Охрана растений 3 класс

«Охрана растений». Конспект урока по окружающему миру в 3 классе. план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе.

Тема: Охрана растений.

Тип урока: комбинированный

Цель: Формирование знаний об охране растительного мира.

Задачи:

Образовательная: Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни человека. Раскрыть факторы отрицательного воздействия человека на растения. Познакомить учащихся с Красной книгой. Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой.

Развивающая: Развивать интерес к предмету, устную речь, кругозор, наблюдательность, логическое мышление, воображение.

Воспитательная: Воспитывать экологическую культуру школьника, учить бережному отношению к растениям, чувство ответственности за свое поведение в природе.

Оборудование:

— Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

— Презентация к уроку.

— Красная книга Московской области.

— Учебник Г. Г. Ивченкова, И. В. Потаповой «Окружающий мир» 3 класс.

— Карточка-тест для проверки домашнего задания.

— Памятка для учащихся «Охрана растений»

— Знаки «Береги природу».

— Таблица-пособие с высказыванием К. Паустовского.

— Круги желтого, красного и зеленого цвета для игры «Экологический светофор».

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,

Всех собрал он на урок.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись.

Тихо сели за свой стол.

Начинаем урок окружающего мира.

-Проверьте готовность к уроку: у вас на столе должны лежать учебник, конверт, в котором находится карточка, с которой вы будете работать на уроке, и 3 круга разного цвета, они вам понадобятся в конце урока. Сядьте ровно, поставьте стул правильно.

2. Проверка домашнего задания.

— Сейчас мы с вами повторим то, что изучали на прошлом уроке. Разделимся на 2 группы: одна группа отвечает на вопросы теста, другая группа участвует в устном опросе, если нужно, дополняет ответы своих товарищей.

— Выполните посильное для вас задание. Затем мы проверим его. По завершении работы переверните листок и отложите его на край парты.

Тест по теме «Размножение и развитие растений.

1.Что привлекает насекомых в цветках?

А) лепестки

Б) нектар

2. Желтовато-коричневые крупинки в цветках – это:

А) пыльца

Б) сок

3. Когда насекомое садится на цветок, то…

А) пыльца пристает к его телу

Б) пыльца падает на землю

4. Опыление растений с помощью насекомых происходит, потому что…

А) насекомые садятся на цветки

Б) насекомые переносят пыльцу с одних цветков на другие

5. Какие из растений опыляются ветром?

А) яблони, вишни, сливы

Б) дуб, береза, орешник

6) Если опыления не произойдет, то…

А) плодов и семян у растения не будет

Б) плоды будут мелкие

7) У растений образуются плоды, поэтому…

А) они падают на землю

Б) семена растений расселяются по земле

8) Когда растение прорастает, то сначала из семени появляется

А) корешок

Б) стебелек

Ответы: 1б, 2а, 3а, 4б, 5б. 6а,7б, 8а.

3 учащиеся рассказывают:

А) О размножении растений.

Б) Как расселяются плоды и семена.

В) Как из семени вырастает растение.

Проверка выполнения теста: Открыть доску с обратной стороны.

— Здесь написаны ответы, проверьте себя, если выполнили задание правильно, поставьте себе +.

— Сколько у вас получилось правильных ответов?

— Я проверю ваш тест еще раз. Те задания, которые вызвали у вас трудности, мы разберем после уроков. Переверните лист и отложите его на край парты.

— Итак, мы с вами повторили пройденный материал, сейчас встанем и немного отдохнем.

Физкультминутка № 1

1.Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках –

Пусть лежит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук,

Нос испачкал пылью.

Улетел, улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях.

Подготовить доску для показа слайдов.

3. Создание проблемной ситуации, введение в тему:

— Послушайте экологическую сказку и определите тему урока.

— На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.

Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет.

Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был “добрым” мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.

В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал …

Обсуждение сказки.

-Можно ли Вову назвать “добрым” мальчиком?

— Почему лось заплакал?

— Часто люди срывают беззащитные цветы. Постоят такие цветы совсем немного в воде и превратятся в ненужный сор.

— Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

Открыть табличку на доске ОХРАНА РАСТЕНИЙ

Слайд 1 (лесная поляна)

4. Изучение нового материала

— Послушайте, какое стихотворение написал поэт Николай Заболоцкий:

Я воспитан природой суровой,

Мне довольно заметить у ног

Одуванчика шарик пуховый

Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,

Тем живее волнует меня

Первых листьев его появленье

На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек и края,

Где ручей, задыхаясь, поет

Пролежал бы всю ночь до утра я,

Запрокинув в лицо небосвод…

— О каких растениях написал поэт в стихотворении?

Слайд 2 одуванчик, подорожник, ромашки.

— Назовите растения на слайде. Где вы видели эти растения?

— Как вы думаете, почему поэта волнуют самые обычные растения?

— Почему трудно представить себе на Земле жизнь без растений? (Они насыщают воздух кислородом. Это пища для человека и животных, дом для животных. Из растений делают ткани, тетради, мебель, строительные материалы, получают лекарства.)

Слайд 3 Что получают из растений.

— Что видите на слайде?

— Как хозяйственная деятельность человека повлияла на растения? (Загрязнение и истощение почвы, обмелели реки, загрязнился воздух. Это повлияло на растения: одни их них погибли, а другим грозит гибель. К сокращению численности растений привело их использование в качестве строительного материала, сырья для производства различных товаров. Из-за массового сбора букетов сократилась численность дикорастущих растений с красивыми цветками. Многие обычные растения были вытоптаны в результате посещения людьми лесов и лугов, а так же из-за выпаса скота).

Слайд 4 вытоптанный луг.

-Что видите на слайде?

Слайд 5 ландыш — Как называется это растение?

— Особенно мало стало дикорастущих растений с красивыми цветками.

Как вы думаете, почему? (Часто люди, посещая леса, парки, уносят с собой целые охапки поникших растений)

— Срывая цветущее растение, человек не думает о том, что лишает его потомства. Как вы думаете, почему? (Сорванное растение не дало семян. На следующий год на месте сорванного растения уже не вырастет новое, такое же красивое растение.)

— За последние годы многие растения оказались на грани исчезновения. В какой книге можно найти сведения об исчезающих растениях? ( В красной книге). Слайд 6 красная книга.

— Что видите на этом слайде?

— Послушайте стихотворение:

— На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны, и не будет красоты.

— Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу.

— Красная книга! Почему она красная? (Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.)

— Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.

Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает.

Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир.

Показ книги. Это красная книга Московской области. После уроков мы можем с вами изучать ее.

-Рассмотрим некоторые растения из Красной книги.

— Из-за губительного сбора растений человеком стали редкими: (показ слайдов, учащиеся читают названия растений

венерин башмачок, сон-трава, горицвет, купальница, кувшинка, водяной орех. Слайды ,7,8,9, 10,11,12,

— Чтобы сохранить редкие растения, созданы заповедники и природные парки. Там запрещено рвать растения.

Слайд 13. Приокско-террасный заповедник г. Серпухов

Живые коллекции редких растений создаются в ботанических садах.

Слайд 14 Московский ботанический сад.

Выключить презентацию.

Физкульминутка № 2

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и улетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

Физминутка для глаз

Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево — вправо)
Ах, как солнце высоко.(Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем,(Закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх — влево)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,(Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись.(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)

Работа со схемами «Не навреди природе»

— Выполним следующее задание:

— Расскажите с помощью этих рисунков, как беречь растения.

(Желтые круги с правилами поведения на природе).

Чтение памятки «Охрана растений».

-У вас в конвертах памятки о том, как каждый из вас должен охранять растения. Оставьте их себе, запомните и выполняйте эти правила. Прочитаем их. (Учащиеся читают вслух по 1 предложению).

Охрана растений

1.Береги зелёные насаждения в парках и скверах.

2.Не делай букеты из дикорастущих цветов!

3.Не ломай ветки деревьев и кустарников, не повреждай их кору.

4.Ходи по тропинкам, не топчи траву.

5.Лекарственные растения собирай только в чистых местах и там, где их много.

6.Не разводи костры в лесу!

— Почему в лесу нельзя разводить костры? (Может случиться пожар.)

Что останется на месте костра? (Выгоревший плодородный слой почвы. Это место под костром не зарастает 5-7 лет).

5. Закрепление изученного

А) работа с учебником.

Откройте учебник на с. 97 – 98. Рассмотрите исчезающие растения. Назовите их.

Б). Игра «Экологический светофор»

-Поиграем в игру “Экологический светофор”, чтобы закрепить правила поведения по охране растений в различных ситуациях.

Правила игры: “Экологический светофор” похож на те светофоры, которые установлены на наших дорогах. Вспомните, что обозначают их сигналы?

Учащиеся. Красный свет запрещает движение, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает.

“Экологический светофор” поможет нам правильно поступать, чтобы не причинять вреда растениям. Он тоже имеет три цвета: “красный свет – природе вред!”; “жёлтый – осторожно!”; “свет зелёный – так красиво! – лес сказал тебе “Спасибо!”. Я буду зачитывать текст ситуации, а вы по команде “Внимание, раз!” должны “зажигать сигналы светофора”, демонстрируя тот сигнал, который соответствует описанной ситуации.

1ситуация. Аня хотела научиться плести венки так же, как это делала её подружка Марина. Девочки нашли полянку с одуванчиками. Нарвали по букету и сели плести. Марина показала как укладывать и перевязывать цветы, но у Ани ничего не получилось. Пришлось собрать ещё букет, потом – ещё. Одуванчики быстро вяли и становились некрасивыми. Когда, наконец, Аня закрепила концы венка и можно было одеть его на голову, девочек позвали домой. Они бросили цветы и пошли обедать.

Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения.

2 ситуация. Валера встал поздно, кое-как, чтобы не опаздывать в школу, побросал книжки в рюкзак и выскочил из дома. Обычный маршрут его пролегал по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. Но сегодня он решил сократить путь – побежал через сад. Оказалось, что за школьным забором вчера вскопали широкую полоску земли и высадили цветочную рассаду. Бежать вокруг было некогда и Валера пустился напрямик, затаптывая слабенькие росточки. Когда он вбежал в класс – раздался звонок. “Не опоздал!” — радостно подумал Валера.

Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения.

3 ситуация. Олегу и Андрею родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчишки решили покататься там. Когда они въехали в лес, то увидели, что асфальтированные дорожки очень узкие, а вдоль них высокая трава, цветы. “Как же быть?” — задумались они, — “можно ли здесь кататься?”

Учащиеся показывают жёлтый сигнал светофора и дают объяснения.

4 ситуация. Каждую осень Галя и Маша собирали семена цветов: календулы, бархоток… Весной девочки проращивали рассаду на подоконниках, а когда наступали тёплые дни, высаживали растения у себя во дворе и вместе с учителем на школьных клумбах. Каждый год девочки узнавали о цветах все больше и больше. Даже взрослые стали обращаться к ним за советом.

Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения.

5 ситуация. Света с родителями поехали в лес. Отец вел машину. Проехав какое-то расстояние, отец спросил: “Где остановимся?” Можно было свернуть с дороги и проехать между деревьями вглубь леса. Кто-то уже поступал таким образом – следы от машин оставались надолго. Они были узнаваемы по бедной растительности. Светины родители решили в лес не въезжать, тем более, что возле дороги была небольшая асфальтированная стоянка для машин. В лес отправились пешком, аккуратно и тихо, уважая законы чужого дома, как и положено гостям.

Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения.

— Молодцы, ребята. Прочитайте, что сказал замечательный писатель К. Паустовский, всей душой любивший природу:

Охранять природу – значит охранять Родину.

6. Итог урока.

— Завершите фразы…

1.Теперь я знаю, что….

2.Мне интересно было узнать ….

3.Мне понравилось на уроке …..

-Сегодня хорошо работали на уроке:…..

Домашнее задание: с. 97 -98 пересказ, в.1,2,3,4.задания в тетради с. 44

— Урок окончен. Встали.

Анализ урока

Тема:

Цель, задачи, оборудование.

Урок № 30, 6-й урок блока «О царствах живой природы»

Использованные технологии:

Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили.

Игровые технологии в начальных классах.

Технологии дифференцированного обучения.

Технология проблемно-диалогического обучения.

Информационно-коммуникативная технология.

Методы, использованные на уроке:

Словесный метод (рассказ учителя, эвристическая беседа).

Наглядный (иллюстрации).

Практический (упражнение).

Работа с книгой (беглый просмотр), с дидактическим материалом (чтение, решение теста)

Проблемно-поисковый метод.

Открытый урок с презентацией. Окружающий мир, 3 класс. Охрана растений. Школа России

Конспект урока по ОМ для 3 класса по программе Школа России. Тема: Охрана растений Цели урока:
1. Обобщать знания о значении растений в жизни животных и человека.
2. Рассматривать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе;
3. Развивать умения устной речи, кругозора, творческой фантазии, наблюдательности;
4. Показывать важность охраны растений; воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока: l. Организационный момент.
ll. Актуализация знаний.
Учитель: — Ребята, урок я хочу начать с золотого правила экологической этики: » Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.»
lll. Проверка домашнего задания по теме: “Размножение и развитие растений”.
Во время опроса 4 ученика работают по карточкам с индивидуальными заданиями.
Карточка 1.
— Как расселяются растения? Напиши после названия каждого растения, как распространяются у него семена:
Клён …
Одуванчик …
Сосна …
Репейник …
Ель …
(Ответ: Клён – ветром; одуванчик – ветром; сосна – ветром, птицами (дятел), зверьми (белка); репейник – животными, человеком).
Карточка 2.
— Обозначь цифрами последовательность стадий развития растений:
Семя
Взрослое растение с плодами и семенами
Проросток с развивающимся корешком
Взрослое растение с цветками
Проросток с развивающимся стеблем и листочками
(Ответ: 1. Семя; 2. Проросток с развивающимся корешком; 3. Проросток с развивающимся стеблем и листочками; 4. Взрослое растение с цветками;
5. Взрослое растение с плодами и семенами).
Учитель: — О чём говорили на прошлом уроке?
— Откройте тетради , я проверю как вы выполнили таблицу распространения плодов.
— Как распространяются плоды и семена растений?
— Что вы можете добавить по этому вопросу?
( их могут разносить ветер – клён , ясень, липа, одуванчик ; вода –орехи кокосовой пальмы, животные — репейник, череда, белки и сойки – орехи и жёлуди, или человек)
Растения – недотроги. ( рассказ ученика). Слайд № 2.
В Крыму и на Кавказе на сухих склонах и морских побережьях можно встретить сорное растение, плоды которого напоминают красивый зелёный огурец. Это – бешеный огурец. Плоды этого заморского огурца и вправду похожи на маленькие огурчики. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов и прилипает к животному или человеку, прикоснувшемуся к созревшему плоду. И у нас, в средней полосе России, тоже есть такие растения, которые таким же образом расселяются . Например недотрога , фасоль, душистый горошек , жёлтая акация. Слайд № 3.
Учитель:- Семена растений обычно хранят в пакетиках. Почему семена при этом не прорастают?
— А как развиваются растения?
— Так какие условия нужны для прорастания семян? ( почва, вода, тепло, воздух)
— Расскажите, как растение развивается из семени?
(моделирование – лепка рассказывает и показывает ученик).
lV. Введение в тему урока.
Послушайте экологическую сказку и ответьте на вопрос » Можно ли Петю назвать » добрым мальчиком?»
— На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили. Однажды мальчик Петя забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей . Ребятам стало очень завидно, что у Пети был такой красивый букет. Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Петя был “добрым” мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда. В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал …
Обсуждение сказки.
— Итак, можно ли Петю назвать » добрым мальчиком»?
— Почему лось заплакал?
Учитель: — Да ребята, сорванные на поляне цветы превращаются в ненужный сор.
— Послушайте стихотворение о подснежниках. Слайд № 4.
Вот букет: он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись, лепестки …
Это мы срываем без разбора
Беззащитные тугие стебельки.
Для чего мы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет,
Пусто, скучно стало на поляне:
Вестников весны там больше нет!
Очень просто погубить живое,
Ведь подснежники не могут нам сказать:
“Наслаждайтесь нашей красотою –
Только очень просим нас не рвать!”
V. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: — Как вы думаете с какой целью мы слушали сказку и стихотворение?
— О чём мы будем говорить сегодня на уроке? ( Об охране растений.)
— Сформулируйте тему нашего урока.( открыть доску )
— Прочитайте тему урока.
Тема сегодняшнего урока “Охрана растений”.
— Какие задачи мы будем сегодня ставить на уроке?
— Зачем? ……. нужно охранять растения?
— Почему? ……… многие растения в природе стали редкими?
— Для чего? …….. нужно знать правила охраны растений?
Учитель: — Вот и постараемся ответить на эти вопросы сегодня на уроке.
Vl. Значение растений для животных и человека. ( Слайды № 5 и 7.)
— Какое значение имеют растения для животных, человека?
Vll. Работа по учебнику.
Учитель: -Откроем учебник на стр.82 в учебнике и ответим на первый вопрос.
Vlll. Викторина “Узнай растение”. (готовит ученик)
Учитель : — Даша проведёт викторину.
— Ответив на вопросы викторины, вы скажете, что общего в словах отгадках.?
Ученик читает описание растения ( отгадка на доске )
1) Гирлянды белых, маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветов – красная ягода. Но не бери её в рот – она ядовита.( ландыш – картинка )
2) Вся поляна покрыта голубыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит ветерок – над поляной послышится серебряный перезвон. (колокольчик — картинка.)
3) Один из самых ранних цветков в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь появляется он, когда кое – где ещё лежит снег, когда ветрено , холодно. И как будто дрожит цветок на ветру.
( ветреница — картинка)
Учитель: — Итак, что общего в словах отгадках ?
Ученик: — Все они занесены в Красную книгу России. (Слайды № 8.)
Ученик читает стихотворение.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.
Учитель: — Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу.
( Показать на выставке)
lX . Знакомство с Красной книгой. ( Слайд № 9.)
Учитель:- Как в нашем районе охраняют редкие и исчезающие виды животных и растений?
В нашей области есть заповедник » Брянский лес» , где обитают зубры и редкие растения.
Учитель: — Ребята подготовили сообщения , взяв их из разных источников.
— Прослушаем сообщения ребят.
Я подготовила рассказ о венерином башмачке, взяв сведения из Интернета.
(Слайд № 10.)
Я расскажу о прекрасном цветке из книги» Великан на поляне» , » Как одолели одолень – траву» ( Слайд № 11.)
— А я нашла сведения о кубышке в книге » Зелёные страницы.»
( Слайд № 12.)
Кубышка растёт в воде, как и кувшинка. То её близкий родственник. Своё название растение получило из – за плода, который похож на кубышку. Цветёт растение с конца мая по август. Кубышка – лекарственное растение. Поэтому его обрывают не только из- за цветков, но из – за лечебных свойств. Но как и кувшинка, это растение не приспособлено для того, чтобы стоять в вазах.
Учитель: — Кувшинка и кубышка – это какие растения?
-Рисунок с. 104 – 105 ( рисунок на доске.)
X. Работа в парах.
Учитель: -По атласу –определителю стр.71 и 73 рассмотрите рисунки и прочитайте о таких растениях.)
Xl. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Xll . Лекарственные растения. (Слайды № 13 и 14)
Учитель: — Кроме водных растений есть ещё лекарственные.
— Какие растения называются лекарственными?
(Растения, при помощи которых человек лечит какое-либо заболевание.)
Учитель: — Рассмотрите их в учебнике на с. 83 и выполните задания в рабочей тетради стр.48 №4.
Учитель: — Прочитайте на с. 83 ( второй абзац) правило заготовки лекарственных растений. УЧЕНИК ЧИТАЕТ ВСЛУХ.
— Послушайте о растениях, которые часто встречаются в природе.
1 . Эта трава часто встречается по обочинам дорог. Никто не обращает на нее внимания, любой пешеход топчет ее и не задумывается, что ступает по ценному лекарственному растению. Оно обладает замечательной способностью останавливать кровотечение. Название свое трава получила давным-давно за то, что ее треугольные стручочки с семенами напоминают дорожный мешок или торбу.
— Что это за растение? (Пастушья сумка.) ( Слайд № 15.)
2. Этот цветок, любящий простор и тепло, часто вырастает на лесных вырубках. Цветок – прекрасный медонос: дни напролёт вьются над ним пчёлы. Люди собирают съедобные корни и молодые побеги цветка, а из листьев готовят вкусный и ароматный напиток.
-Что это за цветок? ( Кипрей, или Иван – чай.) (Слайд № 16.)
Учитель: — Многие лечебные растения используются при производстве косметики: зубных паст, кремов, шампуней. (Слайд № 17.)
Xlll. Правила охраны растений.
Учитель: — В природе существуют ряд правил охраны растений .
— Назовите их.(картинки на доске)
— А какие правила знаете вы?
-Чтобы не забыть правила друзей, я дарю вам на память памятки, используем их вместо закладок.
Памятка охраны растений.
— Если вы оказались в лесу или на лугу, старайтесь не вытаптывать траву. Ведь хрупкие стебельки трав под ногами человек ломаются, почва уплотняется. В ней становится мало воды и воздуха, необходимых растениям. Нужно стараться ходить только по тропинкам.
— Не рвите полевые цветы и не собирайте их в букеты. Букеты можно составлять только из садовых цветов.
— Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Дерево или куст может заболеть и погибнуть.
— Не ловите насекомых-опылителей и насекомых-хищников. Ведь они опыляют растения и уничтожают тлей и других вредителей.
— Помните! Растения — живые существа! Они все бескорыстно отдают людям, но они беззащитны и нуждаются в нашей помощи.
— Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
— Некоторые растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они еще долго могли бы радовать нас!
XlV. Тест по теме » Охрана растений.»
XV. Пословицы о растениях. ( Слайд № 18.)
XVl. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель:- А теперь давай те проверим все ли задачи нами выполнены?
— Зачем…….нужно охранять растения?
— Почему………многие растения в природе стали редкими?
— Для чего……..нужно знать правила охраны растений?
— Ребята, какой бы вы сделали вывод по уроку?
(Каждый человек должен бережно относиться к растениям. Следует знать и соблюдать экологические правила.)
— Сегодня я узнал ( ла )….. ( Слайд № 19.)
— Меня удивило ….
— Я понял ( ла )……
XVll . Домашнее задание.
стр. 82-85; оформить книжку – малышку «Береги растения!» , рабочая тетрадь, стр. 47-49.
XVlll. Оценки за урок.
Учитель: — Замечательный писатель М. М. Пришвин, всей душой любивший природу, сказал:“Охранять природу – значит охранять Родину”.Презентация на тему: Охрана растений

Рекомендуем посмотреть:

Разработку интегрированного урока внеклассного чтения – окружающего мира для 3-4 классаКонспект урока по окружающему миру 3 класс «Школа России». Экологическая безопасностьРабочая программа для 3 класса коррекционных школ. Окружающий мирКонспект урока — игры по окружающему миру в 3 классе

Жизнь на Земле невозможно представить без растений. Их роль в природе и для человека очень велика: они очищают воздух и снабжают его кислородом, служат пищей, дают сырье, являются источником энергии. Именно поэтому так важно обеспечить охрану растений, чтобы не остаться без своих верных помощников.

Причины исчезновения

Ученые предупреждают, что в скором времени с лица Земли могут исчезнуть несколько десятков тысяч видов самых разнообразных растений. Эти цифры впечатляют, ведь без растений наша жизнь заметно ухудшится.

Но почему растения так стремительно исчезают? Что на это влияет? Основные причины, почему это происходит, давно известны – это:

  • вырубка лесов в тропических лесах и других регионах планеты;
  • выпас большого количества скота;
  • использование химикатов при выращивании сельско-хозяйственных культур;
  • уничтожение насекомых – природных опылителей цветковых растений;
  • заготовка лекарственного сырья в особо крупных масштабах.

Рис. 1. Вырубка лесов.

Если обобщить все причины, из-за которых страдает растительный мир, то все они связаны с неразумной и разрушающей человеческой деятельностью.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Ядовитые растения
  • 2. Охрана животных
  • 3. Виды растений
  • 4. Сообщение о Международной Красной книги

Красная книга

Чтобы человечество узнало, какие виды животных и растений находятся под угрозой полного исчезновения, было принято решение создать специальное издание – Красную книгу, в которой описаны редкие и исчезающие виды.

Это государственный документ, который призывает брать под защиту те растения, которые могут навсегда исчезнуть с лица Земли. Красная книга советует, как сохранить редкие виды растений, призывает тщательно их изучать и бережно к ним относиться.

Рис. 2. Красная книга

К растениям, подлежащим охране, относятся обыкновенный подснежник, Венерин башмачок, пион крымский, сосна лиловая и многие другие. Их уничтожение карается законом.

Красная книга не просто так получила свое название, ведь красный – это предупреждение, знак опасности, тревоги. Он, словно красный сигнал светофора, предупреждает людей о том, что может случиться беда, если не изменить свое отношение к природе.

Меры по защите растений

Охрана природы – одна из важных проблем всего человечества, которой занимаются на государственном уровне.

Самая серьезная мера по сохранности растительного мира – это тщательная охрана их естественного местообитания. Для этих целей в каждой стране создаются специальные природные комплексы, в которых все растения и животные находятся под защитой государства.

Рассмотрим некоторые из них:

  • Заповедники – это взятый под охрану природный комплекс, находящийся в своем естественном состоянии. Под строгим запретом находится охота, любая хозяйственная деятельность, а земли нельзя продавать и покупать.

Баргузинский заповедник – самая первая природоохранная территория в России, созданная в 1916 году. Поводом к этому стало катастрофическое сокращение популяции соболя, которого истребляли из-за ценного меха.

Рис. 3. Баргузинский заповедник.

  • Заказники – природная территория, в которой, в отличие от заповедника, охраняется не весь природный комплекс, а отдельная его часть, где обитают редкие виды растений или животных.
  • Ботанический сад – озелененная территория, на которой выращиваются и изучаются коллекции живых растений – представителей флоры со всего мира.

Но не только государство должно заботиться о сохранности растений. Каждый человек должен понимать, какую большую ценность имеет каждое дерево, каждый цветок.

Во время прогулки по лугу или лесу не стоит вытаптывать траву, бездумно рвать цветы и собирать их в букеты, которые все равно завянут через пару часов – для этого существуют садовые цветы. Ни в коем случае нельзя ломать ветви кустарников и деревьев – это серьезная рана, из-за которой растение может заболеть и даже погибнуть.

Что мы узнали?

При изучении темы по программе 3 класса окружающего мира мы узнали, какую большую ценность представляют все растения на нашей планете. В результате человеческой деятельности многие из них оказались под угрозой исчезновения. Чтобы этого не допустить, нужно очень бережно относиться к каждому растению.

Тест по теме

Оценка доклада

Охрана редких видов растений. Особо охраняемые природные территории.

Охрана редких растений — важная международная и государственная задача. В нашей стране многие растения уже взяты под охрану.

Предотвратить исчезновение редких видов растений необходимо прежде всего для сохранения их генофонда, в целях научного изучения, хозяйственного, культурного и медицинского использования.

Самые редкие виды — это растения, которые имеют весьма ограниченный ареал и в его пределах немногочисленны. Примером может быть пихта грациозная, произрастающая только на Камчатке, в долине р. Семячек, впадающий в Кроноцкий залив. Насаждения ее занимают площадь всего 22 га.

Некоторые виды растений в одних регионах обычны, в других — редки. Например, липа в окрестностях Красноярска — редкий реликтовый вид, нуждающийся в охране. В Белоруссии к охраняемым растениям отнесен рододендрон желтый, основной ареал которого на Кавказе, а место нахождение в Полесье является реликтовым, сохранившемся с третичного времени.

Некоторые редкие виды представляют значительную хозяйственную ценность. Таковы карельская береза, дающая красивую поделочную древесину, тисс, древесина которого используется для изготовления лучших сортов мебели. Меловая сосна — реликт доледникового периода — строго охраняется; взрослые экземпляры могут быть источником семенного материала при лесопосадках на известняках.

В окрестностях городов и местах массового отдыха постепенно исчезают растения с крупными, красивыми цветами. Это объясняется тем, что постоянный массовый сбор генеративных экземпляров подрывает семенное возобновление красивоцветущих растений, что приводит к постепенному ослаблению и уменьшению численности из популяций. Все наиболее активные истребляемые виды должны быть взяты под защиту закона. В некоторых областях уже приняты решения, запрещающие сбор и продажу дикорастущих цветов, всех или только требующих особой охраны.

К наиболее эффективным формам охраны биотических сообществ, а так же всех природных экосистем следует отнести государственную систему особо охраняемых природных территорий.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — это участки суши или водной поверхности, которые в силу своего природоохранного или иного значения, полностью или частично изъяты из хозяйственного пользования для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории, закон о которых был принят Государственной думой 15 февраля 1995 г., предназначены для подержания экологического баланса, сохранения генетического разнообразия природных ресурсов, наиболее полного отражения биогеоценотического разнообразия биомов страны, изучения эволюции экосистем и влияния на них антропогенных факторов, а также для решения различных хозяйственных и социальных зада.

Согласно закону различают следующие основные категории указанных территорий:

  • А) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
  • Б) национальные парки;
  • В) природные парки;
  • Г) государственные природные заказники;
  • Д) памятники природы;
  • Е) дендрологические парки и ботанические сады.

Государственные природные заповедники — участки территории, которые полностью изъяты из обычного хозяйственного использования с целью сохранения в естественном состоянии природного комплекса.

По Ф.Р. Штильмарку заповедник есть территория, на которой люди сознательно и добровольно прекращают всякую свою деятельность, всякое вмешательство в природные процессы, чтобы сравнивать последствия такого заповедника с освоенными землями. В основу природно-заповедного дела положены следующие основные принципы:

  • — создание в заповедниках как своеобразных «эталонах» природы условий, необходимых для сохранения и развития всех видов животных и растений;
  • — поддержание экологического равновесия ландшафтов путем охраны природных экосистем;
  • — возможность изучать эволюцию природных экосистем как в региональном, так и в более широком биогеографическом плане;
  • — решать многие аутэкологические и синэкологические вопросы;
  • — сеть заповедных объектов должна отображать широтно-меридиональные, а в горных регионах — высотные закономерности распространения экосистем;
  • — включение в сферу деятельности заповедников социально-экономических вопросов, связанных с удовлетворением рекреационных, краеведческих и иных нужд населения (Бондаренко и др., 1986).

Заповедники рассматривают и как природные комплексы, изъятые из хозяйственного оборота, и как научно-исследовательские учреждения, выполняющие научные, охранительные, культурно-просветительские и иные функции.

В 1997 г., В России насчитывалось 95 заповедников, общей площадью 310,27 тыс. км., что составляет 1,53% всей территории России.

Самые крупные из них Таймырский и Усть-Ленский, площадь каждого из них превышает 1,5 млн. га.

Уникальны по разнообразию растительного и животного мира нетронутые человеком уголки природы в Тебердинском, Алтайском, Кроноцком, Воронежском и других заповедниках нашей страны.

Биосферные заповедники — входят в состав ряда государственных природных заповедников и используются в качестве фонового заповедно-эталонного объекта при изучении биосферных процессов.

Полную охрану всех, в том числе редких, растений осуществляют заповедники. Некоторые из них учреждены специально для охраны тех или иных ботанических объектов: самшитовой рощи, пицундской сосны на Кавказе. Заповедники даже иногда разводят на своей территории растения. Например, некоторые дальневосточные заповедники, а также Тебердинский на Кавказе выращивают женьшень на специальных плантациях.

Природные национальные парки — одна из новых форм охраны и использования природных экосистем. Национальные парки — это относительно большие природные территории и акватории, где обеспечивается выполнение трех основных целей: экологической (поддержание экологического баланса и сохранение природных экосистем), рекреационной (регулируемый туризм и отдых людей) и научный (разработка и внедрение методов сохранения природного комплекса в условиях массового допуска посетителей). В национальных парках есть и зоны хозяйственного использования.

К самым крупным природным национальным паркам в России относятся «Лосиный остров» (район Санкт-Петербург), «Сочинский», «Приэльбрусье», «Валдайский», «Русский север» и др.

На 1 ноября 1997 г., в России насчитывалось 33 национальных парка общей площадью свыше 66 тыс. км, что составляет незначительную часть от всей ее территории.

Природные парки — территории, отличающиеся особой экологической и эстетической ценностью, с относительно мягким охранным режимом и используемые преимущественно для организованного отдыха населения. Природные парки — некоммерческие организации, финансируемые за счет бюджетных средств. По своей структуре они более просты, чем национальные природные парки.

Заказники — территории, созданные на определенный срок (в ряде случаев постоянно) для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

В заказниках сохраняют и восстанавливают плотности популяций одного из нескольких видов растений или животных, а так же природные ландшафты, водные объекты и другие. Существуют ландшафтные, лесные, ихтиологические, орнитологические и другие типы заказников. Например, в Тихвинском районе Ленинградской области расположен заказник «Венский лес», в котором под особую охрану взяты девственные ельники, в то же время охота и туризм не запрещены.

После восстановления плотности популяции видов растений, животных, природного ландшафта и т. д., заказники закрываются.

Памятники природы — уникальные, не воспроизводимые природные объекты, имеющие научную, экологическую, культурную и эстетическую ценность (пещеры, небольшие урочища, вековые деревья, скалы, водопады и др.), иногда для сохранения ценнейших памятников природы вокруг них создаются специальные заповедники. Например, для сохранения красивейшего каскадного водопада Кивач на р. Суне (Карелия) создан заповедник «Кивач».

На территории, где расположены памятники природы, запрещена любая деятельность, нарушающая их сохранность.

Дендрологические парки и ботанические сады — коллекции деревьев и кустарников, созданные человеком с целью сохранения биологического разнообразия и обогащения растительного мира, а также в научных, учебных и культурно-просветительских целях. В дендрологических парках и ботанических садах осуществляются также работы по интродукции и акклиматизации новых для данного региона растений.

Академик Н.В. Цицин (1974) подчеркивал роль ботанических садов в охране редких растений и введении их в культуру. Например, такое удивительное дерево, как метасеквоя, редкое у себя на родине из-за хищнических рубок лесов, интродуцировано Никитским и Батумским ботаническими садами и теперь используется в озеленении курортов Крыма и Кавказа.

Ботанические сады мира стремятся иметь все виды растений, особенно исчезающие: что бы не случилось с ними в природе, здесь они будут сохранены как вид и смогут быть размножены.

Режим особо охраняемых природных территорий охраняется законом. За нарушение режима законодательством Российской Федерации установлена административная и уголовная ответственность.

Проведенные научные исследования и накопленный мировой опыт использования статуса особо охраняемых территорий — этой эффективной формы сохранения природных экосистем, свидетельствуют о необходимости значительного увеличения их площади в ближайшие десятилетия.

1. Расскажи устно, что значат для тебя растения. Есть ли у тебя любимые растения? Напиши какие.

Ромашки, незабудки, ландыши, подснежники.

2. Пронумеруй примеры отрицательного воздействия человека на мир растений, выраженные этими знаками.

1. Вырубка лесов. 2 Сбор букетов. 3. Вытаптывание. 4. Неумеренный сбор лекарственных растений.

Расскажи с помощью этих знаков, почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими.

3. Мама Серёжи и Нади интересуется, знаешь ли ты растения, внесённые в Красную книгу России. Вырежи рисунки из Приложения и расположи их в соответствующих окошках. Проверь себя по учебнику. После проверки наклей рисунки.

4. С помощью рисунков в учебнике (с. 82—83) пронумеруй и раскрась охраняемые растения.

1. Кувшинка. 2. Купальница. 3. Волчье лыко. 4. Колокольчик.5. Ландыш.

Проведите с соседом по парте взаимную проверку работы.

5. Запиши правила, которые «зашифрованы» этими условными знаками. (Дай краткие формулировки.)

Находясь на природе, не срывай растения для букетов. Составляй букеты из тех растений, которые выращены человеком.

Собирай лекарственные растения только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставляй нетронутыми.

В лесу ходи по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.

6. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение об одном из видов растений, внесённых в Красную книгу России. Воспользуйся общим планом рассказа о редком растении или животном, который вы составили во 2 классе. Запиши по пунктам плана основные сведения для своего сообщения. Укажи источник (источники) информации.

Подснежник Борткевича

1. Где растет
2. Как выглядит
3. Почему он внесен в Красную книгу

1. Подснежник — нежнейший весенний цветок, растет на рыхлых, богатых перегноем почвах лесов.
2. У него белые цветочки с длинными лепестками , тонкие зеленые стебли и длинные листья. Подснежник часто становился героем различных легенд и сказаний.
3. В наши дни популяция подснежника Борткевича находится под угрозой исчезновения, и цветок, занесенный в Красную книгу, охраняется государством.

Узнай, о каких растениях подготовили сообщения другие ребята. Выслушай и оцени их выступления.

7. А это задание придумала для всех ребят Надя. Запиши буквы по порядку. Что у тебя получилось?

БЕРЕГИТЕ РАСТЕНИЯ!

8. Придумай и нарисуй на отдельном листе плакат «Берегите растения!».

Посмотри, что нарисовали твои друзья. Если у тебя есть идеи, как вы можете помочь растениям, обсудите их и сделайте это.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *