Омонимы 5 класс

Контрольная работа «Однозначные и многозначные слова»

— Добрый день, присаживайтесь!

— Покажите мне свои ручки.

— Почему кто-то показал мне шариковую ручку, а кто-то руку? Что вас ввело в заблуждение? (Слово «ручка», не сразу понятно, о чем именно попросили).

— А почему было непонятно? (У слова «ручка» несколько значений /лексических значений).

— В какой литературе мы можем встретить лексическое значение слова? ( В толковых словарях).

— По какому принципу располагаются слова в словаре? (По алфавиту).

— Ознакомимся со значением слова ручка (1 ученик зачитывает выдержку из словарной статьи):

— Какую еще информацию мы можем получить из словарной статьи? (На слайде продублирована выдержка из словаря). Что обозначает буква «-и» после слова «ручка»? (Что во мн.ч. окончание «-и» — ручки).

— Теперь покажите мне свои ручки.

— Почему вы показали только шариковые ручки? (Потому что у слова «ручка» одно из значений – письменная принадлежность/ принадлежность для письма).

— Сколько значений у слова «ручка»? (Три)

— Как можно назвать слово, у которого несколько лексических значений? (Многозначное).

— А слова, у которых одно лексическое значение? (Однозначные).

— Как вы думаете, какая сегодня тема урока? (Лексическое значение, многозначные и однозначные слова и т.п.)

— Тема урока сегодня «Многозначные и однозначные слова».

Рассмотрите карточку, обведите простым карандашом номера пунктов, информация которых уже известна, поставьте простым карандашом знак вопроса рядом с пунктами, информацию которых необходимо уточнить или она неизвестна.

Карточка №1:

Любое слово имеет лексическое значение.

Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется «Толковый словарь»

Некоторые слова имеют несколько значений.

Слово является однозначным, так как оно имеет одно значение.

Если слово имеет несколько лексических значений, оно называется многозначным.

Наука, изучающая словарный состав языка, называется лексикологией.

— Какие задачи поставим перед собой на урок? (Узнать подробнее об однозначных и многозначных словах, будем продолжать учиться работать со словарями и т.п.)

5 класс. Урок 45. Однозначные и многозначные слова

Практическая работа по теме

«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов».

Задание №1: В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном значении.

1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.

2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.

3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.

4.Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.

Задание №2 . Запишите словосочетания, распределяя в 2 столбика:

1) с прямым значением; 2) с переносным значением:

Жар солнца – жар чувства, тяжесть багажа – тяжесть утраты, каменное здание – каменное сердце, зрелый возраст – зрелый плод, молоть зерно – молоть вздор, строить планы – строить мост, хранить ценности – хранить молчание, железная дисциплина — железный гвоздь.

Задание № 3. Рассмотрите рисунки, составьте по ним предложения со словами в переносном значении.

Самопроверка с оцениванием по критериям:

1-2 –ошибки –»4″

3-4 ошибки – «3»

Практическая работа по теме

«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов».

Задание №1: В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном значении.

1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.

2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.

3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.

4.Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.

Задание №2 . Запишите словосочетания, распределяя в 2 столбика:

1) с прямым значением; 2) с переносным значением:

Жар солнца – жар чувства, тяжесть багажа – тяжесть утраты, каменное здание – каменное сердце, зрелый возраст – зрелый плод, молоть зерно – молоть вздор, строить планы – строить мост, хранить ценности – хранить молчание, железная дисциплина — железный гвоздь.

Задание № 3. Рассмотрите рисунки, составьте по ним предложения со словами в переносном значении.

Самопроверка с оцениванием по критериям:

1-2 –ошибки –»4″

3-4 ошибки – «3»

Практическая работа по теме

«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов».

Задание №1: В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном значении.

1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.

2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.

3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.

4.Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.

Задание №2 . Запишите словосочетания, распределяя в 2 столбика:

1) с прямым значением; 2) с переносным значением:

Жар солнца – жар чувства, тяжесть багажа – тяжесть утраты, каменное здание – каменное сердце, зрелый возраст – зрелый плод, молоть зерно – молоть вздор, строить планы – строить мост, хранить ценности – хранить молчание, железная дисциплина — железный гвоздь.

Задание № 3. Рассмотрите рисунки, составьте по ним предложения со словами в переносном значении.

Самопроверка с оцениванием по критериям:

1-2 –ошибки –»4″

3-4 ошибки – «3»

Урок по теме «Омонимы» план-конспект урока по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Тема урока: «Омонимы»

Тип урока: открытие новых знаний

Форма урока: урок-исследование

Модель обучения: базовая (5 класс – 6 часов в неделю).

Цель деятельности учителя: способствовать открытию знаний по теме «Омонимы»:

— познакомить учащихся с определением понятия «омонимы», продолжить знакомить с толковыми словарями.

— использовать сказки как средство формирования языковой грамотности учащихся в процессе учебной деятельности на уроках русского языка.

Задачи урока

Образовательные способствовать умению различать лексическое и грамматическое значения слова, различать омонимы и многозначные слова, употреблять омонимы в соответствии с их лексическим значением, формировать навыки комплексного анализа текста

Развивающие:

— осуществление системно-деятельностного подхода;

— развитие внимания;

— формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие у развивать на основе сказки воображение и речь учащихся, развивать умение учащихся пользоваться толковым словарём, развивать навыки аргументировано и связно формулировать ответы, развитие умения формулировать проблему;
  • развивать умение находить омонимы в художественном тексте и в словаре; продолжить развивать на основе сказки воображение и речь учащихся; пополнять словарный запас учащихся, развивать умение учащихся пользоваться словарем омонимов, способствовать развитию умения работать с текстом

Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • обобщение и систематизация знаний о лексике, изобразительно-выразительных средствах русского языка;
  • работа с толковыми словарями разных авторов, в том числе обращение к электронным словарям и справочникам.

Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретённая компетентность): овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; воспитание интереса к предмету через разные виды работы.

Оборудование: тексты, словари, в том числе электронные (с закладками), инструкции, памятки, ключевые слова на карточках; учебник, мультимедийная презентация, текст сказки «Колобок»;

  • Интерактивная доска, ПК; мультимедийный проектор

Работа организована в группах. Группы сформированы до урока.

Ход урока:

(Слайд 2) Эпиграф: Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

Паустовский К. Г.

I. Организационный момент.

— Добрый день, дорогие сотрудники, начинаем новый урок русского языка. Понравилось ли вам выступать в роли исследователей? Какие открытия вы сделали на предыдущем уроке? (Проверка домашнего задания)

II. Объявление темы урока. Определение целей урока.

  1. Работа с эпиграфом.

— Хотелось ли вам сделать ещё какие-нибудь удивительные открытия? Тогда – вперёд, к новым открытиям! Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Прочитайте его. Понятны ли вам слова К.Г.Паустовского? Как вы думаете, какое отношение они имеют к нашему занятию? (Мы продолжим разговор о красоте и богатстве русского языка. Наблюдения над лексикой русского языка мы ведём уже несколько уроков)

— А когда слово становится волшебным, красочным? (Когда мы общаемся, читаем, слушаем, то есть слово в тексте).

— Тема нашего урока – «Омонимы». Какое удивительное, красивое и загадочное слово, не правда ли? Как вы думаете, какое открытие мы сегодня сможем сделать? (Мы узнаем, что такое омонимы, научимся видеть их в тексте. Обсуждение в форме полилога)

— Обратимся ещё раз к эпиграфу.

-Как выдумаете, почему эти слова я взяла в качестве эпиграфа? (Наверное, мы проследим, как омонимы помогают делать нашу речь яркой, выразительной.)

— Так какие цели стоят перед вами на этом занятии? (Записываем на доске.)

— Итак, первый, очень важный для исследователей этап определён – мы с вами поставили перед собой цели и будем разгадывать новые загадки. Помогут вам в этом знания, которые вы уже накопили.

— Русский язык, действительно, необычайно богат и выразителен. Часто это достигается с помощью тропов. Вспомним, что такое ТРОПЫ и что к ним относится? (Олицетворение, метафора, сравнение, эпитет. ТРОПЫ — это слова и выражения, употребленные в переносном значении)

— Молодцы! А с какими тропами мы уже познакомились? (Сравнение, эпитет)

— Скажите, пожалуйста, есть ли уже известные вам тропы в нашем эпиграфе? (Есть эпитеты)

— Назовите их? (Самый богатый, меткий, могучий, волшебный)

-Верно. А о чем говорится самый богатый, меткий, могучий, волшебный? (О русском языке)

— Конечно! Это наш родной язык самый богатый, меткий, могучий и волшебный! То же самое можно сказать и про русские народные сказки, они тоже богатые, меткие и иногда волшебные. Какой же волшебный сказочный персонаж присутствует на наших последних уроках? (Колобок)

(Слайд 3)

2. Работа с текстом в группах

— Верно, Колобок — наш маленький друг и помощник. Какую же сказку он приготовил нам сегодня? Чтобы это узнать, надо немного потрудиться. Для этого разделимся на 3 команды. (Каждая группа получает комплект из 7 карточек с частями сказки)

— Перед вами карточки с различными частями сказки. Все мы с удовольствием собираем пазлы, так вот это — своего рода пазл. Мы с вами уже говорили, что любая сказка – это, прежде всего текст. А что нужно знать, чтобы правильно «собрать» текст? (В тексте предложения должны быть связаны между собой по смыслу и расположены в определенной последовательности)

— Молодцы! Об остальных признаках текста мы поговорим, когда сказка будет готова. Какая же команда лучше всех знает сказки? Проверим! Кто быстрее составит сказку, поднимает руку.

Карточки

Жили-были дед да баба. И была у них курочка ряба.

Снесла курочка яичко не простое, а золотое.

Дед бил, бил — не разбил.

Баба била, била — не разбила

А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое — простое!

Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:

— Можно ли назвать эту сказку текстом? (Если сказка «получилась», то да)

-Давайте, определим, к какому типу текста и стилю речи относится этот текст? (Этот текст – повествование, относится к художественному стилю речи)

— Молодцы! Все верно! Как же называется наша сказка? (Курочка ряба)

(Слайд 4)

— Итак, наша сказка – это текст, который называется «Курочка ряба». (Слайд 5)

А какие еще признаки текста мы можем отметить? (Слова в тексте связаны лексически и грамматически)

— Правильно! А теперь попробуем это доказать. Запишите в тетрадь предложения:

(Слайд 6) Жили-были дед да баба. И была у них курочка ряба.

— Найдите здесь глаголы, подчеркните их как члены предложения и определите: 1 группа – лицо, 2 группа – вид, 3 группа – время. (3 лицо, несовершенный вид, прошедшее время)

— Молодцы! Вы доказали, что предложения в этом тексте связаны грамматически. А теперь докажите их лексическую связь. Что для этого надо сделать? (Определить основную мысль)
— Так какая же основная мысль этой сказки? (Деньги, богатство в жизни не главное)

— С чего же началась наша история про курочку рябу? Приведите цитату из текста.

(Слайд 7) «Снесла курочка яичко не простое_ а золотое»

— Чего не хватает в этом предложении? Запишите его в тетрадь и исправьте ошибку. (Не хватает запятой перед союзом а)

— Как вы думаете, для чего дед с бабой хотели разбить яйцо, хотя, мы знаем, что у них это не получилось? (Обсуждение. Наверное, хотели его съесть)

— Важно ли для них было то, что это яйцо золотое, или оно представляло для них какую-то другую ценность? Наверное, для них это яйцо было, прежде всего, едой, как вы считаете? (Обсуждение)

— Как мы видим, в этой, простой на первый взгляд, сказке, заложен глубокий смысл.

— Послушайте еще одну народную сказку. (Читает учитель)

Жил на свете богач, который был так жаден, что согласился продать душу дьяволу, если он выполнит одно его условие: все, к чему он будет прикасаться, должно превращаться в золото!

Дом у него стал золотым, стулья были из золота, спал на золотой кровати, укрывался золотым покрывалом. Захотелось богачу поесть. Потребовал он себе еду, но что ни брал в руки, все становилось золотым. Так и умер богач от голода.

— О чем эта сказка? (Обсуждение)

— Есть ли что-то общее у наших двух сказок, и чем они отличаются? (Обсуждение. Общая мысль – деньги и богатство в жизни не главное. Финал разный: в сказке «Курочка ряба» мышка разбила яйцо – оказалась спасительницей деда и бабы от губительного влияния богатства, во второй сказке человек стал жертвой собственной жадности и богатства)

— Пофантазируйте, что могло бы быть, если бы мышка не разбила яичко? (Обсуждение)

— Молодцы! Давайте подберем к нашим сказкам пословицы и поговорки.

— Запишите некоторые из них себе в тетрадь, вставив пропущенные буквы.

(Слайд 8) Не все то з..л..то, что блестит.

Правда д..р..же з..л..та.

Через з..л..то слезы л(ь,ъ)ются1.

Не в деньгах (сч, щ)астье.

(Один из учеников делает фонетический разбор слова ЛЬЮТСЯ1 на доске)

— А теперь проверим, что у вас получилось… (Слайд 9)

Физминутка.

Мы писали, мы писали,

А теперь все дружно встали,

Ножками потопали, ручками похлопали,

Затем пальчики сожмем;

И работать вновь начнем.

3. Работа со словарями.

— Ребята, а как вы думаете, в чем волшебность, необычность сказки про курочку рябу? (Курочка ряба снесла золотое яйцо) (Слайд 10)

— Конечно, мы с вами знаем, что золотых яиц в природе не бывает. А как вы думаете, сколько значений у слова ЗОЛОТОЙ? (Обсуждение)

— Давайте разделимся на два «лагеря» исследователей — первый найдет это слово в толковом словаре и сообщит нам его значения, второй — в этимологическом словаре, то есть выяснит происхождение слова ЗОЛОТОЙ (золото).

Толковый словарь (Ожегова)

Этимологический словарь (Макса Фасмера)

— Итак, сколько же значений у слова ЗОЛОТОЙ? (6 значений)

— Значит, это слово какое?.. (Многозначное)

— Молодцы! А теперь скажите, пожалуйста, есть ли у слова ЗОЛОТОЙ переносное значение? Где можно это узнать? (Там же в толковом словаре. Переносное — 4, 5 и 6 значение)

— В каком же значении слово ЗОЛОТОЙ (золотое яйцо) употреблено в нашей сказке? (В прямом – золотое яйцо)

— Приведите примеры переносного значения этого слова? (Золотые руки, золотая пора, золотая молодежь, золотой дождь, золотая осень и т.д.)

— А что мы можем сказать о происхождении слова ЗОЛОТОЙ? (Это слово встречается во многих родственных языках)

— Хорошо. Давайте понаблюдаем. Мы видим, что в старославянском языке это слово выглядело как ЗЛАТО, а позднее стало ЗОЛОТО. Что изменилось? На месте сочетания ЛА (неполногласие) стало современное сочетание ОЛО (полногласие). Это до сих пор встречается в некоторых словах, например: прохладно, древо, гласный и др. (Слайд11)

— Какое же яичко взамен золотого обещала снести курочка ряба? (Простое)

— Молодцы! А теперь поменяемся – словарями и найдем слово ПРОСТОЙ в толковом и этимологическом словаре.

Толковый словарь (Ожегова)

Этимологический словарь (Макса Фасмера)

— Итак, коллеги, что вы можете сказать о слове ПРОСТОЙ, которое вы нашли в словарях? (Это слово многозначное, у него13 значений, оно также встречается во многих языках)

(Слайд12)

— Молодцы! Мы видим, что практически во всех языках, где встречается это слово, оно имеет корень… какой? (Прост (prost))

— В каком же значении употребляется слово ПРОСТОЙ в нашей сказке про курочку рябу, которая обещала снести «яичко не ЗОЛОТОЕ, а ПРОСТОЕ»? (В значении «Самый обыкновенный, не выделяющийся среди других»)

— Сделаем морфологический разбор слова ПРОСТОЙ 3. Словом какой части речи оно является? (Имя прилагательное)

Один ученик у доски, остальные выполняют самостоятельно в тетрадях.

4. Объяснение нового материала.

— Верно! Теперь еще раз обратимся к Толковому словарю. Найдем в словаре слово ПРОСТОЙ с другим значением.

— Словом какой части речи будет слово ПРОСТОЙ в этом значении? (Имя существительное)

— Ребята, значит ли это, что слова ПРОСТОЙ – прилагательное и ПРОСТОЙ2 — существительное – это ОМОНИМЫ?

Работа с учебником

— Чтобы узнать это откроем учебник на стр. 135 и прочитаем, что же такое омонимы.

(чтение правила помещенного в учебнике)

— Итак, могут ли эти слова быть омонимами? (Нет, омонимы – это слова одной части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению)

— Вы правы, но отчасти, потому что это разновидность омонимов — омоформы, есть еще другие разновидности омонимов, о них вы узнаете позже.

— Запомните, что омонимы и пишутся, и произносятся одинаково, а значения у них разные!

Работа с текстом.

Физминутка для глаз (Слайд 13)

— Вернемся к нашей сказке. Кто же, в конце концов, повлиял на исход этой истории? (Мышка)

— Вспомним, что она сделала? Посмотрите на экран: Мышка бежа-а-а-ала, хвостиком махну-у-у-ула, яичко упаа-а-а-ало и ра-а-азбилось!»)

— Давайте вновь станем исследователями и попробуем найти в сказке омонимы. (Обсуждение)

— Найдем в Толковом словаре слово МЫШКА.

Толковый словарь (Ожегова)

— Толковый словарь С.И. Ожегова создавался уже сравнительно давно, и с тех пор многое изменилось. Давайте подумаем, какое дополнительное значение слово МЫШКА получило в наше время? (Компьютерная мышка) (Слайд 14)

— А есть ли какое-нибудь сходство между компьютерной мышкой и мышкой зверем? (Внешне они похожи)

— Верно, поэтому они и не могут быть омонимами. МЫШКА – это многозначное слово. Омонимы отличаются от многозначных слов тем, что обозначают предметы, признаки, действия, не имеющие между собой ничего сходного. Это надо запомнить!

— Важно знать, что в толковых словарях омонимы даются не в одной, а в разных словарных статьях. Если слово-омоним многозначно, его значения идут в этой же словарной статье, последовательно, под номерами.

МЫШКА 2:1) под мышками или под мышкой — под плечевым сгибом или прижав плечевой частью руки к боку. Нести папку подмышкой; 2) под мышки или под мышку — держа руками под плечевым сгибом. Взять папку под мышку.

— Обратимся опять к словарю. Есть ли у слова МЫШКА омоним? (Есть другое значение)

— Заглянем в этимологический словарь, чтобы узнать, от чего образовано слово МЫШКА в данном значении.

(Слово МЫШКА в значении «под мышкой» образовалось от мъшьца* — МЫШЦА)

— Таким образом, ничего общего с героиней нашей сказки мы не наблюдаем. Значит ли это, что МЫШКА 1 и МЫШКА 2 — омонимы? (Обсуждение. Да, это омонимы)

— Молодцы! А чтобы в этом не ошибиться, существует Словарь омонимов русского языка.

5. Закрепление.

— Итак, ребята, что же такое омонимы и чем они отличаются от многозначных слов? (Омонимы – это слова одной части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, они отличаются от многозначных слов тем, что обозначают предметы, признаки, действия, которые не имеют между собой никакого сходства)

— Вы хорошо поняли эту тему. Проверим это еще раз на практике. Откройте учебники на стр. 135, выполните упр. 343. Найдите в толковом словаре по одному омониму и составьте с ним распространенное предложение. Что значит распространенное предложение? (Это предложение, в котором кроме главных членов есть второстепенные)

— Верно. Приступайте, а потом мы посмотрим, чье предложение получилось интереснее, и запишем его. Работа самостоятельная.

— Итак, что же у вас получилось? (Выслушиваем предложения и записываем на доске самое интересное и грамотно построенное)

6. Итоги урока. (Слайд 15)

— Итак, вспомним, какие цели вы ставили перед собой вначале урока? Достигли вы их или нет? (Обсуждение)

— Что Вы узнали сегодня на уроке? (Что в русском языке существуют омонимы – это слова одной части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению)

— С каким видом словаря вы сегодня познакомились? (Мы познакомились со словарем омонимов).

— А какие словари вы ещё знаете? (Толковый и этимологический словари)

— Вы сегодня очень хорошо постарались. Мы с вами проделали очень большую и сложную работу. В работе принимали участие все, но особенно хорошо потрудились….

Выставление оценок.

7. Домашнее задание. (Слайд 16)

  1. Повторить § 66.
  2. Индивидуальное задание (2-3 человека) упр. № 347.
  3. Остальным — выполнить упр. № 345

Рефлексия (Слайд 17)

— Ребята, пожалуйста, поднимите руку те, чье настроение соответствует первой фигуре, второй, третьей.

Конспект урока русского языка на тему «Омонимы»

Конспект урока по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС

Класс: 5

Тема урока: Омонимы (путешествие в царство омонимов)

Тип урока: усвоение новых знаний

Форма урока: урок-путешествие.

Цели урока: — сформировать понятие об омонимах; — познакомить учащихся с видами омонимии: омофонами, омографами, омоформами;- развивать умение пользоваться ранее найденными способами при выходе к новым понятиям, делать выводы, оценивать работы товарища; — формировать культуру общения.

Формируемые УУД: Личностные: устойчивый познавательный интерес к русскому языку.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения, работать в группе.Познавательные: владеть различными видами аудирования, осуществлять информационную переработку текста , выразительного читать, строить устное и письменное высказывание, проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя. Регулятивные: планирование самостоятельного выполнения заданий, выбор темпа работы, умение действовать самостоятельно.

Ход урока

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Слайд 1 — Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у вас хорошее настроение. Подарите это хорошее настроение соседу по парте и нашим гостям. Я не сомневаюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Прозвенел звонок для нас.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем активны, внимательны,
И очень старательны.

Слайд 2 — Хочу напомнить наш эпиграф к урокам: «Нет ничего такого в окружающей нас жизни, чего нельзя было бы передать русским словом»,- говорил писатель К.Г.Паустовский.

— Как вы понимаете смысл высказывания К.Г.Паустовского?

-Какой из разделов лингвистики изучает словарный состав языка?

— Каким понятием мы называем богатство языка, то есть словарный состав?

-Верно. Молодцы. Мы продолжаем путешествовать по стране Лексика. Какие города этой страны мы посетили на прошлых уроках?

3. Постановка учебной задачи

— Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в некоторое царство, в некоторое государство, а в какое именно, вы вскоре узнаете. Сейчас мы проверим, весь ли багаж вы собрали в путь.

Задание 1

— Лексический диктант

1. Слова, близкие по лексическому значению.

2. Слова, имеющие несколько значений

3. Основная единица языка.

4. Слово, имеющие одно значение

5. Словарный состав языка.

6. Слова с противоположным лексическим значением.

7. В словосочетании золотые часы прилагательное употреблено в ……. (прямом) значении, а в словосочетании золотой характер – в …….. (переносном) значении.

— Какой вывод можно сделать? (Вывод: мы изучаем лексику)

кран²

капитан кран¹

Слайд 3 Перед вами 4 рисунка. Предлагаю вам поразмышлять и ответить на вопрос: «Почему слово капитан расположено между двумя рисунками слева, а рисунки справа имеют каждый свою подпись?»

Капитан – многозначное слово, в каждом его значении имеется сходство: главный в группе.

У предметов, называющихся крАнами, -никакого сходства в значении нет.

Шёл я с сумкой за плечом,

Вижу бьёт в овраге ключ.

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду?

-Какие одинаковые слова вы услышали?

-Чем они похожи и в чём отличие?

Учащиеся отмечают, что они одной и той же части речи, одинаково пишутся и произносятся.

Слайд 4 На доске появляется запись: синонимы… На доске написано слово ОМОС=одинаковый

— образуйте по аналогии то слово, которое обозначает открытое нами явление.

-ОМОНИМЫ

Одинаково нас пишут,
Одинаково звучим,
Но по смыслу, по значению
Быть мы разными хотим.
Мы ОМОНИМЫ, друзья,
Путать нас ни с кем нельзя.
ЛЕКСИКЕ мы верно служим,
С языком всегда мы дружим.

Поэтому словаКРАН-1 и КРАН-2 называются омонимами.

Слово омоним – новое слово. Пополним им ваш лексикон.

— Итак, что мы будем сегодня изучать, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

Добро пожаловать в царство омонимов!

Слайд 5- в рабочих листах запишите число. Тему урока.

— Как думаете, что сегодня предстоит выяснить?

-Какова цель урока?

— Цель урока — понять, какие слова являются омонимами…

— Вы должны выяснить, какие слова являются омонимами, познакомиться с разными видами омонимов, научиться находить омонимы в тексте, отличать омонимы и многозначные слова, уметь использовать омонимы в речи, а помогать нам будут наши помощники Мудрый учебник, словарик и компьюша. В конце урока мы с вами должны составить паспорт омонимов.

I. Формирование понятия «омонимы», отличие омонимов от многозначных слов.

— Возвращаемся в царство омонимов. Сценка

Встретились две подруги: Оля и Надя. Надя и говорит:

— А у меня дома овсянка.

— Подумаешь,- сказала Оля,- у меня дома тоже овсянка.

-Люблю я овсянку!- добавила Надя.

-И я люблю!- сказала Оля.

— Она желтая, красивая такая!

— И вкусная, особенно с молоком!

— Как это вкусная? Как это с молоком?

— Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком

— Да ты про что говоришь?

— Как это про что? Про овсянку!

— Про какую овсянку?

— Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

— Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

— Каша песни пела?

— Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!

— Не слыхала про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!

— А потом ко мне мою овсянку кушать!

Учитель:

— Почему подруги долго не понимали друг друга? (ответы учащихся)

Кажется, я слышу чей-то разговор:

— Это чужие, скорее принеси лук. Неизвестно ещё, зачем они оказались в нашем царстве.

— Хорошо, я мигом.

— Что ты мне принёс?

— Я принёс тебе лук. Ты же просил лук!

— Лук, лук… Я просил тебя принести лук со стрелами, а не луковицу с огорода. Всё, мы пропали: они направляются сюда

— Как вы считаете, почему они не поняли друг друга?

— Вы знаете, как называются такие слова?

-Так что же такое «омонимы»? Попробуйте сформулировать правило.

-Что это за слова? – откройте учебник на стр. 160

Задание 2. Слайд 6

— Выразительно прочитайте стихотворение Александра Шибаева и определите, есть ли в этом тексте омонимы.

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В нору норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

Если норки нет уж в норке

Может, норка возле норки?

Нет нигде.

Пропал и след.

Норка-здесь,

А норки нет!

— О чём это стихотворение?

— Назовите и выпишите слова-омонимы.

— Определите лексическое значение этих слов? — Какая книга помогает нам в определении лексического значения слова?

*Норка — хищное млекопитающее;

норка (от «нора») — временное или постоянное убежище, создаваемое животными в почве. — С точки зрения этимологии слово «нора» общеславянское — «скрываться, погружаться». Было такое выражение «понерети», т.е. «опуститься», «скрыться».

А слово «норка» заимствовано из финского языка — «горностай».

Поэтому мы с уверенностью можем сказать, что по происхождению и по ЛЗ эти слова различные. — Какой сделаем вывод? (Это омонимы)

Слайд 7 Записать слова в тетрадь, объясните, что вы представляете, когда читаете эти слова.

Наводящие вопросы:

1.Какой частью речи эти слова являются? 2.Одинаковы ли они по написанию и произношению?

3. Одинаково ли лексическое значение этих слов?

— Значит, перед нами …омонимы.

Лингвистический эксперимент по рядам

Слайд 8

— Перед вами рисунки. Ответьте на вопрос

-почему рисунок 1 и 2 ряда имеет одно название, а рисунки 3 ряда имеют каждый свою подпись?»

— нос — многозначное слово, в каждом его значении имеется сходство: находится впереди чего-либо

У предметов, называющихся экипажами, — никакого сходства в значении нет, у каждого слова своё лексическое значение (лёгкая повозка и команда корабля)

Слова экипаж-1 и экипаж-2 называются омонимами.

Работа с учебником и со словарём Работа по группам Слайд 9 найдите в толковом словаре слова, дайте определение. Составить предложения.

1 группа – Свет, клуб, 2 группа – дробь, ласка, 3 группа – мир, язык

— Как определить в словаре, что это омонимы?

-Лексическое значение омонимов раскрываются в разных словарных статьях, так как имеют разные лексические значения.

-Как даётся толкование многозначных слов?

-Толкование многозначных слов даётся в одной словарной статье под цифрами.

— Итак, в чём же сходства и отличия омонимов и многозначных слов Слайд 10

Задание 4.

— Выполним упражнение 354 (устно).

Выступление уч-ся

— А откуда берутся омонимы?

1) Заимствование. Например, в русском языке существовало слово «скат» -пологий спуск, а в скандинавских слово «skat(a)» — крупная рыба с плоским телом и острым хвостом.
2) Омонимы появляются из многозначных слов — одно из лексических значений многозначного слова переходит в самостоятельное слово. Значения многозначного слова связаны между собой, но среди них выделяется одно исходное, или первичное, значение, из которого «выросли» остальные. Представим себе в виде дерева значения слова чай: они связаны между собой, как бы растут друг из друга.
3) Словообразовательный (в результате словообразования). Например, суффикс -ник в русском языке обозначает предмет и называет человека по профессии. Проводник — «вещество, хорошо проводящее электрический ток, звук, теплоту». Проводник — «железнодорожный служащий, сопровождающий вагон». Посол — «должность дипломата», посол — «соление чего-либо» (образовано от глагола солить).

В нашем багаже заметно прибыло, а нам идти ещё далеко, давайте отдохнём.

Физминутка.

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь – богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво;

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце — руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

II. Классификация омонимов. Перед вами самая высокая гора царства омонимов. Поднявшись на неё, вы сможете узнать обо всех секретах этого государства. Задание 5 (работа в парах). — Перед вами листы с упражнением (раздаточный материал). Найдите слова – омонимы. 1.Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот.
2. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь.
3. Подплываем к бе́регу — Я берегу́ эту книгу. — Какие особенности омонимов вы можете назвать? В русском языке различают полные и частичные омонимы (омофоны, омоформы, омографы) Слайд 11 Полные омонимы – слова одной части речи одинаковые по написанию и произношению, но абсолютно разные по лексическому значению.

Каждый ряд проводит расследование и составляет определение разным видам омонимов:

Частичные омонимы:

— ОМОФОНЫ — слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение. Карточка: «Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот» (К. Прутков)

— ОМОФОРМЫ — слова, которые одинаково звучат лишь в некоторых грамматических формах и при этом чаще всего принадлежат к разным частям речи. Карточка:

Вы, щенки! За мной ступайте!

Да смотрите ж, не болтайте,

Будет вам по калачу,

А не то поколочу. (А.С.Пушкин)

— ОМОГРАФЫ — слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (различия в ударении). Карточка:

А что такое Атлас?

Его приносят в класс?

Я прочитала «атлас»,

Но есть ведь и атлАс.

— Подведём итоги расследования.

— Запишите в тетрадь новые определения

Минутка для шутки.

Разгадайте загадки, ответы запишите. Разгадайте шарады Слайд 12-16(очки, нос, ключ, перо)

Итоговое задание! Слайд 17

Закрепление изученного материала

Письменный опрос на листочках

Закончите фразу

Омонимы и многозначные слова одинаково____________________________

У омонимов лексическое значение _________________________________________

3. Журавль (птица) и журавль (колодец) – это____________________________________________

В толковом словаре одна словарная статья для_______________ и разные словарные статьи для ____

Сторожил (охранял) и старожил (старый человек) – это_______________________________________

— Итак, у вас остался не заполненным только паспорт омонимов. Вам нужно поставить какой – либо знак (плюс или минус) в колонку напротив определения. Проверка В результате получился паспорт омонимов. Слайд 18

— Ну что, ребята, вот мы и на вершине самой высокой горы царства омонимов.

— Омонимы нередко используются в художественной литературе как средство, усиливающее выразительность речи. Омонимы всегда были незаменимым средством остроумной игры слов. Это ценят поэты и писатели-юмористы. Эта игра слов называется необычным словом Каламбур. Именно в этом задании перед нами «каламбуры». Шуточные вопросы Слайд 19 (колодезный журавль, корень, швейную, из строительного, насекомое), Слайд 20 (кисть руки, по гимнастическому, губа-часть лица, из железнодорожного)

Рефлексия деятельности

– Что узнали сегодня на уроке?

— Что было самым интересным?

– Какие трудности встретились? Домашняя работа Слайд21

Рабочий лист Ф.И._____________________________________________

Дата _____________ Тема урока____________________________________________________________

Задание 1. Лексический диктант

1__________________________

2___________________________

3___________________________________

4_____________________________________

5________________________________________

6______________________________________

7_________________________________________

Задание 2. — Выразительно прочитайте стихотворение Александра Шибаева и определите, есть ли в этом тексте омонимы.

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В нору норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

Если норки нет уж в норке

Может, норка возле норки?

Нет нигде.

Пропал и след.

Норка-здесь,

А норки нет!

Задание 3

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание 4

_________________________________________________________________________________________

Задание 5 (работа в парах). — Перед вами листы с упражнением (раздаточный материал). Найдите слова – омонимы. 1.Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот.
2. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь.
3. Подплываем к бе́регу — Я берегу́ эту книгу.

Письменный опрос на листочках

Закончите фразу

Омонимы и многозначные слова одинаково____________________________

У омонимов лексическое значение _________________________________________

3. Журавль (птица) и журавль (колодец) – это____________________________________________

В толковом словаре одна словарная статья для______________________________ и разные словарные статьи для ______________________________

Сторожил (охранял) и старожил (старый человек) – это_______________________________________

Паспорт омонимов

Признаки

Омонимы

1. Один и тот же вопрос

2.Одинаковое произношение

3.Одинаковое написание

4.Разные значения

5. Примеры

Как появляются омонимы в языке?
1) Заимствование. Например, в русском языке существовало слово «скат» -пологий спуск, а в скандинавских слово «skat(a)» — крупная рыба с плоским телом и острым хвостом.
2) Омонимы появляются из многозначных слов — одно из лексических значений многозначного слова переходит в самостоятельное слово. Значения многозначного слова связаны между собой, но среди них выделяется одно исходное, или первичное, значение, из которого «выросли» остальные. Представим себе в виде дерева значения слова чай: они связаны между собой, как бы растут друг из друга.
3) Словообразовательный (в результате словообразования). Например, суффикс -ник в русском языке обозначает предмет и называет человека по профессии. Проводник — «вещество, хорошо проводящее электрический ток, звук, теплоту». Проводник — «железнодорожный служащий, сопровождающий вагон». Посол — «должность дипломата», посол — «соление чего-либо» (образовано от глагола солить).

ДРОБЬ

дроби, ж.

1. только ед., собир. Мелкие свинцовые шарики (употр. для стрельбы из охотничьего ружья). В утку попал весь заряд дроби.

3. только ед. Разбитые, измельченные части чего-н. (спец.). В стекле много дроби.

Свет

Свет¹ — энергия, источник освещения. Яркий свет.

Включить свет.

Свет² — мир, вселенная, земной шар.

Целый свет.

Путешествовать по свету.

норка

Мир

Мир¹ — планета Земля. Весь мир.

Посмотреть мир.

Мир² — отсутствие войны, радость, счастье.

Жить в мире.

Молния

,

Работа с текстом.

На партах разложен текст «Главное слово». Чтение и анализ.

Хотите, я расскажу вам сказку? Я слышала её от своей бабушки.

Есть на белом свете Золотая Дверь. Если её распахнуть пошире, то все люди на Земле будут счастливы.

И вот однажды к этой Двери съехались мальчики и девочки со всего света. Одни приехали из стран, где яркое небо, солнце и пальмы. Другие – с Крайнего Севера, где вечная мерзлота.

Дети окружили Золотую Дверь и увидели флажок. На нём было написано: «Чтобы Дверь открылась, нужно сказать главное слово».

Одна девочка сказала:

-Я живу в пустыне. Кругом один песок, горячий, как огонь. Вода встречается редко. А без воды жизни нет… Главное слово – вода!

Но Дверь не открывалась.

Тогда заговорил мальчик:

-В тех местах, где живу я, — настоящее царство мерзлоты. Много месяцев висит над землёй полярная ночь. Без света, без тепла мы бы давно погибли.Главное слово – огонь!

Но дверь и теперь не открылась.

Одна маленькая девочка прошептала:

— Я знаю! Это хлеб. Без него все умрут с голоду.

Дети с надеждой посмотрели на Дверь. Она была заперта.

И тогда мальчик уверенно проговорил:

— Я знаю это слово! Оно коротенькое, но самое важное. Это – МИР! Мир – это радость. Мир – это синее небо и жаркое солнце.Мир – это хлеб и вода. Мир – это счастливые люди.

Золотая Дверь торжественно распахнулась.

vКто главные герои сказки?

vОткуда они приехали?

vЗачем хотели дети открыть Золотую Дверь?

vЧто нужно было сделать для этого?

vКакие слова дети считали главными?

vПочему Дверь не открывалась?

vКакое слово самое главное для всех детей на планете?

vА почему?

vВстретились ли вам в этом тексте омонимы? Выпишите.

Урок по русскому языку на тему «Омонимы»(5 класс)

Структура урока и хронометраж:

Место фрагмента ИКТ в структуре урока:

  • введение в тему урока

  • знакомство с новыми понятиями (анализ темы)

  • демонстрационный материал

  • упражнения для закрепления.

Формы учебной работы:

1. Фронтальная.

2. Индивидуальная.

3. Самостоятельная.

4. Дифференцированная.

5. Коллективная.

6. Групповая.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Оргмомент

— Здравствуйте, ребята!

Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны, мы добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.

Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечного света, чистоту морозного дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Удивляйтесь!

Знания откроют вам замечательный мир!

Итак, в мир знаний!

Организую внимание учащихся на плодотворную работу, настраиваю

ребят на учебную деятельность.

Создаю благоприятный психологический климат и эмоциональный настрой.

Приветствуют учителя, прове-ряют готовность к уроку.

Вывод: класс готов к уроку.

2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

Блиц — опрос в форме игры “ Ты мне – я тебе ”.

Задание на демонстрационном экране: Продолжить фразы по теоретическому материалу по теме «Лексика» (Слайд №2-4)

  • Лексика – это … (словарный состав языка.)

  • Раздел науки о языке, изучающий его словарный состав называется … (лексикологией)

  • В толковых словарях разъясняется …( лексическое значение слов)

  • Слова, имеющие несколько лексических значений, называются …( многозначными)

  • Однозначными называются слова, имеющие … (одно л/з)

  • Слово может иметь … и … значения. (прямое и переносное значения)

  • Перенос названия происходит, если у предметов есть … (какое – либо сходство)

  • Существуют разные виды словарей… (толковые, орфографические, этимологические и др..)

Проверяю знание выученного ранее теоретического материала, устанавливаю правильность и осознанность усвоения.

Использую приём игры, позволяющий проверить знание теоретического материала у большинства учащихся.

Развиваю мышление, память.

Устраняю в ходе проверки обнару-женные пробелы в знаниях, учу детей правильно излагать свои мысли.

Выделяю самых активных, учитываю их ответы при

выставлении итоговой оценки за урок.

Использую ТСО.

Ученики поочерёдно продол-жают фразу, тем самым активно и продуктивно включаются в работу, повторяют изученный материал, развивают коммуникативные навыки, мышление, память, внима-тельно следят за речью отвечаю-щих, развивают грамотную речь.

Задача: закрепление ранее изу-ченного материала, контроль.

Вывод: ученики усвоили теоретический материал.

3. Диагностика Д/З

  1. У доски работают два ученика: один выписывает

из домашнего упр. 342 слова с пропусками и графически объясняет их правописание; другой – выполняет синтаксический разбор первого предложения и морфологический разбор глагола вышел.

  1. Задание остальным ученикам:

А) выразительно прочитать текст домашнего упражнения;

Б) ответить на вопросы:

— Какие прилагательные употреблены в переносном значении?

(жемчужных, коралловых, сапфировых)

— На каком сходстве основаны переносные значения этих прилагательных? (На сходстве цвета: жемчужный – серебристо-белый, коралловый – красный, сапфировый – синий, голубой .)

— Как вы думаете, почему И.Э.Грабарь в описании февральского утра использовал не традиционные названия оттенков цвета, а эпитеты? ( Эпитеты придают тексту торжественность, яркость, красоту.)

  1. Смена тетрадей.

Контролирую выполнение д/з.

Устанавливаю правильность и осознанность выполнения д/з.

Отвечаю на вопросы, которые вызвали затруднение у учеников.

Развиваю умение отбирать материал.

Развиваю навыки выразительного чтения.

Осуществляю дифференцирован-ный и индивидуальный подход.

Показывают полученные ранее знания.

Учатся контролю, построению

логических высказываний, развивают своё воображение, речь, тренируют устойчивость внимания.

Сочетаю индивидуальную работу с активным участием класса.

4. Подготовка к изучению новой темы.

А) Вступительное слово учителя.

Учитель читает строчки из стихотворения Б. Пастернака:

Снег идёт

Снег идёт. Снег идёт.

К белым звёздочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплёт.

— Я прочитала замечательные строки русского поэта Бориса Пастернака. В них живёт, поёт «родное русское» слово. Нужно только вслушаться, «вглядеться» в каждое слово, вдуматься в его значение. Этому и учит наука о языке «Лексикология». Сегодня на уроке мы повторим изученный материал и познакомимся с новым понятием «омонимы».

Б) Оформление записей в тетрадях (дата, тема урока)

В) Повторение ранее изученного. Практика. (Слайд № 5)

— Прочитайте ещё раз строки Б.Пастернака, с которых я начала урок, и выполните письменное задание:

1) выпишите слова, употреблённые в переносном значении, и укажите название художественных выразительных средств;

(Снег идёт – олицетворение. Звёздочки в буране – метафора. Тянутся цветы – олицетворение. Оконный переплет – метафора.)

2)подберите синонимы к словам: снег идёт, буран, цветы тянутся ;

(Снег идёт – сыплется, падает. Буран – метель, пурга, вьюга, ураган. Тянутся цветы – стремятся, поворачиваются.)

Г) Самопроверка и самооценка.

Это переходный мостик к новой теме.

Организую целенаправленную познавательную деятельность.

Развиваю художественный вкус, навыки выразительного чтения.

Формирую умение ставить перед собой цель, формулировать её, приглашаю к сотрудничеству.

Закрепляю знания, полученные ранее, развиваю умение применять теоретический материал на практике.

Готовятся к познавательной деятельности.

Развивается и культивируется внимание к слову как к социально значимому явлению.

Ученики знакомятся с темой, узнают о том, над чем будут работать на уроке.

Возникает интерес к теме.

Учатся определять цель,

формулировать её.

Самостоятельно выполняют задания, требующие применение знаний по теме «Прямое и переносное значение слов».

Вывод: дети включились в предметно-практическую деятельность, готовы к изучению новой темы.

  1. Изучение новой темы.

— Познакомиться с новым языковым понятием нам помогут учащиеся.

А) Инсценирование учащимися рассказа Н.Сладкова «Овсянка».

— А у меня дома овсянка.

— Подумаешь, у меня сегодня тоже дома овсянка.

— Люблю я овсянку!

— И я люблю!

— Она жёлтая, красивая такая!

— И вкусная! Особенно с молоком!

— Как это вкусная? Как с молоком?

— Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.

— Да ты про что говоришь?

— Как это про что? Про овсянку!

— Про какую овсянку?

— Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

— Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

— Каша песни пела?!

— Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка! Не слыхал про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!

— А потом ко мне мою овсянку кушать!

Б) Вопрос классу:

— Почему вы улыбнулись, слушая этот рассказ?

— Почему мальчики долго не понимали друг друга?

(услышали одинаково звучащие слова: овсянка (каша) и овсянка (птица), произошла путаница слов)

-Одинаково ли звучат и пишутся эти слова? Какой частью речи являются?

-Ребята, такие слова называются омонимами. Прочитайте определение омонимов в учебнике на стр.142.

«Омос» – одинаковый; «онима» — имя, в целом – имеющий одинаковое звучание. (Слайд №6 )

  1. Работа с учебником и со словарём

В) Найдите в толковом словаре учебника омонимы (Упр.343)

(с.302 –вал, с.307 –рысь, с.308 –тираж, ударник, с.309 –фунт и др.).

— На что обратили внимание при знакомстве с омонимами?

— Не являются ли эти слова многозначными?

— Почему лексические значения омонимов раскрываются в разных словарных статьях? (слайд №7-9 )

(Толкование слов – омонимов даётся в разных словарных статьях – ведь это разные слова, их сходство случайно.

Явление многозначности основано либо на внешнем сходстве, либо на сходстве по действию. У омонимов нет ни внешнего сходства, ни сходства по действию.)

Г) Учимся находить омонимы в тексте. (слайд № 10)

— Смешные стихи? Как вы думаете, для чего используются омонимы в художественной литературе?

Дополнения учителя:

Омонимия – одно из средств создания комического эффекта. Каламбур – игра слов. Омонимы всегда были незаменимым средством остроумной игры слов. Это ценят поэты и писатели-юмористы: Белки сидели на ели
И семечки из шишек ели.

Активизирую познавательную деятельность ребят.

Акцентирую внимание детей на том, что они должны усвоить, чему научиться.

Этимология слова

Запись в словарики понятия.

Работа с учебником.

Знакомство со словарём омони-мов. Объяснение и нахождение омонимов в школьном толковом словаре.

Ставлю проблемный вопрос.

Активизирую мыслительную деятельность, развиваю внимание.

Использую ТСО.

Наблюдение над текстовым материалом.

Ставлю проблемный вопрос.

Запись в словарики понятия.

Активизация познавательной деятельности учащихся, их мотивация на работу на уроке.

При выполнении заданий ученики проявляют активность.

Умей отличать омонимы от многозначных слов!

Цель: совершенствовать практическое применение ЗУН, полученных на уроке.

Заинтересованы заданием, готовы к сотрудничеству.

Вывод: ученики настроены на серьёзную работу.

Выполнение тренировочного упражнения № 345

с последующей взаимопроверкой и самооценкой.

(Выписать словосочетания с омонимами так, чтобы было ясно, что обозначают омонимы.)

Оценка: 7 словосочетаний – «5»; 5-6 – «4»; 4 – «3» (слайд № 11)

1) Скосил траву. – Скосил глаза.

2) Косяк лошадей. – Косяк двери.

3) Заплетал косу. – Точил косу – песчаную косу.

Дополнительный вопрос:

— Какая орфограмма встретилась при написании слов?

(Проверяемая безударная гласная в корнях слов …)

Добиться повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, закрепить ЗУН.

Мотивирую работу на уроке.

Развиваю орфографическую зоркость

Задача: закрепление изученного материала, контроль.

Повышают уровень осмысления материала, закрепляют ЗУН.

7. Углубление знаний учащихся о разных типах омонимов.

Работа с таблицей «Типы омонимов». (слайд № 12 )

— Посмотрите на таблицу. Вы видите, что омонимы бывают нескольких типов. Те омонимы, о которых мы говорили, называются лексическими омонимами. Остальные – частичными.

— Какие виды частичных омонимов приведены в таблице?

(Омофоны, омографы и омоформы)

-Какие особенности омофонов вы заметили?

(Омофоны могут быть разными частями речи. Они одинаково слышатся, но пишутся по – разному.)

-А чем отличаются омографы?

(Омографы тоже могут быть разными частями речи, одинаково пишутся, а произносятся по – разному. )

-Чем омоформы отличаются от других видов частичных омонимов?

(Омоформы являются разными частями речи, следовательно, по – разному изменяются и имеют разный морфемный состав.)

Использую ТСО.

Стимулирую работу учащихся, развиваю коммуникативные навыки.

Развиваю монологическую речь.

Учу обобщать, делать выводы.

Показывают умение наблюдать, анализировать и выполнять задание.

  1. Закрепление изученного материала.

Задание для групп : определить тип омонимов.

(задание распечатано на листочках) (см. приложение)

Взаимопроверка и самооценка.

(1 – омоформы; 2 – омофоны; 3 – омофоны; 4 – лексические омонимы; 5 – омографы)

Закрепляю умение находить видеть разнее типы омонимов.

Развиваю зоркость, самоконтроль.

Цель для учителя: научить обучающихся самостоятельно оценивать результат своей работы

Групповая работа под руковод-ством учителя. Класс делится на группы по 3-4 человека.

Ребята показывают своё уме-ние работать в группах, прояв-ляют активность, взаимовыруч-ку, моральную поддержку.

Цели для учеников: уметь оце-нивать себя, уметь подводить итоги работы.

9. Физкультминутка.

Физкультминутку проводит ученик:

Пролетает самолёт, с ним собрался я в полёт.

Правое крыло отвёл, посмотрел.

Левое крыло отвёл, поглядел.

Я мотор завожу и внимательно слежу.

Поднимаюсь ввысь, лечу.

Возвращаться не хочу.

Задача: формирование необходимости заботиться о своём здоровье, беречь зрение.

Цель: снять напряжение с глаз и активизировать работу учащихся.

Контроль выполнения правильности упражнений.

Цель: снять напряжение с глаз.

10. Проверочная работа (слайд № 13)

Распределите слова на три группы:

1) омоформы; 2) омофоны; 3) омографы.

Топить печь – печь пироги; глубокий пруд – сломать прут; железный замок – роскошный замок; стакан из стекла – вода стекла; косить косой – косой взгляд; деревянный плот – плод дерева.

Проверка и оценка выполнения задания. (слайд №14 )

1). Омоформы.

Печь (сущ.) – печь (глаг.), из стекла (сущ.) – стекла (глаг.), косой (сущ.) – косой (прил.).

2). Омофоны. Пруд – прут; плод – плот.

3). Омографы. Замок – замок.

Оценка: 6 слов – «5»; 5,4 – «4»; 3 – «3»

Класс работает под руководством учителя.

Активизирую мыслительную деятельность, развиваю внимание.

Вырабатываю умение работать самостоятельно.

Форма: индивидуальная

Метод письменного контроля.

Проверяю качество усвоения изученного материала. Использую ТСО.

Свои теоретические знания учащиеся реализуют на практи-ческих заданиях.

Появляется дополнительная заинтересованность в работе.

Цели для учеников: показать степень усвоения материала.

Вывод: ученики усвоили материал.

  1. Подведение итогов, рефлексия.

-С каким новым лексическим понятием вы познакомились на уроке?

— Что узнали нового?

— Что вызвало особый интерес?

— В чём затруднялись?

Проверяю, как глубоко усвоен полученный материал, умение использовать полученные знания на практике.

Выявляю пробелы, корректирую знания.

Концентрируют своё внимание,

воспроизводят полученные зна-ния, развивают речь.

Показывают своё умение сопоставлять и делать выводы

  1. Выставление оценки за урок.

1. Оценка работы класса.

2. Оценки за урок ученикам и их аргументация.

Подвожу итоги урока: даю анализ и оценку успешности достижения цели, объективно оцениваю знания, мотивируя оценки.

Поощряю интерес к учёбе, стимулирую стремление к знаниям.

Ученики развивают речь, обращают внимание на то, как мы говорим, проявляют творческие способности.

Вывод: материал усвоен хорошо.

  1. Домашнее задание: (слайд № 15)

Параграфы 64-67, упр.348.

Дополнительно: Подобрать примеры омофонов, омоформ, омографов, записать предложения.

Сообщаю учащимся д/з, разъясняю методику выполнения.

Даю возможность детям заработать дополнительную оценку.

Намечаю перспективы на последующую работу.

Учащиеся знают, что им задано, как выполнять д/з и для чего это нужно. Закрепляют полученные знания.

Записывают домашнее задание, ставя перед собой цели по его выполнению.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *