, свисает неподвижно на средней линии, отклоняется в сторону

8. Небо

высокое, чрезмерно узкое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщелина мягкого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина, норма

ВЫВОДЫ: строение артикуляционного аппарата нормальное, с отклонениями.

2. Обследование моторики артикуляционного аппарата.

Все задания должны проводиться при многократном повторении требуемого движения

Прием

Характер выполнения

1. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции проводится после выполнения задания по показу.

а) сомкнуть губы;

б) округлить губы как при произношении звука «О» — удержать позу;

в) вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», и удержать позу;

г) сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их);

д) растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу;

е) поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы;

ё) опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы; ж) одновременно поднять верхнюю, опустить нижнюю;

з) многократное повторение произношения губных звуков б-б-б, п-п-п

Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений; проявляется ли тремор, саливации, гиперкинезы; активность участия правой и левой сторон губ; смыкание губ с одной стороны; движение не удается

2. Исследование двигательной функции челюсти проводят вначале по показу, а затем по словесной инструкции

а) широко раскрыть рот, как при произнесении звука «а» и закрыть;

б) сделать движение нижней челюстью вправо; в) сделать движение влево; г) сделать движение нижней челюстью вперед

Отметить: выполнение правильное; движения челюстью недостаточного объема; нет ли содружественных движений, тремора, саливации; движение не удается

3. Исследование двигательных функция языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и по словесной инструкции

а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;

б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;

в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ;

г) высунуть язык «лопатой», «жалом»;

д) оттопырить правую, затем левую щеку языком; е) поднять кончик языка к верхним зубам подержать под счет от 1 до 5 и опустить к нижним зубам; ё) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, а кончик языка положить на губу; ж) движения языком вперед-назад

Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, всей массой, медленно, неточно; имеются отклонения языка в сторону, удерживается ли язык в определенном положении; истощаемость движений; нет ли тремора, гиперкинезов языка; не проявляется ли саливация; движение не удается

4. Исследование двигательной функции мягкого неба

а) широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается); б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появиться рвотный рефлекс);

в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи

Отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, отмечаются содружественные движения, малая подвижность небной занавески, гиперкинезы, саливация, движение не удается

5. Исследование продолжительности и силы выдоха

а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т. д.);

б) поддувать пушинки, листок бумаги и т.п.

Отметить: силу и продолжительность выдоха; укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого)

ВЫВОДЫ: движения выполняются в полном объеме, правильно; выражен период включения в движение, истощаемость движений; движение выполняется в неполном объеме, в замедленном темпе, с появлением содружественных движений, тремора, гиперкинезов, саливации; удержание позы не удается; движения не выполняются.

3. Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата.

Все предъявляемые пробы вначале проводятся по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений

Примечания

Характер выполнения

1. Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот

Отметить: выполнение правильное; проявляется замена одного движения другим, поиск артикуляции, «застревание» на одном движении, недифференцированность движений, нарушение плавности движений, напряженность языка, подергивание языка, движения языка не удаются; легко ли удается переключение с одной артикуляционной позы на другую, с одной фонемы на другую, с одной фонемы на другую и одного звукового ряда на другой

2. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов (резцов), затем поднять кончик языка к верхним зубам (резцам) и положить на нижнюю губу

3. положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот

4. Широко раскрыть рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбку, вытянуть в трубочку

Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его

Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков или слогов изменяется) А-И-У; У-И-А; КА-ПА-ТА; ПА-КА-ТА; ПЛА-ПЛУ-ПЛО; РАЛ-ЛАР-ТАР-ТАЛ; СКЛА-ВЗМА-ЗДРА

ВЫВОДЫ: движения артикуляционного аппарата активные, вялые, пассивные; объем движений полный, неполный; замена движений есть, отсутствует; последовательность от одного движения к другому есть, нет; наблюдаются гиперкинезы, саливация, тремор; моторная напряженность; двигательная активность, расторможенность

Задание №2

«Составьте анкету опроса родителей о динамике развития моторных функций ребенка. Проанализируйте после беседы с родителями полученные сведения в плане их значения для развития речи данного ребенка.»

Диагностический материал для обследования

уровня развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Проводится в два этапа по следующим направлениям:

1. Статистическое развитие мелкой моторики.

2. Динамическое развитие мелкой моторики.

Методика эксперимента 1 этапа.

Выполнение статистических упражнений.

Инструкция к проведению обследования: педагог даёт образец выполнения каждого упражнения. При первом выполнении упражнений педагог может помочь ребёнку правильно сложить пальцы. Далее ребёнок действует самостоятельно.

Оценка результатов деятельности:

Если ребёнок выполнил задание, то ставится «+», что соответствует 1 баллу.

Если ребёнок не выполнил задание, то ставится «-«, что соответствует 0 баллов.

Далее выводится общее количество баллов, набранное ребёнком на этом этапе обследования.

Упражнение

Инструкция

Результат

1.»Кольцо»

Педагог следит за положением большого и указательного пальцев ребёнка.

соединить большой и указательный пальцы; остальные поднять вверх. Все пальцы в данном положении удерживать под счёт до 10

2. «Коза»

Выполняется 2 – 3 раза.

вытянуть вперёд указательный палец и мизинец; средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (под счёт до 10).

3. «Три богатыря» —

Ребёнок должен удерживать три пальца вместе в напряжённом состоянии.

поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединить вместе; большой палец удерживает мизинец на ладони (под счёт до 8).

4. «Заяц»

Выполняется 3 – 4 раза.

— вытянуть вверх средний и указательный пальцы; мизинец и безымянный палец прижать большим пальцем к ладони (под счёт до 10).

5. «Солдатики» —

удержать все вытянутые пальцы руки напряжёнными (под счёт до 10).

6. «Вилка» —

вытянуть вверх расставленные указательный, средний и безымянный пальцы; большой палец удерживает мизинец на ладони (под счёт до 10).

Методика эксперимента 2 этапа:

Выполнение динамических упражнений.

Обследование проводится по 5 пунктам:

1. Работа с бумагой.

2. Тактильные ощущения.

3. Сила тонуса.

4. Координация движений.

5. Обследование щепоти.

Оценка результатов деятельности:

Если ребёнок выполнил задание, то ставится «+», что соответствует 1 баллу.

Если ребёнок не выполнил задание, то ставится «-«, что соответствует 0 баллов.

Далее выводится общее количество баллов, набранное ребёнком на этом этапе обследования.

Упражнение

Инструкция

Результат

Упражнение 1. Вырезание ножницами.

Цель: выявить, как быстро происходит смена напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки ребёнка.

Педагог предлагает детям разрезать лист бумаги по прямой линии.

Упражнение 2.Обрывание листа бумаги.

Цель: исследовать согласованность действий обеих рук.

Педагог предлагает детям оборвать лист бумаги по прямой линии.

Тактильные ощущения.

Цель: выявить, насколько у ребёнка развиты навыки планомерного исследования предмета, умение анализировать ощущения и т.д.

Обследование проводится в форме игры «Чудесный мешочек». Детям предлагается на ощупь определить, из чего изготовлены предметы, какой они формы.

Упражнение 1.Узнавание качества предметов.

Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать разные по качеству предметы: деревянный, резиновый, пластмассовый.

Сила тонуса.

Цель: исследовать силу, длительность мышечного напряжения кистей рук.

Упражнение 1. Сжатие двумя руками рук взрослого.

Ребёнку предлагается сжать ладонями как можно сильнее сложенные ладонями внутрь руки педагога.

Упражнение 2 .Сжатие руки взрослого одной рукой.

Педагог просит пожать ему руку. Если ребёнок праворукий, ему предлагается правая рука, если леворукий – левая

Координация движений.

Упражнение 1. Вдевание нитки в иголку.

Упражнение

Педагог предлагает ребёнку вдеть толстую хлопчатобумажную нить в иголку длиной 40 мм с большим ушком.

2. Упражнение «Ладонь, ребро, кулак».

Ребёнок сидит за столом, рука произвольно лежит на краю стола. Педагог даёт инструкции и показывает движения: «Положи руку ладонью вниз. Поставь руку «на ребро». Сожми руку в кулак. Теперь делай как я: ладонь, ребро, кулак; ладонь, ребро, кулак…».

Темп выполнения движений постепенно убыстряется. Когда ребёнок запомнит их последовательность, он повторяет упражнение самостоятельно под счёт педагога (до 3). Выполняется 3-4 раза.

Упражнение 3 .Упражнение «Коза – заяц».

Упражнение представляет собой смену статических упражнений (2-го и 4-го). Ребёнок выполняет их одновременно с педагогом в медленном темпе. Повторяется 3-4 раза

Обследование щепоти.

Упражнение 1.Захват карандаша.

положение щепоти.

Обследуется щепоть (большой, указательный и средний пальцы, соединённые вместе) ведущей руки: у правшей – правой руки, у левшей – левой

Педагог предлагает ребёнку на листе бумаги в разных местах нарисовать палочки разной длины (не менее 10). Фиксирует, как ребёнок удерживает карандаш. При необходимости показывает правильное

Выполнение графических упражнений.

Упражнение 1. «Обведение по контуру, по точкам, по клеточкам».

Цель: улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развитие зрительно-моторной координации; задания способствуют подготовки к письму, умение проводить линии не отрывая от бумаги, развивают и укрепляют мелкую мускулатуру кисти рук

Обведение картинок
Можно взять любые картинки из книжек с четкими контурами и яркими цветами. Для начала пусть изображения будут самые простые. Положите сверху тонкую прозрачную бумагу и скрепите все скрепками. Попросите ребенка обвести рисунок по контурам. Когда картинка будет готова, можно ее раскрасить. Можно также использовать копировальную бумагу для переведения рисунков на чистый лист.

Упражнение 2. » Штрихование».

Цель: способствует подготовке руки к письму; учатся контролировать себя, выполнять задание в очерченном пространстве, вырабатывать глазомер, приучают руку к ритмичности и точности движения.

Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Обработка результатов обследования:

Подсчитывается суммарное количество баллов обеих этапов (по числу выполненных заданий).

В соответствии с суммой баллов определяются уровни развития мелкой моторики:

Высокий уровень (20 и более баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук развита хорошо и соответствует возрастной норме.

Средний уровень (15-17 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук развита недостаточно хорошо.

Ниже среднего уровень (11-14 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук развита плохо.

Низкий уровень (не больше 10 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук сильно отстаёт от возрастной нормы.

Анкета для родителей (законных представителей) по развитию мелкой моторики

Ваш пол ___Ваш возраст ___Образование ___

Возраст Вашего ребенка ___Пол Вашего ребенка ___

  1. Знаете ли вы, что значит развивать мелкую моторику рук детей?

а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет.

2. Где берете информацию о видах развития мелкой моторики?

а) детском саду; б) ТВ; в) в интернете; г) подсказывает своя интуиция;

д) свой вариант (напишите)______________

3. Какие способы развития мелкой моторики рук Вы знаете? Какие способы используете в своей практике? (перечислите)____________________________________________________

4. Что из ниже перечисленного есть в арсенале Вашего ребенка? (нужное подчеркните)

— шнуровки;

— вкладыши;

— кубики (пластмассовые или деревянные);

— мелкий конструктор;

— дидактические игры;

— мозаики;

— пазлы, разрезные картинки;

— пирамидки;

-дидактические игрушки с застегивающимися, завязывающимися и

прилипающими элементами («молнией», пуговицами, шнуровками,

кнопками, «липучками»);

— специальная детская литература с пальчиковыми играми.

5. Доступно ли ребенку в самостоятельной деятельности манипулирование с пустыми пластмассовыми флаконами, пузырьками? (нужное подчеркните)

а) да; б) иногда; в) нет.

6. Имеется ли у ребенка возможность играть с мелкими предметами, такими как пуговицы, бусины, пробки? (нужное подчеркните)

а) да; б) иногда; в) нет.

7.. Разрешаете ли Вы ребенку играть в так называемые «игры на кухне» (перебирание и пересыпание круп, «возня» с тестом и т.п.) (нужное подчеркните)

а) да; б) иногда; в) нет.

8. Какие развивающие игры предпочитаете покупать ребенку Вы? (перечислите). _______________________________________________________________________

9. Укажите ведущую руку Вашего ребенка (нужное подчеркните)

а) правая; б) левая; в) обе; г) затрудняюсь ответить.

10. В каком возрасте нужно начинать развивать моторику руки?

а) в младенчестве; б) 3-4 лет; в) 7 лет; г) свой вариант_________________________

11. Знаете ли Вы как это делать? (нужное подчеркните)

а) да; б) иногда; в) нет.

  1. Какая форма работы с воспитателем по этому вопросу Вам наиболее комфортна?

а) родительское собрание; б) мастер – класс; в) индивидуальная беседа; г) консультации в родительском уголке; д) никакая, информации хватает вполне.

  1. Готовы ли Вы поучаствовать в конкурсе самодельных игр для развития мелкой моторики рук наших детей?

а) да; б) не знаю; в) нет.

Строение и подвижность органов артикуляции

  1. I. КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ РАБОТЫ
  2. I. СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПОЛИЦЕЙСКИХ ОРГАНОВ РОССИИ В ХVIII ВЕКЕ
  3. IV. Строение и гистофизиология производных кожи.
  4. V2: Болезни органов дыхания
  5. X. Топографическая анатомия и оперативная хирургия органов брюшной полости
  6. Автоматизированные информационные системы органов прокуратуры Российской федерации
  7. Автоматизированные информационные системы судов и органов юстиции
  8. Автоматизированные информационные системы федеральных органов налоговой полиции
  9. Административно-территориальное построение Российской Федерации
  10. Административное и законодательное регулирование; взаимодействие государственных органов различных уровней

Речевая карта

Логопедический кабинет при дошкольном образовательном учреждении № …. Ленинского района г. Самары

Логопед (Ф.И.О.студента) ………………………………………………………………

Дата зачисления …. марта 2009

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Фамилия, имя, отчество ……………………………………………………………

Дата рождения (число, месяц, год) ……………………………………………….

Возраст (лет, месяцев на момент обследования) …………………………………

Домашний адрес …………………………………………………………………… тел……………………………………

Сведения о семье (Ф.И.О. родителей, год рождения, образование, место работы, телефон)

· Мать

· Отец

· Другие дети (старшие брат/сестра, младшие брат/сестра)

· Состав семьи (другие члены семьи)

С какого возраста посещает детский сад (ясли):

Из какого учреждения прибыл: № ……………………………………………….,

………………………………………………………………………………. район.

Группа общеобразовательная, специализированная (ФН, ФФН, ОНК, заикание). Неорганизованный

1. Заключение МПК при поступлении (номер протокола, число) ……………. ……………………………………………………………………………………….

2. Занимались ли с логопедом (да, нет). С какой целью, как долго, регулярно/нерегулярно, каков результат ………………………………………..

………………………………………………………………………………………

3. Отношение к своему речевому дефекту (критичен /некритичен; равнодушен, переживает)

4. Отношение окружающих к речевому дефекту ребенка (адекватное, терпимое, негативное, спокойное, критичное, некритичное, равнодушное)

5. Стремление преодолеть нарушение речи (хочет/не хочет исправить)

6. Жалобы родителей. Какие особенности развития Вашего ребенка вызывают у Вас беспокойство? …………………………………………………………………….

Как давно Вы это заметили? ………………………………………………………

Что больше всего Вас беспокоит в развитии Вашего ребенка?

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

ОБСЛЕДОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

ОБЩЕЕ ЗВУЧАНИЕ РЕЧИ

Выразительность (N, выразительная, мало выразительная, не выразительная).

Дыхание (N, верхнегрудное, ключичное, смешанное, с придыханием, прерывистое; замедленное, учащенное)…………………………………………………………………

Темп, ритм (N, медленный, замедленный, быстрый, ускоренный).

Дикция (N, четкая, нечеткая).

ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Строение и подвижность органов артикуляции

· Зубы (N, мелкие, крупные; широкие промежутки между зубами; диастема; молочные; период смены молочных зубов на постоянные; постоянные; растут вне челюстного ряда; требуется коррекция зубочелюстной системы).

· Мягкое небо (N, укороченное, раздвоенное; расщелина; отклоняется в сторону; сокращается недостаточно/ не сокращается).

· Язык

Строение (N, массивный/маленький, узкий, длинный/короткий; укороченная подъязычная связка, массивная подъязычная связка, двойная/тройная подъязычная связка, подъязычная связка не выражена; раздвоенный кончик языка, кончик языка не выражен).

· Подвижность (N, подвижный, малоподвижный, чрезмерно подвижный), способность к переключению имеется/отсутствует; удержание позы (удерживает/ не удерживает, отмечается поиск позы).

При выполнении артикуляционных заданий наблюдается гиперемия, цианоз, быстрая утомляемость.

Состояние мимической мускулатуры (N, может ли изолированно закрыть один глаз, равномерно ли поднимает брови, нахмурить брови, наморщить лоб, может ли надуть щеки).

Отсутствие/наличие неврологической микросимптоматики (тремор, гиперсаливация, наличие синкинезий, сглаженность носогубных складок, девиация).

Выводы:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 12; Нарушение авторских прав

| следующая лекция ==>
| ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *