ОГЭ обществознание подготовка

Термины для подготовки к 1 заданию из ОГЭ по обществознанию

Политическая сфера

федерация — это форма государственного устройства, представляющая собой объединение отдельных государственных единиц (субъектов федерации) в целостную структуру;

Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его порядка и стабильности.

тоталитарный режим — это способ реализации политической власти, при котором властные структуры устанавливают тотальный (всеобъемлющий) контроль над личностью и обществом со стороны государственной власти;

многопартийность — один из конституционных принципов организации политической власти в демократических государствах, предполагающий свободное существование и функционирование политических партий, представляющих интересы различных социальных слоёв и отстаивающие различные политические идеологии.

тоталитаризм — политический режим, в основе которого полный контроль государства за всеми сферами общественной жизни, господство единой общеобязательной идеологии и однопартийность.

власть — возможность навязать свою волю, управлять или воздействовать на других людей

демократия — политический режим, при котором источником власти является сам народ.

гражданство — устойчивая политико−правовая связь человека и государства, предполагающая наличие у них взаимных прав и обязанностей.

гражданское общество — совокупность негосударственных отношений и ассоциация, выражающих и защищающих разнообразные интересы членов общества;

выборы — процедура избрания на должность или в орган власти лица, путем голосования за него определенной категории людей.

правоохранительные органы — специальные учреждения, действующих на основе закона, основная функция которых — охрана правопорядка, защита прав и свобод граждан.

закон — нормативно−правовой акт, изданный в установленном порядке компетентным органом государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения;

судебная система — совокупность действующих в государстве судов, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия;

юридическая ответственность — применения мер государственного принуждения к лицу, совершившему правонарушение.

Социальная сфера

этнос — это устойчивая межпоколенная группа людей, объединённая длительным совместным проживанием на определённой территории, общими языком, культурой, жизненным укладом, самосознанием и самоназванием.

этническая группа — общность людей, члены которой обладают объединяющими их чертами культуры, языка, что позволяет им осознавать свое отличие от других подобных групп;

статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых данным человеком.

референдум — решение наиболее важных вопросов общественной и государственной жизни прямым голосованием;

социальный статус — положение человека в обществе, наделяющее его определенными правами и обязанностями;

социальная норма — принятые в обществе правила или модели поведения, выступающие образцами действия для людей и социальных групп.

социальная мобильность — изменения положения человека или группы в обществе, переход от одной социальной позиции к другой.

Страта — социальный слой, группа людей, объединённая каким-либо общим социальным признаком.

Экономическая сфера

налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц государству

производство — процесс создания экономических благ, необходимых для удовлетворения нужд и потребностей человека;

безработица — социально-экономическое явление, когда часть трудоспособного население имеет намерение работать, но не может трудоустроится;

банковский кредит — денежная сумма, выданная лицу банком под условия срочности, возвратности, платности и обеспеченности.

факторы производства — ресурсы, необходимые для создания товаров и услуг;

товар — продукт труда, произведенный для продажи.

акционерное общество — хозяйственная организация, созданная на основе объединения денежных средств участников, посредством выпуска и продажи акций;

предпринимательство — самостоятельная, инициативна, осуществляемая на свой страх и риск коммерческая деятельность, направленная на получение систематической прибыли.

доход — денежные средства или материальные ценности, полученные лицом в результате

экономической деятельности за определённый период времени;

собственность— принадлежность экономических благ (материальных или духовных ценностей) определенным лицам — собственникам.

рынок — совокупность отношений возникающих между производителем и потребителем по поводу купли-продажи экономических благ.

конкуренция — соперничество между участниками экономической деятельности за наиболее выгодные условия купли−продажи на рынке;

прибыль — разница между выручкой фирмы и издержками на производство и реализацию товаров.

спрос — желание потребителя приобрести определенный товар, подкрепленное его покупательной способностью;

предложение — желание и готовность производителя продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте;

инфляция — падение покупательной способности денег, выраженное в долговременном росте общего уровня потребительских цен на товары и услуги в определенном государстве.

деньги — универсальный товар−эквивалент, выступающий средством платежа и обмена и обладающий наибольшей ликвидностью.

Духовная сфера

жизненные ориентиры — ценности, признаваемые человеком в качестве важных, значимых для выстраивания перспективы собственной жизни и отношений с другими людьми, обществом и государством;

образование — институт, в рамках которого происходит процесс передачи знаний, умений и навыков, приобщение к культурным ценностям человеческого общества.

религия — сфера духовной культуры в основе которой лежит вера в сверхъестественные силы, бога или богов, организованное поклонение им;

наука — сфера духовной деятельности человека, направленная на получение объективных, обоснованных и системно-организованных знаний об окружающем мире.

мораль — форма общественного сознания, включающая в себя совокупность норм, ценностей, моделей поведения, регулирующих общественные отношения с позиций добра и зла;

искусство — форма духовной культуры, в основе которой лежит субъективное восприятие и отражение окружающего мира в форме художественных образов.

Человек и общество (материал для подготовки к ГИА по обществознанию)

Человек и общество (материал для подготовки к ГИА по обществознанию)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 684 «Берегиня»
Московского района Санкт-Петербурга
Человек и общество
(материал для подготовки к ГИА
по обществознанию)
методист, учитель
обществознания высшей категории
Маиров Л.Р.

Содержание:

Содержание:
Общество. Типы общества;
Человек – биосоциальное существо;
Процесс познания;
Истина и ее критерии;
Мировоззрение человека;
Культура;
Религия;
Глобализация. Глобальные проблемы
человечества.
(К любому из разделов можно перейти по
ссылке нажав на соответствующий пункт. К
содержанию можно вернуться по ссылке через
специальный значок )

1. Общество. Типы общества

Общество — форма объединения людей,
обладающих общими интересами,
ценностями и целями.
Основные сферы общества
(См. следующий слайд)

(См. следующий слайд)
(См. следующий слайд)
Тип общества — это совокупность устойчивых
признаков,
которые
характеризуют
общество
в
конкретное время и у конкретных народов. Типология
позволяет проследить, как изменилось общество, какие
этапы оно проходило. Типология общества определяется
на основе определенных признаков или критериев.
Принято выделять следующие типы общества:
1. Традиционное
(аграрное
общество)

существовало до XIX в.;
2. Индустриальное
(промышленное
общество)
возникло около 200 лет назад, в XIX в., — в период
промышленной революции;
3. Постиндустриальное
(информационное
общество)

переход
к
данному
типу
цивилизации начался с 1980- х гг. Считается, что
этот процесс затронул только наиболее развитые
индустриальные страны (США и Япония и др.).
(См. следующий слайд)

Традиционное общество

• Тесная связь с природой;
• С/х- основа экономики;
• Устойчивость обычаев и
традиций;
• Низкая степень
урбанизации;
• Корпоративность,
иерархичность
социальной структуры;
• Тесная связь человека с
первичным коллективом
(коллективизм).
(См. следующий слайд)
(См. следующий слайд)

9. Индустриальное общество

• Потребительское отношение к
природе→ экологические
проблемы;
• Промышленность – доминанта в
экономике. Массовое
производство;
• Формирование массовой
(интернациональной по характеру)
культуры;
• Преобладание городского
населения над сельским;
• Разрушение сословных
привилегий;
• Высокая социальная мобильность.
м. следующий слайд)

10. Индустриальное общество

(См. следующий слайд)

11. Постиндустриальное (информационное) общество

• Широкое применение
информационных технологий;
• Информация превращается в
фактор производства;
• В экономике преобладающей

становится сфера услуг;
• Происходит децентрализация
производства → гибкое
мелкосерийное производство;
• Высокая социальная
мобильность;
• Осознание необходимости
беречь природу;
• Правовое государство.
(См. следующий слайд)

12. Постиндустриальное (информационное)общество

Биологическое в человеке — это то, что дано ему
от природы — физические особенности (возраст,
пол,
вес,
внешность
и
т.д.),
инстинкты,
темперамент и т.д. Как природное биологическое
существо человек рождается, растет, взрослеет,
стареет и умирает.
Социальное
в
человеке

это
то,
что
приобретается им в процессе жизни в обществе:
речь, мышление, культурные навыки, навыки
общения и т.д. При этом главным отличием
выступает сознание. Сознание — это отражение в
головном мозге человека окружающего мира.
Сознание включает в себя психику (чувства,
память, эмоции, волю) и мышление.
(См. следующий слайд)
Потребности человека — это нужда человека в том,
что
составляет
необходимое
условие
его
существования.
(См. следующий слайд)

15. Отличие человека от животных

Человек
• Изготавливает орудия
труда и использует их как
средство производства
материальных благ;
• Осуществляет
сознательную
целенаправленную
творческую деятельность;
• Обладает
высокоразвитым мозгом,
мышлением и речью.
Животные
• Используют только
естественные орудия;
• Поведение подчинено
инстинктам;
• Не обладают
высокоразвитым
мозгом и не умеют
говорить.

16. 3.Процесс познания

Познание — это процесс приобретения и
развития знания, его постоянное углубление,
расширение и совершенствование.
Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда представляет
из себя взаимодействие субъекта и объекта, результатом
которого являются знания об окружающем мире.
Субъект познания — это тот, кто хочет получить знания об
окружающем мире.
Объект познания — это то, на что направлена познавательная
деятельность субъекта.
(См. следующий слайд)

17. Научное познание

Научное
познание

особый
вид
познавательной деятельности, направленный
на
выработку
объективных,
системно
организованных и обоснованных знаний о
природе, человеке и обществе.
Особенности научных знаний:
• рациональность;
• доказательность;
• системность;
• проверяемость;
• научный язык (формулы, таблицы, схемы,
графики и т. п.).
(См. следующий слайд)

19. 4.Истина и ее критерии

Истина – это знание, соответствующее
своему предмету, совпадающее с ним.
(См. следующий слайд)

20. Виды истины

• Объективная истина — это такое содержание
знания, которое не зависит ни от человека, ни от
человечества. Пример: золото — это металл.
• Абсолютная
истина

это
исчерпывающее
достоверное знание о природе, человеке и
обществе; знание, которое никогда не может быть
опровергнуто. Пример: в полночь темнее, чем в
полдень (везде и всегда).
• Относительная истина — это неполное, неточное
знание, соответствующее определенному уровню
развития
общества,
который
обусловливает
способы получения этого знания; это знание,
зависящее от определенных условий, места и
времени его получения. Пример: в июле теплей, чем в
январе (да, но только в северном полушарии).

21. 5.Мировоззрение человека

Мировоззрение – система взглядов человека
на окружающий мир и его место в нем.
Человек через мировоззрение выражает
смысл своей жизни, степень осознания себя и
своей деятельности, определяет идеалы,
осуществляет выбор тех или иных норм и
методов поведения в обществе.
С точки зрения исторического процесса
выделяют три ведущих исторических типа
мировоззрения:
• 1. мифологическое;
• 2. религиозное;
• 3. философское.
(См. следующий слайд)
Если рассматривать структуру мировоззрения на
современном этапе его развития, можно выделить
такие типы мировоззрения:
Житейское,
обыденное:
– формируется в
процессе личной
практики;
– складывается
стихийно, на основе
жизненного опыта;
– мало соприкасается
с опытом других
людей, достижениями
науки и культуры,
религией;
– широко
распространено;
Религиозное:
Научное:
-дает человеку веру в
возможность достижения
поставленных целей;
– нацеливает на
совершение нравственных
поступков;
– непримиримо к другим
жизненным позициям;
– недостаточное
внимание к достижениям
науки;
– человек должен
принимать религиозные
догмы на веру без
размышлений;
– опирается на
достижения науки;
– включает научную
картину мира;
– обобщает итоги
человеческого
познания;
– тесно связано с
практической
деятельностью
людей, человека с
естественной и
искусственной
средой.
(См. следующий слайд)

23. 6. Культура

Культура
представляет
собой
совокупность
устойчивых форм человеческой деятельности, без
которых она не может воспроизводиться, а значит —
существовать.
(См. следующий слайд)

24. Формы культуры

Элитарная культура
Массовая
культура
Народная культура
(См. следующий слайд)

26. 7. Религия

Религия (связывать, воссоединять) – это мировоззрение и мироощущение, а
также соответствующее поведение, основанное на вере в существование
Бога или иных сверхъестественных сил.
Политеизм — религия основанная
на почитание многих богов.
Например: язычество
древних славян
Монотеизм – религия
основанная на представлении о
едином Боге.
Например:
христианство, ислам,
иудаизм
(См. следующий слайд)

27. Функции религии

Мировоззренческая
Регулятивная
Терапевтическая
Культуротранслирующая
Любая религия
Религия
Религия
Религия способствует
есть определенное определенны
восполняет
развитию
мировоззрение,
м образом
ограниченность, определенных основ
т.е. взгляд на мир упорядочивае
зависимость,
культуры –
как единое целое.
т помыслы,
бессилие людей
письменности,
Обладая
стремления
в плане как
искусства,
мировоззрением,
людей и их
перестройки
обеспечивает
человек осознает деятельность. сознания, так и сохранение и развитие
свое
изменения
ценностей
предназначение и
объективных
религиозной
место в мире.
условий
культуры,
существования.
осуществляет
передачу
накопленного
наследия.
(См. следующий слайд)

28. Типология основных современных религий

РЕЛИГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ
РЕЛИГИИ
МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ
Христианство
Буддизм
Конфуцианство
Ислам
Синтоизм
Православие
Католицизм
Протестантизм
Суннизм
Шиизм
Индуизм
Иудаизм
Лютеранство
Кальвинизм
Англиканство
Баптизм

29. 8.Глобализация. Глобальные проблемы человечества.

Глобализация — это исторический процесс
превращения мира в единую систему, обладающую
единым и характеристиками.
Исторически такую систему порождает действие
факторов глобализации:
• электронные средства коммуникации, способные
сжимать до минимума разделяющие людей время и
пространство;
• технологические
изменения,
позволяющие
распространять по всему миру производимую
продукцию;
• формирование глобальных идеологий, таких, как
экологическое или правозащитное движение.
(См. следующий слайд)

30. Проявление процесса глобализации в обыденной жизни

(См. следующий слайд)
Глобальные
проблемы
общепланетарные
проблемы, имеющие общечеловеческую значимость
и затрагивающие жизненные интересы огромных
масс людей.
Экологическая проблема
– сохранение
окружающей среды и
поддержания природного
баланса
Демографическая
проблема – резкий рост
численности населения
Земли.
Проблема ограниченности
ресурсов – уменьшение
запасов сырья и
продовольствия
Проблема бедности
(«Север – Юг») – резкая
разница экономического
развития между
богатыми странами и
бедными.
Проблема сохранения
мира – распространение
оружия массового
поражения.

32. Источники:

Как сдать ОГЭ по обществознанию на «отлично»? Разбор заданий, советы, личный опыт

Что нужно знать об ОГЭ по обществознанию

Экзамен состоит из 24 заданий: 17 с кратким ответом и семь с развёрнутым. На выполнение работы по обществознанию вам дадут 180 минут (три часа).

Как готовиться и на что обращать внимание

Обществознание — самый популярный предмет по выбору в выпускных классах. Обычно «завалов» здесь немного, однако сдать экзамен на хорошие отметки получается не у всех. Так что если вы решили сдавать ОГЭ по обществознанию, потому что это лёгкий предмет, да и в школе по нему у вас всегда «четвёрки» и «пятёрки», то поспешим вас огорчить: готовиться придётся всё равно. Во-первых, потому что помимо лёгкой темы «человек и общество» вам встретятся и такие: философия, право, политика, экономика. Во-вторых, потому что лить воду, как в устных ответах на уроках, тут нельзя — нужно оперировать специальными терминами. Наконец, обществознание — это тот предмет, который постоянно меняется: то новые законы ввели, то нормы обновили. Так что сухой теории здесь мало — нужно обязательно ориентироваться в реальной жизни.

Теорию можно поделить на пять основных тем:

— Человек и общество. Духовная культура

— Экономика

— Социальная сфера

— Сфера политики и социального управления

— Право

Кстати, два последних блока чаще всего вызывают у ребят трудности: то ли потому что в школе им уделяется мало времени, то ли из-за того что они как раз завязаны на реальной жизни. Так или иначе, придётся их учить. Поможет в этом сборник П. А. Баранова — там есть вся необходимая для экзамена теория.

Для того чтобы проглотить все сложные термины, советуем прописывать теорию, кратко отмечая основные аспекты. А ещё старайтесь всегда находить реальные примеры вокруг себя: так вы и материал быстрее запомните, и составите своё мнение насчёт той или иной ситуации, которое обязательно пригодится вам во второй части экзамена. Хорошими источниками здесь будут служить такие издания, как «Российская газета» или «РИА Новости».

За что снимут баллы?

Всего за экзамен можно получить 35 первичных баллов. Снизить оценку могут в следующих случаях:

— 1 балл за за пропуск важных составляющих ответа в заданиях

— 1 балл за искажение смысла в заданиях

Опыт предыдущих участников

«Самый оптимальный вариант для подготовки — учить теорию по отдельной теме, а потом закреплять её тестом, и лучше, чтобы он был сложнее, чем в ОГЭ. За пару месяцев подготовиться к экзаменам реально — без еды, без воды, зубря теорию 24/7. Но лучше всё-таки начинать немного раньше.

Залог успеха — не подглядывать в ответы, не списывать и постоянно решать сложные варианты. Тогда на экзамене вам всё будет нипочём».

— Дарья К., Санкт-Петербург

«К обществознанию я почти не готовилась. У меня не было репетиторов, да и учитель в школе тоже был так себе, если честно. Но так как я круглая отличница, я понимала, что нужно сдать на «пятёрку». Приходилось раз в месяц решать вариант на «Решу ОГЭ». Со второй частью, конечно, были проблемы. Однако сдать без репетитора реально, ведь есть много отличных разборов тем на YouTube.

Обратить внимание, мне кажется, следует на раздел экономика и на всю вторую часть. К сожалению, в ОГЭ и ЕГЭ недостаточно показать свои знания, нужно их правильно оформить «по шаблону». Это ужасно раздражает, но поделать тут ничего нельзя. Так что учите клише, вот и всё.

И ещё хочу дать такой совет: не полагайтесь на ответы в интернете и тем более не покупайте их! Мои одноклассники повелись на это, и их, разумеется, обманули».

— Виолетта З., Озёрный, Тверская область

Учитесь в Фоксфорде

Как устроен экзамен

Как оценивается работа

Как решать задачи с кратким ответом

Как работать с текстом

Как устроен экзамен

Задания. В ОГЭ по обществознанию 31 задание.

1–20 → задания с кратким ответом, охватывающие все основные темы курса по обществознанию. В них нужно выбрать только один вариант ответа: вписать в соответствующее поле на бланке номер варианта или заполнить таблицу на соответствие.

21–25 → задания с кратким ответом, где необходимо использовать знания из разных разделов курса. В этих заданиях нужно выбрать один или несколько ответов из предложенных вариантов и расположить их в виде последовательности цифр без пробелов и запятых. Например, 234.

26–31 → задания с развёрнутым ответом, связанные с анализом предложенного текста на определённую тему. В них нужно изложить ход своих мыслей, придерживаясь логики и используя аргументы из текста или курса обществознания.

Разделы курса. На ОГЭ будут проверять знание следующих разделов:

Человек и общество, задания 1–4

Духовная культура, 5–6

Экономика, 7–10

Социальная сфера, 11–13

Политика и социальное управление, 14–16

Право, 17–20

Все требования к сдаче экзамена перечислены в спецификации за 2019 год. Ознакомьтесь с ней, чтобы ясно представлять, какие темы будут на экзамене.

Время. Экзамен длится 180 минут. На решение одной задачи базового уровня сложности из первой части уходит 1–4 минуты, повышенного уровня сложности — до 10 минут.

Дольше всего решаются задачи с развёрнутым ответом из второй части:

Задание 26 → 15–20 минут

Задание 29 → 15–20 минут

Задание 31 → 10–15 минут

В задании 26 нужно прочитать текст и составить план. В заданиях 29 и 31 — найти в тексте определённую информацию и привести примеры, используя текст и знания курса обществознания.

Как оценивается работа

1 балл → задания 1–21, 23–25

2 балла → задания 22, 24, 26–28, 30–31. Задание 22 оценивается в 2 балла, если ошибок нет, и в 1 балл, если допущена одна ошибка. В заданиях 26–31 баллы выставляются в зависимости от полноты и правильности ответа. Если ответ полный, вы получите максимальный балл.

З балла → задание 29. Вы их получите, если в ответе присутствуют все необходимые компоненты. Если чего-то не хватает, вам поставят 1 или 2 балла — в зависимости от полноты ответа.

Максимально на ОГЭ по обществознанию можно получить 39 баллов. Их переводят в оценку по пятибалльной шкале.

15–24 → «3»

25–33 → «4»

34–39 → «5»

Как решать задачи с кратким ответом

1. Внимательно читайте все слова в условии

В них содержится ключ к ответу. Лишних слов в заданиях обычно не бывает, каждое имеет знание для правильного решения.

Задание 1. Отличительной тенденцией развития современного общества является:

1. Механизация

2. Индустриализация

3. Модернизация

4. Глобализация

Решение. В данном случае ключевое слово — «современного». Чтобы дать правильный ответ, нужно соотнести термины именно с современным обществом, а не с обществом в целом.

Ответ: 4.

2. Выучите все термины и определения

Зная термины, вы легко найдёте верный вариант ответа.

Задание 2. Какое понятие традиционно используют для обозначения совокупности приобретаемых на протяжении жизни социально значимых качеств человека?

1. Личность

2. Темперамент

3. Индивид

4. Талант

Решение. Вспоминаем определения: «личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений». Из него следует, что правильный ответ на задание — личность.

Ответ: 1.

3. Читайте первоисточники

Особенно это касается задач на тему политики, государственного устройства и права. Используйте не только учебники и пособия, но и Конституцию РФ, законы и кодексы. Они написаны понятным языком и содержат всю нужную информацию.

Задание 18. Согласно Конституции РФ Верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации является:

1. Председатель Совета Безопасности

2. Министр обороны

3. Начальник Генерального штаба

4. Президент РФ

Решение. Обращаемся к статье 87 Конституции РФ: «президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации».

Ответ: 4.

4. Будьте внимательны

Не менее 20% ошибок на экзамене по обществознанию ученики допускают из-за невнимательности, а не из-за отсутствия знаний. Прежде чем заполнить бланк, несколько раз проверьте все варианты ответов и убедитесь, что верно заполнили все графы и не перепутали цифры.

Задание 21. Сравните гражданско-правовую и уголовную ответственность. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1. Наступает только за совершённое преступление

2. Применяется компетентными органами государства

3. Строго регламентируется нормами права

4. Влечёт судимость гражданина

Ответ. Заполненная таблица с ответом должна выглядеть так:

Черты сходства Черты различия
2 1
3 4

5. Не используйте дополнительную информацию, если это не указано в условии

Если каких-то данных в задании нет — значит, они вам не нужны. Не стремитесь продемонстрировать эрудицию и широту кругозора. В заданиях с кратким ответом это скорее навредит, чем поможет. Ведь вы рискуете запутаться и допустить ошибку.

Задание 23. В ходе одного из интернет-опросов был задан вопрос: «На какие должности Вы предпочтёте принять некурящего специалиста?» Результаты опроса представлены в диаграмме ниже.

Результаты опроса для задания 23

Решение. Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы?

1. Предпочтение работодатели отдают некурящим офисным сотрудникам.

2. Наиболее важно для работодателей, чтобы не курили менеджеры по работе с клиентами.

3. Для работодателей не принципиально, курит или нет их бухгалтер, многие примут на эту должность курящего человека.

4. Подавляющее число опрошенных работодателей хотели бы видеть некурящими административный персонал.

5. Работодатели не акцентируют внимание на курении медперсонала.

Нужно проанализировать диаграмму и найти несколько правильных вариантов ответа. Не привлекайте для решения задачи дополнительные знания и ничего не подсчитывайте, ведь никаких цифр и процентов на диаграмме нет. Достаточно простого сравнения.

❌ Вариант 1 не подходит, столбик «Офисные сотрудники» недостаточно высокий, чтобы говорить о предпочтении работодателей.

❌ Вариант 2 не подходит. По столбику «Менеджеры по работе с клиентами» нельзя сказать, что для их работодателей это так уж важно.

✔️ Вариант 3 подходит. Согласно данным этой таблички, курящего бухгалтера примут на работу более половины работодателей, а это действительно «многие».

✔️ Вариант 4 подходит. Столбик, посвящённый данным о «личных помощниках», самый высокий — такое большинство вполне можно назвать подавляющим.

✔️ Вариант 5 подходит. Столбик, относящийся к медперсоналу, говорит о том, что работодатели действительно не акцентируют внимание на его вредных привычках.

Ответ: 345.

На что обратить внимание. Правильная запись ответа выглядит именно так — 345, без пробелов и запятых.

Задание 24. Оно связано с заданием 23, для его решения нужно использовать ту же диаграмму.

Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

1. Если вы хотите стать личным помощником руководителя солидной компании, стоит пересмотреть свои взгляды на курение, так как многие руководители предпочтут некурящего помощника курящему.

2. Врачи должны подавать пример остальным гражданам и отказаться от вредных привычек.

3. При трудоустройстве офисных сотрудников отрицательный ответ на вопрос о курении часто сыграет решающую роль.

4. Артисты, музыканты и иные творческие работники чаще всего курят, что не мешает их успешной карьере.

5. В резюме секретаря стоит указать, что отсутствуют вредные привычки, так как это повысит привлекательность данного работника.

Решение. Выполняя это задание, обращайтесь исключительно к диаграмме. Ориентируйтесь на представленные данные, а не на то, насколько правильным выглядит утверждение. Оно может быть абсолютно верным, но не иметь отношения к диаграмме.

В данном случае варианты 2, 3 и 4 неверны, из диаграммы подобных выводов сделать нельзя.

Ответ: 15.

На что обратить внимание. В задании 23 верными обычно бывают три варианта ответа, а в задании 24 — два варианта.

Как работать с текстом

На экзамене вы получите небольшой текстовый фрагмент. Нужно его прочитать и выполнить шесть заданий. Они проверяют ваше умение понимать текст, разделять его на составляющие части, выделять главное, искать нужную информацию, анализировать её и приводить примеры, иллюстрирующие идеи текста.

Текст для заданий с развёрнутым ответомТекст для заданий с развёрнутым ответом

1 — задание 26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

  • Выделите основные моменты, а потом озаглавьте их.
  • В плане должно быть не менее 4–5 пунктов.
  • План должен соотноситься с текстом и затрагивать все идеи, которые в нём освещены.
  • Идеи не всегда совпадают с абзацами.
  • План должен быть кратким и лаконичным. Не используйте длинных предложений.
  • Можно использовать вопросительные предложения.
  • Из плана должно сложиться целостное впечатление о тексте.
  • Составляя план, представьте, что вам нужно сделать доклад по тексту, а план — это ваша шпаргалка для выступления. Если, глядя на план, вы можете вспомнить все основные тезисы из текста, значит, он составлен правильно.
  • Красота формулировок оцениваться не будет, только их правильность. Но старайтесь выражаться чётко и ясно.

2 — задание 27. Какую взаимосвязь патриотизма и политики государства отмечает автор, цитируя В.В. Путина? Какие понятия тесно связаны с этим?

  • Не приступайте к ответу на второй вопрос задания, пока не ответите на первый.
  • Отвечая на вопросы, придерживайтесь чёткой структуры. Лучше всего начинать со слов, указанных в задании. «Цитируя слова Путина, автор отмечает, что политика государства должна опираться на патриотизм». «Автор говорит, что с этим связаны понятия политической и экономической стабильности».

3 — задание 28. Какие определения Родины отмечает автор? Укажите две черты, характеризующие патриотическое отношение к Родине, выделяемые автором.

  • Если в условии говорится об определениях, значит, их должно быть минимум два.
  • Перепишите определения, сокращая их своими словами.
  • Найдите в тексте указанные черты и выберите две из них.

4 — задание 29. Какое определение патриотизма ближе всего автору? Используя обществоведческие знания, приведите два примера проявления такого патриотизма.

  • Найдите в тексте нужные определения.
  • Определите, какое из них ближе всего автору.
  • Примеры должны быть не из текста, а из курса обществознания, книг, фильмов, интернета или собственного опыта.
  • В 2-3 предложениях аргументируйте, почему именно этот пример кажется вам подходящим.

5 — задание 30. Автор пишет, что патриотом может быть любой человек. Используя текст и обществоведческие знания, приведите два пояснения данной позиции.

Значит, один пример нужно взять из текста, один — из других источников.

6 — задание 31. Автор отмечает черты современной жизни, отличающие её от предыдущих эпох. Используя текст и обществоведческие знания, поясните две черты и приведите по одному примеру к каждой из них.

  • Найдите в тексте те черты, о которых говорится в условии.
  • Выберете две из них.
  • Выбирайте черты, которые вам больше нравятся и которые вам проще объяснить.
  • К каждой черте приведите пример не из текста.
  • Аргументируйте свою мысль в нескольких предложениях.

Доклад. Подготовка к ОГЭ материал по математике (9 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа с. Кундустуг Каа-Хемского района

668420, Республика Тыва , Каа-Хемский район, с. Кундустуг, ул. Центральная, 20., tyva_school15@mail.ru

Доклад

по теме «Подготовка к ОГЭ»

Учитель математики

первой категории

Давалай К. Н.

Целью школьного математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления обучающихся, необходимых для полноценной адаптации к современной жизни.

Наша задача дать равную возможность каждому выпускнику 9-го класса получить качественную подготовку к экзамену по математике, освоить тот объём знаний, умений и навыков, который необходим девятикласснику для успешной сдачи ОГЭ и решения пойти учиться дальше, или продолжить своё образование в средней школе. Обучающиеся, родители, учителя-предметники – все, заинтересованы в получении хороших результатов.

Поэтому каждый педагог ищет в своей работе наиболее эффективные формы, методы и технологии обучения.

Не секрет, что во время ОГЭ ребёнок от волнения совершает ошибки, которых не допустил бы в обычной обстановке.

Содержание экзамена по математике в 9-ом классе претерпевает регулярные изменения: это и количество заданий в КИМах, подача заданий, меняются типы заданий, критерии оценивания.

Изменения в форме итоговой аттестации является следствием изменений , происходящих в обществе и в системе образования. В связи с этим возникает необходимость совершенствования процесса подготовки к итоговой аттестации с учётом новых требований.

В ходе подготовки обучающихся к итоговой аттестации мы — учителя вырабатываем свою систему подготовки.

Но главным в подготовке к итоговой аттестации остаётся урок.

Повысить эффективность уроков и интересов к ним позволяет ИКТ, применение дифференцированного и деятельностного подхода к обучению, индивидуальная работа, работа в группах.

С целью выявления степени подготовки к ОГЭ обучающиеся нашей школы участвуют в пробном ОГЭ ежегодно. Главная цель ознакомление обучающихся с процедурой проведения экзамена, условиями проведения и заполнением бланков ответов.

Не секрет, что о сдаче экзаменов мы говорим с учениками, начиная с 5 класса. Основной задачей в 5-6 классах считаю формирование вычислительной культуры обучающихся. Необходимо достаточное место на уроке отводить устному счёту, как на старте урока, так и при решении дальнейших задач. И в 7-9 классах не забывать об этом, в письменных работах требовать записывать вычисления в столбик, иначе ученики забывают таблицу умножения и правила действия с числами, особенно с дробями. При выполнении тестов в 9-м классе требую не только записывать ответы, но и вычисления.

Часто провожу фронтальную работу на уроках, используя КИМы ОГЭ и этого года, и прошлого. Создаю презентации для повторения таких тем как «Графики функций», «Площади фигур», «Решение неравенств» и др., где отражена используемая теория. Регулярно провожу самостоятельные работы как по отдельным темам, так и с использованием КИМов на весь урок. Использую и готовые тесты, которые можно найти в сети «Интернет» на сайтах подготовки к ОГЭ, и составленные самой.

Рекомендую своим ученикам чаще проходить online тесты, чтобы знакомится с разнообразием заданий, проверять уровень своих знаний, в случае затруднения просматривать правильное решение или выносить вопросы на консультацию.

Неоднократно на уроках использовались бланки ответов, анализировались ошибки заполнения, особенности записи ответов. Тем не менее, обучающиеся не всегда обращают внимание на образцы цифр и букв, некорректно записывают ответы.

Стараюсь уделить достаточное внимание на разбор решения заданий №21-26, подготовка по этому разделу запланирована на время итогового повторения.

Провожу консультации 2 раза в неделю для обучающихся. Отвечаю на вопросы, вместе анализируем их ошибки, разбираем типы заданий. Рекомендовала всем завести тетрадь для подготовки к экзамену, в которых последние несколько страниц отвести под формулы и свойства, записывая их туда по мере решения задач.

Огромное место в решении вопросов успешной сдачи итоговой аттестации занимают умения хорошо считать в уме, а так же знания приёмов быстрого вычисления, нестандартных приёмов решения задач (например, на нахождение площадей фигур, задач практического содержания «Реальная математика»). Большое внимание уделяю чёткому знанию правил и формул, как одной из составляющих успешного решения экзаменационных заданий. (например, формула квадрата суммы или разности, свойство умножения и деления степеней с одинаковыми показателями, определение степени с отрицательным показателем, нечёткое знание которых приводит к выбору неправильного ответа или решения)

Термин «качество образования» включает не только глубину и прочность знаний, но и уровень личностного, духовного, гражданского развития обучающихся, их культуры, готовность к самостоятельному решению жизненных проблем.

Такое толкование качества образования восстанавливает приоритет воспитания в образовании, что имеет принципиальное значение для развития общества.

Каковы же главные пути повышения эффективности и качества обучения?

1. Создание на каждом уроке таких условий, чтобы обучающиеся овладели основами изучаемого материала на самом уроке, но усваиваться эти основы должны осознанно.

При подготовке к уроку учителю нужно продумать не только объем информации, с которой будет знакомить обучающихся, но главным образом те методы, приемы, средства, которые позволяют его ученикам овладеть основами изучаемого материала уже на самом уроке. Необходимо добиваться того, чтобы новый материал осмысливался и частично запоминался именно на уроке. Это достигается прежде всего умением учителя выделять главное, чтобы обучающиеся поняли и усвоили суть (главную идею, закон и правило), а не второстепенный материал.

2. Создание возможности для максимального развития каждого ученика в условиях коллективной работы.

Как правило, учитель в процессе подготовки ориентируется на среднего ученика. Известно, что обучающимся одного класса необходимо разное время на выполнение общего задания, поэтому более сильные ученики, выполнив работу, тратят оставшееся время впустую. Для создания условий, способствующих максимальному развитию каждого ученика, необходимо продумывать не только содержание, но и объем работы для более сильных обучающихся.

3. Наличие определенной структуры. В данном случае имеется в виду не внешняя сторона дела (опрос, объяснение, закрепление), а его внутренняя структура, которая незаметна для обучающихся, но четко продумана педагогом.

Структура урока — это организация системы элементов урока, способствующая эффективному взаимодействию учителя и обучающихся. Она определяется прежде всего тем, на что ориентируется учитель при подготовке к уроку: на продумывание своей работы или на организацию познавательной деятельности обучающихся. Это в свою очередь зависит от того, какая цель должна быть достигнута на конкретном уроке.

4. Увеличение доли самостоятельной работы обучающихся на уроке. Главный парадокс плохо организованных уроков заключается в том, что на них сочетаются трудная и напряженная работа учителя с бездельем значительной части обучающихся, которые только делают вид, что внимательно слушают учителя.

5. Соблюдение межпредметных и внутрипредметных связей.

Главное – дать обучающимся не только систему определенных знаний, но и сформировать у них системность мышления, а это возможно лишь при соблюдении внутрипредметных и межпредметных связей.

Внутрипредметные связи — это постоянное повторение пройденного материала. Учителя осуществляют повторение пройденного не только по изучаемой на данном уроке теме или разделу, а связывают изучаемый материал с разделами и темами всего учебного предмета. Такая организация работы способствует системности мышления.

6. Уровень общеинтеллектуальных навыков обучающихся (прежде всего вычислительных и навыков чтения). Надо учить работать с учебником именно на уроке, школьники должны учиться выделять главное из прочитанного, составлять план прочитанного, уметь конспектировать.

ГИА – важный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося продолжить образование и овладеть профессиональными навыками.

Для успешной сдачи ученик должен знать процедуру экзамена, понимать смысл предлагаемых заданий и владеть методами их выполнения, уметь правильно оформить результаты выполнения заданий, уметь распределять общее время экзамена на все задания, иметь собственную оценку своих достижений в изучении предмета.

Самый первый параметр, который интересует общество — это процент «2» на экзамене. «На тройку должны научить всех, в этом состоит первейшая обязанность учителя, а процент «хорошистов» во многом зависит от способностей ученика, его семьи, культурного уровня окружения. На самом деле положение таково, что немалый процент выпускников научить на «3» нельзя. Именно они находятся в группе, рискующей остаться без аттестата.

Для формирования информационной готовности члены администрации знакомят участников образовательного процесса с нормативно-правовыми документами по проведению ГИА, сообщают о ходе подготовки к ГИА в школе,

Я осуществляю информационную работу с родителями, учениками, провожу классные и родительские собрания, знакомлю с нормативными документами, образцами бланков, рекомендациями по режиму дня и питанию обучающихся, провожу психологическую подготовку к экзаменам. К сожалению, есть в классе группа «риска» — обучающиеся, которые могут не набрать минимальное количество баллов, подтверждающие освоение основных общеобразовательных программ основного и среднего (полного) общего образования, и группа «слабоуспевающих»– обучающиеся, которые при добросовестном отношении могут набрать минимальное количество баллов, подтверждающее освоение основных общеобразовательных программ основного и среднего (полного) общего образования (их большинство). Стараюсь не только заниматься с такими учениками в дополнительное время, но и подключить более сильных учеников на помощь в подготовке к ОГЭ.

Успех во многом определяется тем, насколько эффективна подготовительная работа. Принципиально важно наличие единой позиции у всех участников образовательного процесса – учителей, учеников, родителей – по отношению к самой итоговой аттестации и к готовности выпускников.

И все же успех экзамена в первую очередь зависит от педагога, от его профессиональной готовности к государственной итоговой аттестации обучающихся.

Другое непременное условие хорошей результативности экзамена – стремление самого школьника к успеху.

Подготовка к экзамену должна начинаться с Мотивации! Это самое главное, без него успеха не будет! Моей целью было сплотить детей, показать, что мы одна команда.

Как и чему учить?

Здесь, передо мной стояла задача, отработать с каждым учеником те задания, которые у него получаются лучше всего. Даже к 9 классу, были дети, у которых даже таблица умножения вызывала затруднения. Поэтому с ними решали самые простые прототипы заданий.

А уроки проходили вот так:

Устные задания присутствовали почти на каждом уроке, простейшие примеры на вычисления, степени, корни, числа на прямой, чтение графиков, задания из реальной математики. Здесь нас выручал телевизор и ноутбук в кабинете.

Задания отрабатывались по прототипам. Дети знакомились с прототипом, записывали.

Затем переходили к практической части. Каждому ребенку была выдана распечатка с заданиями прототипов. Однотипные задания, где менялись только числа. Например, сегодня мы отрабатываем только линейные уравнения и уравнения с дробными коэффициентами. Дети, которые быстро справляются с заданиями, получают карточки с заданиями на повторение, остальные решают до тех пор, пока не научатся применять алгоритм. После отработки всех прототипов, задание бралось целиком.

Домашняя работа выдавалась детям каждый урок на распечатке, в которой были не только те задания, с которыми ребята сталкивались на занятии, но и задания на повторение. Алгоритмы решений задач, еще раз проговаривались, перед выдачей д/р. Оценки за любую работу выставлялись в журнал, тем самым подталкивая детей к работе.

По мере возможности, домашние и самостоятельные работы проверяю прямо на уроке, вместе с ребенком разбирались задания, которые вызывали затруднения, после чего работа возвращалась на доработку.

У каждого ребенка была карта личного роста, т.е. индивидуальное сопровождение. где мы отмечали с какими заданиями или прототипами заданий справляется ребенок. Над чем надо поработать индивидуально.

Для подготовки учащихся, я пользуюсь следующими источниками:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *